Целостность и многообразие социалистической художественной культуры и гармоническое развитие личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Громов, Валерий Евгеньевич
- Специальность ВАК РФ09.00.04
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат философских наук Громов, Валерий Евгеньевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
§ I. О единстве научного, художественного и нравственного сознания
§ 2. Целостнаягармонически развитая личность
ГЛАВА 2. ЦЕЛОСТНОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ РОЛЬ В
ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
§ I. Целостность творческого метода социалистического реализма -основа целенаправленной активизации общественной роли искусства
§ 2. Многообразие искусства как фактор всестороннего развития личности
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Особенности эстетического воспитания личности средствами художественной культуры в условиях развитого социализма1983 год, кандидат философских наук Аллаяров, Мавлян
Духовно-творческий потенциал художника1984 год, доктор философских наук Гайжутис, Альгирдас Людович
Специфика мировоззренческого содержания искусства1984 год, кандидат философских наук Попович, Николай Дмитриевич
Эстетические принципы современного советского самодеятельного театра1980 год, кандидат философских наук Гармиза, Н.В.
Народность искусства как философско-эстетическая проблема1983 год, доктор философских наук Рукавицын, Михаил Максимович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Целостность и многообразие социалистической художественной культуры и гармоническое развитие личности»
Актуальность темы исследования. Общество развитого социализма - новая ступень в становлении социально-экономической формации коммунизма, в развитии свободы исторической самодеятельности человечества. Невиданный размах промышленного освоения действительности, стремительный технический прогресс, необходимость научного управления общественными процессами ведут к существенному возрастанию роли субъективного фактора в социальных отношениях. Формы общественного сознания, духовная культура в целом приобретают в этих условиях значение необходимых средств сознательного воздействия людей на процесс общественного развития. Социальная практика требует целостного познания социума, предполагает рассмотрение отдельных элементов социальной жизни в соответствии с оптимальным функционированием целого.
Научные модели деятельности и общения, реализуясь в практике как ее регулятивные установки, приобретают важное нравственное значение, поскольку от их содержания, истинности и форм практического применения зависит оптимальное функционирование и развитие общества, всестороннее удовлетворение материальных и духовных потребностей людей, раскрытие и совершенствование их творческих способностей.
Развитие целостного общественного самосознания в процессе расширения свободы исторической самодеятельности человека, ведя к углублению единства науки и нравственности, предполагает совершенствование и эстетической культуры общества, в которой истинное и нравственное становятся неотъемлемыми элементами, приобретают эстетическую меру. Роль искусства и как специфической деятельности, и в смысле внедрения эстетических начал во все сферы жизни социума в этих условиях неизмеримо возрастает, активно способствуя всестороннему развитию личности и общественных отношений.
Реализация необходимости широкого применения научных знаний, утверждения высокой эстетической культуры и нравственности в социальной практике развитого социализма предполагает соответствующее развитие и отдельных личностей; от личности требуется глубокое усвоение научного мировоззрения, выработка целостного миро-отношения, всесторонность и гармоничность ее индивидуальных творческих сил. Естественно, что это ведет к возрастанию общественной роли личности, повышает значение ее общекультурных, интеллектуальных, нравственных и других качеств.
Отмеченные социальные процессы свидетельствуют о важности и актуальности проблемы соотношения научного, нравственного и эстетического сознания в контексте развития исторической самодеятельности и целостности общества, а также проблемы формирования личности как индивидуального выражения этого процесса.
Универсальный характер человеческой жизнедеятельности, многообразие отношений человека к действительности предполагают соотнесение этого многообразия с развитием целостности общества. Взаимосвязь целостности и многообразия требует специального рассмотрения, особенно в сфере художественной культуры, имеющей общепризнанную роль в универсальной социализации личности, многостороннем развитии ее способностей и одновременно влияющей на характер интеграции отдельных элементов в структуре личности. Кроме того, анализ отмеченной взаимосвязи затрагивает ряд важных проблем самого искусства /творческого метода, видов искусства, его социальных функций/.
Углубленный интерес к проблемам развития художественной культуры и личности вытекает и из задач, которые ставит КПСС в области культурного строительства в нашей стране и в ориентации научных разработок по проблемам культуры и личности. В материалах последних съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, постановлениях ЦК КПСС по вопросам литературы и искусства подчеркивается возросшая роль искусства в духовной жизни общества, в пропаганде коренных идей марксизма-ленинизма, художественном отражении социалистического общественного идеала. Вместе с тем, отмечается долг обществоведов углубленно изучать процессы, происходящие в социальной практике развитого социализма, его духовной культуре в интересах развития и совершенствования социалистических общественных отношений, а также в целях борьбы с буржуазной идеологией и психологией, утверждения социалистических культурных и нравственных ценностей.
