Технотронная цивилизация: Сдвиг от проблем экологии к виртуальной реальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Карачева, Татьяна Иосифовна

  • Карачева, Татьяна Иосифовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 132
Карачева, Татьяна Иосифовна. Технотронная цивилизация: Сдвиг от проблем экологии к виртуальной реальности: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Москва. 1999. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Карачева, Татьяна Иосифовна

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СДВИГ К

ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КРИЗИСУ

§ 1. Феноменология экологического кризиса

§ 2. Религиозные ценности в контексте экологических

перспектив цивилизации

Глава II. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СДВИГ К ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫМ

ПРАКТИКАМ

§ 1. Натуралистическая концепция коммуникативных практик

§ 2. Виртуальная реальность как проблема эволюционной

эпистемологии

§ 3. Формирование познавательной активности в контексте

проблем технотронной цивилизации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Технотронная цивилизация: Сдвиг от проблем экологии к виртуальной реальности»

Введение

В современной философии резко возрос интерес к всестороннему осмыслению коммуникации и виртуальной реальности. Структура коммуникации все более предстает как значительный культурный феномен, как особый способ познания, как духовная ценность, открывающая путь к полноценному общению, к утверждению нравственного достоинства личности. Виртуальная реальность становится я одним из условий | выживания и предпосылкой социальной гармонии в современном обществе, у Стремление к диалогу и сотрудничеству составляет важную тенденцию развития современного общественного сознания. Все чаще раздаются призывы к коммуникации, диалогу, возникают общественные движения, видящие своей целью создание условий и продвижение диалога в различных сферах - между странами и народами, между религиями, между культурами. Виртуальная коммуникация становится ценностью, создающей облик и задающей направление движения современной культуры. „и

В настоящее время изучение коммуникации приобретает комплексный" характер: широко изучаются лингвистические характеристики диалога, его коммуникативные особенности, на основе виртуальности моделируются социальные и технические системы. 1 Созываются конференции, выпускаются журналы с одноименным названием, формируются научно-исследовательские институты и группы. Результаты этой многонаправленной и комплексной научной работы складываются в особую научную дисциплину, получившей название виртуалистики. Активно развивается философское осмысление диалога: целые пласты бытия интерпретируются по-новому, исходя из принципов диалогического мышления. Несмотря на интенсивность этих исследований и наряду с несомненными успехами в этой области, 'следует констатировать, что наука отстает от развития самого явления: диалог активнее формирует культуру, чем это успевает отслеживать

наука. Диалог в политике и культуре развивается быстрее, чем наука и философия его успевают осмыслить. Мы будем понимать диалог в качестве формы связи неязыковой и языковой реальностью, и в этом смысле как форму коммуникации. ;

Актуальность темы исследования

Для современных исследований цивилизованного сдвига от проблем экологии к виртуальной реальности важным является отношение к тем концепциям социального развития, которые были выработаны на Западе. [Запад сориентирован на коммуникативные технологии, задающие смысл феномена виртуальности. Создаются новые основания для формирования познавательной установки человека. Озабоченность проблемами экологии постепенно перерастает в озабоченность виртуальной реальности, создания альтернативной цивилизации, экологически равновесной и духовно наполненной.! Западные модели технотронного развития не могут не быть ответственными за развал духовных основ жизни традиционных обществ, за подрыв и разрушение глобальной и региональных экосистем - жизненной основы самой цивилизации.

Такие обвинения предъявляются прежде всего концепциям индустриализации и модернизации, для реализации которых требуется обеспечение свободного предпринимательства, рациональной организации труда, его материально - потребительской мотивации, рыночной экономики и правопорядка, связанного с демократическим правлением. Выступая против этого, критики западных путей развития оказываются , однако, в трудном положении: если отвергать демократию, открывается дорога тоталитаризму; если отвергать свободу и личную инициативу ради коллективной ответственности, это передаст слишком много полномочий бюрократии со всеми вытекающими отсюда последствиями; если отвергать рынок во имя планирования, последнее окажется принудительным,

близоруким и неэффективным; если отвергать правопорядок, утвердятся коррупция и беззаконие. Короче говоря, отрицая западные пути развития, легко оказаться в тупике.

