Трансформация конфессионального поля Забайкалья в свете религиозных инноваций: XX-XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Арзуманов, Игорь Ашотович
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 140
Оглавление диссертации кандидат философских наук Арзуманов, Игорь Ашотович
Введение
Глава I. Методология исследования динамики религиозных процессов в Забайкалье
1.1. Философско-мировоззренческий, социальный, религиозный, политический аспекты исследования конфессионального поля Забайкалья
1. 2. Инновационные процессы в религиозной жизни Забайкалья XX-XXI вв. 33 1.3.Забайкалье и Монголия: единое миссионерское поле
Глава II. Трансформация конфессионального поля Забайкалья в контексте неоориенталистских инноваций
2.1 Роль и значение тибетского буддизма в становлении теократических институтов
2. 2. Социо-политические последствия трансформации автокефалии ламаистской церкви России
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XXI вв.)2009 год, доктор культурологии Арзуманов, Игорь Ашототович
Печатная пропаганда бурятских религиозных деятелей в контексте развития буддизма в Забайкалье во второй половине XIX-начале XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Шоболова, Светлана Игоревна
Духовные связи российских буддистов с Тибетом в конце XIX-начале XX вв.2007 год, кандидат исторических наук Павлов, Павел Александрович
Роль и место буддизма в политических процессах2007 год, кандидат политических наук Лопатин, Валерий Валентинович
Формирование бурятской государственности, конец ХIХ - первая треть ХХ вв.2002 год, доктор исторических наук Ангаева, Сэсэгма Пурбоевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация конфессионального поля Забайкалья в свете религиозных инноваций: XX-XXI вв.»
Актуальность исследования. В результате социо-политических трансформаций российского общества и государственности, происшедших в течение XX столетия, конфессиональная компонента, являющаяся национально-образующей основой Центрально-Азиатской политики России в период XVII -XX вв., также претерпела ряд изменений. В чрезвычайно сложном конфессиональном составе Байкальского региона это, прежде всего, касается двух мировых религий - христианства и буддизма, являющихся определяющими в процессе формирования регионального конфессионального поля.
Преобразования 90-х гг. XX в., законодательно закрепившие ориентацию на западные духовные ценности, привели, во-первых, к появлению волны постпротестантских, неоориенталистских зарубежных миссий, во-вторых, к размыванию культурных и национально-образующих религиозных факторов.
Современный период формирования государственной религиозной политики актуализирует необходимость системного подхода к конфессиональным проблемам социокультурного континуума. Это обусловило включение в контекст историко-философского осмысления антропо-теологической проблематики, тесно связанной с межцивилизационными процессами российской Евразии.
Объект исследования: конфессиональное поле Забайкалья на рубеже веков (XX-XXI).
Предмет исследования: трансформация конфессионального поля региона в свете религиозных инноваций.
Цель исследования состоит в раскрытии причин трансформации конфессионального поля Забайкалья. Исходя из этого, автором были поставлены следующие задачи:
- Осмыслить в контексте цивилизационной дихотомии Запад - Восток методологическую базу исследования конфессионального поля («КП») Забайкалья.
- Определить место и роль православного дискурса в спектре инноваций конфессионального пространства.
- Охарактеризовать природу секуляризационных и инновационных процессов в конфессиональном пространстве.
- Показать в исторической ретроспективе практическую значимость усвоения антропо-социальных основ мировых религий при формировании религиозной политики в регионе.
Меюдологическая основа исследования. В диссертации использовался комплексный методологический подход, сочетающий философские, философ-ско-культурологические, философско-антропологические и религиоведческие методы исследования. При разработке были использованы историко-сравнительный, компаративистский, аналитико-обобщающий методы. В процессе исследования диссертант опирается на Законодательство Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях, на Российские и международные правовые документы, на решение Совета по вопросам религиозных объединений при главе администрации Читинской области1. При исследовании буддо логического блока диссертант опирался на традиции российского востоковедения, разработанные Ф.И. Щербатским, С.Ф. Оль-денбургом, О.О. Розенбергом, К.М. Герасимовой и др. В соответствии с задачами диссертационной работы, диссертантом был использован историко-культурологический, философско-религиозный подходы для анализа современного положения православия в Забайкальском регионе, разработанные российскими религиоведами.
