Трансформация образов женщины в российской культуре: философско-антропологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Марьясова Елена Анатольевна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат наук Марьясова Елена Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Образы женщины в традиционной русской культуре
1.1. Реконструкция и типология образов женщины в традиционно-нормативных отношениях
1.2. Доминирующие образы женщины в русском культуре
XIX - начала XX веков
Глава II. Эволюция образов женщины в отечественной культуре ХХ столетия
2.1. Трансформация образа женщины в советском проекте отечественной культуры
2.2. Образы женщины в постсоветский период отечественной культуры
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Философская антропология эволюции образов пола и любви в отечественной культуре последних столетий2006 год, доктор философских наук Страхов, Александр Михайлович
Гендерные модели в культуре: философско-антропологический анализ2018 год, кандидат наук Потехина Екатерина Александровна
Традиционные женские образы и феминизация маскулинных профессий в контексте культур России и Запада2011 год, кандидат культурологии Лобова, Анна Анатольевна
Образ семьи в европейской и российской культурной традиции: философско-антропологический анализ2018 год, кандидат наук Дмитрийчук Ангелина Юрьевна
Гендерные отношения в контексте социальной динамики традиционных культур народов Северного Кавказа2004 год, кандидат социологических наук Клименко, Людмила Владиславовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация образов женщины в российской культуре: философско-антропологический анализ»
Введение
Актуальность темы исследования. В связи с развёртыванием интегративных процессов в мировом сообществе, носящих признаки глобализации на различных уровнях взаимодействия культурно-цивилизационных систем, «вскрываются» механизмы регулирования социальных отношений, в том числе и в сфере института семьи. Новое гендерное переформатирование общественных структур и культурных кодов во многом затрагивает интересы женщин, поскольку семье порой отводится роль «гендерного насилия», с которым якобы необходимо бороться.
В реалиях ускоряющегося культурного времени существенным для обывателя и достаточно болезненным становится трансформация повседневных практик межличностных коммуникаций в системе «мультикультурализма», в том числе и между полами, привносящая зачастую амбивалентные коррективы в содержание устоявшихся в традиционной отечественной науке и философии понятий «феминность» и «маскулинность». Соотнесение результатов гендерных исследований в русле постмодернистской концепции социально-гуманитарных наук с фактами европейских «экспериментальных» практик по «обнулению тендера» позволяет иначе взглянуть на проблему идентичности индивидуума в современных социокультурных условиях. «Оженствление мальчиков» и «омужение девочек» поощряется гендерной идеологией политкорректности, определяющей пол как конструкт, которым можно распоряжаться по своему усмотрению. Привлекательность такой идеологии обусловлена аналогией с идеей бесклассового общества, стремящегося к равенству всех людей, но в котором большая справедливость возможна при осуществлении «равенства» между мужчиной и женщиной. Подобное «окультуривание» гендерной почвы рождает моду на транссексуальность и изменение пола: равенство между мужчиной и женщиной сводится к абстрактному тождеству и такое единообразие разрушает человечность, сутью которой является
индивидуальность и уникальность. Иными словами, каждая личность сама по себе имеет равную ценность, но мы вовсе не одинаковы.
Перенос указанной проблематики на явления культурной жизни российского общества, рассмотренные в исторической динамике, обуславливает перемещение вектора философствования на аспект наличия целостностого образа идентичности, в частности, «образа женщины». В силу данных особенностей актуальным представляется реконструкция образа женщины в русской культуре. Образ женщины многогранен и динамичен, в его основе лежат различные, нередко диаметрально противоположные взгляды на природу женщины, её характер, место и роль в жизни общества.
Выявление факторов, обуславливающих трансформацию образа женщины в русской культуре и влияющих на форму саморепрезентации и самореализации женщины, а также уточняющих категории, в которых осмысливается женская личность и формируется образ женщины, в результате данного диссертационного исследования будет иметь научную значимость и практическую значимость.
Степень научной разработанности проблемы. Истоки «женской антропологии» мы находим в попытках выявить различные аспекты ментальности пола Платоном, Аристотелем, И. Кантом, А. Гумбольдтом, И.Фихте, Г.В. Гегелем, Ж.-Ж. Руссо, А. Шопенгауэром. В неклассической философской традиции подобный дискурс имеет развитие в работах Ф.Ницше, З. Фрейда, К. Юнга, Ч. Ломброзо. Исследование жизненного мира женщины в гендерных исследованиях в аспекте различия множественности «маскулинностей» и «феминностей» посвящены работы Р. Коннелла (R. Connell), Дж. Батлер (J. Butler), Л. Иригарэ (L. Irigary).
Специфика доминирирующих образов русской женщины с точки
зрения исторической антропологии с опорой на исторические документы
занимает значительное место в работах отечественных мыслителей:
В.С. Соловьёва, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова,
Е.И.Забелина, Б.А. Романова и др. С точки зрения исторической науки
4
женский образ является объектом исследования исключительно в определённые отрезки времени. В трудах выдающихся русских философов и писателей XIX-XX веков (Н.Г. Чернышевский, А.С. Хомяков, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, М.А. Булгаков и др.) женщина представлена, с одной стороны, воплощением мировой любви, души и соратником мужчины, а с другой - активным участником социальных событий, в свете приобретения прикладных профессий и получения образования.
Особое место в осмыслении роли женщины в политической борьбе в революционное время занимают исследования современниц происходящих в обществе событий: А.М. Коллонтай, Н.К. Крупской, К. Цеткин, А.В. Артюхиной, К.Н. Самойловой, А.Н. Шабановой. Вопросы сексуальной морали в постреволюционное время отражены в работах Н.Б. Лебиной. Социальнозначимым является в российском обществе образ женщины как участницы военных действий в период Великой Отечественной войны, так и труженицы в мирное время. Это обуславливается тем фактом, что проблема женщины в армии не рассматривалась в советские времена, или полностью отсутствовала. Данной теме посвящены статьи и работы О.В. Рябова, Н.В. Барсуковой, Н.И. Непочетой, А.И. Смирнова. О формах деятельности женщины вне семьи и ее положительной роли в развитии социализма мы находим в отчётах о решении женского вопроса П.М. Чиркова, К.Е. Климанской, В.И. Исаева, описывающих в основном региональный опыт и обосновывающих производность постановки женского вопроса от характера общественного движения.
В 90-е годы XX века опубликованы результаты историко-
социологических исследований российских ученых, включающие реальные
факты решения женского вопроса в Советском Союзе. Положению женщины
в Советском обществе посвятили свои работы С.И. Голод, И.С. Кон,
Ю.В. Градскова, А.И. Черных, Е.Б. Груздева, Э.С. Чертихина. Важное
значение для нашего исследования имели работы в русле психологического
5
знания, где современная женщина рассматривается как субъект общества. Можно отметить как классические исследования Л.С. Выготского и его школы, Ю.М. Лотмана, так и более современные А.Ю. Кудиновой, В. А. Перегудиной, Л.В. Паруковой, Е.А. Тетерлевой, Т.В. Барминой, Л.В. Осиповой, К.М. Шуляевой, М.Ю. Чибисовой, Е.Б. Станковской, Е.А. Толчинской.
