Учение Л. П. Карсавина о "симфонической личности" как субъекта исторического процесса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Повилайтис, Владас Ионо

  • Повилайтис, Владас Ионо
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Калининград
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 124
Повилайтис, Владас Ионо. Учение Л. П. Карсавина о "симфонической личности" как субъекта исторического процесса: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Калининград. 1998. 124 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Повилайтис, Владас Ионо

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Общие принципы религиозно-философской системы

Л.П.Карсавина

1.1. Идейно-теоретические истоки философии Л.П.Карсавина

1.2. Шормирование и развитие философско-исторических представлений Л.П.Карсавина

1.3. Основополагающие принципы философской концепции Л.П.Карсавина

1.4. Проблема личностного характера бытия человечества

Глава 2. Исторический процесс в философско-исторической

концепции Л.П.Карсавина

2.1. Структура «симфонической личности»

2.2. Природа исторического

2.3. Культура как момент всеединства в философско-исторической концепции Л.П.Карсавина

2.4. Русская идея и общественно-исторический идеал

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение Л. П. Карсавина о "симфонической личности" как субъекта исторического процесса»

Введение

Будущее философии всегда в ее прошлом. Это становится очевидным, когда в поисках ответов на важные для нас вопросы мы обращаемся к своей истории, встречая, неважно, в древности ли, во вчерашнем ли дне, людей, которые помогают нам чуть лучше понять современный мир.

Лев Платонович Карсавин, яркий философ и блестящий историк, не получил широкой известности, несмотря на то, что с его именем связаны, наверное, одни из самых последних и самых трагических страниц эпохи, именуемой «русским духовным ренессансом».

Родился он 30 ноября 1882 года в Санкт-Петербурге. Отец его, Платон Константинович Карсавин, был танцовщиком и балетмейстером Мариинского театра. В отличие от своей сестры Тамары, ставшей известной балериной, будущий философ предпочел театру науки, любовь к которым передалась ему от матери, в девичестве Анны Иосифовны Хомяковой.

В 1901 году Карсавин окончил с золотой медалью гимназию, а в 1906 году историческое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. Его студенческая работа «Sidonius Apollinaris как исторический источник» также получила золотую медаль и была опубликована в 1908 году, частично в «Журнале министерства народного просвещения», частично в сборнике, посвященном профессору И.М.Гревсу. Именно под его руководством А.П.Карсавин занимался исследованиями средневековой культуры, результатами которых стали его магистерская (1912) и докторская (1915) диссертации.

Переломным моментом в его жизни стала революция, которая

во многом спровоцировала переход от историческои к религиозно-философской проблематике. Послереволюционные годы наполнены у А.П.Карсавина напряженными духовными поисками, неизбежным результатом которых стала нарастающая конфронтация с новой властью. Но он не хотел быть эмигрантом и высылку в 1922 году воспринял как личную трагедию.

В Берлине (1922-1926) А.П.Карсавин не только является профессором Русского научного института, но и участвует в работе руководимой Бердяевым Религиозно-философской академии. Кроме этого А.П.Карсавину удается опубликовать здесь крупные философские труды, над которыми он работал еще в России. В эти годы начинается его сближение с евразийцами, ознаменовавшееся переездом в Париж в 1926 году. В Париже А.П.Карсавин становится одним из идеологов этого движения и одно время возглавляет газету «Евразия».

о г?

Определенное разочарование в политической стороне евразийства, вызванное провокациями ГПУ, по времени совпадает с первыми годами «литовского» этапа в жизни философа. Начало его было положено приглашением ученого в 1927 году в Каунасский университет. Год спустя А.П.Карсавин принимает это предложение и возглавляет кафедру всеобщей истории сначала в Каунасе, а с 1940 года в Вильнюсе, куда он перебрался вместе с университетом. Здесь окончательно оформляется его философская концепция, пишутся и публикуются важнейшие труды. Конец относительно спокойной и обеспеченной жизни философа в Аитве был положен его арестом за антисоветскую деятельность в 1949 году. А.П.Карсавин был осужден и умер 20 июля 1952 года в инвалидном лагере Абезь (Коми ССР).

Он оказался в то время «ненужным» новой России как и многие его попутчики по «философскому пароходу». Остались карсавин-

ские идеи неоцененным в должной мере и среди эмиграции, которая не простила ему увлечение евразийством. Может быть поэтому возвращение А.П.Карсавина в современную философию проходит так сложно и неоднозначно. Сегодня, когда практически забыт исторический контекст, существует реальная опасность переоценки серьезности (в научном плане) тех или иных резких карсавинских высказываний. Зачастую стремление самоутвердиться, заявить о себе, выйти из тени более «знаменитых» родственников и «двойников», толкало его на заявления, не только запальчивые, но и его же построениям противоре-

1

чащие1.

Актуальность темы исследования. Сегодня имя А.П.Карсавина, бесспорно, принадлежит истории русской философии, оставаясь, однако, на периферии современного философского процесса. Поразителен парадокс: современник О.Шпенглера и М.Хайдеггера, П.Сорокина и А.Тойнби, А.П.Карсавин зачастую воспринимается нами как мыслитель, тяготеющий к философской традиции XIX века, несмотря на то, что в своих произведениях он размышлял над вопросами и проблемами, которые именно для философии XX века должны быть признаны характернейшими.

У него, также как и в постмодернистской философии, мы встречаем утверждение в качестве одного из центральных мотивов «кризиса гуманизма и инспирированной его импульсом культуры»^. Это несоответствие сложившихся оценок и реального положения вещей должно быть преодолено и уже преодолевается на основе признания очевид-

^ В качестве подтверждения могут выступить воспоминания А. Штейнберга. Штейнберг А. Друзья моих ранних лет.— Париж: Синтаксис, 1991,— С.195-196.

^ Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века— Тверь: АЕАН, 1997.- С.8.

ным того факта, что русская философия, поднимая свои собственные проблемы, находится в рамках европейской философской традиции, играя роль ее, может быть, самого пристрастного критика.

Завязавшийся в первые десятилетия XX века спор с Западом вокруг проблемы модерности является, таким образом, критикой мо-дерности изнутри и «окном в возможную реальность, представляющую собой «другое» самой Модерности»^. Уже тогда русская мысль увидела границы новоевропейского проекта, основанного на абсолютизации категорий «западного разума» и устами своих философов одной из первых заговорила о его недостаточности, предвосхищая критическое переосмысление западным миром перспектив своего развития.

