Типология персонажей в фантастической прозе А.П. Платонова 1920-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Хейдари Марзийе
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат наук Хейдари Марзийе
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ИДЕИ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИ И ТИПЫ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА В ПУБЛИЦИСТИКЕ А.П. ПЛАТОНОВА 1920- х ГОДОВ
1.1. Влияние философских и научных идей 1920-х годов на раннее творчество А.П. Платонова
1.2. Люди нового времени в публицистике А.П. Платонова 1920- х годов
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОПЫТ ТИПОЛОГИИ ПЕРСОНАЖЕЙ ФАНТАСТИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ А.П. ПЛАТОНОВА 1920-х ГОДОВ
2.1. Проблематика и поэтика фантастических рассказов А.П. Платонова 1920- х годов
2.2. Типология персонажей фантастических рассказов А.П. Платонова
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 3. ТИПОЛОГИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ ПОВЕСТИ А.П. ПЛАТОНОВА «ЭФИРНЫЙ ТРАКТ»
3.1. Классификация главных персонажей повести «Эфирный тракт» и их эволюция
3.2. Второстепенные персонажи повести «Эфирный тракт»: типизация и
символизация
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Типология конфликтов в повестях Андрея Платонова2003 год, кандидат филологических наук Бульская, Яна Руслановна
Проза А.П. Платонова: жанры и жанровые процессы2005 год, доктор филологических наук Красовская, Светлана Игоревна
Мироздание Андрея Платонова: опыт культурологической реконструкции2010 год, доктор культурологии Брагина, Наталья Николаевна
Трагическое в творчестве А. Платонова: "Чевенгур" и "Котлован"2011 год, кандидат филологических наук Ким Ен Ук
Портрет героя в поэтике романа Андрея Платонова "Чевенгур"2011 год, кандидат филологических наук Богомолова, Мария Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология персонажей в фантастической прозе А.П. Платонова 1920-х годов»
ВВЕДЕНИЕ
Исследование творчества любого известного писателя способствуют более глубокому пониманию эстетического и культурно-исторического наследия прошлого, позволяет находить все новые стороны художественного претворения мира в уже, казалось бы, изученных произведениях.
Изучение творчества А.П. Платонова, получившее мощный импульс в конце 1980-х годов, в минувшие десятилетия ознаменовалось появлением широчайшего круга исследований творчества великого писателя XX века: философско-антропологических идей, воплощенных в художественном мире произведений, места в литературном процессе, поэтики.
В XXI веке научное изучение литературного наследия А.П. Платонова получило новую, дополнительную базу для аналитических изысканий. В 2009 году Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН опубликовал семейный архив А.П. Платонова. Благодаря этому стало возможным исследовать неизвестные работы писателя, сравнить опубликованные произведения, прошедшие многочисленные правки издателей и цензоров, с оригинальным авторским текстом. Научные сотрудники института благодаря новым материалам уточнили различные факты биографии писателя, смогли реконструировать историю написания ряда произведений, что позволило им составить историко-литературные комментарии к ним. В последние годы ИМЛИ готовит и публикует научное издание сочинений А.П. Платонова.
В результате текстологических, биографических и концептуальных исследований складывается полное и целостное представление о творческой личности А.П. Платонова, своеобразии его художественного стиля и смысловой сложности его произведений.
Все это предопределило возможность обращения к теме диссертационной работы, находящейся на пересечении различных векторов платоноведения.
Актуальность исследования определяется изучением одного из важных направлений в современном платоноведении, выявлением нравственно-эстетических, социально-прогностических, когнитивно-футурологических идей А.П. Платонова и их образных воплощений в творчестве 1920-х гг., востребованных в научном, социокультурном и художественном дискурсе начала XXI века. Исследование публицистических и художественных произведений А.П. Платонова 1920-х годов значимо для осмысления влияния философско-эстетических открытий ранней фантастической прозы на зрелое творчество писателя в контексте русской и мировой литературы, отражает интерес литературоведения к влиянию фантастики 1920-х годов на литературный процесс в целом, включая современные тенденции развития фантастической прозы.
Степень изученности темы В литературоведении существует солидная база исследований, посвященных изучению фантастики в творчестве А.П. Платонова. Внимание ученых привлекает специфика фантастического повествования, изучается влияние других авторов фантастических произведений на создание его фантастической прозы, исследуются представления писателя об устройстве мира и роли человека в нем, анализируется поэтика фантастических произведений. Система персонажей как существенная сторона поэтики произведений
A.П. Платонова также рассматривалась со стороны характерологии, художественного генезиса тех или иных героев, отчасти - типологии и др.
К.А. Баршт, М.Я. Геллер, М.А. Дмитровская, И.В. Кириллова, Н.В. Корниенко, А.В. Короткова, Н.М. Малыгина, И.И. Матвеева, С.Г. Семенова, Я.В. Солдаткина, Е.Д. Толстая-Сегал, Н.П. Хрящева,
B.А. Чалмаев, Е.А. Яблоков и другие исследователи активно обращались и обращаются к платоновским художественным и публицистическим произведениям, рассматривая их в различных содержательных аспектах, соотносимых с темой диссертационного исследования.
Одной из первых научных работ, посвященных целостному исследованию фантастического мира А.П. Платонова, является диссертационное исследование Е.М. Мамонтовой «Фантастика в художественной прозе А.П. Платонова 20-х-40-х годов двадцатого века»1. В ней автор поднимает вопрос об особенностях фантастических произведений писателя, в частности, приемах, при помощи которых он создает своих персонажей. Продуктивные идеи для дальнейшего исследования фантастики в творчестве А.П. Платонова в аспекте изучения жанровых форм, их генезиса, сюжетно-композиционной организации фантастических произведений содержится в статьях М.В. Заваркиной и О.А. Павловой.2
Типология платоновских персонажей разрабатывалась многими исследователями творчества писателя. Одной из первых попыток определения типа платоновских персонажей можно считать работу В.В. Эйдиновой, в которой она рассматривает стиль и жанр рассказов А.П. Платонова 1920-х годов. Литературовед утверждает, что мыслящий герой в произведениях А.П. Платонова является близким автору по «субъективному повествованию»3.
Н.М. Малыгина классифицирует типы героев А.П. Платонова на основании представлений писателя о развитии «природного вещества» и особое внимание уделяет «преобразователям природы». В произведениях А.П. Платонова герои-преобразователи практически всегда выступают как изобретатели, авторы глобальных научных открытий: вечного двигателя («Маркун») (1920), переустройства земного шара («Сатана мысли») (1921),
1 Мамонтова Е. М. Фантастика в художественной прозе Андрея Платонова 20-х-40-х годов двадцатого века: дис. ... канд. филол. наук. — М., 1997.
2 См.: Заваркина М. В. Фантастический мир Андрея Платонова // Проблемы исторической поэтики. - 2016. - №4. - С.198-210; Павлова О. А. Синтез метажанров научной фантастики, жития и героического эпоса в структуре утопических рассказов А. Платонова первой половины 1920-х годов // Вестник ВолГУ. - Серия 8. - Вып. 11. -2012. - С.25-35.
3 Эйдинова В. В. Рассказы А. Платонова 20-х годов (стиль и жанр) // Проблемы стиля и жанра в советской литературе. Вып. 9. - Свердловск, 1976. - С.91.
машины для полета на луну («Лунные изыскания») (1926), выращивания искусственных электронов («Эфирный тракт») (1926-1927), создания бессмертного человека («Рассказ о многих интересных вещах») (1923).
