Трансформационные процессы в этнической культуре как объект социокультурного анализа: На примере Республики Тыва тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурол. наук Попей-оол, Саида Кууларовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Попей-оол, Саида Кууларовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 : СПЕЦИФИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
§ 1. Типология трансформационных процессов в этнической культуре.
§ 2. Спецификация социокультурного подхода к изучению этнической культуры по исследовательским векторам.
ГЛАВА 2: ТУВИНСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА
§ 1. Исторические этапы формирования тувинской этнической культуры.
§ 2. Современное состояние тувинского этноса.
§ 3. Специфические черты тувинской этнической культуры в общероссийском историческом контексте.
ГЛАВА 3: СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА В
КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТУВИНСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
§ 1. Современные особенности социокультурного анализа тувинской региональной культуры.
§ 2. Модель лаборатории проектно-исследовательской деятельности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Этническая идентичность тувинцев2003 год, кандидат социологических наук Донгак, Венера Седип-ооловна
Культурно-антропологические факторы регионального развития: На примере Тувы2002 год, кандидат философских наук Даргын-оол Чимиза Кудер-ооловна
Тувинцы России, Монголии и Китая: этнические и этнокультурные процессы, современная идентичность2005 год, доктор исторических наук Монгуш, Марина Васильевна
Основные проблемы этнополитической истории Тувы в XX веке2000 год, кандидат исторических наук Москаленко, Нелли Павловна
Историческое развитие тувинцев-тоджинцев: 1914 г. - начало XXI в.2011 год, кандидат исторических наук Даваа, Екатерина Карбый-ооловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформационные процессы в этнической культуре как объект социокультурного анализа: На примере Республики Тыва»
Обоснование проблемы исследования и её актуальность. В современных культурологических исследованиях значительное место занимают проблемы этнических культур и этнокультурной идентичности. Важным аспектом научного интереса к этому кругу проблем является то, что в 1990-ых годах в России возросла роль этнического фактора в культурно-историческом процессе, в том числе в форме политизации этничности. При этом дискуссионными являются методологические приемы социокультурного анализа конкретных этнических культур, особенно при рассмотрении их включения в процессы развития и модернизации общества. В современных российских условиях реальное многообразие, взаимовлияние и переходность этнокультурных процессов, не сводимость их конкретных проявлений к идеально-типическим моделям, актуализируют теоретическое осмысление возможности такого общественного развития, в ходе которого происходит адаптация традиционных социокультурных институтов к новым функциям, без разрушения самого общества, как целого.
Особенность российской модернизации заключается в том, что она находится на высокоактивной стадии социальных трансформаций, с крайней нестабильностью социальной системы. К тому же культурные особенности различных регионов России вносят свои, подчас радикально не совпадающие, коррективы в преобразовательные процессы.
Республика Тыва является одним из наиболее противоречивых регионов Российской Федерации. Провал советской политики индустриализации, а позже кризис реформ 1980-90-х годов, вызвали в республике процессы, сопровождающиеся «возрождением» традиционных структур общества: преобразования носят по преимуществу заимствующий характер, в их ходе используются модели традиционной культуры прошлых веков и, частично, модели западных модернизационных мероприятий (при попытке применить инвестиционную политику).
По сути дела, в Республике Тыва проходят процессы не модернизации, а трансформации. Связано это с тем, что преобразования не всегда органичны с внутренними процессами этнической культуры. Дестабилизация общественно-политической ситуации привела к тому, что в конце XX века западные политологи рассматривали Республику Тыва, наряду с Чечней, в группе российских регионов, способных выйти из состава Российской Федерации.
Длительность и сложность процесса становления тувинского этноса привела к значительной зависимости происходящих в нем процессов от общего культурного контекста современности. Это определяет как динамичность, так и нестабильность процессов в тувинской этнической культуре. Специфика семиотической организации и институционального проявления тувинской этнической культуры выражаются в сложной комбинации черт и символических элементов, которые теоретически могут быть отнесены к различным этапам исторического процесса. При этом процедуры классификации эмпирических данных по принципам исторических, этнографических или религиоведческих типологий часто не способны выявить ни их внутренней организации, ни исторического становления. Проблемой социокультурного анализа и описания тувинской этнической культуры является выявление ее внутреннего смысла и структур.
В этой связи диссертационная работа представляет собой опыт выстраивания комплексного видения проблем культуры этноса. Анализ ситуации в регионе проводился по трем направлениям: антропологическом, этнологическом и культурологическом. Антропологический анализ показал крайне тяжелые формы адаптации региона к модернизационным процессам России. Этнологический анализ раскрыл исторический путь формирования этноса и особенности становления тувинской государственности. Культурологический анализ характеризует состояние институциональных форм культуры, которые сформировались в советское время.
Данный исследовательский подход позволяет разрабатывать новые исследовательские стратегии в выявлении и изучении качественных характеристиках состояния этнической культуры.
Степень разработанности проблемы. Теоретические предпосылки исследования. В работе использованы принятые для культурологического изучения методы исследования. Основным же является анализ концепций А. Моля, А. Турена, П. Штомпки, Р. Ф. Абдеева, А. А. Велика, Ю. М. Резника, С. В. Лурье, А. Я. Флиера, П. В. Филиппова, А. П. Назаретяна, Э. С. Маркаряна, В. Я. Ядова, О. Н. Яницкого, С. И. Вайнштейна, 3. В. Анайбан, Н. П. Москаленко и др. На основе их работ обобщается фактологический материал, с целью создания общей картины состояния тувинской этнической культуры. Первые сведения о тувинском этносе появились ещё в дореволюционное время, главным образом, в книгах и статьях путешественников второй половины XIX -начала XX вв. - В. В. Радлова, А. В. Потанина, А. В. Андрианова, Ф. Я. Кона, П. Е. Островских, В. М. Родевича, С. Р. Минцлова, В. Л. Попова, Д. Каррутерса и другие.
В 1920 году известный путешественник Г. Е. Грумм-Гржимайло систематизировал все известные к тому времени сведения по истории Республики Тыва (с древнейших времен и до начала XX века), а также впервые привел сведения о положении русских поселенцев в регионе. В советское время, в начале 1930-х годов выходит публикация экономиста и географа Р. Кабо о социально-экономической истории дореволюционной Тувы. В середине 1950-х публикуется монография В. И. Дулова, посвященная социально-экономической истории Тувы в XIX - начала XX вв., в которой детально описаны административное устройство Тувы и этапы его заселения русскими крестьянами, купцами и промышленниками, начиная с середины XIX века. Особую значимость имеют публикации статей и монографий С. И. Вайнштейна, в которых исследованы ключевые проблемы этнической истории Тувы, в том числе происхождение тувинского этноса, генезис его этнической культуры.
В 1964 году была опубликована двухтомная монография «История Тувы», которая была подготовлена большим коллективом, включая Ю. Л. Аракчина, С. И. Вайнштейна, Л. В. Гребнева, А. Д. Грача, В. И. Дулова, В. П. Дьяконову, Л.Р. Кызласова, В. Ч. Очура, Л. П. Потапова, X. М. Сейфулина, Н. А. Сердобова, С. Тока. Вопросы становления и развития национальной культуры тувинцев в данной монографии были подчинены односторонним идеологическим установкам того времени.
В начале 1970-х годов опубликована книга Н. А. Сердобова, посвященная формированию тувинской нации, включавшая ряд новых материалов. Однако, как выдвинутая автором концепция развития этноса, опиравшаяся на сталинское определение нации, так и некоторые приводимые в книге факты, нуждаются в критическом анализе.
Историк-архивист В. А. Дубровский собрал и ввел в научный оборот ценные архивные источники, относящиеся к русско-тувинским отношениям с XVII по XX вв.
Для анализа этнополитических аспектов роли ламаизма в Туве представляет интерес работы ученых М. В. Монгуш и О. М. Хомушку, а также сравнительный материал по ламаизму в Бурятии и Монголии в работах К. М. Герасимовой, Н. Л. Жуковской, А. Н. Кочетова.
В постперестроечное время исследовательскую работу по изучению этнополитических проблем в Туве провела сотрудница Сектора Севера и Сибири ИЭА РАН М. Я. Жорницкая, пытавшаяся на основе собственных наблюдений проанализировать причины межэтнического конфликта. Одну из главных причин которого видит в высокой безработице в Республике.
Изучение этносоциальных основ межэтнического напряжения в Туве в 1990-е годы провела 3. В. Анайбан. В своих выводах, наряду с этнополитическими факторами, она выделяет рост социального неравенства, безработицу и миграцию.
Н. П. Москаленко рассмотрела основные проблемы этнополитической истории Тувы в XX веке. В своей работе она показывает, что создание ТНР в 1921 году было связано не с «Национально-освободительной революции», а результатом политического развития событий в России после Октябрьской революции.
В целом, исследования, посвященные социокультурной истории Тувы и этнической истории тувинцев, характеризуются сочетанием различных подходов, предметное поле которых включает в себя области истории, социологии, религиоведения, этнографии и этнологии, экономики и политологии. Контекстуальный анализ тувинской этнической культуры, как российской региональной этнической культуры, часто остается без внимания.
