Технотронная цивилизация и ее влияние на парадигмы современного образования: Гносеологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Трусов, Николай Алексеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 125
Оглавление диссертации кандидат философских наук Трусов, Николай Алексеевич
Введение
Глава 1. Философско-мировоззренческие проблемы и перспективы развития информационной цивилизации стр.
1. Информация, знание, сознание: диалектика взаимодействия в конце XX века. стр.
2. Формирование современного рынка информации и проблемы внедрения новой информационной техники. стр.
3. Концепция новой глобальной этики и мировой системы образования. стр.
Глава 2. Информационное общество и формирование новой системы высшего образования. стр.
1. Изменение парадигмы высшего образования за рубежом: США, Япония, Германия. стр.
2. Современное состояние и перспективы высшей школы в России в контексте развития информационной цивилизации. стр.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Новые информационно-образовательные технологии в контексте устойчивого развития общества1999 год, кандидат социологических наук Ефимова, Галина Михайловна
Социальные и информационно-технологические основы инновационного и устойчивого развития системы образования2000 год, доктор социологических наук Калугина, Татьяна Алексеевна
Информатизация управления наукой и образованием: Филос.-методол. анализ1997 год, доктор философских наук Тихонов, Михаил Юрьевич
Открытое образование: Цивилизационные подходы и перспективы2002 год, доктор философских наук Краснова, Гульнара Амангельдиновна
Глобализация культуры и специфика ее проявления в России2005 год, кандидат философских наук Зима, Наталья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Технотронная цивилизация и ее влияние на парадигмы современного образования: Гносеологический аспект»
Актуальность и обоснование темы исследования.
Последняя треть XX столетия является периодом завершения индустриальной эпохи и началом строительства информационной цивилизации. Характерным для этого периода является небывалый рост и развитие новых научных направлений и наукоемких промышленных процессов на базе новых информационных технологий, оказывающих значительное влияние на всю мировую систему высшего образования. Эти процессы затрагивают всю социально-экономическую структуру мирового сообщества и коренным образом изменяют парадигмы сознания современного человека. На это обратил внимание еще в середине 70-х годов нашего века Томас Кун, им же был впервые введен термин "парадигмы", означающий принятую модель или образец1. В этой связи происходит пересмотр научных и образовательных концепций на основе последних достижений информатики, кибернетики, синергетики, психологии, философии, педагогики и нового научного направления - глобалистики, в которой значительное место занимают разработки всемирной системы высшего образования на основе новейших информационно-образовательных технологий. Об этом свидетельствуют и последние программные документы Юнеско и ООН, в которых подчеркивается, что "Современные тенденции высшего образования и стоящие перед ними новые задачи указывают на необходимость переосмысления его роли и миссии,, выработки новых подходов и определения новых приоритетов будущего развития"2. В этой связи возникает целый ряд конкретных вопросов:
1 Кун Т. Структура научных революций. М.,1977. С.11.
2 Реформа и развитие высшего образования. Программный документ - Юнеско, Paris, 1995.С.З.
• в каком направлении меняется сознание современного человека под воздействием развития информационного общества?
• в какой мере эти процессы затрагивают традиционные национальные системы высшего образования?
• существует ли опасность дегуманизации сознания при внедрении в сферу образования современных информационных технологий на базе новейших компьютерных разработок?
Исследование этих вопросов имеет как научный интерес, так и громадную общественную значимость. Еще в прошлом столетии российские мыслители Н.Данилевский, К.Леонтьев, В.Соловьев и др. исследовали феномен развития технической цивилизации и изменения сознания человека, в том числе влияние этого процесса на систему воспитания и образования, а в более широком аспекте - проблему взаимоотношения цивилизации и культуры3.
Так;В.С. Соловьев отмечал: "Признавать в человеке только деятеля и экономического производителя, собственника и потребителя вещественных благ - есть точка зрения ложная и безнравственная"4. В первой четверти 20-го века эти проблемы были особенно остро поставлены русскими и немецкими мыслителями Н.Бердяевым, С.Булгаковым Х.Риккертом, О.Шпенглером, Ф.Дессауэром5.
3 См.: Данилевский Н., Россия и Европа. Спб., 1995; Леонтьев К. Византизм и славянство. М., 1992; Соловьев B.C. Нравственная философия в 2-х т. Т. 1. Оправдание добра. - М., 1989.
4 Соловьев B.C. Нравственная философия в 2-х т. Т.1. Оправдание добра. - М., 1989. С.407.
5 См.:Бердяев H.A. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техни-ки.//Путь, №38,- Paris. 1933; Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. Основные проблемы теории прогресса. - М., 1992; Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Спб., 1905; Философия истории. - Спб., 1908.
Отмечая технократические тенденции современной жизни, Н.А.Бердяев одним из первых поставил вопрос о диалектике технического прогресса, подчеркивая, что "Машинная техническая цивилизация опасна прежде всего для души. Для нашей эпохи характерны процессы разрушения сердца, как ядра души. Происходит дегуманизация человека. Ставится вопрос: быть или не быть человеку, не старому человеку, который должен преодолеваться, а просто человеку. Но в этой дегуманизации повинен сам человек, а не машина"6.
