Типология личности в трудах русских мыслителей XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Морозова, Ольга Петровна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат философских наук Морозова, Ольга Петровна
Введение
Глава 1. Типология личности в трудах русских мыслителей 40-70-х годов XIX века.
1.1. Тип личности в русской философии как проблема.'.
1.2. Личность в философском наследии революционных демократов.
1.3. Православный тип личности в философском наследии славянофилов.
1.4. Типы личности в философском наследии идеологов русского народничества.
Глава 2. Вопросы личности в трудах русских мыслителей второй половины XIX века.
2.1. Проблема личности в либерализме Б.Н. Чичерина.
2.2. Проблема личности в трудах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
2.3. Концепция личности и человека в религиозной философии
Н.Ф. Федорова и B.C. Соловьева.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Антропология русского народничества2008 год, кандидат философских наук Резлер, Валентина Михайловна
Политическая доктрина ранних славянофилов1999 год, кандидат исторических наук Широкова, Марина Алексеевна
Социальная философия П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского: Историко-сравнительный анализ2000 год, доктор философских наук Юдин, Александр Ильич
Проблема личности в философском наследии славянофилов1999 год, кандидат философских наук Коваленко, Николай Сергеевич
Влияние немецкой философии на формирование концепции личности славянофилов в начале XIX века2002 год, кандидат философских наук Чистякова, Татьяна Леонидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология личности в трудах русских мыслителей XIX века»
Актуальность исследования. Предлагаемое историко-философское исследование посвящено проблеме типологии личности, изучение которой было начато русской философской мыслью в XIX столетии. В общественно-политической структуре российского общества того времени произошли радикальные изменения и усложнилась социальная структура. В результате сформировались новые общественные слои и, как следствие, новые типы личности. При этом шестидесятые годы XIX века в истории России можно охарактеризовать как отдаленный аналог переживаемого ныне исторического периода. Обе эпохи представляют собой смену социокультурных парадигм, что имеет своим последствием возникновение новых явлений в общественной жизни, в том числе более интенсивную социальную дифференциацию и плюрализацию типов личности. Процесс адаптации к модернизационным изменениям сопровождается оформлением новых типов личности, на российской почве появляются типы субъектов с только им присущими характеристиками. Уже около 160 лет формируется традиция, заключающаяся в выявлении социальных типов личностей в определенном обществе. Говоря о русской философии XIX века можно говорить о предыстории типологии личности.
В философии существует традиция рассматривать личность как устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или определенной общности, а также как индивидуального носителя этих черт.
Изучение типологических характеристик личности в историческом аспекте помогает выявить не только общие закономерности развития человека, но также содержит возможность выхода на новые исследовательские проблемы, связанные с пониманием менталитета народа, его духовного потенциала, творческих устремлений. Это открывает простор для углубленного понимания роли человека в истории, создает возможность правильного определения значения тех или иных личностей, действовавших в ходе истории, и, самое главное, позволяет понять и верно сформулировать черты, которые могут быть выработаны у общества в процессе социальных перемен. Считается, что в период подготовки и осуществления революции (социальной, научной или технической) общество ориентируется преимущественно на людей ярких дарований, а после ее завершения на первый план выдвигаются люди со свойственными им качествами трудолюбия и исполнительности. Подобную же смену доминант можно проследить на предпочтении того или иного типа индивида. Одним из главных недостатков прежних моделей реформирования российского общества оказалось отсутствие самодеятельной, саморазвивающейся и ответственной личности. Важно осознать, что реформы должны быть направлены на обеспечение благоприятных условий для самоактуализации личности, но при этом необходимо уяснить, о кйкой личности идет речь.
В связи с изучением типологии нужно учитывать то, что личность, как противоречивое единство тождества и различия, изменения и сохранения, существует не оторвано от всех существовавших ранее типов, а как связанный со всеми предыдущими и с "последующими" идеальными, мысленно создаваемыми типами личностей.
На основании анализа и сравнения теоретического наследия русских философов XIX века и современных концепций типологии личности представляется важным понять, существовала ли тенденция преемственности, изменчивости, детерминированности типологических черт основных социальных слоев.
Степень разработанности проблемы. Изучение типов личности интенсивно велось в XIX веке такими мыслителями, как В.Г.Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров,
H.K. Михайловский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, A.C. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков.1 Их философское наследие в целом и, в частности, проблема остаётся предметом дискуссии для многих современных исследователей.
Из числа современных исследований данной проблемы можно назвать глубокие и интересные историко-философские труды В.О. Гошевского, М.Я. Корнеева, Т.Д. Марцинковской, А.И. Новикова и других авторов,2 которые внесли большой вклад в систематизацию научных представлений по типологизации личностей. В своих трудах отечественные ученые проанализировали многие аспекты трудов мыслителей XIX века, в том числе и по проблемам, связанным с темой диссертационного исследования.
Необходимой основой для понимания идей русских мыслителей по проблеме личности послужили монографии Б.В. Диденко, М.Я. Кагана, В.К. Лебедева, Г.В. Осипова, П.И. Смирнова,3 но в рассмотренных работах не затрагиваются философские аспекты изучения данного вопроса в XIX столетии, они анализируют типологии личности, характерные для XX века. Вместе с тем, в отечественной истории русской философии по-прежнему мало работ, посвящённых вопросу типологии личности. На современном этапе
1 См.: Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. М., 1953-1956. Т. 1, 5, 10, 12; Герцен А.И. Собр. соч.: В 8 т. М., 1975. Т. 4-7; Писарев Д.И. Соч.: В 4 т. М., 1955-1956; Чернышевский Н.Г. Избр. произвел.: В 3 т. JL, 1978. Т. 1,2; Ткачев П.Н. Избр. соч.: В 6 т. М., 1932-1937; Лавров П.Л. Философия и социология. Избр. произв.: В 2 т. М., 1965; Михайловский Н.К. Поли. собр. соч.: В 10 т. СПб., 1908-1909. Т. 3-8; Хомяков A.C. Поли, собр. соч.: В 8 т. М., 1878. Т. 1, 2; Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1982; Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. М., 1988. Т. 3-7; Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1978-1985. Т. 5-16.