Степень разработанности темы. Роль религиозного фактора в контексте цивилизационного подхода раскрывается в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, л
Б. Малиновского, К. Тиле, Ф. Шлейермахера . Вопросы культурологического Законодательство Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях М , 1994 , О свободе совести, вероисповеданиях и религиозных объединениях. Российские и межд>нароные правовые документы (в извлечениях) М , 1996
2 Вебер М Хозяйственная этика мировых религий. //Религиоведение Хрестоматия Пер с англ , нем, фр Сост и общ ред Л H Красникова - М : "Книжный дом "Университет", 2000 - 800 с ; Вебер М Социология религии Типы религиозных сообществ //Макс Вебер Избранное Образ общества М, 1994, Дюркгейч Э Эзечентарные формы религиозной жизни Тотечическая система в Австралии //Религиоведение Хрестоматия - М "Книжный дом "Университет", 2000 - 800 с. - С 513 - 541 ; Малиновский Б Магия, на>ка и религия. //Религиоведение Хрестоматия. - М "Книжный дом "Университет", 2000- С. 658 - 674; Тиле К. Основные принципы науки о резигии - С 115 - 163 //Религиоведение Хрестоматия - М : "Книжный дом "Университет", 2000 - 800 с ; Шлейермахер Ф Речи о репигии Монотош — М ■ Киев 1994. аспекта межцивилизационных связей рассмотрены в исследованиях А. Тойнби, О. Шпенглера, С. Хантигтона, И.А. Василенко, К. Ясперса1. К базовым трудам ученых востоковедов-культурологов необходимо отнести работы Ф.И. Щербат-ского, И.П. Минаева, В.П. Васильева, С.Ф. Ольденбурга, О.О. Розенберга2, рассматривающие религиозно-мировоззренческий комплекс и философские основы индо- и конфуцианско-буддистской цивилизации. Социальный аспект трансформации тантрическим буддизмом традиционных дошаманистских и шаманистских обычаев автохтонных народов Центральной Азии разработан в трудах основоположника региональной буддологии К.М. Герасимовой, а также Г.Р. Галдановой, Д.Б. Дашиева, Г.Ц. Митупова3. Религиозный фактор, как один из составляющих современного периода развития политических концепций, вычленяется политологами К.С. Гаджиевым, B.C. Пирумовым, А.С. Панари-ным4, Ю.В. Тихонравовым, В.А. Колосовым, Н.С. Мироненко, А. Дугиным5. Из исследований по проблемам социо-политической безопасности региона необходимо отметить монографию Т. Е. Бейдиной «Региональная социально
1 Тойнби А. Цивилизация перед судом истории М : Прогресс, Культура, 1995 ; Василенко И А. Политические процессы на рубеже культур М * "Эдиториал УРСС", 1998 ; Ясперс К. Смысл и назначение истории М : Республика, 1993 - 186 с
2 Щербатской Ф И. Избранные труды по буддизму. - М , 1988 - С. 362 ; Он же. С.Ф. Ольденбург как Индианист - Л , 1934 - С. 20 - 29 ; Он же Буддийская логика - М : "Наука", 1981. - С 57 - 62 , Он же. Концепция Буддийской нирваны. - М • ' Наука", 1981. - С. 235 - 261., Минаев И П. Буддизм. Исследования и материалы в 2 т. - Вып. 1,2- СПб , 1887. -Т. 1 , Васильев В П Буддизм. Его догматы, история и литература - СПб , 1957. - 141с ; Ольденбург С Ф Буддийские легенды и буддизм //Избранные труды русских индологов-филологов - М , 1961.; Розенберг О О Труды по буддизму - М , 1991. - 81 с; Он же О миросозерцании современного буддизма на дальнем Востоке - СПб, 1919, -С, 5 - 7
3 Герасимова К М Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии - Улан - Удэ, 1999 - 159с ; Она же Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма - Новосибирск, 1989. - С. 20 - 253 ; Она же О некоторых аспектах ассимиляции добуддийских культов по тибетским обрядникам //Буддизм и средневековая культура Центральной Азии - Новосибирск Наука, 1980 - С. 54 - 82 ; Она же Тибетоязычные обрядники ламаизироваиного культа шаманских предков //Буддизм и средневековая культура Центральной Азии - Новосибирск, Наука, 1981 - С. 110130 ; Она же О структуре традиционной духовной культуры по материалам тибетских источников //Традиционная культура народов Центральной Азии — Новосибирск, Наука, 1986 - С 30 - 68 , Она же Буддизм и онтология традиционных верований. //Буддизм и культурно - психологические традиции народов Востока - Новосибирск, Наука, 1990. - С. 43 - 63 ; Она же Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма - Новосибирск, Наука, 1989 - 319 с , Галданова Г Р., Герасимова К М , Дашиев Д Б , Митупов Г Ц Ламаизм в Бурятии XVIII-начала XX века Структура социальная роль культовой системы - Новосибирск Наука, 1983. - 236 с
4 Гаджиев К С Геополитика Кавказа - М ■ Междунар Отношения, 2001.- 464 с , Пирумов В С Некоторые аспекты методологии исследования проблем национальной безопасности России в современных условиях - С.716 //Геополитика и безопасность - М - 1993 - Т.1.- 832 с; Панарин А С. Россия в цивилизационном процессе (Между аглантизмом и евразийством) - М , 1995 - С. 203, Он же Россия в Евразии Геополитические вызовы и цивилизаци-онные ответы /, Социальная философия и философская антропология Труды и исследования - М • Иофран, 1995 -242 с - С. 5 - 25
Тихонравов Ю В Геополитика - М : ИНФРА-М , 2000 - 269 с ; Колосов В А , Мироненко Н С. Геополитика и политическая география //Учебное пособие для вузов -\1: Аспект пресс, 2001.- 479 с , Дугин А. Основы геополитики -Изд 4-е, М "Арктогея-центр", 2000 - 928 с. политическая безопасность Читинской области»1, а также материалы международной конференции «Забайкалье в геополитике России» . При рассмотрении региональных аспектов проблемы, авторы опирались преимущественно на геоэкономические критерии политологического анализа.
Философско-методологический аспект данной проблемы практически не представлен в современных работах. Проблемы философии религии - восточной и протестантской, в том числе отечественной получили отражение, в основном, в плане мировоззренческого подхода. Современные философы-религиоведы Гараджа В. Н., Краснов А.Н., Митрохин JI.H., Радугин А. А., Яб-локов И.Н. и др.3 рассматривают природу, сущность, историко-культурологический аспект религиозной проблемы в целом. Между тем современная политическая ситуация предполагает необходимость системного анализа сложившейся региональной конфессиональной ситуации, что и обусловило обращение диссертанта к заявленной теме.
Эмпирическая база исследования. Диссертант проанализировал и обобщил обширный эмпирический материал практических проявлений антро-по-социальных и доктринальных установок различных региональных конфессиональных институций, накопленный в ходе непосредственных контактов с носителями религиозных и культурных традиций Забайкалья. Были использованы Материалы Министерства юстиции Республики Бурятия; полевые и археографические записи автора 1990 - 2002гг.