Научно-техническая революция и компьютеризация коренным образом изменяют процесс промышленного производства, внедряются в сферы научного познания, радикально меняют духовную культуру современной цивилизации, раскрывая человеческому разуму и духу новые горизонты совершенствования. НТР вызвала глубинные сдвиги в современной человеческой культуре, обострив фундаментальные проблемы человеческого бытия, его природного окружения и гармонии с противоречивым внешним миром.

Философский и культурологический анализ взаимосвязи компьютеризации и мировоззрения общества приводит к феномену виртуальной реальности. Рассматривается влияние коммуникативных практик на формирование виртуальной реальности, мировоззренческие компоненты влияют на структуру, направление и динамику развития социальных систем, которое, в свою очередь, корректирует и содержание мировоззрения, и духовную культуру в целом.

Субъектом мировоззрения является человек как социально-историческое существо, в сознании которого формируется система чувственных и теоретических объектов, репрезентирующих объективный мир и закономерности его развития. Теоретические конструкты, обобщающие множество чувственных данных и образов, формируют понятийно - категориальную сетку концепта мировоззрения, которая позволяет систематизировать и понимать феноменальное содержание его денотата. Таким образом, ¡формирование технотронной цивилизации есть не что иное, как процесс создания такой виртуальной реальности, которая не

позволяет отразить реальные процессы объективной действительности, вовлеченной в сферу общественно-практической деятельности.

Бурный процесс компьютеризации создает фантастические перспективы во всех сферах культуры и общественного производства. Внедрение компьютеров обострило не только научные и технические проблемы, но и выявило новые аспекты гуманитарного знания, требующего философского осмысления.

Степень разработанности темы и исследовательская ситуация, сложившаяся к настоящему времени, заключается в следующем. Проблемы развития современной культуры в условиях компьютеризации анализируются различными авторами в разных аспектах. Технические стороны компьютеризации рассматриваются в работах "Кибернетика: ) прошлое для будущего", Глушкова В.М., Раппа Ф.Р., Поспелова Д.А., Позднякова А.И., Панова М.И.

Теоретико-филосовскому анализу использования компьютерной и информационной техники в современном обществе посвящены работы Абрамова Ю.Ф., Жукова Н.И.. Ладенко И.С., Никифорова А.Л., Носова H.A., Ракитова А.И., Розова В.М., Смоляна Г.Л., Урсула А.Д. и других.

Влияние компьютеризации на социально - культурную среду исследуется в работах Виноградова В.А., Гиренка Ф.И., Диденко В.Д., Глушкова В.М., Звягинцева В.А., Зуева К.А., Рудь И.Д., Смоляна Г.Л., , Чурбанова В.Б., Языкова М.Н., Цукерман И.И. —I

При глубоком и всестороннем анализе в философской и социологической литературе всех этих вопросов в отдельности, проблема комплексного, синтетического взаимодействия этих объективных феноменов в условиях современной культуры в литературе встречается редко. Однако, до сих пор в отечественной литературе нет работ, исследовательская

программа которых была бы направлена на осмысление тех "сдвигов" в культуре, которые произошли в результате компьютерной революции в аспекте взаимодействия человека и общества, человека и его мировоззренческих структур, сдвига от проблем экологии к виртуальной реальности.

Многообразие исследований, методологических подходов, аспектов обусловило необходимость целостного синтетического изучения проблем взаимосвязи коммуникативных практик с глубинными процессами, происходящими в мировоззренческой культуре общества, которое, в свою очередь, влияет на социальное развитие в целом. Глубинные процессы в общественном бытии, происходящие благодаря коммуникативным практикам и виртуальной реальности не могут не отразиться на кардинальных изменениях в общественном сознании, во всей духовной культуре.

Чем отличается то новое, которое зарождается в тигле цивилизации конца XX века, от традиционного и привычного, с которым жило человечество всю свою историю - этот процесс имеет не только научно-познавательный интерес. Суть его состоит в том, чтобы выяснить философское содержание сдвига цивилизации от проблем экологии к виртуальности. Структурные изменения в социальных системах под влиянием технической культуры приводят к переоценке мировоззренческих ценностей, к изменениям духовной жизни общества, к формированию новой духовной культуры.

