Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Дряева Элла Давидовна

  • Дряева Элла Давидовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 122
Дряева Элла Давидовна. Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2016. 122 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дряева Элла Давидовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Идентичность как предмет социально-философского анализа14

1.1. Идентичность как теоретическая проблема: предметно-методологические основания исследования

1.2. Культурно-исторические типы идентичности и специфика современного этапа ее формирования

1.3. Индивидо-центричные траектории исследования идентичности

1.4. Социо-центричные траектории исследования идентичности

Глава 2. Идентичность в современных коммуникативных средах

2.1. Особенности современных коммуникативных сред

2.2. Соотношение «виртуального» и «реального» в современных коммуникативных средах

2.3 Сетевая и множественная идентичность как порождение современных коммуникативных сред

2.4. Потенциал формирования и развития идентичности в современных коммуникативных средах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Глобальные изменения, произошедшие в начале XXI века, повлекли за собой качественное переосмысление роли коммуникаций во всех сферах жизни общества, возникновение новых типов коммуникативных структур и изменение роли коммуникации в развитии социума и культуры.

Объемы информационных потоков в современном обществе выросли настолько, что в непрекращающемся процессе их воспроизводства и потребления у человека возникают трудности с синтезом данных и формированием целостного мировоззрения. Обилие стремительно нарастающей информации оказывает влияние на когнитивные возможности человека, следствием чего является поверхностность её восприятия и трансформация самих способов организации информационных потоков в сознании человека.

Некоторые исследователи полагают, что современная культура трансформировалась из «культуры книги» в «культуру экрана», что существенно отразилось на особенностях мышления: сознание перестало быть «универсальном» и стало «клиповым», опирающимся, прежде всего, на эмоциональные, а не интеллектуальные познавательные средства1. Такой переход можно охарактеризовать как замена мировоззрения мироощущением и переход от рационального идеала познания к эстетическому, - переход, который классическая культура оценивает, как регресс.2 Визуальный, производящий преимущественно эмоциональное воздействие образ быстро схватывается и не требует дополнительного интеллектуального напряжения, поэтому образы, демонстрируемые с экрана, обладают особой властью над

1 Термин "clip" в переводе на русский имеет следующие значения: «отрезок», «фрагмент», или «отрывок из видеоряда». Одним из первопроходцев в изучении клипового мышления является французский социолог

2 См., напр., оценку эстетического познания («искусства») в третьей части «Энциклопедии философских наук» Гегеля - параграфы 556-563.

массовым сознанием. Именно телевизионная картинка «более эффективна в своем разрушительном воздействии на способность суждения, то есть на способность человека самостоятельно мыслить»3.

Современные коммуникативные среды, основу которых составляет инфраструктура Интернета, представляют собой самоорганизующуюся, эволюционирующую систему и обеспечивают тиражирование новых культурных образцов, формируя, в конечном итоге, новый тип мышления и сознания. Так появляются новые понятия, представляющие пользователей Интернета, как жителей особого мира: «человек кликающий»4, «поколение большого пальца»5, «поколение с опущенной головой»6.

Фрагментарность, бессвязность и экспансивность новой электронной культуры действует на людей угнетающе, а тиражируемые электронными СМИ аттракционы позволяют временно отгородиться от личных и социальных проблем, скрыться в мире фантазий и иллюзорных переживаний.

«Поколение с опущенной головой» выстраивает кликаньем по экрану свое пространство и время, которые связываются в целостность, структурируются при помощи коммуникативных взаимодействий в новых коммуникативных средах, функционирующих, преимущественно, на инфраструктуре Интернета.

В.В. Миронов сравнивает общение в Интернете с виртуальным карнавальным шествием, где маски на собеседниках позволяют говорить всё

3 Межуев В.М. Феномен книги и национальное в культуре//Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. - М., 2001, с.98.

4 Определение введено В. Тарасенко. Автор исходит из того, что человек - существо прежде всего ручное, т.е. действующее главным образом руками. «Человек начинается с пальцев и рук. Палец умнее, чем мозг. Палец быстрее осваивает предлагаемое ему новое действо, а разум плетется за пальцем, создавая возможные концепции и схемы объяснения». Тарасенко В.В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Обществ. науки и современность. - 2000. - №5. с. 113-115.

5 Современные подростки набирают одним большим пальцем SMS быстрее, чем взрослые вводят текст на обычном компьютере. Поэтому подростков прозвали "поколением большого пальца".

6 В 2014г. общество немецкого языка (GfdS - Gesellschaft für deutsche Sprache) опубликовало список слов года: самых интересных, самых употребляемых и самых злободневных. Одним из них стало Generation Kopf unten (поколение с опущенной головой). Интересно, что это «поколение» не имеет возрастных рамок. К нему относятся все те, кто склонил свои головы над экранами смартфонов, планшетов, те, кто живет в них онлайн.

