Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Никольская, Екатерина Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 224
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Никольская, Екатерина Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗАХ
1.1. Теоретический анализ современного направления в использовании учебно-методических комплексов, сопровождающих учебные и производственные практики студентов факультетов творческих специальностей в педвузах.
1.2. Теоретические подходы к активизации процесса обучения с использованием учебно-методического комплекса.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК
2.1. Теоретико-практические основы подготовки к осуществлению практики студентов.
2.2. Разработка и апробация учебно-методического комплекса как средства реализации инновационной модели учебных и производственных практик.
2.3.Педагогический анализ результативности внедрения . учебно-методического комплекса как средства реализации инновационной модели учебных и производственных практик.:.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Производственная подготовка будущих педагогов профессионального обучения в условиях университетского комплекса "наука-образование-производство"2009 год, кандидат педагогических наук Тихановская, Светлана Михайловна
Формирование профессиональных умений менеджеров социально-культурной деятельности в процессе практической подготовки в вузе2004 год, кандидат педагогических наук Коченова, Людмила Алексеевна
Формирование художественно-творческой активности студентов дизайнерских специальностей на основе герменевтического подхода2009 год, кандидат педагогических наук Огуречникова, Инесса Александровна
Проектирование комплексных аттестационных заданий для студентов бакалавриата: по направлению подготовки "технологическое образование"2010 год, кандидат педагогических наук Шестакова, Наталья Вадимовна
Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии2009 год, доктор педагогических наук Погодина, Виктория Леонидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов»
Актуальность исследования. Современное общество нуждается в гражданах, способных к самореализации, самообразованию и саморазвитию в условиях окружающей действительности, находящихся в постоянном творческом поиске, обладающих не только знаниями и умениями в решении профессиональных задач, но и способных мобилизовать свои умения и знания в конкретной ситуации. Это выдвигает перед высшими учебными заведениями особые задачи по поиску новых подходов и эффективных средств методического обеспечения образовательного процесса, позволяющих формировать высокий уровень готовности выпускников к успешной профессиональной деятельности. Для высшего профессионального художественного образования решение этого вопроса во многом определяется совершенствованием программного и методического обеспечения по специальным дисциплинам и усовершенствованием прохождения учебных и производственных практик как ведущего вида деятельности составляющего профессиональную подготовку студентов
Для нас особо значимым было изучить и проанализировать учебные и производственные практики, осуществляемые не только в рамках одной специальности, а рассмотреть вариативные подходы к их проведению на разных факультетах творческих специальностей в вузах Российской Федерации.
Изучение состояния организации и осуществления практики показало недостаточную теоретико-методологическую проработанность вопроса в этой области высшего профессионального художественного образования. Анализ рабочих программ по практике, методических указаний для студентов и руководителей практики, наглядных пособий, справочников и других материалов, применяемых в ряде прохождения практики и входящих в систему учебно-методического комплекса выявил, что учебно -методические работы создаются разрозненно, разными авторами в разное время и не обновляются из года в год, отсюда следует, что в издаваемых материалах нет логической связи, задания на практиках не пересекаются, и каждый вид практики существует отдельно, что приводит к недостаточно качественному показателю приобретаемых студентами профессиональных компетенций. При этом практически не осуществляется индивидуализация процесса реализации практик, которая учитывала бы профессионально-образовательный профиль обучающихся, уровень подготовки в области профильных дисциплин, профессиональные интересы, склонности, природные задатки обучающихся, что препятствует развитию мотивации к профессиональной деятельности и осмысленному пониманию каждым студентом ее главных задач и целей.
Изучение теоретической базы показало, что до настоящего времени только в общих чертах определено содержание учебно-ознакомительной и учебно-творческой практик студентов бакалавров и научно-исследовательской, художественно-творческой практик при освоении основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 050600 «Художественное образование». В содержании педагогической практики редки точки соприкосновения в объединении дисциплин профессиональной направленности, интеграции образовательной, научной и практической деятельности студентов. Вследствие этого возникает объективная потребность в научной разработке, апробации и внедрении учебно-методического комплекса как средства реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов.