Состояние разработки проблемы. В ряде работ, опирающихся на конкретно-исторические реалии, исследовано понятие социали- . стического образа жизни, охарактеризовано то качественно новое в духовной культуре советского человека, что появилось в условиях развитого социализма /А.И. Арнольдов, Е.А. Ануфриев, Л.П.Бу-ева/, предпринят анализ социальных функций социалистической культуры вообще /Э.В. Соколов/ и художественной культуры, искусства в особенности /М.С. Каган, Л.Н. Столович/, в результате чего выработано разностороннее представление об их роли в гармоническом развитии личности. Проблемы соотношения художественно-эстетического и познавательного начал в деятельности человека, гармоническом развитии личности исследовались и в контексте общей теории деятельности /В.П. Иванов, Г.С. Батищев, Л.И. Новикова, Л.П. Буева/, что привело к выработке концепций, имеющих важное методологическое значение в дальнейшей разработке проблем духовной жизни социалистического общества. Проблемы эстетического и нравственного отношения человека к действительности изучались и в культурологическом контексте /С.Д. Лихачев, Г.Д. Гачев, А.Я.1Уревич, О.Г. Дробницкий и др./, как следствие сделаны типологические обобщения личностного самосознания, авторского самосознания в искусстве в условиях тех или иных исторических культур.
В меньшей степени исследован аспект целостности духовной культуры и искусства и их значения в гармоническом развитии личности. Требует уточнения и понятие целостного развития личности. Нередко оно трактуется несколько упрощенно, вроде единства эмоциональной и рациональной сторон в структуре личности. Часто целостную личность понимают как психологическую тотальность многообразного отношения индивида к действительности, при этом фиксация ее свойств происходит как бы на уровне внешнего, дискретного обнаружения, а не "изнутри", как особенное выражение единой сущностной основы человека вообще, развивающейся в социально-историческом времени. Понимание единства эмоциональной и рациональной сторон в структуре личности при таком способе рассмотрения проблемы, несмотря на обычное для философов-марксистов признание общественной природы человека, сближает исследователей с ограниченной индивидуально-психологической трактовкой индивида, несколько затеняя аспект персонификации социальной практики в личности, как ее конкретно-исторической основы. Очевидно необходим анализ конкретно-исторических форм единства чувственного и рационального в духовной культуре общества, логики изменения этого отношения в контексте развития человечества /Человека/ вообще.
Наиболее распространенным толкованием целостности вообще является понимание ее как интегративного качества, не тождественного сумме частей /В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Б.Г.Юдин/. Эстетики и искусствоведы в вопросе о целостности художественного произведения держатся той же точки зрения: это "метахудоже-ственная структура", тотальность, возникающая из взаимодействия ее элементов /Д.С. Лихачев/.
Признавая большое методологическое значение этих определений целостности, заметим, что в терминологическом обиходе, когда необходимо выделить характерные свойства целого /например, органического в противоположность суммативному/, ее /целостность/ нередко отождествляют с целым /"целое не равно сумме частей"/. На наш взгляд, понятие целостности целесообразно трактовать более строго. Целостность - это не целое, это способ явления сущности в существовании, конкретно-историческая форма разрешения противоречия части и целого, противоречия, которое должно быть понято и как отношение общего и особенного, необходимого и случайного в движении сущности к полноте осуществления. Идеальная, наиболее развитая форма целостности /личности, общества и т.д./ предполагает такое отношение части и целого, при котором они реализуют в существовании наиболее полное раскрытие их субстанциальной основы /сущности/. В абстрактно-логическом виде это движение выступает как восхождение особенного до уровня всеобщего.
Таким образом, в исследовании целостности социалистической художественной культуры, ее многообразия и роли в духовном развитии человека необходим широкий социально-исторический контекст, единство ретроспективы и перспективы в анализе становления общества как развитой целостности.
Цель исследования и задачи исследования. Исследовать развитие целостной, гармонической личности в аспекте детерминации ее социально значимых свойств формированием духовно-практической целостности общества развитого социализма /в широком смысле -коммунистического общества/ и целостным многообразием социалистической художественной культуры.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи: рассмотреть духовно-практическую сторону процесса целостного развития общества, а именно соотношение научного, нравственного и художественно-эстетического сознания; в этом же аспекте исследовать содержание понятия целостной, гармонически развитой личности, опираясь на общефилософское понятие сущности человека; рассмотреть творческий метод социалистического реализма как стержневой элемент структуры художественной деятельности, сознательного, рефлективно-методологического отношения творцов искусства и к своему творчеству и к его общественному значению, социальной активности; проанализировать социальную природу целостного многообразия социалистической художественной культуры и его роль во всестороннем, гармоническом развитии личности.