7 Термин введен С.М. Эйзенштейном для обозначения единицы членения информационного потока с точки зрения производимых им психофизиологических эффектов (эмоциональных откликов) - см.: Эйзенштейн С.М. Монтаж аттракционов. "Леф", М., 1923, № 3.

что угодно, вне зависимости от своего социального положения, пола и т.д, выбирать себе ту роль, которая является наиболее привлекательной для этого человека в данный момент. «Блестящим условиям для нарастания и закрепления карнавала становится Интернет. Общение в Интернете - это виртуальное карнавальное шествие, со всей его атрибутикой. Вместо собеседников - маски, которые позволяют говорить все что угодно, включая оскорбления и пр. Интернет переводит реальную жизнь в виртуальный

о

карнавал, значительно продлевая время его действования» .

В отличие от реальной жизни (за пределами новых коммуникативных сред), где социальная роль человека определяет его статус и положение в обществе, в Интернете пользователь сам выбирает для себя эту роль, формирует некую Интернет-идентичность. Возможность нахождения в нескольких «реальностях» одновременно, предоставляемая новыми коммуникативными средами, приводит к возникновению множественной идентичности. Пластичность идентичности (демонстрация определённой «маски» в зависимости от ситуации), подавляющее влияние СМИ на мировосприятие и миропонимание человека обостряют проблему подлинности и целостности личностной идентичности индивида.

Вследствие данных обстоятельств появляется потребность в осмыслении процесса трансформации идентичности в специфических современных условиях, ключевой особенностью которых в контексте воспроизводства когнитивных процессов являются новые коммуникативные средства и информационные среды. Переход к системе жизни в мире, где существует более одной реальности (пусть мы пока еще и различаем «реальную» и виртуальные реальности, но весьма показательно уже то, что мы называем эту последнюю именно «реальностью», а не фантазией или миражем), сопряжен с неизбежными социо-когнитивными изменениями,

8 Миронов В.В. Процессы трансформации культуры в глобализирующемся мире: коммуникационный вектор // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2010. - № 3. С.16-17

призванными сформировать у индивида такую «культуру себя», которая обеспечит как соответствующую множественности сред обитания множественность «Я», так и психологически необходимое единство «Я» и не даст ему потеряться в многообразии предписанных и самостоятельно простроенных ролей.

О растущем интересе и высокой актуальности проблемы идентичности для научного сообщества недвусмысленно свидетельствует и стремительный рост числа публикаций по этой теме. С 1960-х по 2000-е количество публикаций, в которых термин «идентичности» (Identity) присутствует в заголовке или ключевых словах, выросло в 49,5 раза, - при том, что в целом рост числа индексированных научных публикаций за этот период составил только 7,4 раза;9 соответственно, публикационная активность вокруг проблемы идентичности росла примерно в семь раз быстрее, чем общее число учтенных в различных базах цитирования научных публикаций.

Однако, несмотря на устойчиво нарастающий в последние 60 лет интерес к проблеме идентичности, способы идентификации человека в социокультурном пространстве Интернета на сегодняшний день остаются не проясненными и слабо изученными.10 Одновременно актуализируется потребность в выяснении того, насколько соответствуют эти способы объективным психологическим потребностям человека в поддержании единства «Я» и психической целостности.

9 Vignoles L., Schwartz S.J., Luyckx K. Introduction: Toward an Integrative View of Identity // Handbook of Identity Theory and Research. Vol.1: Structures and Processes. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles L. Springer, 2012, p.3.

10 Весьма красноречивыми в этой связи представляется тот факт, что в две крупнейшие хрестоматии по проблемам идентичности и личности не вошло ни одного материала, специально посвященного влиянию интернета, социальных сетей и новых медиа на формирование идентичности - см.: Handbook of Identity Theory and Research. Vol.1&2. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles L. Springer, 2012; Handbook of personality: Theory and research. Ed.: John O., Robins R., Pervin L. The Guilford Press, NY, 2008.

Степень изученности проблемы

В научный лексикон понятие «идентичность» вошло благодаря работам Э. Эриксона, рассматривавшего процесс формирования «психосоциальной идентичности» в ходе становления личности11.

Несмотря на то, что понятие «идентичность» вошло в научный оборот лишь во второй половине XX в., истоки интереса к проблеме можно обнаружить еще в Античности. Так, например, проблема тождества и

индивидуального своеобразия исследуется в работах Платона, Аристотеля,

12

Цицерона . В эпоху Нового времени интерес к исследованию идентичности усиливается в связи с растущей значимостью проблемы субъекта. Классическая парадигма в исследовании проблемы «Я» представлена в философии XVII - XIX в.в. К ней, прежде всего, нужно отнести работы Р.Декарта, И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха,

13

К.Маркса и др .

