Целостность бытия человека как диалектика сущего и должного тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Топоркова, Ксения Андреевна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 131
Оглавление диссертации кандидат философских наук Топоркова, Ксения Андреевна
Введение.3
Глава I. Типология концепций человека: историко-философский анализ
§ 1.1. Человек в классической философии.9
§ 1.2. Человек в неклассической философии.55
Глава II. Целостное бытие человека как единство должного и сущего
§ 2.1. Целостность как соотношение части и целого в бытии человека.74
§ 2.2. Должное бытие как становление человека в историческом процессе.95
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Онто-гносеологические аспекты целостности человека: опыт философского анализа2006 год, кандидат философских наук Коткова, Александра Валентиновна
Философия любви: основания самореализации человека2007 год, доктор философских наук Сабекия, Раушана Бейсеновна
Проблема истины в философском познании2000 год, доктор философских наук Копцева, Наталья Петровна
Проблема смерти в философии: Онтологический аспект2002 год, кандидат философских наук Панов, Сергей Владимирович
Гносеологический реализм Н. О. Лосского2002 год, кандидат философских наук Сидоренко, Наталия Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Целостность бытия человека как диалектика сущего и должного»
Актуальность исследования.
Что такое человек? Ответ на этот вопрос мыслители пытаются найти со времен зарождения философии. Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований, какими бы вопросами гносеологии, антропологии и онтологии философия не занималась. Один из основателей философской антропологии М. Шелер в произведении "Положение человека в космосе" пишет: ""Вопросы: Что есть человек и каково его положение в бытии"? - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос"1.
С момента, когда человек осознал себя смертным существом, в нем проявилось (пусть неосознанно) то, что изначально присуще его природе, а именно - двойственная мировоззренческая ориентация в мире, связанная со свободой и необходимостью. Человеку свойственно неистребимое стремление к свободе, к реализации жизненных потенций и устремлений. Однако этому стремлению каждый раз препятствует неумолимая необходимость и "бездушная" закономерность хода вещей, препятствующих достижению желаемого. Поэтому несовпадение между свободой и необходимостью, идеалом и действительностью, "сущим" и "должным" делает человеческую жизнь глубоко драматичной. Основное положение этой драмы заключается в том, что человек вместо того, чтобы смириться и стойко принять все невзгоды, стремится к преобразованию жизни, сообразно представлениям о том, какой она должна быть в идеале. Таким образом, человек постоянно стремится к полному, "должному", то есть целостному бытию.
Проблема целостности бытия человека всегда была актуальной для философии. Однако, несмотря на повышенный интерес философов к
1 Шелер М. Положение человека в космосе. //Избранные произведения. - М. 1994. С. 194. человеку и его целостности,, до сих пор не существует определенного ответа на вопросы: что представляет собой целостность? каковы ее критерии? достижима ли она в принципе?
Нам представляется, что без разрешения проблемы целостности бытия человека невозможно решить производные от неё проблемы смысла и ценности человеческой жизни; предназначения человека; природы и сущности его внутреннего мира. Бытие человека внутренне противоречиво. Человек есть соотношение социального и биологического, индивидуального и общественного, духовного и телесного. И понять суть этого соотношения -значит ответить на вопрос - целостен ли человек на самом деле?
В современном обществе проблема должного в бытии человека приобрела особенно острый характер. Во многих работах провозглашается кризис самоидентификации человека, утеря ценностных ориентаций и девальвация личности. В этих условиях особенно актуальным становится философский анализ целостности человеческого бытия и места человека в мире в контексте соотношения сущего и должного.
Степень разработанности
В античной философии, носившей космоцентричный характер и направленной на постижение высшей гармонии космоса, человек (микрокосм) рассматривался как часть этого целого (макрокосма), и каждый отдельный индивид был причастен этому целому. Сторонниками подобных взглядов были Анаксагор, Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Сократ, Эпикур, Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий и другие мыслители.
С переходом от античности к средневековью происходит пересмотр взглядов на сущность человека и его предназначение. Человек здесь, прежде всего, предстает как существо духовное - образ и подобие Бога. А потому подлинное понимание целостного бытия человека возможно лишь в контексте иррационального постижения вечного абсолюта - Бога. Подобные воззрения в той или иной мере характерны для таких мыслителей как
Аврелий Августин, Филон Александрийский, Фома Аквинский, Бонавентура и других.
