ТЕМА ЛЮБВИ И СМЕРТИ В «ТЕМНЫХ АЛЛЕЯХ» И.А. БУНИНА: философско-эстетический контекст тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Ли Сан Чул

  • Ли Сан Чул
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 170
Ли Сан Чул. ТЕМА ЛЮБВИ И СМЕРТИ В «ТЕМНЫХ АЛЛЕЯХ» И.А. БУНИНА: философско-эстетический контекст: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2016. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ли Сан Чул

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Художественная композиция цикла «Темные аллеи» как единого целого

Глава II. Бунинская антиномия: жизнь/смерть-любовь/смерть

2.1. Апология смерти как вселенского процесса

2.2. Доминантность танатологических мотивов

2.3. Соотношение мотивов: любовь - смерть - Россия

Глава III. «Бытие в любви» как философско-эстетическая концепция И.А. Бунина

3.1. Многообразие «аллей» души человеческой

3.2. Особенность поэтики цикла

Глава IV. «Русский Эрос» как устойчивая культурно-философская

традиция

4.1. Русская философская мысль об идеальном начале любви и о ее нравственной природе

4.2. Тайна «Вечной Женственности» в цикле рассказов «Темные аллеи»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ТЕМА ЛЮБВИ И СМЕРТИ В «ТЕМНЫХ АЛЛЕЯХ» И.А. БУНИНА: философско-эстетический контекст»

Введение

Всемирно известный писатель, поэт, первый русский лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин - «Царевич русской литературы» 1 , по словам О. Михайлова, завершает золотой век отечественной изящной словесности. От Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Фета, Толстого, Чехова тянутся родники, питавшие прозу и поэзию Бунина2. В то же время он остается Буниным, неповторимым и в высшей степени своеобразным мастером слова.

Как известно, Бунин не принадлежал ин к одной литературной школе и

- 3

не разделял господствующих эстетических воззрений , последовательно отвергал весь «серебряный век»: Мережковского, Гиппиус, Хлебникова, Брюсова, Бальмонта, Сологуба, Блока, Гумилева, Ремизова. На гребне гигантских тектонических потрясений он предал анафеме литературу советскую - от Маяковского и Есенина до Бабеля и Олеши4. Но Бунин не был архаистом-старовером. «Назвать меня реалистом, значит <...> не знать меня как художника»5 - говорил он. Как писатель-новатор он открыл новую страницу в русской литературе - новореализм, замечательным проявлением которого можно считать книгу «Темные аллеи»6.

Бунин рассматривал «Темные аллеи» 7 как «книгу итогов», как произведение, вобравшее в себя лучшие черты его собственного творчества. В этом произведении были доведены до совершенства те приемы построения

1 Михайлов О.Н. Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана. - «Бессмертные имена». М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. С. 10.

2 Там же. С. 14.

3 Сливицкая О.В. Повышенное чувство жизни: Мир Ивана Бунина. М. 2004. С. 18.

4 Михайлов О.Н. Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана. - «Бессмертные имена». М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. С. 18.

5 Там же.

6 Там же.

7 В «Темных аллех» Бунин опирается на автобиографический материал. Бунин так и не оправился от любви к Галине Кузнецовой и ее ухода из его жизни. Многие героини «Темных аллей», включая тех, кто фигурирует в рассказах «Генрих» и «Чистый понедельник», были списаны с последней возлюбленной Бунина. Шраер М. Бунин и Набоков. История соперничества. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. С. 140.

художественного текста, которые разрабатывались Буниным на протяжении

о

всей жизни . Книга, по его мнению, была «самая совершенная по мастерству» из всего созданного им ранее. Это мнение Бунина Вера Николаевна приводила в своей переписке с А.К. Бабореко. По поводу рассказов, составляющих цикл «Темные аллеи», называя их «изумительными», Н.А. Тэффи писала Бунину, считая себя не вправе давать им литературную оценку: «Вы автор Господом Богом коронованный», они

9

«написаны превосходно» .

Подзаголовком к циклу Бунин мог бы взять название одной из бальмонтовских книг: «Только любовь». Любовь является многоаспектным чувством человека, комплексом разнообразных эмоций. Многим показалось, что диапазон его творчества сузился и что его пристрастие к любовным историям после «Деревни» или «Жизни Арсеньева» граничит с одержимостью, навязчивой идеей. Между тем Бунин не изменился, не изменил самому себе. Любовь - влечение одного пола к другому - всегда представлялась ему едва ли не самым значительным и загадочным, что есть на свете, чем-то «поистине неизъяснимым, божественным и дьявольским»10.

Название цикла появилось не сразу. Бунин его долго искал, не мог ни на чем остановиться. Предполагались различные варианты; однажды, как рассказывает А.В. Бахрах в своих воспоминаниях, он пришел к завтраку радостный и сказал, что лучше, чем озаглавить весь цикл по одному из рассказов - «Темные аллеи», - не придумать11. Строгий в оценке своих созданий, Бунин считал, что рассказы из «Темных аллей» «замечательны по своей оригинальности, по разнообразию, сжатости, силе, по внешней и

8 Одоевцева И.В. писала о «Темные аллеи»: «Мне нравятся «Темные аллеи». Но меня удивляло количество самоубийств и убийство в них. Мне кажется, что это какое-то юношеское, чересчур романтическое понимание любви. Чуть что - ах! и она вешается, или он стреляется, или убивает ее». И.В. Одоевцева И.В. На берегах Сены. М.: Худож. лит., 1989. С. 249, 264.

9 Бунин И.А. Собр. соч. В 8 т. Т.8. М., 1999. С. 629.

10 Адамович Г. Одиночество и свобода: Литературно-критические статьи. Послесл. и коммент. Л. Алена. СПб.: изд-во «Logos», 1993. С.64-65.

11 Бахрах А.В. Бунин в халате. М., 2000. С. 90.

внутренней красоте» . Название книги было глубоко продумано писателем по звуковому строю, семантическому смыслу и поэтической образности. В нем заметна смысловая отчужденность, нарушение гармоничной соотнесенности слов, оппозиция. Слово «Темные» создает представление о сгущенности мрака, в нем есть что-то угрожающе-таинственное. В слово «аллеи» слышится мелодия света, возвышенное и прекрасное. При этом угнетающее «темные» не поглощает поэтичности слова «аллеи», а указывает на драматизм столкновений. Конфликты затрагивают течение жизни, характеры людей, их внутренние противоречия, потому что «боренье тьмы и

13

света несет в себе любовь» .

К теме любви Бунин всегда обращается, но понимание любви и отношение к ней претерпевает определенные изменения. Любовь как страсть, которая захватывает все помыслы человек, на протяжении всей жизни интересовала писателя. Впервые к названной теме он обращается в поэтических произведениях конца XIX века. В поэзии Бунина любовь изображается в развитии, делаются зарисовки ее отдельных моментов, уже здесь намечаются основные черты будущей философии любви: она является чувством большой силы воздействия, остается в памяти человека всю жизнь; появляется оппозиция: любовь - грусть; любовь - смерть; любовь - чувство взаимное и сильное; оно сопровождается большим напряжением; развязка любви наступает достаточно быстро. Счастливых концов у Бунина нет.

В прозе Бунина тема любви впервые появляется в рассказах «Без роду-племени» и «Велга» (1887 - 1889). По словам А. Саакянц, здесь проявилась характерная бунинская философия любви, которая наиболее ярко будет раскрыта в книге «Темные аллеи»14. Истинная любовь, по мнению Бунина,

12 Бунин И.А. Собр. соч. в 9 т. Т. 9. М.: Художественная литература, 1965-1967. С. 371.