В работах К. Поппера, В. Хесле, Э. Гидденса, Р. Баумайстера, М. Серто и др. осмысливается кризис идентичности, обусловленный культурой позднего модерна. Среди отечественных ученых, внесших вклад в развитие концепции идентичности, следует выделить Д.И.Дубровского, Э.В.Ильенкова, И.С.Кона, В. А. Лекторского, Ф.Т.Михайлова, Л.В.

11 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. Работа впервые была опубликована в 1968 г., однако основные контуры своего подхода к пониманию идентичности Э. Эриксон отчетливо прописал уже в существенно более ранней работе - см.: Erikson E. Childhood and Societe. N.Y., 1950.

12 Платон. Диалоги: Феаг, Первый Алкивиад, Второй Алкивиад, Ион, Лахес, Хармид, Лизис / Пер. с греч. Вл.С. Соловьева. М.: Академический Проект, 2011.; Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1. С. 65-367.; Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993.

13 Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч. в 2т. - Т. 2. М.: Л.: Мысль, 1989.; Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. / Избр. в 3 т. Калининград, 1998; Кант И. Критика чистого разума. - М.: Эксмо, 2006.- (Антология мысли); Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.З; Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42; Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. - М., 2000; Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах (Предуведомление). 1809 // Шеллинг Ф.В.И. Соч. в 2-х т. - М.,1989. Т.2; Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 1994; Фейербах Л. Сущность христианства/Избр.филос. произв. в 2-х т.- Т.2.- М., 1955. и др.

Скворцова, Е.В. Шорохову, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна14.

Становление идентичности как психологической категории осуществляется в работах таких исследователей как 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г Юнг, Э. Фромм, Ж.Лакан, Э.Эриксон, Дж. Марсиа и др.15

В социологической традиции исследование проблематики идентичности связано с понятиями «роль» и «социализация» и отражено в работах И. Гоффмана, Р. Мертона, П. Бергера, Т. Лукмана, П. Бурдье и др16.

В связи с тем, что данное исследование имеет своим предметом способы идентификации человека в пространстве новейших коммуникативных сред, то в контекст работы попадают вопросы о сущности культурного пространства, сформированного современными медиа, и специфике коммуникативных сред, созданных на базе инфраструктуры Интернет.

Исследование трансформации общества под воздействием современных средств коммуникации осуществлено в работах Ю. Хабермаса, Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Р. Барта, Ю. Кристевой, Н. Лумана, а также В.В. Миронова, М.Г. Шилиной, А.В. Назарчука, А.Ю. Антоновского, А.А. Костиковой, Л.В. Скворцова и др.

Среди диссертационных работ, уточняющих формирование идентичности, ее структуру, функции, становление можно выделить

14 Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. - М., 1980; Ильенков Э.В.Что же такое личность? /С чего начинается личность. - М., 1983; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991; Кон И. С. В поисках себя. М., 1984; Кон И. С. Открытие Я. М., 1978; Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание.- М., 1980; Ф.Т.Михайлов. Загадка человеческого Я. М., 1976; Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. - М., 1983; Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. -М., 1989; Проблемы психологии личности: Сов.-фин. симпоз.- М., 1982; Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. - М., 1998; Выготский Л.С. Психология развития человека. - М., 2003; Выготский Л.С, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир - СПб., 2003, и др.

15 Прекрасный обзор истории и актуального состояния проблемы идентичности в психологии см.: Handbook of Identity Theory and Research. Vol.1: Structures and Processes. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K.,

Vignoles L. Springer, 2012.

исследования Т.В. Канаевой, Л.Ф. Косенчук, И.А. Зверевой, Л.С. Батаниной17.

В последние годы начинают появляться исследования, связанные с воздействием на процессы идентификации таких новых, но

характеризующихся растущей значимостью коммуникативных сред, как

18

социальные сети . Появился ряд работ, рассматривающий влияние на формирование идентичности блогов19. В ряде статей рассматривается влияние компьютерных игр на формирование идентичности20.

Однако влияние культурных трансформаций на идентичность в современных условиях пока не нашло достаточного отражения в научных исследованиях, в связи с чем возрастает актуальность изучения воздействия новых средств коммуникации на процессы идентификации.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования является личностная идентичность индивида, вовлеченного в современные коммуникативные среды.

Предметом исследования выступают процессы трансформации личностной идентичности, связанные с вовлечением в современные коммуникативные среды и изменением механизмов воспроизводства идентичности.

Целью диссертационного исследования является выявление специфики формирования идентичности в современных коммуникативных средах.

17 Канаева Т.В. «Структура и функционирование социальной идентичности как результат взаимодействия субъектов» 2008г., Косенчук Л.Ф. «Персональная идентичность в условиях сетевой Культуры: философско-антропологический анализ» 2014г., Зверева И.А. «Персональная идентичность в условиях сетевой культуры: философско-антропологический анализ» 2010г., Л.С.Батанина «Самоидентификация личности в условиях культуры массового общества» 2004г.