Говоря о противоречивости и двойственности прогресса цивилизации, философ выделяет в качестве наиглавнейшей задачи проблему воспитания и образования человека, т.е. духовного самосовершенствования личности. "Роль техники с необыкновенной остротой ставит проблему духа, духовного овладения жизни. Техника дает в руки людей страшные орудия истребления и насилия. Группа людей, захватившая власть при помощи техники может тиранически управлять миром. И поэтому вопрос о духовном состоянии людей делается вопросом жизни и смерти"7.
Значительное место уделено в работах М Вебера,В.Зомбарта, А.Риха влиянию религиозно-этических норм протестантизма на развитие техники и системы национального образования в странах Запада8.
В 30-е - 40-е годы все эти проблемы получили дальнейшее развитие в работах В.И. Вернадского , Тейяра де Шардена, К. Ясперса, А.
O.Spengler. Der Mensch und die Technik. Berlin, 1923; F.Dessauer Philosophy der Technik. Tubingen, 1926.
6Бердяев H.A. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техни-ки.Шуть, №38,- Paris. 1933, С.31.
7 Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. - М., 1995.С. 272.
8 См: Вебер М. Избранные произведения. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 1990; Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории развития современного экономического человека. - М., 1994; Рих А. Хозяйственная этика. - М., 1996.
Швейцера и ряда других ученых, решавших задачи взаимосвязи и единства природы, человека, техники, культуры и образования9.
Мысли о создании целостной картины мира были высказаны и сформулированы французским теологом и философом Тейяром де Шарденом и выдающимся русским ученым XX века В.И. Вернадским. "Человек впервые понял, что он житель планеты и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетарном аспекте, конкретно в биосфере"10.
После Второй мировой войны усилиями зарубежных философов, экономистов, футурологов, историков науки, таких как Дж.Бернал, А.Швейцер, Т.Маркузе, Дж.Гелбрайт и других, был продолжен анализ кризисных явлений быстро растущей индустриально- технической цивилизации и ее системы высшего образования11.
Так, ограниченность технико-экономического подхода к жизни отмечал А.Швейцер, который подчеркивал: "Материальные достижения это еще не культура; они становятся ею лишь в той мере, в какой их удается поставить на службу идее совершенствования индивида и общества"12.
Однако до этого времени исследователями данной проблематики были только поставлены вопросы взаимосвязи технической цивилизации и изменения сознания человека и его образования. Это были ско
9 См: Вернадский В.И. Размышление натуралиста: научная мысль, как планетарное явление. - М., 1977; Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1967; Ясперс К. Истоки истории и ее цель. - М.,1978; Швейцер А. Культура и этика. - М.,1973.
10 Вернадский В.И. Размышление натуралиста: научная мысль, как планетарное явление. - М., 1977, С.263.
11 Бернал Дж. Наука в истории общества. - М.,1956; МаркузеТ. Очерк об освобождении. - М.,1970; Гелбрайт Дж. Новое индустриальное общество. - М.,1969.
12 Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973. С.16 рее футурологические прогнозы. Еще не наступило время информационных технологий.
С внедрением в программное производство и в систему образования новых технологий на базе компьютерной техники и электроники, а также в связи с процессом развития новых информационных технологий, появилась необходимость более углубленного и более конкретного анализа современного способа производства и пересмотра концепции традиционного высшего образования. Новое поколение ученых, философов, экономистов, футурологов, педагогов явились выразителями различных точек зрения на противоречивый характер изменений, происходивших как в области экономики, так и в системе . высшего образования. Особенную остроту эти дискуссии приобрели в связи с разработками новых образовательных технологий на базе телекоммуникационной техники и на основе новейшей технологии "виртуальной реальности". Все эти проблемы конкретно анализировались в работах Дж. Форрестера, Д. Медоуза,^Поппера, Т.Куна, Т.Роззака, Я.Масуды, Т.Морриса-Судзуки, Дж.Нэсбитта, Ф.Кумбза, Б.Луссато, Ж.Аллака, Б.Меттлер-Майбома, Лео фон Нефедова, Т.Зедера, Т.Шредера, Д.Робертсона, Р.Кулена, Д.Белла и целого ряда других западных ученых13.
