Трансформация социальных функций высшего образования: На примере вузов Хабаровского края тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Суворова, Елена Валентиновна

  • Суворова, Елена Валентиновна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2002, Хабаровск
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 163
Суворова, Елена Валентиновна. Трансформация социальных функций высшего образования: На примере вузов Хабаровского края: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Хабаровск. 2002. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Суворова, Елена Валентиновна

Введение.

Глава I. Социология образования и социальная стратификация.

§ 1. Образование как фактор воспроизводства социальных позиций.

§ 2. Образование как среда и инструмент воспроизводства социальных отношений.

§ 3. Система образования в период социальной трансформации.

Глава II. Образование в России на рубеже веков: от воспроизводства статуса к воспроизводству личности.

§ 1. «Биография» и «дрейф»: личность в социальном пространстве переходной эпохи.

§ 2. «Отложенное и параллельное взросление» как реакция на ситуацию трансформации.

§ 3. Стабилизация социальной структуры и новые функции высшего образования.

Глава ill. Высшее образование в Хабаровском крае: воспроизводство статусных позиций и производство профессиональных характеристик.

§ 1. Новые социальные группы в Хабаровском крае: проблема воспроизводства.

§ 2. Политическая и бизнес элита: новая востребованность профессиональных качеств.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация социальных функций высшего образования: На примере вузов Хабаровского края»

Актуальность исследования. Социология образования все более выходит на передний план в исследованиях социальных институтов новой России. Это связанно не только с важностью образования в плане воспроизводства общественных отношений, но и резким, радикальным изменением социального смысла, который традиционно приписывался данному институту. Констатация «кризиса высшего образования» в России стала одним из наиболее распространенных трюизмов в социологических исследованиях последних десятилетий. Однако для проведения подлинного исследования важна не столько констатация очевидного факта, но объяснение парадокса, возникающего в связи с ним. С одной стороны, снижается жесткость связи между уровнем образования и успешным трудоустройством, снижается качество образования, расцветает коррупция в системе образования. С другой, -продолжается «образовательный бум», еще более парадоксально выглядящий на фоне снижения общего количества лиц «студенческого возраста». По всей вероятности, образование в современных условиях начинает выполнять какие-то иные, крайне важные общественные функции. Без экспликации этих функций невозможно осмыслить социальные процессы, протекающие сегодня в образовательном пространстве, выявить направление его развития. Только подобный анализ позволит выявить действительное отношение общества к образованию как социальному институту и реальные социальные стратегии в сфере высшего образования.

Такой анализ и проводится в настоящей работе.

Степень разработанности проблемы. Проблема образования прошла несколько этапов становления в рамках социально-философской традиции Нового и Новейшего времени.

Первый этап связан с традицией эпохи Просвещения и инициирован работами Т. Гоббса, Д. Локка1. Их идеи получили дальнейшее развитие в рамках немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Шиллер, И. Гербардт и другие)2. В этот период закладывается жесткая связка между проблемой обучения и проблемой структуры личности.

Собственно социологический аспект проблемы затрагивается в начале XX века в работах таких мыслителей как М М.Вебер, Д Л. Константиновский и др3.

Определенное значение в русле избранной темы имеет педагогическое приложение идеи Л. Витгенштейна (теория языковых игр)4 и коммуникативные трактовки социума и личности Т. Шибутани, М. Мак-Люэн.

Особенно значимыми являются идеи М. М. Бахтина5. В его концепции личность не осваивает, входит в мир, а присваивает его и тем самым перевоссоздает.

Непосредственными источниками анализа стали работы последних лет, объединяемые в два автономных корпуса текстов С одной стороны это работы, развивающие идеи М. М. Бахтина и связанные с философией образования.

С другой стороны, - это достаточно широкий круг работ, посвященных анализу постнеклассического состояния общества

1 Гоббс Т. Избранный сочинения. В 2 т. М., 1991 Локк Д. Сочинения. В 3 Т. М., Мысль, 1988

2 Кант И. Сочинения. М.,1936; Шиллер Ф. Избранные сочинения. М.,1995.

