Тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике бурят тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кондратьева, Татьяна Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 217
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кондратьева, Татьяна Николаевна
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблем развития этнопедагогики и экологического воспитания.
1.1. Актуализация проблем этнопедагогики и экологического воспитания в контексте глобализации.
1.2. Методологические подходы к анализу тенденций экологического воспитания в условиях трансформации западной модели образования в России.1•.
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Этноэкологические традиции как фактор развития экологического воспитания.
2.1. Этноэкологические традиции коренных народов и особенности их изучения в современных условиях.
2.2. Экологические традиции бурят и тенденции их развития.
Выводы по 2 главе.
Глава 3. Становление бурятской школы в современных условиях на основе этноэкологических традиций.
3.1. Стратегия развития национального образования в Республике Бурятия.
3.2. Диагностика актуального состояния представлений бурятского народа о степени сохранности этноэкологических традиций воспитания.
3.3. Концепция развития бурятской школы в современных условиях на основе этноэкологических традиций.
Выводы по 3 главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Приоритеты формирования гуманитарной культуры в контексте развития национальной школы: На материалах Агинского Бурятского автономного округа2005 год, кандидат культурологии Цымпилова, Александра Цэдашиевна
Формирование индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят2007 год, кандидат педагогических наук Дохопова, Инна Михеевна
Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся: На материале школ Республики Башкортостан2004 год, кандидат педагогических наук Гилемшин, Ирик Маликович
Народные традиции в экологическом воспитании старшеклассников: На материале республики Калмыкия2000 год, кандидат педагогических наук Мургаева, Светлана Ивановна
Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника2005 год, кандидат педагогических наук Узденова, Зарема Кемаловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике бурят»
Актуальность исследования. К наиболее острым проблемам XXI' века, требующим своего немедленного разрешения, относятся проблемы взаимодействия общества и природы. Степень антропогенного, социогенного воздействия на природу достигла таких масштабов, что окружающая среда не в состоянии компенсировать разрушительное воздействие человека. Нарастающие экологические противоречия в системе «общество - природа», признание неизбежности экологического кризиса в планетарном масштабе вынуждают человечество искать пути выхода из сложившейся ситуации. Это, в свою очередь, предполагает не только анализ причин происходящего, но и разработку новых путей развития общества, способов» его взаимодействия с природой.
Огромную роль в изменении общественного мировоззрения играет образование, точнее, его новые модели и принципы, позволяющие в будущем минимизировать или исключить неразрешимые противоречия, в системе «общество - природа».
Одним из общепризнанных вариантов разрешения экологических противоречий является модель устойчивого развития, в рамках которой осуществляется переход от экономо-технократического развития общества к эколого-гуманистическому. Обязательным условием перехода к новой стратегии общественного развития, по мнению многих ученых, педагогов, политических деятелей, является оптимизация экологической составляющей образования и. воспитания (Г.Д. Азроянц, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.). Выработка принципов, поиск и апробация конкретных форм и методов экологического воспитания и образования предполагает учет конкретно-исторических, климатических, культурных, национальных и других особенностей регионов России.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена не только углублением экологических противоречий, но и социокультурными особенностями Российской Федерации. Рост национального самосознания, поиск культурной идентичности представителями разных народов актуализируют необходимость формирования позитивных межнациональных отношений, воспитания этнической толерантности.
Этап модернизации, реформирования системы образования в России должен включать исследование и адаптацию образовательного и воспитательного потенциала, культурного наследия каждого народа в конкретно-исторических условиях. Именно поэтому в «Концепции модернизации российского образования- на' период до 2010 года» в качестве приоритетных направлений сформулированы задачи сохранения: и развития особенностей национальных культур в образовательных и воспитательных процессах. Такое развитие: возможно только при условии, когда богатейший" опыт многих поколений разных народов по воспитанию и формированию личности будет учитываться при разработке современных образовательных моделей.
Этноэкологические традиции бурятского1 народа, накопленный уникальный опыт гармоничного взаимодействия человека с природной средой,, способы его трансляции, с одной стороны, и угроза утраты этой уникальности — с другой, - все это требует специального изучения с привлечением различных источников и должно быть учтено при разработке концепции развития бурятской школы в современных условиях.
Степень разработанности проблемы. Bt современных исследованиях по философии, истории, этнографии, культурологии, педагогике и других науках накоплены знания,, позволяющие поставить и решить проблему экологического воспитания в. Бурятии на основе этноэкологических традиций бурятского народа.
