Учение о логических парадоксах Т. Брадвардина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.07, кандидат наук Журавлева, Евгения Вячеславовна

  • Журавлева, Евгения Вячеславовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Калининград
  • Специальность ВАК РФ09.00.07
  • Количество страниц 210
Журавлева, Евгения Вячеславовна. Учение о логических парадоксах Т. Брадвардина: дис. кандидат наук: 09.00.07 - Логика. Калининград. 2013. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Журавлева, Евгения Вячеславовна

Содержание

Введение

Глава I. Истоки учения о логических парадоксах в средневековой логике

§1. «Логика новейших» как наиболее продуктивный этап средневековой

логики

§2. Античные корни учения о логических парадоксах

Глава II. Развитие схоластических представлений о логических

парадоксах

§1. Становление средневекового учения о логических парадоксах

§2. Основные средневековые подходы к решению логических

парадоксов

Глава III. Учение об инсолюбилиях, или логических парадоксах, Т.

Брадвардина

§1. Теоретические основания учения Т. Брадвардина об

инсолюбилиях

§2. Реконструкция учения об инсолюбилиях Т. Брадвардина

Заключение

Список литературы

197

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Логика», 09.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение о логических парадоксах Т. Брадвардина»

Введение

Актуальность темы исследования

Учение о неразрешимых предложениях, или инсолюбилиях, представленное в корпусе схоластических трактатов «De Insolubiliis» («Об инсолюбилиях»), является средневековым аналогом современной теории логических и семантических парадоксов. По этой причине исследование сочинения Томаса Брадвардина «Инсолюбилия, или О логических парадоксах» имеет не только историко-философское, но и логико-теоретическое значение. Обращение к схоластическим логико-семантическим концепциям, в том числе к учению Брадвардина об инсолюбилиях, обладает высоким эвристическим потенциалом и может послужить источником новых подходов к решению проблем, стоящих перед современной логикой, математикой и лингвистикой. Однако применение в науке идей схоластической логики осложнено в силу своеобразия терминологии, трудностей извлечения из отдельных концепций необходимой информации, зависимости от культурно-исторического контекста, а также необходимости работы с первоисточниками на латинском языке. Поэтому актуальными задачами становятся: (а) реконструкция основных этапов развития учения об инсолюбилиях в средневековой логике, (б) выявление возможных античных источников этого раздела средневековой логики, (в) реконструкция учения об инсолюбилиях Брадвардина, (г) прояснение специфики и степени оригинальности подхода Брадвардина на фоне других базовых подходов, предложенных в рамках «логики новейших» (lógica modernorum), (д) адаптация и включение подхода Брадвардина в современный круг исследований по логической семантике путем реконструкции учения Брадвардина в терминах современной логики.

Историко-логический аспект актуальности предлагаемой диссертации состоит также и в том, что особый подход Брадвардина позволяет преодолеть односторонность других способов разрешения логических парадоксов, характерных для средневековой логики в целом. Вместе с тем историко-логический аспект анализа учения о неразрешимых предложениях, предложенного Брадвардином, позволяет подготовить основания для дальнейшего анализа брадвардиновского подхода с теоретико-логической точки зрения, применительно к современным проблемам логических и семантических парадоксов.

Трактат «Инсолюбилия, или О логических парадоксах» Брадвардина в современном издании стал доступным широкому читателю на английском и латинском языке лишь в 2010 г., благодаря переводу-билингве, подготовленному видным британским логиком Ст. Ридом1. В отечественной литературе имя Брадвардина обычно связывается с отдельными естественнонаучными темами, поскольку он был автором таких влиятельных на средневековом Западе трактатов, как «О континууме», «Спекулятивная арифметика», «О пропорциях скоростей движений», «Умозрительная геометрия». По этим причинам учение об инсолюбилиях как в отечественной, так и зарубежной логике остается еще во многом не ясным.

В рамках истории логики в ракурсе средневековых учений об инсолюбилиях в отечественной литературе имя Брадвардина употребляется лишь в статусе упоминания во многом вследствие того, что и сами средневековые инсолюбилии не слишком хорошо известны отечественному исследователю. В частности, именно в силу практически полной неизвестности имени Брадвардина в отечественной логической литературе, и недооцененности его подхода к решению логических и семантических парадоксов, выбор пал

1 Опубликовано под ред. Ст. Рида в 2010 г. Bradwardine Т. Insolubilia / Introduction, English Translation (bilingual) and Notes by St.Read. Dallas Medieval Text and Translation. Paris ; Leuven ; Walpole, 2010.

именно на эту персоналию. В зарубежной исследовательской литературе сразу после публикации современного издания трактата «Инсолюбилия» наблюдается всплеск интереса к анализу подхода Брадвардина к логическим парадоксам.

Степень разработанности темы исследования

В последние десятилетия интерес отечественных логиков к средневековому логическому наследию заметно вырос. Весомые результаты были получены В.И. Маркиным и его учениками в области реконструкции силлогистики У. Оккама, Л.Г. Тоноян в исследовании логического наследия Боэция, Апулея, Цицерона и др., Е.Г. Драгалиной-Черной и ее коллективом - в области изучения софистики Средневековья и т.д. Результаты, полученные научным руководителем диссертанта - E.H. Лисанюк, стоят в этом же ряду и представляют собой работы, посвященные реконструкции и анализу разнообразных учений средневековой «логики новейших», в частности, воссозданию учения о суппозициях, консеквенциях, логического диспута с предписаниями и т.д. Достижения отечественных исследователей в области изучения средневековых логических идей, имеющие отношение к теме диссертации, учитываются в данной работе и отражены в списке литературы.

Вместе с тем, в отечественной науке практически полностью отсутствуют исследования, посвященные схоластическому жанру инсолюбилий и сочинению «Insolubilia» Брадвардина в частности. Единственным историко-логическим источником, в котором обсуждаются средневековые инсолюбилии, является труд Н.И. Стяжкина «Формирование математической логики»2. Однако на деле оказывается, что автор обходится преимущественно составлением списков средневековых формулировок Лжеца, часто - неоригинальных и измененных по форме (хотя и без ущерба содержанию). Несмотря на то, что Н.И. Стяжкин выделяет некоторые средневековые подходы к решению инсолюбилий, они, тем

2 Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. - М.: Наука, 1967. С. 167-180. - 509 с.

