Учение о человеке Г.И. Гурджиева в контексте духовных исканий современности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Кучеренко, Владимир Александрович
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 141
Оглавление диссертации кандидат философских наук Кучеренко, Владимир Александрович
Введение.
Глава I. Г.И. Гурджиев как уникальное явление в европейской мировой культуре и философии
§ 1. Личность Г.И. Гурджиева и становление его учения
§ 2. Место Г.И. Гурджиева в философской антропологии. Влияние мировой философии на творчество Г.И. Гурджиева
Глава II. Человек и космологический процесс: единство и разорванность бытия
§ 1. Взаимосвязь человека и Вселенной
§ 2. Природа человека в философии Гурджиева
Глава III. Движение к подлинной и неделимой сущности
§ 1. Неделимое «Я» как цель существования. Учение о «Четвертом пути» как о смысле человеческого бытия
§ 2. Технология личной трансформации (роль танца и медитации в антропологии и практике Г.И. Гурджиева)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Философско-антропологические идеи русского космизма ХХ века: Историко-философский анализ1999 год, кандидат философских наук Ионова, Татьяна Анатольевна
Проблема человека в философии Иммануила Канта и философско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины XIX-первой трети XX века2003 год, кандидат философских наук Кругликова, Галина Геннадьевна
Философско-религиозная антропология Ауробиндо Гхоша2000 год, кандидат философских наук Шустова, Алла Михайловна
Религиозно-философская антропология П.А. Флоренского в контексте мистико-символической православной традиции2004 год, кандидат философских наук Пономарев, Николай Васильевич
Антропология каппадокийской школы2006 год, кандидат философских наук Неганов, Владимир Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение о человеке Г.И. Гурджиева в контексте духовных исканий современности»
Актуальность исследования
История философских размышлений о человеке значительна и обширна. В современном философском знании она выделилась в отдельное направление, обозначаемое как философская антропология. Несмотря на определенный опыт, накопленный в этой области, проблем здесь гораздо больше, чем готовых решений. Такое положение в первую очередь свидетельствует о том, что тайна человека продолжает принадлежать к кругу вечных проблем, - под этим тезисом может подписаться большинство исследователей. Отсюда всю историю философской антропологии можно понимать как попытку приближения к раскрытию этой важнейшей тайны. Ведь в зависимости от понимания сущности человека создаются те или иные теории исторического процесса, политические и экономические доктрины, выбор социального идеала, формируются перспективы общественного развития.
Интенсивный процесс конституирования философской антропологии как самостоятельной дисциплины предполагает определение природы человека и выработку особых подходов к её изучению. Сегодня философы располагают некоторой совокупностью знаний в раскрытии и систематизации основных вопросов философской антропологии, но в целом этот процесс еще далёк от фундаментального оформления и носит скорее предварительный характер, хотя уже имеет свою историю.
В конце XIX - начале XX века в мировом философском сообществе все громче стали говорить о проблеме человека в философии. За последние десять тысяч лет истории, писал в 1928 году виднейший представитель философской антропологии XX века Макс Шеллер, наша эпоха - первая, когда человек стал очень проблематичен. Он больше не знает, что он такое, но в тоже время знает, что он этого не знает.
Одной из важнейших причин создавшейся ситуации является использование в западной культуре рационального подхода для определения места человека в мире. Результатом абсолютизации рационализма и полагания ratio как отличительной особенности человека стало подавление интуитивно-мистического отношения человека с миром и, как следствие, - десакрализация жизненного пространства. Среди других причин - ускоренное развитие науки и проникновение её в различные сферы жизни. Чрезмерная вера в технику, атеизм порождают представления о безграничной власти безличных социальных сил над природой и человеком. Данные обстоятельства имели не только положительные, но и отрицательные моменты, такие как механизация бытия человека, утрата веры и естественного гармоничного взаимодействия с природой. Научно-технический прогресс характеризуется также господством в социуме «массового» человека, приводящим к «варваризации» общества, на что обращал внимание X. Ортега-и-Гассет. Подобные процессы привели к возникновению в XX веке духовного кризиса.
Значительно позже, в последнем десятилетии ушедшего века, этот кризис актуализировался и для отечественной философии. В статье, посвященной антропологическому повороту в современной философии, A.M. Кузнецов связывает с ним реальную потребность в изменении традиционного подхода к проблеме человека. По мнению автора, в нашей стране эта ситуация обусловлена пониманием недопустимости дальнейшего пренебрежения коренными условиями и принципами жизни людей. Помимо этого, длительное воздействие тоталитарного режима и, как следствие, изоляция от мирового научного сообщества породили значительные бреши в области отечественного гуманитарного знания.
Пути выхода из создавшегося положения намечаются по двум направлениям. Это новые оригинальные разработки, предназначенные для решения антропологических проблем, и опора на имеющийся мировой опыт.
Развернувшаяся в антропологии активная спасательная деятельность в полной мере затрагивает и философскую антропологию как один из её важнейших разделов. Задачи данного направления - преодолеть кризис основных антропологических парадигм, страдающих фрагментарностью и доминированием какой-то одной идеи (человек античности природоцентричен, человек средневековья теоцентричен и т.д.), и создать целостную концепцию человека. Эта концепция должна включить в себя разработку некоторых общих оснований самого феномена человеческого бытия.
Таким образом, следствием парадигмального кризиса стал повышенный интерес к духовной стороне жизни, природе человека, целям и задачам его существования. Подобная востребованность привела к возрождению «старых» духовных традиций и формированию новых учений, ориентированных на совершенствование и гармонизацию человека. Философия Г.И. Гурджиева оказалась в русле этих тенденций. Одна из основополагающих идей его антропологии - необходимость радикального перехода к новому пониманию человека. В настоящее время опубликованы почти все труды Г.И. Гурджиева, а также немало работ его учеников и последователей. Между тем антропология Гурджиева изучена недостаточно. В мировой и отечественной философии отсутствует обобщающий анализ идей ученого относительно природы и статуса человека, смысла его бытия, моделирования возможного будущего.
