Ценностно-смысловые аспекты культуры предпринимательства старообрядческих общин России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Стефашов, Александр Евгеньевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат философских наук Стефашов, Александр Евгеньевич
Введение.
ГЛАВА 1. Культура предпринимательства: теоретические ориентиры.
1.1. Макс Вебер о двух типах предпринимательства.
1. 2. Антивеберовская модель культуры предпринимательства
Вернера Зомбарта: полифакторный подход.
1. 3. Концепция культуры предпринимательства Марии Оссовской: моральные герои» предпринимательства.
1. 4. Концепт «достижительность» в послевеберовских теориях культуры предпринимательства.
1.5. Русская философия предпринимательства: поиск идентичности.
1. 6. Идеальная модель культуры зрелого производительного предпринимательства.
ГЛАВА 2. Ценностно-смысловые аспекты старообрядческой культуры предпринимательства России.
2. 1. Генезис старообрядческой культуры зрелого производительного
I» предпринимательства.
2. 2. «Дух достижительности» и старообрядчество.
2. 3. «Дух мещанства» и старообрядчество.
2. 4. «Дух бюрократизма» и старообрядчество.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Старообрядческое предпринимательство в экономике России в конце XVIII-XIX вв.: Неоинституциональный подход2000 год, кандидат экономических наук Расков, Данила Евгеньевич
Деловая этика старообрядцев в контексте современной российской корпоративной культуры2012 год, кандидат культурологии Баранова, Юлия Александровна
Русское старообрядчество как культурный феномен2002 год, кандидат культурол. наук Новикова, Оксана Анатольевна
Культура старообрядцев Нижнего Поволжья: традиции и современность2011 год, кандидат исторических наук Гринченко, Яна Сергеевна
Формирование и функционирование старообрядческих сообществ Центрально-Черноземного региона России: последняя треть XVII - начало XX века2010 год, доктор исторических наук Апанасенок, Александр Вячеславович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностно-смысловые аспекты культуры предпринимательства старообрядческих общин России»
Актуальность исследования, таким образом, определяется необходимостью изучения духовных оснований российского предпринимательства и, в частности, духовных оснований предпринимательства старообрядческих общин России как одной из исторических и цивилизациониых форм культуры зрелого производительного предпринимательства.
Степень научной разработанности проблемы. В мировой науке культура предпринимательства изучалась достаточно широко. Имеется множество исследований, в которых формулируются идеи, положения, в той или иной степени, раскрывающие эту проблему. Целостные концепции ценностно-смысловых оснований предпринимательства были предложены М. Вебером, В. Зомбартом, М. Оссовской, Й. Шумиетером, П. Друкером, Д. МакКлелландом и другими. Что касается феномена российского предпринимательства, то он мало привлекал внимание западных исследователей.
В российской досоветской научной традиции ценностно-смысловые аспекты предпринимательской культуры не стали предметом особых самостоятельных исследований. Исключением являются труды С. Н. Булгакова, который в противовес теории экономического человека выдвинул концепцию религиозной личности как субъекта народного хозяйства, а также работы М. И. Туган-Барановского, сконцентрировавшего исследовательские усилия на выявлении тенденций и факторов развития русского фабричного производства. Особняком стоит произведение Г. Гипса «Предприниматель», в котором сформулирована оригинальная концепция культуры предпринимательства.
Феномен культуры российского предпринимательства в отечественной науке стал предметом специального исследовательского интереса преимущественно в постсоветский период. Однако подавляющая часть современных исследований носит исторический, социологический, экономический характер. Среди них следует назвать работы Т. И. Заславской, Л. И. Абалкина, Р. В. Рыбкиной, Ю. Н. Давыдова, В. В. Радаева, А. И. Агеева, М. Н. Барышникова, Б. Н. Миронова, Р. Гусейнова, А. Н. Боханова и других. Прямое отношение к исследуемой проблеме имеют работы по этике предпринимательства таких авторов как В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов, а также труды Е. II. Ярковой, посвященные анализу утилитаризма как типа культуры. Феномен культуры предпринимательства нашёл отражение в работах Ю. М. Беспаловой, JI. Н. Захаровой.
Имеются немногочисленные труды, анализирующие религиозные основы предпринимательства, в первую очередь, компаративные исследования Т. Б. Коваль.
Ценностно-смысловые аспекты культуры предпринимательства получили освещение в русле цшшлнзационных исследований, а также в контексте проблематики модернизационного развития российского общества. Речь идет о работах А. С. Ахиезера, В. В. Ильина, И. И. Моисеева, В. Г. Федотовой, Е. Г. Ясина, В. С. Стёпина, Ю. С. Пивоварова, А. С. Панарина, Б. С. Ерасова и других.
Что касается старообрядчества, то его исследование первоначально осуществлялось представителями Русской Православной Церкви (РПЦ) с целыо последующего обличения и критики. Эвристическую ценность для осмысления старообрядчества как духовно-религиозного явления представляет его постижение с позиций русской религиозной философии, осуществлённое В. С. Соловьёвым, Г. В. Флоропским, В. В. Зеньковским, В. В. Розановым, II. О. Лосским. Среди первых научных работ, посвященных выявлению генезиса старообрядчества - обстоятельные труды А. П. Щапова «Русский раскол старообрядчества» и «Земство и раскол». Констатация каузальной связи между старообрядчеством и предпринимательской культурой России фиксируется в работах II. И. Костомарова «История раскола у раскольников», П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «Очерки поповщины» и «Письма о расколе», И. А. Кириллова «Правда старой веры», Н.М. Никольского «История русской церкви». Значительную помощь в осмыслении влияния духовной культуры старообрядцев на развитие предпринимательства России оказывают произведения П. II. Милюкова, В. П. Рябушинского, С. А. Зеньковского, а также работы таких авторов, как П. С. Смирнова, С. П. Мельгунова, Н. Ф. Коптерева, А. С. Пругавина, В. Г. Сенатова, Г. П. Федотова, А. В. Карташева, А. И. Клибанова, Н. II. Покровского, Н. С. Гурьяновой и других.
Современные отечественные исследования культуры предпринимательства в России, в которых старообрядчество анализируется как один из его духовных источников, крайне немногочисленны. Следует назвать работу Н. Н. Зарубиной «Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства».
Объект п предмет исследовании. Объект исследования может быть определен широко - им является экономическая культура как ценностно-смысловая, нравственно-ментальная система, освящающая хозяйственно-экономическую деятельность общества.
В качестве предмета исследования выделяется специфическая форма культуры - культура предпринимательства. Диссертант рассматривает культуру предпринимательства не как изолированную самодостаточную сферу, напротив, она связана разнообразными узами с иными формами культуры, такими как религиозная, политическая, нравственная и т.д. Автор направляет свои усилия на выявление общего и особенного в культуре предпринимательства, выделяя в качестве особого предмета исследования ценностно-смысловые аспекты культуры зрелого производительного предпринимательства старообрядческих общин России досоветского периода -их генезис, факторы формирования, структуру и т.д.
Цель и задачи псследонашш. Цель исследования - выявление ценностно-смысловых оснований культуры предпринимательства старообрядческих общин России досоветского периода. Соответственно, задачи исследования можно сформулировать следующим образом:
-анализ и систематизация сложившихся в отечественной и зарубежной науке концепций культуры предпринимательства;
-построение на основе проделанного анализа идеальной модели культуры зрелого производительного предпринимательства;
-выявление факторов, инициирующих становление культуры зрелого производительного типа российского старообрядчества с применением сформированной идеальной модели культуры зрелого производительного предпринимательства;
-экспликация специфики мотивационных оснований зрелого производительного предпринимательства старообрядческих общин России, отличающих их от мотиваций зрелого производительного предпринимательства Запада.
