Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Гайсина, Юлия Владимировна

  • Гайсина, Юлия Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 258
Гайсина, Юлия Владимировна. Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2008. 258 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Гайсина, Юлия Владимировна

Введение.

Глава I. Жанровая система верхнеокской песенной традиции тульского региона

1.1 Структура календарно-годового круга

1.2 Музыкальный компонент календарных обрядов и праздников

1.3 Музыкальный компонент и структура свадебного обряда

1.4 Система песенных жанров в её соотношении с календарно-годовым кругом

Глава II. Система ритмических форм напевов

2.1 Системообразующие явления ритмики

2.2 Напевы с цезурированными ритмическими периодами типологические группы 1-9)

2.3 Напевы с сегментированными ритмическими периодами типологические группы 10-11)

2.4 Напевы стопной ритмики (типологические группы 12- 13)

2.5 Системные связи и переходные явления музыкального ритма

Глава Ш.Звуковысотиая организация напевов.

3.1 Системообразующие явления звуковысотной организации напевов

3.2 Основные тенденции ладовой организации

3.3 Языковые единицы и их синтаксис

3.4 Инвариантные синтаксические модели

3.4.1 Инвариантные модели с трихордовой основой малотерцового ладового наклонения (типологические группы 1- 6)

3.4.2 Инвариантные модели, основанные на большетерцовой ангемитонике и большетерцовой олиготонике типологические группы 7- 9)

3.4.3 Инвариантные диатонические модели типологические группы 10-11)

3.5 Явления периферии традиции

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система»

Изучение региональных традиций русской народной песни является одним из ведущих направлений современного отечественного этномузыкознания. Региональные системы изучаются в разных ракурсах: с позиций отдельных жанров, обрядовых комплексов, в географическом аспекте, и пр. При этом понимание того, что такое собственно традиция, какова её природа, по сей день остаётся не вполне ясным и требует детальной проработки. Механизмы, объединяющие культурные явления в то, что принято называть традицией, процессы, выстраивающие указанные явления в единую гармоничную систему мышления и обеспечивающие стабильное и длительное её функционирование в условиях изменяющейся культурной среды, являются «краеугольным камнем» целой области современных гуманитарных исследований.

Проблема понимания песенной традиции как целостного феномена особенно актуальна для культур, имеющих промежуточное, срединное положение по отношению к крупным регионам (западному, северному, южному), выделяемым в системе восточнославянских музыкальных диалектов. Принципы сосуществования в песенной системе разностилевых музыкальных явлений, параметры устойчивости и сохранения традиции - вопросы, заслуживающие самого тщательного исследования. В этом плане показательна музыкальная культура верхнеокских сёл, расположенных в средней полосе России на этнической славянской территории. Одной из традиций, локализованной в пределах административных границ Тульской области, посвящена настоящая работа.

Несмотря на то, что традиционная культура сёл, расположенных в бассейне верхней Оки, вызывает длительный интерес специалистов различных направлений гуманитарного знания, местные музыкально-этнографические явления никогда не выступали объектом комплексного исследования. До настоящего времени не было даже собрано достаточное количество музыкально-этнографических материалов, которое позволило бы составить о них какое-либо представление. Песенному фольклору исследуемого региона не было посвяще3 но ни одной опубликованной теоретической работы. По сей день неясна ни структура верхнеокских традиций, ни их место в ряду других региональных песенных систем. Немаловажно, что в современной культурной ситуации происходит стремительное разрушение локальных песенных систем, которое выводит из поля зрения исследователей всё большее число музыкальных и этнографических явлений. Данное обстоятельство может стать непреодолимым и сделать невозможным изучение местной музыкальной культуры уже в ближайшем будущем.

Характерно, что практически все исследователи, соприкасавшиеся с окским материалом, отмечали индивидуальность стилевого облика верхнеокской традиции тульского региона. Локальные культуры местных сёл и региона в целом, характеризуемые, с одной стороны - контрастностью явлений, с другой -их самобытностью, эмпирически воспринимаются как целостный культурный феномен. В связи с вышеописанным разработка методологии и методики работы с подобным этномузыкальным образованием на примере названной традиции, объединяющей в себе черты различных региональных систем, представляется достаточно актуальной.

Основная проблема диссертационного исследования связана с пониманием песенной традиции как целостного феномена, организованного посредством системы связей. В современном этномузыкознании данная проблема находится в стадии разработки.

Ключевые положения системного изучения региональных традиций впервые были сформулированы в работах Е.В. Гиппиуса (64), и они по сей день продолжает определять специфику ряда направлений в современной музыкальной фольклористике. В качестве основного признака региональной песенной системы учёным выдвинута структура жанровой системы: состав жанров, их иерархия во всех формах жанровых взаимосвязей. Им же предложен тезис о наличии централизующего компонента в песенной системе1 как одного из основных критериев её типологии в контексте крупных региональных образований,

1 Жанровой; структурной и музыкально-стилевой доминанте песенной системы. обозначены крупные регионы (западный, северный, южный) и наиболее характерные признаки принадлежащих к ним локальных песенных культур.

Анализ песенной традиции посредством детализированного последовательного рассмотрения отдельных жанров и жанровых групп (установление структуры стилевых пластов, состава музыкальных форм, их взаимосвязией) является наиболее распространённым для современной фольклористики.

Гораздо реже традиция рассматривается с позиций наличия в ней механизмов, скрепляющих культурные явления: межжанровых связей, стилевых пластов и т.п. (таковы работы Е.А. Дороховой, группы воронежских фольклористов, Г.Я. Сысоевой, С.А. Жигановой). Ряд положений по типологии песенных систем излагается в неопубликованных материалах Е.А. Дороховой и М.А. Ен-говатовой (81).