Дели и задачи исследования

Цели и задачи заключаются в анализе проблем воздействия технотронной цивилизации на изменение социального развития, которые

оказывают влияние на формирование нового мировоззрения. Анализ этого процесса позволяет раскрыть не только динамику цивилизационного сдвига и его детерминирующих факторов, но и влияние этих факторов на познавательную активность человека.

Достижение всех этих целей становится возможным при решении следующих задач:

1 .Проанализировать цивилизационный сдвиг к экологическому кризису.

2. Влияние религиозных ценностей на экологическую стратегию цивилизации.

.....,/

3. Провести анализ виртуальной реальности как проблемы] эволюционной эпистемологии.

4.........:

4. Исследовать особенности формирования натуралистической1 концепции коммуникативных практик.

5. Проанализировать формирование познавательной активности в / контексте проблем технотронной цивилизации. у

Методологические основы и источники исследования

Источниками исследования является литература, рассматривающая совокупность проблем развития современной цивилизации. Использованы материалы анализа социо-культурных последствий компьютеризации общества существования виртуальной реальности, коммуникативных практик.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются:

принципы целостного социально-филосовского и культурологического подхода с позицийунивереального гуманизма,

- принципы эволюционной эпистемологии, а также системного анализа в контексте философской теории познания.

Научная новизна

1. В диссертационном исследовании установлено, что экологический кризис современной цивилизации в значительной степени предопределен \ победой капиталистически ориентированной экономики над моральной экономикой крестьянина.

Новизна полученного результата состоит в указании на противоположность нерыночного (морального) способа производства и рыночного. Первое ориентировано на самоистребление, второе - на прибыль.

2. В диссертации показано, что религиозные ценности не являются основанием пути, ведущего к кризису.

Новизна результата заключается в том, что на основе анализа различных религиозных ценностей удалось показать неправомерность утверждений некоторых ученых (Уайт) об ответственности иудио-христианской традиции за экологический кризис.

3. В диссертации установлено, что коммуникативная практика может быть понята не только в теоретико-деятельностных терминах, но и в терминах натуралистической теории.

Новизна результата заключается в том, что подчеркивается не коммуникативный разрыв между человеком и живым миром, а коммуникативное единство. Об этом свидетельствуют прежде всего невербальные элементы коммуникативных практик.

г I

4. В диссертации показана возможность интерпретации виртуальной реальности в терминах эволюционной эпистемологии. В этом случае виртуальная реальность характеризует эволюционный процесс, а не состояние человека. —

Новизна результата состоит скорее в подходе к проблеме, чем в новой ее формулировке.

Апробация исследования

Результаты данного исследования были опробованы в авторском курсе "Философия коммуникации". Результаты диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры философии ГАСБУ.

Научно-практическая значимость состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при исследовании проблем технотронной цивилизации, а также могут быть использованы при чтении лекций и при проведении семинарских занятий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Карачева, Татьяна Иосифовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная эпоха - эпоха интенсивных социальных и культуреых изменений. Сегодня, перед лицом глобальных проблем, радикально меняется отношение человека к миру. Одной из важных проблем, встающих в наши дни, является проблема целостного единения, гармонизации бытия людей, уравновешенности разных сфер культуры для человеческого мира в условиях экспансии технократизма и рационализации деятельности. Поэтому на первый план выдвигаются именно "метафизические" проблемы смысла и значимости жизни, бытия человека в мире, добра, справедливости и другие, получающие необычайную активность и практическую значимость. Меняющееся отношение человека к миру выражается в стремлении осознать пределы и границы человеческого мира, в выборе личностью принципиальной мировоззренческой позиции, основанной на приятии или отторжении ценностей и норм, инициируемых обществом или социальной группой.

Стало очевидным то огромное значение, которое имеет ценности и оценки для бытия человека. В социальной философии, в самых различных областях гуманитарного знания слово "ценность" употребляется очень часто, что, впрочем, отнюдь не свидетельствует о проясненности социокультурных и личностных оснований ценностей человека. Эти причины и условия способствуют тому, что социально-филосовское исследование феномена ценности виртуальной реальности является актуальной задачей.

