Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор педагогических наук в форме науч. докл. Солдатенков, Александр Дмитриевич

  • Солдатенков, Александр Дмитриевич
  • доктор педагогических наук в форме науч. докл.доктор педагогических наук в форме науч. докл.
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 47
Солдатенков, Александр Дмитриевич. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: дис. доктор педагогических наук в форме науч. докл.: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1998. 47 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук в форме науч. докл. Солдатенков, Александр Дмитриевич

Исторический поворот в судьбе народов России коренным образом изменил ход общественного развития в стране. А в период преобразований в обществе нередко терпят крушение прежние ценности, идет поиск новых социально-нравственных ориентиров, и это положение особо актуализирует4 проблему сохранения базовых национальных ценностей, гармоничных с новыми представлениями об обществе, человеке, природе. В то же время такие преобразования в обществе нередко сопровождаются деформацией понятий об образе жизни, Родине, культуре, образовании, чему немало способствуют и средства массовой информации, внедряющие в сознание молодежи чуждые нам образцы культуры и поведения. Всё это создает дисгармонию отношений человека с окружающей социальной и природной средой, провоцирует кризисы в духовно-нравственном развитии личности.

Обострилась также проблема формирования национального и исторического сознания. Незнание человеком своих корней или искаженное восприятие истории делает его нередко безразличным к судьбам народа, отечества, ведет к манкуртизации и, самое тревожное • делает историческое сознание уязвимым. Такой человек легко поддается манипуляциям, в том числе политическим. В обществе отмечается также снижение нравственной устой-'зости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, : : мфортному обустройству собственной жизни.

В этих условиях всё острее ощущается потребность общества в новом ие граждан - глубоко любящих свою Родину, самостоятельно и творчески .дящих, предприимчивых, ответственных за судьбу народа, способных ви-, ь жизнь во всех её реалиях, комфортно жить в поликультурной и много-.:опальной среде и вывести общество из глубокого кризиса на цивилизо-•ц путь развития.

Российское образование сегодня также переживает социально-политические, материальные трудности. Самое главное - падает ценность образования. Одна из причин этого - отношение общества к школе. Образование финансируется по остаточному принципу. Как следствие этого, происходит уничижение роли учителя в современных преобразованиях. Всё это приводит к сильному падению авторитета школы.

Отражением всеобщей нестабильности российского общества и являются, на наш взгляд, отрицательные тенденции в образовании: кризис ценностей и мотивации учения, тревожность детей и учителей, беспризорность и рост детской преступности. Социальный нигилизм привел к резкой деформации ценностной ориентации подрастающего поколения, резкому падению духовно-нравственных ценностей, потере чувства Родины.

Источниками конфликтов в школьной среде стали и имущественная селекция детей по уровню материального достатка родителей, что осложняет отношения между детьми, провоцирует деморализованность, агрессивность учащихся.

В этих условиях важней и I ей социально-политической задачей в области образования является возрождение и сохранение духовно-нравственного самосознания подрастающего поколения на национальных ценностях России, целенаправленной деятельности на формирование глубоких духовно-патриотических чувств - любви к Родине, своей культуре, традициям и национальной истории, высокой ответственности за судьбу Отечества, что поможет преодолению национального эгоцентризма и нигилизма, воспитанию уважения к совместно проживающим народам.

Следовательно, ядро содержания образования и воспитания должны составлять национальные и общечеловеческие ценности, способствующие растущему человеку воспитать в себе национальные, духовно-нравственные ценности и через них придти к усвоению общечеловеческих ценностей в поликультурном мире, самоопределиться в мире культуры и творчески самореализоваться.

Выбор ценностей - необходимое условие духовно-нравственной само- и социоидентификации личности школьника. При этом воспитание не навязывает те или иные ценности (как в тоталщ'арной идеологии), а лишь создаёт условия для их понимания и выбора (интериаризации), стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.

При переосмыслении ценностей особо значимыми являются проблемы духовно-нравственной ориентации школьника на основе исторической памяти, осознания прошлого, настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы.

Мы считаем, что фундаментом формирования личности современного молодого человека является его духовно-нравственная зрелость, социальная ответственность и высокий уровень духовно-патриотического самосознания. По нашему мнению, именно это положение должно стать основанием анализа и моделирования учебно-воспитательного процесса (на основе ценностного подхода) и способствовать формированию духовно-нравственных и духовно-патриотических чувств и ценностей у школьников.

Прежде всего мы попытаемся дать своё понимание проблемы духовно-нравственного воспитания. В отечественной педагогической литературе термин «духовное воспитание» в основном используется в двух смыслах: в значении «религиозное воспитание», или же в термины «духовность» и «духовное воспитание» вкладываются соответственно значения «нравственность» и «нравственное воспитание». Такая неопределенность и размытость в терминах объясняется, с одной стороны, тем, что многообразна трактовка термина «дух» в философской литературе. Мы исходим из того, что учитель-практик, работающий по воспитанию личности школьника, должен направить свою педагогическую деятельность на формирование духовного мира подрастающего человека, включающего все составляющие компоненты структуры личности, в том числе ценности религиозной культуры.

Эта проблема в истории этики не нова. Однако каждая эпоха и быстро меняющийся социальный мир выдвигает всё новые и новые, более сложные грани этой проблемы. Прогрессивные мыслители древней Эллады, Востока (Аристотель, Демокрит, Сократ, Аль-Фараби, Ибн-Сина и др.) оставили нам богатое педагогическое наследие до духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Нам близки философские учения, раскрывающие духовно-нравственное совершенствование человека (В.И. Вернадского, B.C. Соловьева, П.А.' Флоренского, Н.Л. Бердяева, Е.И. Рериха и др.).

Методологическую основу нравственного воспитания подрастающего поколения составили следующие труды современных ученых: JI.M. Архангельского, Н.И. Болдырева, Г.Н. Волкова, В.Е. Гмурмана, Н.К. Гончарова, О.Г. Дробницкого, И.А. Каирова, Ф. Королёва, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьен-ко, E.H. Медынского, Э.И. Моносзона, И.Ф. Свадковского, Ю.П. Сокольникова, Г.Н. Филонова и др.

Рад важных теоретических и методических выводов по проблеме формирования личности и ее нравственности содержат работы Л.Г. Арчажнико-вой, В.П. Борисенкова, Ю.К. Васильева, Б.З. Вульфова, А.Ю. Гордина, А.Е. Дмитриева, С.Ф. Егорова, A B. Зосммовского, П.В. Конаныхина, Ю.Г. Круг-лова, В.О. Кутьева, М.Н. Лазутовой, B.C. Леднева, A.A. Люблинской, Л.И. Новиковой, Л.А. Рапацкой, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина, Д.И. Фельд-штейна, В.А. Яковлева и других педагогов и психологов.

Более тесно с проблемой нашего исследования связаны работы О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Виноградовой, Л.И. Катаевой, С.А. Козловой, В.И. Петровой, М.Г. Тайчинова и др. В них раскрываются теоретические и научно-методические основы формирования сознания и поведения школьников. Отдельные аспекты нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательной деятельности изучались М.Н. Агаютаевым, З.И. Васильевой, Д.М. Гришиным, А.И. Дуловым, Н.М. Трофимовой. Исследования

A.B. Киричука, Н.Е. Щурковой, М.Г. Яновской и др. посвящены разработке системы воспитания у школьников нравственных отношений. Названные ученые рассмотрели роль и значение, дели 'и содержание нравственного воспитания школьников, выделили и характеризовали его источники и факторы. Ими предложены различные критерии и методики диагностики нравственной воспитанности, получены конкретные положительные результаты нравственного воспитания учащихся в учебной, игровой, краеведческой, общественно полезной, внеклассной и других видах деятельности.

Из психологических исследований по данной проблеме следует выделить работы Л.И. Божович, Л.И. Рувинского, В.Э. Чудновского; из педагогических - Л.И. Высотиной, В.М. Коротова,. Д.И. Кочетова, И.Ф. Харламова, М.И. Шиловой. Авторы этих исследований попытались обосновать механизмы формирования нравственных качеств личности школьника, определить некоторые теоретические и методические подходы к организации их воспитания у школьников.

Для определения концептуальных основ исследуемой проблемы важное значение имели взгляды отечественных (Л.И. Анцыферов, П.П. Блонский,

B.П. Вахтеров, Л.С. Выготский, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.М. Якобсон и др.) и зарубежных педагогов, психологов но вопросам нравственного воспитания (Р. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Однако, как мы отмечали выше, в последние годы произошли кардинальные изменения в социально-политической, экономической жизни общества. Поэтому на современном этапе общественного развития проблема нравственного формирования духовного мира школьников не только не потеряла своего значения, но и приобрела ещё большую актуальность. Можно предположить, что исследование на теоретическом и практическом уровне проблем духовно-нравственного воспитания школьников с учетом современных реалий, а также разработка соответствующих научно-методических рекомендаций, позволит обеспечить реализацию образовательными учреждениями социально-педагогической функции, что требует реконструирования учебно-воспитательного процесса в школе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников»

Объект исследования - духовно-патриотические ценности как основа формирования духовного мира и нравственной культуры в целостном социально-педагогическом процессе общеобразовательной школы на современном этапе развития общества.

