Своеволие и смирение как мотивы творческих интуиций А.С. Пушкина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Семёнова, Елена Васильевна

  • Семёнова, Елена Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 216
Семёнова, Елена Васильевна. Своеволие и смирение как мотивы творческих интуиций А.С. Пушкина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Магнитогорск. 2006. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Семёнова, Елена Васильевна

Введение. ф

Глава 1. Пушкиноведение и православие. «Свое» и чужое» в пушкиноведении

§ 1. Пушкиноведческая интрига и ее составляющие.

§ 2. Православный фактор в пушкиноведческой интриге новейшего времени.

§ 3. Рецепция христианской этики русским обществом в начале XIX века.

Глава 2. Аксиологическая напряженность творческих исканий А.С. Пушкина

§ 1. «Полюс своеволия» в творчестве Пушкина.

§ 2. «Полюс смирения» в творчестве Пушкина. к

Глава 3. Оппозиция «своеволие - смирение» в драматических произведениях Пушкина

§ 1. «Борис Годунов».

§ 2. «Маленькие трагедии».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеволие и смирение как мотивы творческих интуиций А.С. Пушкина»

Актуальность темы заявленной диссертации «Своеволие и смирение как мотивы творческих интуиций А.С. Пушкина» определяется положением дел в современной отечественной пушкинистике, которое обусловлено значительным пересмотром отношения к русской классической литературе, происходящим в наше время. Несмотря на то, что творчество А.С. Пушкина как первого национального поэта России изучено наиболее подробно и основательно, вопрос о его значении в современной культуре снова принял необычно острый характер. Творчество поэта получило разную интерпретацию в русской и западной культурной традиции, а в XX веке — в двух отечественных школах пушкиноведения: советской и русской зарубежной. Существующие школы пушкинистики настолько радикально разошлись в оценках творчества Пушкина, что это уже само по себе порождает проблему, заслуживающую тщательного рассмотрения и самого серьёзного анализа.

Положение Пушкина как бесспорного нравственного авторитета русской литературы не было признано на Западе и вызвало жесткую полемику между русским советским и русским зарубежным пушкиноведением в XX веке. Западное пушкиноведение развивалось под влиянием совершенно иных факторов, чем отечественное, и оказалось наименее восприимчивым именно к специфически российской традиции.

Не вызывает сомнений, что размежевание западного и советского пушкиноведения середины XX века (как и литературоведения в целом) перешло в осознанное и принципиальное противостояние по причинам идеологического характера. Среди западных ученых было общепринятым мнение, что партийно-государственная цензура подвергала известной деформации советские трактовки творчества Пушкина и даже в определенной степени санкционировала его безусловное главенство в русской литературе. В глазах западных ученых это сильно компрометировало советское пушкиноведение.

В свою очередь наиболее сильные возражения советских ученых сосредоточивались вокруг формалистических подходов к изучению пушкинских произведений, которые затушёвывали столь обязательную для того времени «общественно-политическую проблематику» и «идейную направленность» творчества Пушкина, а также нравственный смысл его произведений.

Очевидно, что многие из этих взаимных упреков отошли в прошлое, но также очевидно, что проблемы взаимоотношений отечественного и зарубежного пушкиноведения (и по некоторым позициям их продолжающееся противостояние) глубже и сложнее, чем это представлялось ранее. Главное, что их разделяло и разделяет до сих пор, лежит не в идеологической сфере. Можно согласиться, что нравственный смысл творчества Пушкина слабо воспринят западными учёными, что его духовные искания почти не нашли сочувственного отклика в западном литературоведении. Но ведь этот же упрек можно предъявить и советским ученым. Подлинный накал духовных и нравственных поисков Пушкина, заложенные в его творчестве национальные нравственно-религиозные ценности были принципиально исключены из поля зрения советской науки.

Непростые взаимосвязи российского и зарубежного пушкиноведения перешли в новую фазу и в наши дни приобретают совершенно новый характер, что является дополнительным осложняющим фактором их изучения. В последнее десятилетие идеологический и культурологический барьер между ними был разрушен, и сейчас уже невозможно провести четкую разграничительную линию между «нашим» и «не нашим» литературоведением. Традиция и современность, отечественное и теперь уже тоже очень объемное зарубежное пушкиноведение делают все написанное о Пушкине почти неохватным, и в этой безбрежности все более утрачивается понимание специфичности поэта как русского национального гения. Пушкинское наследие осмысляется интенсивно и очень разнопланово. Радикально изменившаяся социокультурная ситуация, глубочайшие духовные и мировоззренческие перемены, произошедшие в российском обществе, вызывают появление самых неожиданных концепций пушкинского творчества, что ведет к дальнейшей дифференциации пушкиноведения. Но именно это обстоятельство как никогда остро ставит перед современными учеными-пушкинистами проблему научно корректного изучения творчества поэта. Актуальность обращения к нравственно-религиозному аспекту творчества Пушкина объясняется кроме того необходимостью компенсировать недооценку духовного и гуманистического значения его художественных творений и его личного религиозного опыта, которая до сих пор ощутима и в отечественном, и в зарубежном пушкиноведении.

Наряду с этим, проблема значимости религиозного сознания вообще и православного сознания в частности является сегодня актуальной не только для науки, но и для общества в целом. Её разработка на материале творчества Пушкина может сыграть важную роль в прояснении вопросов, связанных с определением национальной ментальности.

Степень разработанности проблемы подробно освещена в первой главе диссертационного исследования в связи с исключительным объёмом и сложностью пушкиноведческой библиографии.

Научная новизна работы состоит, во-первых, в том, что в ней дифференциация отечественного и зарубежного пушкиноведения подвергнута регистрации и выведена на уровень научной проблемы, которая понята в аспекте восприятия (или игнорирования) духовной составляющей пушкинского творчества. Во-вторых, творческая эволюция Пушкина впервые рассмотрена в свете становления и развития его личностной ценностной системы, восходящей к общенациональной православной духовности. В этой связи для анализа пушкинского творчества также впервые использованы прикладные средства аксиологической методологии.

Материалом и объектом исследования является творчество Пушкина: его отдельные художественные произведения, некоторые критические статьи, фрагменты исторической прозы, дневниковых записей и черновиков. Конкретный выбор продиктован соображениями наглядности, с которой в различных текстах отражена творческая эволюция Пушкина в её духовной составляющей.

Предметом диссертационного исследования являются закономерности становления и развития философско-религиозной составляющей в творческих исканиях Пушкина.

Целью диссертационного исследования является выявление общей значимости философско-религиозной составляющей творчества Пушкина и ее реальной соотнесенности с национальными доминантами духовной культуры, сформированными под влиянием православия.

