Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Раздобарина, Лидия Александровна

  • Раздобарина, Лидия Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 181
Раздобарина, Лидия Александровна. Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2006. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Раздобарина, Лидия Александровна

Введение.

Глава 1. Теоретические позиции творческого развития дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей.

1.1. Психолого-педагогический подход к проблеме музыкально-творческого развития детей.

1.2. Детские музыкально-сценические произведения как стимул продуктивной творческой деятельности ребёнка.

1.3. Игра как организующий принцип работы над музыкально-сценическими произведениями с дошкольниками и младшими школьниками.

Глава 2. Пути творческого развития детей в процессе освоения и создания музыкально-сценических произведений.

2.1 Методы творческого развития дошкольников.

2.2. Методика создания и постановки музыкально-сценического произведения с детьми младшего школьного возраста.

2.3. Программа и результаты опытно-экспериментального исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей»

Актуальность исследования. Творческое развитие - необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса. В XXI веке творческое развитие является приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивидуума. Появляется большое количество центров детского и юношеского творчества. С каждым годом увеличивается интерес ученых и педагогов в разных сферах образования к творческому развитию детей с раннего возраста.

Пути наиболее эффективного развития творческих способностей ребенка на протяжении XX века искали многие психологи, ученые, педагоги: М. Арнаудов, Р. Арнхейм, JI.C. Выготский, Б.М. Кедров, В.А. Левин, А.Н. Лук, О.И. Никифорова, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др. Большой вклад в разработку психологических принципов творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста внесли А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и др.

Огромную роль в развитии чувственной сферы ребенка, его художественно-творческих способностей играет искусство. Оно обогащает внутренний мир ребенка, его переживания, участвует в формировании сознания, личностных качеств. Пути обновления методов обучения в системе художественного воспитания привели к симбиозу различных видов искусств, органично взаимодополняющих друг друга в рамках музыкальных занятий.

Комплексному музыкально-творческому развитию дошкольников и школьников посвящены работы таких учёных-педагогов, как Л.Н. Алексеева, А.И. Буренина, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, Е.П. Кабкова, М.С. Красильникова, О.А. Куревина, И.П. Манакова, Т.В. Нестеренко, М.Л. Петрова, О.П. Радынова, Т.Г. Рубан, Н.Г. Салмина, Г.Е. Селезнева, К.В. Тарасова, Т.Э. Тютюнникова, В.О. Усачёва, Л.В. Школяр и др.

Существует множество методик музыкально-эстетического развития ребенка, его художественных способностей. Однако при их реализации заметен ряд негативных тенденций именно в сфере музыкально-творческого развития детей. В большинстве созданных технологий воспитание гармонично развитой личности осуществляется в процессе сочетания разных видов художественной деятельности, каждый из которых (пение, движение, декламация, игра на шумовых, ударных инструментах, декоративно-прикладное и изобразительное творчество) органичен для ребенка, но на практике приоритет нередко отдаётся какому-то одному виду музыкальной деятельности.

Парадоксальность многих методических исследований и разработок заключается в акцентировании внимания к процессу творческой деятельности и недооценке педагогической значимости ее продукта (система освоенных знаний, умений и навыков нередко замещает собой продукт музыкального творчества детей).

Следует отметить и то, что большинство существующих концепций и авторских методик, как правило, ориентированы на небольшие временные отрезки (3-4 года, 5-7 лет, младший школьный возраст), то есть ограничиваются рамками образовательных учреждений разного типа. Подобное «возрастное» дробление приводит к необходимости специальных усилий, направленных на осуществление преемственности музыкального развития ребенка.

В преодолении названных негативных тенденций особую значимость приобретают музыкально-сценические произведения, написанные для детей. Видную роль в процессе формирования интегрированных принципов творческого музыкального развития детей сыграли композиторы - зарубежные (Б. Бриттен, К. Орф, 3. Кодай, П. Хиндемит) и отечественные (Ц. Кюи, А. Гречанинов, М. Красев, М. Коваль, Д. Кабалевский, М. Мин-ков и др.). В последние десятилетия появляется множество новых музыкально-сценических произведений, которые, являясь материалом, доступным и увлекательным для восприятия современными детьми, могут поднять на новый уровень их творческое развитие. Именно в этих произведениях ребенок способен проявить, реализовать себя в разных видах творческой деятельности. Пение, пластика, актёрское мастерство, разработка художественного решения спектакля - все это компоненты, без которых невозможно обойтись в работе над сценическими произведениями.