2 См.: Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики. Л., 1972; Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994; Гошевский В.О. Проблема человека в русской философии первой половины XIX века. Мурманск, 1993; Корнеев М.Я. Проблемы социальной типологии личности в марксистской и буржуазной социологии. Л., 1972.
3 См.: Каган М.Я. Проблемы социальной типологии личности. Л., 1971; Лебедев В.К. Социальный тип личности. Казань, 1971; Диденко Б.В. Сумма антропологии: кардинальная типология людей. М., 1992; Смирнов П.И. Социология личности. СПб., 2001; Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002. представляется не только необходимым, но и возможным обобщить и дополнить богатый материал по проблеме типологии личности.
Объектом диссертационного исследования являются взгляды русских мыслителей XIX века на проблему выявления типов личности в российском обществе.
Предмет исследования - типология личности в философском наследии русских мыслителей XIX столетия революционно-демократического, славянофильского, народнического, либерального, религиозного направлений.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является комплексное исследование типологии личности в трудах русских мыслителей XIX столетия.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. анализ проблемы типологии. личности в русской философии XIX века;
2. определение причин актуализации типологии личности в русской философии как проблемы;
3. определение основных методологических подходов, с помощью которых решался вопрос типологизации личности в философском наследии мыслителей различных школ и философских течений.
Научная новизна исследования. Значимость исследования обусловливается самой постановкой проблемы типологии личности и ее актуальности в решении целого ряда мировоззренческих проблем в современную эпоху. Предпринятая попытка целостного исследования данной проблемы базируется на основе сравнительно-исторического анализа подходов решения проблемы типологии личности представителями революционно-демократического, славянофильского, народнического направлений. Автор формулирует основные направления, исследует особенности восприятия и осмысления проблемы типологии личности как отдельными философами, так и школами, устанавливает общие черты и своеобразие основных положений русской философии XIX века по проблеме типологии личности. В работе анализируются предпосылки, обуславливающие поиск решения проблемы типологии личности в России XIX века. В диссертации обращается особое внимание на противоречивость процесса становления постановки данной проблемы различными школами мыслителей.
На основе сравнительно-исторического анализа проблемы типологии личности в философских системах как отдельных мыслителей, так и различных школ XIX века устанавливаются органические связи и взаимовлияния, доказывается, что русские мыслители в своих теориях исходили из основных положений русской философской традиции. Комплексный анализ проблемы типологии личности дает возможность увидеть, во-первых, все противоречия, слабые и сильные стороны философской культуры России XIX века, во-вторых, показать творческий характер и мировоззренческую устремленность русских мыслителей.
Методологические основания исследования. В качестве основного метода используется проблемно-теоретический метод исследования, что обусловило логику изложения и принцип отбора материала. Метод сравнительно-исторического анализа источников позволил выявить сходство и различие взглядов и позиций по анализируемой проблеме русских философов XIX века. Диалектический метод способствовал более глубокому пониманию взглядов мыслителей.
Положения, выносимые на защиту:
1. XIX век в истории русской философии может быть выделен как начальный этап в истории изучения проблемы типологии личности.
2. В основе типологизации личности у русских мыслителей различных направлений лежат разные критерии.
3. На основании анализа новых общественных явлений были выделены типы «новых» и «особенных» людей.
4. Не смотря на различные критериальные основания мыслителями различных школ типов личности, между ними существовала тенденция преемственности, изменчивости, детерминированности типологических черт основных социальных слоев.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Положения и выводы работы могут послужить материалом для дальнейших исследований по проблеме типологии личности как по различным философским школам, так и по отдельным мыслителям. Диссертационный материал может быть использован в курсе лекций по истории русской философии, спецкурсов по истории российской философской мысли XIX века, а также для составления программ и учебно-методических пособий по истории русской философии.
Апробация работы. Положения и выводы диссертации использовались при проведении занятий по курсу "История русской философии". Материалы диссертационного исследования легли в основу выступления автора на научно-технической конференции. По теме диссертации опубликованы статьи.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
"Русская цивилизация" в культурно-исторической мысли России 30-60-х годов XIX века: Становление концепта2002 год, кандидат культурол. наук Степанова, Елена Юрьевна
Нравственный идеал в философии русского народничества: Н.Г. Чернышевский, Н.К. Михайловский2007 год, кандидат философских наук Кокарева, Юлия Владимировна
Русская философско-историческая мысль XIX века: 30-50-е годы2010 год, доктор философских наук Воробьева, Светлана Александровна
Осмысление представлений о бессмертии в русской религиозной философии конца XIX века: Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой2007 год, кандидат философских наук Шовина, Елена Николаевна
Метафизика личности в наследии Ф.М. Достоевского: философско-антропологический аспект2011 год, кандидат философских наук Корнева, Светлана Алексеевна
Заключение диссертации по теме «История философии», Морозова, Ольга Петровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конец XX - начало XXI века характерен тем, что наше общество переживает преобразования, разрушившие прежние социальные ценности. Как отмечает известный философ М.А. Петрова, "происходит изменение самой человеческой природы в сторону утраты в ней собственно человеческого и преобладание животного. появилась опасность, что человек забудет, что он человек"1. Отсюда закономерно вытекает проблема личности и возможные условия ее существования. Именно в XIX столетии в истории русской философии начало формироваться понятие типа личности; были сделаны попытки выявления, систематизации типов личности в соответствии с различными критериальными основаниями.