Задачи исследования, обусловленные его целью, состоят в следующем:

1. Рассмотреть подходы к изучению философско-религиозного содержания творческих исканий Пушкина, проявившиеся в современном пушкиноведении;

2. Прояснить особенности восприятия христианской этики русским обществом пушкинской поры;

3. Проанализировать основные темы творчества Пушкина в аспекте христианской аксиологии;

4. Выявить на примере отдельных произведений соотнесённость пушкинской ценностной системы с идеалами русской духовной культуры.

5. Проследить репрезентацию оппозиции «своеволия-смирения» в драматических произведений Пушкина;

Методология исследования базируется на сочетании следующих аналитических методов:

1) историко-функционалъного (изучение проблем бытования произведений, их оценки в критике и в литературоведении);

2) историко-литературного (исследование произведений писателя в контексте его творчества и исторического процесса).

3) историко-биографического (рассмотрение отдельных произведений писателя как отражения тех или иных поворотов в его судьбе);

4) генеалогического (исследование истоков образности произведений, эстетических и философских пристрастий автора);

5) проблемно-тематического (изучение тематики и проблематики произведений писателя в связи с особенностями его миропонимания).

Значительные возможности для современного прочтения русской классической литературы и творчества Пушкина открывает аксиологический аспект. Аксиология — это особое измерение философских знаний, «учение о природе ценностей», связанных «с социальными и культурными факторами и структурой личности» [190, с. 15]. «Новейший философский словарь» (1998) фиксирует переход аксиологии в статус особой научной дисциплины, «занимающейся исследованием ценностей как смыслообра-зующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам» [135, с. 17].

За рубежом в этом своём качестве аксиология оказалась востребованной не только в экономике и социологии, но в философии, эстетике и других гуманитарных дисциплинах, включая литературоведение. Нет надобности напоминать, что основоположник современной социологии, наш соотечественник Питирим Сорокин, придавал ценностям (особенно религиозным) исключительное значение, так как был убеждён, что именно они лежат в основе любой великой культуры и, пронизывая все стороны национального бытия — социальную, экономическую, правовую, политическую, а также нравы, обычаи и т.д., образуют главный принцип жизнеустройства нации. Если это так, то обращение западных литературоведов к методам аксиологии следует считать оправданным и целесообразным.

Тогда же, в 20-х годах XX века, русские ученые П. Флоренский, А. Лосев, М. Бахтин делали первые шаги в этом направлении. М. М. Бахтин в работе «Автор и герой в эстетической деятельности» указывал на необходимость более тесных связей литературоведения с философией и эстетикой: «Вообще должно сказать, что эстетика словесного творчества много бы выиграла, если бы более ориентировалась на общую философскую эстетику /./; к сожалению, приходится признаться, что важные явления в области общей эстетики не оказали ни малейшего влияния на эстетику словесного творчества, существует даже какая-то наивная боязнь философского углубления /./» [12, с. 13]. Философское углубление, на котором настаивал М.М. Бахтин, требовало от филологических исследований гораздо большего внимания именно к ценностной природе художественного творчества.

Как известно, эти начинания не были продолжены в советском литературоведении, так как идеологический диктат исключал не только оппонирование, но делал излишним само обсуждение ценностной системы, установленной философией материализма.

Современное российское литературоведение долго оставалось самой инертной областью гуманитарного знания по отношению к тому творческому потенциалу, который заложен в аксиологическом аспекте. Это привело к тому, что, по мнению многих исследователей, «истории русской литературы как научной дисциплины, которая бы хоть в какой-то степени совпадала в своих аксиологических координатах с аксиологией объекта своего описания пока ещё не существует» [60, с. 9].

Ситуация стала меняться только в 90-е годы прошлого века. В 1995 году была защищена докторская диссертация В.А. Свительского «Герой и его оценка в русской психологической прозе 60-70-х годов XIX в.», продемонстрировавшая обнадёживающие возможности новой методологии.

Аксиологический аспект изучения художественной литературы стал одним из главных направлений научной работы филологов Магнитогорского университета. Докторская диссертация магнитогорского учёного В.Б. Петрова «Художественная аксиология Михаила Булгакова» является примером эффективности нового метода.

А.П. Власкиным разработаны аксиологические категории, которые могут стать основой теоретико-понятийной базы нового метода в литературоведении. Это — нормы, ценности и идеалы, которые связаны между собой сложными и динамичными отношениями. Их иерархию можно представить так: «Ценности — это конкретные ориентиры, к ним можно стремиться и достигать их. Но всё это само собою не приходит. К ценностям нужно как-то двигаться, и тут есть свои нормы жизни. Человек и общество их вырабатывают. Заметим далее, что человек — существо духовное, не всегда и не во всем прагматичное. Помимо целей достижимых, реальных, для него порой приобретают значение цели высшие, ориентиры мечтательные. И это уже — область идеалов» [156, III, с. 206].

Такой подход, несмотря на его трудоемкость, обеспечивает научным знаниям о литературе ту основательность и серьезность данных, которых пока не хватает современной пушкинистике в вопросе о ценностной природе пушкинского творчества.

Таким образом, аксиология входит в литературоведческую науку как способ, открывающий новую перспективу изучения классической литературы, обнаруживающий в ней на новом уровне конфликтность и концептуальную содержательность. Естественно, что аксиологический аспект подключает к сфере своего внимания и область религиозных ценностей, которые занимают такое важное место в духовном содержании русской классической литературы и в творчестве Пушкина. Такой подход к изучению творчества Пушкина заставляет делать упор на смысле, а не на поэтике высказывания, на поведении и мировосприятии героя и автора, а не на специфике художественной реальности, на закономерности развития идей и на изменении системы ценностей.

Исследуемая проблема предполагает обращение к смежным областям гуманитарного знания: к философии и культурологии.

Категориальным аппарат. Отличительным свойством русской литературы является наличие в ней некоего «нравственного императива», под которым принято понимать постоянное соотнесение изображаемой действительности с моральной нормой. Эта «норма» формировалась под интенсивным влиянием этической доктрины христианства.

Исторически сложившиеся духовные константы национального жизнеустройства A.M. Панченко называл «культурогенетическими скрепами», главными из которых считал веру и патриотизм. Именно их наличие в творчестве Пушкина делает его великим русским поэтом и помещает Пушкина в культурную и духовную национальную традицию.

Пушкин одним из первых насытил внутренний пафос своих творений нравственными вопросами, которые в дальнейшем составят самую сердцевину русской литературы. В своем творчестве он отразил почти весь спектр национальной нравственной проблематики: совесть и грех, веру и безверие, отечество и патриотизм, народ и власть, свободу и совесть, личность и государство. В последнее творческое семилетие Пушкина его искания особенно настойчиво и явственно связывались с христианской системой ценностей. В романе «Капитанская дочка» нравственные проблемы решаются с отчетливо православной точки зрения.