Настоящая работа лежит в русле второго из обозначенных направлений. В ней произведено комплексное системное исследование верхнеокской традиции тульского региона, расположенной на этнической славянской территории в средней полосе России. Данная традиция рассмотрена как самостоятельный феномен, структурированный и существующий по особым, чётко определённым законам. В исследовании учтены структура жанровой системы, этнографического контекста, корпуса ритмических и звуковысотных форм местных напевов, а также - параметры координации системных уровней.

Объектом настоящего исследования избрана верхнеокская музыкально-этнографическая традиция тульского региона в совокупности ансамблевых песенных жанров, локализованная в верхнем течении р. Оки и её правого притока р. Упы, в пределах административных границ Тульской области. Географическое «ядро» традиции находится на территории древних поселений славянского племени вятичей и расположено между двумя проходившими здесь ранее засечными чертами (см. карту на с. 10).

Предметом изучения выступают механизмы, обеспечивающие функционирование данной традиции как целостного культурного феномена.

Цель работы - выявление системных связей музыкально-этнографических явлений на различных уровнях организации традиции, параметров устойчивости системы и механизмов её адаптации к изменяющейся культурной среде. Достижение указанной цели предполагает решение более частных задач: выявить структуру верхнеокской песенной системы, специфики бытования каждого жанра в соотношении со строением местного календарно-годового круга и этнографическим контекстом; произвести типологическую систематику ритмических и звуковысотных форм напевов; определить системообразующие принципы ритмической организации напевов, алгоритм сосуществования ритмических форм и механизмы включения в традицию более поздних явлений; выявить архетипическую основу ладомелодических и гармонических структур (посредством обоснования гипотезы единой суммарной звуковы-сотной шкалы как «поля реализации» всех напевов традиции); описать формы соотношений жанровой, ритмической, звуковысотной систем местного корпуса напевов.

Материал диссертации составляют преимущественно данные современных полевых исследований, включающие более 1000 песенных образцов: материалы полевых музыкально-этнографических экспедиций автора работы: в целом - около 600 песенных образцов (из них нотировано 400) и описания этнографического компонента традиции; коллекция Ю.А. Багрия: около 400 нотаций и этнографические описания к ним; материалы из личных архивов других исследователей (Е.Ю. Рудневой, М.О. Федосеевой, H.A. Хворова, И.Е. Климова и др.); материалы архива ПНИЛ по изучению традиционных музыкальной культур РАМ им. Гнесиных (около 50 образцов, записанных Т. Соловьёвой и В. Трохиным).

В целом, в работе используются данные локальных традиций 72-х населённых пунктов восьми административных районов Тульской области: Одоевского, Белёв-ского, Арсеньевского, Суворовского, Дубенского, Чернского, Тёпло-Огарёвского и Заокского.

Помимо экспедиционных материалов в исследовании задействовано небольшое количество опубликованных нотных и этнографических материалов, звукозаписи, изданные на кассетах, пластинках и дисках2, а также - коллекции материалов сельских клубов и ДК, расположенных в административных центрах изучаемого региона.

Основу методологии диссертации составляют, прежде всего, положения системного и структурно-типологического методов исследования. Согласно данным методам традиционная культура рассматривается как совокупность знаковых систем, представляющих собой «структурно расчленённую целостность, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное значение» (230). Помимо собственно системных исследований (работ A.A. Богданова, К.К. Жоль, С.Ю. Неклюдова, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина) особое значение в этом ключе имели для нас работы Е.В. Гиппиуса (64, 65), заложившие основы современного отечественного теоретического этномузыкознания и определившие место и аспекты применения положений методов структурного, системного, типологического анализа к проблемам изучения материала традиционных культур. В исследованиях структурно-типологического направления отечественной фольклористики для нас особенно были важны работы Е. А. Дороховой, М. А. Енговатовой, Б. Б. Ефименковой, О. А. Пашиной. Из работ этих же авторов были заимствованы

2 Диск «Сестры Пронины», выпущенный фольклорным ансамблем «Истоки» г.Тула, кассета «Круг жизни», изданная Домом народного творчества под редакцией О.Н.Прокопец, пластинка к сборнику «Песни Тульской области, напетые Е. Б. Ильиной» в записи Г. Смирновой. прикладные методики анализа песенного и обрядово-этнографического материала.

Комплексность, междисциплинарность исследования определяется использованием данных и методов из смежных областей гуманитарного знания. В частности, в работе с этнографическим компонентом традиции были использованы принципы, изложенные в трудах московской группы этнолингвистов под руководством академика Н. И. Толстого и в исследованиях отечественных семиотиков. Полевые экспедиционные исследования производились с использованием эмпирических методик, включающих интервью и экспериментальную реконструкцию обрядово-этнографических явлений. Обработка, систематизация экспедиционных материалов и включение их в диссертацию обусловили применение исторического метода и метода описания. В настоящей диссертации также задействованы некоторые положения синергетического подхода, в том числе - тезисы об условиях нелинейного развития динамических систем и некоторых аспектах прогнозирования пограничных состояний. Данные положения нашли применение в анализе и трактовке системных связей на различных уровнях функционирования песенной традиции.

Научная новизна определяется материалом и ракурсом исследования. В диссертации представлена неизученная ранее верхнеокская песенная традиция тульского региона, которая рассмотрена в совокупности всех ансамблевых песенных жанров. В работе предложен новый подход к песенной традиции как целостному системному образованию. Традиция охарактеризована в ракурсе структуры местной жанровой системы и её координации с этнографическим контекстом, системообразующих явлений ритмики и корпуса звуковысотных структур, а также - форм соотношений жанровой, ритмической и звуковысотной систем. В научный обиход введены новые архивные и экспедиционные материалы, произведена их аналитическая нотация, последовательное описание и типологическая систематика. В анализе звуковысотного и ритмического строения напевов использован новый подход, направленный на поиск закономерностей музыкального мышле8 ния, обеспечивающих сосуществование контрастных музыкально-стилевых явлений в одной песенной системе и коллективной памяти. В работе осуществлено описание механизмов, обеспечивающих функционирование и сохранение традиции.