Предмет исследования - оптимизация процесса формирования духовно-нравственных качеств личности школьника в поисковой, созидательно-творческой деятельности в личностно и социально значимую деятельность.

Цель исследования заключалась в том, чтобы раскрыть сущность и специфику духовно-патриотического воспитания, дать характеристику критериев, путей и средств освоения школьниками духовно-нравственных ценностей в общеобразовательной школе на современном этапе развития общества.

В соответствии с предметом и целью исследования необходимо было решить следующие основные задачи:

- дать научное обоснование понятия духовно-нравственного воспитания как социально-педагогической проблемы;

- раскрыть содержание составных компонентов процесса формирования духовно-нравственных ценностей у школьников;

- обосновать психолош-педагогический механизм формирования духовно-патриотических качеств личности школьника;

- раскрыть пути оптимизации воспитания духовно-нравственных качеств личности школьника, этапы его осуществления;

- изучить эффективность и педагогическую действенность методических рекомендаций по организации процесса воспитания духовно патриотических качеств школьников в практической деятельности общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования базировалась на положении о том, что духовно-нравственные качества личности школьника формируются в результате интериоризации социального морального опыта и сложного процесса внутренней его переработки в субъективные образования высокого уровня интеграции психических свойств, процессов и состояний личности, охватывающих её штребностно-мотивационную, ингетектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы.

Уровень сформированности духовно-нравственных отношений растущего человека будет выше при условии активного приобщения детей к национальным духовным ценностям, традициям, героическому прошлому посредством личностно-ориентированной модели деятельности индивида.

Духовно-патриотические качества личности (патриотизм, гражданственность, доброжелгггельное отношение к людям других национальностей и др.) как сложные психологические образования формируются путем постепенного усложнения нравственных ситуаций на различных уровнях (дошкольном, начальном, среднем) в социально-педагогических условиях функционирования общеобразовательной школы.

Методологическую основу исследования составили следующие исходные идеи и положения:

- о социальной обусловленности процесса личностного формирования человека содержанием морали и системой общественных отношений, в которые включена личность;

- о духовно-нравствашых качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного в содержании нравственности личности;

- субъективности личности и деятельностном опосредовании ее нравственного формирования и развития;

- взаимодействие объективной и субъективной системной детерминации как единства интериоризации социального морального в индивидуальное психическое и экстериоризации, объективации нравственно-психологического потенциала личности в ее деятельности и общении.

Теоретической базой исследования явились труды философов, психологов, педагогов, социологов, англизирующих развитие общества на современном этапе (Р.Г.Гурова, В.И.Журавлев, С.И.Иконникова, А.В.Кирьякова, Н.И.Лапин, Л.Н.Лесотина, А.П.Назаретян, Д.В.Ольшанский, М.Х.Татма, В.А.Ядов), раскрывающие сущность морали и нравственных ценностей (С.И.Архангельский, Л.Г.Арчажникова, В.И.Бакштановский, Е.В.Бондаревская, В.А.Блюмкин, З.И. Васильева, М.А.Вейт, Г.Н.Волков, Л.А.Высотина, Д.М.Г'ришин, В.Е.Гурин, Л.А.Гусейнов, И.Г.Дробницкий, Ю.Г.Круглов, П.В.Конаныхин, С.А.Козлова, А.А.Остапец-Свешников, Л.А.Рапацкая., Л.И.Рувинский, Ю.В.Согомонов, М.Г.Тайчинов, А.Н.Титаренко В.А.Титов, М.И.Шилова, Н.Е.ГЦуркова), разрабатывающие проблемы развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Б.З.Вульфов Л.С.Выготский, И.В.Дубровина, О.И.Зотова, В.А. Караковский, В.Г.Крысько,

A.И.Крупнов, К.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, A.M. Новиков, Л.И.Новикова,

B.Д.Щадриков, А.С.Чернышев и др.); исследовавшие проблемы нравственного воспитания (Ю.П.Азаров, О.С.Богданова, Н.И.Болдырев, Д.И.Водзинский, А.В.Иващенко, И.С.Марьенко, В.И.Петрова, И.Ф.Харламов, Л.Д.Ясникова и др.); рассматривающие проблемы эстетического воспитания школьников (М.А.Верб, Л.А.Волович, Е.В.Квятковский, Т.С.Комарова, Б.Т. Лихачев, Л.Н.Столович и др.); разрабатывающие систему образования в стране (Е.П.Белозерцев, М.И.Кондаков, М.А.Нрокофьев и др.); исследовавшие проблемы оптимизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Маслова, М.М. Поташник и др.).

В процессе исследования использовались следующие методы:

• метод теоретического анализа психолого-педагогических идей, явлений, фактов;

• метод педагогического наблюдения;

• метод беседы;

• социологические исследования (анкетирование, корреляционный и факторный анализ и др.);

• опытно-педагогическая работа.

Прежде, чем приступить к целенаправленной опытно-педагогаческой работе, нами была проделана работа по анализу и обобщению сложившегося опыта передовых школ Российской Федерации, были проанализированы и обобщены материалы, опубликованные по нравственному воспитанию в иси-холого-педагошческой литературе, а также материалы районных, городских, областных и центральных педагогических чтений.

Основным методом нашего исследования явилась опытно-педагогическая работа, которая заключалась в целенаправленном и планомерном создании таких условий в воспитательном процессе, которые бы обеспечивали духовно-нравственное воспитание школьников. С этой целью ^ мы широко практиковали оптимизацию процесса воспитания путем внесения изменений в планы работы школы, классных руководителей, социальных педагогов и психологов, внешкольных учреждений с целью апробации наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия на сознание, взгляды, чувства и поведение школьников.

Организуя опытную работу, мы выявляли различные предпосылки и анализировали требования к системе учебной и внеклассной работы. Все это позволило уточнить рабочую гипотезу предстоящего опытно-экспериментального исследования, в дальнейшем, сочетание опытной работы и эксперимента стало основным принципом наших поисков. На основе полученных в ходе широкой проверки данных стало возможным выделить педагогаческие требования к организации учебно-воспитательной работы, направленной на формирование духовно-патриотических качеств личности школьника.

На протяжении нескольких лет, мы имели возможность анализировать целостный опыт учебно-воспитательного процесса многих школ и, таким образом, полнее изучить процесс формирования осознанных духовно-нравственных чувств и убеждений у школьников.

При помощи опытно-констатирующих материалов эксперимента мы стремились определить уровень и направленность духовно-нравственной воспитанности школьников, выявить мотивы нравственного поведения и осознание их школьниками, проследить процесс возникновения этих мотивов и убеждений у школьников.

Формирующий эксперимент отвечал задаче проверки эффективности влияния предложенной модели формирования нравственного поведения у школьников, в результате чего были предложены рекомендации по усовершенствованию в организации учебно-воспитательного процесса.

Опытно-экспериментальная часть наших поисков заключалась в определении наиболее эффективных форм внеклассной деятельности (на примере туристско-краеведческих, поисковых, трудовых и других видов значимых дел с духовно-нравственной направленностью) и проводилась в естественных условиях, когда автор имел возможность в жизненных ситуациях проверять выдвинутые положения гипотезы, не нарушая обычного хода учебно-воспитательного процесса, но в дальнейшем, где это было необходимо, реконструируя его. Учителя и, тем более, ученики не посвящались в цели нашего опыта и не чувствовали себя объектом исследования, а потому охотно поддерживали наши начинания, проявляя большую активность. Многочисленные педагогические поиски рассматривались нами как необходимые попытки сделать пребывание учеников в школе более интересным и радостным. Действиями педагогов и учеников руководило желание улучшить жизнь в школе, в дальнейшем, это сгремление стало побудительным мотивом активизации деятельности школьников. В своем опыте мы широко практиковали индивидуальные, групповые и коллективные беседы с воспитателями, школьниками и родителями. Иногда беседа предшествовала определенному начинанию. Например, из беседы с родителями мы определяли отношение школьников к планированию дальнейшей их жизни. Беседы с родителями помогали определять объективные мотивы деятельности учащихся.

Мы убедились, что если заручиться поддержкой родителей, в решении очередной практической задачи, значительно возрастает радость и моральное удовлетворение школьников, а их участие в учебной и внеклассной работе и вообще, в жизни становится более насыщенным, полезным обществу.

Ценный материал для анализа результатов нашей работы мы получали из бесед со школьниками, окончившими школу, а также из характеристик с > их дальнейшей работы, учебы, службы в Армии. Проводились беседы, с родственниками и очевидцами героических подвигов на территории Тверской, Псковской области, Москвы и Московской области.