Гипотеза исследовании. Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: культура зрелого производительного предпринимательства - явление универсальное, не ограниченное рамками той или иной этнической или религиозной принадлежности. Рождение такого рода культуры обусловлено комплексом факторов (религиозных, политических, демографических и др.), в результате влияния которых формируется симбиоз трех ценностно-смысловых составляющих культуры зрелого производительного предпринимательства: «духа достижительности», «духа мещанства», «духа бюрократизма».
Тсорстико-методологнческне основы исследовании.
Методологическая база исследования формируется в результате синтеза общелогических (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование), общенаучных (описание, сравнение, формализация, аксиоматизация) и конкретно-научных (культурфилософских) методов, в частности методологии идеального типизирования. Методология идеального типизирования предполагает соединение таких гносеологических процедур, как понимание и объяснение. Понимание есть проникновение в другое сознание, постижение производных от определённых мотивов и намерений смыслов, которыми индивид наделяет свои действия. Посредством объяснения осуществляется каузальный анализ важных в культурном отношении действий, образований и т.д. Поскольку смысл действия носит надындивидуальный характер, то критерием выделения главного в индивидуальном феномене является «отнесение к ценности», которое позволяет из всей сложности и многообразия эмпирической реальности удерживать те элементы, которые имеют значение с точки зрения определённой ценности. Процедуры понимания и объяснения составляют основу методологии идеального типизирования, полагающей идеальный тип как инструмент познания многообразия эмпирической реальности. Идеальный тип - теоретический конструкт, в котором выявлены типические черты изучаемой реальности. Различаются два рода идеальных типов: первые характеризуют индивидуальные исторические образования, вторые - повторяющиеся, имеющие более общие сущностные черты, воспроизводящие неединичные события.
Методология идеального типизирования достаточно органично соединяется с применяемыми диссертантом принципами системного анализа, предполагающими сопряжение трех плоскостей: структурной, функциональной и историко-генетической.
Эмпирическая база нсслсдовашш. Эмпирическую базу диссертационной работы составляют письменные источники, которые можно разделить на несколько групп:
-памятники литературы и произведения философско-морапизаторского характера;
-материалы обличительного характера, выпускавшиеся РПЦ с цслыо критики старообрядчества;
-публикации старообрядческих авторов апологетического характера в защиту старой веры; материалы, излагающие религиозные основы старообрядчества;
- воспоминания и мемуары русских купцов;
-справочные издания, художественная литература, периодические издания;
-вторичный анализ материалов научных трудов отечественных исследователей по изучаемой проблеме.
Положении, выносимые па защиту:
1. Культура зрелого производительного предпринимательства не сводима к этике протестантизма и может принимать бесчисленное множество различных исторических и этно-национальных форм.
2. Структура культуры зрелого производительного предпринимательства может быть эксплицирована посредством выделения в ее ценностно-смысловом пространстве трех блоков: «духа достижительности», представляющего собой повышенную потребность достижения индивидом определённого стандарта превосходства, либо сопоставления своих успехов с результатами конкурентов; «духа мещанства», являющего собой образец житейской рассудочности, перманентной калькуляции и накопительства; и «духа бюрократизма», культивирующего подчинение формальным правилам, нормам и регулятивам безличного администрирования, которые устанавливаются посредством общепризнанных процедур, жёсткой регламентации и дисциплины.
3. Становление культуры зрелого производительного предпринимательства обусловлено наличием комплекса эндогенных факторов: политических, религиозных, демографических и других - способствующих актуализации трех составляющих ее цеиностно-смыловых частей: «духа достижительности», «духа мещанства», «духа бюрократизма».
4. В российском социуме досоветского периода существовала специфическая социальная группа - старообрядцы, в экономической культуре которой, в силу сложившихся исторических и социальных условий, а также особой религиозной ментальности актуализировались ценности зрелого производительного предпринимательства («дух достижительности», «дух мещанства», «дух бюрократизма»), произошло формирование предпринимательства зрелого производительного типа.
5. Мотивационные стратегии старообрядческого предпринимательства существенно отличались от мотивационных стратегий зрелого производительного предпринимательства Запада. Таким образом, в рамках старообрядчества был сформирован автохтонный вариант культуры зрелого производительного предпринимательства.
6. Исследование смысловой структуры старообрядческой культуры зрелого производительного предпринимательства открывает возможность выявления некоторых внутренних почвенных ментальных стимулов развития российской экономики, апелляция к которым может служить одним из факторов, «включающих» процессы самоорганизации экономической культуры современной России.
Нлучппи понизил исследовании. Диссертантом разработан оригинальный подход к изучению предпринимательской культуры.
Отказываясь от монокаузальных моделей, абсолютизирующих те или иные факторы, автор диссертации вглдвигает идею многофакторного подхода к изучаемому явлению. По убеждению диссертанта, культура зрелого производительного предпринимательства формируется лишь при наличии комплекса факторов: политических, религиозных, демографических и других, способствующих актуализации трех основных смысловых блоков этой культуры - «духа достижительности», «духа мещанства» и «духа бюрократизма».
Таким образом, процесс становления зрелого производительного предпринимательства рассматривается автором не как процесс неповторимый, индивидуальный, возникший в результате рождения специфической формы нравственности (протестантской этики), но как процесс в определенном смысле универсальный, связанный с актуализацией и обществе или его отдельных группах, слоях определенного рода ценностей и смыслов. Этот подход предлагает новый взгляд на проблему возможностей становления зрелого производительного предпринимательства в России в условиях отсутствия одной из предпосылок западного предпринимательства - протестантской этики, которая в рамках такого понимания рассматривается как одна из конкретно-исторических ценностно-смысловых разновидностей культуры зрелого производительного предпринимательства.
Идея конструирования идеальной модели зрелого производительного предпринимательства является оригинальной, она помогает выявить источники зрелой производительной предпринимательской деятельности в странах непротестантской этики; вскрыть механизмы смены идейных оснований социального развития, сформировать некоторые стратегии управления модернизационными процессами.
Практическая значшюсть. Сформированная автором диссертации идеальная модель культуры зрелого производительного предпринимательства, а также выявленная специфика старообрядческой предпринимательской культуры могут служить материалом для распространения ценностей зрелого производительного предпринимательства в обществе, формирования политики государства в сфере культуры, образования, экономики, стратегий социально-экономических реформ.
Результаты исследования могут использоваться для разработки лекционных курсов «История русской культуры», «Культура повседневности России», «Теория культуры», «Социология культуры», «История российского предпринимательства» и других.
Апробации работы. Ключевые положения и идеи диссертации нашли отражение в тезисах, статьях и выступлениях на научных конференциях.
Региональные конференции: «Региональная культура» (Тюмень, 17-18 апреля 2003г.).
Всероссийские конференции: XV научно - практическая краеведческая конференция «Словцовские чтения» (Тюмень, 11-14 ноября 2003 г.), научнопрактическая конференция «Культура Тюменской области: история, современное состояние, проблемы и перспективы» (Тюмень, 15-16 апреля 2004г), II заочная научно-практическая конференция «Духовный мир современного человека: противоречия, проблемы, поиски и решения» (Челябинск, июнь 2004г.), научно-практическая конференция «Социокультурная динамика и экономическое развитие Тюменского региона. XXI век.», посвященная 60-летию Тюменской области и 10-летию Тобольского индустриального института (Тобольск, 4 октября 2004г.).
