Цветовое структурирование социального пространства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Потокина, Татьяна Михайловна

  • Потокина, Татьяна Михайловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 159
Потокина, Татьяна Михайловна. Цветовое структурирование социального пространства: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Волгоград. 2010. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Потокина, Татьяна Михайловна

Введение.

Глава 1. Эволюция понятия цвета

1.1 Мифология как основа понятия цвета.

1.2 Цвет как самоценный мир познания.

1.3 Функционально-эстетические особенности цвета.

Глава 2. Цвет как элемент формообразования пространства

2.1 Цвет как элемент построения социального пространства.

2.2 Цветовая организация среды в стиле модерн.

2.3 Цвет в стиле конструктивизм.

Глава 3. Цвет и организация пространства ансамбля

3.1 Ансамбль как целостность мироздания.

3.2 Цвет как основной принцип построения гармонии ансамбля.

3.3 Стилистически-композиционное единство пространства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Цветовое структурирование социального пространства»

Актуальность данного исследования состоит в том, что цвет в рассматриваемый период фактически или опосредованно оказал заметное влияние на современную социальную среду. Цвет является одним из выразительных средств в организации пространства, позволяющий с одной стороны решать функциональные задачи, а с другой - средствами эстетического, художественного воздействия способствовать развитию гармонии в организации социального пространства.

Социальное пространство наделено особым человеческим смыслом и как бы вписано одновременно в планетарное и космическое пространство. В тоже время оно выделяется из него в виде созданной человеком инфраструктуры освоенных территорий, водного и воздушного бассейнов, ставших в совокупности жизненным пространством человека. «При этом пространственные структуры возникают не сами по себе, не хаотично, а являются результатом объективных процессов эволюции общества и отражают быт и культуру тех или иных народов, их экономический и социальный уровень развития, несут печать определенного времени. Все это запечатлевается в соответствующей архитектуре, преобразованном ландшафте и т. п., составляя так называемую «вторую природу».1

Понятие цвета становится предметом внимания и размышления уже у античных философов, Демокрит, Аристотель, Платон рассматривают цвет с мифологических позиций, в духе того времени. Естественно-научную основу понимания природы цветов впервые в XVII в. вводит И. Ньютон. Феномен цвета обрел физическую основу и утратил связь с мифологией. Систематика цвета И.Гете исходит отчасти из естественно - научных наблюдений, отчасти из обобщения практического применения красок художниками. В XIX в. на базе философии света Гегель и Шеллинг строят учение о цвете как

1 Бучило Н.Ф., Чумаков A.M. Философия. - М.: Знание, 1998. ~ С. 49 - 50. субстанции живописи. Гегель утверждает принципы колорита А. Шопенгауэр трактует цвет как чисто физиологический феномен, результат деятельности глаза.

Достижения XX в. в области цвета дифференцируется в различных областях. Большой вклад в понимание природы цвета внесли русские ученые: П. П. Лазарев, С. В. Кравков, Е. Б. Рабкин и др. В XX в. была создана заново колориметрия наука об измерении цвета. Весьма обстоятельно изложены проблемы колористики в трудах Р. Ивенса, Г. Цойгнера, В. А. Зернова. Впервые объемная система цветов была сконструирована на рубеже XIIIV и XIX в.в. Ф Рунге, затем усовершенствована Г. Гельмгольцем и была упрощена и стала практичной благодаря Г. Максвелу и В. Оствальду.

Особенно вдумчивый и творческий подход к проблемам света и цвета можно встретить в работах А. Ф. Лосева, С. С. Аверинцева, М. В. Алпатова, Б. Р. Виппера. О цвете в живописи писали Н. Н. Волков, С. С. Алексеев, С. А. Зайцев, Г. Шегаль. Вопросы цвета в архитектуре поднимаются в работах Л. Н. Мироновой, А. В. Ефимова, А. В. Иконникова, С.О. Хан-Магомедова. Актуальны размышления и высказывания о влиянии и взаимодействии искусств художников: В. А. Фаворского, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, К. С. Малевича. В. В. Кандинского. Много плодотворных идей о цвете в архитектуре содержится в трудах Ле Корбюзье, Ф. Л.Райта, Тео ван Дусбурга, Ф. Леже.

Объектом исследования выступают памятники и проекты архитектуры рубежа XIX и XX в.в. (1900 - 1930 г.г.) архитектурные сооружения и проекты стиля модерн и конструктивизм. Радикальные изменения в обществе привели к усовершенствованию старых и формирование новых типов зданий, которые приобрели те качества, которые позволяют говорить о новом этапе развития и использования цвета в создании социального пространства. Предметом данного исследования является цвет во всем его многообразии формообразующих свойств, роли и значении архитектурной компоненты в организации жизненной среды.

