Традиции персонализма в России: философская антропология П.А.Некрасова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Сатухин Валерий Иванович
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 179
Оглавление диссертации кандидат наук Сатухин Валерий Иванович
Введение
Глава 1. Московская философско-математическая школа
и традиции персонализма
1.1. Особенности русского персонализма:
от онтологии - к философской антропологии
1.2. Персонализм Московской философско-математической школы: критика эмпиризма и механицизма
1.3. П. А. Некрасов - ученый-математик, педагог и христианский философ-персоналист
Глава 2. «Идеальный реализм» П. А. Некрасова: онтологические и гносеологические основания антропологических построений
2.1. Онтологические основания учения П. А. Некрасова о человеке
2.2. Гносеологические основания учения П. А. Некрасова о человеке:
критика отвлеченного идеализма и эмпиризма
2.3. «Точное познание» как стратегия синтетического христианского мировоззрения
Глава 3. Человек в «идеально-реальном» мировоззрении
П. А. Некрасова
3.1. Учение П. А. Некрасова о личности как целостности
3.2. Природа человека и его место в мире
3.3. От метафизики человека - к социальной антропологии:
учение П. А. Некрасова о государстве и обществе
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Богословское осмысление основных персоналистических категорий в философии Г. Лейбница, Г. Тейхмюллера, А. А. Козлова и С. А. Аскольдова2023 год, кандидат наук Головина Илона Вячеславовна
Субъект и сущее в русском метафизическом персонализме2010 год, доктор философских наук Прасолов, Михаил Алексеевич
Университетская спиритуалистическая философия в России в конце XIX – начале XX вв.2024 год, доктор наук Ивлева Марина Ивановна
Проблема личности в русском консерватизме: Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев, П.Е. Астафьев2011 год, кандидат философских наук Авдеев, Олег Константинович
Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - нач. XX вв.2010 год, доктор философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции персонализма в России: философская антропология П.А.Некрасова»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С конца 1980-х годов в научно-исследовательское поле вернулось философское творчество таких русских философов XIX - первой трети ХХ века, как В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и др. Их имена стали визитной карточкой русской религиозной философии, которая начала ассоциироваться прежде всего с ними, а зачастую - только с ними. Оценивая сделанное, можно сказать, что связанный с этими мыслителями пласт отечественной философской мысли к настоящему времени достаточно хорошо изучен.
Однако русская религиозная философия далеко не исчерпывается вышеназванными именами. Философское творчество А. А. Козлова, С. А. Аскольдова, Л. М. Лопатина, П. Е. Астафьева и многих других до сих пор остается значительно менее изученным. Один из пионеров исследования концепций этих мыслителей Н. П. Ильин (Мальчевский) объединил их термином «метафизический персонализм». По мнению Ильина, утверждение идеи личности в качестве фундаментального основания позволяет говорить о метафизическом персонализме как едином философском направлении, имеющем антропологическую направленность.
Среди множества философов персоналистического направления рубежа Х1Х-ХХ веков можно выделить группу непрофессиональных философов, ученых-математиков, получившую название «Московская философско-математическая школа». Ее участники на основании тезиса об универсальности математической науки разрабатывали оригинальные философские концепции. Основная идея, принадлежавшая профессору математики Императорского московского университета Н. В. Бугаеву, заключалась в создании так называемой аритмологии - своего рода математического способа обоснования того, что человек обладает способностью свободного воления, недетерминированного условиями физического существования.
Павел Алексеевич Некрасов (1853-1924), профессор математики, ученик Н.В. Бугаева - один из ярких представителей Московской философско-математической школы, наиболее последовательно и концептуально развивавший его идеи, что позволяет говорить о нем как об оригинальном мыслителе персоналистического направления. Разделяя тезис Школы об универсальности математического языка, П.А. Некрасов обосновал понимание математики как наукообразной версии универсального знания - церковного христианского вероучения, синтезируя в своей антропологической концепции научные и религиозные основания. В этом отношении философская антропология Некрасова представляется современной и актуальной, ибо и сегодня поиск оснований синтеза различных знаний о человеке через их сближение и взаимопроникновение остается актуальной задачей для философии.
Для Некрасова, как и для большинства русских мыслителей, философские концепции не являлись самоценными, их значимость определялась востребованностью и применимостью в практической жизни человека и общества. Обращение к трудам Некрасова позволяет увидеть одно из возможных решений актуальной и сегодня проблемы взаимопроникновения и взаимодействия метафизики личности и метафизики общественной организации, разрешению которой посвятил свое творчество П.А. Некрасов.
В настоящее время российский общественно-культурный организм пребывает в состоянии формирования своих целей. Очевидно, что степень эффективности такого формирования находится в непосредственной зависимости от способности к восприятию традиционных духовных и нравственных оснований и последующему транслированию их во временной перспективе. В связи с этим, необходимость актуализации концептуальных разработок, осуществлявшихся в самых различных областях знания, в том числе и в философском знании, и прерванных не по причине бесперспективности, а в силу политической конъюнктуры, бесспорна. В этом отношении обращение к малоисследованным, практически забытым трудам П.А. Некрасова представляется своевременным. Таким образом, актуальность темы исследования оп-
ределяется как необходимостью восполнения лакуны в истории русской антропологической мысли, так и значимостью поднимаемых в работах П.А. Некрасова проблем метафизики личности.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на устойчивый интерес отечественных исследователей к русской религиозной философии, персонализм как ее оригинальное направление до сих пор остается малоизученным. Однако можно констатировать, что с середины 90-х годов ХХ века отношение к персонализму как к маргинальной и малозначимой философской традиции начинает меняться. На наш взгляд, это связано, во-первых, с возросшим интересом к истории русской антропологической мысли, без освоения которой вряд ли возможно создание современной философской антропологии и, во-вторых, с актуализацией философии Г. Лейбница. Проведенная в связи с 350-летием философа конференция «Лейбниц и Россия» (Санкт-Петербург, 1996 г.)1 дала новый импульс изучению русского не-олейбницианства (персонализма).
Результатом проявленного интереса стали не только обзорные статьи справочного характера в энциклопедических изданиях и учебных пособиях по русской философии, но и специальные исследования, посвященные содержательному анализу персонализма. Среди наиболее значимых работ следует назвать исследования петербургского историка русской философии Н.П. Ильина (Мальчевского) , первым осмыслившим метафизический персонализм как самостоятельное направление русской философии. Несмотря на дискуссионность предложенного Ильиным понимания истории русской философии, его работы сыграли важную роль в привлечении внимания к персонализму в целом. Начатые Н.П. Ильиным исследования были продолжены в
1 Философский век. Альманах. «Г. В. Лейбниц и Россия». Материалы Международной конференции. Санкт-Петербург, 26-27 июня 1996 г. / Отв. редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб.: СПб НЦ, 1996.
2 Ильин (Мальчевский) Н. П. Счастливая вина. Лейбниц и "аутсайдеры" русской философии / Философский век. Альманах. «Г. В. Лейбниц и Россия». - С. 124-144; Ильин (Мальчевский) Н. П. Трагедия русской философии. Часть 1. От личины к лицу. СПб., 2001. Итоговая работа автора: Ильин Н. П. Трагедия русской философии. М., 2008. 608 с.
работах М.А. Прасолова; их завершением стали монография и докторская диссертация на тему «Субъект и сущее в русском метафизическом персонализме»1. Кроме этого, следует отметить работы С.М. Половинкина, неоднократно обращавшегося к исследованию персоналистической традиции в связи с изучением философии П.А. Флоренского . Определенные итоги исследования персонализма как широкого целостного направления, антропологического по своему существу, подвел И.В. Гребешев в докторском исследовании «Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - начала ХХ века» .