18 Тихонов О. В. Социальные сети как пространство самопрезентации индивида / О. В. Тихонов // Вестник Казанского Технологического Университета (Вестник Технологического Университета). - Казань, Изд-во КНИТУ 2012. - Т. 15, № 22. - С. 196-199.

19 Горный Е. Русский LiveJournal: влияние культурной идентичности на развитие виртуального сообщества. // Control+Shift: публичное и личное в русском интернете: сборник статей. Под ред. Конрадовой Н. и др. Новое литературное обозрение, 2009. С. 109-130

20 Один из номеров философско-литературного журнала «Логос» был полностью посвящен индустрии видеоигр. См.: Логос. Game studies. 2015. № 1(103). Том 25.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• сопоставить основные подходы к исследованию идентичности и обозначить специфику социально-философского подхода к ее изучению;

• раскрыть базовые социокультурные механизмы и условия формирования идентичности;

• выявить характерные черты современных коммуникативных сред и определить их влияние на процессы идентификации;

• зафиксировать новые механизмы и содержательную специфику формирования идентичности в современных коммуникативных средах.

Теоретико-методологические основания исследования

Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, позволяющие раскрыть специфику становления и развития понятия идентичности в эпоху глобализации. В диссертации используется метод сравнительного анализа понимания феномена идентичности в общественно-философской мысли, элементы интеракционного и феноменологического анализа, герменевтики, психоанализа, акторно-сетевой теории. Использование междисциплинарного подхода обусловлено характером феномена «идентичность», само становление которого сопровождалось активным участием различных наук - философии, социологии, психологии, истории и др.

Теоретический анализ проблемы идентичности в современных коммуникационных средах был осуществлен благодаря работам представителей отечественной и зарубежной научной мысли. Большое значение для исследования имели работы как классических, так и

современных авторов: З.Фрейда, Э.Эриксона, М.Кастельса, П.Бергера, Э.Гидденса, И.Гофмана, В.Хесле, Р.Баумайстера и других ученых.

Положения, выносимые на защиту, и их научная новизна

1. В работе показано, что социальное существование человека предполагает постоянное воспроизводство процессов самоидентификации, актуальные результаты которых представлены в форме личностной идентичности.

2. Установлено, что идентичность есть результат самоописания и самоопределения индивида в конкретной социокультурной среде и характеризуется двойной детерминацией: с одной стороны, она формируется индивидом «изнутри» за счет рефлексии и нарративизации различных форм личного опыта, а с другой - является проекцией социальных взаимодействий и результатом интериоризации готовых культурных форм.

3. Показано, что современные коммуникативные среды выступают как новые формы существования индивида в социуме, что существенно трансформирует структурные и содержательные особенности процесса идентичности. Постоянное присутствие индивида в коммуникативных средах, построенных на основе телекоммуникационной инфраструктуры, деформирует его сознание, в котором превалируют фрагментарные нарративно-символические формы восприятия.

4. В результате проведённого исследования показывается, что современный человек субъективным образом существует более чем в одной реальности и значимость этих других реальностей (наряду с реальностью как таковой) становится для него столь же важной.

5. Показано, что результатом этого становится распадение целостности идентичности субъекта, которая, по существу, становится множественной идентичностью, причём баланс в такой системе

двойной детерминации идентичности смещается в пользу субъективных средств конструирования индивидом представлений о себе. Оборотной стороной этого изменения является увеличение риска десоциализации индивида из-за снижения психологической значимости (давления «объективности») внешних факторов в системе восприятия себя.

Теоретическая и практическая значимость исследования

определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для решения целого ряда проблем в области современной социальной философии (информатизации общества, исследований идентичности, формирования электронной культуры, влияния виртуальной коммуникации на человека). А также при разработке учебных программ, чтении лекций и спецкурсов по проблемам современного общества.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Основные положения и результаты диссертационного исследования были опробованы в процессе разработки и ведения лекционных и семинарских занятий по курсу «Мультимедийные технологии в коммуникации» на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, разработки и ведения спецкурса «Новые медиа и сетевая культура», получении и реализации гранта на проведение международной конференции «Игровые компьютерные технологии в системе образования «Game ON!» на философском факультете МГУ, реализации гранта «Профессор МГУ онлайн», издании монографии «Имидж руководителя образовательного учреждения в сети Интернет», выступлений на международных и всероссийских научных конференций, в том числе Rhodes Youth Forum (Греция), India Youth Forum (Индия), New Paradigm of Education (NPE) — European Dialogue (Франция) и др.

Отдельные результаты исследования были опубликованы в научных статьях диссертанта, в том числе в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Дряева Э.Д. Основные концепции самоидентификации личности в социокультурном контексте: генезис и развитие // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 3, С. 673.

2. Дряева Э.Д. Понятие виртуальной реальности в философском контексте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014, № 11, С.20.

3. Дряева Э.Д. Проблема поиска идентичности в новой информационно-коммуникационной среде // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук), 2014, том 2, № 7, С. 299-302.

