"Темные аллеи" И. Бунина в контексте его творчества эмигрантского периода: феноменология жанра и стиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Круглова, Анна Алексеевна

  • Круглова, Анна Алексеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Шуя
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 194
Круглова, Анна Алексеевна. "Темные аллеи" И. Бунина в контексте его творчества эмигрантского периода: феноменология жанра и стиля: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Шуя. 2009. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Круглова, Анна Алексеевна

Введение.

Глава 1. Цикл и его компоненты.

§ 1 Цикл и циклизация.

§ 2 Цикл и сборник.

§ 3 Особенности лирического цикла.

§ 4 Особенности эпического цикла.

§ 5 Рассказ, новелла, очерк.

§ 6 Особенности «Тёмных аллей» И. А. Бунина.

Глава 2. «Тёмные аллеи» и другие произведения эмигрантского периода: основные темы, мотивы, образы.

§1 К проблеме жанра «Тёмных аллей».

§2 О заглавии.

§ 3 Доэмигрантское творчество Бунина и произведения после эмиграции: особенности взаимосвязи.

§4 Основные темы, мотивы и образы эмигрантского творчества Бунина и мотивы «Тёмных аллей»: сопоставительный анализ. а/ Теоретический аспект. б/ Мотив тёмных аллей. в/ Тема усадьбы. г/ Образ сада. д/ Тема жизни-смерти и тема любви. е/ Мотив двоения. ж/ Мотив встречи. з/ Мотив воспоминания. и/ Мотив дороги. к/ Мотивы ночи, луны, воды, зеркала. л/ Звук, запах.

§5 О стиле, основанном на телесно-вещественной эстетике.

Глава 3. Творчество И. Бунина и "Тёмные аллеи": поэтика взгляда.

§ 1 Поэтика взгляда. Теоретический аспект.

§ 2 О живописной образности.

§ 3 Цветовая картина мира в романе «Жизнь Арсеньева», книге

Тёмные аллеи» и других произведениях эмигрантского периода.

§ 4 Количественный анализ цветоупотреблений.

§ 5 Арета и аура. Общие понятия. Сопоставления.

§ 6 Риторическое слово. Теоретический аспект.

§ 7 Анализ «Тёмных аллей» в аспекте «риторического слова» в его бунинском понимании.

Глава 4. Поэтика жеста и времени: «Тёмные аллеи» И.Бунина.

§ 1 Поэтика жеста.

§2 Поэтика времени.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Темные аллеи" И. Бунина в контексте его творчества эмигрантского периода: феноменология жанра и стиля»

Творческое наследие И. А. Бунина представляет особый интерес для критиков и литературоведов. Ещё при жизни И. А. Бунина JI. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький высоко оценили его творчество, считая И. А. Бунина истинно русским, национальным писателем.

С начала XX века отечественные критики и литературоведы неоднократно обращались к доэмиграционной прозе и поэзии писателя. Категорическое неприятие им революции 1917 года и последовавший за этим отъезд И. А. Бунина за границу «открыли» его для зарубежных и эмигрантских исследователей и критиков.

В России произведения И. А. Бунина долгое время не издавались и не исследовались. Собрание сочинений писателя в пяти томах вышло только во времена хрущёвской «оттепели», и это было действительно большим культурным событием в жизни общества.

В 1965 году начало выходить наиболее полное из предыдущих собрание сочинений (в которое вошла и эмигрантская проза) в девяти томах под редакцией А. Т. Твардовского. Твардовский, автор вступительной статьи к первому тому, неоднозначно оценивал творчество писателя, особенно более позднее: «тема любви, при всем мастерстве и отточенности стиля, приобретает порой у Бунина уж очень прямолинейно чувственный характер и выступает в форме эротических мечтаний старости»1. Особенно критика редактора была направлена на «Тёмные аллеи», в которых, по его мнению, подняты темы, далёкие от реальности. Твардовский пишет об остром зрении, слухе и запахах в прозе Бунина и, следовательно, о его выразительности в описании малейших изменений природы. Уделяет внимание «музыке прозаического письма», отличающей творчество Бунина от всех. Твардовский называет Бунина

1 Твардовский А.Т. О Бунине // Бунин И. А. Собр. соч. в 9 т. - Т. 1. - М., 1965. - С. 26. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указаниями тома и номеров страниц. последним по времени классиком», отмечая, что он «сосредоточенно и углубленно думающий художник» (1;48,49).

В 1950 - 1990 годы XX века опубликована серия работ, посвященных творчеству Бунина, однако, несмотря на активное обращение литературоведов к прозе и поэзии писателя, проблемы художественного метода, стиля произведений И. А. Бунина остаются не решёнными. Книги В. В. Афанасьева, О. Н. Михайлова, В. В. Нефёдова, А. А. Волкова, И. П. Вантенкова (I960 - 1970 годы)2, в большей степени посвящены личности автора и анализу его идейных позиций. Отметим, что в 1980-90 годы XX века эта тенденция продолжает развиваться. В предисловии к первому тому трёхтомного собрания сочинений, названному «Путь Бунина-художника», О. Михайлов, даёт высокую оценку творчества писателя, особенно эмигрантского периода. По мнению исследователя, в начале 20 века произошло «выдвижение Бунина в первый ряд художников России» . Говоря об эмиграции, Михайлов также видит её положительное влияние на творческую эволюцию Бунина, отмечая, что он «оказался единственным русский писателем-эмигрантом, который, преодолев творческий кризис, продолжал <.> развивать и совершенствовать свой художественный метод»4.

Назовём ещё ряд авторов, следующих этой традиции (А. К. Бабореко, А. Е. Горелов, В. Н. Муромцева-Бунина, А. Бахрах)5. В их исследованиях мы можем найти подробный очерк жизни писателя, в основном, периода его детства, юности, жизни до эмиграции, становления «строгого таланта» Бунина. Прослеживается связь жизни и творчества автора. В некоторых исследованиях внимание уделяется эмигрантскому периоду: причинам отъезда, историческим событиям того времени, жизни за границей. 2

Афанасьев В. И. Л. Бунин. - М., 1966; Вантенков И.П. Бунин-повествователь. - Минск, 1974; Волков А. А. Проза И. Бунина. - М., 1969; Михайлов O.H. Строгий талант. - М., 1976; Нефёдов Н. Н. Поэзия Ивана Бунина. Этюды. - Минск, 1975.

3 Михайлов О. Н. Путь Бунина-художника // Бунин И. А. Собр. соч. в 3 т. - М„ 1984. - Т. 1. - С. 8.

4 Там же. - С. 17.

5 Бахрах А.А. Бунин в халате. М., 2000; Бабореко А. К. Материалы для биографии с 1870 по 1917. - М., 1983. Горелов А. Е. Три судьбы: Тютчев, Сухово-Кобылин, Бунин. - М., 1978; Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина 1870—1906.-М., 1988.

Ярким примером является и книга Ю. Мальцева «И. А. Бунин» (1994 год), в которой автор рассказывает о жизни и творчестве И. А. Бунина и составляет подробный библиографический список работ, посвященных творчеству писателя.

Указанные работы интересны ещё и тем, что в них впервые обращается внимание на особенности структурной организации, поэтики и художественного образа.