13 Бонами Т.М. И.А. Бунин и А.И. Куприн. К истории личных и творческих отношений // И.А. Бунин и его окружение: к 140-летию со дня рождения писателя. / Ассоц. «Бунинское наследие»; рук. Проекта В.А. Пречисский. Ссост. Т.М. Банами. М.: Русский импульс, 2010. С. 120.

14 Саакянц А.А. Рассказы И.А. Бунина 1914-1927 годов. // Бунин И.А. Стихотворения. Рассказы. М., 1986. С. 518.

обречена быть только вспышкой, она не терпит продолжения, потому что его герои живут не мыслью, а чувством, а оно способно угасать и сталкиваться с роковой случайностью.

Стержнем всего цикла явилась одна тема - любовь, более того, любовь вне брака, не подчиняющаяся никакими законам, ни нравственным, ни религиозным. Для Бунина любовь - явление таинственное, волшебное, почти непостижимое, чудесное. Сильное чувство способно будить в самом обыкновенном человеке дремлющие способности, страсти, инстинкты, наделять его опытом предков, прапамятью. Любовь, по мнению писателя, находится вне времени и пространства. Она безгранична и бесконечна. Писатель показывает парадоксальную взаимосвязь любви и смерти. Высшее состояние души - дар, озарение, которое нередко меняет смысл существования человека. Это награда и единственное оправдание бытия, но любовь у Бунина часто имеет несчастливый конец, потому что она разрушительна, порой несет смерть («Кавказ», «Галя Ганская», «Генрих», «Пароход «Саратов», «В Париже»).

Книга «Темные аллеи» была неоднозначно воспринята критиками и читателями, Бунин был возмущен тем, что недооценили и даже осудили его. И. Одоевцевой он говорил в Жуан-Ле-Пен: «Считают, что я ими опозорил все свои седины, что это порнография и, к тому же, старческое бессильное сладострастие. Не понимают фарисеи, что это новое слово, новый подход к жизни»15. Защищать свою любимую книгу от несправедливой критики Бунину приходилось в дальнейшем не раз до конца жизни. Он писал: «...не смущайся ее некоторыми смелыми местами - в общем она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни, - и не одни я так думаю»16.

15 Лавров В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции 1920-1953 гг. Молодая гвардия, 1989. С. 363.

16 Цит. по кн.: Бунин И.А. Собр. соч. в 9 т. Т. 7. М.: Художественная литература, 1965-1967. С. 378

В основном критика высоко оценила «Темные аллеи», которые писалась в тяжелое военное время: в нищете, голоде, холоде, когда потрескавшиеся от холода пальцы с трудом сжимали перо. Отмечались литературное совершенство рассказов, их жизнеутверждающий дух и «неподдельная поэзия».

Тридцатого июня 1946 года Бунин подписал контракт на издание «Темных аллей» в Англии. В декабре 1946 года «Темные аллеи» вышли в Париже на русском языке. Цикл состоял из тридцати восьми рассказов. Позднее он написал: «В конце этой книги (следуя хронологии) надо прибавить «Весной, в Иудее» и «Ночлег». Текст этих рассказов взять из моих сборников

w -yi

(этих же заглавий), изданных «Чеховским издательством» в Нью-Йорке» .

Бунин посылает Зайцеву несколько рассказов из будущей книги: «.. .надо

поделится с тобою своими трудами и днями». Его тревожит мысль о том, что

если с ним что-то случится, тексты должно быть в надежном месте: «Бог знает,

18

что будет со мною, пусть будут дубликаты у тебя» . Он полон творческих планов: «.нынешней осенью все хотелось писать, и писал что-нибудь милое, пустяковое, веселое из любовных делишек - что ж все думать о смерти и дьявольских делах в мире! Боккаччо написал «Декамерон» во время чумы, а я вот «Темные аллеи» 19 . Слово «чума» ассоциируется с пушкинской «маленькой трагедией» «Пир во время чумы». Рассказы, писал Бунин Н.А. Тэффи 19 мая 1944 года, «совершенно дикие по своему несоответствию, особенно тем последним дням, что дошли до нас, но, может быть, вполне законные по тому, видно, вечному, что бывает в чуму и во все семь казней

египетских, о чем говорил тот, ни с кем в мире несравнимый, у которого я бы

20

поцеловал александрийский сапог с усеченным носком...» . В. Н. Муромцева-Бунина отмечала, что рассказы появились потому, что «хотелось уйти во

17 Бабореко А.К. Бунин: Жизнеописание. М.: Молодая гвардия, 2004. С. 373.

18 Бунин И.А. Полное собр. соч. в 13 т. Т. 14, Доп. 14 - 16 т. М.: Воскресенье, 2006. С. 46.

19 Там же. С. 45.

20 Из писем к Тэффи // И.А. Бунин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 75.

время войны в другой мир, где не льется кровь, где не сжигают живьем и так далее»21.

«Темные аллеи» — на темы общечеловеческие, вечные: о жизни и смерти, о любви и предательстве, о темном и светлом, низменном и высоком и - о красоте России, ее природы и ее истории. В те страшные дни войны он утверждал веру в человека. Ф.А. Степун писал в юбилейной статье, посвященной присуждению Бунину Нобелевской премии: «Казалось бы, что после Толстого ничего нового о смерти сказать нельзя. Однако Бунин нашел слова и образы, не сказанные и не найденные Толстым. С одной стороны, смерть ощущается и изображается Буниным еще физиологичнее, еще тлетворнее, чем Толстым, но с другой, - в его словах о ней . слышатся такая таинственность, мистичность и даже, отраженная от церковного обряда, литургичность, которой нет у Толстого»22.

Любовь, считает Бунин - величайшее счастье и неизбежное страдание,

23

но в любом случае это - «дар богов» . Но глубокое чувство и страсть краткотечны, в этом Бунин видит извечный трагизм бытия: любовь оказывается связана со смертью и тем самым приобщена к вечности.

Объект исследования. Творчество И.А. Бунина эмигрантского периода.

Предмет исследования. Цикл «Темные аллеи»

Степень изученности проблемы. Феномен И.А. Бунина, его жизнь и творчество уже более ста лет притягивают к себе внимание литературоведов. Особое внимание традиционно уделялось циклу «Темные аллеи». Однако следует уточнить, что с момента выхода сборник был принят неоднозначно: одни высоко оценили книгу (Г. Адамович, Ф. Степун), другие (М. Вишняк, М. Карпович, Г. Гребенщиков) видели в ней «растлевающее начало».

21 Бабореко А.К. Бунин: Жизнеописание. М.: Молодая гвардия, 2004. С. 374.

22 Степун Ф. Ив. Бунин // Современные записки. Париж, 1934. № 54. С. 205.

23 Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века. Петербургский институт печати, 2005. С. 197.

В советском литературоведении о «Темных аллеях» стали писать к концу 80-х годов ХХ века. Общий анализ цикла в этот период был дан в трудах В.Н. Афанасьева, О.Н. Михайлова, А.А. Волкова, Н.М. Кучеровского. Одной из первых монографий о Бунине была работа в В.Н. Афанасьева

24

(1966)24. Афанасьев считал, что рассказы из «Темных аллей» следует разделить на две основные группы: в одних изображена «высокая любовь», та самая, которая, согласно Данте Алигьери, движет солнце и звезды. В других изображение этой «высокой любви» выглядит излишне художественным, несколько неестественным, даже манерным. В рассказах, относящихся ко второй категории, Бунину, по мнению Афанасьева, изменило чувство меры. В. Афанасьев отмечал «недостатки» прозы Бунина: к их числу, по мнению, исследователя, следовало отнести излишнюю откровенность в описании чувств и отношений героев. Афанасьев предлагал также исключить из сборника рассказы, отражающие «зарубежную действительность». К сожалению, исследователь не смог увидеть и отметить неповторимость эстетического решения новелл, входящих в сборник «Темные аллеи».