Среди методов исследования важное место занимали устные и письменные опросы по выяснению эффективности предложенной нами модели организации деятельности учащихся, целенаправленной на усвоение ими духовно-нравственных ценностей в процессе многоплановой учебной и вне-учебной работы. Нас интересовало мнение учителей о содержании и характере разработанной нами системы учебно-воспитательной работы, эффективность её влияния на формирование духовно-нравственной сферы школьников. С подобными вопросами мы обращались к учителям в начале работы и в процессе её организации и проведения различных дел.

Анализ результатов опроса помогал определить точку зрения воспитателей на проблему, правильно планировать и корректировать дальнейший путь нашего исследования и жизненной позиции школьников.

С помощью таких опросов мы выявили у школьников интересы к школьный делам, мотивы их деятельности, влияние учебной и внеклассной работы на духовно-нравственное воспитание школьников, нами были проанализированы и обобщены творческие работы школьников, а также результаты длительных наблюдений за ними.

В ходе исследования использовались и проверялись в практике других школ наши методические разработки. В целях ознакомления с опытом нашей работы и внедрения его в практику школ использовались советы роно, совещания руководителей экспериментальных школ и учителей, На которых мы делились опытом организации многоплановой деятельности школьников по освоению духовно-нравственных ценностей по созданию туристско-краеведческих музеев и музеев славы (героических, духовно-творческих достижений региона), комнат боевой и трудовой славы, а также семинары, заседания, методические объединения классных руководителей, научно-практические конференции, где автор выступал с докладами.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность и особенности духовно-нравственного воспитания школьников в теории и практике образования на современном этапе его развития. Духовно-нравственное воспитание - это педагогическая деятельность, целенаправленная на формирование духовного мира подрастающего человека, включающего все составляющие компоненты структуры личности, в том числе ценности религиозной культуры.

2. Анализ социально-педагогических факторов, способствующих духовно-нравственному воспитанию школьников. Духовно-нравственное воспитание составляет основу гражданского сознания школьников.

3. Освоение духовно-нравственных, национальных ценностей осуществляется успешно в целенаправленной личностно и социально значимой деятельности школьников совместно с взрослыми, носителями этих ценностей. В основе воспитательного процесса школьников лежит личностно-ориентированный подход, когда духовные ценности и нормы приобретают для него интегрированный характер, а деятельность стимулируется соответствующими мотивами поведения.

4. Процесс формирования духовно-патриотических качеств личности школьника (патриотизм, 1ражданственность, доброжелательное отношение к людям других национальностей и др.) осуществляется в направлении обогащения и усложнения их структурных и содержательных компонентов, соответствующих интересам учения. Социальная активность личности школьника является показателем сформи-рованности духовно-патриотических качеств.

5. Проектирование процесса воспитания духовно-патриотических качеств личности школьника базируется на планировании учителем воспитательной работы и требует систематической диагностики нравственной воспитанности личности школьника и практической реализации положений об интегративном характере духовно-нравственных качеств, единстве и целостности их содержательно-структурных компонентов, взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, а также совместной работы с. родителями. Этапы формирования духовно-нравственных ценностей соотносятся со стадиями формирования ми ровоззрения личности школьника: адаптация - знания, индивидуализация - убеждения, интеграция - практическая личностно-значимая и социально -полезная деятельность.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: а) выявлены эффективные возможности учебной и внеклассной работы современной общеобразовательной школы к формировании духовно-патриотических качеств личности школьника в коллективе; б) дана характеристика содержания (исследовательская и внеклассная деятельность, производительный труд, полезная туристско-краеведческая, природоохранная) деятельности на материале работы школьных музеев, клубов, фенологических и экологических клубов, школьных мониторингов природы и т.д.; в) определены основные пути и способы осуществления духовно-патриотического воспитания школьников в процессе учебной и внеклассной деятельности; г) выявлены и апробированы эффективные психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания в процессе учебновоспитательной работы (краеведческий характер работы, этико-эколошческий подход к природоохранной деятельности, личностно-ориентированное содержание обучения, сочетание управления и самоуправления, дифференцированный подход и т.д.); д) разработаны научные основы проектирования духовно-патриотического воспитания (методика критериев и показателей уровня освоения школьниками духовно-нравственных ценностей), позволяющие прогнозировать стратегические направления и определять технологию педагогической деятельности учителя по формированию и инте1рации духовно-нравственных качеств личности школьника.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке теоретических, методических основ процесса воспитания духовно-нравственных качеств личности школьника в процессе учебной и внеклассной работы общеобразовательной школы на современном этапе развития общества. Разработанные методические материалы могут быть использованы как руководство в организации духовно-поисковой, краеведческой деятельности учащихся, по подготовке и переподготовке учителей, в организации поисково-краеведческой работы. Материалы исследования могут использоваться в курсе педагогики, специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики нравственного воспитания школьников, а также в практике воспитательной деятельности учителей общеобразовательных школ (лицеев, гимназий, колледжей).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на научные концепции и методологию философских и психолого-педагогических трудов, совокупностью использованных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, ведущее место среди которых занимает опытно-экспериментальная работа. Основные научные результаты -выводы на уровне методологической обоснованности, концептуальной логики, многоплановости изучения данной проблемы как общенаучной с позиции системно-целостного человековедения. Выводы исследования подтверждаются научным анализом природосоциальной многомерности сущности человека, его проявления как субъекта - Я, концептуальной многоплановости рассмотренного предмета исследования, многообразием методов, определяемых задачами и логикой исследования, реальным подтверждением основных выводов исследования в экспериментальной работе, результативностью использования учителями-практиками.

Этапы и база исследования. Исследование осуществлялось в 1975-1996 гг. и включало в себя несколько этапов.

На первом этапе (1975-1980) разрабатывались исходные позиции исследования, осуществлялось изучение причин дисгармоничного развития личности, анализировались пути присвоения школьникам идеи интернационализма дружбы и содружества наций и народов как ценности в адекватной деятельности, апробировались методики изучения и конструирования опыта. Базой исследования являлись школы г. Москвы и Московской области, г. Великие Луки Псковской области, г. Торопца и Тороповецкого района Тверской области, а также географический факультет Московского Государственного Открытого Педагогического Университета.

На втором этапе (1980-1985) разрабатывалась программа исследования, апробировались методики изучения ценностных ориентаций школьников и студентов педагогического вуза. Осуществлялся эксперимент по формированию гуманистических, эстетических, познавательных, экологических и профессиональных ориентаций школьников во внеурочной деятельности. Осуществлялся эксперимент на базе сельских средних школ Московской, Псковской, Тверской областей, школ № 8 и № 70 г. Великие Луки, № 1 и № 5 г. Торопца и факультета географии МГОПУ.

На третьем этапе (1985-1996) осуществлялась программа эксперимента по ориентации школьников на духовно значимые ценности в учебно-воспитательной работе. Констатирующий, диагностический эксперимент развертывался на базе 16 опорных школ г. Великие Луки Псковской области. Осуществлялся поиск путей реконструкции учебно-воспитательного процесса на основе целостного подхода. В 1990 г. был начат констатирующий эксперимент в Московской авторской школе № 1010 (ныне гимназии № 1542), а в 1992 г. по аналогичной модели - в школе № 8 г. Великие Луки.

Материалы исследования апробированы в работе научно-методического центра по разработке и внедрению новаторских идей в практику работы школ и профессионально-технических колледжей при Псковском и Тверском областных управлениях образования. Под научным руководством автора осуществлена публикация материалов опытно-экспериментальной работы по проблеме целенаправленного исследования. Методические рекомендации подготовлены к областным и всероссийским научно-методическим конференциям, руководителем и участником которых являлся соискатель. Так, с 1975 по 1996 год было проведено 15 научно-методических конференций по проблемам воспитания, где соискатель выступил с докладами по проблеме: на базе ВДНХ, всероссийские конференции в гг. Туле, Иванове, Перми, Петрозаводске, Ташкенте, Чебоксарах, студенческие конференции по проблемам воспитания в гг. Екатеринбурге и Иркутске, областные и районные конференции в Тверской и Псковской областях. Регулярно под руководством соискателя проводились и проводятся научно-методические конференции по проблемам воспитания студентов и школьников в академии образования, педагогическом обществе Российской Федерации в Московском Государственном Открытом Педагогическом Университете. Под нашим руководством в русле поддерживаемой нами концепции и программы исследования подготовлено и защищено 28 кандидатских диссертаций.

Основное содержание и выводы исследования.

I. Сущность содержания, формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников.

Духовно-нравственное воспитание школьников рассматривается в педагогаческой литературе как процесс формирования воспитателем у подрастающего поколения высоконравственного сознания, твердых моральных убеждений и навыков нравственного поведения.

Для того, чтобы духовно-нравственное воспитание соответствовало уровню общественного развития, необходимо проанализировать современные общественные условия жизни молодежи, о воспитании которой мы, к сожалению, иногда забываем. С этим неизбежно связана задача выявить пути и средства духовно-нравственного воспитания, на которые следует опираться. В вопросах воспитания это значит сосредоточиться на области духовно-нравственного воспитания как основе гражданской) сознания школьников.

