Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Назаров, Аваз Кувватович
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Назаров, Аваз Кувватович
ГЛАВА 1. Формирование уголовно-правовых норм Корана и хадиса.
ГЛАВА 2. Уголовно-правовые нормы Корана
2.1. Классификация уголовно-правовых норм Корана по институтам уголовного права.
2.2. Определение состава преступления, исходя из уголовно-правовых норм Корана.
2.3. Система наказания в Коране.
ГЛАВА 3. Уголовно-правовые нормы хадисов
3.1. Классификация уголовно-правовых норм хадисов по институтам уголовного права.
3.2. Определение состава преступления, исходя из уголовно-правовых норм хадисов.
3.3. Система наказаний в хадисах Пророка (с).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Уголовно-правовые нормы Корана и Хадиса и их классификация по институтам уголовного права2012 год, кандидат юридических наук Назаров, Аваз Кувватович
Наказание по мусульманскому уголовному праву: понятие, цели, виды2009 год, кандидат юридических наук Махарамов, Яхья Алянович
Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском Эмирате: 1868-1920 гг.2006 год, кандидат юридических наук Саидов, Зикирулло Алиевич
Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву2000 год, кандидат юридических наук Елаян Гасан Фадель
Система наказаний по мусульманскому уголовному праву2008 год, кандидат юридических наук Халиль Хикмат Хусейн
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права»
Актуальность темы исследования обусловлена необходимым и естественным стремлением таджикского общества и государства к возрождению своих древних исторических традиций, к осознанию тех истоков, которые во многом определили всю культуру, весь духовный потенциал таджикского народа. Не последнюю роль в сложении таджикской нации, а следовательно и таджикской государственности играют традиции права, имеющие весьма богатую, и в чем-то даже уникальную, историю. И именно эта история может помочь разрешить многие правоведческие проблемы, вставшие перед юридической наукой на современном этапе развития Таджикского государства.
В настоящее время Таджикистан, как и другие страны постсоветского пространства, ориентирован на усовершенствование правовой системы. С этой точки зрения, перед юристами встает вопрос о возможности использования опыта развитых, в правовом отношении стран, а также преемственности опыта исторического. При этом национальная, религиозная, обычно традиционная ментальность народа, наряду с другими факторами, играет в этом процессе немаловажную роль. Правовые традиции зороастризма, ислама и советского государства, как и исторические правовые памятники таджикского народа, несомненно, имеют непреходящее значение для развития современного права Таджикистана. В этом ракурсе собственно большого внимания заслуживает исламское право, имеющее своими основными источниками Коран и Сунну. Правовые механизмы регулирования уголовно-правовых отношений, различные правовые теории наших предков, касающиеся именно этой сферы права, были разработаны величайшими учеными в рамках и границах этих двух основных универсальных источников права.
Имам Абуханифа Нуъман ибн Сабит, Имом аль-Бухари, Мотуриди, Газали, Замахшахри, Маргелони, Абубакри Самарканди и десятки других известных правоведов таджикского народа создали на основе правовых норм
Корана и хадисов немало научно-практических пособий и трактатов по урегулированию уголовно-правовых отношений. Исследование этих трудов в свете построения нового гражданского общества и правового государства является весьма актуальным, и эта актуальность приобретает двойное значение для современного юриста с учетом необходимости трансформации и усовершенствования многих уголовно-правовых норм ислама, перекликающихся с современными проблемами этой области права.
Особую актуальность в настоящее время данная тема приобретает и в связи с Указом Президента РТ Эмомали Рахмон «Об объявлении 2009 г.-Годом памяти Имама Аъзама (Имам Абуханифа, Нуъман ибн Сабит)». По данным религиозных источников, более половины современных знаний по фикху, извлеченных из Священного Корана и хадисы, принадлежат Абу Ханифе - великому факиху (богослов - законовед) востока.
Таджикистан конституционно' ориентирован на построение демократического, правового и светского государства. Построение гражданского общества, демократического государства, где свобода совести и вероисповедания обеспечивается и гарантируется государством, всесторонне нуждается в позитивных, ценностных идеях и взглядах как сохранившихся в истории, так и разработанных в наши дни. В этом аспекте исследование и классификация уголовно-правовых норм Корана и Сунны во многом проясняют и современные проблемы уголовного права.
Само исследование, унификация уголовно-правовых норм Корана и хадисов, классификация их по институтам уголовного права с учетом научной методологии современного права имеют особую актуальность и для исследования историко-правовых памятников как таковых.
Помимо теоретического, исследовательского интереса, который данная тема, бесспорно, представляет, ее изучение в настоящее время становится особо актуальным вследствие возрождения и восстановления классического средневекового мусульманского уголовного права со 2-й половины XX века в ряде исламских государств.