С конца 80-х годов прошлого века литературоведы обратили особенно пристальное внимание на «Темные аллеи». В частности, глубоко и всесторонне изучались язык и поэтика цикла («Человек и мир в творчестве И.А. Бунина» И.Ю. Андрианова; «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина» О.В. Сливицой; «Монологизм страстного сознания (Поэтика женского тела в «Темные аллеях» И.А. Бунина)» И.П. Карпова; «Поэтика цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» Е.Л. Грудциной), тематика, образность и философская проблематика произведений («Судьба Бунина: Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества Бунина эмигрантского периода» Л.К.

24 Афанасьев В.Н. И.А. Бунин. Очерк творчества. М.: Просвещение, 1966.

Долгополова). Защищены многочисленные кандидатские и докторские диссертации, посвященные «Темным аллеям»25.

В 1970 году, в год 100-летия со дня рождения И. Бунина, увидели свет исследовательские работы, посвященные творчеству писателя. Так, Н. Смирнов в статье «Талант, трагедия, награда» назвал «Темные аллеи» «антологией любви». По мнению Н. Смирнова, вечное, часто - трагическое чувство любви показано в рассказах во всей его психологической сложности26. О. Михайлов в книге «Строгий талант» изучил проблему художественного единства «Темных аллей». Приливы и отливы любви, ее неожиданности и капризы - таков, по мнению Михайлова, лейтмотив рассказов из цикла «Темные аллеи». Но есть в «Темных аллеях» и другой важнейший мотив: это мотив судьбы, вещающей, «словно ворон Эдгара По, «nevermore» (никогда) человеческому счастью», мотив общей катастрофичности бытия27.

Д. Мышалова считает, что большая часть рассказов цикла построена по одной сюжетной схеме: встреча героев (мужчины и женщины), их сближение, собственно физическая близость, затем - нравственный, философский, эмоциональный итог этой встречи. Используя один и тот же сюжет, И. Бунин написал 38 рассказов, вошедших в книгу «Темные аллеи». В

итоговом авторском варианте «Темных аллей» - 40 рассказов, и объединены

28

они не в цикл, а в книгу28.

25 Евстафьева Н. Своеобразие жанровых форм в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» (1990); Плешков В.В Концепция человека в творчестве И.А. Бунина (1997); Карпов И.П. Проблема, типология в русской прозе конца XIX - начала XX века: И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Ремизов (1998); Грудцина Е.Л. Поэтика И.А. Бунина, «Темные аллеи» (1999); Мещерякова О.А. Авторская концептосфера и ее репрезентация средствами свето- и цветообозначения в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» (2002); Астащенко О.А. Принципы художественных организации текста И.А. Бунина (поэзия и проза эмигрантского периода) (2003); Щербицкая И.В. Стилистические особенности цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» (2008); Лозюк Н.Ю. Композиционный ритм в новеллах И.А. Бунина (2009); Фиш М.Ю. Сенсорные коды поэтики цикла рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» (2009); Круглова А.А. «Темные аллеи» И. Бунина в контексте его творчества эмигрантского периода: феноменология жанра и стиля (2009); Пустовойтова О.В. Феномен повседневности в прозе И.А. Бунина (2011) и другие.

26 Смирнов Н. Талант, трагедия, награда // Наш современник. 1970. № 10. С.37.

27 Цит. по кн.: Михайлов О.Н. Строгий талант. М., 1976. С.231-236.

28 Мышалова Д. Реалист ли Бунин? О поэтике цикла «Темные аллеи» // Грани, 1994. № 171.С.124-130.

По мнению Д. Мышаловой, встречаются и влюбляются в «Темных аллеях» просто Он и Она, существующие вне пространства, вне времени, вне социальных, национальных различий, а также вне различий в культуре, образовании, возрасте; т.е. вне всего, что было «до» и будет «после»29. Таким образом в «Темных аллеях» можно выявить некую «пра-ситуацию», которая, повторяясь снова и снова, из рассказа в рассказ, становится некой циклообразующей нитью, точкой, содержащей в себе основной философский смысл цикла.

Впрочем, трудно согласиться с Д. Мышаловой в том, что рассказы из «Темных аллей» построены по одной сюжетной схеме. В этом случае не учитывается вариативность сюжетных линий рассказов. Кроме того, на наш взгляд, является категоричным и спорным утверждение, что герои книги находятся вне национальных, социальных различий, вне различий в культуре, в образовании. В поверхностности такого суждения довольно легко убедиться, прочитав любой рассказ цикла.

В своем докторском исследовании, посвященном творчеству Бунина, И. Карпов также отмечал, что в «Темных аллеях» два персонажа - Он и Она,

30

мужчина и женщина . По мнению Карпова, перед читателями предстают вариации одного видения женщины, одного типа женской красоты.

31

Полемизируя с Ю. Мальцевым , исследователем, назвавшим книгу Бунина «энциклопедией любви», И. Карпов утверждал, что «Темные аллеи» нельзя так называть.

Энциклопедичность подразумевает полный, глубокий охват явлений жизни, тогда как в «Темных аллеях» представлена концепция любви,

32

замкнутая на двоих, но не учитывающая третьего (ребенка) . О.Г. Егорова

29 Там же.

30 Карпов И.П. Авторология русской литературы (И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Ремизов): Монография. Йошкар-Ола: Марево, 2003. С. 107

31 Мальцев Ю.В. Иван Бунин: 1870-1953. Посев, 1994.

32 Карпов И.П. Проблемы типологии авторства в русской прозе конца ХК - начала ХХ века: И. Бунин, Л. Андреев, А. Ремизов: дисс. доктора филол. М., 1998. С. 72.

указывает, что И. Карпов неправомерно характеризует выбранный автором «Темных аллей» тип женщины как «восточной красавицы». По мнению О.Г. Егоровой, мужчины представлены в тексте «вне тела. Впрочем, на наш взгляд, мужчины для Бунина не так важны, как женщины. В центре рассказов из «Темных аллей» - именно женщина.

Н. Евстафьева определяет цикл «Темные аллеи» как целостное выражение взглядов И. Бунина на мир. Исследовательница объединяет рассказы в группы, исходя из их жанровой принадлежности (новелла, традиционный рассказ, лирическая миниатюра). Н. Евстафьева называет новеллы сюжетно-композиционным ядром и указывает на характерные

33

особенности динамики сюжетного развития книги 33 . В. Гречнев сконцентрировал свое внимание на проблемно-тематическом единстве цикла. Исследователь писал об инвариантности и динамичности, внутренней подвижности пра-ситуации, характерной для «Темных аллей».34 Подобная точка зрения позволяет увидеть различные художественные решения «вечной темы», темы любви и смерти, чрезвычайно важной для прозаического творчества И. Бунина.

Исследованием творчества И.А. Бунина занимаются и южнокорейские

35

ученые .

Материал исследования.

33 Евстафьевна Н. Своеобразие жанровых форм в книге И. Бунина «Темные аллеи»: Автореф. дисс. На соиск. уч. степ. канд. филолог. наук. Харьков, 1990. С.7.

34 Гречнев В. Цикл рассказов И. Бунина «Темные аллеи» (Психологические заметки) // Русская литература, 1996. №3. С. 226-235.