В эпоху Ренессанса, в работах таких философов как Н.Макиавелли, М. Монтень, Дж. Пико делла' Миранделла, Эразм Роттердамский и других человек обретает иной смысл своего существования. Во многом благодаря распространению идей пантеизма индивид становится "единством" земного и небесного. А потому судьба человека во многом определяется самостоятельно принятыми им решениями.
Представители новоевропейской философской классики (Г.Гегель, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, И. Кант, К. Маркс, Паскаль, Б. Спиноза, Ф. Энгельс и другие), как правило, анализировали проблему человека и его целостности в рационалистическом или в натуралистически-биологическом планах.
Однако рациональный и одновременно объективистский подход, доминировавший в философии вплоть до рубежа XIX-XX веков, не позволял в должной мере учесть экзистенциональный, личностный аспект интересующей нас проблематики. Возникшие в XX веке такие философские направления как экзистенциализм, персонализм, философская антропология и другие во многом способствовали ликвидации данного пробела. В данном контексте из экзистенциалистов мы выделяем, прежде всего, таких мыслителей как Н.А. Бердяев, М. Бубер, А. Камю, С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, Л. Шестов, К. Ясперс. Определенный вклад в решение проблемы в контексте ' означенного выше аспекта внесли их предшественники - представители "философии жизни" и других представителей неклассических учений (А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и другие мыслители).
Тема целостности бытия человека вызывает интерес и в среде современных отечественных исследователей (А.С. Арсеньев, А.И. Беляев, В.В. Бибихин, П.С. Гуревич, И.И. Кальной, В.Н. Сагатовский, Н.А. Тельнова, Ю.М. Федоров, В.И. Филатов, Н.Д. Шимин и другие мыслители).
Решение проблемы целостности бытия человека в контексте соотношения целого и частей воплотилось в три основных подхода: холизм, меризм и рационалистическая диалектика или антиномизм.
Элементы холизма встречаются уже в древности у милетцев, Анаксагора, Платона, Плотина, неоплатоников; в Новое время - в философии Б.Спинозы и Г. Лейбница; в Новейшее время - в работах ряда экзистенциалистов, персоналистов и постмодернистов.
Меризм - направление, где целое сводится к сумме элементарных характерно, прежде всего, для таких мыслителей Нового времени как Т. Гоббс, Ж. Ламетри, а также (хотя и в меньшей степени) Ф. Бэкон, К.А. Гельвеций, П.Гольбах, Д.Дидро и других. К сторонникам этого подхода можно отнести таких мыслителей XX века как 3. Фрейд, К. Лоренц, Ж. Пиаже, М. Мерло-Понти и другие философы.
Главным принципом рационалистической диалектики является то, что части не могут существовать без целого, а целое без частей. Согласно антиномизму, человек есть сложный объект, диалектически противоречивое единство сущности и существования, родового (общего) и индивидуального, сущего и должного, биологического и социального, детерминированности и свободы, конечности и бесконечности (Г. Гегель, К. Маркс, Ф.В. Шеллинг, Ф Энгельс и другие).
В современной философской литературе принято выделять такие формы проявления целостности как: структурная, системная, функциональная, информационная. Согласно некоторым отечественным мыслителям (В.Е. Анисимова, А.С. Арсеньев, А.А. Брегадзе, Е.А. Овчинникова А.А., и многие другие) наивысшей формой целостности является идеальная, духовная организованность содержания, обладающая собственным бытием в феномене личности.
Таким образом, в современной философской литературе нет единого понимания целостности. Одни авторы исходят из единства структуры личности. Другие выделяют функциональное единство личности (Л.П. Буева, Куреной, Т. Парсонс, Ж.-П. Сартр). Третьи видят целостность человека как отражение мирового единства (В.Н. Сагатовский, Налимов, Хорунжий и другие мыслители)
Таким образом, мы видим, что проблема целостности человеческого бытия исследовалась с разных позиций. Однако, существуют моменты, которые, на наш взгляд, которые не получили должного освещения в философской литературе. В их числе - категориальный анализ целостности человеческого бытия. В своей работе мы предлагаем анализ целостности бытия человека сквозь призму таких категорий как должное и сущее, где должное есть онтологический и этический абсолют, а сущее - совокупность многообразных проявлений бытия.
Объект исследования - целостность бытия человека. Предмет исследования - диалектика должного и сущего в становлении и развитии целостности человеческого бытия.