Международные конференции: научно - техническая конференция, посвященная 40-летию Тюменского государственного нефтегазового университета (Тюмень, 12-13 ноября 2003 г.), научно-практическая конференция «Глобализация и региональная культура: методологические проблемы изучения», (Тюмень, 28 октября 2004г.).
Концептуальные положения диссертации апробировались в лаборатории регионалистики ФГОУ ВПО «Тюменский институт искусств и культуры» при работе над научными проектами «Универсальные ценности культуры предпринимательства в представлении тюменского миллионера II. М. Чукмалдина» (2003г.), «Моделирование культуры предпринимательства в тюменском социокультурном пространстве (по материалам работы Н. М. Ядринцева «Сибирь как колония»)» (2004г.). Материалы диссертации используются в педагогической практике автора при чтении курсов «История России», «Краеведение» и «Регионоведение» в Тюменском государственном институте искусств и культуры и его представительствах.
Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы. Общий объём диссертации составляет 169 страницы, список использованной литературы содержит 211 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Верхнеубинское старообрядчество рудного Алтая: Историко-культурологический аспект2000 год, кандидат культурол. наук Романова, Наталья Ивановна
Старообрядчество Курской губернии в конце XIX-начале XX в.2004 год, кандидат исторических наук Апанасенок, Александр Вячеславович
Старообрядчество Самаро-Саратовского Поволжья второй половины XIX-начала XX вв.: вклад в экономику и культуру края2008 год, кандидат исторических наук Обухович, Светлана Анатольевна
Старообрядчество Самарской губернии во второй половине XIX - начале XX века2010 год, кандидат исторических наук Катькова, Валентина Владимировна
Старообрядческое предпринимательство в российской историографии середины XIX - начала XXI в.2013 год, кандидат исторических наук Архипова, Екатерина Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Стефашов, Александр Евгеньевич
Заключение
Подводя итоги исследованию ценностно-смысловых аспектов культуры зрелого производительного предпринимательства старообрядческих общин можно сделать некоторые выводы. Наиболее значимые концепции культуры предпринимательства, разработанные М. Вебером, В. Зомбартом, М. Оссовской, Й. Шумпетером, П. Друкером и другими, выявили роль духовных оснований как одного из существенных компонентов предпринимательской деятельности. Данные концепции, направленные против вульгарных упрощённых постулатов, что рыночный механизм «автоматически», один в состоянии обеспечить эффективное развитие экономики, связывают этот процесс с переходом от примитивного непроизводительного предпринимательства, существующего с древних времён, к предпринимательству зрелого производительного типа. Это становится возможным только вследствие утверждения в социуме культуры зрелого производительного предпринимательства, поскольку, хотя экономическая система, ориентированная на интенсификацию производства, предъявляет к предпринимателю достаточно жёсткие этические требования, она сама по себе быть их источником не может. Актуализация ценностно-смысловых ориентиров зрелого производительного предпринимательства обусловлена действием целого комплекса эндогенных факторов, к которым, прежде всего, относятся политические, религиозные, демографические, нравственные факторы и другие.
Культура зрелого производительного предпринимательства представляет собой, прежде всего, сгусток наиболее успешных и поддерживаемых сознательными волевыми усилиями ценностно-смысловых оснований, которые ограничивают неконтролируемые алчность и потребительство и, одновременно, инициируют достижительпость, активизм, рациональный прагматизм. Это позволяет блокировать процессы, оказывающие деструктивное воздействие на экономику, и продуцировать импульсы для расширенного производства.
Рассмотренные выше концепции предпринимательской культуры послужили теоретическим источником для конструирования идеальной модели культуры зрелого производительного предпринимательства. В рамках её структуры были выделены три основополагающих ценностно-смысловых блока: связанного с повышенной потребностью в достижении «дух достижительности», являющего собой образец житейской рассудочности и перманентной калькуляции «дух мещанства» и, культивирующего нормы безличного администрирования, формальной инструкции и жесткой дисциплины «дух бюрократизма».
Эти ценности не ограничены рамками той или иной этнической или религиозной принадлежности, их можно трактовать как универсальный феномен, который принимает иод влиянием конкретных условий множество различных исторических и национальных форм. Признание исключительности только одного варианта культуры зрелого производительного предпринимательства неизбежно ведёт к ранжированию остальных форм но отношению к той культуре, которая в силу определённых причин получает статус уникальной. За другими культурами, фактически, закрепляется только обязанность заимствовать и имитировать достижения, так сказать, классического варианта. Но такое копирование, как показывает исторический опыт, приводит к результатам, глубоко отличным от ожидаемых. Экономические достижения стран, принадлежащих к разным типам цивилизационного развития, дают основания предположить, что в большинстве культур существуют автохтонные мотивационные системы, актуализирующие ценностно-смысловые интенции зрелого производительного предпринимательства.
Российское общество досоветского периода имело собственную прогрессивную традицию духа зрелого производительного предпринимательства. Характеризуя развитие промышленности в России в XIX пеке, М. И. Туган-Барановский отмечал: «Крестьянская фабрика была органическим продуктом народной жизни и никоим образом не может быть
• названа "искусственным явлением" подобно крупным фабрикам прошлого века» [180, - С. 156]. Носителем ценностно-смысловых оснований культуры зрелого производительного предпринимательства («дух достижительности», «дух мещанства», «дух бюрократизма») выступало специфическое социальное меньшинство, старообрядчество, сложившееся вследствие религиозного конфликта в русском социуме, происшедшего в XVII веке. Истоки старообрядческой культуры зрелого производительного предпринимательства следует искать именно в духовно-этических катаклизмах эпохи церковного раскола, вызванного реформой патриарха Никона. Совершенно прав был Н. С. Булгаков, когда писал, что «корни современного народного хозяйства открываются не только в хозяйственных нуждах нашей эпохи, но и в духовной жизни человеческих личностей» [29. - С. 117].
Мотивационная основа старообрядческого зрелого производительного предпринимательства существенно отличалась от мотивационной парадигмы предпринимательства данного типа на Западе.
На формирование протестантской этики решающее влияние оказала «тревога за спасение», когда верующие не могли больше рассчитывать на институциональное спасение, даруемое церковью.
Учение о предопределении, вера в Христа как личного спасителя порождали тот практический импульс к действию, когда в рамках своей профессиональной деятельности пуританин мог надеяться обнаружить признаки того, является он избранным к спасению или отсутствие таковых. Протестантизм продуцировал «дух достижительности», «дух мещанства» и «дух бюрокрашзма», легитимацию зрелого производительного предпринимательства в социокультурном пространстве западных обществ.
