Теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников: На материале уроков музыки, МХК и внеклассных занятий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Васильева, Дина Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Васильева, Дина Николаевна
Введение 3
Глава 1. Творческое саморазвитие личности школьника как педагогическая проблема в свете современных образовательных тенденций.
1.1. Сущность творческого саморазвития школьника 15
1.2. Особенности творческого саморазвития учащихся на уроках музыки, МХК и на внеклассных художественно-творческих занятиях 32
1.3. Обоснование и разработка педагогической модели творческого саморазвития школьника 48
Выводы 67
Глава 2. Исследование эффективности педагогической модели творческого саморазвития школьников на уроках музыки, МХК и внеклассных занятиях.
2.1. Цель и этапы проведения исследования 69
2.2. Констатирующий этап эксперимента 72
2.3. Этап апробации и внедрения модели творческого саморазвития школьника в процессе обучения музыке, МХК и на внеклассных занятиях 91
2.4. Заключительный этап эксперимента 110-125 Выводы 126
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников: На материале уроков музыки и внеклассных занятий2001 год, кандидат педагогических наук Козинская, Ольга Юрьевна
Развитие художественно-творческой активности младших школьников аудиовизуальными средствами1999 год, кандидат педагогических наук Добронравова, Ольга Владимировна
Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования2008 год, доктор педагогических наук Надолинская, Татьяна Васильевна
Формирование готовности будущего учителя музыки к проведению внеклассной работы по эстетическому воспитанию школьников2009 год, кандидат педагогических наук Петухова, Маргарита Ивановна
Оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки как условие развития творческой активности младших школьников2001 год, кандидат педагогических наук Шипилкина, Татьяна Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников: На материале уроков музыки, МХК и внеклассных занятий»
В условиях состояния нашего общества, переживающего период радикальных перемен в экономической, политической, социальной и культурной сферах, неизмеримо возрастают роль и значение личностно ориентированной педагогики. Принципы и нормы данной педагогики предполагают создание условий для саморазвития, самоопределения и самореализации личности -важнейших составляющих социализации и индивидуализации каждого подростка. От того насколько эффективно осуществляются эти процессы, в большей мере зависят успешность деятельности школьника, его общественная активность и, наконец, личное счастье каждого учащегося.
Социальный заказ, адресованный школе, существенно изменился: вместо прежней установки, когда учащийся рассматривался как объект воспитания (что характерно для экстенсивного процесса развития личности), возникла потребность в формировании активной, инициативной личности, способной к созидательной деятельности на основе творческого саморазвития. В этой связи высшие и средние образовательные учреждения переориентируются на организацию качественно иного уровня учебно-воспитательной работы, когда активизируются и интенсифицируются процессы развития и творческого саморазвития обучаемого, при которых его личность выступает как субъект.
Не вызывает сомнения тот факт, что школьные предметы "Музыка" и МХК (Мировая Художественная Культура) обладают огромным потенциалом для творческого саморазвития ребенка, поскольку не только выполняют эстетическую, познавательную и воспитательную функции, но и являются залогом, базой возможного культурного самосовершенствования в последующей жизнедеятельности.
Создавшиеся предпосылки выдвинули в ряд наиболее актуальных проблему создания необходимых психолого-педагогических условий для творческого саморазвития школьников на уроках музыки, МХК и внеклассных занятиях, а также технологического обеспечения данного процесса.
В связи с этим значительно возросла потребность в исследовании и анализе содержательных и структурно-функциональных основ условий, механизмов и средств творческого саморазвития учащихся на уроках музыки, МХК и внеклассных занятиях в общеобразовательной школе. То есть возникла необходимость разработки гибких моделей организации творческого саморазвития школьников.
Теоретические и практические трудности, связанные с организацией процесса творческого саморазвития школьников на уроках музыки, МХК и внеклассных занятиях в общеобразовательной школе, требующие скорейшего преодоления, позволили сформулировать проблему нашего исследования -теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников.
Различные аспекты проблемы творческого саморазвития личности активно разрабатывали философы: Бахтин М.М. [12], Бердяев Н.А. [13, 14], Кант И. [81], Капица П.Л. [82], Сократ, Гердер И., Фейербах Л. [ 198].
Исследованиям развития творческого мышления учащихся в школе и вузе посвящены работы Ильясова К.Н. [63], Кулюткина Ю.Н. [102], Лука А.Н. [119] и других.
Педагогические вопросы проблемы творческого саморазвития личности анализируются в работах Андреева В.И. [6], Библера B.C. [20], Волкова И.П. [27], Вяткина Л.Г., Тарского Ю.И. [34],
Железовской Г.И., Караковского В.А. [197], Париновой Г.К. [122].
Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют исследования психологов — Теплова Б.М. [195], Ананьева Б.Г. [4], Леонтьева А.Н. [112], Нечаева А.П. [144], Платонова Ю.П. [155], Пономарева Я.А. [159] и других, раскрывающих содержательный аспект творческой деятельности, уточняющих специфические особенности творчества.
Творчество как предмет самостоятельного исследования всегда представлял особый интерес для педагогической теории и практики.
Изучением различных его аспектов занимались Бабанский Ю.К. [11], Макаренко А.С. [121], Шацкий С.Т.[208], Меркин Г.С. [130], Новоминский А.Н. [149], Обухова Н.П. [150] и другие.
В современных исследованиях общим вопросам воспитания человека культуры, формирования творческой личности учащегося, созданию атмосферы раскрепощенности, свободы посвящены работы Бондаревской Е.В. [22], Газмана О.С. [35], Серикова В.В. [180], Князевой М.М.[88], Квятковского Е.В. [83] и других.