Существенные особенности и своеобразие анализируемых в работе стилей выявляются в их сравнении, на основе фундаментальных характеристик, значимых для любого архитектурного объекта. Каждый из них представляет собой целостный организм, в неповторяемой конкретности которого находят закономерности системы разного уровня - культурно-исторической эпохи, стиля, направления. Общие закономерности, существующие объективно как система идей, своего рода сплав, материализуется в отдельном сооружении.

Целью работы является раскрытие в категориальном поле культурологии понятия «цвет» через его актуализацию средствами архитектуры и влияние на организацию социального пространства.

Художественное единство пространственной среды любого исторического периода, обусловленное спецификой системы архитектурного стиля, базируется на немногих, универсальных принципах, находящих выражение в художественной практике. Существует непосредственная связь между типом архитектурной системы, характером использования образца и принципами организации предметно-пространственной среды рассмотренных ниже стилей. Конструктивно-полезная форма модерна отождествляется с целостностью природного организма, и цветовые отношения развиваются в этом направлении, и при этом используется все многообразие цвета. Иное дело конструктивизм. В моделируемой им картине мира акцентируется лаконичность и простота. В этом плане анализ этого периода является актуальным, позволяющим углубить представления о роли цвета, как таковой, а также обогатить картину расхождений и взаимосвязей в архитектуре конца XIX в. и начала XX в. При всем разнообразии примеров, круг авторов и памятников сознательно ограничен. Анализируются памятники наиболее характерные для этого периода времени.

Автор стремился на основе достижений в области науки о цвете выявить тенденции использования цвета, на основе сопоставления архитектуры разных стилей показать разнообразное использование цвета в построении социального пространства - построения художественного образа частного интерьера особняка и общественного здания. Исследовать причины непосредственной связи между типом архитектурной системы, характером использования образца и принципами организации предметно-пространственной среды рассмотренных стилей.

Основной задачей диссертации является выявление основных параметров понятия «цвет» в философско-культурологической парадигме, развитие понятия цвета и его место в пространственно-временном континууме в философской рефлексии и выявление важности этих достижений для использования в архитектурных сооружениях. Затрагивается проблема художественного использования цвета и его стилевые закономерности. Развивая проблему цвета и рассматривая его как основной фактор восприятия и построения, автор затрагивает все области поисков: пространство, объем, линию, фактуру, исследует основные характеристики цвета, его формообразующую и психологическую роль в построении пространства, на примере выявления эстетических параметров восприятия цвета в искусстве и архитектуре.

Раскрывается эволюция развития и использования цвета в организации жизненного пространства, его концептуальность в достижении тех или иных целей в архитектуре, при этом выявляются этапы обновления и преемственности использования цвета в периоды качественных изменений, в контексте взаимосвязи утилитарных и духовных ценностей.

Научная новизна работы состоит в разработке философско-культурологической концепции понятия « цвет» на основе переосмысления его формообразующих факторов. Проведен развернутый анализ феномена цвета и выявлены его основные характеристики. Осуществлен цветовой формообразующий анализ социально значимых памятников архитектуры и проектов, выявляется связь между состоянием общественной системы и использованию цветовых характеристик в построении пространства.

При анализе эволюции развития цвета важнейшими источниками были труды философов Демокрита, Платона, Аристотеля, обширная литература эпохи Возрождения: труды JI. Б. Альберти, Леонардо да Винчи, Д. Вазари. Философские высказывания Шеллинга и Гегеля, Шопенгауэра, гипотеза о трехкомпонентности цветового зрения М. В. Ломоносова.

При изучении проблем цветоорганизации архитектурного пространства важнейшими источниками были опубликованные книги, переписка, мемуары таких авторов, как С. С. Алексеев, И. А. Азизян. Р. Арнхейм, Б. Р. Виппер, Л.А., А.А., В.А. Веснины, И. Е. Войекова, Н. Н. Волков, З.Гидион, В.Гропиус, М. Дерибере, А. В. Ефимов, А. В. Иконников, В. В. Кандинский, Л. И. Кириллова, Ю. Л. Косенкова. Ле Корбюзье, К. С. Мельников, Л. Н. Миронова, М. В. Нащокина, Е. С. Пономарева, Ф-Л Райт, П. П. Ревякин, Д. В.Сарабьянов, Г. Ю- Стернин, В. Э. Хазанова, С. О. Хан-Магомедов и д.р.