Изучение и исполнение музыкально-сценических произведений в рамках той или иной методической системы побуждает детей разного возраста к творческой активности и может привести к самостоятельному созданию ими музыкального спектакля в качестве суммирующего результата различных видов деятельности. Однако методы целостного освоения музыкально-сценического произведения и его постановки с детьми не разработаны. И этот огромный пласт музыкального искусства - детские оперы, мюзиклы, оперетты, музыкальные сказки недостаточно используется в педагогической практике.

Вышесказанное выявило противоречия между потребностью музыкальной практики в непрерывном творческом развитии детей и отсутствием адекватных методов и приемов этого процесса, а также между имеющимся пластом музыкально-сценических произведений для детей и их невостребованностью в практике музыкального образования.

Данные противоречия определили проблему исследования - необходимость создания методики музыкально-творческого развития детей 310 лет на основе активного введения в содержание музыкального образования произведений музыкально-сценических жанров. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей».

Объект исследования - музыкальное воспитание дошкольников и младших школьников.

Предмет исследования - процесс творческого развития дошкольников и младших школьников при освоении музыкально-сценических произведений для детей.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить пути музыкально-творческого развития ребёнка в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей.

Задачи исследования:

1. Выявить педагогический потенциал музыкально-сценических произведений для творческого развития детей.

2. Разработать теоретико-методические позиции освоения дошкольниками и младшими школьниками музыкально-сценических произведений.

3. Определить критерии музыкально-творческого развития детей 310 лет и экспериментально проверить эффективность предлагаемых путей освоения музыкально-сценических произведений.

Гипотеза исследования. Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей будет осуществляться наиболее эффективно, если:

- будут разработаны принципы и методы, обеспечивающие единство процессуальной и результативной сторон музыкально-творческого процесса с учетом особенностей детей на разных этапах взросления;

- в организации музыкальных занятий возрастет удельный вес игр-импровизаций, основанных на взаимодействии идей организационно-деятельностной игры и принципа триединства творчества композитора-исполнителя-слушателя;

- творчество ребенка будет носить интегративный характер, адекватный синтетической природе музыкально-сценических жанров, и опираться на закономерности драматургии параллельно осваиваемых музыкальных произведений.

Методологической основой исследования являются теории деятельности и развивающего обучения (В.В. Давыдов, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин), концепции психологии художественных способностей и творчества (JI.C. Выготский, В.Т. Кудрявцев, А.Г. Маслоу, АА. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская), идеи художественно-эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, 3. Кодай, К. Орф, Б.Л. Яворский).

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической, психолого-педагогической, философско-эстетической, музыковедческой литературы; анализ музыкального материала; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; диагностирование; статистическая обработка данных; анализ и обобщение полученных результатов.

Научная новизна исследования.

Теоретически обоснованы и экспериментально проверены пути музыкально-творческого развития ребёнка в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей.

Выявлен педагогический потенциал музыкально-сценических произведений для творческого развития детей.

Впервые определена стратегия творческого развития детей от 3 до 10 лет, основанная на дифференциации и интеграции разных видов музыкально-театральной деятельности и установлении творческого диалога между ребенком-композитором и профессиональным композитором в процессе освоения и создания музыкально-сценического произведения.

Разработаны принципы и методы, обеспечивающие единство процессуальной и результативной сторон музыкально-творческого процесса с учетом особенностей детей на разных этапах взросления.

Теоретическая значимость исследования.

Построена система принципов творческого развития детей на основе идей организационно-деятельностной игры: принцип комплексности, предполагающий включение ребенка в разные виды деятельности; принцип увлеченности, ориентирующий на импровизационный характер деятельности; принцип продуктивности, направленный на создание условий для самостоятельных открытий ребенка.

Разработаны три группы методов, обусловленные различными типами игр-импровизаций: вокально-инструментальные (методы выбора, речевого интонирования, импровизации на текст, свободный импровизатор, ритмическая импровизация); музыкально-пластические (методы вокально-пластического интонирования, пластической импровизации, «живых картин» и др.) и актёрские (методы озвучивания сказочных персонажей, пластической драматизации, «актёр сказочного театра» и др.). Данные методы направлены на освоение ребенком мира музыкального театра в единстве жизненного и художественного опыта в опоре на закономерности драматургии параллельно осваиваемых музыкальных произведений в процессе многопозиционного общения с искусством.

