Театр и театральность в английском романе второй половины ХХ - начала ХХI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Баратова Ольга Азизовна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 154
Оглавление диссертации кандидат наук Баратова Ольга Азизовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 . Театр как воплощение философской концепции в романах Айрис Мердок и Джона Фаулза
1.1. Философские взгляды Айрис Мердок
1.2. Феномен театральности в романах Айрис Мердок «Под сетью» и «Черный принц»
1.3. Философские взгляды Джона Фаулза
1.4. Режиссирование жизни в романах Джона Фаулза «Коллекционер» и «Волхв»
Глава 2 . Метатеатр истории в романе эпохи постмодерна
2.1. Викторианская сцена в романе Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри»
2.2. Театральный детектив Барри Ансуорта «Моралите»
2.3. Карнавализация реальности в романе Грегори Норминтона «Чудеса и диковины»
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Традиции готического романа в творчестве Айрис Мердок и Джона Фаулза2015 год, кандидат наук Локшина, Юлия Владимировна
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ПРИНЦИП ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ РОМАНЕ («Маг» Джона Фаулза и «Редкие земли» Василия Аксёнова)2017 год, кандидат наук Кочергина Валерия Витальевна
Поэтика Айрис Мердок в свете проблемы интертекстуальности: Мердок и Шекспир2005 год, кандидат филологических наук Байрамкулова, Лейла Кемаловна
Театральность прозы Дж. Б. Пристли2018 год, кандидат наук Чернова, Юлия Владимировна
Поэтика новелл Джона Фаулза2005 год, кандидат филологических наук Лебедева, Ольга Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театр и театральность в английском романе второй половины ХХ - начала ХХI вв.»
ВВЕДЕНИЕ
Язык литературы, как язык любого другого вида искусства, характеризуется интермедиальностью. Под интермедиальностью в данной работе мы понимаем взаимодействие художественных кодов разных видов искусств, которое происходит на разных уровнях литературного произведения [124]. В данном диссертационном исследовании будет рассмотрено взаимодействие литературы с театром.
Литературные тексты, являясь неотъемлемой частью театрального искусства, часто используют многообразную палитру театральных приемов. В произведениях каждой конкретной эпохи можно обнаружить художественные образы, связанные с театром, имеющие знаковый характер, как для отдельного произведения или всего творчества автора, так и для периода целиком.
Прежде чем приступить к исследованию творчества конкретных авторов с точки зрения театральности, необходимо пояснить, что означает понятие «театральность», а также определиться со смежными понятиями, которые будут использованы в данном диссертационном исследовании:
театрализация, игра, карнавал, сценичность.
На данный момент в области гуманитарных знаний существует
1 2 большое количество работ как отечественных , так и зарубежных авторов, в
которых предпринимаются попытки четко определить феномен
1 Райков В.Н. Феномен театральности: социально-философский анализ / В.Н.Райков: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, 2010. - 21 с.; Тазетдинова Р.Р. Театральность как феномен в бытии культуры / Р.Р.Тазетдинова: автореф. дис. ... докт. филос. наук. - Казань, 2013. - 55 с.; Дубин Б. Театральность в границах искусства и за его пределами / Б. Дубин // Новое литературное обозрение. - 2011. - № 111. - С. 219-233; Ищенко В.Г. Театральность как феномен повседневности: социально-философский аспект / В.Г.Ищенко // Сервис в России и за рубежом. - М., 2013 - 4(42). - С. 51-56; Семенова Е.А. Карнавал в кризисные периоды развития культуры / Е.А.Семенова // Педагогика искусства. - 2014. - №4 // URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/semenova.pdf (дата обращения 17.08.2017); Чвалун Р.В. Двойственность понятийного поля театральность / Р.В.Чвалун // Альманах современной науки иобразования. - Тамбов.: Изд. «Грамота», 2013. - №5(72). - С. 179-181; Чвалун Р.В. К вопросу о содержании понятия «театральность» / Р.В.Чвалун // Научный журнал КубГау. - 2012. - №82(08). - С. 1107-1117.
2 Feral J., Bermingham R.P. Theatricality: The Specificity of Theatrical Language / J.Feral, R.P.Bermingham // SubStance. - 2002. - Vol.31. - No.2/3. - Issue 98,99 - P. 94-108; Paavolainen T. Fabric Philosophy: The "Texture" of Theatricality and Performativity / T.Paavolainen // Performance Philosophy. - 2017. - Vol.2. - No.2. - P. 172188.
театральности. В своих исследованиях авторы дают различные трактовки понятия «театральность» и пытаются сформулировать, что оно означает в современном мире применительно к различным областям знаний.
Тем не менее, проблема четкого определения этого понятия остается открытой, и «театральность» продолжает оставаться одним из спорных понятий в области литературоведения. Поэтому мы считаем необходимым рассмотреть различные мнения авторитетных теоретиков в области театра и литературы, а также философов и культурологов.
Энциклопедии и толковые словари 3 трактуют данное понятие только применительно к театру. К примеру, «Большая советская энциклопедия» определяет театральность как «Специфическое художественное достоинство, которое присуще произведениям театрального искусства и отличает его от других видов искусства особой эстетической природой, характерными только для него выразительными средствами» [183]. Аристотель подразумевал под театральностью художественные средства, присущие исключительно театральному искусству. Некоторые современные деятели театра до сих пор предпочитают определять понятие «театральность» только по отношению к театральному искусству, критикуя использование производных значений этого понятия за пределами театра или искусства вообще [93].
Иной точки зрения придерживается теоретик театра Н.Н.Евреинов. В своей книге «Театр для себя» он выводит понятие «театральность» за рамки театрального искусства, определяя человека как «животное театральное» [60] и приписывая ему «инстинкт театральности» [60], следуя которому человек в своих действиях устремлен к достижению тщеславных интересов,
3 Большая советская энциклопедия // URL: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения 10.11.2016); Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: толково-словообразовательный / Т.Ф.Ефремова // URL: http://www.classes.ru/all-russia№/russia№-dictio№ary-Efremovaterm-38116.htm (дата обращения: 10.11.2016); Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова // URL: http://www.dict.t-mm.ru/ushakov/ (дата обращения: 10.11.2016).
к произведению театрального эффекта, - что в свою очередь определяется как театрализация повседневной жизни.
На ролевой принцип в поведении человека указывает также нидерландский философ, культуролог Й.Хейзинга в своем трактате Homo Ludens («Человек играющий»). Хейзинга подробно разбирает игровое поведение человека в разных сферах его жизнедеятельности, заключая, что это и составляет основу человеческой личности на протяжении разных эпох [137].
В этой связи интересна статья литературоведа, культуролога и семиотика Ю.М.Лотмана «Театральный язык и живопись», в которой он говорит о влиянии тетра на человека: «Взаимодействие театра и поведения имеет результатом то, что рядом с постоянно действующей в истории театра тенденцией уподобить сценическую жизнь реальной столь же константной оказывается противоположная - уподобить реальную жизнь (или определенные ее сферы) театру» [86, 396]. Лотман рассматривает театральность как характеристику поведения, жестикуляции, речи, и даже одежды человека: «Возникновение «театра повседневного поведения» меняло взгляд человека на самого себя. В жизни выделялись «поэтические» моменты и ситуации, которые объявлялись единственно значимыми и даже единственно существующими. В «непоэтические» моменты человек как бы уходил за кулисы и, с точки зрения разыгрываемой на сцене «пьесы жизни», как бы переставал существовать до нового выхода» [86, 397].
