Ценностная идентификация будущих журналистов с героями художественных фильмов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Кузуб, Александр Васильевич
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 195
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Кузуб, Александр Васильевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
1.1. Развитие представлений о природе человеческих ценностей в философских и социологических науках.
1.2. Проблема ценностей в отечественной и зарубежной психологии.
1.3. Основные психологические функции ценностей в жизни человека и особенности их онтогенеза.
1.4. Проблема трансформации ценностей в российском обществе на современном этапе его существования.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ.
2.1. Проблема массовой культуры в современном информационном обществе.
2.2. Роль средств массовой информации в жизни современного общества.
2.3. Социально-психологические особенности телевизионной коммуникации.
2.4. Художественные фильмы как источник жизненного опыта человека.
2.5. Художественные фильмы как социальные мифы повседневности.
2.6. Особенности идентификации субъекта с киногероями в процессе восприятия художественных фильмов.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ С ГЕРОЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ.
3.1. Задачи, предмет и объект исследования.
3.2. Методы эмпирического исследования. педование приоритетов будущих журналистов при выборе лю( ые ценности которых им близки. лиз предпочтений видов ТВ продукции и различных жак гвенных фильмов. лиз результатов исследования ценностных идентификаций буду] стов с героями отечественных и зарубежных художествен
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Героический образ в жанрах "боевик" и "фильм-комикс" в начале XXI века в кинематографиях США и России2010 год, кандидат искусствоведения Борисов, Сергей Игоревич
Пространственно-временной континуум российского кинематографа переходного периода (1984-1992). К методике исследования экрана перестроечного времени2009 год, кандидат искусствоведения Безенкова, Мария Викторовна
Телесериал начала XXI века в контексте традиций отечественной кинодраматургии2011 год, кандидат искусствоведения Акопов, Александр Завенович
Имидж библиотек как социокультурный феномен2009 год, доктор педагогических наук Матвеев, Михаил Юрьевич
Социально-психологические особенности восприятия и понимания художественного фильма: на примере фильма Р. Быкова "Чучело"2010 год, кандидат психологических наук Маркина, Ольга Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностная идентификация будущих журналистов с героями художественных фильмов»
Актуальность исследования. Стремительное развитие электронных СМИ, прежде всего телевидения, и их постоянно возрастающая интеграция в общественную и личную жизнь людей бесконечно расширяют перспективу жизненного пространства современного человека и существенно преобразуют его бытие в этом мире [В.Адорно, 2001; Н.Н.Богомолова, 1991; М.Маклюэн, 1989; Л.В.Матвеева, 2000; А.Я.Флиер, 1998; Р.Харрис, 2002; J.Blumer, E.Katz, 1974; J.Meyrowitz, 1985; N.Postman, 1982; D.McQuail, 1972; N.Signorielli, 1974 и др.]. Погружая человека в нескончаемый информационный поток, телевидение позволяет субъекту узнавать о реалиях жизни различных стран и культур, соприсутствовать в центре важных общественных и политических событий, получать волнующие переживания и впечатления, находясь в безопасной и комфортной обстановке. v
Среди всего многообразия ТВ-продукции особое влияние на внутренний мир человека оказывают художественные фильмы, просмотр которых в современном информационном обществе стал формой проведения досуга, не менее приоритетной, привычной и обыденной, чем чтение книг и общение с другими людьми. Организованные в виде жизненных историй продукты кинематографического искусства выступают социальными мифами, посредством которых индивид познает мир взрослой повседневной жизни уже в самом раннем возрасте. Обладая мощным социализирующим потенциалом, художественные фильмы легитимируют разнообразные модели межличностных отношений, свойственные отдельным культурам, транслируют в сознание субъекта различные варианты жизненных сценариев, оказывают влияние на его мировоззрение и миропонимание.
По законам восприятия художественных произведений, субъект, в процессе восприятия кинофильма, в определенные моменты идентифицирует себя с тем или иным киноперсонажем, благодаря чему происходит его проникновение в смысловое содержание произведения [М.М.Бахтин, 1994; Ю.А.Лотман, 1973; М.Мерло-Понти, 1948; А.Митта, 1999; E.Morin, 1956 и др.]. В ходе подобных идентификаций субъект получает возможность за короткое время «прожить» целую жизнь, сконцентрированную в сюжетной линии кинофильма, отождествляя себя с тем или иным киногероем, и включаясь в эмоциональную динамику различных переживаний и сопереживаний, что во многом определяет глубину влияния продуктов кинематографического искусства на внутренний мир человека. При этом идентификация с киногероем всегда опосредуется социокультурным контекстом отображаемой в художественном фильме повседневной реальности, вследствие чего просмотр фильма представляет собой интенсивное погружение субъекта в ценностно-смысловое пространство различных культур и субкультур. В связи с этим становится очевидным, насколько актуальной является социокультурная проблема, связанная с доминированием на отечественных экранах зарубежных фильмов, в процессе восприятия которых российская аудитория усваивает не типичные для нее культурные модели, приобщается к нетрадиционной для нее системе ценностных координат. Подобная ситуация на фоне бурного развития форм опосредованного общения, таких как телевизионная коммуникация, интернет и т.п., незаметно подменяющих столь важные в жизни человека непосредственное взаимодействие и межличностное общение с другими людьми, может иметь ряд серьезных последствий, о которых пишут исследователи, занимающиеся проблемами информационно-психологической безопасности современного общества [Т.Я.Аникеева, 2002; Е.В.Лепский, 2002; Л.Б.Матвеева, 2002; Ю.В.Мочалова, 2002; Е.Е.Пронина, 2000; Л.И.Рюмшина, 2003 и др.]. В контексте данной проблемы огромное значение приобретает деятельность лиц, имеющих непосредственное отношение к телевидению и другим СМИ: журналистов, телеведущих, режиссеров и т.п. Вероятнее всего, их ценности и жизненные приоритеты будут отражаться на содержании и качестве транслируемой информации, что на примере телеведущих было подтверждено в исследованиях проведенных Л.Б.Матвеевой [2002]. В связи с этим можно отметить особую значимость исследования будущих журналистов - студентов факультета журналистики, что позволило бы прогнозировать развитие социокультурной ситуации, связанной с российскими СМИ, в ближайшем будущем.
