Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Федотова, Ирина Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Федотова, Ирина Николаевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВИТИЯ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ НРАВСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ
§ 1. Особенности нравственного воспитания учащихся младших классов в семье
§ 2. Усвоение нравственных норм учащимися младших классов как процесс, направленный на гуманные и этические отношения к матери
§ 3. Мать как уникальная личность и продолжательница рода человеческого, как пример беззаветной любви и гуманности
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПО ОТНОШЕНИЮ К МАТЕРИ
§ 1. Содержание и формы внеклассной работы по нравственному воспитанию
§ 2. Музей Материнской славы как концентрированное представление примера матери в нравственном воспитании младшего школьника
§ 3. Методика воспитания у младших школьников чувства, любви, благодарности, сострадания к матери ]
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов2010 год, кандидат педагогических наук Гулов, Абдурахмон Кароматуллоевич
Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы2004 год, кандидат педагогических наук Газизова, Фарида Габдулловна
Отношения любви в контексте образования и развития личности2006 год, доктор психологических наук Розенова, Марина Ивановна
Теория нравственной подготовки старших школьников к созданию семьи в отечественной педагогике 60 - 80-х годов XX века2005 год, кандидат педагогических наук Зимина, Анна Ивановна
Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики2000 год, доктор педагогических наук Земляков, Александр Егорович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании младших школьников»
Актуальность исследования. Совершенствование человеческой жизни, общественных связей, развитие культурных отношений между людьми, особенно с возникновением школы, делает актуальной профессию педагога, призванного воспитывать, наставлять и учить, используя с этой целью опыт своих коллег и определенный свод правил, которым и следовало руководствоваться. Таким пособием можно было бы назвать памятник XVI века - сборник наставлений "Домострой", в котором несколько глав было посвящено вопросам воспитания детей в семье. С них требовалось быть мужественными, трудолюбивыми, бережливыми и т.д. Проблемы, которые призвана решать педагогическая наука, по своему содержанию и исполнению многогранны, как и многогранна человеческая личность.
Еще в XVII-XIX веках домашнему воспитанию детей большое значение придавали представители классической педагогики. Среди них Я.А.Коменский, позднее, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, И.Я.Яковлев, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко и другие. Их труды объединяет мысль о высшей миссии женщины - матери в нравственном воспитании детей раннего возраста. И важнейшим принципом при этом является воспитание на гуманистических, демократических началах. Эта мысль особенно наглядно усматривается в работах И.Я.Яковлева, просветителя чувашского народа.
Целью воспитания должно стать формирование в детях активной добродетельной личности, и это вменялось, в первую очередь, в обязанности матери.
До сих пор сохраняют свою актуальность для нас идеи "Материнской школы" Я.А.Коменского. В контексте нашего исследования они и своевременны, и современны. Материнская школа как в области мудрости, так и в области нравственности должна заложить прочную основу для формирования "в человеке истинной человечности"1. Что касается нравов и добрых качеств, то дети должны отличаться умеренностью, опрятностью, почтительностью к старшим, предупредительностью, справедливостью. "Так как деликатность (гуманность) и готовность служить старшим являются особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы к этому так
-у же приучались они с детства" .
До настоящего времени крайне недостаточно изучены нравственные воспитательные возможности примера матери. Все чаще в последние полвека начинает употребляться термин "народная педагогика", впервые употребленный К.Д. Ушинским. В научных трудах И.А.Каирова, В.Я.Струминского, А.Ю.Гордина прослеживается процесс, как складывается самобытная, гуманная система воспитания. Это отражено, например, в таких темах, как "Мать-первая воспитательница", "Воспитание детей в семье", "О нравственных качествах и трудолюбии".
Классическая педагогика, разрабатывающая проблему формирования личности в нравственном направлении, идет из глубины народной педагогики и передовой общественной мысли. Пример научного использования классической и народной педагогики во многих работах показал Г.Н. Волков, в частности, в книге "Обыкновенное дело педагога". Автор переживает за судьбу детей, оставленных родителями. В его книге сквозной линией проходит мысль об их ответственности за человеческое потомство. Он как бы предупреждает: "Беспечность рано или поздно приводит к несчастью". Изучая труды педагога, мы находим для себя ответ на волнующий вопрос: "Какими следует быть по отношению к подрастающему поколению родителям, в первую очередь, матерям?" Народная педагогика особенным образом характеризует пример матери: Что такое воспитание? Пример и любовь. Больше ничего!
Особенным образом актуализирует пример и любовь матери в
ЛордкипанидзеД.О. Ян Амос Коменский. -М.: Педагогика. 1970.-С.201.
2 Коменский Я.А. Ичбранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика. 1982.-С.211. воспитании известный психолог В.Д.Шадриков: "В системе отношений с окружающим миром особенно следует выделить отношения с родителями, прежде всего с матерью. С первых моментов жизни от нее исходят все приятные ощущения. Удовлетворение голода, жажды, тепло, ласка, одобрение всех действий, любовь и восхищение. Постепенно ребенок открывает для себя, что комплекс положительных ощущений, получаемых от матери, называется любовью. Когда тебя любят - это значит хорошо, это приятно. Ребенку ничего не надо делать, чтобы мать его любила. Она любит его потому, что он есть. Безусловность материнской любви человек ощущает всю жизнь и всегда тянется к этому духовному пристанищу. И всю свою жизнь человек тянется к безусловной любви (типа материнской), любви к нему такому, какой он есть, любви, не обусловленной конкретными качествами и достоинствами"1.
Для внутреннего развития ребенка с целью побуждения понимания добра бесконечно много могут делать только родители, являясь в этом отношении примером для своих детей; тот, кто хочет, чтобы дети могли иметь устойчивый характер, тот сам должен иметь нечто подобное. Если ребенок в детстве был свидетелем терпимости и доброты, справедливости и любви к людям, то эти свойства частью или целиком перенесутся к нему, когда он станет взрослым.
