Творчество в хореографии: опыт культурологического исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Хабарова Татьяна Андреевна

  • Хабарова Татьяна Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 174
Хабарова Татьяна Андреевна. Творчество в хореографии: опыт культурологического исследования: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва». 2024. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хабарова Татьяна Андреевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТАНЕЦ КАК ИНСТРУМЕНТ ТВОРЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

1.1 Творческая деятельность: к истории вопроса

1.2.Смысловые универсалии танца

1.3 Особенности пластического мышления в танце

ГЛАВА II. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ

2.1.Творческая личность в пространстве хореографии

2.2.Хореографические практики в социокультурном пространстве 109 Саратовской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество в хореографии: опыт культурологического исследования»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена особенностями феномена творчества в хореографическом искусстве. Под творчеством можно понимать особую широту мышления, нестандартность образа и уникальность художественного воплощения, полную «сосредоточенность всей духовной и физической природы» (К.С. Станиславский), в то же время творчество выступает «самым высшим из наслаждений, когда-либо испытываемых человеком» (А.П. Чехов).

Творческая деятельность в хореографии - результат сложного процесса, который формирует культурное пространство, существующее благодаря синтезу личности и общества, амбивалентно влияющих друг на друга, и самого творческого процесса, осуществляемого творцом. Творчество в хореографии представляет особый тип пластического мышления, в основе которого культивируется идея органического единства средств выразительности и образных элементов различных видов искусства, «мир сложных многомерных разнородных внутренних поэтических и эмпирических форм», - отмечает В.В. Виноградов, а В.Е. Баглай подчеркивает, что «танец - это непрерывная цепь творческих актов, совершаемых в диалектическом единстве массового и личного» .

В творческом состоянии танцующего человека большую роль играет телесная свобода и отсутствие всякого мышечного напряжения, благодаря которому он может свободно и беспрепятственно выражать телом то, что чувствует его душа на стыке внешнего и внутреннего творческого посыла.

Рассматривая культурологические горизонты проблемы, автор впервые интерпретирует художественное пространство хореографии, которое выступает в наибольшей степени как гетерогенное (неоднородное) по составу, наполненное богатством созданных ценностей и авторских позиций в материальных основаниях и рефлексивности его бытия. Как область знания, возникающая благодаря постижению мира культуры, культурология

интерпретирует хореографию, созданную человеком, как мир ценностей, смыслов, символов и значений

Российская хореографическая школа сочетает разные художественные направления, которые известны во всем мире, так же, как и их создатели -творцы: К.Я. Голейзовский, Ю.Н. Григорович, Ф.С. Рузиматов, Н.И. Бессмертнова, М.М. Плисецкая, Г.А. Уланова и др. В XX и сегодня, в XXI вв. появилось множество новых способов выражения собственной эстетики и танцевальной лексики через призму хореографического искусства и пластического выражения. Оттачивается внешняя пластика и внутренний ритм, нарушая симметрию академической позиции в поиске движений и поз, несущих экспрессию, скрытое напряжение, драму и конфликт. Осваиваются новые, актуальные «зоны» образности, характеры персонажей балетов, активно взаимодействуя с самой разной аудиторией, они наполняются абсолютной открытостью, естественностью, логикой движения, одухотворенностью, действенностью, поэтикой смысла.

Отметим, что рассматривая народные танцы, нельзя не обратиться к творческому опыту Г.Я. Власенко, И.А. Моисеева, Н.С. Надеждиной и многих других. Они создавали свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы, присущими как для каждого отдельного движения, так и для всего рисунка партии в целом.

Воплощением российской танцевальной индустрии является эстрадный балет «Тодес», который являясь эталоном пластики, грации и танцевального мастерства, выступает на фестивалях и праздниках крупных концертных площадок мира. Руководитель коллектива, педагог и режиссер А.В. Духова убеждена в том, что творчество в мире танца занимает желание танцора выразить себя, чувства и эмоции через триединство движения тела, музыки и ритма.

Руководитель танцевального театра «Эксцентрик балет» С.В. Смирнов, считает что танец это, прежде всего, «образ жизни», который строится на

внутреннем самоанализе, при этом, чем старше и опытнее становится исполнитель, тем более убедительнее, проникновеннее и креативнее становится его танец.

Стремление к творчеству - психологический аспект, как взрослого, так и ребенка. Он включает в себя не только наличие выраженных интересов, склонностей и потребностей, но и моменты творческой самореализации и переживания эмоциональной культуры исполнения. Результатом такой деятельности является наличие самостоятельной интерпретации в различных формах: рисунке танца, жесте, слове (устном, письменном, электронном), а также своеобразном выборе инструментов для импровизации при создании хореографической композиции или этюда.

В России любят танцевать и во многих регионах, областях, городах и селах складываются свои традиции. Популярными становятся определенные виды танцев со своими ритмами, движениями, костюмами. В последнее время активизировалось изучение танцевальной культуры, подготовка профессиональных кадров включена в программы образовательных учреждений всех уровней, от начальной школы до вузовских факультетов хореографии. На государственном уровне функционируют сотни хореографических ансамблей разной направленности (классические, народные, эстрадные и др.), открыты специальные хореографические школы, образованы танцевальные кружки и студии в культурных центрах, проводятся смотры, конкурсы, фестивали. Специальные формы, техники и приемы хореографического обучения направлены на развитие творческих способностей и воображения исполнителей.

В диссертации представлена одна из таких танцевальных систем, сложившаяся в Саратове и Саратовской области, с одной стороны, имеющая все вышеперечисленные традиционные формы, но, с другой, - обладающая уникальностью, которая и становится предметом рассмотрения в данной работе.

В теоретических работах российских и зарубежных авторов:

A.В. Амашукели, Н.В. Атитановой, Д.Б. Богоявленской, А.Я. Вагановой,

B.М. Красовской, Н.В. Курюмовой, О. Крегера и др. отмечается активный поиск хореографических методов и приемов, стимулирующих творческую фантазию с учетом возрастных, психофизиологических и специфических личностных особенностей на основе интермедиальности и интеграции искусств. И, тем не менее, отмечаем, что теоретическая и практическая ценность его не до конца определены и изучены, а, следовательно, требуют культурологического (теоретического и исторического) измерения проблем по поводу всех возможностей в данном творческом процессе.

Степень научной разработанности проблемы.

Информационную и теоретическую базу исследования составили работы авторов, затрагивающих различные направления философской, культурологической, эстетической и искусствоведческой мысли (Ю.Б. Борев, О.Б. Буксикова, Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева-Томина, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, М.В. Логинова, А.Н. Лук, Н.Г. Меркулова, В.И. Петрушин, В.С. Соловьев и др.).

Важной теоретико-методологической основой являются труды по культурологии и теории искусства, эстетике, психологии искусства и педагогике Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Л.Б. Ермолаевой -Томиной, Е.П. Ильина, Б.М. Неменского, В.И. Петрушина и др.; литература, посвященная рассмотрению: а) творчества как проблемы, а также отражающая особенности творческой деятельности в работах В.И. Андреева, А.Г. Асмолова, Г.С. Батищева, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др.; б) истории и теории балета, закономерностям развития искусства хореографии, в целом искусству танца (Ю.А. Бахрушин, Л.Д. Блок, В.В. Ванслов, В.М. Гаевский, К.Я. Голейзовский, Г.Н. Добровольская, Д.Н. Катышева, А.П. Кириллов, В.М. Красовская, Ф.В. Лопухов, А.А. Сапогов, А.А. Соколов-Каминский, Е.Я. Суриц, Ю.И. Слонимский, И.В. Ступников, Н.Ю. Чернова, Ю.М.

Чурко, Н.Е. Шереметьевская и др.)