Проведенный анализ состояния организации и осуществления различных видов практики позволил обозначить проблему исследования: поиск эффективных условий активизации процесса прохождения практики, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению 050600 «Художественное образование». Обозначенная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования: " Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов".
Цель исследования: теоретически разработать, научно обосновать, экспериментально проверить учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик.
Объект исследования: процесс осуществления учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов с внедрением разработанного учебно-методического комплекса.
Предмет исследования: учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что усовершенствование процесса осуществления учебных и производственных практик будет значительным при условиях:
• определения видов практик и деятельности студентов во время их прохождения, входящих в систему учебно-ознакомительной, учебно-творческой практики, обучающихся по направлению 050600 «Художественное образование» (бакалавр);
• конструирования учебно-методического комплекса, в качестве наиболее эффективной учебно-методической системы при прохождении практик, включающего в себя инновационные программы по всем видам практик, отражающие цели, задачи, место практики в образовательном пространстве, учебно-методическое обеспечение, требования к уровню организации и осуществления учебно-ознакомительной, учебно-творческой, педагогической практики.
• построения учебно-методического комплекса с применением всех педагогических принципов, согласно положениям современной педагогики (традиционных и инновационных);
• ассимиляции преподавательских, художественных, научно-исследовательских, организационно-просветительских, коррекционно-развивающих компетенций студентов;
• разработки и апробации педагогической концепции взаимодействия традиционных и инновационных подходов при прохождении учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практики;
• интеграции в содержании практики модулей- профессионального (теоретического) блока основной образовательной программы подготовки бакалавра художественного образования;
• разработки содержания практики с учетом интеграции образовательной, научной и практической деятельности студентов, обучающихся в магистратуре по направлению 050600 «Художественное образование»;
• различия содержания практики с учетом:
-профессионально-образовательного профиля обучающегося по направлению
050600 «Художественное образование»;
-уровня подготовки в области профильных дисциплин;
-степени мотивации, направленной на прохождение практики;
-индивидуальных особенностей студентов;
- профессиональных интересов студентов.
Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить и охарактеризовать научно-теоретические исследования в области изучаемой проблемы.
2. Проанализировать вариативные подходы к проведению практики на различных факультетах творческих специальностей и направлений в высших учебных заведениях.
3. Наполнить содержанием и определить виды деятельности студентов на учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практике.
4. Разработать и апробировать инновационные программы, научно-методические материалы и рекомендации для руководителей к подготовке и осуществлению практики, входящие в состав учебно-методического комплекса, выступающего как средство формирования профессиональной компетентности студентов в процессе осуществления учебных и производственных практик.
5. Проанализировать и обобщить результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по внедрению данного учебно-методического комплекса и его эффективности в условиях реализации учебных и производственных практик.
Методологическую основу исследования составили: исследования по теории и истории содержания образования на основе системного подхода к обучению с использованием различных методов преподавания (Б.Г. Ананьев, И.Ф. Гербарт, П.Н. Груздев, Дж. Дыои, Я.А. Коменский, Дж. Локк, В.Д. Одоевский, И.Г. Песталоцци, Э. Роттердамский, К.Д. Ушинский и др.);
- научно-методические работы, раскрывающие роль практики в развитии и профессиональном становлении будущего педагога (O.A. Абдуллина, Е.П. Белозерцев, В.П. Горленко, О.С. Гребенюк, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, О.В. Лешер, Е.В. Оганесян, И.А. Протасова, В.К. Розов, В.А. Сластеиин, И.Ф. Харламов, Г.А. Ястребов и др.);
- научно-методические труды по педагогике искусства (В.И.Козлов, Т.С.Комарова, Е.И. Коротеева, B.C. Кузин, С.П.Ломов, В.Р. Мосина, Б.М. Неменский, Л.А. Рапацкая, H.H. Ростовцев, Л.Г. Савенкова, A.A. Унковский, Г.М. Цыпин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.);
- искусствоведческие и научно-методические труды исследователей культурно-образовательной работы в музеях (В.В. Ванслов, Ю.У. Гуральник, E.H. Конухова, Н.Г. Макарова-Таман, Е.Б. Медведева, E.H. Миронова, О.Л.
