Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Аминова, Альмира Рафаиловна

  • Аминова, Альмира Рафаиловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 140
Аминова, Альмира Рафаиловна. Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Уфа. 2006. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Аминова, Альмира Рафаиловна

Введение.

1 .Трансцендирование как неотъемлемая характеристика духовно-практической и духовно-теоретической деятельности.

1.1. Духовная деятельность как философское понятие.

1.2. Трансцендирование как способ осуществления духовной деятельности.

2. Онтологический подход в понимании трансцендирования.

2.1. Трансцендирование как понятие.

2.2. Субъективный дух как субъект трансцендирования.

3. Гносеологический подход к трансцендированию.

3.1. Трансцендирование как акт самопознания личности.

3.2.Трансцендирование в творчестве и познании мира. Трансцендирование как диалог.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности»

В каждой культуре есть две противоположные тенденции: стремление к стабильности, воспроизводству традиционных форм жизнедеятельности и поиск новых смыслов и ценностей. Эти тенденции имеют в своей основе определенные типы мироотношения, некие экзистенциальные проекты, скрытые предпосылки которых необходимо прояснить.

В первой тенденции проявляется стремление к постоянству и накоплению благ, забота о стабильном существовании и преемственность традиций. А во второй - выход за пределы наличного бытия, открытость навстречу неизвестному, творческий поиск новых ценностей. Данный феномен принято называть трансцендированием.

Трансцендирование не относится к понятиям, имеющим закрепленный категориальный статус. Мы хотим подчеркнуть, что и в европейской и в отечественной философии неоднозначно понимание трансцендирования (что, в общем-то понятно, так как данный термин базируется на понимании трансцендентного в целом). Под этим термином понимают и творческое состояние, и прорыв в ноуменальную сферу, в сверхчувственное, и к высшим ценностям, и слияние с высшими духовными силами, с Абсолютом.

Философия открывает новые грани трансцендентного, которые не могут быть адекватно опознаны в ином, например, религиозно-мистическом опыте. Меняется сам способ философствования. Онтология трансцендирования дает ключ к рациональности, способной выйти за рамки замкнутого круга логической себетождественности и осуществить творческую новизну, недоступную чисто логической мысли.1

Одним из направлений такой работы является выявление и усмотрение в трансцендировании его онтологически сущностных оснований, механизма, предпосылок, которые лежат в основе трансцендирования, а изучение содержания, видов, направленности

1 см.: Жаров C.H. Трансцендентное в онтологических структурах научной теории // Наука: возможности и границы / Отв. ред. Е.А. Мамчур. - М.: Наука, 2003. - С.136-137. трансцендирования раскроет гносеологический аспект рассматриваемого процесса.

В целом, актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.

1. Истоком философии является интуиция о существовании духовного измерения. жизни и в этом измерении преодолеваются ограничения человеческой природы, которая признается как несовершенная, конечная и неполная. Процесс перехода в эту духовную жизнь совершается в действии, получившем название трансцендирования. Человек, существуя в мире, выходит за пределы естественно складывающихся обстоятельств и своих природных свойств. Человек, трансцендируя за пределы возможного опыта, обращается к трансцендентному, потребность в котором является и гносеологической и экзистенциальной. Человек хочет иметь уверенность в осмысленности и устойчивости мироздания, а вместе с ними обрести и надежду на духовное бессмертие.

2. Изучение трансцендирования как элемента духовной деятельности формирует условия прояснения философско-онтологического статуса человека, который постоянно «становится» в усилии выйти за границы своего эмпирического существования и даёт возможность осуществиться тому, что родилось для жизни, но требует ещё реализации.

3. Трансцендирование представляет собой форму существования личностного смысла в познании, регенерирует функцию когнитивного акта, направленную на воссоздание смысла в познавательном процессе. Это становится, возможным, поскольку личность осуществляет выход за пределы наличного бытия, остается открытой навстречу неизвестному, занимается творческим поиском новых ценностей.

4. Актуальность диссертации определяется и новыми требованиями к научно-исследовательской деятельности, в которой сам субъект становится многоуровневым и структурированным. На основании этого «нетрудно придти к предположению, что невидимая лестница субъектов завершается

Субъектом, обладающим способностью вести наполненные сверхсмыслом диалоги со всеми остальными субъектами».2 Осуществление процессов «самополагания» . и «самоограничения» (последний момент очень важен особенно при выборе теорий) невозможно без транспендирования. которое следует трактовать не в мистико-религиозном плане и не в плане тех понятий, которые «перехватывают за опыт»3, а как интеллектуальное действие, направленное на поиск новых ценностей.

5. Анализ явления трансцендирования не только позволяет погрузиться в сущность духовной деятельности, которая, по мнению автора, не сводится ни к религиозности, ни к иным типам духовной активности, а представляет собой целостный акт, но и выявить определенные механизмы её развертывания.

И, наконец, актуальность избранной автором темы определяется мировоззренческими поисками современности. В этом плане необходимо отметить, что наша эпоха занята поиском такого творческого принципа, отталкиваясь от которого можно было бы существенным образом «раздвинуть» её границы.4 В качестве такого принципа, по мнению диссертанта, выступает «трансцендирование» как системообразующий элемент духовной деятельности, который является более в содержательном плане богатым, чем понятие «трансцендентное».

Степень разработанности проблемы.

Задачи, решаемые в диссертации, потребовали обращения к работам как зарубежных, так и отечественных философов, как классиков, так и современников. Исследования по данной теме позволяют выделить несколько направлений использования понятия «трансцендирование», и соответственно, решения проблемы «трансцендировния» как

2 См.: Кудряшев А.Ф. Деятельность, основание, мировоззрение // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: материалы научно-практической конференции / Изд-е Башкирск. Ун-та. - Уфа, 1997. - СЛ.

3 См.: Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки: Пер. с нем. B.C. Соловьева. -M.: Издательская группа «Прогресс» - «VIA», 1993. - С. 191.

4 См.: Пушкарева М.А. Идея свободы в её трансцендентально-системном представлении. - Авт-т дисс. д-ра филос. наук. - Уфа, 2005. - С.4. системообразующего элемента духовной деятельности.

В рамках классической немецкой философии (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг), трансцендирование рассматривалось в контексте познания окружающего мира; трансцендирование - как «выход за пределы», некий мыслительный акт - действие ментального характера, преодолевающее повседневное восприятие жизни. В кантовском понимании трансценденция -это переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону её. При этом Кант обращает внимание на тот момент, что основоположения, применение которых удерживается в границах возможного опыта, следует называть имманентными, или трансцендентальными, а те основоположения, которые должны переходить за данные границы, называются трансцендентными.