Структура работы. Структура диссертации отражает логику исследования и позволяет решить поставленные цели и задачи. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Идентичность как предмет социально-философского анализа

1.1. Идентичность как теоретическая проблема: предметно-методологические основания исследования

Для интеллектуальной культуры XX - начала XXI века проблема идентичности является одним из ключевых междисциплинарных сюжетов, собирающих вместе различные стратегии и предметные области исследования и являющихся общей дискуссионной территорией для всего комплекса наук о человеке, - от приземленных и смыкающихся с естественнонаучной линией исследований человека психофизиологии и нейронаук до традиционных столпов обществознания и гуманитарных наук, -таких, как социальная философия, психология и лингвистика. Ученые подходят к обсуждению этой темы с различных позиций, однако соглашаются друг с другом в том, что проблема идентичности носит комплексный характер и ее необходимо рассматривать в междисциплинарном контексте, ведь только такой подход позволяет в достаточной степени учесть весь спектр тесно связанных с идентичностью предметов, являющихся традиционными территориями различных конкретных дисциплин.

Столь существенная роль проблемы идентичности связана с тем, что она располагается как раз на границе предметных областей дисциплин, занятых исследованием общества и социальных явлений, и дисциплин, преимущественно сосредоточенных на «внутреннем» устройстве индивида и его восприятии этого устройства, всегда частично осознаваемого, а частично нет.

Представление человека о себе формируется на стыке, с одной стороны, сугубо внутренней, индивидуально-психологической работы, а с другой стороны, - неизбежно зависит от положения индивида в мире и различных внешних, прежде всего - социальных факторов, от других людей.

Это «мощный конструкт», который «направляет жизненные пути и решения», позволяет людям проводит различия между собой и теми или иными социальными группами и объясняет массу поведенческих особенностей, включая негативные формы социального поведения в отношении представителей других культур и национальных групп.21 С этой точки зрения идентичность представляет собой один из ключевых компонентов социально-психологической (человеческой) действительности и остро нуждается в исследовании в равной мере как необходимый компонент теории социальной реальности (онтологической аспект проблемы идентичности), так и как влиятельное средство объяснения отдельных социальных и индивидуально-психологических проблем и явлений (функциональный аспект).

Растущее значение проблемы идентичности подтверждается как формальными (количественными) показателями (см. раздел актуальность во Введении к настоящей диссертации), так и непрекращающимися дискуссиями об этом предмете в различных областях обществознания и множащимся числом подходом к трактовке идентичности и ее взаимосвязей с другими предметами в области наук о человеке.22 При этом большинство влиятельных исследователей идентичности согласны в том, что к настоящему времени предметное поле далеко от унификации, и существует серьезная проблема реконструкции предмета и обнаружения инвариантной основу в растущем многообразии теоретических и эмпирических (кейсовых)

23

исследований идентичности.

21 Vignoles L., Schwartz S.J., Luyckx K. Introduction: Toward an Integrative View of Identity // Handbook of Identity Theory and Research. Vol.1: Structures and Processes. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles L. Springer, 2012, p.3.

22 Перечислим лишь некоторые, наиболее сформированные стратегии исследования идентичности, к настоящему времени прошедшие первичную дисциплинарную институционализацию (т.е. имеющие общепринятое самоназвание, сложившееся теоретическое ядро, круг репрезентативных представителей и, в некоторых случая, собственные профессиональные коммуникационные площадки - от конференций до журналов): психоаналитическая, социально-когнитивная, конструктивистская, нарративная, дискурсивная, интеракционная, кросс-культурная, реляционная и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дряева Элла Давидовна, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. СПб: Алетейя, 2000.

2. Аристотель Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1975.

3. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004.

4. Балдаев Д. Татуировки заключенных. М., 2001.

5. Барт Р. Мифологии. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.

6. Батанина Л.С. «Самоидентификация личности в условиях культуры массового общества» 2004г.

7. Белинская Е.П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования. 2015.

8. Бергер П.,Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: "Медиум", 1995.

9. Богомолова Е.И. Конструирование личностной идентичности, проблемы приватности личности, ее анонимности и безопасности в социальной сети. ЧЕЛОВЕК. СООБЩЕСТВО. УПРАВЛЕНИЕ, 2014.

10.Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального [Текст]/ Ж. Бодрийяр; пер. с фр. Н.В. Суслова - Екатеринбург: УрГУ, 2000.

11.Бодрийяр Ж. Город и ненависть [Текст] / Ж. Бодрийяр -Логос, 1997.

12.Вархотов Т.А. Картезианская антропология как эпистемологическая рамка современной философии сознания // Философия сознания: классика и современность. М., 2007.

13.Вархотов Т.А. Статус и функции массмедиа в обществах современного типа // Сборник материалов XVI конференции "Наука. Философия. Религия": Человек перед вызовом новейших информационных и

коммуникативных технологий (г. Дубна, 21-22 октября 2013 г.) М.: Фонд Андрея Первозванного.