Результатом такой переоценки стала определяемая А.Димером как «плюрализм мировоззрений, который пришел на смену «единому миру»^ философская ситуация. Ее следствием является как утверждение недостаточности любой концепции для объяснения мира и, следовательно, принятие принципа дополнительности в познании, так и в сосредоточение на человеке, который до этого зачастую рассматривался как «бесконечно малая величина».

И обращение к наследию А.П.Карсавина может помочь в поиске ответов на актуальные вопросы, сформулированные временем.

XX века заставил философию искать новые решения проблемы соотношения целого и части, индивидуального и коллективного. Бесперспективность краиних путей, толкающих общество в ничем не ограниченный индивидуализм и тоталитаризм, ведет нас к поиску решения, адекватно отражающего его новое состояние. Ключевым здесь

^ Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе// Вопросы философии— 1993 — №7 — С.63. ^ Цит. по: Губман Б.Л. Указ.соч.— С.17.

может стать разработанный А.П.Карсавиным принцип развертывания как основы для понимания феномена целостности.

Именно эта идея лежит в основе карсавинских представлений о культуре, поразительным образом перекликаясь с комплексом установок, предопределивших острый интерес, возникший к этому явлению во второй половине XX века. Критика линейных схем развития и установление границ их применения привлекла внимание к факторам развития прежде считавшимся второстепенными, к тому, что люди, оказавшись в ситуации выбора, «будут вести себя не адекватно требованиям законов производства и даже не в соответствии с политической целесообразностью, но прежде всего в зависимости от картины мира, которая заложена культурой в их сознание»1.

Сказанное относится и к проблеме роли и места русской культуры, особенно остро вставшей в последние годы в связи с необходимостью модернизации российского общества, которая при более широком рассмотрении воспринимается как универсальный «факт «глобализации» общественного развития, часто описываемый как возрастающая целостность мира»^. Это подводит нас к необходимости выявить специфику и актуальность карсавинской трактовки русской идеи, как проблемы, к которой обращались многие русские мыслители (Вл.Соловьев, Н.Бердяев, С.Булгаков, С.Франк и др.).

Поиск национальной идентичности в условиях универсализации всемирно-исторических связей должен опираться на новое восприятие мира, которое, по словам Ж.-М.Бенуа, проявляется в стремлении

Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки// Вопросы истории.— 1992,- №2-3.- С.25.

2 Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций?// Вопросы философии.- 1991.- №3,- С.29.

«покончить со старой философемой человеческой природы, с этим абстрактным Человеком»^. Однако, пользуясь этой верной по сути формулой, некоторые западные философы говорят о «смерти человека», в которой нельзя не расслышать эхо «смерти Бога».

В этом смысле сегодня надо говорить о необходимости «возвращения» человека в мир, о подлинном антропоцентризме и преодолении отчуждения, которое несет современная цивилизация, то есть

0 том что составляет, пусть и с уклоном в теологию, основное содержание карсавинских философских построений. Именно это позволит нам рассчитывать на включение русской философии «в тот полифонический дискурс, который уже представляет собой действительность современной мировой философской культуры»^. Обретение в рамках этого дискурса своего голоса невозможно без освоения собственной философской традиции, бережное отношение к которой диктуется, кроме всего прочего, потребностью «вернуть долги», которых накопилось немало.

Степень_изученности_проблемы. «Возвращение»

А.П.Карсавина было осложнено тем фактом, что его философские работы, выпускавшиеся в послереволюционные годы обычно малыми тиражами в издательствах-однодневках оказались спустя уже два-три десятилетия простому читателю практически недоступными. Поэтому знакомство с ним российского читателя в конце 80-х началось заново с публикаций небольших статей, посвященных отдельным аспектам его исторических и философских построений.

В первой половине 90-х вышли отдельным изданием ранее не

1 Цит. по: Губман Б.Л. Указ.соч — С.18.

^ Эверт Ван Дер Звеерде. Конец русской философии как русской?..// Вопросы философии — 1998 — №2 — С.131.

переиздававшиеся работы «О личности» (Каунас, 1929) и «Поэма о смерти» (Каунас, 1931)1. Вслед за ними была опубликована «Философия истории» (Берлин, 1923)^ и некоторые малые сочинения, заново введенные таким образом в научный оборот, среди которых особого внимания заслуживает посвященные метафизике любви «Ыо^ев Рей-ороШапае» (Петроград, 1922)^. Все указанные выше произведения были подготовлены к печати и прокомментированы С.С.Хоружим. Несомненный интерес вызвало издание в рамках собрания сочинений под редакцией А.К.Клементьева и С.Ю.Клементьевой работы А.П.Карсавина «О началах» посвященной метафизике христианства и опубликованной до этого лишь частично в 1925 году в Берлине^.

Возвращается к нам и Карсавин-историк: в том же собрании сочинений вышла его фундаментальнейшая работа по медиевистике «Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ веках» Этому предшествовала публикация его переписки с И.М.Гревсом^ и подготовленное А.А.Ястребицкой переиздание статьи «Восток, Запад и русская идея»''. Также следует обратить внимание на ставшие вновь доступными очерк «Католичество» (Петроград, 1918) и переведенные

1 Карсавин А.П. Религиозно-философские сочинения.— М.: Ренессанс,

1992.

2 Карсавин А.П. Философия истории.— СПб.: Комплект, 1993. ^ Карсавин А.П. Малые сочинения — СПб.: Алетейя, 1994.

^ Карсавин А.П. О началах.— СПб.: Алетейя, 1994.

^ Карсавин А.П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках — СПб.: Алетейя, 1997.

^ Российская историческая мысль. Из эпистолярного наследия А.П.Карсавина. Письма И.М.Гревсу (1906-1916).- М., 1994.

^ Карсавин А.П. Восток, Запад и русская идея// Историк-медиевист — Аев Платонович Карсавин: Аналит. обзор.— М.:ИНИОН, 1991.

А.П.Карсавиным «Откровения блаженной Анджелы» а также работу «Святые отцы и учители Церкви» (Париж, 1927)2.

Благодаря А.А.Ванееву, который сохранил многое из того, что создал философ в заключении, мы также достаточно хорошо знакомы с творчеством Л.П.Карсавина в лагере^. Как ни странно, практически неизвестными для нас остаются карсавинские работы, написанные на литовском языке, занимающие в его творчестве не последнее место. До сих пор не переведен на русский язык пятитомный труд, посвя-

«о ^

щенныи истории европейской культуры, обращение к которому сегодня становится все более необходимым^. Недоступны для большинства исследователей и другие его сочинения литовского периода, касающиеся широчайшего круга проблем философии и истории^, а также целый ряд более ранних работ, написанных по-немецки и опубликованных в 1922-1926 годах в Берлине.