Цель исследования: проанализировать целостность бытия человека как проявление диалектики сущего и должного.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
• проанализировать основные типы концепций в философии;
• исследовать целостное бытие человека как единство должного и сущего;
• рассмотреть целостность как соотношение части и целого в бытии человека;
• обнаружить зависимость характера должного от концепции целостности человеческого бытия.
Методологической основой данного исследования является диалектический метод, раскрывающий противоречивость человеческого бытия, а также герменевтический, структурно-функциональный, сравнительный методы и метод феноменологического анализа.
Научная новизна исследования:
• дан авторский анализ субстанциальной, экзистенциальной и функциональной концепций целостности человека в философии;
• выявлена и исследована зависимость концепций целостности бытия человека от общефилософской картины мира;
• определены и проанализированы критерии обоснования абсолютной и относительной целостности;
• обнаружена и обоснована зависимость диалектики должного и сущего в бытии человека от исторически-конкретных трактовок сущности последнего.
Положение, выносимое на защиту:
Целостность человеческого бытия как должного носит исторически-конкретный, принципиально относительный характер.
Теоретическая и практическая значимость исследования: Диссертационное исследование будет способствовать дальнейшему развитию онтологии в контексте изучения проблемы человека в философии. Результаты, полученные в работе, могут быть использованы в трудах, посвященных проблемам онтологии, гносеологии и антропологии; при чтении базового курса по философии и спецкурсов по проблемам онтологии и теории познания.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии МаГУ и семинарах аспирантов означенной кафедры. Полученные в ходе исследования результаты докладывались на межвузовской научной конференции. По теме диссертации опубликовано четыре статьи, в том числе одна из реестра ВАК.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы, который включает 148 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Бытие человека как диалектика жизни и смерти: На примере философии всеединства2002 год, кандидат философских наук Тронина, Лариса Анатольевна
Философские концепции отнесенности человека к Абсолюту: Методологический анализ1999 год, кандидат философских наук Соскин, Владислав Анатольевич
Метафизика человека в русской и западноевропейской философии конца XIX - начала XX века2000 год, доктор философских наук Евлампиев, Игорь Иванович
Концепция всеединства В.С. Соловьева: синтез рационализма и мистицизма2006 год, кандидат философских наук Юхнович, Наталья Геннадьевна
Бытие человека как целостная система: Социально-философский аспект2004 год, доктор философских наук Иконникова, Наталья Игоревна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Топоркова, Ксения Андреевна
Заключение
Исходя из поставленной нами цели, в заключении мы можем сделать следующие выводы.
Вплоть до середины 19 века в философии идут поиски "абсолютного человека", целостного и завершенного. Должное понимается как цель, вершина человеческого бытия. Оно достижимо, так как находится не в самом человеке, а за его пределами в Космосе, Боге, природе или Абсолютной идее. То есть целостность - нечто абсолютное и абстрактное, не зависящее от индивида. Сущность человека (его должное) присуща ему изначально как элементу мира, природного или духовного, она предопределяет человеческое бытие и направляет развитие человека.
Единичное бытие индивида конкретно, неполно, внутренне противоречиво (противоречие духа и тела, идеального и реального, природного и социального и т.д.). Это сущее, которое не совпадает с "должным" только временно зависит от самого человека. Когда сущее совпадает с должным, тогда и наступает целостность человека.
Представители немецкой классической философии обратили внимание на конкретно-исторический характер человека, на незавершенность его бытия. Идея изменчивости бытия мира как такового, в том числе и человека становится господствующей на рубеже XIX-XX веков.
К этому времени в обществе происходят значительные изменения, способствующие индивидуальному развитию человека. Философия отказывается от задачи построить полную раз и навсегда данную картину мира, подвергая сомнению идею неизменной субстанции как основы мира. Изменения концепций бытия способствуют формированию нового учения о человеке.
В философии конца XIX начала XX веков складывается новое понимание человека. Человбк не является элементом, проявлением внешнего для него бытия, сущность не субстанциальна, она формируется в процессе жизни индивида. При этом целостность как абсолют, как завершенность невозможна для человека, так как человек сам является условием своего развития. Целостность бытия - продукт деятельности человека, а не предпосылка его бытия. Вследствие этого должное выступает как способ, путь, стремление к целостности, как преодоление наличного сущего.
Произведенный историко-философский анализ концепций человека позволяет выделить два принципиальных подхода к пониманию сущности целостности бытия человека: субстанциальный и экзистенциальный. При субстанциальном подходе сущность человека выводится из абсолютного, трансцендентного бытия. Данный подход понимает целостность человеческого бытия как нечто данное, предопределенное человеку.
