Театрализация в школьном образовательном процессе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Михалева, Ольга Алексеевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Михалева, Ольга Алексеевна
Введение.
Глава 1. Теоретические основы использования театрализации в школьном образовательном процессе в исторической ретроспективе и на современном этапе.
1.1. Театрализация в истории школьного отечественного образования.
1.2. Театрализации как педагогическая категория.
1.3. Театрализация как средство активизации школьного образовательного процесса.
Глава 2. Роль и место использования театрализации в современном школьном образовательном процессе.
2.1. Дидактические характеристики театрализации как обучающий потенциал.
2.2. Дидактическая организация образовательного процесса с использованием театрализации: модель и ее реализация.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Театрализация как средство интерпретации эпических произведений в 5-8 классах2009 год, кандидат педагогических наук Никонова, Надежда Ильинична
Подготовка учителя начальных классов к использованию приемов театрализации в обучении школьников2002 год, кандидат педагогических наук Голубева, Татьяна Васильевна
Театрализация в формировании толерантного поведения будущих педагогов2003 год, кандидат педагогических наук Макарова, Наталия Яковлевна
Повышение учебной мотивации обучающихся основной и полной средней школы средствами межпредметной интеграции2009 год, кандидат педагогических наук Смелова, Валентина Геннадьевна
Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников2010 год, доктор педагогических наук Гришанова, Ирина Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театрализация в школьном образовательном процессе»
Атуальность исследования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ориентирует не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на личностное развитие обучающегося, ибо в настоящее время нужна «личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей» (В.П. Зинченко).
В современном обществе идеалом образования должна стать школа живого личностного знания, которое порождает противоречивое «единство аффекта и интеллекта,» (JI.C. Выготский), благодаря чему в действии, «содеянном нами», происходит познание индивидом себя и поиск пути к себе, а предметом образования становятся познание и чувство. Это обусловлено задачами «пространства детства» с доминированием в нем «права ребенка на уважение», права «быть самим собой» (ИД Демакова); междисциплинарным обучением и интеграцией общего и дополнительного образования.
В общем среднем образовании постоянно предпринимаются попытки обоснования обучения, созвучного природе ребенка — активного, проблемного, личностно ориентированного и т.п. Одним из перспективных в этом ряду является использование средств театра (Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, A.A. Брянцев, Н.Ф. Бунаков, Е.И. Ильин, Я.А. Коменский, A.C. Макаренко, С.Г. Розанов, Г.Л. Рошаль, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Су-хомлинский, С.Т. Шацкий, Г. Винекен, Я. Корчак, А. Нейлл, С. Френе, Р. Штейнер и др.).
В целом ряде научных исследований затронуты различные аспекты рассматриваемой проблемы и созданы определенные предпосылки ее решения. Это исследования в сфере: эстетического образования и воспитания средствами театрального искусства (JIM. Некрасова, Е.В. Язовицкий и др.); нравственного воспитания средствами театра (С.Д. Нико-рова и др.); воспитания гуманистической направленности в процессе театрализованной деятельности (Г.Ф. Похмелкина, Р.К. Сережникова и др.); воспитательного воздействия театрального коллектива на личность (JI.B. Данилова, Т.Г. Пеня, В.Н. Харькин и др.); социального взаимодействия учащихся в театральном объединении (А.И. Аверьянов, и др.); формирования социокультурных ориентаций средствами театра (И.Б. Нестерова); использования театра как средства формирования личности (Т.Н. Полякова, И.В. Пругова, Ю.А. Халфин, И.В. Юстус и др.); развития творческого потем/иала учащихся средствами театрального искусства (В.М. Букатов, И.А. Генералова, А.П. Ершова, Л.Д. Стрелков и др.); развития творческой активности средствами театральной деятельности (А.П. Сердюк и др.); эмоционального развития учащихся средствами театра (Л. Л. Пилипенко и др.).
В последнее время усиливается внимание к собственно театрализации как «комплексной системе использования всех выразительных средств искусства» (О.В. Ольшанский, Т.И. Ярлыков); как социально-педагогическому методу (Д.М. Генкин, А.И. Чечетин, В.Г. Шабалин и др.); рассматриваются возможности театрализованной деятельности в воспитании творческой направленности личности (Е.В. Мигунова), влияние театрализации на формирование толерантного поведения будущих педагогов (Н.Я. Макарова).
Вместе с тем, в существующем массиве исследований практически отсутствуют работы, специально посвященные целостному исследованию использования театрализации в школьном образовательном процессе как средства его активизации в исторической ретроспективе и в современных условиях, что и обуславливает актуальность темы исследования.
Теоретический анализ позволил выявить противоречие между нарастающей востребованностью форм, средств и приемов театральной педагогики в обучении и недостаточной разработанностью дидактического обеспечения использования театрализации в школьном образовательном процессе. Разрешение этого противоречия составляет проблему исследования, цель которого - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка использования театрализации в школьном образовательном процессе как средства его активизации.
Объест исследования — активизация обучения в условиях школьного образовательного процесса.
Предмет исследования - театрализация как средство активизации обучения в условиях школьного образовательного процесса.
Гипотеза исследования: театрализация может выступить средством активизации школьного образовательного процесса (общего в интеграции с дополнительным), если разработана и реализована структурно-дидактическая модель театрализации, обеспечивающая: 1) условия действенного проживания, рефлексии и вербализации учащимися содержания обучения; 2) единство обучения, воспитания и личностного развития школьников.
Исходя из проблемы, цели, предмета и гипотезы исследования определены следующие его задачи:
- провести историко-педагогический анализ использования театрализации в образовании, в процессе которого выявить предпосылки и ведущие тенденции, обусловливающие целесообразность использования театрализации в современном образовании;
- на основе теоретического анализа философской, психолого-педашгической, искусствоведческой и методической литературы систематизировать подходы к педагогической интерпретации понятия театрализации;
- обосновать театрализацию в качестве средства активизации школьного образовательного процесса (общего в содержательной интеграции с дополнительным);
- выявить педагогические возможности использования театрализации в школьном образовательном процессе;
- разработать структурно-дидактическую модель театрализации в школьном образовательном процессе (общем и дополнительном) и провести ее опытно-экспериментальную проверку.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы по теме исследования; методы теоретического анализа и синтеза; метод моделирования; педагогический эксперимент, включающий наблюдение, беседу, интервью, анкетирование, метод неоконченных предложений; ретроспективный анализ собственного опыта работы в качестве учителя театра в общеобразовательных учреждениях.
