Теоретические и методические аспекты проблемы преодоления неуспеваемости в процессе занятий с учащимися музыкантами тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ефремова, Эльвира Романовна

  • Ефремова, Эльвира Романовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 157
Ефремова, Эльвира Романовна. Теоретические и методические аспекты проблемы преодоления неуспеваемости в процессе занятий с учащимися музыкантами: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1998. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ефремова, Эльвира Романовна

ф ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА.-.

§ 1 Проблема неуспеваемости в педагогической литературе.

§ 2 Психолого-педагогические основы неуспеваемости. i

§ 3 Пути и средства преодоления неуспеваемости в педагогике и психологии.

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА НЕУСПЕВАЕМОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ.

§ 1 Проблема неуспеваемости в музыкально-педагогической литературе.

§ 2 Теоретические и методические основы преодоления ! неуспеваемости в занятиях с учащимися-музыкантами.

1 ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ

1 ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ.

§ 1 Задачи и содержание констатирующего эксперимента. j

§ 2.Формирующий эксперимент.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретические и методические аспекты проблемы преодоления неуспеваемости в процессе занятий с учащимися музыкантами»

Актуальность работы.

Проблема неуспеваемости принадлежит к числу наиболее сложных в педагогике. Неуспевающие ученики, нередко "второгодники" - это не просто "проблема" той или иной школы. Неуспеваемость - это культурная и социальная проблема, т. к. школьник, не будучи в состоянии освоить обязательный для сверстников объем знаний на должном качественном уровне - это в дальнейшем плохой работник, специалист низкой квалификации и, что еще хуже, нередко и потенциально асоциальный элемент.

Неуспеваемость - это еще и психологическая проблема. Ученик, не справляющийся по тем или иным причинам с трудностями обучения, доступными для его товарищей, укрепляется в мысли о своей умственной неполноценности. В его сознании формируется пониженная самооценка, приводящая позже к образованию психологического "комплекса неудачника". Закрепляясь в психической сфере, этот "комплекс" в дальнейшем предопределяет многие негативные явления в жизни молодого человека. Не секрет, что среди тех, кто обращается к психотерапевту с целью преодолеть патологическую робость, неуверенность в себе -в прошлом неуспевающие ученики.

Аналогичные опасности таит в себе неуспеваемость в музыкальном обучении, особенно если речь идет о подготовке будущего педагога-музыканта. Сегодняшний неуспевающий студент музыкально-педагогического факультета завтра станет не просто плохим музыкантом, но и профессионально несостоятельным педагогом, не способным обеспечить успешную деятельность своих будущих питомцев.

Проблеме неуспеваемости посвящены десятки исследований в области педагогики и психологии. К этой проблеме обращались П. П. Блонский , Н. О. Эфрусси , А. М. Гельмонт, Л. С. Славина, А. А. Бударный, Н. А. Менчинская, 3. И. Калмыкова, Н. И. Мурачковский, Т. Ю. Стульпинас, J1. В. Занков, В. С. Цетлин и др. Всесторонне разработал эту проблематику в своем фундаментальном труде, посвященном оптимизации процесса обучения, Ю. К. Бабанский. В исследованиях названных авторов обстоятельно изучены виды и типы неуспеваемости, систематизированы причины этого явления, установлена их иерархическая взаимосвязь. На этой основе определены пути и средства преодоления неуспеваемости, откристаллизованы направления, объединяющие дидактические и воспитательные задачи, а также необходимые для их решения педагогические методы и приемы.

Иная ситуация в музыкальной педагогике. В методических трудах Л. А. Баренбойма, А. П. Щапова, G. И. Савшинского, А. Д. Алексеева и др. имеются отдельные положения, касающиеся рационализации учебного процесса, совершенствования методов и приемов, помогающих в преодолении трудностей в музыкальном обучении. Однако научно разработанной теории, направленной на преодоление неуспеваемости, а также стройной методики, базирующейся на соответствующих принципах преподавания, в музыкальной педагогике на сегодняшний день нет.

Между тем, в практике часто можно встретить учеников, чьи успехи явно не соответствуют их природным музыкальным данным.

Нередки случаи, когда учащиеся уходят из этой области деятельности по причине того, что не нашли контакта со своими педагогами; бывает, последние заходят в тупиковые ситуации, работая с слабоуспевающими учениками.

Сказанное определяет актуальность данного исследования, посвященного теоретической и методологической разработке проблемы неуспеваемости в обучении музыке.