Наиболее многочисленны работы Абросимовой Г.В., Андреева В.И., Бухвалова В.А, Волкова Й.П., Гарунова М.Г., Загвязинского В.И. Ильясова К.Н., Кан-Калика В.А, Поташника М.М., Раченко И.П., Сластенина В.И. [3, 6, 24, 26, 37, 59, 63, 68, 79, 161, 162, 174, 175, 181], рассматривающие различные аспекты творческого развития ребенка через призму творческой деятельности учителя.
В ряде научных работ анализируется творческость как качество личности в аспекте музыкального развития (Асафьев Б.В. [10], Шацкая В.Н. [207], Демьянчук А.Н. [52], Цукерман B.C. [205], Назайкинский Е.В. [140], Тарасов Г.С. [189]).
Изучению связи творческого саморазвития школьников с формированием их художественной культуры, а также рассмотрению первого в аспекте творческого вида музыкальной деятельности посвящены работы Тельчаровой Р. А. [191], Глазыриной Е.Ю. [41], Медушевского В.В. [128].
В последнее время проблема творческого саморазвития личности исследуется по следующим направлениям: одни ученые рассматривают его как "подсистему" творческой деятельности [210, 220]; другие - как интегративное образование, имеющее личностный и деятельностный аспекты [165, 217]; третьи, не отрицая тесной взаимосвязи между данными аспектами, уточняют их различия, подчеркивают специфику, выделяют процесс "самости"[116, 148].
Отдельные аспекты проблемы творческого саморазвития школьников на уроках музыки и внеклассных занятиях по музыке разрабатываются в работах Кабалевского Д.Б. [72], Апраксиной О.А. [8, 9], Абдулина Э.Б. [1], Терентьевой Н.А. [166], Кошминой И.В., Алеева В.В. [167], Айзикович T.J1. [169], где исследуются закономерности творческой музыкальной деятельности, рассматриваются методики организации творческого восприятия детей, апробируются различные творческие задания. Несмотря на огромную теоретическую , и практическую значимость перечисленных методик обучения музыке, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном связанные с разработкой конкретных средств обучения.
Проведенные исследования по выявлению эффективных путей подготовки будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности (Кухарев Н.В. [107], Сластенин В.А. [181]) показывают, что, несмотря на широкий спектр разработок, педагогические вузы по- прежнему готовят учителей, склонных преимущественно к организации репродуктивной деятельности обучаемых, слабо, а то и вовсе не ориентированных на творчество.
Как справедливо считает Андреев В.И. [5, 6, 7], одна из причин этого кроется в отсутствии целенаправленного, научно-организованного подхода к проблеме организации творческого саморазвития личности ( как учащегося, так и учителя).
При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований выше названных авторов следует подчеркнуть, что в научных поисках еще не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы творческого саморазвития школьников на уроках музыки и на внеклассных художественно-творческих занятиях, она не стала еще предметом специального изучения.
На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых: социальный заказ современного общества на активную, самостоятельную, творческую личность и научным, целенаправленным подходом к ее формированию; потребность в разработке, апробации и внедрении педагогической модели, обеспечивающей эффективное достижение поставленной цели в период обучения школьников в общеобразовательной школе.
Таким образом, имеются противоречия между: объективными потребностями общества в самостоятельной, творчески саморазвивающейся личности и отсутствием внимания общеобразовательных школ к этой проблеме; необходимостью определения сущности и специфики творческого саморазвития учащихся средствами искусства и слабой теоретической и практической разработкой проблемы. важностью организации процесса творческого саморазвития детей и отсутствием соответствующих педагогических моделей обучения.
Данные противоречия обусловили актуальность проблематики нашего исследования и определили выбор темы научного исследования "Теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников" (на материале уроков музыки, МХК и внеклассных занятий).
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников.
Цель исследования: разработать, научно обосновать, апробировать на практике и внедрить педагогическую модель творческого саморазвития школьника. (На материале уроков музыки, МХК и внеклассных художественно-творческих занятиях.)
Учитывая состояние проблемы в педагогической теории и практике, инновационные тенденции в системе среднего образования, в основу данного исследования была положена следующая гипотеза: теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников на уроках музыки, МХК и внеклассных занятиях будет более успешным, если:
• рассматривать его как одно из приоритетных направлений процесса обучения на уроках музыки, МХК в средней общеобразовательной школе;
• раскрыта специфика творческого саморазвития школьника, связанная с художественно-творческой деятельностью;
• разработана и внедрена педагогическая модель, позволяющая теоретически и технологически обеспечить эффективность процесса творческого саморазвития школьника;
• предложена методика диагностики уровней творческого саморазвития школьника.
Для достижения цели исследования и в соответствии с гипотезой были разработаны конкретные задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятий: "творческое саморазвитие личности", "готовность к творческому саморазвитию школьника", "условия творческого саморазвития школьника", а также рассмотреть сопряженные с этой категорией понятия в рамках понятийно-терминологического аппарата современной педагогической науки.
2. Теоретически обосновать и проверить в ходе эксперимента эффективность педагогической модели творческого саморазвития школьников средствами искусства.
3. Спроектировать критериальную систему определения уровней творческого саморазвития на различных этапах становления личности школьника.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• философские концепции творчества и его роли в становлении личности (Кант И., Бахтин М.М., Бердяев Н.А., Капица П.Л. и др.);
• концепция деятельностного подхода в развитии личности (Выготский Л.С., Щукина Г.И. и др.);
• психолого-педагогические теории творческой деятельности (Теплов Б.М., Леонтьев А.Н., Платонов Ю.П., Пономарев Я.А., Маслоу А. и др.); ч
• концептуальные психолого-педагогические исследования процессов "самости" (Андреев В.И., Вяткин Л.Г., Газман О.С., Кулюткин Ю.Н., Сериков В.В., Поташник М.М., Якиманская И.С.);
• труды в области общей и частной музыкальной педагогики (Кабалевский Д.Б., Апраксина О.А., Абдулин Э.Б., Терентьев Н.А. и др-);
• концепция системно-целостного подхода к организации учебно-воспитательного процесса (Беспалько В.П., Железовская Г.И., Кларин М.В., Извозчиков В.А.).