Методологическую основу исследования составили: теория деятельности, основные положения гуманистической психологии, личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, проблемного обучения; психолого-педагогические теории игровой деятельности (В.М. Букатов, A.A. Вербицкий, JI.C. Выготский, С.А. Шмаков и др.); идеи театральных режиссеров и педагогов о специфике использования театра в образовательных целях (H.H. Евреинов, П.М. Ершов, М.О. Кнебель, В.Э. Мейерхольд, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский и др.).
Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап (1998-2001 гг.): изучение философской, психолого-педашгической, искусствоведческой и методической литературы; осмысление проблемы, цели и задач, формулировка гипотезы; эмпирическое накопление материала по использованию театрализации в деятельности образовательных учреждений.
Второй этап (2001-2003 гг.): теоретическое осмысление и уточнение понятия театрализации, выявление его дидактических характеристик; проведение опытно-поисковой работы в качестве учителя театра в общеобразовательной школе и педагога дополнительного образования. Сопоставительный анализ полученных данных привел к разработке структурно-дидактической модели театрализации в школьном образовательном процессе.
Третий этап (2003-2006 гг.): опытно-экспериментальная проверка и внедрение структурно-дидактической модели театрализации в практику образовательных учреждений разного типа; обобщение, систематизация результатов и оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Выявлены основные предпосылки (социальные, правовые и педагогические) и ведущие тенденции (нарастающее проникновение в педагогику идей гуманизма; необходимость повышения качества обучения и воспитания и, в этой связи, - потребность в новых педагогических средствах; появление авторских школ, продуктивно использующих театрализацию; взаимопроникновение и взаимообогащение идей использования театральных средств в отечественной и зарубежной педагогике), обусловливающие целесообразность использования театрализации в современном школьном образовательном процессе.
2. Предложена периодизация использования театрализации в школьном образовательном процессе по критериям наращивания ее дидактического потенциала и усиления тенденции гуманизации образования. Раскрыты качественные характеристики каждого периода: особенности развития образования, ведущие принципы и условия включения театрализации в обучение, специфика содержания, преобладающие дидактические средства и формы.
3. Систематизированы подходы к педагогической интерпретации театрализации, уточнено ее рабочее понятие; театрализация предстает как дидактически обоснованный комплекс всех выразительных средств искусства на основе драматического сценария, используемый в школьном образовательном процессе.
Теоретическая значимость исследования:
1. Выявлен педагогический потенциал использования театрализации как средства активизации школьного образовательного процесса, который заключается в сохранении пространства детства, в создании комфортных условий для обучения, в прогнозировании ситуации успешности обучающихся.
2. Обоснована структурно-дидактическая модель театрализации, включающая цели, задачи и педагогические условия обучения (общего в интеграции с дополнительным), особенности межличностного взаимодействия и общения субъектов школьного образовательного процесса, дидактические средства повышения активности обучающихся.
3. Доказано, что единство обучения, воспитания и личностного развития школьников в процессе обучения с использованием театрализации обеспечиваются посредством создания условий действенного «проживания» содержания обучения, рефлексивного анализа учебной деятельности, переноса приобретаемого опыта в реальные отношения, направленности на личность обучающегося.
Практическая значимость исследования заключается во внедрении в практику образовательных учреждений структурно-дидактической модели театрализации. Сформулированные подходы к подобной организации школьного образовательного процесса и результаты исследования используются в образовательных учреждениях разных типов, в работе с детьми разных возрастных групп, на разных уровнях педагогического взаимодействия для активизации обучения и повышения эффективности усвоения содержания обучения (предметов художественно-эстетического и гуманитарного циклов); для разработки элективных курсов. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы в профессиональной подготовке и повышении квалификации педагогических кадров, при создании учебных пособий и научно-методических рекомендаций.
На защшу выносятся следующие положения:
1. Театрализация как средство активизации обучения в условиях школьного образовательного процесса является особой формой педагогического моделирования; структурным компонентом, связывающим общее и дополнительное образование в их межпредметной интеграции; системой комплексного использования всех выразительных средств театрального искусства с опорой на аффективно-деятельностную природу человека.
2. Структурно-дидактическая модель театрализации, направленная на реализацию идей театральной педагогики в школьном образовательном процессе, основана на ряде конкретных дидактических принципов: диалогизации (ведущий принцип), ролевого участия, художественно-образной направленности, моделирования художественно-творческого процесса, психологического обеспечения; реализуема при выполнении следующих педагогических условий: признание самоценности детства, единство педагогических и художественных требований, междисциплинарная интеграция, совместная деятельность учащихся и взрослых, признание права каждого на собственное видение роли-позиции, помощь в адаптации к подобному обучению; ориентирована на поэтапное усложнение содержательного, деятельностного и коммуникативного аспектов обучения в ходе трех этапов ее реализации - адаптационного, деятельностного, итогово-контрольного; обеспечивает принципиальное изменение направленности обучения с предметно-центированного на процессуально-деятельностный.