В настоящей диссертации, на основе изучения теории вопроса, обобщенного в психолого-педагогических исследованиях, на базе конкретных музыкально-педагогических наработок в данной области, а также собственного педагогического опыта автора диссертации, предлагается система мер по преодолению неуспеваемости студентов, обучающихся в классе фортепиано. Автор предлагает дефиницию понятия "неуспеваемость" по отношению к музыкально-образовательному процессу, разрабатывает методику, базирующуюся на определенных дидактических принципах и содержащую успешно зарекомендовавшие себя приемы работы со студентами.

Таким образом, цель настоящего исследования - на основе обобщения и синтеза необходимых теоретико-методологических данных, а также с учетом специфики процесса музыкальных занятий, предложить систему мер по преодолению явлений неуспеваемости среди учащихся-музыкантов.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на музыкально-педагогических факультетах педагогических ВУЗов.

Предмет исследования - факторы, обуславливающие явления неуспеваемости в ходе музыкальных занятий.

Задачи исследования:

Проанализировать совокупность психолого-педагогических ; условий, приводящих к явлениям неуспеваемости в ходе обучения музыке;

- Выявить причинно-следственные связи и отношения, вызывающие отрицательные тенденции /неуспеваемость и др./ в процессе музыкальных! занятий;

- Разработать теоретические и методические основы преодоления неуспеваемости у студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов; обосновать и аргументировать совокупность педагогических действий, приемов и способов работы с учащимися, повышающих КПД учебных занятий.

Гипотеза исследования складывается из следующих положений: 1. Неуспеваемость среди студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов объясняется во многом неспособностью части преподавателей установить оптимальную эмоциональную атмосферу в ходе занятий. Отсюда - психологический дискомфорт во взаимоотношениях педагога и учащегося, отрицательно сказывающийся на результатах учебно-воспитательной работы в целом и на успеваемости ученика, в частности;

2. Низкие показатели в учебной деятельности зачастую являются следствием неумения студента рационально организовать свой повседневный учебный труд, неспособностью упорядочить и оптимизировать структуру самостоятельной домашней работы. Между тем, преподаватели ВУЗов, в частности те из них, кто отвечает за работу в индивидуальных классах /фортепиано, вокал и др./, зачастую не проявляют к этой стороне дела должного внимания, не оказывают студенчеству необходимой помощи и поддержки;

3. Неуспеваемость учащихся-музыкантов порождается зачастую просчетами в репертуарной "политике", допускаемыми педагогами; иными словами, игнорирование преподавателями тех или иных репертуарных влечений и склонностей учащихся /к примеру, отказ включить в программу какое-либо музыкальное произведение, вызывающее положительные эмоции у ученика/ непосредственно отражается на "показателях" учебной работы, повышает либо понижает эффективность последней;

4. Принципиально важный момент в рассматриваемой проблематике - мера и степень активизации познавательной активности учащегося. Акцент на командно-авторитарный стиль работы с учеником, неумение либо нежелание способствовать проявлениям его творческой самостоятельности - все это напрямую влияет на успеваемость, ухудшает общую картину обучения.

Методологической основой исследования явились:

1. психолого-педагогические положения, направленные на повышение эффективности занятий; исследования российских и зарубежных специалистов, посвященные анализу генезиса неуспеваемости учащихся (Н. А. Менчинская, 3. И. Калмыкова, Ю. К. Бабанский, В. С. Цетлин, У. Гпассер и др.)

2. теоретические постулаты видных российских музыкантов, способствовавших своими трудами улучшению качественной стороны учебного процесса (А. Д. Алексеев, Г. М. Коган, Г. М. Цыпин, Л. Г. Арчажникова, Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, В, И. Петрушин, Е. И. Максимов и др.)

На защиту выносятся следующие положения:

1. Неуспеваемость учащегося требует специального внимания и анализа педагога. При этом необходимо учитывать всю совокупность факторов (обстоятельств), отражающихся на успешности либо неуспешности учебных занятий, рассматривать их в широком жизненном контексте, в иерархической взаимозависимости, в причинно-следственных связях и отношениях.

2. Положительный эмоциональный фон занятий, соответствующий им психологический "модус" взаимоотношений педагога и учащегося, в решающей степени определяют отношение последнего к учебной работе. Можно считать бесспорным, что неприязненное, неуважительное отношение учащегося к преподавателю нередко экстраполируется и на данную учебную дисциплину. Иными словами, эмоциональные реакции учащегося на стиль работы преподавателя принимают, как правило, идеаторный характер (образ нелюбимого учителя генерирует неприязненное отношение к учебе как таковой). i

3. Анализ причин неуспеваемости учащегося требует постоянных и всеобъемлющих контактов преподавателей различных учебных дисциплин; только совместными, скоординированными педагогическими усилиями может быть определен подлинный генезис неуспеваемости учащегося, намечены меры по устранению этой неуспеваемости.

