Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Южанинова, Екатерина Рафаэлевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат философских наук Южанинова, Екатерина Рафаэлевна
Введение.
Глава первая. Философия в структуре мировоззрения
М. А. Булгакова.
1.1. Философия и литература как формы смыслообразования.
1. 2. Философская специфика мировоззрения
М. А. Булгакова.
Глава вторая. Философские основания мировоззрения
М.А. Булгакова.
2. 1. Ценностный ряд в мировоззрении М. А. Булгакова: сопряженность рационального и иррационального.
2.2. Добро и зло как ценностные представления в творчестве М. А. Булгакова.
2. 3. Понятия веры и судьбы в человековедении
М. А. Булгакова.
2. 4. Философия истории в мировоззрении М. А. Булгакова.
Глава третья. Влияние философских традиций на ценностные и рационально-теоретические компоненты мировоззрения
М. А. Булгакова.
3.1. Кант и Булгаков.
3. 2. М. А. Булгаков и русская философия.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Сатирическая проза М. А. Булгакова 1920-х годов: Поэтика комического2000 год, кандидат филологических наук Петренко, Александр Филиппович
Мировоззрение Леонида Андреева: историко-философский анализ2008 год, кандидат философских наук Демидова, Серафима Александровна
Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и русская религиозная философия начала XX века2001 год, кандидат филологических наук Колесникова, Жанна Робертовна
Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита": мотивы головы и сердца в контексте традиций русского религиозно-философского Ренессанса2004 год, кандидат филологических наук Урюпин, Игорь Сергеевич
Ирония в произведениях М. Булгакова 1920-30-х годов2011 год, кандидат филологических наук Хабибьярова, Эльвира Милисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова»
Актуальность темы исследования.
Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940) в последнее время все чаще и чаще переводят из разряда «выдающихся» писателей в разряд «великих». И дело здесь, видимо, не в том, что рано или поздно все становится на свои места. Думается, что Булгаков начинает быть особенно .востребованным' именно в наше страшное время, когда в России вновь «распалась связь времен», а разнообразные «инфернальные» силы, о которых так любил писать Мастер, вот уже второй десяток лет планомерно уничтожают нашу Родину. Поэтому актуальность данного исследования может быть обоснована следующими аргументами.
Во-первых, ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М. А. Булгакова не становились ранее предметом специального научного исследования именно как философские основания мировоззрения этого талантливого и самобытного творца. Сама фигура этого русского писателя обычно не упоминается в ряду отечественных философов, хотя он по силе своего влияния на современное любомудрие заслуживает самого пристального изучения. Ведь оригинальный, далекий от академических канонов склад ума, поглощенность конечными вопросами бытия роднят М. А. Булгакова с Д. Мережковским, JT. Шестовым, Н. Бердяевым, В. Розановым, В. Ивановым и другими русскими философами. В 1991 году, в самый разгар «булгаковского ренессанса», В. Гудкова восторженно писала: «К нам пришел гениальный романист мирового масштаба, романтик и философ, моралист и социальный провидец»1. И, тем не менее, о Булгакове как о мыслителе и философе пишут и вспоминают на удивление редко. Иное дело — литературоведение. В этой области отечественной и зарубежной науки творчество Булгакова отнюдь не является terra incognita. И все же духовный капитал, оставленный нам Михаилом Булгаковым в его произведениях, еще не получил в
1 Гудкова В. Истоки //Литературное обозрение. 1991. № 5. С. 3. отечественной философии надлежащей оценки. Хотя значение М. А. Булгакова как классика родного слова никем не оспаривается, в понимании философского смысла его творчества существуют большие неясности.
Философы и историки философии в последнее время упоминали о Булгакове в учебных пособиях и некоторых статьях. Вот что пишут К. Н. Любу-тин и Ю. К. Саранчин, когда говорят о тесной связи философии и литературы в современной России: «Философия обретает и имеет в разные времена различное обличие, ее социальное бытие плюралистично. Искусство, литература, так или иначе, несут в себе философские идеи. Русская национальная философия и до 1917 года и после давала неповторимые образцы на этот счет. Разве не уникальны как философы Гоголь, Булгаков, Зощенко? Любое переломное время обостряет экзистенциальные проблемы, в том числе и потому, что в такое время злое социальное начало в человеке проявляется очень агрессивно»2. Но такого рода упоминания остаются скорее исключениями, нежели становятся правилом.
Исследование философских оснований мировоззрения.М. А. Булгакова, во-вторых, может представлять интерес в теоретическом плане. Сегодня особо актуален вопрос о возможностях формирования нового типа мышления, свободного от догм и стереотипов. Именно такими и представляются философские воззрения М. А. Булгакова. Каждая жизнь есть точка зрения на Вселенную. Думается, что «точка зрения» Михаила Булгакова будет небезынтересной и небесполезной в наших сумбурных поисках должного пути на трудных перекрестках отечественной истории.
Художественный мир М. А. Булгакова многие исследователи называли «странным», ибо мир этот существует на грани реального и ирреального, трагического и комического, высокого и низкого. Булгакову была свойственна необычайная художественная прозорливость, которая позволила ему проникнуть в глубинную и непреходящую суть человеческих страстей и конфликтов. Именно эта прозорливость, свойственная гению, выводит М. А.