Филолог и литературовед В.Е.Хализев в своей книге «Драма как род литературы» выделяет два начала театральности: театральность «самораскрытия» человека, которая «осуществляется главным образом в патетическом слове и жесте» [136, 14], и театральность «самоизменения», которая «определяется стремлением вывернуть наизнанку и осмеять высокую патетику» [136, 15]; последнее граничит с шутовством, лицедейством, игрой, масочностью, которая, по мнению М. Бахтина, берет свое начало из народно-площадной карнавальной культуры, которая в свою
очередь тесно связана с гротеском [40]. М. Бахтин отмечает важные особенности карнавала, к которым мы будем обращаться в ходе исследования, такие как: оппозиция официальной культуре, в том числе и религии; возможность обретения второй жизни в карнавале [40, 10] и его всепоглощающую природу [40, 12].
Учитывая, что термин «театральность» постоянно расширяет пределы и горизонты своего применения, его значения множатся. Тем не менее, применительно к прозаическим текстам, театральность может быть исследована как с точки зрения ее проявления в поведении отдельных персонажей, так и на разных уровнях текста: от сюжетно-композиционного до идейного.
Исходя из вышеприведенных точек зрения, под театральностью в данном исследовании мы будем понимать, во-первых, опираясь на мнение Ю.М.Лотмана, уподобление реальной жизни театру, то есть, когда жизнь выглядит как театр, а отдельные фрагменты литературного текста - как пьеса; во-вторых, - характеристику героев, которым свойственна театрализация жизни, о которой пишут Н.Н.Евреинов, В.Е.Хализев и Й.Хейзинга.
В трактовке понятия «театрализация» мы солидарны с мнением литературоведа О.О.Легг, которая определяет театрализацию как строго срежиссированное действие, всегда предполагающее наличие исполнителей и публики [80]. Такая трактовка объединяет в себе два более узких способа толкования данного понятия, с которыми мы будем иметь дело в нашем исследовании. Один из них заключается в выстраивании своего поведения, иногда незаметно для окружающих, с целью достижения определенных интересов. Сюда же можно отнести притворство, режиссирование, раздачу и облачение в маски (в переносном значении) - все то, о чем пишут Н.Н. Евреинов и Й.Хейзинга. С другой стороны, существует такое понимание театрализации жизни, как нарочитое, показное действо, близкое к карнавалу, с целью вывернуть все наизнанку или осмеять, о чем пишет Е.В.Хализев, или
удивить и заставить задуматься, используя «эффект очуждения», к которому Б.Брехт обращался, создавая теорию «эпического театра».
Понятие «театрализация» применимо не только к поведению персонажа, но также и к тексту. Под «театрализацией текста» мы понимаем проникновение выразительных средств театрального искусства в ткань литературного произведения для создания автором театральной модели действительности. Признаками, указывающими на театрализацию прозы, являются: визуализация (разделение пространства на сценическое, закулисное и пространство зрительного зала, декорации, световое оформление), мизансценирование, экспрессивность (драматизация повествования, диалогичность) и сценичность.
Среди перечисленных признаков театрализации текста отдельного пояснения требует понятие «сценичность». Мы будем опираться на мнения известных теоретиков театра, к которым относятся Патрис Пави и Элли Перель. Оба автора словарей, посвященных театру, сходятся во мнении, что сценичность, применительно к пьесе или литературному материалу, заключается в зрелищности, эффектности, игровом начале текста, что делает его пригодным для воплощения на сцене. [185], [186]. Однако помимо перечисленных атрибутов сценичности важно обратить внимание также на форму повествования. Немецкий литературовед Ф.Штанцель полагает, что сценичность эпического текста достигается за счет субъективного повествования, осуществляемого с позиции героя и направленного на читателя таким образом, что читатель «считает себя современным на сценической площадке события» [121, 241]. Таким образом, под сценичностью в данном исследовании будет пониматься своеобразная организация повествования от лица героя-рассказчика, которая придает тексту зрелищность, эффектность, а также ощущение сиюминутности описываемых событий, даже если речь идет о прошлом.
Еще одним ключевым понятием для нашего исследования является понятие «игра». Применительно к театру игрой принято называть «создание
актером художественного образа (роли) при помощи разнообразных выразительных средств - речь, жест, мимика, движение» [188]. В нашей работе мы придерживаемся данного определения и под игрой понимаем процесс исполнения роли. Мы также обращаемся к ритуальным корням театра, в которых игра имеет принципиальное значение.
Применительно к литературе эпохи постмодернизма понятие «игра» становится ключом к пониманию художественных текстов. Авторы играют с жанровыми особенностями произведений, с идейными замыслами, с текстами предшественников, образами, символами, и наконец, как следствие, с самим читателем. Нередко постмодернистская игра основывается на принципах театральной игры, иногда с элементами карнавала, то есть в ее основе лежит имитация, подражание, стремление выдать одно за другое или перевернуть все с ног на голову. Именно с помощью игры реализуется один из принципов постмодернизма - деконструкция картины миры. Это происходит за счет множественности точек зрений и альтернативности описываемых событий, которые предполагает игра.
На основе обобщенного материала в нашем исследовании мы исходим из того, что «театральность» - это обобщающее понятие, включающее в себя такие художественные средства, как сценичность, театрализация, карнавал и игра, которые могут иметь место не только в драматургическом произведении, но и в повествовательной прозе. В этом мы солидарны с Е.Н. Шевченко, которая отмечает, что театральность «включает в себя и сценическую условность и театральное в жизни - все то зрелищное, броское, эффектное, что переводит план обыденного в план искусственного и искусного» [144, 58]. К этому можно добавить, что это качество, как мы попытаемся показать, все в большей степени становится характерной приметой литературы последних лет.
В отечественном и зарубежном литературоведении на сегодняшний день существует большое количество работ, в которых проявление театральности рассматривается в том или ином аспекте применительно к
прозе. Особенно значимыми в этой связи являются: диссертация О.О.Легг «Театральность как тип художественного мировосприятия в английской литературе XIX-XX вв.» [80]; статьи Т.А.Аликовой «Театральность как стилевой принцип постмодернизма в романе Дж. Барнса «История мира в 10% главах» [30], М.Бронич «Театр и театральность в романах Сола Беллоу» [46], С.Г.Липняговой «Концепт «театр» в английском романе XX в.» [81], Т.Г.Прохоровой «Роман Ю.Буйды «Синяя кровь»: жизнь как театр или театр жизни» [103], Л.А.Силиной «Сценичность прозы М.А.Булгакова» [113], Е.Н.Шевченко «Проблема сценичности российской «новой драмы» [144].
Среди зарубежных исследований внимания заслуживают диссертация "Theatricality in Beckett's Epic Writings" §.Roman [178], в которой автор дает свое толкование понятия «театральность» применительно к прозе, исходя из анализа различных трактовок данного понятия, подробно исследуя проявление театральности на примере прозы С.Беккета; а также статья B.Palmer "Theatricality and Performance in Victorian Literature and Culture" [175].
Повышенный интерес к феномену театральности определяет актуальность исследования, которая связана с тем, что театральность, как важная составляющая литературы начинает играть все более заметную роль как в литературном процессе в целом, так и в английском романе, в частности. Изучение эволюции этого явления может дать более глубокое представление о характерных чертах современной прозы - в нашем случае английского романа второй половины XX - начала XXI вв. В эпоху постмодернизма театральность становится одной из наиболее значимых художественных категорий, одинаково интересующей как современное зарубежное, так и отечественное литературоведение, и требующей поиска новых подходов к ее осмыслению.