Однако, описывая специфику художественного мира И. А. Бунина, авторы этих исследований ограничиваются только общими высказываниями и «уходят» от конкретики, заменяя текстовый анализ абстрактными описаниями.

В этом контексте за рамками исследовательского внимания остаются важные и актуальные проблемы, решение которых необходимо для понимания специфики бунинского текста: 1) символика цвета; 2) психологизм, символизм прозы и поэзии; 3) телесно-вещественная эстетика стиля; 4) поэтика взгляда и её эволюция.

Интерес к этим проблемам возникает в конце XX — начале XXI веков. Знаковыми в этом контексте представляются исследования воронежских учёных (статьи И. П. Карпова, С. М. Беляковой6).

Книга И. П. Карпова (1999 года) посвящена поэтике романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева». По мнению ученого, это произведение «является как бы квинтэссенцией авторства»7. И. П. Карпов подробно анализирует цветовое видение мира, сам цвет, его актуализацию как одно из качеств бунинского мировоззрения, как и запах. И цвет, и запах как актанты, по мнению И. П. Карпова, выступают у И. А. Бунина в амальгаме, становясь, тем самым, «структурно-смысловым выражением синктеризма рецепторного восприятия»8.

При исследовании своеобразия цветовых и световых аспектов бунинского стиля у нас возникает ряд закономерных вопросов. Мы имеем в виду такие бБелякова С.М. Цветовая картина мира И. А. Бунина (На материале романа «Жизнь Арсеньева» и цикла рассказов «Тёмные аллеи» // И. А. Бунин. Диалог с миром. Воронеж, 1999; Карпов И. П. Объективация цветового восприятия в текстах И. Бунина // И. А. Бунин. Диалог с миром. - Воронеж, 1999.

7 Карпов И. П. Проза Ивана Бунина. - М., 1999. С. - 89.

8Тамже.-С. 211. составляющие признаки творческого почерка писателя, как арета и аура. Важность изучения этих черт искусства Бунина заключается в их особая роли / особенно ареты / в системе всей поэтики «Тёмных аллей». Конкретные представления на этот счёт помогут определить художническую ориентацию писателя и его отношение к многообразным стилям Серебряного века. Наиболее значимыми для нас являются следующие фундаментальные сочинения: Ю. М. Кирцер, Н. Н.Волков, Г. Фрилинг, К. Ауэр, Н. В. Серов, А. Литрис, И. Иттен, В. О. Кандинский9, (эти работы посвящены проблеме «цвет и человек»; принципам восприятия цвета человеческим глазом; особенностям цветовых предпочтений художников различных эпох и направлений в живописи, соотношению цветов, цвета и тени, света и т.п.); JI. М. Баткин, Е. М. Богат, А. А. Гастев , М. А. Гуковский, Д. В. Айпалов, А. К. Дживелегов, В. Г. Дитякин, Леонардо да Винчи, Б. Санти, Р. Уоллэйс, 3. Фрейд 10 (названные работы посвящены жизни и творчеству известнейшего деятеля эпохи Возрождения Леонардо да Винчи: основным датам его биографии, его мыслям о живописи, технике, скульптуре, биологии и пр., его изобретениям в разных областях науки и в целом ощущению жизни этим замечательным человеком). Для решения нами некоторых вопросов большую важность представляют работы об эстетике античности Г. С. Кнабе, А.Ф.Лосева, В. П. Ракова, А. В. Бармина" (здесь освещаются проблемы эстетики, принципы искусства, постулаты античности, восприятие её на русской почве, глобальные проблемы стилей мирового искусства). В науке существует необходимость исследования живописной образности как в

9Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. - М., 1992; Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М., 1965; Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство. - М., 1973, Серов Н. В. Светоцветовая терапия. - СПб, 2001; Литрис А. Дао цвета. - М., 2006; Иттен И. Искусство цвета. - М., 2000; Кандинский В. О духовном в искусстве. - М., 1992

10 Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М., 1990; Богат Е. М. Мир Леонардо: Философский очерк. - М., 1989. Кн. 1, 2; Гастев А. А. Леонардо да Винчи. - М., 1984; Гуковский М. А. Леонардо да Винчи. Творческая биография. - М., 1958; Айпалов Д. В. Этюды о Леонардо да Винчи. - М., 1939; Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. - М., 1974; Дитякин В. Г. Леонардо да Винчи. - М., 1952; Зубов В. П. Леонардо да Винчи. - М., 1962; Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. - М., 2001, Санти Б. Леонардо да Винчи. - М., 1997; Уоллэйс Р. Мир Леонардо. - М., 1997; Фрейд 3. Леонардо да Винчи- М., 1991.

11 Кнабе Г. С. Русская античность. - М., 2000; Лосев А. Ф. Гомер. - М., 1960; Лосев А. Ф. Философия имени; Раков В. П. Филология и культура. - Иваново, 2003, Бармин А. В. О бинарности эпического повествования искусстве вообще, так и в литературе в частности. Творчество Бунина находится в круге этой проблемы.

Среди основных работ по проблеме бытования жеста можно выделить работы Г. Е. Крейдлина12, посвященные изучению семиотических невербальных единиц, их классификации, характеристике и определению. Кроме того, понятие жеста подвергается тщательному изучению в ряде работ Ю. М. Лотмана13 и Тартуской школы семиотики. Исследование жеста входит и в область научных интересов ученых социолого-психологического направления, а также ученых, занимающихся тендерной проблематикой, например, В. В. Ганиной, Ф. И. Карташковой, М. А. Поваляевой, О. А. Рутер.14

В 60-90-е годы XX века «Тёмные аллеи» были незаслуженно недооценены и недостаточно изучены, поэтому необходимо открыть новые грани этого текста, (показать его важность и значимость в творческом наследии И. А. Бунина) как для самого автора, так и для литературоведов. Поэтому в начале XXI века интерес к «Тёмным аллеям» значительно вырос. Защищен ряд диссертаций, посвященных творчеству И. Бунина.

Безусловно, представляют интерес лингвистические диссертации, затрагивающие проблемы, разрабатываемые в нашей работе.

Диссертация О. А. Мещеряковой «Авторская концептосфера и ее репрезентация средствами свето- и цветообозначения в цикле рассказов И. А. Бунина «Тёмные аллеи» (Орел, 2002) посвящена изучению «номинатем» света и цвета. Лингвист выделяет в тексте Бунина определенные лексические и семантические группы, анализирует семантику «языковых единиц» цвета, подходя с позиций когнитивной лингвистики к цветообозначениям в тексте арета и аура) // Фольклор народов СССР: Межвуз. науч. сб. Вып. 13. Эпические жанры, их межэтнические связи и национальное своеобразие. - Уфа, 1986.

12 Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика. - М., 2004, Крейдлин Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. - М., 2005, Крейдлин Г. Е. Улыбка как жест и как слово: к проблеме внутриязыковой типологии невербальных актов // Вопросы языкознания. - 2001.- № 4, Крейдлин Г. Е. Внутриязыковая типология невербальных единиц: бытовые поклоны // Вопросы языкознания. - 2004. - № 4, Крейдлин Г. Е. Иконические жесты в дискурсе// Вопросы языкознания».-2006-№ 4.

13 Лотман Ю. М. Семиосфера. - М., 2000, Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Литературное наследие декабристов. - Л., 1975. и Ганина В. В., Карташкова Ф. И. Эмоции человека и невербальное поведение: тендерный аспект. Иваново, 2006, Повапяева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения. - Ростов-на-Дону, 2004.