Методологической и теоретической основой исследования явились труды основоположников марксизма-ленинизма, в особенности те работы, в которых дан анализ логики истории экономических, социальных, политических отношений, развития науки, философии, культуры, личности. Автор опирался на идеи, содержащиеся в материалах ХХУ1 съезда КПСС, июньского /1983 года/ и последующих пленумов ЦК КПСС, постановлениях ЦК КПСС по вопросам литературы и искусства. Б исследовании использованы труды советских и зарубежных философов по проблемам развития социалистической культуры и личности /А.И. Арнольдов, Е.А. Ануфриев, Н.В. Гончаренко, Э.В. Соколов/, общей теории деятельности, общения, специфике форм общественного сознания /В.П. Иванов, Г.С. Батищев, Л.П. Бу-ева, Л.И. Новикова/, историко-типологические исследования в области философии, науки, искусства /С.С. Батенин, М.А. Булатов, А.Я. Гуревич, Г.Д. Гачев, Н.И. Конрад, Б.Г. Кузнецов, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев и др./.
Новизна результатов исследования. В диссертации исследуется духовное развитие личности в контексте становления духовно-практической целостности коммунистического общества как проявления исторической реализации сущности человека в адекватных ей формах человеческой жизнедеятельности. В результате разработана концепция духовно-практической целостности коммунистического общества, дан анализ причин формирования целостной художественной культуры в условиях социализма, раскрыта ее роль в гармоническом развитии человека.
Более конкретно новизна исследования выражается в следующих положениях: становление духовно-практической целостности коммунистического общества состоит в формировании внутреннего единства науки, нравственности и искусства в процессе развития свободы исторической самодеятельности человечества; целостная гармоническая личность - это личность, в которой наиболее полно отражается и персонифицируется духовно-практическое единство социума; целостная личность - не простое отражение /положенность/ духовно-практической целостности общества, она делает ее принципом своей индивидуальной самодеятельности, собственным основанием; мера целостного развития личности тесно связана с общим уровнем общественно-исторического развития рода "человек", в соответствии с его социальной, деятельной и универсальной сущностью и способом ее адекватного проявления в существовании; способность искусства быть целостным отражением социально значимого содержания и позитивным средством совершенствования духовного мира людей, их реальной жизнедеятельности может быть обеспечена таким типом художественного метода, в котором научное философское мировоззрение органично слито с мироощущением художника, созерцательное отношение к миру с практически действенным; формирование целостности социалистической художественной культуры при многообразии видовых и прочих спецификаций искусства является фактором эффективного совершенствования духовного мира личности лишь постольку, поскольку характеристики целостности и многообразия органично дополняют друг друга и целостность становится формой гармонического единства многообразных проявлений художественной деятельности, координатором их социальных функций;
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что его положения и выводы могут быть использованы при дальнейшей разработке проблем целостного духовно-практического развития общества, гармонического развития личности, целостности и многообразия социалистической художественной культуры.
Материалы диссертации могут быть использованы при чтении нормативных курсов по марксистско-ленинской эстетики по темам: "Искусство как общественное явление", "Искусство и другие формы общественного сознания", "Социалистический реализм - творческий метод советского и мирового прогрессивного искусства", "Эстетическое воспитание", а также в научно-теоретической пропаганде среди художественной интеллигенции и в широкой культурно-просветительной работе.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной использованной литературы. Во введении раскрыта актуальность темы, степень ее разработанности, определены цели и задачи исследования, его новизна, теоретическое и практическое значение, указана методологическая и теоретическая основа диссертации, сформулированы основные по
Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Народная культура как социальное явление1984 год, доктор философских наук Цукерман, Владимир Самойлович
Специфика содержания и жанров литературно-художественной критики (на материале центральных газет)1984 год, кандидат филологических наук Буркутбаева, Роза Михайловна
Деятельность Компартии Узбекистана по эстетическому воспитанию масс (1966-1975 гг.)1984 год, кандидат исторических наук Эраназарова, Наталья Дмитриевна
Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности1983 год, Абдуллаев, Закир Иса оглы
Взаимодействие интернационального и национального в воспитательной работе культурно-просветительных учреждений Узбекистана как фактор повышения эффективности их деятельности1985 год, кандидат педагогических наук Куватов, Зуфар Минбаевич
Заключение диссертации по теме «Эстетика», Громов, Валерий Евгеньевич
142 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данном исследовании мы проделали путь от проблемы становления духовно-практической целостности коммунистического общества в аспекте единства научного, художественно-эстетического и нравственного сознания к проблеме целостного и гармонического развития личности и далее от этой, общефилософски трактуемой связки социального и индивидуального, к проблемам целостного развития художественной культуры и духовного развития человека.
В первом параграфе первой главы, прибегая к анализу философских воззрений на связь научного, эстетического и нравственного сознания в контексте исторического развития общества, автор сосредоточивает внимание на процессе становления социума как духовно-практической целостности. Эта целостность предполагает формирование общества как Культуры в том ее гуманистическом значении, которое отражает высокоразвитую взаимосвязь форм общественного сознания друг с другом и реальной практикой как исторически самодеятельной и свободной жизнедеятельности социального целого.
