Теория и практика современной электроакустической композиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Бундин, Андрей Сергеевич

  • Бундин, Андрей Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 163
Бундин, Андрей Сергеевич. Теория и практика современной электроакустической композиции: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2013. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бундин, Андрей Сергеевич

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теория современной электроакустической композиции

1.1. Электроакустическая музыка как феномен музыкального искусства

1.2. Классификация направлений, стилей и жанров электроакустической музыки

1.3. Анализ, форма и структура электроакустической композиции

1.4. Особенности музыкального языка и специфические методы развития музыкального материала

Глава 2. Электронные звуковые технологии и методы их применения

в современной электроакустической композиции

2.1. Инструментарий электроакустической музыки

2.2. Технологии синтеза звука

2.3. Технологии обработки звука в композиции и звукорежиссуре электроакустического произведения

Заключение

Список литературы

Список терминов

155

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и практика современной электроакустической композиции»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Электроакустическая музыка представляет собой обширный и значительный раздел в мировом музыкальном искусстве. В связи с развитием мультимедийных технологий в последнее время этот феномен вызывает неподдельный интерес как профессиональных музыкантов, так и широкого круга слушателей. Но, несмотря на многочисленные статьи, книги, посвященные отдельным аспектам этого явления, в настоящее время в отечественном музыкознании не существует глубокого и всестороннего исследования истории, теории и практики электроакустической композиции. В этом контексте назревает необходимость обобщения, анализа и систематизации накопившихся разрозненных сведений об этом музыкальном течении, что и осуществляется в данной работе.

Можно выделить два больших этапа в развитии электроакустической музыки. Первый из них связан с развитием электронных звуковых технологий во второй половине XX века. В этот период в музыкальном искусстве сосуществует множество стилей и направлений. В сфере академической композиторской музыки главенствует авангард. Это течение во многом опирается на экспериментальные техники и поиск новых средств художественной выразительности, а также отказ от устоев, сложившихся в рамках классической традиции. Ключевые принципы электроакустической композиции органично вписываются в общие тенденции искусства эпохи.

На рубеже XX и XXI веков наблюдается новый этап электроакустической музыки, связанный с активным развитием компьютерных мультимедийных технологий. В последние 20 лет намечается переход от звукового эксперимента к поиску новых исполнительских средств и методов, возрастает роль интерактивных технологий, появляются новые направления в искусстве. В этом контексте остро ощущается перевес технического знания над искусствоведческим, связанный с отсутствием полноценной музыкально-теоретической базы изучаемого феномена.

Важно также отметить, что развитие электроакустической музыки продолжается. Современные техники композиции тесно связаны с применением компьютерных технологий. Вследствие этого представляется актуальной проблема всестороннего изучения принципов и методов создания электромузыкальных композиций.

Тем более что сфера применения аудиотехнологий на сегодняшний день распространяется далеко за пределы электроакустической музыки. Специализированные компьютерные программы применяются в традиционной композиторской деятельности: для оформления нотного текста, создания демонстрационных звукозаписей произведений. Следовательно, разработка целостного исследования по музыкально-компьютерным и электроакустическим технологиям, современным техникам композиции и аранжировки, обобщающего теоретические и практические принципы электроакустической музыки и раскрывающего ее основные методы композиции, обладает высокой актуальностью.

Степень изученности проблемы. В настоящее время пласт научной литературы по теме исследования не столь обширен по сравнению с другими областями музыкознания. Тем не менее, в этой сфере постоянно ведутся научные работы, раскрывающие сущность теоретических, практических, исторических и технологических аспектов явления.

Русскоязычные труды посвящены, как правило, творчеству конкретных композиторов или отдельным проблемам электроакустической музыки. Выделяются работы М. Э. Дубова о творческом наследии и композиционных принципах выдающегося композитора и изобретателя Я. Ксенакиса «Ксенакис — архитектор Новейшей музыки»1 и диссертация «Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х гг. XX века»2 М. И. Карпец.

В работах заведующего «Термен-центра» при московской консерватории А. И. Смирнова впервые и систематизируются сведения о теории и практике ака-

1 Дубов М. Э. Янис Ксенакис — архитектор новейшей музыки: дис. канд. искусствоведения : 17.00.02. М., 2008. 232 с.

2 Карпец М. И. Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х гг. XX века : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09. СПб., 2010. 232 с.

демической электроакустической композиции. Исследователь опирается на классические образцы музыкального авангарда второй половины XX столетия, раскрывает суть некоторых значимых аспектов техники электроакустической композиции.

В области популярной электронной танцевальной музыки заслуживает внимания обобщающее диссертационное исследование Т. С. Ястремского «Танцевальная электронная музыка в художественной культуре XX-XXI веков»3.

Вопросы музыкальной акустики, инструментария электроакустической музыки, специфики электронных звуковых технологий изучают И. А. Алдошина, В. О. Белунцов, Г. В. Богачев, Д. Ю. Дубровский, П. JI. Живайкин, Ю. H. Рагс и др. Некоторые практические аспекты композиции разбираются в коллективной монографии С. В. Пучкова и М. Г. Светлова «Музыкально-компьютерные технологии: современный инструментарий творчества»4.

Серьезный концептуальный базис подготавливают работы Н. И. Дворко, посвященные таким важным аспектам, как режиссура мультимедийных произведений, звуковой дизайн5 и проблемы интерактивности в современном искусстве6.

Значительный вклад в развитие электроакустической музыки вносят музыкально-педагогические исследования: коллективные труды А. В. Андерсена, Г. П. Овсянкиной, Р. Г. Шитиковой «Современные музыкально-компьютерные технологии»7, И. Б. Горбуновой, Г. Г. Белова, А. В. Горельченко «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)»8, а также докторская диссертация

3 Ястремский Т. С. Танцевальная электронная музыка в художественной культуре XX—XXI веков : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. СПб., 2006. 227 с.

4 Пучков С. В., Светлов М. Г. Музыкальные компьютерные технологии, современный инструментарий творчества. СПб., 2005. 232 с.

5 Дворко Н. И. Основы звукового дизайна цифровых медиа : теория и практика : учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2010. 40 с.

6 Дворко Н. И. О подготовке режиссеров цифровых медиа // Интерактивное повествование и режиссура мультимедиа : сб. науч. тр. / под ред. Н. И. Дворко. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2010. С. 137-139.

7 Андерсен А. В., Овсянкина Г. П., Шитикова Р. Г. Современные музыкально-компьютерные технологии. СПб. : Лань; Планета музыки, 2013. 224 с.

8 Горбунова И. Б., Горельченко А. В., Белов Г. Г. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). СПб.: СМИО Пресс, 2006. 211 с.

В. Н. Красильникова «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования»9.

Иностранные источники составляют три группы: современные теоретические исследования, композиторские трактаты, а также технические исследования и стандарты по электронным музыкальным технологиям.