3Вебер М .Основные понятия стратификации//СОЦИС. 1994. № 5.;Константиновский Д.Л. Молодежь в системе образования динамика неравенства//Философский журнал. 1997. №3.

4Витгенштейн Л.О достоверности //Вопросы философии. 1984. № 8.

5 Бахтин М.М. Архитектоника поступка //Социологические исследования. 1986. №2.

Л.Г. Ионин, О .Дудченко,М. Фуко, Э. Гидденс)1. В этих работах распространение получает, идущая от Щюца , идея социального конструирования реальности активным агентом Общество здесь предстает не как данное, а как заданное, постоянно воссоздаваемое уникальной активностью личности.

Поскольку пространство, где разворачивается процесс обучения, рассматривается как особая, сверхсложная система, определенное значение имеют работы, анализирующие нестабильные, сверхсложные системы (И. Пригожин, И. Стенгерс и др.)2

Исходя из степени разработанности проблемы, определяется цель данной работы.

Цель исследования - анализ специфики процесса социальной стратификации и воспроизводства статусных позиций, производства профессиональных характеристик личности в постнеклассическом пространстве образования как способа конструирования социальной реальности.

Данная цель достигается решением следующих задач:

1. рассмотреть проблему высшего образования как самостоятельный социальный феномен в становлении личности;

2. выявить взаимосвязь между социальной стратификацией и образовательными стратегиями личности;

3. выделить характеристики современного взаимодействия между обществом и системой образования как пространством воспроизводства социальных позиций, проследить их генезис;

1 Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,1986.; Дудченко О.И., Митель А.В. Социальная идентификация и адаптация личности //Социологические исследования. 1995 № 6.;Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных, наук М ., 199911.; Гидденс Э. Стратификация и классовая структура //Социологические исследования. 1992 .№ 9.

2 Пригожин И., Стенгерс И Порядок из хаоса. М., 1986

4. определить возможности образования в плане конструирования социальной реальности;

5. выделить варианты стратегий образования, определить возможные линии развития в период социальной трансформации.

Объект исследования - высшее образование в современном социальном пространстве.

Предмет исследования - изменение функций высшего образования как фактора социальной стратификации.

Целями и задачами исследования определяется применяемая в нем методология.

Настоящее исследование опирается на несколько методологических посылов. В работе используется метод историзма, позволяющий увидеть изменчивость рассматриваемого явления и определить тот момент, когда взросление из конституируемого переходит в конституирующий социальную реальность.

Анализ последнего, собственно интересующего нас этапа осуществляется с помощью методологических экспликаций из идейного наследия М.М. Бахтина (учение о «не-алиби-в мире» и «точке вненаходимости»)1, а также теории "языковых игр" Л. Витгенштейна, продолженной Ж.-Ф. Лиотаром.

В ряде пунктов анализа используются положения синергетической методологии, преобразованные, исходя из задач настоящей работы.

Эмпирической базой исследования выступают статистические данные Госкомитета по статистике Правительства Хабаровского края. Данные формализованных

1Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики М. 1975. интервью, собранных в вузах города Хабаровска1 (выпускники, учащиеся 5-го курса), направленных на выяснение мотивации к обучению и связи между обучением и трудоустройством, п = 175. Данные 5 экспертных интервью с руководителями предприятий -потенциальных работодателей.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертационной работы:

1. В постнеклассический период образование является самостоятельным социальным феноменом, детерминирующим спектр возможных вариантов развития социальной реальности.

2. Система образования в этот период из инструмента становления личности, структурируемого по внешнему (социальный заказ) основанию, становится автономным пространством, в котором разворачивается процесс образования.

3. Распад интерсубъективной аксиологической шкалы и неопределенность социальных ожиданий порождают ситуацию "отложенного взросления" и соответствующие стратегии поведения, из которых наиболее массовой и легитимной является вхождение в образовательное пространство.