У М. Экхарта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля трансцендирование приобретает некоторые черты диалога, так как трансцендирование, в первую очередь, - это взаимодействие с нравственным Абсолютом. Н. Гартман развивает мысль о необходимой трансценденции, обусловленной, в частности, дуализмом познавательного акта: «В познании всегда противостоят друг другу познанное и познаваемое. Противоположенность между ними не может быть снята и имеет характер обоюдной изначальной разделенности или трансценденции.»5

В экзистенциальной философии трансцендирование приобретает качественно иное осмысление. Согласно М. Хайдеггеру трансценденция есть вызванный метафизическим страхом переход от несобственного человеческого существования к полноценному духовному бытию, экзистенции, но она - не выход из трагической безысходности самого человеческого существования, из «заброшенности». Благодаря трансценденции человек выступает как субъект истории и, в частности, как носитель традиции.6 По мнению Ж. - П. Сартра, человек трансцендентен,

5 См.: Hartmann N. Grundzuge einer Metaphysik der Erkenntnis, 1921.

6 См.: Зотов А.Ф. Современная западная философия. - М.: Высшая школа, 2001. - С.467. поскольку он выходит за границы любого возможного опыта, который им может быть приобретен. Однако человек является и трансценденцией, ибо обладает способностью к трансценденции: человек трансцендирует любую вещь, как только превращает её в «свой» предмет, делает её предметом своего дискурса.7

В собственном смысле трансценденция фигурирует также в христианском экзистенциализме, а также в философии К. Ясперса, который исходит из требования, чтобы личность «своей неустанной деятельностью возвышала настоящее до масштаба трансценденции». Ведь благодаря переходу от «чистого» бытия мира к «самобытию», настоящее становится свободным. К. Ясперс в результате останавливается на трех ступенях трансцендирования: 1) ориентация в мире - осознание ограниченности только предметного истолкования, трансцендирование от того, что может мыслиться, к тому, чего мыслить невозможно; 2) прояснение экзистенции (осознание души) - происходящее в результате этого «прояснение» экзистенциального отношения к трансценденции; 3) чтение шифров трансценденции - чтение «шифрованного текста», делающее возможным высшую ступень экзистенциального прояснения.8

Трансцендирование и трансценденция рассматриваются также в отечественной философии, особенно в трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, C.JI. Франка, Б.В. Яковенко. Так, Н.А. Бердяев полагает, что иллюзорность связана не с трансцендентным, а с имманентным. Трансцендентное связано с возможностью духовного опыта.9 Трансцендирование - важнейшая основа для существования человека, как духовного существа. Трансцендирование -это жизнь духа.10

Б.П. Вышеславцев различает три точки зрения на трансценденцию:

7 См.: Sartre J.P.L' Etre et le Neant. PUF. P.233,268-269.

8 См.: Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. - СПб: Наука, 2000. - С.115,264.

9 См.: Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. - М.: Республика, 1995. - С.207.

10 См.: Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности / Он же. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - С. 386. точку зрения, отрицающую возможность выхода за пределы "видимого мира"; точку зрения, признающую возможность как выхода за пределы бытия, так и восхождения к Абсолютному. Кроме того, Б.П. Вышеславцев развивает мысль о трансцендентности самости.11

C.JI. Франком наибольшее внимание уделено трансцендированию в работах «Непостижимое», «Реальность и человек». Выделение C.JI. Франком трансцендирования «во-вне» и трансцендирования «во-внутрь»12 продолжает мысль К. Ясперса выделении в трансцендировании самотрансцендирования. Подход C.JI. Франка также сопоставим с пониманием М. Бубера.

М. Бубером такое деление было названо как отношения типа «Я-Ты» и отношения типа «Я-Оно». В отношениях «Я-Ты» как раз и реализуется трансцендирование как основа этих отношений. Важными для рассматриваемого феномена являются работы М. Бубера «Я и Ты», «Затмение бога», темой которых является особое состояние личности, при котором возможен «диалог».13

Понятие «трансцендирования» затрагивается и анализируется в трудах современных отечественных философов - А.Р. Абдуллина, Ю.Ф. Абдрашитова, B.C. Библера, Р.А. Бурханова, У.С. Вильданова, П.П. Гайденко, Н.В. Громыко, Н.И. Иконниковой, А.Я. Канапацкого, Н.Н. Королевой, А.Ф. Кудряшева, А.В. Лукьянова, М.К. Мамардашвили, Н.А. Некрасовой,-Д.В. Пивоварова, М.А. Пушкаревой, Р.Ю. Рахматуллина, Ю.М. Сердюкова, П.В. Симонова, Я.А. Слинина, О.В. Суворова, В.Г. Федотовой, В.Н. Финогентова, З.А. Хазиева, Н.А. Шергенг (Сурковой).

Неоценимую методологическую помощь диссертанту оказали труды М.М. Бахтина, Б.С. Галимова, П.С. Гуревича, А.Ф. Зотова, И.Я. Лойфмана, В.А. Лекторского, Л.А. Микешиной, Д.А. Нуриева, B.C. Стёпина, С.С. Хоружего, B.C. Хазиева, А.К. Уледова, в которых обозначены место и роль трансцендирования в познании как одного из важнейших вопросов

11 См.: Вышеславцев Б. П. Этика преображённого Эроса. - М.: Республика, 1994. - С.242-243.

12 См.: Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда,' 1990. - С. 183-560.

13 См.: Бубер М. Я и Ты / Он же. Два образа веры. - М.: ООО «Издательство «АСТ», 1999. - С. 24-121. современной философии и методологии науки. Выделяется гносеологическая и интерпретационная линии в понимании трансцендирования.

Однако, несмотря на достаточно широкую представленность в литературе исследований понятий «трансцендентное», трансцендентальное», «трансцендентное переживание», трансцендентальная философия» ощущается потребность анализа «трансцендирования» как системообразующего элемента и характеристики духовной деятельности человека, что и определило объект, предмет, цель и задачи настоящей диссертации.

Объект исследования — система духовной деятельности и механизмы её развертывания.

Предмет исследования - «трансцендирование» как системообразующий элемент духовной деятельности, онтологический и ./ гносеологический аспекты трансцендирования.