Вопросы теории и истории развития категорий «творчество» и «творческая деятельность» позволили рассмотреть их, как сложнейшие и многокомплексные процессы, благодаря трудам П.В. Алексеева, Н.А. Бердяева, В.М. Бехтерева, В.Г. Белинского, В.С. Библера, В.И. Вернадского, Н.И. Ворониной, С.И. Гессена, Г.В. Иванова, П.Л. Капицы, Г.С. Кнабе, Ю.М. Лотмана, Г.В. Никитина, А.В. Панина, А.В. Петровского, В.Н. Романенко, С.Л. Рубинштейна, И.Л. Сиротиной и др.

Основные научные представления о творческом потенциале личности, процессах и чертах личности представлены в культурологической полемике в трудах К.А. Альбухановой-Славской, Н.А. Бердяева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, А.Ф. Лосева, А.А. Мелик-Пашаева, Я.А. Пономарёва, А.Г. Спиркина, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, Е.Л. Яковлевой, Э. Де Боно, Д. Гилфорда, С. Роджерса, П. Торренса, Р. Стернберга, К. Тейлора, Э. Фромма и др.

В отдельную группу входят труды, посвященные телесности, пластическому мышлению, исследуемые в работах отечественных и зарубежных авторов: Л.С. Абросимовой, М.М. Бахтина, И.А. Бесковой, М.А. Богдановой, Е.В. Буренковой, И.М. Быховской, Е.Э. Газаровой, Н.А. Догоровой, В.П. Зинченко, В.В. Зеньковского, В.Л. Круткина, С.Я. Левит, А.Ф. Лосева, В.А. Подороги, В.А. Понамарчука, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Ж. Бодрийяра, А.Л. Бергсона, Г.В. Гегеля, Э. Гуссерля, Р. Декарта, И. Канта, Ж.О. Ламетри, А. Лоуэна, М. Мерло-Понти, Ж. Нанси, Ф. Ницше, Б. Спинозы, М. Фуко, Л. Фейербаха, М.Н. Эпштейна А.М. Эспиносы.

Искусство хореографии изучалось в работах Л.Д. Блок, Ю.А. Бахрушина, В.В. Ванслова, О.Г. Вильдановой, К.Я. Голейзовского, В.М. Красовской, Ф.В Лопухова, А.М. Мессерера, И.А. Моисеева, Е.Я. Суриц, М.М. Фокина и др.

Исследования танцевальных движений как основного выразительного средства хореографического искусства в работах: Н.В. Атитановой, О.Б. Буксиковой, А.Г. Бурнаева, Г.В. Бурцевой, А.Я. Вагановой, К.Я.

Голейзовского, Ю.Н. Григоровича, Н.А. Догоровой, М.Н. Жиленко, Ю.А. Кондратенко, Е.К. Луговой, Ф.В. Лопухова, В.Ю. Никитина, А.Н. Сокольчика, И.Е. Сироткиной, М. Бежара, Р. Пети и др.

Зарождению и становлению народного танцевального творчества отводится особая роль в работах В.М. Захарова, Б.Н. Соколкина, А.Л. Сокольской, Т.С. Ткаченко, В.И. Уральской, Т.А. Устиновой, Ю.М. Чурко и др.; специфическим особенностям развития, взаимодействия и взаимовлияния народного танцевального творчества и классического профессионального танца посвящены многочисленные работы В.М. Захарова, Т.В. Пуртовой, И.В. Смирнова, Н.И. Тарасова, С.Н. Худякова и др.

Теоретические исследования позволили сформулировать научную проблему, которая заключается в необходимости изучения культурологических проблем хореографического творчества, личностного самовыражения и саморазвития исполнителя танца в процессе формирования индивидуальной пластической культуры.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что изучение культурологических проблем в хореографии составляет теоретическую и историческую основу развития творческого потенциала личности, тела и телесности, динамики движения и пластического мышления исполнителей танцев. Оно будет эффективным, если: а) считать процесс развития творческого потенциала как единство внешней и внутренней его составляющих; б) креативная модель танца может быть идентифицирована как синтез форм и средств различных видов творческой деятельности; в) теоретико-методологический опыт культурологии и искусствоведения позволят обеспечить и проанализировать гармоничность соотношения тела и души в образной ткани танца: г) создать программы художественного воспитания на основе танцевального творчества в системе образования и культуры.

Объект исследования - комплексный культурологический анализ танца как смысловой универсалии и творческого процесса в современных

хореографических практиках.

Предмет исследования: творчество в хореографии: опыт культурологического исследования.

Целью данного исследования является системное обоснование творческого процесса в хореографической деятельности, как многозначного, сложносоставного и противоречивого явления, связанного с социокультурной канонизацией личностных креативных контактов, вызывающих парадигмальные трансформации и расширение концептуальных пространств в структуре социокультурной реальности. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть творческую деятельность в историческом контексте, выделить основные этапы ее становления и развития;

- определить аксиоматику исследования: «танец», «хореография», «пространство хореографии», «танцевальное искусство», «народный танец» и др.;

- обосновать особенности пластического мышления в танце

- раскрыть особенности деятельности творческой личности в пространстве хореографии;

- определить роль и место хореографических практик в формировании социально-культурного пространства определенного региона (на примере Саратовской области).

Методология исследования базируется на подходах, связанных с фундаментальными концепциями и теориями в области культурологии, антропологии, современной теории искусства и хореографии.

Так, культурологический подход позволил последовательно изучить область мышления человека, рассмотреть культурные образцы, нормы и ценности в хореографии и связать их с системой художественного анализа, тогда как в центре внимания антропологического подхода находились многообразные аспекты бытия человека в мире, его духовный и телесный опыт. Для непосредственного анализа языка искусства был использован

структурно-семиотический подход, обеспечивающий адаптацию и перевод символической системы в область хореографии.

Решение намеченных задач обусловило внедрение и использование комплекса взаимодополняющих теоретических и практических общенаучных методов исследования: аналитического и системного моделирования, структурно-многофункционального анализа, описательный метод, методы статистической обработки данных и результатов экспериментальной работы, а также эвристический, включающий в себя анализ технологий творческого обучения и развития: игра, импровизация, ТРИЗ, «мозговой штурм»; частично-поисковый, основанный на анализе работ передовых педагогов-хореографов и исполнителей.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые на основании теоретической культурологии проведено комплексное исследование, направленное на разработку новых подходов выявления, сохранения и адаптации к современным условиям танцев как культурного наследия в отдельно взятом регионе. Сегодня этот жанр, приняв другие формы, других исполнителей и зрителей, шагнул в новый мир с полной трансформацией и образного, и текстового содержания. Поэтому в рамках цифровой культуры и медиаискусства танцы совсем другие. Важно отметить, что сегодня применяются совсем иные технологии пластики, движений тела, ритмические зарисовки, различные массовые подтанцовки, наконец, костюмы исполнителей и фоновые оформления на экране. Это новое слово в развитии хореографии и оно потребовало исследования в диалоге с XXI в. :

- рассмотрена творческая деятельность в историческом контексте, выделены основные этапы ее становления и развития;

- определена аксиоматика исследования: «танец», «хореография», «пространство хореографии», «пластическое мышление», «народный танец» и др.; даны дополнительные смысловые характеристики, опираясь на культуру и свободу телесности;

- обоснованы особенности пластического мышления в танце;

- раскрыты особенности деятельности творческой личности в пространстве хореографии;

- определена роль и место хореографических практик в формировании социально-культурного пространства региона на примере Саратовской области.

Результаты проведенного исследования содержательно изложены в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Творческая деятельность - это многогранный и противоречивый культурно-исторический процесс, в котором тесно переплетаются природные, социальные, нравственные, политические, эстетические и технические аспекты и грани, в основе которых заложена специфика внутренних чувств, сознания, импульсов, интуиции, ощущений, индивидуальной ритмической структуры. Это уникальное поле смыслов, насыщенное интуитивным, иррациональным и мистическим содержанием символических образов. Понимание исторического контекста и его основных этапов в области творческой деятельности позволило глубже осознать её важность и потенциал для индивидуального и общественного прогресса.