В первой главе подробно рассматривается и анализируемся понятие цвета, его эволюция развития. Вопрос использования цвета решался в тесной связи с вопросом об устройстве космоса, мира богов и людей. Методом познания было воспроизведение действительности и, раскрашивая предметы, человек более активно влиял на нее, при этом используя цвет, он вносил порядок в хаос мироздания. Усложнение культуры и утрата единства способа мышления общества привели к усложнению понятия цвета.

В средневековье цвет обожествляется, в эпоху Возрождения в Европе вводится « практически-живописная» система цветов. Но вплоть до XVII в. классификация цветов строится на основе мифологии и некоторых частных практических выводах. Далее идет период создания научных систем. Открытие И. Ньютона — спектр семи основных цветов в корне меняет положение дел. Феномен цвета обретает физическую почву, а далее Гёте предложил новый способ классификации цвета - по физиологическому принципу.

В XX в. появляются новые цветовые системы, строятся различные цветовые круги, разрабатываются атласы цветов. Проблемы цветовой гармонии переживают качественно новый этап, они опираются на «вечные» ценности и человек ищет общечеловеческие тенденции развития цвета.

Во второй главе цвет рассматривается как элемент формообразования, на примере архитектурных сооружений разных стилей. Архитектура как пространственно организованная среда, в значительной степени формируется с использованием цвета. Цвет в различных аспектах своего проявления способен обогатить среду эмоционально, эстетически, информативно.

Различные цветовые сочетания в объемно пространственной форме, влияют на зрительный эффект формообразования, вызывая ощущение принципиально новой объемно-пространственной формы. Цветовая среда выстраивается на сопоставлениях различных цветовых сочетаний, способности полихромии формировать внутреннее и внешнее пространство. В окружающей нас среде цвет проявляется многообразно. Он может изменить ощущение архитектурного объема или пространства, визуально изменить величину и конфигурацию, чередование цвета может придать динамику пространству.

В стиле модерн происходит переосмысление традиционных способов формообразования и способов применения цвета. Для этого стиля характерно многообразие поисков, а идеей является самоценность искусства. Цветовые композиции модерна изначально динамичны, цельность внутреннего пространства складывается в результате разнохарактерных составляющих. Цветовое разнообразие различных архитектурных зон дается в развитии, а богатство цветовых оттенков, их цветовая палитра выстраивает пространство живописно. В особняке С.П. Рябушинского, архитектор сосредотачивается на выявлении художественно выразительного использования цвета. Главными составляющими этого становятся объем, силуэт, фактурные и цветовые сопоставления и ритмическое единство всех компонентов здания.

В XX в. - веке перемен и социальных потрясений в обществе, в архитектуре на формообразующие процессы большое влияние оказал научно-технический прогресс. В сооружениях усилились рационально-логические черты, которые потеснили эмоционально- эстетические приемы. Примерам могут служить проекты и постройки J1. А., А. А., В. А. Весниных. Цвета, отвечая духу времени, эпохе глобальных перемен, становятся лаконичным и простым по выразительности. Богатая пластика объемов как бы снимает активное вмешательство, но скупая разработка пластических форм все равно не обходится без цветовых акцентов.

В третьей главе рассматриваются художественные принципы использования цвета в ансамбле интерьера. Ансамбль как целостность мироздания на основе синтеза искусств. Цвет ансамбля является одним из средств достижения его художественной выразительности. Колористика ансамбля возникает на основе его структуры, подчинясь его композиционным требованиям. Структура цвета — расположение и взаимосвязь цветовых масс и палитры — цветового ряда.

Подчинение или противопоставление цвета зависит от решения конкретных формальных и содержательных композиционных задач. Ансамбль интерьера возникает как результат синтеза между цветом и формой. В модерне очевидна тенденция согласованности стилевых черт, масштабов, пропорций, ритма элементов здания, монументальных произведений, которая считается залогом успешного осуществления ансамбля. Являясь частью нашего предметно-пространственного окружения, ансамбль есть та социальная среда, которая способна вызывать, порождать те или иные эмоции, психологическое состояние человека.

Архитекторы-конструктивисты внесли вклад в развитие нового направления, расширив диапазон новой формы, ее взаимосвязи с объективными закономерностями восприятия человека и взаимоотношения архитектурной формы и новой функционально-конструктивной основы. Ансамблю всегда предъявляются требования — необходимость поиска новых принципов связей его элементов и частей. Поиски композиционных средств и приемов велись в разных направлениях. Рассмотрен проект Дворца Советов (арх. Б.М. Иофан). В этом проекте в арсенал новых художественных средств включена монументальная живопись. Появляется понятие «цветовой среды», которая является суммой цветовых составляющих окружающей человека среды. В сознании человека в цветовых составляющих окружающей среды отражается сложная знаковая система, которая рассматривается только вместе с человеком — вне способности человека реагировать на цветовые составляющие не будет цветовой среды.