Разумеется, мы опирались на результаты гендерной проблематики, активно разрабатываемой российскими учеными Е.В. Анисима, А.Я. Гуревичем, Т.Ю. Дашковой, И.С. Коном, О.Ф. Кудрявцевой, Н.Л. Пушкаревой, Л.П. Репиной, М.Я. Сюзюмовой и других существенны в реконструкции семейных и трудовых компонентов, определяемых распределением социальных ролей, общей культурной и политической ситуацией. На современном этапе, женщина в большей степени занимает маскулинизированные позиции и такая трансформация гендерных ролей расшатывает прежние стереотипные представления о женщине, что, в свою очередь, расширило интерес современной гуманитарной науки к российской женщине не только как субъекту, но и объекту в различных социальных ситуациях и исторических отрезках.
Технологиям проецирования общественных отношений посредством
рекламных продуктов посвящены работы П.В. Мусиец, О.Ю. Руденко,
Е.С. Руденко. В данных исследования отмечается возможность переноса
репрезентируемых рекламой стилей поведения в реальную жизнь, хотя в
гносеологическом аспекте условия для транформации образа женщины в
силу вымысла, родственного такой разновидности познающей мысли как
допущение, носят символическое значение, и подвержен расслоению на
группы: женщина - домохозяйка, женщина - сексуальный объект,
беззаботная девушка, бизнес-леди. Исследования становления женской
личности в плане самореализации в современном мире политики и бизнеса
отражены в трудах Н.А. Петровой, С.В. Бацановой, Ю.А.Черноситова-
Усиченко, О.К. Исаченко, М.О. Шамсутдиновой, Л.Г. Куликовой,
6
Н.Р. Галиакберовой, Ж.В. Гербач, С.К. Арслановой, Л.А. Варнаковой. В данных исследованиях мы находим понимание роли женщины в обществе, имеющую иную, нежели мужчина, функцию, и анализ ситуации и мотивов, когда женщины были вынуждены брать на себя мужские роли в обществе с последней четверти XX века по настоящее время.
Философско-антропологическая и философско-культурологическая категоризация гендерной проблематики в отечественной литературе, в которой анализируются различные аспекты феномена человека в истории культуры, представлена в трудах Б.Т. Григорьяна, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, С.М. Климовой, Н.С. Морохоевой, Н.В. Мотрошиловой, В. Л. Рабиновича, А.М. Руткевича, А.М. Страхова, О.С. Суворовой, В.А.Подороги и других.
Вместе с тем, отношение к положению женщины и ее самооценке в обществе неоднозначно как со стороны самого общества, так и в процессе описания его со стороны социогуманитарного знания философии, истории, социологии и других наук. Система межличностных отношений, заложенная в патриархальном прошлом, обуславливалась общественной практикой, предполагавшей определенные культурные убеждения женщины и религиозные ценности. Современное исследование жизненного мира женщины на любом историческом отрезке, немыслимо без гендерных исследований, представленных в мировой литературе по теме исследования. Остается дискуссионным и вопрос о формах самопрезентации и самореализации женщины и категориях, в которых осмысливается женская личность и формируется доминирующий образ женщины. Многие исследования, относящиеся к рассмотрению образов женщин, проводились на определённых временных этапах и освещались с точки зрения политической и идеологической конъюнктуры.
Это создаёт научную базу для дальнейших исследований и
философского понимания «образа женщины» на обширном материале
русской культуры. Отсутствие целостного философско-культурологического
7
и философско-антропологического рассмотрения данной проблемы обусловило необходимость данного исследования.
Объект исследования: гендерные архетипы традиционной и современной русской культуры.
Предмет исследования: образы женщины в традиционной и современной русской культуре.
Цель диссертационного исследования: философско-антропологическая реконструкция особенностей трансформации образов женщины, отраженных в гендерных стереотипах традиционной и современной отечественной культуры и характеризующих культурно-феминистскую типологию.
Достижение данной цели соискателем реализуется через постановку и решение следующих исследовательских задач:
- выявить специфику гендерных архетипов и их влияние на развитие образов женщины в период традиционно-нормативных отношений;
- раскрыть категориальные структуры восприятия образов женщины в русской культуре на рубеже XIX-XX веков;
- обосновать особенности образов женщины в советском проекте отечественной культуры;
- определить основные факторы трансформации образов женщины в постсоветский период российской культуры.
Теоретико-методологические основы исследования составили законы и категории философии, принципы социокультурной обусловленности научного познания, объективности, историзма, структурности, системности, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, связанные с диалектическим методом, что связано с обоснованием идеи конкретно-исторического развития доминирующих образов русской женщины.
В качестве теоретической основы диссертационного исследования
используются современные достижения в области философской
8
антропологии и философии культуры, а также теоретические результаты в области человекознания отечественных и зарубежных ученых.
Конкретно-исторический подход потребовал принимать во внимание социально-политические, правовые, экономические, духовно-нравственные факторы, определявшие положение и роль русской женщины в обществе. Диахронический метод позволяет изучить проблему в контексте определенного исторического временного среза. На основе метода ретроспективного анализа прослеживается история развития философско-антропологических трактовок формирования доминирующих образов женщины, а также идеи социальной модели женщины в обществе. Компаративный подход в диссертации определил сравнение позиций разных авторов, развивающих антропологический дискурс в феминистской проблематике. Особенно важен биографический метод при рассмотрении образов русской женщины на переломных этапах в жизни российского общества.
Опора на принципы толерантности и объективности связана с обосновыванием необходимости взаимного уважения полов и сочетания в современном российском обществе традиционных и модернистских ценностей в определении положения и роли женщины в обществе и культуре.
Научная новизна исследования:
1. Выявлено влияние гендерных архетипов на развитие аксиологии женской личности в эпоху традиционно-нормативных и маргинальных (переходных) отношений, что позволило провести условную типологизацию образов женщины в силу их антиномичности в традиционной русской культуре.
2. Обосновано, что доминирующие образы русской женщины в отечественной культуре XIX - начала ХХ веков формировались под влиянием смысловых дискурсов и коммуникаций либерально-модернистского толка, что позволило проанализировать маргинальные аспекты женского поведения с позиций повседневных норм этого времени.
3. Дана философско-культурологическая экспликация социальнозначимых аспектов образа женщины в советском проекте отечественной культуры, что позволило проанализировать переходный процесс дезорганизации брачно-семейного уклада от церковного брака до семьи-ячейки общества.