Степень разработанности проблемы. Исследование уголовно-правовых норм Корана и хадиса не является новым направлением в отечественной и зарубежной юридической литературе. Уголовно-правовые нормы Корана разбросаны по всем его сурам. Для характеристики уголовного права в рамках установлений Корана, прежде всего, необходимо было выявить уголовно-правовые нормы и институты этого источника и классифицировать их по группам. В этом направлении исследование по систематизации мусульманского права впервые провел Р. Шарль. В общем контексте он затрагивал и аспекты уголовного права, разделив уголовно-правовые нормы Корана на три категории. Такой подход был поддержан и другими исследователями. В свою очередь, профессор А.Г. Холиков отмечает, что «расположение уголовно-правовых норм шариата не имеет определенной системы, в нем нет деления на институты». Что же касается возможности дефиниции уголовно-правовых норм мусульманского права, то он отмечает: «Уголовно-правовые нормы мусульманского права в зависимости от объема, характера и способов их регламентации, а также с учетом их происхождения исследователями классифицируются по-разному»1.
Уголовно-правовые нормы Корана и хадисов, и их классификация были объектом внимания многих ученых: М. Бухори, аль-Маварди, Абдулхака Дехлави, шейх Мухаммада Риджоми, ан-Навави, Иброгима Дасуни аш-Шахави, аль-Мустафа Машрафа, J1.P. Сюкияйнена, М.М. Муллоева, М.В. Вахобова, Д.Е. Еремеева, М.С. Хайдаровой, Р. Шарля, Садагдара и др. Развитие мусульманского права в рамках правовых школ показывает, что ученые - юристы Хабиб аль Басри, Бурхониддин Маргелони, Убайдулло ибн Масъуд, Шайх Мухаммади Самарканди и другие при дефиниции правовых отношений добились определенных успехов в этом направлении. Но все же классификации и этих ученых, и предыдущих, и
1 Холиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права. - Душанбе, 1998. -С. 120-130 последующих не имели четкого научного правового разделения правовых норм по институтам и отраслям права. Большой вклад в разработку правовых норм Корана и Хадиса внесли отечественные ученые Ф. Тохиров, Г.С. Азизкулова, И.Д. Сафаров и др. И все же многие уголовно-правовые нормы Корана и хадиса остались малоизученными, некоторые проблемы нерешенными. С юридической точки зрения, нераскрытыми оказались причины происхождения и формирования уголовно-правовых норм Корана и хадиса и их классификация по институтам уголовного права.
Следует отметить, что рассматриваемая проблема с учетом новых достижений в области уголовного права освещалась, в основном, в соответствии с классическим уголовным правом ислама с соблюдением исторического метода.
Предметом исследования являются особенности происхождения и формирования уголовно-правовых норм Корана и хадиса как нормативных регуляторов общественных отношений, их правовой статус среди других источников исламского права, комментарии и разъяснения их со стороны великих факихов, знатоков Корана и мухаддисов. Объектом исследования выступают:
- уголовно-правовые нормы Корана;
- уголовно-правовые нормы хадисов;
- комментарии Корана - тафсир ал-Куръон;
- сборники достоверных хадисов - «Джомеъ ус-сахех»;
- научные работы;
- исторические факты.
Главная цель исследования - получение научно обоснованных выводов о происхождении и формировании уголовно-правовых норм шариата; выявление совершенных механизмов уголовно-правового регулирования деликтных отношений; классификация их по институтам уголовного права.
Для достижения поставленных целей в процессе исследования решались следующие задачи:
- выявление и анализ формирования уголовно-правовых норм Корана и хадисов;
- классификация уголовно-правовых норм Корана по институтам уголовного права;
- выявление и исследование принципов уголовного права, вытекающие из правовых норм Корана;
- выявление и исследование обстоятельств, исключающих преступления, соответственно правовым нормам Корана;
- исследование понятия наказания в мусульманском уголовном праве;
- исследование системы наказаний, предусмотренных в Коране;
- выявление и исследование норм Корана, определяющих освобождение от наказания;
-определение состава правонарушения, исходя из уголовно-правовых норм Корана;
- классификация уголовно-правовых норм хадисов по институтам уголовного права;
- определение состава правонарушения, исходя из уголовно-правовых норм хадисов;
- исследование системы наказаний, предусмотренных в хадисах Пророка (с).
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы диалектики и историзма, позволяющие познавать социальные явления в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимовлиянии.
В работе также использовались частно-научные методы сравнительно-правового, исторического, формально-юридического, логико-системного и статистического анализа. Также широко использовался историко-правовой метод, позволяющий раскрыть и исследовать уголовно-правовые нормы Корана и Хадиса.
