Вербальная диагностика динамики базовых ценностей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат наук Хлопова, Анна Игоревна

  • Хлопова, Анна Игоревна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 213
Хлопова, Анна Игоревна. Вербальная диагностика динамики базовых ценностей: дис. кандидат наук: 10.02.19 - Теория языка. Москва. 2018. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хлопова, Анна Игоревна

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы вербального диагностирования динамики базовых ценностей

1.1. Этническая культура как среда бытования базовых ценностей

1.2. Понятие «базовая ценность»

1.3. Тенденции исследования базовых ценностей россиян

1.4. Этническая специфика образа мира. Основные направления в исследовании этнической картины мира

1.5. Методы и приемы исследования психологически актуальных значений лексем, репрезентирующих базовые ценности

1.5.1. Специфика ассоциативного эксперимента как метода исследования лексики

1.5.2. Методика оценки данных ассоциативного эксперимента

1.5.3. Приемы, применяемые для верификации результатов свободного

ассоциативного эксперимента

Субъективное шкалирование значения лексем

Анализ дефиниций толковых словарей

Компонентный анализ

Выводы по главе 1

Глава 2. Экспериментальное исследование содержания лексемы работа как репрезентанта базовой ценности

2.1. Обоснование и методика эксперимента

2.2. Анализ дефиниций толковых словарей лексемы работа, репрезентирующей базовую ценность

2.3. Компонентный анализ лексемы работа

2.4. Сопоставление ассоциативных полей слова-стимула работа по данным Русского ассоциативного словаря и пилотного эксперимента

2.5. Верификация данных ассоциативного эксперимента

2.6. Ассоциативное поле лексемы Arbeit как инструмент диагностики

изменения ее значения

2.6.1. Анализ дефиниций толковых словарей лексемы Arbeit, репрезентирующий базовую ценность

2.6.2. Компонентный анализ лексемы Arbeit

2.6.3. Сопоставление ассоциативных полей слова-стимула Arbeit (по данным

ассоциативного словаря и пилотного ассоциативного эксперимента)

2.6.3.1. Ассоциативное поле слова-стимула Arbeit (по данным пилотного ассоциативного эксперимента)

2.6.4. Ассоциативное поле слова-стимула Arbeit (по данным немецкого

ассоциативного словаря)

2.7. Сравнительная характеристика динамики значения лексем

работа / Arbeit

Выводы по главе 2

Глава 3. Исследование динамики частотных ассоциатов ассоциативных полей работа / Arbeit

3.1. Анализ лексемы дело (частотность 8%)

3.1.1. Анализ дефиниций толковых словарей лексемы дело

3.1.2. Компонентный анализ лексемы дело

3.1.3. Сопоставление ассоциативных полей слова-стимула дело (по данным Русского ассоциативного словаря и пилотного ассоциативного эксперимента)

3.1.3.1. Анализ данных Русского ассоциативного словаря

3.1.3.2. Анализ данных ассоциативного эксперимента

3.2. Анализ лексемы работник (частотность 1%)

3.2.1. Анализ дефиниций толковых словарей лексемы работник

3.2.2. Компонентный анализ лексемы работник

3.2.3. Сопоставление ассоциативных полей слова-стимула работник (по данным Русского ассоциативного словаря и пилотного ассоциативного

эксперимента)

3.2.3.1. Анализ данных Русского ассоциативного словаря

3.2.3.2. Анализ данных ассоциативного эксперимента

3.2.4. Результаты эксперимента на шкалирование слова работник

3.3. Анализ лексемы труд (частотность 28%)

3.3.1. Анализ дефиниций толковых словарей лексемы труд

3.3.2. Компонентный анализ лексемы труд

3.3.3. Ассоциативное поле слова-стимула труд (по данным Русского ассоциативного словаря и пилотного ассоциативного эксперимента)

3.3.3.1. Анализ данных Русского ассоциативного словаря

3.3.3.2. Анализ данных ассоциативного эксперимента

3.3.4. Анализ данных эксперимента на шкалирование

3.4. Анализ лексемы работать

3.4.1. Анализ дефиниций толковых словарей лексемы работать

3.4.2. Компонентный анализ лексемы работать

3.4.3. Ассоциативное поле слова-стимула работать (по данным Русского ассоциативного словаря и пилотного ассоциативного эксперимента

3.4.3.1. Анализ данных Русского ассоциативного словаря

3.4.3.2. Анализ данных ассоциативного эксперимента

3.5. Анализ лексемы Arbeiter

3.5.1. Анализ дефиниций толковых словарей лексемы Arbeiter

3.5.2. Компонентный анализ лексемы Arbeiter

3.5.3. Ассоциативное поле слова-стимула Arbeiter (по данным немецкого ассоциативного словаря и пилотного ассоциативного эксперимента)

3.5.3.1. Анализ данных ассоциативного словаря

3.5.3.2.Анализ данных ассоциативного эксперимента

3.5.4. Сравнение лексем работник и Arbeiter

3.6. Анализ лексемы Mühe (частотно сть 21%)

3.6.1. Анализ дефиниций толковых словарей лексемы Mühe

3.6.2. Компонентный анализ лексемы Mühe

3.6.3. Ассоциативное поле слова-стимула Mühe (по данным немецкого ассоциативного словаря и пилотного ассоциативного эксперимента)

3.6.3.1. Анализ данных ассоциативного словаря

3.6.3.2. Анализ данных ассоциативного эксперимента

3.6.3.3. Сравнительная характеристика динамики значения лексем

труд / Mühe

3.7. Анализ лексемы arbeiten

3.7.1. Анализ дефиниций толковых словарей лексемы arbeiten

3.7.2. Компонентный анализ лексемы arbeiten

3.7.3. Ассоциативное поле слова-стимула arbeiten (по данным немецкого ассоциативного словаря и пилотного ассоциативного эксперимента)

3.7.3.1. Анализ данных ассоциативного словаря

3.7.3.2. Анализ данных ассоциативного эксперимента

3.7.4. Сравнительная характеристика динамики значения лексем

работать / arbeiten

Выводы по главе 3

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вербальная диагностика динамики базовых ценностей»

Введение

В процессе социализации индивид опирается на первичную систематизацию мира, которая представлена в системе различных стереотипов данной культуры и которая дает индивиду принципиальную возможность действовать, опираясь на эту систематизацию, а не только на личный опыт. Поэтому этническая культура является адаптивным механизмом, облегчающим обыденное существование человека. Этническая культура не осознается, а некритично принимается, будучи специфической базой существования индивида и этноса, создающего свою национальную специфическую систему базовых ценностей. Базовые ценности принято определять как совокупность жизненных установок и идеалов, которые сами члены этноса считают характерными и важными для своего народа и которые реализуют их в своей деятельности. Система базовых ценностей в каждой культуре имеет устойчивую, но принципиально динамичную структуру, так как она формируется стихийно под влиянием различных факторов. Люди предпочитают поступать в соответствии со сложившейся в социуме и одобряемой ими системой ценностей, что определяет их социальный комфорт. Реализация базовых ценностей определяется уровнем образования носителя культуры, его родом занятия, доходом, социальным статусом, семейным положением и т.д. Для нас важно, что все содержание этнического самосознания способно так или иначе репрезентироваться в языке. Ядро этнической культуры - базовые ценности - находят обязательное словесное воплощение, поэтому их динамика, обусловленная культурно-идеологическими и социально-историческими процессами, во многом зависит от характера их вербализации и скорости закрепления в языке. Эту динамику можно установить с помощью специфической вербальной диагностики, теоретические основания и методика которой предложена в работе. В качестве основной процедуры диагностирования используется свободный ассоциативный эксперимент (далее АЭ. - А.Х.).

