Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Дюпина, Юлия Владимировна

  • Дюпина, Юлия Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 189
Дюпина, Юлия Владимировна. Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Тюмень. 2009. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Дюпина, Юлия Владимировна

Введение

Глава 1. Цветообозначения в лингвистической литературе

1.1. Цвет как объект междисциплинарных исследований

1.2. История изучения цветообозначений

1.3. Классификация цветообозначений 33 Выводы

Глава 2. Особенности цветовой картины мира В. Высоцкого

2.1. История рассмотрения языковой картины мира в научной ^ литературе

2.1.1. Цвет как центральная категория картины мира

2.1.2. Лексико-семантическое поле цвета в контексте изучения ЦКМ ^ В. Высоцкого

2.1.3. Система понятий и структура цветового микрополя

2.2. Особенности лексико-грамматической, морфемной и словообразовательной структуры текстовых единиц с семантикой цвета 55 в поэзии В. Высоцкого

2.2.1. Белый в цветовой картине мира В. Высоцкого

2.2.2. Черный в цветовой картине мира В. Высоцкого

2.2.3. Красный в цветовой картине мира В. Высоцкого

2.2.4. Серый в цветовой картине мира В. Высоцкого

2.2.5. Желтый в цветовой картине мира В. Высоцкого

2.2.6. Синий в цветовой картине мира В. Высоцкого

2.2.7. Зеленый в цветовой картине мира В. Высоцкого

2.3. Цветовые доминанты и цветовые оппозиции поэтического ^^ творчества В. Высоцкого

2.4. Роль цветообозначений в создании образной системы поэзии ^^ В. Высоцкого

2.5. Фрагмент звуко-цветовой картины мира поэзии В. Высоцкого

2.6. Особенности употребления фразеологических единиц с компонентами-прилагательными, обозначающими цвет в поэзии 143 В. Высоцкого

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции»

Попытки постижения свойств и природы цвета охватывают все стороны деятельности человека: обыденный опыт, художественное познание мира, научный анализ. Цвет наблюдается как оптическое явление в атмосфере, присутствует как окраска живых организмов и предметов окружающей среды. Известна способность человеческого мозга создавать цветовые образы в воображении, генерировать особое цветовое пространство. Следовательно, цвет - это особая система кодирования информации.

Хотя цветообозначений в русском литературном языке сравнительно немного, частота их употребления в поэтической речи достаточно высока. «Цветовые» слова выступают средством воплощения идейно-художественного содержания, своеобразным выразителем мировидения автора. Изучение цветовой лексики отдельно взятого писателя позволяет делать выводы об особенностях его идиостиля. Цвет является значимым компонентом ментального пространства художника слова, поэтому анализ цветосемантики помогает проникнуть в философско-мировоззренческую концепцию автора.

В лингвистике много внимания уделялось исследованию цветообозначений в творчестве различных авторов. О.Н. Анищева анализирует семантику прилагательного белый в поэзии A.A. Ахматовой [Анищева 1991], Л.Г. Асракадзе рассматривает цветовую лексику в поэтических произведениях О.Мандельштама [Асракадзе 1999], Е.В.Губенко - цветовую лексику в лирике Б. Пастернака [Губенко 1996]. Н.М.Герасимовой изучена и представлена энергетика цвета в цветаевском «Молодце» [Герасимова 1996], работа П.Т. Громова посвящена изучению значения цвета в концептуальной метафоре (на материале поэзии С. Есенина) [Громов 1996]. Большое количество работ посвящено символике цвета, особенностям цветописи в творчестве А. Булгакова [Биккулова 2000], [Кузнецова 1994], [Лысоиваненко 2001], [Хорошилова 1998]. Произведения многих авторов стали объектом пристального внимания при изучении концептов цвета в лингвокогнитивном аспекте [Белобородова 2000], отдельных цветов [Злыднева 2002], цветописи в свете авторской модальности [Черкасова, Карпенко 1985], при изучении роли цветописи в создании образов [Шемякин 1960], транспозиции цветовых прилагательных [Прокофьева 1997], цветовых и смысловых модуляций в звуковой архитектонике поэтического текста [Тойшибаева 1991].

Выбранное направление исследования соответствует интересам современной лингвистики, с каждым годом все активнее разрабатывающей проблематику «картин мира» и их воплощения в языке (Работы В.Г. Гака, Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, H.A. Кожевниковой, В.П. Григорьева, JI.B. Зубовой и др.). Целесообразность анализа образного способа отражения действительности в общеязыковом и семасиологическом аспекте связывается современными исследователями со становлением в языкознании научной парадигмы, антропологической и культурологической по своей сути.