Значимы в этой сфере труды Д. Смоллей (D. Smalley) и С. Эммерсона {S. Emmerson), опубликованные в последнем англоязычном издании словаря Гроува10. Их работы отличаются научной точностью, высокой степенью проработанности материала. Исследователи собирают и систематизируют различные аспекты области, рассматривая электроакустическую музыку как единое явление.

Теоретические проблемы анализа музыкального материала, музыкального

языка, формы, жанровых и стилевых особенностей электроакустической музыки

11 12 раскрываются в работах К. JI. Кокс (С. L. Сох) , JI. Заттра (L. Zattra) ,

Д. Смоллей (D. Smalley)13.

Данные труды, безусловно, важны и представляют общий пласт музыковедческого знания в области электроакустической музыки, но в них не раскрываются многие искусствоведческие аспекты явления, не исследуются проблемы классификации направлений, стилей и жанров.

Объект исследования — электроакустическая музыка. Предмет исследования — техника электроакустической композиции. Цель работы — обобщение, систематизация и разработка теоретических и практических основ электроакустической композиции. Задачи исследования:

• дать определение понятия «электроакустическая музыка»;

• классифицировать направления, стили и жанры; определить границы явления;

9 Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования : дис. ... док. пед. наук : 13.00.02. М., 2007. 494 с.

10 Emmerson S., Smalley D. Electro-acoustic music // The New Grove Dictionary of Music and Musicians in 29 volumes. Oxford University Press, 2004. Vol. 8. P. 59.

11 Cox C. L. Listening to Acousmatic Music. Ph. D. 0413: Music. Ann Arbor: Columbia University, 2006. 180 p.

12 Zattra L. Searching for lost data : outlines of esthesis-poietic analysis // Organised sound. 2004. Vol. 9, No. 1. P. 35^6.

13 Smalley D. Analysis of Electroacoustic Music // Journal of new music research. 1998. Vol. 27, No. 1-2. 184 p.

• выявить общие тенденции в современной электроакустической композиции;

• систематизировать электронный инструментарий, средства и методы создания произведений в данной области;

• выработать универсальный подход к анализу электроакустической музыки различных направлений стилей и жанров;

• сформировать список терминов, дать научно обоснованные определения ключевым понятиям явления.

Научная новизна заключается в том, что впервые:

• систематизируются теоретические и практические основы электроакустической музыки;

• дается обобщенная картина явления, определяются его границы, классифицируются направления, стили и жанры;

• анализируются произведения, ставшие основой классического наследия электроакустической музыки.

• проводится музыковедческое исследование, затрагивающее проблемы анализа и синтеза звука в контексте композиторской деятельности;

• научно обоснован список терминов, в котором даются определения основополагающих понятий.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что:

• выявлен и систематизирован обширный массив научной литературы по проблемам истории, теории и практики электроакустической композиции;

• обобщены и систематизированы исторические сведения по проблеме становления и развития электроакустической музыки;

• разработан список терминов;

• создана теоретическая база для дальнейших научных исследований, посвященных проблемам теории, истории и практики изучаемого феномена.

Практическая значимость заключается в том, что результаты и выводы диссертации, использованные в ней методы анализа музыкальных произведений,

а также принципы классификации направлений, стилей и жанров электроакустической музыки существенны и важны для аналогичных исследований. Материалы работы составляют основательную базу для последующей разработки рассматриваемых в ней проблем теории и практики электроакустической музыки. Диссертация представляет практический интерес для композиторов, аранжировщиков и звукорежиссеров, так как изучаемые композиционные методы, техники и концепции рассматриваются в контексте анализа музыкальных произведений. Отдельного внимания заслуживает раздел, посвященный техникам синтеза и обработки звука, — благодаря схемам и формулам, раскрывающим суть алгоритмов, данный раздел будет интересен разработчикам музыкального программного обеспечения.

Материалом исследования послужили теоретические и практические исследования в данной сфере: труды отечественных и зарубежных ученых, а также ГОСТы по электроакустическим технологиям, СанПин по организации концертных массовых мероприятий.

Важную роль в данной диссертации имеют первоисточники — композиторские трактаты, в которых раскрываются аспекты различных техник композиции, а также сущность явления. К таким трудам относятся работы П. Булеза, Ф. Бэйля, Я. Ксенакиса, П. Шеффера, К. Штокхаузена,.

В ходе анализа музыкальных произведений использованы также интервью с композиторами, заметки современников.

Серьезной опорой для исследования служат труды из смежных областей научного знания, в которых рассматриваются научно-творческие аспекты явления: музыкальная акустика, психоакустика и звукорежиссура. В этом направление заслуживают внимания работы И. А. Алдошиной, Р. Приттса, В. Г. Динова, Ю. И. Козюренко, Б. Я. Меерзона, П. Уайта.

Отдельная группа материалов — техническая литература, в т. ч. патенты, технические стандарты и электроакустические исследования. В данной сфере большое значение имеют схемы и алгоритмы синтеза звука, опубликованные

в электронной библиотеке Стэндфордского университета, которому принадлежат многие патенты в этой области.

Теоретико-методологической основой исследования послужили

• разработанные в отечественном музыкознании теоретические труды о структуре музыкального языка, форме, ритме, мелодии, гармонии, фактуре, инструментовке Г. И. Банщикова, А. В. Денисова, Д. В. Житомирского, В. В. Задерацкого, Ц. Когоутека, Ю. Г. Кона, Т. С. Кюрегян, JI. А. Мазеля, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Н. А. Римского-Корсакова, М. С. Скребковой-Филатовой, Ю. Н. Тюлина, Ю. Н. Холопова, В. Н. Холоповой, В. А. Цуккермана и др.;

• учение о психоакустике И. А. Алдошиной и Р. Приттса, А. П. Ефимова, работы по музыкальной акустике И. А. Алдошиной, Ю. И. Parca;

• труды по звукорежиссуре, раскрывающие сущность технических средств обработки и синтеза звука, а также концепции творческой деятельности звукорежиссера Н. И. Дворко «Основы звукорежиссуры. Творческий практикум», В. Г. Динова «Звуковая Картина», П. Уайта «Творческая звукозапись»;

• концептуальной основой диссертации послужила «спектроморфология» Д. Смолли — теория о принципиальных основах электроакустической композиции, а также труды ведущих зарубежных музыковедов, посвященные теории, истории и практике современной электроакустической музыки.

Методы исследования. В процессе работы над диссертацией были применены методы исторического, контекстуального, музыкально-теоретического, интонационного, сравнительного, комплексного анализа звукозаписи, формализации алгоритмов синтеза и обработки звука. Исследование осуществлялось на основе системного подхода к изучению музыкального материала.

Основные положения, выносимые на защиту

• Электроакустическая музыка — это понятие, обобщающее область музыкального творчества, основанного на использовании электроакустических

технологий и включающего в себя направления академической, популярной и прикладной музыки.

• Теория электроакустической музыки — это комплексное явление, содержание которого составляет совокупность знаний из области музыковедения, акустики, инженерно-технического дела.

• История развития электроакустической музыки делится на несколько этапов, связанных с изменениями художественной парадигмы, скачками научно-технического прогресса.

