Телесно-аффективное основание самосознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Хахалова, Анна Алексеевна

  • Хахалова, Анна Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 154
Хахалова, Анна Алексеевна. Телесно-аффективное основание самосознания: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Волгоград. 2017. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хахалова, Анна Алексеевна

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

1.1. ДИНАМИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ

1.2. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МНОГОУРОВНЕВОГО СОЗНАНИЯ

ГЛАВА 2. АССОЦИАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ ТЕМПОРАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ БАЗОВОГО САМОСОЗНАНИЯ

2.1. АССОЦИАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР БАЗОВОГО САМОСОЗНАНИЯ

2.2. ТЕМПОРАЛЬНО-ТОПИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА БАЗОВОГО САМОСОЗНАНИЯ

ГЛАВА 3. ТЕЛЕСНО-АФФЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ БАЗОВОГО САМОСОЗНАНИЯ

3.1. ТЕЛЕСНО-АФФЕКТИВНАЯ ДИНАМИКА БАЗОВОГО САМОСОЗНАНИЯ

3.2. ИНТЕРСУБЪЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ТЕЛЕСНО-АФФЕКТИВНОЙ ДИНАМИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Телесно-аффективное основание самосознания»

Введение

Актуальность исследования. В современном технократическом, информационном обществе в силу общекультурного кризиса идентичности и быстро изменяющегося научно-философского миропонимания и методологии познания существует актуальная потребность в поиске иных (неклассических) оснований субъективности, в контексте которого основополагающим оказывается вопрос о самосознании. В научном пространстве отмечается все возрастающая роль субъективного фактора, одной из сторон которого является вопрос о самоидентификации, поэтому проблема самосознания становится одной из наиболее обсуждаемых тем. В современной философии сознания также наблюдается тенденция к переосмыслению онтологических и гносеологических оснований субъективности. С одной стороны, прогресс в создании в искусственного интеллекта позволяет моделировать некоторые аспекты самосознания (самообучающиеся машины, отдающие отчет в своих действиях, запоминающие и т.д.) уже сегодня. С другой, пока мы не научимся моделировать базовый опыт самосознания, мы не сможем говорить об успехе в создании искусственного интеллекта, понимаемого как аналог живого человеческого сознания. Кроме того, проблема самосознания составляет краеугольный камень социокультурных исследований, в рамках которых существует необходимость концептуализации общественной формы сознания, т. е. сознания, обладающего коллективной, или групповой, идентичностью, или коллективной самостью (чувством самости).

Прояснение понятия базового самосознания позволяет прояснить основные вопросы современной онтологии и эпистемологии, где сегодня существует множество концепций, подходов и направлений, рассматривающих сознание с разных сторон. Так, например, физикализм устраняет проблему самосознания в пользу, скорее, безличного объяснения феномена сознания; в постмодернистской и постструктуралистской традиции ставится под вопрос сама субъектность опыта сознания; в аналитической философии нет единой онтологической позиции в

вопросе о сознании и самосознании, ведутся споры о границах опыта самосознания, опытного качества «на что это похоже быть собой», или чувства самости (sense of self). Наряду с этим в современной феноменологической традиции проблема базового сознания актуальна в силу необходимости осмысления эмпирических данных наук о сознании, таких как психология, когнитивные исследования и нейронауки.

Итак, существует необходимость прояснения понятий «сознание», «самосознание», «самость», «базовое самосознание», «минимальная самость»1, потребность в концептуализации опыта базового самосознания, в выявлении и описании основных характеристик данного опыта. Эту задачу может выполнить феноменологически и психоаналитически ориентированное исследование, средоточием которого выступает комплексный анализ телесно-аффективного измерения опыта самосознания. Без такого анализа теория сознания оказывается неполной, поскольку упускает наиболее базовое, первоосновное измерение опыта, в котором впервые возникает базовое самосознание. Кроме того, в рамках данной задачи возникает необходимость в экспликации онтологического статуса другого сознания, поскольку Другой вписан в структуру субъективности и самосознания индивида в качестве исходного, конституирующего элемента. Эта задача решается в данном исследовании в согласии с феноменологической и психоаналитической концепцией интерсубъективности.

Степень разработанности проблемы. Понятие сознания принадлежит к числу фундаментальных понятий философии, начиная с новоевропейской метафизической традиции (Кэдворт, Локк, Декарт). Дж. Локк один из первых связывает сознание с самосознанием в контексте вопроса об идентичности субъекта (личности). Что же касается тематики аффективности и телесности, то она уже присутствует в качестве предмета обсуждения в работах Аристотеля (в учении о неразумной части души), в средние века исследуются Фомой Аквинским

Понятие минимальной самости появляется в работах феноменологов Ш. Галлагера и Д. Захави. Gallagher S., Zahavi D. Phenomenological Mind: An Introduction to Philosophy of Mind and Cognitive Science / S. Gallagher, D. Zahavi. — New York: Routledge, 2007. — 257 р.

и следующей за ним традицией. Начиная с Канта развивается трансцендентальная традиция, в рамках которой тематизируются фундаментальные аспекты сознания, синтетическая деятельность, темпоральность, трансцендентальный схематизм и др. В свою очередь, расцвет психологических дисциплин XIX века также затрагивает многие аспекты проблемы сознания (существование бессознательных душевных состояний, структура и виды восприятия, источники мотивации и интенции в поведении субъекта).

Анализ самости становится специальным предметом аналитической философии сознания в последней трети двадцатого века (Г. Стросон, Т. Нагель

л

Д. Деннет, и др.) . Феноменология наследует рефлексивной традиции анализа перволичного качества опыта - базовой, начальной самости - в его различных аспектах. В этом общем поле исследования получают признание разновидности экстернализма (экологический подход, социальный конструктивизм, теория воплощенного сознания (ешЬо&еёштё), энактивизм, интерсубъективный подход

"5

и др.) .

Соотношение между сознанием и бессознательным исследуется в философии П. Рикера, который указывает на опасности «двойного догматизма»: опасность догматизма абсолютной прозрачности сознания, согласно которому все, что не обладает здесь и сейчас рефлексивной очевидностью, не является сознательным, и опасностью реализма бессознательного, согласно которому мы склонны гипостазировать бессознательное, возводя его в ранг отдельно

4

существующей реальности .