Научная новизна исследования состоит в том, что - разработан методологический подход, на основе которого осуществлен комплексный анализ инновационных процессов и трансформации конфессионального поля в российском центрально-азиатском регионе конца XX века;
1 Бейдина Т Е Региональная социально-политическая безопасность Читинской области - Чита, 1999 - 280 с
2 Забайкалье в геополитике России //Материалы межд>народной конференции - Улан-Удэ. Изд-во БНЦ СО РАН, 2003 -170с
3 Введение в общее религиоведение. /Под ред И H Яблокова - М, 2001, Гараджа В H Ретигиоведение - М, 1995, Краснов А Н Религиоведение М , 2000, Митрохин Л Н Баптизм история современности - МПб , 1997, Рад>гин А А. Введение в религиоведение-теория, история и современные религии -М 2000 идр
- определены роль и место православного дискурса в спектре инноваций конфессионального пространства;
- охарактеризована природа секуляризационных и инновационных процессов в конфессиональном пространстве;
- раскрыта практическая значимость усвоения антропо-социальных основ мировых религий при формировании государственной религиозной политики в Забайкальском регионе.
Практическая значимость исследования. Теоретические положения, выводы диссертации могут быть востребованы при разработке учебных курсов по специальностям: «религиоведение», «культурология», «социальная антропология», «история», «этнография», а также в дисциплинах: «История религий Забайкалья», «Философия религии», при подготовке методических рекомендаций и учебных пособий по религиоведению и философии религии. Методологические основания и фактологический материал исследования могут быть использованы при выработке практико-ориентированных рекомендаций для общественных и государственных организаций, занимающихся вопросами государственно-церковного регулирования и духовно-культурологической безопасности.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1) Методологической основой при комплексном подходе к исследованию в конфессиональном поле служит философско-мировоззренческий аспект. С позиций цивилизационной дихотомии Запад - Восток он определяет антропо-теологическую обусловленность понятия «конфессиональное поле» и выявляет соотношение общероссийского и регионального конфессионального поля.
2) Православный дискурс, с философско-мировоззренческих позиций конфессиональной стратификации, определяется как методологический фон спектрального выявления инноваций в конфессиональном поле. Сами понятия «инновация», «инновационные процессы» и «трансформация» конфессионального поля в сопряжении с дефиницией «ценностных ориентиров», определяют роль конфессионального аспекта в формировании этнической, национальной идентификации и характеристику дезинтеграционных процессов в социокультурном континууме.
3) Секуляризационные и инновационные процессы в конфессиональном поле приводят к потере культурной идентичности и традиционной системы f» ценностей. Либерально-демократическая идеология, воспринимаемая на Востоке в результате инновационных процессов в конфессиональных полях, оказывает разрушительное действие на традиционные общества.
4) В контексте цивилизационной дихотомии Восток (православный-Восток (индо- и конфуцианско-буддийский), инновационные процессы в российском буддизме определяются как социо-политический фактор, трансформирующий российское конфессиональное поле. Через ламаизм, утративший автокефальное единство своих структур, а также католические региональные институты Россия, в целом, включается в сферу интересов Тибетской и Римо-католической теократий, имеющих особые аспекты в своих взаимоотношениях с Китаем.
Апробация идей, положенных в основу исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в докладах международных, общероссийских и региональных конференций в Чите (1997, 1998, 2000 гг.), Хале, Германия (1996), Фэрбанкс, США (1997 г.). Результаты исследования обсуждались на методологическом аспирантском семинаре, на заседании кафедры философии и социальной антропологии Читинского государственного университета.
Основные положения диссертационной работы изложены в 8 публикациях, общим объемом 2 п.л.
Диссертация состоит из Введения, двух глав, пяти параграфов, Заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Система буддийских направлений в религиозно-философском образовании дацанов Восточного Забайкалья2003 год, кандидат философских наук Будаева, Светлана Цыбендоржиевна
История становления и развития православной традиции в Бурятии: XVII-XXI вв.2006 год, доктор исторических наук Митыпова, Г.С.
Буддизм в социокультурном пространстве России: социально-философский анализ2010 год, доктор философских наук Уланов, Мерген Санджиевич
Буддизм махаяны в Республике Калмыкия: Философско-культурологический анализ2001 год, доктор философских наук Наднеева, Кермен Анджукаевна
История становления и развития цонгольского и гусиноозерского дацанов: XVIII-начало XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Базаров, Солбон Цыремпилович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Арзуманов, Игорь Ашотович
Заключение
Эпоха секуляризации и социо-политических потрясений XX в., в условиях провозглашенной отделенности церкви от государства, обусловила актуальность осмысления четких идеологических ориентиров, отвечающих метатради-ционным основам общественного обустройства. Декларируемая и законодательно закрепленная светскость не предполагает отрыва конфессиональных институций от общества, социополитические структуры которого во многом исторически определены и опираются на национальнообразующий конфессиональный фактор. Отмечается, что смена российской идеологической платформы привела к правовому закреплению принципа демократического плюрализма и в сфере религиозной жизни, что, с учетом цивилизационной дихотомии Запад - Восток, обусловило и политический аспект исследования. Философско-мировоззренческий, социальный, религиозный и политический аспекты коррелятивно определили логику и последовательность разработки основного понятийного аппарата исследования. Философско-мировоззренчекий компонент определяется как дедуктивно-обобщающая часть исследования "КП" в его социокультурном и социо-политическом аспектах. Конфессиональная база цивилиза-ционно-мировоззренческого комплекса вычленяется из контекста общерелигиозного фактора исследования в связи с тем, что по антропо-доктринальным позициям конфессии имеют разновекторную мировоззренческую направленность. Данное положение определило индуктивный подход при выводе понятий, отражающих детерменированность антропо-теологического базиса с социокультурными и социо-политическими реалиями - "антропо-теологическое", "антропо-доктринальное", "антропо-социальное". Эти понятия отражают взаимообусловленность конфессионального базового учения о человеке с конечным проявлением его в социо-культурном континууме, в том числе и с временно-пространственным понятием "священного".
