Творчество Сагида Абдуллаева в контексте дагестанской литературы 20-40-х годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Абдулабекова, Саидат Магомедмухтаровна

  • Абдулабекова, Саидат Магомедмухтаровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 144
Абдулабекова, Саидат Магомедмухтаровна. Творчество Сагида Абдуллаева в контексте дагестанской литературы 20-40-х годов XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2013. 144 с.

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Абдулабекова, Саидат Магомедмухтаровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование творчества С. Абдуллаева, его места в даргинском литературном процессе 20-40-х годов XX столетия, позволили выявить некоторые закономерности развития творчества и особенности стиля писателя.

Творчество С. Абдуллаева зарождалось в период становления социализма, он принадлежал в той плеяде писателей, которые откликнулись на самые злободневные проблемы времени. Его произведения проникнуты любовью к Отчизне, в них отражены величие человеческого труда, проблемы формирования личности и борьба за справедливость. С. Абдуллаев сумел показать важнейшие социальные, политические и морально-этические проблемы, волновавшие общество в 20-40-х гг. XX столетия. Автор прошел большую жизненную школу, был учителем и воином-освободителем.

Произведения С. Абдуллаева не переведены на русский язык и, следовательно, не доступны широкому кругу читателей, и поэтому вклад даргинского писателя в советскую многонациональную литературу остался до сих пор недо-оценным.

На мастерство писателя большое влияние оказало устное народное творчество. С. Абдуллаев опирался на родной фольклор, широко используя его в своих произведениях, придавал новые формы народным изречениям, новое смысловое наполнение фольклорным образам.

Поэтическое и прозаическое творчество автора развивалось в тесной связи с другими литературами. Обращение С. Абдуллаева к русской классической и советской литературе шло параллельно его приобщению к идеям революции, он стал писать о преобразованиях в социальной и духовной жизни.

Творчество С. Абдуллаева способствовало расширению тематического диапазона и обогатило жанровую систему даргинской поэзии и прозы. Он заложил основы прозы в даргинской литературе. В своих прозаических произведениях автор прошел путь от декларативных рассказов до реалистической повести. С. Абдуллаев писал стихи (сюжетные и бессюжетные), публицистические статьи, рассказы, памфлеты, поэмы и повесть.

События и факты жизни составляли сюжеты его произведений. Творчество С. Абдуллаева, развивалось как часть даргинской советской литературы, и в течение всего времени было тесно связано с жизнью Советского народа. Этим определяются идейные и художественные особенности автора. Вместе с тем в его творчестве были и недочеты: схематичность образов и декларативность некоторых произведений. Основные темы его творчества: борьба за равенство и защита Родины от интервентов, народное образование и труд, социалистические преобразования и дружба Советских народов.

С. Абдуллаев, как и другие поэты 20-х годов, с искренней верой в правоту и необходимость происходящих перемен, вдохновлялся идеалами революции, воспевал героизм своих соотечественников. Даже те немногие стихотворения гражданской лирики С. Абдуллаева, которые до нас дошли, позволяют определить его роль, место в даргинской, дагестанской гражданской лирике того периода.

Начальный этап творчества С. Абдуллаева представляет собой одну из интересных страниц его творчества. Проводя грань между «прошлым» и «настоящим», поэт клеймит представителей духовенства, богатеев, которые, ратуя за идеологию «прошлой» жизни, выступали противниками свободы простого народа. С. Абдуллаев разоблачал все негативное, мешающее утверждению нового, и находился в поиске художественного освоения нового мира. Используя присущие сатире гротеск, гиперболу, иронию, сарказм и другие средства, автор разоблачал или позволял саморазоблачиться (в произведениях, написанных от лица религиозных деятелей) корыстолюбию, невежеству представителей духовенства. Особенностями того периода, революционной идеологией обусловлены категоричность, непримиримость поэта не только к скомпрометировавшим себя служителям религии, но и к самой религии.

То, что первые рассказы С. Абдуллаева в основном носят публицистический характер, отвечало задачам времени. Автор открыто выступал против изживших себя обычаев, религиозных догм и старался в светлых тонах изобразить новую действительность. С. Абдуллаев своими рассказами «Жизнь семьи Запировых», «Лекарство для живота», «Как учился Гази» подчеркнул социальную неустроенность простого народа, бездушное отношение представителей духовенства к горской бедноте и негативное влияние представителей местного самоуправления на сложившуюся идеологию дореволюционного аула. От первых опытов изображения горской бедноты С. Абдуллаев перешел к более широкому и многообразному отражению новой действительности. В новый период С. Абдуллаев ставит себе и другие задачи, одной из которых становится тема формирования характера главного героя - советского человека, растущего в борьбе за новую жизнь.