В конце 90-х - начале 2000-х годов появляется ряд работ, посвященных отдельным представителям персонализма. На сегодняшний день наиболее изученным является творчество Л.М. Лопатина: основные труды философа переизданы, его философские воззрения, в том числе его философия человека, исследованы в работах О.Т. Ермишина, И.Г. Горбуновой, А.С. Торнуева4 и др. Другой представитель персоналистического направления, привлекающий внимание исследователей, - П.Е. Астафьев. Переиздаются его труды, анализу творчества посвящены работы Н.К. Гаврюшина, М.А. Прасолова, О.Н. Сальниковой, Д.А. Репина5 и др. В последние годы в фокусе исследова-
1 Прасолов М. А. Субъект и сущее в русском метафизическом персонализме. СПб.: Асте-рион, 2007.
Половинкин С. М. П. А. Флоренский: Логос против хаоса. М.: Знание, 1989; Половин-кин С. М. Персонализм и особенности социальной стратегии (христианский персонализм П. А. Флоренского в контексте русской мысли) // История философии. 2014. № 19. С. 166-180; Половинкин С.М. Христианский персонализм священника Павла Флоренского. М.: РГГУ, 2015.
3 Гребешев И.В. Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - начала XX века: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2010.
4 Ермишин О.Т. Метафизика человеческого бытия в философии Л.М. Лопатина: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1997; Ермишин О.Т. Л.М. Лопатин против В.С. Соловьева (К истории одного спора) // История философии. М., 1999. № 4. С. 44-56; Горбунова И.Г. Этическая концепция Л.М. Лопатина: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2004. Торнуев А.С. Философская антропология Л.М. Лопатина: автореф. дис. . канд. фи-лос. наук. СПб., 2005; Лев Михайлович Лопатин / Сборник статей под ред. О.Т. Ермишина. М.: РОССПЭН, 2013.
5 Гаврюшин Н.К. Забытый русский мыслитель: К 150-летию со дня рождения П.Е. Астафьева // Вопросы философии. 1996. № 12. С. 75-83; Прасолов М.А. Социально-философские и антропологические воззрения Петра Евгеньевича Астафьева, 1846-
6
тельского интереса оказываются и другие представители персоналистическо-
12
го направления, в частности, Е.А. Бобров , Н.В. Бугаев и некоторые другие.
Очевидно, что накопленный исследователями объемный материал требует систематизации и классификации направлений внутри персонализма. Одной из первых работ в этом направлении стало кандидатское исследование А.Ю. Бердниковой. Используя для обозначения русского персонализма термин неолейбницианство, исследователь предложила выделять в нем три направления: персоналистическое (или, как следует понимать, персонализм в узком смысле) - Юрьевская (Дерптская) философская школа Г. Тейхмюллера и его последователей; математическое, или аритмологическое направление, представленное эволюционной монадологией Н.В. Бугаева; психологическое направление, связанное с творчеством П.Е. Астафьева. В целом с таким подходом можно согласиться, однако предложенная классификация оставляет без внимания Московскую философско-математическую школу как целостную институцию и творчество учеников и последователей Бугаева.
Немногочисленные работы, которые посвящены Московской философ-ско-математической школе, прежде всего, акцентируют внимание на взглядах ее основателя, Н.В. Бугаева. В частности, это касается объемной монографии А.Е. Година «Развитие идей Московской философско-
1893 гг.: дисс. ... канд. филос. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001; Сальникова О.Н. Субъект самосознания в метафизическом персонализме П.Е. Астафьева: дис. ... канд. филос. наук. Белгород: БелГУ, 2011; Репин Д.А. Проблема «внутреннего» опыта в философии русского персоналиста П. Е. Астафьева: дис. ... канд. филос. наук. Курск: КГУ, 2015.
1 Ивлева М.И. О понятии бытия в философии Е.А. Боброва // История философии. М., 1999. №4. С. 199-206; Хулапова А.А. Историко-психологические особенности теории критического индивидуализма Е.А. Боброва: дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д: ЮФУ. 2011 и др.
2 Шапошников В.А. Философские взгляды Н.В. Бугаева и русская культура конца XIX -начала ХХ вв. // Историко-математические исследования. 2002. Серия 2. Т.7. С. 62-91; Бурлакова Л.Г. Методология Н.В. Бугаева, Московская философско-математическая школа и принцип дополнительности // Вестник МГУ. 2014. Серия 7. Философия. №5. С. 4761; Савина О.А. Европейский научный мир глазами магистра чистой математики Н.В. Бугаева // Историко-математические исследования. 2014. Серия 2. №15 (50). С. 2012-229 и др.
математической школы»1, большая часть которой представляет изложение взглядов Н.В. Бугаева. В целом данное исследование, хотя и раскрывает особенности философии персонализма в среде университетских математиков, носит, скорее, описательный, чем аналитический характер. Иной подход демонстрирует С.М. Половинкин в небольшой по объему, но содержательно емкой статье «Московская философско-математическая школа» . В ней на основе результатов многолетних занятий персоналистической проблематикой определены значимые черты мировоззрения Школы, при этом автор привлекает труды не только Бугаева, но и его учеников. Среди последних С.М. Половинкин специально выделяет П.А. Некрасова как авторитетного мыслителя.
Всегда оставаясь в тени своего учителя и основателя школы Н.В. Бугаева, П.А. Некрасов все же при жизни был хорошо известен в университетской и академической среде, его работы читались и рецензировались, вызывая интерес и оживленную полемику: на страницах «Вопросов философии и психологии» с критикой взглядов Некрасова выступил Ф.В. Софронов ; в журнале «Вера и разум» объемную статью с анализом некрасовских разработок метафизических оснований общественных процессов опубликовал С.С. Глаголев4; П.В. Тихомиров осуществил подробный разбор аргументации Некрасовым приложимости методов математической статистики и законов теории вероятностей к оценке общественных процессов. Об интересе к социальным теориям Некрасова свидетельствует рецензия на его работу «Философия и логика науки о массовых проявлениях человеческой деятельности (пересмотр оснований социальной физики Кетле)», опублико-
1 Годин А. Е. Развитие идей Московской философско-математической школы. М., 2006. 377 с.
2 Половинкин С. М. Московская философско-математическая школа / Общественные науки в СССР. 1991. № 2. С. 43-67.
3 См. работы Ф. В. Софронова: Теория познания на основе критического эмпиризма // Вопросы философии и психологии. М., 1899. Кн. 48 (III). С. 242-268; Соотношение общественных сил // Вопросы философии и психологии. М., 1897. Кн. 4 (39). С. 569-608.
4 Глаголев С. С. Факторы социальных явлений // Вера и разум. 1903. № 1 (философский раздел). Т. 2. ч. 1. С. 1-34.
ванная А.И. Введенским в газете Московского университета «Московские ведомости»1. М.Ф. Таубе, профессор математики, философ и публицист, осуществил анализ гносеологической проблематики философии Некрасова . Анализ показывает, что мы имеем дело с противоречивыми, определяемыми идеологическими предпочтениями оценками творчества и деятельности Некрасова его современниками: от высокой оценки со стороны, в частности, Тихомирова до характеристики текстов философа как «кабалистической абракадабры» со стороны, например, Е.А. Гопиуса . В советское время творчество Некрасова понималось как политически реакционное, он оказался практически в полном забвении даже как математик4.
