Витражи в интерьерах русского модерна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Зиновеева, Марина Михайловна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Зиновеева, Марина Михайловна
Введение
Глава I
Своеобразие стиля модерн в России
1.1. Общая характеристика стиля модерн в России
1. 2. Планово-пространственная структура интерьеров русского модерна
Глава II
Специфика витражей модерна
2.1. Технологические принципы и отличительные черты витражей
Европы и Америки в эпоху модерна
2.2. Специфика витражей модерна в России
2.3. Художественные и технологические методы изготовления витражей модерна
Глава III
Композиционное значение витража в архитектурно-художественной организации интерьера
3.1. Витраж в контексте синтеза пластических искусств
3.2. Витраж в организации движения восприятия интерьеров
3.3. Закономерности эмоционального воздействия цвета и света витражей
3.4. Связь внутреннего и внешнего пространства посредством витражей
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники1999 год, кандидат наук Волобаева, Татьяна Владимировна
Русское художественное стекло модерна: К вопросу становления стиля и западно-европейских влияний2000 год, кандидат искусствоведения Зоннтаг, Ольга Сергеевна
Витраж Ленинграда-Петербурга как художественное явление второй половины XX века2003 год, кандидат искусствоведения Красник, Анастасия Федоровна
Взаимодействие функциональных и эстетических факторов в архитектурно-художественной организации городских жилых интерьеров: Отечественный опыт 1990-х годов2003 год, кандидат искусствоведения Рыжиков, Василий Олегович
Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий2009 год, кандидат технических наук Змановских, Элина Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Витражи в интерьерах русского модерна»
Проблемы развития художественной культуры рубежа XIX - XX веков еще долго будут интересовать специалистов — искусствоведов, историков, критиков, культурологов. Последняя четверть двадцатого столетия в России была ознаменована общественным и профессиональным интересом к искусству и архитектуре модерна - художественного стиля рубежа XIX - XX веков. Этот интерес был связан с общеевропейской модой 1970-х - 1980-х годов, но имел серьезные основания и в исторических реалиях России. Несмотря на это, на протяжении почти всего XX века вплоть до 1980-х годов, сооружения в стиле модерн считались малоценными, их безжалостно сносили или переделывали.
После многих десятилетий безраздельного господства архитектурного рационализма текучие, изменчивые, органичные формы модерна, его особая, порой яркая, порой блеклая пастельная цветовая гамма, любовь к натуральным материалам - дереву, камню, бронзе, стеклу, своеобразие моды, проявившееся в одежде, тканях, украшениях, вновь стали предметом любования и восхищения. Более того архитектурно-пластические трактовки стиля, опирающиеся, на формы русского модерна вновь вошли в строительную практику. Все это пробуждает интерес к изучению ушедшей эпохи, к воссозданию целостного многопланового портрета стиля и к наиболее полному раскрытию закономерностей организации внутреннего пространства интерьеров русского модерна с помощью витражей, рассматриваемых в контексте синтеза пластических искусств.
Проблемам стиля модерн, его становления, образно-художественной специфики посвящен ряд фундаментальных исследований и научных статей. Однако, собственно витраж в интерьере модерна не выделялся в самостоятельную тему, хотя фактологический и художественный материал позволяет это сделать. Искусство витража привлекает в последнее время многих художников, которые используют композиционные и стилистические
Ф приемы начала века. Популярность его сравнима, пожалуй, с наиболее традиционными для монументальной живописи техниками росписи и мозаики.
Витражи модерна являются переломным этапом в истории развития этого вида искусства, когда предшествующая роль витража в архитектуре и старые традиционные технологии исчерпали себя. В это время начали зарождаться новые формообразующие принципы и усовершенствования технологий, получившие свое дальнейшее развитие в современном искусстве витража. Появляются до этого не используемые бессюжетные абстрактные орнаментальные композиции, меняется композиционное место витража в ® интерьере.
Традиционные витражи обретают в архитектуре модерна новый функциональный смысл, иную эстетическую ценность. Новые принципы формотворчества усложнили, обогатили и значительно расширили выразительные возможности искусства витража, который в модерне получил поистине массовое распространение. Словно заново, после эпохи средневековья и ренессанса в модерне были оценены свойства витража, его цвето- и светонасыщенность, умение служить акцентом в организации движения-восприятия, определять концепцию пространства. Все это О способствовало формированию среды в духе новой эстетики.
В этой связи становится актуальным исследование роли и значения витражей в композиционной структуре интерьеров, синтезе архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
В данной работе особенно подробно рассматривается вопрос места витража в интерьере русского модерна, при сравнении его с такими эпохами расцвета этого искусства, как Средневековье и Ренессанс, проводится аналогия с витражами Западной Европы и Америки. В диссертации делается попытка раскрытия того нового, что внес стиль модерн в витражное О искусство, как оно видоизменилось, какие появились новые технологии
Ф изготовления, какие великие художники того времени обращались к этому виду искусства. Особенности построения работы обусловлены составом затронутых в ней проблем.
Несмотря на то, что по вопросам витража имеется достаточно обширная литература (почти исключительно зарубежная), круг художественных средств искусства витража исследуется в ней преимущественно в историческом плане. Опыт витража модерна затрагивается недостаточно и в большей степени посвящается европейскому витражу. Специальных исследований, посвященных искусству русского витража стиля модерн не проводилось.
В работах посвященных стеклу в архитектуре Гусева Н.М. «Стекло в современном строительстве», А.Г. Ланцетти, М.Л. Нестеренко «Изготовление художественного стекла», Соловьева С.П. Динеевой Ю.М. «Стекло в архитектуре», дается общий краткий обзор истории русского стеклоделия. В основных главах рассматривается стекло как архитектурный материал, его качественные и технические характеристики, взаимосвязь с архитектурными деталями и с убранством интерьера. О художественном стекле говорится не так много (в основном о декоративных и архитектурных элементах из стекла, о мозаике и ее роли в архитектуре). Витражам не О уделяется должного внимания, говорится только о витражах в метро и витражах советского периода. Систематизацией и исследованием художественного стекла советского периода занималась Казакова Л.В. в работе «Декоративное стекло в советской архитектуре». В ней дана небольшая историческая справка, основная роль в которой отводится витражам средневековья, и нет упоминания о витражах модерна.