Но следует безоговорочно признать, что антиклерикальные (антиправославные) идеи вызвали в творчестве Пушкина не менее глубокую реакцию и представлены в едва ли не большем корпусе его художественных произведений. Во всей русской литературе вряд ли найдется другой писатель и поэт, чье обращение к христианским мотивам вызывало бы такую острую непрекращающуюся полемику. Книжно-куницынское вольнодумство, переросшее в декабристский комплекс идей политического радикализма и крайнего антиклерикализма, с одной стороны, и идущая от глубинных пластов народного сознания религиозность, этические ценности, базирующиеся на православии, с другой стороны, — это важнейшая оппозиция в сознании Пушкина, которая объясняет и противоположность его ценностных систем, и динамику их смены.

Процесс мировоззренческой, нравственной и духовной переориентации протекал в сознании Пушкина чрезвычайно болезненно и интенсивно и вызвал глубочайший кризис, самые тяжёлые последствия которого Пушкин переживал в начальный период своей ссылки в Михайловское.

Тематический размах нравственных проблем творчества Пушкина так широк, что позволяет их разместить между двумя этическими полюсами православия — своеволием и смирением. Как категории общеевропейской христианской духовной культуры, своеволие и смирение в своём предельном выражении являются не только ценностными абсолютами, но включают в себя сами иерархически выстроенные положительные и отрицательные ценностные содержания: своеволие — человеческие страсти (грехи), смирение — человеческие добродетели. Своеволие и смирение, как понятия, входящие в область этических ценностей, могут стать предметом не только рациональной рефлексии, но и интуитивного переживания. Этим объясняется включение понятия «интуиция» в формулировку темы диссертации. Очевидно, что различные подступы к теме православия в творчестве и жизни поэта были обречены на относительный неуспех и бесконечность, поскольку сфера интуитивного оказалась вне исследовательских полей. Таким образом, своеволие-смирение выделяются как базовые структуры в системе ценностных смыслов, имеющие взаимную корреляцию.

Обращение к нравственным категориям православия неизбежно при современном изучении творчества Пушкина, хотя эти категории не обладают необходимыми строгостью и точностью научных дефиниций, что чрезвычайно затрудняет их использование в научных работах и в данном диссертационном исследовании. Тем не менее представляется возможным рассматривать религиозные понятия в соответствии с представлениями, закрепленными в русской ментальности и в словарях русского языка, поскольку язык является объективным и надёжным средством сохранения этнокультурных когнитивных структур. В данной диссертационной работе главными из таких категорий являются свобода, своеволие, смирение и совесть.

В настоящей работе мы сознательно сужаем содержание понятия духовности до религиозности, хотя отдаем себе отчёт в том, что знак равенства между ними поставить нельзя. Редукция понятия духовности до православной религиозности обусловлена тем, что православие является одним из главных культурогенетических факторов в истории России. Существующий интерес к религиозной стороне творчества Пушкина, даже в отечественной традиции, не всегда учитывает этот факт в достаточной степени. При этом мы имеем в виду то, что отождествление русского и православного не являлось и не является общепринятым положением в современной науке. На условную редукцию этих понятий мы идём в силу невозможности в каждом случае учитывать и оговаривать весь спектр их значений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Семёнова, Елена Васильевна

Заключение

В настоящем диссертационном исследовании была поставлена цель выявить общую значимость философско-религиозной составляющей творчества Пушкина и её реальную соотнесённость с национальными доминантами духовной культуры, сформированными под влиянием православия.

В качестве основных мотивов творческих интуиций Пушкина были рассмотрены своеволие и смирение, проявляющиеся на протяжении всего его творчества. В ходе исследования выяснилось, что пушкинские духовные искания имеют сложный, синтетический характер. Его религиозность основывается скорее не на искренней (сердечной) вере или на исключительно рассудочных размышлениях, но в том числе на тяготении поэта к интуитивно-этическому решению нравственных коллизий.

Для достижения данной цели в качестве первой задачи были рассмотрены подходы к изучению философско-религиозного содержания творческих исканий Пушкина, проявившиеся в современном пушкиноведении.

Анализ концепций творчества Пушкина, выдвинутых западными учёными позволил утверждать, что они оказались мало восприимчивыми к специфически российской традиции пушкиноведения, связанной с русской духовной культурой. Западная пушкинистика предпочла принципиально иные смысловые ориентиры и часто опиралась на структуралистский метод, культуральную поэтику, этнологию, психоанализ и т.д. при анализе художественных произведений русского поэта.

Это различие в приоритетах и методах исследования привело к тому, что первенствующее положение Пушкина в русской литературе не было принято зарубежным пушкиноведением. Осложняющим фактором взаимоотношений отечественного и зарубежного пушкиноведения является связь генезиса западной пушкинистики с идеями русской революционнодемократической литературной критики, так же оспоривающей безусловность авторитета Пушкина в русской литературе.

Таким образом, становится ясным, что разногласия между различными школами пушкиноведения (особенно между западными и российскими) в значительной мере представляют собой объективацию внутреннего конфликта в мировоззрении и творчестве Пушкина, что непризнание первенствующего положения Пушкина в русской культуре вызвано непониманием органичного родства творчества великого национального поэта самому русскому менталитету.

Другим аспектом современного пушкиноведения, рассмотренным в диссертации, является так называемый «православный фактор». Его наличие в современных интерпретациях творчества поэта заставляет учитывать основные постулаты восточного христианства и преломление их в творчестве великого русского поэта.

Как показано в исследовании, вопрос об отношении Пушкина к православной духовности оказывается одним из самых дискуссионных вопросов в современном пушкиноведении. Запутанность мнений, высказываемых по этому поводу и в западной, и отечественной пушкинистике, на наш взгляд, объясняется недостатком внимания к культурному контексту пушкинской эпохи. А между тем именно этот контекст, перенасыщенный сложными процессами перестраивающейся духовной жизни русского общества, позволяет многое понять в общих закономерностях развития пушкинского творчества. Пушкин в период становления находится под прямым влиянием этих скрытых, до конца не проясненных, но очень глубоких процессов, в период зрелости — демонстрирует пример преодоления духовного кризиса, который переживало всё русское общество того времени.

Актуализация аксиологического аспекта обусловлена особой сложностью социокультурной обстановки, как она сложилась к началу XIX века. Материал, представленный в первой главе данной диссертации, показывает неоднородность и неодномерность религиозно-духовных и философских движений в России, находившейся, с одной стороны, под воздействием западноевропейских идей, вплоть до самых радикальных, с другой стороны, в значительной мере сохранявшей инерцию православной духовной культуры, несмотря на явное дистанцирование от неё образованных кругов русского общества.

