Теория и практика учебного концерта как интегративной формы организации педагогического процесса: На материале подготовки учителя музыки в педагогическом институте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Чинякова, Надежда Ивановна

  • Чинякова, Надежда Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Саранск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 233
Чинякова, Надежда Ивановна. Теория и практика учебного концерта как интегративной формы организации педагогического процесса: На материале подготовки учителя музыки в педагогическом институте: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Саранск. 2002. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чинякова, Надежда Ивановна

4 стр.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО

КОНЦЕРТА

1.1. Учебный концерт как дидактическая проблема.

1.2. Теоретическое обеспечение организации учебного концерта в музыкально-педагогическом процессе. 1.3. Механизм организации учебного концерта как интегративной структурной единицы процесса подготовки будущего учителя музыки.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОГО КОНЦЕРТА КАК ИНТЕГРАТИВНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗВШШЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

2.1. Подготовительный этап и организация опытно-экспериментальной работы.

2.2. Содержание и основные направления экспериментального исследования.

2.3. Рассмотрение результатов опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и практика учебного концерта как интегративной формы организации педагогического процесса: На материале подготовки учителя музыки в педагогическом институте»

Актуальность исследования. Современные концептуальные установки в сфере образования имеют целью удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении знаний и умений, соответствующих уровню развития современного общества, а также ускорение процесса приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы (231, с.26). Изменения, происходящие в образовательной политике, ведут к формированию новых подходов к педагогическому процессу и его компонентам, в частности, формам организации обучения. Это особенно актуально для профессионально-педагогического образования, поскольку организационные формы в процессе подготовки будущего учителя являются и средством, и предметом познания, охватывая тем самым структурные единицы вуза и школы.

В общей педагогике различные аспекты организационных форм обучения рассматривались Ю.К.Бабанским, А.А.Вербицким, В.К.Дьяченко, И.К.Журавлёвым, Г.И.Ибрагимовым, Г.Д.Кирилловой, В.М.Ковалёвой, М.И.Махмутовым, Н.Д.Никандровым, В.А.Онищуком, П.И.Пидкасистым, И.П.Подласым, Г.И.Саранцевым, Н.А.Сорокиным, М.А.Уфимцевой, И.М.Чередовым и другими (18, 42, 68, 76, 106, 133, 158, 167, 179, 183, 187, 208, 229, 247). Доктрины, предложенные каждым из ученых, отразили многогранность данного понятия, обусловленную множественностью его компонентов, видовым разнообразием и спецификой сфер применения. Это несомненно послужило основанием, в частности Г.И.Саранцеву, считать, что сегодня «в дидактике и предметной методике менее других исследованы формы обучения» (208, с. 34).

Чрезвычайно важна указанная проблема в процессе подготовки будущего учителя музыки, специализация которого неизменно связывается с самобытными, оригинальными формами бытования музыкального искусства, в частности, концертом.

Накапливаемые исследовательские данные и практический опыт свидетельствуют, что эффективность прогресса обучения музыкантов существенно зависит от организации в нём структурных единиц, реализующих учебно-концертное функционирование. Подчёркивая значимость применения таковых организационных формообразований в процессе подготовки музыкантов, Г.Г.Нейгауз писал, что следует «заставлять учащихся как можно чаще выступать на закрытых концертах, на шефских концертах в порядке производственной практики» (154, с.235). В нашем исследовании, концерт -как организационная форма, осуществляемая в процессе обучения и направленная на достижение его целей, именуется учебным концертом.

Вопросы продуктивности использования концертных формообразующих структур при достижении учебно-воспитательных целей косвенно или непосредственно затрагивались в трудах А.Д.Алексеева, Б.В.Асафьева, JI.A. Баренбойма, А.Б.Гольденвейзера, В.Л.Живова, С.А.Казачкова, Г.М.Когана, Я.И.Мильштейна, И.А.Мусина, Е.В.Назайкинского, Г.Г.Нейгауза, К.А.Оль-хова, К.Б.Птицы, С.И.Савшинского, Б.А.Струве, Б.Э.Хайкина и других. Это подтверждается результатами теоретических обобщений в области общего и музыкально-педагогического образования в работах О.А.Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Н.Л.Гродзенской, Д.Б.Кабалевского, А.Г.Каузовой, Т.А.Ко-лышевой, А.Н.Малюкова, Т.Г.Мариупольской, В.И.Муцмахера, М.С.Осен-невой, В.Г.Ражникова, Л.А.Рапацкой, В.А.Самарина, Г.П.Стуловой, Л.И. Уколовой, Г.М.Цыпина, В.Н.Шацкой и других; в сфере организационных структур указанных процессов обучения идентичный характер носят разработки Е.М.Белослудцевой, Н.М.Вильниковой, В.В.Горбенко, Д.Р.Гостевой,

A.Л.Дегтярёва, Л.М.Жаровой, В.Г.Касимова, Л.М.Левинсон, С.И.Раимовой,

B.А.Родина, С.И.Тихонова, И.Э.Трошиной, П.В.Халабузаря, В.Д.Шульгиной, Г.В.Яковлевой и других. Вместе с тем нам не удалось обнаружить научных работ, объектом специального исследования которых являлась бы учебно-концертная форма организации обучения, целостно рассматривающих ее теорию и пути совершенствования в условиях процесса подготовки будущих учителей музыки.

Множественность и вариативность взаимодействующих элементов учебного концерта, способность к алгоритмизации функционирования в нём и возможность прогнозирования результатов актуализировали для нас проблемы комплексного упорядочения видового разнообразия данной организационной единицы обучения и рассмотрения её с позиций интегративности и технологичности.

В современном научном знании наличествует огромный комплекс трудов, раскрывающих методологические и теоретические основания интегра-тивных процессов. Так, исследования А.Бекренева, А.Я.Данилюка, Н.Н.Де-менёвой, Н.П.Дмитраковой, Г.И.Ибрагимова, В.И.Кагана, К.Ю.Колесиной, В.Михелькевича, В.Г.Ниорадзе, Ю.С.Тюнникова, В.Т.Фоменко, И.П.Яковлева и других посвящены общепедагогическим проблемам интеграции в образовании (26, 57, 61, 65, 81, 89, 108, 160, 227, 232, 264); вопросы интеграции в музыкальном образовании освещаются в публикациях Э.Б.Абдуллина, А.В. Дубининой, Н.П.Евтихеева, Т.В.Иванченко, И.С.Кобозевой, С.В.Николаевой, В.Я.Новоблаговещенского, М.С.Осенневой, Г.М.Цыпина, О.В.Юрковой и других (1, 66, 69, 85, 104, 159, 161, 171, 244). Технологический подход в процессе обучения является основой работ В.П.Беспалько, В.И.Боголюбова, В.А.Бухвалова, А.А.Вербицкого, В.В.Гузеева, Л.В.Загрековой, Г.И.Ибрагимова, Е.М.Ибрагимовой, М.В.Кларина, М.М.Левиной, М.И.Махмутова, О.П.Околелова, В.Ю.Питюкова, А.Я.Савельева, Г.И.Саранцева, Г.К.Селев-ко, С.А.Смирнова, М.А.Чошанова, Ф.Янушкевич и других (29, 30, 33, 34, 40, 43, 56, 78, 80, 83, 103, 117, 134, 165, 186, 202, 207, 209, 212, 270).