Что касается ценностно-смысловых интенций старообрядческой культуры зрелого производительного предпринимательства, то их формирование происходило иод сильным воздействием религиозной идеологии староверов, основополагающей частью которой стало эсхатологическое учение об антихристе. Положение, что почти весь посюсторонний мир покорился духовной власти антихриста, порождало у старообрядцев ощущение избранности как единственных хранителей истинного христианства, только у которых имеется шанс к спасению, требовало от них активного противодействия «слугам антихриста». Согласно религиозной доктрине о благодати, сформулированной старообрядцами беспоповщины, они в своём спасении не могли более полагаться на институциональное спасение. У них возобладала аскетическая модель нравственного самосовершенствования как пути спасения, призванного обеспечить своеобразную сделку: праведность в обмен на спасение. В поповщине ие произошло отказа от институционального отпущения грехов, но поскольку более полутораста лет отсутствовала полная церковная иерархия, то в их сознании утвердилась мысль об ограниченной опосредующей роли священников в спасении верующих, что также формировало потребность в спасении через нравственное самосовершенствование. Поскольку «.не этическое учение религии, а то этическое отношение к жизни, которое поощряется в зависимости от характера и обусловленности средств к спасению, предлагаемых данной религией», - как писал М. Вебер, - «является её специфическим "этосом" в социологическом значении этого слова» [34. - С. 290], постольку старообрядческое религиозное учение обусловило «дух достижительности», «дух мещанства» и «дух бюрократизма» зрелого производительного предпринимательства в досоветской России.
Дискриминация государства в отношении старообрядческого меньшинства, их вынужденное переселение на территориальную периферию российского общества и в другие страны, а затем более чем через сто лет после возникновение раскола возвращение в центральные регионы России требовали обеспечить выживание старообрядческих общин во враждебно настроенном посюстороннем мире. Представители религиозного меньшинства оказываются в хозяйственном отношении более активными, чем большинство населения, именно потому», - замечал М. Вебер, - «что они добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности, -концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства, этим путём наиболее одарённые их представители стремятся удовлетворить своё честолюбие, которое не находит себе применения на государственной службе» [34. - С. 64]. На формирование ценностей и смыслов зрелого производительного предпринимательства оказали влияние ценностно-смысловые системы «моральных героев», на которых ориентировались старообрядцы, а также традиция, отрицавшая - апологию бедности и нестяжания. Таким образом, в рамках феномена старообрядчества был сформирован автохтонный российский вариант культуры зрелого производительного предпринимательства.
Исследование ценностно-смысловой структуры старообрядческой культуры зрелого производительного предпринимательства открывает потенциальные возможности выявления и возрождения некоторых внутренних почвенных ментальных стимулов развития российской хозяйственной системы, может оказать существенное позитивное воздействие на культивирование ценностей зрелого производительного предпринимательства в современной России.
Большой интерес представляет идея В. Г. Федотовой о том, что утверждение взглядов, схожих с протестантской этикой может привести к сходным результатам в развитии социума. Поэтому распространение ценностно-смысловых оснований старообрядческой культуры зрелого производительного предпринимательства, освобождённых от религиозных наслоений, но, по-прежнему, несущих заряд позитивного, творческого отношения к обустройству земной жизни, может найти отклик в тех слоях, которые, но мысли В. Г. Федотовой, «.склонны сами по себе к принятию сходной этики - аскетизма, бережливости, восприятия честности как надёжного кредита, стремления заработать и отказаться от взгляда на жизнь как развлечение» [183. - С. 38]. Апелляция к этим ценностям, конструирование на их основе идеальных «моральных героев» предпринимательства, а не только имитация мотивациоиной системы западного предпринимательства может служить одним из факторов, «включающих» процессы самоорганизации экономической культуры, адекватной социокультурным особенностям современной России.
Обращение к духовному наследию старообрядческой культуры зрелого производительного предпринимательства актуально для Тюменского региона, где имеются районы компактного проживания староверов (Исетский, Ялуторовский, Тюменский, Омутинский, Упоровский районы). Это может создать дополнительный импульс для возрождения предпринимательского духа с учётом специфики социокультурного пространства этих территорий, что будет являться одним из эндогенных источников их успешного устойчивого развития.
Наконец, пропаганда на уровне массового сознания ценностно-смысловых оснований, заложенных в старообрядческой культуре зрелого производительного предпринимательства, как антитезы консервативных жизненных ориентиров позволит также более адекватно, без чувства экономического романтизма понять явные противоречия и несообразности между провозглашаемыми экономическими лозунгами и реальностью, преодолеть массовые заблуждения о возможностях и пределах экономики в решении социальных и других проблем современного российского общества.
151
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Стефашов, Александр Евгеньевич, 2004 год
1. Лвплопа, А. Модель европейского капитализма: становление и развитие // Общественные науки и современность. 2000. - №2. - С. 4-18.
2. Автономов, B.C. Очерки экономической антропологии / B.C. Автономов и др. М.: Наука, 1999. - 127 с.
3. Агеев, А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А. И. Агеев. М.: Наука, 1991. - 106, 1. с.
4. Амвросий (Юрасов). Православие и протестантизм: сопоставительный богословский анализ / Архимандрит Амвросий (Юрасов). Иваново: Иван, газ., 1994.- 143 с.
5. Американские просветители: избр. произведения; в 2 т. Т.1 / Б. Франклин, К. Колдин, И. Ален, Б. Раш; пер. с англ., вступит, статья Б. Э. Быховского; сост. и примеч. Н. М. Гольдберга. М.: Мысль, 1968-1969. - с. 519.
6. Апресян, Р. Г. Ценностные контроверзы предпринимательства // Общественные науки и современность. 1993. - №2. - С. 19-29.
7. Афанасьев, М. II. Клиентелизм и российская государственность / М. II. Афанасьев. М.: Центр конституц. исследований МОНФ, 1997. - 301 с.
8. Афанасьев, Э. О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики // Вопросы экономики. 1993. - №8. - С. 54-59.
9. Бакштановекий, В. И. Этика успеха; Введение в доктрину: спецкурс / В. И. Бакштановекий, 10. В. Согомонов, В. А. Чурилов. Тюмень: Центр прикладной этики, 1996. - 134 с.
10. Бакштановекий, В. И. Этос среднего класса: Нормативная модель и отечественные реалии / В. И. Бакштановекий, Ю. В. Согомонов. — Науч. исслед. ин-т прикл. этики. Тюмень, 2000. - 272 с.
11. Барышников, М. Н. История делового мира России: пособие для студентов ВУЗов / М. Н. Барышников. М.: "Аспект Пресс", 1994. - 224 с. - (Программа: Обновление гуманит. образования в России).
12. Бахрушин, Ю. А. Воспоминания / Ю. А. Бахрушин. / вступ. ст., и коммент. Н. Сочинской. М.: Худож. лит., 1994. - 700, 2. с. - (Библиотека "История Москвы с древнейших времён до наших дней").
13. Безгодов, А. В. Очерки социологии предпринимательства / А. В. Безгодов. -СПб.: Петрополис, 1999.-224 с.
14. Беллюсов, К. Вероисповедание старообрядца Тюменского округа, деревни Гребенщиковой Никиты Иванова Посохова / К. Беллюсов. Тобольск: Тип. Епарх. Брат., 1892. - 12 с. (Извл. из №16 "Тобол, еиарх. ведомостей" 1898). -(Ксерокоп.).
15. Бердяев, Н. А. О духовной буржуазности // Философские науки. 1991. -№5.-С. 108-118.
16. Бердяев, Н. А. Судьба России: опыты по психологии- войны и национальности / Н. А. Бердяев. Философское общество СССР. - М., 1990. -240 с. - (Репринтное воспроизведение издания 1918 года).
17. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма /II. А. Бердяев; АН СССР, Науч. совет по иробл. культуры. М.: Наука, 1990. - 220 с. - (Репринт, воспроизведение).
18. Бердяев, П. Л. О назначении человека: сборник / II. Л. Бердяев; вступ. ст. П. П. Гайденко; примеч. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1993. - 382, 1. с. -(Библиотека этической мысли).