13 См.: Форрестер Джей. Мировая динамика. - М.,1978; Медоуз Денис. Пределы роста. - М., 1991; Медоуз Денис. За пределами роста. - М.,1994; Поппер Карл Р. Открытое общество и его враги. Т. 1-2- - М.,1992; Поппер Карл Р. Нищета истори-цизма. - М.,1993; Кун Томас. Структура научных революций. - М.,1977; Roszah Th. The cult of information. (The folklore of computers and true art of thinking).- New York, 1987; Masuda J. Managing in the information society: Releasing synergy. Japanese style. - Oxford, Cambridge, 1990; Morris-Suzuki T. Beyond computoris: Information, automation and democraru in Japan. L.,1988; Нэсбитт Дж. Мегатенденции, год 2000. Что нас ждет в 90-е годы. - М.,1992; Coombs Р.Н. The world crisis in education: the view from the eighties. - New York, Oxford University Press, 1985; Аллак
Среди множества этих новых книг, монографий и статей, прежде всего следует отметить фундаментальную работу немецкого экономиста Лео фон Нефедова "Факты и перспективы Пятого Кондратьева", где ярко и убедительно, используя богато иллюстрированный материал, автор раскрывает перед читателями перспективы новой информационной цивилизации, которая наступит согласно предсказаниям русского ученого-экономиста Н.Д. Кондратьева, разработавшего в 20-е годы нашего века теорию волнообразного экономического развития общества. Согласно концепции, Н.Д. Кондратьева существовало четыре экономических уклада, ныне общество вступает, согласно анализу, проведенного Л.Нефедовым, в эпоху "Пятого Кондратьева", которая принципиальным образом отличается от всех предыдущих: ее основным экономическим фактором является информация. Сегодня во всем мире концепция Н.Д.Кондратьева больших циклов коньюктур получила название "Циклов Кондратьева"14.
Большое внимание проблемам будущего информационного общества и системе его высшего образования уделяется внимание в рабо
Жак. Вклад в будущее: приоритет образования. - М.,1993; Metter-Meibom В. Soziale Kosten in der Informationsgesellschaft. Überlegungen zu einer Kommunikations -Ökologie. - Frankfurt a.M. 1987; Nefiodow Leo F. Der Fünfte Kondratieff: Strategie zum Strukturwandel in Wirtschaft und Gesellschaft. - Frankfurt a.M., 1991; Seger Th. Informationswissenschaftliche Bilding in Europa. Stand und Pershchtiven. UVK -Konstanz,1995; Schroder Th.A. Information Science in Europe. A study quide. Amsberdam JOS-Press, 1994; Robertson D.S. The information revolution.// Communication research. - New York, 1990. Vol.17, №2, - p.235-254; Kuhlen R. Informationsmarkt., UVK - Universitatsverlag Konstanz, 1995; Bell D. The coming of post-industrial society: A venture in social forecasting. N.Y., 1973; Bell D. The third technolodgical revolution and its possible socioeconomic consequences. // Dissent. -N.Y.,1989.Vol.36. №2.- P. 164-176. 14 Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. - М.,1993. тах американских футурологов А.Тоффлера и Дж.Нэсбитта15 . Так в своей знаменитой книге "Футуршок" А.Тоффлер делает вывод, что "логически разработанная картина будущего помогает проникнуть в тайны настоящего"16 . А. Тоффлер с оптимизмом относится к перспективе будущего информационного общества и новой прогнозируемой им системы образования.
С большим оптимизмом относится к применению компьютерной техники и новых информационных технологий в области воспитания и образования новых поколений американский профессор Дж.Нэсбитт, который полагает, что "компьютер расширил могущество личности и граждане могут более эффективно повышать уровень своего профессионального образования и следить за действиями своих правительств, нежели правительства могут следить за действиями своих граждан"17.
Однако такие прогнозы резко критикует американский философ и педагог Т.Роззак, который считает, что следует ограничить применение информационных технологий в области высшего образования. Оценивая ситуацию, он подчеркивает, "информационная техника будет использована для еще большей концентрации власти в руках кар-поративной финансовой элиты и военных. Политическая цель культа информации - сконцентрировать еще большую власть в руках тех, кто уже имеет и власть и прибыль"18.
Большое значение для развития и модернизации системы выс
15 Toffler A. Futur shoch. London, 1971 .Р; Toffler A. The third wave. - New York, 1980; Toffler A. Previews and premises. N-Y., 1983; Toffler A. Power shift. New York, 1990.
16 Toffler A. Futur shoch. London, 1971.P. 13.
17 Нэсбитт Дж. Мегатенденции, год 2000. Что нас ждет в 90-е годы. - М., 1992. С.347.
18 См.: Roszah Th. The cult of information. (The Folklore of computers and true art of thinking).- New York, 1987. шего образования имеют работы А.Масуды, Ж.Аллака, Ф.Кумбза, Т.Зегера, Б. Меттлер-Майбома и Т. Шредера19.