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили использование совокупности следующих методов исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, философской, методической литературы по проблеме; моделирование; педагогическое наблюдение; индивидуальные и групповые беседы со школьниками, преподавателями, учителями школ; анализ деятельности школьников на всех этапах исследования; праксиметрию (изучение продуктов творческой деятельности школьников); диагностические методы (анкетирование, тестирование, ранжирование).
При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики.
Экспериментальной базой исследования явились МОУ (Муниципальные общеобразовательные учреждения) "Средняя общеобразовательная школа" № 67, 93, 49 г. Саратова.
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период 1997 по 2001 гг.:
На первом этапе (1997 - 1999 ггЛ осуществлялся изучение, анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в философской, педагогической и психологической литературе, а также знакомство с практикой работы традиционных и инновационных учебных заведений, определялись возможности различных воспитательных и дидактический средств в организации процесса творческого саморазвития личности. Это позволило определить проблему исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу, разработать педагогическую модель, направленную на теоретическое и технологическое обеспечение процесса творческого саморазвития школьника.
Второй этап (1999 — 2000 гг.) связан с проведением формирующего эксперимента. На данном этапе проводилась апробация и внедрение авторской модели творческого саморазвития школьника на уроках музыки, МХК и на внеклассных художественно-творческих зайятиях. Были выявлены уровни сформированное™ данного интегративного образования, проведена методическая работа с учителями г.Саратова (МОУ № 67, 93, 49, 55, 60, 61, 63, 87), студентами музыкально-педагогического факультета ПИ СГУ им. Н.Г.Чернышевского, координировалась деятельность преподавателей школы и вуза.
Третий этап (2000 — 2001 гг.) характеризуется дальнейшим внедрением модели творческого саморазвития в практику, обобщением итогов опытно-экспериментальной работы. На этом этапе подготовлены и внедрены в практику научно- методические рекомендации, уточнены критерии оценки уровней творческого саморазвития подростков, выполнено оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
•Теоретически углублены представления о сущности творческого саморазвития школьника, уточнен и дополнен понятийно-терминологический аппарат, характеризующий процесс творческого саморазвития школьников на уроках музыки, МХК и на внеклассных занятиях.
•Выявлен комплекс психолого-педагогических условий, необходимых для становления творческого саморазвития школьника на уроках музыки, МХК и на внеклассных занятиях.
•Научно обоснована и экспериментально проверена педагогическая модель творческого саморазвития школьника, включающая структурные и функциональные компоненты.
•Разработана и научно обоснована критериальная система уровней творческого саморазвития школьника на различных этапах его личностного становления, определена методика их выявления и соответствующий педагогический инструментарий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
•разработанная педагогическая модель творческого саморазвития школьника, интегрирующая структуру, содержание и технологическое обеспечение данного процесса в учебной и внеучебной творческой деятельности прошла апробацию и внедрение в МОУ «средняя общеобразовательная школа» № 67, 93, 49 г.Саратова;
•предложенный комплекс творческих заданий, направленных на саморазвитие школьников используется в практике работы общеобразовательных школ г.Саратова;
•результаты проведенного исследования имеют практическую значимость при составлении учебных программ, спецкурсов, учебных планов, учебников, методических пособий и рекомендаций по психолого-педагогическим дисциплинам в педвузе;
•разработанная методика диагностики уровней творческого саморазвития школьника обладает универсальным характером, что делает возможным ее использование в практике работы массовых и инновационных заведений, при аттестации и повышении квалификации педагогических кадров (выполнение творческих заданий), при подготовке специалистов различного профиля.
Достоверность и обоснованность выводов обусловлена опорой на методологию изучения саморазвития личности, анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытного исследования.
На защиту выносятся:
1.Понятие о творческом саморазвитии школьника как интегративном личностном образовании, проявляющемся в разнообразной художественно-творческой деятельности, возникающем на основе ценностной значимости, личностно-индивидуальных мотивов, специальных творческих способов и имеющем результат в виде целенаправленной интенсификации процессов "самости".
2. Педагогическая модель творческого саморазвития школьника, представляющая собой систему теоретического и технологического обеспечения механизма реализации данного процесса на практике. (Ее структурные компоненты: цель обучения, дидактические задачи, дидактические процессы, содержание творческого саморазвития, организационные формы, системообразующий фактор. Функциональные компоненты: гностический, проектировочный, организационный, коммуникативный.)
3.Критериальная система диагностических методик, позволяющих определить уровень и проследить динамику творческого саморазвития школьника на различных этапах его становления.
Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходили на базе МОУ "Средняя общеобразовательная школа" № 67, 93, 49 г. Саратова.
Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики художественного воспитания и вокально-хоровых дисциплин Педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского, кафедры педагогики СГУ, педагогических советах школ г.Саратова, методических объединениях учителей музыки, МХК, семинарах в СарИПКиПРО в 1997 —2001 годах.
Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в шести публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения; проиллюстрировала таблицами, схемами. Структура работы определилась задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусств1997 год, кандидат педагогических наук Романова, Людмила Сергеевна
Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях1998 год, кандидат педагогических наук Попова, Светлана Викторовна
Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования2001 год, кандидат педагогических наук Мун, Людмила Николаевна
Становление образовательного пространства школьника средствами культурологической драматизации2000 год, кандидат педагогических наук Ферапонтов, Геннадий Алексеевич
Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников2004 год, кандидат педагогических наук Куланина, Ирина Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Васильева, Дина Николаевна
Выводы по главе 2.
Анализ экспериментальных данных по проверке эффективности разработанной педагогической модели творческого саморазвития учащихся на уроках музыки, МХК и внеклассных художественно-творческих занятиях позволил сделать следующие выводы:
1. В традиционной системе обучения общеобразовательных школ уровень творческого саморазвития учащихся ниже среднего. Исходя из этого, учителя-практики нуждаются в педагогическом инструментарии, нацеленном на повышении данного уровня.