Говоря об индивидуально-авторской картине мира Владимира Высоцкого, нужно отметить, что творчество поэта-барда издавна привлекает внимание филологов. Огромное количество публикаций произведений Высоцкого и литературы о нем — неоспоримое свидетельство литературной значимости фигуры этого поэта. Однако подлинное признание поэтического таланта пришло к Высоцкому лишь после смерти. Особенно много исследовательских работ было опубликовано в 1987 и 1988гг. — годы присуждения ему Государственной премии СССР и 50-летия со дня его рождения. Тогда же был организован Государственный культурный центр-музей B.C. Высоцкого, научно-исследовательский и культурный центр, занимающийся сбором и хранением материалов, касающихся жизни и творчества поэта и актера. С 1989 г. начинает издаваться журнал «Вагант», многие публикации в котором посвящены Высоцкому. С 1992г. выходит посвященная ему газета «Высоцкий: Время. Наследие. Судьба». С 1997 г. издается альманах «Мир Высоцкого» (составители А.Е. Крылов, В.Ф. Щербакова, Б.Б. Жуков, ответственный редактор В.Ф. Щербакова). Сегодня о Высоцком написано очень много книг, статей, воспоминаний, диссертаций, рецензий. Без сомнения, его творчество, являясь прежде всего фактом нашей литературы и культуры в целом, представляет большой интерес для специальных научных изысканий (лингвистических, социологических, психологических и так далее). Среди многочисленных работ по общим и частным проблемам творчества В. Высоцкого можно назвать исследования А. Кулагина (эволюция творчества поэта), И.Е. Намакштанской (лексика и фразеология), В.П. Изотова (словотворчество, словарь поэзии), О.П. Шилиной (нравственно-психологический аспект) Д.И. Кастреля, Р.Ф. Венкьярутти (сравнительная лексика, поэтика), А.Е. Крылова (историография,библиография), С.Г. Шулежковой, (словарь крылатых выражений) и многих других. К проблеме изучения поэтического стиля произведений В.Высоцкого обращались многие лингвисты. В изучении идиостилевых особенностей его поэзии мы, безусловно, опирались на имеющийся большой лингвистический опыт в этом вопросе, однако творчество поэта до сих пор не подвергалось изучению с точки зрения функционирования цветообозначений. В исследовании проводится анализ индивидуально-авторских представлений о мире на материале цветообозначающей лексики, что диктует актуальность работы.

Актуальность работы обусловлена признанием семантической роли текстовых единиц цветообозначения в структуре текста. Однако актуальность определяется не только проблематикой, но и подходом к объекту изучения. Поэтический текст как объект лингвистического исследования представляет собой систему, имеющую комплексную организацию и сложную структуру, что определяет необходимость многоаспектного анализа. Настоящее диссертационное исследование является попыткой комплексного изучения цветовой картины мира поэта, что предполагает системный подход к изучению объекта, заключающийся в рассмотрении последнего как некоторой целостности, в анализе его составных частей.

Объект исследования - поэзия В.Высоцкого.

Предмет исследования — текстовые единицы с семантикой цвета.

Материал исследования — извлеченные методом сплошной выборки из поэтических текстов В.Высоцкого примеры употребления лексики, которая эксплицитно выражает цвет или включает имплицитно передаваемые семы цвета. Результатом обработки материала является картотека, включающая 627 примеров, содержащих наименования 37 цветов и оттенков.

Цель исследования заключается в интерпретации цветовой картины мира как фрагмента поэтической картины мира В.Высоцкого.

Цель исследования предполагает необходимость решения следующих задач:

1. Выявить качественно-количественный состав и описать структуру индивидуально-авторского цветового макрополя поэзии В.Высоцкого.

2. Выявить доминантные цвета в поэтической картине мира В.Высоцкого и оценить степень значимости для автора тех или иных групп цветообозначений, определив частотность их употребления.

3. Соотнести окказионально-авторское употребление цветовых слов с их традиционно-символическими значениями.

4. Установить и интерпретировать факты звуковой символики цвета в поэзии В.Высоцкого.

5. Исследовать семантическую структуру фразеологизмов с компонентами-цветообозначениями и определить их текстовые функции.

6. Оценить роль цветообозначений в создании образной системы поэзии В.Высоцкого.

Научная новизна исследования определяется оценкой индивидуально-авторского своеобразия языка произведений одного из крупнейших поэтов-бардов XX века. На основе полученного материала выделены разновидности текстовых единиц с семантикой цвета, определены особенности окказионального функционирования цветообозначений в тексте, описаны символические возможности звука, используемые автором. Впервые предпринята попытка реконструкции и описания такого языкового" семантического пространства, как модель лексико-семантического цветового макрополя на материале поэзии В.Высоцкого. Идиолект поэта с этих позиций ранее не изучался.