Ответственная роль в создании эстетической выразительности архитектурных сооружений и их интерьеров принадлежит монументальному искусству, которое в синтезе с архитектурой создает для человека единую пространственную материальную среду.

Данное исследование представляет опыт сравнительного анализа двух стилей рубежа XIX и XX в.в. использования цвета в социальном пространстве. Попытка более глубокого проникновения во взаимодействие формы и цвета и его проявления в различных аспектах архитектурного построения. С другой стороны, автор направил изучение проблемы использования цвета в сторону психологического восприятия цвета человеком и построение эстетического пространства. В этом плане была продолжена и углублена работа по изучению психологического восприятия цвета человеком.

Анализ собранного материала, поможет выявить тенденцию использования цвета в преподавании базового курса теории цвета, основ цветоведения и колористики, ряда других дисциплин, а также при подготовке спецкурсов. Классический опыт использования цвета предыдущих стилей дает возможность анализировать и использовать их достижения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Потокина, Татьяна Михайловна

Заключение

Роль цвета в нашей жизни многообразна, ведь он входит в структуру мышления, является компонентом объемно-пространственного окружения, частью материальной и . духовной культуры, при этом феномен цвета предполагает реальную необходимость координации изучения различных его сторон и многогранность структурирования социального пространства. Ее решение актуально в силу того, что цвет окружает человека всюду, и качество цветовой среды сказывается как на его трудовой деятельности, так и на всей атмосфере жизнеустройства. Следует отметить и значительный эстетический потенциал цветового окружения, который находит воплощение в формировании гармоничной личности.

Эстетический, социальный аспекты пространства неизбежно находит воплощение в формировании того или иного стиля, а в цвете скрыты неисчерпаемые возможности, его как средства формообразования архитектурного пространства, на основе его физических, психологических особенностей, поэтому колористически совершенная архитектура способна внести существенный вклад в построение оптимальной цветовой среды. Учитывая основные тенденции структурирования среды, можно утверждать, что роль цвета в построении искусственного окружения человека постоянно повышается. Цветовая среда, порой создается хаотично, хотя тенденции сегодняшнего дня уже формирует пространство комплексно с учетом всех достижений в области цвета и цветовой гармонии.

Формируется оптимальная цветовая среда и синтезируется социальное пространство. Особую весомость в этой связи приобретает создание теоретической основы. Здесь не обойтись без изучения традиций полихромии, в них скрыты неисчерпаемые возможности цвета как средства выявления национального своеобразия. Это дветовое разнообразие к тому же постоянно обогащается развитием пластических искусств и формирует цветовую и социальную среду, учитывая эстетическое отношение к цвету большинства людей.

Теоретическая концепция оптимальной цветовой среды, с одной стороны, и специфические требования пространственно- временного организма среды, испытывающей влияние социально экономических факторов, с другой, закладывают основы цветовой системы социальной среды. Цвет в различных аспектах своего проявления способен обогатить среду с точки зрения информативности, эмоциональности, эстетики, при этом сочетание различных цветов в объемно-пространственной форме может обладать известной самостоятельностью, что влияет на зрительный эффект формообразования. Если цвет создает оптимальный «климат» для пребывания человека, то задача психо — физиологического комфорта решена.

Углубление наших знаний о формообразующем действии цвета, в частности о зрительном изменении объемно- пространственной формы в результате развития в ней различного рода сочетаний, о способности полихромии формировать внутреннее и внешнее пространство, исследование влияния пластических искусств на полихромию — все это позволяет выработать теоретический фундамент - концепцию цветовой среды а архитектуре.

Проблема структурирования социальной среды - задача со многими неизвестными. В ее успешном разрешении непременно должны принять участие философы, изучающие цвет, художники, физиологи, психологи. Процесс развития общества повлиял не только на жизнь человека, но оказывает воздействие и на эстетические критерии и вкусы, затрагивая более глубокие представления о закономерностях использования формотворчества. И это стало определяющим фактором. Как мы видим цвет, в соответствии с общей тенденцией развития общества переместился с уровня художественного ценностного искусства на уровень его визуального восприятия и включает в себя уже и окружающую среду. И будучи формой информации становится чуть ли не единственным носителем смысловых значений. Цвет как носитель информации становится прообразом синтетической структуры, которой ближе язык знаков, а не предметность прошлых эпох. При включении цвета в визуальную культуру не противоречит природе, а происходит сопоставление и он стимулируется потребностями людей.