Теоретической базой исследования стали Коран и его комментарии, сборники достоверных хадисов, произведения великих факихов, труды европейских, отечественных ученых в области мусульманского права, а также работы по общей теории права и государства, научные изыскания историков права, философов, социологов и других ученых.
Научная новизна исследования заключается в том, что работа представляет собой первую попытку более полного комплексного исследования уголовно-правовых норм Корана и хадисов, установления видов уголовных деяний, уголовно-правовых норм, наказаний и их классификаций по институтам уголовного права.
Основные научные положения, выводы и рекомендации, выносимые па защиту:
1. Коран и Сунна как универсальные источники мусульманского права имеют не мало норм, регулирующих уголовно-правовые отношения, в которых установлены виды преступности, формы и виды наказания, степень тяжести деяний, условия амнистирования преступных деяний и т.д. Содержание и сущность уголовно-правовых норм Корана и Сунны, их юридическая сила, отличающая их от других источников исламского права, дают возможность говорить об их основополагающем значении в уголовном законодательстве ислама.
2. Все исследования в области уголовного права ислама опираются на нормы и принципы Корана и Сунны. Следовательно, дальнейшее развитие теории уголовного права ислама, принципы выявления признаков преступления, разработки основ назначения наказания и освобождения от наказания также будут определяться этими источниками.
3. Уголовно-правовые нормы Корана и хадиса по происхождению в ряде случаев имеют казуальную форму и по отношению другу к другу являются взаимодополняющими элементами. Нередко хадисы как дополняющий элемент завершают описание состава неоконченного преступления.
4. Изложение уголовно-правовых норм Корана и хадиса в большинстве случаев неразборчиво и сливается с социальными нормами. В некоторых сурах Корана в середине или в конце излагается уголовно-правовая норма, в последующих же аятах данной суры речь идет о другом. Для правильного понимания смысла и сущности уголовно-правовых норм Корана необходимо определить причины их формирования, время их произнесения, субъекта и объекта, которым адресованы нормы, форму изложения (публичная или частная) и главное условие их реализации со стороны самого пророка. В совокупности эти условия определяют силу видов уголовно - правовой нормы.
5. Особым источником мусульманского уголовного права являются хадисы. Несмотря на то, что хадисы по юридической силе уступают Корану, но по сферам действия и по регулированию общественных отношений, в том числе уголовно-правовых отношений, они во многом превосходят Коран и в системе источников мусульманского права занимают основное место. Хадисы, как всякое политико-правовое явление, имеют свои причины возникновения.
6. Множество уголовно-правовых норм Корана и хадисов, посвященных различным видам преступлений, наказаний, принципам уголовного права, условиям, отягчающим ответственность, смягчающим условиям, освобождению от ответственности и многие другие, с научной и логической точки зрения, предоставляют возможность их классифицировать по институтам уголовного права.
7. Смысл и содержание уголовно-правовых норм Корана и Сунны, с точки зрения автора и большинства исламских исследователей, сводятся к торжеству справедливости и победы истины. Поэтому наиболее важной задачей в понимании смысла уголовно-правовых норм Корана и хадиса является определение категории справедливости. Объективность исследования требует с учетом этого нравственного понятия определять состав уголовно-правовых норм Корана и хадисов и их применение при проведении судопроизводства.
8. Систематизация норм Корана и хадисов в Общей и Особенной части поможет лучше понять характер общественной опасности, как однородных преступлений, так и отдельных видов преступных деяний, способствуя раскрытию содержания отдельных признаков их составов. Своей целью автор ставит задачу классифицировать все уголовно-правовые нормы Корана и хадисов по институтам уголовного права. Все уголовно-правовые нормы Корана и хадиса можно разделить на две части: Общую и Особенную.
Общая часть:
A. Принципы уголовного права, вытекающие из правовых норм Корана.
Б. Обстоятельства, исключающие преступления.
B. Система наказаний, предусмотренных в нормах Корана и хадисов.
Г. Освобождение от наказания.
Особенная часть: В Коране и хадисах указываются следующие виды преступлений:
A. Измена Богу.
Б. Преступления против жизни и здоровья.
B. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы.
Г. Преступления против чести и достоинства.
Д. Преступления против общественного порядка.
Е. Преступления против собственности.
Ж. Преступления против мусульманской общины.
9. В трудах мусульманских юристов, посвященных уголовному праву ислама, в частности проблемам наказания, не дается точного определения системы наказания. Изучение трудов исламских факихов свидетельствует о том, что вопросы, связанные с системой наказания в мусульманском праве, исследованы недостаточно полно. Эта система в большинстве случаев восполнялась судебной практикой.
10. В Коране имеется много норм, в которых предусмотрены различные санкции уголовного характера, но они не систематизированы. Между тем их систематизация играет существенную роль в понимании и осмыслении уголовно-правовых норм Корана. По степени тяжести их можно систематизировать таким образом:
A. Соблюдение поста.
Б. Домашний арест.