2 Любутин К. Н., Саранчин Ю. К. История западноевропейской философии. М., 2002. С. 9.
Булгакова и его творения за рамки его эпохи, сообщая им общечеловеческий, подлинно философский смысл. В своих произведениях писатель выступает как философ-антрополог, изучающий созданных им героев в «пограничных ситуациях», на пределе их экзистенции. Недаром сам писатель говорил: «Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несимпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое средоточие человеческого в этом человеке» . Это стремление к «восстановлению погибшего человека», продолжающее лучшие традиции Ф. М. Достоевского, является подлинно философским.
Важнейшими источниками, питающими философскую мысль, всегда были литература и искусство. При этом философия и художественная литература особенно близки и сходны между собой как формы осмысления человеческой жизни в слове и через слово. И философ, и писатель работают над словом. Н. И. Конрад писал: «Есть различные формы мышления. Одна действует в той области, которую мы называем наукой; другая - в той, которую мы называем философией; третья - в той, которую мы называем искусством. Материал, с которым работает наша мысль, вызывает существование многих специфических отраслей как науки, так философии и искусства, но все они для общественного сознания человека представляют своеобразное целое. Это целое, отлившееся в понятия, символы, воплощено в языке, в непосредственной действительности мысли, а через язык, возведенный в план искусства, - в литературе. Именно это и делает литературу достоянием общественного сознания»4.
В-третьих, исследование философских воззрений М. А. Булгакова актуально в социальном плане. Некогда А. Ф. Лосев в своей ранней, работе «Русская философия» назвал характерную черту русского философствования - «апокалиптическую напряженность». Эта напряженность присутствует и на
3 Булгаков МА. Собрание сочинений в 8 т. Т. 8. Жизнеописание в документах. М., 2002. С. 281.
4 Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972. С. 429-430. страницах творений Михаила Булгакова — глубоких по содержанию и блистательных по форме. Особый интерес к творчеству писателя обусловлен тем, что он осмыслил трагизм человеческого бытия, тенденции общественного развития, угрожающие духовности человека и общества. Его творчество, пронизанное тревогой за будущее человека, за возможность сохранения им духовной целостности в эпоху социальных потрясений, созвучно сегодняшней ситуации в нашей стране.
Эпоха, переживаемая ныне Россией, побуждает отечественных интеллектуалов и, прежде всего, философов искать ответы на «вечные вопросы» в первую очередь в великой русской литературе. Как справедливо отмечал А. Ф. Лосев, «художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических произведениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но и философскими и гениальными»5. Слияние философии и художественной литературы является одним из показателей самобытности отечественной культуры, ее оригинальности и неповторимости, свидетельствует об огромном потенциале духовного развития русского человека.
Степень разработанности проблемы.
Исследование, посвящённое философским основаниям мировоззрения М. А. Булгакова, будет правомерно, ибо о нем как о философе и мыслителе почти нет исследований не только в России, но и в мире. Его больше знают и изучают как великого писателя. Но писатель, если он не только сочинитель строк, но и мыслитель, обязательно являет собой новый шаг в истории цивилизации; информация, заложенная в его творчестве, сообщает миру новое качество. Ведь слово легче запомнить, чем формулу. Разумеется, свои фило
5 Лосев А. Ф. Русская философия УУ Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. С. 74. софские взгляды М, А. Булгаков никогда не стремился выразить системно. В творчестве М. А. Булгакова философские проблемы ставятся и звучат в краткой, порой афористической форме; они перебрасываются на сюжетные коллизии, разыгрываются в сценах и эпизодах его произведений. Почти невозможно найти у него привычную для философии терминологию. Но Лев Шестов недаром писал: «Собственно же философия должна начинаться там, где возникают вопросы о месте и назначении человека в мире, о его правах и роли во вселенной»6. Но именно эти философские проблемы и лежат в основании всего творчества М. А. Булгакова!
При написании диссертационного исследования автор опирался на определенный методологический базис историко-философских исследований, содержащийся в трудах В. Ф. Асмуса, А. Б. Баллаева, М. М. Бахтина, И. Ф. Бэлзы, Г. Н. Волкова, А. В. Гайды, П. П. Гайденко, П. А. Горохова, М. Н. Громова, А. В. Гулыги, Б. В. Емельянова, Ю. Г. Ершова, В. Н. Железняка, В. А. Жучкова, В. Т. Звиревича, А. Ф. Зотова, О. Б. Ионайтис, В. А. Кайдалова, Л. Н. Когана, А. В. Лукьянова, К. Н. Любутина, Л. А. Микешиной, Ю. И. Ми-рошникова, Н. В. Мотрошиловой, Т. И. Ойзермана, А. В. Перцева, ,Д. В. Пи-воварова, В. М. Русакова, Ю. К. Саранчина, К. А. Свасьяна, С. Л. Слободню-ка, В. В. Соколова, Э. Ю. Соловьева, В. Г. Федотовой, Д. М. Федяева, А. Н. Чанышева, Е. С. Черепановой, В. Д. Шмелева.