Экзистенциальный подход требует рассматривать сущность человека как его индивидуальность, нестандартность. Сущность несводима к внешним для человека элементам мира. При данном подходе невозможно обосновать целостность бытия человека как внеположенный абсолют, как завершенность.
Различные концепции человека по-разному рассматривают соотношение должного и целостного бытия. Субстанциальные концепции понимают целостное как должное бытие человека. Цель человеческого бытия преодолеть сущее ради должного. Поскольку экзистенциальный принцип понимания человека не признает полноты и целостности человеческого бытия как реально достижимого, то должное рассматривается как стремление, движение к целостности. При этом сущее не преодолевается должным, не сливается с ним.
Анализ различных концепций целостного бытия человека в соотношении с должным и сущим позволяет нам выделить три концепции целостности человеческого бытия: 1) целостность как соотношение части и целого; 2) целостность человека как функциональная полнота; 3) целостность как длительность, как жизненный импульс.
Достоинством первой точки зрения является то, что наличествует абсолютный всеобщий критерий должного, и целостность понимается как должное бытие человека, не сводимое к сущему.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что логичнее отличать понятие природы или сущности человека от определенных атрибутов человеческого, общих для всех, которые, однако, сами по себе не дают полного представления о природе и сущности человека. Мы можем называть их существенными атрибутами, то есть присущими человеку как таковому, и, тем не менее, отличать их от "сущности!11 человека.
Однако целостность человека можно рассматривать как некое самостоятельное бытие, которое проявляет себя функционально. Такое понятие целого включает не только наличие частей, связанных целым, но и функционирование каждой части как проявление целого. И чем полнее и разнообразнее функции человека, тем полнее и целостнее проявляется его бытие. Функционирование' человека как такового возможно только в обществе и предполагает единство телесного и духовного. Таким образом, во второй главе основная мысль направлена на то, что должное существование человека, это, прежде всего, стремление функционально раскрыть всю полноту своего бытия. Целостность здесь выступает как собственный бытийственный продукт деятельности человека.
Стремление абсолютизировать целостность как идеальное должное создает гносеологические условия для социальной утопии. С другой стороны, признание относительного характера идеального должного, делает сам идеал неопределенным, так как набор функций, создающий целостность человеческой жизни, у разных авторов различен.
Следует отметить, что с одной стороны функционирование человека как социально-деятельного существа служит не только условием полноты развития социальных черт человека, но и подвижной границей его телесного бытия. С другой - нет абсолютного критерия всестороннего развития личности, так как, общество развиваясь, предлагает человеку новые возможности и, одновременно, выдвигает новые требования к функциональным способностям человека.
Практика показывает, что развитие общества не обязательно способствует целостному индивидуальному развитию. Так в современном обществе с развитием социальной активности вместе с "универсализацией" человека, происходит девальвация индивидуальности, формируется "одномерный" человек.
Очевидно, что по мере расширения социальных функций, человек становится "полнее" лишь количественно, но не качественно.
Не случайно в XX веке складывается идея сущностной незавершенности человека как такового, где целостность человека рассматривается только как проект.
Целостность человека можно рассматривать только по отношению к другому: например, к природе (если речь идет о биологической целостности), или к Богу (если речь идет о полном Благе), или же к социуму (если речь идет о социальном бытии человека).
Проведенный анализ -показывает, что, отказавшись от абсолютного должного как трансцендентного человеку, неклассическая философия не дала четкого критерия целостности. Неслучайно сторонники постмодернизма заявляют о полной релятивности всех критериев, утверждают, что все проявления человеческой жизни - лишь симулякры, что есть реально только сущее человека, а стремление к должному идеологично, оно делает человека несамостоятельным и несвободным. Отказ от должного ведет к утере критериев человеческого бытия как специфичного, как существенного и целостного ведет к риску потерять самоидентификацию и создает кризис самосознания.
Проведенный онтологический анализ целостности бытия человека с позиции диалектики сущего и должного позволяет сделать следующий вывод.
Целостность человеческого существования носит принципиально относительный характер, который определяется конкретно-историческими условиями.
Однако поиски должного как абсолютной ценности становятся особенно актуальными в современную эпоху кризиса самоидентификации человека.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Топоркова, Ксения Андреевна, 2007 год
1. Список литературы
2. Августин А. Исповедь // А. Августин. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. -М.: Республика, 1992.