Карсавинские идеи не приобрели широкой популярности среди современников. И то немногое, что написано ими о А.П.Карсавине, можно довольно условно разделить на две части.

Меньшую из них составляют работы (в основном — рецензии), полностью или частично посвященные анализу философской стороны его творчества. Здесь необходимо упомянуть достаточно критическую

1 Карсавин Л.П. Католичество. Откровения блаженной Анджелы.— Томск: Водолей, 1997.

^ Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви (Раскрытие православия в их творениях). - М.: Изд-во МГУ, 1994.

^ Ванеев A.A. Два года в Абези. В память о Л.П.Карсавине. — Брюссель: Жизнь с Богом. — Paris: La Presse Libre, 1990.

4 Karsavinas L. Europos kulturos istorija. T.l-5 — Kaunas, 1931-1937. ^ В Литве Л.П.Карсавин активно публикуется в периодических изданиях и помещает около семидесяти статей в вышедшей в Каунасе в энциклопедии. См.: Lienuviskoja Enciklopedija. Vol. 1-Х.— Kaunas, 1933-1942.

рецензию Г.В.Флоровского^ на «Философию истории» и подробнейший разбор этого же сочинения, сделанный П.М.Бицилли в работе «Новая философия истории»^, ценность которого уменьшается из-за того, что Бицилли преувеличивает зависимость карсавинских построений от концепции Бергсона. Сочинению «О началах» была посвящена критическая по содержанию статья «Вера и знание», вышедшая в берлинской газете «Звено» в 1926 году^ и доброжелательная рецензия В.Н.Ильина в парижском журнале «Путь»4.

Особое место среди этой литературы принадлежит уже упоминавшейся книге А.А.Ванеева, которая также является незаменимым источником при обращении к философскому наследию А.П.Карсавина. Вышла на литовском языке в 1930 году рецензия К.Амброзайтиса на сочинение «О личности»-*, который, однако, по мнению А.П.Карсавина, ничего в этой работе не понял^. Также достойны упоминания немецкие исследователи Г.Веттер^, Б.Шультц® и

1 В примечаниях к «Философии истории» С.С.Хоружий упоминает в качестве рецензентов кроме Г.В.Флоровского (Russische Gedanke 1929, Н.2) также С.И.Гессена (Соврем. Записки 1925, Т.23) и И.Степанова (На чужой стороне 1924, №3). См.: Карсавин А.П. Философия истории.— С.337.

2 Эта работа в качестве приложения опубликована в книге: Бицилли П.М. Очерки теории исторической науки.— Прага, 1925.— С.278-303.

^ Текст статьи данной приводится в послесловии А.Клементьева в книге: Карсавин А.П. О началах — С.366-368. 4 Ильин В. Библиография// Путь.- 1926,- №4,- С.533-534. ^ Ambrozaitis К. Sub specie aeternitatis aut durationis: Délei prof. Karsavino veikalo. « О личности». — Kaunas, B.l, 1930. 40p.

6 Такую оценку А.П.Карсавин дал в беседе с В.Трумпа. См.: Trumpa V.

Ibid.- P.(9).

^ Wetter G .A. L.P.Karsawins Ontologie der Dreieinheit// Orientalia Christiana

Periodica.- IX.- 1943.- P.366-405. 8 Schultz. В. Russische Denker.- 1950.- P.409-419.

Е.Зоммер^.

Гораздо больший объем занимают воспоминания, авторы которых, не углубляясь в анализ концепции Л.П.Карсавина, помогают лучше понять атмосферу той эпохи и увидеть в философе живого человека, делая при этом достаточно меткие замечания. Даже при самом беглом обзоре необходимо упомянуть книгу А.Штейнберга^, записки Г.Сорочкина^, статьи В.Шилкарского4, В.Трумпа^, Я.Якштаса^.

В последние годы наметился уход от фрагментарного восприятия карсавинского наследия и началось исправление ситуации, которая, по словам живущего в США литовского историка В.Трумпа, еще в 70-х годах нашего столетия заключалась в том, что «хотя Карсавин и был одним из оригинальнейших русских философов, он до сих пор не удостоился заслуженного внимания» (перевод — В.П.)^.

Определить место и роль философии Л.П.Карсавина в рамках сложной и неоднозначной истории отечественной мысли помогает це-

1 Sommer E.F. Vom Leben und Sterben eines russischen Metaphysikers// Orientai Christiana Periodica.- XXIV.- 1958.- P.72-80. ^ Штейнберг A. Указ. соч.— С.193-216.

^ Сорочкин Г. Из дневника (К истории каунасского религиозно-философского кружка) Приложение// Карсавин Л. П. Малые сочинения.—

С. 499-519.

4 В.Шилкарский. Кто такой проф. Лев Карсавин. Открытое письмо профессору прелату Якштасу Домбровскому Л.П.Карсавин. Письмо Я.Домбровскому (Публикация и предисловие «О Льве Карсавине» В.Повилайтиса)// Вече,- СПб., 1998,- №11.- С.129-137. ^ Trumpa V. Leonas Karsavinas — istorikas, filosofas, zmogus/ / Karsavinas L. Europos kulturos istorija.— Vilnius: Vaga, 1994.— T.2.— P.(1-13). ^ Jakstas J. L.Karsavinas istorikas-filosofas ir «Europos kulturos istorijos» auto-rius// Karsavinas L. Europos kulturos istorija.— Vilnius: Vaga, 1994.— T.l. ' Trumpa V. Ibid.— P.(9). Одним из первых шагов в этом направлении стал выпуск подготовленной А.К.Клементьевым полнейшей на сегодняшний день карсавинской библиографии. См.: Klementiev A. Bibliographie des oeuvres Lev Karsavine.— Paris: Institut cfEtudes slaves, 1994.

лый ряд работ, посвященных развитию философского процесса в России. Рассмотрение поставленных в диссертации конкретных проблем невозможно без обращения к фундаментальнейшим трудам таких исследователей, как Н.О.Лосский*, Н.А.Бердяев2, В.В.Зеньковский^, С.А.Левицкий4. Эти работы позволяют целостно представить себе то интеллектуальное пространство, которое мы называем русской философией. Нельзя пройти и мимо обобщающих работ современных российских исследователей, дающих в том числе и систематическое изложение истории русской мысли уже с позиций современной философии (А.А.Ермичев-\ А.Ф.Замалеев^, А.Е.Шапошников'', В.Ш.Сабиров** и др).