Некрасова-Каратеева, A.M. Разгон, Б.Е. Райков, Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич);
- научные и учебно-методические труды по проблемам художественно-оформительского искусства (М.В. Дараган, П.Г. Демчев, В.В. Корешков, JI.H. Михайлов, О.В. Немиро, А.Г. Переверзев, Г.В. Черемных, C.B. Чумакова, В.В. Шамшур);
- теоретические исследования по проблемам развития творческой активности человека в процессе деятельности (В. Ф. Бехтерев, Д.Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Н. Кругликов, Р. С. Немов, A.B. Петровский, C.JI. Рубинштейн, Н.М. Сокольникова, Д. Б. Эльконин);
- положения современной педагогической науки, ориентирующиеся на компетентностный подход в обучении (В.В. Башев, А.Г. Бермус, Н.М. Борытко, A.A. Вербицкий, Т.М. Ковалева, С.Б. Серякова, М.А. Чошанов и
ДР-)
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, методической литературы по исследуемой проблеме;
- сравнительный анализ различных педагогических систем и подходов к проведению практики в высших профессиональных учебных заведениях, готовящих квалифицированных специалистов для работы в сфере художественного образования;
- обобщение передового опыта преподавателей-организаторов практик в вузах;
- педагогический эксперимент по разработке, апробации, внедрению и продуктивному применению УМК в процессе прохождения практик;
- диагностические методы (педагогическое наблюдение, письменный опрос, интервьюирование, анкетирование, тестирование, беседы со студентами, руководством организаций практики, сопоставление полученных в результате исследования данных, статистическая обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы с применением информационных технологий).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• Систематизирован и обобщен опыт проведения различных видов практик в профессиональном художественном образовании: учебно-ознакомительная, учебно-творческая, научно-исследовательская, художественно-творческая, педагогическая, музейная, практика по художественному оформлению, пленэр.
• Разработан УМК, сопровождающий новые виды практики: учебно-организационную и учебно-творческую, реализуемых в процессе обучения студентов, обучающихся по двух уровневой системе образования по направлению 050600 «Художественное образование», отличающемся от традиционного прохождения практики специалистов, построенный с применением принципов модульного обучения и использованием балльно-рейтинговой оценки результатов практики, стимулирующей творческую активность студентов.
• Определены общепрофессиональные практические, специальные практические, профессиональные организационно-управленческие, системные профессиональные компетенции, приобретаемые студентами в ряде прохождения учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практики, отвечающие современным требованиям, предъявляемым работнику сферы художественного образования.