не менее, не получают должного разъяснения. Более того, выделяемые Н.И. Стяжкиным подходы (рестрикционизм, кассационизм, солюционизм) не исчерпывают всего многообразия средневековых направлений. В целом, работа Н.И. Стяжкина оказывается полезной для «первичного» знакомства с инсолюбилиями, но, вместе с тем, нуждается в серьезных уточнениях.

Существует достаточное количество работ, в которых рассматриваются натурфилософские идеи Брадвардина, в частности, статьи и монографии В.П. Зубова3, В.П. Гайденко и Г.А. Смирнова4, А.П. Юшкевича5 и пр. Однако, учение об инсолюбилиях, предложенное Брадвардином, в указанных работах не анализируется.

В западной истории логики исследование корпуса трактатов «Бе ГшоЫЬПш» было начато П.В. Спейдом6 в 1975 г. и продолжается до настоящего момента. Подход Брадвардина, изложенный в трактате «Инсолюбилия, или О логических парадоксах», также упоминается в издании П.В. Спейда 1975 г., однако реконструкция идей Брадвардина, предложенная этим британским исследователем, носит фрагментарный характер. Поиск и идентификацию тринадцати сохранившихся до сегодняшнего дня версий манускриптов «Инсолюбилии», а также историко-логическую реконструкцию (с элементами логико-теоретического истолкования) подхода Брадвардина впервые

1 Зубов В П Н Орем о соизмеримости или несоизмеримости движений неба Трактат Брадвардина «О

континууме» / В П Зубов - М УРСС, 2004 - 160 с

4 Гайденко В П , Смирнов Г А Западноевропейская наука в средние века общие принципы и учение о

движении - М Наука, 1989 - 352 с - (Библиотека всемирной истории естествознания) (Далее - Гайденко, Смирнов западноевр наука в ср в С )

1 История математики с древнейших времен до начала XIX столетия В трех томах T 1 С древнейших времен до начала Нового времени / под ред А П Юшкевича М Наука. 1970 -352 с

6 Spade Р V The Mediaeval Liar A Catalogue of the Insolubilia-Literature Subsidia Mediaevalia Pontifical institute of Medieval Studies - Toronto, 1975 - 137 p (Далее - Catalogue P )

п

осуществил британский логик Ст. Рид в 2010 г.' Именно на основе издания Ст. Рида и осуществляется данный диссертационный проект.

Цели и задачи

Цель диссертации состоит в исследовании формальных оснований учения Томаса Брадвардина о логических парадоксах и в уточнении особенностей его подхода к их решению в контексте других схоластических учений.

Исследование средневекового учения о логических парадоксах Томаса Брадвардина предполагает решение следующих задач:

1. выявление особенностей средневековой логики, важных для понимания особенностей учения Брадвардина;

2. поиск возможных античных источников средневекового учения о парадоксах в логике;

3. реконструкция основных подходов к решению логических парадоксов с конца XII по XIV вв.;

4. реконструкция и анализ подхода Томаса Брадвардина к решению логических парадоксов; определение степени оригинальности учения Брадвардина на фоне схоластической традиции твокИэШа.

Научная новизна

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена историко-научным, формально-логическим, теоретико-методологическим факторами.

Историко-научный фактор состоит в том, что исследование указанной проблемы осуществляется в отечественной научной мысли впервые. Не имеется на русском языке и публикаций о средневековых подходах к решению

7 Bradwardine Т. Insolubilia / Introduction, English Translation (bilingual) and Notes by St.Read. Dallas Medieval Text and Translation. Paris ; Leuven ; Walpole, 2010 (Далее - Insolubilia. P.).

логических парадоксов, равно как о самом схоластическом жанре неразрешимых предложений (или инсолюбилий), нет и переводов соответствующих трактатов на русский язык. Переводы на другие современные языки носят единичный характер. Воссоздание концепции Брадвардина в контексте развития жанра инсолюбилий в целом в средневековой «логике новейших» восполняет пробел в отечественном историко-логическом знании, точнее - в отечественной истории средневековой западно-европейской логики. Вместе с тем, данный диссертационный проект представляет новый взгляд на идеи Брадвардина, не сводящийся к тенденциям, заданным британскими исследователями (Ст. Рид, К. Дутил-Новаэс).

Формально-логическая новизна исследования состоит в том, что реконструкция подхода Брадвардина подготавливает почву для дальнейших исследований решения Брадвардина в контексте современной логической семантики, в частности, в области логико-лингвистических исследований и изучения различных аспектов разрешения логических парадоксов.

Теоретико-методологическая новизна поставленных задач связана со спецификой подхода Брадвардина к решению логических парадоксов, который оказывается оригинальным как на фоне схоластической традиции, так и с позиций современной логики.

Методология и методы исследования

На сегодняшний день существует три подхода к изучению средневекового логического наследия:

(1) Историко-лингвистический подход, направленный на поиск,

идентификацию и расшифровку манускриптов (Ф. Бёнер, М. Грабманн, Э.

Муди). Результатом данной деятельности является публикация

восстановленного, исправленного и дополненного трактата на латинском языке того или иного средневекового мыслителя.

(2) Историко-логический подход, направленный на изучение средневековых логических учений в рамках собственно средневековой парадигмы (Ф. Бёнер, М. Грабманн, Э. Муди, П.В. Спейд, E.H. Лисанюк, Л.Г. Тоноян). Цель указанного подхода - в выявлении степеней влияния подходов схоластических ученых, в определении списка базовых тем, рубрик и пр. в рамках системы средневековой логики. Практическим результатом применения историко-логического подхода обычно становится издание перевода латинского текста того или иного автора с академическим комментарием. В рамках подхода (2) обычно различают:

(2.1) подход, направленный на анализ и реконструкцию становления того или иного учения, понятия; к примеру, отслеживание развития учения о суппозициях с конца XII по рубеж XIV-XV вв.;

(2.2) подход, направленный на анализ и реконструкцию становления мысли в рамках того или иного жанра; к примеру систематизация и анализ средневековых комментариев к «Софистическим опровержениям» Аристотеля.

(3) Логико-теоретический подход, направленный на (а) выявление концептуального содержания средневековых логических учений с целью последующей их реконструкции в терминах современных теорий; (б) оценку эвристического потенциала схоластического наследия для современного логико-семантического знания. На практике данный подход обычно сводится к попытке установления соответствия между современными и средневековыми блоками логического знания (К. Дутил-Новаэс, Ст. Рид, В.И. Маркин, E.H. Лисанюк).

