Цифровой синтез многоракурсных стереоскопических изображений для безочковой растровой демонстрации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.13.17, кандидат технических наук Кондратьев, Николай Витальевич

  • Кондратьев, Николай Витальевич
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ05.13.17
  • Количество страниц 133
Кондратьев, Николай Витальевич. Цифровой синтез многоракурсных стереоскопических изображений для безочковой растровой демонстрации: дис. кандидат технических наук: 05.13.17 - Теоретические основы информатики. Москва. 2012. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Кондратьев, Николай Витальевич

Введение.

Глава 1. Обзор стереоскопических и многоракурсных систем.

1.1. Очковые стереоскопические системы.

1.2. Автостереоскопические (безочковые) системы.

1.3. Устройства и методы многоракурсной киносъемки, обработки и хранения отснятого материала.

1.4. Постановка задачи исследовательской работы.

Глава 2. Геометрия воспроизводимого пространства в системах демонстрации многоракурсных стереоскопических изображений.

2.1. Физиологические особенности восприятия синтезированных объемных изображений.

2.2. Анализ параметров многообъективной съемки в системе безочкового кинопоказа многоракурсных стереоизображений.

2.3. Анализ параметров съемки стереоизображений для полиграфического воспроизведения.

2.4. Выводы по главе 2.

Глава 3. Безочковая система показа многоракурсных стереоскопических изображений.

3.1. Линзорастровые системы кинопоказа.

3.2. Модульная проекционная многоракурсная система.

3.3. Основные геометрические соотношения.

3 .4. Расчет параметров кинозала.

3.4. Экспериментальный образец автостереоскопической проекционной системы для демонстрации объемных кинематографических изображений.

3.5. Выводы по главе 3.

Глава 4. Методы записи наборов ракурсов, формирования и демонстрации параллакс-панорамограммного контента.

4.1. Компьютерная анимация.

4.2. Создание многоракурсных фильмов с использованием принципов мультипликации.

4.3. Натурные съемки.

4.4. Выводы по главе 4.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теоретические основы информатики», 05.13.17 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Цифровой синтез многоракурсных стереоскопических изображений для безочковой растровой демонстрации»

Актуальность работы. В последнее время во всем мире значительно усилился интерес разработчиков к проблемам создания систем съемки и демонстрации объемных фильмов. При этом основные успехи достигнуты на пути применения очковых систем с поляризационными очками. Несмотря на относительную простоту реализации таких систем, необходимость использования очков накладывает определенные ограничения. Во-первых, это соображения гигиены и неудобство одевать двое очков, если зритель имеет свои собственные. Во-вторых, очковые стереопарные системы не предоставляют зрителю возможность оглядывания объемного изображения. Поскольку в каждый глаз всегда попадает одна и та же картинка из стереопары, то при смене позиции зрителя наблюдаемая сцена деформируется неестественным образом. Такое искажение видимого пространства воспринимается как несоответствие реальности, может вызывать головные боли, головокружения и прочие нежелательные ощущения, что также является недостатком очковых систем. Его можно нивелировать применением систем слежения за положением головы наблюдателя и соответствующей корректировкой предъявляемой зрительной информации. Однако такой метод применим только для одного наблюдателя и совершенно не пригоден для демонстрации объемных фильмов в кинотеатре.

Реальной альтернативой очковым методам является использование растровых систем, в частности, проекция так называемой параллакс-панорамограммы на просвешый растровый экран. Параллакс-I шпорам о грамма представляет собой сложное кодированное изображение, составленное из большого числа последовательно чередующихся элементов изображения одного и того же объекта, снятых с различных ракурсов. В основе декодирования лежит свойство растра разделять в пространстве лучи исходящие из разных точек экрана, расположенного вблизи фокальной плоскости растра. В 40-х - 50-х годах прошлого столетия активно развивались растровые методы проекции объемных изображений. Для сепарации ракурсов стереоскопического изображения здесь используются щелевые или линзовые растры, установленные рядом с рассеивающим экраном. Стереоскопическая кинопроекция осуществляется с помощью двухобъективного проекционного аппарата с кинопленки, на которой были зафиксированы два ракурса снимаемой сцены.

По этой системе в Москве некоторое время работал безочковый стереокинотеатр по системе СЛ. Иванова, где проекция осуществлялась на перспективный линзорастровый экран. Основным недостатком такой стереопарной проекции является ограниченность зоны видения, максимальный размер которой составлял 130 мм. Зрители были вынуждены сидеть практически неподвижно во время сеанса.