Диссертация состоит из трёх Глав, Вступления и Заключения. Работа содержит Список литературы и три Приложения, включающих Нотные примеры (Приложение 1), Этнографический очерк (Приложение 2) и Список экспедиций, материалы ноторых использованы в работе (Приложение 3).

КАРТА ВЕРХНЕОКСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Условные

- областные центры;

- районные центры;

- граница Тульской области; - - реки Ока и Упа; ] - населённые пункты, материали из которых задействованы в работе;

---- граница поселений вятичей в X в.;

- границы песенной традиции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Гайсина, Юлия Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Настоящая работа, посвящёная рассмотрению верхнеокской песенной традиции тульского региона как этномузыкальной системы, позволяет в новом ракурсе взглянуть на ряд вопросов, актуальных для современной этномузыколо-гии. Прежде всего, это касается понимания целостности традиции как таковой и механизмов, обеспечивающих подобную целостность. В исследуемой этномузыкальной системе среди данных механизмов присутствуют как свойственные ряду других культур (отвечающие межкультурным архетипам), так и индивидуальные, характеризующие сугубо местные особенности мышления.

К наиболее общим свойствам принадлежат структурирование пространства и времени посредством пар оппозиций, аналогии в строении и наполнении «зеркально» расположенных обрядов, бинарность, симметрия в расположении музыкально-этнографический явлений в структуре местного календарно-годового круга. Чёткий ритм восприятия времени не утрачивается даже тогда, когда выходят из употребления ведущие обрядовые практики; иногда «недостаток симметрии» компенсируется внедрением дополнительных бинарных оппозиций, «скрепляющих» структуру года (яркий пример - сравнительно позднее установление престольных праздников в противоположных точках календарного дового круга).

Двойственность характеристик проступает как в ритмическом, так и звуко-высотном облике песен исследуемой традиции. Так, на уровне ритмики местных напевов можно говорить о наличии восьмивременных (преобладающих) и шестивременных построений в роли наиболее простых форм (КЕ=а), о 4х- и Зх-временных пропорциях, служащих основой алгоритма соотношений всех ритмических форм традиции. В звуковысотном же строении корпуса напевов явно проступают два основных ладоинтонационнных архетипа: ангемитоника на основе трихорда в кварте (преобладает) и - ангемитоника на основе поступенно заполненной большой терции.Алгоритмы сосуществования синтаксических мо

151 делей с разной ладовой основой определяются наличием единой суммарной акустической шкалы (интонационного поля для реализации всех местных зву-ковысотных структур) и системы мелодических контуров. В целом, общую динамику традиции можно определить как вытеснение ангемитоники диатоникой (включая обусловленость стилистикой общераспространённых инструментальных наигрышей), и в дальнейшем - тенденцию к освоению тонально-гармонического строя.

Ряд свойств этномузыкальной системы в её современном состоянии обнаруживается на пересечении жанровой, ритмической и звуковысотной систем. Именно на данном уровне отчётливо выражена взаимообусловленность следующих жанровых и структурных доминант: 1) ведущая роль свадебных, хороводных и традиционных лирических песен в формировании стилевого ядра традиции, 2) приоритет ритмических форм на основе восьмивременных МРЕ, 3) преобладание звуковысотных форм с трихордовой ладовой и опорой на векторную модель , а также - диатонических структур в стилистике общерусских инструментальных наигрышей.

Данную стадию существования традиции характеризует большое количество ритмических и звуковысотных форм напевов и их версий внутри всех жанровых групп, наличие полижанровых структур, жанровых пластов разного времени формирования и различных форм бытования песен. Присутствие в ней поздних явлений и механизмов их «включения» в существующую систему способствует постепенному рассредоточению системных связей и превращению системы из чётко структурированной, замкнутой - в разомкнутую, реализующую тенденцию к постепенному нивелированию индивидуальных черт. Примером может служить переосмысление роли трихорда в структуре напева: будучи изначально интонационной «канвой» напева он начинает пониматься как его гармонический бас (по аналогии с инструментальной гармонической поддержкой). На основе переосмысления трихорда происходит переход от оперирования терцовыми комплексами секундового соотношения (свойственного местному музыкальному мышлению наряду с распространением кластерных созвучий) к квартовому соотношению гармонических функций. Этот процесс определяет историческую динамику традиции и пути её эволюции. Не менее распространён приём «осовременивания» песен путём замены традиционного напева на общерусский с соответствующей ритмической и интонационной формой.

Другой яркой чертой исследуемой традиции выступает сочетание черт, свойственных как системам первичного (раннего), так и вторичного (позднего) формирования. К традициям раннего формирования данную систему можно отнести в силу развитости в ней первично приуроченных жанров: календарных, свадебных песен. Этим жанровым группам свойственны наиболее яркие черты, характеризующие традицию в целом: трихордовая ангемитоника как ладовая основа, цезурированные формы двоичной ритмики и др. В то же время календарные песни к настоящему моменту стремительно уходят из активного бытования: часть из них существует уже только в архивных материалах, часть - ещё присутстует в коллективой памяти, но уже давно не исполняется. Изложенное справедливо и в отношении многих жанровых видов свадебных песен, хотя большое их количество воспроизводится в исходном (пусть и модифицированном) контексте. Наконец, некоторые песни сменили свой контекст и существуют вне исходной обрядовой ситуации (например, исполняясь на сцене сельских клубов).

Черты традиций позднего формирования (так называемых вторичных) проявлены, в частности, в наличии большого количества напевов общерусского распространения (включая основанные на схемах популярных инструментальных наигрышей). Записываемые здесь лирические и хороводные песни (наряду со свадебными составляющие домнирующий пласт местной песенной системы) объединяют не только черты местного стиля, но и в большой степени - общерусские, свойственные жанрам позднего времени формирования.