4. В автономном пространстве системы образования возникают новые типы социальных связей и идентичности, способные выступить основанием новой интерсубъективной социальной реальности.

1 Хабаровский край в 2000 году. Статистический ежегодник. Хабаровск .Краевой комитет государственной статистики. 2001.

К научной новизне исследования отнесены:

• рассмотрен процесс обучения как способ конституирования социальной реальности;

• выявлено отставание стратегий образования от характеристик господствующей системы ценностей;

• исследованы механизмы становления новых социальных связей, типов социальной идентификации в пространстве системы образования;

• прослежены способы распространения этих связей на общество в целом.

Теоретическая значимость диссертации состоит в значительном расширении существующих представлений о способах конституирования социальной реальности и роли системы образования в становлении социального фактора, способного значительно деформировать, переконструировать социальную структуру. Тем самым намечены пути преодоления описанного Э. Гидденсом1 парадокса агентности/структурности.

Практическая значимость. Результаты исследования легли в основу концепции развития ХГТУ и авторскую разработку концепции воспитательной работы со студентами университета, которую в течение девяти лет ведет автор данного исследования.

Результаты исследования нашли применение в педагогической практике.

1 Гидденс Э. Стратификация и классовая структура //Социологические исследования 1992.№ 9.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Суворова, Елена Валентиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итогами проведенного диссертационного исследования стратегий высшего образования в постнеклассическом социальном пространстве образования, предоставляется возможным заявить, что в работе подтверждена актуальность выбранной темы, ее значимость именно в социологическом отношении.

Поставленная в диссертации цель - проанализировать процесс социальной стратификации и воспроизводства статусных позиций, производства профессиональных характеристик личности в постнеклассическом пространстве образования как способа конструирования социальной реальности достигнута, выдвинутые для реализации этой цели задачи выполнены.

Наиболее существенными выводами, которыми мы считаем необходимым заключить исследование, являются следующие:

Проблема высшего образования, традиционно рассматриваемая в рамках позитивных наук, приобретает стратификационное звучание в период радикальных общественных изменений, к которым, прежде всего, относится смена господствующей системы ценностей.

Социальная стратификация, структурированная господствующей картиной мира, определяет конкретные формы вхождения человека в социальное пространство, требования, предъявляемые обществом к своему агенту.

Для каждого общества характерно разнообразие отношений, ролей, позиций его членов. Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в обществе, то между слоями существуют «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх или вниз от одного слоя к другому. Динамизм нашей эпохи дает основания полагать, что история развивается в направлении увеличения вертикальной мобильности. Институты образования и воспитания, какую бы конкурентную форму они не обретали, всегда были средством вертикальной социальной циркуляции.

В силу того, что стратегии образования соотносятся с «внешними ярусами» картины мира, они меньше подвергаются деструкции нежели собственно основания социального пространства.

В этой ситуации картины мира и способы конституирования социальной реальности не сменяют друг друга, а участвуют в рамках одного и того же социального пространства, подвергаясь взаимной деструкции.

В таком контексте усмотрение неадекватности традиционных стратегий образования, переопределение социокультурной функции образования становится насущно необходимым.

Не в последнюю очередь, это детерминируется, рассмотренным в работе феноменом «отложенного взросления».

У взрослеющего индивида возникает стремление «отложить» процесс вхождения в социальное пространство. Наиболее легитимным способом такого «откладывания» и является пространство образования.

Как показано в работе, система образования, складывающаяся в рамках механической картины мира и видоизменившаяся под влиянием биологической, сегодня не в состоянии выполнять возложенную на нее функцию инструмента и среды обучения. В этой среде отсутствует важнейший элемент, традиционно структурировавший ее - социальный заказ и связанный с ним социальный контроль. В отсутствии этих структурообразующих элементов меняется смысл всей системы. Она оказывается не встроенным в целостное пространство социальным инструментом, а особой, автономной средой, функционирующей по своим внутренним принципам. Спецификой этой среды оказывается, с одной стороны, невключенность в кризисное социальное пространство, ее относительная целостность, с другой - традиционно сохраняющееся представление о достаточно высоком социальном статусе.