В открытой Рикером традиции феноменолого-психоаналитического разыскания исследуются такие аспекты сознания, как темпоральность, аффективность, телесность, интерсубъективность. В психоанализе эти аспекты изучаются в контексте проблемы терапевтического альянса. Взаимодействие

См., например, Dennet D. Consciousness explained / D. Dennett. — Boston, MA: Little, Brown, 1991. — 511 р.

3 См., например, The Extended Mind / ed. by R. Menary — The MIT Press, 2010. — 382p.

4 Рикер П. Конфликт интерпретация. Очерки о герменевтике / П. Рикер. пер. И.С. Вдовиной. — М.: Канон-Пресс-Ц / Кучково Поле, 2002. 695с.

между аналитиком и пациентом представляется через телесно-аффективный процесс сонастраивания, в котором разворачивается опыт отношений, формируется базовое чувство самости и базовое представление о Другом (Э. Троник, Д. Стерн, М. Лачманн и др.)5. В феноменологии тема телесно-аффективной динамики разворачивается в контексте теории единства восприятия и действия (М. Мерло-Понти, А. Ное, М. Щитс-Джонсон)6, пред-рефлексивного единства сознания и темпорального сознания (К. Хельд, Р. Бернет, Д. Захави и

др.)7.

Акцент на телесно-аффективном измерении опыта сознания позволил переосмыслить такие классические понятия психоанализа, как «бессознательное», «влечение», «первичный процесс», «первичное вытеснение» в их связи не только с феноменологической перспективой, но и с философией сознания, психологическими науками и нейронауками (М. Солмс, М. Мансия, П. Хобсон и

др.)8.

В пространстве междисциплинарного исследования представление о первичном самосознании основывается на изучении мультисенсорной (интермодальной) активности организма, функционировании базовых систем организма, действующих на до-рефлексивном, до-концептуальном уровне (телесная схема, проприоцепция и т.д.),с одной стороны, и на социальное, диадическое пространство опыта, с другой. Теория восприятия, основанная на связи «восприятие-действие», является одной из объяснительных моделей опыта самости. Такие феноменологи, как Д. Захави, Ш. Галлагер, Э. Томпсон, выстраивают адекватное этой теории и эмпирическому материалу осмысление

См., например, Handbook of Interpersonal Commitment and Relationship Stability / Jeffrey M. Adams,Warren H. Jones. — Springer Science & Business Media, 1999. — 532 р.

6 См., например, Noë A. Varieties of Presence / A. Noë. — Harvard University Press, 2012. — 188 p.

7 См. Held K. Lebendige Gegenwart. / K. Held. — The Hague: Martinus Nijhoff, 1966; Gallagher S. and Zahavi D. (in press) Primal impression and enactive perception / S. Gallagher and D. Zahavi // In Dan Lloyd and Valtteri Arstila (eds.) Subjective Time: the philosophy, psychology, and neuroscience of temporality — Cambridge, MA: MIT Press.

8 Psychoanalysis and Neuroscience / ed. by M. Mancia. — Springer. 2006. — 251 p.

идеи минимальной самости. В частности, Захави обращается к анализу патологического, аутического, шизофренического сознания (Сасс и Парнас)9.

Начиная с истории экзистенциальной психотерапии/экзистенциального психоанализа можно зафиксировать богатую традицию взаимоотношений практиков и экзистенциальных мыслителей, которые исследовали до-рефлексивное аффективное понимание Другого (М. Босс, Л. Бинсвангер, А. Хольцей-Кунц и др.)10, на основе которой представители интерсубъективного подхода (Р. Столороу, Дж. Этвуд, Б. Брандшафт) продолжают феноменологический анализ бессознательного как того, что обусловливает опыт и личную историю, является его неизменным, повторяющимся «тревожащим» фоном, построенную на интерпретации экзистенциалов Dasein - заброшенности (Geworfenheit) и расположения (Befindlichkeit^.

Кроме того, аффективность изучается в рамках теории динамических систем, к которой обращаются теоретики психоанализа и феноменологи, исследующие интерсубъективное измерение опыта (Э. Троник, Д.Н. Стерн, Э. Томпсон и др.). Здесь акцентируется опытное качество диадического сознания, которое характеризует первичную коммуникацию.

В отечественной традиции в творчестве Н.М. Савченковой исследуются чувственность, аффективность и телесность в контексте герменевтической работы с основными идеями и понятиями психоанализа от Платона до современного кинематографа11. В петербургской психоаналитической традиции также можно выделить интерпретаторскую и переводческую деятельность, лакановскую школу

1 9

(В.А. Мазин, В. Черноглазов, А. Юран) . Проблема бессознательного функциони-

9 Zahavi D. Subjectivity and Selfhood. Infestigating the first-person Perspective / D. Zahavi. — Cambridge MA: MIT PRESS, 2006. — 288 p.; Gallagher S. How the Body shapes the Mind / S. Gallagher. — Oxford University Press, 2005. — 278 p.; Thompson E. Mind in Life. Biology, phenomenology and the sciences of mind / E. Thompson. — Cambridge, Massachusetts, London: The Belknap Press Of Harvard University Press, 2007. — 568 р.

10 См. Horizon. Феноменологические исследования. Психотерапевтический дазайн-анализ: история, современное состояние, перспективы. — 2016. — 5(2).

11 Савченкова Н.М. Альтернативные стили чувственности: катастрофа и идиосинкразия. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. — 162 с.

12 Юран А., Рисков В., Мазин В., Черноглазов В. Лакан и космос / А. Юран, В.Рисков, В. Мазин, В. Черноглазов. — СПб.: Алетейя, 2006. — 172 с.

рования психики, темпоральная структура времени и проблема утраты предмета, возможность до-интенционального и пред-рефлексивного единства сознания, онтологический статус alter ego - эти и другие вопросы обсуждаются в работах

13

В.И. Молчанова, Н.В. Мотрошиловой, А.Г. Чернякова и др. , междисциплинарные вопросы и взаимодействие феноменологии с теорией экзистенциальной терапии обсуждаются в работах И. Глуховой, В. Лехциер, Т.В. Щитцовой и др.14

В пространстве столь богатого множественными перспективами изучения сознания, тем не менее, остается необходимость дальнейшего исследования телесно-аффективного измерения (само)сознания. Необходимо предоставить единое основание субъективности в качестве телесно-аффективной конституции самосознания.

Объект исследования - опыт самосознания индивида.