Разработанное понятие о конфессиональном поле ("КП") определило соотношение общероссийского и регионального "КП" Забайкалья с позиций межци-вилизационного взаимодействия Востока православного и Востока конфуцианско- и индо-буддийского. Данные положения методологически обусловили выработку понятий "инновация", "инновационный процесс" и "трансформация" "КП" Забайкалья, увязываемые с постпротестантскими, римо-католическими и буддистскими религиозно-обусловленными феноменами. Цивилизационный подход позволил произвести выработку понятия "миссионерское поле" и осмыслить феномен единства миссионерского поля Забайкалья и Монголии в контексте цивилизационно-мировоззренческой дихотомии Запад - Восток. К основным последствиям социо-политической трансформации российского общества конца XX в. относится разрушение автокефалии ламаистской церкви России и каноническое переподчинение части ламаистских общин главе тибетского правительства Далай-ламе XIV. Корреляция философско-мировоззренческого и конфессионального аспектов, в свою очередь, позволяет выявить: 1) антропо-доктринальную обусловленность роли социальной базы в процессе формирования и политизации теократических институтов тибетского буддизма; 2) социо-политическую мотивацию переакцентировки целеполага-ний культово-обрядовой стороны; 3) факт превращения проповеди и защиты религиозной доктрины в цель и средство как внутренней, так и внешней тибетской государственной политики. Философско-хмировоззренческий, социальный, религиозный и политический факторы, определяемые тибето-теократической спецификой антропо-доктринального блока, являются одним из основных детерминант трансформации "КП" Забайкалья в контексте дихотомии Восток -Восток. Последнее позволяет констатировать не только факт трансформации автокефалии ламаистской церкви, но и включение России в сферу интересов тибетской теократии, латентно дестабилизирующих межцивилизационный диалог. На сегодняшний день в региональном религиоведении недостаточно исследован вопрос о процессе возрождения традиционных конфессиональных институтов с учетом доктринальных инноваций. И это, безусловно, не может не сказаться на уровне осмысления и видения проблем этноконфессионального характера, имеющих самое непосредственное отношение к вопросам государственной региональной политики. В связи с этим приходится констатировать, что без прозелитизма некоторых государственных чиновников, в политических целях использующих этноконфессиональное самосознание, ламаизм (буддизм) никогда не смог бы возродиться в формах, латентно дестабилизирующих общественно-политическую жизнь региона конца XX в. В условиях открытой пропаганды тантрического буддизма возможно прогнозировать дальнейшую дестабилизацию этноконфессиональной ситуации в регионах, где распространение желтошапочной секты тибетского буддизма имеет характер укоренившейся традиции. Базовым методологическим положением при выработке практических рекомендаций автором диссертационного исследования видятся лежащие в области православной парадигмы принципы конфессиональной лояльности к государству, сформированные имперской администрацией при структурировании российского "КП".
В рамках данного исследования не ставилась задача раскрыть всю полноту последствий трансформирующих конфессиональные институты модификаций. В современных российских условиях взаимодействия противоположных тенденций - интеграционных и этнодифференцирующих - требует решения проблема меры и целесообразности возрождения тех или иных традиционных ценностей, в силу доктринальных инноваций перестающих быть таковыми. Это решение возможно, во-первых, при наличии четкой законодательно-правовой базы, защищающей традиционные конфессиональные институты, и, во-вторых, при условии религиоведческой оснащенности сотрудников государственных органов региональной администрации, вне которых практико-рекомендательные посылы неадекватны реалиям инновационных процессов культурологического аспекта.
125
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Арзуманов, Игорь Ашотович, 2004 год
1. 50 лет Монгольской Народной Республике: статистический сборник. -Улан-Батор, 1971. - 167 с.
2. The Dalai Lama. The Good Heart: A Buddhist Perspective on Teachings of Jessus. Wisdom Publications. Boston, 1996. 210 pp.
3. Аватхута Д.Р. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. - 9 с.
4. Августин (Никитин), архим. Протестантизм в оценке русской православной мысли. // Христианин.- 1995.- № 1.- С. 39 47.
5. Августин (Никитин), архимандрит. Русская Православная Миссия в Корее / Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. СПб., 1993. - С. 133 - 147.
6. Азиатская Россия. В 2-х т. СПб., 1914. - Т. 1 - 2• дS
7. Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина 18 в.)-М., 1969.- 127 с.
8. Алексеев С.В. Проблема добра и зла и эсхатологическая идея в религиозных системах Евразии. М.: РАЕН, 1995. - 23 с.
9. Альманах по истории русского баптизма. СПб., 1997. - 86 с.1.. Андреев В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. -М.: Восточная литература. РАН, 2000. 799 с.
10. Андриевич В.К. История Сибири: В 2 частях. СПб., 1889. - Ч. 1-2.
11. Арзуманов И.А. Миссия церкви в творческом сознании А.С. Пушкина. // Пушкин и православие. Третьи Иннокентьевские чтения. Научно-практическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Чита, 2000. - С. 5 - 8.
12. Арзуманов И.А., Бычков О.В. Раскол Буддийской Традиционной Сангхи России и кризис ламаизма в Бурятии. // Миссионерское обозрение, 1997. -№ 10 (24). -С. 20-25.
13. Аюшеева Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе: Монография -Улан Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. - 124 с.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 384 с.
15. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955. М.: Наука, 1990. - 224 с.
16. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. I/O России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. - С. 43 - 272.
17. Бейдина Т.Е. Региональная социально-политическая безопасность Читинской области. Монография. Чита, 1999. - 280с.