Идеи интегративности и технологичности, применённые к учебному концерту, в системе вузовской подготовки учителя музыки являются оптимальными, так как обеспечивают эффективность его функционирования. Исторический опыт свидетельствует, что сущностная основа концертной организационной формы в практике педагогического вуза может быть использована шире в плане обучающей ёмкости и специфики профессиональной направленности. Данное утверждение обуславливается ролевой функциональной дифференцированностью участников концерта, которая в процессе обучения учителя может применяться в учебно-воспитательных целях более активно. Необходимость сказанного заключается не только в обеспечении готовности будущего специалиста к проведению заключительного урока-концерта, как обязательного в структуре общеобразовательного музыкального обучения, но и в востребованности многосоставной музыкально-профессиональной деятельности учителя в жизни современного социума. Это находит свое подтверждение и в соответствующих установках Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Степень освещённости данной организационной формы обучения в теории музыкального образования и изучение учебно-концертной практики педагогических институтов вскрыли ряд противоречий в исследуемой нами области:

- между требованием учебно-концертной подготовки будущего учителя музыки, в соответствии с современной концепцией профессионального образования и опытом её осуществления посредством учебно-концертных организационных форм, аккумулирующим в себе стереотипы как специального музыкального, так и общего музыкально-образовательного процессов;

- между активно декларируемыми потенциальными возможностями учебно-концертных организационных форм обучения и недостаточной теоретической разработанностью организации учебного концерта, рассматривающей все компоненты структуры и их взаимодействие с позиций дидактической целесообразности и эффективности;

- между способностью учебного концерта реализовываться в качестве интегративной организационной формы обучения и практикой налаживания упрощённых связей элементов учебно-концертных структур, ограничивающих их дидактические возможности и интеграцию в процесс подготовки будущего специалиста;

- между существующим множеством вариантов как самих элементов учебного концерта, так и их сочетаний и отсутствием классификационной типологии, систематизирующей видовое разнообразие организации формообразующей структуры;

- между возможностью и необходимостью комплексной разработки методических и технологических основ организации учебного концерта и отсутствием таковых в музыкально-педагогических исследованиях, приводящим к снижению продуктивности и рентабельности реализуемого процесса обучения.

С учётом выделенных противоречий сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: теоретическое обоснование и разработка дидактических основ учебного концерта как интегративной организационной формы обучения, при практическом применении которых создаются условия эффективной учебно-концертной составляющей профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

Разрешение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования - процесс учебно-концертной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом институте.

Предмет исследования - учебный концерт как интегративная организационная форма музыкально-педагогического образования в вузе и его дидактические основы.

Гипотеза исследования - профессиональное обучение будущих учителей музыки средствами учебного концерта станет осуществляться более эффективно, если

- учебный концерт будет рассматриваться как самостоятельная инте-гративная организационная форма обучения объединяющая периоды подготовки учебного выступления, его реализации и совершенствования опыта; обобщающая в целостность элементы форм организации музыкального исполнительства и процесса обучения;

- в учебном концерте будет осуществляться комплексная подготовка дифференцированно-ролевых участников (обучающихся: исполнителей, слушателей, организаторов, педагогов) на основе типологической системы данной организационной формы обучения;

- будут разработаны дидактические основы учебного концерта (теория, методика и технология), рассматривающие сущность его структурных, целевых, содержательно-информационных, функционально-деятельностных компонентов и специфику организации их связей.

Задачи исследования:

1. Изучить социокультурные предпосылки и педагогические основы учебного концерта как формы организации музыкально-образовательного процесса.

2. Рассмотреть особенности учебно-концертной организации обучения в процессе высшего музыкально-педагогического образования.

3. Определить дидактические основы учебного концерта как интегра-тивной формы организации процесса подготовки будущего учителя музыки, его типологическую классификацию и закономерности формирования учебно-концертного репертуара.

4. Разработать технологию реализации учебного концерта как интегра-тивной организационной формы последовательной учебно-концертной подготовки обучающихся в системе высшего музыкально-педагогического образования.

5. Экспериментально проверить эффективность использования учебного концерта как интегративной организационной формы обучения в процессе подготовки будущих учителей музыки.

Методы исследования: Для решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая на разных этапах включала следующие методы: теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, а также официальных документов и ГОСа; сбор данных (наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, анализ продуктов творческой и учебной деятельности студентов); экспериментальная работа; обобщение педагогического опыта в системе общего, дополнительного, профессионального музыкального образования и личной практики автора (в качестве студентки консерватории, школьного учителя музыки, художественного руководителя активно концертирующих учебных и самодеятельных хоровых коллективов, преподавателя музыкально-исполнительских дисциплин и руководителя непрерывной педпрактики студентов музыкальной специализации педагогического вуза); количественный и качественный анализ полученных результатов.

Методологическую основу исследования составляют, философско-диалектический закон взаимосвязи содержания и формы, принципы причинной обусловленности и системно-структурного рассмотрения явлений реальной действительности; основные положения педагогики высшей школы (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, С.Я.Батышев, В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина, И.Я.Лернер, Р.А.Низамов, Н.Д.Никандров и другие); теоретические работы, посвященные организационным формам обучения (В.П.Беспалько, Н.И.Болдырев, А.А.Вербицкий, В.К.Дьяченко, Б.П.Есипов, Г.И.Ибрагимов, Т.А.Ильина, В.М.Ковалёва, М.И.Махмутов, Н.Д.Никандров, В.А.Онищук, П.И.Пидкасистый, И.П.Подласый, Г.И.Саранцев, Н.А.Сорокин, А.В.Усова, И.М.Чередов, Г.И.Щукина и другие), интегративным явлениям в образовании в целом (А.Бекренёв, В.Михелькевич, А.Я.Данилюк,

Н.Н.Деменева, В.И.Каган, К.Ю.Колесина, В.Т.Фоменко, Ю.С.Тюнников, И.П.Яковлев и другие) и в музыкальном образовании в частности (А.В.Дубинина, И.С.Кобозева, В.Я.Новоблаговещенский, М.С.Осеннева, Г.М.Цы-пин и другие), педагогическим технологиям (В.П.Беспалько, В.И.Боголюбов, В.А.Бухвалов, А.А.Вербицкий, В.В.Гузеев, Г.И.Ибрагимов, Е.М.Ибрагимова, М.В.Кларин, М.М.Левиной, М.И.Махмутов, О.П.Околелов, В.Ю. Питюков, Г.И.Саранцев, А.Я.Савельев, Г.К.Селевко, С.А.Смирнов, М.А.Чо-шанов и другие).

При разработке теоретических основ учебного концерта, использовались данные социологии, культурологии, музыкознания и педагогики музыкального (общего, специального и педагогического) образования о концертных организационных формах, а также требования к подготовке будущих учителей музыки и к их профессиональной деятельности (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, Н.Л. Гродзенская, В.Л.Живов, С.А.Казачков, Ю.В.Капустин, Г.М.Коган, Т.А.Ко-лышева, В.В.Медушевский, Я.И.Мильштейн, Е.В.Назайкинский, Г.Г.Ней-гауз, М.С.Осеннева, В.А.Самарин, А.Н.Сохор, Г.П.Стулова, Л.И.Уколова, Г.М.Цыпин, В.Н.Шацкая и другие).