35 Чой Чжин Хи. Проблематичность темы любви в творчестве И.А. Бунина // Русский язык и литература. Корейская Ассоциация русистов, 2003. кн. 14. С. 249 - 279. // Ким Кен Тэ. Исследование о проблеме смерти в творчестве И.А. Бунина // Русский язык и литература. Корейская Ассоциация русистов, 2004. кн. 16. С. 11 - 36. // Ким Кен Тэ. Религиозный цвет в творчестве И.А. Бунина: Коран, Упанишад, Суттани-пата // Корейская Ассоциация русского языка и литературы, 2007. кн. 19. № 3. С. 409 - 432. // Ким Кен Тэ. Буддийское мировоззрение И.А. Бунина // Корейская Ассоциация русского языка и литературы, 2001. кн. 13. № 2. С. 303 - 328. // Ли Хи Вон. Литературно-критические наследие И.А. Бунина и «Освобождение Толстого» // Славянское Исследование, 2003. кн. 19. № 1. С. 293 - 312. // Ли Хи Вон. Повествование к поиску неповторимости своего «я»: «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина // Журнал Славяноведения, 2002. кн. 17. № 1. С. 79 - 109. // Юн Юу Суб. Мировоззрение И.А. Бунина // Российское Исследование, 1994. кн. 4. С. 89 - 116.

1. 38 рассказов, вошедших в цикл: «Темные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Степа», «Муза», «Поздний час», «Руся», «Красавица», «Дурочка», «Антигона», «Смарагд», «Гость», «Волки», «Визитные карточки», «Зойка и Валерия», «Таня», «В Париже», «Галя Ганская», «Генрих», «Натали», «В одной знакомой улице», «Речной трактир», «Кума», «Начало», «Дубки», «Мадрид», «Второй кофейник», «Холодная осень», «Пароход «Саратов», «Ворон», «Камарг», «Сто рупий», «Месть», «Качели», «Чистый понедельник», «Часовня», «Весной, в Иудее», «Ночлег».

2. И.А. Бунин. Заметки // Последние новости. Париж, 1930. 1 января; Устами Буниных. Дневник Ивана Алексеевича и Веры Николаевны Буниных и другие архивные материалы. В трех томах. Frankfurt. М.: Посев, 1977 -1982; Бунин И.А. и Кузнецова Г.Н. Искусство невозможного. Дневники, письма. М.: Грифон, 2006; Бунин И.А. Окаянные дни: Неизвестный Бунин. М.: Мол. Гвардия, 1991; Бунин. И.А. Интервью. Московская газета. 1912. №217. 22 декабря; Письма И.А. Бунина к Ф.А. Степуну. Публ. А. Звеерса // Новый журнал. № 118, 1975.

Актуальность работы. Актуальность диссертационного исследования состоит в том, что мы рассматриваем цикл «Темные аллеи» в контексте философской мысли конца XIX - начала XX веков, что позволяет обнаружить не замкнутый в себе мир любовных коллизий, а величайшее прозрение писателя в тайны бытия и человека как «цельной малой вселенной» (Н. Бердяев)36.

Выбранный аспект исследования дает возможность современного изучения текстов бунинских рассказов, а именно философского их осмысления с позиции современной науки в условиях сложившихся филологических научных систем конца ХХ - начала XXI века, что также, на наш взгляд, является актуальным.

36 Бердяев Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Актуальным нам представляется также в связи с новыми знаниями авторский перевод всего цикла на корейский язык, что мы и делаем в процессе работы над диссертацией.

Цели и задачи исследования.

Цель работы - анализ рассказов, вошедших в цикл «Темные аллеи» в философско-эстетическом аспекте.

Задачи:

- обосновать появление цикла «Темные аллеи» как «итоговой» книги И.А. Бунина;

- рассмотреть рассказы в их формально-содержательном единстве;

- проследить, как мотив «потери» любимой женщины ассоциативно связан с утратой России;

- определить философско-этическую концепцию цикла;

- выявить взаимосвязь мотивов: «любовь» - «смерть»;

- соотнести бунинское понимание феномена любви с русской религиозно-философской мыслью;

- рассмотреть поэтику рассказов в контексте «вечной темы».

Теоретической и методологической основой диссертации являются

достижения русской философской мысли: труды Н. Бердяева, Вл. Соловьева, В. Розанова, П. Флоренского; филологические работы в области теории и поэтики: Р. Якобсона, Б. Томашевского, М. Бахтина, Ю. Лотман, М. Гаспарова, И. Карпова, В. Афанасьева, А. Бабореко, В. Келдыша, А. Волкова, О. Михайлова; работы преподавателей кафедры русской литературы МПГУ: И. Минераловой, В. Славиной, А. Коновалова, В. Мескина; труды зарубежных ученых: Т. Марулло, Р. Поджиоли, Д. Вудварда, А. Звеерса.

Теоретическое значение работы состоит в том, что она вписывается в контекст исследовании эмигрантской художественной литературы; дополняет накопленный опыт в изучении творчества И.А. Бунина; углубляет понимание культурно-ценностных ориентиров цикла «Темные аллеи»,

философско-эстетической природы бунинских текстов; расширяет представление о поэтике рассказов, которые следует рассматривать как единый ассоциативный художественный ряд.

Практическое значение работы заключается в возможности использования ее материалов в лекциях, спецкурсах и спецсеминарах; при создании учебников и учебных пособий.

Отдельные аспекты нашего исследования могут быть использованы в практике учителя - словесника («Чистый понедельник» входит в программу по литературе для 11-х классов).

В качестве гипотезы выскажем предположительное суждение о том, что изучение цикла «Темные аллеи» на данном этапе исследования незавершенно и требует дальнейшего внимания исследователей. В перспективе - окончание перевода рассказов на корейский язык, который нами уже начат (переведено 30 рассказов).

Научная новизна работы. Впервые проблема любви и смерти в творчестве И.А.Бунина (цикл «Темные аллеи») рассматривается в контексте философской идеи в исследовании смысла человеческой жизни, самого человека, его бытия. Учитывая достижения литературоведческой науки в изучении творчества И.А. Бунина, мы попытались найти новый эстетический подход к выбранной теме, рассмотрели рассказы в связи с бунинской концепцией трагичности бытия, расколотости мира, окончательно сложившихся в эмигрантский период. Такой подход к проблеме позволил обнаружить единый, при наличии разных ассоциативных смыслов, лирический сюжет всего цикла.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ли Сан Чул, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. ХУДУЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И.А. БУНИНА, ДНЕВНИКИ И ПИСЬМА

1. Бунин И.А. и Кузнецова Г.Н. Искусство невозможного. Дневники, письма. - М.: Грифон, 2006. - 464с.

2. Бунин И.А. Заметки // Последние новости. - Париж, 1930. 1 января.

3. Бунин И.А. Избранное. Сост. и вступ. очерк А.Н. Архангельского. - М.: Мол. Гвардия, 1991. - 318с.

4. Бунин И.А. Окаянные дни: Неизвестный Бунин. - М.: Мол. Гвардия, 1991. - 335с.

5. Бунин И.А. Письма 1885 - 1904 годов. Под общ. ред. О.Н. Михайлова. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 768с.

6. Бунин И.А. Повести и рассказы. Вступ. ст. и прим. А.А. Козловс кого. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. - 704с.

7. Бунин И.А. Полное собр. соч.: В 13 т. Доп. 14 - 16 т. - М.: Вос кресенье, 2006-2007.

8. Бунин И.А. Публицистика 1918 - 1953 годов. Под общ. ред. О.Н. Михайлова. - М.: Наследие, 1998. - 640с.

9. Бунин И.А. Собр. соч. в 8 т. - М., 1993-2000.

10. Бунин И.А. Собр. соч. в 9 т. - М.: Художественная литература, 1 965-1967.

11. Бунин И.А. Стихотворения. Рассказы. - М., 1986. - 541с.

12. Бунин. И.А. Избранные сочинения. Сост., вступ. ст., коммент. С.Р. Федякина. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - 831с.

13. Бунин. И.А. Интервью. Московская газета. 1912. №217. 22 декабря.

14. Бунин. И.А. Повести, рассказы, вспоминания. - М.: Московский рабочий, 1961. - 623с.

