Связи с общественностью в театральном деле тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Апфельбаум, Софья Михайловна
- Специальность ВАК РФ17.00.01
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Апфельбаум, Софья Михайловна
Введение.
Глава 1. Теоретические основы связей с общественностью.
§1. Связи с общественностью: основные понятия и направления деятельности.
§2. Предпосылки развития и этапы становления связей с общественностью в XX веке.
§3. Значение связей с общественностью в современном коммуникативном пространстве.
Глава 2. Особенности применения связей с общественностью в театральной сфере.
§1. Театр в современном коммуникативном пространстве.
§2. Специфика отношений театра с основными контактными группами.
Глава 3. Практические аспекты связей с общественностью в российском театре: история и современность.
§1. Этапы становления связей с общественностью в российском театре.
§2. Печатное слово в работе с общественностью: организационные издания театров.
§3. Использование специальных мероприятий в работе с общественностью театра.
§4. Современные комплексные направления организации связей с общественностью театра.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Продюсерский проект и проблемы его продвижения в современном театральном процессе в России2018 год, кандидат наук Князева Александра Евгеньевна
Театр, зритель, критика: Проблемы социального функционирования1991 год, доктор искусствоведения Дмитриевский, Виталий Николаевич
Информационное сопровождение спектакля в современном театральном процессе2008 год, кандидат искусствоведения Фокина, Ксения Игоревна
Театр и зритель: стратегические основы взаимоотношений2007 год, кандидат искусствоведения Донова, Дарья Александровна
Оперное искусство как фактор формирования ценностных ориентаций зрительской аудитории2010 год, кандидат социологических наук Лосева-Демидова, Екатерина Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Связи с общественностью в театральном деле»
Актуальность темы исследования. В последние 15 лет театр оказался в принципиально новых условиях. Снижение уровня бюджетного финансирования, нестабильность институтов общественной поддержки, непредсказуемость поведения зрительской аудитории, - вот лишь наиболее чувствительные проблемы, возникшие в результате резких общественно-политических и экономических изменений. В этой ситуации с новой силой встаёт вопрос изучения театра как единой системы во всей полноте, сложности и многогранности его творческих и организационно-экономических начал. Только такой подход позволит театру самоопределиться и сохранить свою сущность на новом этапе развития, с учётом своей специфики внедрить наиболее эффективные формы и методы работы, востребованные сегодняшним днём.
Одним из направлений, необходимых современному театру, являются связи с общественностью. Эта новая область профессиональной деятельности получила развитие, благодаря демократизации общества, распространению информационных технологий, расширению конкурентной борьбы и переходу её на уровень символических образов и значений. Связи с общественностью решают такие задачи как формирование благоприятной коммуникативной среды, деловой репутации, имиджа компании или отдельных лиц в глазах общественности. Всё это необходимо сегодня для успешного функционирования любой организации. Связи с общественностью завоёвывают всё больший авторитет, занимая важнейшие позиции в области политики и бизнеса, и признаются основным рычагом влияния на общество, значение которого будет возрастать в дальнейшем.
Для театра же связи с общественностью значимы не только с точки зрения создания положительного имиджа. Динамично меняющееся коммуникативное поле оказывает влияние на способы и характер общения театра со зрителем, на уровень восприятия театрального искусства. Требует осмысления и роль самого театра в современном механизме формирования общественного мнения. От того, насколько театр сможет освоить технологии связей с общественностью, «организующие коммуникативное пространство современного общества»1, во многом зависят перспективы развития театрального искусства и его социального бытования.
Отметим, что в театральной практике уже используются некоторые формы связей с общественностью. Но пока в этом больше стремления привнести «модные» новшества, нежели последовательной деятельности, основанной на понимании и изучении потенциала данного направления.
В настоящее время в научной литературе отсутствуют системные исследования связей с общественностью в театральном деле. В традиционных изданиях по связям с общественностью описываются лишь отдельные приёмы, характерные для сферы исполнительских искусств. Некоторые практические аспекты освещаются и в пособиях, адресованных некоммерческим организациям. Однако в подобной литературе не выделяется и не учитывается специфика театральной сферы, что значительно снижает ценность представленных здесь прикладных материалов. Необходимость изучения вопросов, входящих в систему связей с общественностью, обосновывается такими исследователями театрального дела как Е.А. Левшина, Г.Г. Дадамян, В.Н. Дмитриевский, А.И. Дымникова и др. В контексте более общих вопросов некоторые формы связей с общественностью театра рассматриваются Т.В. Абанкиной, P.M. Мартиросян, Г.Л. Тульчинским, Ф. Кольбером и др.
Слабая теоретическая проработка, а также определённая недооценка данного направления практиками негативно сказывается на уровне профессионализма и арсенале средств начинающих театральных специалистов по связям с общественностью. С учётом вышеизложенного значение научных работ, выявляющих особенности и перспективы связей с общественностью в театре, сложно переоценить. Таким образом,
1 Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998. С. 241 актуальность этого направления и его недостаточная изученность обусловили выбор темы диссертационной работы.
Целью настоящего исследования является всестороннее исследование феномена связей с общественностью в театральном деле. Эти вопросы рассматриваются как с художественно-творческих позиций, так и с точки зрения организации и экономики театра.
В соответствии с указанной целью были поставлены и решены следующие задачи:
• изучить основные принципы и формы реализации связей с общественностью, этапы и предпосылки становления этой деятельности;
• выявить значение связей с общественностью с точки зрения теории коммуникации, а также особенности современных коммуникативных процессов;
• обосновать место театра в современном коммуникативном пространстве и его функции в формировании общественного мнения;
• изучить влияние коммуникативных технологий на восприятие театрального спектакля и, в соответствии с этим, определить особенности применения в театре методов и инструментов связей с общественностью;
• проанализировать основные контактные аудитории театра и специфику взаимодействия с ними;
• выявить периоды развития связей с общественностью в российском театре и показать их основные черты;
• разработать конкретные предложения по организации связей с общественностью в современном репертуарном театре.