H.М. Малыгина относит героев А.П. Платонова к четырем основным типам:
I. естественный, природный человек, «представляющий собою единое целое с природой, отличающийся «сонным» сознанием, «засыпанным песком существования»1;
2. сверхчеловек, главной целью которого является глобальная трансформация материи путем ее отрицания и «пересотворение» мира, сначала уничтожение и последующее за ним возрождение человека в новом качестве, удовлетворяющем его потребности в бессмертии и неограниченной свободе2;
3. человек, спасающий мир, «тип героя, определяемый автором как "спасенный спаситель"»3, близкий к образу Христа;
4. странствующий человек, стремящийся к гармонии с миром, беспокоящийся о «всеобщей судьбе», склонный к правдоискательству, способный «сохранять в себе человеческую душу»4.
Еще одна классификация героев А.П. Платонова содержится в исследовании «Структура художественного мира А. Платонова» И.В. Савельзона. Он делит основных персонажей по типу отношения к окружающей действительности:
1) хранитель памяти;
2) странник;
1 Малыгина Н. М. Художественный мир Андрея Платонова. - М., 1995. - С. 26.
2 Там же. - С. 30.
3 Там же. - С. 38.
4 Там же. - С. 41.
3) труженик1.
Л.П. Фоменко в статье «К вопросу о концепции героя в творчестве А.П. Платонова 20-х годов» высказывает мысль о том, что целый ряд героев в произведениях автора можно отнести к традиционному для русской литературы типу «маленького человека»2.
Е.А. Яблоков, определяя, как смыслонесущую конфликтную гносеологическую ситуацию, когда персонаж А.П. Платонова ощущает неполноту, частичность любого акта познания, освоения реальности, выявляет художественный поиск А.П. Платоновым человека, наиболее «адекватного» миру. В смысле указанного поиска полноты жизни персонажи А.П. Платонова тяготеют к трем ведущим типам: «естественный» человек, для которого доминирующим является инстинктивно-природное начало, деятель-утопист (рационально-волевое начало), «странник» (интуитивно-духовное начало). Отделившиеся друг от друга «деятели» и «странники» - следствие распада в середине 1920-х годов типа «гения», «Прометея». Идеальным, по мнению исследователя, «совокупным» человеком выступает у А.П. Платонова женщина3. В женских персонажах, их поведении, может быть заключена идя «всеединства»; в самостоятельную группу выделяются женские персонажи «софийно-богородичного типа», которая формирует особый тип4.
Специально обращена к научно-фантастическим повестям типология героев, предложенная С.Г. Семеновой в 1994 г. «Новый эволюционный тип, человек разумный, исследующий» - это платоновские искатели и преобразователи, у которых половое влечение преображается в энергию мысли и волевого, деятельностного начала. В фантастической прозе
1 Савельзон И. В. Структура художественного мира А. Платонова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1992.
2 Фоменко Л. П. К вопросу о концепции героя в творчестве А. Платонова 20-х годов // Творчество А. Платонова: Статьи и сообщения. - Воронеж, 1970. - С.45.
3 Яблоков Е.А. О типологии персонажей А. Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 1. - М., 1994. - С.194-195, 202.
4 Яблоков Е.А. Дети и взрослые в мире Андрея Платонова. - М., 2021. - С.66,78 и др.
1920- х гг. исследователь видит два подтипа этого типа: жесткий, «бомбардирующий» мир «пертурбациями своего мозга», влекущий катастрофические последствия, и более мягкий, «зрелый», где герои укоренены в семье, их характеры осложнены любовным чувством, но «тем не менее вся их страсть - в их идее и деле». 1
И.И. Матвеева, развивая идеи литературоведов о значимых типах персонажей 1920-х годов, определяет главный тип рассказов А.П. Платонова этих лет как «тип героя-сверхчеловека, ученого, инженера (иногда самоучки)», который стремится преобразовать материю, уничтожить ее, чтобы на новой спирали развития возродить в новом качестве. В то же время исследователь отмечает также открытый в начале 1920-х годов А.П. Платоновым (и распространенный в разных жанрово-тематических группах прозы этого периода) тип: «безбытный юродивый, смешной и наивный чудак». Отличительны черты этого типа -созерцательность, углубленность в размышления, рефлексию, стремление сняться с обжитого места ради поиска истины 2, что роднит его с типом странника. К этому типу относится и Фома Пухов, герой повести «Сокровенный человек», (1927) (вобравший, в нашем представлении, некоторые черты ранее созданных А.П. Платоновым персонажей его прозы): представитель народа, простой рабочий, относящийся к тяготам жизни философски, даже с шуткой, сирота, странник и философ3.
Исследователь творчества А.П. Платонова И.В. Кириллова, находит иной принцип для новой классификации персонажей: она делит персонажей на основе ведущего канала восприятия мира:
1 Семенова С.Г. Юродство проповеди: Метафизика и поэтика Андрея Платонова /сост., предисл. А.Г. Гачевой. - М., 2020. — С. 52-53. Первая публикация: Семенова С.Г. «Тайное тайных» Андрея Платонова (Эрос и пол) //с. 53, 53. «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М.: Наследие, Наука, 1994. С. 73 -131.
2 Матвеева И.И. «Резцом эпох и молотом времен» Судьба и творчество Андрея Платонова. - М.,2013 - С. 34, 39
3 Матвеева И.И. "Сокровенный человек Андрея Платонова" как новый литературный тип // Словесное искусство серебряного века и русского зарубежья в контексте эпохи (Смирновские чтения) - М.: МГПУ 2016. - С. 235-241
1) героев сердца, чувственных, переживающих;
2) героев ума, сдержанных и эгоистичных1.
Кроме того, литературовед видит в числе основополагающих платоновских образов образ ребенка, который может дополнить реестр типов и изображается А.П. Платоновым как «владыка» человечества, в судьбе которого есть жизнь настоящего и будущего, что отражает личное мировоззрение автора2.
Заметим, что, по мнению Е.А. Яблокова, в часто встречающемся у А.П. Платонова образе ребенка-сироты отсутствуют возрастные психологические черты, это как правило, не ребенок, а «маленький взрослый»3. В современном исследовании Е.А Яблоков выявляет различные функционально-характерологические группы детей, детскости в их взаимоотношениях со взрослыми, взрослостью4.
Таким образом, существующие типологии персонажей А.П. Платонова учитывают преимущественно образы главных героев или их антиподов и касаются по большей части зрелых, самых известных произведений автора. На сегодняшний момент не существует системной классификации персонажей фантастических прозаических произведений А.П. Платонова 1920- х гг., позволяющей делать выводы о типологии героев фантастической прозы и ее эволюции.
Новизна нашего исследования заключается в построении общей для всех фантастических произведений А.П. Платонова 1920-х годов типологии персонажей, в выявлении связи типологии персонажей с научно-аксиологическими и культурно-антропологическими взглядами писателя, выраженными в публицистике, в выявлении эволюции типов персонажей от
1 Кириллова И. В. Типология героев А. Платонова // Известия ВГПУ - 2007. - № 5. -С. 120.
2 Там же, С 121.
3 Яблоков Е.А. Художественная философия природы: (Творчество М. Пришвина и А. Платонова середины 20-х - начала 30-х годов) // Советская литература в прошлом и настоящем. - М., 1990. - С. 55-71.
4 Яблоков Е.А. Дети и взрослые в мире Андрея Платонова. - М., 2021.
ранних рассказов к повести «Эфирный тракт», ставшей важной вехой в развитии творчества писателя на пути к романам и повестям рубежа 1920- х- 30-х годов.
Материалом исследования послужили публицистические статьи и научно-фантастические произведения 1920-х годов, к которым соискатель относит рассказы «Маркун», «Сатана мысли», «Потомки Солнца», «Приключения Баклажанова», «В мастерских», «Жажда нищего», «Рассказ о многих интересных вещах», «Лунные изыскания» («Лунная бомба»), «В звездной пустыне». Для полноты картины исследования автор привлек к анализу повесть «Эфирный тракт» (1927 г.), так как это произведение в творчестве писателя считается переломным и переходным. К тому же, эта повесть замыкает собой цикл научно-фантастических произведений А.П. Платонова и интересна тем, что находится на стыке творчества писателя, когда он отходит от непосредственного революционного пафоса и утопических идей и движется в сторону более сложного, многоаспектного художественного постижения реальности. Именно это стало причиной того, что в повести можно проследить существенные изменения в характере персонажей, что приводит к некоторой «подвижности» их типологии.