Но влияние художественных фильмов на внутренний мир человека не ограничивается ситуацией их непосредственного восприятия. Образы киногероев, с которыми субъект идентифицировал себя в процессе восприятия художественных фильмов и которые произвели на него сильное эмоциональное впечатление, могут выступать в качестве привлекательных моделей для подражания на самых разных уровнях: внешности, манер поведения, жизненных ценностей, мировоззрения. Таким образом, существует вероятность, что киногерой может стать «значимым другим» для субъекта в его жизни. Как известно, идентификация со «значимым другим» является социализирующим механизмом, посредством которого формируется внутренний мир человека, его миропонимание, жизненные ценности и идентичность [П.Бергер, Т.Лукман, 1995; Дж.Келли, 2000; Дж.Мид, 1996; Э.Эриксон, 1996 и др.]. Исходя из вышесказанного становится понятной и правомерной постановка проблемы роли «виртуальных» людей — киногероев в жизни современного человека, с которыми он может идентифицировать себя, отождествляя приписываемые им жизненные ценности со своими собственными. На сегодняшний день, существует всего несколько исследований, показывающих, что в качестве «значимого другого» для воспринимающей ее аудитории могут выступать телеведущие [Л.В.Матвеева, Т.Я.Аникеева, Ю.В.Мочалова, 2002]. Но нам не удалось обнаружить эмпирических исследований, показывающих что «значимыми другими» для субъекта, с которыми он себя ценностно идентифицирует, могут выступать киногерои.
Цель диссертационного исследования заключается в изучении ценностной идентификации будущих журналистов с киногероями различных фильмов;
Предметом исследования является идентификация будущих журналистов с героями зарубежных и отечественных художественных фильмов на основе отождествления приписываемых им ценностей со своими собственными.
Основные гипотезы исследования:
1. Герои художественных фильмов могут выступать «значимыми другими», с которыми субъект идентифицирует себя, отождествляя приписываемые им ценности со своими собственными.
2. Ценностная идентификация с героями зарубежных художественных фильмов для будущих журналистов более предпочтительна, чем с отечественными киногероями.
Частные гипотезы:
1. Частота просмотра художественных фильмов определяет степень отождествления субъектом своих собственных ценностей с ценностями, приписываемыми им привлекательным для него киногероям.
2. Существуют различия между мужчинами и женщинами в предпочтении жанров художественных фильмов и киногероев, с которыми они себя ценностно идентифицируют.
3. Ценности, приписываемые участниками исследования привлекательным для них зарубежным и отечественным киногероям, различаются.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Теоретические задачи:
1. Проанализировать и систематизировать существующие представления о ценностях в отечественной и зарубежной научной литературе.
2. Обобщить данные по проблеме влияния СМИ на внутренний мир человека и его ценностную сферу.
3. Выявить и проанализировать мифологические закономерности организации продуктов кинематографического искусства и связанную с этим социокультурную проблематику.
4. Выявить и проанализировать основные психологические закономерности восприятия художественных фильмов.
Методические задачи:
1. Подобрать банк методик, позволяющих изучить представления участников исследования о жизненных ценностях отечественных и зарубежных киногероев.
2. Модифицировать тест репертуарных решеток Дж. Келли в соответствии с целью и задачами диссертационного исследования.
3. Разработать опросник, позволяющий получить информацию о том, на ценности каких людей участники исследования сознательно ориентируются в своей жизни.
4. Разработать опросник, направленный на получение информации о предпочтениях будущих журналистов в отношении современных СМИ, различной ТВ-продукции и различных жанров художественных фильмов.
Эмпирические задачи:
1. Выявить и проанализировать информацию о том, на ценности каких людей будущие журналисты сознательно ориентируются в своей жизни.
2. Проанализировать предпочтения участников исследования в отношении современных СМИ, различной ТВ-продукции, жанров художественных фильмов и исследовать частоту их обращения к художественным фильмам.
3. Исследовать ценностную идентификацию будущих журналистов с киногероями зарубежных и отечественных фильмов и проанализировать приписываемые им ценности.
4. Провести сравнительный анализ уровней отождествления участниками исследования своих ценностей с ценностями, приписываемыми ими значимым для них киногероям и представителям своего непосредственного социального окружения.
5. Проанализировать и сопоставить ценности, приписываемые будущими журналистами привлекательным для них отечественным и зарубежным киногероям.
6. Провести сравнительный анализ ценностей, приписываемых будущими журналистами самим себе, отечественным и зарубежным киногероям, современному российскому обществу.
Методологическими и теоретическими предпосылками диссертационной работы послужили положения об общественно-исторической природе и культурной детерминации человеческой психики [Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.]; представления о проблеме информационно-психологической безопасности современного общества [В.Е.Лепский, М.Маклюэн; Л.В.Матвеева, Л.И.Рюмшмина и др.]; концепция «значимого другого» и его роли в развитии и существовании человека [П.Бергер, Т.Лукман; Дж.Мид]; концепция социального конструирования реальности [П.Бергер, Т.Лукман]; идеи о нарративной организации обыденного сознания человека [Дж.Брунер, К.Муррей]; положения о психологических закономерностях восприятия художественных произведений [М.М.Бахтин, Ю.А.Лотман]; идеи о ценностной идентификации субъекта с персонажами художественных произведений [М.М.Бахтин].