• Основой композиторской деятельности в области электроакустической музыки являются специализированные технические средства, прежде всего из области звукорежиссуры: аналоговые, цифровые и виртуальные системы синтеза, обработки и хранения звука; звукозаписывающее, воспроизводящее и усиливающее оборудование, а также приборы анализа сигналов.

• Техника электроакустической композиции опирается на традиционные, сложившиеся в рамках классической традиции приемы, но также существенно расширяет их специфическими методами развития, построенными на особых способах работы с тембральными, динамическими и пространственными характеристиками звука.

Результаты диссертационного исследования используются диссертантом в его педагогической деятельности. Материалы работы являются частью программ по дисциплинам «История электроакустической музыки», «Основы компьютерной композиции и аранжировки», «Компьютерная и традиционная инструментовка», «Основы звукорежиссуры», разработанных автором в рамках модуля музыкально-компьютерные технологии в институте музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герцена. Основные положения работы опубликованы в статьях, отражены в докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях. Материалы исследования были использованы автором при проведении лекций и практических за-

нятий для студентов института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена.

Достоверность исследования обеспечена применением комплекса методов исследования, адекватных его целям, объекту, предмету и задачам. В процессе историко-теоретического анализа проблемы исследования был использован широкий круг научных источников, связанных с различными сферами науки: музыкознанием, акустикой, технологиями цифровой и аналоговой обработки сигналов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы на русском и английском языках, а также приложения, представляющего список терминов. Содержание диссертации изложено на 163 страницах машинописного текста.

ГЛАВА 1.

ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ

1.1. Электроакустическая музыка как феномен музыкального искусства

Электроакустическая музыка: к определению понятия

Электроакустическая музыка — это сложный феномен, который находится на стыке науки и искусства, техники и творчества. Специфика явления требует выработки особой терминологии, которая не может ограничиваться искусствоведческим тезаурусом, что приводит к необходимости заимствования понятий из других сфер: звукорежиссуры, акустики, электроники и других технических областей научного знания. В этом контексте не только специфические термины, но и название явления в целом требует исследования, анализа и точного определения.

Так, в 1950-е годы для характеристики результатов научно-творческой деятельности сотрудников первой студии электронной музыки при Кёльнском радио предлагается термин «электронная музыка», символизирующий отказ от традиционного инструментария и направленность исключительно на звук, создаваемый с помощью электрооборудования. Данный термин охватывает узкую область музыкального искусства и связан с конкретным направлением авангардного искусства 1960-1970-х.

В 1957 году в Нью-Джерси создается первая компьютерная музыкальная лаборатория. На тот момент компьютерные музыкальные студии отличались от электромузыкальных студий, в которых применялось аналоговое оборудование. В связи с возрастающей в рамках электроакустической композиции ролью ЭВМ, предлагается новый термин — «компьютерная музыка». Сегодня так можно назвать любое произведение, созданное с помощью электронных технологий, однако такая типизация не совсем научна, т.к. понятие «компьютерная музыка» не полностью охватывает рассматриваемую область.

С конца 1950-х годов в США предлагается название «магнитофонная музыка», так как процесс создания музыкального произведения неразрывно связан со звукозаписью и последующим монтажом. Такое определение также не полно раскрывает сущность явления, особенно учитывая тот факт, что магнитофонная лента давно не является основным носителем звукового материала.

На сегодняшний день, обобщая все исторически сложившиеся в данной области стили и жанры, западные исследователи14 выделяют два основных направления электроакустической музыки. Первое акусматика — музыка, созданная для прослушивания с помощью акустических систем и существующая только в форме звукозаписи. Второе — «живая» электронная музыка, которая подразумевает синтез и манипуляции со звуком непосредственно в процессе исполнения произведения (чаще всего, это импровизация).

Понятие «акусматика» предлагает французский композитор и ученый Франсуа Бэйль (ученик К. Штокхаузена и О. Мессиана) в 70-е годы прошлого века. Название этого направления произошло от греческого слова «acousma» — так в пифагорейской школе называлась ширма, разделявшая учеников и учителя. Пьер Шеффер и Франсуа Бэйль сходятся на том, что это понятие должно обобщать всю область музыкального искусства, связанную с применением электронных технологий. Впрочем, в Париже вплоть до конца 50-х годов применяется определение «электроакустическая музыка», однако на тот момент оно имеет несколько другой смысл: подразумевалось соединение принципов электронной и конкретной композиции. Акусматика характеризует музыку, от начала до конца созданную в условиях студии, но не предполагающую наличия исполнителя.

Отдельно следует отметить, что с конца 80-х многие композиторы и исследователи склоняются к термину sonic art — акустическое искусство. Однако по сравнению с термином электроакустическая музыка, он достаточно узок и не отражает все грани данного феномена: например, использование традиционных инструментов в сочетании с электрооборудованием. Акустическое искусство — это

14 Emmerson S., Smalley D. Electro-acoustic music // The New Grove Dictionary of Music and Musicians in 29 volumes. Oxford University Press, 2004. Vol. 8. P. 59.

одна из сторон электроакустической музыки, сущность которой заключается в тембровых метаморфозах и акустических манипуляциях со временем, динамикой, спектром и пространством.

В настоящий момент в мировом музыкознании понятие «электроакустическая музыка» является общепринятым. Так, в англоязычном словаре The New Grove Dictionary of Music and Musicians дается следующее определение: «Электроакустическая музыка — это музыка, в которой электронные технологии (на сегодняшний день преимущественно компьютерные) используются для создания, анализа, обработки и воспроизведения звукового материала. Громкоговорители — основное средство трансляции звука»15.

При этом в русскоязычном издании словаря термин электроакустическая

16

музыка отсутствует, вместо него используется понятие электронная музыка . Такая же ситуация наблюдается и во многих других музыкальных энциклопедических изданиях на русском языке. К примеру, в Музыкальной энциклопедии под редакцией Ю.В.Келдыша дается такое определение: «Электронная музыка — музыка, которая создается и исполняется с помощью электронно-акустической и звуковоспроизводящей аппаратуры»17. О. К. Королев, опираясь на немецкую терминологию В. Майер-Эпплера {elektronische Musik), обращается к словосочетанию «электронная музыка» и характеризует это явление, как «сферу музыкального творчества, где формирование звуковой "материи" производится с помощью

1 8

электронной аппаратуры» . Такого же принципа в терминологии придерживаются редакторы одного из интернет-источников — «Современной энциклопедии», где приводится следующая дефиниция: «Электронная музыка — музыка, создаваемая с помощью электронно-акустической генерирующей, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (в том числе синтезаторов). Отличается

15 Emmerson S., Smalley D. Electro-acoustic music. Op. cit. — здесь и далее перевод автора.

16 Электронная музыка // Музыкальный словарь Гроува : пер. с англ. / под ред. JI. О. Акопяна. М. : Практика, 2001. С. 1043-1044.

17 Электронная музыка // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / под ред. Ю. В. Келдыша. М. : Советская энциклопедия, 1973-1982. Т. 6. С. 514.