2. Процесс творческого саморазвития школьников требует конкретного теоретического и технологического обеспечения, что может быть осуществлено с помощью предложенной авторской педагогической модели, включающую структурные и функциональные компоненты.
3. Внедрение педагогической модели показало ее несомненную эффективность, что подтверждено количественными и качественными результатами. (На констатирующем этапе Кэ = 26,3 баллов, на этапе апробации и внедрения Кэ = 34,9 балла)
4. Диагностические методики по определению уровня творческого саморазвития учащихся на уроках музыки, МХК и внеклассных художественно-творческих занятиях, которые были использованы в процессе эксперимента, позволяют максимально точно определить тенденцию увеличения или уменьшения исследуемых качественных показателей личности, что в конечном счете дает возможность определить уровень творческого саморазвития ребенка.
5. Предложенная педагогическая модель, включающая в себя цель, дидактические задачи, процессы, организационные формы традиционные и инновационные), конкретные методы (общепедагогические и специально-художественные), средства (государственные и альтернативные учебные программы; авторское учебно-методическое пособие и др.) способна не только повышать уровень, но и еще более совершенствовать процесс творческого саморазвития на всех этапах жизнедеятельности подростков.
Заключение.
Рассмотрение проблемы теоретического и технологического обеспечения процесса творческого саморазвития школьников на уроках музыки, МХК и внеклассных художественно-творческих занятиях позволяет нам подвести итоги опытно-экспериментальной работы и сделать психолого-педагогические выводы, подтверждающие верность гипотезы нашего исследования.
Парадигма образования, связанная с личностно ориентированным обучением актуализировала проблему творческого саморазвития личности, требуя от поколения, вступающего в жизнь, высокого уровня сформированное™ процессов "самости".
Приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе является творческое саморазвитие школьника, которое мы понимаем, как интегративное личностное образование, проявляющееся в разнообразной творческой деятельности, возникающее на основе ценностной значимости, личностно-индивидуальных мотивов, специальных творческих способов и имеющее результат в виде целенаправленной интенсификации процессов "самости".
Творческое саморазвитие представляет собой динамичное структурно-уровневое образование, отражающее единство целевого, мотивационного, операционного и результативного компонентов.
Степень сформированное™ данных компонентов в структуре личности позволила выделить различные уровни творческого саморазвития, к которым мы отнесли: 1) низкий, 2) ниже среднего, ч
3) средний, 4) выше среднего, 5) высокий.
Содержание каждого уровня творческого саморазвития подростка подразумевает определенную степень включенности в художественно-творческую деятельность, а также отражает динамику закономерного развития художественно-творческой деятельности, которая осуществляется от репродуктивного ее этапа через репродуктивно-творческий этап, творческо-репродуктивный этап к собственно творческому этапу.
Качественными характеристиками уровней творческого саморазвития учащихся нами были взяты следующие показатели, отражающие основные компоненты структуры личности и специфические особенности художественно-творческой деятельности: художествейно-творческая направленность (интересы, склонности, убеждения, потребности); адекватность самооценки реальных художественно-творческих возможностей; степень включенности в художественно-творческую деятельность; степень самостоятельности в выполнении художественно-творческих заданий.
Выделенные уровни рассматриваются нами как необходимые и обязательные ступени, ведущие к возникновению готовности, а затем формированию потребности в творческом саморазвитии у школьников-подростков.
Выявленные уровни творческого саморазвития учащихся позволяют проследить и проанализировать динамику его формирования на различных этапах обучения на уроках музыки, МХК и во внеклассной художественно-творческой деятельности в общеобразовательной школе.
Теоретическим и технологическим обеспечением процесса творческого саморазвития школьников на уроках эстетического цикла явилась разработанная, апробированная и внедренная в школах города Саратова педагогическая модель. Данная модель ч включала в себя как структурные, так и функциональные компоненты. К первым мы отнесли: приоритетную цель достижение высокого уровня творческого саморазвития подростком; дидактические задачи - формирование готовности к творческому саморазвитию, организация самого процесса творческого саморазвития посредством включения школьников в разнообразную художественно-творческую деятельность, формирование потребности в творческом саморазвитии у учащихся; дидактические процессы, подразумевающие прохождение мотивационного этапа, этапа собственно художественно-творческой деятельности и управление этой деятельностью; содержание творческого саморазвития, выраженное разнообразной художественно-творческой Деятельностью; организационные формы, представленные уроками музыки, МХК и внеклассными художественно-творческими занятиями; методы обучения; средства обучения, главным из которых явилось авторское учебно-методическое пособие "Интегративно-творческие задания по формированию готовности к творческому саморазвитию школьников"; результат обучения - высокий уровень творческого саморазвития детей. Функциональными компонентами, связывающими основные структурные компоненты экспериментальной педагогической модели были определены: гностический, проектировочный, организационный и коммуникативный. В диссертации раскрыто взаимодействие структурных и функциональных компонентов педагогической модели творческого саморазвития школьников.
Экспериментальная педагогическая модель представлена как совокупность дидактических, психологических и педагогических процедур, которые способствовали реализации поставленной цели -достижение высокого уровня творческого саморазвития.
Наряду с закономерностями и принципами традиционной педагогики особую значимость в педагогической модели творческого саморазвития подростков мы придавали принципу личностной ориентированности, предполагающим максимальное раскрытие художественно-творческих способностей старшеклассников, свободу выбора. Данный принцип явился системообразующим фактором всей экспериментальной педагогической модели творческого саморазвития школьников.
Теоретическое и технологическое обеспечение в виде предложенной модели творческого саморазвития подростков имеет общедидактическое значение, обладает универсальным характером и может применяться не только в рамках предметов эстетического цикла, но и стать ведущим звеном предметов гуманитарного цикла.