Объектом исследования выступает система российских репертуарных театров. Предметом исследования является использование возможностей и специфика применения связей с общественностью в театре.
Методологическая база и теоретическая основа исследования. Диссертационная работа базируется на комплексном подходе к предмету исследования, так как театр рассматривается как сложная структура, в которой творческие и организационно-экономические аспекты находятся в неразрывном единстве.
Основным методом исследования является системный анализ, что подразумевает междисциплинарное изучение поставленных вопросов. В исследовании применялись также методы научного абстрагирования, анализа и синтеза, сравнительного и исторического анализа, сопоставления и обобщения, классификации и др.
Теоретической основой послужили труды отечественных и зарубежных авторов в различных областях театроведения, в том числе по семиотике, социологии и истории театра, экономике и организации театрального дела, а также работы по теории связей с общественностью, теории коммуникации, социальной психологии, управлению, маркетингу и т.д.
Среди важнейших источников, направленных на изучение связей с общественностью, назовём произведения С. Блэка, С. Катлипа, А. Сентера и Г. Брума, Ф. Сайтеля, Д. Доти и др. Отметим, что отечественные работы, посвящённые вопросам связей с общественностью, начали появляться после издания в 1991 году книги С. Блэка «Паблик Рилейшнз. Что это такое.». Постепенно сложился свой подход к изучению этих вопросов: помимо цитирования основных иностранных пособий, исследователи перекладывали зарубежный опыт на российскую почву, уделяя внимание, в зависимости от своей начальной специализации, тем или иным аспектам такой деятельности. Наиболее известные авторы, книги которых легли в основу данного исследования, - И.В. Алёшина, Е.А. Блажнов, И.Л. Викентьев, Г.В. Иванченко, И.В. Крылов.
Особое значение имеют работы А.Б. Зверинцева, С.В. Пономарёва и Г.Г. Почепцова. Здесь теоретически обосновывается феномен связей с общественностью, анализируются концепции и гипотезы, существующие в этой сфере, специфика коммуникации в ходе связей с общественностью. Отдельно выделим исследования Г.Г. Почепцова, в которых представлен наиболее полный обзор различных коммуникативных теорий, в том числе, описана концепция перформансной коммуникации, активно используемая и развиваемая в настоящей работе.
Особенности развития театрального искусства в эпоху массовых коммуникаций изучаются на основе работ В.Н. Дмитриевского, Ю.М. Лотмана, П. Пави, И. Хёйзинги, Р. Шехнера, и др. Экономике и организации, а также современным технологиям театрального дела посвящены исследования Г.Г. Дадамяна, А.И. Дымниковой, E.JI. Игнатьевой, Е.А. Левшиной, Г.Л. Тульчинского, Ф. Кольбера, Ф. Котлера и Дж. Шефф и др.
В основу исторического раздела были положены труды П.А. Маркова, Ю.М. Орлова, Т.Н. Павловой, И.Ф. Петровской, A.M. Смелянского, И.Н. Соловьевой, Л.И. Тихвинской и др. Важное значение для исторического анализа имеют воспоминания театральных деятелей начала XX века: Вл.И. Немировича-Данченко, А.Р. Кугеля, В.А. Теляковского и др. Особую роль в настоящей работе играют газеты и журналы, выпускавшиеся самими театрами, - Ежегодники Императорских театров, журналы Театра Литературно-Художественного Общества и Передвижного театра, газеты Камерного театра и Театра им. Вс. Мейерхольда, «многотиражки» советского периода, современные издания. Они выступают не только как важные источники по истории театра, но и в качестве объекта изучения, будучи одной из форм взаимодействия театров с общественностью.
В исследовании нашли отражение материалы сборников «Экономика и организация театра» и отдельных исследований по социологии театра. При подготовке работы использовалась современная периодика, в частности, статьи из газет «Культура», «Театральное дело», журналов «Театр», «Сцена», «Art-менеджер», «Справочник руководителя учреждения культуры» и др. Зарубежный опыт анализируется по публикациям журнала «Arts Reach», специализирующегося на организационных проблемах творческих организаций США.
Научная новизна исследования. Основные научные результаты, полученные автором, состоят в следующем:
1. Театральный спектакль изучен в контексте существующих коммуникативных концепций, что позволило выявить место театра в современных коммуникативных процессах, где всё возрастающую роль играет перформансная составляющая. В соответствии с этим обоснованы объективные преимущества театра в использовании технологий связей с общественностью.
2. Проанализировано влияние коммуникативных технологий на восприятие театрального искусства, сделан вывод об их непосредственном воздействии на результат театральной коммуникации, а, следовательно, выявлено значение технологий связей с общественностью в театре.
3. На основе анализа взаимодействия театра со зрителями и представителями средств массовой информации определена роль связей с общественностью в решении задачи по формированию подготовленного зрителя - особой референтной группы, необходимой для творческого развития театра в современных условиях.
4. Обосновано положение театра как некоммерческой публичной организации, имеющей возможность за счёт «косвенных связей с общественностью» развивать различные виды партнёрства, тем самым обеспечивая свою финансовую независимость.
5. В соответствии с рассмотренными в работе предпосылками становления связей с общественностью проведена периодизация этой деятельности в российском театре, начиная с конца XIX века. Проанализированы способы взаимодейстия, свойственные советскому периоду; выявлены причины недостаточного уровня развития связей с общественностью на современном этапе.