Определены критерии динамики творческого развития дошкольников и младших школьников (оригинальность образов, гибкость в творческих проявлениях, разработанность идей), характеризующие импровизационную деятельность ребенка в процессе освоения, сочинения и постановки музыкально-сценического произведения.

Практическая значимость. Разработанная методика вызывает интерес и поддерживает творческую активность детей благодаря интеграции видов эстетической деятельности в триединстве творчества композитора -исполнителя - слушателя, что даёт возможность ребёнку проявить личную заинтересованность и реализовать свой творческий потенциал. Благодаря совмещению учебного процесса с ведением концертной деятельности ребёнок имеет возможность не только закрепить полученные знания, продемонстрировать весь комплекс умений,' но и почувствовать собственную значимость, публично представляя плоды творческой деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы в широкой практике дополнительного образования в дошкольных учреждениях, в детских музыкальных школах и общеобразовательных учреждениях, а также в преподавании методики музыкального образования при подготовке и переподготовке учителей музыки, воспитателей ДОУ, педагогов-музыкантов в средних и высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность обеспечивается методологией исследования; системой методов, адекватных целям, задачам, объекту исследования; педагогической деятельностью и опытно-экспериментальной работой соискателя.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись в процессе многолетней педагогической деятельности автора исследования в детской музыкально-театральной студии «Сказка» (народный коллектив) ДК «Стимул» (г.Москва) с детьми и педагогами-музыкантами, посредством применения разработанной системы принципов и методов творческого развития детей, обсуждений процесса и результатов исследования в ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, ГУ «ИХО РАО», а также в докладах на научно-практических конференциях: «Творчество Отечественных композиторов XX века» (Москва, ГМПИ, 2001), «Проблемы оперного творчества московских композиторов» (Москва, Дом композиторов, 2002) и выступлениях на фестивалях и конкурсах: фестиваль-конкурс «От сердца к сердцу» (2003, I место), городской конкурс «Таланты нашего двора» (2005, «Гран-при»), телеконкурс «Песенка года-2006 (дважды лауреаты), Всероссийский фестиваль «Синеокая Анапа» (2006, III место) и др.

Экспериментальной базой исследования являлась Детская музыкально-театральная студия «Сказка» (народный коллектив) ДК «Стимул» (г. Москва), в которой автор (на протяжении 13-ти лет) работает в качестве педагога-руководителя, и лингвистическая школа «Промо-М». Экспериментом было охвачено 1200 учащихся от 3 до 10 лет.

Этапы исследования:

1. Подготовительный этап (1993 - 1998) - анализ музыковедческой и научно-педагогической литературы по проблеме исследования; опытно-поисковая работа; разработка концепции исследования.

2. Основной этап (1998 - 2004) - педагогический эксперимент, направленный на музыкально-творческое развитие дошкольников и младших школьников. Проведение контрольных срезов, обработка результатов.

3. Заключительный этап (2004 - 2006) - обобщение результатов экспериментальной работы, обработка данных, проверка, уточнение отдельных теоретических и методических положений исследований.

Положения, выносимые на защиту:

1. Внедрение в педагогическую практику музыкально-сценических произведений для детей является мощным стимулом творческого развития дошкольников и младших школьников. Освоение музыкально-сценического произведения расширяет палитру творческой деятельности ребенка, поскольку триединство собственно музыкального творчества (композитор-исполнитель-слушатель) совмещается и взаимодействует с формами творчества, характерными для театральной деятельности (режиссер, литератор, хореограф, актер, художник и др.).

2. Стратегию творческого развития детей от 3 до 10 лет определяют идеи организационно-деятельностной игры, которые реализуются через систему методических принципов: принципа комплексности, предполагающего включение ребенка в разные виды деятельности, что обеспечивает многогранность развития; принципа увлеченности, побуждающего ребёнка к активной креативной деятельности и определяющего ее импровизационный характер; принципа продуктивности, ориентирующего на «конечный результат» и способствующего созданию условий для самостоятельных открытий, творчества и созидания.