Фундаментом субъективных и объективных факторов, влияющих на уровень, характер и содержание духовно-нравственных взглядов, являются теоретические положения о духовно-нравственных целях (на определенном конкретно-историческом этапе развития) и ценностях.

С точки зрения духовно-нравственных ценностей общества, мотивирующая структура взглядов и поведения ее членов предполагает связь общественных и личных мотивов. Поэтому в своем исследовании, цели, задачи, содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания;! мы оценивали с позиции социальных условий и уровня общественного сознания.

На наш взгляд, в основе воспитательного процесса школьников лежит личностно-ориентированный подход, когда духовные ценности и нормы приобретают для него интегрированный характер, а деятельность стимулируется соответствующими мотивами поведения (Э.И Моносзон, И.С. Марьен-ко, C.B. Мягченков, P.M. Рогова, Л.И. Рувинский, А.А. Остапец-Свешников и др.).

Поэтому, в процессе, социально-педагогической работы школы при формировании духовно-патриотических качеств личности школьника, мы прежде всего заботились о развитии их социальной активности: последовательно прививать школьникам соответствующие потребности, интересы, ценности; развивать необходимые социальные мотивы деятельности, установки и позиции, которые формируют у школьников определенное мировоззрение и ценностно-ориентированную направленность личности.

II. Критерии духовно-нравственного воспитания школьников в общеобразовательной средней школе.

Проблема определения критериев и диагностики уровня нравственной воспитанности личности школьника интересовались многие исследователи. Нет единого мнения в выборе критериев духовно-нравственного воспитания учащихся. В науке известны различные подходы.

Мы считаем, что решать вопрос о критериях нравственности необходимо не только с позиции научных концепций, но и конкретно-исторических условий развития общества. Вместо абстрактных ссылок на "всеобщее благо" или "общественный интерес" как общечеловеческие критерии нравственности, философия развития общества предлагает исходить из реальных общечеловеческих интересов, наполняемых в каждый социально-исторический период определенным содержанием.

Если рассматривать вопрос о критериях духовно-нравственного воспитания с социальной позиции (а это, на наш взгляд, делать необходимо), то духовно-патриотические ценности могут быть рассмотрены как наиболее актуальные в современный период развития общества.

Формирование национального самосознания и этики доброжелатель-нош отношения к людям других национальностей, развитие в каждом ребенке патриотических, 1ражданских чувств, знание национальной и мировой культуры составляют основу воспитания проектируемых качеств личности школьника. Чувства высокого национального самосознания и гражданской ответственности, терпимость к окружающим, в том числе сопредельным народам и культурам, а также наличие мотивов к саморазвитию в поликультурном мире, все эти характеристики личностного развития школьника, на наш взгляд, можно отнести к критериям духовно-нравственного воспитания.

К другой группе положительных моральных качеств личности можно отнести общечеловеческие ценности (доброта, честность, терпимость, миролюбие, целеустремленность и т.д.).

Формированию этой группы ценностей может способствовать специально организованная педагогическая среда в каждом типе образовательных учреждений. Таким образом, именно условия, в которые будет помещен ребенок (учебные, материальные, коммуникативные, экологические, досуговые) будут являться воспитывающим фактором и способствовать развитию духовно-нравственных качеств личности школьника. Умение совместно работать и жить в коллективе может являться критерием моральных оценок духовно-нравственного направления.

Одним из критериев духовно-нравственной воспитанности является целенаправленно организованная педагогом учебно-воспитательная деятельность, объединяющая школьников. Чтобы убедиться в целесообразности такого влияния, достаточно вспомнить всеми, ощутимое изменение критериев моральных оценок, происходящее в годы войны. В результате такой переоценки изменяются требования к людям, представления о том, что является главным в человеке. Имеет место известная моральная переориентация'и при содружестве народов.

К этому можно добавить, что моральная оценка поступков человека не ограничивается определением их конкретного влияния на жизнь коллектива в рассматриваемом нами духовно-нравственном направлении.

Глубина проявления нравственности отдельного поступка определяется его степенью действия на коллектив, общество оказывается своеобразным критерием поведения, воздействующим на сознание окружающей молодежи. Поэтому значение героического поступка для школьника не исчерпывается только его содержанием, полезным для нашей Родины. Поступок героя осознается учащимися как возможное решение жизненной ситуации, закрепляясь, становится образцом для каждого из них, и если придется решать сложные жизненные ситуации, они поступят так же, как поступил их герой. Но надо иметь в виду, что на поведение школьников также могут действовать и отрицательные поступки людей.

Поэтому мы старались так строить воспитательную работу, чтобы наши учащиеся, попав в сложную жизненную ситуацию, находили самостоятельно правильное решение.

Для развития моральной сферы школьников особое значение имеет формирование нравственных идеалов. Нравственно-психологический идеал у школьника - это эмоционально окрашенный образ, который направляет его собственное поведение: и служит критерием оценки поведения других людей. Наличие идеала у школьников означает и наличие у них постоянно действующего духовно-нравственного мотива. Можно считать, что идеалы являются важнейшим условием формирования моральной устойчивости школьника. У младших школьников идеалы легко меняются, а примерно с 6-го класса они приобретают более устойчивый характер. Шестиклассники более критически относятся к поступкам людей. Норасчлснённость идеального образа к седьмому классу постепенно исчезает, в нём начинают выделяться отдельные черты. Это видно из таблицы 1.

Таблица 1.

Класс Количество учащихся, участвующих в туристско-краеведческой работе Учащиеся, у которых есть свой идеал, стараются брать с него пример

5 446 203, 150

7 391 168, 74

Из таблицы видно, что не все учащиеся имеют идеал. Это обязывало нас более тщательно и разносторонне готовиться к поисковой работе, походам по родному краю, к встречам со знатными людьми своего края, просмотру кинофильмов, чтобы подростки находили свой идеал.

В истории развития этики попытки рационально обосновать моральные оценки и найти общие критерии нравственности наталкивались на различные суждения, субъективизм в оценках, противоречивость, изменчивость. Факт существования субъективизма в оценках вряд ли нужно оспаривать. Поэтому перед исследователями встает важная проблема: механизм преодоления субъективности в оценках поведения и показать его превращение п моральные оценки. Вновь возникшие формы поведения оцениваются, в первую очередь, участниками совместной деятельности, и содержание оценок, в этом случае, определяется характером интересов оценивающего человека.

Именно в этом и состоит сложность рассматриваемой проблемы - подобные оценки не являются еще проявлением морального сознания.

Возникновение субъективных оценок поведения неизбежно в практической деятельности школьников, в их отношениях. Но это еще не составляет духовно-нравственного сознания ученика. Об уровне духовно-нравственного мировоззрения в личностном развитии школьника можно говорить тогда, когда сочетаются личные и социальные интересы.

Для моделирования и проектирования воспитательного процесса, в социально-педагогических условиях функционирования школы, необходимо не только определить моральные критерии духовно-нравственного воспитания школьников, но и учитывать эффективность разнообразных воспитательных средств, влияющих на учеников. На наш взгляд, в процессе воспитания необходимо на основе объективных критериев и учета эффективности воспитания, показать возможность и результативность воздействия всей системы средств учебной и внеклассной работы в целом на формирование у школьников духовно-ценностной направленности взглядов и убеждений, как важнейших качеств личности. Проследить, способствовала ли данная система формированию у школьников ответственного отношения к учению, труду, природе, родному краю и реализации соответствующего мировосприятия в поведении школьников.

Каждый этап формирования духовно-нравственных ценностей может быть соотнесён со следующими стадиями формирования мировоззрения личности школьника:

1) адаптация - знания;

2) индивидуализация - убеждения;

3) интеграция - практическая личностно-значимая и социально-полезная деятельность.

Поскольку любая деятельность по развитию личности школьника (формированию мировоззрения:) или по совершенствованию духовной сферы ученического коллектива носит циклический характер, мы будем пользоваться понятием - цикл воспитания, имея в виду совокупности воспитательных действий, композиционно оформленные в относительно целостные, законченные педагогические произведения: Рассмотрим более подробно организацию этапов формирования духовно-нравственных ценностей у школьников.

Первый этап данного процесса - адаптационный, реализующий моби-лизационно-подготовительную функцию педагогов. Сущность его заключается в создании теоретико-методологических предпосьигок и методических основ для включения сотрудничающего педагогического персонала и. воспитательских сил в деятельность по решению актуальных воспитательных задач в очередном цикле социальной адаптации обучаемых и ориентации их на нравственный идеал. Его содержание составляют следующие действия организаторов воспитательного процесса: выявление потенциальных источников и позитивных тенденций самодвижения школьников к духовно-нравственному совершенству; освоение сущности, функций, структуры и содержания нравственного идеала; постижение структурно-функциональной характеристики процесса устремления подрастающих поколений к человеческому идеалу всех времен и народов; проработка психолого-педагогической литературы о формировании нравственного идеала у учащихся разных возрастных категорий; целенаправленное изучение разделов педагогической науки о возрастных особенностях подопечной категории воспитуемых; обращение к соответствующим творческим идеям педагогов-новаторов и учителей-экспериментаторов в сфере воспитания школьников в духе общечеловеческих ценностей; ознакомление с передовым опытом ориентации учащейся молодёжи на духовно-патриотический идеал в своей школе или соответствующих учебно-воспитательных учреждениях региона; теоретическое и практическое овладение методикой коллективных творческих дел как высокоэффективной системой вооружения школьников приёмами социальной адаптации и реализации нравственного идеала в социально и личностно значимой деятельности.