Понятно, что (1)-(3) не являются взаимоисключающими, более того, синтез указанных подходов (1)-(3) являлся бы идеальным вариантом оценки средневекового логического наследия как в рамках собственно средневековой парадигмы, так и относительно современного состояния дел в логике. Но на деле осуществить синтез подходов оказывается непросто, в частности, в силу того, что (1)-(3) в большей или меньшей степени требуют узкоспециализированных исторических, логических, а также же лингвистических знаний и палеографических навыков. Подход (3) обычно сталкивается с тем, что средневековые логические учения оказываются чрезвычайно «устойчивыми» к попыткам их адаптации в современную форму. Кроме того, всякая историческая реконструкция учений, созданных в рамках средневековой парадигмы, навсегда остается лишь интерпретацией с позиций исследователя, принадлежащего к принципиально иной парадигме. Совершенно ясным оказывается и то, что для осуществления подхода (3) необходимо прежде осуществить историко-логическую реконструкцию в смысле (2).

В диссертации преимущественно использован историко-логический подход, причем подавляющая его часть - в смысле (2.1) - исторической реконструкции учения об инсолюбилиях в период с конца XII в. по конец XIV вв. Элементы жанрового подхода в смысле (2.2) также принимаются, однако в меньшей степени. В диссертации используются и элементы логико-теоретического подхода типа (3), в частности, применительно в Главе III, §2. В силу отсутствия современных изданий некоторых средневековых трактатов, был использован и историко-лингвистический подход (1).

Положения, выносимые на защиту

1. Инсолюбилия - жанр средневековой «логики новейших» Х11-Х1У (XV) вв.,

в рамках которого разрабатывалась специфическая методика разрешения

логических парадоксов; основное внимание в этом жанре схоласты уделяли парадоксам типа Лжеца.

2. Средневековое учение о логических парадоксах проходит четыре основных этапа в своем развитии:

(1) этап зарождения учения об инсолюбилиях: с начала XII в. по 1320-е гг.: от первых упоминаний до первых формулировок решений;

(2) этап зрелых подходов: с 1320-х по примерно 1350-е гг. - появление оригинальных подходов к решению парадоксов;

(3) поздний период: с 1350-х и до конца Средневековья (XV в.) -период освоения ключевых подходов к решению парадоксов в рамках средневековой логики;

(4) этап разложения: XV в. и далее - период, выходящий за рамки Средневековья, и характеризующийся затуханием интереса к учению об инсолюбилиях.

3. Особенность диктистской позиции Брадвардина состоит в признании инсолюбилий в качестве корректным образом сформулированных высказываний, а не выражений, лишенных смысла; причем инсолюбилии, равно как и все другие высказывания, обозначают особую сущность -диктум (dictum), являющуюся смысловым значением, т.е. суждением, которое выражается в высказывании, и именно диктум является носителем истинностного значения (денотата).

4. Особенность идей Брадвардина на фоне других схоластических подходов состоит в том, что определение значений высказывания, как смысловых (диктумов), так и истинностных (денотатов), осуществляется через суппозиции. Брадвардин трактует суппозиции не как свойства терминов, но как свойства высказываний, т.е. не в терминистском, но диктистском ключе, и применяет некоторые типы суппозиций в качестве алгоритмов операции взятия следствий из высказываний. Истинностное значение

(денотат) исходного высказывания Брадвардин определяет на основе совокупности значений высказываний-суппозитов, выведенных под исходным, в соответствии с типом суппозиции этого исходного. Совокупность полученных через суппозицию единичных высказываний задает одновременно и смысловое и истинностное значение исходному высказыванию, поэтому исходное высказывание может быть многозначным по смыслу. Семантический плюрализм и составляет суть брадвардиновского подхода к решению логических парадоксов. Апробация результатов

Основные результаты, полученные в процессе работы над диссертацией, были обсуждены на следующих конференциях и семинарах:

1. Международная научная конференция «Седьмые Смирновские чтения по логике» (Москва, 22 - 24 июня 2011 г).

2. Международная школа-конференция «Нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Запада от св. Ансельма до Исаака Ньютона» (Москва, 5-8 сентября 2011 г. Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с культурным центром «Покровские ворота»).

3. Всероссийский научный семинар «Модели рассуждений 6: теории и технологии аргументации. Памяти профессора В.Н. Брюшинкина» (молодежная секция) (Светлогорск, 4-6 октября, 2012 г.).

4. Международная научная конференция «Восьмые Смирновские чтения по логике» (Москва, 19-21 июня 2013 г).

Основные результаты, полученные в процессе работы над диссертацией, были зафиксированы в следующих публикациях:

1. Журавлева E.B. Сравнительный анализ логико-семантических концепций У. Оккама и Г. Фреге // Вестник ЛГУ им. A.C. Пушкина. - Сер. Философия. - СПб, 2011. - Т. 2, №4. - С. 182-192. - 292 с. (Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук).

2. Журавлева Е.В. Инсолюбилия Томаса Брадвардина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2012. - Вып. 6. -С. 46-55. - 169 с. (Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук).

3. Журавлева Е.В. Томас Брадвардин о типах логических парадоксов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. -Вып. 6. - С. 15-23. - 164 с. (Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук).

4. Подготовлен русский перевод избранных глав «Инсолюбилии, или О логических парадоксах» Брадвардина (оснащен академическим комментарием) Е.В. Журавлевой совместно с E.H. Лисанюк (к.ф.н, доц., СПбГУ) (ожидает публикации в «Историко-философском ежегоднике РАН» в 2013 г.). (Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук).

Отдельные результаты исследования отражены в тезисах и материалах научных конференций и семинаров, как всероссийских, так и международных:

1. Журавлева E.B. Сравнительный анализ логико-семантических концепций У. Оккама и Г. Фреге // Седьмые Смирновские чтения: материалы Междунар. науч. конф., Москва, 22-24 июня 2011 г. [редкол.: В.А. Бочаров, Ю.В. Ивлев, Д.В. Зайцев, A.C. Карпенко, О.М. Григорьев; отв. ред. В.И. Маркин] - М.: Современные тетради, 2011. - С. 134-135. - 200с.