14.Васильев В.В. Учение о душе в метафизике ХУШ века. Барнаул, 2000.

15.Васильев В.В. Философская психология в эпоху Просвещения. М., 2010.

16.Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология: журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 2.

17.Войскунский, А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете [Текст] / А.Е. Войскунский // Психологический журнал, 1999. -№1.

18.Выготский Л.С, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.

19. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М., 2003.

20.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

21.Галилей Г. Избранные труды. Т.1, М., 1964.

22.Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 1994.

23.Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. - М., 1997.

24. Горный Е. Русский LiveJoumal: влияние культурной идентичности на развитие виртуального сообщества. // Contшl+SЫft: публичное и личное в русском интернете: сборник статей. Под ред. Конрадовой Н. и др. Новое литературное обозрение, 2009.

25.Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Гоффман И. -М.: Канон-пресс, 2000.

26.Гринблатт С. Ренессанс. У истоков современности. М.,2014.

27.Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М.: юнити-дана, 2002.

28. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч. в 2т. - Т. 2. М.: Л.: Мысль, 1989.

29.Декарт Р. Рассуждение о методе // Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. 1/Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. — М.: Мысль, 1989.

30.Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез; пер. с фр. Я.И. Свирского- М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

31.Дряева Э.Д. Основные концепции самоидентификации личности в социокультурном контексте: генезис и развитие // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 3.

32.Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. - М., 1980.

33.Ж.Бодрийяр. Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий//Элементы, 2000. №9.

34.3аковоротная М.В. Идентичность человека социально-философские аспекты / Заковоротная М.В. - Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский науч. центр высшей школы, 1999.

35.Зверева И.А. «Персональная идентичность в условиях сетевой культуры: философско-антропологический анализ» 2010.

36.Иванов Д. Общество как виртуальная реальность [Текст]/ Д. Иванов // Информационное общество: сборник / сост. А. Локтионовой; отв. ред. Е.Г. Кривцова. - М.: ООО ACT, 2004.

37.Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000.

38.Ильенков Э.В. Что же такое личность? /С чего начинается личность. -М., 1983.

39.Ильенков Э.В. Что же такое личность?/С чего начинается личность. -М., 1983; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

40.Канаева Т.В. Структура и функционирование социальной идентичности как результат взаимодействия субъектов, 2008.

41.Кант И. Критика способности суждения / Кант И. // Сочинения в 8-ми т.— М.: Чоро, 1994. Т. 5.

42.Кант И. Критика чистого разума. - М.: Эксмо, 2006.

43.Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. / Избр. в 3 т. Калининград, 1998.

44.Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм / Козловски П. — М.: Республика, 1998.

45.Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.

46.Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.

47.Косенчук Л. Ф. Концепции виртуальной или сетевой идентичности: критический анализ // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 5 [Электронный ресурс]. - ШЬ: ^^^^Бшепсе-education.ru/119-14630 Дата обращения: 02.03.2016.

48.Косенчук Л.Ф. «Персональная идентичность в условиях сетевой Культуры: философско-антропологический анализ» 2014г.

49.Косивченко Е. И. Характерологические особенности личности пользователей социальных сетей Интернета. Дружининские чтения: матер. X Всерос. науч.-практ. конф.(с. 140-144). Сочи: СГУТиКД, 2011.

50.Костерина И. В. Публичность приватных дневников: об идентичности в блогах Рунета // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. - 2008. - № 3.

51.Кристева Ю. Душа и образ. [Текст] / Ю. Кристева // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века.- Томск: Водолей, 1998.

52.Кузанский Н. Сочинения. В 2 т. М., 1979.

53. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию «Я» // Ж. Лакан. Семинары. Т. 1 — М., 1998.

54.Леви-Брюль Л. Первобытное мышление//Психология мышления. М., 1980.

55.Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание.- М., 1980.

56.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004.

57.Летов Е. В. Сетевая идентичность в контексте культурных процессов информационного общества: автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2013.

58.Малахов В.С. Неудобства с идентичностью// Вопросы философии. -1998. - №2.

59.Мальковская И.Л. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации — М, 2005.

60.Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф., Соч.Т.З.

61.Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

62.Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

63.Миронов В.В. Процессы трансформации культуры в глобализирующемся мире: коммуникационный вектор // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2010.

64.Миронов В.В. Современное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры и философии / Вестник Московского университета —2006 -№4.

65.Миронов В.В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации // Медиаскоп (электронный журнал). — 2012.

66.Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976.

67.Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Хрестоматия: Эстетика ренессанса: в 2 т. - М.: Наука,1981. Т. 1.

68.Платон. Диалоги: Феаг, Первый Алкивиад, Второй Алкивиад, Ион, Лахес, Хармид, Лизис / Пер. с греч. Вл.С. Соловьева. М.: Академический Проект, 2011.