А. А. Леонтьев обосновал использование ассоциативного эксперимента как эффективного метода изучения лексического значения и ассоциативного поля слова [Леонтьев 1983: 192]. Ассоциативный эксперимент позволяет верифицировать предположения о структуре и содержании лексического значения, выдвинутые на основании дефиниционного анализа. Он регистрирует разнообразные вербальные и невербальные ассоциативные связи слова. По мнению А. А. Залевской, ассоциативное поле как интерпретативный конструкт интегрирует все описанные в научной литературе виды полей и «отражает внутренние и внешние связи и отношения слова как единицы языка» [Залевская 2012: 173]. Результаты АЭ позволяют значительно уточнить психологически реальное содержание, стоящее за словом, в определенных группах социума. Кроме того, АЭ выявляет тенденции изменения значения слова и может служить методом прогнозирования путей эволюции лексического значения.

Поскольку в свободном ассоциативном эксперименте на характер и количество реакций не ставится никаких ограничений, это позволяет выявлять реально функционирующие смыслы, репрезентированные исследуемыми словами, не зафиксированные лексикографическими источниками и не представленными в составе корпусов языка.

А. А. Залевская утверждает, что, исследуя семантическую структуру слов-коррелятов в ряде языков, важно сопоставлять не только их лексико-семантические варианты, но и степень актуальности каждого варианта для носителей языка. Значения слов изменяются, устаревают, исчезают, появляются новые, и в силу того, что это процесс континуальный и стихийный, сопоставление слов на основе словарей не дает полной картины о психически актуальном содержании слова, соотносимого с определенной базовой ценностью.

Сравнивая данные, приведенные в одноязычных и двуязычных словарях с анализом результатов свободного ассоциативного эксперимента, можно выявить ядро слова, актуальное в настоящее время для носителей того или

иного языка. По словам А. А. Залевской, «если понимание слова при его восприятии представляет собой перекодирование с естественного языка на смысловой, то свободные ассоциативные реакции, направление которых не предопределяется ни заданием, ни контекстом, при группировке их по общности основания для их парадигматической или синтагматической связи с исходным словом должны обеспечить наглядный материал для разграничения семантических составляющих исследуемого слова и для количественного определения их "весомости" для обследуемой популяции испытуемых» [Залевская 2012: 173].

Сопоставление зарегистрированных в толковых словарях лексико-семантических инвариантов дает возможность сравнить совпадающие компоненты дефиниций. Совмещая при межъязыковых сопоставлениях работу с одноязычными и двуязычными словарями, можно установить, каким образом передаются значения исследуемого слова, которые не фиксируются одноязычными словарями для эквивалентного перевода. Такой анализ одновременно помогает обобщить значения слов, которые в дефинициях толковых словарей не имеют совпадающих компонентов [Залевская 2012: 178]. АЭ помогает получить количественные показатели степени актуальности каждого из этих оснований для реципиентов.

По мнению А. А. Залевской, межъязыковые сопоставления семантической структуры слов-коррелятов позволяют более четко разграничивать различные семантические признаки и устанавливать отношения между ними, которые не исследуются при изучении материала в рамках одного языка [Залевская 2012: 178]. Таким образом, в лингвистике разработана экспериментально-теоретическая база, позволяющая исследовать базовые ценности, репрезентированные лексическими средствами языка.

Диссертация посвящена обоснованию возможности вербальной диагностики изменения базовых ценностей, а также определению характера их динамики за последние 30 лет.

Актуальность исследования обусловлена следующим.

Психологи полагают, что базовые ценности изменяются медленно, оставаясь устойчивыми в 2-3 поколениях носителей языка. Однако лингвистический анализ, проводимый нами, показывает, что в настоящее время даже ядерные ценности существенно изменяются в течение 30-40 лет.

В условиях глобализации происходит быстрое изменение базовых ценностей, составляющих ядро культуры, что далеко не всегда приводит к положительным социальным последствиям. Поэтому возможно более ранняя диагностика таких процессов, в том числе и лингвистическая, с целью коррекции их негативных следствий, является чрезвычайно актуальной.

Изменяется не только периферия, но и ядро культуры, и это особенно очевидно при анализе древнейших и наиболее важных базовых ценностей. В диссертационном исследовании осуществляется анализ динамики содержания базовой ценности работа, входящей в содержание ядра картины мира носителей различных культур. Это с одной стороны способствует определению принципов выделения ядерных базовых ценностей, с другой -позволяет разрабатывать методики воздействия на функционирование этих ценностей.

Объектом диссертационного исследования является ассоциативное поле «работа», репрезентирующее одноименную базовую ценность, предметом - содержательная динамика базовой ценности, отраженная в характере ассоциатов.

Целью исследования является теоретико-экспериментальное обоснование методики лингвистического (вербального) диагностирования базовых ценностей этноса / социума.

Основные задачи исследования:

- определить теоретико-методологическую базу исследования и состав основных интерпретирующих терминов;

- последовательно осуществить дефиниционный, компонентный анализ слов, обозначающих базовую ценность работа;

- провести свободный ассоциативный эксперимент и эксперимент на

шкалирование, установить структуру ассоциативного поля понятия «работа»; - провести сравнительный анализ лексикографических и экспериментальных данных с целью установления динамики базовой ценности, обозначенной словом работа, в русской и немецкой культурах.

Научная новизна диссертации заключается прежде всего в 1) разработке методики вербального диагностирования динамики базовой ценности, 2) в экспериментальном доказательстве положения об изменении скорости динамики базовых ценностей в настоящее время.

Материалом исследования послужили лексикографические источники; Интернет-ресурсы; экспериментальные данные свободного ассоциативного эксперимента и эксперимента на шкалирование (всего в эксперименте участвовало 530 русских и 530 немецких респондентов).

В работе использованы следующие методы: (1) анализ дефиниций толковых словарей, (2) компонентный анализ доминанты синонимического ряда слова, (3) свободный ассоциативный эксперимент, (4) эксперимент на шкалирование. На основе принятой модели лексического значения мы сопоставляем ассоциативные поля слова-стимула по данным РАС и пилотного свободного ассоциативного эксперимента. Для верификации состава ассоциативного поля мы обращаемся к эксперименту на шкалирование (с русскими респондентами - в необходимых случаях). Толкование неясных для экспериментатора реакций участниками эксперимента осуществлялось в необходимых случаях в ходе беседы с респондентами после проведения эксперимента. В ряде случаев для однозначного установления семного состава ряда лексем и ассоциатов потребовались элементы этимологического анализа.

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в разных отраслях языкознания:

- теория речевой деятельности А. А. Леонтьева, позволяющая рассматривать соотношение стимула и реакции как речевого действия и, следовательно, устанавливать смысловые сдвиги;

- работы по изучению этнической идентичности, этнической культуры, национальной культуры (З. Г. Адамова, С. В. Лурье, Е. Ш. Курбангалиева, В. С. Магун, И. А. Муравская, А. В. Немировская, И. В. Рогозина, М. Г. Руднев,

A. В. Рябов, С. П. Самойлова, Р. В. Сергеев, Т. Г. Стефаненко, В. А. Пищальникова, В. А. Тишков, E. Erikson, E. Hoffman, C. Kl^khobn, G. H. Mead, M. Rokeach, M. Weber и др.);

- исследования по эффективному проведению и применению ассоциативного эксперимента как метода изучения лексического значения и ассоциативного поля слова (Т. А. Голикова, Е.И. Горошко, А.А. Залевская, А.А. Леонтьев, Дж. Миллер, Ч. Осгуд, М. И. Патсис, В. А. Пищальникова, Н. И. Степыкин и др.);

- работы, представляющие различные методики семантического анализа слов с целью установления характера их семантических полей (Ю. Д. Апресян, И.