Цель и задачи работы. Основная цель данного диссертационного^ исследования - осуществить анализ «трансцендирования» как системообразующего элемента духовной деятельности. Данная цель может быть конкретизирована посредством решения следующих задач:

• проанализировать трансцендирование как характерную черту духовной деятельности и тематизировать гносеологическую линию в понимании содержания, роли и границ трансцендирования в истории философии;

• выявить теоретико-методологические проблемы генезиса духовной деятельности и на данной основе рассмотреть трансцендирование в качестве неотъемлемой характеристики духовно-практической и духовно-теоретической деятельности;

• исследовать трансцендирование как процесс взаимодействия «субъективного» и «абсолютного» духа с последующей содержательной конкретизацией данного процесса как диалога и смыслообразующей основы человеческого существования;

• обозначить гносеологический подход к трансцендированию и на этой основе обосновать «трансцендирование» как акт духовного самопознания личности и как системообразующий элемент творческой и познавательной деятельности.

Методологической основой диссертации послужили: принцип системности на стадии её перерастания в целостность, деятельностный подход к анализу духовных процессов и явлений. Мы исходили из стремления «схватить» трансцендирование посредством диалектических понятий и категорий, а также из идеи представить «трансцендирование» как более в содержательном отношении глубокое понятие, чем понятие «трансцендентного» и «трансцендентального» действия.

В работе используются идеи, позволяющие рассматривать трансцендирование как неотъемлемый и системообразующий элемент духовной деятельности.

Источниковедческой основой диссертации выступили положения, разрабатываемые в немецкой философии (М. Экхарт, И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель), в философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс), отечественной философии (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, JI.H. Толстой, C.JI. Франк, Б.П. Вышеславцев), а так же в философских работах М. Бубера, М.М. Бахтина, А. Маслоу, исследования современных философов М.К. Мамардашвили, В.А. Лекторского, С.С. Хоружего, М. Элиаде.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение исследования отечественных и зарубежных авторов по проблемам духовной деятельности и трансцендирования.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции, согласно которой трансцендирование есть системообразующий элемент духовной деятельности, схватывающий её процессуальный, творческий характер. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

• обосновано, что духовная деятельность распадается на духовное производство и духовное потребление; причем само духовное не потребляется до конца, а вечно осваивается;

• выявлено, что системообразующим элементом духовной деятельности выступает трансцендирование, которое означает, что к одному мышлению - мышлению о предположенном -непосредственно присоединяется другое мышление, выходящее за пределы определенности рассудка и выступающее как нераздельное с первым;

• доказано, что процесс трансцендирования основан на взаимодействии субъективного и абсолютного духовного начал;

• выявлено, что процесс трансцендирования придаёт системе духовной деятельности творческий характер и тем самым "позволяет ей развиваться;

• обосновано, что трансцендирование как способ самопознания, означает существование творческой созидающей силы воображения, которая имманентно-трансцендентна, покоится в себе самой и из себя вытекает;

• выявлено, что трансцендирование есть переход от логики к интуиции, от рефлексивных форм познания к нерефлексивным; трансцендирование есть процесс объективации иррационального;

• доказано, что трансцендирование возможно только в определенных условиях - в условиях диалогичности, коммуникации, предполагающей существование духа предпонимания Иного (Другого). Принципиальным для возникновения данных отношений является субъект - субъектный тип отношений.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в диссертации результаты могут привлекаться при изучении культурно-исторических типов и форм духовной деятельности, в процессе исследования иных её системообразующих элементов (например, таких как «цель», «результат», часто существующий в неявном виде, «характер» выполняемых операций, который зависит от самого содержания и формы деятельности).

Трансцендирование, как составляющая духовной жизни человека, обращено на преодоление границы между возможным и невозможным, а тем самым на расширение перспективы возникновения новизны.

Материалы исследования найдут применение при чтении базовых курсов по философии, логике, а также курса для аспирантов по истории и философии науки.

Апробация работы

Основные положения и результаты диссертации докладывались автором на международной научной конференции «Онтология и понимание: проблемы взаимоотношений» (Уфа, 2005), научно-практической конференции, посвященной 95-летию Башкирского Государственного Университета (Уфа, 2004), на научной конференции «Актуальные проблемы социогуманитарного знания» (Москва, 2005), на республиканской научной конференции «Духовно-личностная парадигма высшего профессионального образования как методологическая основа педагогической теории и практики» (Мелеуз, 2006).

Диссертация обсуждалась на кафедре истории философии и науки Башкирского Государственного Университета и была рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения (общий объем текста - 140 страниц), а также списка литературы (242 наименования).

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Аминова, Альмира Рафаиловна

Заключение

В диссертации получены следующие основные результаты.

1. Трансцендирование оказывается эффективным способом взаимодействия с бытием, смыслопорождающей деятельностью.

2. Трансцендирование - одно из важнейших понятий, определяющих сущность человека, его становления и развития, способ самосозидания человека. С другой стороны, процесс трансцендирования возможен только благодаря наличию «субъективного духа», индивидуальной духовности человека. Однако эта предпосылка является необходимой, но не единственной и исчерпывающей.

3. Трансцендирование - это процесс, присущий духовной жизни, сопровождающий духовную деятельность. Данный аспект позволяет говорить об онтологической укорененности данного феномена. Сам феномен трансцендирования возможен в силу существования духа в его различных формах. Трансцендирование может быть понято как движение от одной формы духа к другой. Трансцендирование как вид деятельности является атрибутом именно духовной жизни, а саморефлексия - деятельность, сопровождающая • душевную жизнь (движение мыслей и чувств). Тем не менее богатая душевная жизнь - одно из условий духовной жизни.

4. С содержательной точки зрения трансцендирование - переход от рефлексии к нерефлексивным формам познания. Место мышления, логики занимает интуиция - спонтанное схватывание реальности, непосредственное усмотрение истины. Это механизм (процесс), который позволяет индивиду «переключиться» из одного режима познания, взаимодействия с окружающим в другой режим. Трансцендирование, сказали бы математики, - это переход от двухмерного к трехмерному пространству, это, как переход от геометрии Эвютида с аксиомой о непересекающихся параллельных прямых к геометрии Лобачевского, где действуют свои законы.

5. Как способы познания рефлексия отличается от трансцендирования: а) Принципиально различными механизмами, лежащими в их основе: рефлексия, предполагающая субъект-объектную оппозицию в процессе познания, и трансценденция, снимающая это противопоставление. б) Рефлексивный "выход" осуществляется мыслью. Трансценденция знаменует собой "выход всем существом", в котором задействованы не столько логические категории, но и эмоциональные категории, содержательно оформляющие деятельность переживания. в) Рефлексия предполагает направленность на себя, высвечивающую несовпадение и противоположность "Я" и "не-Я", а условием трансценденции является направленность на существующее "вне": на смысл, дело или другого человека. Существование "истинного" - духовного -измерения проявляется для человека в том случае, когда он направлен на что-то поверх и помимо его данной конкретной ситуации. Трансцендирование выводит человека в пространство духа и реальной жизни для «Другого».