Объектом исследования является специфика и содержание развития этнической культуры тувинцев, включая ее институциональные формы.
Предметом исследования являются социокультурные факторы развития культуры этноса тыва и особенности протекания трансформационных процессов в данной этнической культуре.
Целью исследования является определение особенностей комплексного исследовательского подхода для социокультурного анализа динамики развития региональной этнической культуры, с точки зрения включенности этноса в модернизационные процессы.
Достижение этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач: 1. Обоснование специфичности комплексного подхода к исследованию культуры тувинского этноса.
2. Построение теоретической модели социокультурного анализа развития региональной этнической культуры, отображающей как историческое значение, так и современные особенности такого развития.
3. Определение специфики развития антропологических, этнологических и культурологических стратегий исследования процессов в культуре тувинского этноса.
В качестве основных источников для исследования были выделены: работы отечественных и зарубежных ученых XIX - начала XXI веков, официальные документы, справочные и библиографические издания, статистические материалы, периодическая печать и материалы СМИ, материалы полевых исследований и наблюдений автора.
Научная новизна исследования определяется отсутствием в культурологической литературе работ, рассматривающих проблемы комплексного социокультурного анализа региональной этнической культуры. В диссертационной работе к анализу тувинской этнокультурной действительности применяются методологические подходы, разработанные в отечественной и зарубежной науке в 1980-2000-е годы, что также содержит определенный элемент новизны. Через предложенную исследовательскую систему дается объяснение особенностей этнокультурного состояний этноса, и прослеживаются этапы и особенности становления его культуры.
Элементы новизны заключаются также в том, что сложные и разнонаправленные процессы в истории Тувы рассматриваются как закономерности проявления тувинской этнической культуры. Значимость теоретических положений исследования состоит в возможности применения данного исследовательского подхода для анализа ряда явлений, происходящих в этнических культурах других регионов России.
Основные положения диссертации являются следующие:
1. Проблемы изучения современной этничности связаны с ее своеобразием, комплексностью, изменчивостью, ситуационностью проявлений ее основных черт. Это диктует адресность социокультурного подхода, его спецификацию под конкретный объект. Как объект и единица анализа, региональная этническая культура позволяет проследить процессы структурной и семиотической регуляции этнических изменений и трансформаций.
2. Региональная этническая культура подвергается динамическим изменениям в ходе различных социокультурных процессов. Для понимания сути этих процессов важно знание ситуации общего социокультурного контекста. Для тувинской этнической культуры общероссийские модернизационные процессы являются источником фрагментации региональной культуры по социокультурным, экономическим, религиозным, субкультурным и субэтническим уровням. Многообразие этнокультурных компонентов унифицируется и сводится к вариативным оппозициям: «отсталость - развитость», «сельский - городской» и т.д. В трансформации этнической культуры выделяются процессы маргинализации, эстетизации и музеефикации тех этнокультурных явлений и черт, которые были выработаны в течении советского периода развития этнической культуры Тувы. Соответственно, в современной культуре растет вероятность развития процессов, которые могут противоречить общим федеральным модернизационным процессам.
3. В современной России сосуществуют гетерогенные социокультурные модели регионального и этнорегионального развития. Следует помнить, что сама Россия включена в разновекторные модернизационные процессы глобального порядка. В ходе этих процессов возникают новые культурные ценности, мировоззренческие установки. В условиях регионализации, распада социокультурной общности России происходит актуализация тех ценностей и установок, которые находились в советское время в латентном состоянии.
4. Современная ситуация в Республике Тыва говорит об обострении кризиса во всех сферах (экономики, политики, культуры). Соответственно, возрастает возможность перерастания трансформационных процессов в демодернизационные, в ходе которых происходит повторение структурных, функциональных и семантических характеристик прошлых столетий. Это усложняет процесс адаптации региональной этнической культуры к модернизационным процессам, проходящим в России.
5. Факторы, определяющие специфику этнических процессов в Туве могут быть классифицированы по следующим группам: Первая группа -географические факторы: относительная территориальная изоляция региона в котловине Саянских гор в условиях резко континентального климата привела к формированию тувинской этнической культуры как оперативно закрытой системы. Вторая группа - исторические факторы. Формирование тувинской этнической культуры завершилось лишь к концу XVIII - началу XIX веков. Длительность этапа становления тувинской культуры была связана с экспансией монгольских и маньчжурских завоевателей, которые тормозили развитие административно-управленческой, экономической и социальных структур этноса. Только с установлением протектората России создались предпосылки для формирования тувинской государственности ТНР (Тувинской Народной Республики). Именно Россия определила территориальные границы Тувы. Процесс вхождения ТНР в состав СССР был неоднозначным и противоречивым, а последовавшие после 1944 года массовые репрессии разрушили сложившуюся к этому времени институциональную структуру тувинской культуры. К третьей группе факторов относятся социокультурные аспекты советской модернизации второй половины XX века. Тувинскую культуру не коснулась та русификация, которая была составной частью христианизации коренного населения азиатской части Российской Империи в XIX веке. Принудительный характер социализации (обучение в интернатах) при отвлеченном характере образования привел к дезадаптации тувинского населения. Разрушение сельского хозяйства и связанного с ним уклада жизни не компенсировалось возможностью развития этнической культуры в условиях индустриализации, в виду того, что незначительные элементы последней основывались на экспорте рабочей силе.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что в работе обобщены и сделаны новые выводы по ключевым проблемам культуры этноса, характеризующие современное состояние культуры в Республике Тыва. Результаты исследования могут быть использованы для решения региональных проблем культурной политики России. Ориентация на выявление и преодоление проблем в культуре этноса позволит осуществлять мероприятия, намеченные в региональной культурной политике, адресно и более практично.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и утверждена к защите на заседании Сектора культурологических проблем социализации Российского Института Культурологии МК РФ.
С сообщениями по теме диссертации автор выступил на научной конференции «Типология и типы культур: разнообразие подходов» (Москва, 2022 марта 2000 года), на конференции-семинаре молодых ученых «Наука о культуре - шаг в XXI век» (Москва, 20-21 апреля 2000 года), на Международной научно-практической конференции «Культурология -Культурная политика - Развитие» (Москва 2001 г), а также на семинарских заседаниях молодых ученых Российского Института Культурологии.
По теме диссертации автором опубликовано 6 работ, список которых прилагается.
Структура работы. Диссертация изложена на 160 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Первая глава диссертационного исследования, «Спецификация социокультурного подхода к изучению этнической культуры» посвящена изучению типологии преобразовательных процессов в этнической культуре, которые получили распространение теориях модернизации. Выделяется спецификация социокультурного подхода к изучению этнической культуры по трем исследовательским векторам - антропологическому, этнологическому и культурологическому. Во второй главе диссертации, «Тувинская этническая культура как объект социокультурного анализа» рассмотрены исторические этапы формирования тувинской этнической культуры, что отражает этнологический взгляд, и современное состояние тувинского этноса, что является антропологическим исследовательским дискурсом. По результатам этнологического и антропологического анализа выделены специфические черты тувинской этнической культуры в общероссийском историческом контексте.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Народная художественная культура в системе трансляции ценностей народов Саяно-Алтая2002 год, доктор культурол. наук Ултургашева, Надежда Торжуевна
Психологические функции шаманизма в современных социальных и политических процессах1998 год, кандидат психологических наук Ондар, Татьяна Алексеевна
Возрождение и трансформации традиционных верований и практик тувинцев в постсоветский период: основные проблемы2007 год, кандидат исторических наук Пименова, Ксения Викторовна
Социально-политические преобразования в Тувинской автономной области, 1944-1961 гг.2003 год, кандидат исторических наук Харунова, Марианна Монге-Байыровна
Культурные контакты тувинцев в контексте кочевой культуры: конец XVIII - первая половина XX вв.2010 год, кандидат культурологии Нава, Саида Санчиевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Попей-оол, Саида Кууларовна
Заключение.
В диссертационной работе «Трансформационные процессы в этнической культуре как объект социокультурного анализа (на примере Республики Тыва)» сделаны следующие выводы.
1. Проблемы изучения современной этничности связаны с ее своеобразием, комплексностью, изменчивостью, ситуационностью проявлений ее основных черт. Диссертант полагает, что одним из важных путей исследования этого феномена был и остается междисциплинарный подход. В рамках теорий модернизации такой исследовательский подход был применен в институционализме. В данной исследовательской школе утверждается, что успешность экономического развития общества определяется неэкономическими факторами. Автор считает, что методом выделения институциональных форм культуры можно адресно определять специфические черты конкретного объекта, в частности, этноса. Это позволит в региональной этнической культуре проследить процессы структурных и семиотических изменений, которые происходят в процессе трансформации этноса.