Историческая необходимость целостной культуры обусловлена высокой степенью обобществления и универсализации социальной деятельности, ее непосредственной всеобщностью небывалым ростом производительных сил человечества, широко развернутым становлением Природы как Социального Универсума. Универсум людей такого рода стремится гармонически соединить начала нравственности, эстетического совершенства и познания как объективно необходимые регулятивные принципы своей совокупной сознательной активности, ибо диссонанс этих начал ведет к нарушению стабиль* См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 2, с. 347. ности социальной системы, затрудняет процессы ее совершенствования и развития.
В понимании проблемы целостного развития общества диссертант опирался на диалектические принципы философского осмысления социальных явлений. Особенно продуктивной в формировании концепции целостности /общества, отдельных форм деятельности, личности/, которую предлагает диссертант, явилась идея единства общего и особенного и диалектическая концепция развития. В этой связи автор особо выделяет методологическое значение закона развития особенного до уровня всеобщего, когда развитие сущности, начинаясь с появления случайного, единичного признака в отдельном, доходит до накопления в нем как особенном наибольшей полноты существенного содержания. Особенное, как отмечали мы в диссертации, является здесь наиболее адекватным носителем всеобщего, представляет конкретное воплощение своей родовой сущности, образует единство сущности и существования.
Сущность, которую имеет в виду диссертант, - человеческая сущность, в ней мы выделяем три наиболее общих определения: деятельность, универсальность, общественный характер. В соответствии с этими определениями, широко признанными в философской литературе, характеризуется историческое развитие общественного человека в аспекте целостности и утверждается, что целостность общества состоит в создании такой культуры социальной жизнедеятельности, при которой индивиды свободно реализуют основные стороны сущности человека. Диссертант стремился показать, что наиболее полно это возможно в "царстве свободы" общественно-исторической практики, в условиях сознательной самодеятельности общественного целого.
Закономерно, что формы общественного сознания - наука, искусство, сфера нравственности, в которых проявляются отмеченные моменты сущности человека, также должны обладать целостным характером, вырабатывая идеи, научные знания, художественно-эстетические ценности и нравственные императивы, необходимые для оптимальной жизнедеятельности социума, всестороннего и гармонического развития индивидов.
Становление общества как целостности, воспроизводя внутреннее единство познавательного, эстетического и нравственного начал в социальной деятельности, не нарушает специфики науки, искусства и нравственности. Наоборот, они как бы реализуют идеал своего специфического предназначения.
Единство отмеченных форм общественного сознания, их взаимная рефлектированность в контексте социальной практики для диссертанта имеет еще тот смысл, который связан с возможностью человека как субъекта социальной деятельности, теоретически, нравственно, эстетически выходить за пределы существующих детерминант социальной практики, осмысливать их в связи со всемирной историей человечества и нравственными, эстетическими идеалами формирования духовно богатого, совершенного человека.
Понятие целостной, гармонически развитой личности диссертант также формирует на основании понятия сущности человека и объективных требований общественного развития. Автор показывает, что современное социалистическое общество, создавая базу для преобразования общественных отношений в коммунистические, настойчиво требует прогресса в характере взаимосвязи личности и социума. Стал объективно необходим гармонически развитый человек, универсальная личность с масштабным, целостным миросозерцанием, высокой эстетической культурой, активной жизненной позицией. Сила и значение целостной личности в таком единстве его деятельности, знаний, нравственных и эстетических ценностей, которое делает его сознательным и ответственным участником общественного прогресса, сближает личные цели человека со всеобщими целями человечества.
Условия, в которых человек выступает как творец своей истории, являются условиями реального воспроизводства и самого человека во всей полноте всеобщих определений его сущности. Общество, овладевшее производством самой "формы общения", практически и сознательно реализует творческий характер сущности человека, не подчинено точке зрения внешнего отношения полезности, действует универсально, без принципиального ограничения масштаба своей деятельности. Личность как особенное выражение столь полного развития социальных условий единства сущности человека и практических форм его существования закономерно становится целостной, поскольку воплощает в себе определенную меру совокупного общественно-исторического опыта в индивиде так, что устраняет его /индивида/ случайный характер по отношению к задачам социального целого, необходимо включает его сознательную деятельность в процесс практической активности общества. В этом смысле автор утверждает, что быть целостной личностью - значит в полной мере приобрести жизнедеятельность, свойственную человеку по его социальной природе.
Поскольку наука, эстетическая культура и нравственность являются общими духовно-практическими формами, в которых осуществляются отмеченные выше моменты человеческой сущности, диссертант считает, что воспитание целостной, гармонически развитой личности теснейшим образом связано с тем, как индивид реализует в себе сущность человека через отношение к науке, искусству и требованиям нравственности, насколько их органическая связь в системе целостного общественного самосознания и жизнедеятельности становится внутренней связью знаний, эстетических предпочтений и моральных императивов в деятельности личности.