6. Трансцендирование в широком смысле - это диалог с Иным, с тем, что находится вне человека: - с природой, другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами собственной психики .,. . Трансцендирование возможно, если человек настроен на то, что бы вступить в диалог - коммуникацию равноправных партнеров, в результате которого оба развиваются. Трансцендирование есть именно подлинная коммуникация (К,Ясперс), в противовес неподлинной.

Феномен трансцендирования как диалог рассматривается не в традициях монологизма, а скорее в традиции дуализма, признающий изначальную двойственность мира. Что мы и находим Н.Бердяева, М.Бубера, С.Франка, Марселя.

7. Трансцендирование играет важную роль в развитии личности, в личностном росте. Можно говорить о трансцендентном способе существования человека.

Личности трансцендирование добавляет такие качества как

• чувство тождества с человечеством, симпатия и любовь к людям;

• самоактуализированные люди с уважением относятся ко всякому человеку;

• это люди с твердыми моральными устоями, люди, которые никогда не совершают дурных поступков;

• своеобразное чувство юмора;

• креативность - особый способ мировосприятия, особый способ взаимодействия с реальностью. Чем бы ни занимался творческий человек, что бы он ни делал, во все он привносит присущее только ему отношение к происходящему.

Данные качества становятся присуще индивиду с пробужденным осознанием своего духовного начала - «субъективного духа», своего «истинного Я», - использующие трансцендирование как способ бытия, способ самоосуществления.

Ключевым фактором формирования таких индивидов является реализация ими способности к трансцендированию, или высшим переживаниям.

8. Трансцендирование возможно в отношениях «Субъект - субъект», в противоположенность отношениям «субъект - объект». Такие отношения названы М. Бубером отношениями «Я-Ты». Трансцендирование обозначалось в философии также как подлинная (экзистенциальная) коммуникация (К. Ясперс), как акт идеирующей абстакции (М. Шелер).

Возможны различные виды трансцендирования: трансцендирование «во-вне» и трансцендирование «во-внутрь» (в терминах C.J1. Франка), трансцендирование в пределах имманентой открытости и трансцендентальной открытости (А. Бергсон), радикальное и когитативное трансцендирование (по С.С. Хоружему); и различные уровни трансцендирования:

• трансцендирование в рамках «видимого мира»,

• трансцендирование за границы бытия,

• трансцендирование в восхождении к Абсолютному.

Собственно трансцендированием (трансцендированием в узком смысле) следует называть выход на трансцендентный уровень — уровень включения духовной составляющей человека.

Трансцендирование в широком смысле предполагает любое преодоление границ, рамок в сиюминутном восприятии человеком себя. Трансцендирование употребляется в разных контекстах, как творческое состояние, прорыв в ноуменальную сферу, в сверхчувственное, к высшим ценностям, слияние с высшими духовными силами, с Богом. Такой подход содержит в себе самые разнообразные грани, рассмотренные выше.

122

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Аминова, Альмира Рафаиловна, 2006 год

1. Абдрашитов Ю.Ф. Абсолют и истинность бытия: Автореф. дис. канд. Филос. наук. Уфа, 2000. 20с.

2. Абдрашитов Ю.Ф. Духовность и практический аспект истинности мировоззрения // Мировоззрение в системе духовности: Материалы респ. конф. молодых ученых (22 февраля 1999г.) / Под ред. B.C. Хазиева, В.В. Гониеевой. Уфа: Башгоспединститут, 1999. - С.3-4.

3. Абдуллин А.Р. Онтологическое мышление: виды и сущность. Уфа: РИО БашГУ, 2002.-482с.

4. Азаров Ю.П., Азарова JI.H. Трансцендентальная педагогика: теория и практика. 4.1.Общие проблемы методологии и теории содержания педагогики высших ценностей. М.: НИИВО, 2001. - 92с.

5. Акчурин Б.Г. Человеческая телесность: трансцендентальная сущность и социальные аспекты её идентификации. Уфа: Гилем, 2005. - 255с.

6. Акчурин Б.Г., Лукьянов А.В., Янгузин А.Р. История трансцендентальной философии в Республике Башкортостан. 10 лет фихтевскому обществу. Приложение. Уфа: Изд-е Башкирск. Ун-та, 2001. -466с.

7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253, (2)с.

8. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна "Человек и Мир" // Вопросы философии. 1993. - № 5. - С. 130 - 160.

9. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки: Автореф. дис. . доктора философских наук. М., 1999.-48с.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- 2-е изд. М.: Искусство, 1986. - 444с.

11. Бейли А. А. От интеллекта к интуиции / Пер. с англ. Новочеркасск: Аг-во Лагуна, 1994. - 224с.

12. Бергсон А. Творческая эволюция. / Пер. с фр. В.Флеровой; Вст. ст. И. Блауберг. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; КАНОН-пресс-ц., 2001. - 384с.1. Канон философии).

13. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / Бердяев Н.А. О назначении человека. -М.: Республика, 1993.

14. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности / Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - С. 364475. (Мыслители XX века).

15. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 382с. (Библиотека этической мысли).

16. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.-445с.

17. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -480с. (Мыслители XX века).

18. Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря / Сост. и послесл. П.В. Алексеева. Подгот. текста и прим. Р.К.Медведевой. М.: Республика, 1995. -383с. (Мыслители XX века).

19. Бестужев-Лада И.В. Философия истории с элементами эзотерики и этики // Философские науки. 2004. №7. - С.83-86.

20. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413с.

21. Блауберг И.И. Анри Бергсон. М.: Прогресс - Традиция, 2003. - 672с.

22. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 224с.

23. Бубер М. Вопрос к Единичному: Пер. и прим. Т.П.Лифинцевой / Историко-философский ежегодник 96. М.: Наука, 1997. - С.321-359.

24. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С.Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лёзова. М.: Республика, 1995. - 464с. - (Мыслители XX века).

25. Бубер М. Затмение Бога / Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С.Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лёзова. М.: Республика, 1995. - С. 341420. - (Мыслители XX века).

26. Бубер М. Я и Ты / Пер. с нем. Ю.С. Терентьева, Н. Файнгольда,послесл. П.С. Гуревича. М.: Высшая школа, 1993. - 175с. (Библиотека философа).

27. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / Подгот. текста и коммент. В.В. Сапова; послесл. К.М. Долгова. М.: Республика, 1994. - 414с. - (Мыслители XX века).

28. Бурханов Р.А. Проблема трансцендентального, имманентного и трансцендентного в философии И.Канта: Дис. . доктора филос. наук. Екатеринбург, Уральский гос. университет, 2000. 300с.

29. Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М.: Наука, 1993. - 270с. - (Немецкая классическая философия. Новые исследования.)