Бунина. Мы же исследуем стиль, его телесно-вещественную эстетику, в которую входят цвет, свет, фактура, пластика и т. д. Мы анализируем функции цвета в «Тёмных аллеях» с литературоведческой точки зрения и, более того, проводим сопоставительный анализ поэтики взгляда, живописной образности в «Тёмных аллеях» и в эмигрантском творчестве Бунина в целом.

В. А. Ефремов, автор диссертации «Ассоциативно-вербальная организация цикла лирических новелл И. А. Бунина «Тёмные аллеи» (СПб, 1999), определяет «Тёмные аллеи» как пример лирической прозы и анализирует ритм произведения. Исследуя с позиций когнитивной лингвистики ряд концептосфер, автор анализирует заглавия, имена собственные, местоимения в книге, то есть изучает речевую структуру произведения.

В диссертационной работе Е. JL Грудциной «Поэтика цикла И. А. Бунина "Тёмные аллеи"» (Казань, 1999) исследуются лексический, композиционный, морфологический и другие уровни текста, а также заглавия рассказов, включенных в книгу. Автор исследует с эстетической точки зрения цвет (противопоставление тёмный-светлый), пространство и время (проблема симультанности не рассматривается).

Диссертация М. М. Мельник «Лингвистическое моделирование сюжета (на материале цикла рассказов И.Бунина «Тёмные аллеи») (Москва, 2001) посвящена исследованию типов сюжетов, типов героинь, «нарративных моделей» и т. д. с сугубо лингвистической точки зрения.

Однако мы прослеживаем эволюцию эстетической категории стиля писателя (телесно-вещественной парадигмы) во всём его творчестве, анализируем поэтику авторского взгляда в целом (цвет, фактуру, пластичность образов, «риторическое слово» и др.) в творчестве эмигрантского периода, обращая внимание на элементы стиля, появившегося в классический период истории искусств (энтелехия).

Ближе к нашей работе по проблематике находится ряд литературоведческих диссертаций.

В диссертации О. Г. Глининой «"Тёмные аллеи" И. А. Бунина как художественное единство» (Астрахань, 1999) анализируется понятие цикла по отношению к творчеству Бунина, особенности композиции, которая основана на «цепи констант» — повторяющихся проявлений чувств, ситуаций, сюжетных коллизий, хроногоп (однако, проблема симультанности не затрагивается). О. Г. Глинина проводит сопоставительный анализ «Тёмных аллей» и нескольких поэм В. Хлебникова. Главная идея исследования в том, что «Тёмные аллеи» — художественное единство, в котором общая для всех рассказов, включенных в книгу, композиция; «общая тема» и «мотивная парадигма», реализующиеся на разных уровнях текста; единая пространственно-временная структура; один герой и т. д.

Диссертация И. В. Кирилловой «Феномен финальной книги в русской прозе XX века» (Екатеринбург, 2006) посвящена анализу взаимосвязи биографии писателя и его творчества (создания итогового произведения жизни); построению типологии финальных книг; выявлению их отличительных черт; анализу конкретных произведений, в числе которых и «Тёмные аллеи» И. Бунина. Автор отмечает, что для последнего произведения Бунина характерен «прием упрощения» структуры текста и особый ритм.

В диссертации Е. В. Снежко «Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода (Москва, 2005) анализируются особенности жанров мемуарной прозы и публицистики Бунина, а также «специфика лирико-автобиографического» повествования в романе «Жизнь Арсеньева».

Диссертационное исследование Р. В. Акимова «Книга Любви «Тёмные аллеи» как итоговое произведение И.А. Бунина (проблемы жанра, стиля, поэтика) (Москва, 2003), в котором рассмотрены взаимосвязи творчества Бунина с идеями русских философов и исканиями поэтов и писателей Серебряного века, определяется место «Тёмных аллей» в литературе и культуре русского Зарубежья, выделяются особенности «метафизики любви» в «Тёмных аллеях». Исследуя жанр, стиль и поэтику, автор выдвигает мысль о том, что стилевая доминанта Бунина — взаимосвязь лирического и эпического, слова и музыкального звука.

И. В. Щербицкая, автор одной из недавних диссертационных работ «Стилистические особенности цикла И. А. Бунина "Тёмные аллеи"» (Махачкала, 2008), справедливо отмечает неизученность, а следовательно актуальность данной проблематики. Свои задачи автор видит в том, чтобы проанализировать первый рассказ (по которому назван весь цикл); выявить особенности жанра, композиции, сюжета и хронотопа произведения; исследовать темы, проблемы, мотивы цикла, а также речевую структуру рассказов, включенных в книгу.

Однако наше исследование связано с анализом стиля «Тёмных аллей» в контексте всего эмигрантского творчества Бунина. Мы анализируем поэтику жеста и взгляда героев, поэтику времени (именно прием симультанности), поэтику взгляда (цвет, свет, пластику, фактуру описываемого); мы прослеживаем связь творчества Бунина с античным наследием и творчеством романтиков, что позволяет говорить об энтелехии в прозе Бунина. Исследование композиции не является нашей задачей, в то время как система мотивов анализируется нами именно в аспекте сквозного эстетизма, пронизывающего весь текст Бунина.

Актуальность темы диссертации заключается в том, что в работе изучается эмигрантское творчество Бунина с точки зрения телесно-вещественной эстетики. Мы исследуем эволюцию стилевых доминант от произведений эмигрантского периода до их воплощения в «Тёмных аллеях». Текст «Тёмных аллей» свидетельствует о наращивании материала и повышении мастерства писателя: «Тёмные аллеи» - это некий сплав, обладающий художественным единством. Стиль Бунина проявляет наибольшую густотность, а также достигает апогея своей выразительности именно в этом произведении.

Данная работа — исследование стиля в сопряжении с эстетикой. Её научная новизна определяется тем, что в ней 1) изучается проблема статуарности образов, внутреннего мира героев, раскрывающегося в системе телесных жестов; 2) анализируется соотношение ареты и ауры в составе стиля как определённых типов повествования; 3) исследуется поэтика времени, а именно проблема симультанности; 4) исследуется слово Бунина — своеобразный сплав риторичности и антириторичности.

Своеобразие исследовательских целей и избранных нами текстов Бунина определило ряд методологических стратегий, которые мы использовали в диссертационном сочинении. Стиль — понятие структурное, поэтому морфологический анализ крайне необходим. Однако мы не замыкались в его границах, находя поддержку со стороны культурологических способов осмысления изучаемого материала. В ходе работы нами неоднократно привлекались труды искусствоведов, в частности, специалистов в области истории и теории живописи, а также скульптуры. Сложная позиция Бунина в контексте модернизма, его очевидная симпатия к более ранним, классическим формам мышления обосновали наше внимание к эффективности сравнительно-сопоставительного и типологического методов анализа литературных стилей. В диссертационной работе мы выявили некоторые качественные характеристики индивидуальности Бунина как художника. Это позволило приблизиться к пониманию своеобразного эстетического артистизма Бунина.

Предмет исследования - система мотивов и образов в эмигрантской прозе И. А. Бунина с точки зрения телесно-вещественной эстетики стиля и ее эволюция. Объектом исследования послужила проза писателя эмигрантского периода.