Увеличить размеры зоны видения можно используя многостереопарную проекцию на растровый экран. Однако реализовать такую систему в традиционном пленочном кинематографе было весьма затруднительно. Проблемы имели место и на этапе многоракурсной съемки фильма и при многостереопарной проекции, т.к. необходимо было организовать транспортирование пленки через несколько (например, восемь) кадров.

В связи с развитием методов и средств цифрового кинематографа представляется реальным вернуться к идеям прошлых лет в части создания многостереопарной безочковой проекции. Использование современной вычислительной и видеопроекционной техники обеспечивают следующие преимущества:

- синтез параллакс-панорамограммы в цифровом виде;

- фиксированное цифровое растрирование изображения;

- возможность многоракурсной проекции, благодаря тому, что зоны видения создаются уже сформированной парадлакс-панорамограммой и не связаны со зрачками объективов;

- возможность цифровой обработки - интерполяция промежуточных ракурсов при исходной съемке двумя — тремя объективами;

В настоящее время для рекламных целей появились растровые безочковые устройства, формирующие объемное динамическое изображение в пространстве перед и за экраном. Такие устройства реализованы на базе жидкокристаллических или плазменных панелей, перед которыми установлен растр. Число ракурсов многостереопарного изображения — около десяти. Однако увеличение числа ракурсов приводит к пропорциональному уменьшению разрешения в наблюдаемом изображении.

Повысить число элементов в каждом ракурсе можно с помощью использования модульной проекционной многостереопарной системы, предложенной в данной работе, то есть путем мультиплицирования каналов, в каждом из которых формируется соответствующий фрагмент изображения, и их пространственного совмещения на растровом проекционном экране. Применение цифровых методов синтеза стереоскопических изображений и их проекции обеспечивает возможность практической реализации такой системы.

Таким образом, разработка методов цифрового синтеза многоракурсных стереоскопических изображений для безочковой растровой демонстрации, имеющей несомненные преимущества перед альтернативными способами, является актуальной задачей.

Объект исследования. Объектом исследования диссертационной работы являются многоракурсные стереоскопические изображения, как визуальные представления объектов окружающей действительности.

Предмет исследования. Предметом исследования диссертационной работы являются методы создания наборов ракурсов изображения, синтеза) параллакспанорамограмм и цифровой демонстрации многоракурсных стереоскопических изображений.

Цель работы: разработка алгоритмов и программных решений формирования и показа стереоскопических многоракурсны х изображений для цифровой безочковой растровой демонстрации.

В процессе выполнения работы, включающей исследования процессов синтеза и обработки стереоскопической многоракурсной информации, а также методов ее преобразования дня безочковой демонстрации, решались следующие научные задачи:

1. Выявление основных параметров процесса синтеза многоракурсных стереоскопических изображений и анализ их влияния на качество воспроизведения.

2. Разработка методов создания в цифровом виде наборов ракурсов изображения с необходимо!! степенью качества.

3. Разработка методов синтеза цифровых параллакспанорамограмм многоракурсных киностереоизображений.

4. Экспериментальная проверка найденных решений и их практическая реализация на основе разработанных аппаратных решений.

Методы исследований. При решении задач, поставленных в работе, были использованы методы системного анализа, преобразования информации, численные методы, методы лучевой оптики, физиологии зрительного восприятия.

Научная мозшва. Научная новизна диссертационной работы заключается в следующих положениях: разработанная методика расчета нарам строи сквозного информационного процесса синтеза 1шностереошображений, основанная на обоснованном выборе критерия допустимого разрыва между аккомодацией и конвергенцией, обеспечивает их комфортное восприятие.

- разработанный алгоритм обработки многоракурсной информации и синтеза паралакепанорамограмного фильмового контента на основе применения масок прозрачности, позволяет создавать фильмы с помощью методов мультипликации, компьютерного синтеза и натурных съемок.

- предложенный метод преобразования цифровой стерео информации, заключающийся в модульном принципе построения растровой проекционной системы показа мношракурснога объемного изображения, обеспечивает его показ на больших экранах с повышенным разрешением. Практическая ценность диссертационной работы заключается в доказанной возможности применения предложенного и разработанного модульного метода для безочковой растровой демонстрации многоракурсных стереоскопических изображений в рекламных и учебных целях, для создания кинотеатров и кмношраищонов. Кроме того, программная реализация описываемых в работе алгоритмов является законченным продуктом и готова к использованию для создания паралакспанорамограмного контента для иных аппаратных реализаций.