15. Бунин. И.А. Повести, рассказы. Сост.: Е.М. Жезлова. - Московский рабочий, 1981. - 368с.

16. И.А. Бунин: Новые материалы. Вып. I. Сост., ред. О.Коростелева и Р. Дэвиса. - М.: Русский путь, 2004. - 584с.

17. И.А. Бунин: Новые материалы. Вып. II. Сост., ред. О.Коростелева и Р. Дэвиса. - М.: Русский путь, 2010. - 536с.

18. Из переписки И.А. Бунин и М.А. Алданов. Выступл., публ. и причеч А.А. Чернышева . Октябрь. 1996. № 3. - С. 115 - 156.

19. Из писем к Тэффи // И.А. Бунин: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 73-76.

20. Письма И.А. Бунина к Ф.А. Степуну. Публ. А. Звеерса // Новый журнал. № 118, 1975. - С. 120-128.

21. Устами Буниных. Дневник Ивана Алексеевича и Веры Николаевны Буниных и другие архивные материалы. В трех томах. Frankfurt. - М.: Посев, 1977 - 1982.

II. ТРУДЫ ФИЛОСОФОВ РУБЕЖА XIX - XX ВЕКОВ

22. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. - 543с.

23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 424с.

24. Белинский В.Г. Полное собр. соч. в 13 т. - М., 1953 - 1959.

25. Бердяев Н. Смысл творчества // Философия любви. Ч.2. Антология любви. Сост. А.А. Ивин. - М.: Политиздат, 1990. - С. 421-445.

26. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви. // Русский Эрос или философия любви в России. - М., 1991. - С. 232-265.

27. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. - М.: Флинта, 1999. - 290с.

28. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. - М.: Международное отношение, 1990. - 336с.

29. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Изд-во «Правда», 1989. - 607с.

30. Бердяев Н.А. Философия свободы. Сост., вступ. ст.и коммент В.В. Шкоды. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2004. - 732с.

31. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия полна и любви. - М.: Прометей, 1989. - 156с.

32. Гачев Г. Русский эрос // Опыты: лит. философ. ежегодник. - М., 1990. -С. 210-246.

33. Гачев Г. Русский Эрос («роман» Мысли с Жизнью»). - М., 2004. - 636с.

34. Губин В.Д. Любовь, творчество и мысль сердца // Философия любви. Ч.1. Под общ. ред. Д.П. Горского; Сост. А.А. Ивин. - М.: Политиздат,

1990. - С. 231-253.

35. Лотман. Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (19581953). История русской прозы. Теория литературы. - СПб.: Искусство, 2005. - С. 739.

36. Розанов В.В. Возрасты любви // Философия любви. Ч.2. Антология любви. Сост. А.А. Ивин. - М.: Политиздат, 1990. - С. 306-316.

37. Розанов В.В. О себе и жизни своей. - М.: Московский рабочий, 1990. -876с.

38. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый // Розанов В.В. Уединенное. - М, 1990. - С. 75-418.

39. Розанов В.В. Т. 2. Уединенное. - М.: Правда, 1990. - 710с.

40. Соловьев В. С. Соч. В 2 т. - М., 1988. Т. 2. - 822с.

41. Соловьев В. Смысл любви: избр. Произведения. - М.: Современник,

1991. - 524с.

42. Соловьев В.С. Буддийское настроение в поэзии // Соловьев В.С. Литературная критика. - М., 1990. - С. 233-269.

43. Соловьев В.С. Собр. сочинений и писем: в 15-ти томах. - М., 1992.

44. Соловьев. В. Жизненная драма Платона // Русский Эрос или философия любви в России. - М., 1991. - С. 77-91.

45. Шестаков В.П. Вступительная статья // Русский Эрос или Философия любви в России. - М., 1991. - С. 5-18.

46. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви. - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 219с.

III. МОНОГРАФИИ, НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, СТАТЬИ

47. Аверин Б.В. жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания // И.А. Бунин: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 651-677.

48. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). - М.: Терра : Спорт, 1998. - 543с.

49. Адамович Г. В. О Бунине // Подъем. - Воронеж, 1978. №3. - С. 74-80.

50. Адамович Г.В. Одиночество и свобода: Литературно-критические статьи. Послесл. и коммент. Л. Алена. - СПб.: изд-во «Logos». 1993. -224с.

51. Адамович Г.В. Собрание сочинений. «Комментарии». Сост. послесл. примеч. О.А. Коростелева. - СПб.: Алетейя, 2000. - 757с.

52. Андрианов И.Ю. Человек и мир в творчестве И.А. Бунина. - Одеса: «Маяк», 1999. - 271с.

53. Ахматова А. Сочинения в двух томах. Т.1. - М.: Издательство «Правда», 1990. - 448с.

54. Афанасьев В. И.А. Бунин. Очерк творчества. - М.: Просвещение, 1966. - 384с.

55. Бабореко А.К. Бунин: Жизнеописание. - М.: Молодая гвардия, 2004. -457с.

56. Бабореко А.К. И.А. Бунин на Капри (По неопубликованным материалам) // В большой семье: Проза. Стихи. Лит. критика. -Смоленск, 1960. - С.238-253.

57. Бабореко. А.К. Глагол времен // Бунин. Окаянные дни. - М.: Советский писатель, 1990. - С. 5-24.

58. Бабореко. А.К. Материалы для биографии (с 1870 по 1917). Изд. 2-е. -М.: Художественная литература, 1983. - 351с.

59. Бакунцев А.В. И.А. Бунин в Прибалтике: Литературное турне 1938 года. - М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, 2012. - 156с.

60. Бахрах А.В. Бунин в халате. - М., 2000. - 244с.

61. Бахрах А.В. Бунин в халате. По памяти, по записям. - М.:Вагриус, 2005. - 592с.

62. Без роду-племени. Из повести о современных людях Ив. Бунина // «Мир божий». - СПб., 1899. № 4. - С. 19-33.

63. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами. - М.: Библейские общества, 1993.

64. Благасова Г.М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. И доп. - Москва; Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. - 232с.

65. Благасова Г.М. О смерти и вечности в произведениях И.А. Бунина. // Проблематика смерти в естественных и гуманитарных науках. Статьи и тезисы докладов научной конференции. Под ред. В.К. Харченко. -Белгород: Изд-во Белгородск. гос. ун-та, 2000. - С. 10-12.

66. Бонами Т.М. И.А. Бунин и Куприн. К истории личных и творческих отношений // И.А. Бунин и его окружение: к 140-летию со дня рождения писателя. Ассоц. «Бунинское наследие»; рук. Проекта В.А. Пречисисский. Сост. Т.М. Бонами. - М.: Русский импульс, 2010. - С. 99-124.

67. Бунин без глянца. Сост. П. Фокина и Л. Сыроватко; вступ. ст. П. Фокина. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. - 382с.

68. Вайман С. Трагедия «Легкого дыхания» // Лит. учеба. 1980. № 5. - С. 137-146.

69. Вейдле В.В. На смерть Бунина // В. Умирание искусства. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2001. - С.177-185.

70. Волков А.А. Проза Бунина. - М., 1969. - 448 с.

71. Газер И. Чехов и Бунин // Сборник статей и материалов. Литературный музей им. Чехова. Вып. 3. - Ростовское книжное изд-во, 1963. - С. 193-218.

72. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. - М., 2000. - 352с.

73. Гейдеко В.А. А. Чехов и ИВ. Бунин. - М.: «Советский писатель», 1976.

- 376с.

74. Гейзенберг В. Шаги за горизонт: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1987. -368с.

75. Гиппиус З.Н. Литературные размышления. О творчестве И.А. Бунина. Ст. 1930 г. Антон Крайний // Новая юность. 1993. № 1. - С. 100-104

76. Горелов. А. Е. Три судьбы. Ф. Тютчев. А. Сухово-Кобылин. И. Бунин.

