Визуальная коммуникация как феномен массовой культуры конца XX-начала XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Бхат Сурая Башировна

  • Бхат Сурая Башировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 160
Бхат Сурая Башировна. Визуальная коммуникация как феномен массовой культуры конца XX-начала XXI веков: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва». 2020. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бхат Сурая Башировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

1.1. Дуальная оппозиция «глобальное-локальное» в логике соотношения визуальной культуры и визуального мышления

1.2. Ретроспективный взгляд на становление и развитие визуальной коммуникации от нерасчлененного понятия к дуальным оппозициям

ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА ХХ-НАЧАЛА XXI ВЕКА

2.1. Семиотическая специфика визуальной коммуникации в контексте массовой культуры

2.2. Визуальные нарративы и их роль в формировании ценностей массовой культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Визуальная коммуникация как феномен массовой культуры конца XX-начала XXI веков»

Введение

Актуальность исследования. С развитием общества человек старался коммуницировать, применяя различные средства связи через знаки, благодаря чему возникает основная система коммуникации. В эпоху Римской империи коммуникация опиралась не столько на устно-вербальные, сколько на письменно-визуальные знаки. Следующим важным этапом развития коммуникации считается массовое печатное слово, стимулирующее появление книг и газет. На протяжении долгого времени до появления интернета и всемирной паутины данный канал коммуницирования изменялся и развивался, при этом оставался наиболее востребованным средством коммуникации для большинства людей. Для постоянного общения с другими людьми человек вынужден был задуматься о поиске путей передачи информации на дальние расстояния. Перенасыщение современного общества средствами коммуникации, которые так или иначе влияют на процессы в политике, экономике, культуре, образовании и необходимость изыскания способов и средств компактной передачи информации привели к попыткам визуализации процесса коммуникации. Формирование социокультурной парадигмы нового типа на основе визуализации культурной символики свидетельствует о размывании границ между элитарными и массовыми сегментами культуры. Современная тенденция познавательной ориентации в сторону визуальной практики приучает общество к получению впечатлений от множества быстроменяющихся представлений о реальности. В результате происходит визуальное, а зачастую и довольно поверхностное восприятие мира, основанное на быстром получении готовых для понимания образов и конструкций. При этом человеку не нужно думать, он погружается в уже сформированное пространство смыслов и значений.

Визуальная коммуникация как способ передачи идей и информации в формах, которые можно увидеть частично или полностью, зависит от

индивидуального восприятия. Данный вид коммуникации включает в себя «знаки, типографику, рисунок, графический дизайн, иллюстрацию, промышленный дизайн, рекламу, анимацию, цвет и электронные ресурсы» [Березин 2003: 123].

В ХХ веке осуществился ярко выраженный переход от вербальной культуры к визуальной, основанной на зрительных образах и изображении. Эти же процессы произошли и в коммуникации, которая претерпела серьезные изменения, благодаря появлению и утверждению культуры радио, телевидения, а затем и интернета. Термин «коммуникация» (фр., англ. communication < лат. communicatio - сообщение, передача; communicare - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать), введенный в научный оборот в начале прошлого века, с точки зрения современной науки подразумевает не только человеческое общение, но и механизмы, пути, формы, функции, смыслы, задачи, связанные с процессом коммуникации: это и обмен взглядами в уличной сцене (Э. Гидденс), и диалог с Другим (М.М. Бахтин), и тексты культуры (Ю.М. Лотман), и миф как «похищенный язык» (Р. Барт), и смысловые модели реальности (П. Бергер, И. Гофман, Т. Лукман и др.) и т.д. Именно в этот период возникает понятие массовой коммуникации, доступной и понятной каждому, направленной на аудиторию. В современном обществе вербальные средства коммуникации стремительно уступают визуальным как более востребованным, при этом важную роль играет развитие технологий, которые меняют способы подачи информации для ускорения ее усвоения и влияния на массы.

Как отмечает В.М. Березин, «иллюстрирование ныне все шире становится элементом текстообразования. Уровень интегрированности всех изобразительных средств, равно как и других знаковых образований, в единое текстуальное пространство печатных и электронных изданий весьма высок» [Березин 2003: 163]. И именно благодаря усилившейся визуализации стал популярен особый способ коммуникации - графически-текстовый.

Интенсивное использование изображения не только знаменует собой качественно новый процесс развития коммуникации, но и отвечает первостепенным потребностям современного общества. Тем самым, ориентация современного мира на визуальный способ представления информации, обусловила выбор темы исследования: «Визуальная коммуникация как феномен культуры конца ХХ-начала XXI веков». И именно благодаря усилившейся визуализации стал популярен особый способ коммуникации - графически-текстовый. Преимущества данной коммуникации предполагают минимальную расшифровку сообщения, лучшее усваивание информации, а также увеличение информативности при незначительном размере изображения и правильной его подаче. Интенсивное использование изображения не только знаменует собой качественно новый процесс развития коммуникации, но и отражает первостепенные потребности современного общества. Актуальность темы исследования обусловлена ориентацией современного мира на визуальный способ представления информации.

Степень научной разработанности проблемы. В науке накопился значительный теоретический материал, связанный с визуальной коммуникацией.

Еще в античной Греции с развитием риторики изучением вопросов коммуникации занимались Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон. Проблемы коммуникации как свойства человеческой природы находились в центре внимания таких французских материалистов, как К. Гельвеций, П. Гольбах; отечественных философов А.Н. Радищева и Д.И. Писарева; немецких философов - К. Маркса, Л. Фейербаха, Ф. Энгельса, рассматривавших коммуникацию как результат общественных отношений.

С середины ХХ в. понятие «коммуникация» стало активно разрабатываться и применяться в системе социально-гуманитарного знания. Вопросы качественной оценки коммуникационных процессов и разнообразной специфики общения представлены в трудах таких философов, как К.О. Апель,

Н.А. Бердяев, М. Бубер, Ю. Хабермас, К. Ясперс и др. Во второй половине ХХ в. сформулированы и описаны коммуникационные модели, признанные классическими для современного социально-гуманитарного знания Г. Лассуэллем, П. Лазарсфельдем, К. Шенноном, У. Уивером.

Коммуникацией как интерактивным и интерпретативным процессом, в ходе которого коммуниканты практически одновременно посылают и получают сигналы в виде сообщения, занимались А.А. Брудный, Л.П. Буева, В.П. Морозова, Ч. Осгуд, М.Де Флер, У. Шрам.

Философско-антропологическую проблематику коммуникации изучали Р. Барт, Д. Белл, Ж. Бодрийяр, А. Камю, М. Кастельс, Ж. Лакан, К. Леви-Стросс, Ж. Ф. Лиотар, М. Маклюэн, К. Поппер, Э. Тоффлер, Э. Фромм, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, К. Ясперс и многие другие. В своих работах они анализируют антропологические аспекты коммуникации, природу коммуникационного действия и социальную организацию коммуникационного пространства, антропологические вопросы медиапространства и т.д.

В России социологическим и философским аспектам содержания коммуникации, ее видов, форм и типов посвятили свои работы А.А. Брудный, Д.П. Гавра, О.Л. Гнатюк, В.П. Конецкий, Н.Д. Саркитов и др.

Ряд зарубежных и отечественных исследователей анализирует проблемы коммуникационных, информационных, виртуальных, цифровых революций (Г.П. Бакулев, М. Кастельс, Л.Д. Рейман). А.И. Ракитов - один из первых отечественных философов, разработавших методологические основы анализа информационно-компьютерной революции, которые получили развитие в рамках такого научного направления, как социальная информатика.

Проблема коммуникации в информационном обществе была исследована Д. Беллом, В. Мартином, Е. Масудой, Д. Рисменом, О. Тоффлером, и др. Обширное количество работ посвящено исследованию различных видов социальной коммуникации, среди которых следует выделить методологические аспекты коммуникации, связанные с масс-медиа (А. Ю. Борисова,

О. К. Валитов, Э. Гофман, Н. С. Данакин, В.И. Терин).

Широкое использование различных вариаций понятия коммуникации требует обобщающего уточнения ее содержания и обоснования адекватной современному состоянию научной мысли дефиниции для разработки на этой основе авторского подхода к теоретической интерпретации данного понятия.

Теоретической предпосылкой данного исследования явилось осознание факта, что представление о коммуникации как одного из элементов системы социальных взаимодействий сформировалась лишь к 50-м гг. XX в., при этом, трактовка понятия коммуникации не включала в себя некую культурную интерпретацию.

Основной интерес к проблеме визуальной коммуникации вызван осознанием значения коммуникации как средства сохранения и аккумуляции духовного богатства человечества - научного знания, технического умения, художественной красоты, а также возрастающей актуальностью технически обусловленных модификаций современной коммуникации.

История визуальной коммуникации непосредственно связана с развитием языка, историей народа и его культуры. Интересны исследования коммуникации как визуального нарратива, представленные в работах X. Абботта, Р. Архейма, А. Барри, Р. Блэйка, Е. X. Гобрича, Т. Диркса, С. Чатмана, Дж. М. Xокинса.

Изучением аспектов передачи информации в графически-текстовом формате занимались Е.Е. Анисимова, Р. Арнхейм, П. Граветт, Б.А. Иванов, Б. Кояма-Ричард, Д. Маккуэль, Ф. Шодт, У. Эко.