Среди публикаций российских авторов следует отметить в первую очередь проблемы информационной цивилизации и современного образования и исследования Р.Ф. Абдеева, А.Н. Авдулова, А.И. Ра-китова, Т.П. Ворониной, Б.С. Гершунского, К.Х. Делокарова, Д.В. Диденко, Э.Ф. Днепрова, Н.М. Мамедова, H.H. Моисеева, А.Ф. Урсул и др.20
19 См.: Masuda J. Managing in the information society: Releasing synergy. Japanese style. - Oxford, Cambridge, 1990; Аллак Жак. Вклад в будущее: приоритет образования. - М.,1993; Coombs Р.Н. The world crisis in education: the view from the eighties. - New York, Oxford University Press, 1985 ; Seeger Th. Aspekte der professionalisierung des Berubsfeldes Information UVK - Universitatsverlag, Konstanz, 1995; Metter-Meibom B. Soziale Kosten in der Informationsgesellschaft. Überlegungen zu einer Kommunikations - Ökologie. - Frankfurt a.M. 1987; Schroder Th.A. Informationswissenschaftliche Bilding in Europa. Stand und Pershchtiven. UVK - Konstanz,1995; Schroder Th.A. Information Science in Europe. A study quide. Amsberdam JOS-PressЛ 994.
20 См.: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.,1994; Авдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции. - М., 1992; Ракитов А.И. Компьютеризация общества и человеческий фактор. - М., 1988; Ракитов А.И. Компьютерная революция и информатизация общества. - М.,1990; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.,1991; Ракитов А.И. Информационная революция: наука, экономика, технология. Реферативный сборник. - М.,1993; Ракитов А.И. Информационные технологии и образование. - М.,1996; Ракитов А.И. Наука, образование и технология в России. РАН. Научно-аналитический обзор. - М.,1996. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. - М., 1995; Гершунский B.C. Менталитет и образование. - М.,1996; Гершунский B.C. Философско - методологические основы стратегии образования. - М.,1993; Гершунский B.C. Философия образования для XXI века. - М.,1998; Делокаров К.Х. Философия и кризис современной цивилизации. - М.,1993; Делокаров К.Х. Экологическое образование и устойчивое равновесие. - М.,1996; Диденко В.Д. Опыт исторической типологии российских интеллектуальных слоев.//Социально - полити
Так, к числу наиболее значительных и важных исследований по проблемам современного образования следует отнести работы академика РАН B.C. Гершунского, в которых автор серьезное внимание уделяет проблемам взаимосвязи менталитета и образования. Он пишет: "Ментальность - это корни общественного духа и бытия, пересадить которые на иную почву невозможно. Она формируется из поколения в поколение и в нее входит религия,, культура, философия, образ жизни"21 . •
Проблемам внедрения в среднюю и высшую школу России новых информационных технологий уделяется внимание в работах А.И. Ра-китова22.
Совместно со специалистами по информатике, электронике и педагогике он возглавляет проект, разрабатывающий новые формы неческий журнал. - 1998.- №4. С.226-234; Днепров Э.Д. Школьная реформа между "вчера" и "завтра". - М.,1996; Мамедов Н.М. Экология, культура, образование. -М.,1989; Моисеев H.H. Современный рационализм . - М.,1995; Моисеев H.H. Россия на новом рубеже. - М.,1995; Моисеев H.H. Историческое развитие и экологическое образование. - М.,1995; Моисеев H.H. Некоторые общие особенности цивилизации наступающего века. - М.,1994; Моисеев H.H. Человек, среда, общество.
- М.,1982; Моисеев H.H. Размышление о будущем России.//США: Экономика, политика, идеология. - 1998, №5; Моисеев H.H. Глобальная нравственность. -М.,1990; Урсул А.Д. Философские аспекты информатизации. -• М.,1990; Урсул А.Д. Экологическое образование и устойчивое равновесие. - М.,1996; Урсул А.Д. Фи-лосовские проблемы информации. - М.,1989.
21 Гершунский Б.С. Менталетет и образование. - М.,1996. С. 14.
22 Ракитов А.И. Компьютеризация общества и человеческий фактор. - М.,1988; Ракитов А.И. Компьютерная революция и информатизация общества. - М.,1990; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.,1991; Ракитов А.И. Информационная революция: наука, экономика, технология. Реферативный сборник.
- М.,1993. Ракитов А.И. Информационные технологии и образование. - М.,1996; Ракитов А.И. Наука, образование и технология в России. РАН. Научно-аналитический обзор.-М.,1996. прерывного образования, получивший название электронный факультет. Сегодня часть этих программ уже успешно применяется на практике. Однако в данном случае следует признать малоэффективность отечественных новых образовательных технологий, поскольку в обще мировом информационном потоке России принадлежит лишь 1 % информации. Тем не менее российские ученые в отличие от своих зарубежных коллег ставят во главу угла при разработке новых информационных технологий национальные духовно-нравственные идеалы.
Значительный вклад в разработку и апробацию новых образовательных технологий сделан академиками РАН Р.Ф. Абдеевым и H.H. Моисеевым. Учебные программы разработанные Р.Ф. Абдеевым, уже несколько лет успешно применяются в МАИ, а разработки по эколо-гическо образовани H.H. Моисеева стали частью программного обучения в МТУ и МЭУ. Таким образом, историография темы позволяет сделать вывод, что несмотря на возрастающий интерес к созданию новых информационных технологий и связанных с ними процессов изменения сознания современного человека и парадигмы образования, данная проблема, взаимосвязанная с глобальной проблемой выживания человечества, не может быть полностью исчерпана.