Теоретической базой диссертационного исследования стали работы, касающиеся экологической проблематики в условиях глобализации (О.Н. Барабанов, У. Бек, А.А. Гусейнов, М.М. Лебедева, B.G. Степин и др.) и способов разрешения экологических противоречий посредством экологического образования и воспитания (Г.Д. Азроянц, A.M. Буровский, В.П. Казначеев, Д. Медоуз, Н.Н. Моисеев, F.B. Платонов,. А.Д. Урсул и др.).
В основу исследования легли общие теоретические положения народной и этнопедагогики, представленные в трудах ученых прошлого (В.В. Докучаев, Я.А. Коменский, К.Ф. Рулье, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) и настоящего времени (В.А. Александров, К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина, А.П. Орлова, A.M. Сафин, М.Г. Тайчинов, Я.И. Ханбиков и др.).
Экологическая направленность этнопедагогики бурятского народа рассматривалась в тесной связи с подобными исследованиями в этнопедагогике других народов (И.А. Арабов, Ш.М.-Х. Арсалиев, В.Ф. Афанасьев, А.Г. База-нов, Г.И. Батурина, В.А. Беловолов, С.П. Беловолова, А.Ю. Белогуров, Г.М. Борликов, Г.М. Василевич, З.П. Васильцова, Г.Н. Волков, Т.Ф. Кузина, Д.С. Макаров, О.Д. Мукаева, Р.В. Опарин, Н.М. Панарультына, JI.B. Певгова, Н.А. Струминский, А.В. Хажин и др.).
В связи с заявленной темой особо значимыми оказались исследования по истории становления народного образования в Бурятии (В.И. Андреев, С.С. Бадмацыренов, И.В. Баранников, В.П. Битуев, А.А. Дуринов, А.П. Пан-чуков, Г.Л. Санжиев, А.Г. Табхаев, Ж.М. Тумунов'и др.); работы, посвященные проблемам развития национальной школы в республике (П.Р. Атутов, Ц.Р. Базаров, Н.Ф. Бодиев, A.JI. Бугаева, Д.М. Бурхинов, М.С. Васильева, Д.А. Данилов, И.Н. Дарижапова, С.Г. Дугаров, Н.К. Елаев, М.И. Кузьмина, Г.Ц. Молонов, С.Д. Намсараев, М.Н. Очиров, Д.Д. Ошоров, И.З. Сковородкина, Г.А. Тармаев, Б.Ч. Хасаранов и др.) и актуализации воспитательного потенциала традиций в этнопедагогике бурят (Н.В. Абаев, JI.JI. Абаева, П.Н. Ажунов, Ю.А. Асоян, Ц.Б. Будаева, Д.М. Бурхинов, А.В. Вахрунов, К.М. Герасимова, О.П. Дармахеева, Т.Д. Замбалова, И.А. Маланов, В.В. Мантатов, Т.М. Михайлов, С.Д. Намсараев, И.С. Урбанаева и др.).
Также следует отметить работы зарубежных авторов (J. Banks, J. Barman, J. Blaut, L. Caffrey, B. Kanpol, L. Mattson, G. Nabhan, T. Peng, P. Pynes, A. Reid, R. Rose, G. Robertson, D. Smith, J.U. Ogbu и др.), посвященные анализу особенностей миропонимания коренных народов, их способов взаимоотношения с природой, этноэкологических традиций коренных народов, путей их сохранения и способов адаптации в современных условиях.
Несмотря на то, что перечисленные направления исследований затрагивают различные аспекты сохранения и развития этноэкологических традиций коренных народов в целом и бурятского народа, в частности, анализ деятельности образовательных учреждений Республики Бурятия, программных документов, специальной научной литературы, реальной педагогической и социокультурной ситуации, результатов социологических опросов, проведенных автором, свидетельствует о том, что существуют объективные противоречия между:
- необходимостью формирования нового- типа мышления, ориентированного на гармоничные отношения с природой, и существующей моделью образования, формирующей утилитарно-потребительское отношение к ней;
- возрастающей потребностью модернизации системы образования Республики Бурятия, обновления содержания, форм и методов обучения'с учетом экологических противоречий и недостаточной разработанностью этого вопроса как на концептуальном, так и на практическом уровнях;
- стремлением сохранить этноэкологические традиции бурятского народа и отсутствием системы экологического воспитания, позволяющей активизировать этот процесс.