Степень разработанности проблемы
Философское наследие Гурджиева не является разработанной академической системой воззрений. Одно из основополагающих произведений философа «Беседы Вельзевула со своим внуком» написано в символической, метафорической манере. Детальное изложение собственного учения осуществлялось Гурджиевым на лекциях в Институте гармоничного развития человека и в разного рода публичной деятельности: выступлениях перед слушателями в зарубежных поездках, в беседах со своими учениками. Именно поэтому, обращаясь к степени разработанности темы данной диссертации, необходимо отметить, что первыми исследователями творчества Гурджиева были его ближайшие ученики и соратники. По их произведениям мы по большей части и судим о творчестве мыслителя.
Впервые учение Гурджиева в нашей стране было представлено работами его ближайшего ученика П.Д. Успенского. Писатель, психолог и философ П.Д. Успенский является автором трудов «Новая модель Вселенной», «Психология возможного развития человека», «Четвертый путь», в которых, опираясь на идеи Гурджиева и комментируя их, он предлагает новые подходы к пониманию человека.
В своих работах философ объясняет, что существующий мир является лишь частью общей системы, недоступной для восприятия обычного человека. Способ постижения целостности мира называется по-гурджиевски «Четвертый путь». Успенскому принадлежит разработка и систематизация этого пути. В целом антропология Гурджиева в интерпретации Успенского носит ярко выраженный психологический характер.
Примерно на тех же философских позициях находится другой ученик Гурджиева - доктор Морис Николл, также систематизатор идей учителя, начавший свою работу еще при жизни Гурджиева. В работе «Психологические комментарии к учению Гурджиева и Успенского» в пяти томах он изложил основные положения уникальной гурджиевской системы знаний о фундаментальных законах бытия и психологии возможного самосовершенствования человека.
Ученик и фактически приёмный сын Успенского Родни Коллин в своих трудах ставил задачу соединить идеи учения Гурджиева и Успенского с новейшими открытиями науки и рассчитать циклы, которые управляют Вселенной. Его работа «Теория вечной жизни» посвящена проблемам смерти, реинкарнации и рождения души и духа. В других трудах - «Вестник гармонии» и «Теории небесного влияния» - Родни Коллин касается важнейших вопросов человеческого существования, соотнося их с проблемами Вселенной.
Труды еще одного из ближайших друзей и сподвижников Гурджиева и Успенского - Бориса Муравьева - благодаря поразительной глубине и исчерпывающей ясности изложения метафизических и психологических аспектов учения не имеют равных в современном гурджиеведении. Три тома под общим названием «Гнозис» сформированы в виде трех циклов — экзотерического, мезотерического (срединного) и эзотерического. Три части первых двух томов называются «Человек», «Вселенная», «Путь». Они посвящены описанию общей картины мироздания в строжайшей взаимозависимости его законов, единстве составляющих и пронизывающих его аспектов, планов, этапов проявления — от Абсолютного до атомарного, от минерального до исторического, от клеточного до духовного. Человек и Вселенная предстают в этой картине в неразрывной связи и становлении. Но в отличие от идей в предыдущих изданиях других авторов, это становление у Муравьева не заканчивается утверждением «Четвертого пути», а имеет продолжение в виде «Пятого пути», или так называемой «рыцарской любви». Под «рыцарской любовью» автор имеет в виду взаимоотношения мужчины и женщины, которые суждены друг другу от века. В работе прослежены и описаны все возможности, которые открывает их встреча, сулящая обоим «второе Рождение» и воссоединение в Андрогине как залоге личного и - в пределе - всемирного Спасения.
Джон Годолфин Беннетт познакомился с Гурджиевым в 1921 году в возрасте 25 лет и настолько увлекся его учением, что сделал его стержнем и основным содержанием своей жизни. Беннетт является самым плодовитым интерпретатором идей учителя. Свои воззрения, автор изложил в целой серии публикаций. В работе «Гурджиев - путь к новому миру» Беннетт постарался прояснить идеи и методы Гурджиева, которые он использовал для того, чтобы передать их последователям.
Общины нового века» произведение Беннетта, которое является попыткой обратить наше внимание на «знаки грядущих времен», которые мы по-прежнему не умеем читать. Эти знаки трудных времён видны уже повсюду, и Беннетт обращает внимание читателей на необходимость Работы, правильно понимаемой и безупречно осуществляемой. Помимо этого Беннетт пишет о необходимости приобретения навыка совместной работы, общего служения, вместо эксплуатации друг друга. Еще более важно понять, считал философ, что человек такой, какой он есть, - беспомощно плывет по течению жизни, и нет никакой возможности изменить ситуацию, находясь на данном уровне существования. Мы должны заставить себя взглянуть туда, куда привыкли не смотреть, и на более высоком, чем наш, уровне, искать путь спасения не только самих себя, но и всей нашей планеты.
Семь направлений Работы» Беннетта - рассказ о результатах применения автором в группах гурджиевской системы гармоничного развития человека. Эта система, по мнению Беннетта, имеет синергетический характер. Термин «синергия» обозначает «дух совместной работы» и был введен автором для описания главной идеи Новый эпохи, которая должна вытеснить эгоцентрические тенденции последних двух тысячелетий.
В фундаментальном четырехтомном труде «Драматическая Вселенная» Беннетт обобщает идеи гурджиевского учения. Одним из важных аспектов работы является детальное разъяснение понятия «понимание» с выделением в нем интегративной, комплементарной и синергетической стадии.