Все это и делает систему образования наиболее привлекательной формой «отложенного взросления», вызывает «образовательный бум», отмечаемый и в России, и за ее пределами. Здесь-то и заключается основа для формирования новой социальной функции системы образования. Отсутствие, а точнее, невозможность социального заказа, определяющего смысловой контекст системы образования, и, вместе с тем, необходимость легитимизации своего существования перед обществом, приводят к появлению социальной мифологии образования. Такая мифология пронизывает все «технологические» учебные формы и превращает последние в самостоятельный механизм мифогенеза. В этой же среде формируется и агент, способный экстраполировать социальную мифологию образования как целостность на целостность общества, тем самым воссоздавать последнюю.

Событийствование гетерогенных картин мира в постнеклассическом социальном пространстве не может разрешиться ни в одной из них. Для их совмещения и воссоздания новой системной целостности необходимо внешнее основание, «внешняя социальная мифология». Источником и механизмом такого мифогенеза и может выступить система образования, функционирующая как особая автономная область социального пространства. Разворачивающиеся в ней стратегии высшего образования способны породить агента по-новому переконструирующего социальную реальность, в которую ему предстоит войти.

Вместе с тем, образование продолжает выполнять две важнейшие социальные функции. Во-первых, как показало эмпирическое исследование, образование продолжает

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Суворова, Елена Валентиновна, 2002 год

1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма //Вопросы философии. 1989.№ 3.

2. Автономова Н.С. Миф: хаос и логос. М., 1990.

3. Алексеев П.В. Мировоззрение Зигмунда Фрейда // Философские науки. 1990.№3.б.Алтухов Н.А. Контуры неклассической общественной теории/Юбщественные науки и современность. 1992.№ 5.

4. Антонов В. Ю. Творящее влечение.Философия паники в эпоху катастроф Саратов, 1997.

5. Андурин В.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипное сознание // Социологические исследования. 1995. № 1.

6. Антология мировой философской мысли. М., 1963. т. 4. Э.Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России // Социология в России / Под ред В.А. Ядова М.: Издательство Института социологии РАН. 1996.

7. Ю.Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. М., 1992.

8. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: В 3 т. М., 1991.

9. Артыков Т.А., Молчанов Ю.Б. О всеобщем и универсальном характере времени // Вопросы философии. 1988 №7.

10. Аналитическая философии. М., 1993.

11. Бахтин М.М. Архитектоника поступка // Социологические исследования. 1986. №2.

12. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

13. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социологиянауки и техники. М., 1986.

14. Бахтин М.М., Рабле Ф.И Народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

15. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1987.

16. Баева И.В. Концепция диалога культур в трудах Бахтина М. М. // Сборник научных, трудов Ленинградского института культуры. Л. 1986.

17. Балабанова Е. Социальная адаптация молодежи. М., 1988.

18. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

19. Батищев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии 1996. №3.

20. Барулин B.C. Основные тенденции развития современной социальной философии // Социальная философия в конце XX века. М., 1991.

21. Бергер П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995.

22. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

23. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

24. Библер B.C. К философской логике парадокса // Вопросы философии. 1988. № 1.

25. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

26. Бляхер Е.Д., Волынская Л.М. «Картина мира» и механизмы познания. Душанбе, 1978.

27. Белл Д. Мятеж против современности //Социологические исследования 1989 № 5.

28. Бляхер Л.Е. Картина мира. Хабаровск, 1988.

29. Бляхер Л.Е. Философские основания культурологического моделирования социальных процессов (актуализация парадигмы М.М. Бахтина) // Актуальные проблемы социологии и политологии. Вып. 1. Хабаровск, 1996.