Книга Е.А. Минухина «Витражи» представляет собой обобщение разрозненного материала по искусству витража и знакомит с опытом старых мастеров и мастеров советского периода. До этого издания таких серьезных и
О глубоких исследований по этому вопросу на русском языке не было. В книге затронут ряд смежных с витражом областей, тесно связанных или в какой-то степени соприкасающихся с ним, как, например, цвет, свет, перспектива, интерьер. Их краткий анализ является как бы преддверием в мир витражей, так как без этого трудно было бы по достоинству оценить витражное искусство, отличить подлинные произведения от неполноценных. Автор так же задерживает свое внимание на художественном стекле, на его истории. Особое внимание Е.А. Минухин уделяет советским витражам, так как они приобретают новую форму и новое содержание, занимают прочное место в декоративном искусстве и становятся неотъемлемой частью монументальных сооружений и общественных зданий. К сожалению, в этой серьезной и многосторонней работе витражи стиля модерн обделены вниманием, автор считает этот этап в истории развития витражного искусства упадническим и не представляющим ценности. «Модернисты начала XX века не понимали витражного искусства». (1)
Среди авторов, посвятивших свои труды истории развития и исследованию проблем стиля модерн, на которые опирался автор в данной диссертации следует в первую очередь назвать: А.А. Федорова-Давыдова, Е.И. Кириченко, Г.Ю. Стернина, М. Нащокину, Е.А. Борисову, Т.П. Каждан, В.В.Кириллова, A.J1. Пунина, Д.В. Сарабьянова, Н.Ф. Хомутецкого. Однако в работах этих авторов вопрос витражного искусства не ставился вовсе или рассматривался фрагментарно, в общем контексте анализа интерьера, наравне с другими видами декоративного искусства создающими среду интерьера.
Крупным явлением искусствоведческой мысли 20-х г.г. стала книга А.А. Федорова-Давыдова «Русское искусство промышленного капитализма». В ней впервые сделана попытка проанализировать формально-стилевые особенности модерна в общем контексте развития новейшего искусства начала XX века. Автор обращает внимание на общность стилеобразования в разных видах искусства и выявляет его живописную тенденцию. Через пристальный анализ формы раскрывается сложная противоречивая природа стиля модерн и его генезис, восходящий к живописи. Автор делает заключение, что суть архитектуры модерна не в конструкциях и внутреннем пространстве, а в декоративно-изобразительном выявлении внешних пространственных ценностей скульптурно-живописного порядка.
До сегодняшнего дня книга А.А. Федорова-Давыдова - одно из фундаментальных исследований архитектуры модерна, в котором проблема стиля рассматривается с формологических позиций, правда не свободное от некоего налета социологии 20-х г.г.(кстати, легко отчленимой здесь от объективной сути). Однако взгляд на проблему стиля только через призму живописи заключает в себе неизбежное самоограничение и ошибки. Объективные рациональные основы формообразования остались вне поля зрения. Чисто живописная концепция оказалась совершенно неприемлемой по отношению к объемной композиции особняков и общественных зданий, так как привела к неверному объяснению принципов формообразования.
Наиболее значительный вклад в изучение русского модерна внесла Е.И. Кириченко. Круг проблем, рассматриваемый ею, связан с желанием уяснить ход архитектурного процесса на рубеже XIX - XX вв. путем анализа фундаментальных особенностей стиля модерн, раскрыть его закономерности. Возникновение и эволюция модерна рассматривается с точки зрения логики самого архитектурного процесса, протекающего в соответствии с законами этого стиля и архитектурной системы, иначе говоря взаимосвязи содержательной и формальной структур.
Е.И. Кириченко - автор многих книг и статей об архитектуре этого времени, впервые обративших на русский модерн широкое общественное внимание. В работах Кириченко представлена не только история русской архитектуры данного периода в привычном смысле, а скорее история идей и их реализации. Немаловажное значение имело осмысление процессов, происходивших прежде всего в формообразовании интерьеров. Кириченко высказала новые взгляды на организацию жилой среды особняков, обратив внимание на изучение пространственной концепции модерна. В работе «Федор Шехтель» она проводит некую параллель между воззрениями Ф.Шехтеля и М.Врубеля, выявляя сходную художественно-образную природу их искусства. В лучших постройках Шехтеля автор видит возрождение подлинной героичности, романтическую приподнятость и одухотворенность образа.
Концептуальному осмыслению русского модерна и его значимости в развитии архитектуры 1920-х годов была посвящена книга В.В. Кириллова «Архитектура русского модерна». В этой книге автор делает попытку, во-первых, углубить художественную проблематику архитектуры модерна, уделив первостепенное внимание вопросам формы; во-вторых, осмыслить архитектуру модерна в параллельной связи с другими художественными явлениями того времени; в-третьих, рассмотреть архитектуру модерна в свете основных мировоззренческих концепций, имеющих к нему прямое отношение, и на этом основании объяснить внутренний формологический смысл развития архитектуры. Выявляя аспект формы, автор тем самым придает более расширенный смысл самому понятию «модерн», включающему в себя не только стилевое выражение, но и объективные признаки формообразования, то есть становление новой формально-пространственной системы. Большая роль в работе отводится описанию архитектуры московских особняков и их интерьеру, на примере анализа которых дается наиболее полное представление о стиле модерн.
Г.Ю. Стернин в книге «Художественная жизнь России в кон. XIX - XX вв.» очерчивает круг явлений, составляющих художественную жизнь России конца XIX — начала XX веков. Работа состоит из ряда очерков, которые по замыслу автора, должны осветить русскую художественную жизнь тех лет с разных характерных сторон. Г.Ю. Стернин - один из первых, кто после долголетнего забвения модерна, вернулся к исследованию его проблематики, особенно если учитывать, что эту проблематику он прилагает и к архитектуре, и к изобразительному искусству. Исследователь стремится не только к характеристике самого стиля как такового, но и раскрывает историко-культурную ситуацию, в которой он закономерно возникает. Автор раскрывает целый веер проблем, совокупность которых складывается в целостную характеристику эпохи и стиля.
Нельзя не отметить программных работ Е.А. Борисовой, много занимавшейся исследованием неорусского стиля и его взаимосвязей с модерном. Общие вопросы стилистического развития конца XIX - XX века были рассмотрены в фундаментальных работах Д.В. Сарабьянова, посвященных характеристике наиболее значимых произведений Ар Нуво — модерна в мировом искусстве.
Противоречивый характер стиля модерн и диалектика его становления убедительно раскрыты B.C. Турчиным в книге «По лабиринтам авангарда». В исследованиях B.C. Горюнова и М.П. Тубли впервые в отечественном архитектуроведении был полно охвачен круг мирового зодчества конца XIX - XX века. Авторы представили модерн как завершающий этап периода историзма, начало которому положила эпоха Возрождения.
Существенный вклад в интерпретацию архитектурно-стилистического процесса рубежа веков внесли работы А.В. Иконникова, в том числе фундаментальная монография об историзме в архитектуре, охватившая основные теоретические проблемы использования наследия в мировом архитектурном процессе и давшая оригинальную трактовку национально-романтическому движению в России конца XIX - XX века.
Перечисленные монографии наметили круг творческих проблем архитектуры времени эклектики и модерна, предложили общие принципы подхода к ней и интерпретацию обобщенных закономерностей развития.