В более конкретном плане и в контексте актуальных задач коммунистического воспитания человека черты целостной, гармонической личности проявляются в овладении индивидом научным диа-лектико-материалистическим мировоззрением, высоком профессионализме в избранной профессии, развитой эстетической и нравственной культуре. Целостная личность - личность самодеятельная и творческая, нравственные и эстетические ценности общества являются внутренними мотивами ее жизненной активности. Автор считает, что исторически коммунисты наиболее полно в сравнительном смысле воплощают черты целостной, гармонически развитой личности, то есть диссертант находит возможным трактовать понятие личности коммуниста шире его политического значения.
Во второй главе диссертации автор, опираясь на идею развития целостного характера художественной культуры в условиях коммунистического строительства, акцентирует внимание /§ I/ на углублении необходимой связи искусства с его научно-теоретическим самосознанием. Диссертант считает, что одна из черт целостности искусства, его внутренняя связь с наукой ближайшим образом проявляются в творческом методе социалистического реализма, включающего в себя диалектико-материалистическое мировоззрение, марксистско-ленинское понимание закономерностей общественного развития, научно-философское самосознание истории художественной практики. Диссертант показывает, что реализм является фундаментальным принципом жизнедеятельности культуры социалистического типа, поэтому закономерно появление в искусстве творческого метода социалистического реализма.
Автор рассматривает этот метод как стержень сознательного отношения творцов искусства и к художественной деятельности, и к обществу в целом в контексте стоящих перед ним исторических задач. В реалистическом отражении искусством тенденций общественного развития, изменений в структуре социальных ценностей и художественном формировании "действительности будущего"/М.Горький/ раскрывается и нравственная природа художественной культуры социализма, ее высокое гуманистическое призвание.
Во втором параграфе второй главы диссертации социалистическая художественная культура изучается со стороны роли ее многообразных форм в гармоническом развитии личности. Диссертант стремится показать, что в социально-историческом смысле, в плане реального освоения индивидами культуры, которую они продуцируют в своей совокупной жизнедеятельности, социалистическая культура есть подлинно многообразная культура, скрепленная единством сознательной активности общественного целого. Ее единство и целостность исторически противостоит дискретному единству культуры классово-антагонистических формаций, в которых автор подчеркивает момент отрицательной разности культурных ценностей различных социальных групп, сословий, классов. Диссертант считает, что гарантом органической связи народа с культурными достижениями человечества и его исторической памятью являются социально-политические основы социалистического общества, деятельность советского государства и КПСС по идейному руководству духовной культурой и совершенствованию структуры социального функционирования ее ценностей. Одно из проявлений такого благотворного воздействия государства и партии на духовную культуру реализуется в содействии КПСС развитию видового, жанрового, стилевого и т.д. многообразия искусства.
Рассматривая искусство как многообразие, диссертант характеризует его роль в формировании разностороннего, гармонического и целостного человека. Поскольку высшие практические цели социалистического общества заключаются в творческом изменении и совершенствовании мира человека, всестороннем и гармоническом развитии всех людей, искусство, создающее образное отражение широкой панорамы социальной жизнедеятельности, становится наглядной демонстрацией универсальности человека, показателем его творческих возможностей и устремлений. Закономерно, что отражение многообразия жизни в многообразии видов искусства, в полифонии форм художественно-эстетической интерпретации действительности способствует универсализации личности, обогащает структуру ее потребностей, воздействует на содержание побудительных мотивов жизненной активности, развивает "силы субъективности" -интеллект, фантазию, продуктивную способность воображения, сферу чувств как теоретиков.
Подчеркивая, что возрастающее значение художественной культуры в воспитании нового человека обеспечивается синтезом многих взаимодополняющих друг друга факторов /развитие духовно-практической целостности социалистического общества, руководящая роль партии в области культурного строительства, научное философское самосознание искусства, творческий метод, видовое многообразие и т.д./, автор проводит мысль о качественно новом уровне социальной активности искусства, его общественного резонанса и нравственной ответственности.
Рассматривая искусство как сложную динамическую систему, диссертант отмечает, что в условиях становления целостного, самодеятельного общества возникает тенденция любой деятельности к осуществлению по законам красоты. Создаются широкая диффузная граница между искусством и неискусством, свидетельствуя о возможностях видового обогащения искусства, о повышении образно-выразительных потенций создаваемой человеком предметной среды. Автор подчеркивает, что в сближении социальной предметности с искусством в аспекте повышения ее образной выразительности заключен фундаментальный смысл, связанный с возникновением общественных отношений, при которых вещи "по-человечески" относятся к человеку, выражают свою общественную природу и человеческое значение в единстве с практической целесообразностью. В этом контексте характеризуется общий смысл прикладных искусств и их роль в духовном развитии человека.