6. Прослежено развитие в российском театре конкретных форм связей с общественностью - выпуск собственных печтных изданий, организация специальных мероприятий, формирование визуального стиля и др. Обоснована необходимость объединения отдельных направлений в единую концепцию коммуникативного развития театра и её реализации в рамках специальных программ, которые уже осуществляются западными творческими организациями.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем:
• теория связей с общественностью расширена анализом сферы некоммерческих публичных организаций, введением понятия «косвенные связи с общественностью» и т.д.;
• обоснована роль вторичных коммуникаций в мехнизме воздействия на зрителя, а также рассмотрено место мероприятий по связям с общественностью в общей творческой стратегии театра;
• исследовано значение связей с общественностью для экономики и организации театра, театрального маркетинга и фандрейзинговой деятельности, развития информационного спонсорства и других видов партнёрства;
• представления о многих явлениях театральной жизни дополнены анализом их как форм работы с общественностью.
Работа даёт общее представление о специфике и возможностях связей с общественностью в театре и может служить основой для дальнейших исследований.
Практическая ценность работы определяется тем, что её положения и выводы могут применяться в практике репертуарных театров и других организаций исполнительских искусств. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе образовательных заведений в сфере культуры и искусства, в том числе, на продюсерском факультете РАТИ.
Апробация работы и внедрение. Концепция диссертации, выполненный в ней анализ, её основные выводы были изложены и обсуждены на Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов «Методология современного театроведения», прошедшей в РАТИ в 2003 г., а также на других конференциях и семинарах.
Основные результаты исследования представлены в публикациях общим объёмом 5 пл.:
1. Апфельбаум С., Игнатьева Е. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств. - М.: Классика-ХХ1, 2003. (объём 9 пл., из них лично автора - 4 пл.)
2. Апфельбаум С. «Косвенные связи с общественностью» как инструмент привлечения ресурсов для некоммерческих организаций культуры// Ориентиры культурной политики. - 2003. - № 10. - С.27-38. (объём 0,5 пл.)
3. Апфельбаум С. Проектный менеджмент. Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре// Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - № 2 - С. 13-18 (объём 0,5 пл.)
Логика и структура диссертационной работы определяются целью и задачами исследования. В соответствии с ними анализ заявленной проблематики производится в контексте общей теории связей с общественностью. Поэтому раскрытию её основных положений уделяется значительное место в первой главе. Здесь же представлен обзор развития теории коммуникации и составляющих современного коммуникативного пространства. Существенной частью этого анализа является определение перформансной коммуникации, что становится фокусирующим элементом работы, позволяющим определить роль театра с точки зрения концепций коммуникативного воздействия, а, соответственно, возможности и специфику взаимодействия театра со своей аудиторией. Раскрытию этих вопросов посвящена вторая глава. В третьей главе обобщён и проанализирован опыт работы с общественностью российского театра, начиная с конца XIX века. Прослежено развитие таких инструментов работы с общественностью театра как собственные издания и организация специальных мероприятий; большое внимание уделено обобщению современной практики, а также комплексным программам.
В соответствии с логикой исследования диссертация имеет следующую структуру:
Введение
Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Закономерности взаимодействия составляющих художественного процесса: На примере музыкального театра2004 год, кандидат искусствоведения Зыкова, Наталья Сергеевна
История театральной культуры Дальнего Востока России: вторая половина 1980-х - начало 2000-х гг.2012 год, кандидат исторических наук Осипова, Эрика Викторовна
Социальная коммуникация как фактор развития музыкальной театральной культуры2003 год, кандидат культурологии Лисенкова, Анастасия Алексеевна
Социокультурные функции детского и молодежного театра2009 год, доктор культурологии Коханая, Ольга Евгеньевна
Становление театра "Геликон-Опера"2011 год, кандидат искусствоведения Буданов, Анатолий Валерьевич
Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Апфельбаум, Софья Михайловна
Заключение
Развитие демократического общества и рыночной экономики, усиление роли СМИ во много раз увеличили значение публичной деятельности, необходимость открытого диалога с обществом. Это привело к становлению системы связей с общественностью, выполняющей роль связующего звена, универсального посредника, согласующего интересы общества в целом и его отдельных структур (бизнеса, политических движений, некоммерческих организаций и т.д.). Связи с общественностью - попытка повлиять на ожидания и склонности аудитории на основе принципов взаимодействия, максимального информирования, учёта обратной связи коммуникации.
Приёмы и инструменты связей с общественностью могут быть рассмотрены в рамках отношений с разными типами аудитории - клиентами, партнёрами, СМИ, внутренней общественностью, государственными структурами и т.д., или с точки зрения используемых каналов коммуникации - устных, письменных, аудиовизуальных и др. Особенности подразумевают различные области применения связей с общественностью - бизнес-сфера, политика и некоммерческий сектор. Отдельно принято рассматривать связи с общественностью в кризисных ситуациях, а также специальные программы по формированию управляемого образа. Однако связи с общественностью -не просто конкретные технологии, но, в первую очередь, общий подход к работе в современных условиях, определённый уровень деловых и общественных отношений, предполагающий формирование и поддержание положительного образа с помощью различных видов публичной деятельности.
Связи с общественностью традиционно противопоставляются пропаганде, основанной на манипулировании сознанием и сокрытии фактов. Вместе с тем, у этих явлений схожее происхождение и цели, связанные с формированием единых представлений в условиях массового общества. Но пропаганда действует в тоталитарном режиме, а связи с общественностью характерны для демократического способа управления. В ходе XX века вместе с развитием демократии они претерпели значительную трансформацию - от модели «PR как паблисити», использовавшей пропагандистские средства, до «двусторонней симметричной модели», направленной не на приведение общественного мнения в соответствие с планами организации, а на изменение самой организации под воздействием меняющейся среды. В немалой степени этому способствовало развитие электронных средств коммуникации, а затем и Интернета.
Связи с общественности важны для маркетинговой деятельности. Хотя их значение шире функции сбыта, для реализации товаров и услуг всё большее значение имеет общий имидж компании, её социальная активность и другие понятия, формируемые связями с общественностью. В то же время, без определённой автономности от маркетинга функции связей с общественностью не могут быть реализованы в полной мере.