Цель исследования - выявление в творчестве Бунина взаимосвязи таких видов искусств, как живопись и литература.

Для достижения цели мы ставим ряд задач:

- исследовать жанровую природу лирического и эпического цикла, сборника и произведений, входящих в них;

- проследить эволюцию основных тем, мотивов, образов в «Тёмных аллеях» и других произведениях эмигрантского периода в аспекте телесно-вещественной эстетики стиля;

- проанализировать поэтику авторского взгляда в творчестве И. Бунина эмигрантского периода, а именно живописную образность, цветовую картину мира, «риторическое слово» в его бунинском понимании;

- проанализировать поэтику жеста и времени в «Тёмных аллеях».

Теоретическая значимость работы заключается в углублении принципов изучения культурологического аспекта стиля произведения, а также в уточнении стилевых связей творчества И. Бунина с наследием античности, классики и модернизма.

Материалы исследования могут быть использованы в преподавании в высших и средних специальных учебных заведениях курсов, спецкурсов, спецсеминаров по проблемам теории литературы, истории русской литературы и истории «русского зарубежья», что определяет практическое значение работы.

Ключевые положения диссертации отражены в 7 публикациях, в том числе в 1 статье, напечатанной в издании, включенном в Перечень ВАК. Результаты исследования докладывались и обсуждались на межвузовских конференциях: «Молодая наука в классическом университете», Иваново, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008; «Малые жанры в русской и зарубежной литературе: Вопросы теории и истории», Иваново, 2006.

Кроме того, нам необходимо подойти к изучению текстов с позиций живописи, привлекая культурологический аспект стиля, «ведь живопись задаёт "цветовую парадигму" всей системе любой национальной культуры. Поэтому иерархия цветовых предпочтений, характерная, например, для русской живописи, оказывается характерной и для русской прозы — для упоминаемых в ней эпитетов, относящихся к различным спектральным и не спектральным цветам»15. Проблема соотношения и взаимопроникновения живописи и литературы является актуальной на сегодняшний день. Столь важный аспект изучения искусства слова стал разрабатываться учёными, однако необходимо заметить, что и искания писателей углубились в эту и другие синкретичные сферы художественного бытия по большей части в XX столетии. Как пишет В. Н. Альфонсов, «никогда русская поэзия не вступала с живописью в такую тесную связь, как в нашем веке»16.

Учитывая жанровую, методологическую и даже составную неопределенность данного произведения, мы считаем единственно верным определить жанр «Тёмных аллей» как книгу. Наше исследование ведётся с учётом специфики жанра анализируемого произведения.

Поскольку мы изучаем характерную образность в составе стиля художника, то возникает необходимость определения стиля как понятия. В литературоведении существует труднообозримое множество формулировок и развёрнутых формул стиля. Мы приведём итоговое определение стиля, предлагаемое авторами двухтомной «Теории литературы»: «Стиль литературного произведения — узнаваемый тип единой и эстетически целенаправленной упорядоченности / через систему композиционно-речевых форм произведения / фонетических, лексико-синтаксических и т. п. особенностей всех высказываний <.>, а также функций этих высказываний; общий регулятивный принцип такого рода особенностей высказываний и их композиционных форм в произведении, который осознаётся на фоне аналогичных художественных явлений и может быть воспроизведён путём подражаний, стилизаций, вариаций или пародий»17.

Эта объёмная формула стиля применима к творчеству всякого писателя, и она полезна. Но в контексте нашего исследования с очерченными задачами предложенное толкование требует конкретизации, следует учитывать положение, высказанное исследователем стилей европейского искусства

15 Петров В. М. Количественные методы в искусствознании // Пространство и время художественного мира. Вып. 1.-М., 2001.-С.200.

16Альфонсов В. Н. Слова и краски. - М., 1966. С. - 231.

Г. Вёльфлином. Он писал о том, что в различных стилях наблюдается различная оптика: «В одном случае делается акцент на границах вещей, в другом — явление расплывается в безграничном. Пластическое и контурное видение изолирует вещи, для живописно видящего Глаза вещи сливаются вместе»18. На наш взгляд, такая концепция стиля приближена к творчеству Бунина в большей степени, нежели остальные.

Структура диссертационной работы определяется спецификой целей и задач исследования. Основная часть состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Круглова, Анна Алексеевна

Заключение

Тёмные аллеи», написанные Буниным в эмиграции в 40х-50х годах -сложное, многоаспектное образование. Оно не поддаётся определению с точки зрения жанра - по мнению ученых, это цикл, сборник, а также механическое объединение по принципу хронологии. Однако по нашему мнению, это целостное единство, наиболее адекватно определяемое понятием книги. В состав «Тёмных аллей» входит неопределённое число компонентов — от 11 до 40. Кроме того, жанровая природа текстов, включенных в «Тёмные аллеи», полностью не определена: рассказы, новеллы или ряд более мелких образований: сценки, анекдоты и пр.

Заглавие «Тёмных аллей» коррелирует со всеми произведениями, включенными в книгу, является сокращенной редакцией текста. Структура заголовочного комплекса «Тёмных аллей» содержит несколько семантических ядер, которые раскрываются на разных уровнях как общего текста, так и всех текстов, включенных в «Тёмные аллеи». Жанр «Тёмных аллей» напрямую соотносится со стилем произведения. «Тёмные аллеи» — это квинтэссенция всего эмигрантского творчества Бунина. Это итоговое произведение, как с хронологической точки зрения, так и с точки зрения стиля. Творчество Бунина до эмиграции (повести «Деревня», «Суходол», рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Антоновские яблоки» и др.) в значительной степени отличается от произведений эмигрантского периода (Роман «Жизнь Арсеньева», повести «Митина любовь», «Дело корнета Елагина», цикл «Тёмные аллеи»). Эмигрантское творчество создает единую систему, в которой мотивы, темы и образы раскрываются друг через друга, составляют целостное единство, и доэмигрантское творчество несколько отличается от него, если не сказать стоит особняком.

Таким образом, в «Тёмных аллеях» все особенности индивидуально-авторского стиля концентрируются на небольшой площади текста. Понятие цикла предполагает объединение в единое образование ряда произведений. И именно данный жанр в совокупности с жанрами произведений, включенных в «Тёмные аллеи», определяет специфику воплощения элементов стиля.

Одним из основных, заглавным лейтмотивом как книги, так и всего творчества, является мотив тёмных аллей. С этим мотивом связаны образы усадьбы, сада, любви / смерти, встречи, дороги, воспоминания, ночи, луны и пр. Тёмные аллеи как лейтмотив коррелируют со всеми мотивами.

Тёмные аллеи - дорожки в усадебном саду — приобретают и метафизический смысл: закоулки человеческой души, тайные мысли, желания, определяющие причудливые повороты судьбы героев. Это символ всего меонального, что характерно для бунинских персонажей; это ключ к пониманию замысла автора.

Звук и запах, не являясь собственно образами, входят в художественное бытие Бунина. В «Тёмных аллеях» все мотивы творчества концентрируются, выступая, как мы уже отмечали, на малой площади текста, поэтому тексты рассказов обладают большой семантической насыщенностью и нагруженностыо. Текст семантически уплотняется.