В работе «Секс. Связь между сексом и духовным развитием» Беннетт говорит о том, как половая энергия влияет на работу нашего организма и физического тела, и о той роли, которую она играет в трансформации энергий, определяющих наше бытие. По мнению автора, секс оказывает огромное влияние на нашу жизнь, однако мы очень плохо понимаем эту силу с точки зрения знания о человеке. Отбросив «старую мораль», мы в значительной степени оказались в вакууме; свободные от правил и запретов, мужчины и женщины стремятся достичь ставшей еще более иллюзорной удовлетворенности жизнью в сексе. Результатом становится презрительное отношение к сексу или бездумная распущенность. Исправить это положение, считает Беннетт, можно только в том случае, если поставить перед собой цель проникнуть глубже в самих себя, и развивать в себе более глубокие стороны нашей натуры. Это движение вглубь собственного бытия и есть истинная Работа над собой, которой учил Гурджиев, и которая стала краеугольным камнем в объяснении значения секса Беннеттом.
Басараб Николеску, автор многочисленных научных статей, основатель и президент Международного центра междисциплинарных исследований во Франции, в работе «Гурджиевская философия природы» производит поиск и сравнение результатов и идей между современной наукой и той философской системой, которую принес в мир Г.И. Гурджиев. Б. Николеску отмечает, что поиск истинного соотношения между наукой и подобными сферами знания мог бы оказаться ценным. И такую связь он видит и прослеживает в философии природы.
Работа Питера Брука «Тайное измерение» посвящена тому, как учение Гурджиева при помощи древнейших хореографических методов способно устранить раскол между наукой и искусством. Именно это знание, по мнению автора, способно вывести нас из ледяного мира механики и бихевиоризма во Вселенную, где всему есть свое место.
Чарлз Т. Тарт, один из авторитетнейших трансперсональных психологов XX века, одну из книг - «Внутренний свет» - посвятил учению Гурджиева и тому влиянию, которое оно оказало на его концепцию. В ней, в частности, описаны методы, способствующие достижению просветления сознания.
Кетлин Риордан, доктор психологии Колумбийского университета, была связана с творчеством Гурджиева всю свою жизнь, она является автором книги «Гурджиев», которая представляет собой краткое изложение основных идей системы Гурджиева с точки зрения психологии и психопатологии, и анализ состояния человека, осознающего свои возможности, судьбу в полной мере.
Первое в России оригинальное и систематическое отечественное исследование жизни и творчества Г.И. Гурджиева и П.Д. Успенского проведено профессором МГУ А. Ровнером и изложено в книге «Гурджиев и Успенский».
Авторы И.В. Нежинский, М. Мейлах, В.Розин, В.Крылов на страницах современной периодической печати описывают некоторые аспекты учения Гурджиева. И.В. Нежинский, в частности, отмечает, что суть учения «заключается не в "технической" стороне и методах, а в той метафизике, которая лежит в основе системы, и в той глубинной психологии, которая формирует стратегию пути к целостности бытия»1
1 Нежинский И. Эзотерическое христианство Г. Гурджиева // fourthwau.narod.ru/lib/exlib/ecgig.htm.
Таким образом, творческое наследие Гурджиева более изучено зарубежными исследователями, но и в нашей стране ему уделяется все больше и больше внимания. Разные авторы осмысливают различные аспекты учения, и именно этим ценны и интересны их работы.
Основная трудность при изучении творчества Гурджиева состоит в том, что ни концептуальный, ни практический разделы его учения не были подробно, полно, научным языком прописаны им самим. При жизни философа его творчество в основном существовало в качестве устной традиции, формировавшейся в процессе обучения им своих учеников. В дальнейшем именно ученики детально разработали и интерпретировали те идеи, которые были почерпнуты ими во время обучения в институте или личного общения с Гурджиевым. Благодаря их трудам философия Гурджиева представляет собой не просто разрозненные идеи, а целостное явление, части которого были соединены его сподвижниками глубоко и согласованно.
Вместе с тем до сих пор не было предпринято обобщающего целостного исследования антропологии Гурджиева, выраженной как в теории и практике, так и в интерпретации его учеников. Это и стало темой данной диссертации.
Цель и задачи работы
Основная цель настоящей работы состоит в выявлении философско-антропологических идей в творчестве Гурджиева и оценке их роли и значения в культуре.
Общая цель работы конкретизируется следующими поисковыми задачами: проанализировать биографические и личностно-характерологические предпосылки возникновения философской антропологии Г.И. Гурджиева; рассмотреть социально-культурную и философскую атмосферу западной Европы конца XIX - начала XX века и её роль в формировании направления духовных поисков Гурджиева; исследовать проблему взаимоотношений человека и Вселенной в творчестве Гурджиева; выявить основные идеи относительно природы человека в философии Гурджиева; показать роль концепции «Четвертого пути» в антропологии Гурджиева и основные методы её практической реализации.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является учение Гурджиева и его развитие в трудах наиболее значительных его учеников - Дж. Беннетта, П. Успенского, М. Николла, Б. Муравьева; предметом исследования - философская антропология Гурджиева.
Методологические принципы и методы исследования
Методологической основой диссертации является общефилософский диалектический метод. Он позволяет обратить внимание на многослойность, разнообразие и неоднозначность учения Гурджиева, и в то же время служит импульсом к дальнейшему развитию некоторых его идей. Общефилософский метод исследования дополнен научными и философскими методами и принципами. Так, биографический метод выявляет влияние биографии Гурджиева на становление его интересов, ценностей, выбор ориентиров духовного поиска. Герменевтический метод позволяет проникнуть в сущность содержания текстов Гурджиева и их интерпретацию учениками. Сравнительный анализ показывает общие черты и тенденции в представлениях Гурджиева и философских, и научных воззрениях его учеников и других философов. Это дает возможность вписать философскую антропологию Гурджиева в контекст современных философских знаний, увидеть её роль и значение в нашу эпоху.