Одним из первых исследователей творчества А.П.Карсавина на Родине стал С.С.Хоружий. Именно в его работах впервые была предпринята попытка осмысления карсавинской концепции в рамках современного философского дискурса, проведен ее глубокий анализ и определены ключевые моменты^. Однако утверждение этим автором православия как единственной феноменальной основы и почвы совре-

* В том числе: Аосский Н.О. История русской философии.— М., 1991; Аосский Н.О. Идея конкретности в русской философии// Вопросы философии,- 1991.- №2,- С.125-135.

^ Бердяев Н. О русской философии. В 2-х томах.— Свердловск, 1991. ^ Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х томах.— А., 1991. 4 Аевицкий С.А. Сочинения в 2-х томах.— М., 1995.

^ См. вступительную статью, перевод и прим. А.А.Ермичева к работе А.П.Карсавина «Русская идея». (Русская литература.— 1993.— № 1.— С.136-143).

^ Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии.— М., 1996. ^ Шапошников Л.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания.- СПб., 1996.

8 Сабиров В.Ш. Русская идея спасения.— СПб., 1995.

^ Основные идеи представлены в книге: Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии.— СПб.: Алетейя, 1994.

менного философствования в России не кажется нам непреложным. Некоторые его оценки карсавинского творчества находятся под сильным влиянием собственных философских построений, носят далеко не бесспорный характер и нуждаются в корректировке путем переноса акцентов с религиозных сторон учения А.П.Карсавина на его философские и исторические аспекты.

Именно такой подход отчетливо прослеживается в статьях А.А.Ястребицкой, которые наиболее подробно освещают историософские и чисто исторические проблемы, поставленные в карсавинских работах^. Утверждая их самостоятельную ценность, А.А.Ястребицкая убедительно показала близость исторической концепции А.П.Карсавина и оформившихся позднее взглядов М. Блока и А.Февра. Ее работы помогают определить место, которое занимает концепция русского философа и историка в современной историографии.

Пристального внимания заслуживают и исследования А.К.Клементьева и С.Ю.Клементьевой, связанные с публикацией карсавинских сочинений. Они являются авторами чрезвычайно интересных комментариев к таким работам как «Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ веках» и «О началах» (об этом см. выше).

Г\роме того, им принадлежит несколько статей, посвященных жизни ■у

философа .

1 См.: Ястребицкая А.Л. Л.П.Карсавин об изучении истории и современная медиевистика/ / Историк-медиевист — Лев Платонович Карсавин: Аналит. Обзор; Ястребицкая АА. У истоков культурно-антропологической истории в России// Российская историческая мысль. Из эпистолярного наследия А.П.Карсавина. Письма И.М.Гревсу (1906-1916).

^ Клементьев А.К., Клементьева С.Ю. Мария Ивановна Цветаева и семья Карсавиных// Вестник РХД.— 1992— №165; Клементьев А.К. Дела и дни Л.П.Карсавина// Там же- 1993 - №167.

На антропологической стороне философии А.П.Карсавина сосредоточил свое внимание А.П.Лысков, рассматривающий в основном проблему «симфонической личности» и ее структуры^. В его работах предпринимается попытка разрешения противоречий, существующих в оценках характера карсавинской антропологии и прослеживается

«определенная связь метафизики всеединства Л.П.Карсавина с его

2

социально-политическими взглядами и установками» .

Суть упомянутых выше противоречий сводится к вопросу о реальном содержании термина «личность», укорененного у Л.П.Карсавина в строгой иерархической структуре. Настроенный критически Г.Л.Тульчинский однозначно говорит о том направлении, которое представляет карсавинская мысль как об «ошибке русской философии»^. Иную позицию отстаивает В.И.Мильдон, признавая не только своеобразие, но большой потенциал в предлагаемого Л.П.Карсавиным подхода к пониманию личности4.

Следует также упомянуть В.П.Шестакова, анализирующего карсавинскую философию в рамках философии любви-* и А.Игнатова,

^ См.: Лысков А.П. «Метафизика всеединства» и «учение о симфонической личности» Л.П.Карсавина// Проблемы русской философии и культуры — Калининград, 1997,— С.52-74; Лысков А.П. Философская антропология Л.П.Карсавина// Вече.- СПб., 1998,- №11.- С.138-141. ^ Лысков А.П. «Метафизика всеединства» и «учение о симфонической личности» Л.П.Карсавина.— С.69.

^ Тульчинский ГЛ. Об одной ошибке русской философии// Вопросы философии,- 1995,- №3.- С.83-94.

4 Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века// Вопросы философии.—

1996,- №3,- С.46-57.

^ Шестаков В.П. Эсхатология и утопия (очерки русской философии и культуры).- м.: ВЛАДОС, 1995,- С.83-86.

1

рассматривающего эту концепцию через призму евразийства .

Вызывает интерес творчество А.П.Карсавина и в Аитве, где наряду с многочисленными публицистическими публикациями последних лет этой теме посвящены и исследовательские работы. Среди них необходимо назвать Б.Гензялиса, обратившегося к этой проблеме еще в 70-80-х годах^. Заслуживают внимания статьи Н. Семионкинаса^, посвященные карсавинской антропологии, И.Тамошюнене^ о нравственном прогрессе и А.Свердлова'' о философии культуры. Наряду с ними следует сказать и о Т.Рауделюнасе, уже сегодня изучающем проблемы понимания исторического процесса в рамках карсавинской философии^. В Вильнюсе также проходят становящиеся традиционными карсавинские конференции, последняя из которых состоялась прошлом году.

Можно сказать, что всплеск интереса к личности А. П. Кар савина в Аитве относится к первой половине 90-х, что во многом было связано с празднованием 110-летия со дня рождения философа. Так, 1992-1994 годы наряду с начавшимся переизданием на литовском языке «Истории европейской культуры» вышло в свет око-

1 Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности// Вопросы философии.— 1995.— №6 — С.49-64.

^ См., напр.: Genzelis В. Burzuazines filosofijos susiformavimas ir raida Lietu-voje// Lietuviu filosofijos istorijos bruozai.— Vilnius, 1978.— P.145-179. ^ Semionkinas N. L.Karsavino antropología// Problemos.— 1971.— Nr2.— P.108-113.

^ Тамошюене И. Лев Карсавин о нравственном прогрессе// Нравственный прогресс и личность.— Вильнюс: Минтис, 1976.— С.204-210; Tamosiuniene I. L.Karsavino etiniu paziuru antologiniai pagrindai// Problemos.— 1982.— Nr27.—

P.65-71.