69.Рейнгольд Г. Умная толпа: Новая социальная революция. — М.: Фаир-пресс, 2006.

70.Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. СПб., 2000.

71.Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989.

72.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир - СПб., 2003.

73.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.

74.Рябикина, З. И., Богомолова, Е. И. Возможные изменения субъектной позиции личности в связи с нарастающей виртуализацией ее бытия. Человек. Сообщество. Управление, 2013.

75.Садохин А.П. Межкультурная коммуникация / Садохин А.П. - М.: Альфа-М; 2004.

76.Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в нонсках истины своего бытия. -М., 1989.

77.Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. - М., 1983.

78. Соловьев Э.Ю. И. Кант: знание, вера и нравственность/ Соловьев Э.Ю. // Прошлое толкует нас: очерки по истории философии и культуры. — М.: Политиздат, 1991.

79.Тарасенко В.В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Обществ. науки и современность. - 2000. - №5.

80.Тихонов О. В. Социальные сети как пространство самопрезентации индивида / О. В. Тихонов // Вестник Казанского Технологического Университета (Вестник Технологического Университета). - Казань, Изд-во КНИТУ 2012. - Т. 15, № 22.

81.Тоффлер Э. Третья волна. М., 2010.

82.Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб [Текст]/ М. Турнье; пер. с фр. И. Валевич, В. Лапицкого. -СПб.: Амфора. 1999.

83.Фейербах Л. Сущность христианства/Избр.филос. произв. в 2-х т.- Т.2.-М., 1955.

84. Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. - М., 2000.

85.Фромм Э.. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993.

86.Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Хабермас Ю. - М.: Наука,1995.

87.Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / Хёсле В. // Вопросы философии. - 1994. -№10.

88.Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Хоружий С.С. О старом и новом. - СПб.: Алетейя, 2000.

89.Хюбнер К. Истина мифа. М., 1995.

90.Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993.

91.Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах (Предуведомление). 1809 // Шеллинг Ф.В.И.Соч. в 2-х т. - М.,1989. Т.2.

92.Шмидт Э., Коэн Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2013.

93.Эйзенштейн С.М. Монтаж аттракционов. "Леф", М., 1923, № 3.

94.Эпштейн М. Информационный взрыв и травма постмодерна//Звезда, 1999. №11.

95.Эпштейн М. О виртуальной словесности. "Русский журнал", 10.06.1998.

96.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006.

97.Юм Д. Исследования о человеческом разумении / Юм Д. - М.:Мысль, 1995. - С. 15.

98.Яковлев А. И., Катыс Г. П. «Виртуальная реальность - новая информационная технология человеко машинного взаимодействия», М., 1999.

99.Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.

100. Back, М. D., Stopfer, J. M., Vazire, S., Gaddis, S., Schmukle, S. C., Egloff1, B., & Gosling, S. D. (2010). Facebook Profiles Reflect Actual Personality, Not Self-Idealization. Psychological Science, 21(3).

101. Baumeister R. Identity. Cultural Change and Struggle for Self. N. Y., Oxford, 1986.

102. Berzonsky M.D. A constructivist view of identity development: People as post-positivist self-theorists // Discussions on Ego-Identity. Ed.: Kroger R.J. Hillsdale, NJ, 1993.

103. Cooley C.H. Human nature and the social order. NewYork: Schocken, 1964.

104. Cote J.E. Identity Studies: How close are we to establishing the social science of identity? An appraisal of the field // Identity: An International Journal of Theory and Research, 2006, №6.

105. Cote J.E., Levine C.G. Identity Formation, Agency and Culture: A Social Psychological Synthesis. Mahwah, NJ, 2002.

106. Erikson E. Childhood and Societe. N.Y., 1950.

107. Gee J.P. An introduction to discourse analysis. Theory and method. London, UK: Routledge, 1999.

108. Gergen K. The saturated self: Dilemmas of identity in contemporary life. NY, 1991.

109. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Stanford 1991.

110. Goffman E. Presentation of Self in Everyday Life, N-Y, 1959.

111. Habermas U. Communication and Evolution of Society / Habermas U. - Boston, 1979.

112. Handbook of Identity Theory and Research. Vol.1: Structures and Processes. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles L. Springer, 2012.

113. Karl K., Peluchette J., Schlaegel C. A cross-cultural examination of student attitudes and gender differences in Facebook profile content // International Journal of Virtual Communities and Social Networking. 2010.

114. Kroker A. Data trash. The theory of the virtual class / Kro-ker A., Weinstein M. — Montreal : New world perspectives, 1994.

115. Lanier J. You are not a Gadget. A Manifesto / Jaron Lanier. — New York : Alfred A. Knopf, 2010.

116. Leary M.R., Tangney J.P. The Self as an organizing construct in the behavioral and social sciences // Handbook of self and Identity. Ed.: Leary M.R., Tangney J.P. The Guilford Press, NY, 2003.