4. Принципиально важная задача педагога - помочь учащемуся рационализировать, упорядочить свой повседневный учебный обиход, оптимизировать процесс самостоятельной домашней работы. Научить учащегося продуктивно работать, концентрироваться на главном, достигать максимума в сравнительно сжатые отрезки времени, - задача не менее важная в практике преподавания музыке, нежели задача овладения специальными (профессионально-исполнительскими) умениями и навыками.

Методы исследования.

1. Изучение необходимого круга научно-теоретических источников по дидактике, возрастной педагогике и психологии (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Калмыкова 3. И., Менчинская Н. А., Бабанский Ю. К., Амонашвили Ш. А., Белкин А. С., Сухомлинский В. А., Цетлин В. С.). Анализ фундаментальных трудов по музыкознанию и методике преподавания музыкальных дисциплин (Коган Г. М., Нейгауз Г. Г., Савшинский С. И., Щапов А. П., Арчажникова Л. Г., Абдуллин Э. Б., Яконюк В. Л.).

2. Обобщение и систематизация передового педагогического опыта, накопленного в педагогических учебных заведениях, с одной стороны, и музыкальных учебных заведениях, с другой.

3. Обобщение и анализ преподавательского опыта, накопленного автором настоящей работы.

4. Методы эмпирического уровня: педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент.

Новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые в музыкально-педагогической науке рассмотрены вопросы, связанные с происхождением феномена неуспеваемости, его структурой, формами его проявления. Выявлены группы причин, порождающих явления неуспеваемости, проанализированы связи и зависимости между ними.

2. Определены теоретические и методологические основы преодоления неуспеваемости в ходе музыкальных занятий.

3. Разработана система педагогических рекомендаций, которая, выступая как единая взаимосвязанная система, способна улучшить качественные показатели в музыкальных занятиях, активизировать КПД учебной работы в музыкальном учебном заведении.

Научно-теоретическая достоверность исследования обеспечивается: а) опорой на широкий круг научных источников, аккумулирующих основные достижения в области дидактики, педагогической психологии, музыкальной педагогики, а также другие научные достижения, связанные с исследуемой проблематикой. б) использованием разнообразных методов исследования, таких как педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседование, педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент. Достоверность результатов и выводов исследования подтверждена данными, полученными в ходе анализа учебно-воспитательной работы музыкального факультета МП ГУ.

Практическое значение диссертации заключается в том, что она закладывает реальную основу преодоления неуспеваемости в повседневной учебной деятельности.

Конкретные рекомендации, предложенные автором работы, могут быть использованы на занятиях по индивидуальным и групповым музыкальным дисциплинам.

Теоретические постулаты и конкретные методические установки автора могут фигурировать в рамках лекционных курсов по методике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ефремова, Эльвира Романовна

1. Проблема неуспеваемости учащихся в процессе обучения музыке принадлежит к числу актуальных и важных, требующих специального педагогического внимания. Как показало настоящее исследование, неуспевающие или слабоуспевающие учащиеся составляют достаточно заметный процент от общего числа обучающихся на музыкальных факультетах (отделениях) педагогических училищ и ВУЗов. В результате такие учащиеся, заканчивая учебные заведения, не имеют возможности достаточно полно реализовать себя в профессиональном плане.2. Исследование подтвердило, что преодоление неуспеваемости учащихся требует от педагога владения определенной методикой работы, знания принципиально важных теоретических и методических положений.3. Можно считать доказанным, что неуспеваемость значительной части студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов связана с неспособностью либо неумением преподавателей установить благоприятную эмоциональн^р атмосферу на занятиях музыкой. Это касается всех учебных дисциплин и, в частности, дисциплины "общее фортепиано", на примере которой, в основном, проводилось исследование. Причина слабой успеваемости в занятиях кроится зачастую в психологическом дискомфорте, испытываемом учащимися на уроке, дмскомфорте, поро;кденным недостаточно гибкими методами работы преподавателя.Отрицательный эффект в работе дает доминирование одного-единственного стиля преподавания - авторитарного, директивно-установочного. Результаты обучения заметно улучшаются при использовании педагогом - наряду с авторитарным - и других методов работы, в частности, либерально-толерантных, имеющих в своей основе творческий диалог между учителем и учеником, допущение различных точек зрения на исполнение музыкальных произведений.4. Низкие показатели учебной работы зачастую представляют собой прямое следствие плохой организации учебного труда, неумение студента рационально организовывать свой учебный труд. Настоящее исследование подтвердило необходимость постоянной и действенной помощи преподавателя студентам своего класса в этом отношении.5. Неуспеваемость учащихся-музыкантов порождается в ряде случаев неудачным подбором учебного репертуара, просчетами в репертуарной "политике" педагога.Игнорирование педагогами естественных музыкальных влечений и склонностей учащихся, включение в рабочие планы и программы музыкальных произведений, вызывающих отрицательные эмоциональные реакции у учащихся (либо превышающие их когнитивные возможности) непосредственно отражается на показателях учебной работы, снижает эти показатели.6. Повышение успеваемости учащихся-музыкантов требует постоянных и регулярных контактов между преподавателями различных музыкальных дисциплин, иными словами, требует совместных и четко скоординированных усилий по преодолению неуспеваемости.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ефремова, Эльвира Романовна, 1998 год

1. Неправильный выбор репертуара.