Анализ теории коммуникации позволяет понять структурные особенности обмена информацией на современном этапе — значение стереотипов и выборочности восприятия, влияние лидеров мнений, специфику сообщений СМИ и т.д. Всё это находит отражение в работе с общественностью.
Рассмотрев театр в общей системе связей с общественностью, можно обозначить некоторые специфические черты. Главная из них - театр обладает собственным, достаточно мощным каналом взаимодействия с общественностью. Это объясняется тем, что понятие перформанса, которое составляет суть театрального действа, выходит на первый план современных общественных коммуникаций. Именно использование элементов представления, игры позволяет наиболее эффективно работать с современной массовой аудиторией. Поэтому основное коммуникативное воздействие театр оказывает в ходе спектакля, посредством своего языка формируя общественное мнение.
Элемент театральности может быть использован и в разнообразных «вторичных» коммуникациях, которыми являются по отношению к коммуникации во время театрального спектакля мероприятия по формированию управляемого образа. Тем самым повышается степень их воздействия, а также появляется возможность разрабатывать новые средства и формы работы с аудиторией. Кроме того, несмотря на свой «вторичный» характер, технологии связей с общественностью играют в театре более принципиальную роль, чем в других областях, так как оказывают непосредственное влияние на восприятие театрального искусства. Зачастую практически невозможно отделить впечатления от постановки от той информации и оценок, которые зритель получает из СМИ или в ходе общения с самим театром вне спектакля. Информационное поле, образующееся вокруг спектакля, способно не только выполнять вспомогательную функцию, но и сознательно использоваться авторами спектакля как дополнительное средство художественного воздействия.
Технологии связей с общественностью, таким образом, вступают в сложные и многогранные отношения с собственно сценическим инструментарием, в контексте современных коммуникаций формируя новые направления развития театрального искусства. Интерес же общественности к жизни театра, а, следовательно, широкий доступ к СМИ, обеспечивает театру большие возможности для такой деятельности.
Данные параметры определяют уровень отношений театра со зрительской аудиторией и СМИ. Основную задачу здесь можно обозначить как взаимодействие с референтными группами (лидерами мнений) и экспертами, влияние которых в условиях отсутствия единых критериев оценки оказывается решающим для формирования общественного мнения.
Стоит отметить значение связей с общественностью для театрального маркетинга: ни реклама, ни ценовая политика или место проведения спектакля не могут сравниться по силе воздействия на театральный спрос с общественным резонансом, востребованностью театра, его репутацией. Этому способствует традиционное отсутствие средств на маркетинговые программы в некоммерческой организации и преимущества бесплатного освещения художественных событий СМИ.
Перспективным направлением работы со СМИ является информационное спонсорство, объединяющие интересы театра, который через СМИ может обращаться к своей общественности, и издания (канала), получающего доступ к эксклюзивной информации.
Анализ театра с точки зрения сфер применения связей с общественностью также показывает особенности этой области. Здесь сочетаются принципы работы публичной организации, к которой приковано внимание СМИ, и некоммерческой структуры, поддержка которой содействует связям с общественностью бизнеса, политических объединений и т.д. Такое, по-своему уникальное положение позволяет театру развивать направление, обозначенное нами как «косвенные связи с общественностью». То есть театр, нуждаясь в общественной поддержке и, вместе с тем, обладая существенным «освещающим» эффектом, выступает своего рода посредником между обществом и бизнесом. За счёт этого он максимально привлекателен как для благотворительных, так и спонсорских программ и может обеспечить себе относительно стабильное финансовое положение и возможность участия в амбициозных общественных проектах.
Роль технологий связей с общественностью в создании внутрикорпоративной среды в театре несколько ниже, чем в других областях. Но применение их способно существенно облегчить коммуникацию между творческими индивидуальностями. Важное свойство театра проявляется и в том, что средства и инструменты связей с общественностью могут оказаться здесь самоценными творческими явлениями. Учитывая это, а также неизбежность использования творческой программы театра в коммуникативных акциях, их разработка и проведение должно рассматриваться театром в качестве составляющей творческой стратегии.
Всё вышеизложенное находит отражение и в практике российских театров. Начиная с конца XIX века, здесь можно выделить дореволюционный до 1917г.), советский и современный (после 1991г.) периоды развития связей с общественностью.
Значительных результатов удавалось достигать в дореволюционный период, когда работа с общественностью была неотъемлемой частью жизнедеятельности театров и носила ярко выраженный творческий характер. В практике как Императорских, так и частных театров, среди которых выделяются Театр Литературно-Художественного Общества (Суворинский театр), Московский Художественный театр, Передвижной Общедоступный театр П. Гайдебурова и Н. Скарской, Камерный театр и др., использовались различные способы установления контактов с общественностью, многие из которых остаются актуальными и сегодня. Некоторые же явления театральной жизни этого периода могут быть поняты только с точки зрения работы театра с общественностью, например, форма «Журнала Театра Литературно-Художественного Общества», эволюция «Ежегодника Императорских театров» или знаменитого кабаре артистов Московского Художественного театра «Летучая Мышь». Поэтому важно анализировать их именно с позиций сформированной уже в наше время науки об управлении общественным мнением. Этот контекст, безусловно, отражался на их содержании и должен учитываться современной наукой о театре для адекватной оценки данных составляющих театральной жизни.
В советский период командно-административная система, неразрывно связанная с институтом пропаганды и плановой экономикой, предопределила неразвитость связей с общественностью в их традиционном понимании. При этом «предлагаемые обстоятельства» советской действительности существенно повлияли на место театра в общественном сознании и сформировали особые, действенные только здесь, механизмы взаимодействия театра с аудиторией. Вместе с тем, значение элементов, входящих в эту систему - более тесный контакт со зрительской аудиторией, формирование узнаваемого визуального стиля и т.д. - достаточно хорошо понималось и неоднократно обсуждалось театральной общественностью. А, например, газеты, выпускавшиеся крупнейшими музыкальными театрами, после снижения в них идеологической составляющей, вполне соответствовали стандартам организационных изданий.