Будущее технотронной цивилизации под вопросом: к примеру, рыночные механизмы слепы к экологическим требованиям, хотя и отслеживают динамику социальных потребностей; виртуальный порядок ничего не говорит об ответственности человека или его призвания; демократия, при всех ее достоинствах, слишком тесно срастается с самоутверждением и политическими амбициями, инстинктом собственности и потребительским гедонизмом. Да и обеднение внутреннего мира человека вместе с вырождением культуры в условиях индустриально-урбанической цивилизации нельзя сбрасывать со счетов.

Тем не менее сторонники технотронной модернизации настаивают на том, что именно ее нужно принять, какие бы проблемы она ни порождала.

Крах коммунистической утопии стал в данный момент весомым аргументом в пользу универсализации западных моделей развития. Но для их реализации нужна глобально распространенная и достаточно однородная социально-культурная Среда западного типа, а пока нет однотипных носителей вестернизированной культуры в разных странах и в достаточном числе, притязания на универсальность можно оспаривать, как это и делается в фундаменталистских религиозных или же националистических движениях в ряде регионов мира. Какое-то - быть может, еще долгое - время они будут сопротивляться глобально-космополитическому духу времени, но едва ли смогут привести к социальному и культурному возрождению, способному по-настоящему возобладать над вестернизирующей культурной трансформацией и создать достаточно разнообразный мир альтернативных культурных сред, где возникли бы свои социальные интитуты и пути равития, не совпадающие с западными моделями.

Актуально и осмысление роли другого в формировании коммуникативных практик.

Тема Другого уже совершенно особенным образом была переинтерпретирована в экзистенциализме, где Другой чаще выступал как источник самоотчуждения личности, как радикально иной и чуждый. Другими словами, проблема Другого расколола ясность "классического" философского миросозерцания, образовала трагический надрыв человеческого бытия, о чем писали с разное время С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сатр, А.Камю. Философами-экзистенциалистами, смягчившими трагизм ситуации и воспронимавшими присутствие другого скорее как источник надежды, а не отчаяния, были Г.Марсель, М.Шеллер, М.Мерло-Понти, П.Рикер. Причиной этого во многом было то, что они в значительной части были сориентированы на религиозную философию, в которой имелся "пункт встречи" в Божестве.

Тем не менее, проблема Другого постепенно секуляризовывалась и заменялась анонимной виртуальной реальностью. После Л.Фейербаха, выявившего гуманистические основы со-бытия двоих, наиболее глубокий прорыв в коммуникативную проблематику совершил М.Бахтин. Отталкиваясь от "полифонических" романов Ф.Достоевского, в которых героям предоставляется полный голос и организуется подлинный (самостоятельный, не авторский) диалог, он формирует принципыдиалогического миропонимания и переводит проблематику диалога в научную сферу литературоведения и филологии. Заслуга в философском осмыслении технотронной цивилизации принадлежит также Г.Гадам еру, Ж.Даррида, В.Библеру и другим. В некотором смысле смещение от феномена экологии к виртуальной реальности еще только начинает изучаться.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Карачева, Татьяна Иосифовна, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аверинцев С.С. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

2. Альберт Швейцер - великий гуманист XX века. М., 1970.

3. Античные мыслители об искусстве. М., 1938.

4. Антология французского сюрреализма. М., 1994.

5. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.

6. Бахтин Н.М. Философия поступка. М., 1995.

7. Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х тт. Т.2. М., 1993.

8. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в XXI век. М., 1990.

9. Бланто М. От Кафки к Кафке. М., 1998.

10. Блок А. Собр. соч. в 6-ти тт. Л., 1981-1982.

11. Блум X. Страх влияния. М., 1998.

12. Бродский И. Набережная неисцелимых. В эссе. М., 1992.

13. Бродский И. Форма времени. В 2-х тт. Минск, 1992.

14. Буева Л.П. Человек, деятельность, общение. М., 1978.

15. Вакенродер В. Фантазии об искусстве. М., 1977.

16. Валери П. Об искусстве. М., 1993.

17. Вернадский В.И. Природа и общество. М., 1968.

18. Витгенштейн Л. Человек и мыслитель. М., 1995.

19. Виртуальные реальности. М., 1998.

20. Волошин М. Лики творчества. Л., 1989.

21. Вольтер Ф. Эстетика. М., 1995.

22. Вопросы кибернетики. М., 1995.

23. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

24. Гаспаров М. Поэт и культура. М., 1995.

25. Гадам ер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

26. Гватари Ф., Делез Ж. Капитализм и шизофрения. М., 1991.