Указанные противоречия актуализируют проблему развития экологического воспитания в этнопедагогике бурятского народа с учетом этноэкологических традиций, востребованных в современных условиях реформирования отечественного образования.
Цель исследования: выявить, систематизировать и концептуально обосновать адаптивные этноэкологические традиции как фактор, определяющий тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике бурят.
Объект исследования - этноэкологическое воспитание в контексте трансформации западной модели образования в России.
Предмет исследования — развитие экологического воспитания в этно-педагогике бурят на основе этноэкологических традиций.
Гипотеза исследования. В нашем исследовании мы исходили из предположения о том, что современное развитие экологического воспитания в эт-нопедагогике бурят будет возможно, если:
- проблемы этнопедагогики и экологического воспитания выявляются и своевременно решаются с учетом влияния глобальных процессов на современную систему образования; при изучении этноэкологического опыта коренных народов в целом, бурятского в частности, учитываются новые содержательные и методологические подходы, сформировавшиеся в ходе трансформации западной модели образования в России; проанализированы и систематизированы этноэкологические традиции воспитания коренных народов, в целом, бурятского в частности, проводится диагностика реального состояния и степени их востребованности в современности; экологическому воспитанию в современной бурятской школе придается системный характер и оно осуществляется на основе актуальных для современности этноэкологических традиций.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы задачи:
1. Выявить актуальные проблемы этнопедагогики и экологического'воспитания в условиях глобализации современной системы образования.
2. Рассмотреть содержательные и методологические подходы к анализу тенденций экологического воспитания в контексте трансформации и позитивной адаптации западной модели образования.
3. Проанализировать этноэкологические традиции коренных народов в целом, бурятского, в частности, выявить особенности их изучения и тенденции развития в современных условиях.
4. Разработать и провести диагностическое исследование представлений бурятского народа о степени сохранности и востребованности этноэко-логических традиций в воспитании подрастающего поколения.
5. Сформулировать и концептуально обосновать возможности использования этноэкологических традиций бурятского народа при организации экологического воспитания в современной национальной школе.
Теоретико-методологической основой исследования явились философские (О.Н. Барабанов, У. Бек, А.А. Гусейнов, М.М. Лебедева, B.C. Степин и др.), педагогические (В.В. Докучаев, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) и этнопедагогические (В.А. Александров, К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина, Г.Н. Волков, A.M. Сафин, М.Г. Тайчинов, Я.И. Ханбиков и др.) идеи о значимости народного воспитания в формировании экологического мировоззрения; теории гармонизации отношений в системе «общество - природа» (Т.Д. Азроянц, A.M. Буровский, В.П. Казначеев, Д. Медоуз, Н.Н. Моисеев, Г.В. Платонов и др.); теория опережающего образования, базирующаяся на необходимости развития экологического сознания в современных условиях (Э.В. Гирусов, Н.Ф. Глазовский, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул и др.); положения о воспитательном потенциале традиций в этно-педагогике бурятского народа (Н.В. Абаев, JI.JI. Абаева, В.И. Андреев, П.Р. Атутов, Ц.Б. Будаева, Т.Д. Замбалова, И.А. Маланов, С.Д. Намсараев и
ДР-)
Поставленные задачи исследования и теоретико-методологические основы работы определили методы исследования:
- теоретические: системно-комплексный, сравнительный анализ, синтез и обобщение знаний по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, включенное наблюдение, интервьюирование, экспертное интервью, статистическая обработка данных, анализ документации и статистических материалов.
Источниками исследования явились:
- труды отечественных и зарубежных ученых в области философии, истории, этнографии, педагогики, этнопедагогики и других наук;
- материалы фондов Национального архива Республики Бурятия, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, Министерства образования и науки Республики Бурятия, Информационно-методического центра городского управления образования Республики Бурятия;
- учебно-методическая документация образовательных учреждений республики, осуществляющих экологическое образование и воспитание (программы курсов по экологии, планы, аналитические отчеты по воспитательной работе за последние годы);
- статистические сборники и данные районных отделов образования;
- материалы периодической печати;
- данные социологических опросов (первичные и вторичные), полевых наблюдений автора.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали школы г. Улан-Удэ (Музыкально-гуманитарный лицей им. Д. Аюшеева, школа «Байкальская перспектива», школа-комплекс № 9, общеобразовательная школа № 40), Усть-Алтачейская общеобразовательная средняя полная школа-интернат Мухоршибирского района Республики Бурятия, Новосибирский государственный педагогический университет.