Категориальный аппарат исследования: учебный концерт, учебное выступление, учебно-концертные организационные формы обучения, ролевые субъекты учебного концерта, учебно-концертная деятельность (функционирование), учебно-концертная подготовка, учебно-концертная подготовленность.

База исследования. Опытно-экспериментальная и исследовательская работа проводилась в течение 1986-2001 гг. на базе педагогического факультета специальности «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» Мордовского государственного педагогического института имени М.Е.Евсевьева, средних школ №№ 3, 20, 22, 23, 30 г. Саранска и №1 с. Большие Березники. и

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Основные этапы исследования:

1 этап - подготовительный, включающий в себя эмпирическое исследование (1986-87 учебный год) и пилотажный эксперимент (1987-88 учебный год). На данном этапе было осуществлено изучение состояния проблемы в теории и практике высшего музыкально-педагогического образования; накопление эмпирического материала в процессе обучения будущих учителей музыки; предварительное апробирование заданий, нацеленных на выявление а) исходного качественного уровня подготовки студентов и используемого в ней потенциала учебных концертов, б) путей повышения эффективности применения учебных концертов в обучении.

2 этап - педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного подэтапов (1988-1993 гг.).

Констатирующий подэтап (1988 г.) - разработка дидактических основ организации учебного концерта на интегративной основе в процессе подготовки будущих учителей музыки; формирование программы и методики экспериментального обучения и постэкспериментальной опытно-исследовательской работы, а также создание базы для их реализации; проведение констатирующего среза уровня учебно-концертной подготовленности студентов.

Формирующий подэтап (1989-1992 гг.) - формирование групп студентов (экспериментальной и контрольной) и преподавателей (экспертной и экспериментально обучающей); проведение инструктивно-методической и организационной работы с преподавателями; выполнение поисково-созидающего экспериментального обучения; осуществление диагностики интегративной ёмкости учебного концерта (в полном объёме) и уровня учебно-концертной подготовленности студентов (промежуточные срезы).

Контрольный подэтап (1992-1993 гг.) - завершение экспериментального обучения; анализ, количественная и качественная обработка его результатов.

3 этап опытно-исследовательской работы - проверочный - состоящий из обучающей (1993-1996 гг.) и оценочной (1996-2001 гг.) постэкспериментальных фаз. Данный этап включал распространение опыта эффективного использования учебных концертов в процессе обучения будущих учителей музыки; диагностику дидактической значимости использования типологически разнообразных учебных концертов в процессе подготовки будущих учителей музыки; проверочную диагностику эффективности обучения средствами учебных концертов; завершение опытно-экспериментальной работы и обработку её результатов; окончание литературного и графического оформления диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые дан целостный анализ учебного концерта как самостоятельной организационной формы обучения (пространственно-временная определённость, включающая режим, место, состав учащихся и учащих; последовательность этапов работы и структура; степень самостоятельности обучающихся; дидактическая цель), выявлены интегративные возможности взаимодействий его элементов (содержательно-информационных, операционно-деятель-ностных, организационно-методических) и определена технология реализации (гарантированность достижения цели и эффективность обучения; экономичность; воспроизводимость, алгоритмизуемость, проектируемость, целостность и управляемость; корректируемость; визуальность) в процессе музыкально-педагогического образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в сформулирован-ности определений ведущих тематических понятий; в многоаспектном теоретическом рассмотрении дидактических возможностей учебно-концертных форм организации обучения и их влиянии на профессиональное становление студентов; в использовании интегративного и технологичного подходов к учебно-концертной организационной форме обучения в условиях педагогического вуза; в характеристике ролевого функционирования и формирования содержания учебного концерта, ориентирующего на комплексное развитие дифференцированно-ролевых субъектов обучения; в выявлении последовательностей этапов овладения учебно-концертными навыками и соответствующих им оптимальных организационных форм обучения.

Теоретические материалы работы вносят определённый вклад в разработку проблем по совершенствованию процесса профессиональной подготовки будущего учителя музыки. Они могут использоваться в дальнейших исследованиях процесса в целом и организационных форм обучения студентов данной специализации, а также адаптироваться в различные сферы образования всех уровней и профессиональной исполнительской деятельности.

Практическая значимость определяется тем, что предложенные в исследовании теоретические подходы к учебному концерту как интегративной организационной форме обучения, его типологическая классификация, методика и технология позволяют целенаправленно использовать их в практике профессиональной подготовки будущего учителя музыки, адаптировать к работе на разных уровнях музыкального (общего, специального и педагогического) образования, а также осуществлять поэтапную и последовательную интеграцию знаний, умений и навыков, получаемых студентами в различных учебных курсах. Разработанная программа изучения методики организации учебного концерта обеспечивает стартовую подготовку обучающихся к осознанному ускоренному овладению учебно-концертными навыками.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическим, общенаучным и методическим обеспечением исследовательского процесса; разработкой категориального аппарата проблемы; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету и задачам; анализом большого объёма теоретического и экспериментального материала. Достоверность результатов подтверждена опытно-экспериментальной работой на педагогическом факультете МГПИ имени М.Е.Евсевьева.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные идеи и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры научных основ образования, кафедры хорового дирижирования, пения и методики музыкального воспитания и кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов МГПИ имени М.Е.Евсевьева; на внутривузовских научных конференциях преподавателей и студентов МГПИ имени М.Е.Евсевьева (Саранск 1986-2001 гг.); на региональной научно-практической конференции «Инновационные подходы в системе общего и специального музыкального образования» (Саранск, 1996 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Образование в 21 веке: тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (Саранск, 2000 г.); на межрегиональном научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы национально-регионального музыкального образования в аспекте взаимодействия Школа - ССУЗ -Педвуз» (Саранск, 2001 г.); применялись в чтении лекций по теме «Методика организации учебного концерта» курса «Введение в специальность». Полученные результаты используются в учебном процессе, непрерывной педагогической практике и при организации учебно-исследовательской деятельности студентов в классах историко-теоретической и исполнительской музыкальной подготовки педагогического вуза Мордовии, в Зубово-По-лянском педагогическом колледже, Ичалковском педагогическом колледже имени С.М.Кирова, Саранском музыкальном училище имени Л.П.Ки-рюкова, средних школах городов Саранска, Ковылкино и Большие Березники. Содержание и выводы исследования отражены в изданных работах автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуализация учебного концерта как интегративной организационной формы обучения определяется целостностью обобщающихся структурно-процессуальных этапов (подготовка учебного выступления, его реализация и совершенствование опыта), аккумулирующих в себе элементы формообразований процессов музыкального исполнительства и обучения.