3. Эффективность творческого развития дошкольников и младших школьников обеспечивается применением разработанных в исследовании трех групп методов, обусловленных динамикой развития импровизационной деятельности ребенка: методов «вокально-пластического интонирования», «музыкально-пластической импровизации», а также «музыкально-сценического воплощения».

4. Критериями динамики творческого развития дошкольников и младших школьников, характеризующими импровизационную деятельность ребенка в процессе освоения, сочинения и постановки музыкально-сценического произведения, являются оригинальность образов, гибкость в творческих проявлениях, разработанность идей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения (таблица детских музыкально-сценических произведений отечественных композиторов, нотные примеры, фотографии).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Раздобарина, Лидия Александровна

Заключение

1. Музыкально-сценические произведения для детей при внедрении в музыкально-педагогическую практику становятся мощным стимулом эффективного всестороннего творческого развития ребёнка: развивается опыт восприятия, зрительская и слушательская культура, повышается исполнительское мастерство.

2. Стратегию творческого развития дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений определяют идеи организационно-деятельностной игры, которые реализуются через взаимодействие разработанных в исследовании принципов: комплексности, позволяющей включать детей в разные виды деятельности и обеспечивающей многогранность их развития; увлеченности, стимулирующей импровизационный характер деятельности и побуждающей ребёнка к активной созидательной деятельности; продуктивности, направленной на создание конечного результата - сочинение и постановку музыкально-сценического произведения.

3. Методы «вокально-пластического интонирования», «музыкально-пластической импровизации», а также «музыкально-сценического воплощения», обусловленные динамикой развития импровизационной деятельности ребенка при создании музыкально-сценических произведений и основанные на различных видах игр-импровизаций, способствуют гармонизации творческой деятельности учащихся как процесса и результата; устанавливают уникальный творческий диалог между композитором-ребенком и профессиональным композитором; расширяют жизненный и художественный опыт детей в опоре на параллельно осваиваемые музыкальные произведения.

4. В процессе освоения и создания музыкально-сценических произведений повышается уровень активности детей: возрастает гибкость в творческих проявлениях, в свободе переключения с одного вида деятельности на другой, что позволяет более активно участвовать в коллективном творческом процессе; углубляется разработанность творческих идей, выражающаяся в индивидуализации создаваемых образов и логике их взаимодействия друг с другом; увеличивается число детей, создающих интересные оригинальные версии. Ребёнок приобретает опыт межличностного общения, умение работать и взаимодействовать в коллективе, выполняя различные социальные роли; у него формируются ценные личностные качества: воля, уверенность в себе, повышается самооценка.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Раздобарина, Лидия Александровна, 2006 год

1. Абелян JI. М. Забавное сольфеджио. М.: Композитор. 62 с.

2. Алексеева JI.H. Музыка. 6-7 лет: Альбом. М.: ACT, 1997. - 32 с.

3. Ананьев Б.Г. Задачи психологии творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / Л.:Наука,1982. -С.234-245.

4. Апраксина О. А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М., 1956. 224 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 260 с.

6. Асафьев Б.В. Об опере. Л.: Музыка, 1985. - 343 с.

7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1,2.1. Изд.2-е. -Л.,1971. 376 с.

8. Антология оперного творчества московских композиторов. М.: Композитор, 2003. - 348 с.

9. Баева А.А. Поэтика жанра: современная русская опера. М., 1999. - 187 с.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979.-424 с.

11. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения учащихся. -Улан-Удэ, 1966.- 116 с.

12. Бердяев Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека// Н.Бердяев Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т.

13. М.: Искусство, 1994. 4.1. 541 с.

14. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Москва-Воронеж, 1997. - 576 с.

15. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. - 547 с.

16. Библиотека русского фольклора. Былины. М.: Советская Россия, 1988.- 575 с.

17. Библиотека русского фольклора. Народный театр. М.: Советская1. Россия, 1991.- 544 с.

18. Библиотека русского фольклора. Обрядовая поэзия. М.: Советская Россия, 1997.-623 с.

19. Библиотека русского фольклора. Сказки. М.: Советская Россия, 1988. - 544 с.

20. Библиотека русского фольклора. Народная проза. М.: Советская Россия, 1992.-605 с.

21. Библиотека русского фольклора. Частушки. М.: Советская Россия, 1990. - 655 с.