Одним из графико-текстовых способов передачи информации явились комиксы с собственным визуальным языком, который ускоряет понимание и значительно уменьшает затраты на декодирование. Используя визуально-текстовый способ коммуникации, опирающийся на визуализацию информации, комиксы занимают важное место среди средств массовой информации, что позволяет рассматривать их и как особый вид медиатекста, интегрирующий

лексические и визуальные компоненты, и как неотъемлемую часть системы медиакоммуникаций. В Японии, где комическая среда (манга на японском языке) со временем становилась одной из самых распространенных форм развлечения и общения, визуальный язык комиксов достиг высокого уровня сложности и утонченности.

Вопросы японского визуального языка как способа коммуникации интересуют В.М. Березина, Р. Граветта, И. Кинко, Дж. Лента, К. МакКиней, С. МакКлауда, Б. Нортона, С.Р. Петерсена, Р.С. Харвей, В. Эйснера.

Комиксы были изучены (Р. Барт, В. С. Библер, Ч. С. Пирс, Ф. де Соссюр, Т. Хоукс) с использованием многих формализмов, охватывающих историю современного семиологического исследования, от структурализма и генеративной грамматики до когнитивной и прикладной семиологии. Эти подходы содержат обобщающие выводы, поэтому вклад каждого из них будет обсуждаться в данной работе в широком обзоре семиологических исследований, проведенных с использованием комиксов.

Изучение комиксов с точки зрения структурализма и семиологии появились еще в 1970-х гг. в Европе, при этом структурализм рассматривал язык как набор культурных кодов, делая комиксы той единственной формой, где можно найти культурные коды и свести их к минимальным единицам. Комиксы являются одним из нескольких видов комбинации искусства и медиа, анализируемых в семиологическом ключе. Многие авторы стремились описать минимальные единицы нарратива комиксов на разных уровнях представления.

В. Кох и В. Хюнинг создали таксономии унификации, которые строятся от детальных графических представлений о персонажах, местах и т. д. до целых комических панелей, вплоть до целых последовательностей (текстов). Р. Губерн также дифференцирует формы представлений (морфемы) с их цветом (колоремы).

Другие подходы (Р. Fresnault-DerveПe, W. Hunig) были сосредоточены на изучении последовательности комиксов путем выявления элементарных

единиц повествовательных функций, последовательных тенденций в сюжетах и рассказах, а затем сравнивали их с другими жанрами повествования. Т. Гроенстин объединил свой подход в схеме, что «комиксы - это язык», но отказался от поиска минимальных единиц, в то время как семиотические подходы используются в работах М. Дина и Дж. Миллера.

Помимо подходов, рассматривающих структуру кодов, в работе использовались положения семиотики Ч. Пирса, в которой основное внимание уделяется выражению значения через различные виды ссылок. В то время как работы европейских авторов основаны на структуралистских традициях, современные исследования комиксов базируются на когнитивных принципах. Например, С. МакКлауд предлагает принцип «замыкания», когда ум «заполняет промежутки» между панелями, чтобы понять последовательность изображений. С. МакКлауд характеризует линейные отношения между соседними парами панелей с набором из шести типов «переходов панелей», основанных на изменениях в действиях, персонажах или окружающей среде. Он также довольно открыто сравнивает среду с языком, утверждая, что «иконография» графических значений составляет словарь, а «замыкание» -грамматику. Подход С. МакКлауда проник почти во все семиологически ориентированные исследования комиксов с момента его публикации.

И М. Сарацени, и Е. Стаинбрук сосредоточили свои работы на адаптации панельных переходов С. МакКлауда к теориям словесных исследований, в то время как С. Нараян сравнил их с когнитивными теориями о структуре событий. Т. Брайдмен и В. Лим используют идеи С. МакКлауда в своих дискуссиях о мультимодальных текстах, которые объединяют изображения и слова.

Подход к «визуальной лексике» (Н. Кон) опирается на теории строительной грамматики (A. Goldberg, R. Jackendoff) с чувствительностью к конкатенации паттернов со значением формы, хранящихся в памяти при размерах от мелкомасштабных графических компонентов для полной

мультимодальной последовательности. Наконец, Дж. Лараудогойта в своем анализе опирается на методы компьютерной семиологии с использованием компьютерных алгоритмов для изучения закономерностей и структур языка при рассмотрении последовательных структур комиксов.

Это исследование способствует заполнению пробела в культурологическом знании относительно канала графического выражения коммуникации, что и обусловило выбор объекта и предмета диссертационного исследования, его цель, определило спектр решаемых задач и структуру работы.

Объектом работы выступает феномен визуальной коммуникации в социокультурной реальности.

Предмет - визуальная коммуникация в массовой культуре конца XX -начала XXI в.

Цель работы - рассмотреть динамику развития визуальной коммуникации в массовой культуре.

Задачи работы:

1) обозначить методологическую оппозицию «глобальное-локальное» в логике соотношения визуальной культуры и визуального мышления;

2) осуществить ретроспективный анализ становления и развития визуальной коммуникации;

3) выявить семиотическую специфику визуальной коммуникации в контексте массовой культуры;

4) проанализировать визуальные нарративы и их роль в формировании ценностей массовой культуры.

Гипотеза исследования.

Визуальная коммуникация отражает восходящий путь развития человеческого общества в целом и как «вторая реальность» обусловливает стремительное вторжение в пространство XXI века цифровой среды. Визуальная коммуникация, ключевые пласты которой (графический и

текстовый) обладают мощным потенциалом, выступает открытой формой культуры, реагирует на технологические, цивилизационные сдвиги и влияет на смену иерархии ценностей массовой культуры.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

- социокультурный подход, способствующий анализу динамики феномена визуальной коммуникации, возникшей в эпоху цифровой культуры;

- системный подход, в контексте которого рассматривается визуальная культура как целостная система с точки зрения ее структуры, компонентов, функций и целей;

- диалектический принцип понимания целого и части, позволивший осмыслить двойственность визуальной коммуникации как единство противоположностей;

- метод интерпретации смыслового наполнения визуальной коммуникации как предметного тела культуры;

Научная новизна исследования состоит в том, что визуальность интерпретируется как неотъемлемая часть коммуникации в массовой культуре современности, ведущая к преобразованию социокультурного контекста.

К научным результатам, обладающим элементами новизны, можно отнести следующее:

• рефлектирована специфика становления визуальной коммуникации в условиях глобализации визуальной культуры в логике соотношения полюсов дуальной оппозиции «глобальное-локальное», характеризующейся нарастающей динамикой;

• разработана авторская концепция визуальной коммуникации, определяемая ее функциональными свойствами, которые осмысляются как метафункции данного феномена, поскольку интенсивное использование изображения не только знаменует собой качественно новый процесс развития коммуникации, связанный с креативностью массового мышления, но и отвечает первостепенным потребностям современного человека (поколения 7);

• обоснован эвристический потенциал визуальной коммуникации, заключающийся в институализации визуальной нарративности историй, передаваемых с помощью визуальных эффектов;

• выявлено диалогическое основание популярной формы визуальной коммуникации - комикса, которое репрезентирует его билатеральную структуру;

• обоснован авторский подход в интерпретации значимости визуального языка как социального института в массовой культуре и его позитивной роли в формирования культурных смыслов в социокультурном пространстве.

Положения, выносимые на защиту.

1. Визуальная коммуникация - особый динамичный феномен массовой культуры, являющий собой сложную систему смыслопорождения и смысловосприятия с использованием символов и образов, который выступает в качестве одного из трех основных типов общения, наряду с вербальным общением (говорение) и невербальным общением (тон, язык тела и т. д.) в современном социуме. Визуальная коммуникация как специфическая форма социокультурной структуры общества задает свой особенный стиль общения, расширяя пространство индивидуальной свободы и воздействуя на ментальное поле человека. Реальность визуального порождает небывалые возможности и риски, открывая новые перспективы для анализа динамики общества. Начиная с древнейших времен и до настоящего времени, общество меняет и тем самым подстраивает под себя не только виды письма, но и внешний облик графических символов в зависимости от совершенствования орудий письма. Совершенствование визуальной коммуникации отражает восходящий путь развития человеческого общества в целом:

- быстрое распространение цифровых технологий способствуют формированию новой визуальной коммуникации и визуальной культуры;

- экспансия визуальной культуры привела к развитию механизмов

соответствия когнитивных способностей личности ориентироваться в проблемном пространстве современности, таких как развитие высокой скорости производства и потребления визуальных продуктов, формирование структурной экранности восприятия и производства образов, развитие осознания доминирования визуальных медиа во всех сферах повседневной жизни, практическое освоение современного окружающего мира как через создание выверенных продуктов в сфере технологий, формирование критического мышления в процессе отбора материала.

2. Сущность визуальной культуры схватывается дуальной оппозицией «глобальное-локальное», которая интерпретируется как фокус организации культуры современности. В осмыслении любой картины мира лежат различные оппозиции, которые носят универсальный характер, являющиеся определяющими категориями человеческого сознания. Такие универсальные понятия (жизнь-смерть, счастье-несчастье, правый - левый, хорошее - дурное, близкое - далекое, прошлое - будущее, здесь - там и др.) тесно связаны между собой и образуют оппозиционную модель мира, которая помогает воспринимать окружающую действительность. Современная культура определяется доминантами визуального (комиксы, кино, реклама, искусство, включая стрит-арт, визуальные социальные сети, визуализация мыслительных процессов и др.), как продукт свершившегося «визуального поворота», в результате которого на смену коммуникации, конституирующей себя через вербальный текст, приходит визуальная коммуникация, актуализирующаяся в творческой репрезентации изображения по схеме «вербальное-визуальное».