30. Бляхер Л.Е. Человек в зеркале социального хаоса. Хабаровск, 1997.

31. Бляхер Л.Е. Виртуальные состояния социума, или шансы и риски открытого общества в России. М., 1997.

32. Бляхер Л.Е. Россия на перепутье: открыт ли путь в открытое общество // Социальная система: новые контуры России. Хабаровск, 1996.

33. Богатырева Е.А., М.М. Бахтин: этическая онтология и философия языка//Вопросы философии. 1993. №1.

34. Бонецкая Н. К. М.М. Бахтин и традиции русской философии // Вопросы философии. 1993. № 1.

35. Бочаров С.Г., М.М. Бахтин //Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-85-М., 1986.

36. Борхес Х.Л. Письмена Бога. М., 1994.

37. Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. 1992. №2.

38. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

39. Бурдье П. Начала. М., 1993.

40. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1971.

41. М. М. Бахтин и философская наука XX века. Спб., 1991.

42. Биографический метод: история, методология, практика / под ред. Мещеряковой Е.Ю., Семеновой В.В. М., 1994.

43. Валери П. Кризис духа. М., 1976.

44. Вайзе П. Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук // Thesis 1993. Вып. 3.

45. Введенский А.И., Лосев В.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.

46. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

47. Вебер М. Класс, статус и партия. // Социальная стратификация. Вып. I. М., 1992.

48. Вико Дж. Основания новой науки о природе наций. М., 1994.

49. Витгенштейн Л. О достоверности /7 Вопросы философии. 1984 № 8.

50. Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. М., 1983.

51. Воробьев И. Общество, культура, социология. М, 1984.

52. Веблен Т Теория праздного класса М., 1984.

53. Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия II Путь. 1992. № 1.

54. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. М., 1999.

55. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке о языке / Бахтин под маской. Т. 3. М., 1993.

56. Волынская Л.М. Философская рефлексия как форма самокритики // Критическая функция марксистско-ленинской философии. Свердловск, 1985.

57. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.

58. Гадамер Г.Х. Истина и метод. М., 1988.

59. Галарин А.С., Любутин Н.К., Макаров В.В. Проблема диалога: Бахтина М.М. и Бубер М. / Эстетика Бахатина М.М. и современность. Саранск, 1989.

60. Гайда А.В., Китаев В.В., Бахтин М.М. и Фуко М.: Тело и власть / Эстетика Бахтина М.М. И современность. Саранск, 1989.

61. Гаспаров М.Л., Бахтин М.М. В русской культуре XX в. Тарту, 1979.

62. Генисаретский О.И. Этнокультурная идентичность во всех возможных мирах // Alma mater. -1991. № 9.

63. Гидденс Э. Элементы теории структурации. Новосибирск, 1995

64. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.

65. Тендерные аспекты социальной трансформации / Под ред. Малышевой М.М.: ИСПИ РАН. Сер. Демография и социология. Вып.15. М., 1996.

66. Гордон Л. Кризис рабочего движения будет усугубляться // Общественные науки и современность. 1992. №5.

67. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М., 1986.

68. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

69. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983.

70. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.

71. Гусейнов А.А. Язык и совесть: Избр. Социально-философская публицистика / Ин-т филос. РАН. М., 1996.

72. Гулыга А.В. Миф и современность // Иностранная литература. -1984. № 2.

73. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

74. Гуссерль Э. Амстердамские лекции: Феноменологическая психология // Логос. 1992. № 3.

75. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. М., 1996.

76. Декарт Р. Избранные сочинения. М., 1950.

77. Данилова Е.И. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социологические . исследования. 1995. № 6.81 .Деррида Ж. Московские лекции. Екатеринбург, 1994.

78. Декарт Р. Правила для руководства ума //Декарт Р. Избранные сочинения. М., 1950.

79. Делез Ж. Ницше. Спб., 1997.

80. Демичев А. Дискурс смерти: введение в философскую танатологию -Спб., 1997.