В 90-е годы ХХ века, прежде всего, в среде историков математики и математиков-педагогов возрождается определенный интерес к личности Некрасова, его исследованиям в области математики и педагогическим взглядам (работы А.В. Андреева, С.А. Розановой, А.Ю. Грибова5). Идеи Некрасова о единстве философии и науки, необходимости философско-математического синтеза актуализируются в диссертационных исследованиях В.В. Мороз6,
1 Проф. Алексей Введенский. Подчинены ли проявления человеческой деятельности определенным законам. Статья посвящена анализу работы Некрасова "Философия и логика науки о массовых проявлениях человеческой деятельности (пересмотр оснований социальной физики Кетле)"» // Московские ведомости. 1902. № 302. С. 3-4.
2 Таубе М.Ф. Учение о вероятностях, как дорога к творческому пониманию духовного, душевного и вещественного. По поводу двух книг проф. Некрасова: «Теория вероятностей» и «Вера, знание и опыт: первостепенный алгоритм общественных и естественных наук. (Гносеологический и номографический очерк)». Харьков, 1914. 22 с.
3 Гопиус Е.А. Философия Московской философско-математической школы и ее отношение к интеллектуализму философов XVIII века и экономическому материализму К. Маркса. М., 1905. С. 3.
4 См.: Советская математика за 20 лет // Успехи математических наук. М., 1938. Вып. 4. С. 3-13. - С. 4.
5 Андреев А. В. Теоретические основы доверия (штрихи к портрету П. А. Некрасова) // Историко-математические исследования. М., 1999. Серия 2. Вып. 4 (39). С. 98-113. Грибов А. Ю. Мировоззренческие взгляды педагога-математика П. А. Некрасова // Ученые записки Орловского гос. Ун-та. Сер. «Гуманит. и социальн. науки. 2012. № 5. С. 309-312. Розанова С. А., Кузнецова Т. А. Павел Алексеевич Некрасов. История введения теории вероятностей в средней школе // Труды Междунар. конференции «Проблемы реализации многоуровневой системы образования. Наука в вузах», 7-8 окт. 1999 г. М.: Изд-во РУДН, 1999. С. 385-390.
6 Мороз В.В. Образ и статус философско-математического синтеза в истории философской мысли: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2005.
Н.Г. Баранец1. Одна из немногих работ, представляющих краткий очерк жизни и творчества П.А. Некрасова с приложением списка его основных трудов, принадлежит перу С.М. Половинкина и публикуется в 1994 году . Уже в новом столетии творчество Некрасова становится предметом изучения петербургского филолога, исследователя истории русской культуры
И.Ю. Светликовой, впервые обратившейся к анализу политических взглядов
3
участников Московской философско-математической школы . В монографии, вышедшей в Нью-Йорке в 2013 году, две из пяти глав посвящены творчеству Некрасова4. В частности, подробно анализируются его математические изыскания («теория вероятностей») в связи с обоснованием принципов государственного устройства. И хотя данные в книге оценки политических взглядов Некрасова идеологизированы и могут вызывать несогласие и критику, работа, в целом, представляет несомненную ценность как первое исследование идеологии Школы и роли в ее разработке П.А. Некрасова.
Таким образом, анализ показывает, что несмотря на определенный исследовательский интерес к личности и творчеству П.А. Некрасова, сформировавшийся к началу 2000-х годов, до сих пор не предпринималось комплексное исследование философского наследия мыслителя, не осуществлялась реконструкция его учения о человеке.
Объект исследования - творческое наследие П.А. Некрасова как представителя персонализма Московской философско-математической школы.
Предмет исследования - философская антропология П. А. Некрасова в контексте традиций русского персонализма.
1 Баранец Н.Г. Философское сообщество: структура, нормативно-ценностные установки и дискурсивные особенности креативности (на материале университетской философии в России XIX - XX веков): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Н. Новгород, 2004.
2 Половинкин С.М. Психо-аритмо-механик: философские черты портрета П. А. Некрасова // Вопр. истории естествознания и техники. 1994. № 2. С. 109-113.
3 Илона Светликова. Московские пифагорейцы // Интеллектуальный язык эпохи: История идей, история слов. М., 2011. С. 117-141.
4 Svetlikova Ilona. The Moscow Pythagoreans: Mathematics, Mysticism, and Anti-Semitism in Russian Symbolism. - NY: Palgrave, 2013. 184 p. Некрасову посвящены р. 50 - 113.
Цель диссертационного исследования - на основе всестороннего анализа творческого наследия П. А. Некрасова, рассмотренного в контексте традиций русского персонализма, раскрыть его учение о человеке как целостную философско-антропологическую концепцию.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• раскрыть особенности русского метафизического персонализма как одного из направлений русской религиозной философии.
• охарактеризовать философию Московской философско-математической школы и определить место, особенности и значение в ней философско-антропологических учений.
• эксплицировать терминологический аппарат философской антропологии П. А. Некрасова о человеке («идеальный реализм», «философский синтез», «мерность», «точное знание» и др.).
• раскрыть метафизические - онтологические и гносеологические -основания учения о человеке П. А. Некрасова
• выявить методологические основания философско-антропологических построений Некрасова.
• раскрыть специфику основных положений философской антропологии П. А. Некрасова.
• показать связь философско-антропологического учения П. А. Некрасова с его религиозными, социально-политическими и педагогическими воззрениями, определив тем самым место учения о человеке в творчестве мыслителя.
Теоретические источники и методологическая основа исследования. Теоретическими источниками диссертации в соответствии с поставленной целью выступили, прежде всего, философские труды П. А. Некрасова: «Философия и логика науки о массовых проявлениях человеческой деятельности (пересмотр оснований социальной физики Кетле)», «Философские и логические основания социальной физики», «Московская философско-
математическая школа и ее основатели», «Теоретико-познавательные построения в славянофильском духе» и др.
Для более полного и адекватного понимания основных интенций и социокультурных истоков антропологии Некрасова анализировались труды представителей Московской философско-математической школы и университетских коллег Некрасова - Н. В. Бугаева, В. Г. Алексеева, В. Я. Цингера и других; философские работы мыслителей персоналистического направления - Г. Тейхмюллера, Я. Ф. Озе, Е. А. Боброва, А. А. Козлова, П. Е. Астафьева и других; труды таких русских религиозных философов и богословов, как Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Н.Н. Страхов, С.Н. Трубецкой,
A. И. Введенский, П. А. Флоренский, В. В. Зеньковский, В. И. Несмелов,
B. Н. Лосский, С. Н. Булгаков в части, касающейся сущности человека.
Работа опиралась на исследования историков русской философской и антропологической мысли - работы Н.К. Гаврюшина, П.П. Гайденко, И.И. Евлампиева, А.А. Ермичева, Н.П. Ильина (Мальчевского), А.А. Ко-ролькова, М.А. Прасолова, С.С. Хоружего и других; кроме того, использовались немногочисленные труды, посвященные творчеству П.А. Некрасова, -работы С. М. Половинкина, А. Е. Година, А. Б. Андреева и других.
Методологическую основу исследования составили принципы историзма, системности и целостности, обеспечившие концептуальное единство работы и объективность полученных результатов.
Решение исследовательских задач осуществлялось на основе комбинации ряда методов. Среди них: биографический метод, позволивший проанализировать личность П.А. Некрасова; текстологический анализ и критическое прояснение семантики философских понятий, давшие возможность экспликации терминологического аппарата философской антропологии Некрасова; герменевтический метод, посредством которого осуществлялись истолкование и реконструкция учений рассматриваемых мыслителей; метод сравнительного (компаративного) анализа, который использовался для сопоставления воззрений Некрасова с учениями других мыслителей, позволяя вы-
явить существенные черты сходства и различия в решении поднимаемых проблем. Комплексный метод философско-антропологической реконструкции позволил достичь заявленной цели - раскрыть учение П.А. Некрасова о человеке как целостную философско-антропологическую концепцию.