Выделяя две стороны воздействия искусства на человека -развитие человеческой чувственности и интеллекта как способностей личности и содержательное, идейно-нравственное обогащение ее духовного мира, - диссертант подчеркивает особенную идейно-воспитательную, мировоззренческую функцию тех искусств, которые в целом не являются прикладными. Так, литература, образующая в искусстве широко развернутую сферу идеологической борьбы, является эффективным проводником мировоззренческих и этических концепций. Одна из граней целостного характера литературы социалистического реализма, по мнению автора, проявляется в интересе к личности как социально-исторической проблеме. Человек интересует писателя как активный, ответственный деятель, для которого проблема личностной мотивации поступков неотделима от нравственной значимости их социальных следствий. Подлинный положительный герой литературы социалистического реализма - целостная личность в процессе ее сложного и противоречивого становления, это синтетический образ сегодняшнего и завтрашнего "должного" человека.
Поскольку личность для литератора не самодовлеющая абстракция, а индивид, формирующийся в определенной общественной среде и в связи с определенными социальными проблемами, тема оказывается конкретным проблемным контекстом, в котором становление целостного человека становится некоторой особенной проблемой целостного развития общественных отношений. Какие это темы -проблемы? Диссертант отмечает некоторые из них: проблему "этического критерия" науки, социальной ответственности ученого, общества и природы, человека и его отношения к своей работе, людям, которыми он окружен /"производственная тема"/ и т.д.
Отмечая различную роль видов искусства в сфере социального общения, диссертант выделяет идейно-воспитательные функции кинематографа и телевидения как наиболее коммуникативных средств идеологического воздействия искусства на человека.
Поскольку идейно-воспитательная функция искусства, формирование у личности целостного сознания тесно связаны с развитием и чувства историчности происходящего, мировоззрения и мироощущения, предполагающих неотчужденное отношение ко времени и логике происходящих в нем процессов, кинематограф, со свойственным ещ процессуально-временным характером и способностью наиболее полно передавать жизнь в форме ее самой, также особо выделяется диссертантом. Герой кинопроизведения в своих социально значимых чертах и практических деяниях особенно ощутим как соотнесенный с историей, с общественными целями, закономерностями и стихийными тенденциями, возникающими в жизнедеятельности социалистического общества.
Не ставя перед собой цель исследовать идейно-воспитательную функцию во всех видах искусства, автор касается еще лишь некоторых проблем эстрады /в частности, развлекательности/ и музыки /ее содержательности/.
Замечая, что специфика видов искусства, различие в степени их социальной динамики не дают основания приуменьшать художественно-эстетическое значение каждого из них, диссертант утверждает, что художественная культура как многообразное целое может обладать подлинно целостным характером лишь тогда, когда человек /общество/ будет обладать научным пониманием роли и значения всех ее структурных элементов и, более того, управлять процессами художественной культуры в соответствии с целостным развитием общества вообще.
Целостная художественная культура, будучи эстетическим выражением общего уровня универсальности сущностных сил и потребностей общественного субъекта как система видов образует не "дискретную материю" разнообразного и внешнего воздействия своих элементов на личность с целью ее многостороннего развития, а необходимую форму универсальной социализации человека, в которой случайный характер отдельного индивида "переплавляется" в необходимый характер целостной, гармонически развитой личности - личности коммунистического типа.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Громов, Валерий Евгеньевич, 1985 год
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 7 544.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т. 4, с. 419 459.
4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 41 147.
5. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414 429.
6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 264 - 266.
7. Маркс К. Экономические рукописи 1857 1858 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с. 709 - 738.
8. Маркс К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 65 - 185.
9. Маркс К. Критика политической экономии /черновой набросок 1857 1858 годов/. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. I, с. 51 - 510.
10. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 5 9.
11. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 5 - 338.
12. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 339 - 626.
13. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 185 230.
14. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 269 - 317.
15. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. М., 1976.
16. Ленин В.И. Что делать? Полн. собр. соч., т. 6, с. I-I92.
17. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.-Полн. собр. соч., т. 12, с. 99 105.
18. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. -Полн. собр. соч., т. 17, с. 206 213.
19. Ленин В.И. Проект платформы к 1У съезду социал-демократии латышского края. Полн. собр. соч., т. 23, с. 203 - 211.
20. Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т. ЙЗ, с. 314 - 322.
21. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн. собр. соч., т. 24, с. ИЗ 150.
22. Ленин В.И. Приветственная речь 6 мая /I Всероссийский съезд по внешкольному образованию/. Полн. собр. соч., т. 38, с. 329 - 332.
23. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т. 41, с. 298 - 318.
24. Ленин В.И. Письмо к A.M. Горькому /25 февраля 1908 г./. -Полн. собр. соч., т. 47, с. 141 145.
25. Ленин В.И. 0 пролетарской культуре. Полн. собр. соч., т. 41, с. 336 - 337.
26. Ленин В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре. -Полн. собр. соч., т. 41, с. 462.
27. Ленин В.И. Телеграмма А.В. Луначарскому. Полн. собр. соч., т. 50, с. 182.
28. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т.29, с. 3 - 332.