Христианская этика в пушкинскую эпоху переживает серьёзный кризис, который далеко не всегда учитывается при рассмотрении вопроса о духовных исканиях Пушкина.

Поэтому второй задачей диссертации являлось прояснение особенностей восприятия христианской этики в русском обществе пушкинской поры. В результате исследования было установлено, что «александровская» эпоха в развитии России была насыщена процессами духовной переориентации русского дворянского общества; в творчестве Пушкина и сами эти процессы, и реакция на них отразились в очень острой форме. При внимательной чтении сочинений зрелого Пушкина нельзя не заметить акцентирования нравственной проблематики затрагиваемых в них вопросов. Эту художественно выраженную нравственность мы рассматривали, с одной стороны, как проявление влияния на Пушкина западноевропейских ценностных систем (в ранние периоды творчества), с другой стороны, в связи с родной для Пушкина почвой русско-православной культуры (в завершающий этап творчества).

Третьей задачей работы явился анализ основных тем творчества Пушкина в аспекте христианской аксиологии. Для того чтобы продемонстрировать особенности реализации мотивов своеволия и смирения в творчестве Пушкина, мы обратились к целому ряду произведений поэта, в которых они выражены предельно ярко. Это позволило нам выявить основные линии творческого воплощения его духовных поисков.

Исследование показало, что уже лицейская лирика Пушкина содержит полный перечень тем, которые получат в дальнейшем развитии его творчества преимущественное положение. Ведущими мотивами творчества поэта вплоть до кризиса начала 20-х годов остаются мотивы своеволия, представленные в сгущенном, концентрированном виде, достигающие своего апогея в богохульстве, эротизме и политическом радикализме. Характерная, отличительная особенность этих мотивов заключается в том, что они существуют не изолированно друг от друга, а в тесном переплетении, в едином комплексе, что определяется из связью с исповедуемой в то время Пушкиным эвдемонической секуляризованной культурой.

Мотив свободы, понятой в сугубо романтическом ключе, является главным мотивом, объединяющим южные поэмы. И хотя каждая поэма имеет некоторые чисто пушкинские черты, их смысл и содержание определяется общими эстетическими принципами романтизма как художественной системы, опрокинувшей шкалу традиционных христианских ценностей. Западноевропейский романтизм в литературе сделал человеческое своеволие главным предметом своего изображения. Идейно-тематический анализ поэмы «Кавказский пленник» и общий обзор остальных южных поэм позволил нам утверждать, что мотивы романтического своеволия в творчестве Пушкина того времени в большей степени обусловлены литературными подражаниями, его чрезвычайной увлеченностью поэзией и личностью Байрона и исчезают по мере того, как Пушкин освобождается от влияния западноевропейских кумиров, а также от последствий своего «либерального воспитания» в целом.

В период кризиса 1822-1824 годов ценностные ориентиры Пушкина меняют своё содержание. Свобода перестаёт осознаваться как абсолютная ценность и получает новое осмысление, отражённое в стихотворении-притче «Свободы сеятель пустынный.». Одновременно с переосмыслением понятия свободы впервые в творчестве Пушкина намечается «уравнивание в правах» мотивов своеволия и смирения, наметившегося в поэме «Бахчисарайский фонтан». Религиозная чистота и целомудрие впервые становятся предметом сочувственного изображения поэта.

В нашем диссертационном исследовании мы проследили, как в середине 20-х годов впервые социально-политические идеалы русского образованного общества, разделяемые Пушкиным, столкнулись с традиционными русскими духовными ценностями. Пушкинский патриотизм теряет связь с по-декабристски понимаемыми стремлениями к рациональному государственно-политическому устройству и начинает приближаться к представлениям о патриотизме в ценностной системы православия. Это утверждение подтверждается анализом ряда художественных произведений, проведённом в нашей работе с позиций христианской аксиологии. Романтическое самовозвеличивание человеческой личности и стихийно-гедонистическое отрицание Бога, дополненное идеями философии Просвещения, сменяется глубоко рефлексирующим атеизмом, преодоленным Пушкиным на более поздних этапах своего творчества.

В ходе решения четвёртой задачи было прослежено, каким образом оппозиция «своеволия-смирения» репрезентирована на материале драматических произведений Пушкина. В результате рассмотрения трагедии «Борис Годунов» нами было установлено, что в трагедии заключена бесспорно православная концепция истории, хотя её эстетическое воплощение могло не во всём совпадать с чисто историческими взглядами Пушкина на описанные в трагедии события. Нам представлялось целесообразным произвести анализ драматических произведений «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» в одной главе, т.к., по мнению самого Пушкина, история России «требует другой мысли, другой формулы», чем «история христианского запада» [XI, 127]. Эту другую мысль и формулу Пушкин воплотил в «Маленьких трагедиях». В ходе исследования оказалось, что в основе различия между русским и западноевропейским менталитетом лежит не столько конфессиональное различие между православием и католицизмом, сколько уровень секуляризации той и другой культуры. Как категории общеевропейской христианской духовной культуры, своеволие и смирение являются не только ценностными абсолютами, но включают в себя иерархически выстроенные положительные и отрицательные ценностные значения: своеволие — человеческие страсти (грехи), смирение — человеческие добродетели.

Наконец, была выявлена соотнесенность пушкинской ценностной системы с идеалами русской духовной культуры. Главную особенность духовного развития Пушкина, на наш взгляд, отчётливее всего сформулировал И.А. Ильин: «Так совершал Пушкин свой духовно-жизненный путь: от разочарованного безверия — к вере и молитве; от революционного бунтарства — к свободной лояльности и мудрой государственности; от мечтательного поклонения свободе — к органическому консерватизму; от юношеского многолюбия — к культу семейного очага» [9, с. 225].

Таким образом, на завершающем этапе своего творчества Пушкин вплотную приблизился к области нравственных императивов, сформированных в народном сознании под воздействием духовной культуры православия.

Можно считать отличительной особенностью творчества Пушкина переход мотивов крайнего своеволия к мотивам подлинного христианского смирения. В романе «Капитанская дочка», в котором сконцентрированы мотивы смирения подобно тому, как мотивы своеволия сконцентрированы в поэме «Гавриилиада», Пушкин даёт образцы подлинно православного сознания. Герои пушкинского романа являются примером того, как христианская этика переносит акцент с общественных в личные отношения между людьми, тем самым указывая реальную альтернативу обострению социального антагонизма крепостной России.

Очень существенными для решения задач нашего исследования оказались размышления Пушкина о взаимоотношениях русских с нехристианскими народами, входящими в состав России. Эту проблему он пытается разрешить в художественных произведениях («Тазит»), в публицистических и философских рассуждениях («Путешествие в Арзрум», критические статьи 30-х годов, дневниковые записи), настаивая на принципе милосердия, как на доминантном факторе в её решении.