Творчество авторов, чьи произведения анализируются в нашей диссертационной работе, неоднократно привлекали внимания исследователей.
В работах, посвященных романам Айрис Мердок, наиболее подробно рассматриваются такие аспекты, как художественный мир, поэтика романов, проблема интертекстуальности, аллюзий, черты импрессионизма, а также гендерная проблематика.4 Особый интерес для нас представляет диссертация Е.А.Осипенко «Принципы игровой поэтики в романах Айрис Мердок 50-80 годов» [96], в которой отдельный параграф посвящен шекспировским персонажам в романе «Море, море», а также диссертация О.Н.Самсоновой «Интеллектуальный роман А.Мердок 70-х годов» [107], в работе которой также рассматривается роман «Море, море» с точки зрения театральности. Именно поэтому мы не включили это произведение в свое исследование. В зарубежном литературоведении творчеству А.Мердок посвящено большое количество книг, в которых подробно исследована философская основа ее романов.5 Р.Тодд [180] в своей книге заостряет внимание на влиянии Шекспира на творчество А.Мердок. Проблематике творчества и выявлению типичных «мердоковских» героев в прозе писательницы посвящена книга Э.Диппл [166].
В работах по творчеству Дж.Фаулза рассматриваются такие проблемы, как феномен «английскости»6; проблема взаимодействия искусств7,
4 Байрамкулова Л.К. Поэтика Айрис Мердок в свете проблемы интертекстуальности. Мердок и Шекспир / Л.К.Байрамкулова: дисс. ... канд. филол. наук. - Нальчик, 2005. - 189 с.; Шевченко Л.Л. Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора (на материале произведений Айрис Мердок) / Л.Л.Шевченко: дисс. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2005. - 194 с.; Никифорова А.Н. Поэтика романов Айрис Мердок 1950-х годов / А.Н.Никифорова: дисс. ... канд. филол. наук. - Уфа, 2007. - 178 с.; Чебинева В.А. Развитие традиций Л.Стерна в творчестве В.Вульф и А.Мердок / В.А.Чебинева: дисс. ... канд. филол. наук. - Казань, 2003.- 193 с.; Толкачев С.П. Художественный мир Айрис Мердок / С.П.Толкачев: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 1999. - 199 с.; Муртазина Д.Ф. Гендерная проблематика романов А.Мердок / Д.Ф.Муртазина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2012. - 22 с.; Зелезинская Н.С. Романы Айрис Мердок: уроки шекспировского жанра / Н.С. Зелезинская // Вопросы литературы. - 2013. - №6. - С. 264-273.
5Byatt A.S. Iris Murdoch / A.S.Byatt. Harlowe, 1976. - 220 p.; Byatt A.S. Degrees of Freedom. The Novels of Iris Murdoch / A.S.Byatt. L., 1965. - 224 p.; Conradi P.J. Iris Murdoch: The Saint and the Artist / P.J.Conradi. - N.Y.: St. Martin's Press, 1986. - 150 p.; Rabinovitz R. Iris Murdoch / R.Rabinovitz. - N.Y. and L.: Columbia University Press - 1968. - 48 p.; Tominaga Th. Iris Murdoch and Muriel Spark: A Biography / Th.Tominaga. - Rowman and Littlefield Pub. Inc., 1976. - 357 p.
6Зиннатуллина З.Р. Художественная концепция национального в творчестве Джона Фаулза / З.Р.Зиннатуллина: дисс. ... канд. филол. наук. - Казань, 2012. - 169 с.; Юсупова Ю.Л. Концепт «английское» как средство исследования художественной картины мира Дж.Фаулза: на примере языкового и смыслового пространства романа «Дэниел Мартин» / Ю.Л.Юсупова: дисс. ... канд. филол. наук. -Краснодар, 2009. - 203 с.
7 Лобкова Н.В. Взаимодействие языков искусств в творчестве Джона Фаулза / Н.В.Лобкова: дисс. ... канд. филол. наук. - Н.Новгород, 2001. - 174 с.; Яценко Е.В. Образы визуальных искусств в творчестве Джона Фаулза (на материале романа «Волхв») / Е.В.Яценко: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2006. - 248 с.
шекспировские аллюзии8, проблемы искусства и образ художника9. Зарубежные исследователи в своих исследованиях рассматривают все романное творчество Дж.Фаулза, заостряя внимание на вопросах поэтики и проблематики романов писателя. 10 Особый интерес для нас представляют работы, посвященные театральности в творчестве Джона Фаулза. Среди них наиболее важными являются диссертация К.Б.Солодовник «Моделирование действительности в раннем романном творчестве (1960-70-е гг.) Дж.Фаулза» [116] и статья В.В.Кочергиной «Театрализация как метод самоидентификации героев романа Джона Фаулза «Маг» [78]. Из работ, посвященных роману «Коллекционер» стоит отметить статью В.В.Храповой [139], в которой рассматриваются особенности композиции романа, а также статью испанского автора А.Р.Ходара [172], в которой анализируется философская основа романа. Важными для нашего исследования стали работы, рассматривающие проблему античного мифа в романе «Волхв». Среди них статьи М.А.Хольневой [138], А.А.Павловой [97], Р.Беретс [152] и Р.Рубенштейн [179]. Все эти труды были учтены нами в ходе работы над диссертацией, однако в них не анализируется обращение автора к истокам театра, а также рассматриваются далеко не все мифологические образы, присутствующие в романе.
Творчество Питера Акройда неоднократно привлекало отечественных исследователей в первую очередь своими жанровыми особенностями11. Проблема «английскости» в творчестве Акройда исследована Е.Г.Петросовой [99]. В то же время феномен театральности его романов в
8 Папкина Д.С. Шекспировские аллюзии в прозе Джона Фаулза / Д.С.Папкина: дисс. ... канд. филол. наук. -Великий Новгород, 2004. - 161 с.
9 Картузова И.Б. Проблемы искусства и образ художника в творчестве Джона Фаулза / И.Б.Картузова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Санкт-Петербург, 2006. - 22 с.
10 Lovedey S. The Romances of J. Fawles / S.Lovedey. - London: Methuen & Co, 1985. - 248 p.; Fawkner, H.W. The Timescapes of J. Fawles / H.W.Fawkner. - London: Macmillian, 1984. - 204 p.; Conradi P.J. John Fowles / P.J.Conradi. - London, 1982. - 109 p.; Cooper P. The Fictions of John Fowles. Power, Creativity, Femininity / P.Cooper. - Ottawa: University of Ottawa Press, 1991. - 240 p.
11 Ахманов О.Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда / О.Ю.Ахманов: дисс. ... канд. филол. наук. - Казань, 2011. - 161 с.; Шубина А.В. Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда / А.В.Шубина: дисс. ... канд. филол. наук. - Санкт-Петербург, 2009. - 183 с.; Ушакова Е.В. Литературная биография как жанр в творчестве П.Акройда / Е.В.Ушакова: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2001. - 195 с.; Струков В.В. Художественное своеобразие романов Питера Акройда: К проблеме британского постмодернизма / В.В.Струков: дисс. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 1998. - 253 с.