Философские взгляды М. А. Булгакова рассматривались, в той или иной мере, в работах П. Абрагама, А. Н. Баркова, И. Белобровцевой, А. Ву-лиса, Б. Гаспарова, П. А. Горохова, А. Зеркалова, Л. Г. Ионина, Л. Ф. Киселевой, Л. Н. Когана, А. Кораблева, О. Костанди, С. Кульюс, В. И. Немцева, М. Микулашека, Л. А. Левиной, В. В. Петелина, В. И. Сахарова, Б. В. Соколова, Г. Стальной, Н. И. Утехина, В. В. Химич. Рассмотрению фигуры Булгакова-мыслителя были посвящены диссертационные работы Ю. В. Кузнецовой , В.
6 Шестов Л. И. Избранные сочинения. М., 1993. С. 88.
1 Кузнецова Ю. В. М. А. Булгаков в пространстве мифологизированной советской культуры (Опыт культурологического анализа): Дис. канд. филос. наук. - Саранск, 2004. - 140 с.
Б. Петрова 8, Е. Г. Сидоровой 9, Е. В. Уховой ,0. Но целостного историко-философского исследования философских взглядов М. А. Булгакова в отечественной литературе не было.
В качестве объекта диссертационного исследования у нас выступает творческое наследие Михаила Афанасьевича Булгакова, великого русского писателя и талантливого мыслителя.
Предмет исследования - ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М. А. Булгакова, рассматриваемые как его философские основания сквозь призму творческой деятельности писателя.
Цели и задачи исследования.
Цель нашего исследования мы видим в том, чтобы на основе анализа литературного наследия М. А. Булгакова концептуально реконструировать ценностные и рационально-теоретические компоненты мировоззрения писателя и последовательность его философских построений. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Обозначить основные философские проблемы, разрабатывавшиеся Булгаковым на протяжении его творческого пути, и дать анализ предложенного им способа решения этих проблем.
2. Оценить степень влияния философских традиций на формирование ценностных и рационально-теоретических компонентов мировоззрения М. А. Булгакова.
3. Раскрыть эвристический потенциал философских взглядов Булгакова, вплетенных в ткань писательского творчества, и оценить возможности представления этих взглядов как цельной системы.
8 Петров В. Б. Художественная аксиология Михаила Булгакова: Дис. . д-ра филологических наук. - Москва, 2003.-406 с.
9 Сидорова Е. Г. Социокультурный генезис художественных образов в творчестве М. А. Булгакова: Дис. . канд. культурологических наук. - Санкт-Петербург, 2004.- 185 с.
10 Ухова Е. В. Философско-этические идеи в творчестве М.А. Булгакова: Дис. канд. филос. наук. - Москва, 1999,- 152 с.
Решение указанных задач позволяет, на наш взгляд, получить достаточно полное представление о М. А. Булгакове как мыслителе и о ценностных и рационально-теоретических компонентах его мировоззрения. Рассматривая данным образом заявленную здесь тему исследования, мы сможем избежать односторонностей простого систематизирования и статичности в восприятии его облика.
Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Есть только один способ спасти классика: самым решительным образом используя его для нашего собственного спасения, иными словами, не обращая внимания на то, что он - классик, привлечь его к нам, осовременить, напоить кровью наших вен, насыщенной нашими страстями и проблемами»". Но и чрезмерным «осовремениванием» мыслителя тоже не следует, на наш взгляд, увлекаться.
Источники исследования.
В судьбе всякого самобытного таланта имеется некая тайна, разгадывать которую приходится не столько его современникам, сколько ученым биографам, которые по опубликованным книгам, клочкам рукописей, письмам и мемуарам начинают спорить об итогах незаурядной судьбы художника и мыслителя. Гегель недаром с некоторой долей иронии говорил, что великий человек осуждает людей на то, чтобы они его объясняли.
Взгляды М. А. Булгакова на жизнь и собственное мировоззрение выражены во всем его творчестве: в художественных произведениях, в пьесах, письмах, дневниках и задокументированных разговорах. Большую роль играют изданные воспоминания его родственников, друзей и знакомых. Большинство документов, относящихся к творчеству М. А. Булгакова, сосредоточено в материалах фонда 562 отдела рукописей Российской Государственной библиотеки.
В качестве источников при написании настоящего диссертационного исследования были использованы следующие основные издания сочинений М. А. Булгакова:
11 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2001. С. 454 - 455.
1. Булгаков М. А. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Художественная литература, 1989 - 1990.
2. Булгаков М. А. Собрание сочинений в восьми томах. СПб.: Азбука-классика, 2002.
Методологическая база диссертационного исследования основана на идее перерастания системного видения мировоззрения М. А. Булгакова в целостное. При этом мы отталкивались от принципа системности, применение которого обусловлено необходимостью нахождения логических связей между составными частями такого сложного и многогранного структурного образования, как мировоззрение М. А. Булгакова, а также установления, таким образом, внутренней целостности и качественной определенности мировоззрения. Данный принцип был использован также для приведения в систему отдельных результатов самого диссертационного исследования.