19. Беспалова, Ю. М. Культура Западно-Сибирского предпринимательства (2-я половина XIX начало XX вв.): учеб. пособие / Ю. М. Беспалова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 1986.-96 с.
20. Беспалова, 10. М. Западносибирские предприниматели второй половины XIX-начала XX ВВ.: имена, биографии, судьбы (качественные исследования в социологии культуры): монография / Ю. М. Беспалова. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2002. - 156 с.
21. Беспалова, 10. М. Ценностные ориентации в культуре Западно-Сибирского предпринимательства второй половины XIX- начало XX вв. / Ю. М. Беспалова. Тюм. нефтегаз. ун-т, 1998. - 200 с.
22. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические: в русском переводе с параллельными местами. М.: Российское Библейское Общество, 1992.
23. Боханов, Л. II. Коллекционеры и меценаты в России / Л. Н. Боханов; отв. ред. К. Ф. Шацилло; АН СССР. М.: Наука, 1989. - 187, 1. с. - (Страницы истории нашей Родины).
24. Булгаков, С. II. Православие: очерки учения православной церкви / С. Н. Булгаков.-З-е изд. Париж: YMKA-PRESS, 1989. 408 с.
25. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства / Булгаков, С. Н. Сочинения: в 2 т. Т. 1.-М.: Наука, 1993. С. 49-297. - (Приложение к журналу "Вопросы философии": из истории отечественной философской мысли).
26. Булгаков, С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность / Булгаков, С. Н. Два града: исследование о природе общественных идеалов. С.-Пб. РЬд-ки Русского христианского гуманитарного института, 1997. -С.111-125. - (Русская социология XX века).
27. Бурышкин, Г1. А. Москва купеческая / П. А. Бурышкин; предисл. Г. Ульяновой, М. Шацилло, М.: Высш. iiik., 1991. -350,2. с.
28. Бусыгин, Л. В. Предпринимательство: учеб. для вузов / Л. В. Бусыгин. М.: Дело, 2000. - 640 с.
29. Вебер, М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира / Вебер, М. Избранное. Образ общества / пер. с нем. М.: Юрист, 1994. С.7-38. -(Лики культуры).
30. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий / Вебер, М. Избранное. Образ общества / пер. с нем. М.: Юрист, 1994. - С. 43-73. - (Лики культуры).
31. Вебер, М. История хозяйства / Вебер, М. История хозяйства. Город / пер. с нем. М.: КАИОИ-нресс-Ц: Кучково поле, 2001. - 576 с. - (Теоретическая социология).
32. Вебер, М. Социология религии: (Типы религиозных сообществ) / Вебер, М. Избранное. Образ общества / пер. с нем. М.: Юрист, 1994. - С. 78-280. - (Лики культуры).
33. Веблен, Т. Теория праздного класса / Веблен Т.; общ. ред. В. В. Мотылёва. -М.: Прогресс, 1984. 368 с. - (Экономическая мысль Запада).
34. Веселов, Ю. В. Экономическая социология: история идей / Ю. В. Веселов,-СПб.:Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. 168 с.
35. Вишневский, А. В. Серп и рубль: консервативная модернизация в СССР / А. В. Вишневский. -М.: ОГИ, 1998.-432 с.
36. Вышеславцев, Б. П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. - №6.-С. 111-121.
37. Гайденко, П. П. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. И. Давыдов. М.: Политиздат, 1991.-366, 1. с.
38. Ганопольский, М. Г. Устойчивое развитие региона: Вопросы методологии и социокультурный контекст: учеб. пособие / М. Г. Ганопольский. Тюмень: Изд-во ин-та проблем освоения Севера СО РАМ, 2001. - 64 с.
39. Ганопольский, М. Г. Региональный этос: истоки, становление, развитие / М. Г. Ганопольский. Тюмень: ТюмГНГУ, 1998. - 160 с.
40. Гараджа, В. И. Социология религии: учеб. пособие для вузов / В. И. Гараджа. М.: Аспект Пресс, 1996. - 239 с.
41. Гинс, Г. К. Предприниматель / Г. К. Гинс. М.: Посев, Российский филиал, 1992.-224 с.
42. Глаголева, А. Христианская экономия в свете насущных задач экономической реформы в России // Вопросы экономики. 1993. - №8. - С. 60 -71.
43. Гловели, Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения //Вопросы экономики. 1993. - №8. - С. 113-125.
44. Головачёв, П. М. У сибирских староверов и сектантов / П. М. Головачёв. -Тобольск, 1886. 15 с.-/ Отт. из №43 "Тобол. Губ. ведомостей" за 1896г. /. -(Ксерокоп.).
45. Громов, И. А. Западная социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семёнов. СПб, 1997. - 372 с.
46. Гусейнов, Рифат Мир-Ахмед оглы. История экономики России: учеб. пособие для экон. вузов / Рифат Мир-Ахмед оглы Гусейнов. М.: Маркетинг: Новосибирск: ЮКЭА, 1999.-349, 1. с.
47. Давыдов, Ю. Н. Веберовская социология капитализма // Социологические исследования. 1994. -№8-9. - С. 158-193.
48. Давыдов, IO. II. Веберовская социология капитализма // Социологические исследования. 1994. -Л'яЮ. - С. 165-175.
49. Давыдов, IO. II. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения / IO. I I. Давыдов. -М.: Мартис, 1998.-510 с.
50. Домострой / сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова; подгот. текстов В. В. Колесова, М. В. Пименовой. М.: Сов. Россия, 1990. - 304 с.
51. Драккер, Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты / Драккер Питер Ф.: пер. с англ.- М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.- 200 с.
52. Древлеправославный календарь. 1992. Брянск: Древлеправославная Архиепискоиия, б/г. - 120 с.
53. Друкер, Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Друкер Питер Ф. М.: book chamber international, 1992. - 349 с.
54. Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв. / отв. ред. Н. II. Покровский. Новосибирск: Сибирский Хронограф, 1999. - 800 с. -(История Сибири. Первоисточники. Вып. IX).
55. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда; метод социологии / Э. Дюрктейм; примеч. В. В. Сапова. М.: Наука, 1991. - 572, 2. с. -(Социологическое Наследие: СН).
56. Ерасов, Б. С. Социальная культурология. / Б. С. Ерасов. 2-е изд., иснр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 591 с.
57. Ерасов, Б. С. Цивилизации: универсалии и самобытность / Б. С. Ерасов.- М.: НАУКА, 2002.-524 с.
58. Жидков, В. С. Десять веков российской ментальности / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. СПб,: Алетейя, 2000. - 640 с.
59. Житие протопопа Аввакума им самим написанное и'другие его сочинения / ред., встун. ст. и коммент. I I. К. Гудзия. М.: Сварог и К, 1997. - 494 с.
60. Жушш, И. М. Просвещённый купец украшение старой веры // Мир России. - 1998. - К.i! 3. - С. 91-112.
61. Замалеев, А. Ф. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности /А. Ф. Замалеев, Е. А. Овчинникова. JI.: Лениздат, 1991.-207 с.
62. Зарубина, II. II. Православный предприниматель в зеркале русской культуры // Общественные науки и современность. 2001. - №5. - С. 100-112.
63. Зарубина, II. П. Этика служения и этика ответственности в культуре российского предпринимательства // Общественные науки и современность. -2004. №1,- С. 96-105.
64. Зарубина, II. II. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации / Н. II. Зарубина. СПб.; РХГИ, 1998.-288 с.