• Содержание практики разработано с учетом интеграции дисциплин профессиональной направленности, применения традиционных и инновационных педагогических принципов, индивидуального подхода к каждому студенту, усиления акцента личностного развития студентов, их интересов, профессиональных предпочтений, степени мотивации студентов на прохождение практики и уровня подготовки в области профильных дисциплин.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит научно обоснованный вклад в развитие теории профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов, способствует решению проблемы научно-методического обеспечения" практики: представлена инновационная модель освоения студентами профессиональных компетенций, основанная на интеграции психолого-педагогических дисциплин в системном подходе при осуществлении практики;
- аргументирован содержательный аспект различных видов практик представленных в основной образовательной программе подготовки бакалавров и магистров художественного образования и современный подход к их осуществлению, основанный на применении традиционных и инновационных методов, форм и средств обучения;
-разработан алгоритм реализации этапов и последовательных шагов при подготовке и проведении практики руководителем;
- обоснован процесс развития мотивации студентов к получаемой профессии на основе использования учебно-методического комплекса.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить эффективное прохождение практики студентами педвузов. Материалы могут использоваться преподавателями вузов, методистами, студентами, руководителями и учителями средних общих (полных), начально-профессиональных и средне-профессиональных учебных заведений, художественных школ, изостудий, школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла в решении проблем профессионального образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, теоретическим обоснованием исходных методических позиций, одобрением материалов исследования ученым советом ХГФ и кафедрой истории искусства МГГУ им. М.А. Шолохова; экспериментальной проверкой разработанных автором программ, творческих заданий и учебно-методических пособий для студентов по учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практике бакалавров и научно-исследовательской, художественно-творческой практики магистров художественного образования, способствующих приобретению профессиональных компетенций студентами; многолетней деятельностью автора в области профессионального художественного образования; участием по проблеме исследования на научных и научно-практических всероссийских и международных семинарах и конференциях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В модуль переносимого (практического) блока в основной образовательной программе подготовки бакалавров внесены:
Учебно-ознакомительная практика, в содержание которой включено приобретение общепрофессиональных компетенций в области рисунка, живописи, композиции и ознакомление со сферами деятельности бакалавра художественного образования.
Учебно-творческая практика направлена на перенос теоретических знаний по изучаемым общепрофессиональным и профессионально профилированным дисциплинам (рисунок, живопись, история искусства и др.) в практическую деятельность на втором и третьем году обучения.
Педагогическая практика содержит в себе интегрируемые результаты учебно-ознакомительной и учебно-творческой практик, применение знаний по модулям основного профессионального теоретического блока. На четвертом году у студентов очной формы обучения окончательно сформировываются профессиональные компетенции в области педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей деятельности, заключающейся в воспитании и обучении граждан средствами искусства.
В основную образовательную программу подготовки магистров включены научно-исследовательская и художественно-творческая практики, которые осуществляются параллельно и имеют узкую направленность, заключающуюся в исследовании, расширении и углублении художественно-педагогической деятельности в профильном виде искусства.
Данная последовательность реализации практик государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования позволяет осуществлять комплексную подготовку студентов к предстоящей работе в области художественного образования.
2. Педагогическая модель формирования профессиональных компетенций студентов в процессе реализации учебных и производственных практик с использованием учебно-методического комплекса предусматривает взаимосвязь практики с дисциплинами профессиональной направленности; опору на традиционные и инновационные педагогические принципы; методы (опора на жизненный опыт, анкетирование, интервьюирование и др.); формы (индивидуальное и групповое решение творческих задач, мастер-классы и т.д.).
3. Этапы реализации инновационной модели учебных и производственных практик с применением учебно-методического комплекса осуществляются в следующей последовательности: определение уровня мотивации студента к обучению, объема и сформированности знаний, умений, навыков в области общепрофессиональных и профессионально профилированных дисциплин; формирование мотивации познавательной активности студентов; осуществление индивидуального подхода при разработке заданий практики для каждого студента; применение и совершенствование на практике наличествующих у студентов умений в области общепрофессиональных, специальных практических и др. компетенций; подведение итогов практики по разработанным критериям оценки сформированности профессиональных компетенций студентов.
Этапы исследования:
1 этап (2003 - 2005) - теоретический.
Имел целью разработку замысла исследования, гипотезы и способов ее экспериментальной проверки. В ходе исследования проводилось изучение и анализ литературы, методических рекомендаций по теоретическим и практическим вопросам, касающимся проведения практик на различных творческих специальностях и направлениях в вузах, передового педагогического опыта; обобщение и систематизация полученного материала, применение теоретических выводов в собственной практической деятельности.
2 этап (2005 - 2007) - практическая разработка. На этом этапе проводился диагностический эксперимент, изучался и обобщался передовой опыт работы высших профессиональных учреждений, осуществлялась практическая разработка УМК как средства реализации инновационной модели учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практики бакалавров и художественно-творческой и научно-исследовательской практики магистров.