3. Аверроэс Ибн Рушд.// Аверроэс [Ибн Рушд] Опровержение опровержения. Киев : УЦИММ-Пресс; СПб.: Алетейя, 1999.
4. Аврелий Августин // Августин Аврелий Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991 -463 с.
5. Ал-Газали, Абу-Хамид // Ал-Газали Избавляющий от заблуждения // Аввероэс Ибн Рушд. Опровержение опровержения. Киев : УЦИММ-Пресс, 1999.
6. А. Великий // Великий А. Книга о природе и происхождении души // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М. : Политиздат, 1991 -463 с.
7. Антология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест, М.: ООО "Издательство ACT", 2001 - 960 с.
8. Аристотель // Метафизика Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.1. - М. : Мысль, 1976-550 с.
9. Аристотель // Аристотель Соч. В 4 т. Т. 1 М.: Республика, 1975.
10. Аристотель//Аристотель Физика М.: Мысль, 1936.
11. Ю.Аристотель // Аристотель Этика (к Никомаху): Пер. Э.Л. Радлова //
12. Антология мировой философской мысли. М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2004. - Электронное издание.
13. П.Баткин JI.M. // Л.М. Баткин Л.М.Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: "Наука", 1989.
14. Безант А. // А. Безант Совершенный человек Путь к посвящению. Совершенный человек. М.: Амрита-Русь,2004.
15. Белый А. // А. Белый Кризис культуры Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - (Сер. «Мыслители XX века»).
16. Н.Бергсон А. // А. Бергсон Творческая эволюция. М. : ТЕРРА -Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2001.
17. Бергсон А. // А. Бергсон Творческая эволюция. М.: Мысль, 1914.
18. Бергсон А // А. Бергсон Творческая эволюция. М. : Терра-книжный клуб; Канон-пресс-Ц., 2001.
19. Бердяев Н.А. // Н.А. Бердяев О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии). М.: "Париж", 1939.
20. Бердяев Н.А // Н.А. Бердяев Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства.Философия свободного духа. -М.: Республика, 1994.
21. Бердяев Н.А. // Н.А. Бердяев Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. № 2.
22. Бибихин В.В. //В.В. Бибихин Узнай себя. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.21 .Бодрийяр Ж. // Ж. Бодрийяр К критике политической экономии знака. -М.: Библион Русская книга. 2003.
23. Болотов В.В.// В.В. Болотов Учение Оригена о Святой Троице. СПб.: Тип-я Ф.П. Елеонского и К, 1879 - 452 с.
24. Бриллиантов А.И.// А.И. Бриллиантов влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб. : Тов-во «Печатня С.П. Яковлева», 1898 - 514 с.
25. Бриллиантов А.И. // А.И. Бриллиантов Записки по общей Церковной Истории. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.
26. Бруно Д. // Д. Бруно О причине, начале и едином Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином. Мн. : Харвест. 1999.
27. Бубер М. // М. Бубер Проблема человека. К XIX Всемирному философскому прогрессу. М.: Республика, 1992.
28. Бубер М. // М. Бубер Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.
29. Буева Л.П. // Л.П. Буева Человек: деятельность и общение. М. : Мысль, 1978.
30. Булгаков С.Н. // С.Н. Булгаков Апокалиптика и социализм. (Регилиозно-философские параллели) Два града. Исследование о природе общественных идеалов. В 2-х томах. Т. 2. СПб. : Изд-во РХГИ, 1997.
31. Булгаков С.Н. // С.Н. Булгаков О первохристианстве. (О том, что было в нем и чего не было. Опыт характеристики)Два града. Исследование о природе общественных идеалов. В 2-х томах. Т. 1. СПб. : Изд-во РХГИ, 1997.
32. Булгаков С.Н. // С.Н.' Булгаков Религия человеколюбия у русской интеллигенции Два града. Исследование о природе общественных идеалов. В 2-х томах. Т. 2. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.
33. Бурханов Р.А. // Р.А. Бурханов Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург-Нижневартовск: Изд-во Уральского ун-та; Изд-во Нижневартовского пед-го ин-та, 1999 - 218 с.
34. Бэкон Ф. // Ф. Бэкон Соч. В 2 т. Т. 2. -М.: Республика, 1978.
35. Вернадский В.И. // В.И. Вернадский Автотрофность человека // Русский космизм: Антология философской мысли. М. : Педагогика-Пресс, 1993.