65. Зарубина, II. II. Без протестантской этики: проблема социокультурной легитимизации предпринимательства в модернизирующихся обществах // Вопросы философии. 2001. - Л1>10. - С. 45-56.
66. Зарубина, П. II. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства / П. П. Зарубина. М.: Магистр, 1998. - 355 с.
67. Заславская, Т. И. Социология экономической жизни: очерки теории / Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1991. - 448с.
68. Захарова, Л. II. Собственность как ценность и ценность собственности: монография / Л. II. Захарова. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1997. - 136 с.
69. Зеньковский, В. В. История русской философии. Т. 1 / В. В. Зеньковский. -2-е изд. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1989. - 470 с.
70. Зековский, С. А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века / С. А. Зеньковский. М.: Церковь, 1995. - 528 с. (Репринтное воспроизведение).
71. Зомбарт, В. Буржуа: этюды но истории духовного развития современного экономического человека / В. Зомбарт; нер. с нем. М.: Наука, 1994.- 443 с. -(Социологическое наследие).
72. Ивановский, В. Л. Краткие сведения по истории и обличению старообрядческого раскола, изложенные в вопросах и ответах / В. Л. Ивановский. Тобольск: Тип. Тобол, еиарх. братства. 1899. - 147 с. (Ксерокоп.).
73. Измарагд / памятники литературы Древней Руси, середины XVI в: сборник/ сост. и общ. ред. JI. Л Дмитриева, Д. С. Лихачёва; вступ. ст. Д. С. Лихачёва. -М.: Худож. лит., 1985. С. 54-69.
74. Ильин, В. В . Реформы и контрреформы в России / В. В. Ильин, Л. С. Панарнн, Л. С. Ахиезер. М.: Изд-во МГУ, 1996. - 400 с.
75. Ильин, В. В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы / В. В. Ильин, А. С. Ахиезер. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 384с.
76. Ионов, И. Кризис исторического сознания в России и пути его преодоления // Общественные науки и современность. 1994. - Л^б. - С. 89-102.
77. Ионова, А. Исламский взгляд на проблему человека в условиях рыночной экономики // Вопросы экономики. 1993. -Л1'8. - С. 134-143.
78. Иосиф Волоцкий (преподобный). Просветитель / Иосиф Волоцкий (преподобный). -М.: Изд-во Сиасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.-384 с.
79. История предпринимательства в России. Кн. 1. От средневековья до середины XIX в. / В. И. Бовыкин, и др.; Рос. акад. Наук: ин-т рос. истории. М.: Росспэн, 2000.-480 с.
80. История предпринимательства в России. Кн. 2. Вторая половина XX -начало XX века. / В. И. Бовыкин, и др.; Рос. акад. Наук: ин-т рос. истории. м.: Росспэн, 2000.-572, 3. с.
81. История старообрядческой церкви: краткий очерк / Старообрядческая митрополия Московская и всея Руси. М.: Церковь, 1991.- 40 с. - (Б-ка жури. "Церковь").
82. Карташев, Л. В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. / Л. В. Карташев. -М.: Терра, 1992.-Т. 1.-685, 1. е.; Т. 2. 1992. -568 с.
83. Касьянова, К. О русском национальном характере / К. Касьянова. М.: Ин-т национальной модели экономики, 1994.-367 с.
84. Каутский, К. Происхождение христианства / К. Каутский; пер. с нем. Н. Рязанова; предисл. Г. И. Эзрина. М.: Политиздат, 1990. -462, 1. с.
85. Киреевский, И. В. Критика и эстетика / И. В. Киреевский; вступ. ст. и примеч. 10. В. Манна. М.: Искусство, 1979. - 439 с. - (История эстетики в памятниках и документах).
86. Клибанов, Л. И. Народная социальная утопия в России: период феодализма / Л. И. Клибанов.; ЛИ ССССР; Ин-т истории СССР. М.: Наука, 1977. - 335 с.
87. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. Кн. 2 / сост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Горяйнова и Л. Л. Егорова. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-608 с.
88. Клямкин, И. М. Теневая Россия: экономико-социологическое исследование / И. М. Клямкин, Л. М. Тимофеев. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 595 с.
89. Коваль, Т. Б. Личность и собственность. Христианство и другие религии мира // Мир России. 2003. - Кч 2. - С. 3-45.
90. Коваль, Т. Б. Экономика и нравственность в суждениях ранних Отцов Церкви // Общественные науки и современность. 2002. - №6. - С. 156-167.
91. Коваль, Т. Этика труда православия // Общественные науки и современность. -1993. №6. - С. 55-70.
92. Коваль, Т. Б. "Тяжкое благо". Христианская этика труда. Православие, католицизм, протестантизм: опыт сравнительного анализа / Т. Б. Коваль. М.: РАН: Ин-т этнологии и антропологии, 1994.-278 с.
93. Кондаков, И. В. Русская культура: краткий очерк исюрии и теории: Учебное пособие для студентов вузов / И. В. Кондаков М.: Университет, 1999. -360 с.
94. Короцциари, Т. Этика и экономика // Вопросы экономики. 1993. - №8. -С. 17-27.
95. Костомаров, II. И. Раскол: исторические монографии и исследования / II. II. Костомаров. М.: Чарли; Смоленск: Смядынь, 1994. - 608 с. - (Актуальная история России).
96. Кравченко, А. И. Социология Мам,а осбера: труд и экономика / А. И. Кравченко.- М.: На Воробьёвых, 1997. 208 с.
97. Кравченко, И. И. Модернизация мира и сегодняшней России. Выход из кризиса // Вопросы философии. 2002. - №9. - С. 3-19.
98. Красильщиков, В. А. Азиатские "тигры" и Россия: страшен ли бюрократический капитализм? // Мир России. 2003. - № 4. С. 3-43. ,'
99. Кузьмичёв, А. Д. Отечественное предпринимательство: очерки истории / А. Д. Кузьмичёв, И. Н. Шапкин. М,: Прогресс-Академия, 1995. - 192 с.
100. Лапицкий, М. И. Труд и бизнес в зеркале религий / М. И. Лапицкий.- М.: Новый век, 1998. 144 с.
101. Левинсон, А. Г. Термин бюрократии в российских контекстах // Вопросы философии. 1994.-№7-8. -С. 241-248.
102. Леонтьев, К. Н. Записки отшельника / К. Н. Леонтьев; сост., вступ. ст., примеч. В. Кочетова. М.: Рус. кн. 1992. - 538 с.
103. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский; сост. А. П. Поляков. -М.: Республика, 1994. 432 с. - (Б-ка этической мысли).
104. Лосский, II. О. Характер русского народ / Лосский, II. О. Условия абсолютного добра / вступ. ст. А. И. Титаренгко. М.: Политиздат, 1991. - С. 238-360. - (Библиотека этической мысли).
105. Майминас, Е. Российский социально-экономический генотип // Вопросы экономики. 1996. - №9. - С. 131-141.
106. Макбрайд, У. Глобализация и межкультурный диалог // Вопросы философии. 2003. - №. - С. 80-87.
107. МакКлелланд, Д. Достижительное общество // Ведомости. Вып. 14 / Под ред. В. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2000. - С. 138-151;
108. МакКлелланд, Д. Достижитсльное общество // Ведомости. Вып. 18 / Под ред. В. И. Бакштановского, II. Н. Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2000. - С. 160-172.