Методами и методиками диссертационного исследования выступили:
1. В качестве методического инструментария, позволяющего изучить, во-первых, ценностную идентификацию будущих журналистов с киногероями и с представителями их непосредственного социального окружения, и, во-вторых, представления испытуемых о жизненных ценностях этих киногероев, нами был использован тест репертуарных решеток Дж. Келли.
2. В целях выявления информации о том, на ценности каких людей будущие журналисты сознательно ориентируются в своей жизни, нами был , использован разработанный опросник. Ответы на его вопросы должны были определить «реальных» и «виртуальных» людей, ценности которых близки участникам исследования.
3. В целях получения информации о предпочтениях в отношении современных средств массовой информации, различной ТВ-продукции, жанров художественных фильмов был использован так же составленный нами опросник. Данная методика предоставляла возможность проанализировать и информацию о частоте просмотра участниками исследования художественных фильмов.
4. Методы математической статистики: частотный анализ, корреляционный анализ на основе критериев Пирсона и Спирмена; анализ, направленный на выявление значимых различий на основе критерия Манна-Уитни.
Достоверность полученных результатов и основанных на них выводов обеспечивалась методологическим обоснованием исходных положений, используемых методов исследования, адекватных цели, задачам и логике исследования; использованием методов математической статистики и стандартного программного пакета статистической обработки данных (SPSS 10).
В качестве эмпирического объекта в исследовании приняли участие 104 человека в возрасте от 17 до 20 лет, в основном девушки. Участники исследования являлись студентами факультета журналистики Ростовского государственного университета второго года обучения. Выбор данного эмпирического объекта исследования связан, во-первых, с тем, что представители именно этой профессии - журналисты - будут в дальнейшем определять содержание и качество транслируемой посредством СМИ информации. Во-вторых, испытуемые в связи с их возрастными особенностями (в среднем 18-19 лет), являются представителями современной российской молодежи. Именно в этом возрасте происходит активное формирование мировоззрения и выбор жизненной позиции, определение и осознание своих ведущих жизненных ценностей.
Научная новизна. Впервые в социальной психологии изучена ценностная идентификация представителей российской молодежи с отечественными и зарубежными киногероями. Впервые, в качестве «значимых других», с которыми человек идентифицирует себя на уровне жизненных ценностей, изучены киногерои наравне с представителями его непосредственного социального окружения.
Впервые выявлено, ценности каких киногероев наиболее близки для российской студенческой аудитории в лице будущих журналистов. Впервые проведен сопоставительный анализ ценностей, приписываемых российской молодежной аудиторией отечественным и зарубежным киногероям.
Разработаны методики для выявления информации о том, на ценности каких людей субъект сознательно ориентируется в своей жизни; для получения информации о предпочтениях испытуемых в отношении современных СМИ и различной ТВ-продукции.
Практическая и теоретическая значимость. Проведенное исследование расширяет научные представления о социализирующей роли электронных СМИ и о влиянии произведений кинематографического искусства на ценностно-смысловую сферу личности.
Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию социокультурной проблемы, связанной с доминированием на российских ТВ-каналах зарубежной кинопродукции и могут найти свое применение в социально-психологических исследованиях, связанных с изучением проблем информационной безопасности современного общества.
Результаты исследования могут быть использованы специалистами экспертных комиссий при проведении анализа содержания и качества транслируемой в СМИ информации, и работниками ТВ, имеющими непосредственное отношение к составлению телепрограмм, — для использования социализирующего потенциала СМИ в конструктивных целях.
Полученные данные могут быть так же использованы при обучении и подготовке будущих журналистов к своей профессиональной деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественные фильмы в связи с конституциональными особенностями организации (семиотическими, перцептивными, мифологическими, нарративными) являются наиболее предпочитаемым видом ТВ-продукции и важным источником непосредственного жизненного опыта субъекта.
2. Киногерои являются людьми, на ценности которых будущие журналисты сознательно ориентируются в своей жизни. При этом они отождествляют собственные жизненные ценности с ценностями представителей своего непосредственного социального окружения, не в меньшей степени, чем с ценностями, приписываемыми ими привлекательным для них киногероям.
3. Чем чаще субъект погружается в кинематографическую реальность, в процессе восприятия художественных фильмов, тем более «значимыми» становятся для него «виртуальные» люди — киногерои, с жизненными ценностями которых он начинает отождествлять свои собственные. Лица, ценностно идентифицирующие себя с привлекательными для них киногероями, отождествляют с ними и представителей своего непосредственного социального окружения.
4. Для будущих журналистов, как мужчин, так и женщин, более привлекательными являются зарубежные киноперсонажи, с которыми они ценностно идентифицируют себя чаще, чем с отечественными. Юноши предпочитают отождествлять свои ценности с ценностями героев зарубежных боевиков, а девушки — с ценностями героинь американских мелодрам.
5. Киногерои, выступая агентами культуры, транслируемой в художественных фильмах, являются в восприятии аудитории носителями определенных ценностей: отечественных киноперсонажей, по мнению будущих журналистов, характеризуют ценности межличностных отношений в большей степени, чем индивидуалистические, в то время как для персонажей зарубежных фильмов свойственно преобладание индивидуалистических ценностей над ценностями межличностных отношений.
Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие» [Краснодар, 2002г.], обсуждались на XXI сессии Недели науки сотрудников, аспирантов и студентов РГУ [2003г.], на международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ» [Ростов-на-Дону, 2003г.].