B. Обязанность освобождения раба.
Г. Выкуп за кровь (дият).
Д. Ссылка.
Е. Бичевание.
Ж. Нанесение ранений соразмерно.
3. Отсечение конечности.
И. Смертная казнь.
11. Различие понятий «хадд» и «худуд». Хадд - конкретное преступление, за которое устанавливается ответственность за совершение одного из деяний, предусмотренных категорией «худуд», каждое из преступлений категории «худуд» можно считать отдельным «хаддом».
12. Изучение уголовно-правовых норм Корана и хадиса представляет возможность дать следующее понятие наказания: наказание - это предписанное возмездие и возмещение в воздаяние за содеяние зла, установленные в Коране, с целью предупреждения совершения преступления и возмещения убытка, и назначаемые от имени Аллаха и в некоторых случаях с согласия потерпевшего.
В этом определении можно выделить следующие признаки понятия наказания:
А. Наказание - это предписанное возмездие, возмещение и воздаяние за содеянное зло;
Б. Цель наказания - предупреждение преступления и возмещения.
В. Назначаемое от имени Бога или по желанию-потерпевшего. Например: «Это в назидание от Аллаха. Аллах Могущественный, мудрый», (сура 5, аят 38-39) или же в нормах Корана, характеризующих преступление убийство, существует несколько альтернативных наказаний, и согласно этим нормам, потерпевшей стороне дается право выбрать одно из наказаний.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что материалы диссертации могут быть использованы для последующих научных исследований в области мусульманского уголовного права, а также в учебном процессе по уголовному праву, истории ислама, мусульманскому праву, а также истории государства и права Таджикистана и истории государства и права зарубежных стран.
Содержащиеся в диссертации обобщения, выводы и предложения вносят определенный вклад в теорию уголовного права ислама, способствуют устранению несогласованности в истории государства и права.
Материалы проведенного исследования могут быть также использованы в учебном процессе высших и средних профессиональных юридических учебных заведений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты и основанные на них выводы и предложения могут быть непосредственно использованы в законотворческой деятельности при установлении новых и совершенствовании действующих санкций уголовно-правовых норм.
Апробация результатов исследования происходила посредством докладов и обсуждения основных положений диссертации на заседании кафедр уголовного права и теории и истории государства и права ТНУ. По теме диссертации автором опубликованы 10 научных статей в юридических журналах и тезисы докладов на научно-практических конференциях:
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Основные институты мусульманского уголовного права2008 год, кандидат юридических наук Артемов, Владислав Юрьевич
Развитие уголовного законодательства Судана: Основные институты общей части1999 год, кандидат юридических наук Амин Омар Ахмед
Уголовное право Исламской Республики Иран: становление, основные институты и тенденции развития2010 год, кандидат юридических наук Акилов, Фирдавс Ильхомович
Институт преступления и наказания в мусульманском праве2010 год, кандидат юридических наук Кангезов, Марат Русланович
Наказание по уголовному праву арабских стран2002 год, кандидат юридических наук Рамез Ахмед Элайди
Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Назаров, Аваз Кувватович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное диссертационное исследование по проблемам, связанным с уголовно-правовыми нормами Корана и хадисов, позволяет сделать ряд выводов и предложений, которые могут, на наш взгляд, иметь определенное теоретическое и практическое значение для совершенствования изучения многих аспектов мусульманского уголовного права, а также для практики применения данных видов уголовного наказания в будущем.
1. Исследование истории изучения мусульманского права показывает, что причины криминализации уголовно-правовых норм Корана учеными - юристами практически оказались малоисследованными. Между тем нормы во многом соотносятся с современным уголовным правом и остаются актуальными по сей день.
Выявив и проанализировав все нормы Корана и хадисов, имеющих уголовно-правовое назначение, мы пришли к выводу, что все эти нормы имеют свои причины формирования. Именно с учетом этих причин и можно определить состав правонарушения. Изначально перед формированием какой-либо уголовно-правовой нормы Корана и хадиса в обществе давали знать о себе общественно-опасные деяния, которые требовали соответствующего правового отклика.
2. Для характеристики уголовного права, в рамках установленных Кораном, прежде всего, необходимо было выявить все уголовно-правовые нормы и институты, представленные в этом источнике и затем классифицировать их по группам.
Авторитетные мусульманские правоведы средневековья и современные исследователи разработали немало классификаций правонарушений, анализ которых помогает лучше понять специфику мусульманского уголовного права. В основу большинства из этих классификаций положены два основных критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав.
Нами предлагается классификация, которая является стандартом уголовного закона.