109. Мельников, П. И. (Андрей Печерский) В лесах / Мельников, П. И. (Андрей Печерский) Собрание сочинений: в 8 т. Т 2. М.: Правда, 1976. - 416 с.
110. Мельников, П. И. (Андрей Печерский) Очерки поповщины / Мельников, П. И. (Андрей Печерский) Собрание сочинений: в 8 т. Т. 7. М.: Правда, 1976. -С. 191-555.
111. Мельников, П. И. (Андрей Печерский) Письма о расколе / Мельников, П. И. (Андрей Печерский) Собрание сочинений: в 8 т. Т. 8. М.: Правда, 1976. -С. 5-62.
112. Миловидов, В. Ф. Современное старообрядчество / В. Ф. Миловидов. М.: Мысль, 1979.- 126 с.
113. Миловидов, В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем / В. Ф. Миловидов. М.: Мысль, 1969. - 126 с.
114. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. Т. 2: Вера. Творчество. Образование, ч. 1: Церковь. Религия. Литература. / П. Н. Милюков. -М.: Прогресс. Культура.: Газ. "Труд", 1994. -415, 1. с.
115. Мир старообрядчества: сб науч. тр. Вып. 4: Живые традиции: результаты и перспективы комплексны х исследований русского старообрядчества-материалы междунар. науч. конф., 21-24 нояб. 1995г. М., 1998. -463 с.
116. Миронов, Б. II. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX вв.): в 2 т. / Б. Н. Миронов. -2-е изд., исир. СПб.: Дмитрий Буланин. - Т. 1: 2000. - 548 е.; Т.2: 2000. - 568 с.
117. Модернизация в России и конфликт ценностей / отв. ред. С. Я. Матвеева. -М„ 1993.-250 с.
118. Модернизация и глобализация: России в XXI веке. М., 2002. - 208 с.
119. Модернизация российской экономики: в 2. ки. IC„i. I / огп. ред. Н. И. Балашова; ред. Л. М. Мельникова, ред. Е. II. Ростиславская; Гос. ун-т Высшая школа экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 328 с.
120. Модернизация российской экономики: в 2. кн. Кн. 2 / отв. ред. Е. Г. Ясин; Гос. ун-т Высшая школа экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 207 с.
121. Моисеев, II. П. Мировое сообщество и судьба России / II. II. Моисеев; Междунар. независимый экол. политол. ун-т. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. -268, 1. с.
122. Моисеев, Н. II. Расставание с простотой / Н. II. Моисеев. -М.:Аграф, 1998. -480 с.
123. Моисеев, Н. Н. Современный рационализм / II. II. Моисеев. М.:МГВП КОКС, 1995. -376 с.
124. Моисеев, Н.Н. Судьба цивилизации: путь разума / Н. II. Моисеев. М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с. - (Язык. Семиотика. Культура.).
125. Морозов, С. Т. Дед умер молодым: документальная повесть / С. Т. Морозов. М.: Сов. писатель, 1988. - 208 с.
126. Никольский, И. М. История русской церкви / И. М. Никольский. 3-е изд.- М.: Политиздат, 1985. 448 с. (Б-ка атеист, лит.).
127. Олсон, М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе // Вопросы экономики. 1993. - JSf«8. - С. 28-31.
128. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа: исслед. по истории морали / М. Оссовская; пер. с иольск.; общ. ред. А. А. Гусейнова; вступ. ст. А. А. Гусейнова и К. А. Шварцман. М.: Прогресс, 1987. - 528 с.
129. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. М.: Алгоритм, 2002. - 496 с.
130. Панкратов, А. В. Есть ли будущее у заложенной купцами-старообрядцами экономическс:: трг.~::ц""? // Мир России. 1998. - № 3. - С. 113-116.
131. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс; перевод с англ.; иод ред. В. Ф. Чеснокова, С. А. Белановского. М.: Академический проект, 2002. - 832 с. - (Концепции).
132. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; перевод с англ. JI. А. Седова, А. Д. Ковалёва; Ин-т Открытое общество. М.:Аспект-пресс, 1997. -270 с.
133. Пивоваров, 10. С. Русская история как «Русская идея»: историко-философские предпосылки // Россия и современный мир. 2003. - №2. -С. 5-27; т.- С. 5-29.
134. Платонов, О. А. Русский труд / О. А. Платонов. М.: Современник, 1991. -334, 1. с.
135. Плеханов, Г. В. История русской общественной мысли // Плеханов, Г. В. Сочинения, Т. XX. / Г. В. Плеханов. 2, 3-е изд. - М.: Госиздат, 1925.-363 с.
136. Покровский, П. П. Староверы часовенные на востоке России в XVIII -XX вв.: проблемы творчества и обществ, сознания / И. Н. Покровский, И. Д. Золышкова.; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние; Ин-т истории. - М.: Памятники ист. мысли, 2002.-466, 2. с.
137. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых, старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях. С.-Петербург, 1831.-372 с.
138. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. А -I. М.: Концерн «Возрождение», Б. г. - 1120 стб., 3. с. - (репринт, изд )
139. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. К -V. М.: Концерн «Возрождение», Б. г. - Стб. 1131-2464, 4. с.
140. Посошков, И. Т. Книга о скудости и богатстве / И. Т. Посошков. М., 1937.-351 с.
141. Предпринимательство и предприниматели России: от истоков до начала XX века / под ред. Л. Ф. Сорокина. М.: Рос. политическая энцикл. (РОССПЭН), 1997.-344 с.
142. Пригожин, И. Порядок из ха???.: т"'->ф?г .человека с природой / И. Пригожин; И. Стенгерс; перевод с англ. Ю. А. Данилова; общ. ред. и иослесл. В. И. Аршинова. — М.: Прогресс. 1986. 431 с.
143. Радаев, В. Этническое предпринимательство: Россия и мировой опыт // Полис. 1993. - К»5. - С. 79-87.
144. Радаев, В. В. Экономическая социология: курс лекций: учеб. пособие / В. В. Радаев. М.: Аспект Пресс, 2000. - 368 с.
145. Рассказы из истории старообрядчества по раскольничьим рукописям, переданные С. Максимовым. СПб., 1861. - 164 с.
146. Розанов, В. В. Психология русского раскола / Розанов, В. В. Религия-Философия. Культура: сборник/ сост. и вступ. ст. А. П. Николюкина; коммент. П. Д. Александрова, М. П. Одесского. -М.: Республика, 1992. -397, 2. с.
147. Розин, В. М. Социальная оценка богатства и её связь с концепцией социального действия // Общественные науки и современность. 2004. -№3. С. 123-131.
148. Русская философия собственности, XVII-XX: сборник / авт.-сост. К. И супов, И. Савкин.-СПб: Гаиза, 1993. 510, 1. с.
149. Рябушинский, В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство / В. П. Рябушинский М. - Иерусалим: Мосты, 1994.
150. Рязанов, В. Т. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. / В. Т. Рязанов. СПб: Наука, 1998.-796 с.
151. Свенцицкая, И. С. Ранее христианство: страницы истории / И. С. Спенципкая М : Политиздат, 1989. - 335, 1. с. - (П-ка атеист, лит.).
152. Смирнов, С. Древнерусский духовник: исследование но истории церковного быта / С. Смирнов. М., б/г. - 1913г. — 465 с. (репринт, изд.).
153. Смит, Л. Исследование о природе и причинах богатства народов / Л. Смит; вступит, статья и ком мент. канд. эк. наук Б. С. Афанасьева. М.: Соцэкгиз, 1962.-684 с.