Второй этап - этап индивидуализации воспитательной ситуации и прогнозирования результатов очередного цикла воспитательной деятельности. Его содержание воплощается в жизнь посредством целого ряда операций, среди которых можно выделить: планомерное формирование у учащихся научных представлений о нравственном идеале, о продуктивных путях и рациональных способах его интерпретации и индивидуально-практического освоения; всестороннее просвещение подопечных с целью обогащения их интеллектуальной сферы, формирования панорамного мировосприятия, мироощущения и мировоззрения как теоретико-методологического фундамента построения самих себя по образцу нравственного идеала; регулярное упражнение школьников в совершении благородных актов поведения, позволяющих им покорять новые ступени на пути к доступным духовно-нравственным и общечеловеческим вершинам; приучение воспитанников к повседневному самоанализу личных усилий, успехов и упущений в реализации стремления к общечеловеческим ценностям.

Третий этап каждого цикла развертывающегося процесса - этап интеграции итогов, осмысления хода и результатов деятельности воспитателей и воспитуемых - посвящается воплощению в практику аналитико-оценочной функции субъектов педагогического действия. Он предполагает совершение перечня специфических операций, в том числе: внедрения эффективной системы контроля за ходом организуемого и управляемого процесса; организации и проведения плановых и ситуативных отчётов школьников о проделанной работе, о прогрессе в собственном духовно-нравственном росте и вхождении в социум; осуществления комплекса действий по текущему и итоговому анализу прилагаемых школьниками усилии для приближения к духовно-нравственному идеалу; формулирования и обнародования педагогических выводов о действительном повышении уровней духовно-нравственной зрелости учащихся по результатам проделанной в цикле работы; произведения адекватных реальным заслугам воспитанников поощрений как стимуляторов и катализаторов возвышения их потребности следовать духовно-нравственному идеалу; определение действительной результативности решения намеченных задач развития у школьников искомых качеств; обсуждение хода и наличных результатов проделанной работы с её участниками, специалистами (психологами, социальными педагогами); постановка актуальных целей и конкретных задач для всего руководимого коллектива и каждого учащегося на новый цикл их ориентации на нравственный идеал и социальную адаптацию.

Представленная нами модель организации процесса воспитания детально определяет круг возможных действий педагогов. Наполнение этой схемы конкретным содержанием даёт наставникам возможность успешно адаптировать школьников к общественной среде.

Процесс духовно-нравственного воспитания

Стадии формирования мировоззрения Знания о Убеждения <-> Практическая личностно и социально значимая деятельность

Уровни Потребноетно-могивационный Интеллектуально-чувственный Поведенческо-волевой о природе единство природы и человека, природоохранное отношение к природе природоохранная деятельность о социальной среде единство человека с социальной средой добротворческая деятельность о социальных ценностях, общественных нормах, отношениях между социальной средой, коллективом, людьми необходимость следовать социальным (моральным) нормам общества, осознание активной созидательной позиции духовно-нравственные поступки и социально значимые дела

Этапы формирования духовно-нравственных ценностей АДАПТАЦИЯ -> ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ -> ИНТЕГРАЦИЯ личность с развитой духовно-нравственной (духовно-патриогияеокой) социально ответственной потребностной сферой, направленной на активную созидательно-добротворческую деятельность в обществе

Однако, усвоениедуховно-нравственных ценностей на каждом этапе происходит по-разному, в зависимости от возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей. Таким образом, только тогда Ценность (норма): будет усвоена, когда пройдены все этапы формирования.

Другой, не менее значимой проблемой выделения объективных критериев духовно-нравственной воспитанности учеников, является соотношение объективного и субъективного в мотивационно-чувственной и поведенческо-операционной сфере ребенке . Рассмотрим её поподробнее.

Моральные качества, в том числе и нравственные поступки, не являются абстрактными понятиями, а имеют конкретно-историческую объективную основу. О воспитании взглядов и убеждений у школьников мы судим не только и не столько по их высказываниям, сколько по их поведению в различных ситуациях (отношению к учебе, к труду, людям, поступкам и т.д.). Поэтому нельзя не согласиться, что объективный критерий нравственности никогда не может быть выведен из самих моральных требований или духовно-нравственных ценностей, а также из общественного сознания людей и тем более из их индивидуального сознания.

Объективный критерий нравственности может быть заложен лишь в объективных, то есть социальных отношениях людей, в общественном бытии.

Каждый. индивид, в зависимости от степени духовно-нравственного сознания и убеждения, меры практической подготовки и характера духовно-нравственной воспитанности по разному использует условия и возможности жизни для удовлетворения объективно существующих потребностей личностного и социального развития. Отношение личности к общественным потребностям, как необходимости выполнить свой долг, как гражданина Отечества (хотя и несовершеннолетнего) и является критерием его духовно-нравственной (духовно-патриотической) воспитанности. Духовно-патриотические убеждения, в данном случае, выступают ориентиром в соотношении должного с возможным, требований общественного мнения с поступками отдельных личностей. Сопоставление объективных требований и субъективных поступков проводится с точки зрения участия каждого индивида в социальной жизни общества. Именно степень и характер отношения является объективным мерилом оценки'человеческих поступков, необходимой общей основой, которая позволяет ясно разграничить истинную мораль от ложной.

Следовательно, главным требованием в оценке нравственности определенного поступка должно быть содержание моральных требований, выраженных, в основном, в форме моральных эталонов, принципов, норм, на стороне которых стоит общественное мнение.

Во всех конкретных ситуациях объективный критерий воспитанности личности указывает человеку ориентир для решения практических вопросов поведения, способствует преодолению его отрицательных мотивов деятельности и развивает положительное.

За основу критерия духовно-нравственной воспитанности школьников, при организации внеклассной работы, мы брали не только деятельность, как процесс решения отдельной задачи, но и результаты (поступки), в которых выражалось нравственное поведение ученика. Под нравственным поведением школьника мы понимаем такие действия, в которых проявляется её отношение к моральным эталонам, действующим в обществе, к требованиям нравственного долга, к отдельным личностям, обществу и самой себе.

О нравственном поведении ребенка, выражающемся в определенном отношении, мы судим так же по тем духовно-нравственным чувствам и переживаниям, которые проявлялись у него в процессе личностного и социального значения образовательной деятельности.

Диагностика достигнутых результатов в воспитательном процессе дело сложное, но необходимое. С одной стороны он показывает, насколько эффективно то или другое воспитательное средство, какие изменения оно вызывает в личности ученика, с другой - полученный результат служит основой для дальнейшей целенаправленной воспитательной работы.

Практика школ не вооружена объективными критериями определения эффективности воспитания у школьников духовно-нравственных качеств. Все они в самых различных вариантах сводятся к одному и тому же - личному мнению учителя об ученике, полученном на основе наблюдений за ним в различных видах учебной и внеучебной деятельности. Свое мнение, иногда не совсем отвечающее действительности, классный руководитель несколько раз, за время пребывания воспитанника в школе, излагает письменно в итоговых характеристиках после окончания третьего, девятого и одиннадцатого классов. Зачастую эти характеристики носят формальный характер. А теперь и они отменены. С этим можно бы, пожалуй, и согласиться. Но как же тогда вести систематический учет уровня воспитанности учащихся? Нужен ли такой учет? Бессистемные, отрывочные наблюдения педагогов за отдельными школьниками и ученическими коллективами зачастую бывают случайными, поверхностными, субъективными, недостаточно определенными - эти же наблюдения, не будучи зафиксированы, никого и ни к чему не обязывают, таким образом, не могут служить основанием для каких-либо серьезных обобщений и выводов. Е.В. Бомдаревская, А.В. Зосимовский считают возможным установление единственного показателя, по которому учитывается воспитанность - это направленность личности. Но что брать за критерии воспитанности личности, как учитывать качественные изменения "основных сторон" личности?

В период ускоренного развития личности школьника (особенно в подростковом возрасте), сильное воспитательное воздействие оказывают внешние (случайные) факторы (информация, получаемая учениками из различных источников), поэтому важное значение принадлежит самовоспитанию и самообразованию.