В рамках диагностического1 исследования проведен социологический опрос, в котором приняли участие 545 человек (270 человек на этапе пилотажного исследования, 275 человек - в ходе основного).
Этапы исследования. Исследование выполнялось в три этапа.
На первом этапе {2000 — 2002 гг.) проводилось пилотажное исследование, осуществлялся анализ современного состояния-проблемы на основе, изучения философской, исторической,, педагогической и другой литературы,, анализировались архивные материалы, нормативно-правовая база, учебно-методическая-документация образовательных учреждений, осуществляющих экологическое образование и воспитание. Определялись цели, задачи- исследования^ формулировалась гипотеза^ составлялся план опытно-экспериментальной работы, осуществлялся сбор эмпирического материала по экологическому воспитанию.
На втором этапе (2003 — 2004 гг.) проводилось основное исследование, решались^ задачи по уточнению, гипотезы; исследования, теоретическому осмыслению проблемы, конкретизации методологии исследования^ обработке, интерпретации^ анализу результатов первого этапа опытно-экспериментальной работы;, осуществлялся выбор основных направлений развития экологического-воспитания в этнопедагогике бурятского народа.
На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) проводилось обобщение результатов., полученных в ходе диагностического-исследования, уточнялись отдельные положения разработанное концепции, подводились итоги исследовательской работы, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:.
- обосновано главное направление развития экологического воспитания, обусловленное взаимопроникновением, гуманистических ценностей техногенного общества и традиционного общества коренного народа, что позволяет минимизировать стандартизирующие воздействия глобальных культурных систем на национально-культурную идентичность;
- раскрыты три группы факторов, определяющих этноэкологические традиции бурятского народа, связанные с воспитанием: внеэтнические (природно-климатические, географические, экономические), внешнеэтнические (полиэтническое окружение близкой и дальней культурной дистанции), внутриэтнические (язык, элементы материальной и духовной культуры, судьба народа);
- специфицированы исторические (вымышленные и реальные) и современные (адаптированные и неизменные) традиции бурятского народа; охарактеризованы адаптированные этноэкологические традиции, проявляющиеся в системе приоритетных ценностных отношений бурят (к природе, родителям, старшим по возрасту, детям, труду, семье, коллективу, культуре), которые следует учитывать в современном образовании и воспитании;
- разработана и реализована методика исследования роли этноэкологических традиций в современном образовании, включающая в себя три основных проблемно-целевых раздела содержательной логики опросного листа: выявление субъективных оценок этнической самоидентификации, определение степени реального сохранения адаптированных этноэкологических традиций и возможностей использования в воспитании; выявлено противоречие между высокой оценкой этноэкологических традиций бурятского народа, их роли в воспитании подрастающего поколения* и недостаточной представленностью данных традиций в современной практике школьного образования;
- предложена концепция развития бурятской школы, нацеленная на реализацию модели опережающего экологически ориентированного образования. Специфика реализации модели определяется через смену приоритетных задач каждого этапа: диагностика состояния, потребностей и возможностей школы на первом, ориентировочном, этапе;, обеспечение взаимодействия образовательно-практической, научно-исследовательской и экспертно-оценочной деятельности на втором, интегративном, этапе; анализ и систематизация результатов на третьем, итогово-оценочном, этапе.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении педагогической теории за счет выявления техноэкономического и экологогу-манистического направлений исследования, выделенных автором в качестве ведущих при анализе динамики методологических подходов к проблеме экологического воспитания. Внесен вклад в этнопедагогику, а именно: специфицированы этноэкологические традиции бурятского народа в зависимости от степени их востребованности в современном экологическом воспитании на исторические (вымышленные и реальные), современные (адаптированные и неизменные).
Практическая значимость. Теоретические положения и выводы, сделанные в работе, позволили разработать Концепцию развития бурятской школы на основе этноэкологических традиций, которая нашла одобрение и рекомендована для использования при подготовке программ экологического' воспитания в системе дошкольного, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования; при организации работы учреждений дополнительного образования; в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в Республике Бурятия и других регионах. Результаты исследования внедрены в практику работы школы «Байкальская перспектива» г. Улан-Удэ, используются в работе с преподавателями и слушателями Федерального государственного образовательного учреждения «Специализированный межрегиональный учебный центр» Главного учреждения федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области, активно применяются в учебно-воспитательной работе со студентами Новосибирского государственного педагогического университета.