2. Рассмотренная в диссертации история развития теории модернизации определила типологию модернизационных процессов в современном обществе. Модернизация понимается как процесс единого структурного изменения общества как целого, в ходе которого происходит адаптация традиционных социокультурных институтов к новым функциям, без разрушения самого общества. Демодернизация, как процесс реакции на модернизационные изменения, сопровождающиеся «возрождением» устаревших структур традиционного общества. Контрмодернизация, как институционализация альтернативного варианта модернизации (как правило, по «не западному» образцу). Антимодернизация, как открытое противодействие модернизации в форме разнонаправленных, не координированных, случайных ответов.
3. Однако при рассмотрении культурных особенностей развития различных регионов России видно, что эти особенности вносят свои коррективы в преобразовательные процессы, которые подчас радикально не совпадают. Исходя из этого, диссертант полагает, что существующая модель развития тувинского этноса в силу большой неопределенности преобразовательных процессов скорее относится к трансформационным процессам и характеризуется высокой активностью нестабильных характеристик динамики развития. Институциональный анализ позволяет более объективно оценить существующую реальность и определить характер трансформационных процессов.
Междисциплинарность данного подхода выстраивает комплексное видение проблем культуры этноса через выделение антропологического, этнологического и культурологического исследовательских направлений. Такой подход позволит полнее изучать состояния современных институтов культуры этноса. В рамках этого подхода этнологическое исследовательское направление отражает историю формирования этноса. Антропологическое направление выявляет характер освоения человеком природного и культурного окружения, обеспечивающие кумуляцию и трансляцию культурного опыта. Оно должно определять соотношение универсального и специфического, униформного и многообразного на антропологическом уровне. Культурологическое направление анализирует состояние институциональных форм культуры, которые существенно трансформировались в советское время. И также определяет соотношение универсального и специфического в этнической культуре, но только на институциональном уровне. Такой исследовательский подход дает возможность разрабатывать новые исследовательские стратегии в выявлении и изучении качественных характеристик состояния этнического общества.
Исторические и современные социокультурные факторы, выделенные в отдельной главе, являются теми исследовательскими направлениями, которые задают этнологические и антропологические научные дисциплины. В области культуры исторические исследовательские аспекты чаще связываются с этнологическими (диахроническими), а современные - с антропологическими (синхроническими). Следовательно, на трансформационные процессы в культуре этноса влияние эндогенных процессов происходят на этнологическом уровне, а экзогенных - на антропологическом уровне. Антропологическое исследовательское направление в будущей перспективе должно определять влияние природных, биологических, экономических, политических, социальных и культурных аспектов на адаптационный механизм в культуре этноса. Выделенный междисциплинарный исследовательский подход позволит глубже изучить общий социокультурный контекст динамических изменений в этнической культуре.
4. Автор диссертационной работы полагает, что для тувинской этнической культуры общероссийские трансформационные процессы являются источником фрагментации региональной культуры по социокультурным, экономическим, религиозным, субкультурным и субэтническим уровням. Происходит это на фоне проникновения в этническую культуру через различные информационные каналы ценностей технологически развитых обществ. Однако, в силу исторических условий развитие этноса в российском пространстве, все многообразие этнокультурных компонентов аксиологически унифицируется и сводится к вариативным оппозициям «отсталость -развитость». Происходит это не только по причине различия уровней цивилизованного развития тувинского и русского этносов в момент вхождения Тувы в российское цивилизованное пространство, но и по причине разнонаправленное™ характеров самого процесса развития на тот исторический момент. В трансформации этнической культуры произошли процессы маргинализации, эстетизации и музеефикации основных этнокультурных явлений и черт, выработанных до XX века. Кризис социалистической модернизации вызвал процесс актуализации этнических характеристик развития. Этническое прошлое воспринимается тувинцем как целостное состояние этноса по отношению к действительному. Соответственно, в современной культуре растет вероятность развития процессов, которые могут противоречить общим федеративным модернизационным процессам.
5. В современной России сосуществуют гетерогенные социокультурные модели регионального и этнорегионального развития. Следует помнить, что сама Россия включена в разновекторные модернизационные процессы глобального порядка. Так в период социалистического этапа развития возникли совершенно новые культурные ценности и мировоззренческие установки, которые можно отнести к интернациональным и межэтническим. Тогда происходил процесс перехода развития от локальной этнической культуры к универсальной (социалистической). Теперь Россия проходит период распада общекультурного пространства. И вновь актуализируются региональные, этнические ценности и установки, которые существовали в культуре этноса до советского времени и находились в латентном состоянии во время него.
До советского времени тувинец носил в себе символические компоненты традиционной культуры. Освоенное им пространство как бы описывало путь космический (временной) и путь жизненный (в значении «судьба»), И каждая вещь в юрте имела символическое значение и располагалась в определенной точке жилого пространства. В существовавших общинных отношениях преобладали более родовые, а не семейные. Социальная жизнь тувинца была строго упорядоченной. Строгая социальная иерархия и деспотизм социальных отношений можно сравнить колониальными режимами существовавшими в Туве. Эти основные признаки являются характеристикой восточного типа цивилизации.
Россия была иным типом развития цивилизации для Тувы. Русские общинные селения в средние и последующие века были достаточно бедными. Они постоянно выгорали каждые 30-40 лет. Соответственно, в менталитете русского крестьянина было закреплено желание получить в семейном хозяйстве максимальную прибыль в какой-то период. В то время, как в менталитете тувинского арата накопительство или желание получить максимальную прибыль от хозяйственной деятельности, не было закреплено. Это объясняется существовавшими тогда обычаями взаимопомощи и дарения, которые преобладали в роду. Только родовая структура позволяла сохранять собственность. В некоторых регионах Тувы для укрепления связей с соседями существовал обычай кровного братства, который скреплял отношения между родами не меньше родственных. В дальнейшем они укреплялись брачными отношениями.
Сам процесс вхождения Тувы в состав России был связан с тяготами колониальных отношений, которые полностью разоряли тувинский этнос. Бесспорно, этап вхождения Тувы в российское пространство стал этапом становления многих институтов тувинского общества. Главная из них связана с развитием тувинской государственности, как самостоятельного этнического образования. Однако столкновение двух различных культур блокировало их взаимную ассимиляцию. Социалистические преобразования привели к утрате упорядоченности космического и жизненного пространства в этнической культуре тувинцев.
Постсоветский кризис в современной Республике Тыва повлек попытку приобрести утраченную упорядоченность и целостность в этнической культуре.
Но при возрождении структурных, функциональных и семантических характеристик прошлых столетий, в конечном счете, приводит не к модернизации, а демодернизации этнической культуры. Это усложняет процесс адаптации региональной этнической культуры к модернизационным процессам, происходящим в России.
6. Возникший конфликт культур, при вхождении Тувы в российское пространство, породило ее анклавизацию по оси «свои - чужие», что приводит к нарастанию конфликтогенности пространства культуры. Тем более, что современное социальное деление затронуло городскую (русским типом поселения) и сельскую (тувинским типом поселения) среду. Это вносит социальную напряженность в природу современных межнациональных отношений в республике. Выстроенные этнические отношения на основании размытых паттернов «мы - они» в начале цивилизованного взаимодействия между Россией и Тувой вновь проявляют силу. Данные образцы и стереотипы с трудом поддаются рационализации из-за устойчивости содержания и его границ. Они до сих пор выступают устойчивыми ориентирами при создании современных структур этноуниверсального пространства современной Тувы.
Диссертант предполагает, что сложившиеся социокультурные стереотипы совпадают с феноменами институционализации. Нормативность этих образов и стереотипов представлена в рационализированном опыте, и они выступают в качестве не проявленных паттернов как в организации деятельности, так и в ориентации людей на «своих», а не «чужих».
Локальные культурные стереотипы, как матрицы, способствуют формированию локальной целостности национальной культуры. Изучение их поможет избежать обострения возникших межцивилизационных противоречий в трансформационных процессах тувинской локальной культуры.
Институциональное выделение культуры, наряду с другими социальными институтами, может содействовать выработки позитивных направлений изменений в национальной культуре этноса. Этому должна способствовать предлагаемая диссертантом лаборатория проектно-исследовательской деятельности в сфере культуры.
Данная лаборатория позволит не только разрабатывать информационно-креативный цикл развития национальной культуры, но и исследовать его, согласно чему специалисты в области культуры смогут:
1. анализировать общее состояние культуры этноса в республике;
2. выявлять острые проблемы культуры;
3. разрабатывать программы развития культуры.
Предлагаемая лаборатория должна явиться одним из инструментов формирования модернизационной культурной политики и служить информационной базой для взаимодействия и деятельности на специализированном и обыденном уровнях культуры.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Попей-оол, Саида Кууларовна, 2003 год
1. Абуль-Гази. Родословное древо тюрков, сочинение Абуль-Гази, хивинского хана. Казань, 1906.
2. Абрамзон С. М. Формы родоплеменной организации у кочевников Средней Азии. ТИЭ, н.с., т. XIV, М., 1951.
3. Адрианов А. В. Сойоты и русская торговля.// Восточное обозрение, 1882, № 21.
4. Адрианов А. В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. по поручению РГО. Зап. РГО по общей географии, т. XI, СПб, 1888.
5. Адрианов А. В. Шага (Сойотский Новый год): Этнографический набросок из урянхайской жизни. Томск, 1917.