Структурирование социального пространства требует учета всего многообразия идейно- духовных отношений человека и окружающего мира. Поэтому архитектурная среда приобретает образное значение преобразованного мира, достойного остаться во времени, а это возможно только по законам искусства и путем соединения философии искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Потокина, Татьяна Михайловна, 2010 год

1. Аверинцев С.С. Образ античности / С.С. Аверинцев. - С.- Пб.: Азбука-Классика, 2004. - 478с.

2. Алексеев, С. С. Цветоведение для архитекторов / С.С. Алексеев, Б.М. Теплов, П.А. Шевырев. -М., Л.: Гонти, 1952. 157с.

3. Алексеев, С. С. О цвете и красках / С. С. Алексеев. М.: Изобр. искусство, 1964. — 53с.

4. Алексеев, С. С. О колорите. / С. С. Алексеев.-М.: Изобр. искусство, 1974.- 176 с.

5. Азизян, И. А. Цвет-культура цветовая культура / И. А. Азизян // Техническая эстетика. 1984. № 9.- С. 34-39.

6. Азизян, И.А. Два аспекта взаимодействия искусств: формообразование и синтез / И. А. Азизян, А. Стригалев. М.: Стройиздат, 1973. - 257с.

7. Аркин, Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры / Д.Е. Аркин.-. М.: Искусство, 1990. 399с.

8. Аркин, Д. Е. Архитектура и эмоциональный мир человека / Д. Е. Аркин.- М.: Стройиздат, 1985. 208 с.

9. Аркин, Д. Е. Образы архитектуры / Д. Е. Аркин. М.: Акад. Архитектуры СССР 1961. - 379 с.

10. Архитектурный ансамбль как форма реализации синтеза / под ред. И. А. Азизян Jl. Н. Кирилловой,- М.: Стройиздат, 1990. 189 с.

11. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм. М.: " Стройиздат, 1984. 193 с.

12. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р.Арнхейм. М.: Стройиздат, 1974. -271 с.

13. Архитектурная композиция жилых и общественных зданий / Л.И. Кириллова, В. И. Павлюченков, И. Е. Беляева, И. А. Азизян. М.: Стройиздат, 1986. - 159 с.

14. Аристотель, Собр. соч. в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, т 3. - 1981. 613с.

15. Бартенев, И. А. Форма и конструкция в архитектуре / И. А. Бартенев. -Л.: Стройиздат, 1968. 263с.

16. Бартенев, И. А. Очерки архитектурных стилей / И. А. Бартенев. Л.: Стройиздат, 1983. - 257с.18 .Базазьянц, С. Б. Художник, пространство, среда/С. Б. Базазьянц. М.: Сов. Художник, 1983. - 233 с.

17. Бенуа, А. Н. Мои воспоминания /А.Н. Бенуа.- М.: Наука, 1990.Т.2 707с.

18. Борисова, Е. А. Русская архитектура XIX начала XX века / Е. А. Борисова, Т. В. Каждан. -М.: Наука, 1971. -278с.

19. Борисова, Е.А. Русскш/ модерн: альбом / Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. -М.: Искусство, 1990. 163 с.

20. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины 19 века. / Е. Л. Борисова. М.: «Наука», 1979. - 289 с.

21. Бринкман, А. Э. Пластика и пространство / А. Э. Бринкман. М.: Всесоюзн. Акад. Арх- ры, 1935. - 173 с.

22. Виннер. А. В. Материалы и техника монументально-декоративной живописи / А.В. Виннер. М.: Искусство, 1953. — 753 с.

23. Виоле де Люк. Беседы об архитектуре / Виоле де Люк. М.: Из-во Всесоюзн. академ. Архитектуры, - 1938. - 2 т. -337 с.

24. Виппер, Б. Р. Статьи об искусстве /.Б. Р. Виппер. — М.: Искусство, 1970. -591 с.

25. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н.Волков.- М.: Искусство, 1985. -320 с.

26. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков.- М.: Искусство, 1977.-263 с.

27. Врубель, М. И. Переписка. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1976.-383 с.

28. Вуек, Я. Мифы и утопии архитектуры XX века / Я. Вуек. М.: Стройиздат, 1990. - 286с.31 .Гидион, 3. Пространство, время, архитектура / 3. Гидион. — М.: Стройиздат, 1973.- 455 с.

29. Гропиус, В. Границы архитектуры / В. Гропиус. М.: Стройиздат, 1971.-276 с.

30. Гёте, И. В. К учению о цвете (хроматика) в кн. избран, соч. по естествознанию / И. В. Гёте. М.: Наука, 1975. - 324 с.

31. Гегель, Г. Эстетика / Г. Гегель. М.: Наука, 1971. 4 т., Зт. - 673 с.