При выполнении исследования применялись следующие методы:

1) структурно-семантический метод, позволяющий детально рассмотреть семантику единиц цвета в соответствии с положением в системе, вскрыть системность их взаимодействия;

2) описательный метод в компонентной и контекстной разновидностях. Каждое цветообозначение, описанное в работе, выделяется из текстов на основе сплошной выборки. На уровне языка (по словарям) устанавливается семантическая структура слова, а затем в речевом контексте этот показатель выявляется с учетом смысловых приращений узуального и окказионального характеров. Тем самым прослеживаются особенности семантико-стилистического употребления цвета в поэтической речи. При помощи компонентной методики исследуется способность контекста содействовать выявлению смысла колоративов;

3) метод концептуального анализа служит для выявления основных концептуальных смыслов;

4) метод оппознтивного анализа, с помощью которого путем сравнения различных языковых единиц выявляются их всевозможные функционально значимые оппозиции в составе тех или иных парадигм.

Одним из ведущих приемов в работе является прием полевого моделирования, итогом которого является модель лексического поля, отражающая состав, структуру и иерархию его элементов в поэтических текстах В. Высоцкого.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Цветовая картина мира реализуется совокупностью лексико-семантических полей, объединенных в цветовые микрополя. Модель лексико-семантического макрополя — это языковое семантическое пространство, репрезентирующее картину мира поэта.

2. Цветовое микрополе - упорядоченная совокупность лексических единиц различных частей речи, в эксплицитной или имплицитной форме содержащих общую интегральную сему с определенным цветовым признаком.

3. В. Высоцкий предпочитает графический способ изображения художественной действительности: ахроматические цвета доминируют в его цветовой картине мира. Наиболее активно представлены белый и черный цвета, являющиеся основой для создания контрастных картин и цветовых оппозиций.

4. Ориентация В. Высоцкого на прямой контакт со слушателем, максимальная социализация его поэзии определяет выбор традиционных и узнаваемых способов экспликации цвета.

5. В поэзии В. Высоцкий активно использует такое свойство символики звуков, как способность вызывать незвуковые (цветовые) представления.

6. Фразеологизмы с компонентами-цветообозначениями в поэтических текстах В. Высоцкого разнообразны по структурной организации и компонентному составу и могут рассматриваться как один из способов экспликации цветового концепта.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что она вносит вклад в изучение универсального и идиолектического в языке отдельно взятого автора на материале конкретной тематической группы, в системное изучение языка через исследование различных лексико-семантических полей. Данное исследование дает материал для дальнейших обобщений и разработки круга теоретических вопросов современной лингвистической поэтики.

В работе сделана попытка разноаспектного практического исследования цветовой лексики на материале поэзии В.Высоцкого и намечены дальнейшие пути изучения цветовой картины мира поэта.

Практическая ценность работы состоит в том, что материалы диссертации, её основные положения, результаты и выводы могут быть использованы в ряде областей теоретической и прикладной лингвистики, в практике преподавания курсов «Современный русский язык», «Стилистика русского языка», «Лингвистический анализ художественного текста», специальных курсов по изучению идиостиля Владимира Высоцкого, а также при создании словаря языка писателя. Разработанная методика исследования цветовой картины мира имеет перспективу применения к изучению цветовых картин мира других писателей.

Апробация результатов. Основные положения диссертации обсуждались на межвузовских, всероссийских и международных конференциях в Тюмени (2006г., 2008г.), в Красноярске (2009г.), в Санкт-Петербурге (2008г., 2009г.). Результаты исследования нашли отражение в 8 публикациях.

Структура и объем диссертации определяется целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Дюпина, Юлия Владимировна

ВЫВОДЫ

Таким образом, проблема цветообозначений была и продолжает оставаться предметом изучения представителей разных областей знания. Цвет подвергался изучению с точки зрения физики, биологии, физиологии, психологии, этнографии, истории и, конечно, лингвистики.

Существует ряд лингвистических работ, посвященных цветонаименованиям и анализирующих их в русле различных направлений. Цветообозначения получили достаточно полное описание с позиции этимологии, символики, психо- и этнопсихолингвистики, сопоставления, семантики, фразеологии, а также с позиции их функционирования в художественных и фольклорных текстах.

Вопрос цветообозначений не потерял актуальности с течением времени. В наши дни продолжают появляться работы, в которых исследователи изучают прилагательные цвета с точки зрения разных наук, опираясь на опыт предыдущих исследований, подтверждая, дополняя или опровергая прежние гипотезы и теории. Так, в исследовании Р.МакЛори [1997] цветообозначения анализируются в качестве объекта психолингвистики; с позиции фразеологии их рассматривает Я.Мерзук [1997] и H.H. Репникова [1999]; семантики прилагательных цвета изучается A.B. Зелениным [1999] и А.Э. Ивахницкой [2001]; проблема функционирования цветообозначений в художественном тексте отражена в работе А.К. Башариной [2000] и др.