2. Необходимость обозначения предмета анализа и выявления его природы поставило исследователя перед многими терминологическими трудностями. Автор, опираясь на определения, имеющие достаточно прочную традицию в науке («танец», «хореография», «хореографическое искусство», «пластическое мышление», «телесность» и др.), интерпретирует эти явления либо в рамках связанных с ними философских традиций, либо дает им специальное, культурологическое разъяснение в процессе проводимого анализа. Основанием для дифференциации этих понятий служит иерархия ценностей, включенная в смысловое поле каждого, и принцип дополнительности, способствующий установлению не только границ между ними, но и степени перетекания одного в другое.

3. Танец - одно из важнейших проявлений человеческой сущности, благодаря своей смысловой наполненности и универсальности, он занимает

важное место в пространстве хореографической культуры. Хореография -искусство танца, с XIX в. означает весь объем танцевальных компонентов, входящих в танец или балет. Балет - музыкально-драматическое произведение, «исполняемое средствами танца и пантомимы». Пластическое мышление - фундаментальное толкование в рождении танца, позволяющее исполнителям создавать выразительные, эмоционально и технически завершенные номера. Это, прежде всего: а) способность человеческого тела принимать различные формы; б) плавно перетекать из одной в другую форму; в) наблюдение за окружающими объектами и воплощение образных идей в хореографических произведениях; г) интуитивное движение; д) образная и контактная импровизация; д) умение глубоко понимать и контролировать процесс трансформации принятых форм в новые образные решения. Пластическое мышление танцора проявляется через баланс, последовательность, объем, направление и динамику, что позволяет проявлять уникальное воображение, основанное на эмоциональном опыте.

4. Пространство танца способно изменять образ жизни, личностное самосознание, внутренний, духовный мир танцующего, так как представляет собой уникальный инструмент развития хореографической лексики тела, стиля, манеры, способствуя при этом, развитию творческого мышления и самосовершенствования. В структуре творческой самореализации личности исполнителя выделены следующие компоненты: а) самопознание, самооценка; б) самообразование, самовоспитание, самосовершенствование и саморазвитие; в) самоконтроль, саморегуляция, которые способствуют оптимальному раскрытию креативного потенциала в хореографическом творчестве, динамичность и глубину творческих умений и навыков, осознание собственной индивидуальности и неповторимости.

5. Танцевальное искусство Саратова и Саратовской области как особая система культурной деятельности включает ментальное и пространственное понимание танца, отражающее мировоззрение индивида и его художественное утверждение в обществе. Его специфика, формы, цель и

содержание, выявленные с помощью культурологического подхода, рассматриваются: а) по типам (образовательные учреждения, детские коллективы, театральные сцены, концертные площадки, конкурсы и фестивали); б) по жанрам (классическая, народно-сценическая хореография, эстрадный и современный танец), в) на индивидуальном уровне и на уровне групп, что и составило новые веяния в интерпретациях, которые смогли стать основанием для саратовской хореографической системы.

Теоретическая значимость исследования заключается в модификации прежнего взгляда на процесс творчества в хореографии с целью внесения современного особого вклада в становление и развитие познавательной, эмоциональной и художественно-интуитивной сфер личности средствами хореографии за счет углубления смыслового пространства танца и расширения пластических возможностей и способностей.

Практическая значимость исследования состоит в комплексной разработке новых и уточнении уже известных авторских сведений, касающихся творческой деятельности, использованных в справочных, энциклопедических и исследовательских работах по культурологии, истории хореографического искусства, балетной и театральной критике; в учебных курсах по теории и истории балетного искусства, в лекционной работе. Диссертационное исследование может иметь практическое значение для преподавателей, студентов высших учебных заведений в области теории и истории культуры, хореографического искусства, а также балетмейстеров, театроведов и искусствоведов.

Личный вклад автора. Собраны и рассмотрены многоаспектные взгляды на проблемы личности в творческой деятельности, пластического мышления в хореографии и др. Проведены интервью с руководителями хореографических коллективов: Н.А. Ермаковой («Фантазия», г. Энгельс); Н.Б. Макеевой и Е.И. Филипповой («Туесок», г. Саратов); с доцентом Н.Г. Стрельцовой (Институт искусств, г. Саратов) и В.С. Ломакиным (СГУ им.

Н.Г. Чернышевского, г. Саратов), знакомство с деятельностью которых, включало и посещение репетиционных занятий. Практический опыт автора в течение многих лет реализовался в работе педагога-хореографа в средней общеобразовательной школе с. Куриловка, Новоузенского района и руководителя хореографического ансамбля «Радость» в Доме детского творчества г. Новоузенска Саратовской области. В результате на основе культурологического анализа теоретически обоснована и апробирована креативная система в танце.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается логикой исследования, включая опору на концептуальные понятия из культурологии, истории искусства, образования и психологии, использование значительного числа теоретических источников, применение разнообразных методов, соответствующих предмету и цели исследования, репрезентативность экспериментальной выборки и статистическая значимость экспериментальных данных.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были апробированы на заседаниях кафедры культурологии и БИР МГУ им. Н.П. Огарева, а также на научных конференциях:

международных: научно-практической конференции с международным участием (Саранск, 2021); «Музыкознание: Искусство. Культура. Образование» ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии, Дизайн, Искусство) Институт «Академия имени Маймонида» (Москва, 2022, 2023);

всероссийских: XXIV научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов МГУ им Н.П. Огарева (Саранск, 2021); «1 Огарёвские чтения» (Саранск, 2022); «Наука молодых - будущее России» (Пенза, 2022).

Проблематика и выводы диссертации соответствуют паспорту специальности 5.10.1. Теория и история культуры, искусства, а именно по направлениям исследований: п.9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов; п. 37. Личность

и культура. Индивидуальные ценности. Творческая индивидуальность; п. 110. Методы анализа текстов культуры: нарративный анализ; п. 124. Художественные эксперименты и течения в искусстве XX века; п. 127. Современный художественный процесс.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из Введения, двух глав, пяти параграфов, Заключения, Списка литературы из 288 наименований, Приложения. Общий объем 174 с.

ГЛАВА I . ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

1.1 Творческая деятельность: к истории вопроса

Первобытная культура, представляющая собой единство двух начал: окружающей реальности и художественной деятельности, была неотделима от древних магических практик, важнейшей частью которых служила мифология, под воздействием которой активировались созидательные силы первобытных людей. Их необычные способности получали огромный запас художественных образов, служивших основой для условных, иносказательных построений, преданий и сюжетов ритуальных обрядов комплекса религиозных действий, являясь своеобразным объяснением и обобщением фактов реального мира.

В египетском искусстве они предстают откровением богов, управляемых творческим восприятием писцов, землемеров, врачей и скульпторов, в архитектурно-скульптурных ансамблях индийского искусства - абсолютной гармонией, связанной с очеловечиванием божественного образа в его единстве и тесной спаянности мельчайших тектонических линий декоративных горельефов, тщательно выверенных храмовых построений и сводов. В религиозном синкретизме китайской культуры, основанной на тонком понимании природных образований, художники попросту не выделяли свои творческие видения и не задавались вопросами об их специфике, так как это была их внутренняя деятельность, сложившаяся в виде заключенного, но еще не осознанного творческого начала.

Обращение к пониманию творческой деятельности человека началось, скорее всего, с Античности и характеризовалось в единстве искусства, науки, ремесла. Исходя из этого, художники, поэты и мыслители интуитивно чувствовали, что без вдохновения, игры воображения, в том числе и природных способностей, творческий процесс невозможен.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хабарова Татьяна Андреевна, 2024 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов, А. П. Теория, методология и методы исследования творческого потенциала личности в системе довузовского военного образования / А. П. Абрамов. - М.: DirectMEDIA, 2014. - 317 с.