Реализация результатов работы. Найденные в процессе выполнения результаты диссертационной работы нашли своё применение

- при проведении занятий в рамках мастер-класса дня студентов специализированных учебных заведений на нескольких конференциях и фестивалях, облегчая доступность и усвоение излагаемого материала.

- при разработке стереоскопических систем визуализации для авиационных тренажеров для дозаправки топливом самолетов Су-24, Су-27, позволив повысить точность взаимного расположения объектов воспроизводимого пространства и адекватность приобретаемых пилотами навыков,

- при создании аппаратно-программного комплекса для диагностики и лечения нарушений бинокулярного и стереоскопического фения, обеспечив высокое качество полноцветного стереоскопического изображения, что подтверждено имеющимися в диссертации актами внедрения.

Апробация рэёотъя. Результаты работы докладывались на Международных научно-практических конференциях: «Теория и практика имитационного моделирования и создания тренажеров» (г. Пенза, 1998, 2004

Апробация работы. Результаты работы докладывались на Международных научно-практических конференциях: «Теория и практика имитационного моделирования и создания тренажеров» (г. Пенза, 1998, 2004 гг.), Всероссийской конференции «Современные технологии в кинематографии» (г. Ст.- Петербург, 2006 г.), первой, второй и третьей Научно-технических конференциях «Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях», Москва, 2009, 2010, 2011 г.г., международной конференции "Stereoscopic Displays and Applications XX". 19-21 January 2009, San Jose, California.

Публикации по теме диссертации. По теме диссертационной работы опубликовано 13 научных работ, в том числе 6 статей в журналах, входящих в перечень ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа изложена на 133 страницах машинописного текста и состоит из введения, четырёх глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теоретические основы информатики», 05.13.17 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теоретические основы информатики», Кондратьев, Николай Витальевич

Основные выводы и результаты

Разработан алгоритм создания параллакс-панорамограммного фильмового контента с применением масок прозрачности. Показана возможность практической реализации найденных решений на базе предложенного и обоснованного нового модульного метода формирования стереоскопических многоракурсных изображений, в основе которого лежит полученный патент РФ на изобретение.

К результатам выполненных в рамках диссертационной работы исследований процессов синтеза и обработки стереоскопической многоракурсной информации, а также методов ее преобразования для безочковой демонстрации можно отнести следующее:

1. Показано, что основными параметрами процесса синтеза многоракурсных стереоскопических изображений являются базис стереосъемки, коэффициент сквозного увеличения, выбранный параллакс при проекции, размер экрана, разрыв между аккомодацией и конвергенцией, относительное расположение зрителя и проведен анализ их влияния на качество воспроизведения.

2. Обоснован выбор критерия допустимого разрыва между аккомодацией и конвергенцией при наблюдении стереоскопических изображений.

3. Найдены аналитические соотношения, позволяющие оптимально выбирать параметры съемки и демонстрации стереоскопических киноизображений.

4. Получены аналитические выражения и сформулированы требования к съемке и печати полиграфических стереоизображений для обеспечения их комфортного восприятия.

5. Доказана возможность повышения качества многоракурсных киностереоизображений на основе модульного метода их формирования.

6. Разработана методика и описаны алгоритмы создания параллакс-панорамограммного фильма с различными объектами съемки: синтезированными, анимационными и натурными.

7. Получены практические результаты, подтверждающие эффективность разработанных методов; показана целесообразность их применения в информационных системах и системах стереокинопоказа.

8. Разработанная по результатам проведенных исследований и изготовленная система показа многоракурсных объемных киноизображений использовалась при проведении занятий в рамках мастер-класса для студентов специализированных учебных заведений на нескольких конференциях и фестивалях, получен Акт внедрения.

9. Полученные аналитические выражения для определения оптимальных параметров синтеза стереоскопического изображения и его демонстрации на проекционном экране и мониторе компьютера использованы при создании системы отображения двух специализированных авиационных тренажеров дозаправки топливом в воздухе и стереоскопического устройства для диагностики и лечения нарушений стереоскопического зрения, получены соответствующие Акты внедрения.