32. Давыдова, Н. Н. Специфика монументального изображения / П. Н. Давыдова // Декоративное искусство СССР. 1974. - № 2.- С. 49-54.

33. Джадд, Д. Цвет в науке и технике / Д. Джадд, Г. Вышецки. М.: Мир 1970.-592 с.

34. Дерибере, М. Цвет в деятельности человека / М. Дерибере. М.: Стройиздат, 1964. - 183 с.

35. Жолтовский, И. В. Об ансамбле / И. В. Жолтовский // Мастера архитектуры об архитектуре.- М.: Искусство, 1975. 2 т. — 1т. - 545с.

36. Зайцев, А. С. Наука о цвете и живопись / А. С. Зайцев. -М.: Искусство, 1986. -159 с.

37. Ефимов, А. В. Колористика города / А. В. Ефимов. М.: Стройиздат 1990.-268 с.

38. Ефимов, А. В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре /

39. A. В. Ефимов. -М.: Стройиздат, 1985. - 168 с.

40. Ивенс, Р. М. Введение в теорию цвета / Р. М. Ивенс.- М.: Мир, 1964. -441 с.

41. Иконников, А. В. Архитектура XX века: утопии и реальность: в 2 т. / А.

42. B. Иконников. -М.: Прогресс-традиция, 2001. 2 т. 669 с.

43. Иконников, А. В. Функция, форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников. М.: Стройиздат, 1986. - 279 с.

44. Искусство ансамбля: художественный предмет интерьер- архитектура-среда / сост. М. А. Некрасова, М.: Искусство, 1988. 307 с.

45. Иконников, А. В. Эстетические проблемы архитектуры / А. В. Иконников. — М.: Стройиздат, 1966. — 159 с.

46. Иконников А. В. «Среда» и образ времени / А. В. Иконников // Декоративное искусство СССР. 1974,- № 9. - С 37 - 44

47. Иконников, А. В. Художественный язык архитектуры / А. В. Иконников.- М.: Искусство, 1985. — 175 с.

48. Иконников, А. В. Утопическое мышление и архитектура / А. В. Иконников. — М.: Архитектура С, 2004. — 399 с.

49. Ильин, М. А. Основы понимания архитектуры / М. А. Ильин. М.: Акад. Художеств СССР, 1963. - 66с.51 .Ильин, М. А. Веснины / М. А. Ильин. М.: Акад. Наук СССР, 1960. -192 с.

50. Импрессионисты: их современники и соратники.- М.: Искусство, 1976.-319 с.

51. Кандинский, В. О духовном в искусстве. /В. Кандинский// Творчество . 1988. - № 9. - С 14-19, № 10. С 17-21.

52. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс / В. А. Канке. М.: Логос, 2005. - 356с.

53. Кириллова, Л. И. Масштабность в архитектуре / Л. И. Кириллова, М.: Стройиздат, 1983. 189 с.

54. Кириченко, Е. Н. Русская архитектура 1830-1910-х годов / Е. И. Кириченко.- М.: Искусство, 1982. 289 с.

55. Кириченко Е. И. Федор Шехтель / Е. И. Кириченко.- М.: Стройиздат, 1973.- 138 с.

56. Кириченко, Е. И. Москва: памятники архитектуры 1830-1910гг. / Е. И. Кириченко. М.: Стройиздат, 1977. - 267с.

57. Кириченко, Е. И. Градостроительство России середины XIX — начала XX века / Е. И. Кириченко, М.В. Нащокина. — М.: Искусство,2001.-234 с.

58. Кириченко, Е. И. Москва на рубеже столетий / Е. И Кириченко.- М.:. Стройиздат, 1977. — 257 с.61 .Кириченко, Е. И. Архитектурные теории XIX в России / Е. И. Кириченко.- М.: Искусство, 1986. 327 с.

59. Келер, В. Свет в архитектуре Свет и цвет как средства в архитектурной выразительности / В. Келер, В. Лукхард. М.: Стройидзат, 1961. 182 с.

60. Косенкова, Ю .Л. Градостроительство советской эпохи в поисках идеала / Ю.Л. Косенкова// Человек. 2001.-№1. - С. 96-109.

61. Косенкова, К. Г. Монтажность как принцип сотворения человека и мира в советской культуре 20-х годов / К. Г. Косенкова // Человек.2002. -№1.-С. 157-168.

62. Кравков, С. В. Глаз и его работа / С. В. Кравков. М., Л.: Стройиздат, 1950.-264 с.

63. Крымов, Н. П. Художник и педагог: статьи, воспоминания / Н. П. Крымов М.: Акад художеств СССР, 1960. 197 с.

