Учение об энергии в византийской философско-богословской мысли IV-VII веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Любохонская Оксана Валерьевна

  • Любохонская Оксана Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 185
Любохонская Оксана Валерьевна. Учение об энергии в византийской философско-богословской мысли IV-VII веков: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». 2016. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Любохонская Оксана Валерьевна

Введение...................................................................................с

Глава 1. Гетеродоксальный гносис как предпосылка учения об энергии в византийской философии и богословии 1У-У1 вв................................с

1.1.Античные начала учения об энергии..................................с

1.2.Учителя - гетеродоксы IV века о понятии энергии.................с

1.3.Понятие энергии в сирийской аскетической традиции ^^

вв...................................................................................с

1.4.Элементы учения об энергии у гетеродоксов VI в. (Леонтий Византийский, Иоанн Филопон).............................................с

Глава 2. Сакрально-энергийный символизм Ареопагитик.....................с

2.1.Энергийный динамизм онтологии Дионисия Ареопагита: виды движения энергии и свойство трансэнергийности..............................с

2.2.Гносеологический аспект понятия энергии: священноначалие как лестница отражений....................................................................с

2.3.Энергийная ономатология Дионисия Ареопагита...................с

2.4.Пансимволизм сакрально -энергийной эстетики Дионисия Ареопагита...............................................................................с

Глава 3. Учение об энергии в философии Максима Исповедника............................................................................с

3.1.От символизма к категориальности: Максим Исповедник о трансэнергийных переходах трех онтологических триад.....................с

3.2. Логосы как энергийно-динамические структуры бытия и принципы действительного знания...............................................................с

3.3.Энергийное измерение антропологии Максима Исповедника: логос бытия и тропос существования человека в перспективе обожения.........с

3.4.Энергийно -мотивационная этика Максима Исповедника.........с

Заключение..............................................................................с

Список литературы

с

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение об энергии в византийской философско-богословской мысли IV-VII веков»

Актуальность темы исследования

Выбор темы диссертационного исследования обусловлен необходимостью переосмысления феномена «христианской философии», определившей мировоззренческие основы эпохи Средневековья на греческом Востоке и на латинском Западе. Новый тип философии, сложившийся в процессе интенсивного сближения во II - III вв. н.э. античной философии и христианской религии, при всем своем синкретизме не только сохранил рациональную компоненту, но и преумножил ее. Благодаря встрече «Афин и Иерусалима» обнаружились новые стороны учений о бытии и познании, сформировались изощренный понятийный аппарат и новые стратегии логической аргументации, поэтому возможно и необходимо рассматривать философию Средних веков как продолжение античной философской традиции. Более того, подобное сближение религии и философии способно, как это демонстрирует история философии, порождать новые течения и идеи не только в Средние века. В отечественной традиции продуктивность такого диалога обнаруживают софиология, символизм, имяславие.

Ответ на вопрос о статусе средневековой мысли: «философия или не философия?» корректно может быть сформулирован следующим образом. «История философии не должна отказываться от того, чтобы диалектически включать в себя наиболее сознательные и продуманные выражения протеста против того принципа рационалистической абстракции, без которых философия обойтись не может» \ Несомненная правота этого высказывания С.С. Аверинцева, не позволяет считать его единственно возможным

1 Аверинцев С.С. «Наша философия» // София-Логос. Словарь. / Собр. соч. под ред. Н.П.. Аверинцевой и К.Б. Сигова. - Киев: ДУХ I Л1ТЕРА. 2006. С. 611.

основанием для включения философии Средних веков в историко-философский процесс в качестве полноправного «действующего лица».

Если иметь в виду, что суть философии составляет понятийность, а «понятие выступает в языковом облике термина, то есть ясно очерченного слова с однозначно отграниченным значением»2, то отказ средневековой мысли с ее богатейшим терминологическим аппаратом в историко -философской легитимации представляется неоправданным обеднением истории философии. «Не отдельные дефиниции понятий обладают каждая своей самостоятельной философской легитимацией, а всегда лишь собранное единство мысли, и только оно, обосновывает единство понятий в его функции»3. В таком контексте актуальность диссертационного исследования заключается:

во-первых, в том, чтобы в массиве богословско-философских сочинений IV - VII вв. обнаружить понятие, обеспечивающее, по слову Г.Г. Гадамера «собранное единство мысли» для определенного исторического периода.

во-вторых, аргументировать привилегированность выбранного понятия, которая может означать, помимо частотности употребления, его «дальнодействие»: способность как сохранять смыслы, накопленные предшествующей традицией, так и преобразовывать их с целью обновления философского языка.

в-третьих, продемонстрировать, каким образом в процессе взаимодействий и взаимообменов религии и философии это «корневое» понятие путем взаимных отражений с другими понятиями создает целостный философский контекст, ясно отличимый от институциональных богословских мыслительных практик. Это необходимо для того, чтобы

Гадамер Г-.Г. История понятий как философия // Г -.Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. М. Искусство. 1991. С. 34.

3 Там же. С. 31.

обнаружить пути перерастания такого понятия в учение, определяющее философский статус средневековой византийской мысли.

Для средневековой византийской мысли таким понятием является энергия (еуеруега). Именно оно позволяет философии, оставаясь «служанкой богословия», развиваться и прирастать новыми смыслами. По справедливому замечанию современного исследователя «нерешенность ключевой и фундаментальной проблемы понятия энергии»4 не позволяет раскрыть философский аспект византийской богословской мысли и проблематизирует само существование философии в Византии IV - VII вв. Преимущество понятия энергии, перед понятиями силы или сущности, связано с особенностями культурного кода византийской цивилизации: «Осмысление иерархии взаимоотношений Бога, мира и человека в византийском мире, происходило не по принципу их противопоставления, а по принципу сближения, проникновения их друг в друга»5.