27. Гиренок Ф.И. Картография дословности. М., 1998.

28. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.

29. Философия о сущности человека. М., 1973.

30. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

31. Глобальные проблемы современности. М., 1981.

32. Гуманизация науки: проблемы и перспективы. Сб. ст. JL, 1994.

33. Давыдов Ю.Н. Социология культуры. М., 1980.

34. Девятова C.B. Современное христианство и наука. М., 1994.

35. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

36. Делез Ж. Складка: Лейбниц и барокко. М., 1998.

37. Жирмунский В. Немецкий романтизм и мистика. Спб., 1914.

38. Зольгер К. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном. М., 1978.

39. Ильин И.А. Одинский художник. М., 1993.

40. История эстетики. В 5-ти тт. М., 1963-1967.

41. Кант И. Сочинения в 6-ти тт. М., 1964-1966.

42. Корсунцев И.Г. Субъект и виртуальная реальность. М., 1998.

43. Куртц П. Гуманизм в исторической перспективе //Вестник МГУ. Серия "Философия". 1992, № 2.

44. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1992.

45. Леви-Стресс. К. Структурная антропология. М., 1980.

46. Лиотар Ж.Ж. Состояние постмодерна. М., 1998.

47. Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934.

48. Личность в XX столетии. М., 1979.

49. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

50. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

51. 51 Мандельштам О. Соч. в 2-х тт. М., 1990.

52. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. т. 46. г. 2.

53. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб., 1997.

54. Мерло-Понти. М. Око и дух. М., 1992.

55. Мифы стран и народов мира. М., 1988. Т. 1-2.

56. Молчанов В.И. Одиночество сознания и коммуникативность знака. // Логос, 1997, № 9.

57. Мысль: философия в предведении XXI столетия. Спб., 1997.

58. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.

59. Нанси Ж.-Л. Нехватка ничто // Социо-логос '97. М., 1996.

60. Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. М., 1990.

61. Новая технократическая волна на западе. М., 1986.

62. Олдак П.Г. Колокол тревоги. М., 1990.

63. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

64. Подорога В.А. Феноменология тела. М., 1995.

65. Проблемы кибернетики. М., 1986. № 12.

66. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

67. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1986.

68. Руднев В. Морфология реальности. М., 1994.

69. Религия и экологический кризис. М., 1990.

70. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

71. Реймерс Н.Ф. Будущее начинается вчера. М., 1984.

72. Сабощук А. О чувственных предпосылках мышления. Кишинев. 1984.

73. Сазанова Н.М. Индийские варты и древнерусские жития. М., 1991.

74. Сартр Ж.-П. Воображение // Логос 1992, № 3.

75. Седакова О. Постмодернизм: усвоение отчуждения. М., 1991.

76. Серль Дж.Р. Перевернутое слово // Вопросы философии, 1992, №3.

77. Символы в культуре. Спб, 1992.

78. Словарь античности. М., 1989.

79. Соловьев В. Философия искусства. М., 1991.

80. Современная буржуазная философия. М., 1978.

81. Социальная философия в конце XX века. Сб.ст. М., 1991.

82. Сумерки богов. М., 1990.

83. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. М., 1986.

84. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

85. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

86. Толстой ЛюН. Литература, искусство. М., 1978.

87. Теория и жизненный мир человека. М., 1995.

88. Технологии виртуальной реальности. М., 1996.

89. ФЭС. М., 1983.

90. Федотов Г.Г. Судьба и грухи России. Спб., 1992.

91. Философия истории. Антология. М., 1994.

92. Философия проблемы образования. М., 1996.

93. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

94. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

95. Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1985.

96. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

97. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

98. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.

99. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

100. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

101. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. № 1.

102. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1995.

103. Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978.

104. Чермантеева Т.С. Концепция европейского гуманизма в культурологической ретроспективе // Исторические основания взаимодействия культур. Вып. 2. 1991.

105. Чермантеева Т.С. Теологические концепции происхождения античной философии // Зарубежное философское антиковедение. Крит, анализ. М., 1990.

106. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

107. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992, № 6.

108. Швырев B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1993.

109. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. М., 1979.

110. Шпенглер О. Закат Европы. Н., 1993.

111. Эстетика: Словарь. М., 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.