Суть противоположности вербального и визуального состоит в передаче движущих сил развития визуальной коммуникации. Динамичным средством визуальной коммуникации, востребованным в силу своей скорости донесения информации, является комикс, который выступает наиболее подходящим средством передачи базовой ценности современной культуры - динамичных сообщений.

3. Комиксы - графическая среда, обладающая билатеральной структурой, реализованной на языке символов и иконок; это сочетание картинки и текста. Комиксы обладают своим собственным визуальным языком, который может ускорить понимание и значительно уменьшить «затраты» на декодирование. Сущность визуального языка, именуемая в западной культуре семиотическим языком (Ч. М. Моррис, Ч. С. Пирс, Ф. Де Соссюр), а в российской культуре -креолизованным языком (И. В. Вашунина, Е. Ф. Тарасов) - структурирована визуальной грамматикой, которая регулирует чтение комиксов. Для передачи смысла используются только три основных способа: создание звуков, движущихся тел и создание графических изображений. Затем может быть предложено теоретическое расширение: когда любая из этих сущностей приобретает структурированную последовательность, регулируемую правилами, то есть грамматику, эта форма становится типом языка. Это приводит к тому, что структурированные последовательные звуки становятся языками мира, структурированные последовательные движения тела становятся языками жестов, а структурированные последовательные изображения буквально становятся визуальными языками. Комикс-культура структурирует визуальную культуру. Комикс как вид визуальной коммуникации направлен на массового субъекта, он сам или отдельные его элементы проникли повсюду - в социальные сети, в учебные пособия, фильмы. Тип визуальной коммуникации, транслируемый комиксом (передача информации путём изображений или визуально-текстового единства), широко используется и за пределами комикса, поскольку отвечает актуальным социокультурным задачам.

4. Визуальный нарратив — это категория, которая обусловлена новым витком развития визуальной коммуникации, и кодирует свою самобытность представлением информации в историях визуально. Под визуальными нарративами понимаются такие виды как: повествовательное искусство, визуальное повествование, фильмы, иллюстрированные рассказы, комиксы,

последовательное искусство, историческая живопись, анимация и т. д. Визуальные нарративы - новый способ ментального представления историй в культурном поле, для иллюстрирования которых используются визуальные эффекты. Термин «визуальный нарратив» является всеобъемлющей идиомой, выступая поджанром самих визуальных исследований. Понятие «нарратив» расширяет значение повествования в терминах кодово-символической культуры (комиксы/манга), которые объясняют его способность представления мира как в визуальной, так и в текстовой формах, при этом изобразительное повествование предстает как альтернатива или разновидность повествовательной формы. Кодово-символическая визуальная культура -форма письма, где идеи передаются посредством последовательных рисунков, становясь повседневностью, как межкультурный продукт народной культуры.

Соответствие паспорту специальности.

Область диссертационного исследования соответствует номенклатуре специальности 24.00.01 - Теория и история культуры - по пунктам: 1.8. Генезис культуры и эволюция культурных форм; 1.14. Возникновение и развитие современных феноменов культуры; 1.18. Культура и общество; 1.24. Культура и коммуникация; 2.21. Экзистенциальная философия культуры; 2.5. История культуры и история культурологии.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном осмыслении визуальной коммуникации и расширении культурологического знания о закономерностях ее функционирования, воздействия на социокультурные процессы. Изучение различных форм визуальной коммуникации позволяет рассматривать ее на новом качественном уровне, позволяющем наметить иерархическую структуру и перспективы последующих исследований, результаты которых могут углубить теоретические представления в области проблематики визуальной культуры. Основные выводы диссертации расширяют научное знание о современном пространстве гуманитарной культуры.

Практическая значимость работы заключается в том, что положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при чтении лекционных курсов и проведении семинарских занятий по культурологии, связям с общественностью, философии культуры, маркетингу, а также в одноименных спецкурсах в высших учебных заведениях, связанных с подготовкой специалистов в сфере визуальной коммуникации.

Апробация диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на аспирантских семинарах по дисциплине «Культурология» института гуманитарных технологий, заседаниях кафедры культурологии и социокультурных коммуникаций РосНОУ (г. Москва). Результаты исследования отражены в докладах и сообщениях на научных конференциях: на XI ежегодной международной научной конференции «Образование, исследование и инновации» (Испания, ноябрь 2018), ежегодной конференции «Цивилизация Знаний» (Москва, апрель 2016, 2017, 2018). Основные идеи и научные результаты отражены в 8 научных статьях (общим объемом 4,8 п.л.), 5 из которых опубликованы в рецензируемых журналах, включенных в Перечень ВАК РФ, 1 в международном журнале, включенном в международные базы данных Scopus и Web of Science, 1 в журнале, включенном в базы данных РИНЦ и 1 в других изданиях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бхат Сурая Башировна, 2020 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев, В. П. Становление человечества / В.П. Алексеев. - М.:

Политиздат, 1984. - 462 с.

2. Алексеев, В.П. История первобытного общества. 4-е изд. / В.П. Алексеев,

А.И. Першиц. - М.: Высшая школа, 1990. - 352 с.

3. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация /

Е.Е. Анисимова. - М.: Академия. 2003. - 128 с.

4. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель. - СПб.: Азбука, 2015. - 352

с.

5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. Перевод В. Самохина /

Р. Арнхейм. - М.: Искусство, 1974. - 386 с.

6. Афанасьева, Г.В. Социально-философский анализ массового сознания:

автореф. канд. фил.наук. / Г.В. Афанасьева. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/sotsialno-filosofskii-analiz-massovogo-soznaniya-i-massovoi-kultury (дата обращения: 12.03.2019)

7. Ахиезер, А.С. Труды. т. 2 / А.С. Ахиезер. - М.: Новый хронограф, 2008 -

504 с.

8. Ашин, Г.К. Буржуазная массовая культура / Г.К. Ашин. - М.: Знание,

1988. - 40 с.

9. Байер, Б. История человечества. 5500 лет / Б. Байер, У. Бирнштайн, Б.

Гельхофф, Э.К. Шютт. - М.: АСТ, Астрель, 2002. - 640 с.

10. Бакулев, Г.П. Гиперперсональная коммуникация: вызов традициям? // Коммуникация и конструирование социальных реальностей / Отв.ред. О. Г. Филатова. - СПб.: Роза мира, 2006. - 156 с.

11. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: трактаты, статьи, эссе ; пер. Г. К. Косикова. - М.: МГУ, 1987. - С. 387422.

12. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - С. 72-130.

13. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры // пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина / Р. Барт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

14. Бауман З. Свобода // Пер. с англ. Г. М. Дашевского. предисл. Ю. А. Левады / З. Бауман. - М.: Новое издательство, 2006. - 132 с.

15. Бердяев, Н. О назначении человека / Н. Бердяев. - М.: Мультимедийное изд-во Стрельбицкого, 2017. - 572 с.

16. Бердяев, Н. Самопознание / Н. Бердяев. - М.: Мультимедийное изд-во Стрельбицкого, 2017. - 463 с.

17. Бердяев, Н. Философия свободы / Н. Бердяев. - М.: Мультимедийное изд-во Стрельбицкого, 2017. - 373 с.

18. Березин, В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Бердяев. - М.: РИП-холдинг, 2003. - 174 с.

19. Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1991.

- 414 с.

20. Борисова, А.Ю. Геометрография - язык визуализации структурируемых объектов / А.Ю. Борисова. - М.: НИУ МГСУ, 2015.

- 105 с.

21. Большая Советская Энциклопедия / Третье издание. Т.12. - М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1973. - 507 с.

22. Брудный, А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. - М: Лабиринт, 2005. - 336 с.

23. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение, Л.П. Буева. - М: Мысль, 1978. - 215 с.

24. Валитов, О. К. Социально-философский анализ проблемы свободы средств массовой информации (СМИ) в современных условиях / О.К.

Валитов. - Уфа: Китап, 2009. - 148 с.

25. Варбанец, Н. В. Иоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе / Н.В. Варбанец. - М.: Книга, 1980. - 303 с.

26. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. - С-Пб: Питер, 2011. - 231 с.

27. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации / О.Л. Гнатюк. - М.: КноРус, 2010 - 255 с.

28. Данакин, Н.С. Коммуникативная технология / Н.С. Данакин, И. В. Конев, М. В. Коротицкая. Белгород: Изд-во БГТУ, 2007 - 167 с.

29. Деррида, Ж. Глобализация. Мир. Космополитизм / Ж. Деррида // «Космополис». - 2004 - № 2 (8). - С. 125-140.

30. Деррида, Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой / Ж. Деррида. - М.: Ad Marginem, 2000 - 512 с.

31. Дирингер, Д. Алфавит / Д. Дирингер. - М.: Иностранная литература, 1963 - 642 с.

32. Дэвлет, Е. Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование / Е.Г Дэвлет. - М.: Научный мир, 2002. - 256 с.

33. Забияко, А. П. Элиаде, Мирча. / Культурология. XX век. Энциклопедия Т. 2. М - Я / А.П. Забияко. - С-Пб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. - 370 с.

34. Ивацов, В. П. От рисунка до азбуки / В.П. Ивацов. - Ростов н/Д.: Книжное издательство, 1957. - 36 с.

35. Кацнельсон, И.С. Ж. Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов: Сб. статей / И.С. Канцельсон. - М.: Наука, 1979. - 140 с.

36. Козлов, Е.В. Комикс как явление лингвокультуры: знак текст -миф / Е.В. Козлов. - Волгоград: ВФМУПК, 2002. - 219 с.