6. Аксенов А. Н, Тувинские народные песни. М., 1959.
7. Алаталу Т. Тува Прибалтика: исторические параллели.// Политика. Талин, 1991, №11, С. 44-54.
8. Александренков Э. Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»?// Этнографическое обозрение. 1996. № 3.
9. Алексеев В. П. Основные этапы истории антропологических типов Тувы.// СЭ,1962, 3.
10. Алексеев В. П. Очерк о палеоантропологии Тувинской автономной области.// Антропологический сборник. М., 1956,
11. Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980.
12. Анайбан 3. В. Современная этнополитическая ситуация в Республике Тыва (по материалам этносоциологического исследования).// Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995.
13. Анайбан 3. В. Республика Тува: Модель этнополитического мониторинга. М.,1996.
14. Анайбан 3. В. Социальная стратификация и межэтнические установки основных контактирующих этносов в Республике Тыва.// Социальная и культурная дистанция: опыт многонациональной России. М., 1998.
15. Анайбан 3. В., Губогло М. Н., Козлов М. С. Формирование этнополитической ситуации: очерки по истории постсоветской Тувы. М., 1999.
16. Анайбан 3. В. Межнациональные отношения в Туве в 90-е годы (по материалам этносоциологических исследований). М., 1999.
17. Андрианов А. В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. по поручению РГО. Зап. РГО по обшей географии. Т. 2, СПб., 1888.
18. Андрианов Б. В. Хозяйственно-культурные типы и исторический процесс.// СЭ, 1968, № 2.
19. Андрианов Б. В. Неоседлое население мира. М., 1987.
20. Арагачи З.Б. Новые эпиграфические находки в Туве. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. X,1963.
21. Аранчын Ю. Л. Национально-освободительное движение тувинского народа 1911-1912 гг. УЗ ТНИИЯЛИ, 1955, вып. 3.
22. Аранчын Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. Новосибирск, 1982.
23. Аранчын Ю. Л. Долгий путь к правде.// Тувинская правда. 16 февраля 1990.
24. Аритаа-седи, Авыгаа-седи, Тува тоолдар (Тувинские сказки). Кызыл, 1947 (на тув. яз.).
25. Астахов С. Н. Исследования каменного века Тувы. Археологические открытия 1966 года. М., 1967.
26. Африканов А. М. Урянхайская земля и ее обитатели. Изд. ВСОРГО, т. 21, к. 5,1890.
27. Аширалиев К. Древние тюркские элементы в современных языках.// Сб. Источники формирования тюркских языков Южной Сибири и Средней Азии и Фрунзе, 1966.
28. Бадамхатан С. Хевсгелийн дархат ястан (Хубсугульские дархаты), Улан-Батор, 1965 (на монг. яз.). Бадамхатан С. Хубсугульские цаатаны. studia etnographica, t. 2, fase. 1, Улан-Батор, 1962 (на монг. яз.).
29. Балакина Г. В., Анайбан 3. В. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы. Новосибирск, 1995.
30. Баранов А. Урянхайский вопрос. Харбины, 1913.
31. Бартольд В. В. Связь общественного быта с хозяйственным укладом турок и монголов.// Академик В. В. Бартольд, Соч. т. У. М., 1968.
32. Батманов И. А. О датировке енисейских памятников древнетюркской письменности. УЗ ТНИИЯЛИ, Вып. X, Кызыл, 1963.
33. Белиловский И. Гигиена женщины у сибирских инородцев. М., 1900.
34. Бернштам А. Н. Древнейшие тюркские элементы в этногенезе Средней Азии.// СЭ, вып. VI VII, 1947.
35. Биче-оол В. Б. Формирование тувинской и якутской социалистических наций в условиях некапиталистического пути развития. М., 1967.
36. Боголепов М. Очерки сибирской культуры (на границе с Сойотией).// Сибирская жизнь, 1912, № 58.
37. Богораз-Тан В. Г. К психологии шаманства у народов Северо-восточной Азии.// ЭО, 1910, кн. 1-2.
38. Бокту-Кириш и Вора-Шээлей: тувинское сказание. Кызыл. 1973.
39. Булгаков А. И. Некоторые данные об Усинском пограничном районе и об Урянхайской земле.// Вопросы колонизации, 1908, 3.
40. Вайнштейн С. И. К вопросу о саянском типе оленеводства и его возникновении.— КСИЭ, вып 34, 1960.
41. Вайнштейн С. И. К истории ранних форм семейно-брачных отношений («ойтулааш» у тувинцев).// СЭ, 1964. № 2.
42. Вайнштейн С. И. Краткая история этнографического изучения тувинцев. Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. М., 1968.
43. Вайнштейн С. И. Курганы и стела с древнетюркской надписью в урочище Хербис-Баары. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. X, Кызыл, 1963.
44. Вайнштейн С. И. Личное имя, термины родства и прозвища у тувинцев. В кн.: «Ономастика», М., 1969.
45. Вайнштейн С И. Очерк этногенеза тувинцев. УЗ ТНИИЯЛИ, вып.5. Кызыл, 1957.
46. Вайнштейн С. И. Народные способы металлического литья у тувинцев.// СЭ, 1956, №4.
47. Вайнштейн С. И. Некоторые вопросы истории древнетюркской культуры (в связи с археологическими исследованиями в Туве).// СЭ, 1966, №' 3.
48. Вайнштейн С. И. Некоторые вопросы этнической истории тувинцев-тоджинцев.// КСИЭ, вып.29, 1958.
49. Вайнштейн С. И. Некоторые итоги работ археологической экспедиции Тувинского НИИ ЯЛИ в 1956-1957 гг. УЗ ТНИИЯЛИ, вып.6. Кызыл, 1958.
50. Вайнштейн С. И. Памятники второго тысячелетия в могильнике Кокэль. ТТКАЭН. т.2. М.-Л., 1966.
51. Вайнштейн С. И. Памятники второй половина первого тысячелетия в Западной Туве. ТТКЭАН, т.2, М.-Л., 1966.
52. Вайнштейн С. И. Памятники скифского времени в Западной Туве. УЗ ТНИИЯЛИ, вып.3. Кызыл, 1955.
53. Вайнштейн С. И. Племена Тувы во II в. до н.э. V в. н.э.// История Сибири, т.1, Л., 1968.
54. Вайнштейн С. И. Происхождение и историческая этнография тувинского народа. Дисс. .д. ист. н. М., 1969.
55. Вайнштейн С. И. Рецензия на кн.: Л. В. Гребнев, Тувинский героический эпос. СЭ, 1963, № 5
56. Вайнштейн С. И. Родовая структура и патронимическая организация у тофаларов (до начала XX века).— СЭ., М., 1968, №3.
57. Вайнштейн С. И. Современное камнерезное искусство тувинцев.// СЭ, 1954, № 3.
58. Вайнштейн С. И. Соотношение культур и этноса скифского и гунно-сарматского времени в Туве. Тезисы докладов и сообщений на конференции по вопросам скифо-сарматской археологии. М., 1966.
59. Вайнштейн С. И. Средневековые оседлые поселения и оборонительные сооружения в Туве. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. УП, Кызыл, 1959.
60. Вайнштейн С. И. Тува в период разложения первобытнообщинного строя. В кн.: История Тувы, т.1. М., 1964.
61. Вайнштейн С. И. Тува в эпоху первобытнообщинного строя. В кн.: История Тувы, Т.1.М., 1964.
62. Вайнштейн С. И. Этнографическая экспедиция в Юго-восточную Туву.// СЭ, 1954, №2.
63. Вайнштейн С. И. Этнографические исследования Н. Ф. Катанова у тувинцев и других тюркоязычных народов.// Очерки истории русской этнографии, антропологии и фольклористики, т.1У, М., 1968.
64. Вайнштейн С. И., Дьяконова В.П. Уникальные находки из раскопок древних курганов Тувы. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. VIII, Кызыл, 1960.
65. Вайнштейн С. И, Дьяконова В.П. Памятники в могильнике Кокэль конца первого тысячелетия до н.э. первых веков нашей эры. ТТКЭАН, т. II, М.-Л., 1966.
66. Вайнштейн С. И., Крюков М.В. Об облике древних тюрков. Тюркологический сборник. М., 1966.
67. Вайнштейн С. И. Орнамент в народном искусстве тувинцев.// СЭ, 1967, №2.
68. Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961.
69. Вайнштейн С. И. О кыргызах Тувы.// ТКАЭЭ, т.З, Фрунзе, 1959.
70. Вайнштейн С. И. Древний Пор-Бажин.// СЭ, 1964.
71. Вайнштейн С. И. Тувинское шаманство. М., 1964.
72. Вайнштейн С. И. Археологические исследования в Туве в 1955 году. УЗ ТНИИЯЛИ, выпТУ. Кызыл, 1956.
73. Вайнштейн С. И. Археологические раскопки в Туве в 1953 г. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. 2, Кызыл, 1954.
74. Вайнштейн С. И. Род и кочевая община у восточных тувинцев.// СЭ, 1959, № 6.