Полученные результаты могут выступить в качестве исходных положений при разработке региональных проектов и федеральных программ по улучшению экологической ситуации в стране и регионах.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлены его исходной-методологией; опорой на основные достижения в области этнопедагогики в исследованиях отечественных и зарубежных ученых; реализацией системного подхода к анализу этноэкологических традиций и возможностей их использования в воспитании у коренных народов в целом, бурятского народа в частности; основательностью источниковой базы; сочетанием количественного и качественного анализа; комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его объекту, цели и задачам; репрезентативностью полученных результатов и их статистической значимостью.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Главным условием, позволяющим разрешить противоречия между глобальным развитием современного образования и национальным культурным воспитанием, является перспективно ориентированная стратегия образования, включающая в себя взаимопроникновение гуманистических ценностей техногенного общества и традиционного общества коренного народа.
2. При определении направлений развития экологического воспитания в этнопедагогике бурятского народа необходимо учитывать динамику методологических и содержательных подходов, наметившуюся в конце XX — начале XXI вв. в исследованиях коренных народов.
3. Основным фактором, определяющим развитие экологического воспитания в современной бурятской школе, является опора на этноэкологические традиции, с учетом выделенной нами специфики: деление на исторические (оставшиеся в прошлом) и современные (адаптированные и неизменные); обусловленность внеэтническими, внешнеэтническими и внутриэтническими факторами; сферы реализации; степень сохранности и востребованности в современности; способы передачи из поколения в поколение и др.
4. Определение актуальных для современности этноэкологических традиций позволит сформулировать и концептуально обосновать возможности их использования при организации экологического воспитания в этнопедагогике бурятского народа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы обсуждены на 18 научно-практических конференциях разного уровня: международных (Новосибирск, 2004 - 2008); всероссийских (Барнаул, 2003; Новосибирск, 2005; Казань, 2007; Москва, 2007); межрегиональных (Новосибирск, 2006; Улан-Удэ, 2006); межвузовских (Новосибирск, 2002; Омск, 2004); внутривузовских (Новосибирск, 2006 - 2007).
Материалы исследования рассмотрены и получили одобрение в ходе работы Совета по психолого-педагогическому образованию НГПУ, на заседаниях кафедр: педагогики и психологии математического факультета НГПУ; педагогики Бурятского государственного университета; экологии и безопасности жизнедеятельности Института устойчивого развития ВосточноСибирского государственного технологического университета.
Полученные результаты отражены в 20 публикациях автора общим объемом 6,65 п.л. и внедрены в образовательный процесс Новосибирского государственного педагогического университета, школ г. Улан-Удэ (Музыкально-гуманитарный лицей им. Д. Аюшеева, школа «Байкальская перспектива», школа-комплекс № 9), в деятельность ФГОУ СМУЦ ГУФСИН по Новосибирской области.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (141 источник, из них 25 на иностранном языке) и 8 приложений объемом 33 страницы. В работе содержится 2 таблицы. Общий объем диссертации - 216 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы1999 год, кандидат педагогических наук Бадмаева, Ольга Бальжинимаевна
Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг.1997 год, кандидат педагогических наук Хасаранов, Бимба Чимит-Цыренович
Концептуальные основы формирования экологической культуры школьников: этнопедагогический аспект2006 год, доктор педагогических наук Хусаинов, Заудет Абдуллович
Становление и развитие начального образования в Бурятии во второй половине XIX - начале ХХ века, до 1917 года1997 год, кандидат педагогических наук Лыгденова, Валентина Базаровна
Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании: На материале Республики Бурятия2002 год, кандидат педагогических наук Алешина, Эржена Стальевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кондратьева, Татьяна Николаевна
Результаты исследования стали подтверждением следующего вывода: в настоящее время актуализировалась задача создания опережающего развития Республики Бурятия, качественным, признаком-* которого является эколого-гуманная направленность, реализующаяся*через обращение к этноэкологиче-ским традициям бурятского* народа. Для реализации этого предлагаются следующие шаги перспективного плана:
1. Анализ этноэкологической'ситуации на районном, местном уровнях.
2. Определение степени знаний этноэкологических традиций- учащихся, педагогов, родителей.
3. Выявление степени интереса (осознания потребности) к этноэкологи-ческим традициям всех участников образовательного процесса.
4. Выработка и формулирование целевых установок.
5. Отбор и структурирование (содержательное и функциональное; актуальное и перспективное) этноэкологических традиций.
6. Расчет необходимого времени для изучения (освоения) результатов п. 5, определение степени нагрузки учащихся.