В конце своего жизненного пути Пушкин достигает понимания самых высоких идеалов православной системы ценностей, в том числе отношения к смерти. Эти мотивы рассмотрены на примере стихотворения «Воспоминание», «Странник», отрывка «Чудный сон мне Бог послал.».

Итак, материал нашего диссертационного исследования позволяет утверждать, что этическая сторона творчества Пушкина в своих основных координатах совпадает с национальными доминантами духовной культуры, сформированными под влиянием православия.

Всё это позволяет судить о нетривиальности духовной составляющей пушкинского творчества и рассматривать её как проявление глубинных основ национального духа. Именно эта глубинность и выступает важнейшим обоснованием признания Пушкина выразителем русского национального менталитета.

В ходе исследования были решены поставленные задачи:

1. проанализированы подходы к изучению философско-религиозного аспекта творчества Пушкина, существующие в современном пушкиноведении;

2. выявлены особенности восприятия христианской этики русским обществом пушкинской поры;

3. проанализированы основные темы творчества Пушкина с точки зрения христианской аксиологии;

4. прослежена репрезентация оппозиции «своеволия-смирения» в драматических произведениях Пушкина;

5. выявлена реальная соотнесенность ценностной системы Пушкина с идеалами русской духовной культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1) существует вполне определенная религиозная основа творчества Пушкина, которую можно выявить через сопоставление восприятия его творчества в русской культуре и культурах Запада;

2) религиозная база творчества Пушкина может быть рассмотрена в той мере, в какой она лежит в основе ценностной системы, обеспечивающей духовное единство русской нации и духовное единство самого Пушкина с национальной культурой;

3) религиозная ситуация пушкинского времени оказывала конкретное влияние на характер политических и этических воззрений поэта, которые нельзя свести к сумме христианских мотивов в его творчестве;

4) мотивы своеволия и смирения имеют жёсткую связь с эволюцией его ценностной системы;

5) оппозиция «своеволия-смирения» наиболее ярко проявляется в драматических произведениях поэта.

Принципы филологического анализа текста в аксиологическом аспекте могут служить основой для аналогичного изучения других художественных миров.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Семёнова, Елена Васильевна, 2006 год

1. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений Текст.: в 17 т. / А.С. Пушкин. -М.: Воскресенье, 1994.

2. Аверинцев, С.С. Византия и Русь Текст.: два типа духовности / С.С.Аверинцев // Новый мир.- 1988. №7. - С.210 - 220; №9. - С.227 -239.

3. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы Текст. / С.С. Аверинцев М.: Наука, 1977.- 320 с.

4. Аверинцев, С.С. София Логос Текст.: словарь / С.С. Аверинцев. — Киев: Дух i Лггера, 2001. - 460 с.

5. Аксючиц, В. Святой и гений Текст.: преподобный Серафим Саровский и А.С. Пушкин — проявление высших черт национального характера / В. Аксючиц // Москва 1999. - №6. - С. 206 - 212.

6. Алексеев, М.П. Пушкин и мировая литература Текст. / М.П. Алексеев. Л.: Наука, 1987. - 615 с.

7. Анненков, П.В. Пушкин в Александровскую эпоху Текст. / П.В. Анненков. Минск: Лимариус, 1998. - 359 с.

8. Анненкова, Е.И. Гоголь и декабристы Текст.: творчество Н.В. Гоголя в контексте литературного движения 30 40-х годов XIX в. / Е.И. Анненкова. - М.: Прометей, 1989. - 172 с.

9. А.С. Пушкин Путь к Православию Текст. / сост. А.Н. Стрижева. -М.: Отчий дом, 1996. 335 с.

10. А.С. Пушкин Pro et contra Текст.: личность и творчество Александра Пушкина в оценке русских мыслителей и исследователей: антология / А.С. Пушкин; Русский христ. гуманит. ин т. - СПб.: РХГИ, 2000. -Т.1.-712 с.

11. Барабаш, Ю. Сладкий ужас мщения, или Зло во имя добра? Текст.: месть как религиозно-этическая проблема у Гоголя и Шевченко / Ю.Барабаш // Вопросы литературы. 2001. - №3. - С. 31 - 65.

12. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. - 424 с.

13. Бегунов, Ю.К. Вопросы русской литературы XVII XIX веков на страницах журнала «Russian literature» (1970-е годы) Текст. / Ю.К. Бегунов // Русская литература. - 1986. - №1. - С. 201-213.

14. Белинский, В.Г. Избранные сочинения Текст. / В.Г. Белинский. -М.: ОГИЗ, 1947.- 671 с.

15. Беляк, Н.В. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории (судьба личности судьба культуры) Текст. / Н.В. Беляк, М.Н. Виролайнен // Пушкин А.С. Исследования и материалы. -Л., 1991.- Т. 14. - С.73 - 96.

16. Бердяев, Н.А. О русских классиках Текст. / Н.А. Бердяев. М.: Высшая школа, 1993. - 368 с.

17. Бердяев, Н.А. Судьба России Текст.: опыты по психологии войны и национальности / Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 207 с.

18. Березкина, С.В. Мотивы матери и материнства в творчестве А.С. Пушкина Текст. / С.В. Березкина // Русская литература. 2001. - №1. -С. 167- 186.

19. Берковский, Н.Я. О мировом значении русской литературы Текст. / Н.Я. Берковский. Л.: Наука, 1975. - 184 с.

20. Берковский, Н.Я. О русской литературе Текст. / Н.Я. Берковский. -Л.: Художественная литература, 1985. 384 с.

21. Благой, Д.Д. Мастерство Пушкина Текст. / Д.Д. Благой. М.: Советский писатель, 1955. - 267 с.

22. Благой, Д.Д. Творческий путь Пушкина Текст.: [1826-1830] / Д.Д, Благой. М.: Советский писатель, 1967. - 723 с.

23. Бонди, С.М. О Пушкине Текст.: статьи и исследования / С.М. Бон-ди. 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1983. - 478 с.

24. Бонди, С.М. Черновики Пушкина Текст.: статьи; 1930 1970 гг. / С.М. Бонди. - М.: Просвещение, 1971. - 231с.

25. Бонфельд, М. «Зависть» или «Моцарт и Сальери» Текст. / М. Бон-фельд // Вопросы литературы. 2004. - №3. - С. 46 - 58.

26. Бореев, Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки Текст.: опыт прочтения «Медного всадника» / Ю.Б. Бореев. М.: Советский писатель, 1981.-399 с.

27. Бочаров, С.Г. Из истории понимания Пушкина Текст. / С.Г. Бочаров // Вестник Рос. гуманит. науч. фонда. 1999. - №1. - С. 83 — 91.

28. Бочаров, С.Г. Поэтика Пушкина Текст.: очерки / С.Г. Бочаров. М.: Наука, 1974. - 207 с.