Предмет исследования - телесно-аффективное основание опыта самосознания.

Целью исследования являются выявление и описание основных черт телесно-аффективного опыта базового самосознания в рамках феноменологически и психоаналитически ориентированного подхода к сознанию.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих конкретных задач:

1. Представить методологию междисциплинарного феноменологически ориентированного подхода к проблеме сознания, в рамках которого предмет понимается в субъектно-объектном динамическом единстве.

1. Представить концептуальную модель многоуровневого сознания, в основе которой лежит идея об опытном достижении базового уровня сознания с помощью экзистенциально-герменевтического метода в рамках феноменологически ориентированного подхода.

13 Ежегодник по феноменологической философии. — М.: РГГУ, 2015. — IV.

14 Топос / ред. Т. Щитцова — Изд-во ЕГУ. — 2015. — 1. — 128 с.

2. Представить идею базового самосознания в рамках феноменологической концепции дорефлексивного сознания и психоаналитической теории последействия.

3. Разработать феноменологическую модель темпоральности сознания, опирающуюся на идею об ассоциативной связи между представлениями.

4. Описать телесно-аффективную динамику опыта, в которой возникает базовое самосознание.

5. Разработать модель интерсубъективности на основе анализа телесно-аффективной динамики в опыте взаимодействия.

Теоретико-методологическая основа исследования включает следующие подходы в и представленные в рамках них теории и концепции:феноменологически ориентированный подход (Д. Захави, Ш. Галлагер, Д. Стерн, Э. Троник, Р. Столороу), экзистенциально-герменевтический (М. Хайдеггер, П. Рикер, Э. Спинелли).

Феноменологически ориентированный подход рассматривает сознание в его данности от перспективы первого лица. В рамках данного подхода к проблеме сознания также учитывается психоаналитическая перспектива, которая позволяет исследовать телесно-аффективное измерение опыта самосознания в интерсубъективном пространстве. Также учитываются данные психологических исследований в области базового самосознания.

Экзистенциально-герменевтический подход позволяет реконструировать основные понятия данного исследования, так как сознание, самосознание, самость, бессознательное, субъективность в контексте их экзистенциального осуществления. Данный подход учитывает динамическое единство предмета исследования, вследствие которого реконструкция принимает форму субъективного опыта.

Источниковедческую базу диссертационной работы составляют следующие группы материалов: 1) классические произведения Платона, Аристотеля, Э. Гуссерля, З. Фрейда, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггера; 3) научные издания (в

том числе монографии) феноменологов, психоаналитиков, в которых есть обсуждение тех или иных аспектов проблемы минимального сознания: Д. Захави, Ш. Галлагера, Э. Томпсона, Р. Столороу, Дж. Этвуда, Л. Бинсвангера, Э. Троника, Д.Н. Стерна, Н. Смита, Ф. де Винемон, В. Декомба, Ж. Лакана, Н.М. Савченковой, Т. Щитцовой, А.Г. Чернякова, Е.В. Борисова, Н.С. Автономой, Дж. Гибсона, У. Найссера, К. Тревартена, А. Мельтцоффа, О. Фланагана, Р. Бернета, Т. Вельш, Г. Карлссона, Р. Эрвина, Нам-Ин Ли, П. Рикера, Фр. Брентано, Г.-Г. Гадамера, И.Н. Инишева, В.А. Мазина, Д.Н. Разеева, Ж.-П. Сартра, М. Щитс-Джонстон, Э. Спинелли; 2) словари и энциклопедии по смежным дисциплинам.

Полученные результаты позволяют сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Феноменологически ориентированный подход доказывает преимущества экстернализма как новой онтологической традиции в вопросе о природе сознания по сравнению с новоевропейской метафизикой. В данном подходе предмет исследования понимается в динамическом единстве его аспектов, таких как субъектность и объектность, что проблему чистой субъективности исследования и позволяет вписать уникальность опыта в методологическую характеристику исследования.

2. Идея базового самосознания, синтаксически закрепленного в тексте понятием минимальной самости, становится основой для развития феноменологической концептуальной модели многоуровневого сознания, в которой различие между базовым уровнем и другими более сложными уровнями сознания постулируется в логике феноменологического и экзистенциально-герменевтического исследования.

3. Исследование базового самосознания следует осуществлять на основе феноменологического анализа дорефлексивного сознания, единство которого задается в опыте первичной ассоциации представлений. Понятие психического последействия проясняет телесно-аффективную природу первичной ассоциации.

4. Базовое самосознание обладает нелинейной темпорально-топической структурой, построенной на принципе первичной ассоциативной связи между представлениями. Вместо линейной темпоральности, характеризующей поток рефлексивного сознания, базовое самосознание принимает форму первичного процесса, т. е. такой психической организации, события в которой выстраиваются согласно логике индивидуальной истории субъекта, его предметного, ассоциативного мышления.

5. Анализ базового самосознания следует осуществлять как анализ телесно-аффективной динамики опыта само-аффектации. Телесно-аффективная динамика раскрывает базовое самосознания в его динамическом единстве согласно феноменологическому принципу единства восприятия и действия. В результате такого анализа постулируется совпадение базового самосознания с базовым знанием индивида о себе в мире, которое он обретает в опыте изначального движения и действия.

6. Конститутивным элементом опыта базового самосознания выступает другое сознание, что указывает на сущностную связь феномена базового самосознания с феноменом базовой, или первичной, интерсубъективности. Именно, в опыте интерсубъективности, понимаемой как опыт телесно-аффективной «настройки» (аАппетеП:) между субъектами, происходит раскрытие телесно-аффективной динамики базового самосознания.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Разработана методология феноменологически ориентированного подхода, сочетающая в себе психоаналитическую и феноменологическую концепции сознания, а также эмпирические данные психологии развития. Предмет исследования представлен, согласно данной методологии, в своем динамическом единстве.

2. Представлена концептуальная модель многоуровневого сознания, в которой психоаналитической идеи бессознательного ставится в соответствие идея

базового самосознания.

3. Представлен феноменологический анализ первичной ассоциации в согласии с психоаналитической концепцией последействия, в результате которого идея базового самосознания понимается через модель опыта «живого-настоящего».

4. Разработана феноменологическая модель темпоральности базового самосознания, в основе которой лежит механизм первичной ассоциации между представлениями. В рамках данной модели представлена идея темпорально-топической структуры, которая характеризует психическую реальность субъекта.