Философская интерпретация такого сближения возможна лишь посредством многозначного и диалектически подвижного понятия. Это понятие должно стать принципом согласования взаимоисключающих характеристик горнего и дольнего миров: конечности и бесконечности, временности и вечности, производящей мощи сущности и рассеивающегося в феноменах существования и т.д. Так, еуеруега как корневое понятие «сшивает» имманентный и трансцендентный планы бытия. При этом сохраняется ее «классический Аристотелев смысл: - это актуализация потенций сущего, причем именно - сам процесс, движение, деятельность актуализации, а не ее результат»6. Энергийный образ мира и человека, который формируется в византийской философии ^-УП вв. пронизан

4 Хоружий С.С. Богословие-исихазм-антропология. // Вестник Русской Христианской Гуманитарной академии. Т. 10. Вып. 4. СПб. 2009. С. 61.

5 Исаева В.В. Синергийность мировосприятия византийцев как культурообразующий фактор. // Вестник славянских культур. - М. 2011. - №2. Т. 20. С. 5.

6 Хоружий С.С. Аналитический словарь исихастской антропологии // Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия / научный сборник под общ. ред. С.С. Хоружего. М.: ДИ-ДИК, 1995. С. 54.

разнонаправленными, но взаимосвязанными действиями, создающими со -гласие и со-строенность несходных энергий.

Историко-философская реконструкция тем и проблем средневековой византийской мысли, исходящая из понятия энергии, не может не затронуть сходство и различие смыслового диапазона термина еуеруега у Аристотеля, неоплатоников и христианских учителей. В свою очередь, терминологические нюансы, разделяющие досконально исследованную позицию каппадокийских отцов церкви от недостаточно хорошо изученных учений мыслителей гетеродоксального направления ^^ вв., позволяют по-новому представить формирование «энергийных» концепций столпов византийской мысли Ш-УП вв. - Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника. Различие объяснительных стратегий таинственного автора Ареопагитик и блестящего полемиста, вождя нравственно -аскетического направления в православии Максима Исповедника демонстрирует перелом в византийской богословско-философской мысли в ее движении от Платона к Аристотелю.

Пансимволизм Дионисия, его богатейшая световая символика, живо напоминающая о неоплатонических истоках его философии, заменяется сложнейшим категориальным аппаратом аристотелевского типа у Максима Исповедника. Победа «акривологии», т.е. поиска строгих, точных, логически непогрешимых выводов из заданных верой посылок над мистически окрашенным символизмом была связана с историческим и культурным контекстом развития Византийской (ромейской) цивилизации. «Парадоксально, что вера нуждалась в логическом оснащении именно постольку, поскольку была авторитарной: на «принудительность» логики возлагались те же функции, что и на государственные возможности принуждения, на мощь «благоверной» державы» . Эта победа имела ряд

7 Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. / Собр. соч. под ред. Н.П.. Аверинцевой и К.Б. Сигова. - К.: ДУХ I ЛГГЕРА. 2006. С. 140.

важных следствий. Эстетический компонент мысли Дионисия Ареопагита, как результат растворенности понятийной основы мышления в пышном сакрально-энергийном символизме, вытесняется энергийно -мотивационной этикой, тончайшей антропологией и теорией волевого акта у Максима Исповедника. Понятие энергии при этом сохраняет свои доминирующие позиции и философский смысл, отсылая к фундаментальным вопросам онтологии и гносеологии, что было продемонстрировано в данной работе.

Степень разработанности проблемы

Основной источниковедческой базой диссертационного исследования является корпус текстов насыщенного периода истории византийской мысли IV-VII вв. н.э., отмеченного противостоянием языческих последователей неоплатонизма (Плотина, Порфирия, Прокла, Ямвлиха) и христианских богословов как ортодоксального (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), так и гетеродоксального (Маркелл Анкирский, Евномий, Немесий Эмесский, Леонтий Византийский, Иоанн Филопон) направлений. Для раскрытия темы диссертационного исследования важно было учесть влияния античных идей, прослеживающихся у Евагрия Понтийского и в загадочной книге Святого Иерофея, на сирийскую аскетическую традицию. Эти сочинения в свою очередь повлияли на сюжеты ареопагитического корпуса и на мысль Максима Исповедника. Исследование выполнялось по переводам, сделанным с греческих оригиналов Г.И. Беневичем и

Д.С.Бирюковым8, Ф.С. Владимирским9, Г.М. Прохоровым10, А.И.

11 12 Сидоровым , а так же А.М. Шуфриным .

8 Антология восточно-христианской богословской мысли. Том I. -II. / Под науч. ред. Г.И. Беневича и Д.С. Бирюкова, сост. Г.И. Беневич. - М.- СПб.: Никея, 2008.

9 Немезий Эмесский. О природе человека. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2011.

10 Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений с приложением толкований преп. Максима Исповедника. - СПб.: Изд. Олега Абышко, 2006.

11 Преп. Максим Исповедник. Избранные творения. - М.: Паломник, 2004.

12 Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. / Сост. Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков, Шуфрин А.М. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

Всплеск интереса к византийскому наследию в целом, и к понятию энергии в частности, на рубеже ХХ-ХХ вв. связан с рядом факторов. Во -первых, заново осмысливается наследие православных богословов -создателей «паламитского синтеза» - И. Мейендорфа, Г. Флоровского, В.

13

Лосского, Арх. К. Керна . Под их влиянием возникло инициированное С.С. Хоружим междисциплинарное направление исследований - синергийная антропология. В рамках этого направления интерес фокусируется на наследии традиции исихазма, в частности, на фигуре крупного византийского богослова и философа - Григория Паламы (XIV век)14. Во-вторых, появилось первое интегральное исследование византийской богословско-философской традиции - принципиальная для данного исследования «История византийской философии» В.М. Лурье15. Не менее важными вехами стали -курс лекций «Энергия», прочитанный известным философом В.В Бибихиным16, и перевод работы «Аристотель на Востоке и Западе: метафизика и разделение христианского мира» (2012) американского исследователя Д. Брэдшоу17. В перечисленных работах была задана новая перспектива изучения истории средневековой византийской философии сквозь призму понятия энергии.