Таким образом, цветообозначения подвергаются рассмотрению с разных позиций. Это и состав наименований цвета в языке, и системные связи в структуре организации слов-цветообозначений, и пути развития цветового значения, и особенности использования цветообозначений в разных стилях и жанрах у отдельных писателей. При исследовании цветонаименований широко используются различные методы анализа (компонентный, контекстуальный, статистический и т.д.), создаются новые исследовательские приемы (психолингвистический эксперимент, определение индекса живописности и т.д.), предполагающие наиболее полное описание состава цветообозначений, особенностей их употребления и восприятия.

ГЛАВА 2. Особенности цветовой картины мира В.Высоцкого

2.1. История рассмотрения языковой картины мира в научной

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Дюпина, Юлия Владимировна, 2009 год

1. Важным признаком поля является выделение ядра, центра, по отношению к которым другие компоненты представляют периферию.

2. В.Г. Адмони и A.B. Бондарко отмечают многосторонность противопоставления «центр-периферия» и определяют следующие признаки, лежащие в основе их выделения:

3. Максимальная концентрация специфических признаков (центр) и разреженность их на периферии;

4. Сосредоточение связей, участие в максимальном числе оппозиций (центр) — рассредоточение сетки связей, их ослабление (периферия);

5. Максимальная функциональная нагрузка в центре, уменьшение такой нагрузки на периферии;

6. Наибольшая специализированность данного языкового средства или системы средств (центр) — меньшая, побочная роль в реализации общей семантической функции периферией;

7. Регулярность, высокая частота функционирования данного языкового элемента (центр) — нерегулярность или меньшая регулярность (периферия). Бондарко 1971: 23.

8. Особенности лексико-грамматической, морфемной и словообразовательной структуры текстовых единиц с семантикой цвета в поэзии В. Высоцкого

9. Анализ морфемной структуры в работе основывается на теории степеней членимости основ Земская 1974., на выделении формально-семантических позиций морфем в структуре основ [Яцкевич 1993].

10. Основную структурную группу цветонаименований в произведениях В. Высоцкого представляют прилагательные с нечленимыми основами: бел/ый (98), черн/ый (104), син/ий (21), сер/ый (38), красн/ый (42), рыж/ьш (5), зелен/ьш (21), эюелт/ый (16), голуб/ой(13).

11. Это наиболее древние, индоевропейские и общеславянские по происхождению прилагательные, называющие основные цвета. Корни этих слов находятся в максимально сильной позиции. Их семантика в контексте напрямую соотносится с лексическим значением слов.

12. Автор использует также прилагательные с членимыми непроизводными основами: серебр/ян/ый (9), рд/ян/ый (1). В структуре этих прилагательных по соотношению с прилагательными первой структурной группы выделяются суффиксы -ое- //-ев- и -ан- // -ян-.

13. Путь блестящий наш смех и загадка,

14. Вот и время всех бледных времен.

15. Расплескалась судьба без остатка.

16. Кто прощает, тот не обречен

17. Я скольжу по коричневой пленке.)

18. Ну и забава у людей -Убить двух белых лебедей!. Она жила под солнцем — там, Где синих звезд без счета. Ты воспари крыла раскинь -В густую трепетную синь. Двум белым ангелам сродни, К земле направились они

19. Трубят рога: скорей, скорей!1. И копошится свита.1. Душа у ловчих без затей,1. Из жил воловьих свитаконтрастируют с описанием любви белых лебедей.

20. Гололёд на Земле, гололёд — Целый год напролет гололёд.

21. Гололёд, гололёд, гололёд — Целый год напролет, целый год.

22. Сложная семантика белого реализуется и в другом произведении, где поэт снова рисует картину зимнего пейзажа — «Проделав брешь в затишье.». На этот раз белый цвет зимы, снега, позёмки, мороза и вьюги практически равняется темному цвету:

23. И битва идет с переменным успехом: Где свет и ручьи где позёмка и мгла. А в зимнем тылу говорят об успехах, И наглые сводки приходят из тьмы.

24. Вот они подъехали показали аспиду! Супротив милиции он ничего не смог: Вывели болезного, руки ему за спину И с размаху кинули в чёрный воронок

25. Шабаш калился и лысел, Пот лился горячо, -Раздался звон — и ворон сел На белое плечо1. Ошибка вышла)

26. Цветообозначение черный нередко употребляется Высоцким по отношению к предметам, олицетворяющим вероломство, насилие и горе. Часто этим предметом являются «вечные» символы правоохранительных органов:

27. Армян в браслетах и серьгах Икрой кормили где-то, А друг мой в чёрных сапогах -Стрелял из пистолета1. Открытые двери.)