5. Вводится понятие телесно-аффективной динамики, в котором фиксируется феноменологический принцип единства восприятия и действия, лежащий в основе функционирования базового самосознания.

6. Вводится понятие эмоционального аффорданса, с помощью которого описывается опыт первичной интерсубъективности, в телесно-аффективной динамике которой возникает базовое самосознание.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов

обусловлена необходимостью дальнейшего изучения и концептуализации такого сложного феномена как базовое самосознание, лежащего в основании всех последующих форм самосознания и являющегося первой формой идентичности субъекта, разработки теоретико-методологических оснований его изучения, с целью дальнейшего анализа полученных результатов исследований.

Теоретические результаты данного исследования могут быть использованы аналитическими философами, феноменологами и психоаналитиками для создания единой теории сознания, которая охватывала бы самые базовые и общие, телесно-аффективные аспекты сознания; в развитии теории искусственного интеллекта вплоть до создания идеи искусственного эмоционального интеллекта; в развитии концепции коллективного сознания в рамках социальной философии.

Практически результаты диссертационной работы могут быть использованы в научно-педагогической практике при разработке методических пособий по таким дисциплинам, как антропология, социология, культурология и при обновлении базового курса по онтологии и теории познания, а также при создании специальных курсов для студентов философских факультетов, специализирующихся на углубленном изучении философии сознания, философии действия, и междисциплинарным дисциплинам;

Апробация работы. По теме исследования диссертантом были опубликованы ряд научных статей, прочитаны доклады на научных конференциях, посвященных близким к теме исследования проблемам: «Современная онтология - 4: проблемы метода», Санкт-Петербург, 2010; «Рациональность и экзистенция», Санкт-Петербург, 2011; «Единство сознания», Санкт-Петербург, 2014; «Философия и Психотерапия - 2», «История феноменологической философии и современные феноменологические исследования», Москва, 2014; Санкт-Петербург, 2014; «Эпоха психоанализа», Санкт-Петербург, 2016; «Фрейдовские чтения», Санкт-Петербург, 2017.

На основе исследования были разработаны учебные курсы «Философия психоанализа», «Психоаналитическая оптика в контексте междисциплинарности».

Всего по теме исследования было опубликовано 16 работ общим объемом 8,5 п.л., среди них статьи, рецензии и учебное пособие.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка литературы (123 наименований, из них 67 на английском языке).

Глава 1. Методология феноменологически ориентированного подхода

В главе рассматриваются основные эпистемологические и онтологические основания данного исследования. В первом параграфе излагается природа предмета исследования в рамках феноменологически ориентированного подхода. В этом рассмотрении основной акцент делается на динамическом единстве самосознания, в основе которого лежит диалектика субъектно-объектного отношения. Также, рассматривается вопрос о несовпадении языка описания с самим опытом самосознания, который исследователь феноменолого-ориентированного подхода призван описать. Главная сложность заключается в уникальном характере опыта самосознания, в котором проявляется себя диалектика паттернальной, устойчивой и вариативной частей, которая составляет существенную часть динамического единства опыта сознания. Во втором параграфе представлена реконструкция вопроса о различии между сознанием и бессознательным, где главное внимание уделяется анализу первичного процесса и его образований. Делается вывод о возможности создание концепции многоуровневого сознания, в рамках которой возможно исследовать феномены первичного процесса и другие аспекты бессознательного.

1.1. Динамическое единство предмета исследования

В данном параграфе дается перспектива развития представления о предметности «новой онтологии», или онтологии «после Хайдеггера», когда вопрос о бытии становится вопросом о бытии-в-мире. Эта предметность зарекомендовала себя в постклассических проектах рациональности. В частности, к последним относятся феноменология и психоанализ. Сущность этой перемены заключается в инверсии самого предмета исследования - теперь объект и субъект исследования составляют одно целое, сам вопрошающий становится выспрашиваемым. Эта инверсия снимает классические оппозиции, такие как «субъект-объект», «идеальное-материальное», «душа-тело», которые были

ведущими, начиная с мысли Платона, и задавали магистральную метафизическую стратегию вплоть до конца XIX века. Действительно, в дуалистической картине мира ответ на вопрос о сущности человеческого сущего смещается в сторону вопроса о природе идеального начала. В силу этого понятие сознания обретает свои явные контуры, - сознавать, значит, обладать объектом сознания. Разведение и гипостазирование этих двух моментов (акта сознания и объекта) приводит к тотальному разграничению между миром вещей, существующих независимо от сознания, и сознанием, которое существует только в качестве схватывающего полюса. Более того, обладание объектом становится привилегированным состоянием субъективности, способствуя развитию нарциссизма и эгоизма данной картины мира, в результате чего вопросы о телесности, бессознательном, мире и других вытесняются на обочину. Снятие классическом оппозиции не означает ее исчезновение, но указывает на динамику взаимопроникновения, которая открывается в новой онтологии: будучи субъектом исследования я обращаю внимание на саму себя в рефлексивном жесте. Несомненно, в этот момент происходит объективация собственной субъективной жизни - она неизбежна. Однако эта объективация оставляет простор для спотанно-творческой игры сознания, в которой только и возможно ухватить его существенные черты. В общем, вопрос Дильтея о том, как возможна объективация психической жизни оказывается ведущим для нашего исследования. Этот вопрос мы дополняем психоаналитической перспективой, где психическая жизнь оказывается всегда поделенной, разделенной с другими субъектами, в силу чего акцент вопроса смещается. Теперь нас интересует не сама процедура объективации, но стоящие за ней эффекты в виде понимания, эмпатии, любви. Спрашивая, как возможна объективация чужой психической жизни, мы спрашиваем о том, что значит быть вместе, как происходит создание общего мира, сетки совместных значений, ценностей, планов и предпочтений. Можно заключить о том, что мы спрашиваем о природе языка, сферы символического, в которой происходит объективация. Кроме того, мы задаем эпистемологическое пространство исследования степени несовпадения между языком (или говорящей мыслью) и самим опытом (жизнью):

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хахалова, Анна Алексеевна, 2017 год

Список литературы:

1. Автономова Н.С. Познание и перевод: опыты философии языка / Н.С. Автономова. — М.: РОССПЭН, 2008. — 702 с.

2. Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию // Психология XXI века: сб. науч. тр. / отв. ред. Ю.И. Александров. М.: Пер Се, 2003. — С. 39-85.