B. Арнольд, С. Г. Бережан, М. Бирвиш, Т. Н. Булыгина, Л. М. Васильев, В. Г. Гак, Е. В. Гулыга, Е. И. Шендельс, Ю. Н. Караулов, А. М. Кузнецов, О. Н. Селиверстова, Д. Н. Шмелев, А. Д. Шмелев и др.).

Рабочая гипотеза состоит в следующем: динамика содержания базовой ценности «работа» в исследуемых культурах наиболее адекватно отображается в изменении структурно-содержательных компонентов ассоциативного поля лексемы работа.

Теоретическая значимость работы заключается 1) в экспериментальном обосновании методики вербальной диагностики изменения базовых ценностей социума; 2) в экспериментальном выявлении динамики переструктурирования системы базовых ценностей, что позволяет с большей точностью моделировать содержание некоторых фрагментов картины мира носителей той или иной культуры, 3) в обосновании понимания менталитета как системы универсальных и национально специфичных способов познания мира, определяющих базовые ценности этноса.

Практическая ценность исследования заключается в возможности применения разработанной актуальной методики определения динамики базовых ценностей 1) в социологических исследованиях, 2) в этнологической

теории базовых ценностей, 3) в практике применения его результатов в вузовском преподавании переводоведения, лингвокультурологии, этнопсихолингвистики, практикума по культуре речевого общения и др.

Материалы исследования могут использоваться при разработке различных типов учебных пособий и учебных справочников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Базовые ценностные системы обладают внутренней динамикой, проявляющейся в смене иерархии связанных между собой ценностей в зависимости от ряда социально-экономических и политико-идеологических факторов, детерминирующих развитие социума. Изменение ценностей отражается и в динамике значения слова.

2. Результаты АЭ позволяют (1) значительно уточнить психологически реальное содержание, стоящее за словом, (2) обнаружить пути изменения структуры значения слова, (3) прогнозировать тенденции динамики лексического значения, а следовательно, (4) создавать основу для моделирования образа мира и выявления его ядра, репрезентированного в ассоциативно-вербальной сети индивида.

3. Многие реакции, представляющие значимые для носителей языка компоненты понятия (ядро значения, положительная и отрицательная коннотации) совпадают, что свидетельствует об устойчивости структуры базовых ценностей при всех возможных изменениях ее периферических компонентов.

4. О начале структурно-содержательной перестройки значения слова свидетельствует значительно возрастающее количество негативных коннотаций.

5. Понятийное ядро базовой ценности работа остается практически неизменным. Однако эмоционально-оценочные реакции показывают, что резко изменяется коннотация слова, что свидетельствует об изменении отношения к базовой ценности работа.

Достоверность результатов обеспечивается фундаментальной основой исследования - теорией речевой деятельности, презентативностью и объемом

проанализированного материала (530 реакций русских респондентов и 530 реакций немецких респондентов), комплексным анализом структуры базовой ценности с использованием разных методов исследования.

Апробация работы. Основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры общего и сравнительного языкознания МГЛУ, в виде докладов и выступлений на Березинских чтениях (Академия ФСБ), на международной конференции «Лингводидактические проблемы формирования иноязычных компетенций (Пятигорский государственный университет), на II научной конференции молодых ученых «Иностранные языки и межкультурная коммуникация: современные векторы развития и перспективы» (ВШЭ), на V международной научно-практической конференции «Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам» (Брянский государственный инженерно-технологический университет), на Международной научно-практической конференции «Язык. Культура. Перевод. Коммуникация» (МГУ имени М. В. Ломоносова), на Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарное образование и наука в техническом вузе» (Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова), на IV Арефьевских чтениях «Наука, культура, техника: креативный потенциал России» (Национальный исследовательский университет МЭИ), на IV международной научной междисциплинарной конференции «Функциональные аспекты межкультурной коммуникации и проблемы перевода» (РУДН), на III Международной научно-практической конференции «Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика» (ВШЭ), на Международная научной конференции «Большое евразийское партнерство» (МГОУ), а также в ряде публикаций.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава I

Теоретико-методологическое обоснование проблемы вербального диагностирования динамики базовых ценностей

1.1. Этническая культура как среда бытования базовых ценностей

В настоящее время усиливается научный интерес к понятиям «национальная культура» и «этническая культура» и к выяснению места и роли соотносимых с ними феноменов в развитии общества, к определению самобытности и специфики культурно-исторического развития социума. Антропоцентрическая парадигма, детерминирующая междисциплинарные исследования, акцентирует роль лингвистики в решении этих культурологических вопросов и позволяет создать пока немногочисленные лингвистические методики вербального диагностирования межэтнической ([Рогозина, Пищальникова 2004]; [Адамова 2006] и др.) и внутриэтнической напряженности и методики обнаружения динамики базовых ценностей общества ([Базовые ценности россиян 2015]; [Базовые ценности россиян 2016]) и их деструкции [Муравская 2014]. В связи с основной целью работы - аргументацией возможности вербального диагностирования изменения базовых ценностей - необходимо установить основной состав интерпретирующих терминов, используемых в исследовании.

Поскольку совокупность базовых ценностей определяет характер идентичности социума / этноса, прежде всего представим категорию этнической идентичности (базовые ценности будут рассмотрены в специальном параграфе данной главы).

Понятие «идентичности» было введено Э. Эриксоном [Erikson 1950], который подчеркивал внутреннюю его противоречивость: с одной стороны, идентичность статична, поскольку позволяет консолидировать этнос / социум, с другой - динамична, «никогда не остающаяся неизменной» [Эриксон 1996: 86]. Однако до сих пор понятие «идентичность» не получило однозначного толкования и так или иначе пересекается с определениями культура, национальная культура, этническая культура, этнонациональная,

этнокультурная специфика и др., оставаясь объектом междисциплинарного исследования на стыке психологии, философии, этнологии, социологии, этнолингвистики и др. наук (перечислим только некоторых авторов фундаментальных исследований в данной области: Ю. В. Бромлей, С. В. Лурье, О. В. Митина, В. Ф. Петренко, С. В. Соколовский, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, Дж. Мид, Ж. Лакан, П. Рикёр, Ю. Хабермас и мн. др.).

Обычно структуру идентичности представляют как систему, определяемую тремя видами факторов: соматическим (стремлением организма к состоянию гомеостаза), социальным и личностным (объединяющим все виды воздействия на индивида). В этой системе факторов выделяются такие, которые выполняют доминирующую функцию в сохранении константного «ядра» идентичности, и к ним в первую очередь относят язык и культуру как способ и результат деятельностного отношения к миру. Именно эти факторы и будут рассмотрены нами в этнопсихолингвистическом аспекте в попытке обнаружить динамику базовых ценностей социума.

Детальное изучение разных позиций в определении этнического самосознания / идентичности приводит нас к выводу, что оно представляет собой не всегда отрефлексированное чувство принадлежности к определенному этносу, отражающее в сознании индивида реальные этнические связи. Оно базируется на актуальной оппозиции «мы - они» как проявлении базового этнического противопоставления «свои - чужие». Это противопоставление реализуется в разных структурных компонентах этнической идентичности - когнитивном (совокупность знаний, представлений, мнений о своей этнической группе, соотносимая с пониманием этнодифференцирующих признаков), аффективном (чувство принадлежности к группе, оценка групповых качеств, оценка своей принадлежности к группе) (Стефаненко 1999) и поведенческом (проявление поведенческих стереотипов и реакций, характерных, по мнению индивида, для его группы: [Державина 2001], [Пищальникова 2005].