2. Абрамов Г. М. Власть тела и его взаимоотношения с властью разума / Г. М. Абрамов // Власть и властные отношения в современном мире: материалы IX науч.-практ. конф., приуроч. к 15-летию Гуманитар. ун-та. -Екатеринбург: Изд-во Гуманитар. ун-та, 2006. - С. 201-203.

3. Абросимова, Л. С. Человек телесный и словесный / Л.С. Абросимова. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2011. - 180 с.

4. Абу Али ибн Сина Книга о душе // Избранные философские произведения. - М.: Наука, 1980. - С. 386 - 521.

5. Андреев, В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости / В. И. Андреев. -. Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - 288 с.

6. Ананьев, Б. Г. Задачи психологии искусства / Б. Г. Ананьев // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. - М.: ИНИОН РАН,

2001. - № 1 (12). - С. 251-261.

7. Акчурин, Б. Г. Диалектика духовного и телесного начал в свете нового понимания физической культуры / Б. Г. Акчурин // Теория и практика физической культуры. - [Уфа]. - 2002. - № 6. - С. 57-64.

8. Аквинский, Ф. О единстве разума против аввероистов / Ф. Аквинский // Сочинения. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 3-17.

9. Аквинский, Ф. Сумма теологии / Ф. Аквинский. - М.: Элькор-МК,

2002. - Ч. 1. - 560 с.

10. Акишина, Е. М. Педагогические сопровождение современного одаренного ребенка: проблемы, перспективы, эффективные практики / Е. М. Акишина // Психология творчества и одаренности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М.: МГПУ, 2018. - С. 32-39.

11. Акимова, Л. И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И. Акимова. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 464 с.

12. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - М.: Academia, 2007. - 526 с.

13. Альбуханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 160 с.

14. Алексеев, П. В. История философии / П. В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005. - 240 с.

15. Альберти, Л. Б. Книги о семье / Л. Б. Альберти. - М.: Языки славян. культуры, 2008. - 416 с.

16. Альтшуллер, Г. С. Творчество творчеству рознь // Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. - Минск: Беларусь, 1994. - 479 с.

17. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - 550 с.

18. Амашукели, А. В. Эстетика танца / А. В. Амашукели // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века: материалы науч. конф. - СПб.: Санкт-Петербург. филос. об-во, 2001. - С. 10-13.

19. Атитанова, Н. В. Танец, как смысловая универсалия: от выразительного движения к движению «смыслов»: автореф. дис. канд. филос. наук / Н. В. Атитанова. - Саранск, 2000. - 18 с.

20. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

21. Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. -СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 192 с.

22. Барабанова, В. Б. Телесность - как человеческий потенциал в спорте / В. Б. Барабанова // Paradigmata poznani. - [Прага]. - 2018. - № 1. - С. 18-22.

23. Баглай, В. Е. Этническая хореография народов мира / В. Е. Баглай. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 405 с.

24. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

25. Бадью, А. // Малое руководство по иноэстетике / А. Бадью. - СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2014. - 156 с.

26. Барышева, Т. А. Психология развития креативности: теория, диагностика, технологии / Т. А. Барышева. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2016. - 316 с.

27. Бартлетт, Ф. Ч. Психика человека в труде и игре / Ф. Ч. Бартлетт. -М.: Академия пед. наук РСФСР, 1959. - 146 с.

28. Бахрушин, Ю. А. История русского балета / Ю. А. Бахрушин. - М.: Совет. Россия, 1965. - 227 с.

29. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1989. - 608 с.

30. Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии / Н. А. Бердяев. - М.: Амрита, 1990. - 320 с.

31. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / В.Г. Белинский. - М.: Педагогика, 1982. - 287 с.

32. Бескова, А. И. Телесность как эпистемологический феномен / А.И. Бескова. - М.: ИФРАН, 2009. - 231 с.

33. Бескова, А. И. Природа и образы телесности / А. И. Бескова. - М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 456 с.

34. Бехтерев, В. М. Избранные труды по психологии личности: в 2 т. / В. М. Бехтерев. - СПб.: Алтейя, 1999. - Т. 1. - 253 с.

35. Бергсон, А. Душа и тело / А. Бергсон // Собр. соч.: в 4 т. / А. Бергсон. - М.: Моск. клуб, 1992. - Т. 1. - С. 45-65.

36. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. - М.: Терра-Книжный клуб; Канон-Пресс-Ц, 2001. - 384 с.

37. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры / В. С. Безрукова. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 959 с.

38. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н.А.

Бернштейн. - М.: Наука, 1990. - 495 с.

39. Бежар, М. Мгновение в жизни другого: мемуары / М. Бежар. - М.: В/О Союзтеатр, 1989. - 237 с.

40. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

41. Богданова, М. А. Концепт человеческой телесности: междисциплинарный синтез / М. А. Богданова. - Таганрог: ЮФУ, 2018. - 107 с.

42. Бодрийяр, Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика, 2006. - 268 с.

43. Библер, В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. - М.: Политиздат, 1975. - 398 с.

44. Бодунова, И. И. Исторический танец в контексте современной парадигмы / И. И. Бодунова // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. Е: Педагогические науки. - 2012. - № 7. - С. 114-119.

45. Бонавентура. Путеводитель души к Богу / Бонавентура. - М.: Греко-латин. кабинет, 1993. - 189 с.

46. Боно де, Э. Использование латерального мышления / Э. де Боно. -СПб.: Питер, 1997. - 316 с.

47. Боэций, А. М. С. Основы музыки / А. М. С. Боэций. - М.: Моск. консерватория, 2012. - 448 с.

48. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2022. - 511 с.

49. Буало, Н. Поэтическое искусство / Н. Буало. - М.: Гос. изд-во худ. лит., 1957. - 232 с.

50. Булатова, О. С. Педагогический артистизм / О. С. Булатова. - М.: Academia, 2001. - 240 с.

51. Буксикова О. Б. Танец в истории культуры народов Сибири: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / О. Б. Буксикова. - СПб., 2009. - 46 с.

52. Буксикова, О. Б. Традиционные игры и танцы в хореографическом искусстве народов Восточной Сибири: семантика и интерпретация / О.Б.

Буксикова. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. - 186 с.

53. Бурцева, Г. В. Современная концепция современной педагогики в условиях вуза / Г. В. Бурцева // Мир науки, культуры, образования. -[Барнаул]. - 2016. - № 5 (60). - С. 184-186.

54. Буренкова, Е. В. Телесность как выразительное искусство человека в движении и звучании / Е. В. Буренкова // Психология телесности: теоретические и практические исследования: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. / Федерация психологов образования России. - М., 2011. - С. 10-16.

55. Бурнаев, А. Г. Мордовский танец (история, методика, практика) / А. Г. Бурнаев. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 232 с.

56. Буш, Г. Я. Методы технического творчества / Г. Я. Буш. - Рига: Лиесма, 1972. - 95 с.

57. Блаженный Августин. Творения: в 2 т. Т. 1. Об истинной религии / Блаженный Августин. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. - 742 с.

58. Блаженный Августин. Шесть книг о музыке / Блаженный Августин. - М.: Моск. консерватория, 2017. - 360 с.

59. Быховская, И. М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) / И. М. Быховская // Труды ученых ГЦОЛИФКа. 75 лет. - М., 1993. - С. 58-68.

60. Бэкон, Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 1. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон. - М.: Мысль, 1971. - 590 с.

61. Вагин, Ю. Р. Креативные и примитивные. Основы онтогенетической персонологии и психопатологии / Ю. Р. Вагин. - Пермь, 2002. - 388 с.

62. Валукин, М. Е. Эволюция движений в мужском классическом танце / М. Е. Валукин. - М.: ГИТИС, 2007. - 248 с.

63. Ванслов, В. В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В.В. Ванслов. - М.: Искусство, 1971. - 302 с.

64. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. -СПб.: Планета музыки, 2007. - 191 с.

65. Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов / Н. Н. Вашкевич. - СПб.: Лань, 2009. - 192 с.

66. Васильева, Е. Ю. Спецээфекты в кино: от иллюзии чуда к иллюзии реальности / Е. Ю. Васильева // Телескоп: журн. социол. и маркетинговых исслед. - 2011. - № 4 (88). - С. 32-35.

67. Вернандский, В. И. Труды по всеобщей истории науки / В. И. Вернандский. - М.: Наука, 1988. - 334 с.

68. Верджерио, П. О благородных нравах и свободных науках / П. Верджерио // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: сб. текстов: в 2 ч. -Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1988. - Ч. 2. - С. 71-107.

69. Виноградов, В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. - М.: Высш. шк., 1971. - 243 с.

70. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. - М.: Высш. шк., 1988. - 496 с.

71. Вильданова, О. Г. Становление и развитие Башкирского национального балетного театра: середина XX - начало XXI веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / О. Г. Вильданова. - СПб., 2013. - 25 с.

72. Вишнякова, Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Н.Ф. Вишнякова. - М., 1996. - 41 с.

73. Волошин, М. А. Лики творчества / М. А. Волошин. - Л.: Наука. Ленигр. отд-ние, 1988. - 548 с.

74. Волков, И. Ф. Творческие методы и художественные системы / И. Ф. Волков. - М.: Искусство, 1978. - 264 с.

75. Волынский, А. Л. Книга ликований: Азбука классического танца / А. Л. Волынский. - Л.: Изд-во хореограф. техникума, 1925. - 324 с.

76. Воронина, Н. И. Музыкально-эстетическая мысль середины XIX века: (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. П. Боткин) / Н. И. Воронина. - Саранск:

Изд-во Саратов. ун-та. Саранск. филиал, 1989. - 152 с.

77. Воронина, Н. И. Знак «языковой» и знак «эстетический»: два способа философского осмысления пространства танца / Н. И. Воронина, Н. А. Догорова // Аспирантский вестник Поволжья. - 2015. - № 3-4. - С. 38-44.

78. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

79. Вычужанова, Л. К. Язык хореографического искусства как знаково-символическая система / Л. К. Вычужанова // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14, № 1. - С. 230-234.

80. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Евразия - космос кочевника, земледельца и горца / Г. Д. Гачев. - М.: ДИДИК, 1999. - 386 с.

81. Гаевский, В. М. Дивертисмент: судьбы классического балета / В. М. Гаевский. - М.: Искусство, 1981. - 378 с.

82. Газарова, Е. Э. Тело и телесность: психологический анализ / Е. Э. Газарова // Психология телесности. Между душой и телом. - М.: АСТ, 2005. - С. 558-573.

83. Гарднер, Г. Мышление будущего: Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни / Г. Гарднер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 168 с.

84. Гарднер, Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. - М.: Вильямс, 2007. - 512 с.

85. Герасимова, И. А. Танец: эволюция кинестезического мышления / И. А. Герасимова // Эволюция. Язык. Познание. - М.: Языки рус. культуры, 2000. - С. 84-112.

86. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1968. - Т. 1. - XVI, 312 с.

87. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. - М.: Школа-пресс, 1995. - 448 с.

88. Гейне, Г. Полное собрание сочинений: в 6 т. / Г. Гейне. - 2-е изд. -СПб.: Изд-во А. Ф. Маркса, 1904. - Т. 3. - 624 с.

89. Георгий Владимирович Иванов, 1894-1958. Новые исследования и

материалы: по итогам II Международных научно-литературных чтений «Художественный мир Георгия Иванова», посвящ. 125-летию со дня рождения Г. В. Иванова. - М.: Лит. ин-т, 2021. - 538 с.

90. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М.: Пед. общ-во России, 2002. - 512 с.

91. Глебова, Т. А. Пластическое движение / Т. А. Глебова // Ритм и культура танца: сб. ст. - Л.: Academia, 1926. - C. 66-73.

92. Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта / Д. Гилфорд // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - С. 433-456.

93. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. - М.: Академический Проект, 2009. - 489 с.

94. Гоголь, Н. В. Авторская исповедь / Н. В. Гоголь. - Псков: Всероссийский фонд культуры. Псков. отд-ние, 1990. - 125 с.

95. Голейзовский, К. Я. Образы русской народной хореографии / К.Я. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. - 366 с.

96. Горяинов, А. А. Феномен телесности в социокультурном пространстве: автореф. дис. ... канд. филос. наук / А. А. Горяинов. - Тула, 2006. - 17 с.

97. Гоббс, Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. - М.: Мысль, 2001. - 331 с.

98. Гоббс, Т. Сочинения: в 2 т. / Т. Гоббс. - М.: Мысль, 1989. - Т. 1. -

624 с.

99. Григорович, Ю. Н. Путь русского хореографа / Ю. Н. Григорович. -М.: Театралис, 2007. - 367 с.

100. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. - М.: Соцэкгиз, 1935. - 382 с.

101. Декарт, Р. О строении человеческого тела / Р. Декарт // Избранные произведения / Р. Декарт. - М.: Политиздат, 1936. - С. 322-407.

102. Декарт, Р. Человек / Р. Декарт. - М.: Праксис, 2012. - 128 с.

103. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых

философов / Диоген Лаэртский. - 2-е изд., испр. - М.: Мысль, 1986. - 570 с.

104. Догорова, Н.А. Знак «языковой и знак «эстетический: два способа философского осмысления пространства танца // Аспирантский вестник Поволжья - Саранск: Изд - во Мордов. ун-та, 2010. - № 3 - 4 - С.38 - 44.

105. Дубина, И. Н. Теоретико-игровые модели организации креативно-инновационной деятельности фирм / И. Н. Дубина. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. - 178 с.

106. Дыбина, О. В. Психология и педагогика творчества в период детства / О. В. Дыбина. - Тольятти: ТГУ, 2018. - 88 с.

107. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 370 с.

108. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества / Л. Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический Проект: Культура, 2005. -304 с.

109. Жак-Далькроз Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. - М.: Классика-XXI, 2002. - 247 с.

110. Жиленко, М. Н. Классический танец и универсалии культуры / М. Н. Жиленко // Вопросы культурологии: сб. науч. тр. - М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2018. - Т. 3, вып. 2 (XII). - С. 86-92.

111. Захаров, Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1989. - 237 с.

112. Захаров, В. М. Поэтика русского танца / В. М. Захаров. - М.: Святогор, 2004. - 440 с.

113. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. - М.: Свято-Владимирское братство, 1993. - 224 с.

114. Зинченко, В. П. Проблемы психологии развития / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4. - С. 50-60.

115. Зинченко, В. П. Сознание и творческий акт / В. П. Зинченко. - М.: Языки славян. культур, 2010. - 586 с.

116. Ильин, Е. П. Психология творчества креативности одаренности / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 434 с.

117. Ильенков, Э. В. Собрание сочинений. Т. 4. Диалектическая логика / Э. В. Ильенков. - М.: Канон+, 2020. - 463 с.

118. Камю, А. Творчество и свобода / А. Камю. - М.: Радуга, 1990. -

608 с.

119. Кант, И. К вечному миру / И. Кант. - М.: Рипол-классик, 2019. -

434 с.

120. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

121. Канторович, Э. Х. Два тела короля / Э. Х. Канторович. - М.: Институт Гайдара, 2005. - 520 с.

122. Катышева, Д. Н. Русский балет. Традиции одухотворенного танца / Д. Н. Катышева. - СПб.: СПбГУП, 2020. - 240 с.

123. Карп, Р. М. О балете / Р. М. Карп. - М.: Искусство, 1967. - 227 с.

124. Капица, П. Л. Наука и современное общество / П. Л. Капица. - М.: Наука, 1998. - 539 с.

125. Киященко, Л. П. О границах телесности человека / Л. П. Киященко // Телесность человека: междисциплинарные исследования. - М.: Таврида, 1993. - С. 7-13.