3. Белоусов М. Герменевтический круг и принцип беспредпосылочности у Гуссерля и Хайдеггера / М. Белоусов // Horizon. Феноменологические исследования. — 2012. — 1(2). —С. 101-112.

4. Аристотель. Соч. в 4-х томах / Аристотель. — М.: Мысль, 1976. Т.1. —

С. 371-448; Его же. Соч-е в 4-х томах. — М.: Мысль, 1981. — Т. 3. — 613 с.

5. Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология / Л. Бинсвангер // Логос.— 1992. — № 3. —С. 125—136; Его же. Бытие в мире. / Л. Бинсвангер // С критическим введением в экзистенциальный психоанализ Людвига Бинсвангера (авт. Джекоб Нидлман). — М.: «Ювента», 1999. — 300 с.

6. Блэйхмар У. Переосмысление концепции патологического горевания: различные типы и различные терапевтические подходы [Электронный ресурс] / У. Блэйхмар —URL:

http: //www.psychodinamica.ru/libfull/nauch/ugo_blej hmar_pereosmislenie_kontce ptcii_patologicheskogo/ (дата обращения: 24.02.2017)

7. Брентано Фр. Психология с эмпирической точки зрения / Фр. Брентано // Избранные работы / Пер. с немецкого В. Анашвили — М.: Дом интеллектуальной книги, 1996. — 176 с.

8. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь // пер. с англ. М. Р. Миронова. — СПб.: Питер, 2001. — 304 с.

9. Винер Дж. Противоречивое отношение Юнга к переносу. В наследство современным аналитическим психологам [Электронный ресурс] / Дж. Винер — Журнал практической психологии и психоанализа. — 2011. — №2. —

URL: http: //www.psyj ournal .ru/psyj ournal/articles/detail .php?ID=2695 (Дата доступа: 16.02.2017)

10. Бубер М. Два образа веры / М. Бубер // Пер. с нем. В.В. Рынкевич. — М.: Республика, 1995. — 464 с.

11. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон // пер. с англ. Т.М. Сокольской. — М.: Прогресс, 1988. — 464 с.

12. Глухова И. Философия и психотерапия: взгляд практика / И. Глухова — ТОПОС — 2008. — 1 (18). —С. 5-12.

13. Гуссерль Э. Избранные работы / Э. Гуссерль —М.: Территория будущего, 2005. — 219 с.; Его же. Идея феноменологии: Пять лекций / Э. Гуссерль // пер. с нем. и комментарии Н.А. Артеменко, вступ. ст. И.И. Мавринского. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2006. — 224 с.; Его же. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль // пер. А.В. Михайлова. — М.: ДИК. 1992. Т. 1. — 220 с.

14. Декомб В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица / В. Декомб // пер. с фр. М. Голованивской. — М.: Новое Литературное Обозрение, 2011. — 576 с.

15. Деррида Ж. Фрейд и сцена письма / Ж. Деррида // Письмо и различие: сб. науч. тр. — СПб.: Академический проект, 2000. —С. 252 — 292.

16. Зиновьева А.А. Другой в экзистенциальном психоанализе / А.А. Зиновьева // Известия Тульского государственного университета. — Гуманитарные науки, 2012. — Выпуск № 2. —С. 35-43.

17. Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом / В.П. Зинченко // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. —С. 151-169.

18. Зинченко Ю.П. Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода / Ю.П. Зинченко — М.: Проспект. 2003. — 320 с.

19. Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс]. URL://psyjournals.ru/authors/26807.shtml (дата обращения: 29.01. 2017).

20. Идея системности в современной психологии: сб. науч. тр. / Под ред. В. А.

Барабанщикова — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 496 с.

21. Инишев И.Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики / И.Н. Инишев

— Вильнюс: ЕГУ, 2007. — 168 с.

22. Князева Е.Н. Энактивизм: концептуальный поворот в эпистемологии / Е.Н. Князева // Вопросы философии. — 2013. — № 10. —С. 91-105.

23. Колычев П.М. Релятивная онтология / П. М. Колычев ; С.-Петерб. гос. ун-т.

— СПб: Издательство Санкт-Петерб. Университета, 2006. — 225 с.; Его же. Онтология Тимея / П. М. Колычев. — СПб: Студия "НП-Принт". Ч. 1. — 2012. — 255 с.; Его же. Теория информации / П. М. Колычев. — СПб: НП-Принт, 2013. —177 с.

24. Косыхин В.Г. Онтология и нигилизм: от Хайдеггера к постмодерну. -Саратов:Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. - 196 с.

25. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан // пер. с фр. А. Черноглазова. — М.: Гнозис, 1995. — 192 с.; Его же. Четыре основные понятия психоанализа (Семинары: Книга XI (1964)) / Ж. Лакан // пер. с фр. А. Черноглазова. — М.: Гнозис; Логос, 2004. — 304 с.; Его же. Этика психоанализа (Семинары: Книга VII (1959—60)) / Ж. Лакан // пер. с фр. А. Черноглазова. — М.: Гнозис; Логос, 2006. — 416 с.

26. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис // пер. Автономовой Н.С. — М., 1996; 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2010. — 322 с.

27. Лейбин В.М. История и теория психоанализа: программа курса лекций / В.М. Лейбин — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.

— 128 с.

28. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу / В.М. Лейбин // Серия «Psychology». — М.: АСТ, 2010. — 700 с.

29. Лейбниц Г.В. Избранные философские соч-я / Г.В. Лейбниц. — Типография А. Гатцука, 1890. -363 с.

30. Лехциер В.Л. Опыт исчезновения в феноменологической перспективе / В.Л.

Лехциер // Ежегодник по феноменологической философии. — М.: РГГУ, 2008. — № 1. —С. 103-127.

31. Мазин В.А. Введение в Лакана / В.А. Мазин. — М.: Прагматика культуры, 2004. — 211с.

32. Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы [Электронный ресурс] / А. Марков.

— URL: http://skepdic.ru/wp-

content/uploads/2013/10/Rozhdenie_slozhnosti_Alexandr_Markov.pdf (Дата обращения: 24.02.2017). Его же: Эволюция человека. Обезьяны, нейроны и душа [Электронный ресурс] / А. Марков. — URL: http://scisne.net/a-1366?pg=3 (Дата обращения: 24.02.2017.)