28. Правда ведь, обидно если завязал, И товарищ продал, падла, и за все сказал: За давнишнее, за драку - все сказал Сашок, -И двое в синем, двое в штатском, черный воронок.1. Правда ведь, обидно.)

29. Цари менялись, царедворцы, Но смерть в бою всегда в чести, -Не уважали черногорцы Проживших больше тридцати.

30. Пришла к нему под черное крыло — И встала рядом белая мадонна!1. Жили-были на море.)

31. Север, воля, надежда страна без границ, Снег без грязи - как долгая жизнь без вранья. Воронье нам не выклюет глаз из глазниц -Потому, что не водится здесь воронья

32. Однако в разных контекстах песни лексема белый наполняется различной семантикой. Оценить чистоту («белизну») человеческой души невозможно без диаметрально противоположного черного. Когда белого слишком много, он становится пустым, безмолвным.

33. Как давно снятся нам только белые сны -Все другие оттенки снега занесли, -Мы ослепли темно от такой белизны, -Но прозреем от черной полоски земли (Белое безмолвие)

34. Микрополе красного цвета представлено в ЦКМ поэта следующим образом:1. Ядромикрополя1. Сильныетекстовыезаместители

35. Слабые текстовые заместите ли1. Примыкающиетекстовыезаместители1. Околополевое пространствокраспый(42) красна (6)ярко-красный покраснеть багровый (2) кумач розовый зардеться алый аленький кровь (4) окровавлен ный (3) кровавый (5) окровавить (2

36. Киль как старый неровный Гитаровый гриф: Это брюхо вспорол мне Коралловый риф

37. Баллада о брошенном корабле)

38. Однако в стихотворении «Упрямо я стремлюсь ко дну» реализуется цветовая семантика этого слова, понять и увидеть которую помогает авторская «подсказка» многоцветна:

39. Коралловые города. В них многорыбно, но не шумно -Нема подводная среда, И многоцветна, и разумна

40. В лексико-семантическом пространстве с исходным прилагательным красный в переносном значении употребляется слово розовый в значении «заключающий в себе только приятное, радостное, светлое», например:

41. Был развеселый розовый восход, И плыл корабль навстречу передрягам, И юнга вышел в первый свой поход Под флибустьерским черепастым флагом

42. Был развеселый розовый восход.)

43. Красный цвет в лирике Высоцкого несет особую смысловую нагрузку. В первую очередь — это запрещающий цвет светофора, ограничение свободы. Наиболее ярким примером в этом отношении является стихотворение «То ли в избу и запеть.»:

44. Сколько лет счастья нет, Впереди — всё красный свет. Недопетый куплет, Недодаренный букет. Бред!

45. А Иван от гнева красный, -Пнул Кощея, плюнул в пол.

46. Сказка о несчастных сказочныхперсонажах)

47. В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок.

48. Характерно, что мечта в итоге оказывается несбыточной, и вместо райского сада будут «кущи-сады, в коих прорва мороженых яблок».

49. Халат закончил опись И взвился — бел, крылат. «Да что же вы смеётесь?» -Спросил меня халат. Со мной смеются складки В малиновом плаще. С покойных взятки гладки, -Смеялся я — вообще.

50. На снегу кувыркаются волки,

51. Превратившись в живую мишень..Оградив нам свободу флажками,1. Бьют уверенно, наверняка

52. Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

53. Кровь на снегу — и пятна красные флажков

54. Из-за елей грохочут двустволки — Там охотники прячутся в тень. -На снегу кувыркаются волки, Превратившись в живую мишень

55. Следуя традиции употребления этого цветообозначения, В.Высоцкий использует «рыжий» для описания цвета волос человека:

56. Личность в штатском — парень рыжий. Мне представился в Париже

57. Перед выездом в загранку.)

58. К символике данного цвета В. Высоцкий, на наш взгляд, обращается лишь в стихотворении «Ошибка вышла», где герой, считая прием у врача жестокими пытками, сравнивает медсестру с «рыжей чертовкой»:

59. Но туже затянули жгут, Вон вижу я спиртовку жгут, Всё рыжую чертовку ждут С волосяным кнутом. Где-где, а тут своё возьмут! А я гадаю, старый шут: Когда же раскаленный прут — Сейчас или потом?

60. Известно, что издревле людям с рыжими волосами приписывались магические способности. Здесь рыжий — цвет колдуньи, истязательницы.

61. Сложную двухъярусную структуру данногосерая бездушная масса серое платьице с узорами блеклыми сторож седой туман слезы вперемешку с талым снегом серебряный (9) серебро (2) микрополя можнопредставить в виде схемы:

62. Но к ней в серебряном ландо Он не добрался и не до.