Обсуждение работы проходило на заседаниях кафедры социальной психологии Ростовского государственного университета с 2001 по 2003 гг.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ, из них 2 статьи; общим объемом в 1,5 усл. печ. листа.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 205 источника и 6 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 178 страниц. Работа содержит 11 рисунков и 4 таблицы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Особенности восприятия образа трудового мигранта в СМИ студентами различной профессиональной направленности2011 год, кандидат психологических наук Гришина, Анастасия Васильевна
Человек и действительность в отечественном кинематографе 70-х годов2004 год, кандидат искусствоведения Давиденко, Дмитрий Анатольевич
Белорусское киноискусство: проблемы становления, особенности современного кинопроцесса1982 год, доктор искусствоведения Красинский, Анатолий Викторович
Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века: на примере творчества В.М. Шукшина2009 год, кандидат философских наук Сагатчук, Светлана Петровна
Информационная среда как фактор формирования ценностей молодежи2011 год, кандидат психологических наук Ерохин, Дмитрий Олегович
Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Кузуб, Александр Васильевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
В современном обществе проблема влияния СМИ на ценностно-смысловую сферу личности имеет огромное значение. Это связано, прежде всего, с той важной ролью, которую ценности играют в жизни каждого человека и всего общества в целом и с постоянно возрастающей ролью СМИ в процессах как «вторичной», так и «первичной» социализации. Ценности выражают индивидуализированное отношение индивида к окружающему его миру и определяют наиболее значимые для него жизненные цели и приоритеты, а также наполняют жизнь человека смыслом существования и конституируют его жизненный путь. Среди важнейших функций, которые v ценности реализуют в жизни человека, выделяют нормативно-регулятивную; мотивационную; смыслообразующую\ целеполагающую; архитектоническую; пропозициональную. При этом усваиваемые в ходе социализации ценности выполняют интегративную функцию, определяя, во многом, успешность вхождения индивида в данную социокультурную среду. Традиционно, жизненные ценности формируются в ходе социализации человека в процессе межличностного общения и непосредственных социальных взаимодействий. Но на сегодняшний день, социализирующую роль все активнее реализуют электронные СМИ (телевидение, радио, - интернет). Важно отметить, что подобная «технократическая» социализация осуществляется уже не в форме непосредственных межличностных контактов, а в опосредованной форме медиакоммуникаций, что, безусловно, накладывает отпечаток как на качество социализации, так и на ее содержательные аспекты.
Самым популярным СМИ является телевидение, которое предлагает субъекту наиболее реалистичную модель действительности, в результате чего у человека возникает ощущение «личного присутствия» и он реагирует на людей с экрана как на лиц с которыми находится в процессе межличностного общения в ситуации «здесь и сейчас». Вероятно поэтому из всех СМИ телевидение оказывает на внутренний мир человека наибольшее влияние. При этом крайне малоизученной является область влияния на ценностную сферу личности художественных фильмов, несмотря на свою очевидную актуальность в связи с огромной популярностью этого вида ТВ-продукции и социокультурной проблематикой обусловленной доминированием на отечественных экранах зарубежных кинофильмов. Важно подчеркнуть, что впечатления, получаемые субъектом в процессе восприятия продуктов кинематографического искусства, могут достигать уровня реальных жизненных впечатлений и интегрироваться в непосредственный опыт его повседневной жизни вследствие мифологической организации и нарративной структуры художественных фильмов, а также их перцептивных и семиотических особенностей. Исходя из этого, можно сделать правомерный вывод о том, что художественные фильмы самым непосредственным образом влияют на жизненные ценности человека и конституируют различные аспекты его повседневной реальности. При этом, по законам восприятия художественных произведений, субъект в ходе просмотра художественного фильма в определенные моменты идентифицируется с киногероем, «переживая» себя в его мире ценностей и смыслов. В процессе подобных идентификаций субъект «погружается» в жизненный мир киногероя, интериоризируя его представления, установки и ценности. Закономерно предположить, что киногерои, которые произвели сильное впечатление на субъекта и с которыми он идентифицировал себя в процессе восприятия художественных фильмов, могут становиться для него «значимыми другими», на ценности которых он будет ориентироваться в своей жизни. При этом идентификация субъекта с киногероем всегда опосредуется культурным контекстом отражаемой в художественном фильме модели повседневной реальности и разнообразными дискурсивными практиками. Можно предположить, что на фоне доминирования на отечественных экранах зарубежной кинопродукции, российской аудитории, особенно ее молодежной части, более привычными, обыденными и, соответственно, близкими по жизненным ценностям будут зарубежные киногерои. Исходя из всего вышесказанного, становится понятной очевидная актуальность и значимость исследования ценностной идентификации российской аудитории с отечественными и зарубежными киногероями, что позволило бы не только более глубоко понять «виртуализацию» современного человека, но и адекватно оценить сложившуюся в российском обществе социокультурную проблему, связанную с качеством и содержанием современных кинематографических продуктов.
Результаты эмпирического исследования ценностных идентификаций будущих журналистов с героями художественных фильмов позволили сделать следующие выводы:
1. Будущие журналисты в своей жизни сознательно ориентируются на ценности не только «реальных», но и «виртуальных» людей, в качестве которых выступают книжные персонажи, люди, представления о которых были сконструированы под влиянием СМИ, но, главным образом, киногерои.
1.1. На смену книжным героям, являющимся традиционными социализирующими агентами, приходят киноперсонажи, которых в качестве близких по жизненным ценностям людей участники исследования выбирали в два раза чаще, чем книжных персонажей.
1.2. Среди людей, жизненные ценности которых им близки, будущие журналисты чаще выбирали зарубежных, чем отечественных киногероев. При этом, отечественным киноперсонажам приписывают преимущественно этические ценности и ценности семейной жизни, тогда как зарубежным киногероям в большей степени индивидуалистические.