Стихотворный лирический сборник А.П.Платонова «Голубая глубина» (1922) фрагментарно привлекается к анализу, т.к. имеет отдельные образно-тематические параллели к фантастической прозе писателя.
Предметом исследования является система персонажей научно-фантастической прозы А.П. Платонова 1920-х годов.
Объект исследования — в качестве объекта исследования выбраны публицистические и художественные произведения А.П. Платонова в аспекте типологии персонажей фантастической прозы 1920-х годов.
Цель исследования — разработать типологию персонажей научно-фантастической прозы А.П. Платонова 1920-х годов в контексте культурно-философских идей эпохи и мировоззренческих исканий писателя.
Для достижения цели исследования в нашей работе необходимо решить следующие задачи:
1. Определить мировоззренческие ориентиры А.П. Платонова как автора фантастической прозы в идейно-философском контексте эпохи;
2. Выявить в публицистике писателя предпосылки образа человека-преобразователя как нового социально-антропологического феномена, воплощенного в фантастической прозе 1920-х годов;
3. Исследовать системную типологию персонажей фантастических рассказов А.П. Платонова;
4. Выявить художественную эволюцию главных и второстепенных персонажей в повести «Эфирный тракт» в соответствии с типологией.
5. Изучить динамику типов персонажей от ранних рассказов к повести «Эфирный тракт».
Положения, выносимые на защиту:
1. В публицистике А.П. Платонова 1920-х годов, воплощающей идеи глобального переустройства Вселенной благодаря всеобщему единению людей, их разуму и самоотверженному труду, теоретически оформляется тип нового человека, человека-преобразователя (труженика, ученого-инженера, художника); намечаются социально-психологические характеристики новых людей, которые раскрываются в художественных образах фантастической прозы писателя этого периода.
2. Рассказы А.П. Платонова («Маркун», «Сатана мысли», «Потомки Солнца», «Приключения Баклажанова», «В мастерских», «Жажда нищего», «Рассказ о многих интересных вещах», «Лунные изыскания» («Лунная бомба»), «В звездной пустыне») и повесть «Эфирный тракт», примыкающая к ним и по времени, и по сходству решаемых художественных задач, можно отнести типологически к научной фантастике на основании эстетического воплощенного футурологического прогноза, художественного предвидения научных и социальных процессов. Фантастика, разрабатываемая в платоновских произведениях, представляет собой художественную
символизацию научной гипотезы, которая определяет и развитие сюжета, и тип персонажа, и уровень философско-эстетического обобщения.
3. Анализ творчества А.П. Платонова 1920-х годов позволяет утверждать, что в научно-фантастических произведениях автор стремится представить и художественными средствами смоделировать возможность построения нового мира, а вместе с ним и нового человека. Базовый тип нового человека, отчасти отражающий энтузиазм послереволюционных лет, отчасти - эстетический идеал самого А.П. Платонова в отношении субъекта природы и истории, в полной мере воплощается в типах персонажей его фантастических произведений и их вариациях.
4. Специфика персонажей А.П. Платонова выявляется через их отношение к гармонии, которая есть способность к самореализации каждого человека. Социальная же гармония, в свою очередь, возможна благодаря научному преобразованию мира, совершающемуся посредством разума, который расценивается как главное оружие человека -преобразователя мира, Вселенной.
5. На основании художественных принципов изображения А.П. Платоновым активного освоения и усовершенствования персонажем окружающей действительности, его места в социуме предлагается типология персонажей научно-фантастических произведений 1920-х годов: народная масса; преобразователи мира; странники.
Заслуживают отдельных типологических групп герои, выделенные по гендерному и возрастному принципу и наделенные самодостаточным комплексом черт.
6. Типология персонажей повести «Эфирный тракт», в которой окончательно складываются и получают четкие характеристики персонажи, важные для зрелого творчества А.П. Платонова, обогащается синтезом культурно-антропологических характеристик человека новой эпохи. При сохранении всех выделенных в рассказах 1920-х гг. типов происходит слияние двух типов: человека-преобразователя и странника, поскольку
именно в данной повести А.П. Платонов находит способ воплотить в одном персонаже сложность человеческой природы и вселенной, что станет принципиально важным в последующих произведениях писателя. В «Эфирном тракте» странничество является особым признаком личности, говорящим о высоком духовном уровне развития персонажа.
Методологическая база диссертации является культурно-историческая и философско-эстетическая парадигма современного литературоведения; использовался комплекс методов исследования, среди которых сравнительно-типологический, системно-целостный,
биографический.
Категорией поэтики, которая выступает центральной в ходе исследования, является тип. Согласно определению Н.Д. Тамарченко, тип - персонаж особого рода: представляющий собой готовую и объективированную автором "сверхиндивидуальную" (Г. фон Вильперт) внешнюю форму человека <...>, прочно связанную с его предметным окружением (социальной средой, бытом) и включающую в себя непроизвольно заимствованный или усвоенный устойчивый принцип поведения: в этом смысле тип - <по М.М. Бахтину> "пассивная позиция коллективной личности"»1. Тип как литературный персонаж, представленный в значительном обобщении, в наиболее выдающихся чертах, соотносим с характером, являясь обобщением его повторяющихся черт. Типология выступает опытом выявления системы типов в произведении/произведениях (метатексте). Синонимичным типологии рабочим термином в работе является классификация.
Под фантастикой в данной работе понимается особый вид художественной литературы, в которой авторский вымысел может охватывать как изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений, так и создание особого - нереального, отчужденного от
1 Тамарченко Н.Д. Тип // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. — М., 2008. — 263 с.
жизнеподобной «реальности» в художественном времени и пространстве -мира. Фантастика может быть реализована в разных направлениях/подвидах и жанрах.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования выявленной типологии персонажей исследуемых произведений А.П. Платонова 1920-х годов для построения, во-первых, общей типологии персонажей во всех ранних произведениях писателя, во-вторых, для создания системной и целостной классификации персонажей всего творчества А.П. Платонова, в-третьих, для разработки персонажных типологических групп в широком литературном процессе.
Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в образовательных вузовских программах по русской литературе XX века, в историко-литературных научных работах. Результаты исследования могут служить основой для выявления типологических связей литератур России и Ирана.
Апробация работы. Материалы диссертационного исследования отражены в докладах:
1) III Анциферовские чтения, международная научная конференция, посвященная 125-летию со дня рождения Н.П. Анциферова, 3-6 декабря 2014 года. (Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Государственный литературный музей, Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Музей-библиотека Н.Ф. Федорова);
2) Международная научная конференция «Утопия и эсхатология в литературе, искусстве и философской мысли русского модернизма» (Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 24-27 июня 2015);
3) V Международная конференция аспирантов и молодых ученых «Автор-писатель-литератор в динамике художественного процесса»
(Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 20-21 апреля 2016);
4) IX научная конференция иранских студентов в РФ / 9th Conference of Iranian Students in Russian Federation (Екатеринбург, Уральский государственный университет, 24-26 апреля 2015).
5) Научно-практическая молодежная конференция «Мотивы и поэтика естества сокровенности в прозе Андрея Платонова и Бориса Пильняка» (Москва, Московский педагогический государственный университет, 18 октября 2019).
По теме диссертации опубликованы статьи в периодических изданиях, включённых в перечень научных изданий ВАК РФ:
1. Родная слобода в сознании автора и героев ранних рассказов и повести «Эфирный тракт» А.П. Платонова // Международный аспирантский вестник: русский язык за рубежом. — 2017. — № 1 / 2017. — С. 23-27.