63. Не добежал, бегун-беглец, Не долетел, не доскакал1. Прерванный полет)

64. Дом хрустальный на горе для нее, Сам, как пес бы, так и рос - в цепи. Родники мои серебряные, Золотые мои россыпи!1. Дом хрустальный)

65. Осознавая высокую субъективность этого вопроса, считаем целесообразным отнесение прилагательного серебряный исуществительного серебро к разряду околополевого пространства, а не в группу примыкающих ТЗ.

66. Под этим серым неприглядным небом,

67. Дурман фиалок, наготу гвоздик

68. И слезы вперемешку с талым снегом1. Романс)

69. Символика серого в поэзии В.Высоцкого не идет вслед за традицией: серый не воспринимается поэтом как спокойный нейтральный цвет. Интересно, что автор крайне редко использует номинации этого цвета в прямом значении.

70. Сам, впрочем, занимаюсь авторалли я, Гоняю "ИЖ" и бел, и сер, и беж

71. Мы с мастером по велоспорту Галею.)

72. Очкастый частный собственник В зеленых, серых, белых "Жигулях"!1. Песня автозавистника)

73. На прямое, цветовое значение почти всегда накладывается переносное:1. «посредственный, ничем не примечательный»;2. «малокультурный, необразованный»:

74. В этом значении Высоцкий часто использует общеязыковые метафоры:

75. И взмолилась толпа бесталанная -Эта серая масса бездушная, -Чтоб сказал он им самое главное, И открыл он им самое нужное

76. Из-за гор, я не знаю, где горы те.) Нет прохода и давно В мире от нахалов, -Мразь и серость пьют вино Из чужих бокалов1. Нет прохода и давно.)

77. Нужно отметить, что тема разоблачения обыденности, невежественности весьма характерна для поэзии Высоцкого. Наверное, поэтому и номинации серого цвета составляют одну из цветовых доминант творчества поэта.

78. Несомненно, Высоцкий, пользуясь номинациями серого цвета, учитывал то его значение, о котором говорится выше:

79. До свидания, я в ГУМ, за покупками: Это — вроде наш лабаз, но — со стеклами. Ты мне можешь надоесть с полушубками, В сером платьице с узорами блеклыми1. Два письма)

80. Слова, окружающие цветономинацию, соответствуют значению повседневности: «ты мне можешь надоесть», «блеклые узоры». Такое жезначение мы видим в стихотворении «Наши предки — люди тёмные и грубые»:

81. Нашу жизнь не назовешь ты скучной, серенькой — Тем не менее, не радует сейчас: Ктой-то видел пару блюдец над Америкой, Ктой-то видел две тарелки и у нас.

82. В первой строке рядом с номинацией серого цвета находится его контекстуальный синоним «скучный».

83. В «Песне Белого кролика» мы снова встречаем белое животное, которое, ко всему прочему, желает стать серым, т.к. серым, по его мнению, быть проще — меньше проблем:

84. Зачем, зачем, сограждане, зачем я Кролик — белый? Когда бы был я серым — я б не бегал, а сидел. Все ждут меня, всем нужен я — и всем визиты делай, А я не в силах отказать: я страшно мягкотелый, -Установить бы кроликам какой-нибудь предел!

85. Сереньким» в стихотворении «Песенка про Козла отпущения» Высоцкий называет на этот раз козла, который в первой части песни соответствует его представлениям обо всем сером: '

86. Не противился он, серенький, насилию со злом,

87. А сносил побои весело и гордо.

88. Сам Медведь сказал: "Робяты, я горжусь Козлом

89. Героическая личность, козья морда!"

90. И пощипывал он травку, и нагуливал бока,

91. Не услышишь от него худого слова,

92. Толку было с него, правда, как с козла молока,

93. Но вреда, однако, тоже никакого.

94. И, конечно, не вызывают сомнения авторские предпочтения в оппозиции серое белое. Высоцкий явно высмеивает серость и посредственность нашей жизни, для чего и сталкивает в своих контекстах такие полярные цветообразы:

95. Мы строим школу, чтобы грызть науку дерзко. Мы все разрушим изнутри и оживим, Мы серость выбелим и выскоблим до блеска, Все теневое мы прикроем световым.

96. Однако употребление Высоцким цветономинаций серого не ограничивается только семантикой посредственности. Стихотворение «Мой чёрный человек.» начинается со строк:

97. Мой черный человек в костюме сером —

98. Он был министром, домуправом, офицером.а также:

99. Подшит крахмальный подворотничок И наглухо застегнут китель серый -И вот легли на спусковой крючок Бескровные фаланги офицера.1. Попытка самоубийства»).