75. Вайнштейн С. И. Этноним «тува». В кн.: Этнонимы. М., 1970.
76. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972.
77. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М., 1974.
78. Вайнштейн С. И. Этнический состав древнего населения Саян.// Бронзовый и железный век Сибири. М., 1974.
79. Вайнштейн С. И. Социально-экономические предпосылки и факторы этнических процессов в СССР.// Современные этнические процессы в СССР. М., 1977. С. 105-123.
80. Вайнштейн С. И. Первая советская этнографо-антропологическая экспедиция в Туву.// Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. М., 1982.
81. Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991.
82. Вайнштейн С. И., Москаленко Н. П. Сибирь: этносы и культуры (народы Сибирив XIX В.). Вып. 2, Москва Улан-Удэ, 1997.
83. Васильев В. П. История и древности Восточной части Средней Азии от X до ХШ века с приложением китайских известий о киданях, чжуржитах и монголо-татарах.// Труды Восточного отдела Русского археологического общества. СПб, ч.1У, 1859.
84. Васильев Д. Д. О распространении грамотности у древних тюрков.// Сб.: «Средневековый Восток». М., 1980. С. 53-54.
85. Васильев Д. Д. Корпус тюркских рунических памятников бассейна Енисея. Л.,1984.
86. Веселков Н. Ф. Поездка в землю урянхов. Отчет ИРГОза 1871 год. СПб, 1872.
87. Веселков Н. Ф. Урянхи и географические сведения о южной границе Минусинского округа. Изд. ИРГО, 1871, т.VII, № 2.
88. Веселков Н. Ф. Путь из Дзиндзь в Иркутск. (Заметки минусинского купца Н. Ф. Веселкова на пути от Дзиндзшшка в Иркутск). Изд. РГО, 1873, т. 9, № 5.
89. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. М., 1893.
90. Владимирцев В. Я. Общественный строй монголов. Л., 1934.
91. Воронов Ю. Н, Письмо в Русское географическое общество об экспедиции за Саяны летом 1904 г. Изд. РГО, т. 41, вып. 3.
92. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и пр. достопамятностей. СПб., 1799, Ч. 3.
93. Геллнер Э. Нация и национализм. Пер. с англ. М.: Прогресс. 1991.
94. Глухо в А. Н. Тайэлга.// Мат. по этнографии, т. III, вып. 1, Л., 1926.
95. Говорит элита республик Российской Федерации. Сто десять интервью Леокадии Дробижевой с политиками, бизнесменами, учеными, деятелями культуры, религии, лидерами оппозиционных движений. М.: Институт этнологии и антропологии РАН. 1996.
96. Горошенко К. Сойоты.// Русский антропологический журнал. 1901, N3 2.
97. Грач А. Д. Археологические исследования в Западной Туве. КСИЭ, 1955, вып.23.
98. Грач А. Д. Петроглифы Тувы, I. (Проблема датировки и интерпретации, этнографические традиции).// Сб. МАЭ, ХУП. М.-Л., 1957.
99. Грач А. Д. Петроглифы Тувы, II. (Публикация комплексов, обнаруженных в 1955 г.).// Сб. МАЭ, т. XVIII. М.-Л., 1954.
100. Грач А. Д. Древнетюркское погребение с зеркалом Цинь-Вана в Туве.// СЭ, 1958,4.
101. Грач А. Д. Археологические раскопки в Монгун-Тайге и исследования в центральной Туве. ТТКЭАН, т.1. М.-Л., 1960.
102. Грач А. Д. Древнетюркские изваяния Тувы. М., 1961.
103. Грач А. Д. Могильник Саглы-Баян и проблемы археологии Тувы скифского времени.// С А, 1967, № 3.
104. Грач А. Д. Алтай и Тува в скифское время.// История Сибири, т. 1, Л., 1968. Юб.Гребнев Л. В. Переход тувинских аратов-кочевников на оседлость. Кызыл, 1955
105. Гребнев Л. В. Тувинский героический эпос. М., 1960.
106. Гребнев Л. В. Население Тувы в начало ХШ в. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. VIII. Кызыл,1960.
107. Греков Б. Д. Якубовский А. Ю. Золотая орда и ее падение. М.-Л., 1950.
108. Ю.Грум-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край, т. 1. СПб, 1914; т. 2, Л., 1926; т. 3, вып. 1, Л., 1926; т. 3, вып. 2, Л., 1930.
109. Ш.Грязнов МП. Первый Пазырыкский курган, Л, 1950,
110. Грязное М. П. Племена восточносибирской тайги в бронзовом веке.// История Сибири. Т. 1, Л., 1968.
111. ПЗ.Губогло М. Н. Развитие этнодемографической ситуации в столицах автономных республик в 1959-1989 гг. (по материалам переписей населения СССР). М., 1992.
112. И4.Губокло М. Н. Три линии национальной политики в посткоммунистической России.//Этнографическое обозрение. 1995. №№ 5,6.
113. Гумилев Л. Н. Алтайская ветвь тюрок-тугю.// CA, 1959, № I.
114. Гумилев Л. Н. Хунну. М., 1960.
115. П.Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М., 1967.
116. Даниленко Е., Решетень В. Тревожное лето в Туве.// Красноярский рабочий. 4 августа 1990.
117. Дебец Г. Ф, Краниологический очерк танну-тувинцев.// Сев. Азия, 1929, № 5-6.
118. Дебец Г. Ф. Еще раз о белокурой расе в Центральной Азии.// Сев. Азия, 1931, №5.6.
119. Дебец Г. Ф. К палеоантропологии Тувы. КСИЭ, вып. 10, М., 1950.
120. ДоржсурэнЦ. Северные хунну. Улан-Батор, 1961 (на монгольском яз.).
121. Дубровский В. А., Москаленко Н. П. Тува и Россия.//ЭО., 1995, № 6.
122. Дулов В. И. Пережитки общинно родового строя и родового быта у тувинцев в XIX начало XX века (до 1917 года).// СЭ, 1951, № 4.
123. Дулов В. И. Социально-экономическая история Туву ХЕХ начала XX в. М.,1956.
124. Дьяконова В. П. О погребальном обряде тувинцев. ТТКЭАН. Т. 2, М.-Л., 1966.
125. Дьяконова В. П. Материалы по одежде тувинцев. ТТКЭАН, т. 1. М.-Л., 1960.
126. Дьяконова В. П. Религиозные культы тувинцев.// Памятники культуры народов Сибири и Севера. Сб. МАЭ., Т. 33, Л., 1977.
127. Дьяконова В. П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л., 1979.
128. Дьяконова В. П. Предметы к лечебной функции шаманов Тувы и Алтая.// Сб. МАЭ., Л., 1981.
129. Дьяконова В. П. Тувинские шаманы и их социальная роль в обществе.// Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981.
130. Дьяконова В. П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов.// Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988.
131. Дьяконова В. П. Концепция охранителей в традиционном мировоззрении тюркоязычных народов Саяно-Алтая.// Ранние формы религии народов Сибири: Материалы III советско-французского симпозиума. СПб., 1992.
132. Диренкова Н. П. Пережитки материнского рода у алтайских тюрков.// Памяти В.Г.Богораза. М., 1937.
133. Ермолаев А. П. Материалы к отчету по обследованию бассейна реки Хемчика в статистико-экономическом отношении. 1918. Красноярский краевой архив.
134. Ермолаев А. П. Краткий отчет об исследованиях в Урянхайском крае в 1915-1918 гг.// Сибирские записки, 1919, № 4-5.
135. Ермолаев А. П. Урянхайский край (материалы для характеристики Урянхайского края в торговом отношении). Минусинск 1919.
136. Ермолаев А. П. Тоджа. — Известия Красноярского отдела РГО, т. III. Вып. 1,1923.
137. Жорницкая М. Я. Национальная ситуация в Тувинской АССР и Хакаской АО (май-июнь 1990). М., 1991.
138. Иезуитов В. М. О братской дружбе русского и тувинского народов.// УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. 3, Кызыл, 1955.
139. Иезуитов В. M. От Тувы феодальной к Туве социалистической. Кызыл, 1956.
140. Изынеева М. А. Фольклор Тере-Холя.// УЗ ТНИИЯЛИ, XV, 1964.
141. История Тувы. Т. 1-2. М., 1964.
142. Исхаков Ф. Г. Тувинский язык. Материалы для научной грамматики, Очерк по фонетике. М.-Л., 1957.
143. КабоР. М. Очерки истории и экономики Тувы. Т. 1, М.-Л., 1934.
144. Калзан А.К. О фольклоре Монгун-Тайги.// УЗ ТНИИЯЛИ, Кызыл, 1964.
145. Каралькин П.И. Жилище в Западной Туве. ТТКАЭН, т. 1. М.-Л., 1960.
146. Каргер Н.К. Оленеводство у енисейцев.// СС. 1930, № 6.
147. Каррутерс Д. Неведомая Монголия: Урянхайский край. Т. 1, Перев. с англ. Турчанинова. СПб., 1914.
148. Каруновская Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком.// Сб. МАЭ., 1927, Т. 6.