Для нас важно, что положительное влияние на этническое самосознание, на степень его осознанности может оказать совпадение этноса с другими видами общностей, например, с государственной или конфессиональной, а также с религиозным и социальным самосознанием, потому что такое влияние обязательно отражается на характере ассоциативно-вербальных связей индивидов и вполне очевидно проявляется в результатах ассоциативного эксперимента.

Видную роль в развитии и укреплении этнического самосознания в развитых обществах играет национальная интеллигенция, так как этнос может проявить себя в качестве субъекта исторического процесса только при способности вербализировать самосознание. Вербализация составляющих этнического самосознания, закрепление их в ассоциативно-вербальной сети способствует тому, что этническая идентичность может сохраняться даже при территориальном и хозяйственно-культурном отрыве отдельных групп людей от основного этнического ядра, а апперцепционно-ассоциативный характер мышления позволяет актуализировать базовые (ядерные) компоненты идентичности и при утрате индивидами родного языка.

Названные выше основные параметры идентичности обнаруживаются в немецко- и англоязычной научной литературе. Наиболее популярная дефиниция в немецкоязычной литературе принадлежит М. Веберу: «Wir wollen solche Menschengruppen, welche auf Grund von Ähnlichkeiten (sic! - А.Х.) des äußeren Habitus oder der Sitten oder beider oder von Erinnerungen an Kolonisation und Wanderung einen subjektiven Glauben an eine Abstammungsgemeinsamkeit hegen, derart, dass dieser für die Propagierung von Vergemeinschaftungen wichtig wird, dann, wenn sie nicht 'Sippen' darstellen, 'ethnische' Gruppen nennen, ganz einerlei, ob eine Blutsgemeinsamkeit objektiv vorliegt oder nicht» [Weber 1972: 237] / Мы хотим выделить такие группы людей, которые имеют сходство во внешности или традициях, или и в том, и в другом, или, не забывая колонизации и переселения, верят в то, что у них есть общее происхождение таким образом, чтобы эта вера была важна для пропаганды создания именно

общности, а не клана или «этнических» групп; при этом не важно, действительно ли эти люди близки по крови или нет (здесь и далее перевод наш. - А.Х.). При этом многие зарубежные ученые подчеркивают, что этническая идентичность осознается только тогда, когда люди сами относят себя к одному этносу, отделяют себя от других этносов и выделяют свои собственные этнические признаки: «die in die Augen fallenden Unterschiede in der Lebensführung des Alltags, wie die wirklich starken Differenzen der ökonomischen Lebensführung, Unterschiede der typischen Kleidung, der typischen Wohn- und Ernährungsweise, der üblichen Art der Arbeitsteilung zwischen den Geschlechtern, sowie die Sprachgemeinschaft oder ähnliche religiöse Vorstellungen, bedingte Gleichartigkeit der rituellen Lebensreglementierung» [Weber 1972: 238 -239] / это - бросающиеся в глаза различия в повседневном образе жизни, так же как и действительно большая разница в том, как обходиться с деньгами, отличия традиционной одежды, традиционного образа жизни, предпочтения в еде, традиционное разделение труда между полами, а также язык или схожие религиозные представления и обусловленное сходство традиций и обычаев. Вебер актуализирует отличия в быту, в экономике, в одежде, характере жилья, питании, разделении труда между полами, а также языковые отличия, религиозные представления, сходство в отправлении ритуалов. Эти отличия реализуются в нормах, обычаях, традициях этноспецифического поведения, в «культурных привычках» (cultural habits), например, в специфической музыке, одежде, питании, что и консолидирует этнос.

В. Исаив выделяет в качестве характерологического признака этнической идентичности «преданность социальной группе общего происхождения» (цит. по: [Васильев 2002: 64]); Дж. Рейтц полагает, что этническая идентичность - это «чувство принадлежности к национальной группе, основанное на этническом происхождении» [Рейтц http: //vremiadengi .com/bud_bogatym/svyaz_kontseptsii_etnicheskih_korney_kont septsii/]. Дж. Эдвардс несколько детализирует эти положения и определяет

этническую идентичность как «преданность группе (большой или малой, социально доминирующей или подчиненной), с которой лицо имеет унаследованные связи» [Эдвардс

http: //vremiadengi .com/bud_bogatym/svyaz_kontseptsii_etnicheskih_korney_kont septsii/]. Э. Хоффман также акцентирует чувство принадлежности к определенной этнической группе, которое проявляется в отношении к физическим признакам людей своей группы, их определенной культуре, общему языку и истории, общему происхождению или религии [Хоффман 1995]. Как следует из приведенных и иных определений западных исследователей, в понятии «этничности» интегрируются этническая идентичность, этноспецифическое поведение, «этническая идентификация» как чувство принадлежности к этнической группе. Подчеркнем, что этничность всеми исследователями рассматривается как психологическая категория, поскольку ее составляющие порождаются только сознанием общественного человека: спецификой индивидуального познания, характером оценки и моделирования действительности. Акцентируя, что этничность - это «форма социальной организации культурных различий», В. А. Тишков предлагает выделять ее процессуальную, социально конструируемую природу [Тишков 2003: 299]. Однако способов обнаружения и интерпретации специфики этой процессуальности не предлагается. Мы полагаем, что подвижный и многокультурный характер современных обществ находит реальное отражение прежде всего в речевой деятельности членов социума и в полной мере репрезентируется в ассоциативно-вербальной сети. Поэтому ассоциативный эксперимент оказывается адекватным средством исследования динамики ассоциативных полей, отражающей процессуальность идентичности.

Несмотря на отсутствие единого определения этнической идентичности, можно выделить совокупность ее существенных характеристик, отмеченных в разных работах рядом исследователей: 1) общность представлений об историческом происхождении и территориях проживания; 2) единый язык; 3)

общие черты духовной и материальной культуры; 4) осознание членами группы своей принадлежности к ней. Очевидно, что интегрирующим эти характеристики компонентом является язык, который специфически репрезентирует все другие характеристики, отношение к ним и их феноменальные реализации, хотя, как правило, исследователи это не акцентируют. Так, Б. Бир, разграничивая понятия «этнос», «этничность» и «этническая идентичность», самым важным аспектом этнической идентичности считает общую историю: «Gemeinschaft, deren Mitglieder in der gegenseitigen Abgrenzung von anderen Menschen ein „Wir-Gefühl" entwickelt haben und die eine gemeinsame, sie von anderen unterscheidende Abstammung, eine gemeinsame Geschichte und meist einen gemeinsamen Kanon an Werten und Normen teilen» [Beer 2002: 53-73]. / Общество, члены которого отграничивают себя от других людей и имеют хорошо развитое «мы-чувство», а также имеют общее, отличающееся от других происхождение, общую историю и в большинстве случаев общие каноны ценностей и норм.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хлопова, Анна Игоревна, 2018 год

Список литературы

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.ru/default.aspx?p=237/ (Дата обращения: 12.07.2017).

2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально -психологические проблемы. М., 1990. - 240 с.

3. Адамова З. Г. Принципы этнопсихолингвистического исследования языкового сознания// Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 11. /Под ред. В.А. Пищальниковой. - М.: МГЭИ, 2006. - С. 40-47

4. Айдукевич К. Картина мира и понятийный аппарат// Философия науки и техники, Выпуск № 1 / том 2 / 1996 Актуализированные ценности современного российского общества: [монография] [Электронный ресурс] / отв. ред. И. А. Халий. - Электрон. текст. дан. (объем 2,2 Мб). - М.: Институт социологии РАН, 2015. - 273 с.