Исходя из актуальности и практической значимости темы, свою основную цель автор видит в том, чтобы исследовать процессы воздействия новых информационных и телекоммуникационных технологий на постиндустриальную информационную цивилизацию. Влияние технотронной цивилизации на парадигмы современного образования.
Автор считает необходимым указать на то, что "западный образец" процесса информатизации и создания новых образовательных технологий, с присущим ему сциентизмом и технократизмом, лишен высокого нравственного и гуманистического содержания. Он является тупиковым и скорее всего не перспективным.
Сегодня, по оценкам ООН, из 5,6 млрд. людей проживающих на планете 1 млрд. лишен доступа к образованию.
Исследуя процессы исторического формирования российской педагогической науки, автор пришел к выводу, что историю российской педагогики и систему образования невозможно понять, игнорируя Русскую Православную Церковь и ее почти тысячелетнее влияние на систему национального образования.
На это обращали внимание многие отечественные мыслители и педагоги. Так, В.В. Зеньковский считает, что "педагогика должна быть укоренена в целостном мировоззрении, должна освещать основные свои проблемы теми принципами, которые ей дают антропология, философия и религия23.
Национальная система российского образования всегда являлась составной частью Русской национальной идеи и патриотического воспитания, без которого не может существовать ни одна нация. Это приобретает особую актуальность в настоящее время, когда ставится вопрос о праве на существования Русской идеи, как относительно законченной и целостной форме выражения русского национального самосознания. У определенных кругов Запада и у многих российских политиков и деятелей высшей школы существует на этот счет негативная реакция.
Однако исследуя проблему автор полагает, что Русская идея, глубоко укоренена в русской национальной традиции, не потеряла своего значения и в наши дни. Она привлекает все большее и большее внимание философов, педагогов и общественных деятелей различной политической ориентации.
Национальная самобытность русского народа коренится в мистических, глубинах народного менталитета, в основе которого ле
23 Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М., 1993. С. 11 жит идея православного миросозерцания и православной государственности. Это неоднократно подчеркивал в своих проповедях митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: "Тайна национальности коренится в мистических глубинах народной жизни, являясь одной из важнейших первооснов человеческого бытия.
Идея православной государственности настолько глубоко погружены в мистическую сущность народной стихии, что если кто действительно решит проиграть с этими вопросами, то результат будет для него совершенно непредсказуемым"24.
Автор считает своим долгом указать на то, что сегодня в России идет негативный процесс формирования нового поколения с ярко выраженными чертами космополитизма. Менталитет народа подвергается насильственной, целенаправленной ломке, из сознания людей настойчиво и последовательно вытравляется чувство национальной принадлежности. В этом принимают участие и многие деятели сферы образования, ставшие под сомнение целесообразность патриотического воспитания и формирования целестного национального самосознания. Такие идеи мы находим и на страницах последней работы Б. С. Гер-шунского23.
Деятели такого рода, в качестве первоочередной задачи выдви-1 гают формирование "новой ментальности", "нового типа личности" и "общечеловеческого самосознания" или "общечеловеческих ценностей" на основе новой философии образования. На наш взгляд такое всесмешение является недопустимым, это привести к исчезновению многих наций.
Раскрытие цели диссертации предусматривает решение следующих взаимосвязанных задач:
24 Выбор судьбы. Спб., 1996, с.77
25 См. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998.
• определить степень влийния имеющихся информационных ресурсов на традиционную национальную систему высшего образования различных государств мира;
• исследовать возможность интеграции исторически сложившихся систем образования, имеющих своей основой национальный менталитет в единую мировую систему образования;
• изучить исторические особенности формирования различных систем образования;
• показать рост, границы и факторы влияния новых информационных технологий на промышленное производство и сферу высшего образования;
• раскрыть механизмы воздействия новых образовательных технологий на исторически сформировавшийся национальный менталитет и допустимые возможности его изменения;
• сравнить уровень развития зарубежной высшей школы с уровнем развития отечественной системы образования;
• осветить процессы происходящих изменений в сфере высшего отечественного образования за последнее десятилетие.
Методологической основой исследования явились принципы историзма, объективности, системного и комплексного подхода к изучению проблем мирового общественного развития. Разработка и изучение темы опиралась на проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, статистический и другие методы общественных наук. Совокупность привлеченных источников позволяет обеспечить научную достоверность и обоснованность сделанных обобщений и выводов.
Научная новизна работы заключается в более углубленном, чем это делалось ранее отечественными учеными, анализе исследование проблемы: влияние технотронной цивилизации парадигмы современного образования. Это достигается путем анализа и введения в научный оборот ряда уникальных зарубежных источников информации, ранее не известных отечественной науке, что позволяет по новому подойти к раскрытию данной темы, на основе, не традиционного для отечественной философии подхода.