Констатирующие характеристики школьников не отражают эффективности воспитательных воздействий на ученика и не могут служить стартовой точкой для успешного продолжения воспитания. Лишь при постоянном и своевременном учете педагогической эффективности воспитательной работы, максимуме объективности и достоверности, процесс формирования нравственных качеств у школьников становится поистине управляемым. В данном случае, воспитатель своевременно замечает даже небольшое отступление от выполнения задания и предупреждает возможное совершение школьником безответственного поступка. При этом учителя выделяют, анализируют причины, порождающие положительные или отрицательные действия воспитанников и намечают пути и средства для их закрепления, развития или устранения. Здесь учитываются положительные и отрицательные стороны всей воспитательной системы в школе и отдельных воспитательных средств в частности. Данные, полученные педагогами из самых различных источников, при тщательном изучении и педагогическом анализе находят свое обобщенное отражение в характеристиках учащихся, которые составляются классными руководителями для себя, в виде записей в дневнике или отдельных заметок, обсуждаются на итоговых заседаниях педсоветов, классных собраниях, в беседах и консультациях с родителями.

Систематично и подробно составленные характеристики на школьников дают возможность составить шкалу роста формируемых духовно-нравственных качеств, которая позволяет своевременно реагировать и корректировать изменения в личности ученика или педагогической среде. Также этот материал может подсказать школьному психологу и социальному педагогу способ и путь работы с ребенком (диагностика, коррекция, терапия).

Участие ученика в различной учебной и внеучебной деятельности (игровой, созидательно-трудовой, природоохранной, туристско-краеведческой и т.д.) представляет возможность более глубоко выяснить эффективность формирования духовно-патриотических ценностей у школьников. Главным критерием воспитанности является отношение школьников к трудовой деятельности.

Для научного обоснования и объективности выделенного критерия мы систематично исследовали объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование духовно-патриотических взглядов, чувств, убеждений по мотивам, способам и результатам деятельности школьников; степени их самостоятельности и инициативе в различных видах учебной и внеучебной деятельности; отношению к трудностям в работе, пониманию или важности различных заданий с духовно-нравственной направленностью, переживанию по поводу выполнения отдельных заданий и при виде результатов своего труда и труда товарищей; своевременному, добросовестному и творческому выполнению всех даваемых поручений и требования того же от своих товарищей; частоте повторяемости духовно-нравственных поступков в школе и за ее пределами в младшем и подростковом возрасте, а также в старших классах и в последующей самостоятельной жизни.

В случае оценки конкретного школьника или его поступка, связанного с определенной жизненной ситуацией, Истинность надо оценивать в зависимости от определения характера мотива поступка ученика, от того, насколько точно установлено соответствие между этим мотивом и содержанием его действия. В оценке этого рода очень важно выяснить действительные возможности человека поступать так или иначе в данной конкретной ситуации, знать, насколько типичен этот поступок в жизни данного школьника. Важно также знание того, мог ли школьник, поступки которого оцениваются, предвидеть последствия своих действий, знал ли он соответствующие этому случаю моральные рекомендации коллектива товарищей и взрослых. Речь идет, следовательно, о правильности дедуктивного применения правил к частному случаю, а также системе поведения. Мы считаем этот путь правильным потому, что если у школьников будут проявляться высоко нравственные поступки в различных конкретных ситуациях учебной и внеучебной деятельности, то это будет отражаться на их отношении к учебе, к жизни коллектива, на активизации самовоспитания, на развитии и становлении у них важнейших нравственных качеств (сопереживание, сочувствие, содружество, сорадость и т.п.).

С целью выявления эффективности духовно-нравственного воспитания мы наблюдали за изменением отношения школьников к учебе вообще и к отдельным учебным предметам в частности.

Опыт показывает, что в процессе внеучебной деятельности и ознакомления с основами различных видов деятельности, у школьников изменятся психология отношений к природе родного края, памятникам духовной и материальной культуры, людям, поступкам, к знаниям, необходимым для адекватной формы жизнедеятельности. Осознанные ценности позволяют школьнику формировать соответствующее мировоззрение, что, в конечном итоге, определяет его гражданскую позицию (духовно-патриотическую воспитанность).

На формирование духовно-патриотической воспитанности школьников большое влияние оказывают знания истории, географии, устного народного творчества родного края, а также освоение и присвоение нравственных поступков в различных учебных и внеучебных ситуациях.

Опыт показывает, что даже у плохо успевающих учеников в результате систематического активного их участия в личностно и социально значимой деятельности (занятия по интересам, различные формы внеклассной работы и т.д.) происходит развитие веры в свои силы и способности к учению. Педагогика сотрудничества (изменение стиля управления ученическим коллективом и общения, а также организации жизнедеятельности учащихся, социально оцениваемой взрослыми), по наблюдению автора, способствует формированию у школьников положительных мотивов и стимулов к учению, а также повышает их общий уровень воспитанности.

Но провести параллель между занятием внеклассной и учебной деятельностью, установить прямую зависимость активного участия во внеклассной работе и такого же отношения к учению не всегда удается. Прежде всего на духовно-нравственную воспитанность школьников большое влияние оказывает общая организация учебно-воспитательной работы в конкретной школе, роль родителей, система внеклассной работы, дифференцированный психолого-педагогический подход к заданиям духовно-нравственной направленности с социальной значимостью, анализ и самоанализ отдельных поступков в различных жизненных ситуациях. Необходимо различать внешние и внутренние мотивы поступать так, а не иначе. Если высоконравственные поступки стали внутренней основой действий учащегося, тогда он правильно определяет линию поведения, успешнее преодолевает встречающиеся на его пути трудности. Став мотивом поведения, нравственность активно определяет место и действия человека в каждой конкретной ситуации, сознательно и добровольно направляет его деятельность на выполнение долга патриота - гражданина.

Выражается это в самоконтроле, в саморегуляции, в самоограничении действий личности школьника, в единстве слова и дела, добросовестно-исполнительском отношении детей к любым поручениям в социально-полезной деятельности.

Использование школьниками в процессе обучения и внеклассной работы нравственных мотивов, конкретно-ощутимых образов, полученных ими самими в процессе личностно и социально-полезной деятельности; формирование потребности в самообразовании и пр.; в активизации самовоспитания, превращения внешне обязательных требований духовно-нравственных поступков в сознательную, внутреннюю, духовно-нравственную убежденность в их необходимости; в активном влиянии духовно-нравственных ценностей на развитие других качеств личности, когда из цели воспитания они превращаются в средства внутреннего воздействия на формирование личности; в сознательном и добросовестном отношении к работе и учению, в самостоятельной жизни.

Повышение духовно-нравственной воспитанности предъявляет школьникам более высокие требования к добросовестному выполнению различных заданий, что способствует развитию и активизации их самовоспитания. Это возможно при условии сознательного отношения к своей деятельности, систематической работы над собой, самоанализа и прогнозирования своей будущей деятельности.

Под влиянием учебно-воспитательного процесса школы ученики могут правильно оценивать значение труда для личностного и социального роста. Поэтому они, в различных специально организованных исследователем и естественных жизненных ситуациях, стараются самокритично оценивать свои действия и поступки, подвергая их самоконтролю и самоанализу.

Потребность учащихся в самовоспитании мы рассматриваем как результат эффективной системы социально-педагогической работы с использованием в ней целесообразных путей и средств (учебной и внеучебной деятельности школьников).

Проведенное исследование позволило уточнить и конкретизировать основные критерии, т.е. блоки, по сформированиости которых можно судить об уровне духовно-нравственной воспитанности школьников: а) потребностно-мотивационный блок, представляющий собой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности школьника (потребности, мотивы, установки); б) интеллектуально-чувственный блок, определяющий уровень развития нравственного сознания школьников (нравственные представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства); в) поведенческо-волевой блок, выражающий степень сформированиости и устойчивости нравственных умений, навыков и привычек, а также волевых свойств личности школьника (действия, поступки).

Уровень духовно-нравственной воспитанности у школьников может быть определен разнообразными методами: беседа, тестирование, анкетирование, интервьюирование, метод незаконченных предложений, наблюдение, изучение письменных и творческих работ учащихся, мониторинг, организация коллективно-творческих дел.

Таким образом, эффективность процесса духовно-нравственного воспитания школьников обуславливается тесной взаимосвязью рассмотренных направлений его осуществления. Творческая реализация педагогами разработанных в ходе исследования методических рекомендаций по формированию и диагностике духовно-патриотических качеств личности школьников, умелое и целенаправленное использование предложенной системы педагогических средств обеспечивают действенность воспитательной работы в школе и учет уровня духовно-нравственной воспитанности школьников.

Опытно-экспериментальная работа.

Свою опытно-экспериментальную работу мы основывали на положении о том, что формирование проектируемых духовно-нравственных ценностей у школьников идет параллельно с формированием соответствующих моральных понятий, убеждений, привычек высоконравственного поведения.

Мы проанализировали результаты проведенного исследования по опытным школам, с различным производственным окружением (всего 526) (на основе признака единства убеждений и поступков), и получили следующие данные:

Таблица 2.

Слова сочетаются с делами

Поступает не всегда правильно

Сам всегда поступает правильно

Дела со словами и побуждает к этому других не равнодушен к поступкам иногда расходятся всегда расходятся поступает всегда плохо

Если предпола не увидит гает, что никто не узнает

1988г. 1992г. 1988г. 1992г. 1988г. 1992г. 1988г. 1992г. 1988г. 1992г.