Достоверность результатов исследования обусловлена непротиворечивостью его методологических оснований; аргументированностью теоретических оснований; определения ведущих идей и разработки методики исследования; использованием комплекса методов, адекватных цели, предмету, гипотезе и задачам исследования; качественным и количественным анализом массива полученных эмпирических данных; многолетней апробацией результатов исследования в практике образовательных учреждений разного типа; ретроспективным анализом собственного опыта автора.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на: VI Всероссийской научно-практической конференции «Образовательная область - «Искусство» -школа XXI века» (Москва, 2000), V Всероссийской научно-практической конференции "Дети. Театр. Молодежь. Образование" (Вологда, 2001), Первом Всероссийском фестивале-семинаре детских театральных коллективов (Москва, 2003), Московской научно-практической конференции «Дети. Театр. Образование» (Москва, 2003, 2004, 2005). Основные результаты исследования обсуждались также в рамках Всероссийского конкурса «Первые шаги 2000», Всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма» (Москва, 2004), фестиваля «Юные таланты Московии» (Москва, 1999,2001,2004,2005 гг.); на городских и окружных фестивалях детского театрального и вокального творчества; в Культурном Центре им. Д. Неру (Москва, 2003). Основные положения диссертации обсуждались на: заседаниях сектора «Гуманизация образования» Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов; курсах повышения квалификации (Москва, МИПКГО, 1998), Всероссийских курсах повышения квалификации (Москва, АПК и ППРО, 2002, 2003), курсах повышения квалификации Высшей школе деятелей сценического искусства при РАТИ (Москва, 2003), методических объединениях и педагогических советах 7 общеобразовательных учреждений (НОУ СОШ «Эллада», ГОУ СОШ № 576, ГОУ СОШ № 574, ГОУ Прогимназия 1706, ГОУ СОШ № 903, ГОУ СОШ № 996, ГОУ
СОШ № 947 ЮАО г. Москвы). Результаты исследования внедрены в практику работы этих учреждений.
По теме исследования опубликовано 9 работ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения; включает 10 таблиц, 5 схем, диаграмму, приложения и библиографический список из 256 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические традиции детской этнотеатрализации в современных школах Чувашии2008 год, кандидат педагогических наук Ефимов, Вадим Петрович
Школьный театр в системе культуры и образования2000 год, кандидат педагогических наук Лапина, Ольга Александровна
Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности2002 год, кандидат педагогических наук Прокофьева, Ирина Владимировна
Проектное обучение как условие формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности2011 год, кандидат педагогических наук Захарова, Светлана Алексеевна
Формирование эмоционально-творческих способностей будущего учителя: На основе педагогического наследия К. С. Станиславского2000 год, кандидат педагогических наук Вэскер, Алла Борисовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Михалева, Ольга Алексеевна
Выводы второй главы. Выявлено, что педагогический потенциал использования театрализации в школьном образовательном процессе состоит в: разыгрывании содержания обучения, когда предоставляется возможность пожить в вымышленных ситуациях, испытать себя в решении актуальных вопросов, усвоить модели поведения, что придает образовательному процессу интенсивность и действенный характер; соотношении познания и реальных чувств, эмоций, отношений; создании комфортных условий для обучения, благодаря чему обучающийся получает удовольствие от самого процесса обучения, от общения с другими, от пробы собственных сил, от самоутверждения.
Выявлены присущие театрализации функции: пропедевтическая, коррекционная, арттерапевтическая, эстетическая и эмоциональная (эвдемоническая), совместное проявление которых выполняет важнейшую функцию школы - функцию защиты. Обнаружено, что театрализация обладает мощным социализирующим потенциалом.
Отмечено, что при использовании театрализации в школьном образовательном процессе создаются условия для иного характера педагогической деятельности, для изменения традиционной позиции учителя как транслятора знаний на позицию организатора проблемных ситуаций в открытом педагогическом действии по принципу ролевого управления. Установлено, что при данном характере педагогической деятельности используется иной педагогический инструментарий, в том числе: совместное "открытие " нового знания; освоение новых способов поиска источников информации; опора на интеллект в контексте развития эмоциональной сферы обучающихся; формирование подлинной культуры чувств; отказ от оценки предыдущего опыта обучающегося и сравнения его с другими обучающимися; организация субъект-субъектного взаимодействия, реализация партнерских отношений, ведущим методом является диалог Показано, что подобное обучение обеспечивает новый уровень рефлексии не только в деятельности обучающегося, но и в собственно педагогической деятельности
Разработанная структурно-дидактическая модель использования театрализации в школьном образовательном процессе основывается на гуманистических и дидактических принципах; включает три этапа: (адаптационный, деятельностный и итогово-, контрольный) и ориентирована на постепенное усложнение содержательного, дея-тельностного и коммуникативного аспектов. Уровни модели (пропедевтический, базовый, профилированный) учитывают конкретные условия образовательного учреждения, усложняются в зависимости от цели, особенностей деятельности педагогического коллектива.
Экспериментальная проверка использования модели театрализации в школьном образовательном процессе подтверждает гипотетически заданное: театрализация как дидактическое обеспечение активного обучения имеет двустороннюю направленность: с одной стороны, облегчает усвоение содержания образования, за счет тех механизмов, которые заложены в театрализации (действенное проживание содержания образования, рефлексия, вербализация), а с другой, - оказывает воспитывающее воздействие на обучающихся, а также обеспечивает переход от знаниевой, предметноцентрированной к культуросообразной, процессуально-деятельностной направленности обучения.
Включение театрализации в обучение усиливает интерес школьников к учебной деятельности, создает возможности для реализации "пространства детства" - сочетание учебы и игры, для "преодоления себя" и конструктивного поливозрастного межличностного взаимодействия, для формирования коллектива единомышленников, для корректировки поведения в связи с выбором роли, для экстраполяции приемов взаимодействия и общения из игровой, театрализованной деятельности в повседневную жизнь, расширяет эмоционально-образную сферу.
Заключение
Поиски средств для возникновения живого личностного знания, порождающие противоречивое "единство аффекта и интеллекта", благодаря чему происходит познавательное отношение в действии, "содеянном нами", познание индивидом себя и поиск пути к себе, а предметом образования становится познание и чувство. Этому способствует социальный запрос, ориентирующий образование не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. Наше исследование - одна из попыток рассмотрения места использования театрализации в школьном образовательном процессе в качестве дидактического обеспечения активного обучения, которое имеет двустороннюю направленность: с одной стороны облегчает усвоение содержания образования, за счет его действенного проживания, рефлексии, вербализации, а с другой, - оказывает воспитывающее воздействие на обучающихся, а также обеспечивает переход от знаниевой, предметно-центрированной к кутьтуро сообразной, процессуально-деятельностной направленности обучения.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. На основе историко-педагогического анализа выявлены социальные, правовые и педагогические предпосылки и ведущие тенденции, обусловливающие целесообразность использования театрализации в школьном образовательном процессе. Предложена периодизация, характеризующаяся наращиванием дидактического потенциала театрализации в школьном образовательном процессе. Качественная характеристика каждого периода содержит особенности развития образования, ведущие принципы и условия включения театрализации в обучение, специфику содержания, преобладающие дидактические средства и формы.