2. Неудовлетворительный психологический климат на занятиях.

3. Отсутствие у учащихся рациональной организации труда.

4. Понятие неуспеваемости в музыкальной педагогике.Понятие неуспеваемости в музыкальном обучении, имея в основе ту же структуру и содержание, что и в общей педагогике, характеризуется и некоторыми специфическими чертами. Они сводятся к следующему:

5. Изменение отношения к обучению.

6. Развитие психических свойств и мыслительных способностей.

7. Стимулирование познавательной активности и самостоятельности ученика.

8. Рационализация учебного труда, повышение работоспособности.

9. Формирование чувства ответственности.

10. Формирование творческих качеств личности.Рассмотрим каждое из этих направлений с целью обнаружения возможности их включения в создаваемую нами методику преодоления неуспеваемости в занятиях по общему фортепиано.

11. Создание проблемной ситуации, эвристический метод.

12. Создание нравственных ситуаций.

13. Повышение информационной емкости урока.

14. Усиление межпредметных связей.

15. Совершенствование организации учебного труда.ПРИЕМЫ

16. Создание положительного эмоционального климата на уроке.

17. Преодоление авторитарности педагогического воздействия. Создание атмосферы взаимопонимания.

18. Прием создания "творческого эстрадного самочувствия", формирование артистизма.

19. Прием "обходного пути", прием "аванса".

20. Учащиеся, с положительным отношением к учению, однако не приученные к рациональной организации учебного труда.

21. Строгий отбор знаний, умений и навыков по следующим критериям: научная полнота, теоретическая и практическая значимость, соответствие возрастным возможностям учащихся, соответствие имеющемуся времени.

22. Работа по выделению основных понятий, законов, теорий, умений, навыков.

23. Усиление взаимосвязей учебного материала, межпредметное мышление, ориентированное на усвоение целостной картины мира.

24. Внимание к формированию у учащихся общеучебных умений и навыков.

25. Повышение роли теоретических знаний.

26. Повышение инфорп 2. Стимулирование поз!1. Создание ситуации успеха

27. Изменение отношения к обучению

28. Создание проблемных . ' ситуаций, эвристические методыционной емкости урокавательнои активности и самостоятельности

29. Создание нравственных ситуаций

30. Развитие психических^ свойств личности и мыслительных способностейss4. Рационализация учебноготруда, работоспособность

31. Формирование чувства ответственности

32. Формирование творческих качеств личностиАнализируя приведенную схему, можно сделать следующий вывод.

33. В чем по Вашему мнению, причины неуспешности музыкально-исполнительской деятельности в классе общего фортепиано?11. недостаток времени для занятий12. причины, коренящиеся в условиях жизни13. недостаток педагогического руководства

34. Нравится ли Вам Ваша будущая профессия?

35. Считаете ли Вы себя способным к реализации в рамках данной специальности?

36. Считаете ли Вы, что Ваши способности реализуются в рамках существующего учебного плана?

37. Вопрос репертуара является достаточно важным для обеспечения успешности в обучении.

38. Возникают ли в процессе Ваших занятий проблемные ситуации, которые Вам приходится решать самостоятельно?

39. Считаете ли Вы, что творческие методы в классе усиливают интерес к обучению?

40. Влияет ли концертное выступление на повышение интереса к Вашей исполнительской деятельности?

41. Почти 90% опрошенных выступили за пользу концертных выступлений. Практика же показывает, что лишь незначительная часть студентов участвуют в публичных выступлениях с программой по общему фортепиано.

42. Влияет ли неуспеваемость в фортепианно-исполнительской деятельности на Ваше психическое самочувствие?

43. Будет ли, по Вашему мнению, влиять преодоление неуспеваемости в фортепианных занятиях на успешность Вашей основной исполнительской деятельности?

44. Влияет ли успех в фортепианно-исполнительской деятельности на изменение жизненных ситуаций?