33. Матурана У. Язык и интеллект: сб. науч. тр. / У. Матурана // пер. с англ. Ю.М. Мешенина. — М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. — 416 с.

34. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти // пер. с фр. И.С. Вдовиной. — СПб.: Ювента, Наука, 1999. — 608 с.

35. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии /

B.И. Молчанов // Моногр. — М.: Высш. шк., 1998. — 144 с.; Его же. Две лекции о Брентано [Электронный ресурс] / В.И. Молчанов —

URL: http: //www.ruthenia.ru/logos/number/2002_01 /04. htm#_ftnref1 (дата обращения: 16.02.2017).

36. Найссер У. Познание и реальность / У. Найссер // пер. с англ. В.В. Лучкова.

— М.: Прогресс, 1981. — 232 с.

37. Орлова Ю.О. Время ирефлексия. Метафизические исследования. Понимание / Ю.О. Орлова // Альманах «Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ», 1997. — Выпуск 1. —

C. 181—189.

38. Основы психофизиологии: учебник / отв. ред. Ю.И. Александров. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 340 с.

39. Огден Т. Мечтание и интерпретация: Ощущая человеческое / Т. Огден // пер. с англ. А.Ф. Ускова. — М.: Независимая фирма "Класс", 2001. — 160 с.

40. Платон. Сочинения в четырех томах / Платон // Отв. ред. Л.Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, Л. Л. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1994. — Том 3.

41. Разеев Д.Н. В сетях феноменологии. Э. Гуссерль. Основные проблемы феноменологии / Д.Н. Разеев — Сбп.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. — 368 с.

42. Рикер П. Конфликт интерпретация. Очерки о герменевтике / П. Рикер // пер. И.С. Вдовиной. — М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц / КУЧКОВО ПОЛЕ, 2002. — 695 с.

43. Савин А. Эпохэ и трансцендентальная редукция в лекционном потоке Гуссерля Первая философия / А. Савин // Логос. — 2011. — 3 (82). —С. 214221.

44. Савченкова Н.М. Альтернативные стили чувственности: катастрофа и идиосинкразия / Н.М. Савченкова — Спб.: Изд-во СПбГУ, 2004. — 162 с. Ее же. Аналитика психического опыта. Проблема психической предметности в философии ХХ века и психоанализе / Н.М. Савченкова — СПб.: Изд-во ВЕИП, 2009. — 14,5 п.л.

45. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр // пер. В.И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 639 с.

46. Стерн Д.Н. Межличностный мир ребенка. Взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития / Д.Н. Стерн. — СПб.: ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа, 2006. — 376 с.

47. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход / Р. Столороу, Б. Брандшафт, Дж. Атвуд. — М.: Когито-Центр, 1999. — 252 с.

48. Фрейд З. Я и «Оно» / З. Фрейд // Труды разных лет. -Тбилиси: Мерани. 1991. Кн. 1. — 390 с.; Его же. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа / З. Фрейд // Сборник. — СПб.: Алетейя. 1998. —С. 151 — 193.; Его же. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд. — СПб.: Алетейа, 2000. — 214 с.; Его же. Толкование сновидений / З. Фрейд. — Минск: АСТ Харвест Мн, 2004. — 480 с.

49. Фукс Т. Тождество личности и физическое существование / Т. Фукс //

Мысль. — 2015. —С. 42-64.

50. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер // пер. В.В. Бибихина. — Фолио, 2003. — 510 с.; Его же. Время и бытие / М. Хайдеггер. — М.: Республика, 1993. — 447 с.; Его же. Феноменологические интерпретации Аристотеля / М. Хайдеггер // пер. Н.А. Артеменко. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2012. — 352 с.

51. Хахалова А.А. К "ratio" междисциплинарных исследований / А.А. Хахалова // 1913 год — «триумф» классической рациональности: сб. науч. тр. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. —С. 153-165.

52. Херрманн Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля / Ф.-В. Херрманн // сб. науч. тр. — Мн.: Пропилеи, 2000. — 192 с.

53. Черняков А.Г. Онтология времени. Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера / А.Г. Черняков — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. — 460 с.; Его же. Хайдеггер и греки / А.Г. Черняков // Мартин Хайдеггер: сб. науч. тр. / Подгот. Д. Ю. Дорофеев. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. —С. 160-176.

54. Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики [Электронный ресурс] / В. Б. Швырков. — 1995. —URL: (дата обращения: 15.04.2017)

55. Щитцова Т.В. Экзистенциальная терапия, или Как практикуют философию:к актуальности Киркегора в современную эпоху / Т.В. Щитцова // Логос. — 2006. — 6(57). —С. 84-99.; Ее же. Индивидуальная терапия как социальная практика и как интерсубъективнй опыт / Т.В. Щитцова // сб. науч. тр. / под редакцией С.М. Бабина, В.В. Андрюшина, И.Г. Глуховой. — СПб.: издательство «Анатолия» 2014. — 232 с.

56. Юран А., Рисков В., Мазин В., Черноглазов В. Лакан и космос / А. Юран, В.Рисков, В. Мазин, В. Черноглазов. — СПб.: Алетейя, 2006. — 172 с.

57. Anscombe G. E. M. Intention / G. E. M. Anscombe. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 2000. — 106 р.

58. Badiou A. L'être et l'évènetment / A. Badiou. — Paris: Éditions du Seuil, 1988. — 576 p.

59. Bermudez J. L. The paradox of self-concsiousness / J. L. Bermudez. — Cambridge, MA: MIT Press, 1998. — 356 p.

60. Berthoz A., Petit J.-L. Phénoménologie et physiologie de l'action / A. Berthoz, J.-L. Petit. — Odile Jacob, 2006. — 368 p.

61. Berthoz A. La Décision / Berthoz A. — Poches Odile Jacob, 2013. — 400 p.

62. Cambridge companion to Freud / ed. J. Noe. — Cambridge University Press, 2006. — 356 p.

63. Carman T. The body in Husserl and Merleau-Ponty / T. Carman // PHILOSOPHICAL TOPICS — 1999. — VOL. 27, NO. 2. —P. 205-226.

64. Contemporary Psychoanalysis in America: Leading Analysts present their Work / ed. by A. M. Cooper. — Washington DC, London, 2006. — 759 p.