Уголовно-правовые нормы Корана и хадисов мы разделили на две части: Общую и Особенную.
В Общую часть уголовно-правовых норм Корана и хадисов можно включи ть четыре главы:
1. Принципы уголовного права, вытекающие из правовых норм Корана.
2. Обстоятельства, исключающие преступления.
3. Система наказаний, предусмотренных нормами Корана.
4. Освобождение от наказания.
В свою очередь, систематизация норм Корана и хадисов в Особенной части способствует более глубокому их изучению, помогает лучше понять характер общественной опасности как однородных преступлений, так и отдельных видов преступных деяний, способствуя раскрытию содержания отдельных признаков и составов. 3. На основании исследования системы наказаний, имеющейся в Коране и хадисах, сделан вывод, что в этих источниках представлены нормы, определяющие следующие виды преступления:
- измена Богу;
- преступление против жизни и здоровья;
- преступление против половой неприкосновенности и половой свободы;
- преступление против чести и достоинства;
- преступление против общественного порядка;
- преступление против собственности;
- преступление против мусульманской общины.
На основе анализа уголовно-правовых норм Корана и хадисов, можно дать следующее понятие наказания: наказание - это предписанное возмездие и возмещение в воздаяние за содеянное зло, установленные в Коране и хадисах, с целью предупреждения совершения преступления и возмещения убытка, назначаемого от имени Бога и в некоторых случаях с согласия потерпевшего.
4. В целях более последовательного изложения норм наказаний в Коране их следует систематизировать в следующем порядке:
1) соблюдение поста.
2) домашний арест.
3) обязанность освобождения раба.
4) выкуп за кровь (дият).
5) ссылка.
6) бичевание.
7) нанесение ранений соразмерной;.
8) отсечение конечности.
9) смертная казнь.
10) подбивание камнями.
5. Основываясь на вышеизложенном, мы попытались систематизировать наказания, предусмотренные в хадисах. Пророк (с) изложил много хадисов о земных наказаниях, однако в его хадисах имеются и четкие предупреждения о потустороннем наказании. Поэтому наказания в хадисах мы разделили на две группы:
1) Наказания, назначаемые в потустороннем мире, — эти наказания по своей сущности имеют предупредительный характер.
2) Земные наказания, т.е. наказания, применяемые к преступнику в этом мире. Следует отметить, что большинство наказаний, предусмотренных в хадисах, аналогично наказаниям, имеющимся в Коране. Сходство этих наказаний говорит о том, что источником определения наказаний в хадисах является непосредственно Коран.
Наказания в хадисах можно разделить на шесть видов:
1) выкуп за кровь;
2) бичевание;
3) ссылка;
4) нанесение ранений соразмерно;
5) отсечение конечностей;
6) казнь и избиение камнями.
6. В уголовном законодательстве Республики Таджикистан следовало бы закрепить некоторые нормы Корана и хадисов, определяющие наказания дийя (выкуп за кровь). Анализ уголовного законодательства зарубежных государств показывает многообразие и плодотворность подходов к данному виду наказания. Таджикскому законодательству следовало бы учесть положительный опыт ряда зарубежных стран, в которых применяется данный вид наказания.
СПИСОК ИСПОЛЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Назаров, Аваз Кувватович, 2009 год
1. Нормативные акты
2. Конституция Республики Таджикистан от 6-ноября 1994г, -Душанбе 2007.
3. Уголовный Кодекс РТ от 1 сентября 1998г. Душанбе, 2005. - 300с.1.. Книги, монографии, учебники, учебные пособия.
4. Абдел Салам аль-Манси, Сумайл Афофи. Значение и смысл Корана. -М.: Изд-во «Сауремо», 2000. в 4 т. -300с.
5. Абдел Кадер Ауди. Мусульманское уголовное право. -Бейрут, 1986. -Т. 1.-255с.
6. Абдель Рахмон Шазари. Справочник мусульманина. Египет, 1994. — 156с.
7. Абдухамид Аль-Газали. Воскрешение науки о вере. Пер. В.В. Наумкина. -М., 1980.
8. Абдуллозода.Ш Асосхои диншиноси. Душанбе, 2001. - 144с
9. Абу-аль-Алия аль Маудуди. Толкование Корана. Пакистан, 1950. 1952.-360с.
10. Азизкулова Г.С. Цикл лекций по истории государства и права Республики Таджикистан. Душанбе: Изд-во Тадж. ун-та, 1995. - 212с.
11. Айша Лему В., Фатима Хирен. Женщина и Ислам. Пакистан: Изд-во Академия ДАУА, 1996. - 97с.
12. Алексеева. С.С. Теория государства и права. М.Изд-во Норма. 1998.-311с.
13. Аль-Зефири. Х.М.Д. Источники мусульманского права. -М., 1976. -309с.