Научная новизна работы заключается в следующем:
• впервые на основе всестороннего анализа творческого наследия П.А. Некрасова, рассмотренного в контексте традиций персонализма, философские взгляды Некрасова представлены в качестве целостной персонали-стической философско-антропологической концепции;
• раскрыто концептуальное единство взглядов представителей Московской философско-математической школы и показана роль П.А. Некрасова в его достижении и терминологическом оформлении;
• эксплицирован терминологический аппарат философской антропологии П.А. Некрасова, определено содержание таких ключевых понятий, как «сознание», «личность», «идеальный реализм», «философский синтез», «мерность», «точная знание» и др.;
• выявлены методологические основания философской антропологии П.А. Некрасова и показаны способы использования математическо-диалектическо-эмпирического метода при разработке целостной концепции человека;
• на примере антропологической концепции П.А. Некрасова раскрыты продуктивные возможности синтеза математики, философского знания и религиозных интуиций для постижения целостной природы человека.
Положения, выносимые на защиту:
1. Метафизический персонализм представляет целостное и самостоятельное направление русской религиозной философии, отличающееся антропологической направленностью.
2. Философия Московской философско-математической школы концептуально едина. Мировоззренческое единство ее представителей обусловлено: 1) пониманием математики как универсального знания; 2) утверждени-
ем аритмологии и монадологии в качестве основания критики эмпиризма и механицизма; 3) признанием самоценности, целостности и индивидуальной бытийственности личности; 4) установкой на «действенность мировоззрения». Это позволяет отнести Московскую философско-математическую школу к самостоятельному направлению, сформировавшемуся в рамках русского персонализма.
3. Павел Алексеевич Некрасов является одним из значимых представителей Московской философско-математической школы, сыгравшим ключевую роль в оформлении концептуального единства философии Школы. Осуществленная им антропологизация монадологии Лейбница и метафизики Тейхмюллера во многом определила усиление антропологической составляющей персонализма Школы.
4. Разработанная П.А. Некрасовым концепция «идеального реализма» позволяет представить личность как автономную независимую субстанцию, руководствующуюся собственной волей, и избежать пантеистических уклонений через органичное сочетание персоналистических построений с богословскими элементами православной антропологии.
5. Ключевым понятием гносеологии П.А. Некрасова выступает понятие «мерность». Использование разработанного на основе мерности математиче-ско-диалектическо-эмпирического метода позволяет Некрасову в рамках «точного познания» преодолеть характерное для европейского рационализма противопоставление знания бытию, субъекта объекту. Метод дедуктивно-индуктивного синтеза обосновывает возможность универсального знания о человеке, представляющего единство христианской догматики, философского рационализма и математической аргументации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Социально-философские и антропологические воззрения Петра Евгеньевича Астафьева, 1846-1893 гг.2001 год, кандидат философских наук Прасолов, Михаил Алексеевич
Проблема "внутреннего" опыта в философии русского персоналиста П.Е. Астафьева2015 год, кандидат наук Репин, Дмитрий Александрович
Учение о человеке С.Л. Франка в контексте современной философской антропологии2010 год, кандидат наук Ягубова, Светлана Яхшулуговна
Учение о человеке С.Л.Франка в контексте современной философской антропологии2011 год, кандидат философских наук Ягубова, Светлана Яхшулуговна
Метафизика личности в наследии Ф.М. Достоевского: философско-антропологический аспект2011 год, кандидат философских наук Корнева, Светлана Алексеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сатухин Валерий Иванович, 2017 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Авдеева, Л. Р. Персонализм / Л. Р. Авдеева // Русская философия: Словарь. Под общ. ред. М. А. Маслина. - М.: Республика, 1995. - С.367-369.
2. Алексеев, В. Г. Математика как основание критики научно-философского мировоззрения: По исследованиям Г. Тейхмюллера, Ал.Ф. Эттингене, Н.В. Бугаева, и П. А. Некрасова в связи с исследованиями автора по формальной химии / В. Г. Алексеев. - Юрьев, 1904. - 52 с.
3. Алексеев, В. Г. Н. В. Бугаев и проблема идеализма Московской математической школы / В. Г. Алексеев. - Юрьев: тип. К. Маттисена, 1905. - 60 с.
4. Андреев, А. В. Теоретические основы доверия (штрихи к портрету П. А. Некрасова) / А. В. Андреев // Историко-математические исследования. Вторая сер. Вып. 4(39). - М.: Янус-К, 1999. - 368 с. - С. 98-113.
5. Антонов, К. М. Проблема веры и разума в философии религии Л. М. Лопатина / К. М. Антонов // Вестн. ПСТГУ. I: Богословие. Философия. - 2007. - Вып. 4 (20). - С. 87-102.
6. Аппельрот, Г. Г. Замечания по поводу сообщения проф. A. М. Ляпунова в заседании Харьковского Математического Общества 10 мая 1893 года / Г. Г. Аппельрот // Математический сборник. Т. 18. -№ 4. - 1896. - С. 723-727.
7. Аскольдов, С. А. Алексей Александрович Козлов / С. А. Аскольдов; сост. и предисл. Н. П. Ильин (Мальчевский). - СПб.: РХГИ, 1997. - 272 с.
8. Астафьев, П. Е. Вера и знание в единстве мировоззрения (опыт начал критической монадологии) / П. Е. Астафьев. - М., 1893. - 206 с;
9. Астафьев, П. Е. Из итогов века, с приложением писем «Еврейство и Россия» / П. Е. Астафьев. - М., 1891. - 119 с.
10. Астафьев, П. Е. К спору с господином Вл. Соловьевым / П. Е. Астафьев // Вл. Соловьев: pro et contra. Личность и творчество Влади-
мира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 137-155.
11. Астафьев, П. Е. Наше знание о себе // Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения / П. Е. Астафьев. - М., 2000. - 538 с.
12. Бакунин, П. А. Основы веры и знания / П. А. Бакунин. - СПб., 2013. - 414 с. - С. 36-37.
13. Баранец, Н.Г. Философское сообщество: структура, нормативно-ценностные установки и дискурсивные особенности креативности (на материале университетской философии в России XIX - XX веков): автореф. дис. ... докт. филос. наук / Н. Г. Баранец. - Н. Новгород, 2004. - 38 с.
14. Белый, А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х кн. / А. Белый. - М., 1989. - 543 с - Кн. 1.
15. Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. - М.: Олма-пресс, 2000. - 351 с.
16. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М., 2004.
17. Бобров, Е.А. Teiehmüller. Neue Grundlegung der Psychologie und Logik / Е. А. Бобров // Вопр. философии и психологии. - 1891. - № 5. Кн. 9. -Специальный раздел. - С. 79-88.
18. Бобров, Е. А. Из истории критического индивидуализма / Е. А. Бобров. - Казань, 1898. - 51 с.
19. Бобров, Е. А. О понятии бытия. Учение Г. Тейхмюллера и А. А. Козлова / Е. А. Бобров. - Казань, 1898. - 76 с.
20. Бобров, Е. А. Бытие идеальное и бытие координальное. В 3 т. / Е. А. Бобров. - Юрьев, 1900.
21. Бобров, Е. А. Этюды по метафизике Лейбница / Е. А. Бобров. - Варшава, 1905. - 90 с.
22. Бугаев, Н. В. Математика как орудие научное и педагогическое (посвящается памяти Николая Ефимовича Зернова) / Н. В. Бугаев // Ма-тем. сборн. Т. 3. № 4. - 1868. - С. 183-216.
23. Бугаев, Н. В. Основные начала эволюционной монадологии / Н. В. Бугаев // Вопр. философии и психологии. - 1893. - Кн. 2 (17). -С. 26-44.