В своем довоенном творчестве автор создал образы борцов за свободу и справедливость, героев труда. Анализ рассказов показывает, что писатель свободно пользуется приемами реалистического изображения человека и действительности. Творчество С. Абдуллаева отражает общественно-политическую ситуацию, сложившуюся в жизни народа. Произведения С. Абдуллаева 19201930-х гг. передали атмосферу нравственного, политического и экономического уклада общества. Утверждение принципов нового строя, борьба с религией, с пережитками прошлого и мероприятия, связанные с ликвидацией неграмотности населения переместились в центр художественного мировоззрения С. Абдуллаева. Его произведения периода 1920-1930-х гг. отличаются политической агитационностью, они публицистичны, но в них прослеживается развитие от схематичных образов в первых рассказах к живым, индивидуализированным образам в более поздних произведениях.

Вершиной творчества С. Абдуллаева и его вкладом в многонациональную литературу Дагестана и России стали произведения периода Великой Отечественной войны: поэма «Песня фронтовика», рассказы «Фриц и Берта», «Одноглазые» и повесть «За Родину».

Военная поэзия С. Абдуллаева является значимым звеном в даргинской литературе того периода. Стихотворения военной тематики основаны на народных поэтических традициях, наполнены новыми для творчества поэта образами, написаны в различных жанрах.

Следует отметить, что творчество С. Абдуллаева в годы войны, небольшое по объему, но достаточно значительно по вкладу в развитие дагестанского художественного слова. Творческое наследие писателя, как и вся литература периода Великой Отечественной войны, представляет собой особый тип художественного мировидения, в котором подчеркивались мужество, искренность и героический дух советского народа.

Проза С. Абдуллаева характеризуется адекватным изображением самого течения жизни, пристальным вниманием к ее эпизодам и попыткой создать психологический индивидуализированный образ главного героя. В прозе С. Абдуллаева сюжетная линия или едва обозначена, или может вовсе отсутствовать, но при этом хорошо изображается бытовая среда. В такой прозе С. Абдуллаева фактографический материал, с исторической последовательностью изображающий события, несет в себе большое социальное содержание. В его творчестве есть и рассказы, тяготеющие к повести, где объединяются субъективный и объективный типы повествования, что характерно многим рассказам С. Абдуллаева, в которых лиризм и публицистика являются ее жанрообразующим началом, что стало этапом к постижению эпичности и реалистическому воссозданию действительности.

На всех этапах своего творческого роста С. Абдуллаев находился в центре происходящих событий, преобразований, его произведения отражали самые существенные моменты развития общества. Сатирические произведения писателя (как поэтические, так и рассказы) отличаются саморазоблачением персонажей, гротеском, связью с фольклором. Противопоставление прошлого и настоящего, дихотомия героев, документальность и эпизодичность повествования, сочетание сдержанности и лирики, маленькие детали, несущие большую смысловую и эмоциональную нагрузку, яркие образы - особенности рассказов и повести писателя.

Все это позволяет говорить о художественном мастерстве, значимости творчества С. Абдуллаева как в контексте даргинской, так и шире - дагестанской литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Абдулабекова, Саидат Магомедмухтаровна, 2013 год

1. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской дореволюционной литературы. -Махачкала, 1963.

2. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы. Махачкала, 1969.

3. Абакарова Ф.О. Становление жанра повести в дагестанской литературе // Жанры дагестанской советской литературы. Махачкала, 1979.

4. Абдуллаев С.Н. Песни и рассказы. Махачкала, 1948.

5. Абдуллаев С.Н. За Родину. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.

6. Абдуллаев С.Н. Избранное. Махачкала:Дагкнигоиздат, 1955.

7. Абдуллаев С.Н. Любимый Кавказ. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1961.

8. Абдулатипов А.-К. Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. Махачкала, 1979.

9. Абдулатипов А.-К.Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1984.

10. Абдулатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года). Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995.

11. Абдулатипов А.-К.Ю. Художественный мир Темирбулата Бейбулато-ва. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

12. Абилов A.A. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959.

13. Абуков К.И. Ступени роста. М.: Советская Росси, 1982.

14. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей: Дис. д-ра филол. наук в форме научного доклада. -Махачкала, 1993.

15. Алиханова A.A. Даргинская лирика (становление и развитие жанров): Автореф. дис. .канд. филол. наук. Москва, 1969.

16. Алиханова A.A. С.Н. Абдуллаев солдат и летописец Великой Отечественной войны. - Махачкала: «Hayка-Дагестан», 2011.

17. Акавов З.Н. Диалог времен: История кумыкской литературы в зеркале современности. Махачкала, 1996.