Толкование понятия типа личности в истории русской философии сводится к двум значениям. В одном случае тип рассматривается как конкретная личность, а в другом как теоретическая абстракция, обобщение, отражающее совокупность устойчивых типических качеств. Личность как определенная индивидуальность являет собой единство общего, особенного и единичного. Обладая разнообразными типическими, повторяющимися, общими с другими людьми чертами, свойствами, признаками, конкретная личность тем самым, в определенном смысле, есть система социальных типов личности, хотя и не сводится только к этому.
Понятие социального характера рассматривается как понятие, в котором фиксируется компонент, субъективная сторона понятия социально-классового типа личности. В социальном характере отражаются устойчивые морально-психологические, идейно-политические, духовные качества личностей как представителей определенной социально-экономической общности,
1 Петрова М.А. Проблема человека в философии: Текст лекций. СПб., 1994. С. 17. отражаются чувства, эмоции, умонастроения, мотивы, интересы, цели. Это позволяет выделить субъективный аспект социально-классового типа личности.
Типологизацией личности занимались различные науки. Без более глубокого изучения типов людей на эмпирическом уровне невозможно выявление типов на теоретическом и наоборот. Внимание акцентируется равным образом на разработке проблемы человека как в философии, так и в искусстве, поскольку философия и искусство являются единственными видами человеческого познания, способными охватывать человека в его универсальных связях. И философия, и искусство указывают лишь общую закономерную тенденцию в развитии человека, но без выяснения этих общих положений невозможен и эмпирический уровень исследования.
Проблема типологизации личности занимает особое место в трудах, мыслителей революционно-демократического направления. Для этого философского, общественно-политического и идеологического течения русской философской мысли было характерно стремление вывести особенности исторических типов из характера эпохи, из связи с насущными политическими целями, из взаимодействия неповторимых индивидуальных качеств с типическими свойствами определённых социальных групп. Заслугой русской философской мысли революционно-демократического направления был конкретно-исторический метод рассмотрения типологизации личности в жизни и в искусстве. Однако ещё не было научного представления ни о классах, ни о группах внутри классов, ни о тех метаморфозах, которые происходят с социальными группами и их взаимоотношениями. Не всегда соблюдался ими исторический принцип при анализе выдающихся людей. Анализируя особенности типологизации личности, можно отметить, что характерной чертой является поиск идеального типа. Важной особенностью русских мыслителей разных мировоззренческих ориентаций было стремление к идеалу цельного человека, в котором гармонически соотносятся как внутренняя, субъективная составляющая, так и общественная. В переломные 60-е годы центральной становится проблема "нового человека". Революционные демократы в образах "новых" и "особенных" людей воплотили своё понимание идеального типа, который для многих стал в тот период времени ориентиром и примером для подражания.
В концепции славянофилов одной из ключевых является проблема изучения особенностей православного типа личности. Славянофилами были Характерными особенностями этого типа, по мнению славянофилов, являются ориентация на духовные силы, самостоятельность, повышенная требовательность к себе, смирение. Наиболее полно основные эти черты выражены, с их точки зрения, в русском крестьянине. При этом славянофильская трактовка народа, под которым они понимали исключительно крестьянство, встречала и встречает полярные оценки. Если для П.Я. Чаадаева она - пример "разнузданного патриотизма", ведущего страну к гибели, то для В.В. Розанова, напротив, проявление движения к "приобретению мировой воли, мирового значения России"1. A.C. Хомяков хорошо представлял себе значение правильного истолкования понятия "русский народ", но однозначного его понимания у него не было. H.A. Бердяев отмечает, что Славянофилы, в отличие от западников, рассматривали крестьянство не с точки зрения его социальных свойств, а с точки зрения свойств национальных и религиозных.
За славянофилами признается важная заслуга: они увидели и в философских категориях выразили лучшие стороны русского духа. "Пусть эти идеалы не были стопроцентно воплощены — все же русская действительность в Л лучшие моменты озарялась ими" . В заключении следует отметить, что крестьянский тип в концепции славянофилов в определённой степени оторван от реальной действительности и является построением идеала, к которому
1 История русской философии / Редкол: М.А. Маслин и др. М., 2001. С. 138.
2 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии: В 2 т. М., 1996. Т. 1. С. 69. необходимо, с их точки зрения, стремиться представителям правящего сословия.
В основание типологии личности, разработанной мыслителями-народниками, положен мировоззренческий аспект, а также этический аспект. В подходах к проблеме типологии личности революционных демократов 40-60-х годов и идеологов народничества есть существенные различия. Внутреннюю логику типологизации личностей Н.К. Михайловского, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева предопределили их методологические и ценностные установки. П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский придерживались субъективного метода в оценке и объяснении социальных явлений, в частности, они стремились освободить обществознание, философию от тормозящего, на их взгляд, влияния естественных наук. В то время как Н.Г. Чернышевский и его последователи полагали, что общество и личность развиваются в строгом соответствии с естественнонаучными законами. Исходя из этого, типология личности революционных демократов имеет социальный характер, а типология личности идеологов народничества носит скорее этический характер. Многие социальные явления объясняются народниками не историческими и социальными причинами, а моральными, ценностными установками.
Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой на место стабильных, социально-психологических типов ставят типы движущиеся, изменяющиеся в определенных границах, "они начинают рассматривать характер в том числе и как самодовлеющий фактор наряду с обстоятельствами". Поиски нового типа человека в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого обусловливали стремление создать новый тип культуры на религиозной основе, основой которой стала бы именно новая человеческая природы.