24. Бугаев, Н. В. О свободе воли / Н. В. Бугаев. - М.: тип. А. Гатцука, 1889. - 26 с.
25. Бугаев, Н. В. Математика и научно-философское миросозерцание / Н. В. Бугаев. - Киев, 1898. - 19 с.
26. Бугаев, Н. В. Введение в теорию чисел (вступительная лекция) / Н. В. Бугаев // Матем. сборн. - 1905. - Т. 25. № 2. - С. 334-348.
27. Булгаков, С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. - М., 1994. - 415 с.
28. Бурлакова, Л. Г. Методология Н.В. Бугаева, Московская философ-ско-математическая школа и принцип дополнительности / Л. Г. Бурлакова // Вестник МГУ. - 2014. Серия 7. Философия. - № 5. - С. 47-61.
29. Бэкон, Ф. Новый органон: Соч. в 2 т. / Ф. Бэкон; пер. З. Е. Александровой; изд. 2-е, испр. и доп. - М., 1978. - 592 с. - С. 5-214. -2 т.
30. Введенский, А. Подчинены ли проявления человеческой деятельности определенным законам. Статья посвящена анализу работы Некрасова «Философия и логика науки о массовых проявлениях человеческой деятельности (пересмотр оснований социальной физики Кетле)» / А. Введенский // Московские ведомости. Газета. - 1902. - № 302. С. 3-4.
31. Гаврюшин, Н. К. Забытый русский мыслитель: К 150-летию со дня рождения П.Е. Астафьева / Н. К. Гаврюшин // Вопросы философии. - 1996. -№ 12. - С. 75-83.
32. Гаврюшин, Н. К. Русское богословие. Очерки и портреты / Н. К. Гаврюшин. - Нижний Новгород, 2005. - 384 с.
33. Гайденко, П. П. Диалектический процесс как отношение мысли к данности («учение диалектического спиритуализма») (Л. М. Лопатин) / П. П. Гайденко // Лев Михайлович Лопатин; под ред. О.Т. Ермишина. - М., 2013. - С. 139-156.
34. Гайденко, П. П. Наука и христианство: противостояние или союз? / П. П. Гайденко // Христианство и наука. Сб. докладов конфер. - М.: Просветитель, 2003. - 342 с.
35. Глаголев, С. С. Факторы социальных явлений / С. С. Глаголев // Вера и разум. Журнал. - 1903. - № 1 (философский раздел). - Т. 2. ч. 1. - 514 с.
36. Гладнева, Е. В. Целостная природа человека в отечественной физиологической и психофизиологической мысли второй половины XIX - первой половины XX вв.: автореф. дис. . канд. филос. наук / Е. В. Гладнева. - СПб., 2010. - 22 с.
37. Гоббс, Т. Философские основания учения о гражданине. - Мн.: Хар-вест, М.: АСТ, 2001. - 304 с.
38. Годин, А. Е. Развитие идей Московской философско-математической школы. Изд. второе, расширенное. - М., 2006. - 377 с.
39. Горбунова, И. Г. Этическая концепция Л.М. Лопатина: автореф. дис. . канд. филос. наук / И. Г. Горбунова. - СПб., 2004.
40. Гребешев, И. В. Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - начала XX века; автореф. дис. . д-ра филос. наук / И. В. Гребешев. - М., 2010.
41. Грибов, А. Ю. В. Я. Цингер как философ, математик и педагог (к 175-летию со Дня рождения) / А. Ю. Грибов // Ярославский педагогич. вестн. - 2011. - № 3. Т. III. - С. 148-152.
42. Грот, Н. Я. О времени / Н. Я. Грот // Вопр. философии и психологии. Кн. 4(24-я). - М., 1894. - С. 381-417.
43. Гутов, Е. В. Антропология православная / Е. В. Гутов // Современный философский словарь; под общ. ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 823 с.
44. Данилевский, Н. Я. Дарвинизм. Критическое исследование Н. Я. Данилевского. В 2 т. / Н. Я. Данилевский. - СПб., 1885. - 528 с. - Т. 1. Ч. 1.
45. Данилевский, Н. Я. Дарвинизм. Критическое исследование Н. Я. Данилевского. В 2 т. / Н. Я. Данилевский. - СПб., 1885. - 680 с. - Т. 1. Ч. 2.
46. Данилевский, Н. Я. Дарвинизм. Критическое исследование Н. Я. Данилевского. В 2 т. / Н. Я. Данилевский. - СПб., 1889. - 200 с. - Т. 2.
47. Доброхотов, А. Л. Оправдание истины как философский замысел Вл. Соловьёва / А. Л. Доброхотов // Владимир Соловьёв и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьёва и 110-летию А. Ф. Лосева. - М.: Наука, 2005. - С. 64-65.
48. Дугин, А. Г. Мартин Хайдеггер: возможность русской философии / А. Г. Дугин. - М., 2011. - 500 с.
49. Евлампиев, И. И. Лейбниц и персоналистская традиция русской философии / И. И. Евлампиев // Философский век. Альманах. «Г.В.Лейбниц и Россия» Материалы Международной конференции. Санкт-Петербург, 26-27 июня 1996 года. - СПб., 1996. - С. 103-123.
50. Евлампиев, И. И. История русской философии / И. И. Евлампиев; учеб. пособие для ВУЗов. - М.: Высш. шк., 2002. - 584 с.
51. Ермичев, А. А. Основные мотивы русской философии конца XIX -начала XX века / А. А. Ермичев // Русская философия. Конец XIX - начало XX века. Антология: уч. пособие. - СПб., 1993. - С. 5-33.
52. Ермишин, О. Т. Метафизика человеческого бытия в философии Л.М. Лопатина: автореф. дис. . канд. филос. наук / О. Т. Ермишин. - М., 1997.
53. Ермишин, О. Т. Л. М. Лопатин против В. С. Соловьева (к истории одного спора) / О. Т. Ермишин // История философии. Вып. 4. - М.: ИФ РАН, 1999. - С. 44-56.
54. Замалеев, А. Ф. Курс истории русской философии / А. Ф. Замалеев. -СПб., 2009. - 238 с.
55. Зеньковский, В. E. Brunner. Der Mensch im Wiederspruch / В. Зеньковский // Путь; под ред. Н. А. Бердяева, при уч. Б. П. Вышеславцева. Янв.-апр. 1938. - № 55. - С. 81-82.
56. Зеньковский, В. В. Окамененное нечувствие / В. В. Зеньковский // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник. - М.: Столица, 1991. - С. 200-212.
57. Зеньковский, В. В. Принципы православной антропологии / В. В. Зеньковский // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник. - М.: Столица, 1991. - С. 115-148.
58. Зеньковский, В. В. Основы христианской философии / В. В. Зеньковский. - М.: Канон+, 1997. - 560 с.
59. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. - М.: Академический проект, 2001. - 880 с.
60. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. - Клин, 2002. - 271 с.
61. Ивлева, М. И. О понятии бытия в философии Е.А. Боброва / М. И. Ивлева // История философии. - М., 1999. - № 4. - С. 199-206.
62. Ильин, Н. П. Трагедия русской философии / Н. П. Ильин. - М., 2008. - 608 с.
63. Ильин (Мальчевский), Н. П. Счастливая вина. Лейбниц и "аутсайдеры" русской философии / Н. П. Ильин (Мальчевский) // Философский век.
Альманах. «Г. В. Лейбниц и Россия». Материалы междунар. конференции. Санкт-Петербург, 26-27 июня 1996 года; отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. - СПб.: СПб. НЦ, 1996. - С. 124-144.
64. История русской философии / под ред. Маслина М. А. - М., 2008. - 640 с.