2. Русскость — всемирность в ценностном (аксиологическом) поле героев фантастических произведений А. Платонова 1920-х годов // Филологические науки: вопросы теории и практики. — 2018. — № 1(79). Ч. 2. — С. 256-258.
3. Тип инженера-преобразователя в двух научно-фантастических произведениях 20-х гг. ХХ века «Эфирный тракт» и «Гиперболоид инженера Гарина» // Филологические науки: вопросы теории и практики. — 2019. — Т.12. — С. 39-43.
4. Образы женщин в повести «Эфирного тракта» А.П. Платонова: опыт построения типологии // Филологические науки: вопросы теории и практики. — 2022. — Т.15. — С. 673-677.
По теме диссертации опубликованы также 3 статьи в других научных периодических изданиях:
1. «Из бездн темной природы...». Философия преображения в публицистике А.П. Платонова 1920-х годов // Научные ведомости
Белгородского государственного университета: Серия. Философия Социология. Право. — 2017. — №17 (265). Вып.4. — С. 161-166.
2. Картины научных изысканий в повести А.П. Платонова «Эфирный тракт»: динамика утопических и эсхатологических мотивов // Международный научный журнал «Молодой ученый». — 2016. — №10 (114). — С.1507-1508.
3. К вопросу о творческой истории повести А.П. Платонова «Эфирный тракт» // Творческая история произведения как историко-литературная и теоретическая проблема: фольклорный, биографический аспекты. — Чита, 2016. — С.185-187.
Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 203 источника.
В первой главе представлен анализ публицистического творчества А.П. Платонова 1920-х годов.
Прежде всего, здесь рассматривается влияние в этот период на А.П. Платонова как автора фантастической прозы других авторов, философов, общественных деятелей на платоновскую концепцию воплощения человека как преобразователя и создателя нового мира. Ранняя публицистика, важнейшее звено в творчестве А.П. Платонова 1920-х годов, также анализируется с точки зрения воплощенных в нем типов нового человека, поэтому в главе представлена попытка типологизации «персонажей» публицистики.
Во второй главе подробно изучаются персонажи научно-фантастических рассказов А.П. Платонова 1920-х годов. Их образы даны исходя из существующих в современном литературоведении характерологических концепций. Исследуются принятые в российском литературоведении типологические принципы анализа персонажей А.П. Платонова, на основе анализа системы персонажей прозаических
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Типология русской магической прозы: повести и рассказы 1920-х годов2023 год, кандидат наук Апалькова Елизавета Сергеевна
Традиции Андрея Платонова в философско-эстетических исканиях русской прозы второй половины XX - начала XXI вв.2010 год, доктор филологических наук Серафимова, Вера Дмитриевна
"Особенности ономастики Андрея Платонова (ранние и биографические произведения)2020 год, кандидат наук Чыонг Тхи Фыонг Тхань
Творчество Андрея Платонова в политическом и культурном контексте: Повесть "Котлован" и пьеса "Шарманка"2004 год, кандидат филологических наук Дужина, Наталья Ильинична
Принципы организации художественного времени и пространства в прозе А. П.Платонова двадцатых годов2000 год, кандидат филологических наук Ласкина, Наталья Олеговна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хейдари Марзийе, 2022 год
II. Библиография
20. Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох / Историческая поэтика. // Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. — М.: Наследие, 1994. — С. 3-38.
21. Аверинцев С.С. Архетипы // Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1980. Т.1. — С. 110-111.
22. Антонова, Е.В. «Безвестное и тайное премудрости...» (Догматическое сознание в творчестве А. Платонова) / Е.В. Антонова // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. - М.: ИМЛИ РАН, 1995. — Вып. 2. — С. 39-54.
23. Антонова, Е.В. Книги Андрея Платонова в критике 1927-1930 гг. / Е.В. Антонова // «Страна философов» Андрея Платонова. Вып. 6. — М.: ИМЛИ РАН, 2006. — С. 41-65.
24. Бальбуров, Э.А. А. Платонов и М. Пришвин: две грани русского космизма / Э.А. Бальбуров // Роль традиции в литературной жизни эпохи: сюжеты и мотивы. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. — С.111-127
25. Баршт, К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова /К.А. Баршт. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. — 480 с.
26. Баршт, К.А. «Эфирный ветер» и общая теория относительности
A. Эйнштейна в произведениях А. Платонова: имитация и интерпретация / К.А. Баршт // Вестник ТГПУ — Вып. 7 (109). — 2011. — С. 122-128.
27. Баршт, К.А. Космологический диегесис Платонова: теория эфира, времени и пространства в произведениях писателя и современное ему естественно-научно мысли / К.А. Баршт // Wiener Slawistishcer Alamanach. — 2009. — № 63. — S. 121-149.
28. Баршт, К.А. Онтологические ресурсы вещества (Н.Ф. Федоров,
B.И. Вернадский, А.П. Платонов) / К.А. Баршт // На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829-1903).
— М.: Пашков дом, 2004. — С. 264-281.
29. Баршт, К.А. Семантика профессии в прозе Платонова. (К вопросу о типологии платоновских персонажей) / К.А. Баршт // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 3.
— СПб.: Наука, 2004. — С.121-143
30. Баршт, К.А. Художественная антропология Андрея Платонова / К.А. Баршт. — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2001. — 184 с.
31. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин, [Прим. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова] — М.: Искусство, 1979.
— 423 с.
32. Белоусова, Е.Г. Русская проза рубежа 1920-1930-х годов: кристаллизация стиля: (И. Бунин, В. Набоков, М. Горький, А. Платонов) / Е.Г. Белоусова. — Челябинск, 2007. — 271 с.
33. Белоусова, Е.Г. «Связь» и «Предел» как структурные основания стиля А. Платонова (на материале дневниковой, публицистической и литературно-критической прозы писателя 1920-1930-х годов) / Е.Г. Белоусова // Вестник ВолГУ Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2014. №1.С. 6-11.
34. Богданович, Т.К. Проблема героя в творчестве Андрея Платонова в свете его социально-философских и эстетических исканий 20-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. / Т.К. Богданович — М., 1979. — 24с.
35. Бритиков, А.Ф. Эволюция научной фантастики / А.Ф. Бритиков // О прогрессе в литературе. — Л.: Наука, 1977. — С. 209-237.
36. Бронникова Е. В. От памяти к беспамятству: к вопросу о типологии персонажей в романе Платонова «Чевенгур» // Вестник ЧелГУ - 2009. - №5. - С.13-16.
37. Булыгин А. К., Гущин А. Г. Плач об умершем Боге. Повесть-притча Андрея Платонова «Котлован»/ А.К. Булыгин,
A.Г. Гущин. — Москва-Мюнхен: IM WERDEN WERLAG, 2004. — 144с.
38. Варава, В.В. Андрей Платонов. Философское дело /
B.В. Варава // Сборник научных статей под ред. В. В. Варавы,
C.А. Никольского. — Воронеж.: изд. дом ВГУ, 2014. — 352с.
39. Варламов, А.Н. Андрей Платонов: жизнь замечательных людей /
A.Н. Варламов. — М.: Молодая гвардия, 2011. — 544 с.
40. Васильев, В.В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества /
B.В. Васильев. — М.: Современник, 1982. — 230 с.
41. Верин, В.А. Газетная публицистика Андрея Платонова (19181925 гг.) и ее значение для художественного творчества писателя:
автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.А. Верин. — М., 1987. — 22 с.
42. Вернадский, В. И. Проблемы биогеохимии. Вып. 2. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тел биосферы/ В.И. Вернадский. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1939. — 34 с.
43. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. — М.: Наука, 2012. — 261 с.