7. Выбор методов, форм организации образовательной и воспитательной работы, средств обучения, самообразования и самореализации.
8. Конструирование учебных элементов, дидактических материалов, мо-тивационных и проблемных ситуаций.
9. Разработка структуры и содержания конкретных учебных и внеучеб-ных мероприятий, проектных заданий и др.
10.Обоснование методики содействия в этноэкологической самореализации и самодеятельности учащихся, родителей, носителей традиционных этнокультурных ценностей.
171
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, которые на наш взгляд в целом определяют развитие экологического воспитания в этнопедагогике бурят:
• Ведущим направлением, позволяющим минимизировать стандартизирующее воздействие глобальных культурных систем на национально-культурную идентичность, является перспективно ориентированная стратегия образования, включающая в себя взаимопроникновение гуманистических ценностей техногенного общества и традиционного общества коренного народа и позволяющая разрешить противоречия между глобальным развитием современного образования и сепаратным культурным национальным воспитанием.
• Этноэкологические традиции бурятского народа обусловлены внеэтни-ческими (природно-климатическими, географическими, экономическими), внешнеэтническими (полиэтническое окружение близкой и дальней культурной дистанции), внутриэтническими (язык, элементы материальной и духовной культуры, судьба народа) факторами и могут быть специфицированы в зависимости от степени их востребованности в современности на исторические (вымышленные, реальные) и современные (адаптированные, неизмен-' ные).
• В современном образовании и воспитании следует учитывать адаптированные этноэкологические традиции, проявляющиеся в системе приоритетных ценностных отношений бурят (к природе, родителям, старшим по возрасту, детям, труду, семье, коллективу, культуре) и сохраняющиеся благодаря субъектам-носителям (человеку, семье, роду, нации и др.) и тем видам деятельности, в которые они включаются в течение жизни.
• Формирование позитивного отношения к природе возможно за счет учета влияния схожих черт в экологическом воспитании бурят с народами ближней культурной дистанции.
• Развитие экологического воспитания определяется степенью сохранности и востребованности этноэкологических традиций у представителей бурятского народа, возможностями их использования в современном образовательно-воспитательном процессе, что предполагает разработку и реализацию методики исследования роли этноэкологических традиций в современном образовании.
• Определение актуальных для современности традиций и их спецификация позволяет обозначить основные концептуальные позиции для разработки стратегии развития бурятской национальной школы за счет конкретизации этноэкологических целей на каждом этапе реализации концепции.
Анализ результатов исследования позволяет констатировать, что в основном подтвердилась выдвинутая гипотеза, однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем и требует разработки новых форм реализации предложенной концепции.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кондратьева, Татьяна Николаевна, 2008 год
1. Абаев, Н.В. Человек и природа в даосизме и буддизме / Н.В. Абаев // Общественные науки за рубежом. Серия «Востоковедение и африканистика». Т. 2, 1981. С.213-217.
2. Абаев, Н.В. Культурные традиции народов Востока и современное экологическое сознание / Н.В. Абаев, Ю.А. Асоян // Методологич. аспекты изучения истории духовной культуры Востока. — Улан-Удэ, 1998. — С. 12-34.
3. Абаева, JI.JI. Культ гор и буддизм бурят / JI.JI. Абаева. М: Наука. 1992. -164 с.
4. Абаева, JI.JI. Культ Далха у селенгинских бурят / JI.JI. Абаева // Рери-ховские чтения-3. Новосибирск: Наука, 1983. — С. 5.
5. Абаева, JI.JI. Традиционные обряды предбайкальских родов селенгинских бурят / JI.JI. Абаева // Традиционная культура народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1986. - С. 27-38.
6. Абулмагд, А.К. Преодолевая барьеры. Диалог между цивилизациями / А.К. Абулмагд. -М., Логос, 2002. 192 с.
7. Акимова, Т.А. Государственная экологическая политика РФ и практика ее реализации / Т.А. Акимова // Экология и жизнь. — 2006. — № 2. — С.19-23.
8. Балдунников, А.И. К вопросу о задачах историко-этнографического исследования / А.И. Балдунников // Бурятиеведение, 1928. № 1—3.
9. Банзаров, Д. Собрание сочинений / Д. Банзаров.- Улан-Удэ, 1997.
10. Ю.Банзаров, Д. Черная вера, или шаманство у монголов / Д. Банзаров —1. СПб., 1891.