В период обретения высоких душевных качеств ребенок вбирает в себя сперва самое доступное в происходящей жизни, на чем впоследствии и основывается его искусство дальнейшего познания окружающей среды. У младших школьников личностью, определяющей их судьбу, является, прежде всего, мать. Она для них - воплощение нравственного идеала, существующего как пример для формирования своей собственной нравственности. Дети, воспитываясь в семейной среде, постигают черты близкого и родного для них человека. Веками образы матерей влияли на людей, они носители лучших черт человека-гуманиста.
1 Шадриков В Д. Духовные способности. -М.: Магистр. 1996.-С.53-54.
Чрезвычайно актуально раскрытие духовного роста ребенка, начиная с его поступления в первый класс школы, где, опираясь на приобретенный в семье жизненный опыт, продолжает развиваться его нравственное сознание, формироваться соответствующее поведение, но определяющим фактором этого процесса по-прежнему остается его органическая любовь к матери. Начиная со второго класса, у учеников взгляды на самого близкого им человека меняются, и оценка действий и поступков матери с каждым разом становится осознанней: любовь обретает более реальный и практический характер. Этот период в жизни ребенка можно назвать периодом подражания матери. Оставаясь в стадии детства, он как бы переходит в пору "отрочества", а затем уже с третьего класса, в понимании роли и значения матери в его жизни ребенок обретает пору "юности". Теперь он не подражает, а активно и осознанно перенимает черты материнского характера и начинает поступать так, как поступала бы она. Это объясняется духовным ростом ребенка, его взрослением более глубоким знакомством с жизнью, в результате чего происходит обретение им интеллектуального и нравственного опыта.
Чувашская республика - многонациональная. Здесь около 70% населения составляют чуваши, что потребовало специального обращения к чувашским семьям, где имеются свои сложившиеся вековые традиции, национальная культура, обычаи, общность языка, специфичность воспитания в семье. Вторым источником для изучения и решения данной проблемы послужил Музей Материнской славы, созданный при Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я.Яковлева. Через беседы с учениками о жизни матерей-героинь и сравнения со своей жизнью в семье, через анализ материнской школы воспитания и ее благотворного влияния на устойчивое формирование в ребенке нравственных начал, мы приходили к убеждению, что не вербальные и морализированные назидания, нравоучения, а практический пример устоявшихся семейных традиций, где главной фигурой является мать, ее каждодневный труд, сама ее жизнь, протекающая на глазах детей, будет лучшим воспитывающим фактором. Ребенок не только живет, но и развивается в этой обстановке, на протяжении многих лет впитывает в себя все, что видит, с чем сталкивается, он подражает взрослым, приобретая и совершенствуя таким образом свой жизненный опыт. И не только это. В семье он обретает бескорыстную, независимую от расчета любовь к родителям. Жизнь убеждает в том, что доброе слово, участливое отношение к человеку, особенно матери, может быть для детей дороже всего прочего.
Особенная актуальность изучения опыта "материнской школы" чувашей объясняется еще и тем, что в городской среде она теряет свое национальное лицо, что приводит к непоправимым нравственным и педагогическим потерям. Мать несет в себе тысячелетнюю генетическую программу этноса, и ее игнорирование чревато страшными последствиями, вызывая бездуховность и нравственную деградацию.
Как и всякое творческое дело, изучение детей в семье, а затем более пристально и внимательно в школе на протяжении длительного времени, начинается с программного исследования личности, которое имеет определенное значение в работе учителя над формированием ее нравственной устойчивости.
В педагогике еще в Древней Руси признавалась исключительная роль матери в воспитании детей. Так, например, "Разговор матери" - сборник интереснейших воззрений на роль матери в жизни, поэтический рассказ о безмерной материнской любви. А.А.Блок назвал его "золотым словом"1. В "Разговоре" сердце матери способно впитать в себя все цветы и звуки и дышать многообразием мира. Душа матери зрячая и чуткая, в ней нет предела стремлению познать будущее сына, уберечь его от возможных несчастий и напастей, встречающихся на жизненном пути. "Отсюда, - писал Блок, не сдерживая своего восхищения, - материнская любовь как высшая
1 История русской литературы: народная словесность. Под редакцией Аничкова Е.Б.-М. 1908. - С. 101. тайна, родная стихия, как цветы из бездны". В "Разговоре" слышится широкая многосторонняя музыка от нежных лирических мелодий до настоящей яростной страсти"1.
В "Житии Феодосия Печерского" (IX в.) рассказывается о воспитательных методах матери - вдовы по отношению к сыну: ".избаловала она сына", ибо была телом крепка и сильна, как мужчина2 ".принялась убеждать сына то ласкою, то угрозою, а иногда избивала его"3. Свое "Поучение" Владимир Мономах начинает со слов об отце и матери своей из рода Мономахов. Обращается и к богородице, матери Божией, призывает оправдывать вдовицу и т.п. Владимир Мономах особо выделяет матерей, призывая их к бережному отношению к ним из-за их священного положения. Непосредственно он обращается к роли жены, матери: "Жену свою любите". "Домострой" тоже так или иначе оказывает внимание матери семейства.
Все это духовное богатство, к сожалению, предается забвению, выбывая из поля зрения исследователей и учителей-практиков, что еще более актуализирует тему настоящего диссертационного исследования. Пример имеет и самостоятельную ценность, он для воспитания примерно то же самое, что и наглядность.
Формирование нравственного сознания и поведения в их гармоническом единстве составляет одну из актуальных проблем современного воспитательного процесса. Младший школьник - это тот возраст, когда в человеке закладываются основы нравственного сознания и соответствующего поведения. Этот возраст позволяет условно совместить материнскую школу и теплоту родного языка (Я.А.Коменский), как бы пролонгируя материнскую школу. Для этого есть все основания, ибо родной язык и есть материнский язык. Поэтому школа родного языка прямо Иого^ия^усской литературы: народная словесность. Под редакцией Аничкова Е.Б. -М., Антология педагогической мысли Древней Pvcn и русского государства XVI-XVII в.в. -М„ 1985.-С.157.