126. Китаев-Смык, Л. А. Факторы напряженности творческого процесса / Л. А. Китаев-Смык // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С. 6982.

127. Кириллов, А. П. Мастерство хореографа / А. П. Кириллов. - М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2006 - 154 с.

128. Кисеева, Е. В. От модернизма к постмодернизму: к проблеме становления танца модерн / Е. В. Кисеева // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. - № 6 (85). - С. 33-37.

129. Коваленская, Г. М. Крамской об искусстве / Г. М. Коваленская. -М.: Изобразительное искусство, 1988. - 176 с.

130. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В. Козлов. - СПб.: Речь, 2006. - 281 с.

131. Козлов, В. В. Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души / В. В. Козлов. - М.: Гала, 2009. - 112 с.

132. Козлов, В. В. Психология дыхания, музыки, движения / В.В. Козлов. - М.: МАПН, 2009. - 178 с.

133. Королева, Э. А. Ранние формы танца / Э. А. Королева. - Кишинев: Штиинца, 1977. - 216 с.

134. Колесникова, В. И. Творческая индивидуальность в структуре личности / В. И. Колесникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - № 7 (70). - С. 46-52.

135. Кондратенко, Ю. А. Становление и развитие категории «характерное» в теории танца / Ю. А. Кондратенко. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 101 с.

136. Курюмова, Н. В. Современный танец как культурный микрокосм: телесные модели на рубеже модернистской и постмодернистской культур / Н. В. Курюмова // Вестник Гуманитарного университета. - [Екатеринбург]. -2014. - № 1 (4). - С. 165-176.

137. Курюмова, Н. В. Современный танец в культуре ХХ века: смена моделей телесности / Н. В. Курюмова. - СПб.: Лань, 2021. - 208 с.

138. Курюмова, Н. В. Танцующее тело: попытка освобождения от власти дисциплинарных практик и власти языка / Н. В. Курюмова // Власть и властные отношения в современном мире: материалы IX науч.-практ. конф., приуроч. к 15-летию Гуманитар. ун-та. - Екатеринбург: Гуманитар. ун-т, 2006. - Т. 1. - С. 222-226.

139. Кудашов, В. И. Исцеление тела и целостность телесности / В.И. Кудашов // Сибирское медицинское обозрение. - [Красноярск]. - 2014. - № 4 (88). - С. 99-104.

140. Кузанский, Н. Сочинения: в 2 т. / Н. Кузанский. - М.: Мысль, 1979. - Т. 1. - 488 с.

141. Квасова, И. И. Личность в культуре, культура в личности / И. И. Квасова // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2009. - № 4. - С. 5-13.

142. Кнабе, Г. С. Избранные труды: Теория и история культуры / Г.С. Кнабе. - М.: Летний сад, 2006. - 1199 с.

143. Климов, А. А. Основы русского народного танца / А. А. Климов. -М.: Искусство, 1981. - 269 с.

144. Красиков, В. И. Этюды самосознания / В. И. Красиков. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 404 с.

145. Красовская, В. М. История русского балета / В. М. Красовская. -СПб.: Планета музыки, 2010. - 286 с.

146. Крегер, О. Творческая личность. Как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности / О. Крегер. - М.: ООО Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 450 с.

147. Круткин, В. Л. Онтология человеческой телесности: философ. очерки / В. Л. Круткин. - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1993. - 172 с.

148. Ксенофонт. Воспоминание о Сократе / Ксенофонт. - М.: Наука, 1993. - 383 с.

149. Культурология. XX век: энцикл.: в 2 т. / автор проекта, сост. и гл. ред. С. Я. Левит. - СПб.: Университет. кн., 1998. - Т. 1. - 447 с.

150. Культурология. XX век: энцикл.: в 2 т. / автор проекта, сост. и гл. ред. С. Я. Левит. - СПб.: Университет. кн., 1998. - Т. 2. - 447 с.

151. Ламетри, Ж. О. Сочинения / Ж. О. Ламетри. - М.: Мысль, 1983. -

511 с.

152. Леонтьева, Т. В. Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности / Т. В. Леонтьева // Науковедение: Интернет-журнал. - 2015. -Т. 7, № 1 (26). - С. 1-9.

153. Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 11-21.

154. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: в 2 т. / Леонардо да

Винчи. - М.: Изд-во студии Артемия Лебедева, 2012. - Т. 1. - 444 с.

155. Левинсон, А. Я. Старый и новый балет. Мастера балета / А. Я. Левинсон. - СПб.: Планета музыки, 2022. - 556 с.

156. Лейбниц, Г. В. Сочинения: в 4 т. / Г. В. Лейбниц. - М.: Мысль, 1989. - Т. 4. - 556 с.

157. Литвинова, Т. И. Тело и телесность: содержание понятий и основные подходы к изучению / Т. И. Литвинова // Вестник ТвГУ. Сер. Философия. - 2012. - № 4. - С. 204-213.

158. Лисаковский, И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения: слов.-справ. / И. Н. Лисаковский. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 240 с.

159. Лосев, А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. 1. Ранняя классика / А. Ф. Лосев - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000. - 624 с.

160. Лосский, Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н. О. Лосский. - М.: Республика, 1995. - 400 с.

161. Лосский, Н. О. Свобода воли / Н. О. Лосский. - Paris: YMSA PRESS, 1927. - 180 с.

162. Логинова, М. В. Диалог как форма актуализации культурного наследия / М. В. Логинова // Румянцевские чтения - 2010: материалы Междунар. науч. конф. - М.: Пашков дом, 2010. - С. 258-263.

163. Лоуэн, А. Предательство тела / А. Лоуэн. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 328 с.

164. Лоуэн, А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / А. Лоуэн. - М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2000. - 256 с.

165. Лопухов, Ф. В. Хореографические откровенности / Ф. В. Лопухов. - М.: Искусство, 1972. - 215 с.

166. Лощилин, А. Н. Методологический анализ проблемы философского обоснования теории творчества: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / А. Н. Лощилин. - М., 1998. - 36 с.

167. Лощилин, А. Н. Лингвистическая деятельность как связывающее звено чувственного и рационального познания / А. Н. Лощилин // Вестник

Московского гос. лингв. ун-та. - 2017. - № 4 (772). - С. 239-246.

168. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

169. Луговая, Е. К. Философия танца / Е. К. Луговая. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2008. - 131 с.

170. Манетти, Дж. О достоинстве и превосходстве человека / Дж. Манетти // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: сб. текстов: в 2 ч. -Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1988. - Ч. 2. - С. 8-68.

171. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская.

- СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

172. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2019. - 400 с.

173. Маркс, К. Производство абсолютной прибавочной стоимости / К. Маркс // Капитал. Критика политической экономии.: в 4 т. / К. Маркс. - М.: Полит. лит., 1952. - Т. 1, кн. 1. - С. 184-205.

174. Мартишина, Н. В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования / Н. В. Мартишина. - Рязань: Рязан. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2009. - 168 с.

175. Мальбранш, Н. Разыскания истины / Н. Мальбранш. - СПб.: Наука. Санкт-Петербург. отд-ние, 1999. - 651 с.

176. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. -СПб.: Алетейя, 1999. - 605 с.

177. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

178. Мессерер, А. М. 26 уроков классического танца / А. М. Мессерер.

- СПб.: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, 2016. - 155 с.

178а. Меркулова Н.Г. Тело и телесность в социокультурном пространстве современности // Культурологическая топология современности: коллективная монография.- Рязань, 2016. - С. 89-103.

179. Мирандола, Дж. П. Речь о достоинстве человека /

Дж.П. Мирандола // Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. - М.: Юристъ, 1996. - С. 214-218.

180. Мосс, М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / М. Мосс. - М.: КДУ, 2011. - 416 с.

181. Моисеев, И. А. Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь / И. А. Моисеев. - М.: Согласие, 2016. - 222 с.