65. Depraz N. Temporalite et affection dans les manuscrits tardis sur la temporalite (1929-1935) de Husserl / N. Depraz // Alter. — 1994. — 2. —P. 63-86.

66. Dennet D. Consciousness explained / D. Dennet. — Boston, MA: Little, Brown, 1991. — 511 p.

67. DeLibera A. Archéologie du Sujet / A. DeLibera. — Paris: LIBRAIRIE PHILOSOPHIQUE J.VRIN, 2007. — 448 p.

68. Descombes V. Le complement de sujet / V. Descombes. — Gallimard, 2004. — 521 p.

69. Dillon M.C. Merleau-Ponty's Ontology / M.C. Dillon. — Bloomington And Indianapolis: Indiana University Press, 1998. — 206 p.

70. Flanagan O. Consciousness Reconsidered / O. Flanagan. — MIT Press, 1992. — 250 p.

71. Frith C.D. The Cognitive Neuropsychology of Schizophrenia. Hillsdale / C.D. Frith. — NJ: Erlbaum. 1992.

72. Sh., J. / Sh. , J. // . —1995. — 16 (4). — P. 369-390.

73. Gallagher S. How the Body shapes the Mind / S. Gallagher. — Oxford University Press, 2005. — 278 p.

74. Gallagher S., Zahavi D. Phenomenological Mind: An Introduction to Philosophy of Mind and Cognitive Science / S. Gallagher, D. Zahavi. — New York: Routledge, 2007. — 257 p.

75. Gallagher S. and Zahavi D. (in press) Primal impression and enactive perception / S. Gallagher and D. Zahavi // In Dan Lloyd and Valtteri Arstila (eds.) Subjective Time: the philosophy, psychology, and neuroscience of temporality—Cambridge, MA: MIT Press.

76. Gendlin E.T. Experiencing and the Creation of Meaning / E.T. Gendlin. — Evanston, IL: Northwestern University Press, 1997. — 302 p. Idem.Line by line commentary on Aristotle's 'De Anima' II & III [Excerpts from the Introduction] / E.T. Gendlin // Unpublished manuscript [3neKTpoHHbinpecypc]. — 2004.—URL: http://www.focusing.org/gendlin/docs/gol_2189.html(^aTao6pa^eHHa: 17.01.2017).

77. Grotstein J. S. A Beam of Intense Darkness.Wilfred Bion's Legacy to psychoanalysis / J. S. Grotstein. — Karnac Books, 2007. — 400 p.

78. Handbook of Interpersonal Commitment and Relationship Stability / Jeffrey M. Adams,Warren H. Jones. — Springer Science & Business Media, 1999.— 532 p.

79. Handbook of Phenomenology and Cognitive Sciences / eds. S. Gallagher, D. Shmicking. — Springer, 2010. — 721 p.

80. Hodge J. Derrida on Time / J. Hodge. — Routledge, 2007. — 256 p.

81. Hopkins B.C. The Philosophy of Husserl / B.C. Hopkins. - Acumen, 2010. — 290p.

82. Farber L. The Ways of the Will: Selected Essays / L. Farber. — New York: Basic Books, 2000. — 317 p.

83. Held K. Lebendige Gegenwart. / K. Held. — The Hague: Martinus Nijhoff, 1966;

84. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie / E. Husserl // Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution / Husserliana / Edited by M. Biemel. — The Hague: Martinus Nijhoff, 1952. Bd. IV. — 426 s.; Idem Erste Philosophie (1923/4) / E. Husserl // Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion / Husserliana / Edited

by Rudolf Boehm. — The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff, 1959. — Bd. VIII.- 594 s.; Idem. Phänomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester. 1925 / E. Husserl // Husserliana / Edited by Walter Biemel. — The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff, 1968. — Bd. IX. — 652 s.; Idem. Zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstesens (1893 -1917) / E. Husserl // Husserliana / Edited by Rudolf Boehm. — The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff, 1969. — Bd. X. — 484 s.; Idem. Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten, 1918-1926 / E. Husserl // Husserliana / Edited by Margot Fleischer. — The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff, 1966. — Bd. XI. — 437 s.; Idem. Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Erster Teil. 1905-1920 / E. Husserl // Husserliana / Edited by Iso Kern. — The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff, 1973. — Bd. XIII. — 547 s.; Idem. Die 'Bernauer Manuskripte' über das Zeitbewußtsein (1917/18) / E. Husserl // Husserliana / Edited by Rudolf Bernet & Dieter Lohmar. — Dordrecht, Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 2001. — Bd. XXXIII. — 464 s.; Idem. Analyses Concerning Passive and Active Syntheses: Lectures on Transcendental Logic / E. Husserl // trans. A. Steinbock. — Dordrecht: Kluwer Academic, 2001. — 221 p.

85. Karlsson G. Psychological Qualitative Research from a Phenomenological Perspective / G. Karlsson. — Stockholm: Almqvist and Wiksell International, 1993. — 209 p.

86. Kenny A.J.P. Action, Emotion and Will / A.J.P. Kenny. — London: Routledge & Kegan Paul, 2003. — 174 p.

87. Kortooms T. Phenomenology of Time: Edmund Husserl's Analysis of Time-Consciousness / T. Kortooms. — Springer, 2002. — 306 p.

88. Landgrebe L. "Das Problem der passiven Konstitution" in Faktizität und Individuation / L. Landgrebe // Studien zu den Grundfragen der hänomenologie. — 1982. — P. 71-87.

89. Lemma A. Under the skin. A Psychoanalytical study of body modification / A. Lemma. — Routledge, 2010. — 211 p.

90. Lisska A.J. Aquinas's Theory of Perception: An Analytica Reconstruction / A.J. Lisska. — Oxford University Press, 2016. — 352. p.

91. MacIntyre A. The Unconcious / A. MacIntyre. — London: Routledge & Kegan Paul, 1958. — 254 p.

92. Mauro M. Implicit memory and early unrepressed unconscious: Their role in the therapeutic process (How the neurosciences can contribute to psychoanalysis / M. Mauro // The International Journal of Psychoanalysis. — 2006. — 87 (1) — P. 83—103.

93. Meltzoff A. N., Moore M. K. Explaining Facial Imitation: A Theoretical Model / A.N. Meltzoff, M.K. Moore // Early Development and Parenting. — 1997. — Vol. 6. — P. 179-192;

94. Mishara A. Husserl and Freud: Time, Memory And The Unconscious / A. Mishara// Husserl Studies. —1990. — 7. — P. 29-58.