На современном этапе происходит постепенное становление необходимых для связей с общественностью предпосылок. Тем не менее, незрелость демократических институтов и сохраняющаяся чрезмерная роль государства в общественной и экономической жизни нашей страны откладывает отпечаток и на технологии формирования управляемого образа. Поэтому современный этап можно охарактеризовать как переходный, и наряду с определёнными успехами в таких направлениях как издательская деятельность, налаживание партнёрских отношений (в том числе, информационного спонсорства), реализация программ по работе с постоянными зрителями, развитие Интернет-ресурсов, следует отметить и негативные тенденции.
Так, отношения театров и критики пока не носят открытого и конструктивного характера, соответствующего современному уровню связей с общественностью. Это приводит к тому, что зрители не ориентируются, а театры не прислушиваются к мнению театральных экспертов, статьи которых зачастую не имеют конкретного адресата. Театры же, пытаясь занять эту нишу, наделяют свои издания несвойственными им аналитическими функциями. Не достаточно развиты пока и отношения с финансовыми кругами, о чём говорит отсутствие в театрах формы ежегодных отчётов, недостаточное использование возможностей специальных мероприятий и т.д.
Однако наиболее существенная проблема заключается в отсутствии системности театральных связей с общественностью, в том, что отдельные приёмы, взятые на вооружение театрами, подчас не согласованы друг с другом и не являются частью единой концепции коммуникативного развития, что значительно снижает их эффективность. В целом, связям с общественностью ещё предстоит найти своё место в системе российских репертуарных театров.
В представленной работе рассмотрен широкий спектр применения связей с общественностью в театре. Такой подход не позволил уделить одинаковое внимание всем аспектам. Поэтому обозначим некоторые направления, необходимые для развития настоящего исследования.
Изучение общественных коммуникаций творческого коллектива может быть продолжено анализом психологических особенностей поведения артистов, например, соотношения рационального и эмоционального в нём. Это позволит оценить значение кризисных связей с общественностью для театра и выработать специфические PR-стратегии, подразумевающие, в частности, элемент непредсказуемости главных действующих лиц.
С учётом сделанных выводов требуют более детальной проработки конкретные инструменты взаимодействия театра с общественностью, а также формы сотрудничества с различными общественными, политическими и бизнес-структурами на современном этапе.
Ждёт своего исследования и многочисленный исторический материал, оставшийся за рамками представленной работы. Например, пристального внимания заслуживает деятельность Вс. Мейерхольда, который всегда активно участвовал в общественной полемике вокруг своих спектаклей, в том числе, и искусно «режиссируя» этот процесс. А изучение того, как он создавал и менял собственный имидж, будет полезно любой публичной фигуре современности.
В заключение отметим, что не следует преувеличивать значение связей с общественностью и возводить их в ранг основной функции театральных организаций. Ведь подменить по-настоящему значимый художественный результат только работой с общественным мнением вряд ли удастся. Тем не менее, в современных условиях любое начинание нуждается в соответствующей общественной поддержке, а поэтому роль связей с общественностью неуклонно растёт. Понимание этих процессов должно найти отражение в функциях театральных менеджеров, в организационных структурах, а, главное, в сознании всех сотрудников театра.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Апфельбаум, Софья Михайловна, 2005 год
1. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов. М.: Гном-пресс, 1997
2. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Учебник М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.
3. Блажнов Е.А. Public relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М.: ИМА-пресс, 1994.
4. Блэк С. Введение в Паблик Рилейшнз. -Ростов/Д.: Феникс, 1998.
5. Блэк С. PR: Международная практика. М.: Издательский дом «Довгань», 1997.
6. Бодуан Ж.П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство: Пер. с франц. М., Издательский дом «Инфра-М», 2001.
7. Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и Public Relations. С-Пб.: Триз-Шанс, 1995.
8. Ворошилов В.В. Маркетинговые коммуникации в журналистике: конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
9. Дороти Доти «Publicity и public relations». М.: Филин, 1996.
10. Ю.Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книгаменеджера PR. Изд. 2 С-Пб.: Союз, 1997.
11. П.Иванченко Г.В. Реальность Паблик Рилейшнз. М.: Смысл, 1999.
12. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. 8-е изд.: Пер. с англ.: Уч. пос. Издательский дом «Вильяме», 2000.
13. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 2001.
14. Котлер Филип. Основы маркетинга: Перевод с англ. В. Боборова М.: «Ростинтер», 1996.
15. Крылов И.В. Маркетинг (Социология маркетинговых коммуникаций). -М.: Центр, 1998.
16. Лебон Г., Тард Г. Психология толп: Пер. с франц. М.: ИП РАН, 1998
17. Липпман У. Общественное мнение. Пер. с англ. М.: ИФ «Общественной мнение», 2004.
18. Маркетинг: Учебник/ Под редакцией А.Н. Романова М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
19. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс: Пер. с фрнц М: Центр психологии ипсихотерапии, 1996.
20. Невзлин Jl.Б. «Паблик Рилейшнз»: кому это нужно? Основы учебного курса.-М.: Экономика, 1992.
21. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. -М.: Прогресс-Академия, 1996.
22. Ньюсон Д., Тёрк Д., Крукоберг Д. Всё о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. 7-е изд.: Пер. с англ. М., Издательский дом «Инфра-М», 2001.
23. Пономарев С.В. Вербальные коммуникации в системе паблик рилейшнз. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001.
24. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов/ Почепцов Г. 2-е испр. изд. -М.: «Рефл-бук», 2001.
25. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 1998.
26. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации (от речей президентов до переговоров с террористами). М.: Центр, 1998.
27. Сайтэл Фрайзер П. Современные паблик рилейшнз: Пер. с англ.- 8 изд. -М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»; ИНФРА-М, 2002.-XII -(Серия «Современные консалтинговые технологии»).