182. Нанси, Ж. Л. Corpus / Ж. Л. Нанси. - М.: Ad Marginern, 1999. - 227

с.

183. Настюков, Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене / Г.А. Настюков. - М.: Профиздат, 1976. - 64 с.

184. Неменский, Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 1987. - 253 с.

185. Немов, Р. С. Социальная психология: [история, предмет и методы, общение и межличностные отношения, социальные группы, массовидные явления психики, социальная психология и практика: теория и практика] / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2010. - 427 с.

186. Немцева, А. В. К вопросу о социально-философском аспекте телесности / А. В. Немцева // Вклад Сибири в культурологическое пространство России: Материалы всерос. науч. конф. по культурологии. -Иркутск: ИрГТУ, 2009. - С. 58-61.

187. Нёльке, М. Техники креативности / М. Нёльке. - М.: Омега, 2006. - 144 с.

188. Никитин, В. Н. Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд / В. Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2006. - 320 с.

189. Никитин, В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце / В. Ю. Никитин. - М.: ГИТИС, 2011. - 472 с.

190. Никитин, Г. В. Классовая психология как объект философского анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Г. В. Никитин. - М., 1979. - 16 с.

191. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 7. Черновики и наброски 1869-1873 гг. / Ф. Ницше. - М.: Культурная революция, 2007. - 720

с.

192. Ницше, Ф. Человеческое, слишком человеческое / Ф. Ницше. - М.: Азбука, 2021. - 384 с.

193. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце / Ж. Ж. Новерр. - СПб.: Лань, 2007. - 384 с.

194. Орлов, Г. Древо музыки / Г. Орлов. - СПб.: Совет. композитор, 1992. - 408 с.

195. Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца / В. М. Пасютинская. -М.: Просвещение, 1985. - 223 с.

196. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества / В. И. Петрушин. - М.: Академический Проект, 2008. - 490 с.

197. Петровский, А. В. Вопросы истории и теории психологии: избр. тр. / А. В. Петровский. - М.: Педагогика, 1984. - 271 с.

198. Пети, Р. «Тан лие» с Нуриевым / Р. Пети. - Н. Новгород: Деком, 2007. - 76 с.

199. Пономарев, А. Я. Психология творчества / А. Я. Пономарев. - М.: Наука, 1976. - 304 с.

200. Понамарчук, В. А. Физическая культура, спорт, личность / В.А. Понамарчук. - М.: Знание РСФСР, 1988. - 38 с.

201. Полицковая, Н. Г. Использование технологии виртуальной реальности в хореографическом искусстве / Н. Г. Полицковая, В.П. Прокопцова // Культурная жизнь юга России. - 2021. - № 2 (81). - С. 69-79.

202. Подгузова, Е. Е. Креативность личности: возможности развития в условиях вуза / Е. Е. Подгузова. - Смоленск: СГИИ, 2001. - 119 с.

203. Подорога, В. А. Феноменология тела / В. А. Подорога. - М.: Ad Маг^дет, 1995. - 341 с.

204. Психология телесности между душой и телом / ред.-сост.: В.П. Зинченко, Т. С. Леви. - М.: АСТ, 2005. - 370 с.

205. Пуртова, Т. В. Танец на любительской сцене: XX век: достижения и проблемы / Т. В. Пуртова. - М.: Локус Станди, 2006. - 167 с.

206. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. - М.: Мысль, 1990. -Т. 1. - 860 с.

207. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. - М.: Мысль, 1993. -Т. 2. - 528 с.

208. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. - М.: Мысль, 1994. -Т. 3. - 654 с.

209. Плутарх. Застольные беседы / Плутарх. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990. - 592 с.

210. Резник, Ю. М. Творчество как способ самоконструирования человека / Ю. М. Резник // Вопросы социальной теории. - 2013-2014. - Т. 7, вып. 1-2. - С. 137-154.

211. Рид, Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла / Т. Рид. - М.: Наука, 2002. - 432 с.

212. Романенко, В. Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения / В. Н. Романенко. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1992. - 166 с.

213. Роджерс, К. Р. Становление личности / К. Р. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 290 с.

214. Ротенберг, В. С. Психофизиологические аспекты изучения / В.С. Ротенберг // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения: сб. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982, - С. 53-72.

215. Румнев, А. А. Пантомима и ее возможности / А. А. Румнев. - М.: Знание, 1966. - 80 с.

216. Рутберг, И. Г. Пантомима. Движение и образ / И. Г. Рутберг. - М.: Совет. Россия, 1981. - 81 с.

217. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

218. Сапонов, М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы / М. А. Сапонов. - М.: Классика XXI, 2004. - 400 с.

219. Сапогов, А. А. Школа музыкально-хореографического искусства /

А. А. Сапогов. - СПб.: Планета музыки, 2014. - 260 с.

220. Сартр, Ж. П. Ситуации: антология лит.-эстет. мысли / Ж. П. Сартр. - М.: Ладомир, 1998. - 450 с.

221. Семенов, С. Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-методологические проблемы) / С. Н. Семенов. - Уфа: Гилем, 1998. - 174 с.

222. Сидоркина, Е. Ю. Социально-психологические аспекты творчества в общении / Е. Ю. Сидоркина // Ананьевские чтения, 2000: тезисы науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та, 2000. - С. 155-156.

223. Силкин, П. А. История и теория балетной педагогики. Классический танец / П. А. Силкин. - СПб.: Акад. Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2014. - 311 с.

224. Сироткина, И. Е. Свободное движение и пластический танец в России / И. Е. Сироткина. - М.: Новое лит. обозрение, 2012. - 320 с.

225. Сироткина, И. Е. Дискретное и континуальное в танце / И. Е. Сироткина // Вопросы философии. - 2016. - № 10 - С. 132-142.

226. Сиротина, И. Л. Культурологическое источниковедение: проблема мемуаристики / И. Л. Сиротина // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: материалы междунар. науч. конф. - СПб., 2001. - C. 226-231.

227. Соловьев, В. С. Философия искусства и литературная критика / В. С. Соловьев. - М.: Искусство, 1991. - 702 с.

228. Соловьев, В. С. Теоретическая философия / В. С. Соловьев // Сочинения: в 2 т. - М.: Мысль, 1988. - Т. 1. - С. 757-831.

229. Соколов-Каминский, А. А. Советский балет сегодня / А.А. Соколов-Каминский. - М.: Знание, 1984. - 112 с.

230. Сокольчик, А. Н. Танцующее тело как идеальная материя для выражения мысли / А. Н. Сокольчик // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. -2011. - № 130. - С. 291-294.

231. Сокольская, А. Л. Марсель Карне / А. Л. Сокольская. - Л.:

Искусство. Ленингр. отд-ние, 1970. - 216 с.

232. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. -Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

233. Суриц, Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов / Е.Я. Суриц. - М.: Искусство, 1979. - 357 с.

234. Славский, Р. Е. Искусство пантомимы / Р. Е. Славский. - М.: Искусство, 1962. - 73 с.

235. Слонимский, Ю. И. Драматургия балетного театра XIX века: очерки, либретто, сценарии / Ю. И. Слонимский. - М.: Искусство, 1977. - 343 с.

236. Смирнов, И. В. Искусство балетмейстера / И. В. Смирнов. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

237. Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2002. - 736 с.

238. Спиноза, Б. О человеке и об относящемся к нему / Б. Спиноза // Избранные произведения: в 2 т. - М.: Полит. лит., 1957. - Т. 1. - С. 110-167.

239. Сент-Экзюпери, А. Цитадель / А. Сент-Экзюпери. - М.: Эксмо, 2023. - 320 с.

240. Ступников, И. В. В мире танца / И. В. Ступников. - М.: Высш. шк., 1982. - 135 с.

241. Стернберг, Р. За пределами IQ: Триархическая теория интеллекта / Р. Стернберг. - Кембридж: Cambridge University Press, 1987. - 335 с.