3 этап (2007 - 2009) - формирующий эксперимент по внедрению и применению УМК в учебном процессе на базе ХГФ МГГУ им. М.А. Шолохова. На этом этапе велась опытно-экспериментальная работа. В эксперименте участвовали следующие структурные образовательные подразделения: кафедра истории искусства ХГФ МГГУ им. М.А. Шолохова, ГОУ ЦО № 775, ГОУ ЦО № 1881, ГОУ СОШ № 1368, ГОУ СОШ №899, ГОУ СОШ № 582, музеи и выставочные залы г. Москвы и области (Музей народных промыслов «Федоскино», Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в.», Выставочный зал «Чертаново-Южное», Выставочный зал «Печатники» и др.), дизайнерские организации (ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», ООО «ХАРИС», ООО «ТД» Р - плюс», ООО
Российские инновации»), учебно-методический информационно-прокатный Медиацентр ЮВАО управления образования Департамента образования города Москвы.
Далее систематизировались, обобщались и оформлялись полученные результаты. Опыт работы был представлен на Международной научно-практической конференции в мае 2008 г., проводимой на базе ГОУ ВПО Шадринский государственный педагогический институт, а также на окружном семинаре учебно-методического информационно-прокатного Медиацентра ЮВАО города Москвы в апреле 2007 г. Результаты исследования в течение четырех лет успешно внедряются в педагогический процесс реализации учебных и производственных практик студентов ХГФ МГГУ им. М.А Шолохова и нашли отражение в авторских программах по всем видам практик, учебно-методических материалах и ряде статей автора в течение последних четырех лет работы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Системный подход в обучении цветоведению студентов художественно-графического факультета2008 год, кандидат педагогических наук Кузьмина, Ирина Петровна
Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента2012 год, доктор педагогических наук Ткалич, Светлана Константиновна
Инновационные задачи ресурсосбережения как средство формирования инженерной компетентности будущего бакалавра2014 год, кандидат наук Манакова, Ольга Сергеевна
Формирование графической компетенции бакалавров в дистанционном обучении: на материале курса "Основы математической обработки информации"2011 год, кандидат педагогических наук Кулевская, Екатерина Сергеевна
Система инновационного научно-методического обеспечения профессионального обучения студентов-политологов2006 год, доктор педагогических наук Сидельникова, Татьяна Тимофеевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Никольская, Екатерина Евгеньевна
Присоединение России к Болонскому процессу и как следствие переход на двухуровневую систему обучения, появление в рамках педагогических специальностей новых направлений, одним из которых является направление 050600 «Художественное образование» с различными профилями специальной подготовки. Сокращение срока освоения профессиональной образовательной программы с пяти до четырех лет при очной форме обучения на бакалавриате, увеличение объема часов, отводящихся, согласно новым учебным планам, на самостоятельную работу студентов, а также запрос современного общества на подготовку педагогов профессионалов, находящихся в постоянном творческом поиске, умеющих осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, компетентных не только в области профилирующей дисциплины, но и обладающих обширными знаниями в других областях науки - все это, предъявляет новые требования к выпускнику высшей школы и как следствие к построению учебного процесса.Предъявляемые требования, непосредственно затрагивают характер, содержание и организационные формы практики как одного из ведущих компонентов в обучении, без которого студент не может стать профессионально квалифицированным работником любой сферы занятости.1. Концептуальную основу инновационной модели учебных и производственных практик составляет совокупность следующих методологических подходов, выявленных на основе изученных трудов видных деятелей культуры, искусства и образования, помогающих направить личность студента к профессиональному становлению: • Личностный. Обучение на практике строится с опорой на личные и профессиональные интересы студента, его природные задатки и индивидуальные особенности, степень мотивации на профессиональную деятельность и уровень подготовки в области профильных дисциплин. В связи с этим студентам были созданы определенные условия, способствующие индивидуализации обучения, при которых каждому студенту предоставлялся свободный выбор траектории обучения (практика может носить как рассредоточенный характер и реализовываться в течение всего семестра, так и в сжатые сроки от 2 до 6 недель в зависимости от вида