44. Возвращаясь к Платонову: вопросы рецепции. Сборник статей / под ред. Б.В. Дооге, Т. Лангерака, Е.А. Яблокова]. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. — 550 с.
45. Воротынцева, Т. Проблема научного эксперимента в «Эфирном тракте» А. Платонова и «Роковых яйцах» М. Булгакова / Т. Воротынцева // «Страна философов» Андрея Платонова. — М., 2000. — Вып. 4. — С. 225-229.
46. Вьюгин, В.Ю. Андрей Платонов: поэтика загадки (Очерк становления и эволюции стиля): автореф. дис. ... доктора филол. наук / В.Ю. Вьюгин. — СПб, 2005. — 48 с.
47. Гальцева, Р.А. Очерки русской утопической мысли ХХ века / Р.А. Гальцева. — М.: Наука, 1991. — 208 с.
48. Гачева, А.Г., Казнина, О.А., Семенова, С.Г. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов / А.Г. Гачева, О.А. Казнина, С.Г. Семенова. — М.: ИМЛИ РАН, 2003. — 400 с.
49. Геллер, Л.М. Наука и миф, гротеск и поэзия: четыре стихии «Ювенильного моря» / Л. Геллер // Поэтика Андрея Платонова: на пути к «Ювенильному морю». — Белград, 2013. — С. 103-133.
50. Геллер, М.Я. Андрей Платонов в поисках счастья / М. Я. Геллер. — Париж: Изд-во Ymca-Press, 1998. — 408 с.
51. Герасимова, М.А. Поиск истины в творчестве А. Платонова / М.А. Герасимова // Вестник РУДН. Сер. Литературоведение. Журналистика. — 2014. — №3. — С.13-18.
52. Голованов, И.А. Поиски героя времени в публицистике и художественном творчестве А Платонова 1920- х годов / И.А. Голованов // Вестник Чел ГУ — 2014. — №23 (352) — С. 17- 20.
53. Грязнова, А.Ю. Сюжет сиротства в творчестве Андрея Платонова / А.Ю. Грязнова // Русская литература и философия: постижение человека. Материалы Третьей Всероссийской научно-практич. конференции. Липецк, 2011. — С. 111-115.
54. Гусев, С.В. Апология массового познания и целостная картина творчества Андрея Платонова / С.В. Гусев // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. — М.: ИМЛИ РАН — Наследие, 2000. — Вып. 4. — С. 262-270.
55. Гюнтер Х. Жанровые проблемы утопии и «Чевенгур» А. Платонова / Х. Гюнтер // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. — М.: Прогресс, 1991. — С. 252-276.
56. Гюнтер Х. По обе стороны утопии. Контексты творчества А. Платонова — М.: НЛО, 2011. — 208 с.
57. Демина, Л.И. Своеобразие публицистики А. Платонова 20-х годов XX века / Л.И. Демина // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2008. — Вып. 1 (29). — С. 25- 27.
58. Дмитровская, М.А. Феномен пустоты: взгляд А. Платонова на особенности человеческого сознания / М.А. Дмитровская // Художественное мышление в литературе XIX -XX веков. — Калининград: [б.и.], 1994. — С.80-89.
59. Дмитровская, М.А. Макрокосм и микрокосм в художественном мире А. Платонова / М.А. Дмитровская. — Калининград: Калинингр. гос. ун-т., 1998. — 80 с.
60. Дмитровская, М.А. Язык и миросозерцание А. Платонова: автореф. дис. ... доктора филол. наук: 10.02.01 / М.А. Дмитровская. — М., 1999. — 50 с.
61. Дмитровская, М.А. Персонажи георгиевского ряда у Платонова в историко-культурной перспективе / М.А. Дмитровская // Балтийский филологический курьер. — 2003. — № 3. — С. 9-53.
62. Долгина, Е.С. Проблема дефиниций «утопия» и «научная фантастика» в историческом дискурсе / Е.С. Долгина // Мир науки, культуры, образования. — Вып. № 6 (37), 2012. — С. 3039.
63. Дубин, Б.В. Рейтблат, А.И. Социальное воображение в советской научной фантастике 20-х гг. (обзор) / Б.В. Дубин, А.И. Рейтблат // Социокультурные утопии ХХ века. — М.: ИНИОН, 1988. — Вып. 6. — С. 14-48.
64. Дугин, А.Г. Магический большевизм Андрея Платонова / А.Г. Дугин // Русская Вещь. Очерки национальной философии: в 2 т. — Т.2. — М.: Арктогея-центр, 2001. — С. 85-113.
65. Дырдин, А.А. Потаенный мыслитель (творческое сознание Андрея Платонова в свете русской духовности и культуры / А.А. Дырдин. — Ульяновск: УЛГТУ, 2000. — 172 с.
66. Еремченко О. З. Учение о биосфере: Учеб. пособие. - Изд. 2-е, доп. / Перм. ун-т. - Пермь, 2004. - 251 с.
67. Ефимова, Н.М. Об особенностях мировоззрения А. Платонова / Н.М. Ефимова // Культура и творчество. — Киров: [б.и.], 1993. — С. 119-126
68. Ефимова, Н.М. Русский космизм о природе жизни и смерти: Н. Федоров, К. Циолковский, А. Платонов: дис. ... кандидат филос. наук.: 09.00.03. / Н.М. Ефимова — Киров: [б.и.], 1996. — 176 с.
69. Заваркина, М.В. Фантастический мир Андрея Платонова / М.В. Заваркина // Проблемы исторической поэтики. 2016. №4. С. 198 210.
70. Захаров, В.Н. Условность и фантастика (взаимоотношение категорий) / В.Н. Захаров // Жанр и композиция литературного произведения. — Петрозаводск, 1986. — С. 47-54.
71. Злыднева Н.В. Мотивика прозы Андрея Платонова. — М.: Институт славяноведения РАН, 2006. — 224 с.
72. Иванова, Л.А. Личность и действительность в творчестве Андрея Платонова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. (10.641) / Воронеж. гос. ун-т им. Ленинского комсомола. — Воронеж: [б. и.], 1973. — 20 с.
73. Ильюшик, В.Н. Время и пространство в повести Андрея Платонова «Эфирный тракт» / В.Н. Ильюшик // Русская филология. — Тарту, 2004. — № 15. — С. 111-114.
74. Ильюшик, В.Н. Текст судьбы в «Эфирном тракте» Андрея Платонова / В.Н. Ильюшик // Языковая семантика и образ мира. — Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. — Ч. 1. — С. 194197.
75. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена: Учебное пособие / Отв. ред. С.И. Кормилов. — М.: Изд-во МГУ, 1998. — 480 с.
76. История русской литературы ХХ - начала XXI века. Учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением. Часть II (19251990 годы) / Сост. и науч. ред. проф. В.И. Коровин. — М.: ВЛАДОС, 2014. — 2257 с.
77. Кагарлицкий, Ю.И. Что такое фантастика? / Ю.И. Кагарлицкий. — М.: Художественная литература, 1974. — 352 с.
78. Кириллова, И.В. Типология героев А. Платонова / И.В. Кириллова — Известия ВГПУ — 2007. — №5. — С. 119-123.
79. Колесникова, Е.И. Творчество Андрея Платонова / Е.И. Колесникова // Исследования и материалы. Кн.3. — СПб.: Наука, 2004. — 556 с.
80. Колотовченкова, Е. Федоровские мотивы в «Рассказе о многих интересных вещах» Андрея Платонова / Е. Колотовченкова // Философия бессмертия и воскрешения. — М.: Наследие, 1996. Вып. 2. — С. 153-161.
81. Короткова, А.В. Народный характер в прозе А. Платонова 1920- 1930-х годов/ А.В. Короткова // Короткова А.В., Хафизова В.Е. Андрей Платонов и Михаил Булгаков: вопросы поэтики. — Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2007. — С. 6-72.