18. Бессмертный А.Р. Национализм и универсализм в русском религиозном сознании. // На пути к свободе совести. М., 1989. - 145 с.
19. Бетани и Дуглас. Великие религии Востока. М., 1899. - 275 с.
20. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета (канонические). М.: Росс. Библейское о-во, 1992. - 292 с.
21. Богодухова Н.С. Забайкальская духовная миссия и образование. //Роль интеллигенции в духовном развитии общества: Вторые Иннокентьевские чтения. Чита, 1999. - С. 19 - 23.
22. Бокщанин А.А. Особенности внешних отношений империи Мин и вопросы преемственности // Китай: традиции и современность. М., 1976. - С. 129 -142.
23. Буддизм и государство на Дальнем Востоке: Сб. статей. М.: Наука, 1987. -227 с.
24. Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Сборник статей. Новосибирск, 1981. - 184 с.
25. Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV XVI вв.-М., 1966.-358 с.
26. Бураев Д.И. К истории изучения религии бон. В сб. Источниковедение и историография истории буддизма. Новосибирск, 1986. - С. 45 - 59.
27. Бурдуков А.В. В старой и Новой Монголии. М., 1969. - 193 с.
28. Бурдуков А.В. Человеческие жертвоприношения у современных монголов. // Сибирские огни. Новосибирск, 1927. - № 3, - 189 с.
29. Буткевич Т.И. Протестантство в России: (из лекций по церковному праву). Харьков, 1913.- 165с.
30. Ванина И.В. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Северо-Восточной Азии (середина XVII середина XIX вв.). Иркутск, 1995.-245с.
31. Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М.: "Эдито-риал УРСС", 1998.-224 с.
32. Васильев JI.C. История религий Востока. // Религиозно-культурные традиции и общество. М., 1999. - 416 с.
33. Васильев JI.C. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература, 2001. - 484 с.
34. Васин Н. Сибирь. Очерк завоевания и заселения Сибири. М., 1917. - 34 с.
35. Васубандху. Абитхармакоша (Энциклопедия Абитхармы). // Пер. Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб., 1994. - 335 с.
36. Вашкевич В. Ламаиты в Восточной Сибири. СПб., 1885. // В кн.: Ермолаева Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX первой трети XX века. - СПб.: Наука, 1998. - 342 с.
37. Вебер М. Социология религии. Типы религиозных сообществ. // Макс Ве-бер. Избранное. Образ общества. М., 1994. 804 с.
38. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. // Религиоведение. Хрестоматия. Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: "Книжный дом "Университет", 2000. - 800 с.
39. Вилков О.Н. Очерк социально-экономического развития Сибири конец XVI начало XVIII в. Новосибирск, 1990. - 369 с.
40. Винокуров В.В. Феноменология религии. // Яблоков И.Н. Введение в общее религиоведение. 535 с. - С. 394 - 448.
41. Все о Тибете.-М, 2001.-640 с.
42. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М.: Логос, 1998. - 416 с.
43. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2001.-465 с.
44. Галданова Г.Р., Герасимова К.М., Дашиев Д.Б., Митупов Г.Ц.: Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX века. Структура социальная роль культовой системы. Новосибирск: Наука, 1983. - 236 с.
45. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей М.: Аспект Пресс, 1996. — 239 с.
46. Гегель Г. Отношение философии к другим областям. // Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Изд. второе, перераб. и доп. Составители: П.В. Алексеев, А.В. Панин. М.: ООО "ВИТРЭМ", 2002. - 576 с.
47. Герасимова К.М. Буддизм и онтология традиционных верований. // Буддизм и культурно психологические традиции народов Востока. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 43 - 63.
48. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX вв. Улан-Удэ, 1957. - 160 с.
49. Герасимова К.М. О некоторых аспектах ассимиляции добуддийских культов по тибетским обрядникам. // Буддизм и средневековая культура Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1980. - С. 54 - 82.
50. Герасимова К.М. О структуре традиционной духовной культуры,по материалам тибетских источников. // Традиционная культура народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1986. - С. 30 - 68.
51. Герасимова К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. -Улан-Удэ, 1999.- 160 с.
52. Герасимова К.М. Тибетоязычные обрядники ламаизированного культа шаIманских предков. // Буддизм и средневековая культура Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981. - С. 110 - 130.
53. Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск; Наука, 1989. 319 с.
54. Герасимова К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917 1930 гг.). - У-Удэ : Бур. Кн. изд., 1964. - 179 с.
55. Герасимова К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. Улан-Удэ: Изд. БНЦ, 1999. 160 с.
56. Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск: Наука, 1989. - 319 с.
57. Головачев П.Л. Характер и значение колонизации Сибири в XVI XVIII вв. // Сибирские вопросы. Приложение № 2. - СПб., 1906. - С. 35 - 36.
58. Государственно церковные отношения в России (Опыт прошлого и современного состояние). - М., 1996. - 136 с.
59. Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. М., 1998. № 1-2. - 31с.
60. Громов П. Начало христианства в Иркутске и Святой Иннокентий, первый епископ Иркутский. Иркутск, 1868.- 36 с.
61. Губанов В.М. Нетрадиционные религиозные культы и секты в современной России // Религиоведение: Учебное пособие. М.: РАГС, 2002. - 642 с.
62. Гумилев JI. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. - 766 с.
63. Дамешек JI.M. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX-начало XX вв.). Иркутск: Изд. ИГУ, 1986. - 168 с.
64. Даревская Е.М. Сибирь и Монголия. Очерки Русско-монгольских связей в конце XIX начале XX веков. Иркутск, 1994. - 273 с.
65. Дашиев Д.Б. Материалы по традиционным верованиям. // Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Новосибирск, 1981. -С. 131-132.
66. Дашиева Н.Б. Бурятские тайлаганы. Улан-Удэ, 2001. - 104 с.
67. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Издание 3-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород, Изд-во братства во имя Александра невского, 2003. 813 с.
68. Джонстоун П. Операция "Мир". СПб., 1996. - 495 с.
69. Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М.: МГУ, 1989. - 189 с.
70. Добронравии К. Очерки истории русской церкви от начала христианства в России до настоящего времени. СПб., 1863. - 145 с.
71. Долотов А. Церковь и сектанство в Сибири. Новосибирск, 1930. - 57 с.
72. Донесение иерея Сергия из Урги. // Сибирский Архив. В 2-х т. Иркутск, -1912.-Т. 2.-С. 879-876.
73. Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства в Российской империи (сер. XVII начало XX вв.). Элиста: Джангар, 1995. - 127 с.
74. Дугин А. Мыслить пространством. С.- 691. // Основы геополитики. Москва, "Арктогея - Центр," 2000. - 938 с.
75. Думан Л.И. Учение о Сыне Неба и его роли во внешней политике Китая (с древности до нового времени). // Китай: традиции и современность. М., 1976.-С. 28-51.
76. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии. // Религиоведение. Хрестоматия. М.: "Книжный дом "Университет", 2000. - 800 с.
77. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей 19-первой трети XX века. СПб: Наука, 1998. - 342 с.
78. Еше лодой Ринпоче. Комментарии к тексту Дхармакшиты "Боевая Чакра". Махаянское преображение мышления. - Улан-Удэ, 2000. - 138 с.
79. Еше лодой Ринпоче. Краткое объяснение сущности Ламрима. - СПб., 2002.-312 с.
80. Жизнь и подвиги свт. Иннокентия Чудотворца, первого епископа Иркутского. // Троицкое слово Забайкалья: Выпуск 2. Улан-Удэ, 2002. - С. 29 - 32.
81. Жуков А.В., Янков А.Г., Баринов А.О., Дроботушенко А.В. Современная религиозная ситуация в восточном Забайкалье: Чита: Читинский областной краеведческий музей им. А.К. Кузнецова, 2003 - 160 с.
82. Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. Улан-Удэ: Бур. кн. изд., 1958.-320 с.
83. Ильин И.А.Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. - 418 с.
84. Иннокентий, епископ Читинский и Забайкальский. Преемство с исторической Россией духовно-нравственная задача нашего времени. // Континент. - ML: Париж, 1990. - № 100. - С. 325 - 344.
85. Историко-культурный Атлас Бурятии. М., 2001. - 680 с.
86. Исторические судьбы православия в Сибири. // Под ред. И.В.Наумова. -Иркутск: изд. ИрГТУ, 1997.- 120 с.
87. История евангельских христиан баптистов в СССР. - М., 1989. - 97 с.
88. История религий в России: Учебник. / Под общ. Ред. Н.А. Трофимчука. -М.: Изд-во РАГС, 2002. 592 с.
89. История религий в России: Учебное пособие. М., 1998. — 365с.
90. История Российской Духовной миссии в Корее. / Сб. статей; Сост Б.Поздняев.- М.: Изд во Свято-Владимирского братства, 1999. - 370 с.
91. История Сибири в пореформенный период (1861-1916 гг.). // М-во обр-я РФ. ВСГТУ. Ин-т устойчивого развития. Улан-Удэ: изд. ВСГТУ, 2003. -С. 188 -206.
92. Ковалевский О.М. Буддийская космология. // Ученые записки Казанского университета. Казань, 1835. - С. 113 - 136.
93. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством. Прага, 1916. - 740 с.
94. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. -М.: Аспект пресс, 2001. 479 с.
95. Концевич И.М. Итоги душевной катастрофы J1.H, Толстого. Мюнхен, I960, - 128 с.
96. Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции. Чита: Изд-во Забайк. Гос. Пед. Ун-та, 1999. - 196 с.
97. Косых В.И. Забайкальская епархия. // Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области на 1994 год. Чита, 1994. - С. 26 - 30.
98. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: "Феникс", 1999. - 576 с.
99. Кочетов А.Н. Ламаизм. М., 1973.- 158 с.
100. Кочетов В.Н. Буддизм. М., 1983.- 176 с.
101. Крапивина Р.Н. Традиция в школе сакьяпа. В сб. Источниковедение и историография истории буддизма. Новосибирск, 1986. - С. 20 - 28.
102. Кроль М.А. О забайкальских бурятах // Зап. Чит. Отд. Ирам, отдела РГО. Выпуск 1. Чита, 1896. - с.47 - 84.
103. Крюков М.В. Китай и соседи: две традиционные модели взаимоотношений. // Общество и государство в Китае. 11-я нач. конф. М., 1980. - С. 15- 38.
104. Кудрявцев Ф.А. История бурят- монгольского народа (от 17 до 60-х годов XIX в.). М. - Л.: изд. АН СССР, 1940. - 242 с.
105. Кудрявцев Ф.А. Роль русской культуры в развитии бурят-монгольского народа в XVIII XX веках. // Вопросы истории. - 1946. - №№ 3,10.
106. Кузнецов Б.И. Основные идейные принципы трактата Цзонхавы "Великие этапы пути к бодхи". // Источниковедение, историография и история буддизма. Новосибирск, 1986. - С. 43 - 45.
107. Левченко И.В. Русская православная церковь и государство: Учеб. Пособие. // Иркут. гос. экон. акад. Иркутск: Иркут. ГЭА, 1997. - 159 с.
108. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. - 326 с.
109. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991.- 278 с.
110. Майский И. Современная Монголия. Иркутск, 1921. - 315 с.
111. Малиновский Б. Магия, наука и религия. // Религиоведение Хрестоматия. -М.: "Книжный дом "Университет", 2000.- С. 658 674.
112. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М.: Наука, 1978. - 127 с.