полном объеме не рассматривалась. В зарубежном литературоведении творчество П.Акройда анализируется в контексте развития современной английской литературы.12
Творчество Грегори Норминтона в отечественном литературоведении представлено статьями Н.С.Бочкаревой [43], К.В.Евсеевой [61], Н.Г.Владимировой [48], [49], в которых рассматриваются живописный эфраксис, функции символов, семиотика корабля, фрагментарность и целостность текста в романе «Корабль дураков», и В.Б.Шаминой «Функции художественных артефактов в романе культуры Грегори Норминтона «Чудеса и диковины» [143], в которой рассматривается функция экфрасиса и жанровое своеобразие произведения. На родине писателя его творчество пока не стало объектом многочисленных литературоведческих исследований и в аспекте театральности не рассматривалось.
Барри Ансуорт является автором большого количества романов, некоторые из которых успешно экранизированы. Он неоднократно становился номинантом престижных литературных премий, в частности, стал призером Букеровской премии за роман «Священный голод». Этому роману посвящена статья C.Plasa - "Mainly Storytelling and Play-Acting" Theatricality and the Middle Passage in Barry Unsworth's Sacred Hunger" [176], в которой, в частности, затрагивается феномен театральности. Однако в целом в Англии его творчество мало изучено, возможно, по той причине, что он большую часть своей жизни провел в Италии, а в Росси пока малоизвестно.
Таким образом, отдельные аспекты театральности были рассмотрены в некоторых работах, посвященных роману Джона Фаулза «Волхв», которые были нами учтены в ходе исследования, а также в романе Айрис Мердок «Море, море», который, по вышеупомянутым причинам, не анализируется в
12 Collins M. Postmodernist Design / M.Collins. - London, 1989. - 208 p.; Connor S. Postmodernism Culture: An Introduction to Theories of the Contemporary / S.Connor. - Oxford, 1989. - 288 p.; Connor S. The English Novel in History. 1950 - 1995 / S.Connor. - London,1996. - 260 p.; Berger A.A. Popular Culture Genres: Theories and Texts / A.A.Berger. - London, 1992. - 171 p.; Eaglton T. The Illusions of Postmodernism / T.Eaglton. - London: Blackwell Publishers, 1996. - 147 p.; Wells S. The House of Doctor Dee / S.Wells // The Times. - 1994. - P. 15.
данной работе. В то же время исследований, посвященных проблеме театральности в других произведениях Джона Фаулза и Айрис Мердок, рассмотренных в нашем исследовании, пока нет, так же, как и по творчеству Грегори Норминтона; а произведения Барри Ансуорта вообще до сих пор не изучены в отечественном литературоведении.
Наше исследование является своего рода продолжением того, что было сделано в диссертации О.О.Легг «Театральность как тип художественного мировосприятия в английской литературе Х1Х-ХХ вв.» - наиболее близкой нам по тематике и проблематике, так как мы рассматриваем данную проблему на материале литературы второй половины XX - начала XXI вв. Кроме того, на сегодняшний день в нашем литературоведении отсутствует комплексное исследование, в котором феномен театральности в творчестве Айрис Мердок, Джона Фаулза, Питера Акройда, Барри Ансуорта и Грегори Норминтона был бы рассмотрен в аспекте эволюции.
Все вышесказанное определило научную новизну диссертационной работы, которая обусловлена тем, что впервые в отечественном и зарубежном литературоведении театральность как существенная характеристика английской литературы (второй половины ХХ - начала XXI вв.) рассматривается в динамике развития, а также введением в научный оборот произведений, мало или вообще не изученных в отечественном литературоведении.
В качестве объекта исследования выступает феномен театральности как характеристика современного литературного процесса.
Предметом исследования является развитие театральности в английской литературе второй половины XX - начала XXI вв. в романах Айрис Мердок, Джона Фаулза, Питера Акройда, Барри Ансуорта и Грегори Норминтона.
Материалом исследования стали романы «Под сетью» и «Черный принц» Айрис Мердок, «Коллекционер» и «Волхв» Джона Фаулза, «Процесс
Элизабет Кри» Питера Акройда, «Моралите» Барри Ансуорта и «Чудеса и диковины» Грегори Норминтона.
Целью данной работы является исследование феномена театральности в английском романе второй половины XX - начала XXI вв. Научные результаты данного исследования связаны с решением следующих задач:
• Проанализировать выбранные произведения с точки зрения наличия в них феномена театральности.
• Выявить различные формы проявления театрального элемента в этих произведениях.
• Определить, какие функции реализуются с помощью театральности в каждом отдельном произведении.
• Раскрыть те изменения, которые претерпевает театральность с наступлением эпохи постмодернизма, в частности, ее роль в деконструкции привычной картины реальности.
• Выявить и рассмотреть образцы театрализации текстов романов.
• Проанализировать, как с помощью игры происходит деконструирование картины мира.
• Показать эволюцию феномена театральности в английской литературе на протяжении выбранного периода.
Теоретико-методологической базой работы стали труды теоретиков литературы (М.М.Бахтина, Д.В.Затонского, В.В.Ивашевой, Ю.М.Лотмана,
B.Е.Хализева) и театра (Н.Н.Евреинова, А.А.Аникста, Б.И.Зингермана,
C.М.Михоэлса).
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе выявляется присутствие театральности на разных уровнях текста в творчестве Айрис Мердок на примере романов «Под сетью» и «Черный принц», а также Джона Фаулза на примере романов «Коллекционер» и «Волхв».
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Взаимодействие языков искусств в творчестве Джона Фаулза2001 год, кандидат филологических наук Лобкова, Надежда Владиславовна
Моделирование действительности в раннем романном творчестве (1960-70-е гг.) Дж. Фаулза2006 год, кандидат филологических наук Солодовник, Ксения Борисовна
Особенности художественной мистификации в романе Джона Фаулза "Волхв"2006 год, кандидат филологических наук Хольнева, Марина Александровна
Принципы игровой поэтики в романах Айрис Мердок 50-80 годов2004 год, кандидат филологических наук Осипенко, Елена Анатольевна
"Ландшафт культуры": понятийный статус и художественное воплощение: на материале романа Джона Фаулза "Волхв"2007 год, кандидат культурологии Акатова, Александра Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Баратова Ольга Азизовна, 2018 год
Источники:
1. Акройд П. Процесс Элизабет Кри / П.Акройд; пер. с англ. Л.Мотылева // URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/126 905/Akroiid_-_Process_Elizabet_Kri.html (дата обращения 06.2017).
2. Акунин Б. Декоратор / Б.Акунин. - М.: Захаров, 2003. - 238 с.
3. Ансуорт Б. Моралите / Б.Ансуорт // URL: https://royallib.com/read/ ansuort_barri/moralite.html#0 (дата обращения 07.2017).
4. Брехт Б. Пьесы (Книга первая) / Б.Брехт. - М., 1999. - 544 с.
5. Брехт Б. Пьесы (Книга вторая) / Б.Брехт. - М., 1999. - 576 с.
6. Зюскинд П. Парфюмер. История одного убийцы / П.Зюскинд; пер. с нем. Э.Венгеровой. - СПб.: Азбука, 2000. - 298 с.
7. Мердок А. Бегство от волшебника / А.Мердок. - М.: АСТ, 2002. - 336 с.
8. Мердок А. Дитя слова / А.Мердок. - М.: АСТ, 2001. - 416 с.
9. Мердок А. Море, море / А.Мердок. - М.: АСТ, 2000. - 480 с.
10. Мердок А. Под сетью / А.Мердок. - М.: АСТ, 2009. - 320 с.
11. Мердок А. Черный принц / А.Мердок; пер. с англ. А.Поливановой, И.Бернштейн. - М.: Эксмо, 2012. - 544 с.
12. Норминтон Г. Корабль дураков / Г.Норминтон. - М.: «АСТ»: Ермак, 2005. - 256 с.