4. Определены философско-культурологические особенности становления образа российской женщины в постсоветский период отечественной культуры, что позволило проанализировать специфику усвоения сконструированных западных образцов поведения в формах аксиологии убеждений эманиспированных женщин, определяющих доминирующие феминистские культурные практики.
Положения, выносимые на защиту:
1. В мировоззренческой системе периода традиционно-нормативных и маргинальных (переходных) отношений в русской культуре понятие «образ» имеет огромную семантическую нагруженность, выполняя роль структурного принципа, в котором отражена архетипичная целостность культуры. Образ женщины несёт не только символическую нагрузку, являясь формой отражения жизни и способом её освоения, но и в семиотическом аспекте становится средством смысловой коммуникации в рамках данной культуры. В этой системе координат типологизация образов женщин в силу идеализации общего сохраняет свою пластическую выразительность и антиномичность в традиционной русской культуре. Вместе с тем модель образа женщины обладает гендерной спецификой от представления женщины как предиката мужчины, затворницы, под доминирующим влиянием церковных правил и обычаев до светских образов, противопоставляемых общепринятым законам церкви и общества.
2. В XIX веке в отечественной культуре и философии понимание и
воссоздание образа женщины становятся социально востребованными, так
как её роль в обществе начинает радикально меняться. Поэтому либерально-
модернистские парадигмы феминизма в этот период формируют тип
10
женщины, начавшей осознавать собственную свободу. Женщина в полной мере смогла примерить на себя роль мужчины, уже не ища одобрения или порицания со стороны общества. Маргинальность женского поведения стала восприниматься как обыденная норма. Женщина хотела и практически могла выполнять любую общественную роль, что привело к многочисленным спорам и разногласиям со стороны мужского сообщества по данному вопросу. Эмансипация женского общества в России на рубеже Х1Х-ХХ веков стала необратимым процессом.
3. Советский проект отечественной культуры предполагал качественно новый тип женщины. Особое внимание обращается на особенностях завершения процесса эмансипации не только с позиции идеологии «равенства», но и вместе с определением приоритета общественных интересов над личными. Советское государство довершило процесс эмансипации, полностью уравняв женщину с мужчиной (особенно в период революционных и военных действий). Женщина могла считаться полноправным членом общества, лишь полностью отказавшись от личных и домашних дел. Советскому обществу пришлось пройти путь от полной дезорганизации брачно-семейного уклада до тотального контроля над личностью. Сама семья, основой которой нормативно считалась женщина, претерпела переход от церковного брака, через порицание семейных уз до «ячейки общества». Поэтому образ «советской женщины» соответствовал стереотипам «ударницы, труженицы, общественницы», а уже потом -«матери и жены». Ситуация, которой так долго и жадно добивались феминистки XIX - начала XX века, достигла своего финала: женщина перестала быть женщиной, она стала гражданкой.
4. Постсоветский период отечественной культуры, начавшийся в конце
XX века, формирует новый - при сохранении предыдущих стереотипов и
образов - образ женщины, который наделён достаточно амбициозными
качествами. Женщина стремится найти достойное место в обществе любым
путём и претендует на право самостоятельного выбора своего будущего,
11
определения собственных приоритетов. Одновременно с западным стереотипом «светской леди» продолжает уживаться христианское начало, а также образ «новой россиянки». Это даёт понимание отношений женщины и мужчины в дискурсе «гендера», что зачастую привносит амбивалентные коррективы в содержание устоявшихся понятий «феминность» и «маскулинность». С точки зрения гендера стали определяться жизненный стиль, профессия и идеалы. Новые женские идеалы требуют подчинить себе мужчину, завоевать полную экономическую независимость, сделать карьеру и параллельно по возможности иметь семью и детей.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется опытом философско-антропологического и философско-культурологического анализа образа женщины в российской культуре. Теоретическая значимость работы связана тем, что изложенные в ней результаты углубляют имеющиеся представления об образе женщины в российской культуре, показывая всю его сложность и неоднородность. Специальное исследование антропологических представлений восполняет определенный пробел в отечественной и зарубежной литературе по философской антропологии и философии культуры.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные результаты будут применяться в научно-исследовательской работе, а также в научно-педагогической практике при составлении учебников и пособий, проведении занятий по философии, религиоведению, культурологии; при разработке практических социокультурных программ укрепления семьи и воспитания подрастающего поколения.
Личный вклад автора диссертационной работы заключается в авторской постановке и решении проблемы влияния гендерных архетипов на развитие аксиологии женской личности; в анализе маргинальных аспектов женского поведения под влиянием смысловых дискурсов и коммуникаций либерально-модернистского толка; в экспликации социальнозначимых
аспектов образа женщины в советском проекте отечественной культуры;
12
новаторской реконструкции философско-культурологических особенностей становления образа российской женщины в постсоветский период отечественной культуры. Личный вклад диссертанта состоит в обосновании теоретической и научно-практической значимости работы, внедрении её результатов; в подготовке научных публикаций, отражающих основные положения исследования.
Апробация диссертации. Результаты исследования освещались автором в докладах Международных научных конференций: Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы (Омск, 2007), «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2007), «Современные направления теоретических и прикладных исследований» (Одесса, 2007); «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития» (Одесса, 2008 г.); «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2010), «Семейная педагогика: традиции и инновации» (Курск, 2010), «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития» (Одесса, 2012); Всероссийских научных конференций: «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарные парадигмы» (Белгород, 2007), «Социальные и социально-психологические проблемы глазами молодых - 2010» (Сыктывкар, 2010).
Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» и рекомендована к защите.
Основные положения диссертации изложены в 16 публикациях автора, в том числе в 3 статьях в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ (общим объемом 4,8 п.л.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и библиографического списка.
Глава I. ОБРАЗЫ ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Поскольку эволюция становления образа женщины как личности в российском обществе включает, как минимум, несколько этапов политических и экономических преобразований России, меняющих специфику жизненного уклада, то положение женщины, её статус, гендерный стереотип и внутренние установки, определяющие самооценку и изменение адаптивных характеристик женской личности в аспекте социальной модели женщины, исторически обусловлено. Иными словами, трансформация доминирующих образов женщины проявляется, в частности, не через биологические акты, а через специфику культурных убеждений женщины, определяющих её социальную практику. Данное понимание находит своё подтверждение в основных положениях теории социальной конструкции1, в частности о способности индивида усваивать сконструированные культурные образцы поведения, оценивания, в процессе социализации. Инструментальными средствами формирования образа женщины в различной степени выступают религия, искусство, идеология, политика, литература. При этом именно отечественная литература с позиции идеала образа женщины, в силу своей публицистичности, наглядно показывает его изменчивость. В данной связи художники, поэты, литераторы, политики, философы привносят в мир тот образ женщины, который в данное время в социуме представляется наиболее предпочтительным. Данное предпочтение суть нормативный выбор с позиции внешних обстоятельств (общественные отличия, интеллект, экономическая независимость), тем не менее, является и выражением тенденции внутренней установки души. Философы полагают данную установку за внутренний принцип, определяющий самооценку, не зависящую от внешних обстоятельств.