В системе восточнославянских музыкальных диалектов верхнеокская традиция тульского региона может быть определена как южнорусская - при несомненном наличии в ней отдельных черт, присущих западным и отчасти северным традициям. Ярчайшей характеристикой выступает наличие жанров «с синхронной формой связи музыкального ритма с ритмом пляски» в качестве централизующего компонента местной песенной системы и единая типология свадебных величальных песен со скорыми хороводами юга России.

В целом, верхнеокская традиция тульского региона в её современном состоянии обнаруживает явные системные связи в организации и функционировании как корпуса местных напевов, так и его этнографического контекста. Специфика же бытования традиции как целостного культурного феномена предполагает наличие особой методики её исследования (возможно - уточняемой для каждой конкретной традиции), особых принципов выявления взаимосвязанных механизмов, процессов, обеспечивающих подобную целостность. Аналитическое описание верхнеокской песенной традиции, произведённое в предыдущих главах, служит примером реализации подобного подхода, который может быть экстраполирован на другой традиционный материал.

Традиция обнаруживает чёткие географические границы (см. катру на с. 10), выход за пределы которых связан с появлением звуковысотных, ритмических или жанровых феноменов, не вписывающихся в предложенную систематику. Направлениями перспективных исследований могут выступать сравнительное изучение традиций ближайших территорий (что позволит проверить, в частности, гипотезу наличия единой суммарной шкалы для местного корпуса напевов) и соотнесение характеристик верхнеокской традиции с другими региональными системами в контексте разрабатываемого атласа восточнославянских музыкальных диалектов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Гайсина, Юлия Владимировна, 2008 год

1. Аверинцев С. Архетипы // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1997. С.110-111.

2. Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М., 2000.

3. Адоньева С.Б. Звуковые формулы в ритуальном фольклоре //Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Интернет-сайт: http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

4. Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980.

5. Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика. М., 1990.

6. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988.

7. Аникин В.П. Русский фольклор. Учебное пособие для ВУЗов. М., 1987.

8. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М., 1998.

9. Артеменко Е.Б. Традиция в мифологической и фольклорной репрезентации. Опыт структурно-когнитивного анализа //Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. Т. 2. М., 2006. С. 6-24.

10. Асафьев Б. О народной музыке. Л., 1987.

11. Вульфиус П.А. Русская мысль о музыкальном фольклоре. М., 1979.

12. Афремов А.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. М., тип. В. Готье, 1850.

13. Ашурков В.Н. Страницы Тульской старины. Тула., 1997.

14. Багрий Ю.А. Русские народные песни верховьев Оки (Орловской, Калужской, Тульской и Московской областей). Опыт типологической систематизации напевов 380 песен, записанных и нотированных Ю.А. Багрием. / Общ. ред. Е.В.Гиппиуса. (Рукопись.)

15. Багрий Ю.А. Русские трещотки // Памяти К. В. Квитки 1880-1953. Сб. статей. / Ред.-сост. А.Банин. М., 1983. С. 249-268.

16. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. М., 1993.

17. Байбурин А.К. Коды обряда и их взаимодействие // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы доклада всесоюзной научно-практической конференции. В 2-х ч. 4.2. М., 1988. С. 139-145.

18. Байбурин А.К. Фольклористика и этнография сегодня // Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. T III. М., 2006. С.23

19. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К описанию пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. М., 1978. С. 89-105.

20. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М., 1986.

21. Банникова И. И. Ритмический словарь русской песни-романса второй половины XVIII первой половины XIX века. Дисс. .канд. иск. М., 2001.

22. Баранова Т. Понятие модальность в современном теоретическом музыкознании. Вып. 1. М., 1980.

23. Бектурганов С. Эпистемологические основания человеческой культуры. Алматы, 2001.

24. Белёвские чтения. Выпуск 2. Посвящается памяти протоиерея М.Ф.Бурцева. М., 2002.

25. Белова О.В. Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян. Автореферат //Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Интернет-сайт: http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

26. Бескова И. А. Язык символов как эпистемологический феномен // Эволюция. Язык. Познание. М., 1999. С. 135-161

27. Бершадская Т. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни. М.-Л., 1961.

28. Бернштам Т.А. Девушка-невеста и предбрачная обрядность в Поморье // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978. С. 48-71.

29. Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

30. Богатырёв П.Г., Якобсон P.O. Фольклор как особая форма творчества //Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Интернет-сайт: http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

31. Богданов A.A. Тектология: Очерки организационной науки. В 2х Т. М., 1968.

32. Богуславский В. В. Тульские древности. Тула, 1997.

33. Борисов С.Б. Похороны животных как феномен детско-подростковой культуры //Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. -Интернет-сайт: http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

34. Бражник JI.B. Ангемитоника в модальных и тональных системах: На примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приура-лья. Дисс. .д-ра иск. Казань, 2003.

35. Будде Е.Ф. О говорах Тульской и Орловской губерний. СПб, Типография Императорской Академии наук, 1904.

36. Будде Е.Ф. О народных говорах в Тульской губернии. Казань, 1898.

37. Будде Е.Ф. О некоторых народных говорах в Тульской и Калужской губерниях. Отчет о поездке в означенныя губернии ордин. проф. И. Казанского университета Е.Ф.Будде. Казань, 1897.

38. Вальченко A.B. Хоровое пение в музыкальной культуре Дона: XVIII -начало XX вв. Дисс. .канд. иск. Ростов н/Д., 2004.

39. Введенова Е. Г. Архетипы коллективного бессознательного и проблемы становления культуры // Эволюция. Язык. Познание. М., 1999. С. 113-133.

40. Великорусские песни в народной гармонизации. Записаны Е. Линёвой. Вып. 2. СПб., 1909.

41. Винарчик Л. М. Хороводные песни восточной брянщины в их территориальном распределении // Картографирование и ареальные исследования в фольклористике. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып 154. М., 1999. С. 64-86.