Таким образом, в настоящей работе решена научно-техническая задача разработки информационного процесса синтеза и безочкового растрового показа многоракурсных стереоскопических изображений, имеющая существенное значение при создании мультимедийных систем отображения объемной информации, включая стереоскопический кинематограф, учебные тренажеры и др., в том числе для обеспечения обороноспособности страны.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Кондратьев, Николай Витальевич, 2012 год

1. Chris Chinnok / The Many Ways to Create a 3-D 1.age // SMPTE Motion Imaging Journal. - 2008. - May/June. - P. 26-30.2. 3D очки и их разновидности. Г. Вампилов. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.mir3d.ru/articles/15993/, свободный.

2. Валюс H.A. Стерео фотография. Стерео кино. Стерео телевидение / H.A. Валюс. -М.: Искусство, 1986.

3. Трехмерный дисплей: выбор реализуемых и перспективных технических решений / В.А. Ежов // Киномеханик. — 2006. — № 10. — С. 16-26.

4. Andrew Robinson. Screens for 3D Cinema. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.harkness-screens.com/documents/3ddigitalcinema.pdf, свободный.

5. SilverFabric Silver 3D Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.silverfabric3d.de/html/sfsilver3d.htm, свободный.

6. Сергей Федоров / 3D ТВ: Природа объема // Журнал «625». 2010. - № 3.-С. 66-71.

7. Очковые устройства воспроизведения стереоскопического изображения / Иван Мухин // Журнал «625». 2010. - № 10. - С. 7886.

8. Секреты ЗО-видео: как это работает и подойдет ли оно вам? Электронный ресурс. Режим доступа: http://zoom.cnews.rU/publication/item/23740/2, свободный.

9. Стереокомпьютерные методы формирования изображения и их применение / Н. В. Кондратьев, В. А. Елхов, Ю. Н. Овечкис, JI. В. Паутова, А. А. Паутов // Техника кино и телевидения. 2001. - № 8. -С. 11-16.

10. Стереоскопическое устройство отображения авиационного тренажера для нескольких наблюдателей / Н. В. Кондратьев, В. А. Елхов, Ю. Н.

11. Овечкис, JI. В. Паутова // Мир техники кино. 2009. - № 14. - С. 7-12.

12. D.H. Mash et. al. Improvements in or Relating to Stereoscopic Display Device // UK Patent 1448520 (1986).

13. Fergason, James L. Liquid crystal display with improved angle of view and response times // US Patent 4385806 (1983).

14. RealD The New 3D Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.reald.com/content/consumer-electronics.aspx, свободный.

15. EDimensional 3D Glasses and Innovate PC Gaming Accessories Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www.edimensional. com/index.php?cPath=21, свободный.

16. СТЕРЕООЧКИ 3DS-GS ОПИСАНИЕ Электронный ресурс. - Режим доступа: http://3dstereo.ru/3dsgsr.htm, свободный.

17. Форум 3D стерео и Виртуальной Реальности (VR) Универсальные активные 3D очки Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.really.ru/forum/12/2138.html, свободный.

18. Секреты ЗО-видео: как это работает и подойдет ли оно вам? Электронный ресурс. Режим доступа: http://zoom.cnews.rU/publication/item/23740/2, свободный.

19. ЗО-телевизоры | Линейка телевизоров BRA VIA 3D: Sony Электронныйресурс. Режим доступа: http://www.sony.ru/hub/3d-tv, свободный.126

20. Philips Cinema 21:9 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.philips.rU/c/televisions/19570/cat/ru/#/latest, свободный.

21. Samsung 3D Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. samsung.ru/microsite/3d/, свободный.

22. VIERA TX-PR42GT30 | Плазменные телевизоры | Panasonic СНГ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.panasonic.ru/products/digitalav/tv/plasmatv/TX-PR42GT30/feat, свободный.

23. С.Н. Рожков, H.A. Овсянникова. Словарь стереокино. М., 2000. - 92 С.

24. ЭНКА ТЕХНИКА: первый в России 3D мультиэкран Электронный ресурс. Режим доступа: http : //habms.ru/content/enka-tekhnika-pervyi-v-rossii-3 d-multiekran, свободный.

25. Видеостена Super Narrow Bezel от Hyundai IT демонстрирует 3D на диагонали 138 дюймов Электронный ресурс. Режим доступа: http://news.ferra.rU/hard/2010/l 1/30/105731/, свободный.

26. Helmut Jorke, Markus Fritz, INFITEC A NEW STEREOSCOPIC VISUALISATION TOOL BY WAVELENGTH MULTIPLEX IMAGING Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.jumbovision.com.au/files/InfitecWhitePaper.pdf, свободный.

27. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.agentur-best. de/grobritannien-uk/performance/index. php, свободный.