81. Дюргейм Э. Ценностные и реальные суждения //Социологические исследования. 1992 №9.

82. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век, Антология. М: 1995.

83. Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1985.

84. Дудченко О.И., Митиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности //' Социологические исследования. 1995.№ 6.

85. Дьюи Дж. Образование и реальность. // Новая технократическая волна на Западе. М., 1985.

86. ЭО.Дюркгейм Э.О разделении общественного труда: Метод социологии. М., 1990.

87. Иванов В.Н. Этнологическая ситуация в регионах Российской Федерации // Социологические, исследования. 1995. № 6.

88. Ионин Л.Г. Культура на переломе//Социологические исследования 1995. №2.

89. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические чтения. Вып. 1.М., 1996.

90. ЮЗ.Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

91. История древнего мира в 3-х тт. Т.З.М., 1987. Юб.Каган М.С. Искусство в системе культуры. М., 1983.

92. Каган М.С. Мир общения. Проблемы межсубъективных отношений. М., 1988.

93. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.

94. Канетти Э. Масса и власть . М., 1997.

95. Караченцева И.С., Караченцева Т.С. М. Бахтин и Ж. Деррида: фигура читателя // М.М. Бахтин: эстетическое наследие и современность. Саранск, 1992.

96. ИО.Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М., 1976.

97. Кант И. Сочинения. М., 1936.

98. Кант И. Эстетическая мысль. М., 1988. ИЗ.Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959.

99. Карсавин Л.П. О личности. Каунас, 1929.

100. Кассиер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы М., 1995.

101. Катаев В.Б. Вокруг Чехова. М., 1985.

102. Клемкин И.М. Историческая незавершенность советского человека // Вопросы философии. 1989.-№ 5.

103. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. -№ 3.

104. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. -1992.-№ 12.

105. Козловски П. Культура «постмодерна»: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997.

106. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: Самоопределение в новой реальности. М., 2000.

107. Косарева Л.В. Социокультурные основания научной картины мира. М., 1985.

108. Котляровский Ю.Л. Пиротехническая культура: предметные рамки и рефлексивное восхождение /'/' Социологические исследования. 1995. № 2.

109. Кризисный социум: Наше общество в трех измерениях. М., 1994.

110. Кантор К.М.История против прогресса.М., 1990.

111. Крыжановская О.А. Свобода, воля власть (философские проблемы социальной и политической воли). Ростов-на-Дону, 1997.

112. Костюков В.В. Общественное движения в посткатастрофическом обществе. Процессы социальной субъективации // Социология общественных движений концептуальные модели исследований 198990 гг. М., 1992.

113. Кун Т. Структура научных революций. М., 1983.

114. Крипке С. Семантическое рассмотрение модальной логики. М., 1981.

115. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Потапов А. Б. Синергетика -новые направления М., 1989.

116. Кьеркегор С. Диалектическая лирика М., 1998

117. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М, 1996.

118. Леви-Стросс К. Структурная антропология М., 1985.

119. Левков С.А. Формирование социальной стратегии в период «позднего детства» Хабаровск, 2001.

120. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930.

121. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963.

122. Лосекий Н.О. История русской философии М., 1993.

123. Лотман Ю.М Азартная игра или наказание Господне -М., 1994

124. Луман Т. Теория общества М., 1998.

125. Малинина М.А. Проблема художественного образа // М.М. Бахтин: эстетическое наследие и современность Саранск, 1992.

126. Мамардашвили М.К. Необходимость себя М., 1997.

127. ИЗ.Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

128. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 23.

129. Милле Р. Растущая элита. М., 1959.

130. Микшина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

131. Марков Н., Боденков А. Социальное положение регионов России (обзор) // Вопросы экономики. 1995. № 3.

132. Момджян К.Х. Что такое общество? М., 1991.

133. Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: Опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1996.

134. Моль А. Социодинамика. Культуры. М., 1973.

135. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994. (

136. Назаров Э. Политический протест: опыт эмпирического анализа // Социологические исследования. 1995. №1.