45. В чем по Вашему мнению, причины неуспешности музыкально-исполнительской деятельности в классе общего фортепиано?11. недостаток времени для занятий 36%12. причины, коренящиеся в условиях жизни 22%13. недостаток педагогического руководства 42%

46. Нравится ли Вам Ваша будущая профессия?очень 74% нет -10% не очень-16%

47. Считаете ли Вы себя способным к реализации в рамках данной специальности?да 50% нет -18% отчасти - 32%

48. Считаете ли Вы, что Ваши способности реализуются в рамках существующего учебного плана?да 24% нет - 28%не полностью 48%

49. Что по Вашему мнению следовало бы изменить в учебном процессе?

50. Оставить больше времени для домашних занятий и посещений концертов:да 64% нет - 8% не знаю - 28%

51. Внести коренные изменения в методику преподавания:да 78% нет -10%затрудняюсь ответить -12%

52. Изменить сложившийся стереотип отношений между студентами и преподавателями:да 56% нет -14%не обязательно 30%

53. Какой репертуар, по Вашему мнению, способствует успешности Вашего обучения?

54. Тот, который соответствует прошлым пристрастиям:да 30,26% нет - 27,6% не всегда - 42,1%

55. Тот, который открывает неизвестные ранее пласты музыки:да 46% нет - 25%не обязательно 28,94%

56. Трудный, для освоения которого приходится искать новые методы работы:да 40,78% нет - 26,3% иногда - 32,89% 1 А. Не представляющий трудности:да-26,3% нет 39,47% иногда - 34,2%

57. Какой стиль общения с педагогом Вы предпочитаете?

58. Авторитарный, построенный на безоговорочном подчинении педагогу:да-14,47% нет 68,4% иногда -17,1%

59. Демократический, предоставляющий свободу ученику:да 75%нет -14,47% часто -10,52%

60. Отношения, при которых образовалась естественная дистанция между специалистами разного возраста и уровня, построенные на взаимном уважении и высокой требовательности педагога:да 76,3% нет - 7,89% часто-15,78%

61. В какой мере стиль общения влияет на успешность Ваших занятий?очень сильно 85,5% не очень сильно -11,84% совсем не влияет - 2,63% Анкета № 3

62. Возникают ли в процессе Ваших занятий проблемные ситуации, которые Вам приходится решать самостоятельно?часто -13,84% иногда -21,5% очень редко 64,6%

63. Считаете ли Вы, что творческие методы в классе усиливают интерес к обучению?безусловно 93,84% не считаю - 0% не всегда -16,6%

64. Влияет ли концертное выступление на повышение интереса к Вашей исполнительской деятельности?да -89,2% нет 4,6%затрудняюсь ответить 6,15%

65. Способствует ли коллективно-индивидуальная форма работы усилению чувства уверенности в своих силах?да 67,69% нет -10,76%затрудняюсь ответить 21,5% Анкета Ш 4

66. Влияет ли неуспеваемость в фортепианно-исполнительской деятельности на Ваше психическое самочувствие?да 67,74% нет -14,5% отчасти -17,74%

67. Будет ли, по Вашему мнению, влиять преодоление неуспеваемости в фортепианных занятиях на успешность Вашей основной исполнительской деятельности?да-61,29% нет 17,74% отчасти - 20,96%

68. Влияет ли успех в фортепианно-исполнительской деятельности на изменение жизненных ситуаций?влияет 53,2% не влияет -19,35% затрудняюсь ответить - 27,4%

69. Правильный выбор репертуара, способного, с одной стороны вызвать интерес к работе, и, с другой стороны, не выходящего за пределы "зоны ближайшего развития" студента.

70. Усиление творческого начала на занятиях в фортепианном классе, проявляющегося в поисковых методах обучения, активизирующих инициативу студента, в формировании его самостоятельных действий.

71. Создание в процессе занятий ситуации успеха, помогающей преодолеть неизбежно возникающие в обучении трудности.

72. Обращение к форме ансамблевого музицирования как важного средства развития артистизма и сотворчества.

73. Основное внимание уделялось выбору репертуара, прежде всего его доступности и художественной ценности. Предпочтение отдавалось произведениям, работа над которыми способствовала росту интереса к занятиям, повышению познавательной активности студента.

74. Со студентами экспериментальной группы постоянно изучались прежде всего, четырехручные ансамбли. В этой форме занятий студенты проявляли артистизм, товарищество, развивалась их способность к сотворчеству, чувство ответственности.

75. Педагогический принцип доступности репертуара, способствующий повышению интереса к изучаемому предмету;

76. Творческий метод преподавания, проявляющийся как на уровне выбора исполнительских решений, так и на различных этапах технического освоения произведения;

77. Для тех же целей педагог способствовал усилению межпредметных связей.

78. Проявление творчески-индивидуального начала в исполнении.

79. Проявление артистизма, заинтересованности, увлеченности; художественный уровень исполнения.

80. Профессионально-технический уровень исполнения.