36. Волков В.Н. // В.Н. Волков Философия двойственной реальности. -Иваново : Ивановский государственный энергетический ун-т, 1996. -136 с.
37. Гарднер К. // К. Гарднер Между Востоком и Западом. М. : Политиздат, 1993.
38. Гегель Г.В.Ф. // Гегель Г.В.Ф. Философия истории Лекции по философии. С-Пб.: Наука, 1993.
39. Гераклит // Гераклит Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991 -463 с.
40. Гоббс Т. // Т. Гоббс Избр. произв. В 2 т. Т. 2. М.: Республика, 1964.
41. Гоббс Т. // Т. Гоббс Избр. соч. М.: Мысль, 1926.
42. Гоббс Т. // Т. Гоббс Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного гражданского Сочинения в 2 тт. Т.2. - М. : Мысль, 1991.
43. Гуревич П.С.// П.С. Гуревич Проблема целостности человека // Личность, культура, общество. М.: Мысль, 2001.
44. Гуревич П.С. // П.С. Гуревич Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. - 463 с.
45. Данилевский Н.Я. // Н.Я. Данилевский Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. С-Пб.: «Глаголь», 1995 - 432с.
46. Даодэцзин // Даодэцзин Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991.
47. Де Ларошфуко Франсуа. Максимы. Блез Паскаль. Мысли. Де Лабрюйер Жан. Характеры. М.: Республика, 1974.
48. Декарт P. // Р. Декарт Рассуждения о методе. М. : Новая Москва, 1995- 113 с.
49. Демокрит // Демокрит Учение об органической природе и человеке. // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М. : Политиздат, 1991 -463 с.
50. Дидро Д. // Д. Дидро Соч. В 2 т. Т. 1. -М.: Республика, 1986.51 .Древнекитайская философия. В 2-х т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1972.
51. Егорова И.В. // И.В. Егорова Философская антропология Эриха Фромма: Автор, дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. М.,2004. -35 с.
52. Ибн Сина Авиценна. // [Авиценна] Ибн Сина Книга о душе // Избранные философские произведения. -М.: Наука, 1980.
53. Иванова Н.Я. // Н.Я. Иванова Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев : Наукова думка, 1980. - 186 с.
54. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. М.: Мысль, 1987.
55. История китайской философии. М.: Прогресс, 1989. - 552с.
56. Камю А. // А. Камю Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. / Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1980,
57. Кант И. // И. Кант Критика чистого разума. М., Мысль, 1994. - 591 1.с.
58. Кант И. // И. Кант Критика чистого разума Сочинения. В. 8-ми т. Т.З. -М.: "ЧОРО", 1994.
59. Кант И. // И. Кант Критика способности рассуждения,- М. : Политиздат, 1966.
60. Ламетри // Ламетри Избр. соч., М.: Политиздат, 1925.
61. Лейбниц Г.В.//Г.В. Лейбниц Соч. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1984.
62. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Г.В. Лейбниц Сочинения в четырех томах. Т.4 - М. : Мысль, 1989.-540 с.
63. Лейбниц Г.В. // Г.В. Лейбниц Сочинения в четырех томах. Т.4. -Москва: "Мысль"- 1989,
64. Леонтьев К.В. // К.В. Леонтьев Средний Европеец как идеал и орудие всемирного разрушения // Леонтьев К.В. Избранное. М. : Рарогъ, Московский рабочий, 1993.
65. Ле-Цзы // Ле-Цзы Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991 -463 с.
66. Лимонов И.Б. // И.Б. Лимонов Проблема субъективности истины: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук (09.00.01). -Иваново, 2004.-30 с.
67. Лобанов С.Д. // Д.С. Лобанов Бытие и реальность М. : Наука, 1999 -156 с.
68. Локк Дж. // Дж. Локк Опыты. -М.: Республика, 2001.
69. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. // А.Ф. Лосев Платон, Аристотель. М.: Мол. Гвардия, 1993. - 383 1. с.71 .Лосев А.Ф. // А.Ф. Лосев Античный космос и современная наука Бытие имя - космос. - М.: Наука, 1993.
70. Лосев А.Ф. // А.Ф. Лосев Диалектика мифа Из ранних произведений. -М.: Мысль, 2001.