13. Норминтон Г. Чудеса и диковины / Г.Норминтон: пер. с англ. А.Аракелова // URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/42 003/Norminton_-_Chudesa_i_dikoviny.html (дата обращения 08.2017).
14. ФаулзДж. Аристос / Дж.Фаулз. - М.: Эксмо, 2002. - 432 с.
15. Фаулз Дж. Башня из черного дерева. Повести / Дж.Фаулз. - Киев: Ника-Центр, 2002. - 448 с.
16. Фаулз Дж. Волхв / Дж.Фаулз; пер. с англ. Б.Н.Кузьминского. - М.: АСТ, 2006. - 700 с.
17. Фаулз Дж. Дэниел Мартин / Дж.Фаулз; пер. с англ. И.Бессмертной. -М.: АСТ, 2004. - 828 с.
18. Фаулз Дж. Коллекционер / Дж.Фаулз; пер. с англ. И.Бессмертной. -СПб.: Симпозиум, 2003 - 444 с.
19. Фаулз Дж. Подруга французского лейтенанта / Дж.Фаулз; пер. с англ. М.Беккер, И.Комаровой. - Л.: Художественная литература, 1985. -528 с.
20. Ackroyd P. Dan Leno and the Limehouse Golem / P.Ackroyd. - London: Minerva, 1995. - 282 p.
21. Fowles J. Aristos / J.Fowles. - London: Vintage, 2001. - 196 p.
22. Fowles J. The Collector / J.Fowles. - London: Triad, Panther, 1997. - 320 p.
23. Fowles J. The Magus / J.Fowles. - London: Vintage, 2004. - 658 p.
24. Murdoch I. Sartre, Romantic Rationalist / A.Murdoch. - Cambridge: Bowes and Bowes, 1953. - 203 p.
25. Murdoch I. The Black Prince / I.Murdoch. - N.Y.: Viking Press, 1973. -384 p.
26. Murdoch I. The Fire and the Sun: Why Plato Banished the Artists / A.Murdoch. - Oxford: OUP, 1977. - 89 p.
27. Murdoch I. Under the Net / I.Murdoch. - London: Penguin Books, 1999. -257 p.
28. Norminton G. Arts and Wonders / G.Norminton. - London: Sceptre, 2004. -496 p.
29. Unsworth B. Morality Play / B.Unsworth. - London: Penguin Books, 2001. - 188 p.
Теоретическая и научно-критическая литература:
Аликова Т.А. Театральность как стилевой принцип постмодернизма в романе Дж.Барнса «История мира в 10% главах» / Т.А.Аликова // Дергачевские чтения - 2011: Русская литература: национальное
развитие и региональные особенности: материалы X Всероссийской научной конференции, посвящ. 100-летию со дня рожд. И.А.Дергачева. - Екатеринбург: Изд. Уральского унив., 2012. - Т.3. - С. 239-243.
31. Аминева Е. С. Традиции викторианской литературы в творчестве Джона Фаулза / Е.С.Аминева: монография. - Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2016. - 118 с.
32. Аникст А.А. История учений о драме: Теория драмы на Западе во второй половине XIX века / А.А.Аникст. - М.: Наука, 1988. - 310 с.
33. Аникст А.А. Оскар Уайльд и его драматургия / А.А.Аникст // О. Уайльд. Избранные произведения: в 2 т. - М.: ГИХЛ, 1960. - Т.1. -С. 5-26.
34. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. / А.А.Аникст. - М.: Сов. Писатель, 1974. - 607 с.
35. Античная драма: пер. с древнегреч. и латин. / вступ. ст., сост. и примеч. С. Апта. - М.: Худож. лит., 1970. - 767 с.
36. Апенко Е.М. Конспект по зарубежной литературе XX века / Е.М.Апенко // URL: http://rushkolnik.ru/docs/87/index-184666-1.html (дата обращения 14.02.2017).
37. Аристотель Поэтика. Риторика / Аристотель; пер. с греч. В.Аппельрота. - СПб.: Азбука, 2000. - 346 с.
38. Ахманов О.Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда / О.Ю.Ахманов: дисс. .канд. филол. наук. - Казань, 2011. -161 с.
39. Байрамкулова Л.К. Поэтика Айрис Мердок в свете проблемы интертекстуальности. Мердок и Шекспир / Л.К.Байрамкулова: дисс. ... канд. филол. наук. - Нальчик, 2005. - 189 с.
40. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. / М.М.Бахтин. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 c.
41. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. — М.: Искусство, 1979 - 424 с.
42. Бочкарева Н.С. «Парадокс об актере» в романе П.Акройда «Последнее завещание О.Уаильда» / Н.С.Бочкарева // Проблемы метода и поэтики в мировой литературе - Пермь, 2005. - С. 87-94.
43. Бочкарева Н.С. Функции живописного экфрасиса в романе Грегори Норминтона «Корабль дураков» / Н.С.Бочкарева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - Пермь: Изд. ФГБО ПО «Пермский гос. нац. исслед. унив.», 2009. - С. 81-92.
44. Бреева Т.Н. Концептуализация национального в русском историософском романе ситуации рубежности / Т.Н.Бареева: дисс. ... докт. филол. наук. - Екатеринбург, 2010. - 452 с.
45. Брехт Б. Теория эпического театра / Б.Брехт // URL: http://lib.ru/ INPROZ/BREHT/breht5_2_1 .txt (дата обращения: 16.10.2016).
46. Бронич М.К. Театр и театральность в романах Сола Беллоу / М.К.Бронич // Преподавание английского языка и смежных дисциплин: материалы Международной научной конференции. - Минск: МГЛУ, 2009. - С. 11-18.
47. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л.Витгенштейн. - М.: Изд. Иностр. лит., 1958. - 133 с.
48. Владимирова Н.Г., Нагорная Е.В. Семиотика корабля и его моделирующие свойства в романах Уильяма Голдинга, Джулиана Барнса и Грегори Норминтона / Н.Г.Владимирова, Е.В.Нагорная // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. -Калининград: Изд. БФУ им. И.Канта, 2013. - С.146-150.
49. Владимирова Н.Г. Фрагментарность и целостность текста (роман Грегори Норминтона «Корабль дураков») / Н.Г.Владимирова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №5. - С. 85-90.
50. Гильманова А.А. Драматургия Сэма Шепарда в свете взаимодействия искусств / А.А.Гильманова: дисс. ... канд. филол. наук. - Казань, 2006. - 167 с.
51. Годованная Э.Г. Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза / Э.Г.Годованная: дисс. ... канд. филол. наук. - Краснодар, 2004. - 213 с.
52. Гринштейн А.Л. Карнавал и маскарад: два типа культуры / А.Л.Гринштейн // «На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности. - М., 2000. - С. 22 - 43.
53. Гринштейн А.Л. Квазикарнавальные мотивы и образы в литературе XX века. / А.Л.Гринштейн // Восток Запад: диалог культур. Матер. междунар. конф. - М., 1995. - С. 35-56.
54. Гринштейн А.Л. Маскарад в литературе XX века (к постановке проблемы) / А.Л.Гринштейн // Мир культуры: человек, наука, искусство: тезисы докладов Междунар. науч. конф. - Самара, 1996. -С. 12-14.
55. Дебор Г. Комментарии к «Обществу спектакля» / Г.Дебор. - М .: Логос, 2000. - 146 с.
56. Дебор Г. Общество спектакля / Г.Дебор. - М .: Логос, 2000. - 224 с.