13 Прот. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - Клин: Патриарший издательско-полиграфический центр, 2001. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. - Париж: 1931. Москва: Паломник, 1992 (2-е изд.). Прот. Флоровский Г. Византийские отцы V-VIII вв. - Минск, изд. Белорус. Экзархата: 2006. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М.: Центр «СЭИ», 1991. Лосский В. Богословие и боговидение. - М.: Издание Свято -Владимирского Братства, 2000. Проф. Aрхимaндрит Киприан (Керн). Золотой век Свято -Отеческой письменности. - М.: 1995.

14 Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Aскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. I Науч. сб. под общей редакцией Хоружего С.С. М.: 1995.

15 Лурье В.М. История византийской философии. - СПб.: Axioma, 2006.

16 Бибихин В.В. Энергия. М.: - Институт философии, теологии и истории св. Фомы. 2010.

17 Брэдшоу Д. Aристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира. М.: Языки славянских культур, 2012. См. Bradshaw D. The Concept of the Divine Energies. I Divine Essence and Divine Energies. Ecumenical Reflections on the Presence of God in Eastern Orthodoxy. Edited by C. Athanasopoulos & C. Schneider. Cambridge. 2013.

Общую стратегию анализа философской составляющей в византийском

богословии задали исследования С.С. Аверинцева, Г. Коциянчича и Ж.-Л.

18

Мариона, Х. Яннараса .

Реконструкция учения об энергии в контексте гетеродоксального направления византийской богословско-философской мысли была проведена с опорой на работы таких отечественных исследователей патристической философии, как Бирюков Д.С., Светлов Р.В., Шмонин Д.В.19 Привлекались также работы современных зарубежных исследователей данной проблематики: А.Х. Армстронга, М. Барнса, А. Касидея К.Н. Жильса, Ю. Константиновски20.

Наследие Дионисия Ареопагита традиционно находится в фокусе исследовательского внимания отечественной и зарубежной истории

философии. В диссертации использованы как, ставшие уже классическими

21

исследования В.В. Бычкова, А.Ф. Лосева, Ш.И. Ницубидзе, Э. Хонигмана , так и современные подходы к энергийной составляющей учения автора

Ареопагитик, предложенные Д.С. Бирюковым, Н.Г. Николаевой, В.В.

22

Петровым, Н. Расселом, К.М. Стэнгом, С.К. Веэр, Дж. Диллоном .

18 Аверинцев С.С. «Наша философия» // София-Логос. Словарь. / Собр. соч. под ред. Н.П.. Аверинцевой и К.Б. Сигова. - Киев: ДУХ I Л1ТЕРА. 2006. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб.: Азбука-Классика. Серия: Academia, 2004. Коциянчич Г. Введение в христианскую философию. - СПб.: Алетейя; ТО «Ступени», 2009. Марион Ж.-Л. Идол и дистанция // Символ. - 2009. - №56. - Париж; Москва.

19 Бирюков Д.С. Арий. // Антология восточно -христианской богословской мысли. Том 1. М. - СПб. 2009. Бирюков Д.С. Представления о природе языка в арианских спорах и их историко-философский бэкграунд: Евномий и Свт. Василий Кесарийский. // Вестник РХГА. - 2007. - №2. Том 8. - С.92 - 106. Светлов Р.В. Трудолюбивый Ориген. // Ориген. О Началах СПб. 2007. Шмонин Д.В. Введение в средневековую

философию. Патристика. Издательство СПбГУ. Издательство РХГА. 2008.

20

Armstrong A.H. The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. - Cambridge: 1970. Barnes M. Eunomius of Cizicus and Gregory of Nyssa: Two traditions of Transcendental Causality. [Электр. ресурс]. - URL: http://ru.scribd.eom/doc/125924958/Eunomius-of-Cyzicus-and-Gregory-of-Nyssa#scribd (дата обращения: 03.03.15). Casiday A. Reconstructing the Theology of Evagrius Ponticus. - Cambridge: 2013. Giles K.N. The Eternal Generation of the Son. Maintaining Orthodoxy in Trinitarian Theology. - (IVP Academic). 2012. Konstantinovsky Julia S. Evagrius Ponticus. The Making of a Gnostic. -Cornwall: 2009.

21 Бычков В.В. На подступах к эстетическому сознанию автора «Ареопагитик».// Вестник славянских культур. - 2010. - №3. Том 17. С. 5 - 25. Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. - М.: Мысль,1994. Ницубидзе Ш.И. Петр Ивер и античное философское наследие (проблемы Ареопагитик). - Тбилиси: 1963. Хонигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси: 1955.

22 Бирюков Д.С. Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит.// Государство Религия Церковь в России и за рубежом. - 2014. - № 3(32). - С. 303 - 324. Николаева Н.Г.

Не менее интенсивно развивается современное максимоведение. Существенную роль в этом развитии сыграло переиздание вышедших в

23

начале XX в. классических исследований С.П. Епифановича и И.А. Орлова .

Среди работ, посвященных различным сторонам творчества Максима Исповедника, необходимо выделить сочинения Г.И. Беневича, В.М. Живова,

24

Г.Ю. Каптена, В.В. Петрова, А. Сидорова . Внимания заслуживают работы зарубежных максимоведов: У. фон Бальтазара, Е. Мура, К. Панайотиса, П. Шервуда, Л. Тунберга25.

Предмет и объект диссертационного исследования

Объектом диссертационного исследования является византийская философия вв., а предметом - формирование элементов учения об

энергии в гетеродоксальном направлении византийской философско-богословской мысли, с их последующим оформлением в целостное учение об энергии в философско-богословской мысли Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника.

Представление о мире и языке в Ареопагитиках // Вестник ВГУ. - 2006. - №2. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. - С.44-49. Петров В.В. «Реальный» символ в неоплатонизме и христианской традиции (в Ареопагитском корпусе и у Карла Ранера).// Вестник ПСТГУ. - 2010. - №31.Серия 1. Богословие. Философия. - С.36 - 52. Russel N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. -Oxford: 2004. Stang C.M. Dionysius, Paul and The Significance of the Pseudonym. // Philosophy Journal. - 2015. -Vol. 8 № 2. - Р. 56-75. Wear S.K & Dillon J. Dionysius the Areopagite and the Neoplatonist Tradition. Despoiling the Hellens. - Cornwall: 2007.