29. Булгаков, С. О Православии Текст. / С.О. Булгаков. М.: ТЕРРА, 2002. - 528 с.

30. Бурсов, Б.И. Судьба Пушкина Текст. / Б.И, Бурсов. Л.: Советский писатель, 1989. - 565 с.

31. Буслаев, Ф. О литературе Текст. : исследования; статьи / Ф. Буслаев.- М.: Художественная литература, 1990. 512 с.

32. Бухарев, Феодор (архимандрит). О духовных потребностях жизни Текст. / Архимандрит Феодор Бухарев. М.: Столица, 1991. - 266 с.

33. Бэлза, И.Ф. Моцарт и Сальери Текст. / И.Ф. Бэлза. М.: Наука, 1999.- 704 с.

34. Валишевский, К. Смутное время Текст. / К. Валишевский. М.: СП Икпа, 1989.-434 с.

35. Вацуро, В.Э. Лирика пушкинской прозы Текст.: элегическая школа / В.Э. Вацуро. СПб.: Наука, 1994. - 238 с.

36. Вацуро, В.Э. Пушкин в воспоминаниях современников Текст. : в 2 т. / В.Э. Вацуро. СПб.: Академический проект, 1998. - 2т.

37. Вацуро, В.Э. «Северные цветы» Текст.: история альманаха Дельвига Пушкина / В.Э. Вацуро. - М.: Книга, 1978. - 287 с.

38. Винокур, Г.О. Собрание трудов Текст.: коммент. к «Борису Годунову» А.С. Пушкина / Г.О. Винокур. М.: Лабиринт; Брандес, 1999. - 414 с.

39. Власкин, А.П. Творчество Ф.М. Достоевского и народная религиозная культура Текст. / А.П. Власкин. Магнитогорск: МГПИ, 1994. -204 с.

40. Вышеславцев, Б.П. Многообразие свободы в поэзии Пушкина Текст. / Б.П. Вышеславцев // Родник. 1989. - №7. - С. 66 - 70.

41. Гачев, Г. Национальные образы мира Текст. : курс лекций / Г. Га-чев. М.: Academia, 1998. - 429 с.

42. Гей, Н.К. «Свобода», «вдохновение» и «труд» как эстетические константы мира Пушкина Текст. / Н.К. Гей // Вестник Рос. гуманит. науч. фонда. 1999.1.-С. 202-214

43. Гиллельсон, М.И. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Текст.: коммент. / М.И. Гиллельсон. Л.: Просвещение, 1977. - 192 с.

44. Гончаров, И.А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников Текст. / И.А. Гончаров. М.: Правда, 1986. - 589 с.

45. Гумилев, Л. Чтобы свеча не погасла Текст.: диалог / Л. Гумилев, А. Панченко, Л.: Советский писатель, 1990. - 128 с.

46. Гуревич, П.С. Философия культуры Текст. / П.С. Гуревич. М.: Аспект Пресс, 1995. - 288 с.

47. Гусляров, Е. Суеверный Пушкин Текст.: заметки о древностях русского духа / Е. Гусляров // Простор. 1991. - №8. - С.85 - 93; №9. - С. 78 - 87; №10. - С. 113 - 125; № 12. - С. 162 - 174.

48. Давыдов, Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия Текст. / Ю.Н. Давыдов. М.: Молодая гвардия, 1989. - 317 с.

49. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: в 4 т. / В.И. Даль. СПб.: ТОО «Диамант», 1996.- 4т.

50. Дарвин, М.Н. Циклизация в творчестве Пушкина Текст.: опыт изучения поэтики конвергентного сознания / М.Н. Дарвин. Новосибирск: Наука, 2001.-292 с.

51. Дмитриев, А.П. Тема «Православие и русская литература» в публикациях последних лет Текст. / А.П. Дмитриев // Русская литература. -1995.-№1.-с. 255-269.

52. Домострой Текст. / вступ. ст. и коммент. В.В. Колесова. М.: Художественная литература, 1991. - 317 с.

53. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений Текст.: В 20 т. / Ф.М. Достоевский. М.: ТЕРРА, 1999. - Т. 18. - 384 с.

54. Дружников, Ю. Досье беглеца Текст.: по следам неизвестного Пушкина/ Ю. Дружников. М.: Эрмитаж, 1993. - 269 с.

55. Дунаев, М.М. Православие и русская литература Текст. : в 7 ч. : учеб. пособ. для студентов духовных академий и семинарий / М.М. Дунаев. М.: Христианская литература, 1996. - 4.1. - 320 с.

56. Духовный труженик Текст.: А.С. Пушкин в контексте русской культуры / под ред. В.А. Котельникова, Э.С. Лебедева. СПб.: Наука, 1999. -551 с.

57. Евангельский текст в русской литературе XVIII XX веков Текст.: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. - Петрозаводск: Петрозаводский ун-т, 1994. - 388 с.

58. Елисеев, Н.П. Моцарт и Сальери Текст.: опыт истолкования / Н.П. Елисеев // Нева. 2000. - № 6. - С. 191-198.

59. Ермаков, И.Д. Психоанализ литературы Текст.: Пушкин, Гоголь, Достоевский / И.Д. Ермаков. М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 509 с.

60. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе Текст. / И.А. Есаулов. Петрозаводск: Петрозаводский ун-т, 1995. - 287 с.

61. Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин Текст.: Пушкин и западные литературы / В.М. Жирмунский. JL: Наука, 1978. - 423 с.

62. Заветы Пушкина Текст.: из наследия первой эмиграции / сост., пре-дисл., подгот. текста, коммент. М.Д. Филина. М.: Эллис Лак, 1998. -448 с.

63. Заветы Пушкина Текст. / общ. ред. В.И. Копалова. Екатеринбург: (б.и.), 1999.- 133 с.

64. Загидуллина, М.В. Пушкин и Достоевский как народные герои Текст.: к вопросу о массовом восприятии личности и судьбы гения / М.В. Загидуллина // Вестник Челябинского ун-та. 1993. - №1. - С. 84 -90. - (Серия 2, Филология)

65. Загидуллина, М.В. Пушкинский миф в конце XX века Текст. / М.В. Загидуллина. Челябинск: (б.и.), 2001. - 243 с.

66. Заславский, О.Б. Двойная структура «Выстрела» Текст. / О.Б. Заславский // Новое литературное обозрение. 1997. - № 23. - С. 122 — 131.

67. Зеньковский, В.В. История русской философии Текст.: в 2 т. / В.В. Зеньковский. — Ленинград: «Эго», 1991. 2т.

68. Зимовец, С. Тургеневская девушка Текст.: генеалогия аффекта; опыт инвективного психоанализа / С. Зимовец // Логос. 1999. - №2. -С. 43-49.