Диссертант применил не только исходные принципы, законы и категориальный аппарат диалектики, понимаемой как метод исследования .отношения человека к миру, как общая теория их взаимоотношения, но и основные методологические начала истории философии как науки и важнейшие среди них:
- методы историко-философского анализа, ориентированные как на объективную полноту исследования, так и на его критический характер;
- компаративистика, т. е. сравнительный анализ основных мотивов и положений философского мировоззрения М. А. Булгакова и мыслителей прошлого и настоящего.
В диссертации использованы элементы психологического подхода, поскольку духовный мир личности выступает у Булгакова центральным моментом исследования на протяжении всего его творчества. Здесь уместно вспомнить точку зрения В. В. Зеньковского, писавшего, что «задача историка не в том, ведь, заключается, чтобы реконструировать взгляды данного автора и придать им известную систематичность, а в том, чтобы уяснить те темы, которые преимущественно определяли творчество данного автора, и те интуиции или исходные построения, которые направляли это творчество»12.
Отношение к истории философии лишь как к памятнику давно ушедших эпох может вытеснить саму рефлексивную, творческую работу разума, заменив все простым комментированием. Застывшая история философии -это, как говорил Гегель, бесплодное «скитание среди могил». Как прекрасно писал великий немец: «История философии показывает нам ряд благородных умов, галерею героев мыслящего разума, которые силой этого разума проникли в сущность вещей, в сущность природы и духа, в сущность бога и добыли для нас величайшее сокровище, сокровище разумного познания»13. Для Гегеля история философии - это история восхождения мысли к самой себе и, тем самым, нахождение самой себя, а поскольку философия есть движение духа к самопознанию, его саморазвитие к абсолютному знанию, постольку философия и история философии оказывались тождественны.
Смысл подлинного философствования - нахождение новых смыслов, созвучных нашему времени. Философское понимание текста есть такая его интерпретация, которая делает его нужным сегодня. И именно тот самый факт, что в результате такой интерпретации исследователю порой приходится отступать от канонизированного философского текста, сообщая ему продолжение в мыслительной деятельности современников, отражает одну из задач философии. Этот путь - один из источников приращения теоретического философского знания. Часто случается, что мысль писателя или философа, которая была второстепенна в контексте ушедшей эпохи, может оказаться чрезвычайно современной в наши дни. Историю философии изучают не столько ради того, что было, сколько для прояснения наших сегодняшних мыслей о бытии и человеке. Так и М. А. Булгаков современен для нас не только в силу внутренней ценности размышлений, содержащихся в его твор
12 Зеньковский В В История русской философии В 2-х т. Т. 2. Ч. 2. Л., 1991. С. 232.
13 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 1. СПб , 2001. С 69. ческом наследии, а в силу потенциальной возможности новой теоретической интерпретации его произведений сегодня.
Прекрасно сказал об этом замечательный философ и историк философии И. А. Ильин: «Существует возможность и соответствующая способность правильно осознать акт чужого созерцания и размышления и встать на творческую позицию философа в такой мере, что начинаешь жить в ней и философствовать соответствующим образом: ощущаешь все, как он ощущал, «видишь» то, что видел он, не произнося «аминь» над духовной очевидностью. Любой великий философ дает основания для такого подхода; изучать и излагать историю философии может только тот, кто систематически воспитывает в себе подобную способность и систематически ее применяет»14.
Научная новизна диссертации заключается в исследовании ценностных и рационально-теоретических компонентов в мировоззрении М. А. Булгакова,^ может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:
1. М. А. Булгаков, при всей его самобытности как писателя и мыслителя, во многом вышел из русской культуры конца XIX - начала XX века - той эпохи, которую часто характеризуют как «серебряный век» или «русский ренессанс». Идеи русской софиологии, тесно связанные с отечественным экзистенциализмом, были близки по базовым философским интуициям мировоззрению М. А. Булгакова.
2. Как философ М. А. Булгаков относится к экзистенциальным мыслителям, хотя сам экзистенциализм — достаточно условное обозначение, которое используется для типологической характеристики большого числа концепций. Все же в творчестве Булгакова затрагиваются вечные, философские проблемы, которые чаще всего относят именно к экзистенциалистским: Бог и проблема свободы человека наряду с загадками «обезбоженности» и Мирового Зла; понятие бытия, трактовка человека и его отношений с бытием; понимание сознания и конституирование значений опыта.
14 lljin 1. Die Philosophic Hegels a!s contemplative Gotteslehre. Bern, 1946. S. 7.
3. Главным объектом философского и художественного мышления М. А. Булгакова является человек, его бытие, полное взлетов и падений, страданий и разочарований. Вся художественная ткань и форма произведений писателя объединяется, охватывается «идеей человека» (по терминологии М. М. Бахтина15), образуя с ней единое «смысловое» целое. Центральными понятиями-ценностно-ориентированной философской антропологии М. А. Булгакова выступают судьба и вера. Аксиологически философское мировоззрение М. А. Булгакова может быть представлено в виде перевернутого конуса, основанием которого служит точка — человеческая индивидуальность.
4. Для.социально-политических позиций писателя на протяжении жизни были характерны большая пестрота и неоднородность (от левого радикализма до устойчивого консерватизма). Философия истории Булгакова, как и его мировоззрение в целом, была пессимистичной. Считая, что революция сломала естественный ход исторической эволюции России, да и мира в целом, Булгаков ждал от будущего мало светлого.