5. Актуализированные ценности современного российского общества: [монография] [Электронный ресурс] / отв. ред. И. А. Халий. - Электрон. текст. дан. (объем 2,2 Мб). - М.: Институт социологии РАН, 2015. - 273 с.

6. Андреева Е. Л., Ратнер А. В., Глухих П. Л. Изменение ценностных установок модернизируемого общества// Ценности и смыслы. Выпуск №2 1 (29) / 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-tsennostnyh-ustanovok-moderniziruemogo-obschestva/ (Дата обращения: 03.04.2017).

7. Андреенкова А. В. Изменения в образе жизни и ценностях россиян. - М.: ЦЭССИ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cessi.ru/?id=172/ (Дата обращения: 10.04.2017).

8. Апресян Р. Г. Генезис золотого правила // Вопросы философии 2013 №210 октябрь, Научно-теоретический журнал. - М.: Наука. - 192 с.

9. Апресян Д. Ю. Идеи и методы современной структурной лингвистики. -М.: Наука, 1966. - 302 с.

10. Арнольд И. В. Потенциальные и скрытые семы и их актуализация в английском художественном тексте // Иностранный язык в школе. 1979. №5. -С.10-14.

11. Арутюнов С. А. Классификационное пространство этнической типологии // Советская этнография. 1986. № 4. - С. 58-64.

12. Арутюнов С. А. Этничность - объективная реальность // Этнографическое обозрение. 1995. № 5. - С. 7-10.

13. Арясова А. Ю. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения Астраханской области // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. №8 (171) / ВолгГТУ - Волгоград, 2015. - 88 с.

14. Баева Л. В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей: Монография. - Астрахань, Издательский дом «Астраханский университет», 2008. - 218 с.

15. Базовые ценности россиян, Круглый стол ВЦИОМ и журнала «Апология». М.: Апология № 7, 2005. - С.122-136.

16. Базовые ценности россиян 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cessi.ru/?id= 172/ (Дата обращения: 12.04.2017).

17. Базовые ценности россиян 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cessi.ru/?id= 172/ (Дата обращения: 12.04.2017).

18. Байбурин А. К. (ред.). Этнические стереотипы поведения. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1985. - 330 с.

19. Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. -М.: «Интрик», 2005. - 512 с.

20. Басова Л. В. Концепт ТРУД в русском языке: На материале пословиц и поговорок // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: спец. 10.02.01 / Басова Лариса Валерьевна; [Тюменский государственный университет]. - Тюмень, 2004. - 241 с.

21. Батыгин Г. С. Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах. - СПб.: Русский христианский гуманитарный

институт, 1999. - 683 с.

22. Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7-ми тт. Том 4 (1). - М: Языки славянских культур, 2008. - 1120 с.

23. Бережан С. Г. Обусловленность словарного значения глагола его грамматическими особенностями // Слово в грамматике и словаре. - М.: Наука, 1980. - С.51-59.

24. Бирвиш М. Семантика // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. X. - М.: Прогресс, 1981. - С. 177-199.

25. Большой академический словарь русского языка: В 30 т. / Под ред. К. С. Горбачевича. - СПб.: Изд-во «Наука», - 2004.

26. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. - М.: Наука, 1973. - 381 с.

27. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии: очерки теории и истории. - М.: 1981. - 390 с.

28. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 412 с.

29. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность. - М.: Наука, 1987. - 334 с.

30. Васильев Л. М. Типы значений и их структурных компонентов // Теоретические проблемы семантики и ее отражения в одноязычных словарях. Кишинев: Штиинца, 1982. - С.74-81.

31. Васильев М. И. Введение в культурную антропологию // Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 156 с.

32. Володин В. Р. Базовые ценности профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: спец. 09.00.11 / Володин Владимир Рудольфович; [Пограничная академия федеральной службы безопасности Российской Федерации]. - М.: 2011. - 161 с.

33. Всемирный обзор ценностей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.worldvaluessurvey.org/ (Дата обращения: 12.04.2017).

34. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. - М.: Международные отношения, 1977. - 264 с.

35. Гидденс Э. Социология. Учебник, - 2-е издание, выпол. по 4-му англ. изд., доп. и перераб. - М.: Эдиториал УРСС, 2005. - 632 с.

36. Голикова Т. А. Психолингвистическая концепция исследования этнического сознания // Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук: спец. 10.02.19 / Голикова Татьяна Александровна; [Инт языкознания РАН]. - М.: 2005. - 458 с.

37. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - 551 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //vocabulary. ru/termin/kartina-mira-etnicheskai a. html/ (Дата обращения: 05.10.2017).

38. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М.-Харьков: Издательство "Ра-Каравелла", 2001. - 320 с.

39. Гулыга Е. В., Шендельс Е. И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. - М.: Просвещение, 1969. - 184 с.

40. Гулыга Е. В., Шендельс Е. И. О компонентном анализе значимых единиц языка // Принципы и методы семантических исследований. - М.: Наука, 1976. - С. 291-314.

41. Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология / Под ред. С.А. Арутюнова и др. М.: ИНИОН СССР, 1979. - С.23-44.

42. Дмитриева Н. Л. Стереотип как средство регуляции восприятия вербализованного содержания // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: спец. 10.02.19 / Дмитриева Наталия Леонидовна; [Алтайский государственный университет]. - Барнаул, 1996. -145 с.

43. Дубов И. Г. Социально-психологические аспекты активности. - М.; СПб.: Нестор-История, 2012. - 536 с.

44. Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический // Вопросы психологии. - М.: 1993. - № 5. - С. 20-29.

45. Дубов И. Г. Социально-демографические характеристики сторонников различных ценностей и противников «антиценностей». - Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. Рябов А. В., Курбангалеева Е. Ш. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2003 — 448 с.

46. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mirslovarei.com/efr_a/ (Дата обращения: 11.05.16).

47. Залевская А. А. Двойная жизнь значения слова и возможности ее исследования: теоретическое и экспериментальное исследование. -Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 278 с.

48. Залевская А. А. Введение в психолингвистику: учебник. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. - 382 с.

49. Земрах Т. В. Базовые ценности современной молодежной культуры // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: спец. 09.00.13 / Земрах Татьяна Витальевна; [Северо-Кавказский научный центр высшей школы]. - Ростов-на-Дону, 2005. - 198 с.

50. Зотов С. В. Ментальность Российской цивилизации. - М.: 1998. - С. 73

51. Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография. - М.: Наука, 1976. - 356 с.

52. Караулов Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. - М.: Наука, 1981. - 367 с.

53. Колен Ж. Стереотипы в общественном сознании (Социально-философские аспекты) [Текст] / Ж. Колен. - М.: ИНИОН АН СССР, 1988. - С. 32

54. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. Серия «Лингвистическое наследие ХХ века». - М.: Наука, 1990. - 108 с.

55. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. - М.: 1984. - 336 с.

56. Кон И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций [Текст] / Под ред. М. М. Малышевой. - М.: Academia, 2002. - С.188-208.

57. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в

изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. I: учебное пособие [Текст] / Под ред. И. А. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - 712 с.

58. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке [Текст] / И. С. Кон. -М.: [Б.Н.], Просвещение, 1975. - С. 411-426.

59. Кон И. С. Психология половых различий [Текст] / И. С. Кон // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 47-57.

60. Кон И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.