2. Учебный концерт как интегративная формообразующая организация процесса повышения профессионального обучения будущих учителей музыки позволяет: студентам - средствами ролевой дифференциации овладевать комплексом музыкальных знаний и способов деятельности раскрывающим ценностную творческо-педагогическую природу музыкальной культуры; преподавателю - управлять процессом обучения через дидактическое целеполагание и типологическую систему учебного концерта, отражающую в классификационных рядах различные варианты дидактических возможностей разновидностей структуры (цели, задачи, функции, виды деятельности, способ проведения, направленность тематики и другое).

3. Реализация в педагогической практике учебного концерта как интегративной формы организации процесса обучения, адекватного целям современного музыкально-педагогического образования предполагает владение теорией, методикой и технологией, обеспечивающих единство содержания образования в исполнительских, музыкально-исторических, музыкально-теоретических, методических учебных дисциплинах и организации педагогической практики.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Чинякова, Надежда Ивановна

Выводы по второй главе

1. Учебный концерт как интегративная организационная форма обучения является основной структурной единицей реализации процесса учебно-концертной подготовки будущих учителей музыки, обеспечивающей соответствующее профессиональное оснащение студентов.

2. Учебно-концертная подготовка обучающихся имеет основные направления развёртывания, развивающие определённые адекватные сферы учебно-концертной подготовленности студентов, совокупное овладение которыми гарантирует дееспособность выпускника педагогического вуза.

3. Основные слагаемые учебно-концертной подготовленности будущих учителей музыки обладают уровневыми характеристиками, каждая из которых отражает различную степень сформированности у обучающихся соответствующих знаний, умений и навыков.

4. Учебно-концертная подготовленность студентов достигается посредством: а) овладения обучающимися учебно-концертными знаниями на начальном этапе обучения; б) учебно-концертного практического совершенствования, организованного на основе реализации дидактически целенаправленной последовательности данного развития; в) применения учебного концерта в качестве центральной ОФО; г) формирования адекватных интегративных связей УК и использования типологической классификации структурной единицы.

5. Организационно-методические и координационные действия с преподавателями, осуществляющими учебно-концертное обучение, позволяют реализовать подготовку студентов на межпредметной и комплексной платформе, в атмосфере активного творчества.

6. Полученные в ходе эксперимента результаты диагностики показывают, что учебный концерт является интегративной организационной формой обучения, систематизированная типологическая классификация которого гарантированно позволяет осуществить исчерпывающую учебно-концертную подготовку будущих учителей музыки через адаптируемость к конкретным требованиям и условиям реального учения, с учётом индивидуально-личностного подхода. Сравнение диагностических показателей, выявленных в период педагогического эксперимента, обнаруживает положительную динамику в уровне учебно-концертной подготовленности студентов, что свидетельствует об эффективности использования данной организационной формы обучения. Таким образом, результатами опытно-экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Основополагающими характеристиками концертной формы социализации музыки являются: функционально-ролевое разделение её субъектов, публичность художественного общения и эмоционально-образная целенаправленность целостно организованного репертуара. Эти определения представляют собой базу для нашего исследования.

2. Концерт, вводимый в сферу музыкального образования, аккумулирует в себе элементы организации традиционного концерта и организационных форм обучения, что объясняет природу данных обобщений и источник потенциальных дидактических возможностей учебного концерта.

3. Взаимосвязи компонентов, составляющих учебный концерт, представляют собой синтез, результатом которого является новообразование -самостоятельная формообразующая единица, определяемая как интегратив-ная. Интегративный подход, положенный в основу организации элементов учебного концерта, действует при включении данной структуры в единый процесс обучения, обеспечивая ей целостность и логичность развёртывания. Обобщая собой входящие в учебный концерт организационные формы обучения, усиливается принцип целенаправленности учебно-воспитательного процесса через укрупнение дидактических единиц его содержания. Интегра-тивность учебного концерта позволяет быть основой интегрирования процесса обучения.

4. Множественность составляющих компонентов учебного концерта и вариативность их сочетаний внутри организационной формы обучения требуют систематизации разновидностей формообразования для оптимизации использования видовых единиц в процессе учебно-концертной подготовки студентов. Данную проблему решает типологическая классификация учебного концерта, построенная на базе его теории и технологии.

5. Учебный концерт функционально ориентирован на достижение целей и задач, соответствующих специфике процесса обучения в различных сферах музыкального образования. Практика использования учебно-концертных организационных форм в музыкально-педагогической образовательной области показывает, что их функционирование аккумулирует в себе учебно-воспитательную направленность, сложившуюся в процессах специально-музыкального и общего музыкального обучения. Это приводит к ограничению дидактических возможностей данной формообразующей структуры, концентрации на контрольно-проверочных и воспитательно-просветительских целях и задачах.

6. Согласно современных профессиональных требований к учителю музыки, его подготовка должна обеспечивать учебно-концертную дееспособность специалиста. Учитывая, что учебный концерт, являясь организационной формой обучения, в которой возможно наиболее полное исчерпывание всех элементов данного вида профессиональной деятельности в условиях приближённых к реальным, то целесообразность его включения в процесс подготовки будущих учителей музыки очевидна.

7. В учебном концерте, организованном на интегративной основе, реализуются:

- практико-ориентированный подход в обучении, который способствует повышению дееспособности и ускоренной адаптации к профессиональной деятельности будущих учителей музыки;

- дифференциация дидактических целей и задач учебного концерта по ролевому признаку, что повышает эффективность и рентабельность его использования;

- исчерпанность учебно-концертной подготовки студентов, базирующейся на дидактически целенаправленном применении единиц типологической классификации учебных концертов;

- гуманистический подход в обучении, через возможность последовательного приобретения учебно-концертных навыков, с учётом индивидуальных особенностей развития студентои^ а также организацию субъект-субъектных отношений участников ученья и творческий характер их деятельности;

- комплексность подготовки будущих учителей музыки посредством обобщения и синтеза в нём элементов процесса обучения.

8. Среди педагогических условий реализации учебного концерта, как организационной формы обучения будущих учителей музыки, основными являются следующие:

- установление в процессе обучения тесной взаимосвязи теоретических и технологических представлений при определяющей роли последних: повышению эффективности обучения способствует знание теоретических основ учебного концерта и преподавателями, и студентами через осознанность и активизацию выполнения практических учебно-концертных действий;

- раскрытие логики данного формообразования, порождающей специфику учебно-концертного функционирования, при опоре на типологические характеристики;

- образование индивидуально-личностных предпосылок, включающих в себя потребностно-мотивационную сферу, познавательно-творческое отношение к учебно-концертной деятельности;

- дидактически-целенаправленная организация учебно-концертной деятельности на основе дифференциации ролевых и индивидуальных внутри-ролевых задач участников.

9. Выделенные педагогические условия явились основанием для выработки многосоставной технологии организации учебного концерта, ориентированной на эффективность профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

10. Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают истинность выдвинутой нами гипотезы. Настоящее диссертационное исследование кс претендует на всестороннее решение всех проблем, связанных с использованием учебного концерта. Дальнейшего изучения требуют вопросы применения данной организационной формы обучения в других звеньях образования или относительно к иным предметам ученья, что говорит о масштабности проблемы и необходимости продолжения её исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чинякова, Надежда Ивановна, 2002 год

1. Абдуллин Э.Б. Об исходных принципах теоретико-методической профессиональной подготовки учителя музыки // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XX1.век: Материалы III междунар. науч.-практич. конф. - М., 1996. - С. 52-55.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -112 с.