37. Королев, К. М. История письма: Эволюция письменности от Древнего Египта до наших дней / К.М. Королев. - М.: Эксмо; С-Пб.: Terra Fantastica, 2002. - 400 с.

38. Коростовцев, М.А. Введение в египетскую филологию / М.А. Коростовцев. - М.: Изд-во вост. литры, 1963. - С. 33, 59-68. - Режим доступа: http://www.egyptology.ru/lang/Korost-Vvedenie/korost-vvedenie2b.pdf (дата обращения: 17.05.2019)

39. Косвен, М.О. Очерки истории первобытной культуры. 2-е изд., испр. и доп. / М.О. Косвен. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957 - 240 с.

40. Костер, Л. Я. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.) / Л.Я. Костер. - СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1907. - 578 с.

41. Костина, А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А.В. Костина. - М.: Изд-во МГСА, 2003. - 456 с.

42. Кочергина, В. А. Краткий очерк истории письма / В.А. Кочергина. -М.: Московский университет, 1955. - 40 с.

43. Кронон, У. Место для историй: природа, история, повествование / У. Кронон // Человек и природа. Экологическая история. - М.: Алетейя, 2008. - 352 с.

44. Кукаркин, А.В. Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы / А.В. Кукаркин. - М.: Политиздат, 1985. -399 с.

45. Лурье, И.М. Хрестоматия древнеегипетских иератических текстов. Вып. 1. Древнее царство — начало XVIII династии / И.М. Лурье. Л. -Л.: [лит. ГЭНИИ], 1948. - 40 с.

46. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. - М.: Фонд «Мир», 2005.

47. Мелетинский, Е. М. Клод Леви-Стросс и структурная типология мифа / Е. М. Мелетинский // Вопросы философии. № 7.- М.: Правда, 1970.

48. Мильчин, А. Э. Типография // Издательский словарь-справочник. 3-е изд., испр. и доп. / Э.А. Мильчин. - М.: ОЛМА-Пресс, 2006. - Режим доступа: http://find-info.ru/doc/dictionary/publishing/index.htm (дата обращения: 05.05.2019)

49. Морозов, В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация / В.П. Морозов. - М.: ИП РАН, 1998. - 160 с.

50. Придо, Т. Кроманьонский человек / Пер. с англ. И. Г. Гуровой / Т. Придо. М.: Мир, 1979. - 160 с.

51. Ракитов, А.И. Анатомия научного знания / А.И. Ракитов. - М.: Издательство политической литературы, 1969. - 208 с.

52. Ракитов, А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход / А.И. Ракитов. - М.: Издательство политической литературы, 1982. - 303 с.

53. Ракитов, А.И. Философские проблемы науки / А.И. Ракитов. - М.: Мысль, 1977. - 270 с.

54. Рейман, Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении / Л.Д. Реймон // Вопросы философии. № 3.- М.: Правда, 2001. - С. 3-9.

55. Рябова М. Э. Социализация личности и текст: методологический и социально-философский аспекты. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - 152 с.

56. Саси, А.-И. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.) [Электронный ресурс]. / А.-И. Саси. - С-Пб.: Издательство Брокгауза и Ефрона, 1890-1907. - Режим доступа: https://runivers.ru/lib/book3182/ (дата обращения 27.04.2019)

57. Сонин А. Г. Комикс: психолингвистический анализ. Барнаул: Издательство Алтайского госуниверситета, 1999. - 111 с.

58. Соссюр, Ф. Труды по языкознанию / Пер. с франц. яз. под ред. А. А. Холодовича. Предисл. проф. Н. С. Чемоданова / Ф. Соссюр. - М.: Прогресс, 1977. - 696 с.

59. Терин, В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада / В.П. Терин. - М.: МГИМО, 2000. - 224 с.

60. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. - М.:

Согласие, 2000. - 671 с.

61. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Перевод на русский язык: В. П. Визгин, Н. С. Автономова / М. Фуко. - М.: «Прогресс», 1977. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5169 (дата обращения 20.06.2012)

62. Хайдеггер, М. Феноменологические интерпретации Аристотеля (Экспозиция герменевтической ситуации) / Пер. с нем., предисл., науч. ред., сост. Н. А. Артеменко / М. Хайдеггер. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2012. - 224 с.

63. Чурой, А.О. Происхождение и значение китайского иероглифа / А.О. Чурой // Молодой ученый. - 2015. - № 18. - С. 550-551. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/98/22063 (дата обращения: 28.08.2019)

64. Шер, Я.А. Первобытное искусство: Учебное пособие / Кемеровский государственный университет / Я.А. Шер. Кемерово: Изд-во КемГУ, 2011. - 436 с.

65. Шер, Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии / Я.А. Шер. - М.: Наука, 1980. - 328 с.

66. Шифман, И.Ш. Финикийский язык / И.Ш. Шифман. М.: Издательство восточной литературы, 1963. - 68 с.

67. Юнг, К. Человек и его символы / К. Юнг. - М.: Медков С.Б., Серебряные нити, 2017. - 352 с.

68. Юнг, Т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). Т. XLI (1904): Эрдан — Яйценошение / Т. Юнг. - СПб., 1890-1907. - 389 с.

69. Abbott, L.L. Comic Art: Characteristics and Potentialities of a Narrative Medium / L.L. Abbott // The Journal of Popular Culture. NJ.:Wiley-Blackwell, 1986. - 19(4). - PP. 155-176.

70. Aiken, K. Superhero History: Using Comic Books to Teach U.S. History /

L. Aiken // American Historians Magazine of History. - Oxford: Oxford University Press, 2010. - 24(2). - PP. 41-47.

71. Akerblad, J.D. Svenskt biografiskt handlexikon [Электронный ресур] / J.D. Akerblad. - 1906. - vol. 2 (2 ed.). - PP. 769-770. - Режим доступа: http://runeberg.org/sbh/akerbljd.html (Дата обращения: 14.05.2019)

72. Althusser, L. Philosophy for Non-Philosophers. / L. Althusser. - NY.: Bloomsbury Academic, 2017. - 224 p.

73. Anderson, M. On Semiotic Modeling. / M. Anderson. - NY.: Mouton de Gruyter, 2013. - 632 p.

74. Anderson, M. The Myth of Persistence of Vision Revisited / M. Anderson, B. Anderson // Journal of Film and Video. - Champaign: University of Illinois Press, 1993. - 45(1). - PP. 3-13.

75. Apel, K.-O. Towards a Transformation of Philosophy. / K.-O. Apel. -London: Routledge Kegan & Paul; Routledge, 1979. - 308 p.

76. Apel, K.-O. Understanding and Explanation: A Transcendental-Pragmatic Perspective. / K.-O. Apel. - Cambridge: The MIT Press, 1984. - 320 p.

77. Arizpe, E. Letting the Story Out: Visual encounters with Anthony Browne's The Tunnel [Электронный ресур^ / E. Arizpe. - 2001. -№35(3)11. - PP. 115-119. - Режим доступа: https://www.blackwellpublishing.com/content/bpl_images/Journal_Samples /READ0034-0472~35~3/ 173.PDF (Дата обращения 07.03.2019)

78. Atkinson, D. Alternative Approaches to Second Language Acquisition. / D. Atkinson. - London:Taylor & Francis. - 2011. - PP. 73-94.

79. Bal, M. Narratology: Introduction to the Theory of Narrative. / M. Bal. -Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division, 1997. - P. 256.

80. Bamford, A. The visual literacy white paper. / A. Bamford. - Режим доступа: https://www.aperture.org/wp-content/uploads/2013/05/visual-literacy-wp.pdf (Дата обращения: 25.02.2019)

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

Barnard, M. Approaches to Understanding Visual Culture / M. Barnard. -London: Red Globe Press, 2001. - 212 p.

Barnard, M. Art, design and visual culture: An Introduction / M. Barnard. -London: Palgrave Macmillan, 1998. - 228 p.

Barrier, M. A Smithsonian Book of Comic-Book Comics / M. Barrier, M. Williams. - New York: Smithsonian Institution Press, 1981. - PP. 270-284. Barthes, R. Elements of semiology. / R. Barthes. - New York: Hill and Wang // Annette Lavers & Colin Smith (Trans.), 1977. - 112 p. Barthes, R. S/Z: An Essay. / R. Barthes. - New York: Hill and Wang -1975. - 271 p.

Barthes, R. S/Z: An Essay. New York: Hill and Wang.1975 - 271 p. Barthes, R. A Barthes Reader / R. Barthes. - New York: Straus and Giroux, 1982. - 495 p.

Baudrillard, J. Forget Foucault. / J. Baudrillard. - LA.: Semiotext(e), 2007. - 128 p.

Baudrillard, J. Symbolic Exchange and Death / J. Baudrillard. - London: SAGE Publications Ltd; Culture & Society, 2017. - 280 p. Baudrillard, J. The System of Objects (Radical Thinkers). / J. Baudrillard. -London: Verso, 2006. - 224 p.

Beaty, B. Studies in Book and Print Culture. / B. Beaty. - Toronto: University of Toronto Press, 2007. - 318 p.

Bednarik, R.G. Rock Art Science: The Scientific Study of Palaeoart. / R.G. Bednarik. - Basel: Aryan Books International, 2007. - 220 p Bell, D. The Cultural Contradictions Of Capitalism: 20th Anniversary Edition. Basic Books, 1996 - 400 p.

Benjamin, W. The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction / W. Benjamin. - London: Penguin, 2008 - 128 p.