5 Sverdlovas A. Kulturos filosofija Lietuvoje - Vilnius, 1983 - P.140-147. ^ Raudeliunas Т. Istorijos procesas ir jo subjektas «visuotinybes» ontologijoje//

Problemos.- 1988.- Nr38.- P.63-75.

ло 20 статей, посвященных А.П.Карсавину, 5 рецензий на его работы и большое количество воспоминаний. Изучение карсавинского наследия в Литве продолжается и сегодня, но не так активно. Отличительной чертой почти всех проводимых в Литве современных исследований является рассмотрение философии Л.П.Карсавина скорее в рамках западной философской традиции и настороженное отношение к представлению о «русском духовном ренессансе».

Обзор литературы еще раз показал недостаточную разработанность даже центральных понятий карсавинской философии. Подавляющее большинство посвященных ей работ — журнальные статьи, освещающие отдельные аспекты концепции Л.П.Карсавина и не претендующие на ее целостный анализ. Все это делает преодоление еще реально существующей раздробленности в изучении карсавинского наследия, ознакомление со всеми существующими подходами и их освоение задачей, решить которую необходимо.

Цели и задачи исследования. Как историк и философ, Л.П.Карсавин, подвергая критике формационные схемы, тяготел в своих исследованиях к подходу, который развиваясь в рамках современной постиндустриальной парадигмы, определяется как цивилизаци-онный^. Это делает обращение к его наследию необходимым этапом в разработке адекватного современности представления об историческом процессе.

Заслуживает внимания и вытекающая из его работ характеристика философских аспектов понятия культуры, которыми во многом задается проблематика его исторических работ, перекликающаяся с

* Подробней об этом см.: Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы// Вопросы философии.— 1997— №1.—

С.3-17.

вопросами, интересующими современную теорию культуры. Формируемое именно этими вопросами проблемное поле определяет содержа-

С5 О О

ние данной работы, устанавливающем в контексте современной философии особенности исторического процесса и «симфонической личности» как его субъекта в карсавинских построениях.

Цель работы заключается в анализе учения Л.П.Карсавина о «симфонической личности» в контексте современных исследовательских установок, а также выявлении его метафизической направленности, специфики трактовки исторического процесса и определении места данной концепции в истории русской философии.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

• выяснить идейно-теоретические истоки философии Л.П.Карсавина и проследить развитие его философско-исторических взглядов;

• дать характеристику важнейших философских положений его системы и определить то новое, что было внесено Л.П.Карсавиным в понимание одной из центральных идей русской философии — идеи всеединства;

• проанализировать структуру «симфонической личности» как субъекта исторического процесса, предварительно рассмотрев ее характер, коренящийся в личностной природе бытия человечества;

• выявить философское содержание карсавинских взглядов на исторический процесс и дать им оценку;

• с современных методологических позиций рассмотреть сформулированное Л.П.Карсавиным в рамках философии всеединства понимание культуры;

Методология исследования вырастает из признания в качестве центральных следующих посылок:

1. Плодотворное изучение любой философской системы возможно лишь в признании ее частью общего философского процесса. Отсюда высоко значение в диссертации метода сравнительного анализа.

2. Философское творчество неразрывно связано с культурной средой, которая, формулируя общие проблемы («вызовы»), позволяет каждому мыслителю дать на них ответ, диктуемый внутренней логикой его концепции.

3. Стремление к наиболее точному пониманию изучаемых философских построений заставляет нас использовать принцип дополнительности, санкционирующий разносторонний анализ интересующих нас философских проблем.

Наряду с этим в диссертации учтены и методологические приемы современных историков русской философии (А.Ф.Замалеев, А.А.Ермичев, М.А.Маслин и др.), а также представителей новейшей историографии (М.А.Барг, А.И.Ракитов, Л.Я.Ястребицкая и др.). Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Установлены идейные истоки философии Л.П.Карсавина, которыми являются неоплатонизм, средневековая мистика, концепции Ник.Кузанского, А.С.Хомякова, Вл.Соловьева. Показано, что его учение сформировалось на стыке русской и европейской философских

О ^ о W

традиции, представляя собой их своеобразный синтез.

2. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в карсавин-ской концепции был сделан важный шаг в разработке одной из центральных идей русской философии — идеи всеединства, а именно: детально раскрыта динамическая сторона всеединства.

3. Доказывается, что в учении Л.П.Карсавина происходит конкретизация идеи всеединства применительно к специфике социального бытия и особенностям динамики социокультурных процессов. Проясняет-

ся характер личностного бытия во всеединстве.

4. Анализ карсавинских представлений о «симфонической личности» позволил обнаружить принципиальную новизну во взглядах философа на субъект исторического процесса, раскрывающийся как многоуровневая структура.

5. Обосновывается положение, что концепция А.П.Карсавина содержит плодотворную идею о культуре, развертывающей свою целостность по схеме: первоединство-разъединение-воссоединение. Определено значение русской идеи («душа культуры») для развития национальной культуры в целом.

Научно-практическая значимость данного исследования определяется необходимостью глубокого изучения творчества выдающегося представителя русской мысли, как непременного условия дальнейшего развития отечественной философской традиции. Результаты исследования также могут быть использованы в общем и специальных курсах истории философии и для проведения дальнейших исследований, посвященных русской философской мысли.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были апробированы на XXIX Научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов Калининградского государственного университета (Калининград, 1998).

По теме диссертации имеются следующие публикации: 1.0 понятии исторического в концепции Л.П.Карсавина// XXIX научная конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов Калининградского государственного университета: Тезисы докладов. В 6ч./ Калинингр. ун-т.— Калининград, 1998.— Ч.З.— С.6.

2. В.Шилкарский. Кто такой проф. Лев Карсавин. Открытое письмо профессору прелату Якштасу Домбровскому; Письмо А.П.Карсавина Я.Домбровскому. (Публикация и предисловие «О Льве Карсавине» В.Повилайтиса)// Вече.- СПб., 1998.- №11.- С.129-137.

3. Проблема единства и многообразия культур в религиозно-философском учении Л.П.Карсавина.— Проблемы русской философии и культуры: Межвузовский тематический сборник научных трудов.— Калининград, 1998.— 0,5 усл. печ. листа, (в печати).