69. Иваницкий, А.И. Исторические смыслы потустороннего у Пушкина Текст.: к проблеме онтологии петербургской цивилизации / А.И. Иваницкий. М.: (б.и.), 1998. - 299 с.

70. Измайлов, Н.В. Очерки творчества Пушкина Текст. / Н.В. Измайлов. Л.: Наука, 1976. - 340 с.

71. Израитель, Б. Космос Пушкина Текст. / Б. Израитель // Наука и религия. 1993. - № 6. - С. 50 - 52.

72. Ильин, В.Н. Эссе о русской культуре Текст. / В.Н. Ильин. СПб.: Акрополь, 1997. - 461 с.

73. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта Текст. / И.А. Ильин. -М.: Грааль, 2001,- 141 с.

74. Иоанн, Петербуржский (митрополит) Текст. // Земля русская. -1997. № 16-19 (50 - 53), 1997.

75. История всемирной литературы Текст. : в 9 т. М., (б.и.). - 1988. -9т.

76. История русской литературы Текст.: в 4 т. Л.: Наука, 1980. - 4т.

77. История русской литературы XIX века Текст.: в 2 т. М., Просвещение, 1970. - 2т.

78. Каган М.С. Философская теория ценности Текст. / М.С. Каган. С-Петерб. гос. ун-т, Академия гуман. наук. - СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.

79. Кантор, В.К. Пушкин, или Формула русской истории Текст. / В.К. Кантор // Вопросы философии. 1999. - №6. - С. 26 - 46.

80. Каравашкин А., Юрганов А. После науки: о приёмах гуманитарной идеологии Текст. / А. Каравашкин, А. Юрганов // Россия XXI. 2003. -№1.-С. 148- 169.

81. Карамзин, Н.М. Предания веков Текст. / Н.М. Карамзин. М.: Правда, 1987.-768 с.

82. Карташев, Н.М. Очерки по истории русской церкви Текст.: в 2 т. / Н.М. Карташев. М.: ТЕРРА, 1997. - 2т.

83. Касаткина, В.Н. Романтическая муза Пушкина Текст. / В.Н. Касаткина. М.: Московский ун-т, 2001. - 121 с.

84. Катаносов, В.Н. Хождение по водам Текст.: религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А.С. Пушкина / В. Н. Катаносов // Наш современник. 1994. - №1. - С. 153 - 176.

85. Катасонов В.Н. Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Текст.: религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А.С. Пушкина / В.Н. Катасонов // Литература в школе. -1991.-№6. -С. 2-13.

86. Кибальник, С.А. Художественная философия Пушкина Текст. / С.А. Кибальник. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. - 198 с.

87. Киреевский, И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России Текст. / в сб. Киреевский, И.В. Избранные статьи [Текст] / И.В. Киреевский. М.: Современник, 1984. - 383 с.

88. Клодель, Поль. Религия и поэзия Текст. : вступ. ст. / Поль Клодель // Клодель Поль. Избранные стихотворения. СПб.- М.: Ассоциация Новая литература, 1992. - С. 54 - 63.

89. Ключевский, В.О. Исторические портреты Текст.: деятели исторической мысли / В.О. Ключевский. М.: Правда, 1990. - 623 с.

90. Ключников, Ю.М. Мистический Пушкин Текст. / Ю.М. Ключников. Новосибирск: Дет. лит., 1992. - 16 с.

91. Коган, Л.А. «Самостоянье человека» Текст.: философское кредо Пушкина / Л.А. Коган // Вопросы философии. 1999. - №7. - С. 47 - 59.

92. Козырева, Е.Н. Тайная судьба Пушкина (1799 1999). К Пушкину через 200 лет Текст. / Е.Н. Козырева. - Магнитогорск: МГПИ, 1999. -28 с.

93. Кошелев, В.А. Топот бледного коня. К проблеме Пушкин и Апокалипсис Текст. / В.А. Кошелев // Русская литература. 1999. - № 2. - С. 157- 164.

94. Краснобородько, Т.И. Тема «литература и власть» на страницах второго тома пушкинского «Современника» Текст. / Т.И. Краснобородько

95. Пушкин А.С. Исследования и материалы.- JL, 1989, Т. 13. С. 122 — 133.

96. Краснощекова, Е.А. «Обрыв» И.А. Гончарова в контексте антинигилистического романа 60-х годов Текст. / Е.А. Краснощеков // Русская литература. 2001. - № 1. - С. 66 - 79.

97. Кулешов, В.И. Пушкин Текст.: жизнь и творчество / В.И. Кулешов. -М.: Скифы, 1994.-255 с.

98. Легенды и мифы о Пушкине Текст. СПб.: Академический проект, 1994.-342 с.

99. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции Текст. / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. -№4. с. 15-26.

100. Лесскис, Г.А. Пушкинский путь в русской литературе Текст. / Г.А. Лесскис. М.: Художественная литература, 1993. - 526 с.

101. Липич, В.В. Художественная траектория романтической эволюции А.С. Пушкина Текст. / В.В. Липич // Филологические науки. 2004. -№2.-С. 3-13.

102. Литературоведение как проблема: Тр. науч. совета «Наука о литературе в контексте наук о культуре» Текст. / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького: [Гл. ред. Т.А. Касаткина]. М.: Наследие, 2001.-597 с.

103. Лихачев, Д.С. Великое наследие Текст. / Д.С. Лихачев. М.: Современник, 1979. - 412 с.

104. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы Текст. / Д.С. Лихачев. М.: Наука, 1979.-352 с.

105. Лотман, Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин Текст. / Ю.М. Лотман. Л.: Просвещение, 1983. - 253 с.

106. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова Текст.: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: книга для учителя / Ю.М. Лотман. М.: Просвещение, 1988.-348 с.

107. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии Текст.: анализ поэтического текста; статьи и исследования; заметки, рецензии, выступления / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство, 1996. - 846 с.

108. Любомудров, A.M. О православии и церковности в художественной литературе Текст. / A.M. Любомудров // Русская литература. 2001. -№ 1. - С. 107- 124.

109. Магазник, Л.Э. После «Пиковой Дамы» Текст.: о пересечении повести А.С. Пушкина с повестью Н.В. Гоголя «Вий»] / Л.Э, Магазник // Вестник Рос. гуманит. науч. фонда. 1999. - № 31. - С. 124- 134.

110. Макогоненко, Г.П. Гоголь и Пушкин Текст. / Г.П. Макогоненко. -Л.: (б.и.), 1985.-351 с.

111. Макогоненко, Г.П. Избранные работы Текст.: о Пушкине, его предшественниках и наследниках / Г.П. Макогоненко. Л.: Художественная литература, 1987. - 638 с.