81. Особое внимание обращалось на выбор репертуара. Основными требованиями к нему были доступность и художественная ценность. Главной задачей при выборе учебного репертуара было увеличение интереса студента к занятиям на фортепиано.

82. Психологическая атмосфера на занятиях по фортепиано всячески способствовала созданию ситуации успеха, укрепляющая в студенте веру в свои силы, позволяющую справляться с неизбежно возникающими в процессе овладения инструментом трудностями.

83. Усиление межпредметных связей способствовало повышению познавательной активности и росту интереса к профессии.

84. Особое внимание уделялось работе над различными ансамблями (в частности, четырехручными). Это способствовало росту артистизма участников ансамбля, укрепляло их уверенность в своих силах.

85. Елена Г. 7 8 8 6 7 8 6 6 7 6 7 .8

86. Геннадий А. 6 7 8 7 8 8 5 6 7 6 7 83, Юлия И. 7 8 9 6 8 9 6 7 8 7 8 9

87. Екатерина Ф. 6 7 8 6 7 7 5 6 7 6 7 8

88. Татьяна 3. 7 7 8 6 7 7 5 6 7 6 7 я U33 37 41 30 37 40 .28 31 36 31 36 41КОН ТРОЛЬНАЯ ГРУППА Ф. И. О. Творчески- индивидуальное исполнение Художественный уровень Артистизм Технический уровень Динамика

89. UrODb Б 6 6 6 5 5 5 5 5 5 5 5 5

90. Василий Д. 6 6 v 6 5 5 5 5 5 5 5 5

91. Нина В. 6 6 6 5 5 5 5 5 5 6 6 5

92. Денис П. 5 6 7 5 V 6 5 5 6 5 5 6

93. Изменилось ли Ваше отношение к изучаемому предмету?

94. Отразился ли на Вашем психологическом состоянии тот факт, что Вам удалось преодолеть состояние неуверенности?

95. Доставляет ли Вам творческую радость как работа над фортепианным произведением, так и исполнение его на эстраде?

96. Опрос студентов показал, что в целом у них вырос интерес к предмету, развились навыки мышления.

97. Чрезвычайно важным показателем преодоления неуспеваемости оказался рост самостоятельности студентов. С этим связано повышение их трудоспособности, совершенствование навыков учебного труда, повышение уровня сознательной учебной дисциплины.

98. Опрос показал положительную роль педагогического воздействия при формировании названных качеств.

99. Результаты заключительной беседы позволили сделать также вывод о том, что у студентов экспериментальной группы, помимо повышения интереса, наблюдается активизация познавательной деятельности, интенсивное развитие музыкальных способностей, мышления.

100. Ответы студентов, полученные в результате опроса, позволяют сделать вывод о сформированное™ у них чувства ответственности.

101. Можно убедиться в том, что студентам с помощью педагога удалось улучшить организацию учебного труда, сделать ее более рациональной.

102. Принципу доступности и художественной ценности репертуара;1.. Преобладанию творческих методов работы, активизирующих исполнительскую инициативу студентов;

103. Исследование подтвердило, что преодоление неуспеваемости учащихся требует от педагога владения определенной методикой работы, знания принципиально важных теоретических и методических положений.

104. Повышение успеваемости учащихся-музыкантов требует постоянных и регулярных контактов между преподавателями различных музыкальных дисциплин, иными словами, требует совместных и четко скоординированных усилий по преодолению неуспеваемости.библиография

105. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.

106. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978.

107. Алиев Ю. Б. Подросток музыка - школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. М., 1975.

108. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

109. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.

110. Ананьев Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 1960.

111. Антонова Г. П. Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1967. № 2.

112. Арчажникова Л. Г. Профессия учитель музыки. М., 1984.

113. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.

114. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости): Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1973.

115. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М„ 1989.

116. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости): Дисс. докт. пед. наук. М., 1973.

117. Березняк:Е. С. Пути преодоления второгодничества. Киев., 1969.

118. Блонский П. П. Школьная успеваемость. Избр. пед. произв. М., 1961.

119. Божович Л. И. Воспитание как целенаправленное формирование личности И Вопросы психологии, 1974., № 1.

120. Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении // Сов. педагогика. 1965. № 7.

121. Бударный А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1965.

122. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Л. М., 1979.19. ьаренбойм Л. А. вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. л,, 1969.

123. Баренбойм Л; А. Фортепианная педагогика. М., 1937.

124. Баренбойм Л. А. За полвека. Л., 1989.

125. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.

126. Базиков А. С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям: Автореф. дисс. . канд. пед. наук., Ж, 1997.

127. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.

128. Водзинский Д. И. Воспитание интереса к занятиям у подростков. М., 1963.