65. Карпов, В. Н. Введение в философию / В. Н. Карпов. - СПб.: Тип. И. Глазунова и К, 1840. - 148 с.
66. Козлов, А. А. Свое слово / А. А. Козлов. - 1989. - № 2. - 158 с.
67. Козлов, А. А. Свое слово / А. А. Козлов. - 1990. - № 3. - 156 с.
68. Корольков, А.А. Русская духовная философия / А. А. Корольков. -СПб., 1998. - 576 с.
69. Корольков, А.А. Духовная антропология / А. А. Корольков. - СПб., 2005. - 324 с.
70. Костин, В.А. Виссарион Григорьевич Алексеев - забытое имя в математике (1866-1943) / В. А. Костин, Ю. И. Сапронов, Н. Н. Удоденко // Вестн. ВГУ. Сер. физика, математика. - 2003. - № 1. - С. 132-151.
71. Лев Михайлович Лопатин / Сборник статей под ред. О.Т. Ермишина. М.: РОССПЭН, 2013.
72. Левицкий, С. А. Очерки по истории русской философии / С. А. Левицкий. - М., 1996. - 496 с.
73. Лейбниц, Г. В. Монадология. Соч. в 4 т. / Г. В. Лейбниц. - М., 1982. - С. 413-429. - 1 т.
74. Линицкий, П. И. Пособие к изучению вопросов философии / П. И. Линицкий. - Харьков, 1892.
75. Лишаев, С.А. История русской философии. Курс лекций: уч. пособие. В 2 ч. / С. А. Лишаев. - Самара, 2004. - 274 с. - Ч. I.
76. Лишаев, С.А. История русской философии. Курс лекций: уч. пособие. В 2 ч. / С. А. Лишаев.- Самара, 2006. - 226 с. - Ч. II, кн. 1.
77. Лишаев, С.А. История русской философии. Курс лекций: уч. пособие. В 2 ч. / С. А. Лишаев. - Самара, 2006. - 240 с. - Ч. II, кн. 2.
78. Лопатин, Л. М. Князь С. Н. Трубецкой и его общее философское мировоззрение // Л. М. Лопатин. Философские характеристики и речи. - Мн.: Харнест, М.: АСТ, 2000. С. 192-293.
79. Лопатин, Л. М. Положительные задачи философии: Область умозрительных вопросов / Л. М. Лопатин. - М., 2011. - 464 с.
80. Лопатин, Л. М. Философские взгляды В. Я. Цингера / Л. М. Лопатин // Матем. сборн. Т. 28. № 1. - 1911. - С. 54-62.
81. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьев и его время / А. Ф. Лосев. - М., 2009. - 650 с.
82. Лосский, В. Н. Догматическое богословие // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. -М., 1991. - С. 200-288.
83. Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. - М., 1991. - С. 8-199.
84. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский; пер. с англ. - М., 1991. - 480 с.
85. Лосский, Н. О. Обоснование интуитивизма. Пропедевтическая теория знания / Н. О. Лосский. - СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1906. - 368 с.
86. Марков, А. А. Исчисление вероятностей / А. А. Марков; 3-е изд. -СПб., Тип. Императорской Академии Наук, 1913. - 382 с.
87. Марков, А. А. Отповедь Некрасову / А. А. Марков // Матем. сборн. Т. 28. № 2. - 1912. - С. 215-227.
88. Мачкарина, О. Д. Славянофилы о понимании личности в контексте особенностей западного и русского мышления / О. Д. Мачкарина // Вестн. Лен. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. Науч. журн. Сер. Философия. - 2011. -№ 1. - С. 55-60.
89. Мороз, В. В. Образ и статус философско-математического синтеза в истории философской мысли: автореф. дис. ... докт. филос. наук /
B. В. Мороз. - М., 2005. - 36 с.
90. Моторин, А. В. «Словесность» и «литература»: духовные основы русского и западноевропейского отношения к словесному творчеству / А. В. Моторин // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. Вып. 8: Евангельский текст в русской литературе XVШ-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. тр. Вып. 5. -
C. 17-36.
91. Мочалова, И. Н. К вопросу о философско-антропологическом обосновании образовательных идеалов / И. Н. Мочалова // Человек в современном мире: Материалы всероссийской конференции. «Философия человека. Современная культура. Общественные коммуникации». - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. - С. 418-426;
92. Мочалова, И. Н. Антропология и педагогика в эпоху переоценки ценностей / И. Н. Мочалова // Антропологические конфигурации современной философии: Материалы конференции, посвященные 250-летию Московского университета. 3-4 декабря 2004 г. - М., 2004.
93. Несмелов, В. И. Наука о человеке. В 2 т. / В. И. Несмелов. - Казань, 1898. - 466 с. - 1 т.
94. Несмелов, В. И. Наука о человеке. В Т. 2 / В. И. Несмелов. - Казань, 1903. - 478 с. - 2 т.
95. Некрасов, П. А. Теория вероятностей / П. А. Некрасов. - М.: Университетская тип., 1896. - 181 с.
96. Некрасов, П. А. Алгебраический метод решения геометрических задач на построение. Приложение алгебры к геометрии. Различные систематические способы решения геометрических задач на построение (в связи с приложением алгебры к геометрии). Конкретное истолкование геометрии Лобачевского / П. А. Некрасов. - М.: Тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1897. - 274 с.
97. Некрасов, П. А. Общие свойства массовых независимых явлений в связи с приближенным вычислением функций весьма больших чисел / П. А. Некрасов // Математический сборник. Издание математического общества, состоящего при Императорском Московском университете. -1898. - Т. 20. № 3. - С. 431-442.
98. Некрасов, П. А. Новые основания учения о вероятностях сумм и средних величин (монография) / П. А. Некрасов // Математический сборник. Издание математического общества, состоящего при Императорском Московском университете. - 1901. - Т. 21. № 4. - С. 579-764;
99. Некрасов, П. А. Философия и логика науки о массовых проявлениях человеческой деятельности (пересмотр оснований социальной физики Кет-ле) / П. А. Некрасов // Математический сборник. Издание математического общества, состоящего при Императорском Московском университете. Т. 23. № 3. - 1902. - С. 463-604.
100. Некрасов, П. А. Философские и логические основания социальной физики / П. А. Некрасов // Вопр. философии и психологии. Кн. 68 (III). - М., 1903. - С. 532-542.
101. Некрасов, П. А. Ответы П. А. Некрасова на замечания и возражения относительно философских и логических оснований социальной физики / П. А. Некрасов // Вопр. философии и психологии. Кн. 68 (III). - М., 1903. - С. 573-598.
102. Некрасов, П. А. Логика мудрых людей и мораль (Ответ В. А. Гольцеву) / П. А. Некрасов // Вопр. философии и психологии. Кн. 70 (V). - М., 1903. - С. 902-927. Некрасов, П. А. Московская философ-ско-математическая школа и ее основатели / П. А. Некрасов // Математический сборник. Издание математического общества, состоящего при Императорском Московском университете. - М., 1904. - Т. 25. № 1. - С. 3-249.
103. Некрасов, П. А. Государство и академия. Синтез (сложение) авторитетных суждений добросовестного меньшинства с мнениями моральных сил
доблестного большинства / П. А. Некрасов. - М.: тип. Г. Лисснера и Д. Совко, 1905. - 107 с.
104. Некрасов, П. А. Студенческая организация. Проект корпорации для защиты студентами их учебного права / П. А. Некрасов. - М.: Унив. тип., 1905. - 43 с.
105. Некрасов, П. А. Основы естественных и общественных наук в средней школе / П. А. Некрасов. - СПб., 1906. - 54 с.