1 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
Вместе с тем, амбивалентность внутренней и внешней установок в изменяющихся социокультурных процессах России обнажают духовный кризис, одно из решений которого сводится к пониманию необходимости построения гуманного и толерантного содружества, в котором женщина рассматривается как достойный и равноправный член общества. Исторически роль женщины в обществе является высокозначимой, и в первую очередь, эта оценка связана с её опытом и знанием в воспроизводстве и воспитании будущих поколений, организации семейного быта. Однако изменение общественной практики определяет изменение мировоззренческих установок, что не могло не сказаться на той жизненной философии, которая рассматривает возможность включения российской женщины в активную экономическую, политическую, духовную жизнь общества. Несмотря на специфичность и неповторимость перехода одного исторического этапа развития российского общества к последующему, оказывающего такое же неповторимое влияние на формирование образа женщины, отметим, что российская женщина не смогла преодолеть господствующего влияния исторических корней, которые, так или иначе, определяют её самосознание, в том числе и по объективным причинам взаимовлияния индивидуальных и коллективных интересов, общественных установок на осуществление прогресса или поддержание традиции.
Таким образом, необходимость настоящего исследования продиктована
ситуацией в философско-антропологическом знании, которую характеризуют
следующие особенности: неразличенность по-разному нагруженных
аспектов женского образа «как источника», так и «как основания» в
разнообразных трактовках его идеала; содержание и статус женского образа
в духовной культуре различны на разных этапах исторического развития, что
свидетельствует о непосредственной связи женского образа не только с
представлениями об идеале человека, но и с жизнедеятельностью человека в
целом; употребление термина женский образ в современной литературе
обычно ориентировано на теоретические разработки по гендерной
15
проблематике, оставляя не выявленным в содержании «женский образ» аспекта культурных убеждений женщины, формирующихся под влиянием таких инструментальных средств социализации как религия, искусство, идеология, политика, литература.
В мировоззренческой системе периода традиционно-нормативных и маргинальных (переходных) отношений в русской культуре понятие «образ» имеет огромную семантическую нагруженность, выполняющую роль структурного принципа, в котором отражена архетипичная целостность культуры. Столь большая значимость концепта «образ», обуславливающего концепт «образ женщины», отличающийся от его предметного значения, в русской культуре обусловлена как наличием в ней яркого образного мышления, так и восточной христианской духовной традицией. В силу чего, образ женщины несет не только символическую нагрузку, являясь как формой отражения жизни, так и способом ее освоения, но и в семиотическом аспекте - знаком, то есть средством смысловой коммуникации в рамках данной культуры. В этой системе координат типологизация образов женщин в силу идеализации общего сохраняет свою пластическую выразительность и антиномичность в традиционной русской культуре.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества2009 год, кандидат философских наук Куприянова, Ольга Викторовна
Трансформация образа мужчины в современной культуре2004 год, кандидат философских наук Орлянский, Сергей Александрович
"Образ "новой женщины" в кинематографе переходных исторических периодов"2021 год, доктор наук Смагина Светлана Александровна
Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв.2014 год, кандидат наук Миркушина, Лия Рафиковна
Особенности конструирования и репрезентации женственности в русской культуре нового и новейшего времени2005 год, доктор культурологии Кардапольцева, Валентина Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Марьясова Елена Анатольевна, 2016 год
Библиография
1. Авдеев, М.В. Женщины русских писателей / М.В. Авдеев. - СПб.: М.О.Вольф, 1879. - 82 с.
2. Алексиевич, А. С. У войны не женское лицо.: докум. проза / А. С. Алексиевич. - М. : Правда, 1988. - 460 с.
3. Амвросий (Гренков Александр Михайлович; старец Оптиной пустыни; 1812-1891). Советы супругам и родителям / преподобный Амвросий Оптинский. - Москва : Благовест, 2009. - 169 с.
4. Анисимов, Е. В. Женщины на российском престоле / Евгений Анисимов. - СПб.: АО "Норинт", 1997. - 414 с.
5. Анисимов, Е. В. Дыба и кнут: Полит. сыск и рус. о-во в XVIII в. / Евгений Анисимов. - М.: Новое лит. обозрение, 1999. - 719 с.
6. Анисимов, Е. В. Анна Иоанновна / Евгений Анисимов. - [2. изд.]. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 362 с. - (Жизнь замечательных людей : Сер. биогр. / Основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким; Вып. 1076 (876)).
7. Араловец, Н. Д. Советская женщина - великая сила Советского государства / Н. Араловец. - Москва: Моск. рабочий, 1946. - 60 с.
8. Артюхина, А.В. Очередные задачи партии в работе среди женщин / А.В. Артюхина. - М.-Л.: Госиздат, 1927.
9. Бабель, И. Э. Избранное / И. Э. Бабель. - М.: АСТ, 1999. - 587 с.
10. Бадрак, В.В. Стратегии гениальных женщин / В. В. Бадрак. - Харьков: Фолио, 2009. - 226 с.
11. Барсукова, Н.В. Женщины в вооруженных силах СССР в годы великой отечественной войны 1941-1945 гг. / Н. В. Барсукова // Омский научный вестник. - Вып. № 5-112 (112) - 2012. - С. 11-13.
12. Батлер, Дж. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» /Дж. Батлер // Гендерные исследования, 1999. - №3. - С. 89-104.
13. Бацанова, С.В. Особенности женской картины мира / С. В. Бацанова // Человек в постиндустриальном обществе: Сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Пресс-лицей, 2013. - 19-24.
14. Бацанова, С. В. Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира: дисс. ... к. филос. н. / 09.00.01. Белгород, 258 с.
15. Бацанова, С. В. Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира: диссертация ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Бацанова Софья Владимировна; [Место защиты: Белгород. гос. ун-т] Белгород, 2007. -258 с.
16. Бацанова, С. В. Телесность как индивидуальный проект / С. В. Бацанова // В мире научных открытий. 2013. - № 11.3 (47). - С. 217-222.
17. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
18. Бердяев, Н. А. Судьба России / Николай Бердяев; [Послесл. К. Ковалева]. - М.: Сов. писатель, 1990. - 346 с.
19. Бердяев, Н. А. Метафизика пола и любви ; Самопознание / Николай Бердяев. - Москва : Бертельсманн Медиа Москау, 2014. - 397 с.
20. Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 336 с.
21. Бильшай, В. Л. Решение женского вопроса в СССР / В. Л. Бильшай. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Госполитиздат, 1959. - 264 с.