3. Абелян Л.М. Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростка // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О.А.Апраксина. М.: Музыка, 1978. - Вып. 13. - С. 47-54.

4. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Муз-гиз, 1961.-272 с.

5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 е.: ноты. - (Б-ка учителя музыки).

6. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков: Ав-тореф. дисс. . докт. пед. наук. -М., 1987. -32 с.

7. Андреева JI.M. Методика преподавания хорового дирижирования. -М.: Музыка, 1969. 120 с.

8. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учеб. пособие. -М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. -61 с.

9. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.;Л.: АПН РСФСР, 1948. - 148 с.

10. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в современной школе. М.: АПН РСФСР, .956. - 224 с.

11. Апраксина О.А. Современные требования к школьному учителю музыки // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. М.: Музыка, 1982. - Вып. 15.-С. 32-43.

12. Архангельский СИ. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. школа, 1976. - 200 с. с илл.

13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. -111с.

14. Арчажникова Л.Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыки /7 Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе: Межвуз. сб. науч. тр. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1985. - С. 5-17.

15. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е.М.Орловой. М.;Л.: Музыка, 1965. - 151 с.

16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. - 321 с.

17. Аушева И.У. Формирование просветительской направленности учебного процесса в фортепианном классе музыкально-педагогического факультета: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1990. - 16 с.

18. Бабанский Ю.К. О совершенствовании методов, форм и средств обучения в свете требований реформы школы. М.: АПН СССР, 1985. - 68с.

19. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.

20. Баренбойм Л.А. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Сов. композитор, 1989. - 368 с.

21. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.

22. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. М.: Высш. школа, 1972. - 344 с.

23. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Музыка» и учащихся пед. уч-щ по спец. «Муз. воспитание». М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

24. Бекренёв А., Михелькевич В. Многоступенчатые структуры интегрированных систем образования // Высшее образование в России. 1996. -№>3. - С. 37-51.

25. Белобородова В.К. К вопросу о развитии музыкального восприятия детей // Развитие музыкального восприятия школьников: Сб. науч. тр. -М„ 1971.-Вып. 2.-С. 1-10.

26. Бернстайн Л. Концерты для молодёжи / Пер. с англ. (предисл. Е.Ф. Бронфин). Л.: Сов. композитор, 1990. - 232 с.

27. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ин-та проф. обр-я Мин-ва обр-я России, 1995. - 336 с.

28. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

29. Бешенков С.А. Проблема отбора содержания учебного материала как один из факторов повышения качества подготовки будущего учителя // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1986. - С. 19-22.

30. Богатырёва Е.Н., Троицкий А.К., Никитина К.И. Музыка и слушатель / Человек в мире художественной культуры. М., 1982. - 119 с.

31. Боголюбов В.И. Введение в педагогическую технологию. Пятигорск, 1994.-34 с.

32. Боголюбов В.И. Средства обучения: технология подготовки студентов педагогического института. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992. - 170 с.

33. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1992.-32 с.

34. Бодина Е.А. Значение исполнительской подготовки учителя для реализации воспитательной функции музыки в школе // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов-на-Дону, 1987. - С. 25-30.

35. Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие к спецкурсу для студ-ов 3-4 к. муз.-пед. ф-та. / Куйбышевск. гос. пед. ин-т им. В.В.Куйбышева МГЗПИ. - М., 1989. - 82 с.

36. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) / Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1973. - Т. 13. - Конда -Кун. - 608 с. с илл., 21 л. илл., 6 л. карт.

37. Буренина А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. СПб., 1995. - 16 с.

38. Бухвалов В.А. Технологии работы учителя-мастера. Рига: Эксперимент, 1995. - 212 с.

39. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. «Музыкальная графика» как эффективный метод музыкального воспитания // Профессиональная подготовка учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Казань: КГПУ, 1990. - С. 113-127.

40. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методич. пособие. М.: Высш. школа, 1991. - 207 с.

41. Вербицкий А.А. Образовательные технологии и педагогическое мастерство // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности. Йошкар-Ола: Map.ГПУ, 1995 - 4.II. - С.7.

42. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. В.В. Ярошевско-го. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

43. Гениуш А.Б. О взаимосвязи дисциплин певческого цикла // Подготовка учителя музыки в педвузе: Межвуз сб. науч. тр. / Отв. ред. Г.В. Яковлева. Саратов: СГПИ им. К.А.Федина, 1986. - С. 90-96.

44. Гинзбург Г.Р. Педагог о своих студентах // Советский музыкант. -1951. -№17. -7 мая. -С. 1.

45. Гинзбург Л.М. На пути к теории // Советская музыка. 1972. - №4,- С. 67.

46. Глузман А.В. Профессионально-педагогическая направленность обучения студентов на индивидуальных музыкальных занятиях // Профессиональная подготовка учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Казань: КГПУ, 1990.-С. 27-33.

47. Гоголадзе К.А. Проблема отражения основных закономерностей музыки графическими средствами: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. Тбилиси, 1987. - 18 с.

48. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 0307000 Музыкальное образование квалификация учитель музыки. М., 2000. - 21 с.

49. Гродзенская H.JI. Произведения классиков в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О.Апраксина. Вып. 10. М.: Музыка, 1975.-С. 113-135.

50. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.-77 с.

51. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.

52. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. 1998. - № 2. - С. 8-12.

53. Дараган Н. Концерт: бытие художественное и общественное (История организации концертных мероприятий) // Информация: Сб. статей / Всерос. муз. о-во. М„ 1999. - Вып. 2. - С. 42-47.

54. Дегтярёв А.Л. Профессионально-методологическая роль концертных выступлений в обучении учащихся // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. -М.: МПГУ, 2001. С. 77-78.

55. Дегтярёв А.Л. Составление индивидуальных учебных планов и программ // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр. Вып. 3. / Ред.-сост. А.Н.Малюков. М.: МПГУ, 1999. - С. 154-164.

56. Деменева Н.Н. Формирование педагогического мышления у студентов путём активизации обучения на интегративной основе (на материале подготовки учителей начальных классов): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Н.Новгород, 1993. - 17 с.

57. Дериновская А.Г. Графика на уроках музыки в школе // Профессиональная подготовка учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Казань: КГПУ, 1990. - С. 128-138.

58. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. М.Н.Скаткина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. - 308 с.

59. Дидыч Г.С. Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство эстетического воспитания подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1982. - 23 с.

60. Дмитракова Н.П. Об интеграции педагогических идей в новацион-ной педагогике // Интегрированные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ, 1991. - С. 33-45.

61. Дубинина А.В. Курс «Многоголосие» в системе профессиональной подготовки педагога-музыканта на музыкальных факультетах педагогических вузов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. - 16 с.

62. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения: Актуальные проблемы теории и практики. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1984.- 184 с.

63. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989. - 160 с.

64. Егорова С.В. Организация внеклассной работы по музыкально- эстетическому воспитанию школьников (на примере лекционно-концертной деятельности учителя музыки): Методич. рекомендации / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 1999. - 36 с.