18 Королев О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: термины и понятия. М.: Музыка, 2006. С. 160.

чрезвычайным многообразием тембровой палитры (включает звучания и шумы, не встречающиеся в естественных условиях)»19.

Несмотря на то, что русскоязычные музыкальные энциклопедические издания не содержат термин электроакустическая музыка, он все более активно используется в музыковедческой литературе последних лет. Его применяют такие исследователи, как директор Термен-центра, профессор Московской консерватории А. И. Смирнов. В 17 главе «Электроакустическая музыка» коллективного труда «Теория современной композиции», опираясь на зарубежные издания20, автор отмечает, что «термин электроакустическая музыка возник в 60-е годы

и фактически объединил три понятия: конкретная, электронная и компьютерная 21

музыка» . Исходя из того, что в 60-е еще не было массовой танцевальной электронной музыки (она зарождается в конце 70-х благодаря изобретению драм-машин22 и портативных синтезаторов23 и получает широкое распространение в 80-е годы) логично предположить, что термин «электроакустическая» изначально относился именно к академической музыке.

Как видим, наблюдается некоторое разногласие в отечественной и зарубеж-

24 п

нои музыковедческой литературе . При исследовании названии анализируемого понятия: электронная, компьютерная, алгоритмическая музыка, акусматика и т. д. выделяются два наиболее распространенных варианта в настоящее время, а именно — электронная музыка и электроакустическая музыка. По нашему мнению, первый вариант электронная музыка не может использоваться для ха-

19 Современная энциклопедия. Режим доступа: http://www.dic.academic.ru

20 Eimert Н., Humpert Н. U. Das Lexikon der elektronischen Music. Regensburg, 1973; Griffiths Р. A Guide to Electronic Music. Thames and Hudson, 1979; Schräder B. Introduktion to Electro-Acoustic Music, New Jersy, 1982.

21 Смирнов А. И. Электроакустическая музыка. // Теория современной композиции : учебное пособие / под ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2007. 624 с.

22 Драм-машина (англ. drum-machine) — звуковой модуль с тембрами ударных инструментов и готовыми запрограммированными ритмическими рисунками.

23 Портативными являются синтезаторы небольших размеров, которые возможно использовать на сцене. Существуют следующие типы: Minimoog, Oberheim, Юность, Поливокс и др.

24 Тем более поразителен тот факт, что за шестидесятилетнюю историю терминология этого явления в русскоязычных изданиях недостаточно проработана, ведь именно в нашей стране был создан первый электромузыкальный инструмент с революционным способом звукоизвлечения — терменвокс. Это изобретение повлияло на весь процесс развития музыкальных технологий. Кроме того, во второй половины XX века в СССР было создано большое количество синтезаторов, по всем параметрам опережавших свои зарубежные аналоги, например АНС.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бундин, Андрей Сергеевич, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ars notandi. Нотация в меняющемся мире [Текст] / Науч. тр. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского : сб. науч. тр. / под ред. И. А. Барсовой. — М., 1997. —Т.17, —124 с.

2. Алдошина, И. А. Музыкальная акустика [Текст] : учеб. для вузов / И. А. Алдошина, Р. Приттс. — СПб. : Композитор, 2006. — 720 с.

3. Андерсен, А. В. Универсальные музыкально-компьютерные программы [Текст] / А. В. Андерсен // Музыкально-компьютерные технологии в образовании : учеб. пособие. — СПб. : Союз художников, 2010. — 223 с.

4. Андерсен, А. В. Современные музыкально-компьютерные технологии. [Текст] / А. В. Андерсен, Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова. — СПб. : Лань; Планета музыки, 2013. — 224 с.

5. Аполлонова, Л. П. Механическая звукозапись [Текст] / Л. П. Аполлонова, Н. Д. Шумова. — М. : Энергия, 1978. — 232 с.

6. Афонский, А. Цифровые анализаторы спектра, сигналов и логики [Текст] / А. Афонский, В. Дьяконов. — М. : СОЛОН-Пресс, 2009. — 248 с.

7. Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки [Текст] : учебник / Г. И. Банщиков. — СПб.: Композитор, 1997. — 238 с.

8. Белунцов, В. Музыкальные возможности компьютера [Текст] / В. Белунцов — СПб. : Питер, 2000. — 432 с.

9. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Г. Келдыша. — М. : Науч. изд-во «Большая Рос. Энцикл.», 1998. — С. 514-515.

10. Булез, П. Современные поиски [Текст] / П. Булез // Современное буржуазное искусство. Критика и размышления. — М. : Музыка, 1975. — С. 291-295.

11. Бэкон, Ф. Новая Атлантида [Текст] : в 2 томах / Ф. Бэкон. — М. : Мысль (Философское наследие), 1978. — Т. 2. — С. 485-518.

12. Бэкон, Ф. Сочинения в двух томах [Текст] / Ф. Бэкон / под ред. А. Л. Субботина. — М. : Мысль, 1972 — Т. 2. — 582 с.

13. Вертков, К. А. Музыкальные инструменты [Текст] / К. А. Вертков, С. Я. Левин // БСЭ : в 30 т. — М. : Советская энциклопедия, 1969-1978. —Т. 17.

14. Галеев, Б. М. Советский Фауст (Лев Термен — пионер электронного искусства) [Текст] / Б. М. Галеев // Приложение к журналу Казань. — 1995. — 96 с.

15. Горбунова, И. Б. Музыкальный компьютер — новый инструмент музыканта [Текст] / И. Б. Горбунова, А. В. Горельченко, Г. Г Белов. — СПб. : СМИО Пресс, 2006. — 211 с.

16. Гуляницкая, Н. Лигети о Лигети: композиторский самоанализ [Текст] / Н. Гуляницкая // Процессы музыкального творчества: сб. трудов № 160 РАМ имени Гнесиных // под ред. Е. Вязковой. — М., 2002. — Вып. 5. — С. 88-106.

17. Дворко, Н. И. Основы звукового дизайна цифровых медиа: теория и практика [Текст] : учеб. пособие / Н. И. Дворко. — СПб. : Изд-во СПбГУКиТ, 2010. — 40 с.

18. Дворко, Н. И. Основы режиссуры мультимедиа программ [Текст] : уч. пособие / Н. И. Дворко, В. Ф. Познин, И. Р. Кузнецов, А. Е. Каурых. — СПб., 2005. — 298 с.

19. Дворко, Н. И. О подготовке режиссеров цифровых медиа [Текст] / Н. И. Дворко // Интерактивное повествование и режиссура мультимедиа : сб. науч. тр. / под ред. Н. И. Дворко. — СПб. : Изд-во СПбГУКиТ, 2010. — С. 137-139.

20. Денисов, Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники [Текст] / Э. Денисов. — М., 1986. — 206 с.

21. Динов, В. Г. Звуковая картина: записки о звукорежиссуре [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Динов. — 3-е изд. — СПб.: Лань; Планета музыки, 2012. —599 с.