2. Наиболее популярным СМИ для будущих журналистов является телевидение, к которому большинство из них обращается либо несколько раз в день, либо почти каждый день. Тогда как среди самой ТВ-продукции для будущих журналистов наиболее предпочитаемыми оказались художественные фильмы, а не информационные передачи, которые могут стать содержанием их будущей профессиональной деятельности, что во многом объясняется мифологической структурой и нарративной организацией произведений кинематографического искусства.
2.1. Наиболее популярным жанром художественных фильмов у будущих журналистов являются комедии. В отношении остальных жанров существуют половые различия: юноши отдают предпочтение триллерам и боевикам, у девушек наибольшей популярностью пользуются мелодрамы и драмы.
3. Для большинства будущих журналистов привлекательные для них киногерои и киногероини являются «значимыми другими», с которыми они идентифицируют себя, отождествляя приписываемые им ценности со своими собственными.
3.1. Независимо от своего пола участники исследования примерно в равной степени отождествляли свои ценности с ценностями, приписываемыми ими как киногероям, так и киногероиням.
4. Для будущих журналистов более актуальными и интересными являются персонажи зарубежных фильмов, чем отечественных. Это позволяет утверждать, что в сознание российской молодежи образы привлекательных и непривлекательных киногероев в большей степени транслируют зарубежные художественные фильмы.
4.1. Будущие журналисты чаще идентифицировали себя на основании жизненных ценностей с зарубежными киногероями и киногероинями, чем с отечественными.
4.2. Наибольшее число случаев ценностной идентификации у юношей было выявлено с киногероями зарубежных боевиков, а у девушек — с киногероинями американских мелодрамам. Но среди киногероев мужского пола девушкам более близкими оказались ценности отечественных киноперсонажей из современных российских криминальных боевиков.
5. Будущие журналисты отождествляют свои жизненные ценности с ценностями представителей своего непосредственного социального окружения примерно в той же степени, что и с жизненными ценностями, приписываемыми ими привлекательным для них киногероям.
5.1. Участники исследования, идентифицирующие себя с привлекательными для них киногероями на основе жизненных ценностей, отождествляют с ними и представителей своего непосредственного социального окружения. Тогда как лица, которые не идентифицируют себя с привлекательными для них киногероями, не стремятся идентифицировать с ними и своих родителей, друзей и знакомых.
6. Частота просмотра художественных фильмов повышает вероятность отождествления субъектом своих жизненных ценностей с ценностями, приписываемыми им привлекательным для него киногероям. Таким образом, интенсивность погружения субъекта в кинематографическую реальность в процессе восприятия художественных фильмов является одним из важных факторов, определяющих степень «реальности» и «значимости» для него различных «виртуальных» людей - киногероев, с жизненными ценностями которых он начинает отождествлять свои собственные ценности.
7. Жизненные ценности отечественных и зарубежных киноперсонажей в восприятии будущих журналистов отличаются главным образом в том, что отечественных киногероев в большей степени характеризуют ценности межличностных отношений, чем индивидуалистические ценности, в то время как для персонажей зарубежных фильмов более характерными являются индивидуалистические ценности.
7.1. Существуют различия во внутренней организации блоков ценностей у отечественных и зарубежных киногероев (в блоке индивидуалистических ценностей, блоке ценностей межличностных отношений, блоке ценностей личной жизни). Так, например, у отечественных киногероев ценности счастливой семейной жизни и любви, согласно представлениям участников исследования, сбалансированы между собой, в отличие от зарубежных героев, у которых среди этих ценностей явно доминирует ценность — любовь. Среди индивидуалистических ценностей, зарубежным и отечественным киногероям наиболее часто приписывают ценности свободы и независимости, но при этом, зарубежных киноперсонажей, помимо этих ценностей, в то же степени наделяют и ценностями достижение успеха и карьеры.
7.2. Общим для отечественных и зарубежных киногероев, согласно представлениям будущих журналистов, является то, что у всех них ценности личной жизни значимо преобладают над ценностями профессиональной самореализации.
8. Система ценностей актуальных, согласно представлениям будущих журналистов, в современном российском обществе, в большей степени соответствует ценностям зарубежных киноперсонажей, чем отечественных.
Причем, в этой системе ценностей доминируют индивидуалистические ценности (деньги, карьера) которые в большей степени характеризуют западную культуру, чем традиционную российскую.
В целом можно отметить, что проведенное исследование позволяют более глубоко понять те психологические закономерности, которые обуславливают влиянии произведений кинематографического искусства на ценностно-смысловую сферу личности. Новое понимание проблемы киногероя как лица, с которым субъект себя идентифицирует на уровне жизненных ценностей, расширяет и дополняет научные представление о социализирующей роли электронных СМИ в современном обществе. На фоне полученных результатов становится более понятным масштаб «виртуализации» современного общества, когда столь важную в жизни каждого человека роль «значимого другого» начинают выполнять не реальные люди, с которыми он включен в процесс межличностного общения, а «виртуальные» лица - киноперсонажи.