22. Бирлайн Джон Френсис. Параллельная мифология. М.: Крон-пресс, 1997.-337 с.

23. Бочкарёв JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 238 с.

24. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464с.

25. Брюсова Н.Я. // Революция. Искусство. Дети: Материалы и документы: В 2ч. /Сост. Н.П. Старосельцева. М.: «Просвещение», 1987 (4.1.-218 е.), 1988 (ч.2. -240 с.)

26. Брянцева В.Н. Французская комическая опера XVIII века. М.: Музыка, 1985.- 311 с.

27. Бюллер К. Духовное развитие ребенка. Пер. с нем- М., «Новая мысль». 1924. 160 с.

28. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. - 156 с.

29. Вайнкоп Ю. Что надо знать об опере. -М.-Л.: Музыка, 1967. 160 с.

30. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка.

31. Дис. .д.п.н. М.,1967. - 703 е., с нот.

32. Ветлугина Н.А. Музыкальные игры и пляски в детском саду. М., Учпедгиз, 1956. 56 с.

33. Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией М.В. Гамезо и др. М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

34. Воспитание сказкой: Методические рекомендации по работе с литературной сказкой в школе и библиотеке / Составитель Иванова Э.И.-М., АПН, 1987. 152 с.

35. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения //Начальная школа, 1989, №5. С. 16-20.

36. Великие мюзиклы мира. М.: Олма-пресс, 2002. - 703 с.

37. Вицинский А.В. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. М.: Известия АПН РСФСР, вып.25, 1950. - С.206-207

38. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.: Союз, 1997.- 96 с.

39. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6т. Т.2. М.: Педагогика, 1982. - 504с.

40. Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Искусство, 1986. -573 с.

41. Выготский JI.C. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991.- 480 с.

42. Вяхирева Е.А. Развитие творческого мышления младших школьников: Монография. Балашов: Издатель Николаев, 2000. -С.13.

43. Гальперин П.Я. История психологии XX век. Екатеринбург, 2005. 832 с.

44. Гилфорд Д.П. Три стороны интеллекта // в сб.: Психология мышления, М., 1969. -223 с.

45. Головинский Г. Композитор и фольклор. М.: Музыка, 1981. - 228 с.

46. Гродзенская H.JI.0 слушании музыки в начальной школе. М.: Муз-гиз, 1969.-63 с.

47. Громыко Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследований

48. Вопросы философии. 2001. -№ 2. - С. 116-123

49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240с.

50. Давыдов В.В. Новые данные о психологии младших школьников // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения ивоспитания. М., 1973. Вып.2. 4.1. 147 с.

51. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз. 1956. 374 с.

52. Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей 9-12 лет. М.: Сфера. 2003. 113 с.

53. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 е.: (Серия "Мастера психологии")

54. Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. М.: Муз-гиз, 1952.-344 с.

55. Ефименкова Б.Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. М.: Композитор, 2001. - 256 с.

56. Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика XXI век. 2006. - 248 с.

57. Жукова Л. Красная шапочка и её друзья // Советская культура, 1968, 11 января.

58. Занков Л.В. К проблеме обучения и развития//Вопросы психологии. М., 1974, N3. - С.21-30.

59. Запорожец А.В. Психология действия. Избранные психологические труды, МПСИ, 2000. 736 с.

60. Заруба А.В. Развитие интонационного мышления младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. Дис. .к.п.н.-М., 1995.- 150 с.

61. Земцовский И.И. Русская протяжная песня. Л.: Музыка, 1967.

62. Зив Н. Маугли оперный герой //Советская музыка, 1983, № 6. -С.48.

63. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детеймладшего школьного возраста. -М.: Владос, 2000. 304 с.

64. Из истории русской и советской музыки. Вып 2 / Составитель А.Кандинский. -М: Музыка, 1976.

65. История современной отечественной музыки. Вып. 3 1960-1990 / Составитель Е.Б. Долинская. М.: Музыка, 2001. - 656 с.

66. История педагогики в России / Сост. Егоров С.Ф. М.: Академия, 1999.-397 с.

67. История музыки народов СССР. Т.6, 1 книга. -М.,1996. 538 с.

68. Каталог. Музыкальные спектакли ленинградских композиторов. -Л.,1979. 115 с.

69. Каталог. Музыкальные спектакли ленинградских композиторов. -Л.,1987. 101 с.

70. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? 2-е изд. М.:Советский композитор, 1982. - 214 с.

71. Кац Б. Музыкальные ключи к русской поэзии. Санкт-Петербург: Композитор, 1997. - 272 с.

72. Кедров Б.М., Космодемьянский А.А. Научное творчество Циолковского и современное развитие его идей. М., 1984. 168 с.

73. Ковнацкая Д. Б.Бриттен М.: Советский композитор, 1974.-355 с.

74. Ко дай 3. Избранные статьи // Детские игры. М.: Советский композитор, 1982. - 288 с.

75. Косачёва Р. М.Минков // "Композиторы Москвы". М., 1976. -С.144.

76. Косма Т.В. Мышление младшего школьника: Автореферат дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1971. 18 с.

77. Кокушкин В., А.Александров, М., 1987. - 236 с

78. Красильникова М.С. Постижение музыки младшими школьниками на интонационной основе. Дис. .к.п.н. 1990. 166 с.

79. Красильников И.М. О чем может рассказать музыкальный тембр // Искусство в школе, М.: 1993, N6. С.6-13.

80. Критская Е.Д. Формирование интонационно-слухового опытамладших школьников на уроках музыки общеобразовательнойшколы. Автореферат дис. .к.п.н. М., 1994. - 18 с.

81. Кудинова Т. От водевиля до мюзикла. М.: Советский композитор, 1992.- 175 с.

82. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. -М.: Просвещение, 1988. 79 с.

83. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребёнка в дошкольном образовании. М.: МАКС-Пресс, 2005. -396 с.

84. Курышева Т. Театральность и музыка. М.: Советский композитор, 1984.-201 с.

85. Куревина О.А. Лутцева Е.А. Технология. Прекрасное рядом с тобой. 1 класс. Учебник-тетрадь по курсу «Синтез искусств». М.: 2002. 64 е.

86. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.: Высшая школа, 1981.-221 с.

87. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск, 1992. - 53 с.

88. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: 3-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1964. 424 с.

89. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1983.-391с.

90. Леонтьева О. Карл Орф. М.: Музыка, 1964. - 160 с.

91. Лехтман-Абрамович Р. Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М.: Медгиз, 1949. 340 с.

92. Лейтес Н.С. К вопросу о возрастных особенностях школьников: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Т.5. М.: Просвещение, 1967. - 434 с.

93. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года:

94. Книга вторая. -М.: Музыка, 1983. 696 с.

95. Лук А.Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978. 128 с.

96. Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. Эпоха просвящения. Питер. 2006. 464 с.

97. Люблинская А.А. Детская психология. -М.:1971. 415 с.

98. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.-425 с.

99. Маслоу .А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой A.M. СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

100. Маслов А. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М.: Т-во И.Д.Сы тина, 1913 - 64 е.: ил., с нот.

101. Медведева И.А. Формирование эстетической оценки элементов звучащей речи и музыки у младших школьников: Автореферат дисс. . канд. пед. наук. -М., 1994. 18 с.

102. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-262 с.

103. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Ред. Журнала "Искусство в школе", 1995. - 144 е.: ил.

104. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981. 96 с.

105. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие. Дубна: Феникс +, 2006. - 111 с.

106. Мерзлякова С.И., Комалькова В.Ю. Гусли звончатые. М. 2001. -56 с.

107. Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии: для студентов педагогических институтов: В 3 ч. / Сост. Цыгульская Т.Ф. Кировоград: КГПИ, 1988. С.37-38.

108. Михайлова А. Ребёнок в мире театра. -М.: 2004. 208 с.

109. Михайловская Н. Музыка и дети. М.: Советский композитор, 1977. - 263 с.

110. Мирзоева Э.А. Справочник произведений композиторов Москвы для музыкального театра (1970-2000). М.: Композитор, 1999. - 144 с.

111. Михеева Л. Борис Кравченко. Л.: Советский композитор, 1984.

112. Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В.Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.

113. Мун Л.Н. Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования. Дис.к.п.н. М., 2001.

114. Мюссен П. Контер Д., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. М., 1987.-449 с.

115. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. М.: Композитор, 1999.- 550 с.

116. Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. -М.: Центрполиграф, 2001.-415 с.

117. Науменко Г.М. Народная мудрость и знание о ребёнке. М.: Центрполиграф, 2001. - 432 с.