Разделение по социальным типам, с точки зрения Ф.М. Достоевского, мало что объясняет в человеке. Социальная среда накладывается на уже заложенное в человеке, формирует и изменяет уже существующую природную заданность, но определяющим является вера, а точнее православие, которое возлагает на человека большую ответственность, так как предлагает ему максимально свободную ориентацию в окружающем мире. Именно православие требует от человека постоянного духовного напряжения, постоянной работы души.
Философская концепция JI.H. Толстого подчиняется прежде всего морали. Основная моральная заповедь, лежащая в основе конкретной этики у мыслителя носит мистический, иррациональный характер. Разумность заповеди "непротивления злу" имеет другое измерение разумности, явно противоречащее реальной жизни, но именно эта высшая разумность, по мнению Л.Н. Толстого, всегда хранится в человеке, и, когда она пробуждается, начинается отрицание обычной жизни. Ответственность личности понимается мыслителем как ответственность за "осмысленность" собственной жизни. Если для Ф.М. Достоевского "нравственная субстанция" народной жизни, гарантирующая для каждого индивида "абсолютность" его абсолютов раскрывается, прежде всего, как национальная, то для Л.Н. Толстого она, прежде всего, социальная.
Определенный вклад в развитие проблемы личности в русской философии был внесен Б.Н. Чичериным, а также мыслителями религиозного направления B.C. Соловьевым и Н.Ф. Федоровым. Живя в период, когда складывались предпосылки революционных потрясений, которые произошли в XX веке, мыслители либерального и религиозного направлений отстаивали для России путь общественного согласия и эволюционного развития. Для русского либерализма характерным было стремление к утверждению рационализма и индивидуализма из принципа нравственной ответственности личности и государства. Свобода, по Б.Н. Чичерину, является метафизическим началом. Изначальная метафизическая природа человека существует как свобода внутренняя и внешняя. Внутренняя свобода проявляется в нравственном самоопределении личности и нравственной своиоде, коренящейся в религиозных убеждениях. Суверенная и внутренне свободная личность руководствуется в своих действиях абсолютным разумом и обладает волей, необходимой для утверждения ее социальных прав. В то же время свобода одного должна ограничиваться свободой других свобода всех ограничивается деятельностью власти. Идеи всеединства, всемирного духа, нравственного воскресения личности, характерные для русской религиозной философии, нашли свое отражение в концепциях Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева.
Россия XIX века переживала переходную эпоху, во многом схожую с современным этапом развития. Ныне, в период очередной резкой ломки устоявшихся идеологических, социально-политических и экономических принципов, весьма важно учитывать опыт мыслителей прошлых веков. Думается, что многие идеи этих мыслителей имеют не только узкоспециальный интерес. Они могут оказать свое воздействие на выработку новой концепции развития современного российского общества. Многие идеи мыслителей XIX века могут быть использованы в современной философии России. Актуальный взгляд мыслителей XIX века на типологию личности, безусловно, является важным для понимания и анализа процессов, происходящих в сегодняшней России.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Морозова, Ольга Петровна, 2005 год
1. Аксаков, К.С. Литературная критика / К.С. Аксаков, И.С. Аксаков ; вступ. ст., коммент. A.C. Курилова. М. : Современник, 1982. - 383 с. - (Библиотека "Любителям российской словесности". Из литературного наследия).
2. Аксаков, К.С. Обозрение современной литературы / К.С. Аксаков // Русская беседа. 1857. - Кн. V. - С. 10 - 32.
3. Бахтин, М.М. Проблемы творчества Ф.М. Достоевского / М.М. Бахтин. Л. : Прибой, 1929. - 244 с.
4. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу : сборник / В.Г. Белинский ; вступ. ст. A.C. Курилова. М. : Современник, 1988. - 651 с. - (Библиотека "Любителям российской словесности". Из литературного наследия).,
5. Белинский, В.Г. Соч. : в 4 т. / В.Г. Белинский. СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1896. Т. 1.-979 с.
6. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. : в 13 т. / В.Г. Белинский. М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959.-Т. 1,5, 10, 12.
7. Белопольский, В.Н. Достоевский и философская мысли его эпохи. Концепция человека. Ростов н. / Д. : Изд-во Рост. гос. ун-та, 1987. - 206 с.
8. Бердяев, H.A. Алексей Степанович Хомяков / H.A. Бердяев. Томск : Кн. изд-во, 1996. - 159 с.
9. Бердяев, H.A. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии : критич. этюд о Н.К. Михайловском / H.A. Бердяев ; сост. и коммент. В.В. Сапова. М. : Канон+ОИ " Реабилитация", 1999. - 478 с.
10. Ю.Бурсов, Б.И. Вопросы реализма в эстетике революционных демократов / Б.И. Бурсов. М.: Гослитиздт, 1953. - 387 с.
11. Бурсов, Б.И. Русские революционные демократы о положительном герое / Б.И. Бурсов. Л.: Лениздат, 1953. - 212 с.
12. Бухарев, A.M. О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской : собрание разных статей / A.M. Бухарев. М.: Манухинъ, 1865.-635 с.
13. Венгеров, С.А. Очерки по истории русской литературы / С.А. Венгеров. -СПб.: Тип. т-ва " Общественная польза", 1907. 492 с.
14. Н.Вердеревская, H.A. Становление типа разночинца в русской реалистической литературе 40-60-х годов XIX в. / Н. Вердеревская. Казань : Кн. изд-во, 1975;- 136 с.
15. Виленская, Э.С. Н. К. Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-х начала 80-х годов XIX века / Виленская Э.С. - М. : Наука, 1979. -303 с.