22. Друскин, М. С. О периодизации истории зарубежной музыки XX века [Текст] / М. С. Друскин // Друскин, М. С. Исследования. Воспоминания. — Л. : Сов. композитор, 1977. — С. 10-51.

23. Дубинец, Е. Американская музыка второй половины XX века: нотация и методы композиции [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е. Дубинец. — М., 1996. — 22 с.

24. Дубов, М. Э. Янис Ксенакис — архитектор новейшей музыки [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения / М. Э. Дубов. — М., 2008. — 232 с.

25. Дубровский, Д. Ю. Компьютер для музыкантов, любителей и профессионалов [Текст] / Д. Ю. Дубровский. — М.: Триумф, 1999. — 400 с.

26. Задерацкий, В. В. Музыкальная форма [Текст] / В. В. Задерацкий. — М. : Музыка, 1995. — Вып. 1. — 303 с.

27. Задерацкий, В. В. Музыкальная форма [Текст] / В. В. Задерацкий. — М. : Музыка, 2008. —Вып. 2. — 526 с.

28. Игнатов, П. В. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / П. В. Игнатов. — СПб., 2006. — 29 с.

29. Карпец, М. И. Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х гг. XX века [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения / М. И. Карпец. — СПб., 2010. —232 с.

30. Кирнарская, Д. К. Музыкальное восприятие [Текст] / Д. К. Кирнарская. — М. : Кимос-Ард, 1997. — 157 с.

31. Ковалева, С. Не более и не менее. Жизнь Льва Термена [Текст] / С. Ковалева. // Русская мысль. — 1998. — № 4248. — С. 16-17.

32. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века [Текст] / Ц. Когоутек. — М. : Музыка, 1976. —368 с.

33. Кон, Ю. О теоретической концепции Янниса Ксенакиса [Текст] / Ю. Кон. // Кризис буржуазной науки и музыка. — М. : Музыка, 1976. — Вып. 3. — С. 106-134.

34. Королев, О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: термины и понятия [Текст] / О. К. Королев. — М.: Музыка, 2006. — С. 160.

35. Корсунский, С. Г. Электромузыкальные инструменты [Текст] / С. Г. Корсунский, И. Д. Симонов. — М. : Госэнергоиздат, 1957. — 64 с.

36. Крапивина, И. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме [Текст] / И. Крапивина. — Новосибирск : Изд-во Новосибирской гос. обл. науч. библ., 2003. — 192 с.

37. Красильников, И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования [Текст] : дис. ... док. пед. наук : 13.00.02. / И. М. Красильников. — М., 2007. — 494 с.

38. Ксенакис, Я. Пути музыкальной композиции [Текст] / Я. Ксенакис. // Слово композитора (по материалам второй половины XX века) : сб. тр. / под ред. Н. Гуляницкой. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. — Вып. 145. — С. 22-36.

39. Кюрегян, Т. С. Форма в музыке XVII-XX веков [Текст] / Т. С. Кюрегян. — М. : Сфера, 1998. —345 с.

40. Лигети, Д. Превращения музыкальной формы [Текст] / Д. Лигети // Дьердь Лигети. Личность и творчество / сост. и пер. Ю. Крейниной. — М., 1993. — С. 182-191.

41. Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность [Текст] / М. Лобанова. — М. : Сов. композитор, 1990. — 222 с.

42. Лотман, Ю. Искусствознание и точные методы в современных зарубежных исследованиях [Текст] / Ю. Лотман // Лотман Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб. : Акад. проект, 2002. — С. 294-314.

43. Мазель, Л. Анализ музыкальных произведений [Текст] / Л. Мазель, В. А. Цуккерман. — М., 1967. — 752 с.

44. Маклыгин, А. Сонорика в музыке советских композиторов. [Текст] : дис. ... канд. искусств. / А. Маклыгин. — М., 1985.

45. Маклыгин, А. Фактурные формы сонорной музыки [Текст] / А. Маклыгин // Laudamus. —М. : Композитор, 1992. — С. 129-137.

46. Медушевский, В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В. Медушевский. — М. : Музыка, 1976. — 254 с.

47. Ментюков, А. П. Музыка, электроника, интонирование [Текст] / А. П. Ментюков, А. А. Устинов, С. А. Чельдиев. — Новосибирск : НТК, 1993. —314 с.

48. Мессиан, О. Техника моего музыкального языка [Текст] / О. Мессиан. — М. : Греко-латинский кабинет Шичалина, 1994. — 124 с.

49. Музыка: Энциклопедия [Текст] / под ред. Е. Конькова. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. —287 с.

50. Музыкальная энциклопедия : в 6 т. [Текст] / под ред. Ю. В. Келдыша.— М. : Советская энциклопедия, 1973-1982. — Т. 6. — 514 с.

51. Музыкальный словарь Гроува [Текст] / Пер. с англ., ред. и доп. Л. О. Ако-пяна. — М. : Практика, 2001. — 1103 с.

52. Мультимедийные пособия в курсе сольфеджио для студентов специальности «Музыкальная звукорежиссура» [Текст] // Проблемы оптимизации профессионального музыкального образования: сб. материалов межрегиональной научн.-практической конф. — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2008. — С. 206-210.

53. Мурсалимов, Р. В. Терменвокс и биополе [Текст] / Р. В. Мурсалимов // Электроника, музыка, свет (к 100-летию со дня рождения Л. С. Термена) : сб. науч. тр. — Казань : «ФЭН», 1996. — С. 43-45.

54. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции. [Текст] / Е. В. Назайкинский. — М., 1982. — 319 с.

55. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке [Текст] : уч. пособ. для вузов / Е. В. Назайкинский / под ред. В. Панкратовой. — М. : Владос, 2003. — 248 с.

56. Назайкинский, Е. В. Понятия и термины в теории музыки [Текст] / Е. В. Назайкинский. // Методологические проблемы музыкознания : сб. ст. — М., 1987. —С. 53-68.

57. Папенина, А. Н. Зарубежный музыкальный авангард 1950-60 годов: композиционно-жанровые принципы и проблемы художественного восприятия. [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. / А. Н. Папенина. — СПб., 2006. —24 с.

58. Папенина, А. Н. Музыкальный авангард середины XX века и проблемы художественного восприятия [Текст] / А. Н. Папенина. — СПб. : Изд-во СПбГУП, 2008. — 152 с.

59. Петрусева, H. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции: исследование [Текст] / Н. Петрусева. — М. : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2002. — 350 с.

60. Пучков, С. В. Компьютерные технологии как новый инструментарий современного творчества [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / С. В. Пучков. — СПб., 2002. — 27 с.

61. Пучков, С. В. Музыкальные компьютерные технологии, современный инструментарий творчества [Текст] / С. В. Пучков, М. Г. Светлов. — СПб., 2005. —232 с.

62. Рагс, Ю. В. Акустика в системе музыкального искусства [Текст] : дисс. в виде научного доклада д-ра искусствоведения / Ю. В. Parc. — М., 1998. — 80 с.