Существенную роль в развитии знаний об архитектуре и искусстве рассматриваемого периода сыграли архитектурно-художественные журналы, издаваемые в конце XIX - начале XX века "Зодчий", "Архитектурный мир",
0 "Мир искусства", «Искусство строительное и декоративное», «Искусство и художественная промышленность», «Неделя строителя», «Архитектурный музей», в которых были опубликованы материалы отражающие состояние художественной промышленности, а также посвященные вопросам новейшей архитектуры, Международным и Всероссийским выставкам.
Труды перечисленных авторов и периодические издания рубежа веков помогли приблизиться к пониманию специфики архитектуры и декоративно-прикладного искусства теперь уже далеких от нас лет, убедительно показали весомость вклада отечественных зодчих и художников в архитектурное наследие рубежа XIX-XX веков.
Судьба модерна была глубоко драматичной. После бурного, но непродолжительного подъема он уже в 1910-х годах был поглощен ретростилем и стал на долгие десятилетия объектом поверхностной, нередко огульной критики, синонимом декаданса и дурного вкуса. Отталкиваясь от предреволюционных дискуссий о развитии русского зодчества, в которых оценки произведений модерна были нередко полемически заострены, советские историки архитектуры вслед за критикой 1900 - 1910-х годов, увлеченные эпикой созидания нового стилистического искусства или возрождением высокой гармонии классики, способствовали тому, что в 1920 О
- 1950-х годах искусство эпохи модерна было единодушно оценено как упадочное. В этот период сложился своеобразный идеологический штамп отрицания модерна — «буржуазного стиля», которому «инкриминировали» заимствование форм архитектурного языка с Запада. Лишь в 1960 - 1970-е годы произошла его позитивная переоценка сопровождавшаяся подчас апологетическими интонациями.
Объектом исследования являются художественно-композиционные основы формирования интерьеров жилых и общественных зданий Москвы и
Петербурга, в которых стиль модерн проявил себя особенно ярко.
Ф Предметом исследования выступает витраж в интерьерах модерна, как один из видов монументально декоративного искусства, обладающий большой эмоционально-художественной силой в формировании образа архитектурной среды. Этому способствуют особенности его художественных средств выражения. Интересный сам по себе, он приобретает дополнительную выразительность в сочетании с другими видами пространственных и изобразительных искусств. Оперируя одновременно такими средствами как свет и цвет, витраж может играть в интерьере значительную роль, наполняя пространство цветным мерцающим светом, создавая определенное эмоциональное настроение и внося момент О w ирреальности воспринимаемой среды.
В диссертационной работе будут использоваться, в основном те примеры, которые наиболее ярко выявляют новые художественные концепции витража данного периода, продиктованные стремлением к поиску декоративно-пространственных и стилевых связей с интерьером, в общем контексте синтеза пластических искусств.
Целью исследования является выявление художественной специфики витражей эпохи модерна, их композиционной взаимосвязи с архитектурой и О значение в интерьерах особняков и доходных домов.
С возникновением новой пространственно-планировочной системы в интерьерах большое внимание уделяется организации движения-восприятия, а витраж становиться акцентом в организации этого движения, работая на выделение наиболее активных композиционных зон. Витражи, сопровождающие переломы в графике движения, служат для усиления эффекта концентрированного эмоционального воздействия или для распределения эмоциональной напряженности.
Базируясь на достигнутых исследователями модерна научных в результатах, делается попытка углубить художественную проблематику значения витража в синтезе пластических искусств, уделив первостепенное внимание его композиционной роли в предметно-пространственной среде интерьеров модерна, раскрыть значение витража в эстетическом решении образа интерьера.
Методика исследования. В работе использован метод системного анализа рассматриваемого материала, при котором вскрываются внутренние процессы явления, характеризующие его природу. Автор применил комплексный подход к материалу, когда в синтезе различных влияний становится более зримой общекультурная значимость предмета исследования - витража в интерьерах русского модерна.
Методика исследования базировалась на: анализе натурных материалов в интерьерах сохранившихся особняков, доходных домов и общественных зданий Москвы и Петербурга;
- сборе фотоиллюстративного материала;
- изучении литературных источников, в том числе на анализе отзывов о выставках опубликованных в журналах рубежа XIX-XX веков, а также на обширном историографическом и архивном материале.
Границы исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период стиля модерн, начиная с его становления с 90-х годов XIX века, до десятых годов XX века (1917 года).
Географические границы исследования определяются Москвой и Петербургом, городами, где система формальных закономерностей стиля модерн проявила себя наиболее полно и рафинированно.
Научная новизна исследования. Данное исследование призвано углубить художественную проблематику интерьеров русского модерна, уделив первостепенное внимание композиционному значению витража как одного из видов монументально-декоративного искусства.
- Впервые витраж в интерьерах русского модерна рассматривается как самостоятельный объект изучения, определяется его композиционное значение в контексте синтеза пластических искусств.
- Рассмотрены и систематизированы виды витражей эпохи модерн и технологические способы их изготовления.
- Осуществлена классификация приемов размещения витражей в интерьерах, выстроен график движения для каждого рассматриваемого памятника и определена роль витража в распределении эмоциональной насыщенности различных пространственных зон при организации движения-восприятия.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов и выводов при дальнейшем исследовании различных аспектов формирования предметно-пространственной среды интерьеров русского модерна.
Результаты данной работы представляют интерес для искусствоведов, архитекторов, художников, дизайнеров, работающих в области создания жилой предметно-пространственной среды. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекционного курса по истории русского искусства, при подготовке специалистов художников по интерьеру, художников по художественной обработке стекла, художников-монументалистов, дизайнеров, а также в музейной и реставрационной практике.
I глава
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Декоративно-художественное убранство петербургских зданий рубежа XIX-XX веков. К проблеме синтеза искусств и архитектуры2012 год, кандидат искусствоведения Румянцева, Елена Николаевна
Искусство петербургского интерьера конца XIX - начала XX веков2003 год, кандидат искусствоведения Ковалева, Татьяна Вячеславовна
Храмовое зодчество А.В. Щусева в контексте архитектурно-художественных исканий неорусского стиля.2011 год, кандидат искусствоведения Кейпен-Вардиц, Диана Валерьевна
Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века2011 год, кандидат искусствоведения Бандорина, Ксения Валерьевна
Панно эпохи модерн2005 год, кандидат искусствоведения Штольдер, Наталья Владимировна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Зиновеева, Марина Михайловна
Заключение
Модерн открывает новую эпоху в архитектуре, предвосхищая ее последующие изменения. Принципы формообразования, заложенные в модерне или в его отдельных направлениях, затем получают самостоятельную жизнь в таких феноменах зодчества XX столетия, как функционализм, экспрессионизм «архитектура-скульптура» и др. Модерн -это тот стиль, от которого идет разворот всей дальнейшей проблематики современной архитектуры и наметились основные тенденции ее формообразования.