16. Герцен, А.И. Собр. Соч. : в 30 т. / А.И. Герцен. М. : Изд-во АН СССР, 1954-1965.-Т. 3,7, 20.
17. Герцен, А.И. Собр. соч.: в 8 т. / А.И. Герцен М. : Правда, 1975. - Т. 3 - 7.
18. Герцен, А.И: Об искусстве : художественные отрывки из статей, писем и дневников / А.И. Герцен ; подгот. текста и примеч. В.А. Путинцева. М. : Искусство, 1954. - 447 с.
19. Горнфельд, А.Г. Пути творчества : статьи о художественном слове / А.Г. Горнфельд. Пг.: Колос, 1922. - 232 с.
20. Гошевский, В.О. Социология личности в трудах революционных демократов / В.О. Гошевский. Л.: Наука, 1990. - 127 с.
21. Громыко, М.М. Традиционные нормы и формы общения русских крестьян XIX века/М.М. Громыко. М.: Наука, 1986. - 274 с.
22. Добролюбов, H.A. Собр. соч. : в 3 т. / H.A. Добролюбов М. : Художественная литература, 1987. - Т. 2 - 3.
23. Добролюбов, H.A. Собрание сочинений : в 9 т. / H.A. Добролюбов ; под общ. ред. Б.И. Бурсова и др.. М. ; Л. : Художественная литература, 1961-1964. -Т. 9.-699 с.
24. Дробжев, М.И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX-первой половины XX века / М.И. Дробжев. Тамбов : Изд-во ТГУ, 2000. -320 с.
25. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений: в 15 т. / Ф.М. Достоевский ; Редкол.: Г.М. Фридлендер и др. JI.: Наука, 1988. - Т. 3-7, 9-10.
26. Есин, Б.И. Н.В. Шелгунов / Б.И. Есин. М. : Мысль, 1977. - 176 с. -(Мастерство революционных демократов-публицистов).
27. Журбина, Е.И. Социальный смысл борьбы вокруг "обличительной" литературы 60-х годов / Е.И. Журбина // Лит. критик. 1933. - № 3. - С. 1427.
28. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли : в 3 т. / Иванов-Разумник ; подгот. текста и примеч. Е.И. Задорожнюка, Э.Г. Лаврик. М. : Республика : Терра, 1997. - 3 т.
29. Иванова, A.A. Философские открытия Ф.М. Достоевского / A.A. Иванова. -М.: Наука, 1995.- 194 с.
30. История русской литературы XIX века : в 4 т. / под. ред. Д.Н. Овсяннико-Куликовского. М.: Изд. т-ва "М1РЪ", 1915. - Т. 4. - 375 с.
31. Кавелин, К.Д. Наш умственный строй : статьи по философии русской истории и культуры / К.Д. Кавелин. М.: Правда, 1989. - 653 с.
32. Кантор, В. К. "Средь бурь гражданских и тревоги." : Борьба идей в рус. лит. 40-70-х годов XIX в. / В.К. Кантор. М.: Худож. лит., 1988. - 302 с.
33. Кантор, В.К. Срубленное древо жизни : Можно ли сегодня размышлять о Чернышевском? / В.К. Кантор // Октябрь. 2000. - № 2. - С. 157 - 180.
34. Кареев, Н.И. Теория личности П.Л. Лаврова / Н.И. Кареев. СПб. : Тип. т-ва "Общественная польза", 1907. - 64 с.
35. Киреевский, И.В. Избранные статьи / И.В. Киреевский ; сост. и вступ. ст. В.А. Котельникова. М. : Современник, 1984. - 383 с. - (Библиотека "Любителям российской словесности". Из литературного наследия).
36. Кирпотин, В Л. Избранные работы. В 3 т. Т.З. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. Достоевский — художник / В.Я. Кирпотин. М. : Худож. лит., 1978. - 751 с.
37. Колосов, Е.Е. Очерки мировоззрения Н.К. Михайловского : Теория разделения труда, как основа научной социологии / Е.Е. Колосов. СПб. : Тип. т-ва "Общественная польза", 1912. - 434 с.
38. Комаров, Ю.С. Общество и личность в православной философии / Ю.С. Комаров. Казань : Изд-во КГУ, 1987. - 206 с.
39. Коновалов, В.Н. Литературная критика народничества / В.Н. Коновалов. -Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1978. 116 с.
40. Корнеев, М.Я. Проблемы социальной типологии личности / М.Л. Корнеев. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. 152 с.
41. Кошелев, В.А. Алексей Степанович Хомяков : Жизнеописания в документах, в рассуждениях, разысканиях / В.А. Кошелев. М. : Новое лит. обозрение, 2000. - 504 с. - (Научная библиотека) (Новое литературное обозрение : науч. приложение ; вып. 20).
42. Кошелев, В.А. Парадоксы Хомякова : Заметки и наблюдения / В.А. Кошелев. М.: Индрик, 2004. - 213 с.
43. Кузнецов, Ф.Ф. Журнал "Русское слово" и народничество // Из истории русской журналистики : статьи и материалы. М.: МГУ, 1959. - С. 84 - 120.
44. Кузнецов, Ф.Ф. Нигилисты? #: Д.И. Писарев и журнал «Русское слово» / Ф.Ф. Кузнецов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Худож. лит., 1983. - 598 с.
45. Лавров, П.Л. Взгляд на прошлое и настоящее русского социализма / П.Л. Лавров. СПб. : Северная Русь, 1900.- 36 с.
46. Лавров, П.Л. Задачи понимания истории : проект введения в изучение эволюции человеческой мысли / П.Л. Лавров. 2-е изд. СПб. : Центр, тип. М.Я> Минкова, 1903. - 340 с.