Bitz, M. The Comic Book Project: The Lives of Urban Youth / M. Bitz // Art Education. - Virginia: National Art Education Association, 2004. -

57(2). - PP. 33-39.

96. Blake, R. The Role of Temporal Structures in Design Thoughts Human Vision. / R. Blake, S.-H. Lee // IIT Bombay Lib. - London: SAGE Publications Ltd, 2005. - PP. 21-42. - Режим доступа: http://bcn.sagepub.com (дата обращения 30.09.2018)

97. Boas, F. и / F. Boass // Amencan Anthropologist N S. - NY.: American Anthropological Association, 1924. - Vol. 26. - PP. 340-344

98. Bridgeman, T. Figuration and Configuration: Mapping Imaginary Worlds in BD. / T. Bridgeman // C. Forsdick, L. Grove & L. McQuillan (Eds.). -Amsterdam: Rodopi, 2005. - PP. 115-136

99. Brown, P.F. Venice and Antiquity: The Venetian Sense of the Past. / P.F. Brown. - New Haven: Yale University Press, 1997. - 376 p.

100. Buber, M. I And Thou / M. Buber. - New York: Touchstone, 1971. - 192 p.

101. Buber, M. The Way of Man. / M. Bubber. - London: Routledge, Taylor & Francis Books Ltd, 2002. - 48 p.

102. Campbell, J. The Hero with a Thousand Faces. / J. Campbell. - San Francisco: New World Library, 2008. - 432 p.

103. Camus, A. The Myth of Sisyphus. / A. Camus. - New York: Knopf Doubleday Publishing Group, 2018. - 155 p.

104. Carothers, J.C. Culture, Psychiatry, and the Written Word / J.C. Carothers // Psychiatry. - NY.: Guilford Press, 1959. - Vol 22, № 4. - PP. 307-320.

105. Carrier, D. The Aestheticx of Comics. / D. Carrier. - University Park: Pennsylvania State University Press, 2000. - 152 p.

106. Carroll, N. The Power of Movies. / N. Carrol. - Blackwell: The MIT Press; Daedalus, 1985. - 114. - PP. 79-103.

107. Castells, M. Communication Power. / M. Castells. - Oxford: Oxford University Press, 2013. - 618 p.

108. Castells, M. Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age. / M. Castells. - Cambridge: Polity Press, 2015. - 338 p.

109. Castells, M. Technopoles of the World: The Making of 21st Century Industrial Complexes. / M. Castells. - London: Routledge, 2014. - 290 p.

110. Castells, M. The Rise of the Network Society / M. Castells. - Chichester: Wiley-Blackwell, 2011. - 657 p.

111. Cates, I. Comic and the Grammar of Diagrams / I. Cates // The Comics of Chris Ware: Drawing Is a Way of Thinking. - Oxford: University Press of Mississippi, 2010. - PP. 90-105.

112. Charles, E. Osgood Explorations in Semantic Space / E. Charles. - NY.: De Gruyter Mouto, 2019. - 243 p.

113. Charles, E. Osgood Lectures on Language Performance / E. Charles. -Berlin: Springer Science & Business Media, 1980. - 276 p.

114. Chatman, S. Story And Discourse: Narrative Structure in Fiction and Film. / S. Chatman. - London: Cornell University Press, 1980. - 277 p.

115. Chomsky, N. Human nature and the origins of language / N. Chomsky. -2008-2009. - 2 - PP. 19-23. - Режим доступа: URL: http ://radicalanthropologygroup. org/ sites/default/files/pdf/pub_chomsky_int erview.pdf (Дата обращения 07.02.2019)

116. Clyde, J. Stepping inside the story world: The Subtext Strategy-A tool for connecting and comprehending. / J. Clyde. - Newark: International Literacy Association and Wiley, 2003. - 57(2). - 150 p.

117. Cohn, N. Japanese Visual Language: The structure of manga. In Manga: An Anthology of Global and Cultural Perspectives / N. Cohn. - Austin: University of Texas Press, 2010. - PP. 187-203.

118. Collingwood, R. G. The Idea of History. - London: Oxford University Press, 1994. - 564 p.

119. Cronon W. A Place for Stories: Nature, History, and Narrative / W. Cronon // Journal of American History. - Berlin: Springer, 1992. - 78. - PP. 13471376.

120. Debes, J.L. The loom of visual literacy: An overview / J.L. Debes //

Rochester. - New York: Audiovisual Instruction, 1969. - 14(8). - PP. 2527.

121. Deely, J. Four Ages of Understanding: The First Postmodern Survey of Philosophy from Ancient Times to the Turn of the Twenty-First Century (Toronto Studies in Semiotics and Communication). / J. Deely. - Toronto: University of Toronto Press, 2001. - 1054 p.

122. Derrida, J. 'Genesis' and 'Structure' and Phenomenology / ( in) Writing and Difference. / J. Derrida. - London: Routledge, 1978. - 362 p.

123. D'Holbach, P.H. The System of Nature. / P.H. D'Holbach. - USA: Library of Alexandria, 2007. - v.1. - 224 p.

124. D'Holbach, P.H. The System of Nature. / P.H. D'Holbach. - USA: Library of Alexandria, 2012. - v.2. - 392 p.

125. Dijk, V. Discourse Studies: A Multidisciplinary Introduction: Discourse as Structure and Process / V. Dijk, A. Teun. - London: Sage Publications Ltd. 1997. - 368 p.

126. Dirks, T. AMC Filmsite. (T. Dirks, Editor, L. Rainbow Media Holdings, Producer, & American Movie Classics LLC).1996, May. From Filmsite.org: http://www.filmsite.org (Дата обращения 02 May 2019)

127. Duncan, J. Berry Simplicity of Semiotics. / J. Duncan. - Режим доступа: https://www.bxpmagazine.com/article/simplicity-semiotics (дата обращения 18.04.2019)

128. Dwight, H. The Signature of Power: Buildings, Communications, and Policy. / H. Dwight. - London: Routledge, 2017. - 255 p.

129. Dwight, H.L. Power and Personality. / H.L. Dwight. - New York: W. W. Norton & Company, 1976. - 270 p.

130. Eco, U. A Theory of Semiotics (Advances in Semiotics). / U. Eco. -Bloomington: Indiana University Press, 1978. - 368 p.

131. Eco, U. A Theory of Semiotics / U. Eco. - Bloomington: Indiana University Press, 1976. - 354 p.

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

Eco, U. Semiotics and the philosophy of language. / U. Eco. -Bloomington: Indiana University Press, 1986. - 256 p. Eisner, W. Comics and Sequential Art. / W. Eisner. - NY.: W. W. Norton & Company, 2008. - 192 p.

Eisner, W. Comics and Sequential Art. / W. Eisner. - USA: Poorhouse Press, 1985 - 154 p.

Eisner, W. Will Eisner Expressive Anatomy for Comics and Narrative: Principles and Practices from the Legendary Cartoonist. / W. Eisner. - New York: W. W. Norton & Company, 2013. - 192 p.

Eisner, W. Will Eisner Graphic Storytelling and Visual Narrative. / W. Eisner. - New York: W. W. Norton & Company, 2008. - 192 p. El Refaie, E. Metaphor in political cartoons / E. El Refaie. - NY.: Mouton de Gruyter, 2009. - PP. 96-173.

Eliade, M. Images and Symbols: Studies in Religious Symbolism / M. Eliade. - Princeton: Princeton University Press, 1991. - 189 p. Engels, F. Socialism: Utopian and Scientific. / F. Engel. NY.: Pathfinder Press, 2008. - 106 p.

Ericson, J. A review of the concept of visual literacy. / J. Ericson, M. Avgerinou. - Hoboken: British Journal of Educational Technology, 1997. -28(4). - PP. 280-291.

Feuerbach, L. Principles of Philosophy of the Future. / L. Feuerbach. -North Charleston: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013. -82 p

Feuerbach, L. The German Ideology, including Theses on Feuerbach / L. Feuerbach, K. Marx. - London: Prometheus, 1998. - 571 p. Fisher, W.R. Human Communication As Narration: Toward a Philosophy of Reason, Value and Action. / W.R. Fisher. - Columbia: University of South Carolina Press, 1987. - 201 p.

Fitch, W.T. The Evolution of Language / W.T. Fitch. - Cambridge:

Cambridge University Press, 2010. - 624 p.

145. Fresnault-Deruelle, P. Récit par la bande. / P. Fresnault-Deruelle - Paris: Hachette, 1977. - 253 p.

146. Fromm, E. The Anatomy of Human Destructiveness. / E. Fromm. - New York: Open Road Media, 2013. - 527 p.

147. Fry, D. L. A semiotic model for the study of mass communication / D.L. Fry, Y.H. Fry // Communication Yearbook. - 1983. - 9. - PP. 443-462.

148. Frye N. Anatomy of criticism. / N. Frye. - Princeton: Princeton University Press, 1957. - 354 p.

149. Frye, N. Anatomy of Criticism: Four Essays. / N. Frye. - Princeton: Princeton University Press, 2000. - 400 p.

150. Gardiner, A.H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. / A.H. Gardiner. - Oxford: Griffith Institute, 1957. - 646 p.

151. Gardner, M. Codes, Ciphers and Secret Writing (Dover Children's Activity Books). / M. Gardner. - Mineola: Dover Publications, 1984. - 96 p.

152. Gazzola, V. The observation and execution of actions share motor and somatosensory voxels in all tested subjects: singlesubject analyses of unsmoothed fMRI data. / V. Gazzola, C. Keysers // Cerebral Cortex. -Oxford: Oxford University Press, 2009. - Vol. 19. - PP. 1239-1255.