Научная новизна исследования
1. Исследованы социокультурные предпосылки, оказавшие влияние на становление самобытной личности Г.И. Гурджиева. щ 2. Показана та роль, которую сыграла западная культура в становлении и принятии идей Гурджиева. Определено место Г.И. Гурджиева в философской антропологии.
3. Сделан обобщённый анализ взаимосвязи человека и Вселенной в антропологии Гурджиева.
4. Раскрыты особенности природы человека по Гурджиеву. ф . 5. Проанализированы и обобщены методы «Четвертого пути».
6. Показаны смысл и значимость эвритмии как сакрального средства достижения более высокого уровня сознания.
На защиту выносятся следующие тезисы:
1. Становление Гурджиева как философа во многом было предопределено ранним стремлением к самореализации, уникальным щ географическим положением места рождения, в котором были сосредоточены философские, религиозные и мистические учения разных времён и народов, и возможностью очень рано к ним прикоснуться, а также пройденным Гурджиевым жизненным путём.
2. Учение о человеке Гурджиева находится на уровне ведущих антропологических тенденций XX века. В нём обнаружены идеи, близкие парадигме самости (К.Г. Юнг) и пафосу философии существования (Ж.-П. Сартр, X. Ортегга-и-Гассет, А. Камю, М. Хайдеггер и др.). С теорией щ индивидуации Юнга антропологию Гурджиева роднит огромная роль и значение психологических аспектов совершенствования человека. С философией существования - обостренное чувство проблем человеческого существования, поиски выхода из духовного тупика, обретение смысла жизни. Антропология Гурджиева близка по своим взглядам также теософии Е.П. Блаватской и А. Безант, антропософии Р. Штайнера и взглядам Раманы Махариши.
3. Связь человека и Вселенной, по Гурджиеву, - константа
Ф антропологии. Человек является ее органической составляющей частью, он должен рассматриваться в контексте всей совокупности жизни космоса. Как космическое существо, человек един со всей Вселенной. В реальности он чаще всего даже не представляет о других уровнях бытия и своих потенциальных возможностях. Именно поэтому, несмотря на единство, совместное бытие с космосом практически разорвано и является лишь потенциальным. Но именно связью человека и космоса в Гурджиевском учении обусловливаются цели, задачи и возможности существования человека.
4. Антропология Гурджиева включает в себя целый комплекс идей: учение о категориях, о центрах и их проявленном и непроявленном функционировании, учение о сущности и личности. Эта философия определяет человека как существо, способное к непрерывному развитию, природа которого проявлена лишь частично. Понимание человека как «многомерного» существа, аспекты которого практически не развиты и на сознательном уровне отчуждены друг от друга, закономерно предполагает стремление к осознанному обретению целостности.
5. «Четвертый путь» — это совокупность целенаправленных усилий, включающих в себя теорию и практику, которые при надлежащем их осуществлении должны способствовать развитию человека. Методы развития (самовоспоминание, самонаблюдение, самоосознание, шоковых воздействий и т.д.), которым обучал мыслитель, должны освободить человека от груза природных и социальных законов, влияющих на его формирование, и дать возможность уйти от ограничений природы, входить в различные состояния сознания, открывающие новые горизонты понимания.
6. Ритуальные танцы и ритмические упражнения (эвритмия) составляли важную часть гурджиевских методов самосовершенствования. Сакральный танец является не только средством для выражения чувств, но также и средством изменения сознания и достижения его более высокого уровня за счёт слаженной работы сразу трёх центров человека - двигательного, эмоционального, интеллектуального.
Научно-практическая значимость работы
Материалы диссертации позволяют дополнить философскую антропологию как дисциплину и направление философии идеями Гурджиева в этой области. Они могут быть использованы в курсах преподавания философии, философской антропологии, истории философии.
Апробация работы
Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на секции «Философская антропология» III Всероссийского философского конгресса. Материалы работы использовались при проведении семинаров по истории философии и философской антропологии на философском факультете Южно-Российского гуманитарного института. Некоторые проблемы природы человека, «Четвертого пути», гурджиевского «Института гармоничного развития человека» нашли отражение в опубликованных статьях и тезисах.
Структура работы
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Проблема богочеловечества и смысла жизни в русской религиозной философской антропологии конца 19 - нач. 20 вв.1998 год, доктор философских наук Оленич, Тамара Станиславовна
Анализ антропологической проблематики в русской философии всеединства XIX-XX веков2003 год, доктор философских наук Мочалов, Евгений Владимирович
Христианская антропологическая традиция и проблема тела в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков2006 год, кандидат философских наук Соколова, Марина Геннадьевна
Философская антропология Г. Лотце в контексте новоевропейской метафизики2005 год, кандидат философских наук Шапошникова, Юлия Владимировна
Реконструкция и репрезентация парафилософской антропологии русской эзотерики XX века2022 год, доктор наук Греков Игорь Михайлович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Кучеренко, Владимир Александрович
Заключение
Главной особенностью философии Г.И. Гурджиева является ярко выраженная антропологическая ориентация. Основной вектор философского интереса мыслителя направлен на поиск скрытого смысла Вселенной и роли человека в ней.
Подход Г.И. Гурджиева к природе и статусу человека обусловлен, в первую очередь, теми связями, которые существуют между Вселенной и человеком. Учение о космичности человека — важная сторона антропологии Гурджиева. В соответствии с ним, всё происходящее в человеке имеет мировое значение и отпечатывается на космосе. Развитие человека идёт параллельно с эволюцией планеты, планетарной цепи и отвечает общему «плану» бытия.