106. Некрасов, П. А. Капитал и государственный кредит земле и труду по страховой системе. Страховая хозяйственная монополия, в ее соотношении к росту народного богатства и доходам казны / П. А. Некрасов. - М.: тип. В. А. Жданович, 1908. - 184 с.
107. Некрасов, П. А. Законы мысли, выстраиваемые на основах Триединства / П. А. Некрасов // Миссионерское Обозрение. - 1909. - Июнь. XIV. - № 6.
108. Некрасов, П. А. Математическая статистика, хозяйственное право и финансовые обороты / П. А. Некрасов. - СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1910. - 200 с.
109. Некрасов, П. А. К основам закона больших чисел, способа наименьших квадратов и статистики (ответ академику А. А. Маркову) / П. А. Некрасов // Математический сборник. Издание математического общества, состоящего при Императорском Московском университете. Т. 27. № 4. - 1911. - С. 433-451.
110. Некрасов, П. А. Вера, знание, опыт. Основной метод естественных и общественных наук (гносеологический и номографический очерк) / П. А. Некрасов. - СПб.: Склад издания у К. Л. Риккерта, 1912. - 67 с.
111. Некрасов, П. А. Общий основной метод производящих функций в приложении к исчислению вероятностей и к законам массовых явлений (четвертый ответ академику А. А. Маркову) / П. А. Некрасов // Математический сборник. Издание математического обще-
ства, состоящего при Императорском Московском университете. - 1912. -Т. 28. № 3. - С. 351-460.
112. Некрасов, П. А. Теоретико-познавательные построения в славянофильском духе / П. А. Некрасов. - Харьков: тип. Мирный Труд, 1913. - 16 с.
113. Некрасов, П. А. Промежуточная лицейская ступень между средней и высшей школами / П. А. Некрасов. - М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1913. -16 с.
114. Некрасов, П. А. Теория вероятностей и математика в средней школе: Отчет по содержанию постановлений съездов преподавателей математики и по содержанию ответов проф. и преподавателей на вопросы М-ва нар. прос. / П. А. Некрасов. - Петроград: Сенат. тип., 1915. - 139 с.
115. Некрасов, П. А. Истолкование второй теоремы Чебышева и ее вариантов / П. А. Некрасов // Математический сборник. Издание математического общества, состоящего при Императорском Московском университете. Т. 29. № 3. - 1915. - С. 315-343.
116. Некрасов, П. А. Средняя школа, математика и научная подготовка учителей / П. А. Некрасов. - Петроград: Сенатская типография, 1916. - 67 с.
117. Новикова, Л. И. Русская философия истории / Новикова, Л. И., Си-земская. - М., 1997. - 328 с.
118. Озе, Я. Ф. Персонализм и проективизм в метафизике Лотце / Я. Ф. Озе. - Юрьев, 1896. - 476 с.
119. Половинкин, С. М. П. А. Флоренский: Логос против хаоса / С. М. Половинкин. - М.: Знание, 1989. - 64 с.
120. Половинкин, С. М. Московская философско-математическая школа / С. М. Половинкин // Общественые науки в СССР. - 1991. - № 2. -С. 43-67.
121. Половинкин, С. М. Психо-аритмо-механик: философские черты портрета П. А. Некрасова / С. М. Половинкин // Вопр. истории естествознания и техники. - 1994. - № 2. - С. 109-113.
122. Половинкин, С. М. Некрасов Павел Алксеевич / С. М. Половинкин // Русская философия. Словарь; под общ. ред. М. А. Маслина. - М.: Республика, 1995. - С. 314.
123. Половинкин, С. М. Всё. (Опыт философской апологетики) / С. М. Половинкин. - М., 2004. - 164 с.
124. Половинкин, С. М. Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903 гг.) / С. М. Половинкин; общ. ред. С. М. Половинкина. - М., 2005. - 543 с.
125. Половинкин, С. М. Русская религиозная философия: Избранные статьи / С. М. Половинкин; 2-е изд., испр. - СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. - 412 с.
126. Половинкин, С. М. Князь Е. Н. Трубецкой. Жизненный и творческий путь: Биография / С. М. Половинкин. - М., 2010. - 176 с. Половинкин, С. М. Персонализм и особенности социальной стратегии (христианский персонализм П. А. Флоренского в контексте русской мысли) / С. М. Половинкин // История философии. Журнал. - 2014. - № 19. -С. 166-180.
127. Половинкин, С. М. Христианский персонализм священника Павла Флоренского. М.: РГГУ, 2015.
128. Прасолов, М. А. Социально-философские и антропологические воззрения Петра Евгеньевича Астафьева, 1846-1893 гг.: дис. . канд. филос. наук / М. А. Прасолов. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
129. Прасолов, М. А. Субъект и сущее в русском метафизическом персонализме / М. А. Прасолов. - СПб.: Астерион, 2007. - 354 с.
130. Репин, Д. А. Проблема «внутреннего» опыта в философии русского персоналиста П. Е. Астафьева: дис. . канд. филос. наук / Д. А. Репин. -Курск, 2015. - 158 с.
131. Румер, И. Б. Пантеизм и теизм в философии Тейхмюллера / И. Б. Румер // Вопр. философии и психологии. Журнал. - 1915. - Кн. 126. -С. 62-105.
132. Савина, О. А. Европейский научный мир глазами магистра чистой математики Н.В. Бугаева / О. А. Савина // Историко-математические исследования. - 2014. - Серия 2. № 15 (50). - С. 2012-229.
133. Сальникова, О. Н. Субъект самосознания в метафизическом персонализме П.Е. Астафьева: дис. ... канд. филос. наук / О. Н. Сальникова. - Белгород: БелГУ, 2011.
134. Сатухин, В. И. Русские лейбницианцы о взаимосвязи физического и интеллектуального миров: П. А. Некрасов против Л. М. Лопатина /
B. И. Сатухин // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. Науч. журн. - 2015. - № 2. Т. 2. Философия. - С. 64-73.
135. Сатухин, В. И. Соотношение веры и разума в христианской философии Л. М. Лопатина и В. В. Зеньковского / В. И. Сатухин // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. Науч. журн. - 2013. - № 2. Т. 2. Философия. - С. 55-66.
136. Сатухин, В. И. Учение о воле в философской антропологии Некрасова П. А. / В. И. Сатухин // Вестн. РХГА. - 2015. - Т. 16. Вып. 1. -
C. 121-135.
137. Софронов, Ф. В. Теория познания на основе критического эмпиризма / Ф. В. Софронов // Вопр. философии и психологии. Журнал. - М., 1899. -Кн. 48 (III). - С. 242-268;
138. Софронов, Ф. В. Соотношение общественных сил / Ф. В. Софронов // Вопр. философии и психологии. Журнал. - М., 1897. -Кн. 4 (39). - С. 569-608.
139. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться / Святитель Феофан Затворник. - Клин, 2004. - 295 с.
140. Советская математика за 20 лет / Успехи математических наук. Журнал. Вып. 4. - 1938. - С. 3-13.
141. Соловьёв, А. П. Вл. Соловьёв о средневековом миросозерцании (к вопросу о персонализме и универсализме у Вл. Соловьёва) / А. П. Соловьев // СОФИЯ: Альманах: Вып. 2: П. А. Флоренский и А. Ф. Лосев: род, миф, история. - Уфа: Издательство «Здравоохранение Башкортостана», 2007. - С. 344358.
142. Соловьев, В. С. Первое начало теоретической философии /
B. С. Соловьев // Вопр. философии и психологии. - 1897. - Кн. 5 (40). -
C. 867-915.
143. Соловьев, В. С. Об упадке средневекового миросозерцания // Соловьев В. С. Соч. в 2 т. 2-е изд. Т. 2. - М.: Мысль, 1990. - С. 339-350.