30. Валери П. Так, как есть // Вопросы литературы. 1984. №5. - С.272-275.

31. Великие мыслители Запада / Пер. с англ. В.Федорина. Под ред. Я. Мак-Грила. М.: КОРН - ПРЕСС, 1998. - 800с. - Серия «Академия».

32. Визгин В.П. Анри Бергсон и экзистенциальная мысль // Вопросы философии. 2004. №Ю. -С.157-165.

33. Вильданов У.С. Феномен мыслителя (от разума к мудрости): Монография. Уфа: РИО БашГУ. - 2004. - 249с.

34. Виндельбанд В. От Канта до Ницше / пер. с нем. под ред. А.И. Введенского. М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. - 496с. - («Канон философии»),

35. Волков А.Н. На пути к Богу. Философский трактат. М.: ЛИА "ДОК", 1994.-88с.

36. Волков А.Н. Проблемы духовной философии. Т.1. Кн.1. М.: Агентство "ДОК", 1995. - 164с.

37. Вышеславцев Б. П. Этика преображённого Эроса. М.: Республика, 1994.-368с.

38. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. №7. -С.114-140.

39. Гайденко П.П. Научная реальность и философский разум. М.:

40. Прогресс-Традиция, 2003. -528с.

41. Гайдеико П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века.- М.: Республика, 1997. 495 с. - (Философия на пороге нового тысячелетия).

42. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979. -288с.

43. Гайсин Ф.А., Попов В.Д. Духовность сущность человека. - Уфа, 1995.- 120с.

44. Галимов Б.С. Конец философии? / Философия и современность: Мысли, понятия, идеи. Уфа: Изд. БГУ, 1999. - С. 10-19.

45. Галимов Б.С. Новая перспектива философского исследования проблем духовного развития человека: препринт/ Б.С. Галимов, И.Г. Васильева. -Уфа: БГУ, 2001.-53с.

46. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы (методологические проблемы): Автореф. дис. . доктора филос. наук. Свердловск. 1988. 41с.

47. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов, 1981. - 248 с.

48. Галимов Б.С. Сущность принципов научного познания. /Диалектика как методология .научного познания. Межвузовский научный сборник. -Уфа: БГУ, 1976. С.40-56.

49. Галимов Б.С. Философия: модель мозаичности. / Человек. Философия, Гуманизм. Первый Российский философский конгресс. Т. 3. СПб, 1997.

50. Галимов Б.С. Философский анализ возникновения нового // Вестник Башкирского университета. 1997. №1.

51. Галимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского иследования проблемы духовного развития человека. Уфа: Препринт, 2001.- с.

52. Галимов Б.С., Селиванов А.И. Мозаичность как способ объединения и познания многообразного бытия. / XXI век: будущее России в философском измерении. Доклады Второго Российского философского конгресса.

53. Екатеринбург: Уральск, гос. ун-т им. Горького, Уральск, гум. инст-т, 1999. -161с.

54. Гегель Г.В. Лекции по философии духа: Введение (1827-1828г.г.) // Логос, 1999. №4. С. 116-132.

55. Гегель Г.В. Работы разных лет. В двух томах. Т.2. / Сост., общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Мысль, 1973. - 630с.

56. Гегель Г.В. Философия религии. В 2-х т.т. Т.2. / Общ. ред. А.В. Гулыги. пер. с нем. П.П. Гайденко и др. М.: Мысль, 1977. - 573с. - (серия «Философское наследие»).

57. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Быкова М.Ф., Шпет Г.Г.; Рос. АН Ин-т философии. М.: Наука, 2000. - 495с.

58. Грибанов С.В. Интуиция в гуманитарном познании: Дис. . канд. философских наук. Н.Новгород, 20003. 187с.

59. Губанов Н.И., Согрина В.Н. Д.И. Дубовский. Проблема идеального. Субъективная реальность. // Вопросы философии. 2003. №6. - С. 177-180.

60. Гулыга А.В. Гегель. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Соратник, 1994. -256с. - (Серия избранных биографий).

61. Гуревич П.С. Загадки архаической культуры. / Фрейд 3. Тотем и табу: Сб.-М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1998.-С.7-15.

62. Гуревич П.С. Философская антропология М. Бубера / Бубер М. Я и Ты / Пер. с нем. Ю.С. Терентьева, Н. Файнгольда, послесл. П.С. Гуревича. М.: Высшая школа, 1993. - С. 160- 174.

63. Гурин С.П. Маргинальные феномены человеческого бытия // сайт Интернета

64. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. -432с.

65. Доброхотов A.JI. Дух / Новая философская энциклопедия: в 4-х т.т. Т.1. / Под ред. B.C. Степина. М.: Мысль, 2001. - С.706.

66. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. - 224с.

67. Духовность: традиции и проблемы: Межвуз. науч. сб. Уфа: Башк. Ун-т, 1991.- 152с.

68. Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высш. Шк., 2002. -584с.

69. Жаров С.Н. Трансцендентное в онтологических структурах научной теории // Наука: возможности и границы / Отв. ред. Е.А. Мамчур. М.: Наука, 2003. - 293с. С.136-137.

70. Железнов Ю.Д. Представление об истине, добре и красоте как основа взаимопонимания конфессий // Философские науки 2003. №9. - С.93-99.

71. Жуков В.Н. О некоторых особенностях русской философии // Философские науки. 2004. №12. - С. 101-122.

72. Журавлев В.В. Проблемы духовности жизни общества. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1972. - 144с.

73. Зеньковский В.В. Об образе Божьем в человеке. // Вопросы философии. 2003. №12. - С.147-161.

74. Зеньковский В.В. Очерк моей философской системы / Зеньковский В.В. История русской философии: в двух томах. Т.2. JL: Эго, 1991. - 508с.

75. Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Школа-пресс, 1996.

76. Зеньковский В.В. Учение C.JI. Франка о человеке /Франк C.J1. Реальность и человек / Сост. П.В. Алексеев; Прим. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1997. - С.432- 444. - (Мыслители XX века).

77. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. Раздел «Трансценденция». -М.: Высш. шк., 2001.

78. Иванов Е.М. Материя и субъективность. Саратов: изд. СГУ, 1998. -168с.

79. Иванов Е.М. О скрытом в нас Боге. — Научная книга, 2001. // сайт Интернета http://ivanem.chat.ru/godl .htm

80. Иванов Е.М. Онтология субъективного // сайт Интернета http://ivanem.chat.ni/home.htm#home

81. Иванов Е.М. Я и Абсолют: О перспективах решения психофизической проблемы. Саратов: Изд-во "Научная книга", 2003. - 108 с.