149. Катанов Н.Ф. Наречия Урянхайцев (сойотов), Абаканских татар и карагасов. Тексты собранные и переведенные Н. Ф. Катановым.// Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. Радловым. Ч. IX. СПб. 1907.
150. Катанов Н.Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен Центральной и восточной Азии, Казань, 1894.
151. Катанов Н. Ф. Среди тюркских племен. Изд. РГО, СПб., 1893, т.29, вып. 6.
152. Катанов Н. Ф. Опыт исследования урянхайского языка. Казань, 1903.
153. Катанов Н. Ф. Очерки Урянхайской земли. СПб., 1910 (рукопись), Архив МАЭ РАН, К-5, On. 1, 526.
154. Катанов Н. Ф. Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. Радловым. СПб., 1902, Ч. 9.
155. Кенин-Лопсан М. Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства: конец XIX начало XX века. Новосибирск, 1987.
156. Кенин-ЛопсанМ. Б. Магия тувинских шаманов, Кызыл, 1993.
157. Кении-Лопсан М. Б. Алгыши тувинских шаманов. Кызыл, 1995.
158. Кении-Лопсан М. Б. Проблемы этнографического изучения тувинского шаманизма: по материалам шаманского фольклора. Диссертация в виде доклада на соискание уч. ст. д. и. н. СПб., 1996.
159. Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири. М., 1950.
160. Клеменц Д. О сойотах. Изд. ВСОИРГО, 1890, т. XXI, вып. 2.
161. Клеменц Д. К вопросу о пограничных делах.// Сибирская жизнь, № 32, 1888
162. Клеменц Д. А. Письмо на имя академика В. В. Радлова.// Сб. трудов Орхонской экспедиции, вып. 1, СПб, 1892.
163. Кляшторный С. Г. Согдийцы в Центральной Азии (по руническим текстам).// Эпиграфика Востока, XVI, 1961.
164. Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источники по истории Средней Азии. М., 1964.
165. Козьмин Н. Туба (историко-этногр. очерк).// Сиб. записки, 1918, № 4.
166. Койка М. А. Методологические подходы к исследованию национальных процессов в СССР в англо-американской советологии (1917-1990 гг.). М.: Российский университет дружбы народов. 1997.
167. Кон Ф. Я. Исследования Ф. Я. Кона в земле Урянхов.// Русский антропологический журнал, 1902, № 4.
168. Кон Ф. Я. Исторический очерк Минусинского местного музея за 25 лет (18771902). Казань, 1902.
169. Кон Ф. Я. Предварительный отчет по экспедиции Ф. Кона.// ИВСОРГО, т. XXXIV, вып. 1. Иркутск, 1903.
170. Кон. Ф. Я. Предварительный отчет по экспедиции в Урянхайскую землю.// Изв.
171. Вост.-Сиб. Отд. РГО. 1903. Т. 34, вып. 1.
172. Кон Ф. Экспедиция в Сойотию. За пятьдесят лет. Т. Ill, М., 1934.
173. Крылов П. Путевые заметки об Урянхайской земле. Зап. РГО по общей этнографии, 1903, Т. XXXV, 2.
174. Кузьмин Ю. В. «Монгольский и Урянхайский вопросы» в общественно-политической мысли России (конец XIX 30-е XX вв.). Автореферат на соиск. уч. степ, д.и.н. Иркутск, 1998.
175. Кузнецов С. Тува: смерть приходит в тумане.// Комсомольская правда. 3 августа,1990.
176. Кузнецова А. А. Жилище, одежда и пища минусинских и ачинских инородцев. В кн.: Минусинские и ачинские инородцы (Материалы для изучения). Красноярск, 1898.
177. Кузнецова А. А. и Кулаков П. Е. Минусинские и ачинские инородца, Красноярск,1898.
178. Куулар Д. С. Фольклор Тес-Хема. УЗ ТНИИЯЛИ, IX, 1961.
179. Кызласов Л. Р. Этапы древней истории Тувы (в кратком изложении). ВМУ, серия историко-филологическая, 1958. № 4.
180. Кызласов Л. Р. Средневековые города Тувы.// СА, 1959, № 3.
181. Кызласов Л. Р. Тува в эпоху Тюрского каганата (Vl-VIII вв). ВМУ, серия IX.1960, № 1.
182. Кызласов Л. Р. Тува в составе государства древних кыргызов. В кн.: История Тувы, 1, М, 1964.
183. Кызласов Л. Р. Уйгуры.// История Сибири, т. 1. Л., 1968.
184. Кызласов Л. Р. Рецензия на кн. А. Д. Грач, Древнетюркские изваяния Тувы.// СА, 1964, № I.
185. Кызласов Л. Р. Городище Ден-Терек. В кн. : Древнемонгольские города. М., 1965.
186. Кызласов Л.Р. Краткая история археологического изучения Тувы. ВМУ, Серия историческая, 1965, № 3.
187. Кюнер Н. В. Восточные урянхайцы по китайским источникам. УЗ ТНИИЯЛИ, VI, 1958.
188. Кюнер Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири. Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961.
189. Лащук Л. П. Историческая структура социальных организмов средневековых кочевников.// СЭ, № 4, 1967,
190. Лащук Л. П. Опыт типологии этнических общностей средневековых тюрок и монголов.//СЭ, 1968, № 1.
191. Левин М. Г. К антропологии южной Сибири. КСИЭ, вып. 20, 1954.
192. Левин М. Г. и Чебовсаров Н. Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области.// СЭ. 1955, № 4.
193. Липчинская О. Еще «неизвестная война»?//Комсомолец Кузбасса. 10 июля 1990.
194. Львова Э. Л. Материалы к изучению истоков шаманизма (шаманские атрибуты сибирских тюрков).// Этнография народов Сибири. Новосибирск, 1984.
195. Львова Э. Л. , Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Традиционные мировоззрения тюрков Южной Сибири: Человек. Общество. Новосибирск, 1989.
196. Неклюдов С. Ю. Мифология тюркских и монгольских народов: проблемы взаимодействия.//Тюркологический сборник. 1977, М., 1981.
197. Малов С. Е. Енисейская письменность тюрков. М.-Л., 1952.
198. Малов С. Е, Памятники древнетюркской письменности» Тексты и исследования. М.-Л., 1951.
199. Манай-оол М. X. Итоги археологических исследований ТНИИЯЛИ в 1961 г. УЗ ТНИИЯЛИ. вып. X. Кызыл, 1962,
200. Манай-оол М. X. Новые материалы скифского времени в Туве. УЗ ТНИИЯЛИ,вып. XI. Кызыл, 1964.
201. Манай-оол М. X. Тува в эпоху феодализма. Кызыл, 1986. 203 .Марков Г. Е. Кочевники Азии. М., 1976.
202. Медведев П. Пять лет борьбы за освобождение тувинского народа и Буян-Бадорху.// Красный пахарь. 22 февраля 1926.
203. Миллер А. И. Национализм как теоретическая проблема (Ориентация в новой исследовательской парадигме).//Полис. 1995. № 6.
204. Михайловский В. М. Шаманство.// ИОЛЕАЭ, т. 75, М., 1892.
205. Михайловский. На борьбу с джутом. В кн.: «Новая Тува», 1937, № 3.
206. Моллеров Н. М. Очаги социалистической культуры РСТК в ТНР (1922-1932).// Культура тувинцев: традиции и современность. Кызыл, 1989.
207. Моллеров Н. М. Истоки братства: Русская самоуправляющая трудовая колония в ТНР (1922-1932). Кызыл, 1989.2Ю.Москаленко Н. П. Этнополитическая ситуация в Республике Тува (1992 год). М.,1993.
208. Москаленко Н. П. Возрождение буддизма в Туве: по материалам поездки в Республику Тува в 1992 г.// Полевые исследования. М., 1993. Новая серия. Т. 1, вып. 1.
209. Москаленко Н. П. Проблемы современной этнополитической истории Тувы.// Среда и культура в условиях общественных трансформаций. М., 1995.
210. Москаленко Н. П. Составляющие тувинской национальной культуры: культура этническая и культура национально-государственная.// Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.
211. Москаленко Н. П. Историческая память как фактор этнокультурной границы в Республике Тыва.// Социальная и культурная дистанция: опыт многонациональной России. М., 1998.
212. Мягков И. М. Искусство Танну-Тувы. Материалы по изучению Сибири, т. 3, Томск, 1931.
213. Национализм и формирование наций. Теории, модели, концепции. М., 1994.
214. Нестеров П. В. Предварительное сообщение о поездке в Минусинский уезд, Усинский пограничный округ и Урянхайскую землю. Труды СПб. общества естество испытания, т. 38, вып. 1, 1907-1908.
215. Небольсин В. Урянхайская земля.// Енисей, 1896, №№ 71, 73, 80.
216. Небольсин В. Из моих скитаний по Урянхайской земле.// Енисей, 1896, №№ 48, 57, 123.220.0сипова В. В. Колхозное строительство в Туве. УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. 5, Кызыл,1957.