144. Соловьев, В. С. Философские начала цельного знания. Соч. в 2 т. / В. С. Соловьев; 2-изд. - М.: Мысль, 1990. - 822 [2] с. - Т. 2.
145. Соловьев, В. С. Национальный вопрос в России / В. С. Соловьев. -М.: АСТ, 2000. - 512 с.
146. Страхов, Н. Н. Борьба с Западом в нашей литературе (Герцен. - Милль. - Парижская коммуна. - Ренан. - Штраусс) / Н. Н. Страхов. - СПб.: тип. бр. Пантелеевых, 1882. - 394 с.
147. Страхов, Н. Н. О вечных истинах (мой спор о спиритизме) / Н. Н. Страхов. - СПб.: тип. брат. Пантелеевых, 1887. - 168 с.
148. Страхов, Н. Н. О времени / Н. Н. Страхов // Философские очерки; изд. И. П. Матченко. 2-е изд., доп. - Киев, 1906. - С. 405-414.
149. Таубе, М. Ф. Московская философско-математическая школа, основанная проф. Бугаевым и славянофильство Хомякова / М. Ф. Таубе. - Харьков: Мирный Труд, 1908. - 80 с.
150. Таубе, М. Ф. Свод основных законов мышления. Логика. Психологика. Металогика / М. Ф. Таубе. - Петроград, 1909. - 172 с.
151. Таубе, М. Ф. Книговедение. Приложение основных законов мышления к вопросам статистики и финансового правомерия / М. Ф. Таубе. - Харьков: Мирный Труд, 1911. - 24 с.
152. Таубе, М. Ф. Познаниеведение / М. Ф. Таубе. - Петроград, Тип. М. И. Акинфеева. - 1912. - 233 с.
153. Таубе, М. Ф. Учение о вероятностях, как путь к творческому пониманию духовного, душевного и вещественного. По поводу двух книг проф. Некрасова: «Теория вероятностей» и «Вера, знание и опыт: основной метод общественных и естественных наук. (Гносеологический и номографический очерк)» / М. Ф. Таубе. - Харьков, 1914. - 22 с.
154. Тихомиров, П. В. Математический проект реформы социологии на началах философского идеализма. Книга П.А. Некрасова: "Философия и логика науки о массовых проявлениях человеческой деятельности (пересмотр оснований социальной физики Кетле). Издание Математического общества, состоящего при Московском университете. Математический сборник. Т. 23. 1902. (стр. V + 138)", вызванные ею споры и ее научно-философское значение / П. В. Тихомиров. - Сергиев Посад: тип. Свято-Троицк. Сергиевой лавры, ценз. 1903. - 63 с.
155. Токарский, А. А. Сознание и воля / А. А. Токарский // Вопр. философии и психологии. Кн.24 (4). - М., 1894. - С. 491-522.
156. Торнуев, А.С. Философская антропология Л. М. Лопатина: автореф. дис. . канд. филос. наук / А. С. Торнуев. - СПб., 2005. - 23 с.
157. Трубецкой, Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. В 2 т. / Е. Н. Трубецкой. - М.: Товарищество тип. А. И. Мамонтова, 1913. - 420 с. -2 т.
158. Трубецкой, С. Н. О природе человеческого сознания / С. Н. Трубецкой // Вопр. философии и психологии. Журнал Московского психологического общества. Кн. 1. - 1889. - С. 83-126.
159. Трубецкой, С. Н. О природе человеческого сознания / С. Н. Трубецкой // Вопр. философии и психологии. Журнал Московского психологического общества. Кн. 3. - 1890. - С. 159-192.
160. Трубецкой, С. Н. О природе человеческого сознания / С. Н. Трубецкой // Вопр. философии и психологии. Журнал Московского психологического общества. Кн. 6. - 1891. - С. 132-156.
161. Трубецкой, С. Н. О природе человеческого сознания (окончание) / С. Н. Трубецкой // Вопр. философии и психологии. Журнал Московского психологического общества. Кн. 7. - 1891. - С. 21-56.
162. Трубецкой, С. Н. Учение о логосе в его истории / С. Н. Трубецкой. -М.: Издательство АСТ; Харьков: Фолио, 2000. - 492 с.
163. Феофан Затворник свт. Наставления в духовной жизни / Феофан Затворник свт. - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский мон., Издат. отдел Москов. Патриархата, 1994. - 188 с.
164. Феофан Затворник еп. Начертание христианского нравоучения / Феофан Затворник еп.; 2-е изд. - М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1895 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 1998). - 519 с.
165. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи / П. А. Флоренский. - М.: Изд. АСТ, 2003. - 640 с.
166. Флоренский, П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем: Сборник архивных материалов и статей / П. А. Флоренский. - М.: Городец, 2009. - 208 с.
167. Флоренский, П. А. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики). В 2 т. / П. А. Флоренский. - М.: Академический Проект, 2013. -684 с. - Т. 1.
168. Хоружий, С. С. После перерыва. Пути русской философии / С. С. Хоружий. - СПб.: Алетейя, 1994. - 448 с.
169. Храповицкий А, архиепископ: полн. собр. соч. в 3 т. / А. Храповицкий; изд. 2-е. - СПб.: изд. И. П. Тузова, 1911. - 540 с. - 2 т.
170. Цингер, В. Я. Точные науки и позитивизм / В. Я. Цингер. - М.: Московский ун-т, 1874. - 61 с.
171. Цингер, В. Я. Об отношении математического познания к наукам опытным и философским / В. Я. Цингер. - М., 1875. - 96 с.
172. Цингер, В. Я. Недоразумения во взглядах на основания геометрии / В. Я. Цингер // Приложение к «Дневнику 9-го Съезда русских естествоиспытателей и врачей». - М., 1894. - 11 с.
173. Чебышев, П. Л. О средних величинах / П. Л. Чебышев // Математический сборник. Издание математического общества, состоящего при Императорском Московском университете. - 1867. -Т. 2. № 1. - С. 1-9.
174. Шапошников, В. А. Философские взгляды Н.В. Бугаева и русская культура конца XIX - начала ХХ вв. / В. А. Шапошников // Историко-математические исследования. - 2002. - Серия 2. Т. 7. - С. 62-91.
175. Шестов, А. И. Научная педагогика и русская школа / А. И. Шестов; под ред. В. Г. Алексеева. - Юрьев, 1916. - 304 с.
176. Шейнин, О. Б. Публикации А. А. Маркова в газете «День» за 1914-1915 гг. / О. Б. Шейнин // Историко-матем. исслед. - М., Наука. -Вып. 34. - 1993. - С. 194-206;
177. Шейнин, О.Б. Статьи по истории теории вероятностей и статистики / О. Б. Шейнин // [Электронный ресурс]: http:// www.sheynin.de/dounload/geometry.pdf.
178. Яковенко, Б. В. История русской философии / Б. В. Яковенко; пер. с чеш., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Солодухина. - М.: Республика, 2003. -510 с.
179. Brunner, E. Der Mensch im Wiederspruch / E. Brunner. Tub., 1937. 568 p.
180. Lacroix, J. Le personalisme comme anti-ideologie / J Lacroix. P., 1972. P. 39-40.
181. Svetlikova, Ilona. The Moscow Pythagoreans: Mathematics, Mysticism, and Anti-Semitism in Russian Symbolism / Ilona Svetlikova. - NY: Palgrave, 2013. 184 p.
182. Teiehmüller, G. Die wirkliche und die scheinbare Welt. Neue Grundlegung der Metaphusik / G. Teiehmüller. Breslau, 1882.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.