В результате эмпирического исследования получены новые факты о том, ценности каких киногероев наиболее близки для российской студенческой аудитории и впервые проанализированы ценности, приписываемые российской молодежной аудиторией отечественным и зарубежным киногероям. Учитывая, что наиболее привлекательными в отношении ценностей оказались зарубежные киногерои, полученные данные могут быть использованы специалистами, имеющими непосредственное отношение к составлению телепрограмм - для использования социализирующего потенциала СМИ в конструктивных целях. Кроме того, результаты исследования способствуют более глубокому пониманию социокультурной проблемы, связанной с доминированием на российских ТВ-каналах зарубежной кинопродукции и могут найти свое применение в социально-психологических исследованиях связанных с изучением проблем информационной безопасности современного общества. В этой связи результаты исследования могут быть использованы специалистами экспертных комиссий при проведении анализа содержания и качества транслируемой в СМИ информации. Принципы, методы и модели исследования могут быть использованы в теории и прикладных областях социальной психологии, социологии, журналистики, культурологи, искусствоведения, для аналитической работы и преподавания в области психологии и журналистики. Полученные данные могут быть так же использованы при подготовке будущих журналистов к своей профессиональной деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Кузуб, Александр Васильевич, 2003 год
1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С.19-45.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
3. Августин А. Исповеди. М.: Республика, 1992. 332 с.
4. Адамьянц Т.З. Проблема диалога в общении с экраном: миллион картинок экрана — одна «картина мира» телезрителя (семиосоциопсихологический анализ) // Мир психологии. 2000. №2. С.39.
5. Адамьянц Т.З. Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды. Автореф. дис. док. соц. наук. М., 1998. С.3-15.
6. Адорно В.Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. С.27-56.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 344 с.
8. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 1999. С.363-383.
9. П.Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1984.Т. 4.587 с.
10. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы психологическогоанализа. М.: Смысл, 2001.414 с.
11. З.Барт. Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С.72-128.
12. Н.Бахтин М.М. К философии поступка // Работы 20х годов. Киев: Украина, 1994. С.9-69.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
14. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Мысль, 1993. 96 с. П.Беляков А.В. Маклюэн Маршал // Культурология. XX век. Энциклопедия / Отв. ред. Е.Н. Балашова. СПб: Университетская книга, 1998. Т.1. С.5
15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум. 1995. 321 с.
16. Бердяев Н.А. Истина Православия // Вестник русского западноевропейского патриаршего экзархата. 1952. №11. С.4-11.
17. Бердяев Н.А. Философия творчества культуры и искусства. М.: Мысль, 1994. С.524-529.
18. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. М.:АСТ, 1998. 397 с.
19. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М.: Знание, 1988. 78 с.
20. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: Изд-во МГУ, 1991.125 с.
21. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
22. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Отв. ред. Л.В.Куликов. Санкт Петербург: Питер. 2002. С.130-139.
23. Брентано Ф. Избранные работы. М.: Мысль. 1996, С.82-83.
24. Ван-Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. С.10-57.
25. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
26. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.
27. Воеводина JI.H. Мифология и культура. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С.59-140.
28. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, 1999. С.201-232.
29. Выготский JI.C. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С.5-18.
30. Выготский JI.C. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. С.462-510.
31. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1995. № 6. С.61-73.
32. Габдулина Л.И. Стиль педагогического общения и его ценностно-смысловые и когнитивные детерминанты. Дис. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1999. С.64-87.
33. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Социологические исследования. 2002. №1. С.96-105.
34. Гоббс Т. Антология мировой философии в 4-х т. М.: Мысль, 1969-1972. Т.2. С.326.
35. Гобл Ф. Третья сила // А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. С.334-394.
36. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С.256-269.
37. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994. С. 17.
38. Гримак Л.П. Гипноз и телевидение (истоки нашей страсти к телевидению) // Прикладная психология. №1. 1999.
39. Губин В.Д. Жизненный мир. // Культурология. XX век. Энциклопедия / Отв. ред. Е.Н.Балашова. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. С.201.
40. Губман Б.Л. Ценности // Культурология. XX век. Энциклопедия / Отв. ред. Е.Н.Балашова. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. С.343.
41. Гуссерль Э, Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии 1986, №3. С. 104 110.
42. Дедюлина М.В. Социо-природные и социо-культурные основания кратической ментальности. Дис. канд. фил. наук. Ростов н/Д, 1996. С. 19-44.
43. Декарт Р. Рассуждение о методе // Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т.1. 296 с.
44. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996, 352 с.
45. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. 160 с.
46. Диоген Л. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. С.278.
47. Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена//Социологические исследования. 2001. №8. С.62-67.
48. Дюркгейм Э. Метод социологии //Западно-европейская социология XIX-начала XX веков. М., 1996. С.256-309.
49. Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений. // М.Мосс. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература РАН, 1996. 360с.
50. Пешков И.В.: Бахтин М.М. От философии поступка к риторике поступка. М.: Лабиринт, 1996. 156 с.
51. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада. 1998. 95 с.
52. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1994. С. 130-131, 216-217.
53. История философии: Энциклопедия / Отв. ред. А.А.Грицанов. Минск: Интерпрессервис 2002. С. 103-106.
54. Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 1. С.269-544.
55. Кара-Мурза А. А. Кризис идентичности в современной России: возможности преодоления // Реформаторские идеи в социальном развитии России / Отв. ред. С.А.Никольский. М.: ИФРАН, 1998. С.113-130.
56. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. 688 с.
57. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. 784 с.
58. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Изд-во Института национальной модели экономики, 1994.
59. Келли Дж. Теория личности: психология личных конструктов. СПб.: Речь,2000. 248 с.
60. Клер Р. Размышления о киноискусстве. М.: Искусство, 1958. 230 с.
61. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
62. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. С.21-24.
63. Краткий психологический словарь / Под. общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. Ростов н/Д, 1999. 512 с.
64. Культурология: Учебное пособие / Отв. ред. А.А.Радугин. М.: Центр,2001. С.83-94, 215-253.
65. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже 21 века // Психологический журнал. 2000. Т. 21, №3. С.73-87.
66. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130-140.
67. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. С.206- 207.
68. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
69. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, 1992. 17 с.
70. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487с.
71. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. №1.
72. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопр. философ. 1996. № 5. С. 15-26.
73. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000. С.20.
74. Лобойко Д. А. Акси-биографический метод // http://sociologi.narod.ru/metod/ aksbiogr.htm.
75. Ломов Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Отв. ред. Л.В.Куликов. СПб.: Питер. 2002. С.105-110.
76. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Философия. Мифология. Культура. М.: 1991. С.21-186.
77. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 432 с.
78. Лотман Ю.А. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. С. 155-240.
79. Лотман Ю.А. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. С.6-150, 316-317.
80. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. 320 с.
81. Любимова Т.Б. Гартман Эдуарт // Культурология. XX век. Энциклопедия / Отв. ред. Е.Н.Балашова. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. С.141.
82. Майерс Д. Социальная психология. Спб.: Питер, 1997. С.517-525.
83. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК Гнозис, 2003. С.52-83.
84. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Наука, 1998. 99 с.
85. Маркова Г.И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Дисс. канд. культур, наук. М., 1996. С.37.
86. Мартьянова И.А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичное™. СПб.: САГА, 2002. 151 с.
87. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С.77-105.
88. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 108 118.
89. Матвеева JI.B. Общение в сфере телевидения. Автореф. дис. . док. псих, наук. Москва, 2000. С.3-20.
90. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002. 361с.
91. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. С. 163-170.
92. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. М.: Онтопсихология, 2001. С. 14-90.
93. Методы диагностики ценностно-смысловых образований личности. Методические указания (часть 1). Ростов-на-Дону, 1995. 36 с.
94. Мид. Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 122-124.
95. Митта А. Кино между адом и раем. М.: Подкова, 1999. М.: Подкова, 2000. 471с.
96. Михалкович В.И. Кинематографическая онейрология // Психологический журнал. 2000. Т. 21, №3. С. 102-117.
97. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. №1. С.3-15.
98. Мудриков А.В. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991.С. 17.
99. Мясищев В.Н. Психология отношений // Психология личности в трудах отечественных психологов / Отв. ред. Л. В. Куликов. Санкт — Петербург: Питер. 2002. С.105-110.
100. Неговора А.Н. Репертуарный тест Дж. Келли и возможности его модификации. Методическое пособие по спецкурсу «Диагностика индивидуальных особенностей общения». Ростов, 1996. 41 с.
101. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: REFL, 1994.352 с.
102. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб.: Ювента, 1998. С. 187-197.
103. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №3. С.133-134.
104. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Современная книга по эстетике. М. Изд-во иностр. лит., 1957. С.447-456.
105. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация общества. М.: Радуга, 1991. 639 с.
106. Платон. Соч.: В 3 т. Том 3. М.: Мысль, 1970. 586 с.
107. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254 с.
108. Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментально психологии личности // Вопросы психологии. 1984. №3. С.151-157.
109. Почебут Л.Г. Психология и ценностные ориента-ции русского народа // Этническая психология и общество / Ред. Н.М. Лебедева. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1997. С.115-119.
110. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Вакпер, 2001. С.360-366.
111. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. М.: Миф, 1993. Т. 2. 445 с.
112. Ромек В.Г. Телевидение и агрессия // Модели СМИ и реальность жизни. Ростов н/Д: Изд-во ЮРГИ, 2003. С.44-48.
113. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. 688 с.
114. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. С.130-134, 155-172.
115. Рюмшина Л.И. Реклама как способ манипулирования общественным сознанием. М.: МАРТ, 2003. 240 с.
116. Рюмшина Л.И. Социокультурные предпосылки манипулирования // Вестник Ростовского государственного университета. Ростов н/Д. 2000.
117. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. JL: Изд-во ЛГУ, 1990.360 с.
118. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1975. 392 с.
119. Смирнова М.В. Коммуникация в современном глобальном обществе и проблема англоязычной экспансии // Мир психологии. 2000. №2. С.33-38.
120. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) / Отв. ред. Н.И.Киященко, В.Н.Лепский, Э. Г. Панаиотиди и др. М.: ИФРАН, 1998.301 с.
121. Соловьев B.C. Избранное. М.: Советская Россия, 1990. С.54-67.
122. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей. Руководство по применению. // Политология. Самара: СаГА, 2001. С.46.
123. Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С.356-371.
124. Сорокин П.А. Причины войны и условия мира // Социологические исследования. 1993. № 12. С.140-148.
125. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Прогресс, 1992. С.218.
126. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под. ред.
127. B.А.Лабунской. М.: Гардарики. 1999. С.36-54.
128. Спиноза Б. Этика// Избранные произведения в 2-х т. М.: Мысль, 1957. Т.1.С.395
129. Степанянц М.Т. Россия в диалоге культур Восток Запад // Реформаторские идеи в социальном развитии России / Отв. ред.
130. C.А.Никольский. М.: ИФРАН, 1998. С.82-98.
131. Тарасов К.А. К поиску выхода из экранного насилия // Психологический журнал. 2000. Т. 21, №3. С.118-127.
132. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. JI: Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с.
133. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. С.86-120.
134. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер, 2003. С.26-98.
135. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Л.Ф.Ильичева и др. М.: Сов. энциклопедия. 1983. 840 с.
136. Флиер А.Я. Массовая культура // Культурология. XX век. Энциклопедия / Отв. ред. Е.Н. Балашова. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. Т. 2. С.20-22.
137. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. М., 1998. №6. С. 138.
138. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
139. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. 234 с.
140. Фрейд 3. Я и ОНО: труды разных лет: В 2 т. Тбилиси: Мерани, 1991; Т. 2. С.40-86.
141. Фромм Э. Иметь или Быть. М.: Издательство ACT, 2000. С. 10-65.