Вселенная Гурджиева характеризуется обобщенной нераздельностью: всё зависит от всего остального, всё связано, нет ничего отдельного. Человек в этой Вселенной занимает особое, только ему отведенное место. Но это место, по мнению мыслителя, очень ничтожно с точки зрения возможности личной эволюции. Тем не менее, закреплённая сознанием привычка жить в этом мире привела к тому, что именно его человек признаёт первичным, действительным миром. Однако, имея возможность находиться в общении с духовным миром и со всем космосом, человек даже не подозревает о его существовании и своей непроявленной природе. Эта разорванность бытия проявляется у человека в виде тревоги, надрыва, неудовлетворённости. Объяснить человеку его положение в космосе, пробудить и гармонизировать в нём гигантские скрытые силы - вот задача, поставленная Гурджиевым.
По мнению мыслителя, то, что называется объективным познанием этого мира, есть лишь познание его падшести. Познание же есть в первую очередь осознание. Оно открывает смысл за бессмыслицей бытия, порядок за беспорядком, космос за хаосом. И это связано с активностью мысли. Таким образом, познание в любом случае что-то прибавляет к действительности, «просветляет» её, через него возрастает смысл мира. Познание и теоретически и практически подчиняет мир человеку через его творчество и труд.
Самореализация человека крайне трудна вследствие плотности механических законов, но возможна. Исходя из этого, гурджиевское учение определяет человека как непрерывно развивающееся существо.
В то время как позитивная наука, избрав объектом мир и человека в нём, стремилась утвердить своё господство над ними через математические, химические, биологические, физические формулы и механические процессы, антропология Гурджиева избрала себе путь погружения внутрь человеческого духа и в глубины человеческого «Я».
Духовность для Гурджиева - это прежде всего умение в совершенстве управлять своей психикой и сознанием, быть хозяином, а не рабом своих мыслей, эмоций, поступков. Гурджиев полагал, что научиться этому непросто, но в силах человека.
В обыденной жизни человек, страдающий от дисгармонии тела и души, может читать литературу, смотреть фильмы, но все это лишь попытка наблюдать проблемы других людей, пытаясь найти в них решение собственных вопросов. Проанализировав основные духовные пути человечества (факира, монаха, йогина), Гурджиев предложил обществу «Четвертый путь», как наиболее приемлемый и гармоничный в современных условиях.
Реализуя философские взгляды на практике, мыслитель опробовал новые и испытывал древние методы духовной работы: самопознание, самонаблюдение, самовоспоминание, метод шоковых воздействий, метод сознательного мистифицирования. Их цель — познать и развить природу человека.
Опыт Гурджиева ценен грандиозностью поставленной им задачи пробуждения «спящего» человечества и решительным шагом от высокопарного академизма и самодостаточного эстетства к трезвому исследованию мистических идей и претворению их в духовную практику.
Его жизнь и творчество составили целую главу в интеллектуальной истории XX века. Его влияние на творческие искания своих учеников было настолько значительным, что можно говорить о целой философской школе.
Его философия предложила новые подходы и принципы к пониманию человека, и именно в этом заключается весомый вклад мыслителя в реальное постижение человека. Он показал возможность существования принципиально иной картины мира, предложил неожиданно новые жизненные пути, цели и ценности.
Труды Гурджиева переведены на многие языки и издаются во всем мире. Они стали одной из влиятельнейших культурных альтернатив антропологической направленности, так как предлагают свои решения антропологической проблемы, призывающие упразднить (расширить) прежние способы осознания мира и бытия в нём.
Личность Гурджиева и его философия слишком многомерны и слишком мало исследованы, чтобы быть исчерпывающе представленными в данной диссертации, однако мы надеемся, что нам удалось дать достаточно цельное представление о них.
Мировидение Гурджиева во многом уникально, но в то же время оно является одним из многих учений антропологической направленности, имеющих в настоящее время большое значение для понимания сущности человека. Теоретическое основание учения о развитии человека Гурджиева эклектично: оно имеет христианские, суфийские, буддийские и др. идеи. Тем не менее оно выстроено в стройную систему взглядов. Таким образом, учение Гурджиева о человеке это синтетическая духовная концепция и практика.
Нам остается лишь надеяться, что человек XXI века отделается наконец от иллюзий, от которых не удалось отделаться человеку предшествующего времени - иллюзий высшей гарантированное™ его существования, иллюзий счастливой предопределенности его жизни прогресса ума, доброты, совести.
Наш период истории требует от нас большего, чем простое выживание. Он требует регенерации жизни на более высоком, более тонком, более трепетном уровне бытия, требует великого качественного скачка. Нужна новая концепция жизни, не концепция человека - создателя орудий труда, а человека - создателя новых видений.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кучеренко, Владимир Александрович, 2005 год
1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии 1989. № 2. С.24-34.
2. Ажажа В. О космическом генезисе человечества // Философские науки. 2000. № 4 С.138 141.
3. Андерсон М. Непостижимый Гурджиев. М., 2002. 155 с.
4. Алексеев П. Гурджиев Георгий Иванович. // Философы России XIX -XX столетий. М., 1999. С. 232.
5. Аржанухин С.В. Образ человека по уставу вольных каменщиков // Философские науки. 1991. № 11. С. 167-173.
6. Астафьева О.Н., Веряскина С.Т., Чабан П.И. Философская и социальная антропология в России: тенденции развития и перспективы // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 1982, №2 С.46-62
7. Безант А. Эволюция Жизни: Сборник статей и лекций. Самара. 1993. -304 с.
8. Беннетт Дж. Dramatik Universe, vol. I, The Foundations of Natural Philosophy, Claymont Comm., 1987 («Драматическая Вселенная», том I. «Основания естественной философии»).
9. Беннетт Дж. Элементарная систематика. Изучение Энеаграммы. М.,2001. 194 с.
10. Ю.Беннетт Дж. Христианский мистицизм и Субуд. Энергии: материальные, жизненные и космические. М., 2002. 158 с.