3 Там же. - С. 158. примыкает к материнской.
Актуальность проблемы исследования наряду с ее неизученностью и предопределила выбор темы настоящей диссертации.
Объектом исследования являются воспитывающие системы, имеющие педагогическое и психологическое воздействие на индивидуум в условиях жизни семьи и современного общества.
Предмет исследования - процесс непрерывного качественного изменения в отношениях между матерью и ребенком, передача конкретных знаний, нравственных норм материнской школы, воспитание в детях чувства любви, благодарности, сострадания, помощи матери.
Цель исследования - анализ этнопсихологического и этнопедагогического аспекта взаимоотношений ребенка и матери, взрослых и детей в условиях формирования нравственного сознания и поведения младших школьников.
Рабочая гипотеза исследования состоит в предположении, что более прочная взаимосвязь взрослых и детей, матери и ребенка может быть осуществлена при следующих условиях:
1) включение ребенка в широкую систему родственных связей, окружение его близкими, любящими людьми, заинтересованными в передаче ему нравственных знаний, основанных на традициях материнской школы;
2) повышение уровня педагогической культуры матерей за счет усиления внимания к традициям народной педагогики;
3) реформирование учебно-воспитательных центров, детских садов, школ, дворцов детского и юношеского творчества и т.п. на гуманистических традициях этнопедагогики, что способствует не только интеллектуальному, но и нравственному развитию личности ребенка. В соответствии с целью и гипотезой в диссертации ставятся следующие задачи:
I. Дать характеристику нравственному воспитанию как ведущему фактору в целостном воспитательном процессе и раскрыть его своеобразие в младшем школьном возрасте.
2. Определить и раскрыть объективные условия и содержание, формы и методы воспитания нравственной отзывчивости ребенка по отношению к матери.
3. Экспериментально проверить и научно обосновать динамику роста и развития нравственных начал на примере материнской школы воспитания, чувства любви, благодарности, сострадания, помощи.
Методологической основой данного исследования является философия образования (Б.С.Гершунский) и воспитания (Б.Т.Лихачев), психолого-педагогические идеи воспитания нравственности, этнопсихологические и этнопедагогические подходы в воспитании нравственности младших школьников.
Теоретической базой настоящего исследования послужила психолого-педагогическая система взглядов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого на обучение и воспитание детей; концепции народного обучения и воспитания в школах России; воспитание нравственных начал в семье и общественном трудовом процессе в наследии И.Я.Яковлева, А.С.Макаренко, целостная система нравственного воспитания в семье и школе В.А.Сухомлинского и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, художественной, историко-педагогической литературы, с обобщением современного передового опыта национальных традиций по изучению путей и условий творческого применения их в рамках исследуемой проблемы; наблюдение над учебно-воспитательным процессом в школах №5, 39, 54 и в Негосударственном общеобразовательном учреждении "Учебно-воспитательном центре" г.Чебоксары; детских работ, анкетирование, анализ результатов эксперимента по воспитанию в детях чувства любви, благодарности, сострадания и помощи матери.
Работа над диссертацией осуществлялась в течение длительного времени, включающего четыре этапа:
I. Этап (1980-1983) - годы участия в создании Музея Материнской славы на факультете педагогики и методики начального обучения; сбор и изучение поступающих в музей экспонатов, другой методической литературы; командировки в селения районов республики с целью знакомства с жизнью и работой женщин в многодетных семьях. В процессе работы нами использовался аналитический метод, представивший возможность раскрыть суть изучаемого явления и предполагающий творческий подход к нравственному воспитанию детей.
И. Этап (1983-1987) - годы изучения жизни и опыта своих учеников (39 и 54 школы города Чебоксары), организация экскурсий учащихся в Музей Материнской славы с целью знакомства с имеющимися здесь документами.
III. Этап (1987-1996) - годы экспериментальной работы в средних школах № 5, 39, 54 и в Негосударственном образовательном учреждении "Учебно-воспитательном центре". В ходе исследования был изучен, обобщен, внедрен в практику указанных школ передовой педагогический опыт по нравственному воспитанию учащихся на примере жизнедеятельности матерей и по произведениям чувашских и русских писателей. Здесь определились характерные черты этого опыта:
1. Творческий подход учителя к учебной и воспитательной работе;
2. Изучение и практическое осуществление мероприятий, посвященных матери - труженице;
3. Постоянное общение и действенные контакты с матерями одноклассников в быту и на производстве;
4. Поиски наиболее эффективных форм связи обучения и воспитания на примере материнского трудового подвига (по материалам Музея Материнской славы).
5. Использование словесных методов в воспитании в младших школьниках чувства любви, благодарности, сострадания, помощи своим матерям.
Целенаправленно проводилось изучение мнения учителей, родителей о возможных путях использования идей, опыта и традиций матерей по материалам Музея Материнской славы. На завершающей стадии этого этапа использовались разнообразные формы учебной и внеклассной работы на "материнских уроках", чтение книг о маме, встречи и беседы с матерями об их детях и т.д.
VI. Этап (1996-2000) - годы оформления полученных данных исследования и систематизации их результатов: они пропагандировались диссертантом в докладах на Международных, Всесоюзных, российских, республиканских, районных, городских и школьных научно-практических конференциях, педагогических семинарах, собраниях родителей, учителей. Накопление материала для пособия, посвященного воспитанию младших школьников на благородном примере матери, в котором представлены дидактические материалы для работы на уроках и во внеурочное время.