Ключевым словом в определении образности Бунина является живописность. Образы Бунина раскрываются визуально. Взгляд автора оценивает как цвет, так и физические параметры предмета: взгляд скользит по изгибам объекта, фактуре поверхности. Однако в «Тёмных аллеях» взгляд автора становится более острым, нежели в остальном творчестве. В прозе Бунина, особенно это проявляется в романе «Жизнь Арсеньева», фиксируются и описываются малейшие проявления цветности и фактуры- предмета, совмещаясь в одном слове. Автор замечает движение цвета, изменение цвета, используя прием импрессионизма.

В «Тёмных аллеях» взгляд • автора отмечает конкретные цветовые определения; сфумато практически не встречается в тексте. Любимые Буниным ахроматические цвета (белый, черный, серый), а также красный и тёмный насчитывают практически равное количество в «Тёмных аллеях» и, например, в романе «Жизнь Арсеньева», однако в романе «Жизнь Арсеньева» большое число многосоставных цветовых определений и цветов, выраженных существительными и формами глаголов, что не характерно для «Тёмных аллей».

Таким образом, в «Тёмных аллеях» повышается уровень мастерства Бунина, углубляется понимание мира автором, цветовая палитра, с одной стороны усложняется (увеличивается количество цветов и цветоупотреблений), с другой стороны, становится более конкретной. Цвет начинает играть роль в движении сюжета - углублять и обогащать сюжетную линию.

Такие типы повествования, как арета и аура, коррелируют с цветописью в составе стиля автора. В «Тёмных аллеях» цветопись более аретологична: видна четкая граница между двумя цветами. Арета - идейно-цветовая пластика стиля, в то время, как аура является переплетением, изменением, переливом цвета. Арета и аура в составе стиля Бунина, как наследие античного и романтического периодов истории мировой культуры, свидетельствуют об энтелехии культуры. Кроме того, образы героев «Тёмных аллей» Бунина показаны в пластике, с точки зрения физических параметров, в трехмерном изображении, что также является прерогативой эпохи античности.

Кроме того, в прозе Бунина возникает риторическое слово в его авторском понимании. Риторическое слово - это слово, освободившееся от энергии своего денотата. Риторическое слово выступает как телесно-вещественный феномен, в котором, как и в античном искусстве, сосуществуют, отождествляясь, внешнее и внутреннее, душа и тело. Поэтому слово находится в парадигме античного стиля. Однако Бунин был далёк от какой бы то ни было риторичности, он не принимал творчество символистов, в частности Бальмонта, именно из-за риторичности, хотя в его слове происходит синтез риторического слова - четкая, ясная структурированность, выверенность и определённый словарный запас. Поэтому при всей анти-риторической направленности мысли i самого Бунина, необходимо заметить, что в его творчестве присутствует слово, ; риторическое по своей природе.

Пластичность и вещность авторского стиля проявляются и в том, что психологические состояния героев раскрываются в системе телесных жестов. Средства скульптурности и телесности играют главную роль в обрисовке бунинских героев и их внутреннего мира.

Семантическая насыщенность и уплотненность стиля проявляется и в использовании приёма симультанности (совмещение времен и пространств в одной точке). Схема развития симультанного восприятия времени, его мифологизированности, состоит в следующем: зрительный / звуковой образ —> образ в сознании героя —» смешение, одновременность хронотопов —» выход в метафизический хронотоп, мифологизация времени и пространства.

Таким образом, само повествование под пером Бунина меняет свою специфику: текст становится более сгущенным, семантически уплотненным, концентрированным. Поэтика цикла И. Бунина «Тёмные аллеи» богата элементами стиля, появившегося в классический период истории искусств. Проза Бунина даёт нам примеры женских образов-скульптур, выступающих в античном блеске, пластике, грации, споря с эстетическими установками символистов. Такие стилевые доминанты, как арета, аура, цветопись, симультанность, пластический жест, риторическое слово, находясь в парадигме живописной образности стиля Бунина, в «Тёмных аллеях» достигают своего апогея. Стиль «Тёмных аллей» отточен, каждое слово максимально насыщено смыслами. Кроме того, стиль «Тёмных аллей» можно охарактеризовать как синкретический. Лиризм и психологизм воплощены в богатом, поэтически ассоциативном слове писателя. К тому же существенно расширяет возможности художественной выразительности слова Бунина его пластическая природа, цветовые предпочтения автора.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Круглова, Анна Алексеевна, 2009 год

1. Бунин И. А. Собр. соч.: В 9 Т. М., 1965 1967.

2. Бунин И. А. Собр. соч.: В 6 Т. М., 1988.

3. Бунин И. А. Сочинения: В 3 Т. М., 1982 1984.

4. Бунин И. А. Окаянные дни: Повести. Рассказы. Воспоминания. М., 2004.

5. Бунин И.А. Тёмные аллеи: Повести. Рассказы. М., 2006.

6. Бунин И.А. Тёмные аллеи. М., 2002.

7. Бунин И. А. Новые материалы. Вып. 1., М., 2004.

8. Бунин И.А. Письма 1885-1904 годов / Под общ. ред. О. Н. Михайлова. М., 2003.

9. Бунин И. Миссия русской эмиграции // Звезда. 1992. №7.10. Гомер. Одиссея. М., 1986.

10. П.Достоевский Ф.М. Идиот // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 8. Л., 1973.

11. Научная и критическая литература:

12. Аверин Б.В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания // http.7/www.russianway.rchgi. spb.ru/Bunin/bun83 .html

13. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973.

14. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. М., 1996.

15. Адамович Г.В. Бунин // Знамя, 1988, № 4.

16. Адамович Г.В. <«Митина любовь» И. Бунина> // И.А.Бунин: PRO ЕТ CONTRA. СПб., 2001.

17. Акимов Р. В. Книга Любви «Тёмные аллеи» как итоговое произведение И. А. Бунина (проблемы жанра, стиля, поэтика). Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 2003.

18. Альфонсов В. Н. Слова и краски. М., 1966.

19. Астащенко О. А. Принципы художественной организации текста И. А. Бунина (Поэзия и проза эмигрантского периода). Дисс. . канд. филол. наук. М., 2003.

20. Афанасьев В. И. А. Бунин, М., 1966.

21. Афонина Е. Ю. Поэтика авторского прозаического цикла. Автореф. дис. канд. фил. наук, Тверь. 2005.

22. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М-СПб. 2000.

23. Бабореко А. К. Материалы для биографии с 1870 по 1917. М., 1983.

24. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

25. Бармин А.В. О бинарности эпического повествования (арета и аура) // Фольклор народов СССР: Межвуз. науч. сб. / Башк. гос. ун-т.- Уфа: Башк. ун-т. Вып. 13. Эпические жанры, их межэтнические связи и национальное своеобразие, 1986.

26. Бахматова Г.Н. Концептуальность орнаментального стиля русской прозы первой четверти XX века // Филологические науки: научн. докл. высш. шк. 1989, №5.

27. Бахрах А.А. Бунин в халате. М., 2000.

28. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб, 2000.

29. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

30. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

31. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.

32. Белинский В. Г. Горе от ума.Сочинение А.С.Грибоедова // Собрание сочинений: В 9 т. М., 1977. Т.2.

33. Белькинд В. С. Принцип циклизации в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина // Вопросы сюжетосложения. Сб. ст. Вып. 3. Сюжет и жанр. Рига, 1974.