42. Винарчик. Л. М. Духовская традиция Смоленщины в контексте весеннего календаря восточных славян / Дипломная работа. Рук. М.А Енговатова. М., 1989. (Рукопись.)

43. Винарчик. Л. М. Мелогеография Смоленского региона и проблемы реконструкции этномузыкального ландшафта. Дисс. .канд. иск. М., 2000.

44. Винарчик Л.М. Южнорусские хороводы перекрёсток календаря и свадьбы // Картографирование и ареальные исследования в фольклористике. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных, Вып. 154. М., 1999.

45. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М., 1986.

46. Виноградова Л.Н. Ритуальный символ в обряде и фольклорном тексте // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы докладов. В 2-х ч. 4.2. М., 1988. С. 174-176.

47. Виноградова Л.Н. Славянская народная демонология: проблемы изучения. Докторская диссертация. Текст диссертации в форме доклада //Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Интернет-сайт: http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

48. Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Мотив «уничтожения проводов нечистой силы» в восточнославянском купальском обряде // Исследования в области балто-славянской культуры: Погребальный обряд. М., 1985. С. 119127.

49. Владыкина-Бачинская Н.М. Музыкальный стиль русских хороводных песен. М., 1976.

50. Волков А. Философско-антропологические основания современной визуальной культуры. СПб., 2001.

51. Вырщиков Е. Динамика знаковых систем и модель мира древних земледельцев. М., 2001.

52. Гайсина Ю. Календарно-годовой круг в селе Стояново (Одоевский р-н Тульской обл). Тула, 2004.

53. Гайсина Ю. Музыкально-этнографический комплекс верхнеокских сёл сквозь призму календарно-годового круга / Дипломная работа. Рук. М.А. Енговатова. М., 2001. (Рукопись.)

54. Гайсина Ю. Понятие «архетип» и некоторые аспекты функционирования архетипического в современных проявлениях традиционной культуры. // Философия и музыка. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 163. М., 2004. С. 2547.

55. Гайсина Ю. Роль инструментальных наигрышей в формировании верхнеокских традиционных песенных напевов // «Музыковедение», №5. М., 2006. С. 24-31.

56. Гайсина Ю. Свадебный обряд в селе Стояново. // Тульская область, Одоевский район. Очерки прошлого и настоящего. М., 2007. С. 338-367

57. Гайсина Ю. Семантика музыкально-стилевых комплексов верхнеокских традиционных напевов. // Семантика музыкального языка. Материалы международной научной конференции 27-28 февраля 2002 г. М., 2004. С. 248-254.

58. Гайсина Ю. Специфика верхнеокских песенных традиций сквозь призму календарно-годового круга. II Материалы третьей международной конференции памяти A.B. Рудневой. Сб. трудов МГК им. Чайковского. М., 2004. С. 364373.

59. Гарбузов Н. А. Музыкальная акустика. М., 1954.

60. Гаспаров Б.М. Устная речь как семиотический объект //Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Интернет-сайт: http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

61. Геннеп А. Обряды перехода. М., 1996.

62. Гилярова H.H. Детский фольклор Рязанской области. Рязань, 1992.

63. Гилярова H.H. Новогодние поздравительные песни Рязанской области // Памяти К. В. Квитки 1880-1953. Сб. статей. / Ред.-сост. А.Банин. М„ 1983. С. 89-101.

64. Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики. -Д., 1980. С. 23-36.

65. Гиппиус Е. В. Проблемы ареального исследования традиционной русской песни в областях украинского и белорусского пограничья // Традиционное музыкальное искусство и современность (вопросы типологии) / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 60. М., 1982. С. 5-13.

66. Голос и ритуал / Материалы конференции / Сб. статей. М., 1995.

67. Голубева H.A. Человек и музыкальная реальность в философии. Дисс. .канд. филос. наук. Калуга, 2003.

68. Гордиенко О.В. О классификации русских народных инструментов // Методы музыкально-фольклористического исследования. М., 1989. С. 38-64.

69. Грица С.И. Механизмы словесно-музыкальной парадигматики в фольклоре //Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. Т. 2. М., 2006. С. 52-66.

70. Грудинкин Б.В. Белёвская неолитическая культура. // Белёвские чтения. Выпуск 4. Посвящается памяти протоиерея М.Ф.Бурцева. М., МГУЛ, 2003.

71. Гуляницкая Н. С. Введение в современную гармонию. М., Музыка, 1984.

72. Гусев В.Е. Народная художественная культура (теоретические очерки). СПб., 1993.

73. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М., 1999.

74. Демина JI.В. Музыкально-этнографический комплекс традиционной русской свадьбы Западно-Сибирского Зауралья (Тюменская область). Дисс. . канд. искусствоведения. Екатеринбург, 2001.

75. Дигун Т.В. Протяжные песни донских казаков. Дисс. .канд. иск. М., 1985.

76. Донские казачьи песни / Сост., нот., вст. ст., прил. и коммент. Т.С. Ру-диченко. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2006.

77. Дорохова Е.А. О мелодической организации песенных традиций в среднем течении Сейма // Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян: Вопросы типологии / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 91. М., 1987. С. 76-88.

78. Дорохова Е.А. О соотношении видов многоголосия и других уровне звуковысотной оганизации напева // Песенное многоголосие народов России: Тезисы докладов Международной научной конференции. Воронеж, 1989. С. 45-46.

79. Дорохова Е.А. Песни села Завгороднее. М., 1987.

80. Дорохова Е.А. Этнокультурные «острова»: пути музыкальной эволюции. Дисс. .канд. иск. М., 2008.

81. Дорохова Е. А., Енговатова М. А. Региональные песенные системы как объект структурно-типологического исследования. М., Архив ПНИЛ РАМ им. Гнесиных. (Рукопись.)

82. Дурново H.H., Соколов H.H., Ушаков Д.Н. Диалектологическая карта русского языка в Европе. М., 1915.

83. Духовная культура северного Белозерья: этнодиалектный словарь. М., 1997.