23 Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. - М.: Мартис, 1996. Орлов И.А. Труды Св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. Историко-догматическое исследование. - Краснодар: Текст, 2010.

24 Беневич Г.И. Триадология прп. Максима и «Тритеизм».// Истина и диалог. Труды международной научной конференции Санкт-Петербург, 29-31 мая 2008.- СПб.: - 2008. - С. 130 -147. Живов В.М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа. [Электр. ресурс]. - URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=800 (дата обращения: 29.10.2015). Каптен Г.Ю. Заметки по гносеологии Св. Максима Исповедника. // Вестник РХГА. - 2007. - №1. Том 8. С. 18 - 26. Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. - М.: ИФ РАН, 2007. Сидоров А. Преподобный Максим Исповедник в дискуссии Востока и Запада. - [Электр. ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/prepodobnyj-maksim-ispovednik-v-diskussijah-vostoka-i-zapada/ (дата обращения: 11.10.2014).

25 Balthasar U.H. von Cosmic Liturgy // The Universe According to Maximus the Confessor (1961) / Trans.by B. E. Daley. - San Francisco. Ignatius Press: 2003. Moor E. The Christian Neoplatonism of St. Maximus the Confessor. // Quodlibet Journal. - 2004. - Vol. С-6. №3. [Электр. ресурс]. - URL: http://www.quodlibet.net/articles/moore-maximus.shtml (дата обращения: 04.03.15). Панайотис К. Хр. Преп. Максим Исповедник о бесконечности человека. [Электр. ресурс]. - URL: http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/pchristou-prepmaximisp.htm (дата обращения: 17.05.2015). Sherwood P. The Earlier Ambigua of Saint Maximus the Confessor and his Refutation of Origenism Studia Anselmiana. - Roma: 1955. Thunberg L. Microcosm and Mediator // The theological anthropology of Maximus the Confessor. - Lund: 1965.

Цель и задачи диссертационного исследования

Целью работы является анализ этапов формирования учения об энергии в византийской философско-богословской мысли IV - VII вв., с выявлением новых смысловых контекстов понятия энергии, возникающих в процессе взаимодействия с понятиями силы, сущности, движения, логоса и воли, у учителей - гетеродоксов, Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника.

Реализации указанной цели служит решение следующих задач:

1. Реконструировать аристотелевский и неоплатонический контексты употребления понятия энергии и описать направления их трансформации в византийской философско -богословской мысли ГУ-Ш вв.;

2. Выявить элементы учения об энергии в наследии учителей -гетеродоксов ГУ-^У1 вв. и представителей сирийской аскетической традиции ^^ вв.;

3. Проанализировать связь энергии и движения в учении Дионисия Ареопагита о небесной иерархии и описать онтологический и гносеологический аспекты свойства трансэнергийности;

4. Обосновать энергийный характер ономатологии и эстетики Дионисия Ареопагита как результат «сакрально-литургического типа символизации»;

5. Охарактеризовать логосы как универсальные энергийно-динамические основания бытия и принципы действительного знания в онтологии и гносеологии Максима Исповедника;

6. Раскрыть антропологический аспект понятия энергии и выявить мотивационно-энергийную составляющую в этике Максима Исповедника.

Новизна диссертационного исследования

1. Проанализированы этапы формирования учения об энергии в византийской философско -богословской мысли IV - VII вв. и аргументирован вывод о том, что svspysia как многозначное и диалектически подвижное понятие, взаимодействуя с понятиями движения (Kivn^i^), силы (Suva^i^), цели (xsXo^), природы (сртзац) и воли (©s^n^a) образует целостный философский контекст, ясно отличимый от институциональных богословских мыслительных практик.

2. Уточнены новые, не известные античной философии контексты учения об энергии у учителей - гетеродоксов, Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника. Они связаны с необходимостью согласования библейского креационизма с аристотелевским учением о бытии как осуществляющем себя и неоплатонической концепцией эманации. К этим новым контекстам необходимо отнести разделение энергии на нетварную и тварную, идею о направлении движения энергии вовнутрь (ad intra) и вовне (ad extra) (Маркел Анкирский, Дионисий Ареопагит), отождествление энергии с «премудростью Божией» (Евагрий Понтийский и автор книги св. Иерофея), творческой способностью Бога (Иоанн Филопон) и логосами творения (Максим Исповедник).

3. Обоснована необходимость использования понятия «трансэнергийности» для характеристики смыслового обмена энергиями в учении Дионисия Ареопагита. Произведя важнейшее разделение божественной энергии на тварную и нетварную, автор Ареопагитик символически демонстрирует каким образом движением энергии Творца вовне (ad extra) образуется и поддерживается внутреннее движение энергий (ad intra) тварного мира как иерархической структуры. Онтологический аспект свойства трансэнергийности включает три вида движения энергий -круговое, движение по прямой и спиралевидное. Его гносеологический аспект «удваивает» эти виды движений посредством способности умов

12

передавать энергии очищения, просвещения и совершенствования по горизонтали (катафатически) и вертикали (апофатически). В точках пересечения катафатического и апофатического способов познания рождаются символы как выражения реальности ритуально-литургического таинства и имена - энергемы, отражающие законченный в какой-то мере процесс «схватывания» становления сущности, как результаты «сакрально -литургического типа символизации», основанного на синергии (оиуеру[а) нетварной и тварной энергий.