Практическая значимость работ состоит в необходимости более углубленного изучения зарубежного опыта для применения новых информационных технологий в области промышленного производства и особенно в сфере образования при проведение реформ и его модернизации.
Содержащиеся в исследование положения и вывода могут быть учтены при подготовке научных трудов и учебных пособий по философии, а также использованы в учебных лекциях и практических занятиях.
Апробация исследования.
Основные положения работы изложены в опубликованных статьях, а также в докладах на научно-теоретических конференциях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии института гуманитарного сервиса Государственной Академии сферы быта и услуг.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Технологизация социальных процессов в контексте духовно-нравственных отношений в российском и зарубежном историческом опыте, вторая половина ХХ в.2000 год, доктор исторических наук Демидова, Татьяна Евгеньевна
Духовная детерминация устойчивого развития информационного общества2003 год, доктор философских наук Мантатова, Лариса Вячеславовна
Интернет-технологии в формировании информационного общества и трансформации социальных институтов2006 год, кандидат философских наук Изимариева, Зульфия Наилевна
Взаимовлияние факторов социально-культурной среды и системы образования2011 год, кандидат философских наук Шведова, Ксения Александровна
Государственное регулирование информационных потоков в российском сегменте сети Интернет2002 год, кандидат политических наук Дудко, Олег Николаевич
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Трусов, Николай Алексеевич
Заключение.
Исследуя различные модели информационного общества и в этой связи изменение парадигм национальных образовательных систем, следует подчеркнуть, что западный вариант информационной цивилизации складывается на сциентистской основе, она слишком рационалистична и ее гуманизм носит формальный характер. Что и отмечалось в работах многих исследователей. На наш взгляд такая модель развития цивилизации носит тупиковый характер, ибо она не учитывает главного - духовно-нравственного совершенства человека, которое, собственно говоря отличает и всегда будет отличать его от самого суперсовременного компьютера, как настоящего так и будущего поколений.
С развитием новых моделей образовательных технологий многие страны связывают перспективу преодоления кризисной ситуации, возникшую в результате негативных воздействий технотронной цивилизации на природу и на человечество в целом, где сама проблема изменения парадигмы образование приобретает общемировое значение. При этом не случайно XXI век ЮНЕСКО объявило "Веком образования".
Многие современные философы, политологи, футурологи, педагоги, анализируя современное состояние мира, считают, что для будущей информационной цивилизации спасительной будет идея духовной интеграции и взаимодействия социумов на основе постепенного сближения ментальностей человеческих сообществ и интеграции национальных систем образования в единую общемировую систему. Девизом новой информационной цивилизации являются слова, тот кто владеет знаниями и информацией, тот владеет миром.
На протяжении многих веков история, философия, религия, искусство и образование составляли основу культуры и создавали среду для созревания глубинных мировоззренческих идей, лежащих в основе ментальных особенностей наций. Все эти компоненты дают возможность проанализировать путь формирования каждого национального менталитета.
В наше время возникает необходимость не одного, а нескольких альтернативных путей развития, при этом важно учесть законы совместной жизни природы и человечества, их коэволюцию.
Сегодня в основе развития новой мировой парадигмы образования должен находиться подход к человеку как к высшей ценности и главному условию развития общества.
Научно-технический прогресс абсолютизировал значение науки и техники в духовной жизни общества, породил технократизм мышления, и потребительскую ориентацию, сделал главной ценностью общества не человека, а продукт, деньги, т.е. культ "золотого тельца".
Сегодня одним из основных подходов к решению проблем современной цивилизации должна стать информация о реальной экологической и политической ситуации на планете.
В основе такого подхода должна лежать новая национальная си-1 стема образования, включая в себя как основную составную часть экологическое образование, могущее дать понимание места человека в системе "Человек - Природа - Социум". Сегодня много говориться и пишется о формировании глобальной нравственности, но забывают о том, что уже 2000 лет назад Христос в Нагорной проповеди дал основную заповедь: "Возлюби ближнего своего как самого себя". То есть главное любить людей и чувствовать ответственность за судьбу других, за судьбу продолжения жизни на Земле. И в этом случае речь может идти только об эволюции внутреннего мира человека, о преображении его души через духовное самосовершенство с помощью новых образовательных технологий и с учетом ментальных особенностей каждой нации. Самые опасные корни зла заложены в индивидуализме человека, в желании обладать определенными преимуществами. Западному человеку, имеющему свой дом, сад, машину, счет в банке очень сложно будет даже представить себе, каким образом он все это может разделить с аборигеном Новой Гвинеи, например. Поэтому все футурологи-ческие прогнозы о ментальной интеграции социумов на базе новых информационных технологий, глобальной новой системе образования, новой организации труда во всеобщем мировом демократическом государстве являются, с точки зрения современного состояния мира, довольно легкомысленными. За 2000 лет нашей эры глубинные мотивы поведения человека не изменились. Гуманизм не сделал человека более гуманным. Все эти годы человек совершенствовал орудия убийства, добившись в этой области поразительных результатов. Да и вся идеология капитализма и социализма, имеющих своей основой протестантскую этику, пронизана индивидуализмом.