153. Gelb I.J. A study of writing. / I.J. Gelb. - Chicago: University of Chicago Press, 1963. - 319 p.

154. Gelb I.J. Hittite hieroglyphic monuments. / I.J. Gelb. - Chicago: University of Chicago Press, 1939. - 40 p.

155. Goldberg, A.E. Constructions: A Construction Grammar Approach to Argument Structure. / A. Goldberg. - Chicago: University of Chicago Press, 1995. - 265 p.

156. Gombrich, E.H. Moment and Movement in Art. / E.H. Gombrich // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. - London: The Warburg Institute, 1964. - 27. - PP. 293-306.

157. Gombrich, E.H. The Image And The Eye: Further studies in the psychology of pictorial representation. / E.H. Gombrich. - Oxford: Phaidon Press Ltd, 1982. - 320 p.

158. Gramsci, A. Selections From Cultural Writings. / A. Gramsci. - Cambridge: Harvard University Press, 1994. - 464 p.

159. Gravett, P. Comics Art. / P. Gravett. - New Haven: Yale University Press, 2014. - 144 p.

160. Gravett, P. Paul Gravett Manga: Sixty Years of Japanese Comics. / P. Gravett. - London: Harper Design, 2004. - 176 p.

161. Griffin, M. Camera as witness, image as sign: The study of visual communication. / M. Griffin. - NJ.: Lawrence Erlbaum Associates Inc, 1999. - 24. - PP. 433 - 463.

162. Groestin, T. La Narration comme supplement: archeologie infra-narratives de la bandle dessinee. / T. Groestin. - Paris: Futuropolis, 1988. - PP. 45 -83.

163. Grossberg, L. Cultural Studies in the Future Tense. / L. Grossberg. -Durham: Duke University Press Books, 2010. - 372 p.

164. Grossberg, L. Media Making: Mass Media in a Popular Culture. / L. Grossberg. - London: SAGE Publications, Inc., 2005. - 520 p.

165. Habermas, J. Philosophical Introductions: Five Approaches to Communicative Reason. / J. Habermas. - Cambridge: Polity Press, 2018. -200 p.

166. Habermas, J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. / J. Habermas. - Cambridge: The MIT Press; Sixth Printing edition. 1991. - 301 p.

167. Habermas, J. The Theory of Communicative Action. Volume 2: Lifeworld and System: A Critique of Functionalist Reason. / J. Habermas, T. McCarthy. - Cambridge: The MIT Press, 1985. - 464 p.

168. Habermas, J., McCarthy, T. The Theory of Communicative Action, Volume

1: Reason and the Rationalization of Society. Beacon Press; Reprint edition, 1985. - 465 p.

169. Hall, S. Cultural Studies 1983 (Stuart Hall: Selected Writings): A Theoretical History. / S. Hall. - Durham: Duke University Press Books, 2016. - 248 p.

170. Hall, S. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices (Culture, Media and Identities series). / S. Hall. - London: SAGE Publications Ltd, 2013. - 440 p.

171. Hammond, N. Cave painters' giveaway handprints at Pech-Merle / N. Hammond http://www.thetimes.co.uk/tto/life /courtsocial/article1818692.ece (дата обращения 16 декабря 2016)

172. Harman§ah, О. Of Rocks and Water: An Archaeology of Place. / O. Harman§ah. - Oxford: Oxbow Books, 2014. - 270 p.

173. Harvey, R.C. The Aesthetics of the Comic Strip / R.C. Harvey // Journal of Popular Culture. - Alabama: Popular Culture Association in the South, 1979. - Vol. XII - P. 640-652.

174. Harvey, R.C. The Art of the Comic Book: An Aesthetic History (Studies in Popular Culture) / R.C. Harvey. - Oxford: University Press of Mississippi, 1996. - 304 p.

175. Hauser, M.D. The Evolution of Communication / M.D. Hauser. -Cambridge: the MIT Press, 1996. - 760 p.

176. Hawkes, T. Structuralism and Semiotics. / T. Hawkes. - London: Routledge, 2003. - 188 p.

177. Hayman, G. "What Are Comics?" in Aesthetics. / G. Hayman, H.G. Pratt. -NJ.: Pearson Prentice Hall, 2005. - PP. 419-424.

178. Heidegger, M. Contributions to Philosophy: (Of the Event) (Studies in Continental Thought). / M. Heidegger. - Bloomington: Indiana University Press, 2012. - 453 p.

179. Heidegger, M.M. The Beginning of Western Philosophy: Interpretation of

Anaximander and Parmenides (Studies in Continental Thought). / M.M. Heidegger. - Bloomington: Indiana University Press, 2015. - 240 p.

180. Helvetius, C.-A. Philosophical Works. / C.-A. Helvetius. - London: Thoemmes Continuum, 2000. - 1464 p.

181. Hogan, J. The Comic Book as Symbolic Environment: The Case of Iron Man. / J. Hogan // Et Cetera. - ETC.: A Review of General Semantics, 2009. - 66(2). - PP. 199-214.

182. Hoopes, J. Peirce on Signs: Writings on Semiotic by Charles Sanders Peirce. / J. Hoopes. - Chapel Hill: The University of North Carolina Press, New edition edition, 1991. - 294 p.

183. Horrocks, D. Inventing comics / D. Horrocks // The comics journal - 2001. - 239. - PP. 29-39

184. Hunig, W. Strukturen des Comic Strip: Ansatze zu einer textlinguistisch-semiotischen Analyse narrativer comics. / W. Hunig. - New York: Georg Olms, 1974. - 343 p.

185. Jackendoff, R. Semantic Structures - Cambridge, MA: MIT Press, 1990. -338 p.

186. Jakobson, R. Verbal Art, Verbal Sign, Verbal Time (ed. Krystyna Pomorska and Stephen Rudy). / R. Jakobson. - Chicago: Univ Of Minnesota Press 1985. - 224 p.

187. Jaspers, K. Philosophy of Existence. / K. Jaspers. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1971. - 128 p.

188. Jaspers, K. The Origin and Goal of History. / K. Jaspers. - London: Routledge, 2016. - 314 p.

189. Johansen, J.D. Dialogic Semiosis: An Essay on Signs and Meanings. / J.D. Johansen. - Bloomington: Indiana University Press, 1993. - 380 p.

190. Justus, C.F. Implications of the evolution of writing. / C.F. Justus // Diachronica. - California: San José State University, 1993. - Vol 10:1. -PP. 97-110.

191. Keysers, C. Audiovisual mirror neurons and action recognition. / C. Keysers, E. Kohler, M.A. Umilta // Experimental Brain Research. -London: Exp. Brain Res, 2003. - Vol. 153, №4 - PP. 628-636.

192. Kinko, I. A History of Manga in the Context of Japanese Culture and Society. / I. Kinko // The Journal of Popular Culture. - 2005. - 38(3). - PP. 456-475.

193. Kirby, J. Jack Kirby's The Forever People. / J. Kirby. Burbank: DC Comics, 1999. - 288 p.

194. Koyama-Richard, B. Japanese Animation: From Painted Scrolls to Pokemon. / B. Koyama-Richard. - Paris: Flammarion, 2015. - 248 p.

195. Koyama-Richard, B. One Thousand Years of Manga. / B. Koyama-Richard. - Paris: Flammarion, 2008. - 248 p.

196. Kramer, S.N. The Sumerians: Their History, Culture and Character. / S.N. Kramer. - Chicago: University of Chicago Press, 2002. - 372 p.

197. Kress, G. Reading Images: The Grammar of Visual Design. / G. Kress. -London: Routledge, 1996. - 288 p.

198. Kress, G.R. Literacy in the New Media Age. / G.R. Kress. - New York: Routledge, 2003. - 186 p.

199. Kunzle, D. The Early Comic Strip: Narrative Strips and Picture Stories in the European Broadsheet from c.1450 to 1825. / D. Kunzle. - Berkeley: University of California Press, 1973. - 471 p.

200. Lacan, J. Formations of the Unconscious: The Seminar of Jacques Lacan, Book V. / J. Lacan. - Cambridge: Polity, 2017. - 400 p.

201. Lacan, J. Television: A Challenge to the Psychoanalytic Establishment. / J. Lacan. - New York: W. W. Norton & Co Inc, 1990. - 135 p.

202. Lakoff, G. Metaphors We Live By. / G. Lakoff, M. Hihnson. - Chicago: University of Chicago Press, 1980. - 256 p.

203. Langellier, K. Storytelling In Daily Life: Performing Narrative. / K. Langellier. - Chicago: Temple University Press, 2004. - 280 p.

204. Latour, B. Aramis, or the Love of Technology. / B. Latour. - Cambridge: Harvard University Press, 1996. - 336 p.

205. Latour, B. Iconoclash: Beyond the Image Wars in Science, Religion and Art. / B. Latour. - Cambridge: The MIT Press, 2002. - 703 p.

206. Latour, B. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. / B. Latour. - Oxford: Oxford University Press, 2007. - 301 p.

207. Lawrence, L.A. Comic Art: Characteristics and Potentialities of a Narrative Medium. / L.A. Lawrence // Journal of Popular Culture. - 1986. - Vol. 19.

- PP. 155-176.

208. Lazarsfeld, P.F. Communications Research, 1948-1949. / P.F. Lazarsfeld. -New York: Ayer Co Pub, 1979. - 332 p.

209. Lazarsfeld, P.F. On Social Research and Its Language (Heritage of Sociology Series). / P.F. Lazarsfeld. - Chicago: University of Chicago Press, 1993. - 342 p.