113. Мартынов А.С. О различных подходах к проблеме взаимоотношений императорского Китая с Внешним миром. // 12 -я науч. Конф. М., 1981. - С. 6-46.
114. Мартынов А.С. Статус Тибета в XVII-XVIII вв. М., 1978. - 169 с.
115. Материалы круглого стола. Школа взаимодействия молодежного сообщества Республики Бурятия, посвященного вопросам сотрудничества с религиозными организациями. 9 апреля 2002 г. Составитель Н.В. Цыремпилов. Улан-Удэ, 2002. 38 с.
116. Мелихов Г.В. Россия и цинская империя на Дальнем Востоке (40-60-е годы XVII в.). М., 1986.- 153 с.
117. Митиров А.Г. Об особенностях ламаистской культовой практики калмыков. В кн.: Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. М., 1976. - С. 58 - 69.
118. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997. - 263 с.
119. Митыпова Г.С. Православные храмы в Западном Забайкалье (XVII начало XX в.): опыт историко-культурного исследования: Монография. Улан-Удэ: Бурят, гос. ун-та, 1997. - 103 с.
120. Михайлов Т.М. Влияние ламаизма и христианства на шаманизм бурят. //Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (2-я пол. XIX начало XX вв.). Л., Наука, 1979. - С. 127 - 149.
121. Михайлова В.Т. Историография православной христианизации бурят (сер.Х1Х-ХХ вв.). // Общественные науки. Сб. науч. тр. Выпуск 4. -Улан-Удэ: ВСГТУ, 1998. С. 150 - 156.
122. Михайлова В.Т. Начало распространения и утверждения христианства в бурятских улусах. // Музей истории Бурятии им. М.Н.Хангалова: Сборник статей. Вып. 2. - Улан-Удэ, 1999. - С.59 - 64.
123. Михайлова В.Т. Православие в духовной культуре бурят (30-е гг. XVII в.-1917 г.). / М-во обр-ния РФ. ВСГТУ. Ин-т устойчивого развития. Улан-Удэ: изд. ВСГТУ, 1999. - 174 с.
124. Михайлова В.Т. Православная церковь и социум в Байкальской Сибири в пореформенный период (1861-1916 гг.): Монография. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2003.- 208 с.
125. Мосс М. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000. - 448 с.
126. Мулин Г. Практика Калачакры. М., 2000. - 359 с.
127. Мурза В.М. Пятидесятничество одно из направлений христианства. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно - аналитический бюллетень. - М., 1999. - № 4. - С. 25 - 37.
128. Мясников B.C., Шепелева Н.В. Империя Цин и Россия в XVII начале XX вв. // Китай и соседи в новое и новейшее время. М,, 1982. - С. 34 - 89.
129. Никольский И. Записки о поездке русского священника в Монголию в 1864г. // Труды православных Миссий в Восточной Сибири. Т. 1. Иркутск, 1883.-С. 159- 172.
130. Никонов К.И. Протестантизм. // Введение в общее религиоведение: Учебник. / Под ред. Проф. И.Н. Яблокова. М.: Книжный дом "Университет", 2001.-567 с.-С. 147- 150.
131. Нил, Архиепископ. Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири. СПб., 1879. - 250 с.
132. Новик В.Н. Историко-аналитический взгляд на русское православие. // Православие и католичество. Социальные аспекты: Проблемно-тематический сб.- № 3. Сер.: Актуал. проблемы Европы. - М.: ИНИОН РАН, 1998. - С. 84- 100.
133. Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история взаимоотношения с государством и обществом. Центральный Дом духовного наследия общества "Знание" России. М.: ЦИНО, 2002. - 312 с.
134. Основы религиоведения: Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высш. Шк., 1994. - 386 с.
135. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. Улан-Удэ, 2000. - 496 с.
136. Полоротова Н.Н. Государство и церковь: история и современность. Чита: ЧитГУ, 2000.- 124 с.
137. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М.: Центр, 2001. - 240 с.
138. Райский Д. Сношения забайкальских крестьян и казаков с Монголией и Маньчжурией. // Русский Вестник. 1901. - № 8. - С. 516 - 596.
139. Ральдин Х.Ц. Этнический состав современного населения Монгольской Народной Республики. // Проблемы этнографии и этнической истории народов Азии. М., 1968. - С. 14 - 29.
140. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. М., 1997. - 237 с.
141. Розенберг О.О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. СПб., 1919. - 16 с.
142. Романова Г.Н. Экономические отношения России и Китая на Дальнем Востоке (XIX начало XX в.). М., 1987. - 186 с.
143. Рябинин К.Н. Развенчанный Тибет. Магнитогорск, 1996. - 730 с.
144. Скрынникова Т.Д. О хубилганах Сайн-нойон хановского аймака. - В кн.: Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. - Новосибирск, 1981.-С. 163 - 175.
145. Скрынникова Т.Д. Основные тенденции в развитии ламаистской церкви Халхи XVII начало XX в. // Источниковедение и историография истории буддизма. Новосибирск, 1986. - С. 73 - 84.
146. Сленска В. Протестантизм. // Религиоведение: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. /Научный редактор д. ф. н., проф. А.В. Солдатов. СПб.: Издательство "Лань", 2003. - 800 с. - С. 406 - 431.
147. Сорокина К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М., 1996.- 168 с.
148. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992,- 181 с.
149. Столяр В.Д., Сторчак В.М. Церковь христиан адвентистов седьмого дня. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно -аналитический бюллетень. - М., 1999. - № 4. - С. 12 - 18.
150. Тибетский буддизм. Теория и практика. Новосибирск.: изд. РАН., 1995. -254 с.
151. Тиле К. Основные принципы науки о религии. // Религиоведение. Хрестоматия. М.: "Книжный дом "Университет", 2000. - 800 с. - С. 115 - 163.