практики), исходя из психофизических особенностей и личных предпочтений студентов. В выборе тематики обязательных и дополнительных творческих заданий, форм, методов, источников, средств и базы реализации практики студентам так же предлагалась определенная свобода выбора.• Деятельностный. Все задания практики рассчитаны на разностороннюю подготовку студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, посредством включения студентов во время реализации практики в педагогическую, культурно-просветительскую, научно-исследовательскую, организационно-воспитательную, коррекционно развивающую работу с учащимися, направленную на обучение и воспитание средствами искусства, а также персональную творческую художественную деятельность.• Культурологический. Прохождение практики студентов на базе учреждений культуры, искусства и образования является условием освоения различных способов творческой деятельности, формирования и развития культурных ценностей, сохранения, приумножения и передачи их учащимся.• Интегративный. Содержание практики разработано с учетом одновременного развития интеллектуальных, социальных и эстетических аспектов личности студента.• Художественно-эстетический. Полностью погружаясь в профессиональную деятельность на практике, у студентов формируется понимание сущности искусства, особенностей процесса его развития, специфики художественного творчества, происходит восприятие и отображение студентами художественной культуры.2. На основе анализа вариативных подходов к осуществлению практики на различных факультетах творческих специальностей и направлений в высших учебных учреждениях Москвы и ряда других городов Р. Ф. опреде 158 лены основные направления в разработке учебно-методического комплекса как наиболее эффективного средства реализации инновационной модели учебных и производственных практик. УМК определяется нами как совокупность средств обучения, отражающих модель педагогической системы, включающей цели, содержание, дидактический процесс и организационные формы обучения. Особенности УМК, сопровождающего учебно-ознакомительную, учебно-творческую и педагогическую практику бакалавров проявляются в обозримости и целостности содержания учебного материала, во внедрении кредитно-модульно-рейтинговой системы в процесс обучения, в интеграции практики с дисциплинами профессиональной подготовки. Особенностью является и обеспечение системности применения знаний по дисциплинам профессиональной направленности и особенно этапность и логика при овладении профессиональными компетенциями во время прохождения студентами взаимодополняющих и сменяющих друг друга видов практики.3. Профессиональная деятельность бакалавра художественного образования выходит за рамки общеобразовательной школы и может осуществляться в различных учреждениях культуры, искусства и образования (кроме высших учебных учреждений), где требуются специалисты, способные осуществлять педагогическую, культурно просветительскую, коррекционно-развиваюшую, организационно воспитательную работу с различными категориями граждан средствами искусства. Открывшиеся возможности реализации практики согласно государственному образовательному стандарту по направлению 050600 «Художественное образование» побудили нас наполнить содержанием новые ее виды, такие как учебно-ознакомительная и учебно-творческая и расширить поле деятельности студентов-бакалавров при осуществлении педагогической практики.• Учебно-ознакомительная практика (первый курс) реализуется в два этапа: •первый этап направлен на формирование общепрофессиональных компетенций в области рисунка, живописи и композиции на пленэре; •второй этап предполагает посещение и знакомство с работой учреждений культуры, искусства и образования, т.к. согласно задачам практики у студентов должно происходить формирование положительного отношения и активного интереса к избранной профессии посредствам создания целостного представления о специфике работы в области художественного образования.• Учебно-творческая практика (второй-третий курс). При реализации учебно-творческой практики раскрывается спектр возможных ориентиров в профессии: работа на базе музеев, выставочных залов, художественных галерей (I ступень учебно-творческой практики). В ходе практики осуществляется изучение и применение имеющегося сегодня пакета прикладных программ, ориентированных на выполнение художественно оформительских работ и принципов их использования в художественном оформление учебных учреждений всех ступеней образования (II ступень учебно-творческой практики).