18. Акбиев С.Х. Связь времен и дружба народов. Махачкала, 1985.

19. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза: История развития жанровой системы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998.

20. Алексеев В.А. Русский советский очерк. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.

21. Алиев С. Дорога в современность. Махачкала, 1977.

22. Андреев Ю.А. Революция и литература М.: Худ. лит., 1987.

23. Аристотель. Поэтика. -М.: Худ. лит., 1957.

24. Астемиров Б. Жизнь я прожил, веря в правду. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2004.

25. Ахмедова У.С. Проблема романтизма в дагестанской литературе последней трети XIX начала XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Махачкала, 1974.

26. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.

27. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

28. Ахмедов С.Х. Социалистический реализм и этапы развития дагестанской советской прозы // Развитие социалистического реализма в дагестанской советской литературе. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1980.

29. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана: история и современность. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

30. Ахмедова P.A. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.

31. Батырай. Песни. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958.

32. Бахтин М.М. Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975.

33. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

34. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. Т.2. - М.: Гослитиздат, 1948. Т. 2.

35. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981.

36. Борев Ю.Б. Эпоха и парадигма (история поисков формулы бытия человечества) //Филологические науки. 2004. № 6.

37. Бороздина П.А. Очерки истории литератур народов СССР. Воронеж,1991.

38. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.: Худ. лит., 1977.

39. Брагинский И.С. Заметки о реалистических традициях в литературах Востока// Современный Восток. 1950. № 9.

40. Вагабова ФИ. Формирование лезгинской национальной литературы. -Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1970.

41. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987.

42. Вагидов A.M. Претворение заповеди. М.: Современник, 1988.

43. Вагидов A.M. Восхождение к единству. Махачкала: Дагучпедгиз,1991.

44. Вагидов A.M. Камал Абуков: Опыт творческого портрета. Махачкала: ИГЦ ДГУ, 2000.

45. Вагидов A.M. Современный дагестанский рассказ. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.

46. Вагидов A.M. Поиск продолжается. Статьи. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000.

47. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005.

48. Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1986.

49. Вопросы дагестанской литературы. Махачкала: Даг. ФАН СССР,1969.

50. Гаджиева 3.3. Песни борьбы и побед. Махачкала, Дагкнигоиздат,1980.

51. Гаджиева З.З., Гаджиахмедова М.Х. История аварской советской литературы (20-50 гг.). Махачкала, 2004.

52. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1978.

53. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода: типология и своеобразие художественного опыта. М.: Наука, 1982.

54. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление: на путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.

55. Гасанов М.Р. Очерки истории Табасарана. Махачкала, 1994.

56. Гашаров Г.Г. Певцы обновленного края. Махачкала, 1987.

57. Гашаров ГГ. Лезгинская литература: История и современность. Махачкала, 1998.

58. Гегель Г. Эстетика: В 4 т. Т. 1. - М.: Искусство, 1968.

59. Головко В.М. Поэтика русской повести. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992.

60. Горький М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1960.

61. Гусейнаев А.Г., Кассиев Э.Ю. Очерки лакской советской литературы. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1964.

62. Гусейнов М.А. Кумыкская проза начала XX века: Проблема художественного стиля. Махачкала: ДНЦ РАН, 2003.

63. Гусейнов Ч. Советская многонациональная литература и формирование духовного облика современника // Положительный герой в современной советской литературе. М.: Наука, 1998. - С. 180-193.

64. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР // Сб. статей. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1985.

65. Далгат У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты. М.: Наука, 1981.

66. Далгат У.Б. О взаимосвязях дагестанских и северокавказских литератур // Пути развития советской многонациональной литературы. М: Наука, 1967.

67. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М.: Изд-во Вост. лит., 1962.

68. Ершов J1. Русский советский роман: национальные традиции и новаторство. JL: Наука, 1967.

69. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана // Сб. статей. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1987.

70. Зелинский К. Национальная форма и социалистический реализм // Вопросы литературы. 1957. № 3.

71. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979.

72. История дагестанской советской литературы: в 2-х т. Махачкала: Изд-во Даг. ФАН СССР, 1967.

73. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысляя. -М.: Наследие, 1995.

74. Кассиев Э.Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму: От просветительства к реализму нового типа. — Махачкала: Дагкни-гоиздат, 1982.

75. Кельбеханов P.M. Алибек Фатахов. Традиции и новаторство. Махачкала: ИГЦ ДГУ, 1995.

76. Ковалева В. Русская советская повесть 20-30-х годов. Л.: Наука,1976.

77. Корабельников Г. С. Стальский и Г. Цадаса. Махачкала: Дагкниго-издат, 1977.