57. Дидро Д. Эстетика и литературная критика / Д.Дидро. - М.: Художественная литература, - 1980. - 658 с.
58. Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX в. / К.М.Долгов. - М.: Искусство, 1990. - 399 с.
59. Дубин Б. Театральность в границах искусства и за его пределами / Б.Дубин // Новое литературное обозрение. - 2011. - № 111. - С. 219233.
60. Евреинов Н.Н. Демон театральности / Н.Н.Евреинов // URL: http://teatr-lib.ru/Library/Evreinov/Demon/#_Toc125710725 (дата обращения 12.04.2017).
61. Евсеева К.В. Функция символов в романе Г.Норминтона «Корабль дураков» / К.В. Евсеева // Иностранные языки в современном мире: инфокоммуникационные технологии в контексте непрерывного языкового образования: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. - Казань: Центр инновационных технологий, 2014. - С.230-242.
62. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век / Д.В.Затонский. - М.: Художественная литература, 1973. - 536 с.
63. Зелезинская Н.С. Романы Айрис Мердок: уроки шекспировского жанра / Н.С. Зелезинская // Вопросы литературы. - 2013. - №6. - С. 264-273.
64. Зингерман Б.И. Драматургия Самюэля Беккета / Б.И.Зингерман // Вопросы театра. - М.:ВТО, 1966. - С.161-206.
65. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века / Б.И.Зингерман. -М.:Искусство, 1979. - 392 с.
66. Зиннатуллина З.Р. Художественная концепция национального в творчестве Джона Фаулза / З.Р.Зиннатуллина: дисс. ... канд. филол. наук. - Казань, 2012. - 169 с.
67. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века / А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль - М.: Проспект, 1998. - 432 с.
68. Иванов Д. Из истории английского театра / Д.Иванов // Иностранная литература. - 2014. - №5. - С. 30-47.
69. Ивашева В.В. Английская литература. ХХ век / В.В.Ивашева. - М.: Просвещение, 1967. - 398 с.
70. Ивашева В.В. Английский роман последнего десятилетия. 1950-60 /
B.В.Ивашева. - М.: Советский писатель, 1962. - 416 с.
71. Ивашева В. В. От Сартра к Платону. Об эволюции творчества
A.Мердок / В.В.Ивашева // Вопросы литературы. - 1969. - №5 -
C. 56-72.
72. Ивашева В.В. Судьбы английских писателей: Диалоги вчера и сегодня /
B.В.Ивашева. - М.: Советский писатель, 1989. - 445 с.
73. Исламова А.К. Становление и развитие эстетической системы Айрис Мердок / А.К.Исламова // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - 1990. - № 6. - С. 30-41.
74. Ищенко В.Г. Театральность как феномен повседневности: социально-философский аспект / В.Г.Ищенко // Сервис в России и за рубежом. -М., 2013 - 4(42). - С. 51-56.
75. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / А.Камю // Камю А. Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1990. - С. 23-101.
76. Каллистов Д.П. Античный театр / Д.П.Каллистов. - Л.: «Искусство», 1970. - 176 с.
77. Картузова И.Б. Проблемы искусства и образ художника в творчестве Джона Фаулза / И.Б.Картузова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Санкт-Петербург, 2006. - 22 с.
78. Кочергина В.В. Театрализация как метод самоидентификации героев романа Джона Фаулза «Маг» / В.В.Кочергина // Вестник РУДН. Серия: литературоведение, журналистика. - 2016. - №2. - С. 93-99.
79. Кьеркегор С. Болезнь к смерти / С.Кьеркегор // URL: http://www.rulit.me/books/bolezn-k-smerti-read-225204-1.html (дата обращения 08.09.2017).
80. Легг О. О. Театральность как тип художественного мировосприятия в английской литературе XIX-XX вв.: На примере романов У.Теккерея «Ярмарка тщеславия», О.Уайльда «Портрет Дориана Грея», С.Моэма «Театр» / О.О.Легг: дисс. ... канд. филол. наук. - Санкт-Петербург, 2004. - 170 с.
81. Липнягова С.Г. Концепт «театр» в английском романе ХХ в. / С.Г.Липнягова // Научная библиотека Института естественных и гуманитарных наук (КрасГУ). - Красноярск, 2006 // URL: http://library.krasu.ru/ft/ft/articles/0112792.pdf (дата обращения 07.10.2017).
82. Лобкова Н.В. Взаимодействие языков искусств в творчестве Джона Фаулза / Н.В.Лобкова: дисс. ... канд. филол. наук. - Н.Новгород, 2001. - 174 с.
83. Лозовская Н.И. Эстетические взгляды английской писательницы Айрис Мердок / Н.И.Лозовская // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - М.: - 1979. - №2. - С. 39-46.
84. Лотман Ю.М. Об искусстве / Ю.М.Лотман. - СПб.: «Искусство -СПб», 2000. - 703 с.
85. Лотман Ю.М. Семиосфера / Ю.М.Лотман. - СПб.: «Искусство - СПб», 2000. - 704 с.
86. Лотман. Ю.М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) / Ю.М.Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). - СПб.: Академический проект, 2002. - С. 388-400.
87. Лотман Ю.М. Язык театра / Ю.М.Лотман // Театр. - 1989. - №3. - С. 101-104.
88. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования / А.И.Мазаев. - М.: Наука, 1978. - 392с.
89. Макаров В.С. Образ театра и концепция театральности мира в ранней лирике Джона Донна / В.С.Макаров // Основные тенденции и проблемы развития европейского искусства и литературы Нового времени: Материалы IV Лафонтеновских чтений. - СПб., 1998. - С. 47-48.
90. Между модернизмом и постмодернизмом: смена литературных эпох на Западе: монография. - Казань: Казанский университет, 2016. - 284 с.
91. Мизинина И.Н. Романы А.Мердок конца 60-х - начала 70-х годов (идеи философии Платона в зеркале художественной структуры) / И.Н.Мизинина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1991. - 16 с.
92. Минькова Н.В. Влияние принципов постмодернизма на интерпретацию образа смерти в массовой культуре / Н.В.Минькова // Актуальные
проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - №4. -С.167-170.
93. Михоэлс С.М. Театральность и идейный замысел / С.М.Михоэлс // Стати, беседы, речи. Воспоминания о Михоэлсе. - М.: Изд. «Искусство», 1965. - С. 76-77.
94. Муртазина Д.Ф. Гендерная проблематика романов А.Мердок / Д.Ф.Муртазина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2012. -22 с.
95. Никифорова А.Н. Поэтика романов Айрис Мердок 1950-х годов / А.Н.Никифорова: дисс. ... канд. филол. наук. - Уфа, 2007. - 178 с.
96. Осипенко Е.А. Принципы игровой поэтики в романах Айрис Мердок 50-80 годов / Е.А.Осипенко: дисс. ... канд. филол. наук. - Балашов, 2004. - 156 с.
97. Павлова А.А. Античные образы и мотивы в романе Д.Фаулза «Волхв» / А.А.Павлова // Вестник Вят.ГУ. - 2010. - №2. - С. 133-137.
98. Папкина Д.С. Шекспировские аллюзии в прозе Джона Фаулза / Д.С.Папкина: дисс. ... канд. филол. наук. - Великий Новгород, 2004. -161 с.
99. Петросова Е.Г. Концепция «английскости» в современном постмодернистском романе: Г.Свифт, П.Акройд / Е.Г.Петросова: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2005. - 146 с.