100. Таким образом, мы пришли к выводу, что языковые единицы, обозначающие серый цвет, несут в себе некую смысловую нагрузку, которая позволяет им играть различные роли в тексте и влиять на его понимание.22.5. Желтый в цветовой картине мира В. Высоцкого

101. Двуядерное микрополе желтого цвета схематично можно представить следующим образом:

102. Колос в цвет янтаря, -успеем ли?

103. Нет! Выходит, мы зря сеяли,

104. Что там, цветом в янтарь, светится?1. Это в поле пожар мечется1. Аисты)

105. Пунктирной линией обозначены взаимозависимые единицы микрополя.

106. Таким образом, два самостоятельных семантических поля могут быть идентифицированы и как единое целое, сложное двухкомпонентное ядро и как частные самостоятельные системы.

107. Цветовые лексемы со значением желтого цвета используются В.Высоцким большей частью в негативном значении. Вербализованным оказывается в основном отрицательная символика желтого цвета:

108. Мне чья-то желтая спина Ответила бесстрастно: "А ваша подпись не нужна -Нам без нее все ясно"

109. История болезни. I. Ошибка вышла)

110. Зафиксированы случаи актуализации значения 'с желтизной, не белый, монголоидный':

111. Хотя японец желтолиц у него шикарный "блиц"

112. Я тут подвиг совершил) И стар и млад, и тот и та,

113. И. желтый, белый, черный (Баллада об оружии)

114. Интересно, что даже солнце в контексте поэтических текстов Высоцкого, хоть и окрашено в желтый цвет (казалось бы, оно должно быть согревающим, ярким, горячим), на самом деле холодное, замораживающее:

115. И звенела тоска, что в безрадостной песне поется, Как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи:

116. Усыпив, ямщика заморозило желтое солнце, И никто не сказал: "Шевелись, подымайся, не спи!" (Снег скрипел подо мной.)

117. Цветообозначение золотой и члены его парадигмы используются при описании:- тела человека и отдельных его частей:

118. Я тянусь своей шеей упругой К золотому от пота лицу

119. Песня микрофона) Перекинулась за борт и скрыла вода Золотистое смуглое тело

120. Был развеселый розовый восход)- цвета алкогольных напитков:1. И стекает на плечи

121. Серебро с эполет. Как в агонии бродит Золотое вино. (Оплавляются свечи.) Не дам порочить наш совейский городок, Где пиво варят золотое "Жигули"! (Песня автозавистника)

122. Единичны случаи употребления данного цветообозначения при описании пейзажа: Презирали лесов позолоту (Охота на кабанов), освещенных солнцем поверхностей: Еще асфальт не растопило / И не позолотило крыш (Пятна на солнце).

123. Гораздо активнее поэт использует колоратив золотой, если, помимо цветового признака, в нем четко просматривается значение 'выделяться своим блеском' и сохраняется денотат-основа 'благородный металл':

124. Купола в России кроют чистым золотом -Чтобы чаще Господь замечал. . .Душу, сбитую утратами да тратами, Душу, стертую перекатами, -Если до крови лоскут истончал, -Залатаю золотыми я заплатами -Чтобы чаще Господь замечал!

125. Как засмотрится мне нынче.)

126. Выбранный автором удачный образ истерзанной, забытой богом души резко контрастирует с яркими пятнами русский церквей. Цветовое значение усиливается здесь за счет использования аллитерации.

127. Синий мы подсознательно ассоциируем с покоем и бесконечностью, он успокаивает и расслабляет. Это цвет пассивности. Высоцкий пользуется таким свойством синего цвета, чтобы подчеркнуть счастливую, размеренную жизнь героя в стихотворении «Смотрины»:

128. Наутро там всегда покой, И хлебный мякиш за щекой, И без похмелья перепой, Еды навалом, Никто не лается в сердцах,

129. Собачка мается в сенцах, И печка в синих изразцах И с поддувалом

130. Мне тяжко под нею, Гляди, я синею, Уже сатанею, Кричу на бегу

131. Интересно, что синее у Высоцкого почти всегда оказывается недосягаемым для человека. Например, лебедь живет где-то «под солнцем», куда никому, кроме неё, добраться невозможно:

132. Она жила под солнцем там, Где синих звезд без счета, Куда под силу лебедям Высокого полёта

133. Баллада о двух погибших лебедях)

134. В посвященном Марине Влади стихотворении, где любимая женщина сравнивается с Синей птицей Метерлинка, есть оговорка: «Вот только жаль её в раю нашли!»:

135. Маринка, слушай, милая Маринка! Далёкая, как в сказке Метерлинка, Ты — птица моя синяя вдали, -Вот только жаль её в раю нашли!