2. Журавлева Е.В. «Лжет ли "лжец": защита тезиса о ложности логических парадоксов Томасом Брадвардином» // Модели рассуждений - 6: теории и технологии аргументации. Программа всероссийского научного семинара. Светлогорск, 4-6 октября 2012 г. Калининград, 2012. - С. 6. - 10 с.

3. Журавлева Е.В. Семантический плюрализм Томаса Брадвардина // Восьмые Смирновские чтения по логике: материалы Междунар. науч. конф., Москва, 19-21 июня 2013 г. [редкол.: И.А. Герасимова, Д.В. Зайцев, A.C. Карпенко, О.М. Григорьев, Н.Е. Томова; отв. ред. В.И. Маркин] - М.: Современные тетради, 2013. - С. 100-102. - 160 с.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка литературы. Последний содержит 121 наименование, 66 из которых составляет литература на иностранных языках (среди них латинские и греческие первоисточники). Общий объем работы - 210 страниц.

Средневековая логика охватывает временной промежуток примерно с первой четверти VI по XV вв. В рамках средневековой логики выделяют особый этап - логику схоластическую - датируемую промежутком примерно с XII по

о

XV в. Ранний период средневековой логики и философии с VI по XI вв., в силу ряда особенностей факторов экономического и социального-политического

8 Hanp , Bochenski IMA History of formal logic / transl and ed by Th Ivo - Notre Dame, Ind University of Notre Dame Press, 1961 - 567 p

ч

характера, характеризуется достаточно низким уровнем развития знания9. Текстуальным подтверждением кризиса перехода от эпохи античной цивилизации к системе христианских ценностей служат, к примеру, энциклопедические сочинения, Исидора Севильского («Этимологии») и Беды Достопочтенного («О природе вещей»), отличающиеся крайним эклектизмом. Содержание указанных работ сводится к разрозненным и слабо связанным сведениям из работ различных античных мыслителей10. Вплоть до XI-XII вв. функции сохранения и передачи интеллектуального наследия Античности поддерживаются исключительно благодаря монастырям и монастырским школам, в ранний период - преимущественно бенедиктинским, а позже - и ответвившимся от первых цистерцианским (рубеж XI-XII вв.) и др.11 В этот период интеллектуальная жизнь концентрируется вокруг одного или нескольких наиболее одаренных учителей. Такие школы отличаются неустойчивостью: они возникают и распадаются в короткие сроки в зависимости от появления или прекращения деятельности того или иного ученого12. В течение длительного периода бенедиктинцы представляли собой наиболее образованный класс людей. Успехи монашеских орденов сформировали двойственное отношение религиозно настроенных умов к процессу приращения знания: было замечено, что всевозможные технические усовершенствования вкупе с процессом рационализации хозяйственной деятельности приводят к росту и накоплению материальных благ, что часто расценивалось как фактор, противоречащий идее нестяжательства,

1 3

разлагающий ценности Западной церкви . С другой стороны, в силу нужд апологетики христианская церковь покровительствует учености и ее

9 См Лисанюк Е H Средневековая логика (XI-XIV вв) // Историко-логические исследования / межвузовский сборник, под ред Я А Слинина - СПб СПбГУ. 2003 -344 с (Далее - Лисанюк Средневек чогика С)

10 Гайденко, Смирнов Западноевр наука в ср в С 60

11 Там же С 44

12 The Cambridge History of Later Medieval Philosophy / ed by N Kretzmann, A Kenny, J Pinborg - Cambridge Cambridge University Press, 1982 P 11 - 978 p (Дачее-СН P)

13 Гайденко. Смирнов Западноевр наука в ср в С 51-52

распространению14. С этой последней тенденцией связано распространение дисциплин «словесных» (красноречие, искусство толкования, искусство убеждения), а также «практических» (этика, политика, экономика)15. Церковная монополия на интеллектуальные и образовательные структуры средневекового общества прекратила свое существование на рубеже XI-XII вв. по причине возникновения городских школ, подготовивших плодородную почву для зарождения университетов. Именно с появлением университетского образования обычно связывают возникновение школьной (от греч. ахоАт|, от лат. schola - школа), т.е. схоластической философии и логики. Немногим ранее, идеал гуманитарной образованности каролингского периода (VIII-IX вв.), заданный еще образцом позднеантичного схоластицизма, подготовил почву для такого интеллектуального подъема на Западе в XI-XII вв.16 Поэтому считается, что схоластицизм - это отнюдь не средневековый феномен, а скорее римский,

17

зародившийся еще в период 150-550 гг. н.э . Романский ренессанс XII века находит свое выражение в расширении корпусов знания греческими философскими источниками и римской классикой18. Часто греческие философские и научные работы появляются на Западе в переложении арабских мыслителей.

Круг дисциплин в раннем Средневековье ограничивался так называемыми свободными искусствами, включавшими: (1) тривиум (trivium) формальных дисциплин (artes formales), состоящий из трех искусств, или наук - грамматики, риторики, диалектики; (2) квадривиум «реальных» дисциплин (artes reales), состоящий из четырех искусств - арифметики, геометрии, астрономии и

14 Гайденко, Смирнов. Западноевр. наука в ср. в. С. 58.

15 Там же. С. 57.

16 Там же. С. 68-69.

17 См. Лисанюк. Средневек. логика.

18 Гайденко, Смирнов. Западноевр. наука в ср. в. С. 72.

метрики19. Традиция обучения ряду логических и математических дисциплин восходит, по-видимому, к греческой философии. Формальные науки (тривиум) восходят к Аристотелю. Они понимаются с одной стороны, как инструменты познания онтологических структур мира, с другой, как науки о способах выражения мысли в языке. Четверка «реальных» дисциплин имеет пифагорейские корни. В общем смысле пифагорейская философия предписывает постижение четырех математических дисциплин с целью достижения конечной цели - Единого как высшей формы знания. В число этих четырех, по учению Пифагора, входят: (1) учение о числе как таковом; (2) учение о протяжении; (3) учение о космосе; (4) учение о гармонии. В силу задач христианской апологетики, а также по причинам большей доступности источников в раннем Средневековье, дисциплины тривиума в Средние века имели первичное значение20.