242. Стернберг, Р. Отточите свой интеллект / Р. Стернберг, Дж. Кауфман, Е. Григоренко. - Минск: Попурри, 2013. - 624 с.

243. Станиславский, К. Я. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. Моя жизнь в искусстве / К. Я. Станиславский. - М.: Искусство, 1954. - 516 с.

244. Тарасов, Н. И. Классический танец: школа мужского исполнительства / Н. И. Тарасов. - СПб.: Лань, 2005. - 492 с.

245. Тарасова, О. И. Художественное время в пространстве танца / О. И. Тарасова // Вестник Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. -

2018. - № 1 (54). - С. 151-157.

246. Тазетдинова, Р. Р. Тело в пространстве театра танца / Р.Р. Тазетдинова // Вестник КазГУКИ. - 2018. - № 4. - С. 52-55.

247. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. - М.: Полит. лит., 1989. - 267 с.

248. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2 т. / Б. М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 652 с.

249. Ткаченко, Т. С. Народные танцы / Т. С. Ткаченко. - М.: Искусство, 1975. - 352 с.

250. Трунов, Д. Г. Феноменальные модусы телесного бытия / Д.Г. Трунов // Вестник Вятского государственного университета. - 2010. - № 1. -С. 20-24.

251. Уральская, В. И. Природа танца / В. И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981. - 110 с.

252. Устинова, Т. А. Избранные русские народные танцы / Т.А. Устинова. - М.: Искусство, 1996. - 592 с.

253. Уайльд, О. Портрет Дориана Грея / О. Уальд. - М.: Азбука-классика, 2007. - 320 с.

254. Фейербах, Л. История философии. Собрание произведений: в 3 т. / Л. Фейербах. - М.: Мысль, 1974. - Т. 1. - 544 с.

255. Фельденкрайз, М. Осознавание через движение. Оздоровительные движения для личностного роста / М. Фельденкрайз. - М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2001. - 151 с.

256. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Междунар. пед. академия, 1994. - 192 с.

257. Филиппов, А. В. Краткий словарь танцев / А. В. Филиппов. - М.: Наука, 2006. - 272 с.

258. Фихте, И. Назначение человека. Вера. Основные черты современной эпохи / И. Фихте // Сочинения: в 2 т. - СПб.: Мифрил, 1993. - Т. 2. - С. 152-619.

259. Фихте, И. Ясное как солнце сообщение широкой публике о сущности новейшей философии / И. Фихте // Сочинения в 11-х т. - СПб.: Мифрил, 1993. - Т. 1. - С. 563-669.

260. Фокин, М. М. Против течения: Воспоминания балетмейстера: ст., письма / М. М. Фокин // Против течения. - Л.; М.: Искусство, 1962. - 639 с.

261. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. -СПб.: Рудомино, 1997. - 573 с.

262. Флоренский, П. А. Рационализм / П. А. Флоренский // Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1996. - Т. 2. - С. 36-60.

263. Фромм, Э. Гуманистический психоанализ / Э. Фромм. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

264. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. - М.: Республика, 1992. - 510 с.

265. Хайдеггер, М. Исток художественного творения / М. Хайдеггер. -М.: Академический Проект, 2008. - 528 с.

266. Холодная, М. А. Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: методически и теоретические следствия / М. А. Холодная // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 3. - С. 18-31.

267. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

268. Хоруженко, К. М. Культурология / К. М. Хоруженко. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 640 с.

269. Худеков, С. Н. Всеобщая история танца / С. Н. Худеков. - М.: Эксмо, 2009. - 608 с.

270. Цветус-Сальхова, Т. Э. Дистинкция понятий «тело» и «телесность» в культурологических исследованиях / Т. Э. Цветус-Сальхова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 13. - С. 10-16.

271. Чехов, М. А. Уроки профессионального актера / М. А. Чехов. - М.: ГИТИС, 2011. - 86 с.

272. Чернова, В. Ю. От Гельцер до Улановой / В. Ю. Чернова. - М.: Искусство, 1979. - 240 с.

273. Чурко, Ю. М. Белорусский хореографический фольклор / Ю.М. Чурко. - Минск: Высш. шк., 1990. - 414 с.

274. Шаров, А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия / А. С. Шаров. - Омск: ОГПУ, 2000. - 358 с.

275. Шадриков, В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков.

- М.: Аспект Пресс, 2007. - 284 с.

276. Шелер, М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии / М. Шелер. - М.: Прогресс, 1988. - С. 31-95.

277. Шереметьевская, Н. Е. Танец на эстраде / Н. Е. Шереметьевская. -М.: Искусство, 1985. - 412 с.

278. Шеллинг, Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. / Ф. В. Й. Шеллинг. - М.: Мысль, 1987. - Т. 1. - 637 с.

279. Шеллинг, Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. / Ф. В. Й. Шеллинг. - М.: Мысль, 1989. - Т. 2. - 636 с.

280. Шелекета, В. О. Интегративный принцип духовно-телесного статуса человека в культуре: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / В. О. Шелекета. - Волгоград, 2011. - 51 с.

281. Шопенгауэр, А. О воле в природе. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Республика, 2001. - Т. 2. - С. 203226.

282. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / О. Шпенглер. - М.: Мысль, 1993.

- 664 с.

283. Энгельмейер, П. К. Границы человеческого творчества. Теория творчества / П. К. Энгельмейер. - СПб.: Образование, 1910. - С. 1-2.

284. Эпштейн, М. Н. Философия тела / М. Н. Эпштейн. - СПб.: Алетейя, 2006. - 431 с.

285. Эспиноза, А. Кто есть человек? Философская антропология / А.

Эспиноза. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 112 с.

286. Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм. - М.: АСТ, 2022. - 799 с.

287. Якобсон, П. М. Процесс творческой работы изобретателя / П. М. Якобсон. - М.: Изд-во Центр. совета Всесоюз. о-ва изобретателей, 1934. - 135 с.

288. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 224 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1. Подготовка выпускного балетного спектакля «Снегурочка» студентами специальности «Народное художественное творчество» Института Искусств СГУ им Н.Г. Чернышевского

Рис.2. Выступление студентов Саратовского областного колледжа искусств на торжественной церемонии открытия XV Чемпионата мира по пожарно-спасательному спорту на стадионе «Локомотив» г. Саратова

Рис.3. Народный коллектив хореографический ансамбль «Фантазия». Рук. Заслуженный работник культуры РФ Н.А. Ермакова

ш

/ 1._

Рис.4. Хореографический коллектив «Задумка» Шиханского дома-интерната. Рук. А.А. Жаханов. Гала-концерт творческого Фестиваля «ЛУЧ-Люди, умеющие чувствовать», г. Казань

Рис. 5. Танцевальный коллектив «Вдохновение» Центра адаптации и реабилитации инвалидов «Парус надежды». Рук. А.А. Тимофеев

Рис.6. Семинар-практикум для балетмейстеров и руководителей хореографических коллективов по эстрадному и современному танцу. Центр народного творчества им Л.А. Руслановой

Рис.7. Семинар-практикум по классическому танцу для балетмейстеров и руководителей хореографических коллективов г. Саратова и Саратовской области

Рис.8. Балет «Дон Кихот» (муз. Л. Минкуса) на сцене Саратовского театра оперы и балета

Рис.9. Ансамбль народного танца «Зоренька». Рук. заслуженный работник культуры РФ. Н.Б. Макеева

Рис.10. Хореографический коллектив народного танца «Туесок» г. Балашова, рук. Н.Б. Макеева на отчетном концерте в Центре народного творчества им Л.А. Руслановой

Рис.11. Мастер-класс «Творческая лаборатория» по современному танцу. Рук. Е.А. Прокопьева

_ л

Рис. 12. Фестиваль контактной импровизации на реке Б. Медведица в

г. Саратове. Рук. С.С. Силантьева

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.