95. Murray L., Trevarthen C. Emotional regulation of interactions between two-month olds and their mothers / L. Murray, C. Trevarthen // T A Field & N A Fox, Social Perception in Infants. -Norwood, N.J., Ablex Publishers, 1985. — P. 177-197.

96. Nagel T. The view from nowhere / T. Nagel. — New York: Oxford University Press, 1986. — 256 p.

97. Neisser U. Five kind of Self-Knowledge / U. Neisser // Philosophical Psychology.

— Vol. I., № 1. — P. 35-59.

98. Noë A. Varieties of Presence / A. Noë. — Harvard University Press, 2012. — 188 p.; Idem. Strange Tools: Art and Human Nature / A. Noë. — Hill and Wang, 2015.

— 285 p.

99. O'Shaughnessy Br. J. Consciousness and the World / Br. O'Shaughnessy. — Oxford University Press, 2000. — 705 p.

100. Philosophical Essays on Freud / Edited by R. Wollheim and J. Hopkins. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. — 314 p.

101. Psychoanalysis and Neuroscience / ed. by M. Mancia. — Springer. 2006. — 251 p.

102. Ricoeur P. De l'interprétation. Essaises sur Freud / P. Ricoeur. — Éditions du Seuil, 1965. — 575 p.

103. Rochat P., Passos-Ferreira C., Salem P. Three Levels of Intersubjectivity inEarly Development / P. Rochat, C. Passos-Ferreira, P. Salem // Enacting Intersubjectivity. Paving the way for a dialogue between cognitive science, social cognition and neuroscience. — C.: da Larioprint, 2009. P. 173-190.

104. Rummel R.G. Understanding Conflist and War. — Sage Publications, Beverly Hills, California, 1975. — Vol. 1. — 342 p.

105. Sass L.A., Parnas J. Schizophrenia, consciousness, and the self / L.A. Sass, J. Parnas // Schizophr Bull. — 2003. — 29(3). — P. 427-44.

106. Sheets-Johnstone M. Essential clarifications of 'self-affectionand Husserl s 'sphere of ownness: First steps toward a pure phenomenology of (human) nature / M. Sheets-Johnstone // Continental Philosophy Review. — 2006. — 39. — P. 361— 391; Eadem. The primacy of movement. / M. Sheets-Johnstone. — Philadelphia: John Benjamins Publishing, 2011. — 574 p.

107. Slater A. Visual Perception in newborn Infant: issues and debates / A. Slater // Intellectica. — 2002/1. — 34. —P. 57-76.

108. Sokolowsky R. Introduction into the phenomenology / R. Sokolowsky. — Cambridge University Press, 1999. — 248 p.

109. Spinelli E. The Interpreted World / E. Spinelli. — Sage Publications, 2005.

110. Stern D. N. The Interpersonal World of the Infant: A View from Psychoanalysis and Development / D. N.Stern. — Basic Books, 1985. — 304 p.

111. Stern D. N., Sander L.W., Nahum J.P., Harrison A.M., Lyons-Ruth K., Morgan A.C., Bruschweilerstern N. and Tronick E.Z. Non-Interpretative mechanisms of psychoanalytic therapy:The "Something more than Interpretation" / D. N. Stern, L.W. Sander, J.P. Nahum, A.M. Harrison, K. Lyons-Ruth, A.C. Morgan, N. Bruschweilerstern and E.Z. Tronick // International Journal of Psycho-Analysis. — 1998. — 79. — P. 903-921.

112. Stolorow R.D., Atwood G.E. Contexts of being. The intersubjective foundations of Psychological Life / R.D. Stolorow, G.E. Atwood. — The analytic press, L., 1992. — 146 p.

113. Stolorow R.D., Atwood G.E., Brandshaft B. Psychoanalytic Treatment. An Intersubjective approach, the analityc press / R.D. Stolorow, G.E. Atwood, B. Brandshaft. — Hillsdale, 1987. — 187 p.

114. Strachey J. The Standart Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud / J. Strachey. — Vol. 1. — London: Hogarth Press, 1953. — 388 p.

115. The Extended Mind / Ed. R. Menary. — The MIT Press, 2010. — 382 p.

116. The Oxford Handbook of Philosophy of Cognitive Science. / Ed. by E. Margolis, R. Samuels, and S. P. Stich. — Oxford University Press, 2012. — 562 p.

117. The Routlege Companion to Philosophy of Psychology / ed. by J. Symons and P. Calvo. 2009. — 682 p.

118. Theunissen M. The Other. Studies in the Social Ontology of Husserl, Heidegger, Sartre, and Buber (Studies in Contemporary German Social Thought) / M. Theunissen. — The MIT Press, 1986. — 480 p.

119. Thompson E. Empathy and Consciousness / E. Thompson // Journal of Consciousness Studies. — May-July 2001. — Vol. 8, No. 5-7. —P. 1-32; Idem. Mind in Life. Biology, phenomenology and the sciences of mind / E. Thompson. — Cambridge, Massachusetts, London, The Belknap Press Of Harvard University Press, 2007. — 568 p.

120. Tronick E. Z. Als H., Adamson, L., Wise, S., & Brazelton T. B. The Infant's Response to entrapment between contradictory messages in face-to-face interaction / E. Z. Tronick, H. Als, L. Adamson, S. Wise, T. B. Brazelton // Journal of American Academy of Child Psychiatry. — 1978. — 17. —P. 1—13.

121. Tronick E. Z., Beeghly M. Infants' Meaning-Making and the Development of Mental Health Problems / E. Z. Tronick, M. Beeghly // American Psychology. — 2011. Feb-Mar. — 66(2). —P. 107—119;

122. Tronick, E. Z. "Of Course All Relationships Are Unique": How Co-creative Processes Generate Unique Mother—Infant and Patient—Therapist Relationships and Change Other Relationships / E. Z. Tronick // Psychological Inquiry. — 2003. 23(3). — P. 473-491;

123. Zahavi D. Self-Awareness and Alterity: A Phenomenological Investigation (Studies in Phenomenology and Existential Philosophy) / D. Zahavi. -Northwestern University Press, 1999. — 291 p.; Idem. Subjectivity and Selfhood. Investigating the first-person Perspective / D. Zahavi.— Cambridge MA: MIT PRESS, 2006. — 288 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.