2. Систематизированы подходы к педагогической интерпретации театрализации, уточнено ее рабочее понятие.
3. Выявлен педагогический потенциал использования театрализации как средства активизации школьного образовательного процесса, который заключается в сохранении пространства детства, в создании комфортных условий для обучения, в прогнозировании ситуации успешности обучающихся.
4. Театрализация в школьном образовательном процессе в сочетании с другими формами учебной работы применима в общем, дополнительном образовании детей и в уеловиях их интеграции. В обучении с использованием театрализации имеют место действенное "проживание" содержания обучения, рефлексивный анализ учебной деятельности, перенос приобретаемого опыта в реальные отношения, направленность на личность обучающегося, что в совокупности обеспечивает единство обучения, воспитания и личностного развития школьников.
5. Необходимыми предпосылками использования дидактических средств театрализации в школьном образовательном процессе выступают: событийно-ценностная значимость содержания, его проблематизация, организация действенного усвоения, возможности це-леполагания и целеосуществления самими обучающимися, межличностное взаимодействие и общение субъектов образовательного процесса, включение эмоциональной сферы обучающихся.
6. Театрализация может выступить средством активизации школьного образовательного процесса (общего в интеграции с дополнительным) при условии разработки и реализации структурно-дидактической модели театрализации, предусматривающей цели, задачи и педагогические условия обучения, особенности межличностного взаимодействия и общения субъектов образовательного процесса, дидактические средства, способствующие повышению познавательной и личностной активности обучающихся.
7. Использование данной модели обеспечивает гуманизацию школьного образовательного процесса, выраженную в формировании чувства личной и социальной ответственности, в появлении высокого уровня предметной и личностной рефлексии, знаний, опыта, гуманистически направленной системы ценностных ориентации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Михалева, Ольга Алексеевна, 2006 год
1. Аверьянов А.И. Психолот-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков: Авгореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994.17 с.
2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. 176 с.
3. Арто А. Театр и его двойник. М.: Искусство, 1993.192 с.
4. Ахметова М.Н. Эстетическое воспитание школьников средствами детского театра: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1978.18 с.
5. Бахтин ММ. Автор и герой. / Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
6. Бахтин H.H. Детский театр и его воспитательное значение / Игра. Непереодич. издание, посвященное воспитанию посредством игры. Петроград: ТЕО Наркомпрос, 1918. №1.72 с.
7. Бахтин H.H. Театр и его роль в воспитании / В помощь семье и школе. М.: 1911.240 с.
8. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: Алеф, 1992.96 с.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
10. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990.412 с.
11. Бдонский П.П. Трудовая школа // Блонский П.П. Избр. пед. произведения. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961.695 с. С. 209-285.
12. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 146 с.
13. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М.: Флинта, 2003.152 с.
14. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2001.33 с.
15. Булатова О.С. Педагогический артистизм. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. М.: Академия, 2001.240 с.
16. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1953. 412 с.
17. Валеева P.A. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX в. Дис. д-ра пед. наук. Казань, 1997.213 с.
18. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.206 с.
19. Винекен Г. Круг идей свободной школьной общины. М.: Работник просвещения, 1922. 52 с.
20. Волконский С.М. Выразительное слово: Опыт исследования и руководства в области методики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене. Спб.: тип. Сойки-на, 1913.215 с.
21. Воронова Е. Учитель музыки, как режиссер урока. // Искусство в школе. 1995. №3. С. 46-47.
22. Воспитание активной творческой личности в молодежном самодеятельном театре. М.: ВЦХТ, 1984.39 с.
23. Всеволодский В.Н. Театр дома и в школе. Спб.: тип. Сойкина, 1912.48 с.
24. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
25. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.533 с.
26. Вэскер А.Б. Формирование эмоционально-творческих способностей будущего учителя (на основе педагогического наследия ЬСС. Станиславского): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000.26 с.
27. Газман О.С. Гуманизация и свобода (введение в гуманистическую педагогику). В сб. Гуманизация воспитания в современных условиях. М.: УВЦ Инноватор, 1995.115 с.
28. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм (Эпос. Лирика. Театр.). М.: Просвещение, 1968.303 с.
29. Гегель Г.В. Эстетика. В 4-х т. М.: Искусство, 1968. Т. 1.312 с.
30. Генералова И.А. Развитие художественно-творческих способностей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997.15 с.
31. Генералова И.А. Театр: 1 год обучения / Новая межгосударственная модель образования "Экология и диалектика", Ассоциация "Экология детства". Под ред. Л.В. Тарасова. М.: Авангард. 1997.87 с.
32. Генералова И.А. Театр: 2 год обучения / Новая межгосударственная модель образования "Экология и диалектика", Ассоциация "Экология детства". Под ред. JI.B. Тарасова. М.: Авангард, 1996.126 с.
33. Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы. / Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы / Сб. научн. трудов. Л.: ЛГИК 1982.141 с. С. 6 -19.
34. Гиппиус C.B. Гимнастика чувств. Л., М.: Искусство, 1967.295 с.
35. Горятнина В.В. Сюжетно-ролевая игра как условие формирования обобщенных знаний учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Петрозаводск, 1999.21 с.
36. Гуманизация образования императив XXI века. Набережные челны, 1996, Вып. №1. 244 с.
37. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.И. Соколова / Под общей редакцией д-ра пед. наук Н.Л. Селивановой. М.: Пед. об-во России, 1998.336 с.
38. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода М.: Школа, 1994.184 с.
39. Данилова Л.В. Теоретические основы и методика музыкально-эмоционального развития детей в коллективе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995.17 с.