84. Дьячкова Л.С. Гармония в музыке XX века. М., 1989.

85. Дьячкова JI. С. Средневековая ладовая система западно-европейской монодии: вопросы теории и практики. М., 1992.

86. Евдокимова Ю. Вечная жизнь мелосного многоголосия //Музыкальная академия. 2005, №2. С. 134-141.

87. Евдокимова Ю. История полифонии. Многоголосие Средневековья. XXIV века. М., 1983.

88. Енговатова М. А. Закамские протяжные песни и некоторые вопросы типологии жанра. Дисс. .канд. иск. М., 1988.

89. Енговатова М. А. Звуковысотная организация закамских вёшних хороводных песен: к вопросу о соотношении функции и структуры // Фольклорный текст: функция и структура. Труды ГМГТИ им. Гнесиных. Вып. 121. М., 1992. С. 129-157. . ,

90. Енговатова М.А. Система региональных песенных традиций русской народной песни // Народное творчество. Программа для исп.отд.муз.вузов. М., 1988.

91. Енговатова М.А., Ефименкова Б.Б. Русское народное многоголосие в свете структурно-типологических исследований. Архив ПНИЛ РАМ им. Гнесиных. (Рукопись.)

92. Енговатова М. А., Пашина О,-А. Русско-белорусское пограничье: взгляд российских этномузыкологов // «Живая старина». 2000, №3. С. 30-32.

93. Ефименкова Б.Б. Восточнославянская свадьба и её музыкальное наполнение: введение в проблематику. Архив ПНИЛ РАМ им. Гнесиных. (Рукопись.)

94. Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. М., 2000.

95. Ефименкова Б. Б. Ритмика русских народных песен. М., 1993.

96. Тульская область. Одоевский край. Очерки прошлого и настоящего. М., 2007.

97. Жиганова С.А. Кубанская свадьба как музыкально-этнографическая традиция позднего фомирования. Дисс. .канд. иск. М., 2008.

98. Жиганова С.А. Свадебные песни в обрядовом пространстве: особенности функционирования музыкальных текстов в станицах Темрюкского района Краснодарского края // Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. Т IV. М., 2007. С. 277-288.

99. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. М., 1993.

100. Земцовский И. Апология «музыкального вещества» //Музыкальная академия. 2005, №2. С. 181-192

101. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

102. Земцовский И.И. Оусская протяжная песня. Л., 1967.

103. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. М., 1975.

104. Золотова Т.Н. Русская праздничная культура на рубеже веков // Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. Т IV. М., 2007.

105. Иванов В., Топоров В. Славянская мифология // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1977. С. 450-456.

106. Иванова A.A., Калуцков В.Н. География и фольклористика: направления и практика взаимодействия // Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. ТIV. М., 2007. С. 178-195.

107. Исаева С.Н. Специфика восприятия музыки в эстетике средневековья //Культурология в контексте гуматитарного мышления: Материалы все-рос.межвузов. конфер. / Морд.гос.ун-т им. Н.П. Огарёва. Гл.ред. Воронина Н.И. Саранск, 2004. С.48-50.

108. Историко-археологические чтения памяти Н.И.Троицкого. Материалы. Вып. 1. Тула, 1997.

109. История гармонических стилей / отв. ред. Н. С. Гуляницкая / Сб. трудов. Вып 82. М., 1988.

110. ПЗ.Камаева Т. Ангемитоника и диатоника: функционирование и взаимодействие двух звуковысотных систем в западнорусских песенных традициях / Дипломная работа. Рук. М.А. Енговатова. М., 1993.

111. Каргин A.C., Хренов H.A. Фольклор и кризис общества. М., 1993.

112. Карташова Т.А. Песенная традиция украинских крестьян в контексте народной культуры Дона : Дис. . канд. иск. Ростов-на-Дону, 2004.

113. Кастальский. Основы народного многоголосия. JL—М., 1948.

114. Квитка К. Избранные труды. Том 1-2. М., 1971, 1973.

115. Кирюшина Т.В. Традиционная русская инструментальная культура. -М., 1979.

116. Кондратьева Н.М. К понятию звуковысотной организации народной музыки: новые теоретические и технологические подходы // Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. Т. 2. М., 2006. С. 31-42.

117. Королькова И.В. Лирические песни Северо-Запада России: проблемы жанра и музыкального стиля. Дисс. .канд. иск. СПб., 2002.

118. Культурология в вопросах и ответах. / Под ред. Г.В.Драча. М., 2002.

119. Латышева С.А. Волочёбные (христославные) песни восточных славян. Дисс. .канд. иск. М., 2000.

120. Леви-Брюль Л. Мифический мир //Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Интернет-сайт http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

121. Леви-Брюль К. Первобытное мышление // История психологии. М., 1992. С. 297-318.

122. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1997.

123. Левинтон Г.А. Интертекст в фольклоре //Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Интернет-сайт http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

124. Левинтон Г. А. К вопросу о функциях словесных компонентов обряда // Фольклор и этнография. Л., 1974.

125. Левинтон Г. А. Понятие «кода» в исследовании обряда // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы докладов. В 2-х ч. 4.2. М., 1988. С. 136-138.

126. Леонова Т.Г. Проблемы изучения регионального фольклора //Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. Т. 2. М., 2006. С. 112-136.

127. Леонова Т.Г. Проблемы изучения фольклорных традиций вторичного формирования. На сибирском материале //Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. Т. 2. М., 2006. С. 450-461.

128. Линёва Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1-2. СПб., изд. Акад. наук, 1904-1909.

129. Листопадов А. Песни Донских казаков. Т. 4. М., 1953.

130. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.

131. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

132. Лотман Ю. Об искусстве. СПб., 2000.

133. Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культуры // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. С. 3-11.

134. Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. Вып. 1. Тарту, 1970.

135. Лядов А. К. Песни русского народа. М., 1959.