136. Недосягаемость желаемого подчеркивается конечной фразой (в раю значит в недоступном для живого человека месте), и словами «далёкая», «вдали».

137. В стихотворении «Я из дела ушел.» появляется «синяя гора»:

138. Я из дела ушел, из такого хорошего дела! Ничего не унес — отвалился в чем мать родила, -Не затем, что приспичило мне, просто время приспело, Из-за синей горы понагнало другие дела.

139. Сильные Слабые Примыкающие

140. Ядро текстовые текстовые текстовые Околополевоемикрополя заместители заместители заместители пространствозеленый (21) зелень хлорофилл тина подушка из свежей травъзелена молодо-зелено нежный плед из зеленыизумрудный побегов

141. Для сильного полисемного ТЗ изумрудный характерна многокомпонентная семантика, в состав которой входит «цвет», «интенсификатор» и символика денотата-основы (драгоценный камень).

142. Слабый ТЗ хлорофилл имплицитно содержит цветовой инвариант: хлорофилл — 1. Зеленый пигмент растений. На цвет данного ТЗ указывает и употребление сильного ТЗ зелень и ядра микрополя зеленый, употребленных автором в одном контексте:

143. И только красный, желтый цвет бесспорны, Зеленый - тоже: зелень в хлорофилле1. Мажорный светофор.)

144. В группе примыкающих ТЗ мы указали существительное тина. Отнести данное существительное к микрополю зеленого нам позволяет текстоцентрический анализ слов:

145. Я снижаюсь все ниже и ниже, Я уже отраженья не вижу -Море тиною заволокло1. Романс мисс Ребус)

146. Тина 1. Водоросли, плавающие густой массой в стоячей или малопроточной воде и при оседании образующие вместе с илом вязкое дно.

147. Особый интерес в структуре микрополя зеленый представляет авторское контекстуальное семантически неделимое сочетание, которое является единицей околополевого пространства — подушка из свелсей травы.

148. Ядерная сема имплицитно наличествует в дефиниции слова трава: трава — 1. Многолетнее или однолетнее растение с неодеревеневающим, обычно мягким и зеленым невысоким стеблем. 2. Зеленый покров земли из таких растений.

149. Компонент свежая указывает на интенсивность цвета: свежий 5. Не утративший ясности, яркости. 6. Не бывший еще в употреблении, незапачканный, чистый.

150. Компонент подушка выполняет функцию спецификатора цвета: подушка 1. Мягкая подкладка под голову, в виде набитого перьями или пухом (или надутого воздухом) чехла. В сочетании представлено явление рациональной коннотации.

151. Но отказался я от дележа Наград, добычи, славы, привилегий: Вдруг стало жаль мне мёртвого пажа, Я объезжал зелёные побеги.

152. В кабаках зелёный штоф, Белые салфетки, -Рай для нищих и шутов. Мне ж — как птице в клетке (Моя цыганская)

153. В данном случае знаковый характер имеет употребление зелёного как выразителя отрицательных эмоций: «зелёный штоф» в кабаках — знак неприятия героем повседневности и обыденности, штампов и трафаретов.

154. Играть я буду и на красных и на чёрных, И в Монте-Карло я облажу все углы, -Останутся у них в домах игорных Одни хвалёные зелёные столы1. Передо мной любой факир.)

155. Зелёные столы» в этом стихотворении знак торжества героя над побеждёнными соперниками, символ опустошения игорных домов.

156. Он мне не друг и не родственник, Он мне — заклятый враг, -Очкастый частный собственник

157. В зеленых, серых, белых «Жигулях»!

158. В стихотворении «Песня-сказка про джинна» употребление номинации зелёного подтверждает наши предположения:

159. У вина достоинства, говорят, целебные, -Я решил попробовать бутылку взял, открыл. Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное: Может быть, зелёный змий, а может - крокодил!. А оно зеленое, пахучее, противное -Прыгало по комнате, ходило ходуном.

160. Наиболее показательным произведением Высоцкого, касающимся употребления номинации зелёного цвета, на наш взгляд, является стихотворение «Грусть моя, тоска моя». То, символом чего выступает здесь зелёный цвет, оказывается весьма важным для Высоцкого:

161. Шел я, брёл я, наступал то с пятки, то с носка, -Чувствую — дышу и хорошею. Вдруг тоска змеиная, зелёная тоска, Изловчась, мне прыгнула на шею

162. Цветовые микрополя состоят из множества цветовых лексем. Перед нами стоит задача определить, каким образом организован цветовой континуум в поэтической картине мира В. Высоцкого, каким цветовым концептам отдает предпочтение автор.

163. Статистические данные употребления цветообозначений (с учетом примыкающих ТЗ и единиц околополевого пространства) в поэтических текстах В. Высоцкого представлены в таблице 1:

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.