К XII в. в рамках тривиума начинает доминировать диалектика, названная позже логикой, потеснив некогда лидирующую грамматику. В данный период провозглашается принцип, согласно которому dialéctica est ars artium, scientis

Похожие диссертационные работы по специальности «Логика», 09.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Журавлева, Евгения Вячеславовна, 2013 год

Список литературы

1. Абеляр П. Тео-логические трактаты / пер. с лат.; вступ ст., сост. Неретиной С.С. - М.: Прогресс, Гнозис, 1995. - 413 с.

2. Авл Геллий. Аттические ночи. Книги Х1-ХХ / пер. с лат. под общ. ред. А. Я. Тыжова, А. П. Бехтер. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2008. -448 с. - (Серия «ВШПоШеса с1а581са»).

3. Антология средневековой мысли [Электронный ресурс]: В 2 т. Т. 2. / под. ред. С.С. Неретиной; сост. С.С. Неретиной, Л.В. Бурлака. - СПб.: РГХИ, 2002. - 539 с. - Режим доступа: Ьцр://кго1оулп1Ь/ас18/05/3/2001 term.htm (дата обращения: 16.12.2012).

4. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. / Ред. В.Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1976. - 550 с.

5. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. / Ред. З.Н. Микеладзе. - М.: Мысль, 1978. - 687 с.

6. Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить / ред. А.Л. Субботин.; пер. с франц. В.П. Гайдамака. - М., Наука, 1991. - 415 с.

7. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику: учебник. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. - 560 с. - (Высшее образование).

8. Бочвар Д.А. Об одном трехзначном исчислении и его применении к анализу парадоксов классического расширенного функционального исчисления // Математический сборник. - 1938. Т. 4. № 2. - С. 287-308.

9. Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты / отв. ред. сост. Г.Г. Майоров. - М.: Наука, 1990. - 414 с.

10. Брюшинкин В.Н. Логика: Учебник. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Гардарики, 2001. - 334 с.

11. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении. - М.: Наука, 1989. - 352 с. -(Библиотека всемирной истории естествознания).

12. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, A.A. Ивин, A.J1. Никифоров; под ред. Д.П. Горского. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.

13. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / ред. тома и авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; перевод М.Л. Гаспарова. - 2-е изд. - М.: Мысль, 1986. - 571 с.

14. Журавлева Е.В. Инсолюбилия Томаса Брадвардина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2012. - Вып. 6. -С. 46-55. - 169 с.

15. Журавлева Е.В. Сравнительный анализ логико-семантических концепций У. Оккама и Г. Фреге // Вестник ЛГУ им. A.C. Пушкина. - Сер. Философия. - СПб, 2011. - Т. 2, №4. - С. 182-192. - 292 с.

16. Журавлева Е.В. Томас Брадвардин о типах логических парадоксов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. -Вып. 6. - С. 15-23. - 164 с.

17. Зубов В. П. Трактат Брадвардина "О континууме" // Историко-математические исследования. - Вып. 13. / Под. ред. А.П. Юшкевича, Г.Ф. Рыбкина. - М.: Физматгиз, 1960. - С. 358-440. - 695 с.

18. Зубов В.П. Н. Орем о соизмеримости или несоизмеримости движений неба. Трактат Брадвардина «О континууме» / В.П. Зубов. - М.: УРСС, 2004. - 160 с.

19. Ибн-Сина. Указания и наставления // Избранные философские произведения / пер. с араб., перс., редкол., отв. ред. М.С. Асимов. - М.: Наука, 1980.-552 с.

20. История математики с древнейших времён до начала XIX столетия. В трех томах. Т. 1. С древнейших времен до начала Нового времени / под ред. А. П. Юшкевича. М.: Наука, 1970. - 352 с.

21. Кантор Г. Труды по теории множеств / пер. Ф.А. Медведева и П.С. Юшкевича. М.: Наука, 1985. - 430 с.

22. Клини С.К. Математическая логика / пер. с англ. Ю.А. Гастева; под ред. Г.Е. Минца. - М.: Мир, 1973. - 480 с.

23. Лисанюк E.H. Предмет логики и логическая теория предмета// Вестник СПбГУ. Сер. 6. - СПб., 2012. - Вып. 1. - С. 108-112. - 126 с.

24. Лисанюк E.H. Семантические основания логики У. Бурлея // Логико-философские штудии-2: сборник статей под ред. С.И. Дудника, Я.А. Слинина. Санкт-Петербургское философское общество. - СПб., 2003. -Вып. 7. - С. 228-243. - 490 с.

25. Лисанюк E.H. Современные подходы к реконструкции средневекового логического диспута // Логико-философские штудии. - СПб., 2008. - Вып. 5.-С. 101-110.-222 с.

26. Лисанюк E.H. Средневековый диспут // Логико-философские штудии. -СПб, 2006. - Вып. 4. - С. 212-227. - 338 с.

27. Лисанюк E.H. Суппозиции и логический диспут в средневековой логике // Логико-философские штудии. - СПб., 2009. - Вып. 7. - С. 59-70. - 168 с.

28. Лисанюк E.H. Теория суппозиции в средневековой логике // Verbum. -СПб., 2000. - № 3. - С. 14-37. - 129 с.

29. Лисанюк E.H. Типы консеквенций в логике У. Бурлея // Вестник СПбГУ. Сер. 6. - СПб., 2000. - Вып. 2. №14. - С. 36-43. - [? е.].

30. Лисанюк E.H. Учение о мысленном языке в средневековой логике // Вестник МГТУ. - Мурманск, 2000. - Т. 3. № 3. - С. 385-394. - 543 с.

31. Лисанюк E.H. Средневековая логика (XI-XIV вв.) // Историко-логические исследования / межвузовский сборник; под ред. Я.А. Слинина. - СПб.: СПбГУ, 2003. - 344 с.

32. Логика: учебник / С.С. Гусев, Э.Ф. Караваев [и др.]; под ред. А.И. Микиртумова, Б.И. Федорова. - Москва: Проспект, 2010. - 680 с.

33. Лосев А.Ф. Средневековая диалектика [Электронный ресурс] // А.Ф. Лосев. Имя. - М.: Алетейя, 1998. - Режим доступа: http://philosophy.allru.net/perv236.html (дата обращения: 29.08.13).

34. Неретина С., Огурцов А. Пути к универсалиям. - СПб.: РГХА, 2006. -1000 с.

35. Новая философская энциклопедия: в 4 т. [Электронный ресурс] / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. фонд; Преде, научно-ред. совета B.C. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/2258.html (дата обращения: 06.12.2012).