82. Корниенко, Н.В. Философские искания и особенности художественного метода А. Платонова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. / Н.В. Корниенко. — Л., 1979. — 19 с.
83. Корниенко, Н.В. История текста и биография А.П. Платонова (1926-1946) / Н.В. Корниенко // Здесь и теперь. Литература, философия, Культура. № 1. — М., 1993. — 320 с.
84. Корниенко, Н.В. «Сказано русским языком. ». Андрей Платонов и Михаил Шолохов: Встречи в русской литературе. — М.: ИМЛИ РАН. 2003. — 536 с.
85. Корниенко, Н.В. Андрей Платонов / Н.В. Корниенко // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: В 3 т.— Т. 3. — М., ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — С. 69.
86. Корниенко, Н.В. История текста и биография А.П. Платонова (1926-1946) / Н.В. Корниенко. — М.: Академия, 2013. — 203 с.
87. Красовская С.И. Проза А.П. Платонова // Жанры и жанровые процессы. -Благовещенск: БГПУ, 2005. — 395 с.
88. Ласунский, О.Г. Воронеж Андрея Платонова / О.Г. Ласунский. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011. — 216 с.
89. Левченко, М. Паровозы в прозе Андрея Платонова / М. Левченко // Пролеткульт. [Электронный ресурс]. URL: http://proletcult.narod.ru/platonov.htm (дата обращения: 01.03.2019).
90. Лысов, А.Г. «Прямо из природы.». Стихии русской природы в связи с национальной характерологией у Платонова и Леонова («Чевенгур» и «Барсуки») / А.Г. Лысов // Духовная жизнь провинции. Образы. Символы. Картина мира. — Ульяновск: УлГТУ, 2003. — С.77-87.
91. Любушкина, Ш. Идея бессмертия у раннего Платонова / Ш. Любушкина // Russian Literature. — 1988. — Vol. XXIII, № IV.
— S. 397-424.
92. Магун, А.В. Отрицательная революция Андрея Платонова / А.В. Магун // Новое литературное обозрение. — 2010. — № 106.
— С. 56-88.
93. Малыгина, Н.М. Идейно-эстетические искания А. Платонова в начале 20-х годов («Рассказ о многих интересных вещах») / Н.М. Малыгина // Русская литература. — 1977. — № 4. — С. 158164.
94. Малыгина, Н.М. Эстетика Андрея Платонова / Н.М. Малыгина.
— М.: Изд. Иркут. университета, 1985. — 120 с.
95. Малыгина, Н.М. Художественный мир Андрея Платонова / Н.М. Малыгина. — М.: МПУ, 1995. — 96 с.
96. Малыгина, Н.М. Андрей Платонов: поэтика «возвращения» / Н.М. Малыгина. — М.: ТЕИС, 2005. — 333 с.
97. Мамонтова, Е.М. Фантастика в художественной прозе Андрея Платонова 20-х — 40-х годов двадцатого века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / Е.М. Мамонтова. — М., 1997. — 214 с.
98. Матвеева, И.И. Андрей Платонов и литературная дискуссия 1920-х годов // Вестник ВятГУ — 2012. — № 2. — С. 102-107.
99. Матвеева И.И. Жанрово-стилевые эксперименты в прозе А.П. Платонова 1920-х - начала 1930-х годов // Национальный стиль русской литературной классики - Ярославль.: Литера. — 2016. — С. 111 -121.
100. Матвеева И.И. «Резцом эпох и молотом времен» // Судьба и творчество Андрея Платонова. — М.: МГПУ, 2013 — 192 с.
101. Матвеева И.И. "Сокровенный человек Андрея Платонова" // Новый литературный тип / Словесное искусство серебряного века и русского зарубежья в контексте эпохи // Смирновские чтения — М.: МГПУ 2016. — С. 235-241.
102. Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века / Поэтика символизма // учебное пособие. - 5 изд. — М.: Флинта : Наука, 2009. — 272 с.
103. Митина, Н.Г. Экология женщины в философской концепции А. Платонова / Н.Г. Митина // Известия Дальневосточного федерального университета. — 2008. — №3.— С. 76-87.
104. Михеев, М.Ю. В мир Платонова через его язык: предположения, факты, догадки / М.Ю. Михеев. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 408 с.
105. Московская, Д.С. Художественное осмысление политической реальности первого десятилетия революции в прозе А. Платонова 1926-1927 гг. / Д.С. Московская // «Страна философов» Андрея
Платонова: проблемы творчества. — М.: ИМЛИ РАН — Наследие, 2000. — Вып. 4. — С. 395-429.
106. Московская, Д.С. Н.П. Анциферов и художественная монография русской литературы и краеведения / Д.С. Московская. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — 432 с.
107. Московская, Д.С. Реальные источники повести А.П. Платонова «Эфирный тракт» / Д.С. Московская // Русская словесность. — 2016. — № 3. — С. 58-62.
108. Муравьев В.С. Фантастика // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. — М.: Сов. энциклопедия. —752 с.
109. Мясникова, С.В. Утопия и антиутопия в воззрениях русских мыслителей начала ХХ века: А.А. Богданова, Е.И. Замятина, А.П. Платонова / С.В. Мясникова. — Ханты-Мансийск: Ред.-изд. отдел БУ ДПО «Институт развития образования», 2008. — 100 с.
110. Найман, Э. «Из истины не существует выхода»: А. Платонов между двух утопий / Э. Найман // Новое литературное обозрение. — 1994. — №9. — С. 233-250.
111. Неёлов, Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики / Е.М. Неёлов. — Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1986. — 200 с.
112. Неёлов, Е.М. Сказка, фантастика, современность / Е.М. Неёлов. — Петрозаводск: Карелия, 1987. — 126 с.
113. Неёлов, Е.М. Фантастический мир как категория исторической поэтики / Е.М. Неёлов // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1990. — Вып. 1: Исследования и материалы. — С. 31-40.
114. Неёлов Е.М., Струкова А.Е. Русская фантастика: нерешенные проблемы / Е.М. Неёлов, А.Е. Струкова. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. — 71 с.
115. Неёлов, Е.М. Сказка-ложь? / Е.М. Неёлов // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2016. — Вып. 4: Поэтика фантастического. — С. 72-85.
116. Николаев, Д.Д. Русская проза 1920-1930-х годов: авантюрная, фантастическая и историческая проза / Д.Д. Николаев. — М.: Наука, 2006. — 688 с.
117. Никулина М.В. Религиозная утопия Н.Ф. Федорова в творчестве А.П. Платонова (на материале повести А. Платонова «Котлован») // Проблемы исторической поэтики (Петрозаводский государственный университет). — 2005.- № 7. — С. 538-550.
118. Новикова, Т. Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии: Андрей Платонов и западный утопический роман / Т. Новикова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. — 1997. — № 1. — С. 67-77.
119. Павлова, О.А. Метаморфозы литературной утопии: теоретический аспект / О.А. Павлова. — Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2004. — 472 с.
120. Павлова О. А. Синтез метажанров научной фантастики, жития и героического эпоса в структуре утопических рассказов А. Платонова первой половины 1920-х годов / О.А. Павлова // Вестник ВолГУ Сер. 8. Вып. 11. — 2012. — С. 25-35.
121. Павлова, О.А. Синтез мифа и научной фантастики в «Рассказе о многих интересных вещах» А. Платонова / О.А. Павлова // Изменяющаяся Россия — изменяющаяся литература: художественный опыт XX — начала XXI веков: сб. науч. тр. — Саратов: Наука, 2008. — Вып. II. — С. 160-164.
122. Пенкина, Н.В. Философские идеи прозы А. Платонова: проблема человека. Автореф. ... дис. канд. филос. наук. / Н.В. Пенкина — Екатеринбург, 2005. — 24с.