28. Связи с общественностью в России. Законодательное регулирование, нормативные документы, практика./ Сост. и научн. Ред. С.А. Болышева. -Екатеринбург: РИО Каменск-Уральская городская типография, 1998.
29. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М.: ЮНИТИ, 2000.
30. Яковлев И.П. Паблик рилейшнз в организации. С-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995.
31. Периодические издания и статьи
32. Вильчек Вс. Под знаком ТВ// Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 1.-М.: Искусстово, 1981. С. 201-224.
33. Кушнир М.И. Драматургия и PR// Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
34. Маклюэн М. Телевидение. Робкий гигант// Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып.7. -М.: Искусство, 1987.—С. 156-180.
35. Borreca A. Political dramaturgy// The Drama Review. 1993. - № 2.1.. Теория и история театра Книги
36. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987.
37. Дмитриевский В.Н. Социальное функционирование театра и проблемы современной культурной политики. М.: ГИИ, 2000.
38. Дмитриевский В.Н. Театр уж полон. Д.: Искусство, 1982.
39. Калашников Ю. Театральная этика К.С.Станиславского. М.: ВТО, 1972.
40. Коонен А.Г. Страницы жизни. -М.: Искусство, 1975.
41. Кугель А.Р. Листья с дерева. Л.: Время, 1926.
42. Кугель А.Р. Литературные воспоминания. 1882-1896. П.-М.: Петроград, 1923.
43. Левшина Е.А. Театральный репертуар и зритель (проблемы комплексного исследования театрального процесса). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Л. ЛГИТМИК, 1990.
44. Левшина Е.А. Формирование зрительской аудитории театра Л.: ЛГИТМИК, 1989.
45. Лотман Ю.М. Воспитание души. С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2003.
46. Лотман Ю.М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2004.
47. Марков П.А. В Художественном театре. Книга завлита. М.: ВТО, 1976.
48. Московский Художественный Театр в иллюстрациях и документах. 1898-1938.-М.: Из-во МХАТ им. М. Горького, 1938.
49. Московский Художественный театр в русской театральной критике. 18981905/ сост., вступ. к сезонам и примеч. Ю.М. Виноградов, О.А. Радищева и Е.А. Шингарёва. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2005.
50. Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого. М.: Academia, 1936.
51. Немирович-Данченко Вл.И. Театральное наследие в четырёх томах/ Сост., ред., коммент. И.Н. Соловьёва. Вступ. ст. A.M. Смелянский. М.: МХТ, 2003.
52. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. -М.: «Прогресс», 1991.
53. Петров Л. Массовые коммуникации и искусство. Л.: ЛГИТМИК, 1976.
54. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. — Л.: Искусство, 1971.
55. Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц (1895-1917) Л.: Искусство, 1990.
56. Смелянский A.M. Междометья времени. Кн.1 М.: Изд. дом «Искусство», 2002.
57. Смелянский A.M. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. М.: Артист. Режиссёр. Театр. 1999.
58. Соловьёва И.Н. Ветви и корни. М.: МХТ, 1998.
59. Станиславский К.С. Этика. М.: Из-во Музея МХАТ имени М.Горького, 1947.
60. Театральная периодика. 1774 1917. Библиографический указатель./ Под редакцией В.Вишневского. -М.-Л.: Искусство, 1941.
61. Теляковский В.А. Дневники Директора Имперторских театров. 1898-1901. Москва./ Под общ. ред. М.Г. Светаевой. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1998.
62. Теляковский В.А. Дневники Директора Имперторских театров. 1901-1903. Санкт-Петербург./ Под общ. ред. М.Г. Светаевой. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2002.
63. Теляковский В.А. Воспоминания/ Вступ. ст. Д.И.Золотницкого. — Л.-М.: Искусство, 1965.
64. Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917. — М.: РИК «Культура», 1995.
65. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня./Пер. с нидерланд. В. Ошиса М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
66. Эфрос Н.Е. Театр «Летучая мышь» Н.Ф. Балиева. 1908-1918. Обзор десятилетней художественной работы первого русского театра-кабаре. — П.: Светоч, 1918.
67. By Means of Performance: Intercultural Studies of Theatre and Ritual/ edited by R. Schechner and W. Appel- Cambridge University Press, 2003.
68. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City. N-Y: Doubleday, 1959.
69. Schechner R. Performance Studies. An Introduction. London-New York: Routledge, 2002.
70. Schechner R. Performance Theory. London-New York: Routledge, 1988.
71. Организационные издания театров
72. Tutti: обозрение от театра. Издание Московского Государственного академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В л.И.Немирович-Данченко. М., 1997-2004.
73. Афиша ТИМ. Программы спектаклей Театра имени Мейерхольда. №.1-4 -М.: Театральный Октябрь, 1926-1927.
74. Большой театр. Газета. М., 2001-2004.
75. Большой театр. Журнал. М., 2001-2002.
76. Большой театр: Орган коллектива Государственного академического Большого театра, (до 1991 года газета выходила под названием «Советский артист»)-М., 1991-2000.
77. Вахтанговец. Орган парткома, дирекции и комитета ВЛКСМ Государственного театра имени Евг. Вахтангова. М., 1936-1941.
78. Горьковец. Орган паркома, месткома и комитета ВЛКСМ МХАТ СССР имени М.Горького. М., 1936-1942.
79. Ежегодник Императорских театров. 1890-1915. — СПб: Дирекция Императорских театров, 1892-1915.
80. Ежегодник Малого театра. 1953-1954, 1955-1956. М.: Искусство, 1956, 1961.
81. Ежегодник Московского Художественного Театра. 1943-1958. -М.: Из-во Музея МХАТ имени М.Горького. 1945-1961.
82. Журнал Театра Литературно-Художественного Общества. СПб: Суворин, 1907- 1910.