34. Белякова С.М. Цветовая картина мира И. А. Бунина (На материале романа «Жизнь Арсеньева» и цикла рассказов «Тёмные аллеи» // И. А. Бунин. Диалог с миром. Воронеж, 1999.

35. Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х т. М., 1994. Т. 1.

36. Белый Андрей. Символизм как миропонимание. М., 1994.

37. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М., 2001.

38. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.

39. Берковский Н. Я. О «Повестях Белкина» // Берковский Н. Я. О русской литературе. Л., 1985.

40. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001.

41. Богат Е. М. Мир Леонардо: философский очерк. М., 1989. Кн. 1.

42. Будо И.Ю. Художественное действие в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» //Вопровы сюжетосложения. Сб. ст., Рига, 1969.

43. Бялик Б. На новый круг или на новую высоту? // Вопросы литературы, 1984, № 10.

44. Вантенков И.П. Бунин-повествователь. Минск, 1974.

45. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. М., 1992.

46. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под. ред. Л.В. Чернец. М.,1999.

47. Введение в литературоведение. Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004.

48. Веселова Н.А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика. Автореф. дисс. . канд. фил. наук. Тверь, 1998.

49. Веселовский А. Женщины и старинные теории любви. М., 1990.

50. Веселовский А.В. Историческая поэтика. М., 1989.

51. Вёльфлин Г. Классическое искусство. М., 2004.

52. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М., 2002.

53. Виноградов И. А. О теории новеллы // Виноградов И. А. Вопросы марксистской поэтики. М., 1972.

54. Виноградов В. В. Сюжет и стиль. М., 1963.

55. Вислова А.В. На грани игры и жизни // Вопросы философии, 1997, № 12.

56. Владимиров В.П. О заглавии рассказа Ф.М. Достоевского «Бобок» // Русская речь, 2001, № 5.

57. Волков А. А. Проза И. Бунина. М., 1969.

58. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1965.

59. Воробьёва Г. В. Система мотивов малой прозы Б. К. Зайцева 1901-1921 годов и ее эволюция. Автореферат дисс. . канд филол, наук. Волгоград, 2004.

60. Ганина В.В., Карташкова Ф.И. Эмоции человека и невербальное поведение: тендерный аспект. Иваново. 2006.

61. Гареева JI.H. Вопросы теории цикла (лирического и прозаического) // «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева: Вопросы поэтики. Ижевск: УдГУ, 2004. // http://www.zhelty-dom.narod.ru/literature/txt/ciklgareeva.htm

62. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.бб.Гейдеко В. Опираться на факты // Вопросы литературы, 1974, № 3.

63. Гейдеко В. Чехов и Бунин. М., 1987.

64. Герман М. Эхо «Тёмных аллей». Бунин и Монпарнас II Нева, 2006, №11.

65. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.

66. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.

67. Глинина О. Г. «Тёмные аллеи» И. А. Бунина как художественное единство. Автореф дисс. . канд филол. наук. Волгоград, 1999.

68. Гольденберг А.Х. Экфрасис в поэтике Гоголя: текст и метатекст // Филологические науки, 2007, № 1.

69. Горелов А. Е. Три судьбы: Тютчев, Сухово-Кобылин, Бунин. М., 1978.

70. Городецкий С. М. Жизнь неукротимая. М., 1984.

71. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. М., 2001.

72. Гречиев В.Я. Цикл рассказов И. Бунина «Тёмные аллеи» (психологические заметки) // Русская литература, 1996, № 3.

73. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. JL, 1991.

74. Грудцина Е. JT. Поэтика цикла И. А. Бунина «Тёмные аллеи». Автореф. дисс. . канд. филиол. наук, Казань, 1999.

75. Дарвин М. Н., Тюпа В. И. Циклизация в творчестве Пушкина, Новосибирск, 2001.

76. Дзуцева Н. В. Время заветов. Иваново, 1999.

77. Дмитриева Е.Е. Сад Плюшкина, сад Гоголя // Поэтика русской литературы. М., 2001.

78. Дмитриева Т.Г. «Горько пахло осенним тлением.» (запахи в прозе И.А. Бунина) // Русская речь, 2003, № 5.

79. Днепров В. Д. Черты романа XX века. М., JL, 1985.

80. Долго полов JL К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX— начала XX века. JL, 1985.

81. Долгополов Л. К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX начала XX веков. М., Л., 1964.

82. Егорова О. Цикл как жанровое явление в прозе орнаменталистов // Вопросы литературы, 2004, № 3.

83. Ермакова М.Я. Традиции Достоевского в русской прозе. М., 1990.

84. Ермилова Г.Г. Поэтика взгляда в прозе Н.В.Гоголя // Малые жанры: теория и история. Иваново, 2006.

85. Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990.

86. Ершова Л. В. Усадебная проза И. А. Бунина // Филологические науки, 2001, №4.

87. Ефремов В. А. Ассоциативно-вербальная организация цикла лирических новелл И. А. Бунина «Тёмные аллеи». Дисс. . канд. филол. наук. СПб., 1999.

88. Замятин Е. Техника художественной прозы // Литературная учеба, 1988, №6.

89. Захарова В.Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала

90. XX века. Дисс. . д-ра фил. наук. М., 1995. 97.Зверев А. XX век как лрггературная эпоха // Вопросы литературы, 1992. Вып. II.

91. Зыкова Е.П. Образ «огражденного сада»: природа, Бог и свобода в поэзии английских романтиков // Темница и свобода в художественном мире романтизма. М., 2002.

92. Иванов В.И. О цвете в живописи. М., 2002.

93. Иванов И. И. Мир, недоступный смерти. О тайном и явном в прозе И. Бунина // литература в школе. 1999. №1.

94. Иванова Н.Д. Зимний пейзаж в прозе И. Бунина и С. Клычкова, Л. Андреева и А. Платонова // Русская речь, 2004, № 1.

95. Иванова Н.Д. Тема весны у И.А. Бунина // Русская речь, 2005, № 2.

96. Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелёв. М., 1991.

97. Иттен И. Искусство цвета. М., 2000.

98. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992.

99. Карпов И. П. Объективация цветового восприятия в текстах И. Бунина // И. А. Бунин. Диалог с миром. Воронеж, 1999.

100. Карпов И.П. Проза Ивана Бунина. М., 1999.

101. Катто Ж. «Культурный контекст "Тёмных аллей" // И. А. Бунин: Диалог с миром. М., 1999.

102. Келдыш В.А. Приобретения и задачи // Вопросы литературы, 1983, №2.

103. Келдыш В.А. К проблеме литературных взаимодействий в начале XX века// Русская литература, 1979, № 2.

104. Кириллова И. В. Феномен финальной книги в русской прозе XX века. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006.

105. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. М. 1992.

106. Клинг О.А. Серебряный век через сто лет («диффузное состояние» в русской литературе начала XX века) // Вопросы литературы.2000.№6.

107. Кнабе Г.С. Понятие энтелехии и история культуры // Вопросы философии, 1993, № 5.

108. Кнабе Г. С. Русская античность. М., 2000.

109. Колобаева JI.A. Русский символизм. М., 2000.

110. Колобаева JI.A. Русский эрос: философия и поэтика любви в романе начала и конца XX века // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология, 2001, № 6.