5. В-произведениях М. А. Булгакова присутствует смысл или эйдос экзистенции. Его произведения можно представить как двусмысленное-литературно-философское письмо. Один смысл воплощен в линейном письме как некотором физическом ряде событий мира, имеющем своим адресатом людей, находящихся в соответствующем узком времени-пространстве. Другой смысл заключен в экзистенциальном письме, помещающем читателя в предел бытия,.в метафизику пространства и времени, в особую культуру восприятия мысли. Второе письмо, требующее для своего понимания особого чтения, в произведениях М. А. Булгакова является основным.
6. Важнейшей философской составляющей художественного метода писателя явилась сопряженность рационального и иррационального. Булгаков использовал экзистенции для. создания-в сюжетах своих произведений ситуаций абсурда. Он представляет абсурд как бесконечную, не ограниченную никаким количеством имен, живую жизненную реальность, которая мо
15 Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 89-115. жет быть персонифицирована в любых формах. Его абсурд - это всегда избыточная, исполненная самой себя реальность мира. Абсурд — это и одно из литературных средств воздействия на читателя с целью изменить его. Булгаков показывает Безумие в экзистенциальном смысле - как общее состояние мира в период крушения ценностных и нравственных основ.
7. Миросозидающим началом, гармонизирующим человеческие отношения и усмиряющим хаос, видится Булгакову мировая культура, хранящая духовную культуру человечества и предотвращающая катастрофу нравственного обнищания.
Теоретическое и практическое значение работы представляется не только историко-философским, но и историко-культурным. Результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы в обобщающих трудах по проблемам истории российской философской мысли, а также при чтении общих лекционных курсов по истории русской философии, культуры и литературы и специальных курсов для студентов философских специальностей.
Апробация работы.
Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях Регионального отделения Российского философского общества в течение 2003 - 2007 гг., на Международной конференции «Иммануил Кант и философская мысль России: история и современность» (2004), на IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005). Материалы диссертации были использованы при подготовке лекционного курса «История русского экзистенциализма», читаемого студентам Оренбургского государственного университета, обучающимся по специальности «Философия».
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Поэтика диалогического в прозе М.А. Булгакова 1920-х годов2004 год, кандидат филологических наук Белкин, Михаил Юрьевич
Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в контексте религиозно-философских идей В.С. Соловьева и П.А. Флоренского2006 год, кандидат филологических наук Омори Масако
Опыт метафизического прочтения художественного творчества в русской философии конца XIX - начала XX в.2003 год, кандидат философских наук Самойлова, Ольга Геннадьевна
Формы диалога с М.А. Булгаковым в современной отечественной прозе: 1980-е - 2000-е годы2009 год, кандидат филологических наук Харитонова, Зинаида Григорьевна
Художественные и философские принципы композиции романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"2002 год, кандидат филологических наук Ким До Ёб
Заключение диссертации по теме «История философии», Южанинова, Екатерина Рафаэлевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе диссертационного исследования, посвященного ценностным и рационально-теоретическим компонентам мировоззрения М. А. Булгакова, мы пришли к следующим выводам. М. А. Булгаков, при всей его самобытности как писателя и мыслителя, во многом вышел из русской культуры конца XIX - начала XX века - той эпохи, которую часто характеризуют как «серебряный век» или «русский ренессанс». Для его художественного метода характерен «диалогический способ искания истины», столь часто встречающийся в русской философской традиции. Идеи русской софиологии, тесно связанные с отечественным экзистенциализмом, были близки по базовым философским интуициям мировоззрению М. А. Булгакова.
Одной из особенностей мировоззрения М. А. Булгакова являлось непрекращающееся философское самоопределение этого талантливого писателя и мыслителя. Свои философские взгляды М. А. Булгаков никогда не стремился выразить системно. В творчестве М. А. Булгакова философские проблемы ставятся и звучат в краткой, порой афористической форме; они рассматриваются через сюжетные коллизии, разыгрываются в сценах и эпизодах его произведений. На наш взгляд, как философ М. А. Булгаков относится именно к экзистенциальным мыслителям, хотя сам экзистенциализм - достаточно условное обозначение, которое используется для типологической характеристики большого числа концепций. Все же в творчестве Булгакова затрагиваются вечные, философские проблемы, которые чаще всего относят именно к экзистенциалистским: Бог и проблема свободы человека наряду с загадкой «обезбоженности»; понятие бытия, трактовка человека и его отношений с бытием; понимание сознания и конституирование значений опыта.
Смысл экзистенции, как эйдос, как некая реальность, материализованная в разных языковых формах, существовали в работах философов разных эпох: от Древней Греции до XX столетия. Смысл или эйдос экзистенции присутствует и в произведениях М. А. Булгакова. Его работы можно представить как двусмысленное литературно-философское письмо. Один смысл воплощен в линейном письме как некотором физическом ряде событий мира, имеющем свои адресатом людей, находящихся в соответствующем узком времени-пространстве. Другой смысл заключен в экзистенциальном письме, помещающем читателя в предел бытия, в метафизику пространства и времени, в особую культуру восприятия мысли. Второе письмо, требующее для своего понимания особого чтения, в произведениях М. А. Булгакова является основным.