136. Мазепус В.В. Комплексная текстология как методологическая проблема современного этномузыкологического исследования // Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. Т. 2. М., 2006. С. 24-31.

137. Мариносян Т. Архетип как понятие философской антропологии. М., 1998.

138. Материалы XXI междунар.молодёж.конфер. памяти А.Горковенко (апрель 2001) / Рос.институт истории искусств. СПб., РИИИ, 2004.

139. Медведева М.В. Основы функционирования народно-песенных традиций // Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. Т IV. М., 2007. С.239-233.

140. Мелетинский Е.М. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике //Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Интернет-сайт http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

141. Мелетинский Е. Поэтика мифа. М., 2000.

142. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре //Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Интернет-сайт http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

143. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.

144. Меньшиков Л. Семиозис традиционного космоса. Дисс. .канд. иск. СПб., 2001.

145. Мехнецов A.M. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры // Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция. Сб.науч.ст. ЛТК. Л., 1985.

146. Можейко З.Я. Песни белорусского Полесья. Т. 2. М., 1984.

147. Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1974.

148. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. Ред. О.А.Пашина. СПб., 2005.

149. Народные песни Орловской области. М., 1964.

150. Науменко Г. М. Этнография детства. М., Беловодье, 1998.

151. Неклюдов С.Ю. Вариант и импровизация в фольклоре // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Интернет-сайт http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

152. Неклюдов С.Ю. Культура как система. Интернет-сайт http ://ruthenia.ru/folklore/nekludov3 .htm

153. Неклюдов С.Ю. Российская фольклористика и структурно-семиотическое исследования. // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Интернет-сайт http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

154. Несина О. А. Русские святочные гадания под песню: опыт типологической систематизации и ареального исследования // Картографирование и ареальные исследования в фольклористике // Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 154. М., 1999. С. 23-34.

155. Новикова О.В. Пентатоника в песенной традиции бурят. Дис. .канд. иск. Новосибирск, 2003.

156. Новикова А. М., Пушкина С. И. Свадебные песни Тульской области. Тула, 1981.

157. Новикова А. М., Пушкина С. И. Традиционные бытовые песни Тульской области. Тула, 1989.

158. Новосёлова Н. А. Жанровое своеобразие вечёрочных проходочных песен// Дисс. . канд. филологич. наук. М., 1986.

159. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956.

160. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1992

161. Парикова Н.Б. Умеренное яканье в тульских говорах. Великие Луки, 1965.

162. Пашина O.A. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998.

163. Пашина O.A. Картографирование и ареальные исследования в этному-зыкологии //Картографирование и ареальные исследования в фольклористике. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 154. М., 1990. С. 6-22.

164. Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. Т. 1. М., 2005.

165. Песенное многоголосие народов России. /Тезисы докладов. М., 1989.

166. Песни Пинежья. Материалы фонограмм-архива, собранные и разработанные Е.В.Гиппиусом и З.В.Эвальд /Под общей ред. Е.В.Гиппиуса. Кн. 2. /Труды Института антропологии, этнографии и археологии АН СССР. Т. VII. Фольклорная серия №2. М., 1937.

167. Плавская E.JI. Музыкально-теоретические представления старообрядцев : На материале Сибирского региона. Дис. .канд. иск. Новосибирск, 2005.

168. Потребил A.A. Символ и миф в народной культуре. М., 2000.

169. Православные священники собиратели русского фольклора. -М., 2004.

170. Приходы и церкви Тульской Епархии. Тула, Типография И.М. Соколова, Киевская ул., д. Козловых. 1895.

171. Приокские народные песни. Тула, 1986.

172. Пропп В. Я. Морфология сказки. JL, 1946.

173. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.

174. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

175. Пятьдесят русских народных песен сёл Верхний Мамон и Россоши Воронежской области / Сост. и нот. Е.Кустовского. Ред. Е.Гиппиус, А.Медведев. М., 1985.

176. Раденкович JI. Славянский фольклор и фольклористика на рубеже XIX-XX веков: текст и контекст. // Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докл. Т III. М., 2006.

177. Резниченко Е. Некоторые наблюдения над севернорусской вариантной гетерофонией // Песенное многоголосие народов России. Тезисы докладов научно-практической конференции. М., 1989. С. 17-19.

178. Римский-Корсаков Н. А. Сто русских народных песен. M., 1977.

179. Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. JI.-M., 1973.

180. Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. Дисс. .д-ра иск. М., 2005.

181. Руднева А. Курские танки и карагоды. М., 1975.

182. Руднева A.B. Народные песни Курской области. М., 1957.

183. Руднева A.B. Русское народное музыкальное творчество. М., 1994.

184. Руднева А., Щуров В., Пушкина С. Русские народные песни в многомикрофонной записи. М., 1979.

185. Руднева Е. Ю. Тульская песенная традиция и особенности её освоения детским фольклорным ансамблем в условиях посёлка городского типа. / Дипломная работа. Рук. Хрущёва М.Г. Астраханская ГК. Астрахань, 1989. (Рукопись.)

186. Русская диалектология. Под ред. Р.И.Аванесова и В.Г.Орловой. М., 1964.

187. Русские народные песни /Расшифр. И.К. Здановича, зап. М.Е.Пятницкого. М., 1950.

188. Русские народные протяжные песни. Антология / Сост. и вст. ст. И. Земцовского. M.-JL, 1966.

189. Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Сост. Бернштам. Л., 1978.

190. Садовский В.Н. Логико-методологический анализ правдоподобности научных теорий. // Вопросы философии. М., 1979, №9.

191. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М., 1974.

192. Садовский В.Н. Системная концепция А.А.Богданова. // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1998. Ч 1. М., 1999, с. 7-31.

193. Сахаров И. П. Сказания русского народа. Тула, 2000.

194. Свадебные песни Верхнемамонского района Воронежской области. Воронеж, 1999.

195. Серов Н. А. Музыка южнорусских песен /Избранные статьи. M.-JL, 1950.