80 121 119 152 194 166 72 49 61 38

Как видно из таблицы, на четвертом году нашей опытноэкспериментальной работы произойти определенные изменения в сознании и поступках школьников в положительную сторону.

Сформировать привычки высоконравственного поведения школьников в процессе учебной и внеклассной работы, значит, вместе с тем вызвать у них стремление сочетать личные интересы с общественными; руководствоваться в деятельности духовно-нравственными мотивами.

По этим двум признакам мы определили условия духовно-нравственной воспитанности школьников 7-8 и 9-10 классов в выше перечисленных школах Московской, Тверской, Псковской областей (всего было охвачено 1920 чел.).

Выявляется весьма характерная черта школьников, подавляющее большинство из них умеет подчинять свои личные интересы общественным. Одно из условий формирования духовно-нравственного мотива мы видим в наличии моральной оценки деятельности школьника. Было бы наверно правильно судить об успехах по их делам, понимая под ними лишь конечные материальные результаты и игнорируя субъективную сторону поведения, т.е. мотивы, стимулы, цели.

Организация опыта духовно-нравственного поведения в сфере личност-но-значимой социально-полезной деятельности проводилась нами в длительной систематической работе по созданию оптимальных педагогических условий для развертывания многоплановой созидательно-добротворческой деятельности, целенаправленной формированию проектируемых качеств (в т.ч. музеев славы, духовной, материальной культуры, природоведческих, турист-ско-краеведческих, экологических клубов).

В начале опытно-экспериментальной работы для реализации дифференцированного подхода учащиеся были разделены на группы. За формированием духовно-нравственной и потребностно-мотивационной сферы у школьников в этих группах мы пронаблюдали с пятого по десятый класс (всего было 79 школьников средней школы № 8 г. Великие Луки).

Первую группу составили учащиеся с высокоразвитыми нравственными мотивами. Сознание общественного долга и радость результатов труда в разнообразной учебной и внекла.ссной деятельности выступают у них на первый план.

Во вторую группу вошли учащиеся, которые в учебной и внеклассной деятельности руководствуются только интересами своего коллектива и индифферентны к остальному.

Третья группа состояла из школьников, которые активно участвуют в общественно-полезной работе с духовно-нравственным направлением только тогда, когда в школе готовится какое-то эмоционально-окрашенное мероприятие и есть возможность чем-то выделиться среди других.

Четвертую группу отличает то, что активность в общественно-полезной работе учащиеся проявляют в том случае, если обещана награда.

Пятую группу составляли те ученики, которые не желают участвовать ни в какой организованной внеклассной работе и участвуют только тогда, когда участвует весь класс или им угрожает наказание. Уровень роста у школьников духовно-нравственных мотивов покажем в таблице:

Таблица 3.

Номер группы 1987 г. 1992 г.

1 11 41

2 32 18

3 14 3

4 7 5

5 15 3

Итого: 79 75

Примечание: четыре ученика выбыли из школы в связи с переездом родителей. На второй год не осталось ни одного ученика.

Формирование духовно-нравственных мотивов у школьников обеспечивается только на основе комплексного подхода к процессу воспитания и обучения школьников в условиях целенаправленно созданной совместно со взрослыми педагогической среды, которая охватывает учебную и внеклассную деятельность школьников и систематично воздействует на мотивацион-ную, познавательную, деятельностную сферу личности школьников (условия организации педагогической среды выше описаны).

Если в младших классах мы наблюдали за отдельными поступками и вообще поведением, выявляли уровень духовно -нравственной воспитанности путем бесед, в подростковом возрасте - по отношению к учебе, то в старших классах мы уже анализировали жизненные интересы школьников. Надо отметить, что всем возрастным группам школьников были предложены специально разработанные автором тесты, направленные на выявление сформированное™ уровня духовно-нравственной воспитанности. В связи с тем, что мы имеем возможность вести наблюдения длительное время (лонгэтюдный вид исследования), то нами было получено много отзывов о бывших учениках, которые в настоящее время работают, учатся или служат в рядах Российской Армии.

На заключительном этапе нашей опытно-экспериментальной работы нами было проанализировано 217 сочинений школ Московской, Тверской и Псковской областей, в том числе и десятиклассников, сочинения которых мы имели с пятого класса и вели наблюдения за ними. Абсолютное большинство из них более зрело высказывало свое отношение к родному краю, к его материальным и духовным памятникам, людям, к социально и личностно значимой работе. Десятиклассники говорили о своей будущей жизни. Но во многих сочинениях высказывалась тревога о том, что у нас растет асоциальное поведение молодежи - хулиганство, преступность, пьянство. У многих людей, даже недавних выпускников школы, появляются симптомы неверия, нежелания честно трудиться.

Поэтому нам очень важно знать, как бывшие наши воспитанники свои духовно-нравственные знания и убеждения претворяют в практической деятельности, когда они встали на самостоятельный жизненный путь. Каковы отзывы о них тех людей, с которыми им приходится жить и работать на самостоятельном жизненном пути. У большинства наших выпускников нравственные убеждения не расходятся с поведением, и школы о них получают положительные отзывы.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в духовно-нравственном воспитании школьников, на основе требований общества, актуализируются те моральные ценности, которые импонируют личности, больше соответствуют ее индивидуальным особенностям. Эти моральные ценности, преломляясь через особенности личности, и представляют ее неповторимые индивидуальные черты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогическая ценность представляет собой целостную совокупность нравственных качеств как психологических образований моральной сферы личности, определяющих характер её нравственных отношений, направленность поведения и деятельности.

2. Нравственные качества, выражающие общечеловеческие гуманистические начала в личности растущего человека, есть результат диалектического взаимодействия двух процессов: моральной социализации личности (усвоение ею социально-этического опыта) и ее индивидуализации (перевода социального морального опыта в индивидуально-субъективную форму существования; нравственные качества).

3. Духовно Нравственное воспитание представляет собой целенаправленную, специально организованную деятельность образовательных учреждений, направленную на развитие и формирование интегративной совокупности психических процессов, состояний и свойств личности, охватывающих ее потребностно-мотивационную, интеллектуально- чувственную, и поведенче-ско-волевую сферы.

4. Представление о духовно-нравственном воспитании как процессе формирования и интеграции духовно-патриотических качеств личности позволило определить его общие цели, конкретизировать их в содержании. При этом обнаружилось, что задачи духовно-нравственного воспитания обуславливаются непосредственно структурными компонентами проектируемых качеств и опосредуют выбор учителем конкретных методов, средств и форм V организации его воспитания.

5. Одним из объектов проведенного исследования явилась проблема диагностики нравственной воспитанности личности школьника. Предложенные в работе её критерии отражают психологическую структуру нравственных качеств личности и представляют собой непосредственный методический инструментарий для выявления структурной и содержательной характеристик нравственной воспитанности личности школьника. Результаты диагностики являются основой проектирования (планирования) учебно-воспитательного процесса в школе.

6. Методические приемы духовно-патриотических качеств личности школьника основывается на построении такой системы внешне задаваемых взрослыми (учителями, родителями) деятельности и общения, которые обеспечивают формирование потребностно-мотивационного, интеллектуально-чувственного и поведенческо-волевого компонентов духовно-нравственных качеств личности школьника, их целостной совокупности, отражающей все стороны проявления его нравственности.

7. Опыт работы показал, что приняв за основу критерия оценки духовно-нравственного воспитания личности отношение, мы тем самым избежали типичной ошибки, допускаемой многими авторами, которые судили лишь по его конечному результату (поступку).

Основные результаты научных исследований отражены в следующих публикациях:

Монографии, учебные пособия

1. Патриотизм - основа духовно-нравственного воспитания. Монография. -М.: МГОПУ, 1998. - 142 с. а) Ориентация школьников на духовно значимые ценности. Монография. -М.: МГОПУ, 1994. - 213 с.

2. Методика воспитательной работы (в соавторстве). - М.: Просвещение, 1989. - 250 с.

3. Воспитание уч-ся в пришкольном интернате. Метод, пособие (в соавторстве). - М.: Просвещение, 1980. - 167 с.

4. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в продленном дне. - М.: ЦПО РСФСР, 1984. - с.37-46.

5. Психолого-педагогический цикл. Сборник научных трудов. Отв. редактор, автор. - М.: Альфа, 1994. - 86 с.

6. Патриотическое и интернациональное воспитание учащихся. Отв. редактор, автор. - М,: НИИ ОП, 1976. - 161 с.

7. Традициям славы верны (в соавторстве). - М.: ЦК ДОСААФ, 1975. - 173 с.

8. Воспитательная работа с учащимися подготовительных классов. Отв. редактор, автор. - М.: НИИ СИМО АПН СССР, 1983. - 211 с.

9. Воспитание учащихся в пришкольном интернате. Метод, пособие (в соавторстве). Рига: Звайгзне, 1984. - 182 с.

10. Примерное содержание воспитания школьников (в соавторстве). - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

11. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. Сб. на-учн. тр. Отв. редактор, автор. - М.: МГОПИ, 1992. - 151 с.