118. Научно-практический журнал "Школьные технологии № 3 2006 г. // Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности с. 85 - 91

119. Неверович ЯЗ. Мотивация трудовой деятельности ребёнка дошкольного возраста. АПН РСФСР, вып. 64. 1955.

120. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: изд-во Мое. ун-та, 1972. - 155 с. с ил.

121. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? -М.: Знание, 1978. -48 с.

122. Образцова ИМ., Образцов Н.Ю. Н.А. Римский-Корсаков на Псковщине. Л., 1981. - 87 с.

123. Очерки психологии детей / Младший школьный возраст // Под ред. А.Н.Леонтьева и Л.И.Божович. М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. - 190 с.

124. Песталоцци Г. Очерк жизни и деятельности. Лингард и Гертруда. 1893.- 1001 с.

125. Петрушин В.И. Вокальная и инструментальная импровизациякак метод развития музыкально-творческих способностей подростков Профессиональная подготовка студентов музыкально-педагогического факультета. Вып. 4. Куйбышев, 1976. - С. 113-123.

126. Покровский Е.А. Детские игры. Спб. 1994. 388 с.

127. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. -М.: Педагогика, 1988. 176 с.

128. Пономаренко О. А. Влияние игровых методов на развитие музыкальной активности школьников-шестилеток. М., 1991. - 166 с

129. Попова Т.В. О песнях наших дней. М.: Музыка, 1969. - 250 с.

130. Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. М.: Го-суд. муз. изд. 1955. -240 с.

131. Потебня А.А. Эстетика и поэзия. -М.: Искусство, 1976. 614 с.

132. Программы «Музыка». 1-8 классы под руководством Д.Б.Кабалевского -М., 2004. 223 с.

133. Проект программы общеобразовательной школы: Пение: 1-6 кл. / Сост. И.П. Пономарёв и др. -М., 1947. С.З.

134. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2002. - 336 с.

135. Психология младшего школьника / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 336 с.

136. Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореферат дисс. . канд. пед. наук. -М., 1978.

137. Радынова О.П., Груздова И.В., Комисарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999.-176 с.

138. Раздобарина Jl.А. В мире детской оперы // «Искусство в школе», №1 /2004.-С. 44-48

139. Раздобарина Л.А. Международный фестиваль театров для детей // «Искусство в школе», № 1 / 2004. С. 48-51

140. Раздобарина Л.А. Как сочинить мюзикл // «Искусство в школе», №5/2006. — С.12-15

141. Раздобарина Л.А. Опера-сказка в творчестве отечественных композиторов второй половины XX века // Сб. научных статей: «Из наследия отечественных композиторов XX века». М., 2004. - С. 109-126

142. Раздобарина Л.А. Опера для детей // Сб. научных статей: «Антология оперного творчества московских композиторов (вторая половина XX века)». М.: Композитор, 2003. - С.73-97

143. Раку М. Михаил Зив. -М.: Композитор, 2003. 141 с.

144. Раухвергер. М. Статьи и воспоминания. -М., 1983. 151 с.

145. Римский Л. Сказ о добром молодце // «Театральная жизнь» 1976, №12.

146. Роднянская И.Б. Слово и «музыка» в лирическом стихотворении: Слово и образ. М.: Просвещение, 1964. - 240 с.

147. МЗ.Розинер Ф.Я. Гимн солнцу (Чюрленис). М.: Молодая гвардия, 1974. - 192 с.

148. Ромащук И. Третьего не дано! //«Музыка России», №7. М. 1988. -С. 124-137.

149. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд.2-е. -М.: Учпедгиз, 1946. 532 с.

150. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. М.: Композитор, 1994. - 224 с.

151. Русское музыкальное народное творчество: Хрестоматия / Составитель Фраёнова Е.М. М.:2000. - 256 с.

152. Румер М. Музыка и ритмика в детском саду. М., 1955 120 с.

153. Ручьевская Е.А., Иванова П.И., Широкова В.П. Анализ вокальныхпроизведений. Л.: Музыка, 1988. - 352 с.

154. Сабинина М.Д. Взаимодействие музыкального и драматического театров в XX веке. М.: Композитор, 2003. - 238 с.

155. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: анализ форм и создание образа. Рабочая тетрадь для детей. М., 2005. 64 с.