36. Пирс Ч.С. Начала прагматизма / пер. с англ., пред. В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. - 352 с.

37. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 1 / под ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2006. - 632 с.

38. Платон. Сочинения в четырех томах. Т.2 / под ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. - 626 с.

39. Плутарх. Сочинения / пер. с древнегреч. Т.Г. Сидаша. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008. - 384 с.

40. Святой Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая. Вопросы 1-64. / пер. A.B. Апполонова; под ред. Н. Лобковица и A.B. Апполонова. - М.:

^ Савин С.А., 2006.-816 с.

41. Смирнова Е.Д. О чем говорят парадоксы: их роль в познавательной деятельности // Вопросы философии. - М.: Наука, 2010. - №6. - С. 55-66. -191 с.

42. Смирнова Е.Д. Теоретико-познавательные и логико-семантические основания парадоксов //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - М.: РГНФ, 2011. - № 1 (62). - С. 68-79. - 234 с.

43. Смирнова Е.Д. Формализованные языки и проблемы логической семантики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 182 с.

44. Смирнова Е.Д. Логико-семантические аспекты анализа понятия истинности // Логические исследования. - Вып. 10. - М.: Наука, 2003. С. 167-174.-320 с.

45. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. - М.: Наука, 1967. - 509 с.

46. Философия и логика Львовско-Варшавской школы / пер. В.Л. Васюков, Б.Т. Домбровский, E.H. Шульга. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. - 408 с.

47. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М.: Наука, 1989. - 576 с.

48. Фрагменты ранних стоиков. Т. 2. Хрисипп из Сол. Часть 1. Логические и физические фрагменты / пер. и комм. A.A. Столярова. - М.: ИФРАН, Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1999. - 280 с.

49. Френкель A.A., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств / пер с англ. Ю.А. Гастева. - М.: Мир, 1966. - 555 с.

50. Цицерон Топика [Электронный ресурс] / пер. А. Е. Кузнецова. М.: Директ-Медиа. 2002. - Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1285866898#02.

51. Цицерон. Учение академиков / пер. H.A. Федорова; комм, и вступ. статья М.М. Сокольской. - М.: Индрик, 2004. - 320 с.

52. Чанышев А.Н. Аристотель. - М.: Мысль, 1981. - 200 с. - (Мыслители прошлого).

53. Чудинов Э.М. Природа научной истины. - М.: Изд-во политической литературы, 1977. - 312 с.

54. Шрамко Я. Парадокс познаваемости мира [Электронный ресурс] // Логика: перспективы развития. - К.: ИПЦ "Киевский университет", 2006. Режим доступа: http://galactic.org.ua/pr-nep/Fiz-3.htm (дата обращения: 13.12.2012).

55. Язык, истина, существование / сост. В. А. Суровцев. - Томск: Изд-во Томского университета, 2002. - 240 с. - (Библиотека аналитической философии).

56. Abelardus Р. Lógica Ingredientibus [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://individual.utoronto.ca/pking/resources/abelard/Logica ingredientibus.txt (дата обращения: 26.08.2013).

57. Adam Balsamiensis Parvipontani. Ars Disserendi (Dialéctica Alexandri) // Twelfth Century Logic: Texts and Studies / ed. L. Minio-Paluello. - Vol. 1. -Rome: Edizioni di storia e letteratura, 1956.

58. Alberti de Saxonia. Sophismata et Insolubilia et Obligationes [Электронный ресурс]. - Paris, 1489. - Режим доступа: http://www.worldcat.org/title/sophismata-insolubilia-obligationes/oclc/22033098 (дата обращения: 02.11.2012).

59. Aquinas Th. Sententia Libri Metaphysicae [Электронный ресурс]. S.d. -Режим доступа: http://www.corpusthomisticum.org/cmp07.html (дата обращения: 10.08.2013).

60. Aristoteles graece ex recensione Immanuelis Bekkeri / ed. Academia Regia Borussica. - Vol. prius. - Berolini, 1831. - 398 p.

61. Barnes J. Logic and the Imperial Stoa. - Leiden-New York-Koln: BRILL, 1997. - (Philosophia antiqua - Series of Studies on Ancient Philosophy; Vol. 75). - 165 p.

62. Bastiras D. Eubulides, Aristotle and Chrysippus on the Liar Paradox [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.softlab.ntua.gr/~nickie/tmp/pls5/bastiras.pdf (дата обращения: 21.05.2013).

63. Beall J.С. Curry's Paradox [Электронный ресурс] // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / ed. by J.C. Beall. - Stanford: Stanford University, 2008. - Режим доступа: http://plato.stanford.edu/entries/curry-paradox/ (дата обращения: 19.12.2012).

64. Bochenski I.M. A History of formal logic / transl. and ed. by Th. Ivo. - Notre Dame, Ind,: University of Notre Dame Press, 1961. - 567 p.

65. Boehner Ph. Medieval Logic. An Outline of Its Development from 1250 to c.1400. - Manchester: Manchester University Press, 1952. - 130 p,

66. Boethius A.M.S. Commentarium in Librum Aristotelis Peri Hermeneias [Электронный ресурс] / ed. С. Meiser. Pars Prior (first edition). - Leipzig: Teubner, 1877. - Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/03d/0480-

0524, Boethius,_ In Librum Aristotelis_Peri Hermeneias Г11 - LT.pdf (дата обращения: 01.08.13).

67. Boethius A.M.S. De Differentiis Topics [Электронный ресурс] // Patrologia Latina / J.P. Migne. Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/ (дата обращения: 12.02.2013).

68. Boethius A.M.S. Commentaria in Porphyrium a se translatum [Электронный ресурс] // Patrologia Latina / ed. J.P, Migne. - T. 64, col. 71-158. Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/0480-

0524, Boethius. Severinus, Commentarii In Porphyrium A Se Translatum, MLT.pdf (дата обращения: 01.08.13).

69. Bos E.P. Richard Billingham's Speculum puerorum, Some Medieval Commentaries and Aristotle // Vivarium / ed. by C. Schabel, W. Duba. -BRILL, 2007. - Vol. 45, Num. 2-3. - P. 360-373(14).

70. Bradwardine T. Insolubilia / Introduction, English Translation (bilingual) and Notes by St.Read. Dallas Mydieval Text and Translation. Paris-LeuvenWalpole, MA, 2010.