Непреодолимым препятствием является мусульманский мир, для которого западная регламентированная жизнь совершенно непонятна и неприемлема. Все и западные, и славянские модели поведения противоречат шариату, на основе которого сформировались фундаментальные парадигмы сознания мусульман, только себя считающих правоверными, а всех прочих неверными, убийство которых ставится в заслугу. На сегодняшний день такие вопросы просто неразрешимы. И к России у Западного мира никогда не наблюдалось особой любви и приязни. Выше уже приведены слова О.Шпенглера об отношении западного человека к настоящему русскому. Из таких высказываний других знаменитых и великих людей Европы и Америки можно составить целую книгу. Россия для Европы всегда была чужой страной с иными традициями и верой, с огромной территорией и пугающей мощью. Эта тысячелетняя неприязнь не исчезла и сегодня, несмотря на близкое знакомство с русской культурой, на тот качественный вклад, внесенный нашей почти 3-х миллионной эмиграцией, на пролитую кровь, которая защитила Запад от фашизма. Поэтому все разговоры о всеобщем "Европейском доме" всего лишь очередная дипломатическая игра. История это много раз подтверждала. После разгрома Наполеона и создания по инициативе Александра I Священного Союза, Россия не сблизилась с Европой, это была иллюзия, развеянная Крымской войной и, по сути дела, предательством союзников.
Академик Б.С.Гершунский в своей последней фундаментальной работе прямо называет революционеров-практиков, в течение 75 лет подвергавших менталитет русского народа коренной ломке, мировыми преступниками. Однако далее на страницах своей книги очень много говорит о приоритетах будущей мировой цивилизации и совершенно не говорит о механизмах интеграционного переходного периода. Об этом конкретном механизме не говорит и не пишет никто. Просто потому, что такого механизма, который превратит все нации в одну, не существует, да и не будет существовать, как не будет существовать новой мировой религии. Правда, Б.С. Гершунский предполагает, что таковой станет новое Образование с большой буквы которое заменит все старые религии.
Современный кризис Российской государственности является элементом общемирового, скорее общецивилизационного кризиса, т.е. кризиса той системы взглядов, которая разум и волю человека поставила выше Творца. Было задумано с помощью науки и техники построить "Новую Вавилонскую башню".
Сегодня растет понимание того, что "на всех природных ресурсов не хватит", т.е. экологически чистого воздуха и воды, экологически чистых продуктов. И уже в экономически развитых странах сформировалась концепция "золотого миллиарда", которая по своей основной сути является новой формой тоталитаризма, с оговоркой, что все это является дальнейшим развитием демократической государственности. Остальной мир станет обеспечивать эту "демократическую государственность" всем необходимым для дальнейшего процветания. Таков предполагаемый сценарий.
Как будут называть властителей нового порядка?
В XX веке сформировалась новая мировая система управления, в основе которой лежит финансовый капитал, - глава этой системы США. Планета постепенно превращается в единую экономическую и политическую систему, главными персонажами которой являются представители мировой финансовой элиты, интересы которой значительно расходятся с любыми национальными интересами. Эти корпоративные интересы финансовой элиты определяют в конце столетия всю мировую политику. И это сегодня понимают многие национальные лидеры во всех странах мира. Переход к новым высоким информационным технологиям, в рамках той формы мировых рыночных отношений, эту проблему не решат. Наоборот, возникает масса других острейших проблем, на которые уже указывалось в нашей работе.
Безработица медленно, но неуклонно растет. Проблема занятости молодежи напрямую связана с организованной детской преступностью. Наркобизнес продолжает процветать, он непосредственно связан с мировым финансовым капиталом. Компьютеризация привела к более утонченным и крупномасштабным спекуляциям, к концентрации власти в руках финансовой мировой элиты.
Развал России стал дополнительным стратегическим преимуществом США, которые остались единственной мировой сверхдержавой, уже сегодня диктующей правила игры на международной политической и экономической арене.
В политическом лексиконе появилось понятие информационный империализм. И сегодня на США лежит вся глобальная ответственность. Каким образом Северная Америка будет реализовывать свои интересы, далеко не совпадающие с интересами многих национальных государств? Так или иначе, все поставленные вопросы являются звеньями одной цепи.