217. Орлов П. Топографическое описание пути, пройденного по северо-западной Монголии в 1879 г. Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии, вып. VII, СПб, 1884.
218. Островских П. Е. Значение урянхайской земли для Южной Сибири. Изд. РГО, 1899, т. 35, вып. 3.
219. Островских П. Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края.// ЖС. СПб., 1895, Вып. 3-4.
220. Пальмбах А. А. О чем говорят древние памятники Орхона и Енисея. В кн.: Под знаменом Ленина-Сталина. Кызыл, 1944.
221. Паллас П. Путешествие по разным провинциям Российского государства, ч. III. СПб, 1788.
222. Пекарский Э. К., Цветков В. П. Очерки быта присаянских тунгусов.// Сб. МАЭ, т. II, вып. 1, СПб., 1913.
223. Пестерев Е. Примечания о прикосновенных около китайской границы жителях, как российских ясачных татарах, так и китайских мунгалах и сойотах, деланные Егором Пестеревым с 1772 по 1781 г. Новые ежемесячные сочинения, ч. 79- 82, СПб, 1793.
224. Першиц А. И. О сущности патриархально-феодальных отношений у кочевников -скотоводов.// ВИ, 1955, №11.
225. Подлепич И. П. Некапиталистический путь развития Тувы. М., 1955.
226. Позднеев Д. Исторический очерк уйгуров (по китайским источникам). СПб, 1899,1. XIII.
227. Покровский Ф. П. Путешествие в Китай сибирского казака Ивана Петлина в 1618 г. Изв. отд. русского языка и словесности импер. Акад. наук, СПб, 1913, т. XVIII, кн. 4.
228. Попов В. Л. Краткий предварительный отчет об экспедиции в Монголию в 1903 г. Отчет о деятельности Зап. Сиб. отд. РГО за 1903 г. Омск, 1905.
229. Попов В. Л. Через Саяны в Монголию: Очерк путешествия (отчет начальника Монгольской экспедиции Ген. штаба капитана Попова). Омск, 1905, ч. 1.
230. Попов В. Л. Урянхайский край: пограничный вопрос. Иркутск, 1910.
231. Попов В. Л. Второе путешествие в Монголию. Ч. 3, Иркутск, 1913.
232. Попов. Я. Алтай. Том. Губ. Ведомости, 1858, № 41.
233. Потанин Г. Н. Очерки северо-западной Монголии, вып. II, СПб, 1881; вып. IV, СПб, 1883.
234. Потанина А. В. Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю. М., 1895.
235. Потапов Л. П. Древний обычай, отражающий первобытнообщинный быт кочевников. Тюркологический сборник, 1,М.-Л., 1951.
236. Потапов Л. П. Социалистическое переустройство культуры и быта тувинцев.// СЭ, 1953, № 2.
237. Потапов Л. П. Материалы по этнографии тувинцев районов Монгун-Тайги и Кара-Холя.// Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции, 1, М,-Л., 1960.
238. Потапов Л. П. Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии. История Тувы, т. 1. М., 1964.
239. Потапов Л. П. Тувинцы. В кн.: «Народы Сибири». М.-Л., 1956.
240. Потапов Л. П. Очерки этнографии тувинцев бассейна левобережья Хемчика.// ТТКЭАН, т. II, М.-Л., 1966.
241. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969.
242. Потапов Л. П. Пережитки культа медведя у алтайских тюрок.// Этнограф-иследователь. Л., 1928, 2-3.
243. Потапов Р Л. К истории фауны Центральной Азии. (О наскальных изображениях животных в Туве). Сб. МАЭ, ХУЛ, М.-Л., 1957.
244. Прокофьева Е. Д. Социалистические преобразования в Туве. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. 2, Кызыл, 1954.
245. Прокофьева Е. Д. Работа тувинского отряда Саяно-Алтайской экспедиции.1. КСИЭ, XX, 1964.
246. Прокофьева Е. Д. Некоторые этнографические данные о тувинцах западных районов Тув. авт. области. КСИЭ, вып. 23, 1955.
247. Пржевальский Н. М. Монголия и страна тангутов. М., 1946.
248. Пржевальский Н. М. Четвертое путешествие в Центральной Азии, От Кяхты на истоки Желтой реки. Исследования северной окраины Тибета и путь через Лоб-нор по бассейну Тарима. СПб, 1888.
249. Пюрбю С.М. Музыкальный фольклор тувинцев. УЗ ТНИИЯЛИ, вып XI, Кызыл,1964.
250. Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в южной Сибири и Джунгарской степи. Ч. I -IV, СПб, 1866 1872.
251. Радлов В. В. К вопросу об уйгурах.// Записки имп. Акад. Наук. Т. 72. СПб, 1893,кн. 1.
252. Радлов В. Этнографический обзор тюрских племен Сибири и Монголии. Иркутск, 1929.
253. Радлов В. В. Из Сибири: страницы дневника/ пер. с немец. М., 1989.
254. РадловВ. В. Опыт словаря тюрских наречий. Т. 1-1^ СПб., 1893 1911.
255. Рашид-Эддин. Сборник летописей. История монголов. Сочинение Рашид-Эддина. Перевод с персидского, с введением и примечаниями, И. Н. Березина, СПб, 1858; персидский текст с предисловием и примечаниями, И. Н. Беревина. СПб, 1861.
256. Рашид-ед-дин. Сборник летописей. Т. 1, кн. 1, пер. с персидского Л. А. Хетагурова; Т. 1, кн. 2, пер. с персидского О. И. Смирновой, М.-Л., 1952.
257. Родевич В. М. Урянхайский край и его обитатели. ИРГО, 1912, т. 48.
258. Родевич В. М. Урянхайский край. Монгольского бассейна Верхнего Енисея. СПб,1910.
259. Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии. Улан-Батор, 1974.
260. Романов Г. И., Ращупкин Ю. М. Урянхайский край в военной политике России (конец ХЗХ начало XX вв.).// Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: история и современность. Иркутск, 1995. С. 198-203.
261. Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л.,1960.
262. Русские населенные пункты Усинского пораничного округа и Урянхайского края по данным подворного обследования 1918-1919 гг. Красноярск, 1921.
263. Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Знак и ритуал. Новосибирск, 1990.
264. Садыков С. Тюрко-монгольские параллели. Источники формирования тюркских языков Средней Азии и Южной Сибири, Фрунзе, 1966.
265. Сафьянов Г. П. Письма из Верного и Минусинска об урянхайцах и сойотах.// Зап. Урал, общество любителей естевознания, 1887, т. 10, вып. 1.
266. Сафьянов И. Г. Прошлое и настоящее сойотского народа.// Сиб. архив, кн. 1,1915.
267. Сафьянов Г. Записки об урянхайцах (сойотах), сделанные в 1879 г. В кн.: Н. Ф. Катанов. «Опыт исследования урянхайского языка». Казань, 1903.
268. Сафьянов Г. П. Торговля Минусинска с Сойотами. Изв. ВСОРГО, 1880, т. 11, №№ 3-4.
269. Сафьянов М. Танну-Тува в годы революции. Красноярск, 1921.
270. Сат. Л. Ш. Прически и традиционные украшения тувинских женщин (XIX нач. XX в.).// Проблемы истории Тувы. Кызыл, 1984.
271. Сат Ш. Ч. Тувинский язык. В кн.: Языки народов СССР. М., 1966.
272. Сейфулин X. М. Образование Тувинской автономной области РСФСР. Кызыл,
273. Сейфулин X. М. К истории военной интервенции и гражданской войны в Туве (1918-1921 гг.). Вып. 4, Кызыл, 1956.
274. Семенов Ю. И. Общество, страны, народы.// Этнографическое обозрение. 1996.6.
275. Семенов Ю. И. Социально-исторические организмы, этносы, нации.// Этнографическое обозрение. 1996. № 3.
276. Сердобов Н. А. Тувинская социалистическая нация детище Октября. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. XII, Кызыл, 1967.
277. Сердобов Н. А. К вопросу о некоторых социально-лингвистических процессах в национальной консолидации тувинцев. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. ХПЗ, Кызыл, 1968.
278. Сердобов Н. А. История формирования тувинской нации. Кызыл, 1971.
279. Сердобов Н. А. Коминтерн и революционная Тува. Кызыл, 1985.
280. Ситникова Е. Е. О некоторых предметах быта в традиционной обрядности южных алтайцев. // Генезис и эволюция этнических культур Сибири. Новосибирск, 1987.
281. Сказания о богатырях. Тувинский героический эпос. Предисловие, перевод и комментарии Л. В. Гребнева. Кызыл, 1960,
282. Советская Тува в цифрах: Статистический сборник. Кызыл. 1984.
283. Создание суверенного государства в Центре Азии: Протоколы хуралов 1921 года. Село Бай-Хаак. 1991.
284. Соломатина С. Н. Обряд «уруг сыртыы хооп каар» у тувинцев. (К проблеме ритуализации социальных ролей в скотоводческих обществах Центральной Азии). // III Всесоюзная школа молодых востоковедов: тезисы. М., 1984, Т. 1.