82. Иконникова Н.И. Бытие человека: трансцендентные и экзистенциальные измерения. М.: Изд-во МЮИ при МЮ РФ, 2003. - 184с.

83. Ильичева И.М. Психология духовности: Дис. . доктора психол. наук. СПб.: 2003. 450с.

84. Исаев А.А. Бытие и существование как философское понятие: Автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа, 1997. 19с.

85. Историко-философский ежегодник 96. М.: Наука, 1997. - 458с.

86. Каган М.С. О духовном: (Опыт категориального анализа)// Вопросы философии. 1985. №9. - С.91-102.

87. Калкаева А.Б. Ритуал и музыка в философии Лян Шумина // Философские науки. 2004. №5. - С.54-71.

88. Канапацкий А.Я. Мир истинной духовности и система образования/ Издание БашГУ. Уфа, 2002. - 188с.

89. Канапацкий А.Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 172с.

90. Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1999. - 655с. - (серия «Памятники философской мысли»).

91. Кант. И. Промегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки: Пер. с нем. B.C. Соловьева. М.: Издательская группа «Прогресс» - «VIA», 1993. - 240с.

92. Кант И. Трактаты и письма. / Отв. ред. и автор вст. ст. А.В. Гулыга. -М.: Наука, 1980. 708с. - (Памятники философской мысли).

93. Каргас Г.Дж. Мартин Бубер/ Великие мыслители Запада / Пер. с англ. В.Федорина. Под ред. Я. Мак-Грила. М.: КОРН - ПРЕСС, 1998. - С.678

94. Карпов А.О. Научное образование на хроносоциальном фоне // Философские науки, 2004. №6. С. 114-129, №7. - С.119-131, №8. - С.138-149.

95. Карпов А.О. Принципы научного образования // Вопросы философии. -2004. №11. С.89-102.

96. Карпова Н.Л. Изменение смысложизненных ориентаций изменение линии жизни// Мир психологии. - 2001. №2. - С.63.

97. Касавин И.Т. Проблема и контекст. О природе философской рефлексии. // Вопросы философии, 2004. №11. С. 19-21.

98. Каткова М.С., Корнышева Е.В. Размышления над «вечными» вопросами // сайт Интернета http://online.solibor.ru

99. Королева Н.Н. Виды интуиции в философском наследии Н.О. Лосского / Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МГПУ. Выпуск XXX. М.: Прометей, 2005. - С. 91-94.

100. Королева Н.Н. Научная интуиция как философская концепция: Дис. . канд. философских наук. Уфа, 2003. 133с.

101. Костюченко B.C. Классическая веданта и неоведантизм. М.: Мысль, 1983. - 272с.

102. Краткая философская энциклопедия. / Ред. сост. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. - М.: Прогресс, 1994. - 576с.

103. Кричевец А.Н. Кризис математических наук и математического образования: эпистемологический подход. // Вопросы философии, 2004. №11. -С.109.

104. Круглов А.Н. Природа трансцендентального метода: Автореф. дис. канд. философских наук. М., 1999. 27с.

105. Кудряшев А.Ф. Уровни бытия в философском учении Фихте / Фихте и конец XX века: «Я» и «Не-Я». Уфа: 1992.

106. Кудряшев А.Ф. Деятельность, основание, мировоззрение // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: материалы научно-практической конференции / Изд-е Башкирск. Ун-та. -Уфа, 1997.

107. Культура философствования: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научной конференции/ Издание Башкирского унта.-Уфа, 1998. 164с.

108. Купарашвили М. Д. Сумма трансценденталий. 4.1. Онтология разума: монография. Омск: Омский государственный университет, 2002. -398с.

109. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука. 1980. -358с.

110. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256с.

111. Леонтьева Е.В. Рациональность и её типы: генезис и эволюция: Дис. доктора философских наук. Волгоград, 2003. 300с.

112. Летцев В.М. Личность как средоточие мировоззренческих исканий В.В. Зеньковского // Вопросы философии, 2003. №12. С. 140-147.

113. Лисин А.И. Идеальность = Ideality. М.: Информациология, РеСК, 1999. - 4.1. Реальность идеального. - 831с.

114. Лобанов С.Д. Бытие и реальность. М.: Наука, 1999. - 156с.

115. Лобковиц Н. Что такое «личность»?: Пер. с нем. // Вопросы философии, 1998. №2. С.54-64.

116. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: Республика, 1995. 339с. - (Мыслители XX века)

117. Лосский Н.О. Избранное. / Под ред. В.П.Филатова. М.: Правда, 1991. - 622с. (приложение к журналу «Вопросы философии»),

118. Лукьянов А.В. Идея духовного «я» в философии И.Г.Фихте: Автореф. дис. . доктора философских наук. Уфа, 1994. 38с.

119. Лукьянов А.В. Идея метакритики «чистой» любви (Философскоевведение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 2001.

120. Лукьянов А.В. Проблема духовного «я» в философии И.Г. Фихте Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1993. - 190с.

121. Лукьянов А.В. Философия, предвидение, духовность. Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1993. -250с.

122. Лукьянов А.В. Фихте о критериях духовного // Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии. Альманах. Екатеринбург, 1999.-С.115-125.'

123. Лукьянов А.В., Пушкарева М.А. Немецкая классическая философия религии: Учебное пособие для философских факультетов университетов. Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 238с.

124. Мамардашвили М. К. Трансценденция и бытие /Метафизика свободы. 1999-2004// сайт Интернета http:// www.mamardashvili.ru

125. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс-Культура, 1992.-414с.

126. Мамардашвили М.К. О философии // Вопросы философии. -1991. №5. С.3-10.

127. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10. - С. 12 - 16.

128. Марьясова Н.В. Духовность в контексте психологического анализа: личностный аспект: Дис. канд. психол. наук. Хабаровск, 2004.

129. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. A.M. Татлыбаевой. Науч. ред., вст. ст. и комм. Н.Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1997.-430с.

130. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М.Татлыбаевой! СПб.: Евразия, 1999. - 478с.

131. Материалы республиканской конференции молодых ученых (22 февраля 1999г.) / Под ред. B.C. Хазиева, В.В. Гониеевой. Башгоспедин-т. -Уфа, 1999.-46с.

132. Материальное и духовное в социальном развитии. Киев: Изд-во при КГУ, Изд-во "Вища школа", 1986. - 207 с.

133. Машенцев А.В. Интуиция и ценностная ориентация в понимании: Дис. . канд. философских наук. СПб.: 2003. - 197с.

134. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека. Духовность и религиозность. // Философские науки. 2003. №3. - С. 116-127.

135. Митрохин JI.H. Философия религии: новые перспективы.// Вопросы философии. 2003. №8. - С. 18-31.