111. Колосова J1. В. Сборники В. В. Набокова «Возвращение Чорба» и «Соглядатай». Дисс. . канд. фил. наук. СПб, 2006.

112. Крейдлин Г.Е. Внутриязыковая типология невербальных единиц: бытовые поклоны // Вопросы языкознания, 2004, № 4.

113. Крейдлин Г.Е. Иконические жесты в дискурсе // Вопросы языкознания, 2006, № 4.

114. Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М., 2005.

115. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика и её соотношение с вербальной. Дисс . докт. филол. наук. М., 2000.

116. Крейдлин Г.Е. Улыбка как жест и как слово: к проблеме внутриязыковой типологии невербальных актов // Вопросы языкознания», 2001, № 4.

117. Кузнецова Г. Грасский дневник // Знамя, 1990, № 4.

118. Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1982.

119. Кулешов В. Нерешенные вопросы изучения русской литературы рубежа XIX-XX веков // Вопросы литературы, 1982, № 8.

120. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980.

121. Культура русского модернизма = READING IN RUSSIAN MODERNISM: Статьи, эссе и публикации / Под. ред. Р. Вроона; Д. Мальмстада. М., 1993.

122. Лавров В.В. «Высоко нёс я стяг любви» // Москва. 1986. №6.

123. Лавров В.В. Трагедия русского интеллигента, или неизвестные письма И. А. Бунина // Рус. Архив. 1993. Вып. 3.

124. Лавров В.В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции 1920-1953 гг., роман-хроника. М., 1989.

125. Лавров В. В. «Чёрная тетрадь» // Лит. учёба. 1989. №3.

126. Ландор М. Большая проза из малой (об одном становящемся жанре в XX веке) // Вопросы литературы, 1982, № 8.

127. Лебедев Ю. В. «Записки охотника» И. С. Тургенева. М., 1977.

128. Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998.

129. Леонардо: жизнь и творчество. М., 2001. 144 С.

130. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М., 1989.

131. Литературные архетипы и универсалии. М., 2001.

132. Литературоведение как проблема. М., 2001.

133. Литрис А. Дао цвета. М., 2006.

134. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968, № 8.

135. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.

136. Лихачёв Д. С. «Тёмные аллеи» // Звезда, 1981, № 3.

137. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПБ. 1991.

138. Лосев А.Ф. Античная философия и общественно-исторические формации // Античность как тип культуры. М., 1988.

139. Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.

140. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 2000.

141. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963.

142. Лосев А. Ф. Проблема вариативности функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись. М., 1982.

143. Лосев А.Ф. Типы античного мышления // Античность как тип культуры. М., 1988.

144. Лосев А. Ф. Форма — Стиль — Выражение. М., 1995.

145. Лотман Ю.М. Два устных рассказа Бунина (К проблеме «Бунин и Достоевский») // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1993.

146. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) // http://vivovoco.rsl.ruA^V/PAPERS/LOTMAN/DECLOT.HTM

147. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.

148. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

149. Лужановский А. В. Рассказ в русской литературе 1820-1850-х годов. Становление жанра. Иваново. 1996.

150. Лукина С. Н. Идейно-образные проекции концепта «жизнь» в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Филологические штудии. Сб. науч. тр. Вып. 10, Иваново, 2006.

151. Мейер-Фраатц А. Временной симультанизм как индикатор эстетической позиции в лирике Бунина и некоторых его младших современников // И.А.Бунин: PRO ЕТ CONTRA. СПб., 2001.

152. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

153. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.,1994.

154. Мельник М. М. Лингвистическое моделирование сюжета (на материале цикла рассказов И.Бунина «Тёмные аллеи». Дисс. .канд. филол. наук. М., 2001.

155. Мелыпиор-Бонне С. История зеркала. М., 2005.

156. Мещерякова О. А. Авторская концептосфера и ее репрезентация средствами свето- и цветообозначения в цикле рассказов И. А. Бунина «Тёмные аллеи». Дисс. . канд. филол. наук. Орел, 2002.

157. Мещерякова О. А. Семантика тёмного в цикле рассказов И. Бунина «Тёмные аллеи» // Русский язык в школе, 2005, № 6.

158. Миронова Л.И. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М., 1993.

159. Михайлов А.В. Античность как идеал и культурная реальность XVIII XIX вв. // Античность как тип культуры. М., 1991.

160. Михайлов А. В. Новелла // Теория литературы в 4-х томах. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М., 2003.

161. Михайлов О. Н. Путь Бунина-художника // Бунин И. А. Сочинения. В 3-х т. Т. 1.М., 1984.

162. Млечко А.В. Символика текста культуры русского зарубежья // Личность. Культура. Общество. Т. VIII. Вып. 2 (30). М., 2006.

163. Мраморнов О. Иван Бунин перед загадкой русской души // Новый мир, 1995, №9.

164. Мраморнов О. Письма художника в юности // Новый мир. 2004. №10.

165. Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина 1870—1906. М., 1988.

166. Набоков В.В. Другие берега: Сборник. М., 1989.

167. Нефёдов Н. Н. Поэзия Ивана Бунина. Этюды. Минск, 1975.

168. Нинов А.А. М. Горький и Ив. Бунин. Л., 1984.

169. Ничипоров И.Б. «Поэзия темна, в словах невыразима.». Творчество И. Бунина и модернизм. М., 2003.

170. Одиноков В. Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа 19 века. Новосибирск, 1971.

171. Одоевцева И. На берегах Невы. М., 1989.

172. Одоевцева И. На берегах Сены. М., 1989.

173. Океанский В.П. Культурно-художественное пространство рассказа и. Бунина «Господин из Сан-Франциско»: опыт православной деконструкции // «Серебряный век». Потаённая литература. Иваново. 1997.

174. Осипова Н.О. Одористический код в русской поэзии первой трети XX века // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Вып.5.Иваново, 2002.

175. Партис 3. Приглашение к Бунину // "Слово\\¥огсГ 2006, №52 // http://magazines.russ.ru/slovo/2006/52/pa21 .html

176. Петров В. М. Количественные методы в искусствознании // Пространство и время художественного мира. Вып. 1. М., 2001.

177. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. Ростов-на-Дону, 2004.

178. Раков В.П. Миф, меон и логос (риторическое слово в художественных произведениях и письмах А.Ф. Лосева из лагеря) // «Серебряный век». Потаённая литература. Иваново, 1997.

179. Раков В.П. Новая «органическая» поэтика. Иваново, 2002.

180. Раков В.П. Релятивистская поэтика Серебряного века (подступы к проблеме) // Потаённая литература. Исследования и материалы. Иваново, 2000. Вып. 2.

181. Раков В. П. Филология и культура. Иваново, 2003.

182. Растягаев А.В. Поэтика заглавия «Житие одной бабы» Н.С. Лескова // Русская словесность, 2005, № 7.

183. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1977.

184. Розанов В.В. Собрание сочинений. В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов / Под. общ. ред. Николюкина А.Н. М., 1995.

185. Русская культура и мир. Тезисы докладов участников международной научной конференции. Нижний Новгород, 1993.

186. Русская литература XX века. Исследования американских ученых. СПб, 1993.

187. Русский советский рассказ: Очерки истории жанра. / Под. ред. проф. Ковалева В.А. Л., 1970. 735 С.