40. Движение "образование через театр" в английском театре. //Научн. Реф. сб.: Роль театра в решении некоторых вопросов образования и воспитания молодежи за рубежом. Вып 1. М: НИИ общей педагогики, 1978. С. 25-29.
41. Джонсон Х.Ф. Драматизация как метод преподавания. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей. / Под ред. Горбунова-Посадова / Вып. X. М.: Госиздат, 1917.
42. Дневник русского актера. Спб.: тип. Сойкина. 1886, №1.26 с.
43. Драматизация в школе первой ступени. М.: Госиздат, 1920.15 с.
44. Драматизация в школе второй ступени. Воронеж, 1921.7 с.
45. Дуганова Л.П. Групповая работа как условие формирования профессиональной самооценки учителя в системе повышения квалификации. Дис. . канд. пед. наук. Спб. 1992. 256 с.
46. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения: Актуальные проблемы теории и практики обучения. Красноярск, Изд-во Красноярского университета, 1984.185 с.
47. Дьяченко В.К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в образовательной школе. Новокузнецк, 1996.333 с.
48. Евреинов H.H. Театр как таковой. М: Время, 1923.110 с.
49. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология: (Взаимодействие людей в жизни и на сцене). М.: Искусство, 1972.178 с.
50. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение и режиссура воздействий на уроке. Метод, разработки. Красноярск: АКМЭ, 1990.45 с.
51. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. Красноярск: АКМЭ, 1999.222 с.
52. Ершова А.П., Букатов В.М. Театральные подмостки школьной дидактики / Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы (Ежегодник Института художественного образования РАО). М.: ИХО РАО, 2001.280 с. С. 191-207.
53. Ершова А.П. Букатов В.М. Режиссура урока общения и поведения учителя. Пособие для учителя. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.232 с.
54. Жилинская Т.Г. Метод театрализации в разработке музыкальной беседы и его место в содержании вузовского образования. / Матэрыялы 4-й МЬкнароднай канферэнцьи "Вы-шэйная школа: стан шерспектывы" Минск, 1999. № 3-4. С. 58-59.
55. Загвязинский В.Н. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.159 с.
56. Загрядкин Ю.В. Вологодский детский музыкальный театр / Мир детского театра № 2 / 2000, приложение к журналу "Современная драматургия". С. 38-43.
57. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова H.A. Воспитание проблема современного образования в России (состояния, пути решения). М.: Исл. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.82 с.
58. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.64 с.
59. Злотников B.C. Феномен школьного театра / Искусство в школе № 2,2003. С. 24-26.
60. Игра-драматизация в школе. Составил кружок работниками ОПУ школы A.A. Луначарской под ред. Е. Соколовой. Москва-Петроград: Госиздат, 1924.188 с.
61. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации школьного урока. М.: Аспект-Пресс. 1993.126 с.
62. Ильин Е.Н. Рождение урока. М.: Педагогика, 1986.173 с.
63. История русского драматического театра в 7 т. Т. 1. От истоков до конца ХУЛ века. М.: Искусство, 1977.485 с.
64. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Педагогика, 1987.190 с.
65. Камаева Г.И. Формирование активной позиции личности подростка в процессе театрализованной игры. / Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л.: ЛГПИ, 1981.163 с.
66. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: Искусство, 1976.156 с.
67. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41-49.
68. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. Т.1. 656 е., Т. 2.576 с.
69. Коменский Я.А. (Сост. и авт. предисловия ИДЧечель). М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996.224 с.
70. Коменский Я.А. Великая дидактика / История зарубежной педагогики и философия образования. Хрестоматия. Сост. A.B. Духавнева, Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.480 с.
71. Коменский Я.А. Школа театр (Из "Двери языков". Драматические представления). Пер. с чешского и предисловие Л. Мозалевского. Спб.: тип. Сойкина, 1895.24 с.
72. Конович A.A. Театрализация как метод активизации участников массовой культурно-просветительной работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л, 1980.16 с.
73. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002.24 с.
74. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс "История образования и педагогической мысли". Учебное пособие. М: Педагогика, 2002.258 с.
75. КорчакЯ. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990.493 с.
76. Костина И.Б. Инсценирование и драматизация на уроках литературы в 5-8 классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. Спб., 1998.20 с.
77. Крупская Н.К Народный театр. Ромен Роллан. Рецензия. // Пед. соч.: в 10 т. М: Акад. пед. наук СССР, 1962. Т. 10.808 с.
78. Ксенофонтова Н.Г. Элементы театральной педагогики в обучении студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1979.17 с.
79. Кузьмина Н.В. Очерки по психологии труда учителя / Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1970.114 с.
80. Куликовская О.Б. Развитие способностей и личностных характеристик учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе: (Методика "Детский оперно-хоровой театр"): Автореф. дис. канд. психолог, наук. М, 1998.22 с.
81. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М: Педагогика-Пресс, 1994.602 с.
82. Лейтц Г.А. Психодрама: теория и практика Классическая психодрама Я.Л. Морено / пер. с нем. A.M. Боковикова. М.: Прогресс, 1994.351 с.
83. Луначарская С.Н. Театр для детей как орудие коммунистического воспитания. М.-Л.: Художественная литература, 1931.99 с.
84. Луначарская С.Н. Элементы драматизации в школе // Искусство и дети. 1931. № 8-9.
85. Луначарский A.B. Вопросы, поставленные комиссариатом народного просвещения театрально-педагогической секции и подотделу детского театра / "Игра" Непериодическоеиздание, посвященное воспитанию, посредством игры. Петроград, ТЕО Наркомпрос, 1918, №1.72 с.
86. Луначарский A.B. Воспитательные задачи советской школы // Луначарский A.B. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.636 с.
87. Луначарский A.B. О театре и драматургии. Избранные статьи. В 2-х томах. М.: Искусство, 1958.780 с.
88. Львова Ю.Я. Творческая лаборатория учителя. М.: Педагогика, 1992.224 с.
89. Любинский И.Л. Педагогика и театр. Ученые записки Мурманского педагогического института. Мурманск, Мурманский гос. пед. институт, Т.1.1957.121с.