22. Блинский, А. В. О христианском браке и обязанностях мужа и жены / А. В. Блинский. - СПб.: Сатисъ, 2006.
23. Блок, А. А. Памяти Августа Стриндберга // Собрание сочинений : В 6-ти т. / Александр Блок ; Под общ. ред. М. А. Дудина и др. - Л. :
Ленингр. отд-ние. - Т. 4. Очерки, статьи. Речи, 1905-1921 / [Примеч. Б. Аверина]. - Л. : Худож. лит. : Ленингр. отд-ние, 1982. - 462 с.
24. Брагинский, Э.В. Суета сует. Учитель пения: Киносценарии / Э. В. Брагинский. - М.: Искусство, 1979. - 127 с.
25. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. /
A. А. Бодалев, - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.
26. Булгаков М.А. Собачье сердце : Анализ текста. Основное содерж. сочинения / М. А. Булгаков. - 2. изд. - М.: Дрофа, 2000. - 94 с.
27. Булгаков С. Н. Свет Невечерний : Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков; [Подгот. текста и коммент. В. В. Сапова; Послесл. К. М. Долгова]. - М.: Республика, 1994. - 414 с.
28. Вавилов, Н. И. Тематические записи в студенческом дневнике / Н. И. Вавилов, публ. Л. В. Курносовой, текстол. обраб. текста Т. Б. Авруцкой [и др. ] // Человек. - 2006. - N 3. - С. 159-179.
29. Ванчугов, В. В. Женщины в философии. Из истории России Х1Х-ХХ века / В. В. Ванчуков., - М.: Российский ун-т дружбы народов, 2009. -[Изд. 2-е ]. - Сер. Библиотека классического университета - 304 с.
30. Ваксберг, А. И. Валькирия Революции / А. И. Ваксберг. - Смоленск: Русич, 1998г. - 560 с.
31. Валеев, Д.Ж. Происхождение морали как социального явления: диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01. - Уфа, 1984. -305 с.
32. Васильев, Б. В. А зори здесь тихие... : Повесть. [Для ст. школ. возраста] / Борис Васильев; [Пер. О. К. Намчылак]. - Кызыл : Тувин. кн. изд-во, 1981. - 137 с.
33. Васильев, Б.В. Завтра была война : Роман, повести, рассказ / Борис Васильев. - М. : АСТ-пресс, 1994. - 476 с.
34. Вишневский, В. В. Избранное. Оптимистическая трагедия. /
B. В. Вишневский - М.: Советский писатель, 1950. - 339 с.
35. Воронина Т. Наталья Медведева. Любовь с алкоголем. - URL: http://www.rol.ru/news/art/news/01/10/24_007.htm
36. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
37. Герцен, А.И. Собрание сочинений: В 30-ти т. / [Ред. коллегия: В. П. Волгин (Гл. ред.) и др.] ; Акад. наук СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. - Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1954-1966. -Т. 11: Былое и думы. 1852-1856. Ч. 6-8 / Ред. Я. Е. Эльсберг ; Коммент. И. М. Белявской и др. - 1957. - 807 с.
38. Гиппиус, З.Н. Собрание сочинений / Зинаида Гиппиус ; [сост., примеч. Т. Ф. Прокопова] ; [Вступ. ст. Н. И. Осьмаковой]. - Москва : Рус. кн., 2001- Т. 3: Алый меч : Повести. Рассказы. Стихотворения. - 2001. -574 с.
39. Гиппиус, З.Н. Литературные заметки. Стихи о Прекрасной Даме // А. Блок. Pro et contra. - М.: РХГИ, 2004. - С. 27-33.
40. Горбачёв М. С. Новые общественные движения и политические партии. URL: http://www.bibliotekar.ru/mihail-gorbachev/51.htm
41. Горький, М. Собрание сочинений. В 18 тт. / М. Горький - М.: ГОСЛИТИЗДАТ, 1960-1963. - 18 Т.; Т. 1: Произведения 1892-1896. -1960. - 327 с.
42. Градскова, Ю. В. «Обычная советская женщина»: Идентичность и повседневные практики // Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы: Материалы междунар. науч. конф., Иваново, 27-28 мая 1999 г. / Отв. ред. О. А. Хасбулатова. -Иваново, 1999.
43. Груздева, Е. Б. Труд и быт советских женщин / Е. Б. Груздева, Э. С. Чертихина. - М.: Политиздат, 1983. - С. 11-145.
44. Гурко Т. А. Понятие «гендер» в российской социологии. - URL: http://www.isras.ru/blog_gurko2.html.
45. Дашкова Т. Ю. Идеология в лицах. Формирование визуального канона в советских женских журналах 1920-1930-х годов // Культура и власть в условиях коммуникационной революции ХХ века: Форум немецких и российских культурологов. - М., 2002. - С. 103-128.
46. Достоевский, Ф. М. «Кроткая», и другие рассказы / Ф. М. Достоевский.
- Москва: Гослитиздат, 1960. - 224 с.
47. Дунаев, М. М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX вв. / М. М. Дунаев. - Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. - 224 с.
48. Ерофеев В. В. Любовь и говно / Бог Х. Рассказы о любви. - М.: Зебра Е, 2001. - С. 591-629.
49. Ерофеев В. В. Пять рек жизни / Бог Х. Рассказы о любви. - М.: Зебра Е, 2001.- С. 339-367.
50. Ерофеев В. В. Почему дешевеют русские красавицы? - URL: http://www.mn.ru/opinion.phb.
51. Ерофеев В. В. Секс как спорт // Мужчины: тираны и подкаблучники. -М.: АСТ, Зебра Е, 2009. - С. 27-29.
52. Ерофеев В. В. Холостяцкий угол // Мужчины: тираны и подкаблучники. - М.: АСТ, Зебра Е, 2009. - С. 60-62.
53. Ерофеев В. В. Цена проститутки // Мужчины: тираны и подкаблучники.
- М.: АСТ, Зебра Е, 2009. - С. 68-70.
54. Еськов Г. Социальные доктрины политических партий России начала XX века // Обозреватель. - №8 (79). - URL: http://www.rau. su/observer/N08_96/ index.htm
55. Ефремов, И. А. Лезвие бритвы: Роман приключений / Иван Ефремов. -М.: Правда, 1988. - 670 с.
56. Артюхина, А.В. Женщины в революции / А. В. Артюхина, А. И. Вакурова, А. И. Нухрат и др. - М.: Госполитиздат, 1959. - 471 с.
57. Жеребкина И. А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века // Общественные науки и современность. - 2002. - №3. - С. 164-171.
58. Журавлев, В.К. Рассказы о русской святости, , русской истории и русском характере: Кн. для учащихся / В. К. Журавлев. - М.: Просветитель, 2004. - 272 с.