100. Платон Диалоги / Платон. - Харьков: Фолио, 1999. - 383 с.
101. Полховская Е.В., Мазина Е.Н., Терновая Т.Ю. Миф в английском романе ХХ века: Д.Г.Лоуренс, Дж.Фаулз / Е.В.Полховская, Е.Н.Мазина, Т.Ю.Терновая // Культура народов Причерноморья. -2003. - №42. - С. 149-152.
102. Попова М.К. Английское моралите как явление средневековой культуры / М.К.Попова // Филологические науки. - 1992. - №5-6. -С. 38-44.
103. Прохорова Т.Г. Роман Ю.Буйды «Синяя кровь»: жизнь как театр или театр жизни / Т.Г.Прохорова // Вопросы литературы. - 2013. - №1. - С. 117-135.
104. Прохорова Т.Г., Шамина В.Б. Метафоры постмодернизма в литературе ХХ века / Т.Г.Прохорова, В.Б.Шамина // Культурология. — 2012. — №3. — С. 67-68.
105. Райков В.Н. Феномен театральности: социально-философский анализ / В.Н.Райков: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, 2010. - 21 с.
106. Райнеке Ю.С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра / Ю.С.Райнеке: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2002. - 215 с.
107. Самсонова О.Н. Интеллектуальный роман Айрис Мердок 70-х годов / О.Н.Самсонова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1989. - 16 с.
108. СартрЖ.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П.Сартр // URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000 767/st000.shtml (дата обращения 19.02.2017).
109. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П.Сартр // Сумерки богов. - М.: "Политиздат", 1989. - С. 80-110.
110. Седова Е.С. Роман У.С.Моэма «Узорный покров»: к вопросу о театральности «нетеатрального» текста / Е.С.Седова // Дергачевские чтения - 2011: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы X Всероссийской научной конференции, посвящ. 100-летию со дня рожд. И.А.Дергачева. -Екатеринбург: Изд. Уральского унив., 2012. - Т.3. - С. 327-332.
111. Семенова Е.А. Карнавал в кризисные периоды развития культуры / Е.А.Семенова // Педагогика искусства. - 2014. - №4 // URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/semenova.pdf (дата обращения 17.08.2017).
112. Серебрякова Е.Г. Театрально-карнавальный компонент в прозе М.А. Булгакова 1920-х годов / Е.Г.Серебрякова: дисс. ... канд. филол. наук. -Воронеж, 2002. - 192 с.
113. Силина Л.А. Сценичность прозы М.А.Булгакова / Л.А.Силина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. - Санкт-Петербург: Изд. ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2012. -№1. - Т.1. - С. 31-37.
114. Скороходько Ю.С. Эволюция английского неовикторианского романа / Ю.С.Скороходько // Культура народов Причерноморья. 2011. - №206. -С. 55-57.
115. Скуратовская Л. Роман Айрис Мердок: расширение границ жанра / Л.Скуратовская // ПЛ. - 2012. - Вып. 85. - С. 104-113.
116. Солодовник К.Б. Моделирование действительности в раннем романном творчестве (1960-70-е гг.) Дж.Фаулза / К.Б.Солодовник: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2007. - 24 с.
117. Струкова Т.Г., Филюшкина С.Н. Английская литература XX века: учеб. пособие для студентов филол. специальностей ун-тов / Т.Г.Струкова, С.Н.Филюшкина. - Воронеж, 1995. - 122с.
118. Струков В.В. Художественное своеобразие романов Питера Акройда: К проблеме британского постмодернизма / В .В. Струков: дисс. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 1998. - 253 с.
119. Тазетдинова Р.Р. Театральность как феномен в бытии культуры / Р.Р.Тазетдинова: автореф. дис. ... докт. филос. наук. - Казань, 2013. -55 с.
120. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия / В.Татаркевич // URL: http://e-libra.ru/read/224379-istoriya-filosofii.-antichnaya-i-srednevek... (дата обращения 29.04.2017).
121. Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 592 с.
122. Тимофеев В.Г. Уроки Джона Фаулза / В.Г.Тимофеев. - СПб.: СПбГУ, 2003. - 111 с.
123. Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств. Опыт интермедиального анализа / Н.В.Тишунина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 159 с.
124. Тишунина Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований / Н.В.Тишунина // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: материалы международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 2001. -Выпуск 12. - C.149.
125. Тишунина Н.В. Театр У.Б.Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма / Н.В.Тишунина. - СПб.: Образование,1994. - 235 с.
126. Тишунина Н.В. Формирование символистской драмы в Западной Европе в 60-е 90-е годы XIX века / Н.В.Тишунина: автореф. ... докт. искусствоведения. - СПб., 1996. - 52 с.
127. Толкачев С.П. Художественный мир Айрис Мердок / С.П.Толкачев: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 1999. - 199 с.
128. Толстых О.А. Английский постмодернистский роман конца XX века и викторианская литература: интертекстуальный диалог (на материале романов А.С.Байетт и Д.Лоджа) / О.А.Толстых: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2008. - 24 с.
129. Ушакова Е.В. Литературная биография как жанр в творчестве П.Акройда / Е.В.Ушакова: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2001. -195 с.
130. Филюшкина С.Н. Документализм и его имитация в творчестве английских постмодернистов (Фаулза, Барнса, Акройда) / С.Н.Филюшкина // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. -2013. - №2. - С. 82-85.
131. Фролов Г.А., Хабибуллина Л.Ф. К смене литературных эпох на западе: теоретический аспект / Г.А.Фролов, Л.Ф.Хабибуллина // Филоогия и культура. Philology and Culture. - 2014. - №3(37) - С. 187-194.
132. Хабибуллина Л.Ф. Английская литература между модернизмом и постмодернизмом: Энтони Бёрджесс и Грэм Свифт / Л.Ф. Хабибуллина // Ученые записки Казанского университета. - 2015. - Т.157. - кн.2. - С. 239-245.
133. Хабибуллина Л.Ф. Игра как сюжетообразующий фактор в романе Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри» / Л.Ф.Хабибуллина // Литература Великобритании в европейском культурном контексте. -Н.Новгород, 2000. - С.154-155.
134. Хабибуллина Л.Ф. Национальный миф в английской литературе второй половины ХХ века / Л.Ф.Хабибуллина: дисс. ... докт. филол. наук. -Казань, 2010. - 392 с.
135. Хабибуллина Л.Ф. Национальный миф в современной английской литературе / Л.Ф.Хабибуллина // Вестник ТГГПУ. - 2010. - №2(20). -С. 183-187.
136. Хализев В.Е. Драма как род литературы: Поэтика, генезис, функционирование / В.Е.Хализев. - М.: МГУ, 1986. - 259 с.
137. Хейзинга Й. Человек играющий / Й. Хейзинга. - М.: Наука, 1992. -383с.
138. Хольнева М.А. Особенности художественной мистификации в романе Джона Фаулза «Волхв» / М.А.Хольнева: дисс. ... канд. филол. наук. -Н.Новгород, 2006. - 177 с.
139. Храпова В.В. Композиционный лабиринт романа Джона Фаулза «Коллекционер» / В.В.Храпова // Наука. Университет: материалы Третьей научной конференции. - Новосибирск, 2002. - С. 141-144.
140. Чвалун Р.В. Двойственность понятийного поля театральность / Р.В.Чвалун // Альманах современной науки иобразования. - Тамбов.: Изд. «Грамота», 2013. - №5(72). - С. 179-181.