61. Кон И. С. Социология молодежи [Текст] / В кн. Краткий словарь по социологии. - М., 1988. - С. 143-145.

62. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии [Электронный ресурс]. - 2003. Режим доступа: http:// dic.academic.ru>/ (Дата обращения: 19.08.2016).

63. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. - М.: ЧеРо, 2003. - 349 с. - Издание 2-е, исправленное и дополненное

64. Королева Н. Н. Психосемиотика субъективных реальностей личности // Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук: спец. 19.00.01 / Королева Наталья Николаевна; [Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена]. - СПб.: 2006. - 488 с.

65. Косов А. В. Ментальность как мировоззренческая система и компонента мифосознания // Методология и история психологии. Том 2. Выпуск 3 / 2007. - С. 75-90

66. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. - 284 с.

67. Крысько В. Г. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ, 1999. - 343 с.

68. Кузнецов A. M. От компонентного анализа к компонентному синтезу. -

М.: Наука, 1986. - 125 с.

69. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа (Семинары: Книга Х1(1964)). Пер. с фр. / Перевод А. Черноглазова. - М.: Издательство "Гнозис", Издательство "Логос", 2004. - 304 с.

70. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию «Я» // Ж. Лакан. Семинары. Т. 1 - М.: 1998.

71. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Методы этнической и кросскультурной психологии. - М.: Издательский дом ВШЭ. - 240 с.

72. Леонтьев А. А. Словарь ассоциативных норм русского языка. - М.: МГУ, 1977. - 192 с.

73. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 214 с.

74. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения.

- М.: Педагогика, 1983. - 392 с.

75. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. 4-е изд-е. - М.: Смысл, 2005.

- 310 с.

76. Липпман У Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчуновои Редакторы перевода К. А. Левинсон, К. В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

77. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 416 с.

78. Лурье С. В. Историческая этнология // Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004. - 624 с.

79. Людтке А. История повседневности в Германии: новые подходы к изучению труда, войны и власти. - Монография. Пер. с англ. и нем. К.А. Левинсона и др.; под общ. ред. и с предисл. С.В. Журавлева. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Германский исторический институт в Москве, 2010. - 271 с.

80. Магун В. С., Руднев М. Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общественные науки и современность, 2010 № 3. - 22 с.

81. Медик Х. Микроистория, - THESIS, №4 - 1994, с. 193 - 202 с.

82. Мельник О. Ю. Сопоставительный анализ русского и английского языкового сознания на материале тематической группы "Работа. Профессия" // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: спец. 10.02.19 / Мельник Ольга Юрьевна; [Московский государственный лингвистический университет]. - Москва, 2004. - 166 с.

83. Митина О. С., Петренко В.Ф. Психосемантическое исследование политического менталитета // Общественные науки и современность. - 1994. №6. - С. 52-54.

84. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь языка Совдепии / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. - Спб.: Фолио-пресс, 1998. - 704 с.

85. Монгуш М., Зайцева А., Бакшеев Е. «Этническая культура»: содержание и составляющие понятия, - Журнальный клуб Интелрос КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №2, 2014 [Электронный источник]. -Режим доступа: http: //www.intelro s .ru/readroom/kulturol ogiche skiy-zhurnal/kul2 -2014/25090-etnicheskaya-kultura-soderzhanie-i-sostavlyayuschie-ponyatiya.htm!/ (Дата обращения: 31.04.2017).

86. Морковкин В. В., Морковкина A. B. Язык как проводник и носитель знания // Русский язык за рубежом № 1-2, 1997. - с. 44-53.

87. Мукатдесова Ч. Р. Концепт «труд» в татарском и немецком языках // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: спец. 10.02.20 / Мукатдесова Чулпан Рестямовна; [Казанский (Приволжский) федеральный университет]. - Казань, 2012. - 229 с.

88. Муравская И. А. Лексическое заимствование как фактор изменения когнитивных структур: на материале англицизмов в медиадискурсе. -Диссертация на соискание ученой степени канд. филол. наук: спец. 10.02.19 / Муравская Ирина Александровна; [Московский государственный лингвистический университет]. - М., 2014. - 200 с.

89. Мухамеджанова Н. М., Богуславская С. М. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.;

под ред. Н. М. Мухамеджановой и С. М. Богуславской. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007

90. Налимов В. В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси: Изд. Тбилисского университета, 1978. - 84 с.

91. Немировская А. В. Структура и динамика ценностных ориентаций в массовом сознании населения региона в условиях трансформации российского общества: На материалах исследований в Красноярском крае в 1991-2004 гг. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: 22.00.66 / Немировская Анна Валентиновна; [Красноярский государственный университет]. - Красноярск 2005. - 160 с.

92. Норец Т. М. Когнитивный анализ концепта «РАБОТА» (на материале французского и русского языков) // Современные научные исследования и инновации. № 6 [Электронный ресурс]. 2015. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/45941/ (Дата обращения: 20.11.2016).

93. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ozhegov.org/ (Дата обращения: 23.12.2015).

94. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow р r.txt/ (Дата обращения: 17. 09. 2014).

95. Петренко В. Ф. Основы психосемантики, 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.

96. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, № 4. - М.:1984. - С. 13-20.

97. Пирогова Ю. С. Динамика ценностных ориентаций населения региона на современном этапе трансформации общества // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук: спец. 22.00.66. / Пирогова Юлия Сергеевна; [Тюменский государственный нефтегазовый университет]. -Тюмень, 2006. - 183 с.

98. Пищальникова В. А. Национальная специфика концептуальной системы и ее репрезентация в языке // Горный Алтай и Россия. 240 лет ГАГУ. Барнаул, 1996. - С. 6-8.

99. Пищальникова В. А., Дмитриева Н. Л. Конвенциональный стереотип: сущность, структура, функционирование // Изв. АГУ, 1997. - № 2 (4). - С. 80-84.

100. Пищальникова В. А. Психопоэтика. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1999. - 176 с.

101. Пищальникова В. А. Корпореальная семантика, или К вопросу об объекте психолингвистики // Языковое бытие человека и этноса. Вып. 09. / Под ред. В. А. Пищальниковой. - М.: МГЭИ; ИНИОН РАН; МГЛУ, 2005. - 113 с.

102. Пищальникова В. А. История и теория психолингвистики: Курс лекций [Текст]. В 2 ч. Ч.2. Этнопсихолингвистика / В. А. Пищальникова. - М.: Московский государственный лингвистический университет, 2007. - 228 с.

103. Погорский, Э. К. (2012) Картина мира // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 322-323

104. Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. - М.: Наука, 1988. - С. 8-69.

105. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 238 с.

106. Рамишвили Г. В. Языкознание в кругу наук о человеке // Вопросы философии 1981, №6. - С. 104-110.

107. Русский ассоциативный словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //tesaurus. ru/dict/dict.php/ (Дата обращения: 12.09.16)

108. Рейтц Дж. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vremiadengi.com/bud bogatym/svyaz kontseptsii etnicheskih korney kont septsii/ (Дата обращения: 31.03.2017).

109. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. Пер. с фр.

и вступит, ст. И. Вдовиной. - М.: «КАНОН-пресс-Ц»; «Кучково поле», 2002. -624с. (Серия «Канон философии»).

110. Рикёр Поль. Я-сам как другой. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008 (Французская философия XX века). - 416 с.

111. Рогозина И. В., Пищальникова В. А. Концепт как инструмент диагностики этнического напряжения // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты. - М. - Барнаул, 2004. - С.120-128.

112. Руднев М. Г. Базовые ценности населения: сравнение россиян с жителями других европейских стран // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М., 2009. - 191 с.