Научная новизна состоит в том, что в работе анализируется подход к малоизученному аспекту межличностных отношений матери и ребенка. Определены методы воспитания в младших школьниках чувства любви, благодарности, сострадания, помощи на благородном пример;* матери, выявлены идеи видных педагогов в становлении материнской школы, раскрыто и обосновано влияние и значение экспонатов Музея Материнской славы Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. В результате изучения, обобщения и научного анализа материалов музея, педагогической литературы и других источников сделан шаг к систематизации методов учебно-воспитательной работы с учащимися на примере жизни и деятельности матери.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана модель нравственного воспитания младших школьников на примере матери.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано и внедрено в практику пособие для учителя по воспитанию в детях чувства любви, благодарности, сострадания, помощи матери, направленное в целом на воспитание нравственного сознания и поведения учащихся младших классов.
Результаты исследования выявили значимость поставленной в диссертационном исследовании проблемы, от решения которой будет в определенной степени зависеть обретение детьми нравственных начал, почерпнутых в материнской школе воспитания. Семейные отношения, построенные на этнопедагогических принципах воспитания, дадут возможность молодому поколению в современных обстоятельствах не только самоусовершенствовать личные качества, но и направить их на оздоровление современного общества.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на расширенном заседании кафедры этнопедагогики и этнопсихологии Чувашского республиканского института образования, состоявшегося 15 мая 2000 года. Работа была экспертирована доктором филологических наук, академиком Национальной академии наук и искусств Л.П.Сергеевым, профессором Ю.П.Сокольниковым, доктором А.Е.Земляковым, профессором Е.В.Васильевым, кандидатом педагогических наук Г.А.Никитиным. Результаты исследования обсуждались на методических объединениях школ Московского района, семинарах классных руководителей. По данной проблеме сделан ряд сообщений в 39 и 54 школах, на встречах с родителями учащихся. Материалы по исследуемой- проблеме использовались учителями школ № 5, 39, 54 и Негосударственного образовательного учреждения "Учебно-воспитательного центра" на уроках чтения и во внеклассной работе с учащимися начальных классов.
Основные результаты исследования отражены в 10 работах автора.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, включающих по 3 раздела, списка литературы. Изложена на 160 страницах машинописного текста.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского2005 год, кандидат педагогических наук Тимофеева, Ольга Станиславовна
Формирование патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики2010 год, кандидат педагогических наук Швецова, Елена Викторовна
Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа2007 год, кандидат педагогических наук Пасмурова, Ляйля Эдвартовна
Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков1997 год, кандидат педагогических наук Никитин, Геннадий Андреевич
Педагогическое просвещение родителей в отечественной системе образования в послевоенные годы: Теория и практика2006 год, кандидат педагогических наук Петренко, Петр Петрович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Федотова, Ирина Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность результатов, полученных в ходе настоящего исследования, определяется двумя взаимосвязанными факторами современного этапа общественного развития: утратой старых, во многом идеологизированных и политизированных идеалов и необходимостью переориентации всей многочисленной армии педагогических работников и родителей на национальные и общечеловеческие ценности и представления, вырабатывавшиеся в течение длительной истории духовной и практической жизни народа. Такая стратегия учебно-воспитательного процесса определена в Законе Российской Федерации "Об образовании", оказывающим регулирующее воздействие на всю систему образовательных учреждений нашей страны. В этом документе подтвержден и обоснован практический характер учебно-воспитательной работы по нормированию свободного развития личности, ее творческих потребностей и возможностей.
В этих условиях проблема формирования в характере ребенка высоких нравственных качеств и соответствующего иммунитета к любым проявлениям аморальности требует свежих, нестандартных подходов, поиска и мобилизации разнообразных и эффективных методов и средств педагогического воздействия на подрастающее поколение.
Последнее обстоятельство и предопределило выбор в предпринятом исследовании особого, во многом специфического примера материнского подвига в приобретении нравственного опыта младшими школьниками. Наглядным свидетельством такого примера могут служить многочисленные материалы, экспонирующиеся в Музее Материнской славы, функционирующем с 1983 года при Чувашском государственном педагогическом университете имени И.Я.Яковлева, ставшего научно-методическим центром пропаганды различных форм воспитания молодежи средствами материнской школы, основанной на принципах народной педагогики.
Постановка проблемы нравственной устойчивости личности и ее формирование актуальна сегодня в особенности. В настоящее время в обществе отсутствует атмосфера ценностей, нет идеала как типа личности, так и типа деятельности, поэтому мы не можем ждать спонтанного появления каких-то идеалов. Педагогика, решая проблему формирования в ребенке положительных моральный качеств, должна быть нацелена на ориентир материнской школы воспитания, о которой и идет речь в настоящем исследовании.
Современная обстановка настоятельно требует не морализирования, не мероприятий, подготовленных и проведенных по указанию сверху ради галочки в плане, а потом совершенно забытых и ничего не сулящих ученикам, а новых подходов к решению проблемы школьного и семейного воспитания, коих в педагогической литературе научно обоснованных и проверенных практикой, в большом количестве. Свои усилия она направляет на поиск новых педагогических открытий и исследований. В ней складываются многие отрасли (общая, возрастная, специальная и др. педагогика), в том числе и этнопедагогика.
Эта работа должна идти в связи с физическим воспитанием, только в таком случае ученик станет здоровым и нравственным человеком. Главными воспитательными средствами являются: пример, наставление и самодеятельность ребенка. Пример для него - средство и путь к мышлению, чувству, желанию, действию. "Необходимо постоянно показывать детям хороший пример"(Я.А.Коменский).
Материнское наставление освобождает ребенка от порабощения факту. Безнравственно внушать ему готовые этические идеи, их следует преподносить так, чтобы они давали возможность сознательно выбирать цель жизни, отличать добро от зла.
Деятельность ребенка закрепляет в нем то, что показал пример матери и чему научило материнское (родительское) наставление. Динамика нравственного роста ребенка, полученного в семье, а затем развитого в школе, начиная с наглядного представления о фактах, доходит в третьем классе до деятельности, то есть правильной оценки явлений и предметов.