63. Римский-Корсаков, Н. А. Основы оркестровки : в 2 т. / под ред. М. Штейн-берга. — М. : Изд-во МУЗГИЗА, 1946. — Т. 1 — 125 с.

64. Родионов, А. Б. Компьютер в музыкальном творчестве [Текст] /

A.Б.Родионов // В мире персональных компьютеров. — № 1. — 1988. — С. 56-59.

65. Авербах, Е. М. Рождение звукового образа: художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио [Текст] / Е. Авербах. — М. : Искусство, 1985. — 238 с.

66. Рыжов, В. П. Слуховой анализ звукозаписи [Текст] : программа для музыкальных вузов по специальности 051500 «Музыкальная звукорежиссура» /

B. П. Рыжов — Ростов-на-Дону, 2009. — 16 с.

67. Савенко, С. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда [Текст] / С. Савенко // Кризис буржуазной культуры и музыка.— JI. : Музыка, 1983. — Вып. 5. — С. 23-30.

68. Сапожников, М. А. Электроакустика [Текст] / М. А. Сапожников. — М. : Связь, 1978. —273 с.

69. Сергиенко, А. Б. Цифровая обработка сигналов: учеб. для вузов [Текст] / А. Б. Сергиенко. — СПб. : Питер, 2003. — 607 с.

70. Скребкова-Филатова, М. С. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции [Текст] / М. С. Скребкова-Филатова. — М. : Музыка, 1985. —285 с.

71. Соколова. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. Исследование [Текст] / А. Соколов. — М. : Музыка, 1992. — 228 с.

72. Теория современной композиции [Текст] : учеб. пособ. для вузов / под ред. В. С. Ценовой — М. : Музыка, 2007. — 624 с.

73. Тюлин, Ю. Н. Музыкальная форма [Текст]: учеб. для муз. училищ / Ю. Н. Тюлин. — М. : Музыка, 1965. — 395 с.

74. Тюлина, С. В. Состояние звуковысотной системы в современной зарубежной музыке (К. Штокхаузен, Д. Лигети: 1960-1980 гг.) [Текст] : автореф. дис. канд. искусствоведения / С. В. Тюлина. — М., 1995. — 25 с.

75. Физика : Большой энциклопедический словарь [Текст] / под. ред. А. М. Прохорова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 994 с.

76. Франк, Г. Я. Звук как зрительная ассоциация [Текст] / Г. Я. Франк. — Л. : СПИКиТ, 1993. — 90 с.

77. Холопов, Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления [Текст] / Ю. Н. Холопов // Проблема традиции и новаторства в современной музыке. — М. : Сов. композитор, 1982. — С. 52-104.

78. Холопова, В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм [Текст] / В. Н. Холопова. — СПб. : Лань, 2002. — 368 с.

79. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений [Текст] / В. Н. Холопова. — СПб. : Планета музыки, 1999. — 496 с.

80. Художественное и научное творчество [Текст] / под ред. Б. С. Мейлаха. — Л. : Наука, 1972. —336 с.

81. Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы [Текст] / В. А. Цуккерман. — М. : ЁЁ Медиа, 2012. — 214 с.

82. Шак, Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста [Текст] / Т. Ф. Шак. — Краснодар : Изд-во КГУКИ, 2010. — 356 с.

83. Шульгин, Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке [Текст] / Д. И. Шульгин. — М. : Деловая Лига, 1993. — 109 с.

84. Шутко, Д. В. Французская спектральная музыка 1970-1980-х годов (теоретические основы музыкального языка) [Текст] : автореф. дис. канд. искусствоведения / Д. В. Шутко. — СПб., 2004. — 23 с.

85. Элементарный учебник физики [Текст] : учеб. пособие для вузов : в 3-х т. / под ред. Г.С. Ландсберга. — М. : Наука, 1972. — Т. 3: Колебания и волны. Оптика. Строение атома. — 640 с.

86. Ястремский, Т. С. Танцевальная электронная музыка в художественной культуре XX-XXI веков [Текст] : дис. канд. искусствоведения/ Т. С. Ястремский. — СПб., 2006. — 227 с.

87. Appleton, J. H., Perera, R. C. The Development and Practice of Electronic Music. — New Jersey : Prentice-Hall, 1975.

88. Badge, P. Oskar Sala: Pionier der elektronischen Musik. — Satzwerk : Verlag, 2000. — 120 p.

89. Bayle, F. Pierre Schaeffer: L'oeuvre musicale. — Paris, 1990. — 127 p.

90. Boulez, P., Cage, J. Samuels, R. Nattiez, J.-J. The Boulez-Cage Correspondence. Translated by Robert Samuels. — Cambridge University Press, 1995. — 188 p.

91. Bronkhorst, A. W. The Cocktail Party Phenomenon: A Review on Speech Intelligibility in Multiple-Talker Conditions // Acta Acustica united with Acustica. — USA, 2000. —№86. —P. 117-128.

92. Brunei, S. Pierre Schaeffer: de la musique concrète à la musique meme, triple special issue of La revue musicale. — Paris : Richard-Masse, 1977. — 252 p.

93. Butler, M. J. Unlocking the groove: Rhythm, meter, and musical design in electronic dance music // ProQuest Dissertations and Theses. Order No. 3094278. — Indiana University, 2003. — 427 p.

94. Chadabe J. Electric Sound: The Past and Promise of Electronic Music. — Upper Saddle River, New Jersey : Prentice Hall, 1997. — 370 p.

95. Chadabe, J. Electronic Music and Life // Organised Sound. — 2004. — Vol. 9, No. 1 — P. 3-6.

96. Chion, M. Guide des objets sonores: Pierre Schaeffer et la recherche musicale. — Paris, 2000. —187 p.

97. Chion, M., Nattiez, J.-J. Le Traité des objets musicaux dix ans après. — Paris : INA-GRM, 1976. —111 p.

98. Chowning, J. The Synthesis of Complex Audio Spectra by Means of Frequency Modulation // Journal of the Audio Engineering Society. — 1973. —Vol. 21, No. 7— P. 526-534.

99. Cott, J. Stockhausen: Conversations with the Composer. — New York: Simon and Schuster, 1973. —252 p.

100. Cox, C. L. Listening to Acousmatic Music. — Columbia University, 2006

101. Curran, A. Musica Elettronica Viva-Words // Music of the avant garde.— 1968. — No. 3. — P. 24-27.

102. Dodge, C., Jerse, J. A Computer Music: Synthesis, Composition &Performance. — N. Y. : Scimmer Books, 1985. — 480 p.

103. Eargle J. Music, Sound and Technology. — N. Y. : Van No strand Reinhold, 1995. — 341 p.

104. Eimert H., Humpert H. U. Das Lexikon der elektronischen Music. — Regensburg, 1973.

105. Eimert, H. How Electronic Music Began // Musical Times. — 1972. — Vol. 113, No. 1550 (April). — P. 347-349.

106. Emmerson S., Smalley D. Electro-acoustic music // The New Grove Dictionary of Music and Musicians in 29 volumes. — USA: Oxford University Press, 2004. — Vol. 8.