129. Выготский Л. С. Проблемы обучения и умственного развития. М., 1956.

130. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

131. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

132. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

133. Высоцкая С. И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974.

134. Вознесенская И. Н. Психологические условия формирования дисциплинированности у младших подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1994.

135. Гарунов М. Г. Самостоятельная работа учащихся как средство накопления опыта творческой деятельности II Советская педагогика, 1973. № 4.

136. Гелашвили Н. И. Педагогические основы управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения: Автореф. дисс. . . . докт. пед. наук. Тбилиси, 1988.

137. Гельмонт А. М., Ривес С. М. Предупреждение неуспеваемости в школе. М., 1940.

138. Гельмонт А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М., 1954.

139. Гришанович Н. А. Музыкальные интересы в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1981.

140. Генинг Т. Б. Активизация учебно-познавательной деятельности спабоушвваю-щих школьников в процессе проблемного обучения: Автореф. дисс. . . . канд. пед. наук. М., 1978.

141. Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.

142. Данилов М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика, 1961, № 8.

143. Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.

144. Данилов М. А. Пути достижения высокой успеваемости. В кн.: Пути достижения высокой успеваемости. Под ред. Н. К. Гончарова, М., 1954.

145. Занков J1. В. Дидактика и жизнь. М., 1968.

146. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. Ш., 1990.

147. Занков Л. В. Обучение и развитие. М., 1975.

148. Зыкова В. И. О некоторых психологических особенностях неуспевающих школьников II Народное образование. 1969, № 4.

149. Иванченко Т. В. Межпредметные связи музыкально-теоретических дисциплин в системе подготовки музыкантов-исполнителей. М., 1988.

150. Калмыкова 3. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога II Педагогика и психология. № з, М., 1982.

151. Касимов В. Г. Психолого-педагогические основы формирования сценического самочувствия у учащихся-музыкантов в процессе индивидуальных занятий: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989.

152. Коган Г. М. Работа пианиста. М., 1979.

153. Коменский Я. А. Великая дидактика И Избр. пед. соч. М., 1955.

154. Крутецкий В. А. Психология математических способностей. М., 1968.

155. Корто А. О фортепианном искусстве. М., 1965.

156. Леонтьев А, Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

157. Лебедева Г. К. Проблема утомляемости и пути сохранения устойчивой работоспособности учащихся на уроках музыки в начальной школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1981.

158. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

159. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М., 1974.

160. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., 1975.

161. Менчинская Н. А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.

162. Менчинская Н. А., Калмыкова 3. И. Проблемы преодоления отставания в учении II Народное образование, 1963, № 4.

163. Мозонсон Э. И. Успешный опыт преодоления неуспеваемости и второгодничества II Пути преодоления второгодничества. М., 1966.

164. Мурачковский Н. И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Минск, 1977.

165. Маркова А. К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности II Советская педагогика. 1979, №11.

166. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.

167. Максимов Е. И. Ансамбли и оркестры гармоник. М., 1974.

168. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

169. Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора. М., 1963.

170. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. BtcH.: Психологическая наука в СССР. Т. II, 1960.

171. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

172. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1958.

173. Неуспеваемость и пути ее преодоления. Челябинск., 1968.

174. Натансон В. Заметки педагога. В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. - М., 1963.

175. Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества. М., 1972.

176. Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975.

177. Овакимова Г. К. Проблема музыкального развития учащихся в период юности -ранней взрослости: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1979.

178. Огородников И. Т. Педагогика. М., 1968.

179. Огородников И. Т. Учитель и самостоятельная работа учащихся // Народное образование. М., 1960, № 10.

180. Оконь В, Основы проблемного обучения. М., 1968.

181. Пейтон Д. Второгодничество. Обобщенные данные исследований в штате Кентукки. В сб.: Педагогика и школа за рубежом, 1970, № 3.

182. Петров Ю. Исследуя причины второгодничества. Народное образование, 1968, № 8.

183. Петрушин В, И. Музыкальная психология. М., 1994.

184. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972.

185. Полякова Е. С. Формирование нравственных качеств учащихся в процессе занятий музыкой: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1983.

186. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. Под ред. И. Я. Лернера. М., 1972.

187. Половникова Н. А. О системе воспитания познавательной самостоятельности. -Советская педагогика, 1970, № 5.

188. Пономарев Л. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

189. Петровский А. В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений II Психологический журнал. 1981, Т. 2, № 2.

190. Петровский А. В. Обобщение. Коллектив. Личность // Общая психология. М., 1986.

191. Проблемы музыкального мышления. М., 1974.

192. Прокофьев Г. П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем. Вопр. психологии, 1959, № 5.

193. Психологический словарь. М., 1990.

194. Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975.