47. Лавров, П.Л. Избр. соч. на соц.-полит. темы: в 8 т. / П.Л. Лавров ; вступ. Ст. и ред. И.А. Теодоровича. — М. : Изд-во политкаторжан, 1934-1935. — Т. 3-4.
48. Лавров, П.Л. Исторические письма7 П.Л. Лавров. 5-е изд.- Пг. : Изд. ред. журнала "Рус. богатство", 1917. - 300 с.
49. Лавров, П.Л. Кому принадлежит будущее? / П.Л. Лавров. Пг. : Изд. о-во соц.-рев. "Революционная мысль", 1917. - 125 с.
50. Лавров, П.Л. Собр. соч. / П.Л. Лавров. Сер. 6, Статьи социально-политические. - Пг. : Колос, 1920. - Вып. VII. - 244 с.
51. Лавров, П.Л. Народники-пропагандисты 1873-1878 годов / П.Л. Лавров. -СПб. : Изд. И.М. Розенфельда, 1907. 318 с.
52. Лавров, П.Л. Новый роман г-на Тургенева / П.Л. Лавров // Литературное наследство. 1969. - Т. 76. - С. 57 - 98.
53. Лавров, П.Л. О задачах современной критики : (Письма провинциала) / П.Л. Лавров // Звенья : сб. материалов и докл. по истории литературы, искусства и общественной мысли XIX века / под ред. Влад. Бонч-Бруевича. -М.; Л. : AGADEMIA, 1936. С. 764-790.
54. Лавров, П.Л. Письмо В.В. Стасову / П.Л. Лавров // Былое. 1925. - N° 2. - С. 33-36.бО.Лавров, П.Л. Философия и социология : избр. произведения : в 2 т. / П.Л. Лавров ; сост. и примеч. И.С. Книжника-Петрова. М. : Мысль, 1965. -2 т.
55. Г.Лавров, П.Л. Этюды о западной литературе / П.Л. Лавров ; под ред.
56. A.A. Гизетти, П. Витязева. Пг.: Колос, 1923. - 218 с.
57. Левицкий, С.А. Соч. : в 2 т. Очерки по истории русской философии / С.А. Левицкий. М.: Канон, 1996. - 2 т.
58. Леонгард, К. Акцентуированные личности / Карл Леонгард ; пер. с нем.
59. B.М. Лещинской ; под ред. В.М. Блейхера. 2-е изд., стер. - Киев : Выща шк., 1989. -374 с.
60. Лихачёва, Е.О. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856) / Е.О. Лихачёва. СПб. : Тип. М.М. Сталюсевича, 1890-1901. -Кн. 1-3.
61. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / И.О. Лосский. М. : Политиздат, 1991. - 168 с. - (Библиотека этической мысли).
62. Лухманова, H.A. Вопросы и запросы жизни : очерки / H.A. Лухманова. М. : Д.П. Ефимов, 1904. - 320 с.
63. Лухманова, H.A. Черты общественной жизни : мысли и наблюдения / H.A. Лухманова. СПб. : М.В. Попов, 1898. - 197 с.
64. Маевская,Т.П. Идеи и образы русского народнического романа (70-80-е годы XIX века) / Т.П. Маевская. Киев : Наук, думка, 1975. - 207 с.
65. Макарий (Невский, М.А.). Беседы о христианской жизни и воспитании / Макарий (М.А. Невский). СПб. : О-во распространения религиозного просвещения в духе православной церкви, 1902. - 64 с.
66. Макарий (Невский, М.А.). Образование, права и обязанности женщин / Макарий (М.А. Невский). СПб. : О-во распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, 1903. - 24 с.
67. Макаров, В.П. Формирование общественно-политических взглядов Н.К. Михайловского : автореф. дис. . канд. истор. наук / В.П. Макаров ; Саратов, гос. ун-т. Саратов, 1973. - 29 с.
68. Мангейм, К. Очерки социологии знания : Проблемы поколений — состоятельность эконом, амбиции : пер. с англ. / К. Мангейм ; Рос. акад наук , Ин-т науч. информ. по обществ, наукам. - М. : ИНИОН, 2000. - 162 с. -(Серия "Социология").
69. Марцинковская, Т.Д. Русская ментальность и её отражение в науках о человеке / Т.Д. Марцинковская. М. : Агенство "Блиц", 1994. - 155 с.
70. Миллер, О.Ф. Об общественных типах в повестях И.С. Тургенева / О.Ф. Миллер // Беседа. 1871. - № 10-11. - С. 34-68. С. 46-74.
71. Мир Писарева / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького ; отв. ред. И.В. Кондаков. М. : Наследие, 1995. - 255 с.
72. Михайловский, Н.К. Герои; и толпа / Н.К. Михайловский : изб. тр. по социологии : в 2 т. / Н.К. Михайловский ; отв. ред. В.В. Козловский. СПб. : Алетея, 1998. - 2 т. - (Российская социология).
73. Михайловский, Н.К. Литературная критика : ст. о рус. лит. XIX нач. XX в. / Н.К. Михайловский. - Л. : Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1989. - 605 с.
74. Михайловский, Н.К. Литературная критика и воспоминания / Н.К. Михайловский. М. : Искусство, 1995. - 585 с. - (История эстетики в памятниках и документах).
75. Михайловский, Н.К. Полн. собр. соч. : В 10 т. / Н.К. Михайловский. 4-е изд. H.H. Михайловского. - СПб. : Тип. М.М. Стасюлевича, 1908-1913. - Т. 3 -7, 10.
76. Михайловский, Н.К. Сочинения : в 10 т. / Н.К. Михайловский. 2-е изд., знач. доп. - СПб. : Тип. И.Н. Скороходова, 1888. - Т. 1, 3.