71. Лосиевский И.Я.// И.Я. Лосиевский комментарии и примечания к «Эфиопскому тексту» «Книги Еноха». \\ Книги Еноха. Тайны Земли и Неба. М.: Изд-во «Эксмо», 2003. - (Сер. «Антология мудрости»).
72. Лосский Н.О. // Н.О. Лосский Догматические богословие Мистическое богословие. Киев : "Путь к истине", 1994.
73. Лосский Н.О. // Н.О. Лосский Очерк мистического богословия Восточной церкви Мистическое богословие. Киев : «Путь к истине», 1994.
74. Лосский Н.О. // Н.О. Лосский Обоснование интуитивизма Избранное. -М.: "Правда", 1991. —
75. Лосский Н.О. // Н.О. Лосский Ценность и бытие. Бог и царство божие как основа ценностей Бог и мировое зло. М. : Республика, 1994. (Б-ка этической мысли).
76. Маковельский А. // А. Маковельский Досократики. Мн. : Харвест,1999 - 784 с.
77. Маркс К. и Энгельс Ф. // К.Маркс Сочинения. Изд. 2., Т. 20. М. : Политиздат, 1984.
78. Махаров Е.М. // Е.М. Махаров Проблема человека в истории философской мысли. М.: Знание, 1986. - 64 с.
79. Мезенцева А.П. // А.П. Мезенцева Что значит быть человеком для природы? // Человек. Общество. Этика. М. : Академия общественных наук, 1990.
80. Меньчиков Г.П. // Г.П. Меньчиков Духовная реальность человека (анализ философко-онтологических основ). КАЗАНЬ: Грандан, 1999.
81. Мерло-Понти М. // М. Мерло-Понти Феноменология восприятия. -СПб.: Ювента-Наука, 1999.
82. Монтень М. // М. Монтень Опыты СПб.: Кристалл Респекс, 1998.
83. Моторина Л.Е. // Л.Е. Моторина Философская антропология. М. : Политиздат, 2003 - 256 с.
84. Мэн-цзы // Мэн-цзы Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М : Политиздат, 1991 -463 с.
85. Наврат У. // У. Наврат Место философии в системе научного знания о человеке Человек. Общество. Этика. М. : Академия общественных наук, 1990.
86. Немезий Немесский "О природе человека" / Немесский Немезий М. : Республика, 1998.
87. Кузанский Н. // Н. Кузанский Об ученом незнании. О предположениях. Сретенск, 2000.
88. Ницше Ф. // Ф. Ницше К генеалогии морали. Полимическое сочинение. Сочинения в 2 т. Т.2. - М.: Мысль, 1990.
89. Ницше Ф. // Ф. Ницше Полное собрание сочинений. Т.2. М. : Знание, 1990.
90. Ницше Ф. // Ф. Ницше Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990,
91. Ницше Ф. // Ф. Ницше Утренняя заря. Свердловск, 1991.
92. Ницше Ф.// Ф. Ницше Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов // Ф. Ницше Сочинения в 2 т. Т. 1. - М. : Мысль, 1990.
93. Ницше Ф.// Ф. Ницше Воля к власти. Казань : ИЧП "Жанна", 1994.
94. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.98.0динаев Я.К. // Я.К. Одинаев Ибн Араби. Жизнь и учение. Душанбе : Ирфон, 1989.
95. Паскаль Б. // Б. Паскаль Мысли. М.: Мысль, 1989.
96. Пико делла Мирандола // Пико дела Мирандола Речь о достоинстве человека // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991 -463 с.
97. Платон // Платон Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991 - 463 с.
98. Платон // Платон Соч. В. 3 т. Т. 2. М.: Знание , 1970.
99. Платон // Платон. Федон Соч. в 3 т. Т.2. М. : Мысль, 1970. -687с.
100. Плеснер X. // X. Плеснер Ступени органического и человек. // Проблема человека в западной философии. М.: Республика, 1988.
101. Руссо Ж.Ж.// Ж.Ж. Руссо Об общественном договоре или принципы политического права. -М.: Соцэкгиз, 1938.
102. Сартр Ж.-П. // Ж.-П. Сартр "Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии". М. : Терра-Книжный клуб; Республика, 2002.
103. Сартр Ж.-П.// Ж.-П. Сартр Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. СПб.: Наука, 2001.
104. СартрЖ.-П. // Ж.-П. Сартр Экзистентиализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989.
105. Седов И.Н.// И.Н. Седов Человеческое измерение универсальной эволюции: Автор, дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.01). М.: Мысль, 2004. - 24 с.