188. Рябов О. В. Женщина и женственность в философии Серебряного века, Иваново, 1997.

189. С двух берегов. Русская литература XX века в России и за рубежом.- М., 2002.

190. Сазонова Л.И. Литературная генеалогия гоголевской птицы-тройки // Поэтика русской литературы. М., 2001.

191. Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. М., 2001.

192. Серов Н.В. Светоцветовая терапия. СПб., 2001.

193. Серова М.В. Поэтические циклы Марины Цветаевой: (худож. смысл и поэтика): Автореф. дисс. канд. филол. наук. Иваново, 1994.

194. Синий всадник / Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка. М., 1996.

195. Скобелев В. П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982.

196. Скобелев В. П. Путь И. А. Бунина к роману «Жизнь Арсеньева» // http://vestnik.ssu.samara.ru/gum/1996web 1 /litr/199610602.html

197. Сливицкая О. В. Чувство смерти в мире Бунина // Русская литература, 2002, № 1.

198. Смирнов В.А. Литература и фольлорная традиция: вопросы поэтики (архетипы «женского начала» в русской литературе XIX начала XX в.), Иваново, 2001.

199. Смирнов В.А. Семантика «Лунарного мифа» в Чеховской прозе («Кривое зеркало», «Ионыч», «Дама с собачкой») // Наш Чехов. Сб. ст. и мат-в, Иваново, 2004.

200. Снежко Е. В. Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода. Дисс. канд. . филол. наук. М., 2005.

201. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920х годов. М., 1991.

202. Спивак Р. С. И. А. Бунин в интерпретациях русского литературоведения 190-х годов // Литературоведение на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции (МГУ, май 1997). М., 1998.

203. Степун Ф. А. Встречи. М., 1990.

204. Старыгина Н. Н. «Душа в мятущихся страстях» (Образы женщин в антинигилистических романах Гончарова, Лескова, Достоевского) // http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/sim/sim-196-.htm

205. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Москва — Ростов-на-Дону. 2003.

206. Суркова Ж. «Идиот» и «Анна Каренина»: к проблеме художественных созвучий // Роман Достоевского «Идиот»: раздумья, проблемы, Иваново, 1999.

207. Сухих И. Н. Русская любовь в «Тёмных аллеях» // И. Н. Сухих Двадцать книг XX века. СПб., 2004.

208. Таганов А. Н. Иван Бунин и Марсель Пруст: потаённое сродство // Потаённая литература. Исследования и материалы. Вып. 2. Иваново, 2000.

209. Тарланов Е. 3. Парадокс стиля и творческого метода И. А. Бунина в рассказе «Дело корнета Елагина» // Филологические науки, 2002,•№ 6.

210. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. Тамарченко Н. Д. М., 2001.

211. Теория литературы: В 2-х т. / Под. ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1.

212. Теория литературы в 4-х томах. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении) М., 2003.

213. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2002.

214. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1991.

215. Трубецкой Е. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998.

216. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

217. Фёдоров Ф.П. О композиции «Серапионовых братьев» Э. Т. А. Гофмана // Вопросы сюжетосложения. Сб. ст. Вып. 3. Сюжет и жанр. Рига, 1974.

218. Урнов Д. Пристрастия и принципы: спор о литературе. М., 1991.

219. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб, 2000.

220. Утехин Н. П. Жанры эпической прозы. JT., 1982.

221. Фаустов А. А. К вопросу о концепции автора в работах М. М. Бахтина // http://teneta.rinet.ru/rus/fe/faustovauthor.htm

222. Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Флоренский П.А. Христианство и культура. М., 2001.

223. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Т. 1 (I).

224. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Т. 1 (II).

225. Федунина О.В. Поэтика сновидений и взаимодействие культур в рассказе И.А. Бунина «Сны» // XX век и русская литература. Alba Regina Philologiae. Сб научн. ст. М., 2002.

226. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

227. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство. М., 1973.

228. Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

229. Хализев В.Е. Теория литературы. М,, 2005.

230. Ханзен-Лёве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб., 1999.

231. Цетлин М.О. < Рец. на кн.: > Иван Бунин. Роза Иерихона // И.А.Бунин: PRO ЕТ CONTRA. СПб., 2001.

232. Чагин А.И. Литература в изгнании: спор поколений // Литературное зарубежье: национальная литература: две или одна? М., 2002. Вып. 2.

233. Чичерин А. В. Идеи и стиль. М., 1968.

234. Чичерин А. В. Ритм образа. М., 1980.

235. Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991.i

236. Шкловский В. «Митина любовь» Ивана Бунина // http://www.ruthenia.ru/sovlityj/3240.html

237. Шкловский В. О теории прозы. М., 1983.

238. Шубин Э. Жанр рассказа в литературном процессе // Русская литература, 1966, № 3.

239. Шутая Н.К. Мотив в литературном произведении (творчество Ф. М. Достоевского) // Литературоведение на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции (МГУ, май 1997). М., 1998.

240. Щербицкая И. В. Стилистические особенности цикла И. А. Бунина "Тёмные аллеи". Автореф. дисс. канд. филол. наук. Махачкала, 2008.

241. Щёлкина В. В. «Вокзал» в современной литературе // Молодая наука в классическом университете: Тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых учёных, Иваново, 2004. Ч. 6. Русская словестность: текст и контекст.

242. Эйхенбаум Б.М. О прозе, о поэзии. Л., 1986.

243. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М., 1988.

244. Эпштейн М. Поэтика близости // Звезда, 2003 . N 1.

245. Эпштейн М. Тело на перекрестке времен. К философии осязания // Вопросы философии, 2005, № 8.

246. Юртаева И.А. Мотив ночи последнего выбора в русской повести 1880-х годов и традиция // Поэтика русской литературы. М., 2001.

247. Яблоновская Н.В. «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина и «Путешествие Глеба» Б. К Зайцева: литературная преемственность в изображении дворянской усадьбы //http://www.ccssu.crimea.ua/intemet/Education/culture/03/part2/yablonovsk.ht ml

248. Briker В. Time, history, and fairy tale in Ivan Bunin's "A Cold Autumn". Canadian Slavonic Papers. Mar-Jun 1998. // http://findarticles.eom/p/articles/miqa3763/isl 99803 ?pnum=12&opg=n8798 944

249. Peterson D. Russian Gothic: The deathless paradoxes of Bunin's «Dry valley» // Slavic and East European journal, Tempe, 1987. Vol. 31, N 1. P. 44.

250. Tribble K. Bunin and Sazonova // http://www.aatseel.Org/l 00111 /pdf/program/2002/abstracts/Tribble.html1. Справочная литература:

251. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / Гл. ред. Сурков А.А. -Т. 1.-М., 1962.

252. Культурология XX век. Энциклопедия. СПб, 1998. Т. 2.

253. Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918 1940). - Т. 1.-М., 1997.

254. Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Под. ред. Николюкина А.Н. М., 2001.

255. Литературный энциклопедический словарь. / Под. общ. ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А. М., 1987.

256. Полная энциклопедия символов. М., СПб, 2003.

257. Романтизм: Энциклопедия. М., 2001.

258. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. / Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В.Э. Багдасарян и др.; под общ. ред. В.Л. Телицына. М., 2003.

259. Тресидцер Д. Словарь символов. М., 2001.

260. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.