28. Dolby 3D Movie Technology Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. dolby, com/us/en/consumer/technology/mo vie/dolby-3 d. html#, свободный.

29. Патент № 2221350 от 10.01.2004. автор Арсенич С.И.

30. Трехмерная многоракурсная безочковая цветная телевизионная система с голографическим экраном / В.Г. Комар, Д.Ю. Сон, М.С. Семин, В.П. Майоров, С.А. Сабо, C.B. Беляев, JI.M. Балясный, М.И.

31. Крутик, О.А. Любич, B.JI. Котляр, В.Е. Лапотенко // Техника кино и телевидения. 1998. - № 4. - С. 29-36.

32. С. Митилино. Трехмерные дисплеи. Обзор технологий. Электронный ресурс. Режим доступа: http://itc.ua/articles/trehmernyedispleiobzortehnologij7438, свободный.

33. Moving Holograms: From Science Fiction to Reality Электронный ресурс. Режим доступа: http://uanews.org/node/35220. свободный.

34. Создан прототип голографической системы для телемедицины Электронный ресурс. Режим доступа: http://science.compulenta.ru/574233/, свободный.

35. Валюс Н.А. Растровая оптика / Н.А. Валюс. М. : Гос. изд-во технико-теорет. лит-ры, 1949. - 470 с.

36. Валюс Н. А. Стереоскопия/ Н.А. Валюс. М.: АНСССР, 1962. 580с.

37. Ю. А. Дудников, Б. К. Рожков. Растровые системы для получения объемных изображений. Ленинград «Машиностроение». Ленинградское отделение, 1986 г.

38. Валюс Н.А. Растровые оптические приборы / Н.А. Валюс. М., 1966. -205 с.

39. Иванов С. П., Андриевский А. Н., «Проекционный экран», Авторское свидетельство СССР 81626, (1943).

40. Autostereoscopic display with eye tracking / Т. Tomono et al. // Proceedings of SPIE. Stereoscopic Displays and Virtual Reality Systems IX.- 2002. Vol. 4660. - P. 266 - 274.

41. Попов H. С. Видеосистема PC. БХВ-Петербург, Арлит, 2000.

42. VR-шлемы и системы стереовидения. Часть 4 | Мониторы и проекторы- 3DNews Daily Digital Diges Электронный ресурс. - Режим доступа: http ://www. 3 dnews.ru/display/vr-hat-4/, свободный.

43. Растровый экран / Н. Овсянникова // Киномеханик. 2000. - N6. - С. 18-25.

44. Matusik, W.; Pfister, H., "3D TV: A Scalable System for Real-Time Acquistion, Transmission and Autostereoscopic Display of Dynamic Scenes", ACM Transactions on Graphics (TOG) SIGGRAPH, ISSN: 07300301, Vol. 23, Issue 3, pp. 814-824, August 2004.

45. Characterisation and Optimisation of 3D-LCD Module Design / C. van Berkel and J.A. Clarke // Proc SPIE. Stereoscopic Displays and Virtual Reality Systems III. 1997. - Vol. 3012. -P. 179 - 186.

46. C. van Berkel, Clarke J. Autostereoscopic display apparatus. US Pat. No. 6,064,424, May 2000.

47. Multi-view LCD Display / C. van Berkel, D.W. Parker, A.R. Franklin // Proc SPIE. Stereoscopic Displays and Virtual Reality Systems III. 1996. -Vol. 2653.-P. 32-39.

48. Рожков C.H. Стереоскопия в кино-, фото-, видеотехнике : терминолог. сл. / С.Н. Рожков, Н.А. Овсянникова. М. : Парадиз, 2003. - 136 с.

49. Тозик В. Т., Меженин А. В. 3ds max 7: трехмерное моделирование и анимация. СПб.: «БХВ-Петербург», 2005. - 992с.: ил.

50. Слободецкий И.М. 3D Studio Мах 6.0 Практический курс. Москва. Редакция «Компьютерная литература». Издательство «Познавательная книга Пресс». 2004, 354 стр.

51. Кундерт Гиббс Дж, Ларкинс М., Диракшани Дж. и др. Освоение MAYA 8.5. Диалектика. 2007. 910 стр.

52. Autodesk, Inc. Learning Autodesk Maya. Autodesk. 2008, 642 p.

53. Poser программа для создания 3d графики и анимации -MoiKompas.ru. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://moikompas.ru/compas/poser, свободный.