4. Предпринята попытка охарактеризовать учение Максима Исповедника как своеобразную версию энергийного экзистенциализма в средневековой византийской мысли. В гносеологии, онтологии, антропологии и этике мыслителя понятие энергии сохраняет изначальный аристотелевский смысл осмысленного движения или разумного действия. Однако, вписав его в понятийный ряд: Логос - логосы - тропос существования, Преп. Максим разворачивает целостное учение об энергии как движущей силе обновляющегося (обоживающегося) бытия. Это учение возникает как альтернатива эсхатологической концепции апокатастасиса (ало катаатаац) Оригена, которой следовали Евагрий Понтийский и Григорий Нисский. Благодаря отождествлению понятий энергии и энтелехии Максим Исповедник категориально обосновывает перспективу полной актуализации тварного бытия. В такой перспективе энергийный характер приобретает учение о человеке и свойственных ему «природном можении» и волевом избрании наилучшего. Экзистенциальные повороты воли человека от бытия через благобытие к присноблагобытию обеспечивают гармонию умозрения и аскетического делания, а этика приобретает энергийно-мотивационный характер.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость диссертации определяется актуальностью исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы как теоретический ресурс для дальнейших исследований по истории философии, богословия и культуры Средних веков.

Результаты диссертационного исследования могут применяться при разработке лекций, семинаров, специальных курсов по следующим философским дисциплинам: история философии, онтология и теория познания, этика, эстетика, история культуры Византии IV - VII вв.

Методологическая основа исследования

Историко-философская реконструкция учения об энергии в философско-богословской мысли IV - VII вв. осуществлялась с использованием методов философской герменевтики, таких как текстологический анализ и интерпретация текстов и метод привлечения релевантных контекстов. Для создания целостного охвата учения об энергии в исследуемый исторический период привлекались принципы структурного подхода: выделение значимых элементов учения об энергии и изучение отношений между ними. Последовательно осуществлялись также сравнение смыслового диапазона понятия энергии у мыслителей изучаемого периода и обобщение результатов этого сравнения для формулирования выводов.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Мыслители гетеродоксального (арианского) направления византийской философско-богословской мысли ГУ-Ш вв. разрабатывали намеченное Аристотелем троякое понимание энергии как 1) процесса становления в бытии связывающего возможность и цель, в метафизике; 2) смыслового движения осуществляющего себя сущего в физике; 3) разумного действия или деятельного проявления в этике. Контекст этих разработок

определялся намеченной неоплатонизмом проблемой «движения в Боге» и учением о нисходящей и восходящей эманациях.

2. В период тринитарных споров учителя-гетеродоксы разработали следующие новаторские онтологические элементы учения об энергии: идею о направлении движения ad intra и ad extra творящей и нетварной энергий (Маркелл Анкирский); трактовку божественной энергии как проявительного воления, противопоставленного неподвижной сущности Бога (Евномий); отождествление энергии с понятием «способности» в смысле творческой силы Бога, которая остается неизменной в акте творения (Иоанн Филопон). Разрабатываемое в рамках гетеродоксального гносиса учение о познании тесно связано с антропологией и мистически окрашенной аскетикой. Евагрий Понтийский и автор книги св. Иерофея, исходя из непознаваемости божественной сущности, отождествляли энергию с «премудростью Божией». «Сцепка» понятий энергии и воли, приобрела антропологическое измерение в учении о человеке Немесия из Эмесы, который определил энергию как разумное действие. Дальнейшая индивидуализация понятия энергии была осуществлена Леонтием Византийским, установившим взаимосвязь «индивидуальной природы» и энергии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Любохонская Оксана Валерьевна, 2016 год

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб.: Азбука Классика. Серия: Academia, 2004. - 480 с.

2. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. - Киев: Дух I Лгтера, 2006. - 912 с.

3. Адо П. Что такое античная философия? - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. - 188 с.

4. Аммоний Александрийский, Иоанн Филопон, Симпликий о «бесконечном»

- «беспредельном» - «неопределенном». Переводы фрагментов сочинений З.А. Барзаха под ред. Д.С.Бирюкова.// EINAI: Проблемы философии и теологии. №1 (001) 2012. СПб (ГУАП): 2012. [Электр. ресурс]. -URL:http://einai.ru/2012-01 -Philopon.html (дата обращения: 28.02.15)

5. Андрей Белый. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. -528 с.

6. Антология восточно -христианской богословской мысли. Том I. / Под науч. ред. Г.И. Беневича и Д.С. Бирюкова, сост. Г.И. Беневич. - М. - СПб.: Никея, 2008. - 672 с.

7. Антология восточно-христианской богословской мысли. Том II. / Под науч. ред. Г.И. Беневича и Д.С. Бирюкова, сост. Г.И. Беневич. - М. - СПб.: Никея, 2008. - 752 с.

8. Аристотель. Метафизика. // Аристотель. Соч.: в 4-х тт. Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - С. 63-368.

9. Аристотель. Физика. // Аристотель. Соч. Т.: в 4-х тт. 3. - М.: Мысль, 1981.

- С.59-440.

10. Аристотель. Никомахова этика. //Аристотель. Соч.: в 4-х тт. Т. 4. - М.: Мысль, 1984. - С.53-294.

11. Аристотель. Большая этика. //Аристотель. Соч.: в 4-х тт Т. 4. - М.: Мысль, 1984. - С.295-3744.

12. Аристотель. Метафизика. Переводы, комментарии, толкования. - СПб.: Алетейя, 2002. - 832 с.

13. Ахутин. А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. - М.: Наука, 1988. - 208 с.

14. Балл Хуго. Византийское христианство. - СПб.: Владимир Даль, 2008. -384 с.

15. Бальтазар Х.У. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. - М.: Истина и жизнь, 2001. - 274 с.

16. Беневич Г.И. Триадология прп. Максима и «Тритеизм».// Истина и диалог. Труды международной научной конференции Санкт-Петербург, 2931 мая 2008.- СПб.: - 2008. - С. 130 -147.

17. Беневич Г.И. Триадология и «движение Бога» в первой трудности к Фоме прп. Максима.// Вестник РХГА. - 2008. - №1.Том 9. - С. 252 - 264.

18. Берсенева Т.П. Синергия и синергетика: категория исихазма и современная наука. // Вестник Томского государственного университета. -2013. - №369. Философия, социология, политология. - С. 41-47.

19. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Языки славянских культур, 2002. -416 с.