137. Налимов В.В. В поисках новых смыслов. М., 1996.

138. Несбет Э., Нойман Э. Формы времени в «Формах времени.» (хроносомы хронотопа) // Новое литературное обозрение-193. № 2.

139. Ницше Ф. Сочинение: в 2 Т. 1. М., 1990.

140. Новиков А.В. От позитивизма к интуитивизму. М., 1997.

141. Ноговицын О. Философия Миф и логические игры // Ступени. -1991 -№3.158.0бновление России: трудный поиск решений: Юбилейные научные чтения //Меняющаяся Россия: проблемы осмысления и изучения Вып. 5 М., 1995.

142. Образование в конце XX века материалы круглого стола// Вопросы философии 1992 № 9.160.0лыианский В.Б., Климова С.Г., Волжанская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе (1982 1997 годы) // Социологическибеисследования. 1999 - № 6.

143. Орлова Э. Д. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994.

144. Парамонов Б.М. Пантеон. Демократия как религиозная проблема //Социо-Логос: Социология. Антропология. Метафизика. Вып. 1 М., 1991.

145. Петрова Л.Н. Социальное самочувствие «молодых взрослых» / Анализ возрастной когорты. Автореферат Екатеринбург, 1998.

146. Планк М. Единство физической картины мира. М., 1986.

147. Подорога В.А. Метафизика ландшафта: Коммуникативные стратегии философской культуры XIX XX вв. М., 1993.

148. Поппер К. Открытое общество и его враги: В. 2 Т. М., 1996.

149. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986.

150. Пригожий И. Философия нестабильности // Вопросы философии. -1994-№6.

151. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995.

152. Разин А.В. От моральных абсолютов и конкретной деятельности. М., 1997.

153. Рац М.В. Идея открытого общества в современной России. М., 1997.

154. Рабинович В. Исповедь книгочея. М.,1987.

155. Селиванов А.В. Мозаичная философия развивающегося мира. -Уфа, 1997.

156. Рикер П. Повествовательная идентичность М., 1995.

157. Сознание и трудовая деятельность / Под ред. И.М. Поповой -Киев: Наукова думка, 1985.

158. Социальные последствия рестуктуризации системы образования в трех пилотных регионах. М.: ВЦИОМ, 2000.

159. Социальна идентификация личности / Под ред. Ядова В. А. М., 1993.

160. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

161. Смирнова Н.М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании) М., 1996.

162. Степин B.C. Становление научной теории. Минск, 1976.

163. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего: Избранная социально-философская публицистика. М., 1996.

164. Сартр Ж.П. Проблема метода. М., 1994.

165. Тадевосян Э.В. Социология: Учебное пособие. М., 1999.

166. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

167. Тарле Е. Наполеон. М., 1961.

168. Успенский П. Д. Совесть: поиск истины .Спб., 1997.

169. Филиппов А. Т. Большое пространство // Социологические чтения. Вып. 1 М., 1997.

170. Философия образования для XXI века. М., 1992.

171. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии 1990 № 3.

172. Фуко М. Забота о себе. М.; 1997.

173. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1991.

174. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998

175. Философия. Религия. Культура. -М., 1982 .

176. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии 1990 №3.

177. Хабермас Ф. Понятие индивидуальности // Вопросы философии -1989 №2.

178. Хайдеггер М. Время картины мира М., 1985.

179. Хайдеггер М. Бытие и время .М., 1997.

180. Хейзинга М. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1991.

181. Шмаков B.C. Структура исторического знания и картина мира. Новосибирск, 1990.160

182. Чучин-Русов АЕ. Культурный плюрализм/Юбщественные науки и современность. 1S96 № 2.

183. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Сериков В.В. Социология Образования: прикладной аспект. М., 1997.

184. Шкода В.В. Чему открыто открытое общество? М., 1997.

185. Шиллер Ф. Избранные сочинение. М., 1995.

186. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.