71. Brogaard B. Salerno J. Fitch's Paradox of Knowability [Электронный ресурс] // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / ed. by B. Brogaard, J. Salerno. -Stanford: Stanford University, 2009. Режим доступа: http://plato.stanford.edu/entries/fitch-paradox (дата обращения: 13.12.2012).

72. Buridan J. Sophisms on Meaning and Truth / transl. and with an introd. by Т.К. Scott. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1966.-221 p.

73. Burlaeus G. De puritate artis logicae tractatus Longior with a revision of tractatus brevior / ed. by Ph. Boehner. - St. Bonaventure: Louvain-Padeborn, 1955.-221 p.

74. Cantor G. Gesammelte Abhandlungen. Mathemathischen und philosophischen Inhalts / hrsg. von E. Zermelo. - Springer: Berlin, 1932. - 488 p.

75. Cicero M.T. Topica [Электронный ресурс]. S.d. - Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/03d/-l 06 -

043,_Cicero._Marcus Tullius, Topica, LT.pdf (дата обращения: 03.03.2013).

76. Curry's Paradox [Электронный ресурс] // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / ed. by J.C. Beall. - Stanford: Stanford University, 2008. -Режим доступа: http://plato.stanford.edu/entries/curry-paradox/ (дата обращения: 19.12.2012).

77. De Rijk L.M. Logica Modernorum. Vol. 2, Part two: The origin and early development of the theory of supposition / latin ed. by L.M. de Rijk. - Assen: Van Gorcum, 1967. - 500 p. - (Philosophical texts & studies).

78. Dutilh-Novaes C. A comparative taxonomy of medieval and modern approaches to Liar sentences // History and Philosophy of Logic. - London: Taylor&Francis, 2008. - Vol. 29, Issue 3. - P. 227-261. - 404 p.

79. Dutilh-Novaes C. Formalizing Medieval Logical Theories: Suppositio, Obligationes and Consequentia. // Logic, Epistemology, and the Unity of science / ed. S. Rahman, J. Symons. - Berlin: Springer, 2007. - Vol. 7.-315 p.

80. Dutilh-Novaes C. Lessons on sentential meaning from medieval solutions to the Liar paradox // Philosophical Quarterly / ed. by T. Mulgan. - London: St. Andrews, 2009. - Vol. 59. - P. 682-704. - 762 p.

81. Dutilh-Novaes C. Lessons on truth from medieval solutions to the Liar paradox // Philosophical Quarterly / ed. by T. Mulgan. - London: St. Andrews, 2011. -Vol. 61.-P. 58-78.-222 p.

82. Dutilh-Novaes C. Meaning and truth (on the basis of some medieval solutions to the Liar paradox) [Электронный ресурс]. S.d., s.l. - Режим доступа: http://staff.science.uva.nl/~dutilh/articles/Meaning%20and%20truth.pdf (дата обращения: 01.05.2013).

83. Dutilh-Novaes С. Read St. Insolubilia and the fallacy secundum quid et simpliciter // Vivarium / ed. by E.P. Bos. - BRILL, 2008. - Vol. 46, Num. 2. -P. 175-191.-521 p.

84. Encyclopedia of Medieval Philosophy / ed. by H. Lagerlund. - Berlin: Springer, 2011.-1423 p.

85. Fabricio J. A. Bibliotheca Latina Mediae et Infimae Aetatis. T.l. - Florenz Baracchi, 1858. - M. Front. XXIV. - 631 p.

86. Green-Pedersen N.J. Bradwardine(?) on Ockham's Doctrine of Consequences / an Edition. - Copenhague, 1982. - P. 92-150. - 164 p.

87. Haskins C.H. Studies in the History of Mediaeval Science. - Cambridge: Harvard University Press, 1924. - 327 p.

88. Hieronymus. Epistola Secundum Ordinem Temporum Distributae // Patrologiae cursus completes / ed. by J.-P. Migne. - Series latina. - Paris: Migne, 1845. - Vol. 22. - P. 326-1224. - 1271 p.

89. Lagerlund H. The Assimilation of Aristotelian and Arabic Logic up to the Later Thirteenth Century // Handbook of the History of Logic: Medieval and Renaissance Logic / ed. by M.D. Gabbay and J. Woods. - Amsterdam: Elsevier, 2008. - Vol. 2. - P. 281-346. - 716 p.

90. Neckham A. De naturis rerum libri duo: with the Poem of the Same author, De laudibus divinae sapientiae / ed. by Th. Wright / Rerum Britannicarum Medii Aevi Scriptores, or Chronicles and Meorials of Great Britain and Ireland during the Middle Ages (ser.). - London: Longman, Green, 1863. - №34. - 521 p. -(Rolls Series).

91. Nielsen, L.O. Thomas Bradwardine's Treatise on 'incipit' and 'desinit'. Edition and Introduction / an Edition. - Copenhague, 1982. - P. 1-83. - 164 p.

92. Ockham G. Expositionis in libros artis logicae prooemium: et, Expositio in librum Porphyril De praedicabilibus / ed. E.A. Moody. - N.Y.: St. Bonaventure, Franciscan Institute, St. Bonaventure University, 1965.

93. Ockham G. Summa Logicae. Opera Philosophica / eds. Ph. Boehner, G. Gal & S. Brown. - Vol.1. - N.Y.: St. Bonaventure., 1974. - 887 p.

94. Ockham W. Summe der Logik: Aus Teil I: Uber die Termini; lat.-dt. / ausgew., ubers. u. mit Einf. u. anm. hrsg. von P. Kunze. - Hamburg: Meiner, 1984. - 166 s. - [PhB. 363].

95. Odonis O.F.M. Opera Philosophica. Vol. II. De Intentionibus / ed. by L.M. de Rijk. - Leiden-Boston: BRILL, 2005. - 898 p.

96. Peter of Ailly Conceptus et insolubilia [Электронный ресурс]. - Paris: Pierre le Dru for Durland Gerlier, c. 1495. Режим доступа:

http://galhca.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k52401x/f2.zoom (дата обращения: 30.08.13).

97. Peter of Spain. Tractatus afterwards called Summulae Logicales / ed. by L.M. de Rijk. - Essen, 1972. - 293 p.

98. Petrus de Alliaco. Conceptus et insolubilia [Электронный ресурс]. - Paris, s.d. - Режим доступа: http://capricorn.bc.edu/siepm/DOCUMENTS/AILLY/AILLYconceptus.pdf (дата обращения: 02.11.2012).