20. Бибихин В.В. Энергия. М.: - Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. - 488 с.

21. Бирюков Д.С. Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит.// Государство Религия Церковь в России и за рубежом. - 2014. - № 3(32). - С. 303 - 324.

22. Бирюков Д.С. Неоплатоническая тетрада в контексте темы иерархии сущего в патристической мысли: Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин.// Государство Религия Церковь в России и за рубежом . - 2015. - №2(33). - С. 287 - 299.

23. Бирюков Д.С. Богословско-философские основания учения Ария.// Вестник РХГА. 2008. - №1. Том 9. - С. 265 - 280.

24. Бирюков Д.С. Представления о природе языка в арианских спорах и их историко-философский бэкграунд: Евномий и Свт. Василий Кесарийский. // Вестник РХГА. - 2007. - №2. Том 8. - С.92 - 106.

25. Блонский П.П. Философия Плотина (фрагменты из монографии).[Электр. ресурс].-URL:

http://mir.spbu.ru/index.php?option=com k2&view=item&id=587:rusplat 14 2. (дата обращения: 06.07.2015)

26. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира / А. Р. Фокин, А. И. Кыржелев, пер., А. Р. Фокин, отв. ред. М.: Языки славянских культур, 2012. - 384 с.

27. Бурлака Д.К. Мышление и откровение. СПб.: - Рус. Христиан. гуманитар. акад., 2007. - 448 с.

28. Дэли Б. Апокатастасис и «благое молчание в эсхатологии Максима Исповедника. [Электр. ресурс] - URL: http ://krotov. info/history/07/2/daley. html (дата обращения: 17.05.2015).

29. Бычков В.В. На подступах к эстетическому сознанию автора «Ареопагитик».// Вестник славянских культур. - 2010. - №3. Том 17. С. 5 -25.

30. Василий Великий. Опровержение Евномия. [Электр.ресурс] - URL: htt://ni-ka.com/ua/index.php?Lev=protivevn#niss1992 (дата обращения: 10.04.2014).

31. Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Т.1. - Минск: Харвест, 2000. - 832 с.

32. Григорий Нисский. К Авлавию о том, что не «три бога». [Электр. ресурс]. - URL: http://simvol-veri.ru/xp/grigoriie-nisskiie.-k-avlaviyu-o-tom-chto-ne-tri-boga.html (дата обращения: 09.12.14).

33. Свт. Григорий Нисский. Опровержения Евномия. [Электр. ресурс]. - URL: http://golden-ship.rU//knigi/1/grigoriy_nissky_0E5-12.htm#_Toc224047328 (дата обращения: 07.03.2014)

34. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. - СПб.: ГЛК, 2002. - 289 с.

35. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно -безмолствующих. - М.: Канон, 2005. - 384 с.

36. Давыденков О. свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. I-II. [Электронный ресурс] - URL: http://www. sedmitza.ru/lib/text/431669/ (дата обращения: 07.08.2014).

37. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. Источник знания. - М.: Индрик, 2002. - 416 с.

38. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений с приложением толкований Преп. Максима Исповедника. - СПб.: Изд. Олега Абышко, 2006. - 464 с.

39. Дионисий Ареопагит. - СПб.: Глаголъ, 1994. - 370 с.

40. Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. - СПб.: Глаголъ, 1997. - 188 с.

41. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. - М.: Мартис, 1996. - 220 с.

42. Живов В.М. Разыскания в области истории и предистории русской культуры. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 758 с.

43. Живов В.М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа. [Электр. ресурс]. - URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=800 (дата обращения: 29.10.2015)

44. Жильсон Э. Философия в Средние века. - М.: Республика, 2004. - 678 с.

45. Исаева В.В. Синергийность мировосприятия византийцев как культурообразующий фактор.// Вестник словянских культур. - 2011. - №2. Том 29. С. 5 - 12.

46. Каждан А.П. Византийская культура. - СПб.: Алетейя, 2006. - 284 с.

47. Каптен Г.Ю. Заметки по гносеологии Св. Максима Исповедника. // Вестник РХГА. - 2007. - №1. Том 8. С. 18 - 26.

48. Каптен Г.Ю. Учение преподобного Максима Исповедника о логосах в контексте учения об обожении. [Электр. ресурс]. - URL: http://old.spbda.ru/news/a-1066.html (дата обращения: 16.05.2015).

49. Карсавин Л.П. Святые Отцы и учителя Церкви. - М.: Издательство Московского государственного университета, 1994. - 178 с.

50. Карташев А.В. Вселенские соборы. [Электр. ресурс]. - URL: http://www.magister.msk.ru/library/bible/history/kartsh01.htm. (дата обращения: 07.08.2014).

51. Кассирер Э. Философия символических форм. Язык. Т. I. - М.-СПб.: Издательство «Университетская книга», 2002. - 272 с.

52. Архимандрит Киприан (Керн). Восхождение к Фаворскому свету. - М.: 2007. - 240 с.

53. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы М., 1996. [Электронный ресурс]. - URL: http ://anthropolo gy. rchgi. spb. ru/nemez/nemesiem. htm (дата обращения: 09.09.2014)

54. Проф. Архимандрит Киприан (Керн). Золотой век Свято -Отеческой письменности. - М.: 1995. - 107 с.

55. Архимандрит Киприан (Керн) Антропология Св. Григория Паламы. -Киев.: 2006. - 435 с.

56. Коплстон Фредерик. История философии в средние века. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 494 с.

57. Коциянчич Г. Введение в христианскую философию. - СПб.: Алетейя; ТО «Ступени», 2009. - 381 с.

58. Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник - посредник между Востоком и Западом. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. - 263 с.

59. Леонтий Византийский. Сборник Исследований. - М.: Империум Пресс, 2006. - 672 с.

60. Прот. Лескин Д. Метафизика слова и имени в русской религиозно-философской мысли. - СПб.: Изд. Олега Абышко, 2008. - 576 с.

61. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга 1. - М.: Искусство, 1992. - 656 с.

62. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. -М.: Искусство,1975. - 672 с.

63. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Книга I. - М.: Искусство, 1988. - 416 с.

64. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Том VI. [Электр. ресурс]. - URL: http ://www. psyoffice. ru/9/lo s e006/txt22. html (дата обращения: 05.07.2015).

65. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Том VII. [Электр. ресурс]. - URL: http://www.psyoffice.ru/9/lose007/txt72.html (дата обращения: 15.07.2015).

66. Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. - М.: Мысль,1994. - 920 с.

67. Лосский В. Богословие и боговидение. - М.: Издание Свято-Владимирского Братства, 2000. - 525 с.

68. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М.: Центр «СЭИ», 1991. - 289 с.

69. Лосский В.Н. По образу и подобию. / пер. с фр. В.А. Рещиковой. М.: 1995. [Электр. ресурс]. - URL: http ://www. plato nizm. ru/content/lo sskiy-vh-po-obrazu-i-podobiyu (дата обращения: 17.01.2015).

70. Лошаков Р.А. Различие и тождество в греческой средневековой онтологии. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та; Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2007. - 233 с.

71. Любохонская О.В. Аналитика экзистенциального у Серена Кьеркегора и Максима Исповедника. // Вестник ЛГУ им. Пушкина. - 2013. - Серия Философия. № 3. - С. 9 - 18.

72. Любохонская О.В. Энергийная ономатология Дионисия Ареопагита. // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. - 2014. - №2.Том 2. Философия. С. 14 - 22.

73. Святитель Лука (Войно-Яснецкий). Дух, душа, тело. - М.: ООО "Деоника", 2006. - 192 с.

74. Лурье В.М. История византийской философии. - СПб.: Äxioma, 2006. -553 с.

75. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2004. - 416 с.

76. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М.: Мысль, 1979. - 423 с.

77. Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. / Сост. Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков, Шуфрин А.М. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 564 с.

78. Преп. Максим Исповедник. Избранные творения. - М.: Паломник, 2004. -493 с.

79. Преподобный Максим Исповедник. O различных недоумениях у святых Дионисия и Григория (Амбигвы к Фоме). [Электр. ресурс] - URL: http:/lib.pravmir.ru/library/readbook/948 (дата обращения: 28.04.2015).

80. Мандзаридис Георгий. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. Серия: Теория и практика исихазма. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010. - 129 с.

81. Марион Ж.-Л. Идол и дистанция // Символ. - 2009. - №56. - Париж; Москва. - 292 с.

82. Прот. Мейендорф Иоанн. Введение в святоотеческое богословие. - Клин: Патриарший издательско -полиграфический центр, 2001. - 318 с.

83. Мельшиор-Бонне С. История зеркала. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 455 с.

84. Минин П. Мистицизм и его природа. - Киев: Пролог, 2003. - 148 с.

85. Мистицизм: теория и история. - М.: ИФРАН, 2008. - 203 с.

86. Немезий Эмесский. О природе человека. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2011. - 464 с.

87. Николаева Н.Г. Представление о мире и языке в Ареопагитиках. // Вестник ВГУ. - 2006. - №2. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. - С.44-49.

88. Ницубидзе Ш.И. Петр Ивер и античное философское наследие (проблемы Ареопагитик). - Тбилиси: 1963. - 490 с.

89. Ориген. О Началах. - СПб.: Амфора, 2007. - 458 с.

90.Орлов И.А. Труды Св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. Историко-догматическое исследование. - Краснодар: Текст, 2010. - 208 с.

91. Панайотис К. Хр. Преп. Максим Исповедник о бесконечности человека. [Электр. ресурс]. - URL: http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/pchristou-prepmaximisp.htm (дата обращения: 17.05.2015).

92.Паршин А.Н. Лестница отражений (от гносеологии к антропологии). // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 2005. - 438 с.

93. Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. - М.: ИФ РАН, 2007. - 200 с.

94. Петров В.В. Трансформация античной онтологии у Пс.-Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника. // XIX ежегодная богословская конференция ПСТГУ (ИФ РАН). - 2009. - Материалы. Том 1. С. 16-25.

95. Петров В.В. «Реальный» символ в неоплатонизме и христианской традиции (в Ареопагитском корпусе и у Карла Ранера).// Вестник ПСТГУ. -2010. - №31.Серия 1. Богословие. Философия. - С.36 - 52.

96. Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. - М.: Алетейя, 1995, 672 с.

97. Позов А. Основы древнецерковной антропологии I, II. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. - 1120 с.

98. Прокл. Первоосновы теологии. - М.: Издательская группа «Прогресс», VIA, 1993. - 319 с.

99. Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. - 738 с.

100. Рикардо Пинеро Морал. Эстетика и метафизика средневекового искусства: реальность воображаемых животных. // Verbum. - 2005. - Выпуск 8.Mediaevalia: идеи и образы средневековой культуры. С. 60 - 69.

101. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. - М.: КомКнига, 2006. - 1011 с.

102. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 231 с.

103. Сидаш Т.Г. Неоплатонизм и христианство. - [Электр. ресурс]. - URL: http://www.platonizm.ru/content/neoplatonizm-i-hristianstvo. (дата обращения: 06.07.2015)

104. Сидоров А. Преподобный Максим Исповедник в дискуссии Востока и Запада. - [Электр. ресурс]. - URL: http ://azbyka. ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/prepodobnyj -maksim-ispovednik-v-diskussijah-vostoka-i-zapada/ (дата обращения: 11.10.2014).

105. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. / Науч. сб. под общей редакцией Хоружего С.С. М.: 1995. - 368 с.

106. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Высшая школа Язык, 1979. - 448 с.

107. Умберто Э. Эволюция средневековой эстетики. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 288 с.

108. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. - Париж: 1931. Москва: Паломник, 1992 (2- е изд.) - 239 с.

109. Прот. Флоровский Г. Византийские отцы V-VIII вв. - Минск, изд. Белорус. Экзархата: 2006. - 335 с.

110. Хайдеггер М. Бытие и время. - СПб.: Наука, 2006. - 450 с.

111. Хонигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси: 1955.

112. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. // Синергийная антропология: концепция и метод (выдержки из основных текстов). [Электр. ресурс]. - URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2F synergia-isa.ru%2Flib%2Fdownload%2Fprop%2F6.doc&name=6.doc&lang=ru&c=5634d0 b98ef6 (дата обращения: 31.10.2015г.)

113. Хоружий С.С. Богословие-исихазм-антропология. Вестник РХГА. -2009. - № 4. Т. 10. - С. 57-70.

114. Цыпина Л.В. Наука незнания и мистическое умозрение. // Вестник РХГА. - 2007. - №1.Том 8. - С. 48 - 56.

115. Цыпина Л.В. Неоплатонический исток учения Николая Кузанского о сокрытом Боге. // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2009. - №3. Сер. Философия. Т.2. - С. 35 - 43.

116. Цыпина Л.В. Н.Кузанский и Г.В. Лейбниц о философском смысле метафоры зеркала. // Логико-философские штудии. - 2013. - Том11 (№ 3). -С. 46 - 60.

117. Шмонин Д.В. Введение в средневековую философию. Патристика. -СПб.: Издательство СПбГУ. Издательство РХГА, 2008. - 152 с.

118. Яннарас Х. Избранное: Личность и Эрос. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. - 480 с.

119. Яннарас Х. Хайдеггер и Ареопагит, или об отсутствии или непозноваемости Бога. [Электронный ресурс]. - URL: http://romanbook.ru/book/10707929/ (дата обращения 12.04.2016).

Зарубежная литература

1. Armstrong A.H. The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. - Cambridge: 1970. -712 р.

2. Barnes M. Eunomius of Cizicus and Gregory of Nyssa: Two traditions of Transcendental Causality. [Электр. ресурс]. - URL: http://ru.scribd.com/doc/125924958/Eunomius-of-Cyzicus-and-Gregory-of-Nyssa#scribd (дата обращения: 03.03.15).

3. Bradshaw D. The Concept of the Divine Energies. / Divine Essence and Divine Energies. Ecumenical Reflections on the Presence of God in Eastern Orthodoxy. Edited by C. Athanasopoulos & C. Schneider. - Cambridge: 2013. - P. 27-49.

4. Casiday A. Reconstructing the Theology of Evagrius Ponticus. - Cambridge: 2013. - 278 р.

5. Fries P.R. & Nersoyan T. Christ in East and West. - USA, Mercer University Press: 1987. - 223 р.

6. Frothingham A.L., Jr. Leyden. Stephen bar Sudaily. The Syrian Mistic and The Book Hierotheos. - Brill: 1886. - [Электр. ресурс]. URL: http ://menadoc. bibliothek. uni-halle. de/s s g/content/structure/615029. (дата обращения 07.04.2016).

7. Gregory of Nyssa: Contra Eunomium III. An English Translation with Commentary and Supporting Studies. Proceedings of the 12th international colloquium on Gregory of Nissa (Leuven, 14-17 September 2010) Edited by Johan Leemans & Matthieu Cassin - Brill: 2014. - 553p.

8. Balthasar U.H. von Cosmic Liturgy // The Universe According to Maximus the Confessor (1961) / Trans.by B. E. Daley. - San Francisco. Ignatius Press: 2003. -213 р.

9. J.van Rossum. The Xayoi of Creation and the Divine energies in Maximus the Confessor and Gregory Palamas. // Studia Patristica. - 1993. - Vol. 27. -P. 9-49.

10. Kenny A. A new History of Western Philosophy. Medieval Philosophy. Volume 2. - Oxford: 2005. - 353 р.

11. Giles K.N. The Eternal Generation of the Son. Maintaining Orthodoxy in Trinitarian Theology. - (IVP Academic). 2012. - 270 р.

12. Konstantinovsky Julia S. Evagrius Ponticus. The Making of a Gnostic. -Cornwall: 2009. - 217 р.

13. Lauritzen F. Pagan Energies in Maximus the Confessor: The Influence of Proclus on Ad Thomam 5. // Greek, Roman, and Byzantine Studies. - 2012. - Issue 52. - P. 226-239.

14. Leron Shults F. Reforming Theological Antropology. - Cambridge: 2003. -264 р.

15. Kardaun M. & Spruyt J. The Winged Chariot: Collected essays on Plato and Platonism in honour of L.M. de Rijk. - Leiden, Boston, Koln, Brill: 2000. - 330 р.

16. Michael C. Philoponus' Cosmology in the Arabic Tradition. [Электр. ресурс].

- URL: http://www.academia.edu/2950031/Philoponus Cosmology in the Arabic traditi on. (дата обращения: 28.02.2015).

17. Moor E. The Christian Neoplatonism of St. Maximus the Confessor. // Quodlibet Journal. - 2004. - Vol. С-6. №3. [Электр. ресурс]. - URL: http://www.quodlibet.net/articles/moore-maximus.shtml (дата обращения: 04.03.15).

18. Morris J.W. The Historic Church. An Orthodox View of Christian History. -USA: 2011. - 660 р.

19. Plott J.C. Global History of Philosophy. Vol. 5. - Delhi: 1993. - 408 p.

20. Russel N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. -Oxford: 2004. - 418 p.

21. Sherwood P. The Earlier Ambigua of Saint Maximus the Confessor and his Refutation of Origenism. Studia Anselmiana. - Roma: 1955. - 235 р.

22. Stang C.M. Dionysius, Paul and The Significance of the Pseudonym. // Philosophy Journal. - 2015. - Vol. 8 № 2. - Р. 56—75.

23. Thunberg L. Microcosm and Mediator // The theological anthropology of Maximus the Confessor. - Lund: 1965. - 488 р.

24. Torance A. & Zachuber J. Individuality in Late Antiquity. - Burlington: 2014.

- 193 р.

25. Wear S.K & Dillon J. Dionysius the Areopagite and the Neoplatonist Tradition. Despoiling the Hellens. - Cornwall: 2007. - 152 р.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.