В связи с этой общей логикой построения произведений, можно говорить об использовании Булгаковым экзистенции для создания в сюжетах произведений ситуаций абсурда. Многие булгаковские персонажи начинают существовать в абсурде, как в необъяснимом, грубом, враждебном для них, несовершенном мире. Этот абсурд существует вне всякой логики и вне всякого Логоса мира. Героями, попавшими в бытие абсурда, являются: профессор Преображенский, Иван Понырев-Бездомный, профессор Персиков и многие другие персонажи булгаковских книг. Они оказываются в кризисном состоянии переосмысления себя и окружающего их мира. Этот «экзистенциальный эксперимент» приводит некоторых из них к полной реинкарнации.
Булгаков представляет абсурд как бесконечную, не ограниченную никаким количеством имен, живую жизненную реальность, которая может быть персонифицирована в любых формах. Абсурд Булгакова - это всегда избыточная, исполненная самой себя реальность мира. Абсурд - это и одно из литературных средств воздействия на читателя с целью изменить его. Безумие показывается Булгаковым чаще всего через изображение самого страшного преступления - убийства человека. Булгаков смешивает в абсурде экзистенциальное и «опривыченное» мироотношение для разрушения сонливого человеческого существования. Писатель предлагает постоянное пребывание в пределе бытия, как в высшей и наиболее совершенной форме жизни.
Главным объектом философского и художественного мышления М. А. Булгакова является человек, его бытие, полное взлетов и падений, страданий и разочарований. Вся художественная ткань и форма произведений писателя объединяется, охватывается «идеей человека» (по терминологии М. М. Бахтина), образуя с ней единое «смысловое» целое. Центральными понятиями ценностно-ориентированной антропологии М. А. Булгакова выступают судьба и вера. Аксиологически философское мировоззрение М. А. Булгакова может быть представлено в виде перевернутого конуса, основанием которого служит точка — человеческая индивидуальность.
Этико-теологическая концепция Булгакова помещается между ледяным критицизмом атеистов и ортодоксальным христианством. Философские, религиозные и художественные идеи Булгакова идут к потомкам через созданные им образы, а не через богословские догматы и силлогизмы.
Для социально-политических позиций писателя на протяжении жизни были характерны большая пестрота и неоднородность (от левого радикализма до устойчивого консерватизма). Философия истории Булгакова, как и его мировоззрение в целом, была пессимистичной. Считая, что революция сломала естественный ход исторической эволюции России, да и мира в целом, Булгаков ждал от будущего мало светлого.
В качестве миросозидающего начала, гармонизирующего человеческие отношения и усмиряющего социальный хаос, М. А. Булгакову виделась мировая культура, хранящая духовные сокровища человечества и предотвращающая катастрофу нравственного обнищания.
154
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Южанинова, Екатерина Рафаэлевна, 2008 год
1. Абрагам П.Р. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. 1990. № 7. С. 95-100 .
2. Абрагам П.Р. Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в аспекте литературных традиций. Автореф. дис. на соиск. учён, степ. канд. филол. наук. -М., 1989.-24 с.
3. Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиа-ды. -М., 1995.-53 с.
4. Амфитеатров А. В. Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков. Ташкент, 1993. - 503 с.
5. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. -Львов, 1986.- 196 с.
6. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская речь. Новая серия. Выпуск II.-Л., 1928. С. 28-44.
7. Барков А. Н. О Булгакове, Маргарите и мастерах социалистической литературы. Киев, 1990. - 67 с.
8. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. — 320 с.
9. Бердяев Н. А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс, 1991.-81 с.
10. Ю.Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. М.: Издательство Шевчук, 2000. - 543 с.11 .Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991.-445 с.
11. Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. М., 1990. - 398 с.
12. И.Булгаков М.А. Великий канцлер (Главы из 1-й редакции романа «Мастер и Маргарита») // Слово. 1991. № 4. С. 70-75; № 5. С. 51-57.
13. Н.Булгаков М.А. Пьесы. -М.: Советский писатель, 1991. 800 с.
14. Булгаков М.А. Пьесы 1920-х годов / Театральное наследие. Л.: Искусство, 1989.-591 с.
15. Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 5 т. М.: Художественная литература, 1989- 1990.
16. Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 8 т. СПб.: Азбука-классика, 2002.
17. Булгаков М. А. «Я хотел служить народу.» Проза, пьесы, письма. -М., 1991.-734 с.
18. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. — 425 с.
19. Виленский Ю.Г. Доктор Булгаков. Киев, 1991. - 254 с.21 .Виноградов И. Завещание Мастера // Вопросы литературы. 1968. №6. С. 16-23.
20. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М., 1982. - 173 с.
21. Воспоминания о Михаиле Булгакове. Сост. Е.С. Булгакова, С.А. Лянд-рес. -М., 1988.-525 с.
22. Вулис А.З. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991. - 224 с.
23. Галинская И.Л. Загадки известных книг (о Д. Элинджере и М. Булгакове). М, 1986.- 124 с.
24. Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Даугава, 1998. № 11.
25. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб., «Наука», 2001.-352 с.
26. Гегель Г. В. Ф. Сочинения в 14 т. М., 1929-1958.