77. Мишеев, Н. Русский Фауст : Опыт сравнительного выяснения основ художественного типа в произведениях Достоевского / Н. Мишеев. -Варшава : Тип. Варшав. учеб. округа, 1906. 144 с.
78. Молосов, Н. Русское воспитание в женских типах нашей литературы / Н. Молосов // Светоч. I860. - № 3 - 4. - С. 3-17.
79. Москвина, P.P. Человек как объект философии и литературы / Р.Р.Москвина, Г.В. Макроносов. Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1987. — 199 с.
80. Нерсесянц, B.C. Философия права / B.C. Нерсесянц. М : Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1997. 647 с.
81. Никольский, И.Ф. Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней / И.Ф. Никольский // Христианское чтение. 1863. - № 1. - С. 52 - 91.
82. Никоненко, B.C. Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева / B.C. Никоненко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 150 с.
83. Новаков, В.П. Женские типы в современной беллетристике (идеалистка) / В.П. Новаков // Женское образование. 1880. - № 2. - С. 121 - 150.
84. Новиков, А.И. Нигилизм и нигилисты : Опыт критической характеристики /
85. B.Г. Одиноков. Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1971. - 192 с.
86. Павлюченкова, H.B. Типология культуры: Г.В.Ф. Гегель, О. Шпенглер (сравнительно-исторический анализ) : автореф. Дис. .канд. филос. наук7 Н.Ф. Павлюченкова ; РГУ. Ростов н. / Д., 1998. - 19 с.
87. Паначин, Ф.Г. Революционное народничество и развитие образования в России / Ф.Г. Паначин // Советская педагогика. 1982. - № 4. - С. 100-104.
88. Паперно, и. Семиотика поведения: Н. Чернышевский человек эпохи реализма / И. Паперно. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 207 с.
89. Писарев, Д.И. Соч. : в 4 т. / Д.И. Писарев. М. : Гослитиздат, 1955 - 1956. --4 т.
90. Писарев, Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова / Д.И. Писарев // Русское слово. 1861. - № 12. С. 57 - 96.
91. Писарев, Д.И. Исторические эскизы : сборник / Д.И. Писарев. М. : Правда, 1989.-608 с.
92. Писарев, Д.И. Промахи незрелой мысли. Старое барство7 Д.И. Писарев. — М.; Пг. : Госиздат, 1923. 117 с. - (Классики русской литературы).
93. Письма С.Т., К.С. и И.С. Аксаковых к И.С. Тургеневу. М. : б.и., 1894. -92 с.
94. Погорельцев, В.Ф. Проблема "лишних людей" в русской литературе XIX века / В.Ф. Погорельцев. М.: Прометей, 1997. - 186 с.
95. Поликарпова, Е.В. Идеология народничества в России / Е.В. Поликарпова. М.: Профобразование, 2001. - 366 с.
96. Попов, A.B. Типы духовенства в русской художественной литературе за последнее 12-летие / A.B. Попов. Казань : б.и., 1884. - 34 с.
97. Проблема изображения народа в освещении Н.Г. Чернышевского и H.A. Добролюбова // Ученые записки Хабаровского пед. ин-та. Хабаровск, 1959.-Т. З.-С. 12-27.
98. Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем : тез. докл. 1-й конф. по истории психологии российского сознания (Самара, 4-7 июня 1994) / Самар. гос. пед. ин-т. Самара: Изд-во Самар. ГПИ, 1994. - 199 с.
99. Проскурина, Ю.М. Типология образа автора в творчестве Ф.М. Достоевского / Ю.М. Проскурина ; Урал. гос. пед. ин-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ин-та, 1992. 56 с.
100. Пыпин, А.Н. Славянский вопрос по взглядам Ивана Аксакова // Вестник Европы. 1886 (август). - Кн. 8. - С. 8 - 42.
101. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия : в 2 кн. / собр. М.Н. Забылиным. М. : Терра : Кн. лавка-РТР, 1996. - 2 кн. -(Русский дом).
102. Самарин, Ю.Ф. Соч.: в 12 т. / Ю.Ф. Самарин. М. : Тип. А.И. Мамонтова, 1877. -Т. 1.-404 с.
103. Самарин, Ю.Ф. Избранные произведения / Ю.Ф. Самарин. М. : Моск. филос. фонд : РОСПЭН, 1996. - 605 с. - (Серия "Из истории отечественной философской мысли").
104. Самарин, Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма, 1840-1876 / Ю.Ф.Самарин ; сост., авт. вступ. ст. и коммент. Т.А. Медовичева. М. : Терра, 1997. - 278 с.
105. Слинько, A.A. Н К. Михайловский и русское общественно-литературное движение второй половины XIX — начала XX века / A.A. Слинько. 2-е изд., доп. - Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. - 272 с.
106. Соловьев, B.C. Литературная критика / B.C. Соловьев. М.: Современник, 1990.-421 с.
107. Соловьев, B.C. Соч.: в 2 т. / B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1988 - 2 т.
108. Соловьев, B.C. Соч.: в 2 т. / B.C. Соловьев. М.: Правда, 1989. - 2 т.
109. Социально-философские концепции русских писателей-классиков и литературный процесс : межвуз. сб. науч. тр. / Ставроп. гос. пед. ин-т. -Ставрополь : Изд-во СГПИ, 1989. 174 с.
110. Типология литературного процесса : ( на материале рус. лит. XIX нач. XX в.) : межвуз. сб. науч. тр. / Пермс. гос. ин-т им. A.M. Горького. - Пермь : ПГУ, 1990. - 136 с.