11. Беннетт Дж. Общины нового века. Семь направлений Работы. М., 2001. -181 с.
12. Беннетт Дж. Метафизика риска. //http://progstone.nm.ru/reciprocality/r5/bennett.html 20 с.
13. Беннетт Дж. Эннеаграмма. //http://progstone.nm.ru/reciprocality/r5/bennett.html 20 с.
14. Беннетт Дж. Учителя мудрости. //http://progstone.nm.ru/reciprocality/r5/bennett.html 152 с.
15. Беннетт Дж. Секс. // http://progstone.nm.ru/reciprocality/r5/bennett.html -31с.
16. Беннетт Дж. Беседы о «Рассказах Вельзевула». М., 2001. 118 с.
17. Беннетт Дж. Гурджиев Путь к новому миру. М., 2001. 300 с.
18. Бенджамин Г. Основы самопознания. М., 2002. 139 с.
19. Бердяев Н. Самопознание М., 1990. 334 с.
20. Блаватская Е. Ключ к Теософии. М., 1993. С. 87.
21. Борзенко И., Кувакин В., Кудишина А. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов. М., 2002. 350 с.
22. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия. Итоги Тысячелетия. Екатеренбург, Бишкек. 1997. С. 209 410.
23. Вандерхилл Э. "Мистики XX века" Энциклопедия. М., 1997. 522 с.
24. Ванчугов В. Гурджиев Г. И.: религиозный деятель // Русская философия. М., 1995.- 126 с.
25. Вальверде К. Философская антропология М., 2000. 412 с.
26. Вашингтон П. Бабуин мадам Блаватской. История мистиков, медиумов и шарлатанов которые открыли спиритуализм Америке. М., 1998. 236с.
27. Вершинин С. Жизнь это надежда: Введение в философию Эрнста блоха. Екатеринбург. 2001. 304 с.
28. Вишев И. На пути к практическому бессмертию. М., 2002 324 с.
29. Волков Ю. Поликарпов В. Многомерный мир современного человека. -М., 1998.285 с.
30. Войцкой И. Фридрих Ницше и русская религиозная философия: Переводы, исследования, эссе философов «серебряного века»: В 2 т. Т 1. Мн.-М., 1996.-352 с.
31. Войцкой И. Фридрих Ницше и русская религиозная философия: Переводы, исследования, эссе философов «серебряного века»: В 2 т. Т 2. Мн.-М., 1996.-544 с.
32. Гарнцев М.А. Антропология в византийской мысли: к характеристике концептуальной парадигмы // Логос. 1991. № 1. С. 82-86
33. Гарнцев М.А. Некоторые проблемы человека в средневековой западной философии //Логос. 1991. №2 С.131-135.
34. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2000. 230 с.
35. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII XIX вв. М., 1999.-864 с.
36. Гессе Г. Фауст и Заратустра. СПб., 2001. 320 с.
37. Гончарова Н.Э. Образ человека в философии З.Фрейда: Автореферат дис. канд. филос. наук. М.,2001. 35 с. ДГПБ 3025747 09.00.К.
38. Губин Г. Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000. - 235 с.
39. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М., 2003. 448 с.
40. Гурджиев Г. Беседы Вельзевула со своим внуком. М., 2000.- 1019 с.
41. Гурджиев Г. Вестник Грядущего добра. Взгляды из реального мира. СПб, 1993. 255с.
42. Гурджиев Г. Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть". М., 2000. 233 с.43 .Гурджиев Г. Встречи с замечательными людьми. М., 2001.-390 с.
43. Гурджиев Г. Беседы с учениками. Киев, 1992. 176 с.
44. Гурджиев Георгий Иванович // Кто есть кто в России и бывшем СССР. М., 1994. С. 157- 158.
45. Гурджиев Георгий Иванович // Энциклопедия греков СНГ. Ставрополь, 1999. С. 56-58.
46. Гуревич П. Философская антропология. М., 2001. 456 с.
47. Гуревич П. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. 1995 № 8(2) С.92-102.
48. Гуревич П. Человек как микрокосм // Общественные науки и современность. 1993. № 6. С. 179 188.
49. Гуревич П. Антропологическая катастрофа // Свободная мысль. 1997. № 11 34-44.
50. Гуревич П. «Философия Жизни»: культуроборческие концепции // Философские науки. 1998. № 1 С. 48 63.
51. Гуревич П. Философия жизни: XX век // Философские науки. 1998. № 2 С. 38-56.
52. Гуревич П. Человек и его судьба. Проблема целостности человека // Личность. Культура. Общество. 2001. Т. III. Вып. 1(7) С. 31 43.
53. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. С-Пб., 2000. 240 с.
54. Давидович В. В зеркале философии. Ростов на - Дону 1997. - 445 с.
55. Давидович В., Аболина Р. Кто ты человечество? Теоретический портрет. М., 1975.-174 с.
56. Деменев А. Русскме мыслители об оптимизме и пессимизме человека (последняя четверть XIX начало XX вв.) // Философские науки. 2000. № 2 С. 163-175.
57. Дубровская Д. Наше золото это не золото черни. // Факел. 2003, № 1.
58. Духовные учителя человечества XIX-XX века. М., 1993. 88 с.
59. Евлампиев И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье. // Вопросы философии. 2003. № 5. С. 159-171.
60. Ефимов И. Практическая метафизика. М., 2001. 268 с.
61. Золотухина-Аболина Е. Страна философия: Книга для школьников и студентов. Ростов на - Дону. 1995. - 542 с.
62. Золотухина-Аболина Е. Философия и личность. Ростов на - Дону. 1983. -55 с.
63. Ильичева И. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М., Воронеж. 2003. 208 с.