На Западе многие облегченно вздохнули: великая Россия, многие годы бывшая неприятной альтернативой Европе, рухнула без пролития крови, без видимой борьбы. Однако это не так. Еще до 1917г. можно было услышать голос этой жестокой борьбы "Carthago delenda est." И вот Карфаген разрушен, что же теперь, господа западные братья по цивилизации? Где ваша доброжелательность и благородство? Впрочем, "благородных победителей" в нашей истории можно встретить довольно редко. И после 1917г., когда Россию просто топили в крови интернационалисты всех мастей, "передовые люди" Запада не высказывали ни малейшего сочувствия к страданиям русского народа. Мало того, в своих прогрессивных книгах, лекциях и частных письмах, многие известные писатели, ученые и общественные деятели Запада оправдывали все ужасы "социализма", а порой, и восхищались размахом строительства нового прогрессивного общества. Сейчас это стало широко известно. Кроме вышеприведенных фактов, одним из основных было обвинение России и русских в милитаризме, который угрожает свободному миру. Сегодня предполагаемая угроза исходит от русского патриотического движения.
Но в конце XX века главная опасность грозит миру от стремления ведущих экономически развитых стран во главе с Соединенными Штатами обеспечить глобальную стабильность под своей гегемонией, не учитывая грозящей опасности со стороны мусульманского мира с его особым менталитетом, который очень нестабилен, имея постоянную, огромную внутреннюю напряженность.
В последние годы на Западе традиционные представления о свободе и демократии получили яркое воплощение в новой концепции миротворческой и гуманитарной интервенции в работах видного американского политолога, профессора Гарвардского университета С.Хоффмана. В своей работе "Политика и этика военной интервенции" он утверждает, что "военная интервенция всегда оправдана с этической точки зрения, если внутренний кризис угрожает региональной или глобальной безопасности и имеют место массовые нарушения прав человека". [132-с. 14]. Практическое применение этой концепции было продемонстрировано "миротворческой акцией" под названием "Буря в пустыне".
Работа с новейшими информационными технологиями требует высочайшей квалификации, самодисциплины и проявления творческой активности, но прежде всего, человек должен иметь высокий уровень нравственности, ибо мерой всех вещей является человек, а не технологии. И не надо забывать того, что наша русская нравственная культура сформировалась под прямым влиянием православной христианской традиции.
Сегодня процесс модернизации охватил весь мир, но в каждой стране этому процессу свойственны определенные особенности, обусловленные национальным историческим развитием. И строить в России новое гражданское общество, и создавать современные образовательные технологии необходимо с учетом своеобразия нашей истории, национального характера, нравртвенных норм и традиций отечественного воспитания и образования. Такой мудрый подход представит нашей стране возможность достойно продолжать исторический путь своей земной жизни.
Самоценность человека определяется богатством его духовного мира. Нам следует учиться ценить самобытность России, больше думать о развитии собственной культуры, жить российскими интересами, укрепляя единство нации, не забывая, однако, развивать внутренний экономический рынок, разумно используя новые информационные технологии в деле воспитания и образования новых поколений русских людей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Трусов, Николай Алексеевич, 1999 год
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - ^ М.,1994.
2. Абрамов A.B., Бородина О.И. Основы современной цивилизации. М.,1993.
3. Авдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции. -М.,1992.
4. Алексеев П.В. Педагогическое наследие русского зарубежья. М., 1993.
5. Аллак Жак. Вклад в будущее: приоритет образования. -М.,1993.
6. Андреев Информационная культура.// Социально-политический журнал. 1998. №1. С. 169-184.
7. Андрианова Т.В. Современные тенденции информатизации и медиатизации общества. Научно-аналитический обзор. -М.,1991.
8. Бердяев H.A. Славянофильство и славянская идея. -М.,1990.
9. Бердяев Н.А Царство духа и царство кесаря. Опыт эсхатологической метафизики. М.,1995.
10. Бердяев Н.А Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники.//Путь. Париж. 1993. № 38.
11. Берестов А. Число зверя. М.,1996.
12. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.,1956.
13. Бестужев-Лада И.В. Россия накануне XXI века. М., 1997.
14. Библер B.C. Мышление как творчество. М.,1975.
15. Бородина О.И. Россия на рубеже двух эпох. М.,1992.
16. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. Основные проблемы теории прогресса. М., 1992.
17. Вебер М. Избранные произведения. Протестанская этика и дух капитализма. М., 1990.
18. Вернадский В.И. Размышление натуралиста: научная мысль, как планетарное явление. М., 1977.
19. Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М., 1998.
20. Власов Ю.П. Русь без вождя Воронеж, 1995.
21. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995.
22. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. ГК РФ по высшему образованию. Сборник. М.,1994.
23. Высшая школа России: состояние и проблемы развития.^ Сборник. М., 1993.
24. Гелбрайт Дж. Новое индустриальное общество. М.,1969.
25. Георгиева Т.С. Образование как сфера культуры. М., 1992.
26. Гершунский Б.С. Компьютер в сфере образования. -М.,1987.
27. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М.,1996.
28. Гершунский Б.С. Философско методологические основы стратегии образования. - М.,1993.
29. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. v М.,1998.
30. Глухарев А.И. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М.,1995.
31. Гумилев JI.H. От Руси к России. М.,1994.
32. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". -М.,1993.
33. Делокаров К.Х. Философия и кризис современной цивили- ^ зации. М.,1993.34
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.