195. Райский Б. Ф. Некоторые пути повышения успеваемости учащихся. Красноярск, 1950.

196. Розенталь У. Д. Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях всеобщего среднего образования Л Советская педагогика, 1975, № 8.

197. Рубинштейн С. А. Проблемы общей психологии. М., 1973.

198. Рябцев М. И. О путях повышения работоспособности учащихся // Советская педагогика, 1954, №6.

199. Савшинский С. И. Пианист и его работа. J1., 1961.

200. Савшинский С. И. Детская фортепианная педагогика. В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. М., вып. 4, 1976.

201. Савина А. Преодоление второгодничества в польской школе И Народное образование, 1970, № 10.

202. Сакс К. Я. Как предупреждать второгодничество. В кн.: Советская педагогика и школа. Т. 2. Тарту, 1970.

203. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.

204. Скаткин М. Н. Основные проблемы современной дидактики. М., 1971.

205. Сосновский Б. А. Мотив и смысл. М., 1993.

206. Соловейчик С. Учение с увлечением. М., 1976.

207. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.

208. Смирнов М. А. К вопросу о развитии самостоятельности учащихся фортепианных классов музыкальных училищ. В кн.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано. М., 1964., вып. 2.

209. Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 1985.

210. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.

211. Стульпинас Т. Ю. Опыт диагностики слабой успеваемости и методика дифференцированной работы по ее преодолению: Автореф. дисс. . . . канд. пед. наук. М., 1971.

212. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М., 1969.

213. Сухомлинский В. А. Устранение перегрузки учащихся домашними заданиями // Советская педагогика. 1952., № 10.

214. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. В кн.: Избр. пед. соч. М., т. 3, 1981.

215. Талызина Н. Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления // Советская педагогика, 1967. № 1.

216. Тарасов Г. С. Психология музыкальных потребностей. М., 1979.

217. Тимаренко В. С. Влияние семейных отношений на успеваемость детей. В кн.: Проблемы быта, брака, семьи. Вильнюс, 1970.

218. Фейгин М. Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М., 1973.

219. Фейгин М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975.

220. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. М., 1965.

221. Фейнберг С. Е. Мастерство пианиста. М., 1978.

222. Федорович В. Г. Дидактические условия повышения эффективности домашних заданий учащихся 4-5 классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев., 1979.

223. Филатов В. С., Новиков В. В. О причинах второгодничества в свете социально-психологического исследования // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль, 1967.

224. Харламов И. Ф. Некоторые вопросы совершенствования качества урока. // Сов. педагогика, 1978, №2.

225. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986, т. 2.

226. Хомутов Н. Работа с условно переведенными учащимися. Народное образование, 1972, № 10.

227. Шаров Ю. В., Кузьмина Э. М. Осознание учащимися значимости знаний -условие формирования их познавательных интересов // Советская педагогика, 1974, №6.

228. Шацкий С. Т. На ликвидацию второгодничества// Избр. пед. произв. М., 1958.

229. ШамоваТ. И. Проблемный подход в обучении. Новосибирск. 1969.

230. Шапошникова И. Г. Формирование познавательных интересов у неуспевающих подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1978.

231. Шершень М. М. Дети второгодники. Л., 1927.

232. Щапов А. П. Фортепианная педагогика. М., 1960.

233. Щукина Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: Автореф. дисс. докг. психол. наук. Л., 1969.

234. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.

235. Цыпин Г. "М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.

236. Цыпин Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дисс. докг. пед. наук. М., 1978.

237. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.

238. Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1975.

239. Цетлин В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 1977.

240. Цетлин В. С. Доступность и трудность в обучении. М., 1984.

241. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Ы., 1984.

242. Эльконин Д. Б. Улучшение качества работы сельской школы и задачи психологии. Вопросы психологии, 1974, № 1.

243. Эльконин Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности усвоения знаний. Ы., 1966.

244. Эфрусси Н. О. Школьная неуспеваемость и второгодничество. М. Л., 1928.14z. Якиманская И. С. развивающее обучен?®. м.5 19/9.

245. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М., 1971.

246. Яконюк В. Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. М., 1979.

247. Яконюк В. Л. Музыкант Потребность Деятельность, Минск., 1993.

248. Banks О. The sociology of education. L., 1969.

249. Carli B. The School with no Problem Children. // Parents' Magazine, 1968.

250. Clare K. Educational stimulation of racially disadvantaged children. "Education in depYessed areas" N. Y., 1966.

251. Deutsch M. The disadvantaged child and the learning process. "Education in depressed areas" N. Y., 1963.

252. Fantini M., Weinstein Y. The disadvantaged child. N. Y., 1969.

253. Conant Y. The American High School Today. N. Y., 1959.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.