210. Lazarsfeld, P.F. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communications. / P.F. Lazarsfeld. - London: Routledge, 2017. -434 p.

211. Lazarsfeld, P.F. Radio and the Printed Page (History of broadcasting, radio to television). / P.F. Lazarsfeld. - New York: Ayer Co Pub, 1971. - 354 p.

212. Lent, J.A. Illustrating Asia: Comics, Humor Magazines, and Picture Books. / J.A. Lent. - Honolulu: University of Hawai'i Press, 2001. - 249 p.

213. Lester, P.M. Digital Innovations for Mass Communications / P.M. Lester. -London: Routledge, 2014. - 298 p.

214. Lester, P.M. Images That Injure: Pictorial Stereotypes in the Media. / P.M. Lester. - Santa Barbara: Greenwood Press, 2011. - 460 p.

215. Lester, P.M. Visual Communication: Images with Messages 7th Edition. / P.M. Lester. - Stamford: Thomson Wadsworth, 2017. - 977 p.

216. Lester, P.M. Visual Communication: Images with Messages. / P.M. Lester.

- London: Routledge, 2010. - 448 p.

217. Lévi-Strauss, C. Anthropology Confronts the Problems of the Modern World. / C. Lévi-Strauss. - Cambridge: Harvard University Press, 2013. -142 p.

218. Lyotard, J.F. Toward the Postmodern (Philosophy and Literary Theory). / J.F. Lyotard. - London: Humanities Press, 1992. - 256 p.

219. MacIntyre, A. Against the Self-Images of the Age: Essays on Ideology and Philosophy. / A. MacIntyre. - Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1978. - 296 p.

220. Magnussen A. The semiotics of C.S. Peirce and a theoretical framework for the understanding of comics / Comics & culture: analytical and theoretical approaches to comics. Copenhagen. 2000 - PP. 192-207.

221. Manning, P. K., Cullum-Swan, B. Narrative,content,and semiotic analysis. InN. Denzin & Y. Lincoln (Eds.) - Thousand Oaks, CA:Sage. 1994 - PP. 463-478.

222. Manovich, L. The Language of New Media. / L. Manovich. - Cambridge: The MIT Press. Reprint edition, 2002. - 400 p.

223. Marion, P. The End of Cinema? A Medium in Crisis in the Digital Age (Film and Culture Series). / P. Marion. - Columbia: Columbia University Press, 2015. - 256 p.

224. Marion, P. Traces en cases: travail graphique, figuration narrative et participation du lecteur. / P. Marion. - M.:Academia, 1993. - 74 p.

225. Martin, G.W. The Myxomycetes. / G.W. Martin. - N.Y: The MacMillan Co, 1934. - 339 p.

226. Marx, K. Capital: A Critique of Political Economy. / K. Marx. - London: Penguin, 2004. - 1141 p.

227. Marx, K. Marx: Selected Writings. / K. Marx. - Indianapolis: Hackett Publishing Company, 1994. - 388 p.

228. Masuda, Y. The Information Society as Post-Industrial Society / Y. Masuda. - New Jersey: Transaction Publishers, 1980. - 178 p.

229. McCloud, S. Making Comics: Storytelling Secrets of Comics, Manga and Graphic Novels. / S. McCloud. - New York: William Morrow Paperbacks, 2006. - 264 p.

230. McCloud, S. Scott McCloud Understanding Comics: The Invisible Art. / S. McCloud. - New York: William Morrow Paperbacks. 1994. - 224 p.

231. McCloud, S. The Comics Journal. / S. McCloud. - Seattle: Fantagraphics Books 1995. - 179. - PP. 53-81.

232. McLuhan, M. Understanding Media: The Extensions of Man / M. McLuhan. - London: Cambridge. 1994. - 365 p.

233. McQuail, D. Communication models for the study of mass communications. / D. McQuail. - Harlow: Longman, 1981. - 110 p.

234. McQuail, D. McQuail's Reader in Mass Communication Theory. / D. McQuail. - London: SAGE Publications Ltd, 2002 - 428 p.

235. McQuail, D. McQuail's Mass Communication Theory. / D. McQuail. -London: SAGE Publications Ltd, 2010. - 634 p.

236. McQuail, D. Media Performance: Mass Communication and the Public Interest. / D. McQuail. - London: SAGE Publications Ltd, 1992. - 368 p.

237. Melvin, L. De Fleur Fundamentals of Human Communication: Social Science in Everday Life. / L. Melvin. - New York: McGraw-Hill Education, 2013. - 512 p.

238. Melvin, L. De Fleur Mass Communication Theories: Explaining Origins, Processes, and Effects. / L. Melvin. - London: Routledge, 2009. - 380 p.

239. Melvin, L. De Fleur Understanding Media in the Digital Age. / L. Melvin. -London: Pearson, 2009. - 464 p.

240. Meskin, A. Defining Comics? / A. Meskin // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. - 2007. - Vol. 65. - PP. 369-379.

241. Messaris, P. Analog, not digital: The roots of visual literacy and visual intelligence. / P. Messaris. // Visual Literacy in the Digital Age. -Philadelphia: University of Pennsylvania Press. - 1994. - PP. 307-315.

242. Miller J.C. The Transcendent Function: Jung's Model of Psychological Growth through Dialogue with the Unconscious. / J.C. Miller. - New York: SUNY Press, 2004. - 244 p.

243. Mirzoeff, N. An Introduction to Visual Culture. / N. Mirzoeff. - Milton Park: Psychology Press. - 1999. - 274 p.

244. Mirzoeff, N. The Visual Culture Reader (2nd ed.). / N. Mirzoeff. - London: Routledge. - 2002. - 352 p

245. Moriarty, S.E. The Symbiotics of Semiotics and Visual Communication / S.E. Moriarty // Journal of Visual Literacy. - 2002. - vol 22 №1. - PP. 1928.

246. Muffoletto, R. Education and Technology: Critical and Reflective Practices (Media Education Culture Technology). / R. Muffoletto. - Hampton: Hampton Press, 2001. - 352 p.

247. Muffoletto, R. Multicultural Education, the Internet and New Media. / R. Muffoletto. - Hampton: Hampton Press. 2006. - 180 p.

248. Norton, B. An Identity Approach to Second Language Acquisition / B. Norton, C. McKinney // Journal of Language Identity & Education. -London: Routledge, 2011. - PP. 73-94.

249. O'Shaughnessy, M. Media and Society: An Introduction. / M. O'Shaughnessy, J. Stadler. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - 328 p.

250. Peeters, B. Case, Planche, Recit. / B. Peeters // Imprint unknown. - 1998. -119 p.

251. Peirce, C.S. Collected Papers of Charles Sanders Peirce. / C.S. Peirce. -Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 1931. - 917 p.

252. Peirce, C.S. Collected papers: Volume V. Pragmatism and pragmaticism. / C.S. Peirce. - Cambridge: Harvard University Press, 1934. - 994 p.

253. Peirce, C.S. What Is a Sign? [Электронное издание] / C.S. Peirce. - 2017. - 36 p. - Режим доступа: https://www.amazon.com/What-Sign-Illustrated-

Charles-Peirce-ebook/dp/B01FUZLB0W/ref=sr 1 1, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация (Дата обращения: 15.05.2019)

254. Pinkus, A. The patron Hidden in the Narrative / A. Pinkus // Gesta -Chicago: The University of Chicago Press, 1972. - 52(1). - PP. 23-54.

255. Petersen, S.R. Comics, Manga, and Graphic Novels: A History of Graphic Narratives. / S.R. Petersen. - Westport: Praeger, 2010. - 274 p.

256. Popper, K. The Open Universe: An Argument for Indeterminism From the Postscript to The Logic of Scientific Discovery. / K. Popper. - London: Routledge, 2012. - 213 p.

257. Popper, K. The Poverty of Historicism. / K. Popper. - London: Routledge, 2013. - 178 p.

258. Popper, K. The Two Fundamental Problems of the Theory of Knowledge. / K. Popper. - London: Routledge, 2014. - 551 p.

259. Porter, H. Abbott Real Mysteries: Narrative and the Unknowable (Theory and Interpretation of Narrative). / H. Porter. - Columbus: The Ohio State University Press, 2013. - 192 p.

260. Porter, H. Abbott The Cambridge Introduction to Narrative. / H. Porter. -Cambridge: Cambridge University Press, 2008. - 272 p.

261. Power, N.O. God of Comics: Osamu Tezuka and the Creation of Post-World War II Manga. / N.O. Power. - Oxford: University Press of Mississippi, 2009. - 208 p.

262. Prince, G. A Dictionary of Narratology. / G. Prince. - Nebraska: University of Nebraska Press. - 2003. - 126 p.

263. Rapp, D. Comic books' latest plot twist: Enhancing literacy instruction. / D. Rapp // Academic journal. - Bloomington: Phi Delta Kappa. - 2011. -93(4). - PP. 64-67.

264. Riesman, D. The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character. / D. Riesman. - New Haven: Yale University Press. - 2001. -

389 p.

265. Riessman, C.K. Narrative Analysis / C.K. Riessman. - London: SAGE Publications, 1993. - 80 p.

266. Rizzolatti, G. Neurophysiological mechanisms underlying the understanding and imitation of action. / G. Rizzolatti, L. Fogassi, V. Gallese. // Nature Reviews Neuroscience. - 2001. - vol 2. - PP. 661-670.