64. Карпова Г. Ф., Науменко В. И. Антропософская гносеология и антропология Р. Штайнера как нетрадиционная основа гуманизации педагогического процесса // Известия Вузов. Сев. кавказ регион. Общественные науки. 2001. №1 С. 27-32.
65. Карасев Н. Теософия как форма оккультизма в условиях трансформации общественного сознания. М., 1999. 215 с.
66. Киселев Г. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии. 1999. № 1 С. 40 51.
67. Климков О.С. Антропология исихазма в контексте византийской культуры. Автореферат дис. канд. фил. наук. Спб., 2000. 24 с.
68. Когай Е.А. Человек и природа в русском космизме // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2
69. Коллин Р. Вестник Гармонии. // fiie://C:\rkoiUn.htm 7 с.
70. Коллин Р. Теория вечной жизни. СПб., 1997. 126 с.
71. КОЛЛИН Р. Зеркало света. // file://C:\rkollin.htm 30 с.
72. Кононова Е.С. Концепция человека в религиозно-философской антропологии Григория Паламы. Автореферат дис. канд. фил наук. М., 2000. 19 с.
73. Кравченко В. Гурджиев Георгий Иванович. // Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 148-149.
74. Круткин В. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. 1997 №4 С. 143-151.
75. Крылов В. Реставрация или разрушение? О новых переводах священных текстов. // Наука и религия. 1991, №5 — С. 55-57.
76. Крылов В. Черный маг или создатель объективной теологии. // Наука и религия. 1992, №2 С. 58.
77. Крылов В. Эзотерическое христианство и аналоги Г. И. Гурджиева. // Наука и религия. 1992, №6-9 С.44-45; 38-39; 35-37.
78. Крылов В. Гениальный мистификатор или мистифицирующий гений? // Наука и религия. 1993, №6-7 С. 30-33; 46-48; 52-53.
79. Крылов В. «Неопознанный» Гурджиев // Человек. 1992, № 2 С. 44-46.
80. Крылов В. «Человек есть множественность» // Человек. 1992, № 2 С. 4748.
81. Крылов В. «Об эволюции человека» // Человек. 1992, № 2 С. 49-50.
82. Коплстон Ф. История философии. XX век. М., 2002. 269 с.
83. Котенко Р. Вопрос о человеке в философии Бубера // Человек. 1997. №4 С.63-76
84. Кудрявцев О. Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996. 336 с.
85. Кут Хуми. Законы души или Кармические коды. М., 2003. 112 с.
86. Кутырев В. Человек XXI века: уходящая натура. //Человек. 2001. № 1 С. 9-16.
87. Латышева JI. Философия чуда. Донецк. 1998.
88. Лешкевич Т., Мирская Л. Философия Науки: Интерпретация забытой традиции. Ростов-на-Дону, 2000. 191 с.
89. Лобковиц Н. Что такое «личность»? // Вопросы философии. 1998. № 2 С.54-65.
90. Лукин А. «Человек это переходное существо // Человек. 1991. № 4. С-44-48.
91. Лурье С.В. Послесловие // Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. Спб.: 2000. С-181-220.
92. Мамардашвили М. Философские чтения. СПб., 2002. 832 с.
93. Маслин М. История русской философии. Учеб. для вузов. М., 2001. 639 с.
94. Мейлах М. "Четвертый путь" Георгия Гурджиева. // Наука и религия. 1989, №9-10
95. Миголатьев А. Человек как объект философского знания // Социально-политический журнал. 1998. № 2 С.67 79.
96. Минутко И. Трон Чингиз хана. Загадка Георгия Гурджиева. М., 2002.-477 с.
97. Мирская JI. Теософия и гносис. Ростов на Дону, 2004. 120 с.
98. Мир философии. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. 4.1. М., 1991. 671 с.
99. Мир философии. Человек, общество, культура. 4.2. М., 1991. 623 с.
100. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет Богословие и антропологические концепции XX века. Человек . 2002. №1. С. 118-126.
101. Михайлов И. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. М., 1999. 283 с.
102. Молодцова Е.Н. Энергии мира и человека в буддизме и исихазме // Философские науки. 1998. № 2. С. 57-65
103. Моторина Л.Е. Феномен человека: Методология исследования // Полигнозис. 2002 №1. С.38-42
104. Муравьев Б. Гнозис. Экзотерический цикл. Т.1. СПб., 1998. 283 с.
105. Муравьев Б. Гнозис. Мезотерический цикл. Т.2. СПб., 1998. 287 с.
106. Муравьев Б. Гнозис. Эзотерический цикл. Т.З. СПб., 1998. 252 с.
107. Наранхо К. Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего. Воронеж, 1995.- 222 с.
108. Наранхо К. Агония патриархата и надежда на триединое общество. Воронеж, 1995.-223 с.
109. Мцхветадзе А. Вновь о проблеме человеческого «я» // Вопросы философии. 2000. № 7 С. 132 137.
110. Натаф А. Мэтры оккультизма. СПб., 2002.
111. Нежинский И. Эзотерическое христианство Георгия Гурджиева // http//
112. Неллас П. Образ Божий // Человек. 2000. № 4.
113. Несмелов В.И. Наука о человеке (фрагменты) Философские науки. 1991. №2 С. 146-157.
114. Николл М. Психологические комментарии к учению Гурджиева и Успенского. Тт. 1,2. М., 2003. 640с.
115. Николл М. Новый человек. Объяснение некоторых притч и чудес Христа. М., 2001. 178 с.
116. Нижников С. Метафизика веры в русской философии. М., 2001. -352 с.
117. Ницше Ф. Сочинение в 2 т. Т. 2. М., 1990. 829 с.
118. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. 430 с.
119. Новиков В.Д. Христианское учение о человеке // Человек. 2000. №5. С. 112-126; №6. С.97-108; 2001. №1 С.119-127.