12. Воспитательная работа в школах, классах и группах продленного дня. Пособие (в соавторстве). - М.: ЦИО РСФСР, 1984. - 87 с.

Научные статьи, программы, методические материалы

13. Истоки. Сб. научи, трудов. Отв. редактор. - М.: Альфа, 1997. - с. 16-24

14. Единство патриотического и интернационального воспитания. // Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи. - Махачкала, 1984. - с. 84-90.

15.Совершенствование планирования, организации проведения комплексных научных исследований. Сб. научных трудов (редактор, автор).

-Ярославль, 1984.-117 с.

16.Технология профессиональной подготовки учителя в современных условиях: Сб. научн. тр. МГОПУ. Педагогическое образование без отрыва от производства. -Москва, 1994. -С.35-41.

17.Формирование национального самосознания у школьников в процессе овладенш национальной культуры: Сб. научных трудов - Психолого-пед. проблемы предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения учащейся молодежи в совре-мен. условиях. - Чебоксары, 1994. - с.37-40.

18.Духовно-нравственное воспитание в процессе природоохранительной деятельности. Материалы региональной конференции педвузов Москвы. Экология и география. 1995. -с.21-29.

19. Психолого-педг1гогическая подготовка учителя без отрыва от производства. Сб, научных трудов. - М.: МГОПУ, 1992. - с. 117-123.

20.Актуальные проблемы подготовки учителя, в условиях заочного обучения. Сб. научных трудов. - М.: МГОПУ, 1989. - С.29-33.

21.Критерии и учет патриотического воспитания учащихся. Сб. научных трудов. М.ИОП, 1975.-c.6-31.

22. Формирование национальных ценностей у подростков. Ежегодник- М.:

МГОПУ, 1992. - С.23-28.

23. Национальная культура и подросток ( в соавторстве) // Педагогика, - №1 - 1993. - с.34-42.

24. Педагогические задачи в подготовке будущих учителей: Материалы Межд. научн. практ. конф. по проблеме формирования нравст. устойчивости уч-ся в современных условиях. - Чебоксары, 1993. - С.262-254.

25. Использование педагогических задач в процессе обучения. // И.Я Яковлев, Просвещение народов Поволжья: М-лы Межд. науч.-конф. по проблемам обручения и воспитания студентов. Чебоксары, 1993, с. 93-94,

26.Использование педагогических комплексов в процессе обучения ( в соавторстве): М-лы Межд. конф. по проблемам обучения и воспитания студентов. -Тверь, 1993. -с.4-7.

27.Педагогика. Программа для педвузов (в соавторстве). - М., 1993,- 25 с.

28.История педагогики. Программа для педвузов (в соавторстве). - М.,1993 -25с.

29.Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня. Программа для педучилищ (в соавторстве). - М., 1984. - 20 с.

30. Педагогика. Программа для педвузов (в соавторстве). - М., 1995. - 25 с.

31.История педагогики. Программа для педвузов (в соавторстве). - М., 1995. -25 с.

32.Специфика учебно-воспитательного процесса в школе продленного дня. // «Советская педагогика». - 1980, - №8, - с. 19-24.

33. В пришкольных интернатах. // «Народное образование». -1980 г., №3, с.58-61.

34.Единство военно-патриотического и интернационального воспитания школьников: В кн. Военно-патриотическое воспитание школьников. - София, 1977. -с.5-21.

35. Патриотическое и интернациональное воспитание: В кн. Примерное содержание воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1980. - с.48-59.

36. Единство патриотического и интернационального воспитания школьников. // Учительские новости. - Прага, 1980. - с. 1,3.

37. Подготовка будущих учителей к воспитательной работе в группах продленного дня нач. школы: В кн. Организация и содержание воспит. работы. - Пермь, 1980. - с.25-45.

38. Патриотическое и интернациональное воспитание школьников. Советско-чешский сб. н. тр. Отв. редактор, автор. - М., 1975. - 161 с.

39. Военно-патриотическое воспитание учащихся. Сб. науч. трудов. М., ЦК ДОСААФ 1975 - с. 3-15

40. Усвоение подростками национальной культуры: Сб. научн. тр. МГОПУ. -М„ 1995. - с.26-34.

41. Особенности учебно-воспитательной работы в специальных школах-интернатах: Сб. мат. конференции-. - Ташкент, 1978. - с.3-9.

42. Интернациональное воспитание школьников. // «Народное образование», 1978. - №1. - с.15-19.

43. Идейно-политическое воспитание учащихся в школах-интернатах (в соавторстве): Сб. научн. тр. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. - М., 1982. - с.72-78.

44. Дальнейшее совершенствование воспитательной работы в пришкольных интернатах. // «Народное образование». - 1977. • №1. - с.46-51.

45. Трудовое воспитание учащихся - актуальная педагогическая проблема (в соавторстве). // «Школа и производство». - 1976. - № 6. - с.77-79.

46. Идейно-воспитательная работа в школе-интернате на современном этапе. // «Советская педагогика». - 1976. - №10. - с.18-26.

47. Воспитатель группы продленного дня. Метод, пособие. - М.: Просвещение, 1976. - 20 с.

48. Патриотическое воспитание детей в семье: В кн. Подросток. М., 1976. -с.18-31.

49. Из опыта военно-патриотического воспитания учащихся. // «Советская педагогика». - 1975. - №6. - с.71-75.

50. К вопросу о научной разработке и практическом применении примерного содержания военно-патриотического воспитания школьников. Сб. научн. тр. Педагогические проблемы. - Прага, 1975. - с. 159-162.

51. Характеристика путей и средств патриотического воспитания школьников в процессе туристско-краеведческой работы: Сб. научн. тр. - М., 1969. -с.18-28.

52. Методика организации туристско-краеведческой работы в школе: Сб. НИИ трудового обучения. - М., 1975. - с.37-40.

53. Педагогическая социология; ее предмет и задачи. // «Советская педагогика». - №11, - 1975. - с.23-31.

54. Анализ критериев и учета патриотической воспитанности подростков. // «Советская педагогика», - № 10, - 1975. - с.46-54.

55. Практика студентов в пионерских лагерях. // Народное образование, -№5, - 1973. - с.24-26.

56. Военно-патриотическое воспитание школьников: Сб. науч. трудов. - М., 1970. - с.38-46.

57. Проблема деятельности НИИ ОПВ: Сб. научн. тр. Науч.-техн. прогресс и задачи воспитания на совр. этапе. - М., 1970. - с.23-29.

58. Единство патриотического и интернационального воспитания учащихся: Сб. материалов Всесоюзных педчтений в Москве. - М.: Знание, 1973. - с.5-13.

59. Проблема подготовки вожатого воспитателя к работе в пионерском лаге- : ре: Сб. научн. тр. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогического вуза. - Владимир, 1972. - с. 110113.

60. Как необъятна наша Родина (в соавторстве) // Воспитание школьников, -№6, - 1972. - с.20-22.

61. Важные этапы патриотического воспитания школьников в туристско-краеведческой работе. (Ученые записки). - Великие Луки, 1963. - с.34-38.

62. Система патриотического воспитания школьников: Сб. науч. трудов. -Псков, 1968. - с.49-58.

63. Бьггь верным продолжателем дела Октября. (Из опыта восп. раб., г. Великие Луки, школа-интернат № 5). // Народное образование, - №6, - 1967. -с.93-97.

64. Методика воспитательной работы (в соавторстве). Программа для вузов. -М.: Просвещение, 1987. - 25 с.

65. Содержание и методика воспит. раб. в группах продл. дня. Программа для педучилищ (в соавторстве). - М., МП СССР. - 20 с.

66. Программа и концепция НИР по теме: «Повышение эффективности заочного и вечернего обучения» (в соавторстве). - М., МГЗПИ, 1987. - 20 с.

67. Патриотическое воспитание уч-ся в процесс туристско-краеведческой работы школы: Сб. научн. тр. «Формы и методы нравст. воспит. уч-ся во внеклассной работе». - Калинин, 1969. - с.123-135.

68. Патриотическое воспитание школьников. // Начальная школа, - №7, -1967. - с. 17-20.

69. Содержание и методика воспит. раб. в группах продл. дня. Программа подготовки студентов к воспитательной работе в группах продл.' дня. (В соавторстве). - М.: 1984. - 27 с.

70. Подготовка проведения политической информации: Метод, рекомендации для воспитателей групп продл. дня. (В соавторстве). - Пермь, 1982. - 52 с.

71. Туристско-краеведческая работа как средство воспитания любви к природе у подростков: Сб. научн. тр. - М.: 1975. - с.37-41.

72. Основные направления воспитательной работы в условиях продл. дня: Сб. научных трудов. - Иваново, 1981. - с.15-20.

73. Учебно-воспит. раб. с учащимися 1-3 классов в группе продл. дня. - М., 1983.- 115 с.

74. Из опыта военно-патриотического воспитания школьников Великолукского района: В сб. научн. тр. Военно-патриотическое воспитание учащихся. - М., 1974. - с.85-92.

Размножено в Типографии "РОТЭКС". 100 экз., заказ м.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.