Эффективность экспериментальной педагогической модели определялась в соответствии с экспериментальной методикой и выявленными критериями. Разработанные диагностические методики определения уровней творческого саморазвития школьников позволили определить уровень сформированности данного интегративного образования как в целом, так и отдельных его компонентов.
Сопоставление результатов констатирующего, формирующего и заключительного этапов эксперимента позволяет говорить об эффективности педагогической модели, которая существенно повысила уровень творческого саморазвития школьников.
В результате апробации и внедрения предложенной педагогической модели творческого саморазвития школьников отмечена не только интенсификация процессов "самости" подростков, но и увеличение интеллектуального и эмоционального потенциала личности учащегося, выраженного через: более (по сравнению с этапом констатации) развитый эстетический вкус, ориентированный на истинно-ценные произведения искусства; способность к творческому созиданию; более развитую культуру общения, связанную с уважительным отношением к оценке художественно-творческих явлений (в том числе и собственных результатов художественно-творческой деятельности); эмоциональную отзывчивость.
В ходе опытно-экспериментальной работы были проведены микроисследования среди преподавателей, родителей об их отношении к проблеме творческого саморазвития детей. Было выявлено, что несмотря на определенный интерес, данная проблема еще не нашла должного выражения ни в семье, ни в традиционной системе обучения музыке, МХК, носит эпизодический, нецеленаправленный характер, что говорит о недостаточности теоретического и практического материала к ее разрешению.
Проведенное исследованиё не исчерпывает полностью данную многофакторную проблему. В ходе исследования возникли новые направления, нуждающиеся в дальнейшей разработке: разработка педагогической модели творческого саморазвития личности в системе высшего образования; программно-методическое обеспечение этого процесса; создание многоуровневой учебной программы, направленной на развитие творческих способностей обучаемых; разработка ведущих направлений совместной деятельности школы и внешкольных организаций, направленных на комплексное творческое саморазвитие личности и так далее.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Васильева, Дина Николаевна, 2001 год
1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., Просвещение. - 1983. - 111 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности, М., Мысль, 1980. -336 с.
3. Абросимова Г.В. Интегративный подход к процессу подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству, // Новые исследования в педагогических науках, вып. 1(57). М., 1991. 48 с.
4. Ананьев Б.Г. Избр.пед.труды : в 2-х т. М., Педагогика, 1980, 1 т.-230 е., 2 т. -287 с.
5. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности., Из-во Каз. ун-та. 1988. -239 с.
6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. кн. 1., Из-во Каз. ун-та, 1996. -566 с.
7. Апраксина О.А. К вопросу о системе музыкального воспитания в школе. /Муз. воспит. в школе, вып. 10. М., Муз., 1975. 232 с.
8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., Просвещение, 1983. 224 с.
9. Ю.Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. /Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, JI. Музыка. 1973,- 144 с.
10. П.Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., Педагогика, 1982. -192 с. 12.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
11. З.Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990.
12. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека.- М., 1915.
13. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., Просвещение, 1992. -168 с.
14. Бернштейн С.М. О природе научного творчества (зарубежный опыт). // Вопросы философии. 1966, № 3. С. 131 142.
15. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Изд- во ВГУ, 1977. -120 с.
16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. -190 с.
17. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно- методическое обеспечение учебно- воспитательных процессов подготовки специалистов // Учебно- методическое пособие. М., Высшая школа. 1989.-144 с.
18. Библер B.C. Мышление как творчество. М., Просвещение, 1975. -399 с.
19. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на-Дону, 1983. -176 с.
20. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях: Научно-методическая разработкд. Ростов-на-Дону РГПУ, 1995. 32 с.
21. Бондаревский В.Н. Воспитание у студентов творческого мышления // Советская педагогика. 1975, № 6. С. 98-104.
22. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества :Книга для учителя. М.,Просвещение. 1993. -96 с.
23. Веселова В.В. Традиции и новые ценности в системе образования
24. США // Педагогика. 1996, № 3. С.102-108.
25. Возрождение и развитие творчества в преподавательской деятельности : Материалы научной конференции., Новосибирск. 1995.-134 с.
26. Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика. 1998. -94с.
27. Восприятие музыки. Сб. статей /Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980. - 256 с.29 .Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте .Психологический очерк., 2-е изд. М., Просвещение. 1967. -67с.
28. ЗО.Выготский JI.C. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова, -л М.: Педагогика, 1991. 480с. 31 .Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Материалы всероссийской конференции, М., УВЦ Инноватор. 1996. -72 с.
29. Вяткин Л.Г., Корнюшкин Н.П. Основы педагогики. Саратов, Изд-во "Колледж", 1994. -184 с.
30. Вяткин Л.Г. Общие основы педагогики. Саратов, 1990. -155 с.
31. Вяткин Л.Г., Тарский Ю.И. Психолого- педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых., Саратов. 1994. -92 с.
32. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. //Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб. науч. тр. /Под ред. О.С.Газмана. М.: Изд. АПН СССР, 1989. - С. 5.
33. Гаппарова Т. Воспитание у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду., Автореф.канд.пед.наук., Ташкент, 1984.-16 с.
34. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика : методология, теория, практика. Киев : Вища школа., Изд-во при Киевском гос. унте, 1986.-79 с.
35. Гершунский Б.С., НикандроВ Н.Д. Методологическое знание в педагогике. М., Знание, 1986. -336 с.
36. Гирнык А.Н. Методологические проблемы формирования творческого мышления у студенческой молодежи, Автореф.канд.фил.наук., Львов, 1982. -25 с.
37. Глазырина Е.Ю. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в формировании музыкальной культуры младших школьников. Дис. .к.п.н. М., 1991. - 160 с. - Библиогр.: с. 145-160
38. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж^, Из- во Воронеж, ун- та, 1981. -207 с.
39. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., Педагогика, 1965. -258 с.
40. Горюнова JI.B., Николаева Е.В. К вопросу о методике измерения уровней музыкального развития школьников, с. 147-213 /Вопросы подгот. уч. музыканта и муз. воспитания детей. Сб. науч. тр. Ml НИ. 1974.-216 с.
41. Горюнова Т.А., Королева И.Ш. Путь к профессии учителя, М., Педагогика, 1981. -96 с.
42. Гуманистические тенденции в непрерывном образовании взрослых в России и США // Под ред. М.В.Кларина, И.Н.Семенова. М, 1994.-С. 61-76
43. Гузик Н.П. Учить учиться. М., Педагогика, 1981. -89 с.
44. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, в 4- х томах. М., Рус. яз., 1989. т. 1. -699 е.; т.2. -779 е.; т. 3. -555 е.; т. 4. -683 с.
45. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика. // Вопросы философии. 1996, № 5. С. 52- 62.
46. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М, 1976. -175 с.
47. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М, 1976. 46 с.
48. Демьянчук А.Н. Формирование музыкально-эстетических интересов старшеклассников. Дис. .к.п.н. Киев, 1989. - 188 с. -Библиогр.: с. 163-179
49. Дидактика средней школы.// Под ред. М.Н.Скаткина. . М., Просвещение, 1982. -319 с.
50. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., Просвещение, 1989. 208 с.
51. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности. // Вопросы психологии. 1984, № 4. С. 126- 130.
52. Елканов С.Б. Основы профессионалного самовоспитания будущего учителя. М., 1989. -89 с.
53. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности. Саратов., Изд- во "Лицей", 1997. -140 с.
54. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М, 1984. -175 с.59.3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., Педагогика, 1987. -160 с.
55. Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения. Санкт-Петербург, 1991.- 120 с.
56. Изучение и обобщение педагогического опыта в условиях реформы школы : Сб. науч. трудов.// Под ред Я.С.Турбовского. М., Из-во АПН СССР, 1986.-118с.
57. Ильина Т.А. Структурно- системный подход к организации обучения. Вып.1., М., Знание, 1972. -72 с.
58. Ильясов К.Н. Научно педагогические основы совершенствования готовности будущих учителей к творческойпрофессиональной деятельности., Автореф.дис.канд.пед.наук., Алма-Ата, 1986. -26 с.
59. Инновационные технологии в учебно- педагогическом процессе школы и вуза : Сб. науч. ст. Волгоград., Перемена, 1993. -196 с.
60. Интегративные процессы в педагогической теории и практике, Свердловск, 1990. -123 с.
61. Интегративные основы педагогического мастерства. Спб, 1996. -87с.
62. Интеграция в педагогике и образовании. Сборник научно-методических работ. Самара, 1994. -241с.
63. Интенсификация творческой деятельности студентов. Из- во Казанского Гос. ун- та, 1990. -191с.
64. Искусствознание и психология художественного творчества /Отв. ред.: А.Я.Зись, М.Г.Ярошевский. М.: Наука, 1988. - 352 с.ч
65. Искусство и творческая деятельность /Отв. ред. В.И.Мазепа. -Киев: Наук. Думка, 1979. 209 с.
66. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. 1., ч. 2., М., Изд-во "Прометей", 1991.-236 с.
67. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобр. школы //Программа по муз. (с поурочной методической разработкой) для общеобраз. школы. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1981. - С. 3-36
68. Каган М.С. Человеческая деятельность. М, 1974. -328 с.
69. Каган М.С. Музыка в мире искусств //Сов. муз. 1987. - N 1. - С. 26-32.-N3.-С. 56-66.
70. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Муз. в школе, 1987. N 4. - С. 28-32
71. Как объяснить тебя, талант ? (словарь справочник). Серия творческая одаренность. Самара, 1993. - 35 с.
72. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., Изд- во МГУ, 1983. -167с.
73. Кан- Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.- 286 с.
74. Кан- Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя //.Советская педагогика. 1982, № 4, С. 4- 9.
75. Кан -Калик В.А. К изучению педагогического процесса как творчества// Современная высшая школа. 1975, № 4 (16). С. 43- 52. 81 .Кант И. Сочинения. М., 1964. 503 с
76. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования // Вопросы философии. 1971, № 7. С. 16-24.
77. Квятковский Е.В., Неверов В.В. Комплексное использование искусств в обучении и воспитании в старших классах //Сов. педагогика, 1979. N 12. - С. 33-39
78. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. 1994, №5. С. 11- 17.
79. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., Знание. 1989.
80. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., Знание. 1991. -77 с.
81. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. // Педагогика. 1996, № 2. С. 14- 19.
82. Князева М.М. Мультикультурное пространство образования. // Новые ценности образования. Вып.1, М.: "Инноватор", 1995.- с. 113.
83. Кондаков Н.И. Логический словарь — справочник. М., Наука, 1975. -203 с.
84. Концепция комплексной программы эстетического воспитания в общеобразовательной школе / АПН СССР. НИИ Худож. воспитания. М. 1988; - 30 с.
85. Корепанова М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач., Диссер.канд.пед.наук., Волгоград, 1994. 188 с.
86. Коханович Л.И. Философско- методические проблемы творчества.// Развитие творческой активности студентов в учебной, научно- исследовательской и социально- политической деятельности.: Сб. науч. трудов.,М.: НИИ ВШ, 1990. С. 5- 14.
87. Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград., Перемена, 1994. -31 с.
88. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М., Знание, 1977. -64 с.
89. Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования., Автореф.канд.пед.наук., М., 1992. -32 с.
90. Краткий педагогический словарь пропагандиста // Под ред. М.И. Кондакова, А.С.Вишнякова. М., Политиздат, 1984. -319 с.
91. Краткий словарь по социологии. М., Политиздат, 1988. -479 с.
92. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984, № 1. С .24- 29 .
93. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., Из-во ЛГУ, 1970. -113 с.
94. Ю1.Куклин В., Наводнов В.О. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России. 1994, № 1, С.З- 9. 102.Кулюткин Ю.Н. Психологические проблемы развитияинициативы и творчества учителя.// Вопросы психологии. 1987, № 5. С. 94-11.
95. Кухарев Н.В. Педагогическая теория и школьная практика. Экспериментально- дидактическое исследование на материале обучения учителей мастерству формирования умственной самостоятельности учащихся. Минск., Изд- во БГУ, 1978. -294 с.
96. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960. -411с.
97. Левин В.А. Воспитание творчества. М., Знание, 1977. -61с .
98. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза., Дисс .к.п.н., Минск, 1992. 178 с.
99. Леднев B.C. Содержание образования : сущность, структура, перспективы. М, 1991. -224 с.
100. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Наука, 1975.-304с.
101. ПЗЛернер И.Я. Развивающее Ъбучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996, № 2. С. 7-11.
102. Лернер ИЛ. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981.- 68 с.
103. И5.Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческий критерий мышления. // Хрестоматия по общей психологии. М., Изд- во МГУ, 1981.-151с.
104. И6.Личностно ориентированное воспитание: сущность и перспективы: сб. науч. тр. Волгоград, 1993. 135 с. И 7.Львов М.Р. Передовой опыт и творчество учителей // Советская педагогика. 1989, № 1. С. 52- 56 .
105. Львова Ю.А. Творческая лаборатория учителя, 3- е изд., перераб. и доп. М., Просвещение, 1992. -224 с.
106. Лук А.Н. Психология творчества. М, 1978. -125 с.
107. Макарова Л.П. Проблема изучения и использования жизненного опыта учащихся вечерней (сменной) школы во внеклассной воспитательной работе., Дисс. к.п.н., Йошкар Ола, 1969.- 333 с.
108. Макаренко А.С. О воспитании // Сост и авт. вступ. статьи B.C. Хелемендик. 2- е изд., перераб. и доп. М., Политиздат, 1990. -415 с.
109. Макашов В.Я., Вяткин Л.Г., Паринова Г.К., Доблаев Л.П., Бадаева В.И. О системе и принципах планирования самостоятельной работы студентов // Методические рекомендации. Саратов, 1989. 50 с.
110. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М., 1982.
111. Матейко А. Условия творческого труда. М., Мир, 1970. -302 с.
112. Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества. // Психологический журнал. 1984, № 1. С.11.18.
113. Медушевский В.В. Целостность социалистической музыкальной культуры как условие гармонического развития личности //Муз. искусство и формирование нового человека. Киев, 1982.-238 с.
114. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников //Вопр. психологии. 1989. - N 1. - с. 15-23
115. Меркин Г.С. Учить творчеству. Смоленск., Изд- во СГПИ, 1990. 127с.
116. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., Педагогика, 1986. -167 с.13 2.Методы педагогических исследований. // Под ред.
117. B.И.Журавлева . М., Педагогика, 1979. -255 с.
118. Мигдал А. Психология творчества // Наука и жизнь. 1976, № 2.1. C. 100- 107.
119. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987, № 5. С. 22- 25.
120. Мировая художественная культура 8-10 классы. Программа средней общеобразовательной школы /М-во проев. РСФСР; Предтеченская Л.М. М.: Просвещение, 1988. -80с.
121. Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи. Дис. .к. искусствоведения. Л., 1986. - 243 с. - Библиогр.: с. 181-201
122. Моляко В.А. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.// Вопросы психологии. 1987, № 5. С. 86.
123. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии. 1994, № 5, С. 86-95.
124. Монахов В.М. Технологические основы проектирования иконструирования учебного процесса. Волгоград., Перемена, 1995. -151с.
125. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.
126. Неменский Б.М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М., РОУ, 1992.- 138 с.
127. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики. Екатеринбург, 1993. 320 с.
128. Непомнящий А.В., Захаревич В.Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. Таганрог., Изд-во ТРТИ,1989. -81с.
129. Нечаев Н.Н. Моделирование и творчество. М., Знание, 1987. 90 с.
130. Нечипоренко JI.C. Педагогика личности. Харьков., Из- во ХГУ, 1992.-114 с.
131. Новикова Л.И., Куракин А.Г. Путь к творчеству. М., Просвещение, 1966. -186 с.147 .Новые технологии воспитательного процесса. М., МП "Новая школа", 1994.-110 с.I
132. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., Инноватор. 1995, № 1.-113 с.
133. Новоминский А.Н. Приглашение к творчеству. Некоторые проблемы формирования специалиста- творца в условиях высшей школы. Львов, Из- во Львовского ун- та, 1976. -164 с.
134. О.Обухова Н.П. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах США., Дисс .к.п.н., Казань, 1990. -246 с.
135. Овчинников Л.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М., Наука, 1984. -147 с.152.0жегов С.И. Словарь русского языка.// Под ред. С.П.Обнорского. 3- е изд., испр. М., Рус. яз., 1953. -848 с.
136. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). М, 1992. -88 с.
137. Пидкасистый П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1974.
138. Платонов К.К. Структура и развитие личности /Отв. ред. А.Д.Глоточкин. М.: Наука, 1986. -254 с.
139. Платонов Ю.П. Психология коллективной детельности. Изд- во ЛГУ, 1990.-184с.
140. Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.
141. Полонский В.М. Оценка качества научно педагогических исследований. М:, Педагогика, 1987. -142 с.
142. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М. 1976. -280 с.
143. Попов А. Технология и творчество // Народное образование. 1995, №6. С. 82-86.
144. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Пособие для учителя., Киев, 1988. -187 с.162 .Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М, 1987. -80 с.
145. Проблемы развития творческого потенциала личности в системе педагогического образования., Тезисы докладов., Сб. науч.конфер. Томск., Изд- во ТГПУ, 1996. -112 с.