141. Чвалун Р.В. К вопросу о содержании понятия «театральность» / Р.В.Чвалун // Научный журнал КубГау. - 2012. - №82(08). -С. 1107-1117.
142. Чебинева В.А. Развитие традиций Л.Стерна в творчестве В.Вульф и А.Мердок / В.А.Чебинева: дисс. ... канд. филол. наук. - Казань, 2003.193 с.
143. Шамина В.Б. Функции художественных артефактов в романе культуры Грегори Норминтона «Чудеса и диковины» / В.Б.Шамина // Филология и культура.РЫ^^у and Culture. - 2016. - №2(44). - С. 303-307.
144. Шевченко Е.Н. Проблема сценичности российской «новой драмы» / Е.Н.Шевченко // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Rossica. -2013. - С. 57-67.
145. Шевченко Л.Л. Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора (на материале произведений Айрис Мердок) / Л.Л.Шевченко: дисс. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2005. - 194 с.
146. Шубина А.В. Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда / А.В.Шубина: дисс. ... канд. филол. наук. - Санкт-Петербург, 2009. - 183 с.
147. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г.Юнг // URL: https://www.1itmir. me/br/?b=104497 (дата обращения 12.03.2017)
148. Юсупова Ю.Л. Концепт «английское» как средство исследования художественной картины мира Дж.Фаулза: на примере языкового и смыслового пространства романа «Дэниел Мартин» / Ю.Л.Юсупова: дисс. ... канд. филол. наук. - Краснодар, 2009. - 203 с.
149. Яценко Е.В. Образы визуальных искусств в творчестве Джона Фаулза (на материале романа «Волхв») / Е.В .Яценко: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2006. - 248 с.
150. Alexander F. Contemporary women novelists / F.Alexander. — London: Edward Arnold, 1989. - 111 p.
151. Ashdown E.A. Form and Myth in Three Novels by Iris Murdoch: The Flight from the Enchanter, The Bell, and A Severed Head / E.A.Ashdown: PhD Thesis. - Florida, 1974. - 179 p.
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
Berets R. The Magus: A Study in the Creation of a Personal Myth / R.Berets // Twentieth Century Literature. - 1973. - 19(2). - P. 89-98. Berger A.A. Popular Culture Genres: Theories and Texts / A.A.Berger. -London, 1992. - 171 p.
Bloom H. Novelist and Novel / H.Bloom. - Philadelphia: Chelsea House Publishers, 2005 - 588 p.
Bradford R. The novel now. Contemporary British Fiction / R.Bradford. -Oxford: Blackwell publishing, 2007. - 259 p.
British Writers. Supplement I. - N.Y.: Charles Scribner's Sons, 2001. -440 p.
British Writers. Supplement VI. - N.Y.: Charles Scribner's Sons, 2001. -432 p.
Byatt A.S. Iris Murdoch / A.S.Byatt. Harlowe, 1976. - 220 p.
Byatt A.S. Degrees of Freedom. The Novels of Iris Murdoch / A.S.Byatt. L.,
1965. - 224 p.
CollinsM. Postmodernist Design / M.Collins. - London, 1989. - 208 p. Connor S. Postmodernism Culture: An Introduction to Theories of the Contemporary / S.Connor. - Oxford, 1989. - 288 p.
Connor S. The English Novel in History. 1950 - 1995 / S.Connor. -London,1996. - 260 p.
Conradi P.J. Iris Murdoch: The Saint and the Artist / P.J.Conradi. - N.Y.: St. Martin's Press, 1986. - 150 p.
Conradi P.J. John Fowles / P.J.Conradi. - London, 1982. - 109 p.
Cooper P. The Fictions of John Fowles. Power, Creativity, Femininity /
P.Cooper. - Ottawa: University of Ottawa Press, 1991. - 240 p.
Dipple E. Iris Murdoch: Work of Spirit / E.Dipple. - London: Methuen &
Co Ltd., 1982. - 356 p.
Eaglton T. The Illusions of Postmodernism / T.Eaglton. - London: Blackwell Publishers, 1996. - 147 p.
168. Fawkner, H.W. The Timescapes of J. Fawles / H.W.Fawkner. - London: Macmillian, 1984. - 204 p.
169. Feral J., Bermingham R.P. Theatricality: The Specificity of Theatrical Language / J.Feral, R.P.Bermingham // SubStance. - 2002. - Vol.31. -No.2/3. - Issue 98,99 - P. 94-108.
170. Frankova M. Human Relationships in the novels of Iris Murdoch / M.Frankova. - Masarykova Univerzita v Brne, 1995. - 93 p.
171. Iris Murdoch, Philosopher. A Collection of Essays. - N.Y.: Oxford University Press, - 2012. - 385 p.
172. Jodar C. "A Stranger in a Stranger Land": An Existentialist Reading of Fredrick Clegg in The Collector by John Fowles / C.Jodar // Atlantis. -2006. - 28.1. - P. 45-55.
173. Lovedey S. The Romances of J. Fawles / S.Lovedey. - London: Methuen & Co, 1985. - 248 p.
174. Paavolainen T. Fabric Philosophy: The "Texture" of Theatricality and Performativity / T.Paavolainen // Performance Philosophy. - 2017. - Vol.2. - No.2. - P. 172-188.
175. Palmer B. Theatricality and Performance in Victorian Literature and Culture / B.Palmer // Victorian Network. - 2011. - 3(2). // URL: http://epubs. surrey.ac.uk/id/eprint/749146 (дата обращения 15.09.2017).
176. Plasa C. "Mainly Storytelling and Play-Acting": Theatricality and the Middle Passage in Barry Unsworth's Sacred Hunger / C.Plasa // Postcolonial studies across the disciplines. - Amsterdam: Rodopi, 2013. - P. 151-166.
177. Rabinovitz R. Iris Murdoch / R.Rabinovitz. - N.Y. and L.: Columbia University Press - 1968. - 48 p.
178. Roman §. Theatricality in Beckett's Epic Writings / §.Roman: PhD Thesis Summary. - Tirgu Mure§, 2014. - 31 p.
179. Rubenstein R. Myth, Mystery, and Irony: John Fowles's "The Magus" / R.Rubenstein // Contemporary Literature. - 1975. - 16(3). - P. 328-339.
180. ToddR. Iris Murdoch / R.Todd. - London and New York: Methuen, 1984. -300 p.
181. Tominaga Th. Iris Murdoch and Muriel Spark: A Biography / Th.Tominaga. - Rowman and Littlefield Pub. Inc., 1976. - 357 p.
182. Wells S. The House of Doctor Dee / S.Wells // The Times. - 1994. - P. 15.
Справочная литература:
183. Большая советская энциклопедия // URL: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения 10.11.2016).
184. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: толково-словообразовательный / Т.Ф.Ефремова // URL: http://www.classes.ru/all-russia№/russia№-dictio№ary-Efremovaterm-38116.htm (дата обращения: 10.11.2016).
185. Пави П. Словарь театра/ П.Пави. - М.: ГИТИС, 2003. - 515 с.
186. Перель Э. Англо-русский и русско-английский театральный словарь / Э.Перель. - М.: Филоматис, 2005. - 439 с.
187. Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова // URL: http://www.dict.t-mm.ru/ushakov/ (дата обращения: 10.11.2016).
188. Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет» // URL: http: www.krugosvet.ru (дата обращения 17.05.2017).
189. Энциклопедический словарь английской литературы XX века / отв. ред. А.П.Саруханян; Ин-т мировой лит. им. A.M.Горького РАН. - М.: Наука, 2005. - 541 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.