Песталоцци считал, что "Воспитание нравственного миросозерцания достижимо только благодаря чистым, незагрязненным чувствованиям", которые могут быть только у матери. При этом ребенок становится нравственно свободным, его душу охватывает пламенная любовь к правде, добру и красоте. Материнские уроки, которые со своими учениками мы изучали на протяжении всех трех лет за время пребывания их в начальных классах, как раз и основывались на семейном воспитании и материалах музея, где речь шла о самом близком для ребенка человеке - матери. Работая с учениками над материалами Музея Материнской славы и решая проблему авторитета и роли матери в воспитании своих детей, мы, прежде всего, определяли методы и приемы воздействия на психику ребенка близкого ему человека. Просмотр экспонатов, беседы с родителями об их детях, использование фонозаписей, видеороликов, встречи с тем, кто "сошел" со страниц альбомов и посетил наш класс, "круглый стол" бабушек и внуков и многое другое - дает возможность оценить и проанализировать различные педагогические воздействия на личность ребенка и принять новые решения для дальнейшей работы по воспитанию в учениках нравственных качеств. Проблема эта не является узковедомственной, она включает в себя другие виды воспитания, воздействуя таким образом на всестороннее развитие личности ребенка. Рассказы учителя о современной жизни и обсуждение их коллективно, знакомство с жизнью крестьянской семьи в дореволюционное время в Чувашском национальном музее, встреча с окружающими нас людьми - вот далеко не полный перечень жизненных факторов, влияющих на развитие у учащихся весьма высокого нравственного уровня. Определяющее и несомненное значение в познании действительности, в способности оценивать и реагировать на окружающую обстановку и на развитие мыслительных способностей учащихся имело и изучение учебных предметов. В этом и состоит единство учебного и воспитательного процесса.
Основной целью воспитания в учащихся любви к матери, как и прежде, является изучение материалов музея, но с той разницей, что если в первом классе мы использовали документы одного раздела, то в последующих классах берем разделов больше, так как пути и методы воздействия родительского примера на учащихся гораздо расширились и состоят теперь в показе матерей, занятых производственной работой. Они создают материальные блага, их трудолюбие, отношение к своим обязанностям вне семьи, их рассказы о жизни в трудовом коллективе - теперь в ребенке. Когда он взрослеет, кроме любви к матери, приходит чувство умения логически мыслить и возможность сознательно оценивать добро и зло. Ребенок в пору детства находит свое развитие в дальнейшей работе над экспонатами Музея Материнской славы.
Родительская педагогика воспитания детей, получившая впоследствии официальное признание, убедительно утверждает за собой право на существование. В этом немалая заслуга И.Я.Яковлева, показавшего своему народу великую миссию матери. Нравственное воспитание и приучение детей к труду - две стороны одного и того же процесса, так как любовь к труду порождает моральные устои, а труд, в свою очередь - основное средство нравственного воспитания.
Нам удалюсь доказать, что все начинается с воспитания любви к матери и что сын или дочь, любящие по-настоящему мать, не способны на дурные поступки. Решая проблему воспитания детей на примере материнского подвига, мы неотступно соблюдали три взаимосвязанных условия:
1. Повышение уровня нравственного развития ребенка проходит как бы три этапа: от момента его инстинктивной любви к матери "я очень люблю свою маму", к "своей маме я во всем хочу подражать" и далее к "я поступаю так, как учила меня мама".
2. Источником формирования нравственности школьника, наряду с материалами Музея Материнской славы, явилась современная действительность. Воспитание не могло быть исчерпывающим и результативным, если бы оно носило только музейный характер и было бы оторвано от той среды, в которой живет ребенок. Мы стремились к тому, чтобы эта работа, опираясь на жизнь матерей и бабушек, связывалась с нашими буднями, с жизнью семьи в современных условиях.
3. Воспитательная работа с детьми была нацелена не только на воспитание нравственности у учеников, но и на родительскую общественность. Бывая в школе, родители сопереживают, участвуют или просто всматриваются в методику проведения наших занятий, направленных на укрепление творческих связей со своими детьми, открывая и осваивая для себя новые пути, методы и формы семейного воспитания.
В раннем детстве ребенок свое отношение к окружающим (в том числе к матери) выражает посредством наивных впечатлений, основанных на незначительном жизненном опыте, подросток же в своих суждениях, прежде всего, опирается на коллектив. Таким образом, развитие нравственных качеств личности идет от ее иллюзорных представлений о жизни, постепенно обогащаясь коллективным сознанием. В этом случае контакт личности с обществом носит гармоничный характер. Однако это явление не приходит само собой, а является плодом упорной и повседневной воспитательной работы учителя. В подтверждение вышеизложенного в диссертации даны примеры, раскрывающие определенную активность ребенка в оценке окружающей его обстановки: 1. "Письма издалека", 2. "В поисках истины", 3. "Жила-была красота", беседы о житейских проблемах и т.п.
Непреложной истиной является то, что воспитание должно опираться на народные традиции семейного воспитания, обогащенные этнопедагогической наукой и содержащие национальный элемент. Сюда же следует отнести и создание интегрированного семейного и школьного воспитания, которое определяется процессом, ведущим к достижению желаемого результата. Творческий подход к всестороннему воспитанию современной личности создавал условия восприятия окружающей действительности и рождал потребность сознательного и активного участия в жизни общества.
Постановка проблемы нравственной устойчивости личности и ее формирование актуальна сегодня в особенности. И в связи с этим есть необходимость напомнить предсмертное слово Л.Н.Толстого: "Знаете, как это хорошо - привить нравственные начала нашим детям. Мы часто грешим, набивая их головы разными пустяшками. Я сам был учителем и знаю, как восприимчивы дети, как любят хорошее, правду. Они скорее поймут, как жить, работать, любить людей и пр., а за ними пойдет и вся школа".
Педагогика, решая проблему формирования в ребенке положительных качеств, должна быть нацелена на ориентир материнской школы нравственного воспитания. Таким образом, цель нашего исследования состояла в научном и практическом осуществлении формирования нравственного сознания и поведения младших школьников на традиционном примере матери.