90. Любинский И.Л. Театр и дети. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.168 с.
91. Макаренко A.C. Педагогическая поэма М.: Молодая гвардия, 1985.639 с.
92. Макарова НЛ. Театрализация в формировании толерантного поведения будущих педагогов: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.284 с.
93. Макарьян Т.Г. Школа, ребенок и учитель: (Педология и дидаскология). Краснодар, 1924. 69 с.
94. Малышевский А.Ф. Мир человека. Пособие для учителя. М.: Интерпракс, 1995.192 с.
95. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления: (Январь 1981 г.) Под ред. Ю.П. Сенокосова М.: Изд. группа "Прогресс": "Культура", 1993.350 с.
96. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч. 2. 1917-1939. М.: Искусство, 1968. 643 с.
97. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Развиваем способность к перевоплощению // Семья и школа. 1983. № 10. С. 47-50.
98. Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса: Учебное пособие. М.: Нар. образование, 1995. 136 с.
99. Мигунова Е.В. Педагогические возможности театрализованной деятельности в воспитании творческой направленности личности младшего школьника: Автореф. дис. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004.22 с.
100. Музыкально-дидактические игры и драматизация в музыкальном воспитании младших школьников. Методическое пособие // Таганрогский гос. пед. институт / Т.В. Надо-линская. Таганрог: ТГПИ, 1993.49 с.
101. Музыкальное воспитание юного актера Программа спец. курса для студентов факультета "Культуроведение". М.: МГУК, 1997.21 с.
102. Музыка театр - дети. Н. Сац и ее творческая деятельность. М.: Сов. композитор, 1977.362 с.
103. Нагорный А. Опыт дидактического театра: Материалы для литературной гостиной // Классный руководитель. 1999. № 6. С. 86-98.
104. Надолинская Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников: Автореф. дис. кацд. пед. наук. Ростов, 1996.20 с.
105. Народное образование в СССР/Сб. документов 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 559 с.
106. Наумова Н.И. Развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства: Афвтореф. дис. канд. пед. наук. Курган, 1997.21 с.
107. Нащекин Б.Н. О некоторых воспитательных возможностях школьного театра // Советская педагогика. 1972. № 3. С. 77-82.
108. Нейлл А. Саммерхилл: Воспитание свободой: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000.269 с.
109. Некрасова JI.M. Театральный факультатив для школьников: Сб. науч. тр. / Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: Иркутск: ИГПУ, 1997.1. С. 45-55.
110. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.253 с.
111. Немирович-Данченко В.И. Театральное наследие. М.: Искусство, 1954. Т.1.579 с.
112. Нестерова И.Б. Педагогические условия формирования социокультурных ориентаций средствами музыкального театра-студии (на примере республики Марий Эл: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000.22 с.
113. Никитина А.Б. Театр, где играют дети, в поисках собственной идентичности: Дис. канд. искусствоведения. М., 2002.269 с.
114. Никольский Л.А. Место искусства в структуре интересов современного школьника: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973.25 с.
115. Никольский Л.А. Школьный театр: воспитание реальностью // Театр и образование: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.К. Чухман. М.: РАО, 1992.178 с. С. 94-105.
116. Никорова С.Д. Театральное творчество младших подростков как средство нравственного воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974.24. с.
117. Ничипуренко И.М. Организационно-педагогические условия оптимизации культурно-образовательного пространства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Спб., 1999.19 с.
118. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами театра. // Программы. Краснодар: Краснодар, гос. академия культуры, 1997.109. с.
119. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства /Сб. научн. тр. под ред. Ю.И. Рубиной. М.: Просвещение, 1984.123 с.
120. Нравственное воспитание учащихся средствами школьного театра (Метод, рекомендации). Ташкент: Узб. НИИ пед. наук, 1988.40 с.
121. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография в 2-х книгах, кн. первая / Под общей ред. И.А. Зимней. М.: Исл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.337 с. Кн. 2.282. с.
122. Ольшанский О.В., Ярлыков Т.И. Социально-психологическая сущность "драматизации" в воспитании личности. // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. Межвузов, сб. науч. тр. М.: ГИТИС, 1984. С. 56-67.
123. Основы педагогического мастерства. И.А. Зязюн и др. (Уч. пособие для пед. институтов). М.: Просвещение, 1989.301 с.
124. Основы театрального искусства. Теория и практика. Метод, пособие. Уфа, 2000.75 с.
125. Основы театральной культуры в школе: Программы занятий в IV VII ("Час театра") и факультативного курса для VH - X кл. М.: АПН СССР НИИ ХВ, 1988.78 с.
126. Островский А.Н. О литературе и театре. М.: Современник, 1986.399 с.
127. Островский А.Н. Поли. собр. соч. М.: Гослитиздат, 1952. Т. ХП. 392 с. С. 108.
128. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании (посвящается русским матерям). М.: Сытин, 1908.79 с.
129. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.504 с.
130. Пасхина А. Импровизационный театр в школе II ступени // Искусство в школе. 1928. №6.
131. Педагогический театр: Сб. 1-2. М.: Гос. мастерская пед. театра, 1925-1926.
132. Петров В.А. Развитие творческого потенциала личности средствами студийной работы театральной самодеятельности. Челябинск: Слово, 1987.73 с.
133. Пилипенко JI.JI. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.18 с.
134. Пирогов Н.И. Быть и казаться //Избр. пед. сочинения. М.: Педагогика, 1985.496 с.
135. Платон. Собр. соч. в 3 Т. М.: Мысль, 1972. Т. 3.678 с.
136. Плохова М.Г. Проблемы эстетического образования и воспитания в советской школе (1917 1925): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973.34 с.
137. Плохова М.Г. Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике (1917-1967): Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1989.41 с.
138. Подгорная А.К. Театральная педагогика в развитии профессионально-творческих способностей студентов педагогического колледжа: Дис. канд. пед. наук. 1997.149 с.
139. Подласый И.П. Где помогут технологии? Окончание. Начало в № 2,2003. / Школьные технологии. 2003. № 3. С. 10-26.