• Производственная практика (педагогическая) (четвертый курс) является интеграцией дисциплин всех блоков, которая включает в себя применение умений, полученных в ряде прохождения базовых (учебно ознакомительной и учебно-творческой практики). Во время прохождения производственной практики студенты основательно закрепляют, углубляют, расширяют и практически применяют знания и умения, полученные в процессе обучения. Тем самым у студентов формируется система профессиональных умений и навыков в соответствии с профилем специальности.В основную образовательную программу подготовки магистров включены научно-исследовательская и художественно-творческая практики. Эти виды практик осуществляются параллельно и имеют узкую направленность, заключающуюся в исследовании, расширении и углублении художественно педагогической деятельности в профильном виде искусства.4. В результате исследования получила подтверждение гипотеза о том, что применение автором традиционных и инновационных педагогических принципов при структурировании УМК: системности, модульности, телеологический и андрагогическии принципы существенно актуализирует процесс осуществления учебных и производственных практик.5. Результат апробации учебно-методического комплекса показал обоснованность этапов реализации инновационной модели учебных и производственных практик с применением УМК, осуществляемых в следующей последовательности: • определение уровня мотивации студента к профессиональной деятельности, объема и сформированности знаний, умений и навыков в области общепрофессиональных и профессионально профилированных дисциплин; • формирование познавательной активности студентов; • осуществление индивидуального подхода при разработке заданий практики для каждого студента; • применение на практике наличествующих у студентов умений в области общепрофессиональных, специальных практических и других компетенций; • итоговый контроль, определяющий уровень профессиональных компетенций полученных студентами после прохождения программы переносимого модуля практики.6. Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы по внедрению данного учебно-методического комплекса в условиях реализации учебных и производственных практик показал высокий уровень эффективности разработанной методологии и усовершенствование процесса осуществления различных видов практик на художественно-графических факультетах. Использование в учебном процессе разработанного УМК, способствует: • осуществлению самостоятельного обучения студентов и обеспечению индивидуального темпа обучения; • интеграции и дифференциации содержания обучения путем группировки модулей, задания в которых объединяются по тематическому признаку базой; • усилению мотивации студентов к освоению содержательного модуля практики и активизации самостоятельной работы студентов, повышению доли их самостоятельнойработы; • своевременной коррекции ошибок и определению путей их исправления; по средствам проведения текущего контроля? и индивидуального консультирования; • выявлению вида профессиональной деятельности, к которому наиболее предрасположен студент, для дальнейшего построения его индивидуальной образовательной траектории; • наиболее полному определению уровня!учебных достижений студентов и наглядно показу места обучающего в общем рейтинге группы.Обозначенные в исследовании автором критерии оценки: педагогическая; направленность; научность; художественность; оригинальность, завершенность, облегчали процесс подведения итогов- руководителем, способствовали самостоятельному оцениванию студентами своих результатов, а так же позволяли подходить к выполнению каждого задания с научной; художественно-эстетической, профессионально-педагогической точки зрения.Педагогический анализ результатов„ экспериментальной работы показал высокую степень сформированное™ профессиональных компетенций студентов по завершению . производственной практики, согласно установленным уровням учебных достижений. Полученные данные в результате анализа и обобщения экспериментальной работы по внедрению учебно-методического комплекса, в условиях реализации учебных и производственных практик позволили нам заключить, что разработанный УМК и педагогические условия, предложенные в инновационных программах, оказались! результативными и способствовали успешному освоению студентами системы профессиональных компетенций 162 • • ' • • ,
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Никольская, Екатерина Евгеньевна, 2009 год
1. Календарно-тематическое планирование практики.
2. Методические рекомендации по прохождению практики для студентов.
3. Определить теоретико-практические основы подготовки студентов к осуществлению практики.
4. Разработать и апробировать учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик.
5. Уровень (низкий). Студенты не осознают цели учения и труда, мотивационная сфера учащихся бедна позитивными, положительными моментами.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.