В этом состоит более широкое значение проводимой нами работы на протяжении почти двадцати лет. Она дает определенный эффект, который можно было бы представить ростом нравственных качеств у детей начальных классов. В исследовании осуществлена проверка гипотезы, которая основана на результатах опытно-поисковой работы. Ученики, окончившие школу, приобретают интерес к социальной жизни, самостоятельность суждений, нравственную воспитанность, моральные качества в поведении. Эти и другие личностные возможности ребенка в диссертационном исследовании доказаны на жизненных примерах и длительном педагогическом опыте.
К окончанию начальной школы ученики совершенно по-иному строят свои взаимоотношения с родителями и особенно с матерью. Они становятся их единомышленниками в подходе к решению как семейных, так и социальных проблем. В начальных классах, как и в старших, практическое значение имеет комплексное воспитание учащихся.
Настоящее исследование не исчерпывает всех сторон материнской педагогики, нравственного воспитания. Так, например, нуждаются в специальном исследовательском внимании проблемы воспитания девочек в контексте подготовки их к материнству, вопросы подготовки будущих учителей к работе с матерями. Несомненный научный и практический интерес могло бы представить изучение учительских семей, особенно самочувствие учительниц-матерей в своих семьях.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Федотова, Ирина Николаевна, 2000 год
1. Абраменкова В.В. Межличностные отношения как предмет социальной психологии детства. М.: Педагогика, 1985. - 180 с.
2. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М.: Госполитиздат, 1997.- 547 с.
3. Азаров Ю.П. Искусство любить детей. М.: Молодая гвардия, 1987. -238 с.
4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1985. - 365 с.
5. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? Кн. для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
6. Анакин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Учпедгиз, 1957. - 180 с.
7. Ананьев Б.Т. Проблемы формирования характера. Д., 1949. - 130 с.
8. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. - М„ 1985. - 367 с.
9. Аристотель. Сочинения. Т. II. М.: Мысль, 1987.- 687 с.
10. Архангельский Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания. Сб. Искусство воспитания. М., 1981. - 113 с.
11. Архангельский Л.М. Нравственные идеалы молодежи. М.: Знание, 1987. -267 с.
12. Ашмарин Н.И. Сборник чувашских пословиц. Чебоксары, 1928. - 56 с.
13. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Казань, 1928.- Bbin.IV - 352 с.
14. Бардиан A.M. Воспитание детей в семье. М.: Просвещение, 1972.-241 с.
15. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.180 с.
16. Белова Л.Б. В семье первоклассник. М.: Педагогика, 1980.- 95 с.
17. Бим Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта.- М., 1997.- 536 с.
18. Богданова О.С. Методика трудового воспитания. М.: Просвещение, 1964.-280 с.
19. Богданова О.С. Содержание и методы этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
20. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1966. - 24 с.
21. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Знание, 1979. - 96 с.
22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.- 152 с.
23. Божович Л.И. Психологическое развитие школьников и его воспитание. -М.: Знание, 1979 .- 96 с.
24. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1979.- 224 с.
25. Бразоленко В. Русская женщина в жизни и литературе. СПб., 1908.- 64 с.
26. Бран М. Нравственное чувство ребенка. М.: Вестник образоваиия, 1911.48 с.
27. Бугаева А.Л. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. М.: 1967.-165 с.
28. Буева Л.П. Человек: деятельность и ощущение. М.: Мысль, 1978.- 216 с.
29. Быстров А.В. Русская мать. Краснодар.: Кн. Изд-во, 1976.- 96 с.
30. Васильев Г.В. Хорошо воспитанные дети радость и гордость родителей. - Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1975.- 133 с.
31. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983.- 144 с.
32. Венгер Л.А. Психология. М.: Просвещение, 1988. - 335 с.
33. Вилейский С.С. Доднесь тяготеет. М.: Советский писатель, 1989.- Вып.1-587 с.
34. Влитовская Л. Формирование эстетической культуры младших школьников. Киев: Кн. изд-во, 1985. - 98 с.
35. Волков Г.Н. Аналитическая оценка источников народной педагогики// Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1991. - С.25-32.
36. Волков Г.Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993.- 335 с.
37. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965,- 60 с.
38. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.-335 с.
39. Волков Г.Н. Педагогические воззрения чувашского народа в поговорках и пословицах.// Уч. зап. ЧНИИ Совета министров Чувашской АССР, 1954. Вып. 10. С. 20-25.
40. Волков Г.Н. Сказки и рассказы бабушки. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1959.-211 с.
41. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена воспитания Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1974. -376 с.
42. Волков Г.Н. Созвездия земли. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1979. - 446 с.
43. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа: этнопедагогический очерк. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1970. - 96 с.
44. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Очерки. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1958. - 244 с.
45. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. - 168 с.
46. Волков Н.А. Лучшие психологические тесты.-М.: Петроком, 1992.- 317 с.
47. Галигузова JI.H. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. -142 с.
48. Гильятева П.Ф. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка. Психологические исследования личности в клинике. - JL, 1978.-123 с.
49. Гончаров И.Ф. Подвигнут тобой: слово о матери. Детская литература, 1988.- 114 с.
50. Гончаров И.Ф. Слово о матери. Воспитание школьников. - 1989. -№ 1,2.-С. 34-38.
51. Гришина Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье. М., 1990. - 17 с.
52. Гула П. Свет любви материнской. М.: Знание, 1977. - 96 с.
53. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Изд. Вольфа. T.II, 1881.-779 с.
54. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986.-346 с.
55. Долецкий С .Я. Все начинается с детства. М.: Россия, 1983. - 208 с.
56. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974.-388 с.
57. Егоров Д.Е. Женщины матери Земли Чувашской. - Чебоксары, 1999.-216с.
58. Екатерина II. Сочинения. О, время. М.: Сов. Россия, 1990. - 266 с.
59. Земская М. Семья и личность. М.: Юридическая литература, 1989. - 137с.