113. Рыжков В. А. Регулятивная функция стереотипов // Знаковые проблемы письменной коммуникации. - Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1985. - С. 15-21.

114. Рябов А. В., Курбангалеева Е. Ш. (отв. ред.) Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. Монография. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - 448 с.

115. Савка А. В. Основы философии хозяйства. Учебное пособие. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2010. - 480 с.

116. Сагитова А. Ф., Бозташ Х. Репрезентация концепта «работа» в паремиях русского языка // Социосфера №4. - Уфа, 2013. - с. 79-85

117. Самойлова С. П. Языковой образ базовых ценностей россиян // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 2011. - 229 с.

118. Селиверстова О. Н. Труды по семантике. - М.: Языки славянских культур, 2004. - 960 с.

119. Семёнов А. В. Этимологический словарь русского языка. Серия «Русский язык от А до Я». - М.: Издательство «ЮНВЕС», 2003. - 704 с.

120. Сергеев Р. В. Семейные ценности студенческой молодежи юга России: социологический анализ // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук: спец. 22.00.06 / Сергеев Родион Валентинович; [Адыгейский государственный университет]. - Майкоп, 2010.

121. Серебренников Б. А. Как происходит отражение картины мира в языке? // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. - М.: Наука, 1988. -С. 87-107.

122. Серов В. В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. -М.: Локид-Пресс, 2005. - 852 с.

123. Серова Л. А. Концепт «труд» в немецких и русских паремиях // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: спец. 10.02.20 / Серова Лариса Анатольевна; [Моск. гос. обл. ун-т]. - М., 2009. - 196 с.

124. Силинский С. В. Национальные стереотипы мышления и речевая коммуникация / С. В. Силинский // Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание : тезисы докладов X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - Москва: Наука, 1991. - С. 274275.

125. Скорнякова Р. М. Принципы моделирования языковой картины мира: монография // Р. М. Скорнякова. - Томск: ТГПУ, 2008. - 400 с.

126. Славянский ассоциативный словарь // Уфимцева Н.В., Черкасова Г.А., Караулов Ю. Н., Тарасов Е. Ф. - М.: МГЛУ-ИЯЗ РАН, 2004. - 800 с.

127. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981-1984.

128. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. ун-та. Сер.14: Психология. 1981. №2. - С.15-29.

129. Соколовский С. В. Материальная семиотика и этнография материальной культуры // Этнографическое обозрение. 2016. №5. С.103-115 [Material Semiotics and the Ethnography of Material Culture].

130. Солдатова Г. У. Этническая граница в представлениях титульных национальностей республик Российской Федерации // Социальная и культурная дистанции. - М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1998. - С. 273.

131. Сорокин Ю. А., Марковина И. Ю. Этнопсихолингвистика. - М.: Наука, 1988. - 192 с.

132. Сорокин Ю. А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий / Сорокин Ю. А. // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. - М., 1998. - с.133-148.

133. Степин В. С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. №6 - С.34-51.

134. Степыкин Н.И. Способы структурно-содержательного моделирования лингвокультурного концепта // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: спец. 10.02.19 / Степыкин Николай Иванович; [Московский государственный лингвистический университет]. -М., 2011. - 187 с.

135. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

136. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. - М: Аспект Пресс, 2006. - 208 с.

137. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.

138. Стеценко А. П. Понятие образ мира и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 1987. № 3. С. 26-37

139. Суслович С. В. Когнитивно-дискурсивные характеристики концепта ТРУД / РАБОТА как дискурсивно-коммуникативной единицы // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: спец. 10.02.01 / Суслович Светлана Валерьевна; [Сев. (Арктический) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Архангельск, 2011. - 291 с.

140. Телия В. Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира [текст] / В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М., 1988. - с. 173-203.

141. Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-

культурной антропологии. - М.: Наука, 2003. - 544 с.

142. Толстая С. М. Стереотип в этнолингвистике / С. М. Толстая // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. - М.: ИСБ, 1995. - С. 124127.

143. Толстая С. М. Стереотип и картина мира / С. М. Толстая // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: материалы международной научной конференции (г. Екатеринбург, 8-12 сентября 2009 г.). -Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2009. - С. 262-264.

144. Топоров В. Н. Еще раз о древнегреческой So9ia: происхождение слова и его внутренний смысл // Структура текста. М.: 1980. С. 148-173.

145. Топоров В. Н. Об одном архаическом индоевропейском элементе в древнерусской духовной культуре - svet // Языки культуры и проблемы переводи мости. М.:1987. С. 184-252.

146. Успенский Б. А. Семиотика истории. Семиотика культуры. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 608 с.

147. Уфимцева А. А. К вопросу о так называемом дефиниционном методе описания лексического значения. В кн. Слово в грамматике и словаре. - М.: Наука, 1984. - С. 131-141.

148. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/ (Дата обращения: 8.12. 2015).

149. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vasmer.narod.ru/ (Дата обращения: 19.12. 2015).

150. Федосюткина Н. С. Слова-ценности как средство доступа к ценностной картине мира: Экспериментальное исследование // Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. - Курск, 2005. - 160 с.

151. Фомина Н. Н., Свечникова Н. О. Культурология: учебное пособие. -СПб.: СПбГУ ИТ-МО, 2008. - 483 с.

152. Фрумкина Р. М. Вероятность элементов текста и речевое поведение.

М.: 1971. - 199 с.

153. Фрумкина Р. М., Михеев А. В., Мостовая А. Д., Рюмина Н. А. Семантика и категоризация. - Ин-т языкознания; Отв. ред. Ю. А. Шрейдер. - М.: Наука, 1991. - 168 с.

154. Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 112 с.

155. Хабермас Ю. Расколотый Запад / Пер. с нем. - М.: Издательство «Весь Мир», 2008. - 192 с.

156. Цветков Н. В. Методология компонентного анализа, его сферы и границы (на материале лексики русского языка). Диссертация на соискание ученой степени канд. филол. наук. - М., 1984. - 191 с.

157. Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.

158. Шварц Ш. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬНр://Ьг-portal.ru/tool/cennostnyy-oprosnik-shvarca (Дата обращения: 24.03.2017).

159. Шихирев П. Н. Исследование стереотипа в американской социологической науке [Текст] / П. Н. Шихирев // Вопросы философии. - 1971. - №5. - С. 168-175.

160. Шихирев П. Н. Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст] / П. Н. Шихирев. - М.: Наука, 1976. - С. 278-295.

161. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе [Текст] / П. Н. Шихирев. - М.: Наука, 1985. - С. 112.

162. Шихирев П. Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования [Текст] / П. Н. Шихирев // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, 1976. - С. 278-295.

163. Эдвардс Дж. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vremiadengi.com/bud Ьр^ут/$ууа7 kontseptsii etnicheskih кртеу кр^ septsii/ (Дата обращения: 31.03.2017).

164. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека,

1876 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politpros.com/library/28/259/ (Дата обращения: 24.03.2017).

165. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

166. Яковлева Е. С. О некоторых моделях пространства в русской языковой картине мира // Вопросы языкознания. 1993. - № 4. - С. 48-62.

167. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. - 344 с.

168. Яковлева Е. С. Пространство умозрения и его отражение в русском языке // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 268-277.

169. Agricola, E. Wörter und Wendungen. Wörterbuch zum deutschen Sprachgebrauch. - Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Dudenverlag, 2012. - 818 S.