154. Смит, Теории нравственных чувств / А. Смит. -М.: Рсспуолшча, 1957. — 350 с.
155. Соболевская, А. Духовные истоки российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1993. - №8. - С. 88-96.
156. Согрин, В. В. Уроки российской истории и современные реформы И Вопросы философии. 2002. - №11. - С. 3-23.
157. Соловьёв, В. С. Воскресные письма / Соловьёв, В. С. Собрание сочинений / под ред. С. М. Соловьёва, Э. Л. Радпова. Фототипич.: - Брюссель, 1966. - Т.9 -10.-Т. 10-С. 1-33.
158. Соловьёв, В. С. История и будущность теократии (исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни) / Соловьёв, В. С. Собрание сочинений / под ред. С. М. Соловьёва, Э. Л. Радпова. Фототипич.: - Брюссель, 1966. - Т.З-4.-Т. 4.-С. 243-639.
159. Соловьёв, В. С. О духовной власти в России / Соловьёв, В. С. Собрание сочинений / иод ред. С. М. Соловьёва, Э. Л. Радлова. Фототипич.: - Брюссель, 1966. - Т.3-4. - Т. 3. - С. 227-242.
160. Соловьёв, В. С. О расколе в русском народе и обществе / Соловьёв, В. С. Собрание сочинений / под ред. С. М. Соловьёва, Э. Л. Радлова. Фототипич.: -Брюссель, 1966. - Т. 3-4. - Т. 3. - С. 245-280.
161. Соловьёв, В. С. Три разговора / Соловьёв, В. С. Собрание сочинений / иод ред. С. М. Соловьёва, Э. Л. Радлова. Фототипич.: - Брюссель, 1966. - Т. 9-10. -Т. 10., С. 193-221.
162. Соловьев, С. М. Путь русской культуры // В поисках свссгс пути: Россия между Европой и Азией: хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков: в 2 ч. Ч. 2. / сост. И. Г. Федоровский. - М.: Наука, 1994.-С. 81-86.
163. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин; пер. с англ. -М.: Политиздат, 1992. 543 с. - (Мыслители XX века).
164. Старообрядчество в России (XVIII-XX вв.): сб. науч. тр.; Гос. ист. музей; отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М.: Языки рус. культуры; Кошелев, 1999. -455 с. - (Studia historica).
165. Старообрядчество в России: сб. науч. тр. / Рос. гос. арх. древ, актов; под ред. Е. М. Юхименко. М.: Археогр. Центр, 1994. - 235, 1. с. - (Исследования по русской истории; Выи. 2).
166. Стёпин, В. С. Стратегии цивилизационного развития и проблема ценностей // Россия и современный мир. 2003. - №1. — С. 5-18.
167. Суионицкая, И. М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе // Вопросы философии. 2003. - № 5. - С. 44-56.
168. Тихонова, II. Е., Чепуренко, А. Ю. Предпринимательский потенциал российского общества// Мир России. 2004. - № 1. - С. 116-145.
169. Токаренко, О. В. Теоретико-методологические подходы к анализу ценностных ориентаций и предпринимательского поведения // Мир России. -1998.-№3.-С. 117-140.
170. Туган-Барановский, М. И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем: историческое развитие русской фабрики в XIX веке /-М. И. Туган-Барановский. М.: Мысль; Наука, 1997. - 735 с. - (Памятники экономической мысли).
171. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов; предисл. А. Меня. -М.: Моск. Рабочий, 1990.-268, 3. с.
172. Федотова, В. Г. Социальное конструирование- приемлемого для жизни общества//Вопросы философии. -2003. -№11. С. 3-18.
173. Федотова, В. Г. Когда нет протестантской этики // Вопросы философии.1. ЧАП1 ЛГ„1Л г1
174. Федотова, В. Г. Анархия и порядок / В. Г. Федотова. М.: Эдиториал УРСС, 2000.- 144 с.
175. Федотова, В. Г. Неклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории // Вопросы философии. 2002. - №12. - С. 3-21.
176. Федотова, В. Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. - №4. - С.3-27.
177. Флоровский, Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. 4-е изд. -Париж: IMKA - PRESS, 1988. - 604 с.
178. Франк, С. JI. Свет во тьме: опыт христианской этики и социальной философии /С. JI. Франк. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1949. -411с.
179. Франк, СЛ. Духовные основы общества: сборник / С. Л. Франк; сост. и авт. встуи. ст. П. В. Алексеев. М.: Республика, 1992. - 510. 1. с. - (Мыслители XX века).
180. Хайек, Ф. А. Дорога к рабству /Ф. А. Хайек. М.: Экономика, 1992. - 176 с.
181. Хайек, Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок/Ф. А. Хайек. -М.: Изограф, 2001.-256 с.
182. Хайек, Ф. А. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма / Ф. А. Хайек. М.: Новости, 1990. - 304 с.
183. Хомяков, А. С. Сочинения богословские / А. С. Хомяков.- СПб.: Наука, 1995.-480 с.lOd Упистиянски^ нячяпя экономической тгик-и- сборник материалов1. ' Ж Амеждународной интернет-конференции. -М, 2001. -256 с.
184. Чукмалдин, Н. М. Мои воспоминания: избр. произведения / Н. М. Чукмалдин. Тюмень: Софт - Дизайн, 1997. - 368 с. - (Невидимые времена).
185. Шкаратан, М. О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятии // Мир России. 1994. - № 2. - С. 149-177.
186. Шкаратан, О. И. Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. -200"* -О
187. Шнакова, Р. П. Макс Вебер и Вернер Зомбарт о западноевропейском капитализме // Социологические исследования. 1992. -№12. - С. 126-132.
188. Шумпетер, И. Капитализм, социализм и демократия / И. Шумиетер; пер. с англ. М.: Экономика, 1995. - 540 с. - (Экономическое наследие).
189. Щапов, А. Русский раскол старообрядчества / А. Щапов. Казань, 1859. -547 с.
190. Экономика русской цивилизации / сост. О. А. Платонов. М.: Родник, 1995.-384 с.
191. Экономика и моральные ценности: интервью с У. Хэтчером // Общественные науки и современность. 1998. -№4. - С. 41-448.
192. Яркова, Е. И. Развитие предпринимательства в России как нравственная проблема / Региональные социокультурные процессы: тематический сб. / под ред И Г Хайруллиной. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2004. - Вып. 2. - С. 228241.
193. Яркова, Е. П. Утилитаризм в России: идея и практика. Ч. I. // Россия и современный мир. 2002. - JVbl. - С. 37-62.
194. Яркова, Е. II. Утилитаризм как. стимул самоорганизации культур:»1 и общества // Общественные науки и современность. 2002. -J\l>2. - С. 88-101.
195. Яркова, Е. II. Утилитаризм как тин культуры, (концептуальные критерии и специфика гиссни^. автореферат дисесршцпп nt. .^ш^палнс ^мСпим tiuicmi доктора философских паук / Е. Н. Яркова. М., 2002. - 32 с.
196. Яркова, Е. Н. Утилитаризм как тип-культуры:.концептуальные параметры и специфика России / Е. I I. Яркова Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. -432 с.
197. Ясин, Е. Г. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики. 2003. - №4. - С. 4-36.
198. Ясперс, К. Речь памяти Макса Вебера / Вебер М. Избранное. Образ общества / пер. с нем. М.: Юрист, 1994. - С. 553-566. - (Лики культуры).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.