83. Записки Передвижного Общедоступного Театра. СПб-П., 1914, 19171924.
84. Корш Ф.А. Краткий очерк десятилетней деятельности театра. -М., 1892.
85. Мариинский театр: Орган дирекции и профкома Мариинского театра (до 1992 газета выходила под названием «За советское искусство»). — С-Пб., 1992-2004.
86. Мастерство театра. Временник Камерного театра. № 1-2. М.: Русское Театральное Общество, 1922-1923.
87. Семь дней Московского Камерного Театра. № 1-20 М, 1923-1924.
88. Театр Литературно-Художественного Общества. Петербург. (Иллюстрированные программы театра. Сезон 1906-1907. Вып. I XX). -С-Пб.: Тип. Суворина, 1906-1907.
89. Художественно-Общедоступный Театр. Отчёт о деятельности за первый год (14 июня 1898 28 февраля 1899). - М., 1899.
90. Периодические издания и статьи
91. Город, зритель, театральная касса// Советская культура. 1974. - 13 сентября. — С.4
92. Громов Н. Рекламная функция театральных афиш и плакатов// Экономика и организация театра. Вып.4 Л.: Искусство, 1976. - С.62-65.
93. Дадамян Г.Г. Борьба двух начал в организации театрального дела в России// Жизнь сцены и контактный мир. М.: ГИТИС, 1994. - С. 7-27.
94. Давыдов Ю.Н. Социальная психология и театр// Театр. 1969.-№ 12-С.23-37.94.3ырянов В. Три монолога о театральной рекламе// Театр. 1976. ■ № 6. -С.95-100.
95. Ирд К. Знать своего зрителя// Театр. 1973. - № 3. - С. 34-42.
96. Клуб любителей театра// Советская культура 1983 - 19 февраля
97. М.Х.Т. Отзывы печати. Сезон 1910-1911 гг. М., 1911.
98. М.Х.Т. Отзывы печати. Сезон 1911-1912 гг. М., 1912.
99. На наших страницах «Советский артист»// Советская музыка. -1976. -№5 - С.98.
100. Павлова Т.Н. Антреприза Фёдора Корша// Московский наблюдатель. 1992. -№7-8.-С. 50-53.
101. Пути совершенствования театрального обслуживания в областных центрах и городах областного подчинения// Экспресс-информация. Культура и искусство в СССР. Зрелищные искусства. М: Гос. библиотека СССР им.В.И. Ленина, вып. 3. - 16 с.
102. Савельева Л.И. Учредители, пайщики, вкладчики МХАТа// Московский журнал. 1998. - № 10. - С. 13-17.
103. Сергеенко Д. Билетное хозяйство в театрах// Экономика и организация театра. Вып.2-Л.: Искусство, 1973.- С.97-102.
104. Социально-экономические резервы совершенствования театрального дела Сост. Каменец А.В., Шитова Г.Н., в сб. «Передовой опыт, поиски, решения», театральная деятельность (информационный выпуск № 2) М.: ГИВЦ МК РСФСР. - С. 3-10.
105. Тартаковский И. Ещё раз о театральной рекламе// Экономика и организация театра. Вып.5- Л.: Искусство, 1979. С. 31-36.
106. Шапиро Р. Старое и новое в организации театрального зрителя// Экономика и организация театра. Вып.З Л.: Искусство, 1973. - С.146-152
107. Энтина А. Театр начинается с. кассы// Советская культура. 1977. - 4 января. -С.З.
108. Эрмлер М. Есть такая газета// Советская культура. 1973. - № 36. - С.2.
109. I. Экономика и управление театра Книги
110. Гринберг Р.С., Рубиштейн А.Я. Экономическая социодинамика. М.: ИСЭПРЕСС, 2000.
111. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М.: Искусство, 1982.
112. Игнатьева E.JI. Экономика культуры: Учебное пособие. М.: ГИТИС, 2004.
113. Как продавать искусство: Сборник статей. Пер. с англ. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.
114. Как просить деньги на культуру/ Реферат книги К.Л. Столпер, К.Б. Хопкинс. Успешный фандрайзинг учреждений культуры. (А.И. Дымникова, А.Г. Иксанов)- С.-Пб.: Нотабене, 1995.
115. Музей будущего: информационный менеджмент./ Составитель А.В. Лебедев. -М.: Традиция, 2001.
116. Пул Джилиан Хенбери. Когда менеджмент приносит деньги. СПб.: «Контрфорс», 1999.
117. Разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации М.: Министерство культуры РФ, 1995.
118. Тульчинский Г.Л. Public relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. С-Пб.: Государственная академия культуры, 1994.
119. Тульчинский Г.Л. Маркетинг в сфере культуры. СПб.: Гос. акад. культуры, Институт культурных программ, 1995.
120. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление. -М.: Русская Деловая Литература, 1998.
121. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2002.
122. Colbert F. Marketing Culture and the arts. 2nd edition. Chair in the Atrs Management (НЕС), 2001.
123. Fundamentals of Local Arts Management/ editors Dreeszen C. and Amherst K. Univercity of MA, 1988.
124. Hill E., O'Sullivan С., O'Sullivan T. Creative Arts Marketing. Reed Educational and Professional Publishing Ltd., 1997.
125. Kotler P., Scheff J. Standing room only. Strategies for Marketing the Performance Arts. Boston: Harvard Business School, Press, 1997.
126. Promoting Issues and Ideas: A guide to Public Relations for Nonprofit Organizations. Revised edition. -M. Booth and Association, 1995.
127. Public Interest Pubic Relation. Promoting Issues and Ideas: A Guide to Public Relations for nonprofit Organizations. New York: The Foundation Center, 1987.