152. Тиле К.Основные принципы науки о религии. С.115-163. //Религиоведение. Хрестоматия. - М.: "Книжный дом "Университет", 2000.800 с.
153. Тихонравов Ю.В. Геополитика. Учебное пособие. М.: ЗАО Бизнес - школа "Интел-синтез", 1995. - 368 с.
154. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, Культура, 1995.- 134 с.
155. Топоров В.Н. Комментарий к буддологическим исследованиям Ф.И. Щербатского. В кн.: Ф.И. Щербатской. Избранные труды по буддизму. М., 1988.-362 с.
156. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: "Петербургское востоковедение", 2000: 2-е изд., испр. -384 с.
157. Уложение Китайской палаты Внешних сношений. Пер. с маньчжурского С. Литовцев. Т. 1. СПб., 1828.-206 с.
158. Федоров В.Ф. Христианство. // Религиоведение: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. / Научный редактор д. ф. н., проф. А.В. Солдатов. СПб.: Издательство "Лань", 2003. - 800 с.
159. Фёрштайн Ф.И. Тантра. М., 2002. - 137 с.
160. Франк С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 490 с.
161. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. -М., 1917.-167 с.
162. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1983.- 703 с.
163. Хилтухина Е.Г. Философия Всеединства в контексте проблемы " Восток -Запад" русских мыслителей: Монография Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2002. — 198 с.
164. Цыбиков Г.Ц. Избранные труды. Т. I. Буддист паломник у святынь Тибета. - Новосибирск: Наука, 1991.-265 с.
165. Цыпин В.А. Церковное право. М., 1994. 537 с.
166. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути пробуждения. СПб., 2001. Ч. 4.-460 с.
167. Чимитдоржин Д.Г. Иволгинский дацан "Гандан даши чойнхорлин". 19462001: История, события и люди. Верхняя Иволга, 2001. - 67 с.
168. Шастин Н. Возникновение и устроение православного храма при Русском Императорском Консульстве в Урге и торжество его освящения. //Прибавление к Иркутским Епархиальным ведомостям. Иркутск, 1895. -№ 13.-Июль.- 333 с.
169. Шишигин Е.С. Страницы миссионерства в Якутии: Сборник научных статей. Якутск, 1997. - 92 с.
170. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М.: Киев. 1994. - 168 с.
171. Щербатской Ф.И. Буддийская логика. // Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988. - С. 54 - 107. - 426 с.
172. Щербатской Ф.И. Концепция буддийской нирваны. // Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988. - С. 199 - 262.
173. Элиаде М.Космос и история. М., 1987. 143 с.
174. Энциклопедия тантры (алхимия экстаза). М.: Локид Миф, 1997. - 544 с.
175. Этнолингвистический атлас МНР. В 2-х т.- Улан-Батор. 1979. Т. 2. -Табл. 43,табл. 44
176. Яблоков И.Н. Религиоведение. Учебный словарь минимум по религиоведению. - М.: Гардарика, 1998. - 535 с.
177. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1993. 186 с.1. Архивные материалы:
178. Государственный Архив Иркутской Области, Ф. 50, On. 1, Д. 3981, Л, Л, 1,2, 16.
179. Государственный Архив Иркутской Области. Ф. 293. ОП. 1. Д. 723. JI, Л. 1-28.
180. Материалы Национального Архива Бурятии. Улан - Удэ, 2000. - С. 235- 236.
181. Национальный архив Республики Бурятии. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сб. документов. Улан-Удэ, 2001. - С. 15,235 - 236,249 - 256.
182. Периодические издания. Журналы.
183. Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно аналитический бюллетень. М., 1998. №1-2.
184. Миссионерское обозрение. Белгород, 1998. № 7, -С. 9. 1995-2000. №№1-52
185. Легшед буддийский научно-популярный альманах. №4, 1999 - 56 е., №6, -60 с. 2002., №7, 2002. - 32 с.
186. Закон Монголии о взаимоотношениях государства и церкви. Гл. 2, ст. 4, п. 8. //Засгийн газрын мэдээ. //Правительственная газета. 1996. - 30 марта. - С. 1.
187. Газета "Открывающий глаза". //Приложение к журналу "Легшед" БРОО. "Тибетский культурный центр "Ринпоче-багша"". 2001.
188. Новости Тибета. 1998. - № 5. - С. 7.
189. Троицкое слово Забайкалья: Духовный историко-краеведческий альманах. Выпуск 1. Иркутск: Эгрегор, 2001. - 88 с.
190. Тувинская правда. 1998. - 25 апр. - № 47. Электронные средства информации:1. http://buddhism. org. ru/news /html. От 16. и 23. 08. 2002.2. http://buddhism. org. ru/news/html. От 18. 08. 2002.3. http://buddhism. org. ru/news/html. От 19. 08. 2002.
191. Пахомов C.B. Индуистская тантрическая философия, http: // orient-kafedra. ru/pakhomov. html на правах рукописи С. 6 - 10.
192. Диссертации и авторефераты:
193. Анахина М.В. Русская Православная Церковь в Забайкалье (XVII начало XX в.) Автореф. диссертации на соискание уч. ст. к. и. н. Улан-Удэ, 2000. - 23 с.
194. Бабаева А.В. Эволюция социальной концепции Русской православной церкви во второй половине XX века. //Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. Н.Новгород, 2003. - 22 с.
195. Будаева С.Ц. Система буддийских направлений в религиозно-философском образовании дацанов восточного Забайкалья. //Автореф. дисс. на соиск.учен. степ, канд.филос. наук. -Чита, 2003. 18 с.
196. Шубина С.А. Русская православная Миссия в Китае (XVIII начало XX вв.). //Автореф. дис. канд. ист. наук. - Ярославль, 1998. — 24 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.