29. Ленин В.И. о литературе и искусстве. М.: Худож. лит.,1979. 827 с.
30. Ленин В.И. о коммунистической нравственности. М.: Госполитиздат, 1961. - 294 с.
31. Официально-документальные материалы
32. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.:1. Политиздат, 1976. 144 с.
33. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. М.: Изд-во Верховного Совета СССР, 1971.32 с.
34. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.
35. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981. 223 с.
36. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апр. 1979 г. -М.: Политиздат, 1979. 15 с.
37. КПСС о формировании нового человека / Сб. документов и материалов /1965 1976/. - М.: Политиздат, 1976. - 456 с.
38. Об идеологической работе КПСС / Сб. документов. М.: Политиздат, 1977. - 639 с.
39. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Доклад на совместном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов21 дек. 1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 30 с.
40. Брежнев Л.И. Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики: Доклад ХХУ съезду КПСС 24 февр. 1976 г. Ленинским курсом / Речи и статьи. М.: Политиздат, 1976, т. 5, с. 450 - 550.
41. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
42. Всесоюзная теоретическая конференция "Философия и искусство развитого социализма"/ М., 17 19 янв. 1979 г./: Информ. материалы. - М.: Изд-во АН СССР. Философское общество СССР, 1979, & 4/15. - 54 с.
43. Коммунистическая идейность основа активной жизненной позиции: По материалам Всесоюз. науч.-практич. конф. в Баку /25 - 27 апр. 1979 г./. - М.: Политиздат, 1979. - 237 с.4. Книги
44. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. - 320 с.
45. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - 380 с.
46. Ананьев В.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1969. - 339 с.
47. Ануфриев Е.А. Человек обществу, общество - человеку. -М.: Политиздат, 1975. - 80 с.
48. Арнольдов А.И. Социалистический образ жизни и культура. -М.: Мысль, 1976. 156 с.
49. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. - 221 с.
50. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
51. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. - 143 с.
52. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. 158 с.
53. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат,1980. 368 с.
54. Афасижев М.Н. Фрейдизм и буржуазное искусство. М.: Наука, 1971. - 128 с.
55. Афасижев М.Н. Эстетические потребности человека. М.: Знание, 1979. - 63 с.
56. Бальзак Оноре. Соб. соч.: В 15-ти т. М.: Госполитиздат, 1951, т. I, с. I - 18.
57. Батенин С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 295 с.
58. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.
59. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1965. -527 с.
60. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1956, т. 10, с. 212 - 220.
61. Белкин А.А. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975. - 192 с.
62. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. - 339 с.
63. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М.: Знание, 1972. - 48 с.
64. Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М.: Наука, 1973. - 232 с.
65. Борев Ю.Б. Критика современных буржуазных эстетических концепций. М.: Высш. школа, 1977. - 173 с.
66. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1981. - 339 с.
67. Борев Ю.Б. Роль литературной критики в художественном творчестве. М.: Знание, 1979. - 63 с.
68. Борисовский Г.Б. Парфенон и конвейер. М.: Мол. гвардия, 1971. - 176 с.
69. Брехт Б. О театре. М.: Изд-во иностр. лит., I960. -363 с.
70. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 268 с.
71. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.
72. Булатов М.А. Ленинский анализ немецкой классическоф философии. Киев: Наук, думка, 1974, с. 194 - 210.
73. Бычко И.В. Познание и свобода. М.: Политиздат, 1969.215 с.
74. Бычко И.В. В лабиринтах свободы. М.: Политиздат, 1976.159 с.
75. Ванслов В.В. Прогресс в искусстве. М.: Искусство, 1973.255 с.
76. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. Л.: Художник РСФСР, 1975. - 227 с.
77. Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1978. - 269 с.
78. Виды искусства и современность. М.: Искусство, 1962. -199 с.
79. Владимиров H.II. Классовое и общечеловеческое в искусстве.-М.: Знание, 1979. 64 с.
80. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1978. 264 с.
81. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.
82. Гаврилюк Г1.И. Эстетическая культура и социальный прогресс. Киев: Наук, думка, 1978. - 244 с.
83. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. М.: Искусство, 1972. - 200 с.
84. Гартман Н. Эстетика. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. -692 с.
85. Герцен А.И. Собр. соч.: В 30-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1954, т. 3. - 364 с.
86. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1972, т. 3, с. 281 - 287.
87. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977, т. 3, с. 323 - 388.
88. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1968, т. I. -312 с.
89. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1973, т. 4, с. 83 - 150.
90. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. - 623 с.
91. Глазычев В. О дизайне. М.: Искусство, 1970. - 191 с.
92. Гончаренко Н.В. О прогрессе искусства. Киев: Наук, думка, 1968. - 264 с.
93. Гончаренко М.В. Проблемы эстетического воспитания. Киев: Мистецтво, 1976. - 223 с.
94. Гончаренко Н.В. Духовная культура. Киев: Наук, думка, 1980. - 379 с.
95. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь.-М.: Искусство, 1970. 519 с.
96. Гордиенко А.Т. В борьбе за человека. Киев: Наук, думка, 1977. - 267 с.
97. Горбунов В.В. Разработка В.И. Лениным проблемы культурного наследия. М.: Знание, 1980. - 64 с.
98. Горький М. Собр. соч.: В 30-ти т. М.: Госполитиздат, 1953, т. 27, - 588 с.
99. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.: Мысль, 1977. - 359 с.
100. Гулыга А.В. Эстетика истории. М.: Наука, 1974. - 128 с.
101. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1967. - 319 с.
102. Гулыга А.В. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978. -182 с.
103. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. - 318 с.
104. Гуревич А.Я. "Эдда" и сага. М.: Наука, 1979. - 192 с.
105. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976.175 с.
106. Даркевич В.II. Путями средневековых мастеров. М.: Наука, 1972. - 191 с.
107. Даркевич В.П. Аргонавты средневековья. М.: Наука, 1976.200 с.
108. ХХУ1 съезд КПСС и проблемы развития советского искусства.-М.: Искусство, 1972. 347 с.
109. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314 с.
110. Дробницкий О.Г. Понятие о морали /Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974. - 388 с.
111. Духовная культура социалистического общества. М.: Прогресс, 1979. - 340 с.
112. Дубов Г.В. Партийность искусства и свобода творчества. -М.: Знание, 1980. 64 с.
113. Ермаш Ф.Т. Экран революции: киноискусство в художественной культуре советского общества. М.: Политиздат, 1979. - 191 с.
114. Зарубежная литература. XIX век. Романтизм: Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1976, с. 18 27.
115. Земпер Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1970.320 с.
116. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1967. -440 с.
117. Зись А. Виды искусства. М.: Знание, 1979. - 128 с.
118. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. - Киев: Наук, думка, 1977. - 251 с.
119. Иезуитов А.Н. Социалистический реализм в теоретическом освещении. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1975. - 172 с.
120. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. - 319 с.
121. Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М.: Политиздат, 1980. - 175 с.
122. Искусство и творческая деятельность. Киев: Наук, думка, 1979. - 316 с.
123. Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. - 208 с.
124. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. - 768 с.
125. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
126. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
127. Канарский А.С. Диалектика эстетического процесса. Киев: Высш. школа, 1979. - 214 с.
128. Кант И. Соч.: В 6-ти т. М.: Мысль, 1966, т. 5. - 564 с.
129. Кантор К.М. Красота и польза. М.: Искусство, 1967.- 276 с.
130. Каргин А.С. Нравственно-эстетическое формирование личности. М.: Знание, 1981. - 64 с.
131. Карпинская Р.С., Тищенко П.Д. Диалектическое единство общественных и естественных наук. М.: Знание, 1981. - 64 с.
132. Карцева Н. КИЧ, или торжество пошлости. М.: Искусство, 1977. - 159 с.
133. Кедров Б.М. Ленин, наука, социальный прогресс. М.: Политиздат, 1982. - 158 с.
134. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс. М.: Знание, 1981. - 64 с.
135. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979. - 63 с.
136. Ковалев A.M. Взаимодействие общества и природы. М.: Знание, 1980. - 61 с.
137. Ковалев С.М. Формирование социалистической личности. М.: Мысль, 1980. - 288 с.
138. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. - 263 с.
139. Коммунизм и культура. М.: Наука, 1966. - 427 с.
140. Кон И.О. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
141. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
142. Айтматов Ч., Плавус X. Человек и мир. Семидесятые годы. -Новый мир, 1977, № 12, с. 242 259.
143. Блауберг И.В. Часть и целое. В кн.: Философская энциклопедия. М., 1970, с. 474 - 476.
144. Брехт Б. К спорам о формализме и реализме. Вопр. литературы, 1975, £ 8, с. 205 - 264.
145. Буева В.II. Проблема деятельности личности в марксистскойи буржуазной социологии. В кн.: Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М., 1972, с. 32 - 63.
146. Зеленов JI.A., Созотов Г.М. Некоторые закономерности художественного творчества. Философские науки, 1972, № I, с. 36 - 44.
147. Лосев А.Ф. Эстетика. В кн.: Философская энциклопедия. М., 1970, т. 5, с. 570 - 577.
148. Шахназаров Г.Х. Развитие личности и социалистический образ жизни. Вопр. философии, 1977, №11, с. 12 - 27.6. Авторефераты
149. Бондарчук И.А. Диалектика становления характера в искусстве: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Киев, 1975. -24 с.
150. Кальницкая Л.С. Эстетические проблемы монументальной пропаганды: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1981. -24 с.
151. Легенький Ю.Г. Эстетические проблемы синтеза пространственных искусств: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Киев, 1982. - 24 с.
152. Жадько В.А. Социально-экономические предпосылки целостного развития личности: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Киев, 1980. 24 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.