Стриктура работы определена задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и занимает 124 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Повилайтис, Владас Ионо

Заключение

Проведенное детальное рассмотрение карсавинской концепции позволяет нам надеяться на формирование в рамках данной работы ее достаточно целостной картины. Проведенное исследование привело к следующим результатам:

• Были прослежены истоки философской концепции А.П.Карсавина. Можно сказать, что на формирование карсавинской философии особенно повлияли идеи Вл.Соловьева. Находясь в русле того процесса, который мы называем «русским духовным ренессансом», А.П.Карсавин дополнил идею всеединства двумя принципами, найденными в эпохе Возрождения: «стяженности» и «разматывания и сматывания центра» (Ник олай Кузанский). На их основе Карсавин формулирует ставшую сутью его концепции триаду: первоединство-разъединение-воссоединение. Антропологическая сторона карсавинской философии испытала существенное влияние «старых славянофилов» и в особенности А.С.Хомякова с его представлениями о соборности. Все это позволяет утверждать, что учение А.П.Карсавина сформировалось на стыке русской и европейской философской традиции.

• Было детально раскрыто карсавинское понимание всеединства. Мир представляется русскому философу иерархической структурой, нисходящей от Бога на вершине до человека в подножье. В основе в основе такого взгляда на всеединство лежит понятие момента, выполняющего функцию индивидуализации высшего единства, которое распадается на целый ряд моментов, каждый из которых является актуализацией высшего единства и одновременно единством низших моментов. А.П.Карсавин делает всеединство динамичным, добиваясь этого при помощи триады первоединство-разъединение-воссоединение, о с* иллюстрирующеи принцип самоотдачи, который в современной философской интерпретации позволяет выйти на понимание разрушения «как креативного принципа», сформировавшееся в рамках синергетики.

• В диссертации получил прояснение характер личностного бытия во всеединстве. В рамках принципа «Бог есть Личность» человек — личность настолько, насколько он актуализирует всеединство, выражает его в своих качествованиях. Л.П.Карсавин наполняет представление о личности, несмотря на его религиозное оформление, актуальным философским содержанием. Он проводит аналогию между триединой личностью и Пресвятой Троицею, обнаруживая соответствие первоединства или триединства «усии», определенного первоедин-ства — Отцу, саморазъединяющегося единства — Сыну, а самовоссоединяющегося — Духу Святому. Таким образом, Л.П.Карсавин при помощи православной догмы описывает взаимоотношения всех трех единств друг к другу. Здесь православная догма выступает средством восстановления единства через теофанию, которая в карсавинской концепции чрезвычайно важна, так как именно она не только обеспечивает само существование человека, но и связывает недоступный «трансцендентный» мир с миром «тварным» создавая основу, на которой покоится всякое, в том числе и историческое, знание. Подобные построения должны быть оценены как попытка преодолеть в рамках русской философии крайности понимания единства мира и человека.

• Анализ карсавинских представлений о «симфонической личности» позволил обнаружить принципиальную новизну во взглядах философа на субъект исторического процесса, раскрывающийся как многоуровневая структура. По Л.П.Карсавину, человек может, стремясь к абсолюту, актуализируя в себе различные высшие единства т.е. становясь «симфонической личностью») приближаться к идеалу. Этот вывод есть результат преломления всеединства в социальном бытии. Это позволяет утвердить многоаспектность личности, в которой всякий человек актуализируется в разных качествах, сохраняя в каждом указанном аспекте свою личность. В такой форме Л.П.Карсавин поднимал проблемы, приведшие в Европе к переориентации философии на социокультурную проблематику. Предлагаемый в рамках карсавинского «иерархического персонализма» вариант решения проблемы соотношения целого и части должен быть признаным тяготеющим к холическому миропониманию.

• В диссертации было выяснено, что субъектом исторического процесса у Л.П.Карсавина выступает человечество, взятое в его духовно-душевной деятельности. В этой деятельности развитие раскрывается полнее всего, что позволяет определить предмет истории как «социально-психическое развитие всеединого человечества». Противоречия между индивидуальной личностью и личностью симфоническою самим Л.П.Карсавиным осознанны как необходимые и являются не столько результатом «нестыковок» в самой концепции, сколько отражают реальную противоречивость мира. Философ не страшится этого противоречия т.к. развивает свою концепцию в дискурсе всеединства, который, как ему кажется, эти противоречия снимает. Л.П.Карсавин сформировал свою историческую концепцию, пытаясь преодолеть обнаруживший свои недостатки западный индивидуализм. В диссертации делается вывод, что для Л.П.Карсавина индивидуальное «Я» является необходимым, но недостаточным основанием мира. Это «Я» выступает лишь в качестве момента, высшей личности, и его поведение зачастую определяется логикой того целого (класса, сословия, народа и т.д.), которому оно принадлежит. Л.П.Карсавину не всегда удается избежать подмены конкретного индивида неким усредненным типом, выражающим «всеобщие» черты и интересы коллектива.

• Было обосновано положение, что концепция Л.П.Карсавина содержит плодотворную идею о культуре, развертывающей свою целостность через триединство. Давая характеристику развертывания всякой исторической индивидуальности, которую можно воспринимать и как всеединое человечество и выделяя стадии этого процесса, философ находит место культуры в иерархии личностей и определяет пути ее осмысления, опираясь на утверждение существования идеи культуры. Взаимодействие культур происходит не в абстракции, а в каждом человеке, индивидуализирующем разные аспекты высшего единства. Предлагаемая концепция диалога культур охватывает все историческое время и пространство, связывая культурное многообразие в полноте человечества (Адама Кадмона).

• В работе было показано почему, по мнению Л.П.Карсавина, русская культура, глубоко воспринявшая интуицию всеединства и уже сегодня актуализировавшая ее в форме своей вековой государственности, духовности, церкви, науки, культуры и искусства, стоит перед задачей наиболее полной актуализации всех моментов и что заставляет его делать акцент на рассмотрении (создании) модели государственного устройства эту культуру наиболее полно реализующего. Это проявляется в стремлении достигнуть состояния определяемого как симфония. В идеократических проектах, реализация которых должна была бы создать предпосылки нового государственного устройства, сходятся все философские религиозные исторические взгляды мыслителя. Они представляют собой вариант модернизации (пусть и утопический) российского общества, проведение которой и сегодня — актуальнейшая проблема. В своей трактовке русской идеи А.П.Карсавин пришел к ее широкому пониманию, исключающему экстремизм и нетерпимость, что делает обращение к наследию философа необходимой ступенью к обретению русской культурой так необходимой ей целостности.

Поднятые проблемы заставляют нас, в конце концов, говорить не столько о придании должного внимания идеям А.П.Карсавина, сколько о назревшей необходимости качественно иного отношения к пространству русской философии, включающему в себя, кстати, не только религиозную мысль. Иначе мы снова рискуем столкнуться с историей, которая жестоко накажет нас за невыученные уроки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Повилайтис, Владас Ионо, 1998 год

Литература

33.Аксенов Г.П. О причине времени// Вопросы философии.— 1996.— №1.— С.42-50.