285. Соломатина С. Н. К реконструкции пространственно-временной структуры традиционного мировосприятия тувинцев.// Фольклор и этнография. Л., 1990.
286. Соломатина С. Н. Детские охранительные изображения тувинцев.// Традиционное мировоззрение народов Сибири. М., 1996.
287. Соломатина С. Н. Материалы по шаманству у западных тувинцев.// Материалы полевых этнографических исследований 1988-1989 гг. СПб., 1992. С. 121-124.
288. Соломатина С. Н. Тувинцы: символическое поведение, связанное с ребенком.// Этнос и этнические процессы. М., 1993.
289. Спасский Г. Народы, кочующие в верху реки Енисея.// Сибирский вестник, 1819,п. 5.
290. Стариков B.C. Тунгусо-маньчжурские народы.// Народы Восточной Азии, серия «Народы Мира». М.-Л., 1965.
291. Стеблева И. В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы.// Тюркологический сборник. М., 1972.
292. Суховский О. В. О шаманстве в Минусинском крае.// Известия общества арх., ист. и этногр. при Казанском университете. Казань, 1901, Т. 17, Вып. 2-3.
293. Талько-Грынцевич Ю. Д. Материалы к антропологии и этнографии Центральной Азии, вып. 1, Л., 1926.
294. Тележников Ф. К десятилетию революции в Монголии и Туве.// Революционный Восток. 1931. № 11-12.
295. Теплоухов С. А. Сообщение о поездке в Урянхайский край с антропологической, археологической и этнографической целью, в 1913 году.//Землеведение, 1913, т. 20, кн. 4.
296. Тишков В. А. Этничность и власть в СССР (этнополитический анализ республиканских органов власти). М., 1991.
297. Тишков В. А. Концептуальная эволюция национальной политики в России. М.,1996.
298. Тишков В. А. О нации и национализме.// Свободная мысль. 1996. № 3.
299. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
300. Тихонов Д.И. Хозяйство и общественный строй уйгурского государства X-XIVвв. M.-Л., 1966.
301. Тока С. 10 лет в Советской многонациональной семье.// УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. 11, Кызыл, 1954.
302. Торопова Е. Л. Феномен «маргинальной» этничности в антропологии Великобритании и США.// Этнографическое обозрение. 1999. № 2.
303. Тощенко Ж. Потенциально опасные точки (этнополитическая ситуация в России в 1993 г.).//Независимая газета. 1 марта 1994.
304. Трепавлов В. В. Численность кочевого социума: источники и способы подсчета.// ЭО. 2000, №4, С. 95-101.
305. Тувинская сельскохозяйственная и демографическая перепись 1931 года. Изд: Национально-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем. М., 1933.
306. Тульчинский Л. И. Роль государственного бюджета СССР в социальных преобразованиях и дальнейшем развитии экономики и культуры Советской Тувы. М., 1961.
307. Тыва тоолдар (на тувинском языке). Кызыл, 1947; Кызыл, 1951.
308. Уложение Китайской палаты Внешних сношений. (Перевод с маньчжурского), гг. I, II, СПб, 1828.
309. Усманов М. С. Культтосей у кызыльцев.//Из истории Сибири. Томск, 1976, Вып.16.
310. Харузин Н. История развития жилища у кочевых и полукочевых тюркских и монгольских народностей России. М., 1896.
311. Холлош Э. Чего они добивались? Пер. с венг. М.: Политиздат. 1969.
312. Хомушку О. М. Религия в истории культуры тувинцев. М., 1998.
313. Чешко С. В. Конституционная реформа и национальные проблемы в России.// Этнографическое обозрение. 1993. № 6.
314. Чешко С. В. Распад Советского Союза. Этнополитический анализ. М., 1996.
315. Чичкин А. Кому достанется тувинская шкатулка?// Независимая газета. 29 декабря 1999.
316. Членова Н. Л. Место культуры Тувы скифского времени в ряду других скифских культур Евразии. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. IX, Кызыл, 1961.
317. ЧленоваН. Л. Несколько писаниц юго-западной Тувы.//СЭ, 1956, №4.
318. Членова Н. Л. Первые комплексы раннескифского времени из Тувы.// КСИИМК, № 107. М., 1966.
319. ШакинаМ. Пожар в Туве.// Новое время. М., 1990. № 35.
320. Шастина Н. П. Русско-монгольские посольские отношения XVII века, М., 1958.331 .Шишкин Б. К. Очерки Урянхайского края.// Известия Томского университета, кн.60, Томск, 1914.
321. Шишкин Б. К. Верховья Енисея и его обитатели (Урянхайская земля).// Вестник Азии, 1910, №3.
322. Шишмарев Я. П. Сведения о дархатах-урянхайцах ведомства Ургинского хутукты.// Изв. Сиб. Отд. ИРГО, 1871, т. И, вып. 3.
323. Шестова Л. И. Этнополитическая история тюрков Южной Сибири в XVII XIX вв. Томск, 1998.
324. Шостакович С. Политический строй и международно-правовое положение Танну-Тува. Иркутск, 1929.
325. Юдин В. Монголия и Танну-Тува на Нижегородской ярмарке.// Торговля России с Востоком. 1927. № 5-6.
326. Ярилов А. Кызыльцы и их хозяйство. Юрьев, 1899.
327. Anayban Z. The Republic of Tuva. From Romantism to Realism.// Anthropology and Archeology of Eurasia. NY. 1999. - Vol. 37. - N. 3. - P. 13-95.
328. Anderson J. Nationalist Ideology and Territory // Nationalism: Self-Determination and Political Geography. Johnston, R. J., Knight D., Kofman E., eds. London New York - Sydney: Groom Helm. 1988.
329. Barth F. Introduction // Barth, Fredrik, ed. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Difference. Boston: Little, Brown and Company. 1969.
330. Barth F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity // The Anthropology of Ethnicity. Beyond Ethnic Groups and Boundaries. Ed. By Vermeulen H., Govers C. Amsterdam. 1994. H. 11-32.
331. Diamont, Stanley. In Search of the Primitive: a Critique of Civilization. N. J.: Dutton. Brunswick. 1974.
332. Despres L. Ethnicity and Resource Competition in Plural Societies. The Hague Paris, 1975.-P. 2.
333. Feibleman J. K. The Theory of Human Culture. N.Y., 1946.
334. Eisenstadt S. N. Tradition, Change and Modernity. N. J., 1973. - P. 253.
335. Gitelman Z. Development and Ethnicity in the Soviet Union // Motyl, Alexander J., ed. The Post-Soviet Nations. Perspectives on the Demise of the USSR. New York: Columbia University Press. 1992.
336. Glazer N. and Moynihan D. P. Introduction // Ethnicity: Theory and Experience, ed. by Nathan Glazer and Daniel P. Moynihan. Cambridge, Mass. (USA): Harvard University Press. 1975.
337. Hayes C. J. H. Historical Evolution of Modem Nationalism. New York: Macmillan Company. 1949.
338. Hazard J. N. Managing Nationalism: State, Law and the National Question in the USSR // Motyl, Alexander J., ed. The Post-Soviet Nations. Perspectives on the Demise of the USSR. New York; Columbia University Press. 1992.
339. Humphrey C. Buryats // Smith, Graham (ed.) The Nationalities Question in the Soviet Union. London & New York: Longman. 1990.
340. Khazanov A. M. After the USSR: Ethnicity, Nationalism, and Politics in the Commonwealth a/Independent States. Madison (USA): University of Wisconsin Press. 1996.
341. Kohn H. The Idea of Nationalism. New York: Macmillan Company. 1946.
342. Nahaylo B. & Swoboda V. Soviet Disunion. A History of the Nationalities Problem in the USSR. New York: Free Press. 1990.
343. Pye L. Politics, Personality and National Building: Burma's Search for Identity. P.37.
344. Royce A.P. Ethnic Identity: Strategies of Diversity. Bloomington, 1982.
345. Shils E. Tradition. London; Boston, 1981. - P. 257-258.
346. Smith A. D. Theories of Nationalism. London: Duckworth. 1971.
347. Smith A. D. // Nationalism in the Twentieth Century. Oxford: Martin Robertson. 1979.
348. Steward J.H. Theory of Culture Change Urbane, 1995,c.28-29.
349. Steward Jullian Theory of Culture Change. The Methodology of Multilinear Evolution. Urbana, 1955.
350. Suny R. G. Revenge of the Past: Nationalism, Revolution, and the Collapse of the Soviet Union. Stanford (USA): Stanford University Press. 1993.
351. Tamir Y. The Right to National Self-Determination // Social Research: An International Quarterly of the Social Sciences (New York). Fall 1991. Vol. 58, No. 3.
352. Van den Berghe P. L. The Ethnic Phenomenon. N. J.; Oxford, 1981. - P. 254-255.
353. Will Russia hold together? II Economist (London). September 12-18 1998. Vol. 348. no. 8085.
354. Ziegler Ch. E. Russia in the Asia-Pacific: A Major Power or Minor Participant? II Asian Survey (Berkeley, USA). 1994. Vol. XXXIV, no. 6.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.