59. Забелин, Е. И. Домашний быт русских цариц / Е. И. Забелин. - Москва: Типография Грачева и Комп., у Пречистенских в., д. Шиловой. 1869. -210 с. - URL: http://az.lib.ru/z/zabelin_i_e/text_0070.shtml
60. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период (сборник научных статей). - СПб, 1996. - С. 3-96. - URL: http://www.a-z.ru/women/texts/zdrd.htm
61. Золотая энциклопедия мудрости. - М.: Роосса, 2007. - 598 с.
62. Иванов, А.С. Тени исчезают в полдень / А.С. Иванов. - М.: Советская Россия, 1972. - 730 с.
63. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
64. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. / И. П. Ильин.- М., 1996.
65. Инин, А. Я. Однажды двадцать лет спустя. Отцы и деды / А.Я. Инин, Ю.П. Егоров. - М.: Искусство, 1983.
66. Исаев, В. И. Быт рабочих Сибири в условиях индустриализации (втор. половина 20-х - 1930-е гг.). Дис. ... д-ра ист. наук. - Новосибирск, 1995.
- 455 л.
67. Исаченко О. К. Деловая женщина России как социокультурное явление: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / Ставроп. гос. ун-т.
- Ставрополь, 2005.
68. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учебное пособие для студентов вузов.-3-е изд., перераб. и доп./ Л.Г.Ионин -М.: Логос, 2000. - 431 с.
69. Иоанн Златоуст. Похвала Максиму, и о том, каких должно брать жён. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского. - М: Златоуст, 1994. - Т.3 - в 2-х книгах, кн. 1. В 12 тт. - 273 с.
70. Йена, Д. Русские царицы (1547-1918) / Детлеф Йена. - М.: ACT, 2006. - 384 с.
71. Карпущенко, С.В. Быт русской армии XVIII - начала XX века / С.В. Карпущенко. - М.: Военное издательство, 1999. - 496 с.
72. Келли, Г.Ф. Основы современной сексологии / Г.Ф.Келли.- СПб.: Питер, 2000. - 414 с.
73. Климанская, К. Е. Деятельность партийных организаций Сибири по атеистическомувоспитанию женских масс (1920-1925 гг.). / К. Е. Климанская // Сибирь и Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. - Томск, 1972. - С.39-51.
74. Климова С. М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры. - М.: Алетейя, 2004. - 372 с.
75. Климова С. М., Хирьянова Л. В. Традиционные основы семьи как главный фактор формирования идентичности старообрядчества в эпоху модернизации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. - № 6. - С. 28-35.
76. Климова С. М. Мифологема женственности в культуре серебряного века и ее социокультурные воплощения // Вопросы философии. 2004. -№ 10. - С. 151-156.
77. Коллонтай А.М. Работница и крестьянка в Советской России. - М.-СПб., 1923. - 35 с.
78. Коллонтай А.М. Работница-мать. - Омск, 1920. - 32 с.
79. Коллонтай А.М. Проституция и меры борьбы с ней: Речь на III Всероссийском совещании заведующих губженотделами. - М., 1921. -23 с.
80. Коллонтай А.М. Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений // Коммунистка. - 1921. - №12,13. - С. 28-34.
81. Козлова Н.Н. Женский вопрос в первые годы Советской власти. На материалах Тверской губернии // Женщины. История. Общество: сб. науч. тр. / ТвГУ. - Тверь, 1999. - Вып. 1. - иКЬ: http://www.a-z.ru/women/texts/koslovar.html.
82. Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. - М.: ОГИ, 1997. - 608 с.
83. Кононенко Е. Клятва матерей // Работница. - 1955. - №12. - С.8-13.
84. Костомаров, Н.И. Русские нравы / Н.И.Костомаров. - М.: Чарли, 1995.
85. Костомаров, Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХУ1-ХУ11 столетии / Н.И.Костомаров. - М.: Республика, 1992. - 304 с.
86. Крейдлин, Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации / Г.Е. Крейдлин. М.: Языки славянской культуры, 2005. - 224 с.
87. Крузе, Э.Э. Положение рабочего класса в России в 1900-1914 гг./ Э. Э. Крузе. - Л., 1976. - 183 с.
88. Крупская, Н.К. Заветы Ленина и раскрепощение женщины / Н.К.Крупская. - М., 1933.
89. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. / Н.К. Крупская. -М.: АПН, 1959. - Т. 6: Война и деторождение. - М., 1959.
90. Крупская, Н.К. Крепкая советская семья / Н.К.Крупская // Педагогические сочинения: В 6 тт. - М. 1968. - Т.6. - С. 121-127.
91. Куклина В. А. Мультимедийная реклама как репрезентативный язык культуры эпохи постмодерна: диссертация ... кандидата культурол. наук: 24.00.01 - Кемерово, 2002. -186 с.
92. Кулаков, А.С. Девушка в танковом шлеме. Документальная повесть / А.С. Кулаков. - М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1983 128 с.
93. Куприн, А.И. Яма / А.И. Куприн. - Сочи: Сочииздатсервис, 1992.
94. Курганов, И.А. Женщины и коммунизм / И.А. Курганов. - Нью Йорк, 1968. - URL: http://www.a-z.ru/women/texts/kurganr.htm.
95. Кутырова О.В. Механизмы советской эмансипации (на примере Мурманской области) // III Ушаковские чтения: Сб. научн. Статей. -Мурманск: МГПУ, 2006. - С. 89-97.
96. Лебина, Н. Б. В отсутствие официальной проституции // Лебина Н. Б., Шкаровский М. В. Проституция в Петербурге (40-е гг. XIXв. - 40-е гг. XXb.). - М., Прогресс-Академия, 1994. - С. 179-215.
97. Ленин, В. И. Великий почин / В.И.Ленин // Избранные сочинения в 10-ти тт. - Т.9 - июнь 1919-февр. 1921. - М.: ПЛ,1987 - С. 1-23.
98. Лермонтов, М.Ю. Сочинения в двух томах / М.Ю. Лермонтов. - М.: Правда, 1988. - Т. 1.
99. Липич, Т. И. Философско-литературный диалог в культурном пространстве России и Германии I половины XIX века / Т. И. Липич. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. - 268 с.
100. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо. - М.: Республика, 1996. - 398 с.
101. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М.Лотман. - М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992. - 272 с.
102. Любимова С.Т. Из истории деятельности женотделов // Вопросы истории КПСС. - 1969. - №9. - С. 68 -77.
103. Максимов Ю. Святые отцы о семейных обязанностях христианина // Интернет журнал Сретенского монастыря. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/28265.htm
104. Малахов, В.С. Постмодернизм / В.С. Малахов // Современная западная философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991.
105. Медведева, Н. Г. Моя борьба / Н. Г. Медведева. — Белгород: Вспышки / Харьков: Грампус Эйд, 1994. - 320 с.