- Изд-во: Советский писатель, 1976. - 624с.

77. Горький М. Собр. соч. - М.:Л., 1993. Т. XXII.

78. Гречнев В. О прозе и поэзии XIX - XX вв.: Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, Ф. Тютчев, Г. Иванов, А. Твардовский.

- СПб.: Соларт, 2009. - 376с.

79. Гречнев В. Цикл рассказов И. Бунина «Темные аллеи» (Психологические заметки) // Русская литература, 1996. №3. - С. 226235.

80. Гречнев В.Я. О прозе XIX - XX вв. - СПб, 2000. - 288с.

81. Диаспора: Новые материалы. Выпуск 2. - СПб.: Феникс, 2001. - 752с.

82. Долгополов Л.К. Судьба Бунина: Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества Бунина эмигрантского периода // Л.К. Долгополов. На рубеже веков. - Л., 1985. - С. 319 - 344.

83. Дякина А.А. И. Бунин и А. Блок. Взаимовосприятие поэтов // И.А.Бунин и русская культура. Межвузовский сборник научных трудов. - Елец, 1996. - С. 74-82.

84. Дякина А.А. Иван Бунин - поэт Серебряного века: Монография. - Елец: ЕГПИ, 2000. - 115с.

85. Егорова О.Г. Единство в многообразии (о книге И. Бунина «Темные аллеи»): Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. унта, 2002. - 143с.

86. Зайцев Б. Ив. Бунин: Солнечный удар // Современные записки. -Париж, 1927. № 30. - С. 551-552.

87. Заманская В.В. Русская литература первой трети ХХ века: проблема экзистенциального сознания: Монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та: Магнитогорск, 1996. - 409с.

88. И.А. Бунин в диалоге эпох. Межвузовский сборник научных трудов, посвященный творчеству И.А. Бунина. - Воронеж: ВГУ, 2002. - 208с.

89. И.А. Бунин и русская литература ХХ века: По материалам Международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А. Бунина. - М.: Наследие, 1995. - 270с.

90. И.А. Бунин и русский мир: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию присуждения Нобелевской премии писателю. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. - 346с.

91. Иван Бунин и Общество любителей российской словесности. Под ред. чл.-корр. РАН Ю.Л. Воротникова. Сост. Р.Н. Клейменова и Г.И. Пикулева. - М.: Academia, 2006. - 380с.

92. Иван Бунин: филологический дискурс: коллективная монография. -Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. - 280с.

93. Измайлов А.А. Ранняя осень (Поэзия и проза И.А. Бунина) // И.А. Бунин: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 307-316.

94. Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин - Ремизов - Шмелев. - Мюнхень, 1959. - С. 77.

95. Иофьев М.И. Поздняя новелла Бунина // Профили искусства: Литература, театр, живопись, эстрада, кино. - М.: Искусство, 1965. -С.277-320.

96. История русской литература, ХХ века: Серебряный век. Под редакцией Ж. Нива, В. Страда и др. - М., 1995. - 510с.

97. Ищу я в этом мире сочетания прекрасного и вечного (И.А. Бунин): Сборник работ лауреатов и дипломантов Всероссийского литературно-творческого конкурса, посвященного творчеству И.А. Бунина. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. - 207с.

98. Казьмина М.А. Типология женских образов в прозе И.А. Бунина // Царственная свобода. О творчестве И.А. Бунина. Межвузовкий сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя. -Воронеж: Квадрат, 1995. - С. 155-168.

99. Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992. - 109с.

100. Капинос Е.В. Поэзия Приморских Альп: рассказы И.А. Бунина 1920-х годов. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 248с.

101. Карасев Л.В. Русская идея «символика и смысл» // Вопросы философии, 1992. № 8. - С. 92-104.

102. Карпов И.П. Авторология русской литературы (И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Ремизов): Монография. Йошкар-Ола: Марево, 2003. -448с.

103. Карпов И.П. Проза Ивана Бунина: Очерки авторства. - М.: Прометей -Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель», 1996. - 120с.

104. Карсавин Л. Федор Павлович Карамазоа как идеолог любви // Русский Эрос или Философия любви в России. - М., 1991. - С. 350-363.

105. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. - М., 1975. - 280с.

106. Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве И.А. Бунина. Критические отзывы, эссе, пародии (1890-е - 1950-е годы). Антология. общ. ред.: Н.Г. Мельникова. - М.: Книжница : Русский путь, 2010. -928с.

107. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века. - М., 1986. - 256с.

108. Кон И. Обнаженное мужское тело в русском изобразительном искусстве // Тело в русской культуре: ред. Г. Кабакова, Ф. Конт. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - С. 194-222.

109. Коновалов А.А. К вопросу о мотиве смерти в книге И. Бунина «Темные аллеи» // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. Вып. 2. - М., 1995. - С. 107-109.

110. Кретов А.А. Морфологический анализ сборника рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» // Царственная свобода. О творчестве И.А. Бунина. Межвузовкий сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя. - Воронеж: Квадрат, 1995. - С. 131-147.

111. Кузнецова Г. Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. - М.: Моск. рабочий, 1995. - 410с.

112. Кузнецова Г.Н. Грасский дневник. Последняя любовь Бунина: Роман. -М.: Астрель, Олимп, 2010. - 379с.

113. Курносова И.М. Елецкие говоры в языке И.А. Бунина: монография. -Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. - 170с.

114. Кучеровский Н.М. И.А. Бунин и его проза (1887-1917). - Тула. Приок. кн. изд-во, 1980. - 319с.

115. Кьеркегор С. Страх и трепет. Пер. с. Дат. - М., 1993. - 382с.

116. Лавров В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции 1920-1953 гг. -Молодая гвардия, 1989. - 384с.

117. Левин Ю.И. Инвариантные структуры в философском тексте: Вл. Соловьев // Серебряный век в России. - М., 1993. - С. 5-86.

118. Лейбин В. Карл Густав Юнг: психопоэтический портрет. - М.: М осковский психолого-социальный институт, 2011. - 420с.

119. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 175с

120. Литература русского зарубежья. 1920-1940. Под общ. ред. О.Н. Михайлова. Вып. 4. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 392с.

121. Мальцев Ю. Иван Бунин: 1870-1953. - Посев, 1994. - 432с.

122. Менегальдо Е. Русские в Париже. 1919-1939. Издание второе, дополненное рисунками Алексея Ремизова «Из Достоевского». Пер. с фр. Натальи Поповой, Игоря Попова. Комментарии и примечания Игоря Попова. - М.: «Кстати», 2007. - 288с.

123. Мережковский Д.С. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. - СПб., 2007. - 903с.

124. Минералова И.Г. Четыре этюда на заданную тему («Темные аллеи любви в прозе И.А. Бунина»). И.Г. Минералова // Слово-Логос-Мир (Ежемесячный электронный журнал по русскому языку и литературе), 2010. № 10. Октябрь.

125. Михайлов О.Н. Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана. -«Бессмертные имена». - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. - 491с.

126. Михайлов О.Н. Жизнь и творчество Бунина. - Тула, 1987. - 174 с.

127. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин. Очерк творчества. - М.: Наука, 1967. - 176с.

128. Михайлов О.Н. Строгий талант. - М., 1976. - 279с.

129. Михайлова М. От прекрасного к вечному: эволюция творческих принципов И.А. Бунина. - Орел: Полиграфическая фирма «Картуш», 2008. - 168с.

130. Мочульский К. В. Соловьев. Жизнь и учение. - Париж, 1951. - 268с.

131. Муравьева-Логинова Т.Д. Живое прошлое: Воспоминания об И.А. и

B.Н. Буниных // Литературное наследство. Иван Бунин. Т.84. в 2 кн. Ред. В.Р. Щербина. - М.: Наука, 1973. Кн. 2. - С. 300 - 330.

132. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. Вступ.

ст., примеч. А.К. Бабореко. - М.: Вагриус, 2007. - 512с.

133. Набоков В.В. Рец. на кн.: Ив. Бунин. Избранные стихи. Современные записки. Париж, 1929 // И.А. Бунин: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2001. -

C. 386-389.

134. Надежин Н.Я. Иван Бунин: «По аллеям любви»: биогр. рассказы. - М.: Майор: Осипенко, 2010. - 192с.

135. Нечаенко Д. Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX - начала ХХ вв.: монография. - М.: Университетская книга, 2012. - 728с.

136. Николаев Д.Д. Проза Бунина первой половины 1920-х годов // И.А. Бунин и русская литература ХХ века: По материалам Международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А. Бунина. - М.: Наследие, 1995. - С. 151-167.

137. Ничипоров И.Б. Поэзия темна, в словах не выразима. Творчество И.А. Бунина и модернизм. Монография. - М.: Метафора, 2003. - 256с.

138. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа Т.1. - М., 1997. - 514с.

139. Обатнина Е. Алексей Ремизов: Личность и творческие практики писателя. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 296с.

140. Огарев Н. Стихотворения Н. Огарева. - Москва: Типография Грачева и Ко, 1863. - 178с.

141. Одоевцева И. На берегах Сены. - СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2012. - 480с.

142. Одоевцева И.В. На берегах Сены. - М.: Худож. лит., 1989. - 333с.

143. От Бунина до Пастернака: Русская литература в зарубежном восприятии: К юбилеям присуждения Нобелевской премии русским

писателям: Международная научная конференция: Москва, 16-19 ноября 2009 г. - М.: Русский путь, 2011. - 416с.

144. Пайман аврил. История русского символизма. - М., 1998. - 415с.

145. Переписка с Н.Д. Телешовым (1897 - 1947). Предиусловие и публикация А.Н. Дубовикова // Литературное наследство. Иван Бунин. Т. 84. в 2 кн. ред. В.Р. Щербина. - М.: Наука, 1973. Кн. 1. - С. 471 - 638.

146. Петров В.М. «В мире круга земного.». - Липецк: Липецкое издательство, 2000. - 352с.

147. Платон. Пир. Мир и Эрос. Антология философских текстов о любви. -М., 1991. - С. 10-31.

148. Полонский Я.П. Стихотворения. - М.: Советский писатель. Библиотека поэта. Малая серия. 1957. - 363с.

149. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Сов. Писатель, 1986. - 478с.

150. Попов Ю.Н. Философско-эстетические воззрения Фридриха Шлегеля // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. - М., 1983. Т.1. - С. 7-39.

151. Пращерук Н.В. Диалоги с русской классикой: о прозе И.А. Бунина: монография. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2012. - 144с.

152. Пращерук Н.В. Проза И.А. Бунина как художествнно-философский феномен: учеб. метод. пособие; науч. ред. О.В. Зырянов. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. - 232 с.

153. Пращерук Н.В. Чужая цитата как «авторский знак» Бунина-художника и стилевая доминанта его текста // Лицо и стиль: сб. науч. ст., посв. юбилею проф. В.В. Эйдиновой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. - С. 151-158.

154. Пушкин А.С. Собрание сочинений в десяти томах. Т.5. Романы, повести. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. - 661с.

155. Саакянц А.А. И.А. Бунин и его прозе // Бунин И.А. Рассказы. - М.: Правда, 1983. - С. 5-18.

156. Седых А. Далекие, близкие. - М., 1995. - 320с.

157. Симонов Г.Н., Ковалева-Огороднова Л.Л. Бунин и Рахманинов: Биографический экскурс. - М.: Русский путь, 2006. - 320с.

158. Славина В.А. В поисках идеала. Литература, критика, публицистика первой половины ХХ века. Монография. - М.: «Прометей» МИГУ, 2005. - 248с.

159. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина. -М.: Российск. гос. гуманит.ун-т, 2004. - 270с.

160. Сливицкая О.В. Бунин: психология как онтология: о рассказе «В ночном море» // Концепция и смысл. - СПб., 1996. - С. 286-287.

161. Сливицкая О.В. Космос и душа человека: (О психологизме позднего Бунина) // Царственная свобода. О творчестве И.А. Бунина. Межвузовкий сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя. - Воронеж: Квадрат, 1995. - С.5-34.

162. Смирнов Н. П. Талант, трагедия, награда // Наш современник, 1970. № 10. - С. 114-118.

163. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192с.

164. Смирнов-Несвицкий Ю.А. Тихое чтение. Мой Бунин. - СПб.: РИИИ, 2012. - 174с.

165. Степун Ф. Встречи и размышления. Избранные статьи под редакцией Евгении Жиглевич. Со вступительными статьями Бориса Филиппова и Евгении Жиглевич. Overseas Publications Interchange Ltd. - London, 1992. - 287с.

166. Степун Ф. Встречи. - М.: Аграф, 1998. - 256с.

167. Степун Ф. Ив. Бунин // Современные записки. - Париж, 1934. № 54. - С. 197-211.

168. Степун Ф. Ив. Бунин. Избранные стихи. 1900-1925 // Современные записки. - Париж,1929. № 39. - С. 528-532.

169. Строев А. Тело, распавшееся на части // Тело в русской культуре: ред. Г. Кабакова, Ф. Конт. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - С. 265-277.

170. Сухих И. Н. Русский канон: Книги ХХ века. Время, 2013. - 921с.

171. Сухих И.Н. Двадцать книг ХХ века. Эссе, - СПб, 2004. - 544с.

172. Сухих И.Н. Русская литература для всех. Классное чтение! (От Блока до Бродского). - СПб., 2013. - 736с.

173. Тарановский К.Ф. Звуковая ткань русского стиха в свете фонологических дистинктивных признаков // Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. - М., 2000. - С.347-357.

174. Твардовский А.Т. Собр. соч. в 6 т. - М.: Художественная литература. 1976-1983.

175. Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX - XX веков. Материалы научно-практической Всероссийской конференции. 16-17 октября 1997 г. - Белгород: Издательство Белгородского госуниверситета, 1998. - 249с.

176. Творчество И.А. Бунина и философско-художественные искания на рубеже XX - XXI веков: Материалы Международной научной конференции, посвященной 135-летию со дня рождения писателя. -Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. - 420с.

177. Титова Л.Н. Национальный Эрос и культура: в двух томах: Исследования. - Ладомир, 2002. - 562с.

178. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996. - 334с.

179. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С. Соловьева. В 2 т. - М.: Путь : Изд. автора, 1913. Т.1. - 631с.

180. Тюляев С.И. Искусство Индии (111-е тысячелетие до н.э. VII век н.э.). -М.: Искусство, 1988. - 342с.

181. Уотс А. Путь Дзен. - Киев, 1993. - 317с.

182. Хван А.А. Метафизика любви в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина. М., 2003. - 104с.

183. Хейнц М. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. - М.: Искусство, 1978. - 357с.

184. Художественная речь русского зарубежья: 20 - 30-е годы ХХ века: Анализ текста: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2002.

- 328с.

185. Шишкин. Французская литературная культура и русская эмиграция: Случай Вячеслава Иванова // Русские писатели в Париже: Взгляд на французскую литературу: 1920-1940: Международная научная конференция. - М.: Русский путь, 2007. - С. 405-430.

186. Шраер М. Бунин и Набоков. История соперничества. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015. - 222с.

187. Штерн М. Рассказ И. Бунина «Темные аллеи» (опыт системного анализа) // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе: Сб. науч. трудов. - Свердловск, 1990. - С. 23-30.