267. Rizzolatti, G. Premotor cortex and the recognition of motor actions. / G. Rizzolatti, L. Fadiga, V. Gallese, L. Fogass // Cognitive Brain Research. -1996. - №3. - PP. 131-141.

268. Sabin, R. Comics, Comix & Graphic Novels: A History of Comic Art. / R. Sabin. - London: Phaidon Press, 2001. - 240 p.

269. Schilperoord, J. Visual metaphoric conceptualization in editorial cartoons. In C. Forceville and E. Urios-Aparisi (eds.) Multimodal Metaphor. / J. Schilperoord, A. Maes. - Berlin, NY.: Mouton de Gruyter, 2009. - PP. 213240. Forceville, C. Multimodal Metaphor. / C. Forceville, E. Urios-Aparisi. - NY.: Mouton de Gruyter. - 2009. - PP. 213-240

270. Schodt, F. Manga! Manga! The World of Japanese Comics : Collectors Edition. / F. Schodt. - NY.: Kodansha USA Inc, 1998. - 264 p.

271. Schramm, W. Communication and change, the last ten years--and the next. / W. Schramm. - Honolulu: University Press of Hawaii, 1976. - 372 p.

272. Schramm, W. Men, messages, and media;: A look at human communication. / W. Schramm. - NY.: Harper & Row, 1973. - 341 p.

273. Schramm, W. The Story of Human Communication: Cave Painting to Microchip. / W. Schramm. - NY.: Harpercollins College Div, 1988. - 382 p.

274. Schramm, W. Wilbur Schramm Mass Media and National Development: The Role of Information in the Developing Countries. / W. Schramm. -Redwood City: Stanford University Press, 1964. - 333 p.

275. Schwarz, G. Graphic Novels, New Literacies, and Good Old Social Justice.

/ G. Schwarz // The Alan Review. - 2010. - 37(3). - PP. 71-75.

276. Shannon, C.S. The Mathematical Theory of Communication. / C.S. Shannon, W. Weaver. - Champaign: The University of Illinois Press, 1971. - 144 p.

277. Shinohara, K. Pictorial metaphors of emotion in Japanese comics. In C. Forceville and E. Urios-Aparisi Multimodal Metaphor / K. Shinohara, Y. Matsunaka. - Berlin, NY.: Mouton de Gruyter, 2009. - PP. 265-293. Forceville, C. Multimodal Metaphor. / C. Forceville, E. Urios-Aparisi. -NY.: Mouton de Gruyter. - 2009. - PP. 265-293

278. Silverman, K. The subject of semiotics. / K. Silverman. - New York: Oxford University Press, 1983. - 320 p.

279. Sommers, J.M. The Traumatic Revision of Marvel's Spider-Man / J.M. Sommers // Children's Literature Association Quarterly. - 2012. - 37(2) -PP. 188-209.

280. Sontag, S. On Photography [Электронный ресурс]. / S. Sontag. - New Library Press LLC, 2001. Режим доступа: https://www.enotes.com/topics/photography/in-depth (дата обращения 30.10.2016).

281. Stanley, G. Hall Aspects of German Culture. / G. Stanley. - Whitefish: Kessinger Publishing, 2010. - 326 p.

282. Tabachnick, S. A Comic-Book World. / S. Tabachnick // World Literature Today. - 2007. - 81(2) - PP. 24-28.

283. Teng, N.Y. Image alignment in multimodal metaphor. / N.Y. Teng. -Berlin: Mouton de Gruyter, 2009. - PP. 197-211. Forceville, C. Multimodal Metaphor. / C. Forceville, E. Urios-Aparisi. - NY.: Mouton de Gruyter. -2009. - PP. 197-211

284. The Amazing Spider-Man. - 2001. - 36. - Режим доступа: URL: https://imgur.com/a/83xZp?grid (Дата обращения: 14.04.2019)

285. Toffler, A. Future Shock. / A. Toffler. - London: Bantam, 1984. - 576 p.

286. Toffler, A. The Third Wave. / A. Toffler. - New York: Morrow, 1980. -544 p.

287. Turner, V. Image and Pilgrimage in Christian Culture / V. Turner. -Columbia: Columbia University Press, 1995. - 280 p.

288. Valladas, H. Direct radiocarbon dating of prehistoric cave paintings by accelerator mass spectrometry. / H. Valladas // Measurement Science and Technology. - 2003. - PP. 1487-1492.

289. Walker, M. The Lexicon of Comicana. / M. Walker. - Bloomington: iUniverse. 2000. - 108 p.

290. Ware, C. Monograph by Chris Ware. / C. Ware. - NY: Rizzoli. 2017. - 280 p.

291. White, H. Metahistory: The Historical Imagination in Nineteenth-Century Europe. / H. White. - Baltimore: Johns Hopkins University Press. 2014. -480 p.

292. White, H. The Content of the Form: Narrative Discourse and Historical Representation. / H. White. - Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1990. - 264 p.

293. White, R. Visual thinking in the Ice Age / R. White // Scientific American. - 1989. - 261(1). - PP. 92-99.

294. Whitley, D.S. Cave Paintings and the Human Spirit: The Origin of Creativity and Belief / D.S. Whitley. - London: Prometheus, 2009. - 35 p.

295. Whiton, J. Mort Walker: Conversations. / J. Whiton. - Oxford: University Press of Mississippi, 2005. - 286 p.

296. Wertham, F. Seduction of the Innocent / F. Wertham. - NY.: Rinehart & Company, 1954. - 397 p.

297. Williams, R. Culture and Materialism. / R. Williams // Verso. 2006. - 288 p.

298. Williams, R. Raymond Williams Culture and Society: 1780-1950. / R. Williams. - Columbia: Columbia University Press, 1983. - 363 p.

299. Williams, R. Raymond Williams Keywords: A Vocabulary of Culture and Society / R. Williams. - Oxford: Oxford University Press; New edition, 2014. - 312 p.

300. Young, T. A Course of Lectures on Natural Philosophy and the Mechanical Arts Vol. II. / T. Young. - NY.: Scholar's Choice Edition, 2015. - Vol. II. - 222 p.

301. Young, T. Miscellaneous Works of the Late Thomas Young / T. Young. -Charleston: BiblioBazaar, 2010. - vol. 18. - PP. 1-15.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПЛАКАТЫ

ОКНА РОСТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РОССИЙСКАЯ КАРИКАТУРА

ВАСЯ ТЁРКИН

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КОМИКСОВ

Золотой век начинается с первого

1. «Золотой век комиксов» (1930-е - появления Супермена в комиксе

1950-е года). «Action Comics #1»,

DC comics. В это время появляется

более 400 супергероев. Из них почти

никто не дожил до нашего времени, к

сожалению. Дожили такие культовые

персонажи как Супермен, Бэтмен,

Капитан Америка. Вторая Мировая

Война оказала огромное влияние на

комиксы. В это время супергерои

борются с нацистским режимом.

После войны появляются герои с

ядерными способностями, дабы

ослабить страх читателей перед

ядерной угрозой. Появляется новое

направление комиксов, которое

популярно и по сей день - супергерои

и новые миры.

2. «Серебряный век комиксов» (С Его началом принято считать выпуск

1956-ого года по 1970-е). комикса «Showcase #4»,

выпущенного DC в

октябре 1956-ого года: в ней

появляется новый супергерой -

Флеш. В 60-ых годах появляется

компания «Marvel» (появляются новые супергерои, которое так популярны и ныне - Фантастическая 4-ка, Люди икс, Халк, Тор, Железный человек и т.д.). В 1962 году появляется культовый персонаж комиксов - Человек-Паук.

3. «Бронзовый век комиксов» (С 1970-ых по 1985-ый, приблизительно). В эти года в комиксах затрагиваются совершенно новые темы: употребление наркотиков, алкоголизм, загрязнение окружающей среды. Сюжеты становятся более взрослыми, затрагиваются актуальные проблемы.

4. «Современный век» (С середины 1980-ых и до наших дней). Характеризуется еще большей реалистичностью, чем «Бронзовый век». Появляются антигерои, которым зритель тоже склонен симпатизировать. Сюжеты «Современного века» мрачные и антиутопичные. С 1990-ых годов начинает выходить серия «Классика в иллюстрациях» -создаются комиксы по таким культовым произведениям как «Моби Дик», «Большие надежды», «Алиса в Зазеркалье» и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 КИТАЙСКАЯ НОВОСТНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КАРТИНОК

(Д. Медведев примет пост президента у В. Путина, В. Путин станет премьер -министром. «Путь Путина» будет продолжен).

Рт:. I}. К>г£ Й ^ Й (Нп иллиул}

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 СПИСОК ИССЛЕДУЕМЫХ РАБОТ

Название Автор

«Цианид и счастье» Дэйв МакЭльфатрик, Крис Уилсон, Мэтт Мэлвин, Роб ДенБлэйкер

«Арзак» Жан Жиро

«Заяц ПЦ и его воображаемые друзья» Линор Горалик

«Рисованная история Вселенной» Ларри Гоник

Комиксы Вселенной Marvel Джек Кёрби, Стэн Ли и др.

Комиксы издательства Bubble Артем Габрелянов, Анастасия Ким и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ РИСУНКИ

«Желтый ребенок»

ms fad den s' flat j

I SHOULD LtKE TOY MEET Yoyft FHILNDi

¡TVE'TIE "6ouf Mim 1

IF You DO NT .SEE what tqu want ask fob.it

--^^ W O G A W

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.