11. Барадин, Б.Б. Бурят-монголы. Краткий исторический очерк оформления бурят-монгольской народности / Б.Б. Барадин // Бурятоведение, 1927.-№3-4.-С. 43.
12. Баткин, J1.M. Итальянское Возрождение. Портреты и люди / JI.M. Бат-кин.-М., 1985. 654 с. (С.48-90).
13. Баторов, Г.В. Об изучении народной медицины / Г.В. Баторов // Народная медицина бурят. Улан-Удэ, 1926.
14. Бек, У. Что такое глобализация? / У. Бек; перевод с нем. А. Григорьева и В. Сидельника; общ. ред. и послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-традиция, 2001. - 304 с.
15. Богораз, В.Г. Чукчи / В.Г. Богораз- 4.1. М.-Л., 1934.
16. Болбас, B.C. О понятиях и терминах этнопедагогики / B.C. Болбас // Педагогика, 2001. № 1. - С. 41-45.
17. Браун, Ф. Образование, глобализация и экономическое развитие / Ф. Браун, X. Лодер, 2004.
18. Будаева, Ц.Б. Этноэкологические традиции: история и современность / Ц.Б. Будаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2003. 186 с.
19. Буровский, A.M. Эволюция экологического образования / A.M. Буров-ский // Экология и жизнь, 2006. № 2 (51). - С. 32-37.
20. Буровский, A.M. Возникновение и проблематика антропоэкологии (социально-философские аспекты) / A.M. Буровский: автореф. дис. . на соиск. уч. степени докт. филос. наук. Красноярск: Красноярский гос.университет, 1996. - 39 с.
21. Бурхинов, Д.М. Народная педагогика и современная национальная школа / Д.М. Бурхинов, Д.А. Данилов, С.Д. Намсараев. — Улан-Удэ, Изд. БЭЛИГ, 1993. С.28-32.
22. Бурыкин, А.А. Традиционный календарь, счет сезонов и возраста у эвенов / А.А. Бурыкин // Время и календарь в традиционной культуре. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. (Российский этнографический музей). СПб., «Лань», 1999. — С. 71—75.
23. Буссе, Ф. Список слов бытового назначения некоторых народов Восточной Сибири / Ф. Буссе — Записки по отд. Этнографии. Т. IV — СПб, 1880.
24. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Вал-лерстайн / под ред. В.Л. Иноземцева. — М., 2003.
25. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Василь-цова. М.: Педагогика, 1988.
26. Владимирцев, Б.Я. Общественный строй монголов / Б.Я. -Владимирцев. 1924.
27. О.Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков 2-е испр. и доп. — М.: Академия, 2000. -176 с.
28. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / X—Г. Гадамер; перевод с нем. / общ. ред. и вступ.ст. Б.Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. 704 с.
29. Галишев, Э.Х. Зеркало мудрости / Э.Х. Галишев; перевод Ц.А. Дугар-Нимаева. Улан-Удэ, 1966. С. 68.
30. Герасимова, К.М. Социальная экология в школьных программах этнопедагогики / К.М. Герасимова. — С. 40.
31. Герасимова, К.М. Традиционная культура бурят / К.М. Герасимова, Г.Р. Галданова, Г.Н. Очирова. Улан-Удэ, 2000. — 144 с.
32. Гидденс, Э. Устроение общества: очерки теории структурации / Э. Гидденс. -М., 2003.
33. Гирченко, В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах / В. Гирченко. — Улан-Удэ, 1939.-90 с.
34. Гомбоев, Б.Б. Бурятский язык: 100 занимательных игр / Б.Б. Гомбоев. — Улан-Удэ. Бурятское книжное издательство, 1983. 93 с.
35. Давыдов, В.В. Культура, образование, мышление / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко // Вопросы образования. Перспективы. — 1991. — № 3. — С. 8.
36. Давыдова, О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов,— будущих специалистов дошкольного образования / О.И. Давыдова: автореферат на соискание уч. степени кан. пед. наук. — 2000, Барнаул. — С. 21.
37. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. СПб., 1995.
38. Дежникова, Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н.С. Дежникова // Педагогика. 2002. - № 10. - С. 51— 56.
39. Джагдиш Бхагвати. В защиту глобализации / Д. Бхагвати; под ред. B.JI. Иноземцева; пер. с англ. — М.: Ладомир, 2005. 448 с.
40. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / отв. ред. B.C. Степин, А.А. Гусейнов; Ин-т философии. — М.: Наука, 2005.-428 с.