106. Современный протестантизм. М.: Политиздат, 1973.
107. Соколов В.В. Спиноза // Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1983.
108. Соловьев В. С. // B.C. Соловьев Чтения о богочеловечестве // Статьи; Стихотворения и поэма; Из "Трех разговоров.": Краткая повесть об Антихристе. СПб.: Худож. Лит., 1994.
109. Соловьев B.C.// B.C. Соловьев Собр. соч. В 10 т. Т. 3. СПб. : Мысль, 1995.
110. Соловьев B.C. // B.C. Соловьев Сочинения: в 2 т. Т. 1. М. : Республика, 1988.
111. Степанова В.Е.//. В.Е. Степанова Философско-методологические основания саморазвития личности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филос. наук (09.00.01). Якутск, 2004. - 25с.
112. Сюнь-цзы / Сень-цзы Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991 -463 с.
113. Тейяр де Шарден П. // П. Тейяр де Шарден Феномен человека. -М.: Наука, 1987-239 с.
114. Тельнова Н.А. // Н.А. Тельнова Целостность человека: онтологический подход: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. филос. наук (09.00.01). Саратов, 2002.
115. Уманская Т.А. // Т.А. Уманская Телесность как философская проблема: к постановке вопроса в западной патристике // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М.: Мысль, 1988.
116. Фейербах Л. // Л. Фейербах Избр. филос. соч. В 2 т. М. : Мысль, 1955.
117. Фейербах Л. // Л. Фейербах Основы философии будущего. М. : Мысль, 1937.
118. Феномен человека: Антология / Сост., вступ. Ст. П.С. Гуревича. -М.: Высшая школа, 1993.
119. Фихте И.Г. О достоинстве человека // Фихте И.Г. Сочинения в 2 томах. Т. 1. - СПб.: Мифрил, 1993 - 356 с.
120. Фома Аквинский // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991 -463 с.
121. Фрейд 3. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. -М.: Ренессанс, 1986.
122. Фромм Э. // Э. Фромм Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993.
123. Фромм Э.// Э. Фромм Сущность человека, его способность к добру и злу. Это человек: Антология. / Сост., вступ. Ст. П.С. Гуревич. -М.: Высшая школа, 1995.
124. Фромм Э., Хирау Р.// Э. Фромм Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. - 495 с.
125. Фромм Э.// Э. Фромм Сущность человека, его способность к добру и злу. Это человек: Антология. / Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. -М.: Высш. шк., 1995. С.42.
126. Хуайнань-цзы // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. -М.: Политиздат, 1991 -463 с.
127. Шелер М. // М. Шелер Ибранные произведения. М. : Издательство "Гнозис", 1994. - 490 с.
128. Шелер М. Положение человека в космосе. // М. Шелер Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс,1988.
129. Шелер М. // М. Шелер Положение человека в космосе. //Избранные произведения. М.: Мысль 1994.
130. Шеллинг Ф.В.Й. // Ф.В.Й. Шеллинг Соч. В 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1989.
131. Шопенгауэр А. // А. Шопенгауэр Афоризмы житейской мудрости. М.: Политиздат, 1989.
132. Шпенглер О. // О Шпенглер Закат Европы. М. : Политиздат, 1998-465с.
133. Эстетика Ренессанса: Антология. В 2 т. Т. 1. М.: Прогресс 1981.
134. Юм Д. Соч. В 2 т. Т.2. М.: Республика, 1965.
135. Юм Д.//Д. Юм Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. М.: Знание, 1995.
136. Список иностранной литературы140. "Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung", Munch., 1962, S. 49.141. "Philosophic", Bd 2, B, 1948, S.4.142. "Vernuft und Existenz", Groningen, 1935, S. 35.
137. Derrida, J. and Steigler B. Echographies of Television / J. Derrida, B. Steiger Cambridge, MA : Polity Press, 2002. - 540 p.
138. Jacobi F.H. Neue Gesamtausgabe der Werke, des Nachlasses und des Briefwechsels (in 14 Banden) / F. H. Jacobi Darmstadt: Lindt, 1968. - 432 S.
139. Phenomenology of life in a dialogue between Chinese and Occidental philosophy. Dordrecht, Reidel, 1984. P. 31.
140. Russell B. The Philosophy of Logical Analysis / B. Russell Cambridge, 1990.-588 p.
141. Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik/ Bern, 1954.
142. Hessen J. Der Sinn des Lebens. Munster. - 1955.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.