34.Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России)// Вопросы философии.— 1998.— №2 — С.3-17.

35.Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма.— М.: Мысль, 1987.— 348с.

36.Бердяев Н. О русской философии. В 2-х томах.— Свердловск, 1991.

37.Бибихин В.В. Язык философии.— М., 1993.— 416с.

38.Бицилли П.М. Очерки теории исторической науки.— Прага, 1925.— С.278-303.

39.Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры.— СПб., 1995.— XVIII+244c.

40.Блок М. Апология истории.— М.: Наука, 1986.— 256с.

41.Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах.— М.: Наука, 1993.

42.Ванеев A.A. Два года в Абези. В память о Л.П.Карсавине.— Брюссель: Жизнь с Богом — Paris: La Presse Libre, 1990 — 394c.

43.Ванеев A.A. Очерк жизни и идей Л.П.Карсавина (предисловие)// Звезда.- 1990.- №12.- С.138-151.

44.Вилента И.В. Концепция истории России в научном наследии евразийцев: Автореф. дис. канд. ист. наук— М., 1996 — 24с.

45.Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса.— М., 1994.— 368с.

46.Гайденко П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл.Соловьева// Вопросы философии.— 1998.— №4.— С.75-93.

47.Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории.— СПб.: Наука, 1993.— 480с.

48.Геллер М.С. «Первое предостережение» — удар хлыстом// Вопросы философии,- 1990.- №9,- С.37-66.

49.Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт// Вопросы философии.- 1997.- №8.- С.123-134.

50.Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века.— Тверь: ЛЕАН, 1997.- 288с.

51.Гуревич А .Я. О кризисе современной исторической науки// Вопросы истории.- 1992.- №2-3.- С.21-36.

52.Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука// Вопросы философии.- 1990,- №4.- С.23-35.

53.Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций?// Вопросы философии.- 1991,- №3,- С.29-42.

54.Эверт Ван Дер Звеерде. Конец русской философии как русской?..// Вопросы философии,- 1998.- №2 - С.127-135.

55.3амалеев А.Ф. Курс истории русской философии.— М., 1996.— 351с.

56.3амалеев А.Ф. О русской философии// Вече— СПб., 1997— №10 — С.17-22.

57.3еньковский В.В. История русской философии в 2-х томах— Л., 1991.

58.3ернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века.— Paris: УМ CA-PRESS, 1974.- 382с.

59.Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности/ / Вопросы философии — 1995.— №6.— С.49-64.

60.Игнатов А. Метафизические корни коммунизма// Вопросы философии.- 1994.- № 12,- С.32-38.

61.Игнатова C.B. Историко-философский анализ евразийского учения: Автореф. дис. канд. филос. наук — М., 1995.— 24с.

62.Игнатьев A.A. Ценности науки и традиционное общество// Вопросы философии.- 1991.- №4.- С.3-30.

63.Ильин В. Библиография// Путь.- 1926 - №4.- С.533-534.

64.Каганович Б.С. П.М.Бицилли и его книга/ Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры— СПб., 1995 — C.VII-XXVII.

бЗ.Карташев A.B. Вселенские соборы — М., 1994.— 542с.

66.Карташев A.B. Аев Платонович Карсавин// Карсавин А. П. Малые сочинения. Приложение.- СПб., 1994.- С.471-476.

67.Клементьев А.К. Дела и дни Л.П.Карсавина// Вестник РХД.— 1993.— №167.

68.Клементьев А.К., Клементьева С.Ю. Мария Ивановна Цветаева и семья Карсавиных// Вестник РХД,— 1992.— №165.

69.Князева E.H., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике// Вопросы философии - 1997 - №3 - С.62-79.

70.Коган A.A. «Выслать за границу безжалостно» (новое об изгнании духовной элиты)// Вопросы философии — 1993.— №9— С.61-84.

71.Кожевников А. Философия и ВКП// Вопросы философии.— 1992.— №2.- С.72-74.

72.Колеров М.А. Братство св. Софии: «Веховцы» и евразийцы (19211925)// Вопросы философии.- 1994.- №10.- С.143-166.

73.Кузанский Николай. Избранные философские сочинения.— М., 1937.— 350с.

74.Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека// Вопросы философии — 1997 — №2 — С.57-70.

75.Кулешов В.И. Неожиданная встреча с А.П. Карсавиным// Вопросы философии.- 1993.- №5.- С.173-178.

76.Левицкий С .А. Сочинения в 2-х томах.— М., 1995.

77.Леонтьев К. Избранное.- М., 1993.- 400с.

78.Лосский Н.О. Вл.Соловьев и его преемники в русской религиозной философии// Путь.- 1926,- №2,- С.10-18.

79.Лосский Н.О. История русской философии.— М., 1994.— 460с.

80.Лосский Н.О. Идея конкретности в русской философии// Вопросы философии.- 1991.- №2.- С.125-135.

81Лосский Н.О. Избранное,- М., 1991,- 622с.

82.Лысков А.П. «Метафизика всеединства» и «учение о симфонической личности» Л.П.Карсавина/ / Проблемы русской философии и культуры.— Калининград, 1997.- С.52-74.

83.Лысков А.П. Философская антропология Л.П.Карсавина// Вече.—

СПб., 1998.- №11.- С.138-141.

84.Люкс Л. Интеллигенция и революция. Летопись триумфального поражения/ / Вопросы философии.— 1991.— № 11.— С.3-15.

85.Люкс Л. Евразийство// Вопросы философии.— 1993.— № 6.— С.105-114.

86.Люкс Л. Евразийство и консервативная революция// Вопросы филосо-

фин.- 1996.- №3.- С.57-69.

87.Майнцер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века// Вопросы философии.— 1993 — №3 — С.48-61.

88.Мамардашвили М.К. О философии// Вопросы философии.— 1991—

№5.- С.3-10.

8 9. Межу ев В.М. О национальной идее// Вопросы философии.— 1997.— №12.- С.3-14.

90.Межуев В.М. Философия истории и историческая паука// Вопросы философии - 1994 - №4.- С.74-86.

91.Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века// Вопросы философии.—

1996.- №3.- С.46-57.

92.Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического// Вопросы философии - 1991.-№3 - С.67-84.

93.Огурцов А.П. Дилеммы ненасилия// Вопросы философии.— 1992.— №8.- С.3-8.