111. Типология русского реализма второй половины XIX века : сб. ст. / отв. ред. Г.Ю. Стернин. М. : Наука, 1990.-246 с.
112. Тихонова, Е.Ю. В.Г. Белинский в споре со славянофилами / Е.Ю. Тихонова. М. : УРСС, 1999. - 129 с.
113. Ткачев, П.Н. Избр. соч. на соц.-полит. темы : в 4 т. / П.Н. Ткачев. М. : Изд-во политкаторжан, 1932-1937. - Т. 2-3.
114. Ткачев, П.Н. Сочинения : в 2 т / П.Н. Ткачев. М. : Просвещение, 1976. — 2 т.
115. Ткачев, П.Н. Люди будущего и герои мещанства / П.Н. Ткачёв ; предисл. С. Михайловой. М. : Современник, 1986. - 394 с. - (Библиотека "Любителям российской словесности". Из литературного наследия).
116. Ткачев, П.Н. Избр. соч. : в 6 т. / П.Н. Ткачев. М. : Изд-во политкаторжан, 1932. - Т. 3-4.
117. Ткачев, П.Н. Избр. лит. критич. статьи. / П.Н. Ткачев - М.; Л. : Земля и фабрика, 1928.-214 с.
118. Ткачев, П.Н. Принципы и задачи реальной критики : (посвящ. редакции "Слова") / П.Н. Ткачёв // Дело. 1878. - № 8. С. 23 - 95.
119. Толстой, Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. / Л.Н. Толстой — М. : Художественная литература, 1978-1985. Т. 4-10.
120. Традиции в контексте русской культуры : сб. ст. и материалов / ред.-сост. A.B. Чернов ^Череповец, гос. пед. ин-т. Череповец : Изд-во ЧГПИ, 1995. -155 с.
121. Федоров, Н.Ф. Философия общего дела: в 2 т. / Н.Ф. Федоров; М.: ООО "Издательство ACT", 2003. 2 т.
122. Хомяков, A.C. Поли. собр. соч. : в 8 т. / A.C. Хомяков М. : б.и., 1878. -Т. 1-2.
123. Хомяков, A.C. О старом и новом : статьи и очерки / A.C. Хомяков. М. : Современник, 1988. - 461 с. - (Библиотека "Любителям российской словесности". Из литературного наследия).
124. Художественный образ и историческое сознание : межвуз. сб. / отв. ред. И.П. Лупанова. Петрозаводск : Изд-во ПГУ, 1974. - 206 с.
125. Цветкова, И.В. Концепция личности в идейном наследии Н.К.Михайловского : ист. филос. анализ : автореф. дис. . канд. филос. наук / И.В. Цветкова ; Урал. гос. ун-т. им. A.M. Горького. - Екатеринбург , 1992. - 16 с.
126. Цимбаев, Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века / Н.И. Цимбаев. — М. : Изд-во МГУ, 1986. — 269 с.
127. Чернышевский, Н.Г. Избр. произв. : в 3 т. / Н.Г. Чернышевский ; вступ. ст. Н.И. Пруцкова. Л.: Художественная литература, 1978. - Т. 1-2.
128. Чернышевский, Н.Г. Полн. собр. соч. : в 15 т. / Н.Г. Чернышевский ; под ред. В .Я. Кирпотина. М.: Гослитиздат, 1949. - Т. 2. - 944 с.
129. Чичерин, Б.Н. Избранные труды / Б.Н. Чичерин ; изд. подгот.: A.B. Поляков, Е.В. Тимошина. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1998. 553 с.
130. Чичерин, Б.Н. Философия права / Б.Н. Чичерин. : Тип. И.Н. Кушнарев и К, 1900. -337 с.142. "Что делать" Н.Г. Чернышевского : ист. функцион. исслед.: сб. ст. / отв. ред. К.Н Ломунов. - М.: Наука, 1990. - 245 с.
131. Шаталов, C.B. Время метод - характер : Образ человека в мире русских классиков / C.B. Шаталов. — М. : Просвещение, 1976. — 159 с.
132. Шелгунов, Н.В. Соч. : в 2 т. / Н.В. Шелгунов. СПб. : Типогр. И.Н. Скороходова, текст - в типографии Чеботарева, 1895. - 2 т.
133. Шелгунов, Н.В. Литературная критика / Н.В. Шелгунов.- Л. : Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1974. 415 с.
134. Шелгунов, Н.В. О добролюбовцах и писаревцах / Н.В. Шелгунов // Литературное наследство. 1936. - № 25. - С. 33-48 ; № 26. - С. 52-66.
135. Шелгунов, Н.В. Русские идеалы, герои и типы / Н.В. Шелгунов // Шестидесятые годы : сб. ст. / АН СССР ; под ред. Н.К. Пиксанова, О.В. Цехновицера. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1940. 169-177.
136. Шелгунов, Н.В. Сочинения : в 2 т. / Н.В. Шелгунов. Изд. Ф. Павленкова.- СПб. : Новости, 1891. 2 т.
137. Щеглов, Б. Ранние славянофилы как религиозные мыслители и публицисты. 4.1. К вопросу о сущности учения А. С. Хомякова / Б. Щеглов.- Киев. : Тип. 1-й Киев, артели печат. дела, 1917. 134 с.
138. Яблочков, М. История дворянского сословия в России / М. Яблочков. -Смоленск : Русич, 2003. 571 с. : ил. - (Популярная историческая библиотека).
139. Яковкина, Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века. Быт и; традиции / Н.И. Яковкина СПб. : Лань, 2002. — 160 с.
140. Янковский, Ю.З. Патриархально-дворянская утопия : Страница рус. обществ. лит. мысли 1840-1850-х годов / Ю.З. Янковский. - М. : Худож. лит., 1981.-373 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.