С конца 90-х гг. XIX в. до 1917 г. русский модерн переживает стремительную эволюцию, весь процесс необычайно уплотнен, что можно объяснить запаздыванием исторического развития России, поставленной перед необходимостью ускоренными темпами проходить этапы, на которые Европа затрачивала, несомненно, большее время. Поэтому и развитие этапов, через которые прошел модерн (национально-романтический, интернациональный, поздний), на русской почве скорее было параллельно, чем последовательно, сменяя друг друга.
В архитектуре стиля модерн стали использоваться новые принципы планировки и организации пространства, которые полнее всего проявились в городских особняках. Наиболее яркая особенность пространственно-планировочной структуры - отказ от коридорной и анфиладной системы в пользу центрической. Разрабатывается новый тип компактного, тяготеющего к квадрату плана, с такими же преимущественно квадратными комнатами, группирующимися вокруг холла, а парадная лестница является неподвижной осью с которой связываются остальные помещения. Введение витражей, верхнего освещения, увеличение окон, декоративных ширм-перегородок с витражными вставками, помогало превратить внутреннее пространство
Ф интерьера из замкнутого и статичного в подвижное и легко трансформируемое.
Витражи нередко превращались в ведущий композиционный прием в решении интерьеров. Крупный объем вестибюля или холла отмечался обычно большим окном - витражом, лестничная клетка - вертикальным окном или ступенчатыми оконцами, различные по величине и назначению комнаты отличались оконными проемами разнообразной величины и формы. Применялись как прозрачные, так и полупрозрачные витражные ограждения, создающие сложное впечатление замкнутости помещения, и в то же время его приобщенности к внешнему миру. В период модерна эмоциональная О w ценность витража открывается заново, взаимосвязь с архитектурой приобретает более сложный многомерный характер. Цветность и особая реакция на свет, динамика цветовой игры, сообщают витражу модерна особую силу эмоционального воздействия, что делает витраж доминантой интерьера.
С возникновением новой пространственно-планировочной системы в интерьерах большое внимание уделяется организации движения-восприятия, а витраж становится акцентом в организации этого движения, работая на выделение наиболее активных композиционных зон. Витражи, сопровождающие переломы в графике движения, служат для усиления эффекта концентрированного воздействия или для распределения эмоциональной напряженности.
Модерн - стиль, при котором художественные средства витражного искусства были заново оценены. Это объясняется тем, что в период рубежа веков произошло новое художественное осмысление материалов, качественные изменения в принципах формообразования, отвечающие техническим достижениям времени. Витраж так же способствует формированию среды в духе новой эстетики, помогает создать момент
О театрализации и подчеркнутой зрелищности в интерьерах, приводит к множественности художественных впечатлений и позволяет «регулировать» эмоциональное состояние человека.
В конце XIX века, с открытием новых красок, способов обжига, изменилась техника исполнения витражей, улучшались способы их изготовления. Композиция витражей набиралась из цветных фигурных разномодульных стекол, нарезанных по криволинейному рисунку, графику которого подчеркивала мягкая крепежная арматура, следовавшая изгибам контура. Такой способ позволял выявить главные выразительные средства витража стиля модерн - локальные пятна цвета, приобретавшие повышенную интенсивность в световых лучах, свободу линейного рисунка, плоскостность структуры. Отсутствие объемности, свойственное росписям по стеклу, усиливало впечатление разноцветности изображения и фона, скрепленных пограничными линиями арматуры.
Значительное расширение и усовершенствование технологии витражного дела послужили предпосылкой для введения фактурного витража, который стал активно использоваться в интерьерах. Входит в широкое распространение и выпуклое оконное стекло, заполняющее мелкую решетку оконных переплетов и дверей. В сюжетах появляются до этого не используемые стилизованные растительные формы, пейзажи и бессюжетные абстрактные орнаментальные композиции.
Витраж периода модерн явился переломным этапом в истории развития этого искусства. В это время происходит отход от старых классических формообразующих принципов, меняется композиционное место витража в интерьере, происходят поиски усовершенствования технологий, появляются новые виды витражей. Все эти предпосылки будут в дальнейшем развиты в советский период, особенно в 60-70 годы XX века, когда витражное искусство в очередной раз привлекло внимание художников.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Зиновеева, Марина Михайловна, 2003 год
1. 100 лет петербургскому модерну. СПб., 2000 г.
2. Азизян И.А. Вопросы взаимодействия искусств // Советское искусствознание 74. М., 1975 г.
3. Азизян И.А. Искусство освещения // Советское декоративное искусство 76. М., 1978 г.
4. Алексеев Г.И. Средства полихромии в архитектуре модерна. // В кн.: Архитектура. Материалы к XXIX научн. Конференции ЛИСИ Л. 1971 г.
5. Апышков В. Рациональное в новейшей архитектуре. Спб., 1905 г.
6. Аркин Д.Е. Академик Ф.О. Шехтель. // «Известия» от 10 июля 1926 г.
7. Архитекторы строители Петербурга — Петрограда нач. XX в. Каталог выставки/ Под общ. Ред. Исайченко В.Г., Кириков Б.М., Федоров С.Г., Гинзбург. Л. 1982 г.
8. Архитекторы строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века. Справочник под общ. Ред. Б.М. Кирикова. СПб. 1996 г.
9. Архитектура 2-й половины XIX нач. XX вв. // В кн.: Всеобщая история искусств, т. VI, кн. 2. М., 1965 г.
10. Архитектура общественных зданий / под ред. Н.Г. Розанова. М., 1980 г.11 .Архитектура Финляндии.//«Архитектурный мир», вып. 4. М., 1915 г.
11. Архитектура Швеции. // «Зодчий», 1902 г., № 24.
12. З.Бакст Л. Пути классицизма в искусстве. // «Аполлон», 1909, № 2.
13. Бакушинский А.В. Монументально-декоративные искания эпохи модерн (Врубель Серов) // "Искусство" 1934 г. №4
14. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия II пол. XIX в. СПб. 1904 г.
15. Бартенев И.А. Архитектура периода 1890 1917 гг. // В кн: История русского искусства, т. II М., 1960 г.
16. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. Л., 1984 г.
17. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII XIX веков. М., 2000 г.
18. Баумгартен Е. Общество и художественная архитектура. // «Архитектурный музей», 1902 г. вып. 5-6.
19. Баумгартен Е. Прикладное художественное образование. // «Архитектурный музей», 1902, вып. 7.
20. Баумгартен Е. Современное искусство. // «Зодчий», 1903 г., № 16.
21. Баумгартен Е. Эстетика железных конструкций. // «Зодчий» 1902 г., № 16.
22. Безбородов М.А. Очерки по истории русского стеклоделия. М., 1952 г.
23. Безрукова М.И. Искусство Финляндии основные этапы становления. М. 1986 г.
24. Бенуа А. Художественные письма. Еще раз о современной русской архитектуре. // «Речь» от 8 сентября 1910 г.