146. Программа по музыке /Музыкально-эстетическое воспитание /Для общеобразовательной школы. 1-4 кл. (Под ред. Н.А.Терентьевой). М.: Просвещение, 1994. - 78 с.
147. Программа по музыке /Духовная музыка: Россия и запад /Для общеобразовательной школы. 1-4 кл. (Под ред. И.В.Кошминой, В.В.Алеева). М.: Просвещение, 1994. - 61 с.
148. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция, Сп- б., 1994. 54 с,
149. Программа факультативного курса /История джаза и популярной музыки /Для общеобразовательной школы. (Под ред. Т.Л.Айзиковича). М.: Просвещение, 1992. - 27 с.
150. Психологические проблемы'развития инициативы и творчества учителя. // Вопросы психологии. 1987, № 5. С. 94 111 .
151. Пути и средства эстетического воспитания /Отв.ред.: Киященко Н.И., Коников А.И. М.: Наука, 1989. - 191 с.
152. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики М.: Знание, 1980. 96 с.
153. Развитие творческой активности студентов в учебной научно-исследовательской и социально- политической деятельности .: Сб. научн. трудов. М.: НИИВШ. 1990. -172 с.
154. Раченко И.П. Проблемы развития педагогического творчества учителей., Автореф.канд.пед.наук., М., 1966,21 с.
155. Раченко И.П. Проблема развития педагогического творчества. М., Педагогика, 1977. -123 с.
156. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М, ВЛАДОС, 1996. -529 с.
157. Романенко Н.М. Воспитание у будущих учителей основ творческого подхода к педагогической деятельности., Автореф.канд.пед.наук., Волгоград, 1990.- 17 с.
158. Руденко Н.Г. Индивидуально творческий подход в процессе психолого - педагогической подготовки студентов., Дисс.к.п.н., М., 1995.-183 с.
159. Середа B.C., Бадылев Н.И. Методика научного творчества студентов. Минск, Из- во БГУ., 1979. -105 с.
160. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994, № 5. С. 16- 21.
161. Сластенин В.А. Формирование творческой личности учителя. // Советская педагогика, 1975, № 1. С. 18- 22.
162. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн.для учителя. М., Просвещение, 1992. -159 с.
163. Современные подходы к учебно- воспитательному процессу. Межвузовский сборник научных трудов. М., Изд- во Mill У им.В.И.Ленина, Прометей, 1995. -190 с.
164. Соловейчик С.Л. Воспитание творчеством. М., 1978.
165. Сочивко Д.Б., Якунин В.А. Математические модели в психолого педагогических исследованиях.: Учебное пособие. Л., Изд- во ЛГУ., 1988. -67 с.
166. Сущенко О.Г. Развитие творческой активности будущих учителей в учебной деятельности: (На материале дисциплин педагогического цикла), Дисс.к.п.н., Луганск, 1992.- 187 с.
167. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. - 191 с.
168. Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научнопрактической конференции. М., Высшая школа, 1988. -269 с.
169. Тельчарова Р.А. Музыка и культура: (Личностный подход). -М.: Знание, 1986. 62 с.
170. Теория и практика педагогического эксперимента. М., Педагогика, 1979.-207 с.
171. Теория и технология образования. Тверь., Изд- во ТГУ, 1992. -106 с.
172. Теоретико- методологические основы учебно- воспитательного процесса в школе и вузе., Сб. науч. трудов. Волгоград., Перемена, 1984.-115 с.
173. Теплов Б.М. Избранные труды. т.1. - М.: Педагогика, 1985. -329 с.
174. Толстолуцких Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении., Автореф.канд.пед.наук., Саратов, 1997 -22с.
175. У правление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 264 с.
176. Философский словарь. // Под ред. И.Т. Фролова. 4- е изд. М., Политиздат, 1980. 444 с.
177. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения.-Петрозаводск., Изд- во ПТУ, 1983. -176 с.
178. Формирование творческой активности личности ученика и студента., вып. 4. Омск, 1977.- 99 с.
179. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., Просвещение, 1991.-145 с.
180. Фридман А.М. Изучение личности учащегося и ученическихколлективов. М., Педагогика, 1988. -63 с.
181. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1997. -157 с.
182. Храмова Г.М. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности (на материале УИРС по циклу педагогических дисциплин ) Двтореф.канд.пед.наук., Алма-Ата, 1978.- 19 с.
183. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1982. - 204 с.
184. Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: сборник ролевых игр. М,1991. -101 с.
185. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
186. Шацкий С.Т. Школа для детей и дети для школы. Пед. соч. т. 2. М., 1983.-208 с.
187. Шумилин А.Т. Проблема теории творчества. М., Высшая школа, 1989.-141с.2Ю.Щербакова К.В. К вопросу диагностики творческой активности личности воспитателя. // Формирование социально- активной личности в условиях развитого социализма. М. 1983. -155 с.
188. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979. -160 с.
189. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина. // Педагогика. 1993, № 2. С. 66- 70.
190. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М.: Тривола, 1994.- 168 с.
191. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., "Педагогика", 1978. 304 с.
192. Якиманская И.С. Личностно- ориентированный подход:концепция и технология. М., 1996. 39 с.216Лкобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.-230 с.
193. П.Яковлева ЕЛ. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста.// Вопросы психологии. 1994, №5. С. 37- 42.
194. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности.Челябинск., Изд- во ЧГПИ., 1991. -117 с.
195. Яков л ев а Н.М. Теория и практика педагогического творчества. Челябинск. Изд- во ЧГПИ., 1987. -68 с.
196. Яценко Л.В. Природа творческой деятельности. Автор.док. ф.н.,М., 1987.-68с.
197. Яценко Л.В. Разработка методов конкретных форм деятельности как вид творчества. // Философские науки. 1984, № 1. С. 55-63 .
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.