196. Серов H.A. Русская народная песня как предмет науки // Избранные статьи. М.-Л., 1930. С. 81-109.

197. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.

198. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 1, 2, 3. М., 1999,2001,2004.

199. Славянский и балканский фольклор. Сб.ст. М., 1986.

200. Славянский музыкальный фольклор. Сб. ст. М., 1972.

201. Смирнов Б. Ф. Песни Ясной поляны. Тула, 1986.

202. Смирнова Г. Песни Тульской области, напетые Е. Б. Ильиной. М., 1979.

203. Смоленский музыкально-этнографический сборник. Том 1. Календарные обряды и песни. М., 2003.

204. Смоленский музыкально-этнографический сборник. Том 2. Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи. М., 2003.

205. Смоленский музыкально-этнографический сборник. Том 3. Сезонно приуроченные лирические песни. М., 2005.

206. Собрание народных песен И. В. Киреевского. Тула, 1986.

207. Сокальский П. Русская народная музыка великорусская и малорусская в ея строении мелодическом и ритмическом и отличтт ея от основ современной гармонической музыки. Харьков, 1888.

208. Соколова В.К. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов XX начала XX в.в. М., 1957.

209. Соловьёва Т. Среднеокская свадебная традиция (к вопросу типологии южнорусской свадьбы). / Дипломная работа. Рук. М.А. Енговатова. М., 1989. (Рукопись.)

210. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.

211. Тейлор Э. Миф и обряд в первобытной культуре. Пер. с англ. Смоленск, 2000.

212. Толстая С.М. Обрядовое голошение: лексика, семантика, прагматика // Мир звучащий и молчащий. М., 1999. С. 135-146.

213. Толстая С. М. О семантическом единстве обряда // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы докладов. В 2-х ч. 4.2. М., 1998. С. 146-148.

214. Толстой Н.И. О природе связей бинарных противопоставлений типа правый левый, мужской - женский // Языки культуры и проблемы перево-димости. М., 1987. С. 169-183.

215. Топорков A.JL Мифы и мифология XX века: традиция и современное восприятие //Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. — Интернет-сайт http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

216. Топоров В. Модель мира// Мифы народов мира. М., 1997. С. 161-164.

217. Топоров В. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 7-60.

218. Традиционная культура Гороховецкого края: В 2-х т. Т 1. М., 2004.

219. Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 91. М., 1987.

220. Традиционное народное музыкальное искусство и современность. / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 60. М., 1982.

221. Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. XXIX. М., 1976.

222. Троичность в мышлении: сб. материалов 6-й конф. из цикла «Григорьевские чтения»/ Отв.ред.: Скребкова-Филатова М.С., Еремеева В.В., Григорьева И.Д. М., 2004.

223. Трубинов П.Ю. Музыкальная нотация в компьютерном представлении. Дис. канд. иск. СПб., 2001.

224. Тульские губернские ведомости. Тула, 1986, №№71-77

225. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., 1992

226. Философия и музыка. Сб.тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 163. М., 2004.

227. Философский энциклопедический словарь. М., 2001.

228. Фольклор: современность и традиция. Материалы третьей международной конференции памяти А.В.Рудневой. / Моск. Гос. Консерватория им. П.И.Чайковского. М., 2004.

229. Фольклорный текст: функция и структура. / Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. М., 1992.

230. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., Музыка, 1988. (переиздание: 2003)

231. Холопов Ю.Н. Лад // Музыка. Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 291.

232. Холопов Ю.Н. Ладовый ритм // Музыка. Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 291-292.

233. Холопов Ю.Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана// Музыка и современность. М., 1971. С. 247-293.

234. Хоруженко K.M. Культурология: структурно-логические схемы. М., 2003.

235. Цивьян Т.В. Модель мира и её роль в создании (аван)текста //Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Интернет-сайт http://ruthenia.ru/folklore/publications.htm

236. Цивьян Т.В. Оппозиция шум/тишина в ритуале // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы докладов. В 2-х ч. 4.2. М., 1998. С. 149-151.

237. Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации //Типологические исследования по фольклору. М., 1975. С.26-43. 241.Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря Х1Х-ХХ в.в. М., 1957.

238. Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях и т. п. Т 1. Вып 1-2. СПб., 1889-1890.

239. Шестнадцать народных песен верхорьев Оки в партитурных нотациях / Сост. и пред. В.И. Трохона. М., 1985.

240. Шеков А. Верховские княжества XII сер. XVI вв. Тула, 1995.

241. Шульгина Е.В. Звуковысотная организация китайской музыки 12-13 в. Дисс. . канд. иск. Новосибирск, 2005.

242. Щуров В.М. Белгородское Приосколье: сборник песен южнороссийского региона. Вып. 3. Песни над Тихой Сосной: песни села Подсе-реднее Алексеевского района Белгородской области. Белгород, 2005.

243. Щуров В.М. Белгородское Приосколье. Песни Усердской стороны. Вып. 1.М., 1995.

244. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М., 1998.

245. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987.

246. Эвальд З.В. Песни Белорусского Полесья. М., 1979.

247. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1902.

248. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.

249. Юнг К.Г. Архетипы коллективного бессознательного // Психология бессознательного. М., 1998. С. 95-119.

250. Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи. М., 1908.

251. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 2000.

252. Conrad J. Male mythological creatures of the south slavs. // Журнал ассоциации славянского и восточноевропейского фольклора. Т4. Philadelphia, 1986, №1.

253. Turner Edit. Experiencing ritual. University of Kansas, 2001.

254. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ им. ГНЕСИНЫХ Кафедра истории музыки0420 0.8 1 74 54 "1. Гайсина Юлия Владимировна

255. ВЕРХНЕОКСКАЯ ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА КАК ЭТНОМУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА Приложения 1-3

256. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

257. Научный руководитель -кандидат искусствоведения, профессор М. А. Енговатова1. Москва, 2008

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.