128. Public relations for Public Organizations. Civic Initiatives Program. -Moscow, Education Development Center, 1996.
129. Rados David L. Marketing for nonprofit organizations London: Auburn House, 1996.
130. Reiss A.H. The Art Management Handbook. New York: Low-Arts Publishers. Inc, 1974.
131. Ruffner Robert H. Handbook of Publicity and Public Relations in the Nonprofit Organizations. Englewood Cliffs, N.J.: Pretice-Hall, 1984.
132. Scheider Richard E., Ford Mary Jo. The Theatre Management Handbook. -Cincinnati: Betterway Books, 1999.
133. Периодические издания и статьи132. «Сатирикон»: государство в государстве// Театральное дело. 1999 - № З-С.8-9
134. Андреев Э. Кто рассказывает музыку?// Театральное дело. 2004. - № 5.-С.З
135. Аншлаговый театр «Сатирикон». Интервью с директором театра А.Е. Полянкиным// Art менеджер. 2002. - № 1. - С. 54-57.
136. Встреча друзей в «Новой опере»// Культура. 1999. - № 7. - С.5
137. Драгичевич-Шешич М. Маркетинг организаций культуры// Art менеджер. 2002. - № 2. - С. 3-6.
138. Дымникова А. Поиск средств// Сцена. № 11.- С.37
139. Дымникова А.И. Практика фандрейзигна в учреждениях культуры// Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. - № 1.-С. 42 - 50.
140. Игнатьева E.JI. Внебюджетные источники финансирования: понятия, состояние, перспективы//Арт-фандрейзинг. Сборник научных трудов. -М.: Международный университет, 2002. С. 15-20.
141. Игнатьева E.JI. Фандрейзинг в России состояние и перспективы// Art менеджер. - 2002 г. - № 2 - С. 7-10.
142. Какие СМИ нам нужны?// Art менеджер. 2004. - №№ 1, 2
143. Команда// Театральное дело. 1998. - № 2. - С. 3
144. Команда// Театральное дело. -1999. № 3. - С.7
145. Лазутина И.С. PR-деятельность учреждения культуры. Создание PR-отдела Новосибирской государственной филармонии// Справочник руководителя учреждения культуры. 2003. - № 12. - С. 61 - 67.
146. Максимова В. Добродушно и скучно// Театральные Новые Известия. -2004. -№ 11.- С. 11
147. Мартиросян P.M. Значение масс-медиа в деле фандрейзинга//Арт-фандрейзинг. Сборник научных трудов. М.: Международный университет, 2002. - С. 21-24.
148. Мартиросян P.M. Значение средств массовой информации в PR. Технологии медиапланирования// Справочник руководителя учреждения культуры 2002. - № 1. - С. 62-69
149. Манюк А. Фирменный стиль организации: практические аспекты// Сцена. 2005. - № 1. - С.28-29
150. Музей и СМИ. Опыт Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева по формированию положительного имиджа// Справочник руководителя учреждения культуры 2005. - № 2. - С. 65-71
151. Мы хотели свободы. Но к ней не готовы (Заседание «Круглого стола» -«Театральное дело XXI век»)// Театральное дело. - 1998. - № 2 - С. 8-10
152. Новая жизнь старой газеты//Музыкальная жизнь-1993.- № 13-14.-С.10
153. Профессия театральный кассир// Культура. - 1998. - № 28. - С.4
154. Родионов Д. Миссия и PRZ/Сцена. 2005. - № 1. - С.З
155. Сегал А. Любите ли вы пиар, как люблю его я?// Сцена. 2005. - № 1. -С.8-9
156. Создание имиджа это повседневный, кропотливый труд. Интервью с В.В. Мишариным// Справочник руководителя учреждения культуры. -2004.-№ 12.-С. 44-46.
157. Чурилова С.В. Имидж учреждения культуры// Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. - № 4. - С.27-34.
158. Befera С. Alternative Public Relations Strategies Help Combat Shrinking Arts Coverage// Arts Reach. 1994. - June-July. - P. 20-21.
159. Cincinnati Symphony Commits $1 Million for Image Upgrade. Comprehensive Four-Year Plan Focuses on Emotions// Arts Reach 1999. -October. - P. 5,15-17
160. Hansen P. Media Sponsorships. "Free" Advertising for the Marketing Budget Blues// Arts Reach. -P. 17-21.i s
161. San Francisco Ballet Repositions Itself for 21st Century// Arts Reach. 1998. -Volume VI. - Issue 9 - P. 1, 4-5.
162. Surge of Popularity Creates a New Age for Opera// Arts Reach. 1998. -Volume VI. - Issue 10. - P. 1, 6-9.
163. Zorn J. Ways to Use Your Mission Statement to Gain Support// Arts Reach. 1994.-June-July.-P. 3-5.1. Интернет-источники:www.pr.bolshoi.net.-//
164. Виноградова И. Балет по горизонтали.
165. Гордеева А. «Большая» война с гламуром.
166. Крылова М. Мобильник для Станиславского.
167. Седов Я. Большой как имиджмейкер.
168. Ходнев С. Юрий Грымов выступил в Большом театре с новым фирменным стилем.www.culturalmanagement.ru -//
169. Баканова Е. Маркетинг Паблик Рилейшнз (Из книги T.L. Harris Marketer's Guide to Public Relations. John Wiley & Sons, Inc., 1991. Перевод E. Бакановой)
170. Ишкова И. Связи с общественностью в некоммерческих организациях (Из книги Dilenschaider R. L., Forestal D.J. Dartnell's Public Relations. The Dartnell Corporation, USA, Canada, Britain, 1996).
171. Лебедева E. Стратегии продвижения культурного продукта
172. Питолин Е. Информационное спонсорство: через тернии к звёздам.
173. Третьяков И.А. Презентация театра в Интернет.1. Интернет-сайты:173. www.bolshoi.ru174. www.culture.karelia.ru.175. www.cultu.ru.176. www.fest.theatre.ru.177. www.playbill.com178. www.russianculture.ru179. www.smotr.ru180. www.theatre.ru
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.