60. Игошев К.Е. Семья, дети, школа. М.: Юридическая литература, 1989. -444 с.
61. История русской литературы. Народная словесность. Под ред. Е.Б. Аничкова. М. , 1908. - 336 с.
62. Каиров И.А. Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников в процессе воспитания. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.
63. Капралова P.M. Совместная деятельность школы, семьи и общественности в воспитании младших школьников. М.: Просвещение, 1989. - 120 с.
64. Каруле А .Я. Обучите семилетних детей в школе. М.: Педагогика, 1987. -135 с.
65. Карякин Т. Ты лучшая в мире.// Сб. детских рассказов о матери//. - М.: Педагогика, 1987. - 79 с.
66. Кисель В. Отношения в семье и развитие личности ребенка. М.: Педагогика, 1981. - 234 с.
67. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.159 с.
68. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. T.I. М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
69. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990. - 489 с.
70. Косыгова Т. Мы женщины. - М.: Политиздат, 1989. - 376 с.
71. Крупская Н. К. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968. -358 с.
72. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. -303 с.
73. Куртина Е.Т. Эстетическое воспитание учащихся. М.: Изд-во Прогресс, 1973.-98 с.
74. Лансмейер И., Метейчик 3. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага: Авецинум, 1984. - 432 с.
75. Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.304 с.
76. Ленген А.Ю. Общее воспитание характера. СПб.: Вестник знания, 1910264 с.
77. Лисина Е.Н. Дети Синьяла. Повесть для детей среднего школьного возраста. Чебоксары: Чув. кн.изд-во, 1971. - 116 с.
78. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Юрайт, 1999. - 464 с.
79. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М: Прометей, 1995. - 192 с.
80. Лордкипанидзе P.O. Ян Амос Коменский. М.: Педагогика, 1970. - 206 с.
81. Луначарский А.В. О воспитании и образовании//. Сб. статей//. М.: Педагогика, 1976. - 636 с.
82. Луначарский А.В. О народном образовании. М.: Изд. Наркомпросса, 1928.-264 с.
83. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1990. - 214 с.
84. Марьенко И.С. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1969.- 103 с.
85. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. - 183 с.
86. Матейчек 3. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. - 276 с.
87. Медведев Г.П. Все начинается в семье. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1979.-95 с.
88. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972. - 423 с.
89. Михневич В. Русская женщина XVIII столетия. Петербург: Изд-во Ф.А. Иогансона, 1895. - 401 с.
90. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, Владос, 1995. - 512 с.
91. Ницше Ф. Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках. -Свердловск: Воля, 1991. 303 с.
92. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983. - 527 с.
93. Охотников Н.М. Записки чувашина о своем воспитании. Казань, 1920. -148 с.
94. Пабст А. Практическое воспитание. М.: Вестник знания, 1910. - 223 с.
95. Павлова И.Б. Вместе с общественностью: на опыте сотрудничества школы, семьи и общественности в воспитании детей. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.-213 с.
96. Парыгин Б.Д. Основа социально-психологической теории. М.: 1987. -124 с.
97. Педагогическое наследие В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова М.: Педагогика, 1988. - 494 с.
98. Песталоцци И.Г. Гертруда учит своих детей. M.-JL: АПН РСФСР. Т.Н.,1963.- 193.-370 с.
99. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981.- 337 с.
100. Пилипов В.П. Так ли плох был Домострой? М.: Панорама, 1991. —248 с.
101. Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М.: Мысль 1986. 254 с.
102. Пэрну Лоране Я воспитываю ребенка. М.: Просвещение, 1992. - 164 с.
103. Разумный В.А. Клуб и эстетическое воспитание в семье. М.: Искусство,1964.- 100 с.
104. Российская педагогическая энциклопедия. Т.Н.- М.: 1999.-608 с.
105. Рувинский Л.И., Арет А.Я. Воспитание и самовоспитание школьников. -М.: Педагогика, 1979. 160 с.
106. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. М.: Просвещение, 1988.- 160 с.
107. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. - 128 с.
108. Руденко И.В. В шести зеркалах. М.: Госполитиздат, 1980. - 307 с.
109. Русская женщина в жизни и литературе. М.: Вестник знания, 1908. 464 с.
110. Сейфуллин В.Т. О проектировании и формировании устойчивости нравственного поведения школьников в процессе воспитания.// Проблемы формирования нравственной устойчивости в условиях: Материалы
111. Международной научно-практической конференции//.- Чебоксары, 1993. -С.54-56.
112. Сеченов И.М. Элементы жизни. Избр. произведения. T.I. -М.: АПН СССР, 1952.-772 с.
113. Сироткин Л.Ю., Кузнакметов А.Н. Младший школьник, его развитие, воспитание. М., 1998. - 453 с.
114. Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991.-219 с.
115. Сокольников Ю.П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической деятельности. Москва - Белград, 1997. - 130 с.
116. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников. М., 1990.- 200 с.
117. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М., 1998.- 76 с.
118. Солдатенкова Ю.П. Национальная культура и подросток. М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
119. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Детская литература, 1989. -365 с.
120. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека? М.: Педагогика, 1990.-285 с.
121. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. - 273 с.
122. Сухомлинский В.А. Письмо к сыну. М.: Просвещение, 1987. - 128 с.
123. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М.: Изд. Советская Россия, 1978.-93 с.
124. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. - 273 с.
125. Толстой Л.Н. О воспитании/ ответ на письмо В.Ф. Булгакова /. Полн. собр. соч. Т.38. М.: Неделя, 1936. - 311 с.
126. Толстой Л.Н. Роль примера в подражании и воспитании. ( Хрестоматия по истории педагогики школы России). М.: Педагогика, 1989. - 300 с.
127. Трофимова Н.М. Нравственное формирование личности ребенка в учебно-воспитательном процессе. М., 1992. - 112 с.
128. Ушинский К.Д. О народности и общественном воспитании. Т. II. M.-JL: АПН РСФСР, 1948.- 166 с.
129. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Изд. 13. СПб., 1913.-211 с.
130. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983— 839 с.
131. Флейк Хобсон. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношение к окружающему. - М.: Центр общественных ценностей, 1992. -510 с.
132. Фокин П.П. Брак в современной чувашской деревне. // История и культура Чувашской АССР.//- Чебоксары: Чув. кн. изд., 1974. Вып.З. - С. 45-49.
133. Фокин П.П., Иванов В.П. Семья в современной чувашской деревне // Труды ЧНИИ языка, литературы, истории и экономики. Чебоксары, 1976. - Вып. 60. - 117 с.
134. Фредкин Ф. Воспитание в семье и школе // Воспитание школьников//, 1993.-№6.-С. 25-27.
135. Фурутан А.А. Отцы, матери, дети. М.: Прогресс, 1992. — 190 с.
136. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи. Минск, 1972.-363 с.
137. Харчев А.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М.: Статистика, 1977. -143 с.
138. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. М.: Статистика, 1978.223 с.
139. Хитри М.А. Воспитание уважительного и заботливого отношения к родителям у младших школьников.// Образование, 1990. №4. - С. 41.
140. Шабалина З.П. Первый год самый трудный. - М.: Просвещение, 1989. -206 с.
141. Шадриков В.Д. Духовные способности.- М.: Магистр, 1996. 206 с.
142. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. - 158 с.
143. Шуркова Н.Е. Новое в воспитательной работе школы. М., 1991. - 136 с.
144. Честных Ю.М. Путь к сердцу ученика. М.: Просвещение, 1989.- 97 с.
145. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Москва-Воронеж, 1998.-224 с.
146. Яковлев И.Я. Духовное завещание. Чебоксары, 1992. - 159 с.
147. Яковлев И.Я. Воспоминания. Изд. II.- Чебоксары: Чув. кн. изд., 1983. -286 с.
148. Статьи из педагогической печати
149. Болдырев Н.И. О качественном своеобразии процесса нравственного воспитания. Советская педагогика. - 1965. - №8. - С. 15-17.
150. Болдырев Н.И. Основные вопросы содержания и методики нравственного воспитания. Сов. Педагогика. - 1976. - № 2. - С. 17-19.
151. Введенов А.В. Важнейшие вопросы нравственного развития и воспитания детей. Сов. педагогика. - 1964. - №8. - С. 7-9.
152. Волков Г.Н. Ее величество мать. Работница. - 1984. - №1. - С. 14-16.
153. Высотина JI.A. Система и процесс нравственного воспитания. Сов. Педагогика. - 1966. - № 11. - С. 45-^7.
154. Гончаров Н.К. Формирование нравственных убеждений детей. Сов. педагогика. - 1966. - №3. - С. 24-28.
155. Гурова Н. Семья и школа: грани сотрудничества. Нар. образование. -1987.-№3,-С. 26-30.
156. Зарецкая И.Н. Семья и дети: воспитание трудолюбия. 1988. - 108 с.
157. Зарецкая И.Н. Формирование личности цель воспитания. - Сов. педагогика. - 1989. - № 12. - С. 19-21.
158. Кассиль JI.A. Вести страстный, прямой разговор о прекрасном. Сов. педагогика. - 1964.- №1. -С. 23-25.
159. Клюхин И.Н. По сыновнему долгу. Сов. педагогика. - 1985.- №10. -С. 43-46.
160. Корнейчик Т.Д. А.В. Луначарский об эстетическом воспитании подрастающего поколения. Сов. педагогика. - 1936. - №4. -С. 32-36.
161. Кузнецов Б.П. Этические эмоции и предмет эстетического воспитания. -Сов. педагогика. 1966. - №9. - С. 14-17.
162. Лихачев Н.Т. Эстетика воспитания. Сов. педагогика. - 1972. - №7. -С. 2-7.
163. Марьенко П.С. Основные источники и стимулы нравственного развития личности ребенка. Сов. педагогика. - 1970. - №6. - С. 43-45.
164. Методические рекомендации по использованию прогрессивных идей и опыта народной педагогики в нравственном воспитании школьников, НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР. М., 1985.-65 с.
165. Народное образование. Сов. педагогика. - 1970.- №6, 1999.- №10.- с. 286.
166. Павкин Е.И. Нравственные уроки Короленко. Сов. педагогика. - 1990. -№7.-С. 16-19.
167. Покровский Н. Обновление семьи. Неделя. -1911. - № 47. - С. 23-27.
168. Сафронов Л.И. О методике нравственного воспитания. Сов. педагогика. - 1956. - №12. - С. 25-30.
169. Смирнов В.И. Эстетическое воспитание учащихся в процессе внеклассной работы. Сов. педагогика. - 1936. - №2. - С. 37-39.
170. Таппасханова Р. Все начинается с семьи. Семья и школа. - 1991. - №7. -С. 21-26.
171. Турич И.М. Эстетическое воспитание детей. Воспитание школьников. 1990.-№7.-С. 18-19.
172. Цыремнилон А.Б. Воспитание нравственных привычек у младших подростков в процессе их общения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 1980.-24 с.
173. Эстетическое воспитание младших школьников: метод разработки для учителей младших классов. Сб. статей Тамбов, 1976.
174. Этическая беседа как средство нравственного воспитания школьников. Метод, рекомендации Минск, 1989. - 36 с.
175. Материалы Музея Материнской славы при ЧГПИН г. Чебоксары:
176. Альбомы, посвященные матерям Чувашской республики.1. Мать в чувашской поэзии.
177. Методические разработки по проведению внеклассных мероприятий.
178. Мое отношение к матери. Записки школьников, посетивших музей.
179. Рефераты. Народные традиции воспитания уважительного отношения к матери.
180. Пути и методы воспитания младших школьников.
181. Русские писатели о матери: Курсовые работы студентов.
182. Стихи чувашских поэтов, посвященных матери.1. Чувашские песни о матери.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.