136. Моисеев Н.Н. Ещё раз о проблеме коэволюции// Вопросы философии. 1998. №8. - С. 26-32.

137. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле// Вопросы философии.- 1990. №6.-С. 32-45.

138. Мой опыт нетипичен / Мераб Мамардашвили. СПб.: Азбука, 2000. - 396с.

139. Наука: возможности и границы / Отв. ред. Е.А. Мамчур. М.: Наука, 2003. - 293с.

140. Невважай И.Д. Свобода и знание // сайт Интернета http:// lib.userline.ru

141. Некрасова Н.А. Феномен духовности, бытия и ценность: Дис. . доктора философских наук. Иваново, 2002. 313с.

142. Нижников С.А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М.: Рос. ун-т Дружбы народов, 1992. -16 с.

143. Новая философская энциклопедия: в 4-х т.т. Т.1. / Под ред. B.C.

144. Степина. М.: Мысль, 2001. -708с.

145. Нуриев Д.А. Гносеологическое и методологическое основания категории "материя". Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1995. -186с.

146. Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории "материя". Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1996. - 164с.

147. Нуриев Д.А. Мировоззренческие основания гносеологии. -Первый Российский философский конгресс. Человек Философия -Гуманизм. Т. III. Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия. Тезисы выступлений. - СПб: Изд-во СПб университета, 1997.

148. Нуриев Д.А. Мировоззренческие основания познавательной деятельности. /Материалы научно-практической конференции. Уфа: 1997. -С. 23-27.

149. Нуриев Д.А. Понятие материи в философии (Системный анализ). Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1995. - 156с.

150. О. Вениамин (Новик). Вера и знание (Апологетический этюд) -сайт Интернета http://veniamin.spb.ru/text/t8.htm www.peter-club.spb.ru

151. Орлова Е.В. Нерефлексивные формы познания в творчестве Даниила Андреева: Дис. . канд. философских наук. Архангельск, 2003. -209с.

152. Петров В.М. Власть духа, классический и неклассический образы духовной реальности: Автореф. дис. . доктора филос. наук. Екатеринбург: УрГУ, 1994. 45 с.

153. Пивоваров Д.В. Вера как знание и незнание в религии и философии / Философия и религия в истории и современности. Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 2002.

154. Пивоваров Д.В. Дух и душа. Духовность. / Современный С.259-261,266-267.

155. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1986. - 129с.

156. Пигалев А.И. Изменение системы ценностей, феноменологиялюбви и проблема другого Я в мышлении Макса Шелера / Историко-философский ежегодник'96. М.: Наука, 1997. - 458с. - С.232-240.

157. Плотников Н. С. JI. Франк о М. Хайдеггере. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли // Вопросы философии. 1995. № 9. -С. 169-185.

158. Победа Н.А. Духовные потребности и реальное поведение / Отв. Ред. Урсул Д.Г. АН ССР Молдова. Кишинев, Штиница, 1990. - 113с.

159. Попов Г.А. Внутриличностные основы религиозной жизни в антропологии Л.Н.Толстого // Философские науки. 2004. №8. - С. 36-45.

160. Попов Г.А. Что стоит за вопросами о жизни и смерти в религиозном философском учении Л.Толстого // Философские науки. 2004. №3. - С. 48-62.

161. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. №6. - С.46-52.

162. Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В.А. Подорога, А.Б. Зыкова, И.С. Вдовина и др. М.: Наука, 1989. -256с.

163. Пузырей А.А. Индирективный подход в психотерапии и путь к феноменологии инициального опыта // Философские науки. 2004. №1. -С.137-157.

164. Пушкарева М.А. Идея свободы в её трансцендентально-системном представлении: Монография. Уфа, РИО БашГУ, 2005. - 218с.

165. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2-х т. Т. 1. / Пер. с англ. Ред. А.С. Бархударов, В.И. Кальянов, Н.М. Макарова. М.: МИФ, 1993. -624с.

166. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2-х т. Т. 2. / Пер. с англ. Ред. А.А. Якушев, В.И. Кальянов. М.: МИФ, 1993. - 732с.

167. Рамачарака. Основы миросозерцания индийских йогов. -Репринт, изд. М.: Мудрость, 1996. - 236с.

168. Рахматуллин Р.Ю. Онтологизированные образы в научномпознании: генезис и функция: Автореф. дис.доктора философских наук.1. Уфа, 2000.-39с. •

169. Розин В.М. Природа и особенности эзотерического познания // Философские науки. 2003. №4. - С. 144-157.

170. Рябов В.Ф. Наш духовный мир. JL: Лениздат, 1987. - 156с.

171. Садыкова А.Г. Категория реального, или естественного чуда: проблема философской интерпретации: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Уфа, 2001.-25с.

172. Саитбаева Э.Р. Механизмы самоопределения. Тезисы 3-ей научно-практической конференции «Одаренные дети: проблемы полноценного развития»// сайт http://cognitiv.chat.ru/tezis3konf/Saitbaeva.htm

173. Сверчкова Л.П. Субъект духовного производства: методолог, анализ. Л.: Из-во ЛГУ. 1988. - 128с.

174. Сердюков Ю.М. Нерефлексивные формы познания и проблема разделения всех вещей на phaenomena и noumena: Автореф. дис. . доктора филос. наук. М., 1998, 34с.

175. Сердюков Ю.М. Трансцендирование в самопознании: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: Гос. пед. университет, 1992. 16с.

176. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 352с.

177. Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. СПб.: Наука, 2001. - 525с.

178. Слободчиков В.Л. Реальность субъективного духа / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000. - С. 380 -395.

179. Современная западная философия: Словарь / Сост.: B.C. Малахов, В.П.Филатов. М.: Политиздат, 1991. - 414с.

180. Современный философский словарь / Под общ. ред. д.ф.н. Кемерова В.Е. 2-е изд. - Лондон, Фр. - на - Майне, Париж, Люксемб., М., Минск: Панпринт, 1998. - 1064с.

181. Соловьёв А.П. Структура мифологического творчества (онтологический аспект)/ Университетская наука Республике Башкортостан: Том 2. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 374с.

182. Соскин В.А. Философские концепции отнесенности человека к Абсолюту: методологический анализ. Уфа, 2000. - 24с.

183. Степанянц М.Т. Метафора "золотая середина" как ключ к пониманию общего и частного в философии // Вопросы философии. 2003. №3. - С.42.

184. Степин B.C. О прогностической функции философского знания // Вопросы философии. 1986. № 4 - С. 39-56.

185. Суворов О.В. Разум и феномен «Я» // Вопросы философии. -2000. №4. С.130-137.