25. Бенуа А. Художественные письма. О современной русской архитектуре. // «Речь» от 25 июня 1910 г.
26. Бирюкова Н.Ю. Прикладное искусство K.XIX — н. XX в. Каталог выставки. Л., 1974 г.
27. Божерянов И. Невский проспект. СПб. 1903 г.
28. Борисова Е.А. Архитектура конца XIX нач. XX вв. // В кн.: История русского искусства, т. X, кн. 2. М., 1969 г.
29. Борисова Е.А. Московские особняки эпохи модерна.// Музей 10. М. 1989г.
30. Борисова Е.А. Некоторые вопросы изучения русской архитектуры второй половины XIX нач. XX вв. //В кн.: Из истории русского искусства 2-й половины XIX-нач. XX вв. М., 1978 г.
31. Борисова Е.А. Нерусский стиль в русской архитектуре предреволюционных лет. // В кн.: Из истории русского искусства 2-й половины XIX нач. XX вв. М., 1978 г.
32. Борисова Е.А., Каждая Т.П. Русская архитектура конца XIX нач. XX вв.- М., 1971 г.О
33. Борисова Е.И. Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990 г.
34. Брикман А.Э. Пластика и пространство. М., 1935 г.
35. Будрис С. Литовский витраж. Вильнюс, 1968 г.
36. Бумгарен Е. Художественная промышленность. // Зодчий 1902 г. № 5
37. В.К. Из письма в редакцию. // «Искусство строительное и декоративное», 1903, №4.
38. Вагнер Рихард. Избр. Работы. М., 1978 г.
39. Васильев Б.Л., Кириков Б.М. Творческие связи финских и Петербургских зодчих в н. XX в. // В кн.: Скандинавский сборник 26, Таллин, 1981 г.
40. Васильева А.Д. Готическая тема в архитектуре Москвы кон. XIX нач.
41. XX вв. Автореферат канд. Дис. М. 1990 г.
42. Виолле — ле Дюк. Беседы об архитектуре. Т. 1-2. М. 1937 г.
43. Виолле — ле Дюк. Русское искусство, его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность. М., 1879 г.
44. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970 г.
45. Витраж: проблемы и тенденции. // "Декоративное искусство СССР" 1981 г. №1
46. Власюк А.И. История проектирования и строительства жилых домов для рабочих в конце XIX века в России. // «Архитектурное наследство», 1963 г., № 15.
47. Внутренняя отделка жилищ. // "Архитектурный мир" 1913 г. вып. 1
48. Внутренняя отделка жилищ. // «Архитектурный мир», 1913, вып. 2.
49. Володихин И. Задачи архитектурной эстетики. // «Архитектурный музей», 1902 г., №1.
50. Воронов Н.В. Интерьер и декоративное искусство // Советское декоративное искусство 73/74. М., 1975 г.
51. Воронов Н.В. Искусство и городская среда. М., 1982 г.
52. О 52.Воронов Н.В. Литовский витраж // Искусство. 1962 г. № 3.
53. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. /Сост. И коммент. Э.П.Гомберг-Вержбинской и Ю.Н. Подкопаевой / Авт вступительной статьи Э.П. Гомберг-Вержбинская. J1.-M. 1963 г.
54. Всеобщая история архитектуры. / Под ред. Б.П. Михайлова М., 1963 г.
55. Гедике Р.А. О современной архитектуре. // Труды I съезда русских зодчих. Спб., 1894 г.
56. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. М., 1924 г.
57. Глазычев Уроки Шартра // Декоративное искусство СССР 1981 г. № 4.
58. Гольденберг П. и Б. Планировка жилого квартала Москвы XVII, XVIII и XIX вв. М.-Л., 1935 г.
59. Гольдзамт Э.А. У. Морис и социальные истоки современной архитектуры. М. 1973 г.
60. Городское хозяйство Москвы 1980 г. № 1.
61. Горюнов B.C. Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. С.-П. 1994 г. Второе издание.
62. Горюнов B.C. Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. С.-П. 1994 г.
63. Грабарь И. О современном московском строительстве. // «Русские ведомости» от 26 апреля 1914 г.
64. Грабарь И. Упадок или возрождение. «Нива». Литературное приложение, 1897 г.
65. Грабарь И.Э. Декоративная сторона постановки «Бесов». // «Русские ведомости». 1913 г., № 245.
66. Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911 г.
67. Грабарь И.Э. Несколько мыслей о современном прикладном искусстве в России. // "Мир искусства" 1902 гт.7 № 3 "Хроника"
68. Гусев Н.М. Стекло в современном строительстве. М., 1952 г.
69. Давыдова Н. «Метрополь» сегодня. // Декоративное искусство 1988 г. № 10
70. Демиденко Ю. Интерьер в России. Санкт-Петербург 2000 г.
71. Дмитриев А. Заметки об орнаменте модерна.// «Зодчий», 1903, № 39.
72. Дмитриев А. Современное декоративное искусство. // «Зодчий», 1903, № 9- 10,39-40.
73. Дмитриев Н. Современное декоративное искусство (обзор выставок Венского «Сецессиона», выставок в Дармштадте, Дюссельдорфе, Турине и Парижского салона). // «Зодчий», 1902 г., № 39, 40.
74. Дягилев С. Московские новости. Художественная хроника // Мир искусства 1903 г.
75. Дягилев С. Художественная хроника. Современное искусство // Мир искусства 1903 г.
76. О 76.Е.С. Новое в искусстве. (Отклик на статью «Новый стиль идекадентство»).// «Зодчий», 1902 г., № 18.
77. Жадова JI. Поиски художественного синтеза на рубеже столетий. //"Декоративное искусство СССР". 1976 № 8
78. Западноевропейское искусство второй пол. XIX в. / Под редакцией Виппера— М. 1975 г.79.3оннтаг О.С. Русское художественное стекло модерна: Дис. . канд. искусствоведения. М., 2000 г.
79. Зорина А. Сохранить витражи Петербурга. // Декоративное искусство 1989 г. № 6.
80. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. М. 1976 г.
81. Изгой Р. Наши художественные дела. // «Искусство и художественная промышленность», 1898 г. № 1 2.
82. Иконников А.В. Архитектура и история. М., 1993 г.
83. Иконников А.В. Организация пространства интерьера. // "Декоративное искусство СССР" 1961 г. № 8
84. Иконников А.В. Архитектура Москвы XX век. М., 1990 г.
85. Историческая выставка предметов искусства в Санкт-Петербурге. СО Петербург 1908 г.
86. История европейского искусствознания 2 пол. XIX — нач. XX вв. кн. 1, 2.1. М. 1969 г.
87. История русского искусства. / Под ред. Грабаря И.Э., Лазаева В.Н., Кеменова B.C. М., 1960- 1961 г.
88. Каган Д.З. Мамонтовский кружок. М., 1970 г.
89. Каждан Т.П. Архитектура и архитектурная жизнь России кон. XIX нач. XX вв. М. 1969г.