188. Штерн М.С. В поисках утраченной гармонии (проза И.А. Бунина 1930

- 1940-х гг.): Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - 240с.

189. Щербак Н. Любовь поэтов Серебряного века. - М.: Астрель; СПб.: Астерель-СПб.; Владимир: ВКТ, 2012. - 310с.

190. Щербенок А. Деконструкция и классическая русская литература: От риторики текста к риторике истории. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 232с.

191. Эротизм без берегов: Сборник статей и материалов. Сост. М.М. Павлова. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 480с.

192. Эртнер. Е. Ритмическая организация цикла И. Бунина «Темные аллеи» // Творческое наследие И. Бунина и мировой литературный процесс. Материалы международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А. Бунина. - Орел.: Изд-во Орловск. гос. пед. Ун-та, 1995. - С.43-44.

193. Юрсенар М. Восточные новеллы. - М., 1996. - 156c.

IV. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

194. Апресян Р.Г и Гусейнов А.А. Этика: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2001. - 671с.

195. Большой толковый словарь русского языка. Словарь. Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., 1998. - 1536с.

196. Дмитриев А.В. Бунинская энциклопедия. - Липецк: «Типография «Липецк-Плюс», 2010. - 880с.

197. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975. -720с.

198. Краснянский В.В. Словарь эпитетов Ивана Бунина: Ок. 100,000 словоупотреблений. - М., 2008: Азбуковник. - 776с.

199. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. Информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1600с.

200. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. - 750с.

201. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: около 57000 слов. - М., 1988. - 748с.

202. Русские писатели: Биобиблиографический словарь. Ч.1.А - Л. - М.: Просвещение, 1990. - 430с.

203. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.: Эллис Лак, 1995. - 416с.

204. Словарь литературоведческих терминов под ред. Л.И. Тимофеева и С.В. Тураева. Статья об эстетическом идеале. - М.: Просвешение, 1974.

- 506с.

205. Турскова Т.А. Новый справочник символов и знаков. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - 800с.

V. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

206. Абелюк Е.С., Поливанов К.М. История русской литературы ХХ века: Книга для просвещенных учителей и учеников. В 2 кн. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 296с.

207. Богданова О.Ю. Бунин в школе: книга для учителя. 2-е изд., стереотип.

- М.: Дрофа, 2007. - 300с.

208. Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века. -Петербургский институт печати, 2005. - 351с.

209. Гришман М. Литературные произведения: теория и практика анализа. Учеб. пособие. - М., 1991. - 160с

210. Карпов И.П. Автор и герой на rendez-vous // А.П. Чехов. Дама с собачкой. И.А. Бунин. Чистый понедельник. А.И. Куприн. Суламифь.: Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков. Научно-методическое пособие для вуза и школы. - М.: Владос, 2000. - С. 149-159.

211. Карпов И.П. Проза Ивана Бунина: книга для преподавателей, аспирантов, учителей. - М.: Флинта : Наука, 1999. - 336с.

212. Колобаева Л.А. Проза И.А. Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 88с.

213. Мескин В.А. Грани русской прозы: Ф. Сологуб, Л. Андреев, И. Бунин: Учеб, пособие для студентво-филологов, учащихся учебных заведений гуманитарного профиля. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2000. -152с.

214. Новалис. Фрагменты // Зарубежная литература ХК века. Романтизм. Хрестоматия историко-литературных материалов. Учеб. пособие. Сост.: А.С. Дмитриев, Б.И. Колесников, Н.Н. Новикова. - М.: Высш. шк., 1990. - С. 57-72.

215. Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учеб. пособие. под ред. Н.Н. Беляковой, М.М. Глушковой. М.: Флинта : Наука, 2006. 440с.

216. Спивак Р.С. Русская литература конца XIX - начала ХХ века. Художник и литературный процесс: Учеб. пособие. - Пермь: Перм. гос. ун-та, 2011. - 196с.

217. Трубина Л.А. Русская литература XX века: Учебное пособие для поступающих в вуз. 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 336с.

VI. ДОКТОРКИЕ И КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ

218. Астащенко О.А. Принципы художественной организации текста И.А. Бунина (поэзия и проза эмигрантского периода). Автореф. дисс. канд. филол. наук. - М., 2003. - 22с.

219. Евстафьевна Н. Своеобразие жанровых форм в книге И. Бунина «Темные аллеи»: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог. наук. - Харьков, 1990. - 16с.

220. Карпов И.П. Проблемы типологии авторства в русской прозе конца ХК - начала ХХ века: И. Бунин, Л. Андреев, А. Ремизов: дисс. доктора филол. - М., 1998. - 418с.

221. Климова Г.П. Творчество И.А. Бунина и М.М. Пришвина в контексте христианской культуры: Автореф. на соиск. докт. Фил. наук. - М., 1993. - 52с.

222. Плешков В. В. Концепция человека в творчестве И. А. Бунина : дисс. канд. филол. - Елец, 1997. - 245с.

223. Пустовойтова О.В. феномен повседневности в прозе И.А. Бунина:

Автореф. дисс. канд. филол. - Магниногорск, 2011. - 21с.

224. Фиш М.Ю. Сенсорные коды поэтики цикла рассказов «Темные аллеи». Автореф. дисс. кадн. филол. - Боронеж, 2009. - 22с.

225. Черненко О.С. Восток в художественном сознании И.А. Бунина. дисс. канд. филол. - Иркуцк, 2004. - 217с.

226. Щербицкая И.В. Стилистические особенности цикла И.А. Бунина «Темные аллеи»: Автореф. дисс. канд. филол. - Махачкала, 2008. - 22с.

VII. ЛИТЕРАТУРА О И.А. БУНИНЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

227. Marullo T. G. If you see the Buddha: Studies in the Fiction of Ivan Bunin. -Northwestern University Press, 1998. - 208p.

228. Poggioli R. The art of Ivan Bunin // Harvard Slavic Studies/ - Cambridge (Mass/), Vol. 1. - P. 249 - 277.

229. Woodward J.B. Eros and Nirvana in the Art of Buin // The Modern Language Review. - England. 1970. Vol. 65. N. 3. - P. 576 - 586.

230. Zweers A.F. The Function of the Theme of Death in the works of Ivan Bunin // Russian Literature. - Amsterdam, 1980. Vol. VIII. Issue II. - P. 151-165.

VIII. ЛИТЕРАТУРА О И.А. БУНИНЕ НА КОРЕЙСКОМ ЯЗЫКЕ

231. Ким Кен Тэ. Буддийское мировоззрение И.А. Бунина // Корейская Ассоциация русского языка и литературы, 2001. кн. 13. № 2. - С. 303 -328.

232. Ким Кен Тэ. Исследование о проблеме смерти в творчестве И.А. Бунина // Русский язык и литература. Корейская Ассоциация русистов, 2004. кн. 16. - С. 11 - 36.

233. Ким Кен Тэ. Религиозный цвет в творчестве И.А. Бунина: Коран, Упанишад, Суттани-пата // Корейская Ассоциация русского языка и литературы, 2007. кн. 19. № 3. - С. 409 - 432.

234. Ли Хи Вон. Литературно-критические наследие И.А. Бунина и «Освобождение Толстого» // Славянское Исследование, 2003. кн. 19. № 1. - С. 293 - 312.

235. Ли Хи Вон. Повествование к поиску неповторимости своего «я»: «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина // Журнал Славяноведения, 2002. кн. 17. № 1. - С. 79 - 109.

236. Чой Чжин Хи. Проблематичность темы любви в творчестве И.А. Бунина // Русский язык и литература. Корейская Ассоциация русистов, 2003. кн. 14. - С. 249 - 279.

237. Юн Юу Суб. Мировоззрение И.А. Бунина // Российское Исследование, 1994. кн. 4. - С. 89 - 116.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.