170. Aitchison, J. Words in the mind. An introduction to the mental lexicon. 4. Auflage. - John Wiley & Sons, Chichester, 2012

171. Allan, I. L. Unkind words: Ethnic labeling from Redskin to WASP. - New York: Bergin & Garvey, 1990

172. Bader, V.-M. Rassismus, Ethnizität, Bürgerschaft. Soziologische und Philosophische Überlegungen. - Münster, Westfalen: Westfälisches Dampfboot, 1995. - 143 S.

173. Beer, B. Kultur und Ethnizität. - Berlin, 2002. - SS. 53-74

174. Clark, H. H. Using Language. - Cambridge: Cambridge university Press, 1966

175. Deese, J. The Structure of associations in language and Thought. - Baltimore, 1965. - P. 347-357.

176. Dijkstra, T., Kempen, G. Einführung in die Psycholinguistik. - Huber, Bern, 1993

177. Dietrich, R. Psycholinguistik. - Metzler, Stuttgart, 2002.

178. DUDEN. Das Synonymwörterbuch. - Berlin: Dudenverlag, 2014. - 1136 S.

179. DUDEN. Universalwörterbuch. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http: //www. duden. de/Shop/Das-Wörterbuch-der-sprachlichen-Zweifelsfälle?affiliate id=318 (Дата обращения: 19.04.2017).

180. Enfield, N. J. Ethnosyntax: Introduction. In N. Enfield (Ed.), Ethnosyntax: Explorations in culture and grammar, Oxford: Oxford University Press, 2002. - P. 1-30

181. Erikson, Erik H. Youth and American Identity. - Philadelphia: Westview Press, 1950. - P. 334-337.

182. Fischer, H. Wörter und Wandel. Ethnographische Zugänge über die Sprache. - Berlin, 2000

183. Galliker, M. Sprachpsychologie. - Francke/ UTB, Tübingen/ Basel, 2013

184. Garman, M. Psycholinguistics, Cambridge Textbooks in Linguistics. -Cambridge University Press, 1990. - 536 P.

185. Grimm, H., Engelkamp, J. Sprachpsychologie. Handbuch und Lexikon der Psycholinguistik. - Erich Schmidt Verlag, Berlin, 1981

186. Herrmann, Th. Allgemeine Sprachpsychologie. Grundlagen und Probleme. -Urban & Schwarzenberg, München/ Wien/ Baltimore, 1985

187. Hoffman, R. E. The identity crisis of contemporary sociology Sociol Spectr, 15(1), 1995. - P. 39-54

188. Hofstede, G. Lokales Denken, globales Handeln. Interkulturelle Zusammenarbeit und globales Management. - München, 2006. - 420 S.

189. Hörmann, H. Einführung in die Psycholinguistik. - Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1981

190. Hörmann, H. Meinen und Verstehen. Grundzüge einer psychologischen Semantik. - Suhrkamp, Frankfurt am Main, 1994

191. Hörmann, H. Psychologie der Sprache. 2., überarbeitete Auflage. - SpringerVerlag Berlin/ Heidelberg 1977

192. Inglehart, R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. - Princeton, NJ, 1997. - P. 355-376.

193. Inglehart, R. Measuring Culture and Cultural Change: an Introduction. Paper presented to The Samuel Huntington Symposium: Culture, Cultural Change and

Economic Eevelopment. - Moscow, 25 May, 2010.

194. Inglehart, R., Baker, W. E. Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values // American Sociological Review. 2000. Vol. 65. -P. 19-51.

195. Jay, T. Why we curse: the neuro-psycho-social model of speech. -Philadelphia: Benjamins, 2000

196. Jay, T. The utility and ubiquity of taboo words. Perspectives on psychological science. 4 (2), 2009. - P. 153-161

197. Kent, G., Rozanoff, A. A study of association in insanity: I. Association in normal subjects // American Journal of Insanity. 1910. № 67. - 219 p.

198. Klappenbach, R., Steintz, W. Wörterbuch der deutschen Gegenwartssprache, Berlin: Vlg. Akademie, 1974. - 4500 S.

199. КШск^Ьд, С. Values and Value Orientations in the Theory of Action // Toward а General Theory of Action / Ed. by T.Parsons, E.Shils. Cambridge, 1951. - P. 388-433.

200. Langenmayr, A. Sprachpsychologie: Ein Lehrbuch. - Hogrefe, 1997

201. Ley, R. Werte. [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.karl-

schlecht.de/fileadmin/daten/karl schlecht/Werte/pdf/021111 Def Werte.pdf (Дата обращения: 03.04.2017).

202. Mead, G. H. The Social Self // Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Method. 1913. V. 10. - P. 374-380.

203. Mead, G. H. Genesis of Self and Social Control // International Jornal of Ethics. 1925. V. 35.

204. Меаd, G. H. Mind, Self and Society. - Chicago, 1963. - P.196.

205. Mead, G. H. Selected Writings / Ed. by Reck A. J. Indianapolis, 1964. Портал психологических изданий PsyJournals.ru - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://psyjournals.ru/social psy/2011/n1/39645 full.shtml (Дата обращения: 12.12.2014).

206. Miller, G. A. Language and Communication. - New York, 1951

207. Müller, H. M. Psycholinguistik - Neurolinguistik. Die Verarbeitung von Sprache im Gehirn. - UTB, Paderborn 2013

208. OPENTHESAURUS.DE - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.openthesaurus.de/synonyme/Arbeit (Дата обращения: 28.09.2017).

209. Osgood, С. E., May, W., Miron, M. Cross-cultural universals of affective meaning. Urbana, 1975. - 198 P.

210. Quasthoff, U. M. Soziales Vorurteil und Kommunikation - Eine sprachwissenschaftliche Analyse des Stereotyps. - Frankfurt a. M.: Athenäum Fischer Taschenbuch Verlag, 1973. - 312 S.

211. Rickheit, G., Sichelschmidt, L., Strohner, H. Psycholinguistik. Die Wissenschaft vom sprachlichen Verhalten und Erleben. - Stauffenburg Verlag, Tübingen 2002

212. Rickheit, G., Herrmann, Th., Deutsch, W. Psycholinguistik: Ein internationales Handbuch. - Walter de Gruyter, Berlin/ New York, 2003

213. Rоkеасh, М. The Nature of Human Values. - N.Y., 1973. - P. 3.

214. Sauer, W. W. Der Sprachgebrauch von Nationalsozialisten vor 1933 [Text] / W. W. Sauer. - Hamburg: Buske, 1978. - 197 S.

215. Schlecht, K. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.karl-schlecht.de/fileadmin/daten/karl schlecht/Werte/pdf/021111 Def Werte.pdf (Дата обращения: 05.10.17).

216. Schwartz, S. H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations / Jowell C., Roberts R., Fitzgerald G. E. (Eds) Measuring attitudes cross-nationally - lessons from the European Social Survey. L.: Sage, 2006 - P. 169-203.

217. Schwartz, S. H. Cultural Value Orientations: Nature and Implications of National Differences. Moscow: State University - Higher School of Economics Press, 2008. - P. 12-16.

218. Schwartz, S. H., Bardi, A. Influences of Adaptation to Communist Rule on Value Priorities in Eastern Europe // Political Psychology. 1997. Vol. 18. - Р. 385410.

219. Tajfel, H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behaviour. -Oxford, 1981. - P. 144-167.

220. Vovelle, M. La mort et l'Occident. De 1300 a nos jours. - Gallimard, 1983.

221. Weber, M. Wirtschaft und Gesellschaft. - Tübingen: Mohr, 1972. - S. 1-30.

222. Wahrig-Burfeind, R. WAHRIG Deutsches Wörterbuch. 9. Auflage. -Brockhaus, 2011. - 1730 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.