156. Саркисян С. Армянская музыка в контексте XX века. М.: Композитор, 2002.

157. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М.: Художественная литература, 1989. - 397 с.

158. Сац Наталия. Новеллы моей жизни. -М.: Искусство, 1979. 648 с.

159. Селли Дж. Очерки по психологии детства М , СПб , 1904 -С 312325

160. Система музыкального воспитания Карла Орфа(Подред. Л.А.Баренбойма). Л.:Музыка, 1970. - 160 с.

161. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. М.: Музыка, 1987. -93 с.

162. Славина Л.С. Трудные дети. Избранные психологические труды. М., 2006.-496 с.

163. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музгиз, 1962. - 66 с.

164. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия /В кн.: Проблемы музыкального мышления. М.,1974. -336 с.

165. Степанов О. Театр масок в опере С.Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». -М.: Музыка, 1972. 174 с.

166. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика. -М.:ACT, Ростов на Дону: Феникс, 2000. 576 с.

167. Стравинский И.Ф. Статьи. Воспоминания / Составители Г.С. Ал-феевская, И.Я. Вершинина. М.: Советский композитор, 1985.

168. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в 5 т. М.Д979.Т I. - с.75.

169. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С.Соловейчик. М.: Политиздат, 1975.

170. Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР. М., 1987.

171. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. -М.: Мозаика-Синтез, 2001. 128 с.

172. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / В кн.: Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. - 536 с.

173. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз. 1953. 444 с.

174. Торшилова Е.М., Большаков В.Ю. Интеллектуальная и эстетическая одарённость: теория и диагностика. М.:Магистр-пресс. 2000. 163 с.

175. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Разл^ие эстетических способностей детей 3-7 лет. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 141 с.

176. Тюпа В.И. Модусы сознания и школа коммуникативной дидактики. // Дискурс № 1. Новосибирск, 1996

177. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М.: Еди-ториал УРРС, 2003.- 264 с.

178. Усачёва В.О. Сочинение и импровизация музыки на уроках и во внеурочное время. М.: Научтехлитиздат, 2002. 82 с.

179. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

180. Фольклорный театр / Под ред. А.Ф. Некрыловой и Н.И.Савушкиной. -М.: Современник, 1988. 476 с.

181. Холл Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1996. - 656 с.

182. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М.: Лань, 2000. - 319с.

183. Хоменко О.О. Развитие эстетического восприятия у ребенка // Ученые записки: Харьковский Гос. пед. институт. Т.VI. Харьков, 1941.

184. Хундадзе Ф.С. О роли фантазии и ассоциации в эстетическом восприятии детей дошкольного и школьного возраста: Автореферат дисс. Тбилиси, 1949. - 18 с.

185. Цодоков Е. Опера. Энциклопедический словарь. -М.: Композитор, 1999. 181 с.

186. Цетлин Е.В. Работа над восприятием образных средств литературы при помощи музыки // Начальная школа, 1981, № 2. С. 24-25.

187. Цукер А. И рок, и симфония. М.: Композитор, 1993. - 304с.

188. Чёрная Е.С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. М.: Муз-гиз, 1963.-436 с.

189. Шеломов Б. И. Детское музыкальное творчество на русской основе. С.-П.: Композитор, 1997. - 224 с.

190. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М.: АПН РСФСР, 1963. - 206 с.

191. Школяр В.А. Формирование и развитие у учащихся основ содержательного анализа инструментальной музыки на занятиях фортепиано. Автореферат дис. .к.п.н. М., 1994. - 16 с.

192. Школяр JI.B. Искусство в жизни детей. Музыка в жизни младших школьников// Опыт художественных занятий с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

193. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ)//Педагогика и логика. -М.:Касталь, 1993. С. 16-200.

194. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.

195. Юдина Е. Поэтическая музыка: примеры творческих занятий // Начальная школа: еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1996, апр., №13.

196. Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности // Эстетическое воспитание школьной молодежи (Под ред. Б.Т.Лихачева, Г.Зальмона). М.,1981. С.109-116.

197. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. -Т.1. 2-е изд., испр. и доп. М.:Сов. комп., 1972. -711 е.: ил., с нот.

198. Якиманская И.С. Образное мышление и его место в обучении // -Советская педагогика, 1968, №12. •

199. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966.

200. Seashore С. Psychology of music. -N.Y., 1938.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.