120. Новикова Л., Сиземская И. Введение в философскую антропологию Николая Бердяеева // Человек. 1997. №3. С.57-66.
121. Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 4. С. 18 21.
122. Оконская Н. Философская антропология: концепции и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия . 1992. №5. С.16-24.
123. Нотт К. Учение Гурджиева: Дневник ученика. М., 1995 .-319с.
124. Павленко А. Антропный принцип: истоки и следствия в европейской научной рациональности // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 178-218.
125. Панов Е.Смысл жизни и истории с позиции эзотерики. М., 2001.288 с.
126. Перфильева О. Магические пантеоны: Божества западных эзотерических традиций. М., 2002. 400 с.
127. Петере Ф. Детство с Гурджиевым. М., 1997. 239 с.
128. Поликарпов В., Поликарпова В. Феномен человека-вчера и завтра. Ростов-на-Дону., 1996. 576 с.
129. Повель JI. Господин Гурджиев фрагменты из книги // Согласие. 1994, №3.-С. 182-207.
130. Пушкин В. Сущность метафизики. С-Пб., 2003. 479 с.
131. Рикёр П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989 №2 С. 41 -50.
132. Риордан К. Гурджиев. //http/Zfourthwav-lib.nm.ru/library/riordan/gurdjieff.html 41с.
133. Ровнер А. Гурджиев и Успенский. М., 2002. 512 с.
134. Розин В. Размышления над учением Гурджиева // Наука и Религия. 1989, №10
135. Рудникова Н. Сакральный мистицизм Египта. 22 ступени солнечного пути. М., 2002. 376 с. Сабиров В. Жизнь. Смерть. Бессмертие. (Обзор основных религиозно-философских парадигм) // Человек. 2000. № 5 С. 36 - 49., № 6 С. 9 - 17.
136. Сабиров В. Жизнь. Смерть. Бессмертие. (Обзор основных религиозно-философских парадигм) // Человек. 2000. № 5 С. 36 49., № 6 С. 9-17.
137. Сержантов П. Время опыта вечности в исихастской антропологии. // Альфа и Омега. 2000. №1. С.166-182; №2. С. 184-203.
138. Слесарев В.О. Концепция человека в рамках парадигм научного и вненаучного знания. // Полигнозис. 2002. №1. С.43-48.
139. Ставцев С. Введение в философию Хайдеггера. СПб., 2000.-192 с.
140. Сурожский А. О свободе и призвании человека // Человек. 1993. №3. С.71-84.
141. Тарт Ч. Внутренний свет. Fine HTML Printed versiontxt (Word,КПК) gZipLib.ru html4apnb3 Тарт. Мошков.
142. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2001. 553 с.
143. Томас де Гартман. Книга о господине Гурджиеве. СПб., 2003. 159 с.
144. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001. 560 с.
145. Тульчинский Г, Уваров М. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. СПб., 2000. 415 с.
146. Успенский П. Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. СПб., 1992. -241с.
147. Успенский П. Четвертый путь. СПб., 1995. 522 с.
148. Успенский П. Новая модель вселенной. СПб., 1993. 557 с.
149. Успенский П. В поисках чудесного. СПб., 1992. 521 с.
150. Успенский П. Совесть: поиск истины. СПб., 1997. 253 с.
151. Успенский П. Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека. СПб., 2001. 192 с.
152. Успенский П. Странная жизнь Ивана Осокина. СПб., 1995.-190 с.
153. Философская антропология: статус, проблемы, перспективы // Полигнозхис. 1999. №2, С, 89-98.
154. Философия. Краткий тематический словарь. Ростов на Дону. 2001. -416с.
155. Философский энциклопедический словарь. М., 1997. 576 с.
156. Фролов И.Т., Гуревич П.С. Человековедение // Человек. 1994. №6. С. 5-10.
157. Фролова И. Философский словарь. М., 1987. 588 с.
158. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002. — 144 с.
159. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. №2 С. 35-40.
160. Хамитов Н.Философия человека: от метафизики к метаантропологии. М., 2002.
161. Хайдеггер М. Положение об основании. СПб., 2000. 300 с.166. . Хесс Р. 25 ключевых книг по философии. Урал, 1999.
162. Хоружий С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии. 1999. № 3 С. 55 84.
163. Хоружий С. К Антропологической модели третьего тысячелетия // Вестник Российского гуманитарного и научного фонда. 2000 № 3 С. 18 — 35.
164. Человек для биосферы? // Человек. 1997. №2. С. 118-125.
165. Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2000. С. 373 -374.
166. Шансков А. Тайная наука.// Факел. 2003, № 1
167. Шапиро-Тулин Б. Символы судьбы. Ростов на Дону. 2002.
168. Шефер П. Современный чудотворец. // Наука и религия. 1993, №7-8 С. 49-50; 24-26.
169. Шиманский А., Шиманская Ю. Человек творческий. К новому мировоззрению. Мн., 2000. 304 с.
170. Шичанина Ю. Феномен сверхчеловека в философии и культуре XX века // Научная мысль Кавказа. 1997. № 1 С. 41 48.
171. Штайнер Р. Очерк тайноведения. Мистика на заре духовной жизни нового времени. Философия свободы. М., СПб., 2000. 688 с.
172. Шустова А. Природа человека в философской антропологии Ауробиндо Гоша // Вопросы философии. 1999. № 6 С. 108 120.
173. Энциклопедия «Эзотеризм». Минск, 2002.С. 213-226.
174. Юровицкий С.Ю. Человеческая природа в эзотерической культуре. // Экономика. Политика. Культура. М.,1999. Выпуск 4 С.232-234.
175. Ямпольски Дж. Прощение: величайший целитель. София. 2003. -174 с.
176. Ячин С. Человек в последовательности культурных и социальных форм своего бытия: генезис превращенной формы // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 1(2). С.68 86.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.