106. Медведева, Н. Г. Любовь с алкоголем : Роман / Наталия Медведева. -М.: Вагриус, 2001. - 255 с.
107. Милена Янас. Номинация «Отстой в прессе» глянцевые журналы. -URL: http://www.vmeste.org/tema/main_0098.shtml (дата доступа 5.02.2009).
108. Мирюнова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопросы психологии. - 2003. -№4. - С.63-75.
109. Нарочницкая Н.А. Навязанная России в 90-е идеология поставила нацию на грань вымирания. - URL:. http://narochnitskaia.ru/in-archive/navyazannaya-rossii-v-90-e-ideologiya-postavila.html
110. Непочетая Н.И. Женщина в армии: социально- статистический обзор // Герценовские чтения. 2000. Актуальные проблемы политологии и социологии. - СПб.: Изд-во РГГУ им. А. И. Герцена, 2000. - С. 192-198.
111. Новая Россия: мир литературы. - URL: http://juliadrunina.narod.ru/biography .html.
112. Островский, А.Н. Бесприданница / А.Н.Островский // Избр. пьесы. -Т. 2. - М.: Художественная литература, 1972. - С. 424 - 497.
113. Панченко А.М. Юродивые на Руси / Русская история и культура: Работы разных лет. - СПб: Юна, 1999. - С. 392-407.
114. Перегудина В.А. Особенности возрастного становления гендерной идентичности // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - №2. - 2010. - С. 305-310.
115. Петинова Е.Ф. Во дни Екатерины / Е.Ф. Петинова. - СПб.: Книжный мир, 2002. - 400 с.
116. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
Петрова Н.А. Статус выборного должностного лица и статус женщины
- взаимоисключающие понятия? // Государство и право. - 2009. - № 8.
- С.88-92.
Пильняк Б. А. Повесть непогашенной луны; Заволочье; Волга впадает в Каспийское море / Борис Пильняк; [Предисл., с. 3-25, Б. Андроникашвили-Пильняка]. - М. : Кн. палата, 1989. - 349 с. Пильняк, Б.А. Голый год / Борис Пильняк // Повесть непогашенной луны. - М.: Правда, 1990. - 477 с.
Писемский А.Ф. Тысяча душ. - М.: Слово/Slovo, 2001. - 552 с. Погребная В. Л. «Женский вопрос» в творчестве Ф.М. Достоевского // Вюник Запорiзького державного ушверситету. - 2002. - №2. - URL: http: //www.zsu.zp. ua/herald/articles/2167.pdf.
Подорога, В. А. Феноменология тела Введ. в филос. антропологию : Материалы лекц. курсов 1992-1994 гг. / В.А.Подорога. - М. Изд. фирма «Ad Marginem» 1995. - 339 с.
Полевой, Б.Н. Золото. Анюта. /Б.Н.Полевой - М.: Советский писатель, 1980. - С. 483.
Приложение к журналу «Сosmopolitan». Сентябрь. 2008. Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. Ред. Ю.Н.Попова. - М.: Прогресс, 1988 - 552 с. Пушкарева, Н.Л. Женщины Древней Руси / Н.Л.Пушкарева. - М.: Мысль, 1989. - 286 с.
Пушкарева, Н.Л. Знаменитые россиянки / Н.Л.Пушкарева - М.: Панорама. - Вып. 1-2. - 1991-1992.
Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 10 т., Т. VIII: Дневники 1833-1835 гг. - М., 1965.
Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10 т. - М.: Наука, 1973-1977. - Т. III: Поэмы, сказки. - М., 1975.
Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени / Мимолетное. - М.: Республика, 1994.
131. Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. - М.: Ломоносовъ, 2013. -224 с.
132. Романов, П.С. Без черемухи / Избранные произведения. - М.: Художественная литература, 1988.
133. Романов, П.С. У парома / Избранные произведения. - М.: Художественная литература, 1988.
134. Романов, П.С. Экономическая основа / Избранные произведения. - М.: Художественная литература, 1988.
135. Ростова Н. «Говорили даже, что Burda с ее мелкотемьем отвлекает женщин от общественно важных проблем». - URL: http://slon.ru/russia/govorili_dazhe_chto_burda_s_ee_melkotemem_otvleka-358555.xhtml.
136. Русский эрос, или Философия любви в России : [Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков; Коммент. А. Н. Богословского]. - М.: Прогресс, 1991. - 443 с.
137. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI-XX века). -Иваново: Изд. центр «Юнона», 1999. - URL: http://www.genderstudies.info/sbornik/sbornik19.html.
138. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI-XX века). -Иваново: Иваново: Издательский центр «Юнона», 1999 г. - 137 с.
139. Рябова Т.Б. Материнская и отцовская любовь в русской средневековой традиции // Женщина в российском обществе. - 1996. - № 1.
140. Свешников Б. Н. Духовная культура России. М.: РГОТУПС. 2004. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Svesh/O1.
141. Святая Царица-Мученица Александра. О браке и семейной жизни / Александра Святая Царица-Мученица. - М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 1998. - URL: http://maforion.narod.ru/7ya.html.
142. Смирнов А. И. Женщины на военной службе: новые возможности и социальные права. - М.: Институт социологии РАН. Центр общечеловеческих ценностей, 2000. - С.143.
143. Смирнов А. И. Женщины-военнослужащие: права и проблемы // Человек. - 2000. - № 3. - С. 124-130.
144. Советские женщины на Великой Отечественной войне или история предательства. - URL: http://shuvaloff.livejournal.eom/7915.html#_edn1.
145. Соловьёв, В.С. Сочинения в 2-х томах / В. С. Соловьев. - Т. 2. -М.,1998. - 513 с.
146. Соловьёв, В. С. Россия и вселенская церковь / В. С. Соловьев, / Пер. с французского Г.А.Рачинского. - М.: тип. А.И.Мамонтова, 1911. - 451 с.
147. Степанов Е.Г. Романы И.С. Тургенева в русской повествовательной литературе 1850-х-начала 1860-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 - 181 с.
148. Степун, Ф.А. Россия накануне 1914 г. // Вопросы философии. - 1992. -№ 9. - С. 89-120.
149. Страхов, А. М. Рефлексия половой культуры в текстах К. М. Станюковича и Виктора Ерофеева // Славянский сборник; материалы Славянских Чтений «Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия». -Вып. 5. - Орел: ОГИИК, 2006. - С. 207-211.
150. Страхов, А. М. Философская антропология образов пола и любви в отечественной культуре последних столетий: автореф. ... дис. д-ра филос. наук. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.
151. Страхов, А. М. Отечественная философия пола и любви : (культурно-филос. антропология) : XIX - начала XX вв. : [монография] / А. М. Страхов. - Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ АПСН, 2006. - 147 с.