14. Аль абу Бакр аль-Андалуси аль Куртуби. Асхобул ан-нузул. Бейрут, 1989.
15. Али Абдель Кадер аль-Кахоуджи. Криминология и уголовное право. -Бейрут, 1986.
16. Алоудин Али ибн Мухамад ибн Иброгим Багдоди. Тафсир Хозин. -Египет, 1900.
17. Ан-нимра ас-сайд Мухаммад Али. Идад ал-нара-ал-муслима фи-л-китоб ва Сунна. Коир, 1980.
18. Аскарзода М. К^исса^о аз Куръони Мач,ид. Душанбе: Ориёно, 1991. -80с.
19. Атаи Мустафа Машрафа. Ал-коида фи-л-ислам. -Бейрут, 1966.-350.
20. Ахмед Фатхи Бахнаси. Наказание по мусульманскому праву. Коир, 1989.-210с.
21. Ахмад аш-Шарбаси. Аль-кисас фи-л-ислам. Коир, 1954.
22. Аль-Хафиз ибн Хаджар ал-Ас-Калани. Булуг ал-марям мин джам одилат ал-ахком. Коир, 1532 х.
23. Ахмад С. Мухтасари тафсири Куръони Карим: Аз руи «Тафсири Хусайни» ва «Тафсир ал-Имомайн-ал-Чалолайн» -Душанбе: АТИЖ, 1992. 128с.
24. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. -М.: Полиздат, 1982. — 270.
25. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье. -М.: Наука, 1965, 1966. 280с.
26. Беляев Е.А. Мусульманское сектанство. -М.: Изд-во вост. лит., 1957.-100с.
27. Большаков О.Г. История Халифата. Ислам в Аравии. -М.: Наука, 1989. -Т. 1. — 312с.
28. Бухари М. Джомеъ-ус-сахих. Ташкент, 1991. - Т. 4. - 398с.
29. Вахабов М.В. Ислам и женщина. -М.: Мысль, 1968. 230с.
30. Вахобов М.В. Ислам и семья. -М.: Изд-во Наука, 1980 174с.
31. Ваххоб. Р. Панчсад хадис: Пандхои паёмбари ислом Мухаммад алайхисаллом. / Душанбе, 1991. -60с.
32. Вахба Аль Зухайли. Аль Феэх Аль Ислами. - Бейрут, 1989. - Т. 8. (на араб, яз.)
33. Дехлави А. Ламаот. -Лакнав, 1901. Т. 3. - 226с.
34. Дехлави Абулхак. Шархи Мушкоти Шариф- Лакнав, 1907. Т- 1/2. -767с; 1264с. (на.араб)
35. Джамал-аль-Утайфи. Аль-Ахром. Коир, 1972.
36. Джамолитдин Мухаммад ибни Абубакри Самарканди. Шархи мухтасари вакоя. — Лакнав, 1895.
37. Диноршоев З.М. Курс лекций по истории религий. Душанбе: Матбуот, 2004. - 176с.
38. Достоверные предания Абу-ль-Аббос Ахмад бин Абд аль-Латиф аз-Зубайд. Перевод Абдулла Нирша. М.: Изд-во ACT, 2004.- 960с.
39. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Полииздат. 1990.-286с.
40. Журавлева М.П.; Никулина. С.И. Уголовное право -М., 2004. 782с
41. Ибн Хасан Али ибн Мухаммад ибн Хабиб ал-Басри аль-Маварди. Ал-ахкам ас-султонийа ва-л-вилайт ад-динийа. Коир, 1973.
42. Ибрагим Дасуни аш Шахави. Ал-Хисба фи-л-ислам. - Коир, 1962.
43. Имам Мухий-д-дин Абу Закарийа Бин Шариди Аль-Навави. Сады правоверных. М.: Изд-во БАДР, 2001. — 380с.
44. Ислам: религия, общество, государство. Сб. ст. М.: Наука, 1984. 232с.
45. Islamic Criminal Law and Procedure. New York, 1988.
46. Исуф Али. Тафсифи Курон. Лондон, 1860. - 347.
47. Исхак Ибрагим Мансур. Краткий очерк по криминологии и уголовному праву. Альжир, 1982.
48. Карабаев И.С. Социальная философия мусульманского востока. -М.: Университет Дружбы народов, 1998.- 102с.
49. Камолидини Суюти. Асхобулнузул. Бейрут, 1900.
50. Каримов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978-223с.
51. Критгера Г.А. Уголовное право. -М., 1982. 309с.
52. Крачковский И.Ю. Коран М.: Изд-во вост. лит., 1963- 714с.
53. Крымский А. История мусульманства. -М., 1904. 349с.
54. Климович Л.И. Ислам. -М.: Наука, 1962 287с.