186. Суворов О.В. Сознание и абсолют. М.: Логос, 1999. - 192с.

187. Суркова Н.А. «Трансцендентальный субъект» и проблема его философской концепции: Монография. Уфа, Изд. БашГУ, 2003. - 232с.

188. Суркова Н.А. Классическое философствование (между Кантом и Гегелем): монография. Уфа: Изд-во Баш. Ун-та, 1997. - 146 с.

189. Суркова Н.А. Понятие трансцендентального субъекта в контексте парадигмы классического философствования. Уфа: Изд-е БашГУ, 2001. -168с.

190. Тайнов Э.А. Трансцендентальное. Православная метафизика. -М.: мартис, 1998.-125с.

191. Толстой Л.Н. Избранные философские произведения / Сост., авт. вступ. ст. Н.П.Семыкин. М.: Просвещение, 1992. - 528с.

192. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: Изд. Ленинградского Университета, 1998. - 344с.

193. Тугаринов В.П. Философия сознания (современные вопросы). -М.: Мысль, 1971.-199с.

194. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологического исследования. М.: Мысль, 1980. - 271с.

195. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -333, (2)с.

196. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Кн.2. Космо-антропо-социо-природогенез Человека. Новосибирск: "Наука". Сибирская издательская фирма РАН, 1995. - 430с.

197. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1992. - 136с.

198. Фейнберг E.JI. Два культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. Фрязино: Век 2, 2004. - 288с. - (Наука для всех).

199. Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век./ Отв.ред. М.Т. Степанянц. М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1985. - 272с.

200. Философские чтения/ Мераб Мамардашвили. СПб: Азбука, 2002. - 823с.

201. Философский словарь. / Под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Политиздат, 1968. - 432с.

202. Философский энциклопедический словарь. Сост. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. М.: ИНФРА-М, 1999. - 576с.

203. Финогентов В.Н. ".И ропщет мыслящий тростник" (О бессмысленности и смысле жизни человека. О свободе и несвободе человека). Уфа: Уфимск. технол. ин-т сервиса, 2000. - 182 с.

204. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа,: Изд-е Баш. Гос. ун-та, 1992. -221 с.

205. Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении ученого. Назначение человека. Основные черты эпохи: Сборник / Пер. с нем. Минск: Поппури,1998.-480с.

206. Франк C.JI. Духовные основы общества. (Избранные труды) / Сост. В.П. Алексеев. М.: Республика, 1992. - 511с.

207. Франк C.JI. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию / Франк C.JI. Реальность и человек / Сост. П.В. Алексеев; Прим. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1997. - С.4-207. - (Мыслители XX века).

208. Франк C.JI. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии / Франк C.JI. Сочинения/ Вст. ст., сост., подг. текста и прим. Ю.П.Сенокосова. М.: Правда, 1990. - С. 183-560.

209. Франк C.JI. Реальность и человек / Сост. П.В. Алексеев; Прим. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1997. - 479с. - (Мыслители XX века).

210. Франк C.JI. Сочинения / Вст. ст., сост., подг. текста и прим. Ю.П.Сенокосова. М.: Правда, 1990. - 608с. - (Приложение к журналу «Вопросы философии»)

211. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -366с.

212. Фрейд 3. Основной инстинкт / Сост., предисл. П.С. Гуревича. -М.: Олимп, Издательство «ACT-ЛТД», 1997. 656с.

213. Фрейд 3. Тотем и табу: Сб. М.: Олимп, ACT-ЛТД, 1998. - 448с.

214. Фрейд 3. Я и Оно./ Фрейд 3. Основной инстинкт / Сост., предисл. П.С. Гуревича. М.: Олимп, Издательство «ACT-ЛТД», 1997. - С.320-362.

215. Хазиев З.А. Многообразие бесконечности универсума (философский анализ): Автореф. дис. . канд. филос. наук. Уфа, 1999. — 20с.

216. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. №9. - С. 116-163.

217. Хёсле В. Гении философии нового времени / Пер. А.К. Судакова. -М.: Наука, 1992.- 224с.

218. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. "Духовная практика" и "отверзание чувств": два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии, 1999, №3. С.55-84.

219. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. - 477с.

220. Хоружий С.С. Род или нерод? Заметки к онтологии виртуальности / Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. -С.311-352.

221. Хоружий С.С. Философия и теология: старые и новые парадигмы отношений / Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. -С.289-310.

222. Чухина JI.A. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера / Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А.В., Малинкина А.Н., Филлипова А.Ф.; Под ред. Денежкина А.В. М.: Изд. "Гнозис", 1994. -С.378-418.

223. Шаймухамбетова Г.Б. Гегель и Восток. Принципы подхода. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1995. - 288с.

224. Шахов М.С. Религиозное знание, объективное знание о религии и наука // Вопросы философии. 2004. №11.- С.65-80.

225. Шелер М. Ordo amoris / Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А.В., Малинкина А.Н., Филлипова А.Ф.; Под ред. Денежкина А.В. М.: Изд. "Гнозис", 1994. - С.339-377.

226. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А.В., Малинкина А.Н., Филлипова А.Ф.; Под ред. Денежкина А.В. М.: Изд. "Гнозис", 1994. - 490с.

227. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т.1. СПб.: Наука, 2000. - 699с.; Т.2. - СПб.: Наука, 2002. - 480с.

228. Шпрингер Э. Два вида психологии. Хрестоматия. М.,1989.

229. Шуман А.Н. Трансцендентальная философия. Мн.: Экономпресс, 2002. - 416с.

230. Шюре Э. Великие посвященные. Калуга: типография земской управы, 1914. -419с.

231. Элиаде М. Игра. // сайт Интернета

232. Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 144с.

233. Явкина Т.А. Духовное производство: проблемы определения эффективности: дисс. . канд. философских наук. Саранск, 2003. - 182с.

234. Яковенко Б.В. Жизнь и философия Иоганна Готлиба Фихте. -СПб.: Наука, 2004. 455с.

235. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб: Наука, 2000. - 272с.

236. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. -527с.

237. Bataille G. Inner experience. Albany (N.Y.): State Univ. of New York press, Cop. 1988. - XXXIII, 209p.

238. Barrett W. Death of the soul: From Descartes to the computer. -Gardon City (N. Y.): Anchor press, Double day, 1987. -XVI, 173p.

239. Coles R. The secular mind / Robert Coles. Princeton (N.Y.): Princeton univ. press, Cop. 1999. - 189p.

240. Hartmann N. Grundzuge einer Metaphysik der Erkenntnis, 1921. S. 24-112.

241. Sartre J.P.L x Etre et le Neant. PUF. P. 22-507.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.