64. Кучмар, А. Основы архитектурного формообразования / А. Кучмар.-М.: Стройиздат, 1984. 223 с.

65. Кухирт, У. О некоторых теоретических проблемах монументального искусства и синтеза изобразительного искусства и архитектуры. / У. Кухирт // Художник и город. М.: Стройиздат, 1973. — 269 с.

66. Леонов, А. И. Монументально-декоративная живопись / А. И. Леонов. М.: Искусство, 1965. - 204 с.

67. Ле Корбюзье, Архитектура XX века / Ле Корбюзье. М.: Прогресс, 1970.-303 с.71 .Ле Корбюзье, Модулор / Ле Корбюзье. М.: Стройиздат, 1976. - 239 с.

68. Лосев, А. Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство /А. Ф. . Лосев.- М.: Искусство, 1976. 413 с.

69. Лосев, А. Ф. История античной классики. Последние века / А. Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1988 . кн. 2. 420с.

70. Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. С - Пб.: Искусство -СПБ, 2005.-704 с.

71. Лурье, С. Я. Демокрит / С. Я Лурье. М.: Наука, 1970. - 307 с.

72. Лукшин, И. П. Говорить о мистерии на языке мистерии: эстетическая концепция и творчество Кандинского / И. П. Лукшин М.: Знание, 1991.-63 с

73. Малинина, Т. Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции / Т. Г. Малинина. — М.: Пинакотека, 2005.-303с.

74. Матусевич, Н. 3. Ориентиры многообразия /Н. 3. Матусевич, А. Б. Товбин, А. В. Эрмант. Л.: Стройиздат, 1976. — 215 с.

75. Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / сост. А. Стригалева, И Коккинаки.- М.: Искусство, 1985. 312 с.

76. Миронова, Л. Н. Цветоведение / Л. Н. Миронова. Минск.: Вышейшая школа, 1984.-286 с.81 .Миронова, Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве / Л. Н. Миронова.-Минск.: Вышейшая школа, 2002. 145 с.

77. Михайлов, А. И. Павел Корин /А. И. Михайлов.- М.: Искусство, 1965.239 с.

78. Многогранный мир Кандинского / М.: РАН Наука, 1999.- 205с.

79. Мурина, Е. Б. Проблемы синтеза пространственных искусств / Е. Б. Мурина.- М.: Искусство, 1982. 182 с.

80. Мурина, Е. Б. Синтез искусств / Е. Б. Мурина. Декоративное искусство СССР, 1969,- №11. С. - 23

81. Мухина, В. И. Законы творчества, условия сотрудничества: вопросы синтеза искусств / В. И. Мухина.- М.: Госиздат, 1936. — 126с.

82. Нащокина, М. В. Московский модерн / М. В. Нащокина.- М.: Прогресс традиция, 2005. 558 с.

83. Нащокина, М. В. «Северное возрождение» / М. Б. Нащокина, Б. Кириков // Курьер ЮНЕСКО. Октябрь 1990. С. 32.

84. Недошивин, Г. А. К вопросу о сущности эстетического / Г. А. Недошивин // Вопросы эстетики.- М.: Наука, 1958.- Вып.- 1. —193 с.

85. Невлер, Л. Философия архитектурного пространства / Л. Невлер. — Декоративное искусство СССР, 1976. № 10. - С. 24.91 .Неклюдова, М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве XIX — XX веков / М. Г. Неклюдова.- М.: Искусство, 1991.- 395 с.

86. Ньютон, И. Лекции по оптике / И.Ньютон. М.: Акад. наук СССР, 1946.-267 с.

87. Пономарева, Е. С. Цвет в интерьре / Е. С. Пономарева. — Минск.: Вышейшая школа, 1984. 167 с.

88. Пунин, А. Л. Россия в начале XX века /А. Л. Пунин, Г. Ю. Стернин.-М.: Искусство, 1986.- 197 с.

89. Пронина, И. А. Цвет в ансамбле города / И. А. Пронина // Декоративное искусство СССР.- 1973.- №11 С. 38 - 41.

90. Платон, / Платон. Соч. Зт. - М.: Наука, 1971. 3 т. - 687 с.

91. Райт, Ф.-Л Будущее архитектуры / Ф.-Л Райт.- М.: Стройиздат, 1960. — 245с.

92. Саймондс, Дж. Ландшафт и архитектура / Дж. Саймондс.- М.: Стройиздат, 1965. 192с.

93. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. ст.- Л.: Худ.

94. РСФСР, 1974.-364с. ЮО.Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн: истоки, История, проблемы / Д. В.