41. Долженко, О. Очерки по философии образования / О. Долженко. — М., 1995.
42. Доржиева, В.Д. Этнопедагогический аспект в формировании экологической культуры школьников / В.Д. Доржиева. Улан-Удэ, 2001.
43. Жильсон, Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века; перевод с фр. / общ. ред., послесл. и примеч. С.С. Неретиной. — М.: Республика, 2004. 678 с.
44. Загадки (Из собрания Г.Л. Ленхобоева на бур.языке). Улан-Удэ: БКИ, 1978.-31 с.
45. Закон РФ «Об образовании» // Официальные документы в образовании. -2004.-№31.50.3алкинд, Е.М. К вопросу об образовании бурят-монгольской народности / Е.М. Залкинд. — Улан-Удэ, 1956.
46. Кабузан, В.М. Народы России в XVIII веке / В.М. Кабузан. М., 1990. - С. 99.
47. Калужников, М.Н. Право, традиции и обычаи / М.Н. Калужников. -Ростов-на-Дону. 1972. - С. 20.
48. Карпов, С.П. Какая реформа образования нам нужна? / С.П. Карпов // Свободная мысль. 2005. - № 6. - С. 33^40.
49. Касимов, Н.С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития / Н.С. Касимов. — М.: Смоленск, 2004.
50. Комарова, Г.А. О понятии «этнопедагогика» в советской этнографической и педагогической науке / Г.А. Комарова // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980.
51. Конев, В.А. Культура и архитектура педагогического пространства / В.А. Конев // Вопросы философии. 1996. - № 2. - С.46^49.60. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».- Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004. 23 с.
52. Карпухин, О.И. Национальная культура — основа национальной идентичности в глобализирующемся мире / О.И. Карпухин, Э.Ф. Макаревич // Социально-гуманитарные знания. — 2006. — № 2. — С. 31—56.
53. Кравченко, С.А. Социология и вызовы современной социокультурной динамики / С.А. Кравченко, B.JI. Романов // Социологические исследования. 2004. - № 8. - С. 3-11.
54. Кудрявцев, Ф.А. История бурят-монгольского народа / Ф.А. Кудрявцев. -М.-Л., 1940.
55. Кулькин, A.M. Наука и образование в опасности / A.M. Кулькин // Свободная мысль XXI. - 2005. - № 8. - С. 129-146.
56. Лурье С.В. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов / С.В. Лурье. М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.
57. Мадасон, С.Д. Таабаринууд (Загадки) / С.Д. Мадасон. Улан-Удэ.: БКИ, 1962.-19 с.
58. Макаренко, А.А. Сибирский народный календарь / А.А. Макаренко. — Новосибирск: Наука, 1993.
59. Маланов, И.А. Бурятские народные традиции как основа современного экологического воспитания / И.А. Маланов // Вестник БГУ, 2006 — № 5. С.79-90.
60. Малахов, B.C. Национализм как политическая идеология: учебное пособие / B.C. Малахов. М.: КДУ, 2005. - 320 с.
61. Мантатов, В.В. Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие / В.В. Мантатов. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1998. - В 2-х томах.
62. Мантатова, JI.B. Духовные основы воспитания в контексте устойчивого развития / JI.B. Мантатова // Вестник высшей школы. — 2002. — № 6. — С.32-34.
63. Мару, А.И. История воспитания в античности (Греция) / А.И. Мару. — М., 1998.-С.54, 427.
64. Миллер, Г.Ф. История Сибири / Г.Ф. Миллер. М. - JL, 1937.
65. Миронов, В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии / В.В. Миронов // Вопросы философии, 2006. № 2. - С. 27-43.
66. Михайлов, Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции / Т.М. Михайлов. Новосибирск, 1987. — 211 с.
67. Мочалова, И. Античные идеалы образованности: история и современность / И. Мочалова // ALMA MATER Вестник высшей школы. 2006. — № 1. — С.41.
68. Намсараев, С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика / С.Д. Намсараев. — Улан-Удэ, 1996.
69. Намсараев С.Д. http://psyedu.ru. 1997.
70. Огурцов, Л.П. Философия науки эпохи Просвещения / Л.П. Огурцов. — Ml: Наука, 1993. С. 45-46, 214.
71. Паллас, П.С. Путешествие по Сибири к Востоку лежащей даже и до самой Даурии / П.С. Паллас // Путешествие по разным провинциям. — СПб., 1788.
72. План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002. - № 9-10.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.