78. Кравцов Н.И. Русская проза второй половины XIX в. и народное творчество. М.: Наука, 1972.

79. Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1971.1. Т.6.

80. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Ни-колюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. М.: НГЖ «Интелвак», 2001.

81. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия,1987.

82. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1986. № 8.

83. Лихачев Д.С. Прошлое настоящему: Статьи и очерки. - Л.: Наука,1985.

84. Магомедова З.К. Зарождение и развитие малой прозы в дагестанской литературе 20-30-х годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тбилиси, 1987.

85. Магомедова З.К. Дагестанская публицистика XX века. Махачкала,2005.

86. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1980.

87. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Махачкала,1984.

88. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997.

89. Муртазалиев A.M. Дагестанско-турецкие литературные связи. Махачкала, 2012.

90. Мусаев К. Межнациональные связи и развитие национальных литератур. Баку, 1989.

91. Мусаханова Г.Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. -Махачкала, 1959.

92. Мусаханова Г.Б. Жанр рассказа в современной татской литературе // Жанры дагестанской советской литературы. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1979.

93. Мусаханова Г.Б. Татская литература. Махачкала: ДНЦ РАН, 1993.

94. Наследие, возвращенное народу. Материалы о жизни и творчестве репрессированных поэтов и писателей Дагестана / Сост. Г.Б. Мусаханова, отв. ред. С.Х. Ахмедов. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1990.

95. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала: ДФ АН СССР, 1973.

96. Неупокоева И. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976.

97. Огнев А. Русский советский рассказ. М.: Просвещение, 1978.

98. Омаров С.М. Народное образование в Дагестане. М.: Дагучпедгиз,1968.

99. Пашаева Т.Н. Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы: Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1985.

100. Печать Дагестана: Справочник. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.

101. Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв. Махачкала: ДФ АН СССР, 1989.

102. Поспелов Г.И. Целостно-системное понимание литературных произведений // Вопросы литературы, 1982, № 3. С. 139-155.

103. Поспелов Г.И. Проблемы исторического развития литературы. М.: Изд-во МГУ, 1972.

104. Поэтика дагестанской советской литературы: Сб. статей. Махачкала: Даг. ФАНСССР, 1986.

105. Развитие социалистического реализма в дагестанской советской литературе: Сб. статей. Махачкала, 1986.

106. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М.: Наука,1975.

107. Расулов М.-Р. О. Батырай, С. Курбан, Р. Нуров. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.

108. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. М.: Издательство МГУ, 1977.

109. Рукописная и печатная книга в Дагестане: Сборник статей и материалов. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1991.

110. Русская повесть XIX века. Д.: Наука, 1973.

111. Способность к диалогу. Часть 1. М.: Наследие, 1993.

112. Султанов К.Д. Расул Гамзатов: Очерк творчества. Махачкала: Даг-книгоиздат, 1973.

113. Султанов К.К. Национальные характеры нового типа в современной литературе // Положительный герой в современной советской литературе. М.: Наука, 1988.

114. Султанов К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа. М.: Наука, 1989.

115. Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. М.: Советский писатель, 1978.

116. Тамадаева Х.Э. Капиев: жизнь и творчество. Махачкала, 1962.

117. Тарланов З.К. Поэтика слова. Петрозаводск, 1983.

118. Усахов М.-Р.У. Аварская проза: Автореф.дис. . канд. филол. наук.-Махачкала, 1967.

119. Усахов М.-Р.У. Социалистический реализм в дагестанской литературе. Ростов-на-Дону, 1985.

120. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение,1963.

121. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991.

122. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. -Грозный, 1978.

123. Хайбуллаев С.М. О дореволюционной аварской литературе. Махачкала, 1974.

124. Хамзаева Х.М. Становление историко-революционного романа в дагестанской литературе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1968.

125. Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. Махачкала, 1998.

126. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2004.

127. Ханмурзаев Г.Г. Дагестанская тема в русской литературе второй половины XIX века: проблема характера. Махачкала, 1982.

128. Ханмурзаев Г.Г. Проблема национального характера: образы северокавказских горцев в русской литературе XIX века: Дис. д-ра филол. наук. -Махачкала, 1991.

129. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: Сов. писатель, 1975.

130. Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи. М.: Сов. писатель,1958.

131. Шихсаидов А.Р. Новые данные по средневековой истории Дагестана // Ученые записки ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР. Махачкала, 1961. Т. IX.

132. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма. М.: Наука, 1989.

133. Юсупова Ч.С. Аварский романтизм: конец XIX начало XX века. -Махачкала, ДФ АН СССР, 2000.

134. Юсуфов Р.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX века. М.: Наука, 1964.

135. Юсуфов Р.Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.: Наука, 1985.