90. Каждан Т.П. Архитектура и архитектурная жизнь России конца XIX нач. XX вв. // В сб.: Русская художественная культура конца XIX — нач. XX вв. (1895-1917 гг.). М., 1969 г.
91. О 92.Каждан Т.П. История русского искусства т. 10 кн. 2-я.
92. Казакова Л.В. Декоративное стекло в Советской архитектуре. М., 1989г.
93. Казакова Л.В. Цветосветопластика // Декоративное искусство СССР. 1981 г. №5
94. Каплун А.И. К вопросу о теории стиля в архитектуре. // В кн.: Проблемы теории советской архитектуры. М., 1973 г.
95. Кириков Б., Зорина А. Витражи Петербурга. // Наше наследие 1990 г. № 4.
96. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. // "МосковскийОуниверситет" М., 1979 г.
97. Кириллов Вас. В. Архитектура «северного модерна». М. 2001 г.
98. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830— 1910-х годов. М. 1978 г.
99. Кириченко Е. Художник в архитектуре русского модерна. // Декоративное искусство 1968 г. № 11.
100. Кириченко Е.И. Москва на рубеже столетий. М., 1977 г.
101. Кириченко Е.И. Ф. Шехтель. М., 1973 г.
102. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910. М. 1978 г.
103. Кириченко Е.И. Интерьер русского модерна. // "Декоративное О искусство СССР" 1971 г. № 10.ф 105. Кириченко Е.И. Архитектурный ансамбль Москвы 1830 — 1860-х гт. //
104. Архитектурное наследство, 1975 г., № 24
105. Кириченко Е.И. Архитектурный воззрения В.В. Стасова. // «Архитектура СССР», 1974 г., № 5.
106. Кириченко Е.И. Доходные жилые дома Москвы и Петербурга (17701830 гг.). // «Архитектурное наследство», № 14, 1962 г.
107. Кириченко Е.И. Еще раз о модерне. // "Декоративное искусство СССР". 1978 г. № Ю
108. Кириченко Е.И. Интерьер «неоклассицизма» 1900 1910 гт. // «Декоративное искусство СССР», № 2, 1972 г.
109. Кириченко Е.И. История развития многоквартирного жилого дома кон.
110. XIX нач. XX века (Москва - Петербург). М., 1964 г.
111. Кириченко Е.И. История развития многоквартирного жилого дома с последней трети XVIII нач. XX века (Москва - Петербург): Дис. . канд. искусствоведения. М., 1964 г.
112. Кириченко Е.И. О закономерностях развития архитектуры (опыт системного анализа эклектики и модерна) // Архитектура СССР 1973 №12
113. Кириченко Е.И. О некоторых особенностях эволюции городского многоквартирного дома 2-й пол. XIX- нач. XX вв. (от отдельного дома к комплексу). // «Архитектурное наследство», № 15, 1963 г.
114. Кириченко Е.И. Проблема архитектурного стиля на страницах журнала «Зодчий». // «Архитектура СССР», 1972 г. № 2
115. Кириченко Е.И. Проблема национального стиля в архитектуре России 70 -х годов XIX в. // «Архитектурное наследство», 1976 г., № 25
116. Кириченко Е.И. Пространственная организация жилых комплексов Москвы и Петербурга в нач. XX в. // Архитектурное наследство № 19, М. 1972 г.
117. Кириченко Е.И. Русский интерьер 30-х — 60-х годов XIX века. // О «Декоративное искусство СССР», № 7, 1970 г.
118. Кириченко Е.И. Русский интерьер 70-х 90-х годов XIX века. // «Декоративное искусство СССР», №3, 1971 г.
119. Кириченко Е.И. Теоретические воззрения на взаимосвязь формы и конструкции в русской архитектуре XIX начала XX вв. М., 1977 г.
120. Кириченко Е.И. У истоков проектирования малометражных квартир. // «Советская архитектура», № 9,1964г.
121. Кириченко Е.И., Пунин A.JI. Каркасные конструкции русской архитектуре нач. XX века. // «Теоретическая механика. Сопротивление материалов. Строительная механика». Доклады XXII научной конференции ЛИСИ. Л., 1964 г.
122. Комаров И. Первые Всемирные выставки. // «Декоративное искусство СССР», 1970, № 9.
123. Конструкция и архитектурная форма в русском зодчестве XIX начала XX вв. М., 1977 г.
124. Красовский А. Гражданская архитектура. Изд. 1-е. Спб., 1851 г.
125. Красовский А. Гражданская архитектура. Изд. 2-е. М., 1886 г.
126. Кринский В.Ф. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М.-Л., 1934 г.
127. Курбатов В. Дрезденские выставки. // «Зодчий», 1908 г., № 35.
128. Курбатов В. К вопросу о сохранении старины.// «Зодчий» 1910 г. № 41.
129. Курбатов В. О русском стиле для современных построек. // «Зодчий», 1910 г., №30.
130. Лазаревский И. Среди коллекционеров. Изд. 2. Пг., 1917 г. // См. очерк: «Заметки о русском цветном хрустале и стекле».
131. Ланцетти А.Г., Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла. М., 1972 г.
132. Левинсон Е.А., Смирнов Б.А., Шелковников Б.А., Энтелис Ф.С. Художественное стекло и его применение в архитектуре. Л.-М., 1953 г.
133. Лисициан М.В., Новикова Е.Б., Петунина З.В. Интерьер общественных и жилых зданий. М., 1973 г.
134. Лисовский В.Г. Особенности русской архитектуры конца XIX — нач. XX века. Л., 1976 г.
135. Лукомский Г. Архитектурная летопись (Петербург — Москва Киев). // «Аполлон», 1910, № 11.
136. Лукомский Г. Новости архитектурной жизни. // «Зодчий», 1910 г., № 17.
137. Лукомский Г. Художественная жизнь Москвы. // «Аполлон», 1910 г., №5.
138. Лялевич М. Еще раз о стиле. // «Зодчий», 1908, № 15.
139. Мак — Коркодейл Чарлз. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М. 1990 г.
140. Максимов П.Н. Архитектура эпохи Российской империи (вторая половина XIX начало XX вв.). // В кн.: История русской архитектуры. Изд. 2-е М., 1956 г.
141. Максютин П. Речь о главных качествах архитектора, которые составляют его полное достоинство. М., 1833 г.
142. Малахит в собрании Эрмитажа. Л., 1963 г.
143. Марсеру П. Заметки об орнаменте модерна. // «Зодчий», 1901, № 10.
144. Марсеру П. Прикладное художество на всемирной выставке 1900 года в Париже. // «Зодчий», 1901, № 8 10; 1902, № 4 - 5.
145. Мастера архитектуры об архитектуре кон. XIX нач. XX в. — М. 1972 г.
146. Мастера архитектуры об архитектуре. / Под общей редакцией Иконникова А.В., Маца И.Л., Орлова Г.М.