140. Поленов В. О школьном театре // Народный театр. 1918. № 1. С. 18-19.
141. Полякова Т.Н. Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Спб., 2004.24 с.
142. Потапова Т.Э. Эстетическое воспитание учащихся школы РСФСР средствами театрального искусства (1917-начало 30-х гг.): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991.18 с.
143. Похмелкина Г.Ф. Воспитание гуманистической направленности у младших подростков в процессе театрального творчества школьного класса: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993.16 с.
144. Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы научно-пракгич. конференции. Полтава, 1991.383 с.
145. Проблемы педагогики и школы в капиталистических странах. Ч. 1. (Сб. научных трудов). М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1974.223 с.
146. Программа по курсу "История театра". М.: Б.н. 1997.14 с.
147. Программы общеобразовательных учреждений. М-во образования Рос. федерации. Театр 1-11 класс. М.: Просвещение, 1995.158 с.
148. Рабинович Р., Фохт-Бабушкин Ю., Кулкова К Театр и школьник. В кн. Театр и зритель / под. ред. А. Антоненко, С. Вульфова и др. М.: АПН СССР, 1973. С. 53-90.
149. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского Лицея пушкинской поры (1811-1817 гг.): Историко-педагогический очерк. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 152 с.
150. Разумный В.А. Выступление на семинаре ВТО. M.: ВТО, 1979. С. 17-19.
151. Ранняя русская драматургия XVII и начала XVIII в. М.: Наука, 1972.368 с.
152. Ранняя русская драматургия XVII первая половина XVIII в. Пьесы для школьного театра. М.: Наука, 1974.383 с.
153. Режиссер работает в школе теоретические и методические проблемы: Сб. науч. тр. Под ред. Е.К Чухман. М.: АПН СССР, 1991. 130 с.
154. Резолюции школьной секции I Всероссийского съезда деятелей народного театра // Искусство и жизнь. Пг., 1916. №2. С. 12-13.
155. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М.: РАО ИРЛ, 1996.144 с.
156. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978.212 с.
157. Роджерс КР. Взгляд на психотерапию, становление личности. М.: Прогресс Универс, 1994.479 с.
158. Роджерс КР. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии, 1990 № 1, С. 164-168.
159. Рождественская В.М. Учебно-творческая работа как средство воспитания участника детского театрального коллектива: Автореф. дис. канд. пед. наук. JI., 1984.16 с.
160. Розанов С. Театр в школе // Дети и театр: Сборник статей под ред. Н.С. Шер. Л., 1925. С. 35-36.
161. Роль театра в решении некоторых вопросов образования и воспитания молодежи за рубежом (сост. и научн. ред. А.Н. Хомутовский)/Научный реферативный сборник. Вып. 1. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978.36 с.
162. Роль театра в учебно-воспитательной работе школы: Методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1975.82 с.
163. Российская педагогическая энциклопедия в 2 Т. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Т. 1.607с.
164. Рошаль Г.Л. Игра и театр в первой ступени // Педагогический театр. Сб. №1.1925.
165. Рошаль Г.Л. О юности прекрасной и поэтичной / Театр детства, отрочества и юности. Статьи о театре для детей. М. ВТО, 1972.283 с. С. 38-55.
166. Рошаль Г.Л. Художественное воспитание. М.: Госмастерская педагогического театра Главсоцвоса, 1925.47 с. С. 8.
167. Рошаль Г.Л. Художественное воспитание и тео-предмет // Революция искусство- дети. Из истории эстетического воспитания в советской школе: Материалы и документы: Кн. для учителя: В 2 ч. М.: Педагогика, 1988.366 с.
168. Рубина Ю.И. Искусство театра в системе эстетического воспитания: Методические рекомендации в помощь лектору и методисту институтов усовершенствования учителе. М.: МП СССР, 1982.63 с.
169. Рубина Ю.И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970.208 с.
170. Рубина Ю.И., Перельман Е.П., Яковлева Т.В. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М.: Просвещение, 1983. С. 41-63.
171. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб: Питер, 1998.590 с.
172. Рудзик М.Ф. Основы театрального искусства и драматизации (Методическое пособие). Курск, 1994. 80 с.
173. Сабинина М.Д. Музыкальный театр. М.: Советский композитор, 1990.158 с.
174. Сабуров Е.Ф. По направлению к игровому обществу // Педология №4,2000. С. 70-74.
175. Савинова М.В. Стимулирование интереса подростков и юношества к музыкально-театральной деятельности (Проблемы музыкального образования и педагогики. Межву-зовск. сб. научн. трудов). Спб.: Питер, 1994. С. 90-97.
176. Сазонов Е.Ю. К вопросу о комплексном воспитании в детском театральном коллективе // Взаимосвязь теории и практики эстетического воспитания школьников / Под ред. И.А. Кушаева и В.И. Лейбсона М: АПН СССР НИИ ХВ, 1977.424 с. С. 365-367.
177. Самарич В.В. Драматизация как средство коммуникативных способностей будущих педагогов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.23 с.
178. Сац Н.И. О принципах театра для детей / Вестник просвещения, 1922. № 2.
179. Седой Б.М., Ширяева В.Г., Сеннов В.Г. Театральный коллектив в школе и во внеклассном учреждении. М.: Из-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950.68 с.
180. Сердюк А.П. Активизация обучения актерскому мастерству участников самодеятельного театрального коллектива. Дис. канд. пед. наук, М., 1984.218 с.
181. Сережникова P.C. Домашний театр, как средство гуманизации воспитательного процесса в нуклеарной однодетной семье: Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1995.18 с.
182. Сеченов И.М. Избранные произведения в 2 т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. Т. 2. 942 с.
183. Симонов П.В. Метод КС. Станиславского и физиология эмоций. М.: Акад. наук СССР, 1962.139 с.
184. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников / Сб. научн. тр. НИИ ХВ / Ред. Е.К. Чухман, А.П. Ершова. М.: АПН СССР, 1989.125 с.
185. Соколова-Набойченко О.Н. Музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003.21 с.
186. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения / Сост. А.Т. Губко. М.: Педагогика, 1991.240с.