65. Жарова Л.М. Специфика внеклассной хоровой работы в школе /7 Работа хормейстера в детском хоре: Сб. науч.-методич. статей / Под ред. Г.П.Стуловой. М.: Прометей, 1992. - С. 66-77.

66. Живов В.Л. Исполнительский анализ как способ интенсификации обучения в классе хорового дирижирования: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1978. - 16 с.

67. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. - 288 с.

68. Журавлёв И.К. Особенности взаимодействия организационных форм и методов обучения на уровне учебного предмета. М., 1981.-21 с.

69. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы: Текст лекций. Челябинск: ЧПИ, 1990.-95 с.

70. Загрекова Л.В. Деловая игра в технологической подготовке будущего учителя // Педагогика. 1994. - №6. - С. 60-64.

71. Закон Российской Федерации об образовании // Учительская газета. 1992.-№28.-С. 10-15.

72. Ибрагимов Г.И. Педагогическая технология в средней профессиональной школе. Казань: НССО РАО, 1995. - 31 с.

73. Ибрагимов Г.И. Поиски способов интеграции форм организации обучения // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ, 1991. - С. 113-127.

74. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения в педагогике и школе: Учеб. пособие. Самара, 1994. - 228 с.

75. Ибрагимова Е.М. Непрерывная допрофессиональная и профессиональная подготовка учителя. Монография. Казань: Казанский педунивер-ситет, 1999.-211 с.

76. Иванов С.В. Типы и структура урока. М.: Учпедгиз, 1952. - 152 с.

77. Иванченко Т.В. Межпредметные связи музыкально-теоретических дисциплин в системе подготовки музыкантов-исполнителей: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1988. - 16 с.

78. Ильичёва Н.В. Музыкальное восприятие как игра // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр. Вып. 7. / Ред.-сост. А.Н. Малюков. -М.: МПГУ, 2001. С. 78-81.

79. Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 Музыкальное образование. М.: Флинта: Наука, 1999. - 208 с.

80. Кабалевский Д Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. - 192 с.

81. Каган В.И., Сычеников И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика): Науч.-методич. пособие. М.: Высш. школа, 1987. - 143 с.

82. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1979. - С. 236-237.

83. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: «Ut», 1996. - 232 с.

84. Кадцын Л. Процесс слушательского восприятия и усвоения содержания музыкальных произведений // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев: Муз. Украша, 1988. - С. 102-111.

85. Казанцев И.Н. Урок в советской школе. М.: Учпедгиз, 1956. -352 с.

86. Казачков С.А. О дирижёрско-хоровой педагогике // Музыкальное исполнительство: Сб. статей. Вып. 6. -М.: Музыка, 1970. - С. 120-143.

87. Казачков С.А. От урока к концерту. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990.-343 с.

88. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. М.: Музыка, 1977. - 256 с.

89. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика: Исследование. -Л.: Музыка, 1985.-160 с.

90. Капустин Ю.В. Социальные функции музыканта-исполнителя и формы их осуществления в современном обществе: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. Л., 1974. - 16 с.

91. Каратыгин В.Г. О слушании музыки // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка» / Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1987. -С. 75-77.

92. Касимов В.Г. Психолого-педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия у учащихся-музыкантов в процессе индивидуальных занятий: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1989. -16 с.

93. Каузова А.Г. Проблема диалога культур в процессе музыкальной подготовки школьного учителя // История, образование и культура народов Среднего Поволжья: Материалы всерос. науч.-практич. конф. / Отв. ред. В.М.Макушкин. Саранск, 1997. - С. 101-103.

94. Каузова А.Г. Учитель музыки: исполнитель, педагог, личность // Музыкальное образование: проблемы методологии, национально- региональный подход, педагогические технологии: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2 /

95. Под ред. доц. И.С.Кобозевой; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 1998. -С. 12-19.

96. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М.: Знание, 1989.- 77 с.

97. Коган Г.М. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 1961. -114 с.

98. Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995. - 16 с.

99. Колышева Т А. Роль концертно-просветительской деятельности учебного хора в формировании интереса к профессии учителя музыки у первокурсников // Сб. науч. тр. КГПИ №245. Куйбышев, 1980. - С. 98-104.

100. Кондрашин К.П. Мир дирижёра (Технология вдохновения). JI.: Музыка, 1976. - 192 с.

101. Корыхалова Н.П. Музыкальное произведение и способ его существования // Сов. музыка. 1971. - №7. - С. 60-65.

102. Краснощёкое В. И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. -300 с.

103. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Музыка, 1984. - 89 е., нот. (Вопросы истории, теории, методики).

104. Крупник Е.П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность // Психологический журнал. 1988. - Т. 9. - № 4. - С. 89-99.

105. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.

106. Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной деятельности. М.: ИПК, 1996. - 232 с.

107. Левинсон Л.М. О роли репертуара и концертных выступлений // В классе А.Б.Гольденвейзера: Сб. статей / Сост. Д.Благой, Е.Гольденвейзер. -М.: Музыка, 1986. С. 177-186.

108. Лернер И.Я. Дидактические основы методики обучения. М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

109. Лернер И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретического представления // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1983.-С. 137-160.

110. Лукомский Л.Г. О выступлениях студентов с симфоническим оркестром // Советский музыкант. 1939. - № 12. - С. 2.

111. Лукьянов В. Что поют наши хоры // Музыка в школе. М., 1987.- №3. С. 32-34.

112. Лында А.С., Жильцов П.А., Шерба Н.П. Педагогика. 2-е изд. -М.: Высш. школа, 1973. - 390 с.

113. Магомедова З.Ш. Опыт творческой деятельности будущего учителя музыки и его накопление в условиях методолого-методической подготовки в вузе. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1995. - 16 с.

114. Мазаев А. Интегративное взаимодействие искусств и проблема массовых зрелищ // Виды искусства в социалистической культуре. М., 1984. - С. 21-30.

115. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1988. 192 с. - (Б-ка зам. дир. шк. по учеб.-воспитат. работе).

116. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

117. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Издат. центр «Феникс», 1999. - 256 с.

118. Малюков А.Н. Художественная культура: Программа факультативного курса для работы с учащимися подросткового возраста (5-8 классы). 2-е изд., перераб. и дополн. М., 1994. - 31 с.

119. Мануйлов О.А., Стулова Г.П. Роль вокально-хоровых навыков в обучении на фортепиано // Вопросы музыкальной педагогики и исполнительской культуры в подготовке учителя музыки / Отв. ред. Р.А.Тельчарова.- Владимир, 1988. С. 23-32.

120. Мариупольская Т.Г. О традициях русской фортепианной педагогики // Преподаватель. 1999. -N4. - С. 36-39.

121. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981. - 191 с.

122. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: 11 ЖИ, 1993. - 88 с.

123. Машенцев В.К. Теория и методика подготовки учителя к пропагандистской деятельности: Учеб. пособие к спец. курсу для студентов пед. ин-тов. Смоленск, 1984. - 164 с.

124. Медушевский В.В. Как произведение творит композитора, исполнителя, слушателя / Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. - С. 157-159.

125. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 256 с.

126. Медушевский В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. -М., 1971.-26 с.

127. Мезенцева С.И. Музыкально-эстетическое воспитание в отечественной теории педагогики первой трети XX века: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Владимир, 1993. - 16 с.

128. Мелёшкина Е.А. Из истории фортепианной педагогики 19 века. // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. М.: МПГУ, 2001. - С. 22-27.

129. Милыитейн Я.И. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитания исполнителей // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1972. -С. 3-56.

130. Минаев Е.А. Проблемы преемственности в формировании и развитии музыкально-педагогического репертуара: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. М., 1980. - 16 с.

131. Мирошник И.М. Цвет как стимул формирования непосредственно-эмоционального отношения к музыке у детей // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика. - 1987. - №1 (36). - С. 55-57.

132. Михайлова Л. Б. Художественно-педагогическая интерпретация песенного репертуара как компонент профессиональной деятельности учителя музыки: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1993. - 16 с.

133. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш.- М.: «Советская энциклопедия», 1990. 672с.

134. Мусин И.А. О воспитании дирижёра. Очерки. Л.: Музыка, 1987.- 247 с.

135. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки / Науч. ред. А.И.Николаева. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1988. - 62 с.

136. Муцмахер В.И., Титков А.П. О развитии исполнительского мастерства будущего учителя музыки // Формирование музыкально-исполнительского мастерства: Сб. науч. тр. М., 1981. - С. 89-97.

137. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 е., нот.

138. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.- 319с.

139. Назайкинский Е В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.- 83 с.

140. Назарова А.И. Формирование основ педагогической импровизации в процессе профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1984. - 16 с.

141. Нейгауз Г Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.- М.: Музгиз, 1961.-319 с.

142. Немыкина Н.М. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие.- Екатеринбург: УГПИ, 1993. 61 с.

143. Никандров Н.Д. Организационные формы и методы обучения в высшей школе // Проблемы педагогики высшей школы. Ленинград: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1972. - С. 58-70.

144. Никандров Н.Д., Петров Е.Д. Система организационных форм обучения в педагогическом институте // Содержание, методы и формы обучения в педагогическом институте: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.Д. Никандров. -Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1977. С. 3-14.

145. Ниорадзе В.Г. Интегративность и творчество в педагогическом процессе // Творческая педагогика накануне нового века: Материалы 1-ой науч.-практич. конф. 4.2. - М., 1997. - С. 40-43.

146. Новоблаговещенский В.Я. Интегративный принцип в преподавании музыки (на материале учебной работы музыкальных училищ и колледжей): А-Втореф дисс канд. пед. наук. М.„ 1998. - 22 с.

147. Оборин Л.Н. Ценное начинание // Советский музыкант. 1963. -№13-14. - 15 мая.

148. Овчинникова Т. Н. Об отборе репертуара для работы с хоровыми коллективами школьников // Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. проф. В.Г.Соколова. М.: Музыка, 1981. - С. 39-44.

149. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; 3-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1995. - 928 с.

150. Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. - №2. - С. 45-50.

151. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1984. - 160 с.

152. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. -2-е изд. перераб. М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

153. Орышак И.М. О некоторых формах организации процесса фортепианного обучения во второй половине XIX столетия // Вопросы фортепианной педагогики: Сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1980. - С. 13-19.

154. Орышак И М. Фортепианно-исполнительская и просветительская деятельность Ганса Бюлова // Формирование музыкально-исполнительского мастерства: Сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1981. - С. 140-150.

155. Осеннева М.С. Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 2000. 18 с.

156. Осеннева М.С., Безбородова JI.A. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. -М.: Издат. центр «Академия» 2001. 368 с.

157. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. отд. и фак. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр "Академия", 1999.-224 с.

158. Осипова Л.В. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1975. 16 с.

159. Основы вузовской педагогики: Учеб. пособие для студ. ун-та / Отв. ред. Н.В.Кузьмина. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1972. - 312 с.

160. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учеб. пособие для слушателей курсов и фак-ов повышение квалификации препод, высш. учеб. завед. / Под ред. А.В.Петровского. М.: Изд-во Московского университета, 1986. - 303 с.

161. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Муз. Украша, 1975. - 198 с.

162. Педагогика школы / Под ред. Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1977.- 388 с.

163. Педагогика. Курс лекций / Под ред. Г.И.Щукиной, М.: Просвещение, 1986.-648 с.

164. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 637 с.

165. Педагогика: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Н.П.Болдырев, Н.К. Гончаров, Б.П.Есипов, Ф.Ф.Королёв. М.: Просвещение, 1968. - 526 с.

166. Педагогика: Учеб. пособие для школьных пед. училищ / Под ред. Б.П.Есипова. -М.: Просвещение, 1967. -414 с.

167. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. С.П.Баранова, В.А.Сластёнина и др. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение,1 А Л л Т Z'1.УЙО. — JJU с.

168. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.Бабанского 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

169. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. — Д., 1980. 127 с.

170. Петрова И.А. Исполнительский репертуар студента-музыканта и его роль в подготовке к музыкальному просвещению в школе // Методологические проблемы музыкальной педагогики: Матер, межреспуб. науч,-практич. конф. -М., 1991. С. 80-83.

171. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Роспе-дагенство, 1997. - 176 с.

172. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.

173. Полякова И.А. Повышение эффективности подготовки студентов педагогических институтов к музыкально-пропагандистской деятельности: Дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1990. - 310 с.

174. Пономарёв А.С. Жизнь детского хора // Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева. М.: Просвещение, 1991. -С. 103-135.

175. Попов B.C. О некоторых вопросах подготовки детских хоровых коллективов к исполнению современной музыки // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 6. - М.: Музыка, 1970. -С. 49-64.

176. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы (1-3 классы). М.: Просвещение, 1983.1П Л 1 li v.

177. Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы // Педагогическое образование и наука. 2000. - №1. - С. 14-25.

178. Птица К.Б. Проблемы стиля и хоровое исполнительство // Работа с хором. Методика, опыт: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Б.Г.Тевлина. М., 1972. - С. 13-55.

179. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. М.: Сов. композитор, 1979.- 313 с.

180. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике 2-е изд., испр. - М., 1994. - 141 е., нот, ил.

181. Раимова С.И. Методические основы межпредметных связей на музыкально-педагогическом факультете // Подготовка учителя музыки в педвузе: Межвуз сб. науч. тр. / Отв. ред. Г.В.Яковлева. Саратов: СГПИ им. К.А.Федина, 1986. - С. 27-35.

182. Рачина Б.С. Петь в хоре может каждый // Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева. М.: Просвещение, 1991.-С. 74-102.

183. Родин В.А. О некоторых проблемах индивидуальной формы обучения в истории педагогики // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГГТИ им. В.И.Ленина, 1982. - С. 101-108.

184. Родин В.А. О некоторых формах активизации урока в процессе индивидуального обучения П Формирование музыкально-исполнительского мастерства: Сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1981. - С. 98-104.

185. Ройтерштейн М.И. Некоторые особенности анализа вокальной музыки // Музыковедческая подготовка школьного учителя: Межвуз. сб. науч. тр. -М.: МГПИ им R И Ленина, 1984. С. 36-51.

186. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 3-е, доп. Л.: Музыка, 1980. - 143 с.

187. Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование России. 1994. - №2. - С. 29-37.

188. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор, 1961. -270 с.

189. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -Л.: Музыка, 1964. 188 с.

190. Садохина В.В. Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М.,1999. 17 с.

191. Самойленко В.М. Массовые музыкальные представления: Театрализованный концерт: Опыт. Тенденции развития. М.: Музыка, 1989. -144с.

192. Саранцев Г.И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999. -№1. - С. 19-24.

193. Саранцев Г.И. Формы обучения в средней школе // Педагогика.2000. -№ 2. С. 34-40.

194. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

195. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. - М.: Рус. Яз., 1989.- 624 с.

196. Сметанин А.Н. Подготовка культурного слушателя музыки // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка» / Сост. О.А.Апраксина.- М.: Просвещение, 1987. С. 106-109.

197. Смирнов С.А. Ещё раз о технологиях обучения // Высшее образование России. -2000. №6. - С. 113-120.

198. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров; редкол. А.А.Гусев и др. изд. 4-е. - М.: Советская энциклопедия, 1987. -1600 е., ил.

199. Соколов А.С. Человек на концертной эстраде // в кн. Музыка вокруг нас. М.: ИДФ, 1996. - С. 49-63.

200. Соколова Н.В. Формирование познавательного интереса студентов средствами вокально-хорового репертуара (Начальный этап обучения хоровому дирижированию на музыкально-педагогическом факультете): Ав-тореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1981. - 16 с.

201. Соловьёва Л.А. Совершенствование подготовки по хоровой аранжировке руководителей детских коллективов в вузах культуры: Авто-реф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1996. 17 с.

202. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования: В 3-х кн. Кн.1 - Л., 1980. - 295 е.; Кн.2. - Л., 1981. - 295 е.; Кн.З. - Л., 1983. - 304 с.

203. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е, доп. Л.: Музыка, 1975. - 64 с.

204. Струве Г.А. Организация концертных выступлений детского хора // Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. проф. В.Г.Соколова. М.: Музыка, 1981.-С. 45-49.

205. Струве Г.А. Школьный хор. Книга для учителя. М., 1981. - 191е., ил.

206. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1988. - 69 с.

207. Стулова Г.П. Хоровой класс: (Теория и практика вокальной работы в дет. хоре): Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1988. 126 е.: ил.

208. Тарасов Г.С. О природе музыкальной потребности человека (слушателя): Автореф. дисс. . канд. фил. наук. -М., 1971. 16 с.

209. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М., 1991. - 190 с.

210. Трошина И.Э. Моделирование педагогических ситуаций в профессиональной подготовке учителя музыки // Подготовка учителя музыки в педвузе: Межвуз сб. науч. тр. / Отв. ред. Г.В.Яковлева. Саратов: СГПИ им. К.А.Федина, 1986. - С. 65-72.

211. Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ: Метод, рекомендации. -М.: АПН СССР, 1998. 47 с.

212. Усова А.П. Система форм учебных занятий // Советская педагогика. 1984. -№1. - С. 48-51.

213. Уфимцева М.А. Формы организации обучения в современной общеобразовательной школе: Учеб. пособие для стул. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. - 80 с.

214. Файзрахманова Л.Т. Формирование художественно-творческих умений будущих учителей музыки в классе фортепиано // Профессиональная подготовка учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. / Казане, пед. ин-т. -Казань, 1990.-С. 19-27.

215. Федеральный Закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Н.Новгород: Нижегород. гума-нит. центр, 1996. - 64 с.

216. Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. — Ростоя-ня-Дону 1996 — 123 с.

217. Хайкин Б.Э. Беседы о дирижёрском ремесле. Статьи. М.: Сов. композитор, 1984. - 264 с. с илл.

218. Халабузарь П.В. Актуальные проблемы и формы массового музыкально-эстетического воспитания детей: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. Л., 1972. - 19 с.

219. Халабузарь П.В., Попов B.C., Добровольская Н.Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1989. - 175 е., нот.

220. Ханаева В.Е. Формирование профессионально-педагогической направленности исполнителя в музыкальном вузе: Автореф. дисс . канд. искусствоведения. Л., 1985. - 16 с.

221. Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. № 4. - 1993. - С. 106-114.

222. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Пособие для студентов. -М., 1994.-260 с.

223. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Дис. . докт. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1989. - Т.1. - 425 е.; Т.2 (прилож). - 155 с.

224. Цуккерман В.А. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика. М., 1965. - 352 с.

225. Цыпин Г.М. Концертная сцена России. Проблемы. Суждения. Мнения. М.: «Феникс-APT», 1993. - 182 с.

226. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 е., 17 илл.2ЛЛ. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано' Учеб пособие — М.: Просвещение, 1984. 176 с.

227. Цыпин Г.М. Сценическое волнение: психолого-педагогические проблемы // Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. -СПб.: Алейя, 2001. С. 280-298.

228. Чередов И.М. Методика планирования школьных форм организации обучения: Учеб. пособие. Омск, 1983. - 106 с.

229. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. -М.: Педагогика, 1987. 152 с.

230. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. - 144 с.

231. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. -М.: Музыка, 1985. 176 е., нот.

232. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

233. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств r эстетическом Боепитании и развитии подростков: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. Киев, 1986. - 32 с.

234. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск: ТОО «Время», 1997. - 256 с.

235. Шестакова Н.И. (Чинякова Н.И.) Учебный концерт в системе межпредметных связей // XXX Научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им. М.Е.Евсевьева: Материалы выступлений. 4.1. - Саранск, 1994. - С. 17-19.

236. Шишкина С.В. Формирование профессионально- коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки. Дисс. . канд. пед. наук. -Саранск, 2001.- 179 с.

237. Шульгина В.Д. Формы и методы интенсификации подготовки учителя музыки к руководству продуктивной деятельностью школьников // Профессиональная подготовка учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. / Казане. пед. ин-т. Казань, 1990. - С. 7-19.

238. Щербакова А.И. Освоение фортепианной музыки 20 века как нового мира музыкальных ценностей. М., 1999. - 99 с. с прил.

239. Щукина Г И Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

240. Юдин А.П. К вопросу о формировании содержания музыкально-исполнительского образования // Творческая педагогика накануне нового века: Материалы 1 науч.-практич. конф. М.: МГТГУ, 1997. - С. 89-90.

241. Яковлев И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.- 128 с.

242. Яковлева Г.В. Музыкальное развитие учащихся в процессе коллективно-индивидуального обучения игре на фортепиано: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1973. - 16 с.

243. Якубовская Т.Л. Об изданиях вокально-хоровой литературы для детей // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О.Апраксина. Вып. 14.-М.: Музыка, 1979.-С. 103-120.

244. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация: Автореф. дисс. . д-ра искусствовед. М., 1995. - 48 с,

245. Ямпольский И.М. Концерт музыкальный // в кн. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В.Келдыш. Т.2. М., Сов. энциклопедия, 1974. -Стб. 926-928.

246. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высш. школа, 1986. - 135 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.