95. Сарабьянов.- М.: Искусство, 1989. 293с. 101 .Седова Н. Н. Философия человека / Н. Н. Седова. - Волгоград, 1997 — 118с.

96. Свет и цвет в экономике и обществе. / сб. под редакцией О.В. Иншакова. -М.: Российск. Акад. Наук, 2008. 596с.

97. Соловьев, Н. В. О структурной гармонии пластических искусств и архитектуры / Н. В. Соловьев // Советское декоративное искусство 76: сб. ст. М.: Сов. художник 1978. - 326с.

98. Стернин, Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX веков / Г. Ю. Стернин.- М.: Сов. художник, 1984. -296с.

99. Суздалев, П. К. Врубель. Личность. Мировоззрение / П. К. Суздалев. -М.: Изобр. искусство, 1984 479с.

100. Степанов, Г. П. Композиционные проблемы синтеза искусств / Г. П. Степанов. Л.: Худ. РСФСР, 1984. - 319 с.

101. Тиц, А. А. Архитектура, стандарт, красота / А. А. Тиц.- Киев.: Буд1вельник, 1972.- 131с

102. Тиц, А. А. Пластический язык архитектуры / А. А. Тиц, Е. А. Воробьев.-М.: Стройиздат, 1986.-310с.

103. Турчин, В. С. Эпоха романтизма в России / В. С. Турчин. М.: Искусство 1984. -278с

104. Турчин В. С. Монументы и города: взаимосвязь художественной формы монументов и городской среды / В. С. Турчин. М.: Сов.1. Художник, 1982,- 159с.

105. Хазанова, В. Э. Советская архитектура первых лет Октября 1917-1925 / В. Э. Хазанова.- М.: Наука, 1970. 212с.

106. Хазанова, В. Э. Советская архитектура первой пятилетки / В. Э. Хазанова.- М.: Наука, 1980. 373с.

107. Хазанова, В. Э. Клубная жизнь и архитектура клуба 1917 1941 / В.Э. Хазанова. -М.: Жираф, 2000. - 158с.

108. Хан- Магомедов, С. О. Илья Голосов / С. О. Хан- Магомедов.- М.: Стройиздат, 1988.-231с.

109. Хан -Магомедов, С. О. Константин Мельников / С. О. Хан -Магомедов,- М.: Стройиздат, 1990. 295с.

110. Хан -Магомедов, С.О. М. Я. Гизбург / С. О. Хан-Магомедов М.: Стройиздат, 1976. 219 с.

111. Хан- Магомедов, С. О. Н. Ладовский / С. О. Хан-Магомедов.- М.: Стройиздат, 1984.— 237с.

112. Хан-Магомедов, С. О. Архитектура советского авангарда / С.О. Хан-Магомедов.- М.: Стройиздат, 1996. — 264с.

113. Хан-Магомедов, С. О. Роль русского авангарда в развитии архитектуры XX века / С. О. Хан- Магомедов // Архитектура и строительство Москвы. 2001.- № 2/3 С. 44-46.

114. Хан- Магомедов, С. О. ВХУТЕМАС ВХУТЕИН ( комплекс архитектурно-художественной школы 1920-1930 г.) / С.О. Хан-Магомедов - М.: Знание, 1990. - 62с.

115. Цойгнер, Г. Учение о цвете / Г. Цойгнер.- М.: Стройиздат, 1971. -159с.

116. Чиняков, А.Г. Братья Веснины / А.Г. Чиняков.-М.: Стройиздат, 1970. 180с.

117. Шегаль, Ю. М. Колорит в живописи /Ю. М. Шегаль.- М.: Искусство 1957.-76с.

118. Шестаков, В. П. Гармония как эстетическая категория / В. П. Шестаков.- М.: Наука, 1973. 256с.

119. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг. М.: Наука, 1966.-387с.

120. Фрилинг, Г Человек цвет - пространство. Прикладная цветопсихология. / Г. Фрилинг, А. Ксавер.- М.: Стройиздат, 1973. — 206 с.

121. Эйгель, И. Ю. Борис Иофан / И. Ю. Эйгель.- М.: Стройиздат,-1978.-273 с.

122. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / под общ. ред. А.В. Иконникова.- М.: Стройиздат, 1990. 334 с.

123. Itten, I. Kunst der Farbe Rawensburg /1. Itten 1981. - 236 s.

124. Pawlik, J. Theone der Farbe / J. Pawlik Koln, 1990. - 187s.

125. Vollmar, K. Sprache i Macht der Farben / K. Vollmar Witten, 2007.-178s.ь

126. Kuppers, Н. Das grundgesety deTFarbemenre / H. Ruppers Koln, 1978.267 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.