117. Lifton R.J. The Protean Self: Human Resilience in an Age of Fragmentation. Chicago: University of Chicago Press, 1993.

118. Manago, A. M., Graham, M. B., Greenfield, P.M., & Salimkhan, G. (2008). Self-presentation and gender on MySpace. Journal of Applied Developmental Psychology, 29.

119. McAdams D.P. Narrative Identity // Handbook of Identity Theory and Research. Vol.1: Structures and Processes. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles L. Springer, 2012.

120. McAdams D.P. Personal narratives and the life story // Handbook of personality: Theory and research. Ed.: John O., Robins R., Pervin L. NY, 2008.

121. McAdams D.P. Power, intimacy and the life story: Personological inquiries into identity. NY, 1985.

122. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago: University of Chicago Press., 1934.

123. Oyserman D., Leah J. Possible Identities // Handbook of Identity Theory and Research. Vol.1: Structures and Processes. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles L. Springer, 2012.

124. Serpe R.T., Stryker S. The Symbolic Interactionism Perspective and Identity Theory // Handbook of Identity Theory and Research. Vol.1: Structures and Processes. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles L. Springer, 2012.

125. Singer J.A., Salovey P. The Remembered Self. NY.,1993.

126. Smith P.B., Long K.M. Social identity theory in cross-cultural perspective // Social identities: Motivational, emotional and cultural Influence. Ed.: Brown R.G., Capozza D. Hove: Psychology Press, 2006.

127. Spears R. Group Identities: The Social Identity Perspective // Handbook of Identity Theory and Research. Vol.1: Structures and Processes. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles L. Springer, 2012.

128. Stryker S. In the beginning there is society: Lessons from a sociological social psychology // The message of social psychology: Perspective on Singer J.A., Salovey P. The Remembered Self. NY.,1993mind in society. Ed.: McGarty C., Haslam S.A. Cambridge, 1997.

129. Stryker S. Symbolic interactionism: A social structural version. Menlo Parc, CA, 2000.

130. Turkle Sh. Life on the screen: Identity in the age of the Internet. N.Y.: A Touchstone Book, 1995.

131. Vignoles L., Schwartz S.J., Luyckx K. Introduction: Toward an Integrative View of Identity // Handbook of Identity Theory and Research. Vol.1: Structures and Processes. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles L. Springer, 2012.

132. Vignoles L., Schwartz S.J., Luyckx K. Introduction: Toward an Integrative View of Identity // Handbook of Identity Theory and Research. Vol.1: Structures and Processes. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles L. Springer, 2012.

133. Бауман, 3. Пьер Бурдье, или диалектика vita contemplativa и vita activa. [Электронный ресурс] / 3. Бауман. - Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-02baum.html. Дата обращения: 24.03.2016.

134. Жижек С. Обойдемся без секса, ведь мы же пост-люди! [Электронный ресурс] / С. Жижек. - Режим доступа: http://klinamen.com. Дата обращения: 17.03.2016.

135. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. URL: hHp://www.gumer.mfoibIiotek_Buks/Polit/kastcl Дата обращения: 09.12.16.

136. Кристева Ю. Изоляция, идентичность, опасность, культура [Электронный ресурс] / Ю. Кристева // Вестник Европы, 2005. - №15. -

Режим доступа: http://magazines.russ.ru/vestnik/2005/15/kri26.html. Дата обращения: 03.10.2015.

137. Подорога В. Гибель Twinpeaks .[Электронный ресурс] /В.Подорога // Отечественные записки, №1, 2001.- Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2001/1/gibel-twmpeaks Дата обращения: 08.03.2016.

138. Родькин, П. Оранжевая визуальная революция. Фирменные стили против символических систем. Эскалация дизайна и эскалация: власти [Электронный ресурс] / II. Родькин // Оранжевая визуальная революция.-М:Луч, 2005. Режим доступа: http://www.prdesign.ru/text/ovr/. Дата обращения: 20.03.2016.

139. Степин В.С. Глобализация, динамика культур и поиск новых ценностей/Режимдоступа: http://spkurdyumov.ru/philosophy/globalizaciya-dinamika-kultur-i-poisk-novyx-cennostej/Дата обращения: 20.03.2016.

140. Шкарупа, В.М. Онтологическая неопределенность Cogito. [Электронный ресурс] / В. Шкарупа. - Режим доступа: http://www.km.ru/referats/BCC100547B704A76BA1FEEDDAC3C151E Дата обращения: 20.09.2015.

141. Эпштейн М. Протеизм. Манифест начала века [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.veer.info/07/v7_proteism1.html Дата обращения: 20.09.2015.

142. Бауман З. Пьер Бурдье, или диалектика vita contemplativа и vita ас^а. [Электронный ресурс] / 3. Бауман. - Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-02baum.html. Дата обращения: 24.03.2016.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.