152. Суковатая, В. А. Гендерные и сексуальные политики в дискурсе поствоенной антропологии // Философские науки. - 2002. - №5. - С.54-73.
153. Тарабина, О. А. Политика советского государства в решении «женского вопроса» в годы Гражданской войны (ноябрь 1917-1920 гг.): замыслы и реалии. Автореферат на соискание кандидат исторических наук 2006 г.
154. Толстой, А.Н. Избранное. В 2 т. / А.Н. Толстой. - Л.: Художественная литература, 1979. - Т. 2: Гадюка, 1979.
155. Толстой, А.Н. Петр Первый. - М.: Правда, 1968. - 744 с.
156. Толстой, Л.Н. Война и мир. В 4 т. - Кишинев, 1971. - Т. 1.
157. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений: в 22 т. / Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1983. - Т. 12.
158. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений: в 22 т. / Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1983. - Т. 16: Публицистические произведения 1855-1886, 1983.
159. Толстой, Л.Н. Послесловие к «Крейцеровой сонате». /Л.Н. Толстой. Соч.в 22 тт. - М.: Художественная литература - Т.12.
160. Трофимова, Е.И. Еще раз о «Гадюке» Алексея Толстого (попытка гендерного анализа) // Филологические науки. - 2000. - №3.
161. Труды Первого всероссийского женского съезда (10-16 декабря 1908 г., г. Санкт-Петербург) // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). - М., РИК Русанова, 1998. - С. 169-181.
162. Тюкавкина О. Роль женщины в православной семье. Взгляды святых отцов. Позиции Некрасова // Троицкий вестник. Материалы Пасхальных историко-литературных чтений. Малаховка. Люберецкий район. 2002 г. иЯЬ: http://www.meparh.ru/publications/periodicals/gazety/lub1.htm
163. Уэллс, Г. Россия во мгле / Г. Уэллс. - М.: Прогресс, 1970. - С. 15-119.
164. Феоктист игумен (Кириленко). Пастырское душепопечение о женщинах / Игумен Феоктист (Кириленко). - СПб.: Ладан, 2006.
165. Фетисова А Н. Научная фантастика в условиях модерна и постмодерна: культурно-исторические аспекты: диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01. - 147 с.
166. Хорни К. Женская психология. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993. - 222 с.
167. Цеткин К. Воспоминания о Ленине. // Марксистская этика. Хрестоматия. - М.: Институт международных отношений,1961.
168. Черноситова-Усиченко Ю.А. Женщина в семье и обществе: социально-философский анализ тендерной идентичности, зависимости и дискриминации. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2004.
169. Черных А. И. Становление России советской: 20-е годы в зеркале социологии. - М., 1998. - 282 с.
170. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15-ти томах / Н.Г.Чернышевский. - Т.1.- М.: Художеств. литература,1939.
171. Шерман Е. М. Смысл и бессмыслица женских журналов. Литературно-философский журнал Топос. - URL: http://www.topos.ru/article/3124
172. Чехов, А.П. Дом с мезонином : рассказы и повести / Антон Чехов. - М. : Профиздат, 2005 (Йошкар-Ола : ГУП РМЭ Марийский полигр.-издат. комбинат). - 414 с.
173. Чехов, А.П. Знакомый мужчина // Избранные рассказы / А. П. Чехов. -Нью-Йорк : издание книжного склада М. Гуревича, 1918 - 32 с.
174. Чирков П. М. Решение женского вопроса в СССР (1917-1937). -М.: Мысль, 1978. - 255 с.
175. Чулков Г. И. Автоматические записи Вл. Соловьева // Вопросы философии. - 1992. - №8.
176. Чумакова Т. В. Образ человека в культуре древней Руси / автореф. дисс. на соиск.уч.ст.д.филос.н. - Спб., 2002.
177. Шабатура Е. А. Образ «советской женщины» в журналах 1920-х годов (по материалам журналов «Коммунистка» и «Красная Сибирячка») //
Альманах гендерной истории «Адам и Ева». - М., 2004. - №8. - С. 137— 152.
178. Шабатура Е. А. Об использовании традиционных источников при изучении «женского вопроса» в Советской России 1920-х годов в отечественной историографии // Культурный потенциал Сибири в ХХ веке: управление, структура, кадры / Отв. ред. С.А. Красильников. -Новосибирск, 2005. - С. 94 - 106.
179. Шерман Е. М. Женщина эпохи домостроя. URL: http://www.newwoman.ru/ esherman12.html
180. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России // «О повреждении нравов в России» князя Щербатого и «Путешествие А.Радищева». -М.:Факс. изд. - 495 с.
181. Шуляева Ксения Михайловна. Социальные представления о значении работы и семьи в жизни женщины : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Шуляева Ксения Михайловна; [Место защиты: Моск. гор. психол.-пед. ун-т]. - Москва, 2009. - 197 с. РГБ ОД.
182. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. - М.: Издание Р. Элинина, 2000. - Реж. доступа: http://lib.rus.ec/b/204118/read
183. Эрлихман В. Последняя царица // Gala Биография. - 2006. - №8. -С.116-128.
184. Юкина И. И. «Новая история женщин» России» // Библиография истории женского движения и феминизма (1850-е -1920-е годы). -М.:Алетейя, 2003. URL: http://www.gender-ehu.org/files/File/Yukina.pdf
185. Ярославский Е.М. Мораль и быт пролетариата в переходный период. Доклад, прочитанный в Политехническом музее 14 апреля 1926 г. / Е.М. Ярославский // Партийная этика: документы и материалы дискуссии 20-х гг. - М., 1926.
186. Attwood L. Women Workers at Play: the Portrayal of Leisure in the
Magazine «Rabotnitsa» in the First Two Decades of Soviet Power //Women
141
in the Stalin Era. Studies in Russian and East European History and Society /Edit. by Melany Ilic.- Palgrafe, 2001. - P. 29-48.
187. Buckley M. Women and Ideology in the Soviet Union. - New York. 1989. -347 р.
188. Connell R. W. Masculinities / R.W. Connell. - Berkley and Los Angeles : University of California Press, 1995. - 320 p.
189. Goldman Wendy Z. Women, the State and Revolution: Soviet Family Policy and Social Life, 1917-1936. - Cambridge, 1993.
190. Goldman Wendy Z. Industrial Politics, Peasant Rebellion And the Death of the Proletarian Women's Movement in the USSR// Slavic Review. - 1996. -No.1. - P. 46-77.
191. Irigary L. This Sex Which Is Not One / L. Irigary. - Ithaca: NY : Cornell University Press, 1985. - 290 p.
192. Maltby,T. Women and Pensions in Britain and Hungary: A cross-national and comparative case study of social dependency / T. Maltby. - Brookfield: Avebury, 1994.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.