27. Гегель Г. В. Ф. Философия религии: В 2 т. М., 1977.
28. Гёте И. В. Избранное. М., 2001. - 528 с.31 .Горохов П. А. Историческая фантастика Михаила Булгакова: опыт философского прочтения // Вестник ОГУ. 2004 . № 4. С. 4 9.
29. Горохов П. А. Философия Иоганна Вольфганга Гёте. 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. - 312 с.
30. Грицанов А. А. Флоренский // История философии. Энциклопедия. -Минск, 2002. С. 1172-1176.
31. Гудкова В.В. Время и театр М. Булгакова. М., 1988. — 127 с.
32. Гудкова В. В. Истоки // Литературное обозрение. 1991. № 5. С. 3-15.
33. Гулыга А. В. Стать зеркалом души народа. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1988. № 9. С. 113-115.
34. Гулыга А. В. Творцы русской идеи. М.: Молодая гвардия, 2006. — 316 4. с.
35. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -ML: ТЕРРА, 1995.
36. Дильтей В. Типы мировоззрения и способы его обнаружения в метафизических системах // Хрестоматия по истории зарубежной философии на рубеже XIX XX вв. - М., 1995.
37. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Л.: Наука, 1972-1990.41 .Ермолинский С.А. Из записок разных лет. М., 1990. - 254 с.
38. Ермолинский С.А. О времени, о Булгакове и о себе. М., 2002. - 443 с.
39. Есенков В.Н. Рыцарь, или Легенда о Михаиле Булгакове. М., 1997. -799 с.
40. Жданова В. «Пред солнцем бессмертным ума.» Пушкин в раннем творчестве М. Булгакова // Литературная учёба. 2002. Кн. 6. С 18-21.
41. Земская Е.А. Михаил Булгаков в последний год жизни // Наше наследие. 1993. №3. С. 32-36.
42. Из архива Валериана Муравьева // Вопросы философии. 1992. № 1. С. 113.
43. Иншаков А.С. Философия в мире художественного образа. М., 1995. -77 с.
44. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. - 709 с.
45. Коган JI.H. Вечность. Екатеринбург. 1996. - 110 с.
46. Коган JT.H. Зло. Екатеринбург, 1994.-208 с.
47. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. - 252 с.
48. Конрад Н. И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. - 496 с.
49. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М., 1980. — 360 с.
50. Куницын В. Г. Свет и покой Мастера М. Булгакова (попытка философского анализа) // Советская литература. 1990. № 6. С. 92 95.
51. Лакшин В .Я. Булгакиада. М., 1987. - 45 с.
52. Лакшин В .Я. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. 1968. №6. С. 284-311.
53. Левина Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1991. № 1. С. 12-23.
54. Лесков Л. Что есть истина? Философское прочтение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Московского ун-та. Сер., 7, философия. 2002. № 1. С. 21 35.
55. Лесскис Г.А. Триптих Булгакова о русской революции. М.3 1999. -430 с.
56. Лосев. А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: «Издательство ACT», 2000. - 832 с.
57. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. -367 с.
58. Лосев А. Ф. Русская философия // Лосев А. Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М.: Советский писатель, 1990. -320 с.
59. Лосев А.Ф. Бытие имя - космос / Сост. и ред. А.А. Тахо-Годи. - М., 1993.-958 с.
60. Любутин К. Н. Человек в философском измерении. Свердловск, 1991.- с.
61. Любутин К. Н., Саранчин Ю. К. История западноевропейской философии. М., 2002. - 320 с.
62. Малышев МА. История философии и литература: проблемы взаимодействия // Философские науки. 1984. № 7. С. 71-79.
63. Маргелашвили Г.Т. Сюжетное время и время экзистенции. Тбилиси, 1976.- 120 с.
64. Микулашек М. Философская и морфологическая энигма романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русская литература XX века: направления и течения. Выпуск 1. Екатеринбург, 1992. С. 117-121.
65. Миллиор Е. Мир наоборот: Размышления о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литературное обозрение. 1991. № 5. С. 64-65.
66. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск, 1987. - 147 с.
67. Мягков Б.С. Булгаковская Москва. М., 1993. - 222 с.
68. Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. Самара, 1991.- 162 с.
69. Немцев В.И. Поэтика М.А. Булгакова как эстетическое явление. Волгоград, 1999. - 145 с.
70. Никольский С.В. На грани метафор и иллюзий: О некоторых зашифрованных мотивах в прозе М. Булгакова // Известия Рос. акад. наук. 1999. Т. 58. № 1.
71. Новиков Б. В. Творчество и философия. Киев, 1989. - 164 с. 84.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс. - М.: «Издательство ACT», 2001.509 с.
72. Павлов Ю. Два мира Михаила Булгакова // Москва. 2003. № 6. С. 195 — 204.
73. Палиевский П. Последняя книга М. Булгакова // Наш современник. 1969. №3. С. 116-119.
74. Петелин В.В. Возвращение Мастера. Статьи о М. Булгакове. М., 1986. -45 с.
75. Петелин В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. М.: Центрополиграф, 2005. - 665 с.
76. Петелин В.В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989.- 493 с.
77. Пивоваров Д. В. Основные категории онтологии: Учебное пособие. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. 268 с.