55. Климович Л.И. Ислам, его происхождение и социальная сущность. М.: Знание, 1956.
56. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. -М.: Политиздат, 1986-270с .
57. Курбани 3.0. Ислам ва хукуки башар. Техрон, 1367 х.-510с . (на персодском
58. Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. -М: Наука, 1974. 240с.
59. Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах. -М.: Наука, 1988.- 205с.
60. Маргелони Б. Хидоя. Комментарии мусульманского права. В четырех томах. Ташкент, 1893. - Т. 1.
61. Массэ А. Ислам. Очерк истории. -М.: Наука. 1963- 228 с.
62. Махмасани С. Фалсафат-ат-ташри фил-ислами. Бейрут, 1952. -376с.
63. Махалоти Сайд Хашим. Чихил хадис:. Техрон, Т. 1. - 1987 - 504с .; Т 2.-1994.- 542с.
64. Муллоев М. Происхождение и реакционная сущность шариата. — Душанбе: Ирфон, 1967 188с.
65. Мухамад Али Собуни. Сафвату тафосир. Бейрут, 1995.
66. Мухамад Али Собуни. Тибиен-фил улумил. Куръон. -Бейрут, «Мактаб-ул-асрия». 1995.
67. Мухаммед аль-Фадель. Общие принципы уголовного права. Домаск, 1978.
68. Мухаммад аз-Захари аль-Гамрави. Ас-Сарадж ал-Вахадж. Коир, 1933.
69. Мухаммад Асад. Ислам на распутье. — Пакистан: Изд-во Академия Дауа, 1996.-121с.
70. Мухтор А. Даниик-ал-ахбор ва макоиб аль-аброр. Бомбай, 1304 х-252с.
71. Оятулла Сайида Камиля Факиха Имани. Свет священного Корана. -Иран, 1422. Т. 1, 19, 20.-332с.
72. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. -М.: Политиздат, 1990.- 495с.
73. Пантелеев В.А., Козочнин И.Д., Лихачев В.Л. Уголовное право развивающихся стран: Общая часть. -М.: Университет дружбы народов, 1988.- 148с.
74. Порохова В. Коран. Перевод смысловой комментарии М., 2000.-640.
75. Порохова В. Хадисы Пророка (с). М.,2003. 300с
76. Рукайа Максуд. Ислам религия мира. М., 2003. - 193с.
77. Сад хадис. Худжанд, 1991.- 64с.
78. Садруддин Ислахи. Взгляд на Ислам. Международный Исламский Университет. Пакистан, Изд-во Академия Дауа, 1998. - 370с.
79. Сайд Кутб. Физилоил аль-Куръон. -Коира, 1960.
80. Самарканди Шейх Масъуд ибн Махмуд бини Юсуф., Салохи Масъуди. -Бомбай, 1312 х. — 724с.
81. Сафаров И. Правовая система государства Саманидов. Д.: Изд-во Ирфон. 1999. - 198с.
82. Сиддики М.М. Ислам религия всего человечества. Пакистан: Изд-во Академия Дауа, 1996. - 94с.
83. Соловьев B.C. Магомед. С.-Петербург, 1900. 160с.
84. Сорок Хадисов. -Пакистан: Академия Дауа, 1995.- 65с.
85. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М.: Наука. 1986.- 254с.
86. Степанянц М.Т. Философические аспекты суфизма. М., 1987 - 190с.
87. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике. XIX XX вв. М.: Наука, 1982.- 248с.
88. Тани ад — Дии ибн Таймийа. Ас — вийаса аш-Шарийя фи ислах ар-раи ва-раййа. Каир, 1969.
89. Тибризи А. Мушкоти шариф. Ташкент, 1900.
90. Тураджонзода X. Шариат ва чомеъа. Душанбе.: Изд. Нодир, 2007 — 190с.
91. Тахиров Ф.Т. Инкишофи хукук дар Точикистон. Душанбе: Ирфон, 1994.-256с.
92. Тахиров Ф.Т. Становление советского права в Таджикистане. -Душанбе, 1987.- 192с.
93. Торнау Н.Е. Мусульманское право. СПб., 1866. - 258с.
94. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. М., 1991.-652с.
95. Убайдулло ибн Масъуд Тоджи Шариа. Мухтасар ал-викоя ф-ил масоил ал-хидоя. Ташкент, 1990.
96. Цветков П. Исламизм. Ашхабад, 1912. - Т. 1.
97. Фитрат А. Мухтасари таърихи ислом. Душанбе: Ирфон, 1991. - 40 с.
98. Хазору як Хадис. Пандхои паёмбари ислом Мухаммад алайхисаллом. -Душанбе: Ориёно, 1991. 96с.