99. Prantl К. Geschichte der Logik im Abendlande. Bd 3. Leipzig: S. Hirzel, 1867. - 426 s.

100. Pseudo-Scotus. In Librum Primum Priorum Analyticorum Aristotelis Questiones // Opera Omnia. Vol. I. / ed. L. Wadding. - Lion, 1639. - Reprint Hildesheim: G. Olms, 1969. - P. 273-341.

101. Read S., Spade P.V. Insolubles [Электронный ресурс] // The Stanford Enciclopedia of Philosophy (Winter Edition, 2009) / ed. E.N. Zalta. - Режим доступа: http://plato.stanford.edu/archives/win2009/entries/insolubles (дата обращения: 10.04.2012).

102. Read St. Miller, Bradwardine and the truth [Электронный ресурс] // Discusiones Filosóficas / ed. by L. Herrera, J.S. Arango et cet. - Manizales-Colombia, 2011. - Vol. 12, №18. - Pp. 229-235. - Режим доступа: http:// http://research-

repository. standre ws. ас .uk/bitstream/10023/2447/1/Miller pub .pdf (дата обращения: 10.04.2012).

103. Read St. Plural Signification and the Liar Paradox // Philosophical Studies / ed. by M. Baghramian. - Taylor&Francis Group, 2009. - Vol. 19. - P. 363-375. Режим доступа: http://hesperusisbosphoms.files.wordpress.com/2012/Q3/read-stephen-plural-signification 1 .pdf (дата обращения: 10.04.2012).

104. Read St. The Liar Paradox from John Buridan back to Thomas Bradwardine // Vivarium / ed. by C. Schabel, W. Duba. - BRILL, 2002. - Vol. 40, Num. 2. - P. 189-218. - Режим доступа: http://www.fordham.edu/gsas/phil/klima/Buridan/Read-Bradwardine.pdf (дата обращения: 10.04.2012).

105. Read St. Thomas Bradwardine and Epistemic Paradox [Электронный ресурс] // Recherches de Theologie et Philosophie Medievales: bibliotheca series, special issue on "Modem Views of Medieval Logic" / ed. by В. Lowe, Ch. Kann and S. Uckerman. - Leuven-Belgium, 2007. - Режим доступа: http://www.st-andrews.ac.uk/~slr/Epistemicparadox.pdf (дата обращения: 10.04.2012).

106. Roure M. L. La problématique des propositions insolubles au XIII siècle et au début du XlVe, suivie de l'édition des traités de W. Shyreswood, W. Burleigh et Th. Bradwardine / Archives d'histoire doctrinale et littéraire du moyen age. - Paris, 1970. - №29. - P. 235-336.

107. Schabel C. Gregory of Rimini [Электронный ресурс] // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / ed. by E.N. Zalta. - Stanford: Stanford University, 2008. - Режим доступа: http:// http://plato.stanford.edu/entries/gregory-rimini/ (дата обращения 05.08.2013).

108. Seneca Lucius Annaeus minor Epistulae morales ad Lucilium [Электронный ресурс]. S.п., s.l. - Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/03d/-

004 0065, Seneca minor. Lucius Annaeus, Epistulae Morales ad Lucilium , LT.pdf (дата обращения: 20.10.2012).

109. Sherwood Guillelmus de. Introductiones in logicam / lat.-deutsch.; textkritischhrsg., ubers., einleitet und mit Anm. vers, von H. Brands und К. Kann. - Hamburg: Meiner, 1995. - 332 s.

110. Spade P. V. Insolubilia and Bradwardine's theory of signification // Medioevo: Riv. Stor. Mediev. - London, 1981. - № 7. - P. 115-134.

111. Spade P.V. The Mediaeval Liar: A Catalogue of the Insolubilia-Literature. Subsidia Mediaevalia. Pontifical institute of Medieval Studies. -Toronto, 1975.- 137 p.

112. Spade P.V. Thoughts, Words and Things: An Introduction to Late Medieval Logic and Semantic Theory [Электронный ресурс]. - Ver. 1.0, 1996. - 400 p. - Режим доступа: http://pvspade.com/Logic/docs/thoughts.pdf. (дата обращения: 01.08.13).

113. Spade P.V. Peter of Ailly: Concepts and Insolubles // Synthese Historical Library / an ann. transl. - Vol. 19, Ser. V. - Holland: D. Reidel Publishing Company, 1980.- 200 p.

114. Taylor С. C. W. The Sophists [Электронный ресурс] // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / ed. by C.C.W. Taylor. - Stanford: Stanford University, 2011. - Режим доступа: http://plato.Stanford.edu/entries/sophists/ (дата обращения: 25.07.13).

115. The Cambridge Companion to the Stoics / ed. by B. Inwood. -Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 450 p.

116. The Cambridge History of Hellenestic Philosophy / ed. by K. Algra, J. Barnes, J. Mansfeld, M. Schofield. - Cambridge: Cambridge University Press, 2008. - 906 p.

117. The Cambridge History of Later Medieval Philosophy / ed. by N. Kretzmann, A. Kenny, J. Pinborg. - Cambridge: Cambridge University Press, 1982.-978 p.

118. Unity, Truth and the Liar. The Modern Relevance of Medieval Solutions to the Liar Paradox / ed. by Sh. Rahman; T. Tulenheimo; E. Genot. - Berlin: Springer, 2008. - 338 p.

119. Aioysvriq Aaspxioq Bioi Kai yvtöjiai xöv sv cpi^oGocpla ei)8oKi|ir|Gdvxcov. Biß^lov B' 108-109 [Электронный ресурс] / ed. H.S. Long. - Oxford, 1964. -Режим доступа: http://www.mikrosapoplous.gr/dl/dl.html (дата обращения: 05.08.2013).

120. 'Елюто^ес; ПоиХои Про<; Titov [Электронный ресурс] // Kaivf] Дш8г|кг|. - Режим доступа: http://www.туriobiblos.gr/bible/nt2/ (дата обращения: 05.08.2013).

121. KaM,i|iaxou Y|ivoi, Ею Aia, I, 8 [Электронный ресурс]. - Режим, доступа: http://www.hellenicpantheon.gr/kallimahou.htm

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.