123. Пенкина, Н.В. Философские идеи прозы Андрея Платонова / Н.В. Пенкина // Проблема человека: Монография. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012. — 104 с.
124. Из творческого наследия русских писателей XX века: М. Шолохов, А. Платонов, Л. Леонов. / РАН. Институт рус. лит.
— СПб.: Наука, 2015. — 499 с.
125. Проскурина, Е.Н. Поэтика мистериальности в повести Андрея Платонова «Котлован»: автореф. дис. .канд. филол. наук. / Е.Н. Проскурина — Новосибирск: НГУ, 1999. — 24 с.
126. Проскурина, Е.Н., Борисова, А.Б. Танатология ранней прозы А. Платонова / Е.Н. Проскурина, А.Б. Борисова // Сибирский филологический журнал. — 2014. — № 4. — C. 51-60.
127. Проскурина, Е.Н. Фауст-концепт или «Фауст» Гёте? Об одной нерешенной загадке платоноведения // Филологический класс. — 2015. — №1 (39). — С. 89-92.
128. Проскурина, Е.Н. Фаустина Андрея Платонова. На материале прозы 1920-х-1930-х годов / Е.Н. Проскурина. — М.: Новый хронограф, 2015. — 350 с.
129. Ранк, О. Миф о рождении героя / О. Ранк. — М.: Рефл-бук, 1997.
— 249 с.
130. Ристер, В. Имя персонажа у А. Платонова / В. Ристер. // Russian Literature. — Amsterdam, 1988. — Vol. 23. — S. 133-146.
131. Роженцева, Е.А. Историческая концепция А.П. Платонова (На материале истории текстов повестей «Епифанские шлюзы» и «Ямская слобода»): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / Е.А. Роженцева — М.: МГУ, 2003. — 306 с.
132. Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений. Вып. 2 — М., 1996.
133. Русская литература 1920-1930-х годов: Портреты прозаиков. (в 3 т.) / Гачева А.Г., Семенова С.Г., Трубилова Е.М. — М.: ИМЛИ им. Горько РАН, 2016. — 1008 с.
134. Рыклин, М. Коммунизм как религия: Интеллектуалы и Октябрьская революция / М. Рыклин. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. —136 с.
135. Савельзон, И.В. Структура художественного мира А. Платонова: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / И.В. Савельзон. — М., 1992. — 16 с.
136. Савельзон, И.В. Тенденции и судьбы: М. Булгаков, А. Платонов. Литература 1920-х годов: учеб. пособие / И.В. Савельзон. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. — 192 с.
137. Семенова С.Г. Николай Федоров: творчество жизни. — М.: Сов. писатель, 1990. — 384 с.
138. Семенова, С.Г. «Тайное тайных» Андрея Платонова: Эрос и пол / С.Г. Семенова // Андрей Платонов: Мир творчества. — М.: Современный писатель, 1994. — С. 122-153.
139. Семенова С.Г. Философ будущего века: Николай Федоров. — М.: Пашков дом, 2004. — 584 с.
140. Семенова С.Г. Юродство проповеди: Метафизика и поэтика Андрея Платонова /сост., предисл. А.Г. Гачевой. - М.: ИМЛИ РАН, 2020. — 624 с.
141. Солдаткина, Я.В. Мифопоэтика русской эпической прозы 19301950-х годов: генезис и основные художественные тенденции / монография. — М.: Экон-информ, 2009. — 356 с.
142. Солдаткина, Я.В. Мотивы прозы А.П. Платонова в романе Е.Г. Водолазкина «Авиатор» // Rhema. Рема. — 2016. — № 3. — С. 19-27.
143. Спиридонова, И.А. Портрет в художественном мире Андрея Платонова / И.А. Спиридонова // Русская литература. — 1997. — № 1. — С. 170-183.
144. «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 2. — М.: ИМЛИ РАН, 1995. — 336 с.
145. «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 3. — М.: ИМЛИ РАН; «Наследие», 1999. — 512 с.
146. «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный. — М.: ИМЛИ РАН; «Наследие», 2000. — 960 с.
147. «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 6. — М.: ИМЛИ РАН, 2005. — 688 с.
148. «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 7. — М.: ИМЛИ РАН, 2011. — 652 с.
149. «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 8. Андрей Платонов и его современники — М.: ИМЛИ РАН, 2005. — 656 с.
150. Сухомлинова, Ю.А. «Бинарные оппозиции в творчестве Андрея Платонова»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / Ю.А. Сухомлинова. — Самара, 2005. — 161 с.
151. Тамарченко, Натан Давидович. Повесть как литературный жанр // Поэтика русской литературы: К 75-летию проф. Ю.В. Манна — М., 2006. — С . 64-83.
152. Тамарченко Н.Д. Тип // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. — М.: Издательство Кулагиной; 1пй^а, 2008. — 358 с.
153. Тарасов А. Б. «Третье царство» как попытка моделирования мира «нового» праведничества: А. Платонов и М. Цветаева // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 5. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-
zpu/2008/5/Tarasov_Third_Kmgdom/ (дата обращения 06.03.2020).
154. Творчество Андрея Платонова. Статьи и сообщения / под. ред. Скоблева В.П. — Воронеж: Издательство воронежского университета, 1970. — 247 с.
155. Творчество Андрея Платонова //Исследования и материалы. Кн.3. — СПб.: Наука, 2004. — 556 с.
156. Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу. / Ц. Тодоров. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 144 с.
157. Толстая-Сегал, Е.Д. Идеологические контексты Платонова. «Стихийные силы»: Платонов и Пильняк (1928-1929) / Е.Д. Толстая-Сегал // Андрей Платонов: Мир творчества / сост. Н.В. Корниенко, Е.Д. Шубина. — М.: Современный писатель, 1994. — С. 47-83.
158. Толстая-Сегал, Е.Д. Мир после конца / Е.Д. Толстая-Сегал // Работы о русской литературе ХХ века. — М.: РГУ, 2002. — 511 с.
159. Трубина, Л.А. Историческое сознание в русской прозе 1-й трети ХХ в.: Проблема-тика. Поэтика [Текст] / Л.А. Трубина: дис. ... канд. филол. наук: — М., 1999. — 328 с.
160. Тюпа В.И. Рассказ прозаический // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий — М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. — С 201-202.
161. Федоров Н. Собр. соч.: В 4 т. — М.: Прогресс, 1995-1999.
162. Федоров Н.Ф. Сочинения / Общ. ред.: А.В. Гулыга; Вступ. Статья, примеч. и сост. С.Г. Семеновой. — М.: Мысль. — 1982. — 711 с.
163. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины: В 2 т. Т. 1. / П.А. Флоренский— М.: Правда, 2015. — 491 с.
164. Фоменко, Л.П. К вопросу о концепции героя в творчестве А. Платонова 20-х годов / Л.П. Фоменко // Творчество А. Платонова: Статьи и сообщения. — Воронеж, 1970. — С. 45-55.
165. Фоменко, Л.П. Человек в философской прозе А. Платонова / Л.П. Фоменко. — Калинин: КГУ, 1985. — 72 с.
166. Франк-Каменский, И.П. Женщина-город в библейской эсхатологии / И.П. Франк-Каменский // С.Ф. Ольденбургу к 50-летию научной деятельности. — Л.: Наука, 1934. — С. 531-554.
167. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. — М.: Высшая школа, 1999. — 399 с.
168. Хейдари, М. Родная слобода в сознании автора и героев ранних рассказов и повести «Эфирный тракт» А.П. Платонова // Международный аспирантский вестник: русский язык за рубежом. — 2017. — № 1/2017. — С. 23-27.
169. Хейдари, М. «Из бездн темной природы. . .». Философия преображения в публицистике А. П. Платонова 1920-х годов // Научные ведомости БелГУ Серия: Философия. Социология. Право. — 2017. — №17. — С. 161-166.