54. Derek Lea. "Beyond Photoshop: Advanced techniques integrating Photoshop with Illustrator, Poser, Painter, Cinema 4D and ZBrush". Focal Press. 2010. 336 p.

55. Для стереосъемки нет надлежащего инструментария / А. Мелкумов // Техника и технологии кино 2009. - №1. - С. 18-24.

56. SLIK CORPORATION The most copied line of tripods today - TWIN CAMERA PLATE 300 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.slik.co.jp/slikcom/AC-TWINCAMERAPLATE300.html, свободный.

57. SLIK CORPORATION The most copied line of tripods today - MULTI-ARM III Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.slik.co.jp/slikcom/AC-MULTI-ARM-IH.html, свободный.

58. SLIK CORPORATION The most copied line of tripods today - CLAMP HEAD 32 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.slik.co.jp/slikcom/AC-CLAMPHEAD32.html, свободный.

59. SLIK CORPORATION The most copied line of tripods today - CLAMP HEAD 38 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.slik.co.jp/slikcom/AC-CLAMPHEAD38.html, свободный.

60. SLIK CORPORATION The most copied line of tripods today - CLAMP HEAD 45 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.slik.co.jp/slikcom/AC-CLAMPHEAD45.html, свободный.

61. Stereoscopic Camera Mounts Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.3dexperience.co.uk/mounts.html, свободный.1 •"> A1 ли

62. Безочковая система показа объёмных многоракурсных киноизображений / Н. В. Кондратьев, В. А. Елхов, Ю. Н. Овечкис, Л. В. Паутова // Мир техники кино. 2009. - № 11. - С. 2-7.

63. Шмаков П.В., Колин К.Т., Джакония В.Е. Стереотелевидение (черно-белое и цветное): Учебное пособие для вузов связи / Под ред. П.В.Шмакова. -М.: Связь, 1968.

64. О пользе и вреде современных технологий формирования стереокиноизображений для людей с различным состоянием зрительных функций / H.H. Васильева, Г.И. Рожкова, С.Н. Рожков // Мир Техники Кино. 2011. - №19. - С. 7-15.

65. О.Ф. Гребенников, Г.В. Тихомирова. Основы записи и воспроизведения информации. СПб,: СПбГУКиТ, 2002.

66. Условия воспроизведения высококачественных изображений в стереоскопическом кинематографе / Г.В. Мамчев // Вестник СибГУТИ. 2009,- №4,- С. 3-10.

67. D. Wood. Understanding Stereoscopic Television and its Challengers. SMPTE Motion Imaging Jornal, October 2010, pp 39 44.

68. Особенности формирования объёмного изображения в цифровом стереоскопическом кинематографе / Н. В. Кондратьев, В. А. Елхов, Ю. Н. Овечкис, Л. В. Паутова // Мир техники кино. 2011. - № 2. - С. 4-8.

69. О резкости изображения в кинематографе / В.Г. Комар // Журнал ТКиТ. 1962. -№10. - С. 1-11.

70. Анаглифическая печать, словарь полиграфических терминов Электронный ресурс. Режим доступа: http://pechatnick.com/dictionary/тс!ех.р111т1?1(1=337, свободный.

71. Стерео- и вариоизображения в наружной рекламе / Лариса Данилова // Журнал для производителей и заказчиков полиграфической продукции «Формат». 2005. -№5.

72. Анализ параметров многообъективной съемки в системе безочкового кинопоказа многоракурсных стереоизображений / Н. В. Кондратьев, В. А. Елхов, Ю. Н. Овечкис, Л. В. Паутова // Мир Техники кино. 2010. -№17. С. 2-8.

73. Стерео-варио: подготовка стереоракурсов Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.rastr-neva.ru/svmaket.html, свободный.

74. Анализ параметров съемки стереоизображений для полиграфического воспроизведения / Н. В. Кондратьев, В. А. Елхов, Ю. Н. Овечкис, Л. В. Паутова // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2011. - №1. - С. 36-45.

75. Кондратьев H. В. Мультиэкранный плеер. Свид. о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2010614828 от 23.07.2010.

76. Кондратьев Н. В., Елхов В. А, Овечкис Ю. Н., Паутова JI. В. Цифровой синтез многоракурсных стереоскопических изображений для безочковой растровой демонстрации. // Мир техники кино. 2012. - № 2.-С. 21-25.

77. Ю.Thomas Porter and Тот Duff, Compositing Digital Images, Computer Graphics, 18(3), July 1984,253-259.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.