94.Померанц Г. Выход из транса — М., 1995,- 575с.

95.Поппер К. Нищета историцизма.— М., 1993.— 187с.

96.Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России// Вопросы философии.— 1994.— №4.— С.14-34.

97.Сабиров В.Ш. Русская идея спасения.— СПб., 1995.— 151с.

98.Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь?—

СПб., 1994.- 200с.

99.Сорочкин Глеб. Из дневника (К истории каунасского религиозно-философского кружка)// Карсавин Л. П. Малые сочинения. Приложение.- СПб., 1994.- С.499-521.

100.Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе/ / Вопросы философии - 1993 - №7 - С.57-64.

101.Тамошюене И. Лев Карсавин о нравственном прогрессе// Нравственный прогресс и личность.— Вильнюс: Минтис, 1976.— С.204-210.

102.Троянов А.А. Философия истории Георгия Флоровского/ / Вече.—

СПб., 1997.- №10.- С.153-162.

ШЗ.Тульчинский Г.Л. Об одной ошибке русской философии// Вопросы философии.- 1995.- №3.- С.83-94.

104.Флоровский Г. В. Метафизические предпосылки утопизма// Вопросы философии.- 1990.- №2.- С.75-83.

105.Флоровский Г.В. Спор о немецком идеализме// Путь.— №25.— С.60-69.

106.Франк СЛ. Сочинения.- М., 1990.- 607с.

107.Хомяков A.C. Сочинения в 2-х томах— М., 1994.

108.Хоружий С.С. Диптих безмолвия.— М., 1992 — 136с.

109.Хоружий С.С. Всеединства философия//Русская философия. Малый энциклопедический словарь.— М., 1995.— С.103.

ИО.Хоружий С.С. Исихазм как пространство философии// Вопросы философии.- 1995.- №9.- С.80-94.

Ш.Хоружий С.С. Карсавин, евразийство и ВКП// Вопросы философии —

1992.- №2,- С.78-87.

112.Хоружий С.С. Карсавин и де Местр// Вопросы философии— 1989 — №3.- С.79-92.

ИЗ.Хоружий С.С. Карсавин Аев Платонович// Русская философия. Малый энциклопедический словарь — М., 1995.— С.249-252.

114.Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия// Вопросы философии - 1994 - №5 - С.75-88.

115.Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии — СПб.: Але-тейя, 1994.- 448 с.

Иб.Хоружий С.С. Трансформации славянофильской идеи в XX веке// Вопросы философии - 1994 - №11- С.52-62.

117.Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия// Вопросы философии.— 1991,— №5.— С.26-57.

118.Хоружий С.С. Orientale Liman: кратко о теме и предыстории// Вопросы философии - 1996.- №4 - С.69-71

119.Шапошников А.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания.- СПб., 1996.- 200с.

120.Шар онов В.В. Основы социальной антропологии.— СПб.: Аань, 1997 — 192с.

121.Шестаков В.П. Эсхатология и утопия (очерки русской философии и культуры).- М.: ВЛАДОС, 1995.- 208с.

122.В.Шилкарский. Кто такой проф. Лев Карсавин. Открытое письмо профессору прелату Якштасу Домбровскому Л.П.Карсавин. Письмо Я.Домбровскому (Публикация и предисловие «О Льве Карсавине» В.Повилайтиса)// Вече.- СПб., 1998.- №11.- С.129-137.

123.Штейнберг А. Друзья моих ранних лет.— Париж: Синтаксис, 1991.— 288с.

124.Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы// Вопросы философии.— 1997.— №1.— С.3-17.

125.Ясперс К. Смысл и назначение истории.— М., 1994.— 527с.

126.Ястребицкая A.A. Л.П.Карсавин об изучении истории и современная

медиевистика/ / Историк-медиевист — Лев Платонович Карсавин: Ана-лит. Обзор,- М.:ИНИОН, 1991,- С.3-58.

127.Ястребицкая A.A. У истоков культурно-антропологическои истории в России/ / Российская историческая мысль. Из эпистолярного наследия

Л.П.Карсавина. Письма И.М.Гревсу (1906-1916).- М„ 1994,- С.3-49.

128.Ambrozaitis К. Sub specie aetemitatis aut durationis: Délei prof. Karsavino veikalo. «О личности». — Kaunas, B.l, 1930. 40p. — Atsp. Is «Logos», 1930. Nr.l

129.Butenas J. Tarp universiteto sienu: [Atsiminimai]// Nemunas. 1970. Nr.9. P.46.

130.Cepinskis J. Levas Karsavinas — tragiskas zymaus mokslininko likimas/ [Su

V

A.Seréno laisku tekstais]// Kauno aidas — 1989— Vas. 9 — P.7.

131.Genzelis B. Karsavinas ir V.Sezemanas// Genzelis B. Kulturu saveika.— V.,

1989.- P.74-85.

132.Genzelis B. Burzuazines filosofijos susiformavimas ir raida Lietuvoje// Lietu-viu filosofijos istorijos bruozai.— Vilnius, 1978.— P.145-179.

133.Jakstas J. L.Karsavinas istorikas-filosofas ir «Europos kulturos istorijos» au-torius// Karsavinas L. Europos kulturos istorija.— Vilnius: Vaga, 1994 — Т.1.- P.(5-26).

134.Semionkinas N. L.Karsavino antropologija// Problemos.— 1971.— Nr2 — P.108-113.

135.Sverdlovas A. Kulturos filosofija Lietuvoje — Vilnius, 1983 — P.140-147.

136.Tamosiuniene I. L.Karsavino etiniu paziuru antologiniai pagrindai// Problemos.- 1982.- Nr27 - P.65-71.

137.Trumpa V. Leonas Karsavinas — istorikas, filosofas, Zmogus// Karsavinas L. Europos kulturos istorija.— Vilnius: Vaga, 1994.— T.2.— P.(1-13).

138.Raudeliunas T. Istorijos procesas ir jo subjektas «visuotinybes» ontologi-joje// Problemos.- 1988.- Nr38.- P.63-75.

139.Klementiev A. Bibliographie des oeuvres Lev Karsavine.— Paris: Institut d'Etudes slaves, 1994 - 63p.

140.Schultz. В. Russische Denker.- 1950.- P.409-419.

141.Sommer E.F. Vom Leben und Sterben eines russischen Metaphysikers//

Orientalia Christiana Periodica.- XXIV.- 1958.- P.72-80. 142.Wetter G.A. L.P.Karsawins Ontologie der Dreieinheit// Orientalia Christiana Periodica.- IX,- 1943.- P.366-405.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.