170. Хейдари, М. Русскость-всемирность в ценностном (аксиологическом) поле героев фантастических произведений А. Платонова 1920-х годов // Филологические науки: вопросы теории и практики. — 2018. — № 1 (79). Ч 2. — С. 256-258.
171. Хейдари, М. Тип инженера-преобразователя в двух научно-фантастических произведениях 20-х гг. ХХ века «Эфирный тракт» и «Гиперболоид инженера Гарина» // Филологические науки: вопросы теории и практики. — 2019. — Т.12. — С. 39-43.
172. Хейдари, М. Образы женщин в повести «Эфирного тракта» А.П. Платонова: опыт построения типологии // Филологические науки: вопросы теории и практики. — 2022. — № 3. — С. 673677.
173. Хейдари, М. Картины научных изысканий в повести А.П. Платонова «Эфирный тракт»: динамика утопических и эсхатологических мотивов// Международный научный журнал «Молодой ученый». — 2016. — №10 (114). — С. 1507-1508.
174. Хейдари, М. К вопросу о творческой истории повести
A.П. Платонова «Эфирный тракт» // Творческая история произведения как историко-литературная и теоретическая проблема: фольклорный, биографический, социокультурный, текстологический аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции 19-20 мая 2016 г. — М.: Изд-во МПГУ, 2016. — С. 185-187.
175. Хрящева, Н.П. «Кипящая вселенная» Андрея Платонова. Динамика образотворчества и миропостижения в сочинениях 20-х годов: автореф. дис. ... доктора филол. наук: 10.01.01 / Н.П. Хрящева. — Екатеринбург, 1999. — 31 с.
176. Чалмаев, В.А. Андрей Платонов / В.А. Чалмаев // Писатели Советской России. — М.: Современная Россия, 1978. — 176 с.
177. Чалмаев, В.А. Андрей Платонов: К сокровенному человеку /
B.А. Чалмаев. — М.: Советский писатель, 1989. — 444 с.
178. Червякова, Л.В. Техника и человек в романе Е. Замятина «Мы» и фантастических рассказах А. Платонова / Л.В. Червякова // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В VI кн. Кн. IV / Под. ред. проф. Л.В. Поляковой. — Тамбов, 1997. — С. 189192.
179. Чернышева, Е.Г. Андрей Платонов / Е.Г. Чернышева // История русской литературы ХХ - начала ХХ! века, часть II 1925-1990 годы, сост. и ред. В.И. Коровин. — М.: ВЛАДОС, 2014. — 253 с.
180. Чернышева, Е.Г. Драматургические версии «не удостоверенного» мира: «Елизавета Бам» Даниила Хармса и
«Дураки на периферии» Андрея Платонова в утопической и эсхатологической проекциях / Е.Г. Чернышева // Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма. — М.: «ИНДРИК»,
2016. — С. 602-621.
181. Чернышева, Е.Г. «Заготовка граждан впрок»: миф о советском материнстве и детстве в драматургии А.П. Платонова 19201930- х гг. / Е.Г. Чернышева // Quaestia Rossica. Т. 5. — 2017. — № 4. — С. 1073-1090.
182. Чернышева, Е.Г. Эра милосердия, или плачущие милиционеры: к семантике мотива мертвого ребенка в комедии «Дураки на периферии» / Е.Г. Чернышева // «Страна философов Андрея Платонова»: проблемы творчества. Вып. 8. — М.: ИМЛИ РАН,
2017. — С. 51-59.
183. Шиндель, А. Д. Свидетель. Заметки об особенностях прозы Андрея Платонова / А.Д. Шиндель // Знамя. — 1989. — № 9. — С. 207-218.
184. Шубин, Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования: об А. Платонове: работы разных лет / Л. Шубин ; [вступ. ст. С. Бочарова]. — М.: Сов. писатель, 1987. — 365 с.
185. Эйдинова, В.В. Рассказы А. Платонова 20-х годов (стиль и жанр) / В.В. Эйдинова // Проблемы стиля и жанра в советской литературе. Вып. 9. — Свердловск: Свердлов. гос. пед. ин-т, 1976. — С. 83-100.
186. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское / М. Элиаде. — М.: Ладомир, 2000. — 414 с.
187. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное / Карл Густав Юнг; [перевод А. Чечиной]. — М.: АСТ, 2019. — 495 с.
188. Юрченко Т.Г. Утопический дискурс в русской литературе ХХ-ХХ1 вв. / Т.Г. Юрченко // Социальные и гуманитарные науки.
Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: литературоведение. — 2018 — № 4. — С. 192-197.
189. Яблоков, Е.А. Художественная философия природы: Творчество М. Пришвина и А. Платонова 20-х - начала 30-х годов / Е.А. Яблоков // Советская литература в прошлом и настоящем. — М.: Издательство МГУ, 1990. — С.55-71.
190. Яблоков, Е.А. О философской позиции А. Платонова: Проза середины 20-х - начала 30-х годов / Е.А. Яблоков // Russian Literature. — 1992. — Vol. 32. — S. 242-243.
191. Яблоков, Е.А. О типологии персонажей А. Платонова / Е.А. Яблоков // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 1. — М.: Наследие; Наука, 1994. — С.194-203.
192. Яблоков, Е.А. Нерегулируемые перекрестки: О Платонове, Булгакове и многих других / Е.А. Яблоков. — М.: Пятая страна, 2005. — 248 с.
193. Яблоков, Е.А. Хор солистов / Е.А. Яблоков // Проблемы и герои русской литературы первой половины ХХ века. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. — 776 с.
194. Яблоков, Е.А. Дети и взрослые в мире Андрея Платонова / Е.А. Яблоков. - М.: Институт славяноведения РАН, 2021. — 476 с.
III. Источники на иностранных языках
195. ^iljl^üül :<jIj$j j ÜJ J^ с*"J ^l^j^ 1398j^
195. Canaatizade Kermani Abdolhosseyn, Rostam dar gharne bisto
dovvom, Tehran: entesharat Nafir, 1398
196. J^li o^? j u'jfri: jt^jjl 'Ij^ 1385
196. Fazel Bakhshi Iraj, Ensanha va abarborjha, Tehran: entesharat Mehra, 1385
197. 1389 'fJS ^AI ^ijl^Sjl :jl'320 JWJ '£jjl J^li
197. Fazel Bakhshi Iraj, bimare otaghe 320, Tehran: entesharat Ahange ghalam, 1389
198. 1386 'IJ^ :jlJ^J 'jUj ^j^lji jl '^JJ! J^li
198. Fazel Bakhshi Iraj, Payami az farasuye zaman, Tehran: entesharat Ghaside Sara, 1386
199. 1390 'fli ^^A! ^iji^Sji '^jj ^JJ u^*^ '^JJ! J^li
199. Fazel Bakhshi Iraj, Madan rude zard, Tehran: entesharat Ahange ghalam, 1390
200. J^ti '^JJ! jl^jjji JJ^ 1390 'fa ^JAI :<j1j£j
200. Fazel Bakhshi Iraj, Farzandan khorshid, Tehran: entesharat Ahange ghalam, 1390
201. 1387 'LH a^J^i 'jU^^i A^iji '^JJI J^li
201. Fazel Bakhshi Iraj, Fereshte negahban, Tehran: entesharat Ghaside Sara, 1387
202. 1377 'jt^jjj 'J.J.^.^ 'J^l^ ^JI^A
202. Hedayat Sadegh, S.G.L.L, Tehran: enteshart Ruzegar, 1377
203. :u'j«5 '^^Ijijjjji f^j^ 'jljjl J^I*^ ^UJ^I 1386 '^-l* ¿JIJU&I
203. Alavi Bozorg, Tarikh adabiat moaser Iran, motarjem Seyed Saeed Firuzabadi, Tehran: entesharat Jami, 1386
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.