187. Станиславский КС. Боритесь за крепкий, дружный коллектив. / Сб. Молодые мастера искусства. М.: Искусство, 1938.83 с.
188. Станиславский КС. Собрание сочинений в 9 т. М.: Искусство, 1989-91 г.
189. Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985.415 с.
190. Строева. В. Театр и дети. Задачи опытной работы Мастерской педагогического театра /Зрелища 1922,№ 17. С. 17.
191. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (этюды креативной онтологии). М.: Логос, 1992.203 с.
192. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радзянска школа, 1973.287 с.
193. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.572 с.
194. Тарасов JI.B. Проспект: Новая модель общего образования "Экология и диалектика". М.: Проспект, 1993,51 с.
195. Театр детства, отрочества и юности / Статьи о театре для детей. М.: ВТО, 1972.283 с.
196. Театр и образование / Сб. научн. трудов. М.: РАО НИИ ХВ, 1992.178 с.
197. Театр и школа / Под ред. Ю.И. Рубиной, Н.Н. Шевелевой. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1960, вып. 1. 111с.
198. Театр пришел в школу. Метод, рекомендации. М.: Педагогика, 1982. 8 с.
199. Театр. Школа. Жизнь / Театр и школа. М.: ВТО НИИ ХВ АПН СССР, 1986. Вып. №9.128 с.
200. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы / Редколег. Е.И. Зазорский. Л.: ЛГИК, 1982.141 с.
201. Театральная работа с детьми младшего возраста. М.: Госиздат, 1937.12 с.
202. Театральная педагогика на уроках и во внеурочной деятельности. Новокузнецк: ИПК, 1999.106 с.
203. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства. Авторский коллектив: Ю.И. Рубина, Т.Ф. Завадская, Н.И. Шевелев (при участии А.П. Ершовой, Л.А. Никольского). М.: Просвещение, 1983.176 с.
204. Театральные проблемы теоретической и практической апробации системы педагогических воздействий / Межвузовский сб. научн. трудов. Тамбов, 1996. Ч. 1.130 е., Ч. 2.139 с.
205. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1966. 304 с.
206. Тичер Н. Драматизация, как один из методов современной школы / Народное образование. 1910. № 11 С. 498-521; № 12 С. 643-645.
207. Топорков В.О. Станиславский на репетиции. М.: Искусство, 1949.190 с.
208. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.451 с.
209. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Учпедгиз, 1953. Т. 1.639 с.
210. Фомина H.H. Страницы истории Института художественного образования / Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. М.: б. и., 2001.280 с. С. 6-23.
211. Фрезер ДД. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1980.702 с.
212. Френе С. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996.224 с.
213. Френе С. Избранные пед. сочинения. М.: Прогресс, 1990.304 с.
214. Фурсова Г.М. Музыкальный театр в начальной школе/ Искусство в школе. 1977. №4. С. 35-36.
215. Халфин Ю.А. Формирование творческой личности в школьном полифоническом театре: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.38 с.
216. Харькин В.Н. Воспитательное воздействие театрального коллектива в школе на личность старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981.18 с.
217. Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! М.: Магистр, 1997. 288 с.
218. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация в творческой деятельности учителя: Дис. д-ра. пед. наук. М., 1992.240 с.
219. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992.464 с.
220. Холл С. Собрание статей по педологии и педагогике. М.: Московское кн-во, 1912. 444 с.
221. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа как социальный феномен XX века: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М. 1999.44 с.
222. Чехов М. Литературное наследие в 2 т. М.: Искусство, 1986. Т. 2.557 с.
223. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. История и теория. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
224. Чувашова О.А. Театральное творчество как опыт постижения ребенком эстетических открытий через сравнение кулыур разных эпох и народов. М.: РАО ИХВ, С. 94-98.
225. Чудиновских И. О преподавании театра в общеэстетических классах (Авторская программа)/Искусство в школе. 1993. № 3. С. 15-20.
226. Чухман ЕК. М.: б. и, 1998.516 с.
227. Шабалин В.Г. Театрализация как социально-педагогический метод в политико-просветительной работе начала 1920-х годов: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1978.22 с.
228. В.Н. и С.Т. Шацкие "Бодрая жизнь", кн. 1-я. Грамотей, 1915.58 с.
229. Шацкий С.Т. Из доклада "Искусство как элемент детской жизни" (март 1918г.)// Революция искусство - дети: Из истории эстетического воспитания в советской школе: Материалы и документы: Книга для учителя: В 2 ч. М.: Педагогика, 1987. Ч. 1.366 с.
230. Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе. //Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1964 -1965. Т. 2. С. 1343.
231. Шиллер. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Соч. Т. 7. М.: Художественная литература, 1957. Ч. 6.791 с.
232. Ширяева В.Г. Театральное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся в восьмилетней школе. М.: Из-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960.73 с.
233. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Под общей редакцией B.C. Библера. Кемерово: Алеф, 1993.416 с.
234. Школяр JI.B. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999,43 с.
235. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.240 с.
236. Шпет Л.Г. Советский театр для детей. Страницы истории. 1918-1945. М.: Искусство, 1971.430 с.
237. Шумакова Н.Б. Как можно учить одаренных детей младшего школьного возраста" / Начальная школа: плюс минус. 2000. № 3. С. 42-46.
238. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.358 с.
239. Юстус И.В. Использование дидактических средств драматизации как способа развития личности в образовании: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.23 с.
240. Юстус И.В. Теоретико-методические основы развития духовной культуры студентов университета. Автореф. дис. д-ра пед. наук. Самара, 2002.38 с.
241. Язовицкий E.B. Педагогическое наследие К.С. Станиславского и эстетическое воспитание в школе. Дис. д-ра пед. наук. JI., 1973. 375 с.
242. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000.128 с.
243. То The Professional / Secondary School Theatre Journal 1977, vol. 16, № 3. p. 2-27.
244. Theatre news / Drama In Education 1977, summer, vol. 9. № 10. p. 28 -31,35.
245. Fleming M. Wittgenstein and Drama In Education Mar2000, Vol. 5. p. 22-49
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.