147. Мастера советской архитектуры об архитектуре т. 1. М. 1975 г.
148. Мачинский В. Архитектурные заметки. // «Зодчий», 1914 г., № 11, 25.
149. Мачинский В. О задачах современного зодчества. // «Архитектурный мир», 1913, вып. 2.
150. Машковцев Н.Г. К.П. Брюллов в письмах, документах ивоспоминаниях современников. М., 1961 г.
151. Международная художественная строительная выставка. С.-Петербург, 1908 год. Альбом. Спб., 1908 г.
152. Минкявичюс И.К. Интерьер и декоративно-прикладное искусство. М., 1982 г.
153. Минухин Е.А. Витражи. Рига, 1959 г.
154. Михайлов М. «Искусство строительное и декоративное», 1903 г., № 3
155. Модерн. Строительная энциклопедия, т. 2. М., 1964 г.
156. Москва. (Памятники архитектуры 1830-х 1910-х гг.) // Альбом. М., О 1977г.
157. Москва. Памятники архитектуры 1830 1910 гг. М. 1977 г.
158. Музей 10 "Искусство периода модерн" М., 1989 г.
159. Муравьева И.А. Век модерна. Былой Петербург. Панорама столичной жизни. СПб., 2001 г.
160. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. М., 1982 г.
161. Надеждин Н. О современном направлении изящных искусств. // «Ученые записки Московского университета». М., 1833 г.
162. Нащокина М.В. Московский модерн. М. 2003 г.
163. Нащокина М.В. Северный модерн в культуре начала XX в. и его место в архитектурном контексте Москвы // Архитектура в истории русской культуры. М., 1996.
164. Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000 г.
165. Нащокина М.В. Туринская выставка: 1902 —1904 // Архитектура и строительство России, 1994, № 9.
166. Неделя строителя 1882 г. № 20,1883 г. № 8.
167. Некрасов А. Московские художественные новости. // «Искусство и О художественная промышленность», 1899, № 8.
168. Николаев Е.В. Судьба русского классического интерьера. // "Декоративное искусство СССР", 1968 г., № 2.
169. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий. М. 1991 г.
170. Обзор строительного дела в России. // «Зодчий», 1876 г., № 5.
171. Оль Г.А. Архитектор Брюллов. M.-JL, 1955 г.
172. Орлов М. Всемирная Парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях. Спб., 1900 г.
173. Отклик на московскую выставку мюнхенских витражей. // «Неделя строителя» 1882 г. № 2.
174. П. М-в. Новый стиль и декадентство. // «Зодчий», 1902 г., № 8.
175. Пайман А. История русского символизма. М., 1998 г.
176. Панорама искусств 10. М., 1987 г.
177. Парижский диалог о возврате к классицизму. // «Аполлон» 1910 г., №9.
178. Пахомов Н. Музей «Абрамцево». М., 1968.
179. Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М. 1989 г.
180. Поленова Н.В. Абрамцево. Воспоминания. М., 1922 г.
181. Поленова Н.В. Абрамцево. М., 1962.
182. Положай Е. Природа как источник формообразования. // Декоративное искусство СССР, № 10, 1978 г.
183. Правда в архитектуре. // «Неделя строителя», 1901 г., № 35.
184. Прахов Н.А. Страницы прошлого. М., 1958 г.
185. Пронина И.А. Ансамбль интерьера. Понятие и методология изучения // Русское искусство нового времени: Исследования и материалы: Сб. статей. М. 1997 г.
186. Пунин A.JL Вопросы синтеза искусства в архитектуре модерна. // "Архитектура" доклады XXI научной конференции ЛИСИ Л., 1963 г.
187. Пунин А.Л. «Идеи рациональной архитектуры» в теоретическихвоззрениях русских зодчих 2 пол. XIX XX вв.: Дис. . канд.искусствоведения. Л. 1966 г.
188. Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга 2 пол. XIX в. Л. 1981 г.
189. Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина XIX в. Л. 1981 г.
190. Пунин А.Л. Вопросы синтеза искусств в архитектуре модерна. // В кн: ЛИСИ. Графика. Доклады XX научной конференции. Л. 1963 г.
191. Пунин А.Л. Идеи рационализма в в русской архитектуре 2-й половины О XIX века. // «Архитектура СССР», 1962, № 11
192. Пунин А.Л. Проблемы нового стиля в русской архитектурно-художественной критике начала XX века. // «Архитектура СССР», 1966, №8
193. Пунин А.Л. Рациональные тенденции в архитектуре Петербурга конца XIX нач. XX. // В сб.: Вопросы архитектуры. Теория история и практика советского зодчества. Доклады XX научной конференции ЛИСИ. Л., 1962 г.
194. Пунин А.Л. Черты рациональной архитектуры в строительной практике Петербурга. // «Строительство и архитектура Ленинграда», 1964, № 2
195. Ремпель Л. И., Вязниковцева Т.В. Эпоха модерна в архитектуре Москвы. // «Архитектура СССР», 1935, № 10-11.
196. Ремпель Л.И., Вяземский Т.В. Эпоха модерн в Москве. // Архитектура СССР 1935 г. №10-И.
197. Рерих Н. Глаз добрый. По старине. Собр. Соч., кн 1. М., 1914 г.
198. Розенталь Р., Ратцка X., История прикладного искусства Нового времени. М., 1971 г.
199. Розенцева С. Светильники XVIII XIX вв // Декоративное искусство О СССР 1975 г. №7.
200. Pox Ю. Новое строительство в С.-Петербурге. // «Аполлон», 1909, №1,2201. РСФСР. Архитектура 2-й половины XIX нач. XX вв. // Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия, т. №. М., 1971.
201. Ружже B.JI. Развитие творческих воззрений в русской архитектуре к. XIX нач. XX в. // Строительство и архитектура 1960 г. № 5.
202. Русская архитектура 2-й половины XIX нач. XX вв. // В кн: Всеобщая история архитектуры, т. II. М., 1963 г.
203. Русская художественная культура конца XIX — нач. XX века. (1895 —
204. О 1907), кн. Вторая. М., 1969. Раздел «Декоративно-прикладное искусство».
205. Русское декоративное искусство (XIX начало XX вв.), т. 3. М., 1965.
206. Салтыков А.Б. Избранные труды. М.,1962 г.
207. Самецкая Э.Б. Стекло модерна в собрании государственного музея керамики. //Музей 10. М. 1989 г.
208. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн М., 1989 г.
209. Словарь русских художников. Т. III. Спб. 1899 г.
210. Смирнов Б.А. Художественно-декоративные особенности стекла. // В кн: "Художественное стекло и его применение в архитектуре" М.1. Л., 1958 г.
211. Современная архитектура в произведениях зодчих. // «Архитектурная Москва», 1911, вып. 1.
212. Соколов П. Красота архитектурных форм. // «Зодчий» 1912 г., № 49.
213. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. Л., 1972 г.
214. Соколовский Е. О необходимости художественной критики. // «Архитектурный вестник», 1859 г., № 4.
215. Соловьев Н.К. Очерки по истории интерьера: Древний мир. Средние века. М., 1999 г.
216. О 216. Соловьев С.П., ДинееваЮ.М. Стекло в архитектуре. М., 1981 г.
217. Стасов В. Двадцать пять лет русского искусства, раздел «Нашаархитектура». // Избр. Соч. в трех томах, том второй. М., 1952,
218. Статуи В. П. "Молодость витража". // Декоративное искусство СССР 1961 г.№ 11
219. Статун В.П. Художественные средства современного искусства витража. // В кн.: "Вопросы декоративного искусства" М., 1962 г.
220. Степанов Г.П. Методические предпосылки исследования синтеза искусств: Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Л., 1972 г.
221. Степанян Н.С. Стекло в архитектуре // Декоративное искусство СССР. 1973 г., № 12
222. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России в кон. XIX XX вв.1. М., 1984 г.
223. Стругова О.Б. Русский жилой интерьер кон. XIX XX вв. М., 1992 г.
224. Стругова О.Б. Уникальный московский интерьер эпохи модерна. // Музей 10. М. 1989 г.
225. Султанов Н.В. Возрождение русского искусства. // «Зодчий», 1881 г., № 2,7.
226. Султанов Н.В. Возрождение русского искусства. //«Зодчий», 1881, № 2, 7.О
227. Султанов Н.В. Русское искусство в западной оценке. // «Зодчий», 1880, № 1.
228. Сыркин М. Новое искусство в С.-Петербурге.// «Курьер», 1903 г., № 23.
229. Сыркин М. Новый стиль. // «Архитектурный музей», 1903 г. вып. 2.
230. Тамручи Н.О. Проблемы мифологизма в творчестве Врубеля. // В сб: «Советское искусствознание» 82 вып. 1 М., 1983 г.
231. Темерин С. Русское прикладное искусство. М., 1960.
232. Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Новый архитектурный мир 1913 г.
233. О 233. Тихомиров А. Модернизм. М., 1987 г.
234. Тоде Э. Стекольная живопись. // Зодчий 1908 г. № 23.
235. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М., 1993 г.
236. Турчин B.C. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн. // Вестник московского университета. М. 1977 г. № 6.
237. Фар-Беккер Г. Искусство модерна. Keln. 1996.
238. Федор Осипович Шехтель. // В кн.: Мастера советской архитектуры об архитектуре, т. 1. М., 1975 г.
239. Федоров-Давыдов А.А. Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929 г.
240. Фролов А. Творческое содружество Рериха и В.Фролова. // Искусство О 1970 г. №8.
241. Фролов В.А. Язык мозаики. // Художник и город М. 1988 г.
242. Хан-Магомедов С.О. Архитектура XIX — нач. XX века. Введение (основные этапы и противоречия развития архитектуры). // В кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 10. М., 1972 г.
243. Хомутетцкий Н. Ф. Русские зодчие и строители в развитии строительной техники. JL, 1956 г.
244. Хомутецкий Н.Ф. Архитектура России с сер. XIX в. по 1917 г. // «Изв. ВУЗ», серия «Строительство и архитектура», № 6. Новосибирск, 1960 г.
245. Хомутецкий Н.Ф. Архитектура России с середины XIX в. по 1917 год (по материалам Москвы и Петербурга): Дис. . доктора искусствоведения. М.-Л., 1955 г.
246. Хомутецкий Н.Ф. Архитектура эпохи империализма (конспект лекций) Л., 1939 г.
247. Хомутецкий Н.Ф. Новейшая зарубежная архитектура с середины XIX в.-Л. 1971 г.
248. Художественная промышленность (мысли). // «Зодчий», 1902, № 4, 5,
249. Художественное стекло и его применение в архитектуре. М.; Л., 1953 г.
250. Художественные процессы в русском и польском искусстве XIX- нач. XX вв. М., 1977 г.
251. Цапенко М.П. О реалистических основах советской архитектуры. М. 1953 г.
252. Цейтлин М.А. Очерки по истории стекольной промышленности в России. M.-JL, 1939 г.
253. Чекмарев В.М. Мир художественных образов гостиницы «Метрополь».//Музей 10. М. 1989 г.
254. Шастель А. Об искусстве витража. // Декоративное искусство СССР 1983 № 4
255. Шехтель Ф.О. // «Архитектурная Москва», вып. 1. М., 1911 г.
256. Шехтель Ф.О. и проблемы истории русской архитектуры кон. XIX — нач. XX вв. М. 1988 г.
257. Шлихер М.С. «Современное искусство» 1903 года в Петербурге // Панорама искусств 9. М.1986.
258. Шмор В. В борьбе за искусство (жажда нового стиля и мода). // «Зодчий», 1900 г., № 3,4.
259. Шретер В.А. Устройство магазинных окон в доме. // Зодчий 1873 г. № 7, 8.
260. Щербатов С. «Художник в ушедшей России» (описание выставки 1903г.)
261. Эйснер А. Проект народного дома Общества распространения образовательных народных развлечений в Москве архитектора Шехтеля Ф.О. // Зодчий 1902 г. № 14.
262. Яглова Н.Т. Витраж. // В кн.: Русское декоративное искусство. Том 3. М., 1965 г.
263. Яремич С.П. Врубель. Жизнь и творчество. Москва. 1911 г.
264. Bowlt I.E. The Silver Age: Rassian Art of the Earli Twentieth Century and the «World of Art» Group. Newtonville, Mass., 1979, 1982.
265. Charlotte und Peter Fiell: Charies Rennie Mackintosh. Koln, 1995.
266. Drumfield W. Craft. The Origins of modernism in Russian Architecture.
267. Berkeley, Los Angeles, Oxford, 1991.
268. Frank Lloyd Wright. Class. By Doreen Ehreich 2000.
269. Ivonne d'Axe. Современная Москва (архитектурно-критический очерк). // Спб., 1904 г. «Зодчий», 1904, № 15-18.
270. Koos Judith. Style 1900. Budapest 1979.
271. Mc Granth, A.C. Frost, B.A. Cantab. Glass in arhitecture and decoration. -London 1937.
272. McKean H.F. Louis Comfort Tiffani. Weingarten. 1985.
273. Phaidon tncyclopedia of decorative arts 1890-1940. Edited by Pfllippe Garner. Phaidon 1978
274. Philippe Garner. Glass 1900. Galle, Tiffany, Lalique. London, 1979.
275. Spectator. О современной архитектуре. «Двинский листок» 1911г. 25 марта.
276. The Twilight of the Tsars. Rassian Art at the turn of the century. London, South Bank Centre, 1991.
277. Wylie E. Cheek S. The art of Stained and decorative class. Todtri. Copyright 1997.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.