99. Хазрат Мирзо. Введение в священный Коран. М., 1999. — 220с.
100. Хазрати М. Саидиён И. Ислом: Равия, мазхаб ва фиркатхои он. -Душанбе: Ориёно, 1992. 224 с.
101. Хайкал Мухаммад Хусайн. Зиндагонии Мухаммад (с). Душанбе: Нашриёт, 1991. - Ч^илди 1. - 331 с.
102. Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права. Душанбе, 1998.- 151с.
103. Хидоя: Комментарии мусульманского права: в 4 т. / Пер. с англ. под. ред. Н.И. Граднева. Ташкент: Типо-литограф. Лахтина, 1893. — Т.1. -513 е.; Т. -2-462 е.: Т. 3-423 е.; Т. 4. - 319с.
104. Ходжиддини Икром. Дуратулвоъизин. Душанбе, 2001.-300с.
105. Хусайн Хамид Хасан. Основа власти в Исламском государстве. Международный Исламский Университет. Изд-во Академия Дауа. 1999.-87с.
106. Шарифов. Т. Конуни мучозоти ислами. Худуд-хисас-диет ва таъзироти мусавваби 2.3. 1345. -Душанбе, 1999.-304с.
107. Шамсулло Девонаев. Хазору як Хадис. Душанбе, 2002. - 250с.
108. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959. - 150с.
109. Шахоби М. Адвори фикх. Техрон, 1998. - 1366с.
110. Шейх Мухаммад Алии Тохо Дурро. Толкование Корана. -Т. 1. Бейрут, 2002.
111. Шейх Мухаммад Ибн Абдуллахи Тибризи. Мушкоти Шариф. -Лакнав, 1898. Т. 1/2. - 784 с.
112. Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в Исламе. М., 2005. -352с.
113. Шоначики К.М. Илм-ал-хадис. Техрон. 1966. - 444с. III. Научные статьи.
114. Амин Омар. Наказание по уголовному законодательству Судана. Реферат РУДН. 1997.
115. Амин Омар. Преступление категории Худуд по УК Республики Судан. Реферат РУДН, 1997.
116. Азизкулова Г.С. Понятие и виды преступлений по уголовному законодательству Афганистана. //Государство и право. 1996. №1. -С. 12
117. Берг Л.В.Х. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб., 1882. С- 184.
118. Грязневич П.А., Прозоров С.М. Ислам: Религия, общество, государство. -М.: Сб. 1984.С -232.
119. Назаров А.К. К вопросу о классификации преступлений категории Худуд в Коране //Государство и право. № 4. Д., 2004. -С. 43-48
120. Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховой власти //Ислам: Религия, общество, государство». Сб. ст. -М., 1984. -С. 204211.
121. Сюкияйнен JI.P. Теория мусульманского государства и современность. //Сов. государство и право. 1983. №9. -С. 106 - 114.
122. Сафаров И.Д. Правовая система государства Саманидов. //Государство и право. № 1. 1997. -С. 19-23
123. Тахиров Ф.Т. Источники мусульманского права. // Укрепление социалистической законности и совершенствование законодательства: Сб. научн. тр. Тадж. гос. ун-т. Душанбе, 1984. -С. 140 - 153.
124. Хайдарова М.С. Правовые нормы Корана и Шариата. //Известия АН РТ. / Серия: философия и правоведение. № 4. 1986. -С.55-62.
125. Шарипов Т.Ш. Государство и право. Манобеъи хукукии чазои чиноятии исломи Эрон Душанбе., 1998. №4 -С.32- 41.1.. Диссертации н авторефераты диссертаций
126. Аль-Зефири Х.М.Д. Источники мусульманского права и критика их толкования современными мусульманскими юристами. Дисс. канд. юр.наук. -М., 1976. -С. 177.
127. Анвар Гуль Ака. Право и религия (на примере Афганистана). Дисс. канд. юр. наук. -М., 1994. -С. 204.
128. Артем В.Ю. Основные черты мусульманского уголовного права. Дисс. канд. юр. наук. -М., 1998. -С. 193.
129. Ифрейх Насер Юсеф. Ответственность за преступление против собственности по уголовному законодательству арабских стран. Дисс. канд. юр. наук. М., 1989.
130. Садагдар М.И. Основные черты мусульманского права и его развитие в Иране по шиитскому направлению. Дисс. канд. юр. наук. -М., 1963. — 190с.
131. Каримов Д.А. Становление и развитие основных институтов мусульманского права в Мовароунахре (VIll — XIII вв.) Автореф. канд. юр. наук. Ташкент, 1997. - 21с.
132. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Автореф. дисс. доктора юр. наук. -М., 1987. 47с.
133. Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате (VII XIII вв.). Автореф. дисс. канд. юр. наук. -М., 1985.-24с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.