107. Emmerson, S. Living Electronic Music. — Aldershot (Hants.), Burlington (VT) : Ashgate Publishing, 2007. — 195 p.

108. Emmerson, S. Music, Electronic Media and Culture. — Aldershot (UK); Burlington (US): Ashgate Publishing, 2000. — 252 p.

109. Emmerson, S. The Language of Electroacoustic Music. — London : Macmillan, 1986. —224 p.

110. Felder, D. An Interview with Karlheinz Stockhausen // Perspectives of New Music. — 1977. — Vol. 16, no. 1 (Fall-Winter). — P. 85-101.

111. Ferrari, L. Interview with an intimate iconoclast by Brigitte Robindore // Computer Music Journal, 1998. — Vol. 22, Nr. 3 (Autumn). — P. 8-16.

112. Fink, R. Repeating Ourselves: American Minimal Music as Cultural Practice. — Berkeley: University of California Press, 2005. — 280 p.

113. Fletcher, N. H., Rössing, T. D. The Physics of Musical Instruments. — N. Y. : Springer-Verlag, 1991. — 756 p.

114. Foerster, H. Von; Beauchamp (Hg.), J. W. Sounds and Music // Music by Computers. — N. Y. : John Wiley & Sons, 1969. — P. 3-10

115. Griffiths, P. A Guide to Electronic Music. — Thames and Hudson, 1979.

116. Hartsock, R. Rahkonen, C. Vladimir Ussachevsky: A Bio-Bibliography. — Westport, Conn. : Greenwood Press, 2000. — 254 p.

117. Harvey, J. The Music of Stockhausen: An Introduction. — Berkeley and Los Angeles : University of California Press, 1975. — 144 p.

118. Hiller, L. A., Jr., Leonard M. I. Experimental Music: Composition with an Electronic Computer. — NY : McGraw-Hill Book Co., 1959. — 197 p.

119. Holman T. Sound for Film and Television. — Boston, USA : Focal Press, 2002.

120. Holmes, Th. B. Electronic and Experimental Music: Pioneers in Technology and Composition. — London: Routledge Music/Songbooks. 2002. — 322 p.

121. Houtsma, A. Pitch and Timbre: Definition and Use // Journal of New Music Research, 1997. —V. 26. —P. 104-115.

122. Karplus, K., Strong, A. Digital Synthesis of Plucked String and Drum Timbres / Computer Music Journal. — Cambridge, Massachusetts : MIT Press, 1983. — Vol. 7 (2).

123. Licata, Th. Electroacoustic Music: Analytical Perspectives. — Westport, CT : Greenwood Press, 2002. — 242 p.

124. Ligeti D. Artikulation. Elektronicshe Musik. Eine Hörpartitur von R. Wehiger. — Mainz, 1970.

125. Luening, O. An Unfinished History of Electronic Music // Music Educators Journal. — 1968. — Vol. 55, No. 3 (November). — P. 42-^9, 135-142, 145.

126. Manning, P. Electronic and Computer Music. Revised and expanded edition. — Oxford and New York: Oxford University Press. 2004. — 474 p.

127. Matossian, N. Xenakis. — London: Kahn and Averill. 1990. — 271 p.

128. Mead, A. An Introduction to the Music of Milton Babbitt. — Princeton, N. J. : Princeton University Press, 1994. — 321 p.

129. Nicholls, D. American Experimental Music 1890-1940. — Cambridge, New York, Melbourne: Cambridge University Press, 1991. — 239 p.

130. Norman, K. Sounding Art: Eight Literary Excursions through Electronic Music. — Aldershot : Ashgate Publishing, Ltd. 2004. — 227 p.

131. Nyquist H. P. Music & Technology. — N. Y. : Billboard Book, 1989. — 198 p.

132. Palm W. The PPG Story. P. 4. 2009

133. Palmer, J. Luc Ferrari in conversation with J. Palmer // SAN Journal of electroacoustic music. — London, 2000. — P. 36-44.

134. Pulkki V. Virtual Sound Source Positioning Using Vector Base Amplitude Panning // Audio Engineering Society. — 1997. — Vol. 45, No. 6 (June).

135. Roads, C. Asynchronous Granular Synthesis. Representations of Musical Signals. — Cambridge, Massachusetts : The MIT Press, 1991. — 358 p.

136. Roads, C. Microsound. — Cambridge, Massachusetts : MIT Press. 2001. — 409 p.

137. Roads, C. The Computer Music Tutorial. — Cambridge, Massachusetts : MIT Press, 1996. —235 p.

138. Rössing T. D. The Science of Sound. — N.Y. : Addison-Wesley Publ., 1982. — 686 p.

139. Schaeffer, P. A la recherché d'une musique concrete. — Paris: Seuil, 1952. — 228 p.

140. Schaeffer, P. Dix ans d'essais radiophoniques: du Studio au Club d'Essai: 19421952. — Arles : Phonurgia Nova/INA-GRM, 1989. — 28 p.

141. Schaeffer, P. La musique concrete. — Paris : Presses Universitaires de France, 1967.

142. Schaeffer, P. Machines à communiqué. — Paris : Editions du Seuil, 1970. — 139 p.

143. Schaeffer, P. Trait e des objets musicaux. — Paris : Seuil, 1977. — 672 p.

144. Schräder B. Introduction to Electro-Acoustic Music. — New Jersy, 1982.

145. Smalley, D. Acousmatic music: does it exist? in Vous avez dit Acousmatique? — Ed. Musiques et Recherches, 1991.

146. Smalley, D. Spectromorphology: Explaining sound-shapes // Organised Sound. — Cambridge: Cambridge University Press, 1997. — Vol. 2, No. 2. — 107-126 p.

147. Stockhausen, K. How time passes. // Die Reihe № 3, 1959.

148. Stockhausen, K. The Concept of Unity in Electronic Music // Perspectives of New Music. — 1962. — Vol. 1, No. 1 (Autumn). — P. 39^8.

149. Stockhausen, K. Towards a Cosmic Music. / Texts selected and translated by Tim Nevill. — Shaftsbury: Element Books. 1989. — 146 p.

150. Stokhausen, K. Vier Kriterien der Elektronischen Musik // Texte zur Musik: Band 4, 1970-1977. — Köln: DuMont Buchverlag, 1978. — 696 s.

151. Swendsen, P. V. The Threshold of Electroacoustic Music and Dance: A Compositional and Theoretical Exploration of Contemporary Choreo-Musical Practice. Ph. D. 0413: Music. — University of Virginia, ProQuest, UMI Dissertations Publishing, 2009. — 146 p.

152. Thomson, E. Method of and Means for Producing Alternating Currents, 1892.

153. Truax, B. Composition and diffusion: space in sound in space // Organised Sound. 1999. — Vol. 3 (2). — P. 141-146.

154. Varga, B. A. Conversations with Iannis Xenakis. — London: Faber and Faber, 1996. —200 p.

155. Williams D. B., Webster P. R. Experiencing Music Technology. — N. Y. : Schirmer Books, 1996. — 467 p.

156. Winkler, T. Composing Interactive Music Techniques and Ideas Using Max. — London, England : The MIT Press, Cambridge, 1998. — 364 p.