142. Хайруллина Ю.Р. Социализация личности: теретико-методологические подходы. Автореф. дис. док. соц. наук. Саратов, 1998. С. 14-21.
143. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 448 с.
144. Хащенко В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Ред. А.Л.Журавлев. М.: Изд-во ИП РАН, 1998. С.107-122.
145. Хекхауэен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 2. 408 с.
146. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. С.431-478.
147. Хюбнер К. Истина мифа, М.: Республика, 1996г. С.220-222.
148. Ценности в кризисном социуме (заседание «круглого стола» в Институте психологии АН СССР) // Психол. журн. 1991.Т. 12. № 6. С. 154-167.
149. Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. М.: Институт практической психологии, 1998. С.9-43.
150. Шамшин Л.Б. Аудиовизуальная культура // Культурология. XX век. Энциклопедия / Отв. ред. Е.Н. Балашова. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. Т. 1.46 с.
151. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. Том 3. №5. С.135-146.
152. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М.: Искусство, 1988. С.124.
153. Шилова В. А. Полифункциональное телевидение в системе интерактивного управления социально значимыми процессами. //Мир психологии. 2000. №2. С.56-66.
154. Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997. 505 с.
155. Шкуратова И.П. Когнитивная сложность и ее влияние на восприятие себя и других. Методическое пособие по курсу «Диагностика индивидуальных особенностей общения». Ростов н/Д, 1994. 20 с.
156. Шкуратова И.П. Руководство по применению репертуарного теста Дж.Келли для диагностики межличностных отношений. Пособие по курсу «Диагностика индивидуальных особенностей общения». Ростов н/Д, 1998. 35 с.
157. Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега. 1998, №3 (17). С.295-315.
158. Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е—30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1992. С.347-361.
159. Шубкин. В.И. Начало пути // Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы. М.: Молодая гвардия, 1979. 224 с.
160. Эйзенштейн С.М. Монтаж. М.: ВГИК, 1998. С. 19-63.
161. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
162. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Renaissance, 1991. 286 с.
163. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Под. ред. Е.В.Шороховой. М.: Наука, 1975. С.89-106.
164. Якимович А.К. Киноискусство // Культурология. XX век. Энциклопедия / Отв. ред. Е.Н. Балашова. СПб.: Университетская книга, 1998. Т.2. С.305-310.
165. Ямпольский М.В. Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК Культура, 1993. С.12-91.
166. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. С.5-44.
167. Bandura A., Ross D., Ross S. Imitation of film-mediated aggressive models // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. No 66. P.3-11.
168. Berkovitz L., Rawling E. Effects of film violence on inhibition against subsequent aggression // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. No 66. P.405-412.
169. Blumer J., Katz E. The uses of mass communications: Currentperspectives on gratifications research. Beverly Hills: Sage. 1974. P.71-92.
170. Bruner J. Actual minds, possible worlds. Cambridge: Harvard University Press. 1986. 265 p.
171. Bruner J. Chid's talk. Acts of Meaning. Cambridge: Harvard University Press, 1990. P.39.
172. Eco U. Towards a Semiotic Inquiry into the Television Message // Working Papers in Cultural Studies, 1972. P.103-121.
173. Eco U. Innovation and Repetition: Between Modern and Post-Modern Aesthetics. Daedalis. 1984. P. 162.
174. Esslin M. The Age of Television. San Francisco: W.H. Freeman and Company, 1982. P.22.
175. Fiske J., Harttley J. Reading Television. Cambridge: Harvard University Press, 1978. P.46-73.
176. Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. Growing up with television: The cultivation perspective // Cultivations analysis: New directions in media effects research Newbury Park, С A: Sage. 1994. P. 17-41.
177. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. In: Parnsons T. and Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1951, P.395-400.
178. Kozloff S. Narrative Theory and Television // Channels of Discourse. L.: Chapel Hill, 1987. P.42.
179. Lewy M. Watching TV-news as Para-Social Interaction // TV and Prosocial Behavior. 1979. Vol. 23 (3). P.20-24.
180. Liebert R., Sprafkin J. The early window: effect of television on children and youth. N. Y. 1988. P.27.
181. Lippmann W. Public Opinion. New Brunswick: Transaction Publishers, 1991. 427 p.
182. McLuhan M. The Global Village: Transformations in World Life. N.Y.: Oxford University Press, 1989. 220 p.
183. McQuail D. Sociology of Mass Communications. L.: Penguin Books, 1972. P.135-165.
184. Meyrowitz J. No sense of place: The impact of electronic media on social behavior. N. Y.: Oxford University Press, 1985. 416 p.
185. Morin E. Le cinema ou J'homme imaginaire // Essais d'antropologie sociologique. Paris: Les Editions de minuit, 1956. P.97-132.
186. Morlean-Ponty M. Le cinema et la Nouzelle Psychologie // Sens etnon-sens. Paris: Nagel, 1948. P.97-122.
187. Murray K. Life as Fiction // Journal for the Theory of Social Behaviour. 1985. Vol. 15(2). P.173-188.
188. Postman N. The disappearance of childhood. N. J.: Delacorte, 1982. 177 p.
189. Potter W, Perceived reality in television effects research // Journal of Broadcasting & Electronic Media. No 32. P.23-41.
190. Rokeach M. The nature of Human Values. N. Y.: Free Press, 1973.438 p.
191. Signorielli N. Television mean's and dangerous world // Cultivations analysis: New directions in media effects research Newbury Park, CA: Sage. 1994. P.85-106.
192. Sorokin P. Sociological Theories of Today. New York, 1966. P.23.
193. Stein B. Fantasy and culture on television // Television in society. New Brunswick NJ: Transaction Books. 1987. P.215-258.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.