78. Пивоваров Д. В. Философия религии: Учебное пособие. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 640 с.
79. Радзинский Э. Сталин. Жизнь и смерть. М., 2003. - 640 с.
80. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М., 1972. - 224 с.
81. Сахаров В.И. Михаил Булгаков: писатель и власть. М.: Олма-Пресс, 2000.-446 с.
82. Сахаров В.И. Прощание и полёт: Ещё раз о «Мастере и Маргарите» М. Булгакова // Московский вестник. 1995. № 2. С. 171 197.
83. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. М., 2002. -614 с.
84. Смелянский A.M. Михаил Булгаков в Художественном Театре. -М., 1989.-464 с.
85. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М., Локид; Миф, 1998. -592 с.
86. Соколов Б.В. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». М.: Эксмо, 2006. - 608 с.
87. Соколов Б.В. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991. -173 с.
88. Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова'. М., 1997. -432 с.
89. Стальная Г. Булгаковские зеркала (О феномене философии М.А. Булгакова)//Знание сила. 1998. № 1. С. 144- 152.
90. Стронгин В.Л. Любовь Михаила Булгакова. М., 2000. - 474 с.
91. Творчество Булгакова. Л., 1991.
92. Товризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977. -с.
93. Утехин Н.И. Исторические грани вечных истин («Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // В сб. Современный советский рассказ. Философские аспекты. Л., 1979. с.
94. Ухова Е. В. Философско-этические идеи в творчестве М.А. Булгакова: Дис. канд. филос. наук. Москва, 1999. - 152 с.
95. Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1960-1970.
96. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- 840 с.
97. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. Расширение области двухмерных образов в геометрии, М., 2004. 69 с.
98. Флоренский П. А. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1994.
99. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи. М.: «Издательство ACT», 2003. - 640 с.
100. Химич В.В. В мире Михаила Булгакова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. - 336 с.
101. Чанышев А. Н. Мировоззрение и философия // Мысли и жизнь. Часть 1. Уфа, 1993. С. 226 - 227.
102. Черкашина М. Одна Голгофа на двоих: Гоголь и Булгаков // Гудок. 1999. 27 марта. С. 6.
103. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988. -672 с.
104. Чудакова М.О. Михаил Булгаков и Гоголь // Русская речь, 1979. № 2. С. 38 48. № 3. С. 55 - 59.
105. Чудакова М.О. Михаил Булгаков и Россия // Литературная газета. 1991. № 19.
106. П9. Шестов Л. И. Сочинения в 2 т. М., 1993. - 672 с.
107. Шестов Л. И. Избранные сочинения. М., 1993. - 512 с.
108. Шошин В. Михаил Булгаков в контексте XX века // Русская литература. 2001. № 4.
109. Щитцова Т. В. Шестов // История философии. Энциклопедия. Минск, 2002. С. 1282.
110. Эстетика, поэтика, философия произведений М. Булгакова // Культурология XX в. М., 1997. Вып. И. - 630 с.
111. Яблоков Е.А. Нерегулируемые перекрёстки. О Платонове, Булгакове и многих других. М., 2005. - 248 с.
112. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001.-419 с.
113. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983. -320 с.
114. Гулыга А. В. //Алексеев П. В. «Философы России XIX XX столетий». Энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1999.
115. Barratt, А. 1987. Between Two Worlds: A Critical Introduction to The Master and Margarita. Oxford.
116. Curtis, J.A.E. 1987. Bulgakov's Last Decade: The Writer as a Hero. Cambridge.
117. Ericson, E.E. 1974. The Satanic Incarnation: Parody in Bulgakov's "The Master and Margarita" // The Russian Review. Vol. 33. No 1. Stanford. P. 20-36.
118. Fiene, P.M. 1984.Note on May Eve, Good Friday and the Fool Moon in Bulgakov's The Master and Margarita // Slavic and East European Journal, XXVIII. P. 533-537.
119. Haber, E. The Mythic Structure of Bulgakov's "The Master and Margarita" // The Russian Review. Octouber. Vol. 34. No 4. P. 382-409.
120. Iljin I. Die Philosophie Hegels als contemplative Gotteslehre. Bern, 1946. S. 7.
121. Krugovoy, G. The Jesus of the Church and the Yeshua of Mikhail Bulgakov // Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the USA, XVIII. P. 201-221.
122. Mahlow, E.N. 1975. Bulgakov's The Master and Margarita: The Text as a Cipher. New York.
123. Pittman, R.H. 1991. The Writer's Divided Self Bulgakov's „The Master and Margarita". Oxford.
124. Pope, R.W.F. 1977. Ambiguity and Meaning in "The Master and Margarita": The Role of Afranius // Slavic Review. Vol. 36. No 1. P. 1-24.
125. Schonfield, Hugh J. 1967. The Passover Plot: New Light on the History of Jesus. New York.
126. Taranovski-Johnson, V. 1981. The Thematic Function of the Narrator in "The Master and Margarita" // Canadian-American Slavic Studies. XV. P. 271-286.
127. Weeks, L.D. 1984. Hebraic Antecedents in "The Master and Margarita": Woland and Company Revisited // Slavic Review. Vol. XLIII. P. 225236.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.