157. Xenakis, I. Formalized Music. — Stuyvesant, N. Y. : Pendragon Press, 1991. — 329 p.

158. Xenakis, I. Formalized Music: Thought and Mathematics in Composition. / Har-monologia Series No.6. — Hillsdale, N. Y. : Pendragon Press, 2001. — 387 p.

159. Xenakis, I. Musique Formelles. — Paris : Editions Richard-Masse, 1963. — 387 p.

160. Cope, D. Techniques of the Contemporary Composer. — N. Y. : Schirmer Books, 1997. —272 p.

Электронные ресурсы:

1. Артемьев, Э. H. Заметки об электронной музыке [Электронный ресурс] / Э. Н. Артемьев / под ред. А. Артемьева. — Режим доступа: http://www.electroshock.ru/records/articles/elmusic/index.html

2. Артемьев, Э. Н. Интервью Аркадия Петрова «О работе над фильмами А. Кончаловского» [Электронный ресурс] / Э. Н. Артемьев. — Режим доступа: http ://vklem. org.ru/edart/konchal .htm

3. Артемьев, Э. H. Интервью Валерия Белунцова «Колебания души» [Электронный ресурс] / Э. Н. Артемьев. — Режим доступа: http://vklem.org.ru/edart/soulvibr.htm

4. Артемьев, Э. Н. От технологий конкретной музыки к музыке компьютерной: новые способы музыкального мышления [Электронный ресурс] / Э. Н. Артемьев. — Режим доступа: http://www.electroshock.ru/records/articles/techology/index.html

5. Катунян, М. Электронная музыка России [Электронный ресурс] / М. Катунян // Electrochok Records : интернет-издание. — Режим доступа: http://www.electroshock.in/records/articles/textyindex.html

6. Киселёв, А. И. О, это прекрасная музыка! [Электронный ресурс] : альбом музыкальных произведений. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

7. Клепиков, М. С. Интервью с Артемием Артемьевым [Электронный ресурс] / М. С. Клепиков // electroshock. — Режим доступа: http:// www.electroshock.ru/artemiy/interview/klepikov

8. Ли, Ю. Конкретная музыка [Электронный ресурс] / Ю. Ли. — Режим доступа: http ://www.gromko.ru/ done/showbook/article5408.html

9. Научно-технический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsi7ntes/1675

10. Романюк, Ю. А. Осциллограф [Электронный ресурс] / Ю. А. Романюк // Физическая энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — М., 1988. — Режим доступа: http://dic.academic.rU/dic.nsf/enc_physics/4144/осциллограф

11. Смирнов, А. И. Электронная музыка [Электронный ресурс] / А. И. Смирнов // Лекции Андрея Смирнова. — Режим доступа: http ://theremin.ru/lectures/emus .htm

12. Смирнов, А. И. Пьер Шеффер и типология звуковых объектов [Электронный ресурс] / А. И. Смирнов — Режим доступа: http://asmir.info/lib/typology.htm

13. Смирнов А. И. 3D Theremin performance. [Электронный ресурс] : видеозапись концертного исполнения. — Режим доступа: http://vimeo.com/31483838

14. Современная энциклопедия: 2000. [Электронный ресурс] — Режим доступа: dic.academic.ru

15. Физический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / гл. ред. А. М. Прохоров. — М., 1983. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf

16. Ходжкинсон, Т. Пьер Шеффер. Интервью 1986 года: разочарование первооткрывателя [Электронный ресурс] / Т. Ходжкинсон / пер. Ю. Дмитрюко-вой // Московский музыкальный вестник. — Режим доступа: http://www.mmv.ru/interview 15-10-2000 sheffer.htm

17. Холопов, Ю. Н. Quo Vadis? Музыкальное мышление сегодня [Электронный ресурс] / Ю. Н. Холопов // Библиотека Термен-центра. 1975. — Режим доступа: http://theremin.ru/articles/quo vadis.htm

18. Холопов, Ю. H. Новые парадигмы музыкальной эстетики XX века [Электронный ресурс] / Ю. Н. Холопов // Música Theorica-9 : сб. статей. — М. : МГК, 2003. —С. 6-21. — Режим доступа: www.kholopov.ru.

19. Энциклопедия Кольера. [Электронный ресурс] // Открытое общество. 2000. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier

20. Boettcher N., Gelineck S, Serafín S. Physmism: a control interface for creative exploration of physical models. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nime.org/proceedings/2007/nime2007_031 .pdf

21. Chessa, L. From Raga to Rag: On Terry Riley's Stylistic Synthesis. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.newworldrecords.org/uploads/fileyY7zO.pdf

22. Duffie, В. A Conversation with David Tudor [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bruceduffíe.com/tudor3 .html

23. Farley, Sh. Psychoacoustics: Faking the Space [Электронный ресурс] // Designing Sound. — Режим доступа: http://designingsound.org/2012/12/psychoacoustics-faking-the-space

24. Gann, K. Illinois' famous unknown master of electronic music [Электронный pe-cypc], — Chicago Reader, 1979. — Режим доступа: http://ems.music.uiuc.edu/~martiran/HTdocs/r7 gann2.html

25. Inshkur's Guide to Electronic Music [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. di. fin/edmguide/edmguide .html

26. Julius, O. S. III. The extended Karplus-Strong algorithm [Электронный ресурс] // Physical Audio signal processing. — Режим доступа: https ://ccrma. stanford.edu/~j os/pasp/Extended_Karplus_S trong_Algorithm.html

27. Manion, M. From tape loops to midi: Stockhausen's forty years of electronic music. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.stockhausen.org/tape_loops.html

28. MUC 3301 — Electronic Music / Musique Concrete — History and Figures [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wise.fau.edu/~hieronym/EMMusiqueConcrete.htm

29. Russolo, L. The Art of Noise [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.thereminvox.eom/article/articleview/l 17/1/31/

30. Standards and Practices for Authoring Dolby/E, Digital and Dolby E Bitstreams. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dolby.com/uploadedFiles/Assets/US/Doc/Professional/20_Dolby_E._S tandards.P.pdf

31. Schottstaedt В. An introduction to FM. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ccrma.stanford.edu/software/snd/snd/fm.html

32. Stockhausen, К. Gesang der Jünglinge (Партитура). [Электронный ресурс]. — Stockhausen Verlag, 2001 — Режим доступа: www.stockhausen.org/gesang der iunglinge.pdf

33. Zimmer, Н. Making Of Inception Soundtrack. [Электронный ресурс] : видеозапись интервью. — Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=WlFIv7rFbv4

34. Zvonar, R. A history of spatial music. eContact! 7.4 [Электронный ресурс] // Electronic publication of the Canadian Electroacoustic Community. — Режим доступа: http://cec.concordia.ca/econtact/Multichannel/spatial music.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.