112. Макогоненко, Г.П. Лермонтов и Пушкин Текст.: проблема преемственности развития литературы / Г.П. Макогоненко. Л.: Советский писатель. 1987.-398 с.

113. Макогоненко, Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830 -1833) Текст. / Г.П. Макогоненко. Л.: Художественная литература,1974.-374 с.

114. Макогоненко, Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833 -1836) Текст. / Г.П. Макогоненко.- Л.: Художественная литература, 1982.- 464 с.

115. Малинин, В.А. Пушкин как мыслитель Текст. / В.А. Малинин. -Красноярск: Красноярский ун-т, 1990. 220 с.

116. Мальчукова, Т. Пушкин и христианская культура Текст. / Т. Маль-чукова //Север. 1995.-№6. -С. 140- 149.

117. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма Текст. / Ю.В. Манн. -М.: Наука, 1976. -375 с.

118. Мартынов, Г.Г. Библиография пушкинской библиографии (1846 -2001) Текст. / Г.Г. Мартынов. СПб.: Атон, - 543 с.

119. Марьянов, Б.М. Крушение легенды Текст.: против клерикальных фальсификаций творчества А.С. Пушкина / Б.М. Марьянов. Д.: Лен-издат, 1985. - 119 с.

120. Машевский, А.Г. Нас возвышающий обман Текст.: по произведениям А.С. Пушкина / А.Г. Машевский // Звезда. 1999. - № 6. - С. 160 — 163.

121. Мейлах, Б.С. Пушкин и его эпоха Текст. / Б.С. Мейлах. М.: (б.и.), 1958.-697 с.

122. Мейлах, Б.С. «.сквозь магический кристалл.». Пути в мир Пушкина Текст. / Б.С. Мейлах. М.: Высшая школа, 1990. - 399 с.

123. Мейлах, Б.С. Творчество А.С. Пушкина. Развитие художественной системы Текст.: книга для учителя / Б.С. Мейлах. М.: Просвещение, 1984.- 160 с.

124. Михайлов, М.И. «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина Текст.: опыт эстетико-мировоззренческой характеристики / М.И. Михайлов // Вестник Московского ун-та. -1999. № 4. - С. 3 - 5. - (Серия 7, Философия)

125. Михайлова, Н. Доброта и благородство Текст.: заметки о романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» / Н.Михайлова // Детская литература. 1995. - №3. - С. 54-62.

126. Московский пушкинист Текст.: в 5 т. / сост. B.C. Непомнящий. М.: Наследие, 1996. - 5 т.

127. Мостовская, Н.Н. «Пушкинское» в творчестве Тургенева Текст. / Н.Н. Мостовская // Русская литература. 1997. - №1. - С. 28 - 37.

128. Набоков, В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Текст. / В.В. Набоков. СПб.: Искусство; Набоковский фонд, 1998.-924 с.

129. Непомнящий, B.C. Дар Текст.: заметки о духовной биографии Пушкина / B.C. Непомнящий // Новый мир. 1989. - № 6. - С. 241 - 260.

130. Непомнящий, B.C. Книга, обращенная к нам Текст.: «Евгений Онегин» как «пробный роман» / В.С.Непомнящий // Литература в школе. -2000.- № 1.-С. 8- 17; № 5. С. 12 - 19; 2001, № 2. - С. 2-8.

131. Непомнящий, B.C. Лирика Пушкина Текст. / B.C. Непомнящий // Литература в школе. 1994. - № 4. - С. 15 - 22; № 5. - С. 2 - 11; № 6. - С. 2-10; 1995, № 1.- С. 2-14.

132. Непомнящий, B.C. О Пушкине и его художественном мире Текст./ B.C. Непомнящий // Литература в школе. 1996. - № 1. - С. 3 - 11; № 2. - С. 3 — 12; №3. - С. 3 - 12.

133. Непомнящий, B.C. Поэзия и судьба Текст.: над страницами духовной биографии Пушкина / B.C. Непомнящий. М.: Советский писатель, 1987. - 446 с.

134. Николаева, Т.М. Татьяна загадка Текст.: образ героини романа

135. A.С. Пушкина «Евгений Онегин» / Т.М. Николаева // Литература в школе. 1999.- № 4. - С. 15 - 22.

136. Нилус, Сергей. Великое в малом Текст. / С. Нилус. Новосибирск: Благовест, 1992. - 391 с.

137. Новейший философский словарь Текст. Минск: В.М. Скакун, 1998.-896 с.

138. Новиков, В.И. У вечного огня Текст.: о метафизике А.С. Пушкина /

139. B.И. Новиков // ОНС. 1998. - № 5. - С. 166 - 178.

140. Новикова, М.А. Пушкинский космос Текст.: языческая и христианская традиции в творчестве Пушкина / М.А. Новикова. М.: Наследие, 1995.-353 с.

141. Ободовская, И.М. После смерти Пушкина Текст.: неизвестные письма / И.М. Ободовская. М.: ТЕРРА, 1999. - 461 с.

142. Павлова, И.Б. Тема рода и семьи у Пушкина и её развитие Салтыковым-Щедриным Текст. / И.Б. Павлова // Философские науки. 1998. -№5-6.-С. 21-29.

143. Палиевский, П.В. Русские классики Текст.: опыт общей характеристики / П.В. Палиевский. М.: Художественная литература, 1987. - 237 с.

144. Панченко, A.M. О русской истории и культуре Текст. / A.M. Пан-ченко. СПб.: Азбука, 2000. - 463 с.

145. Панченко, A.M. Пушкин и русское православие Текст. / A.M. Панченко // Русская литература. 1990. - № 2. - С. 32-43.

146. Панченко, A.M. Русская культура в канун Петровских реформ Текст. / A.M. Панченко. Л.: (б.и.), 1984. - 205 с.

147. Парамонов, Б. Пушкин — наше ничто Текст. / Б. Парамонов // Звезда.- 1999. №6. - С. 202 - 207.

148. Петрунина, Н.Н. Проза Пушкина Текст.: пути эволюции / Н.Н. Пет-рунина. Л.: Наука, 1987. - 333 с.

149. Пирожкова, Т.Ф. Славянофильская журналистика Текст. / Т.Ф. Пи-рожкова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - 221 с.

150. Писарев, Д.И. Литературная критика Текст. : в 2 т. / Д.И. Писарев. -Л.: (б.и.), 1981.-Т.2.-456 с.

151. Познанский, В.В. Очерк формирования русской национальной культуры 1-ой половины XIX века Текст. / В.В. Познанский. М.: Мысль, 1975.-223 с.

152. Позов, А. Метафизика Пушкина Текст. / А.Позов. М.: Наследие, 1998.-320 с.

153. Попова, И. Смех и слезы в «Повестях Белкина» Текст. / И.Попова // Новое литературное обозрение. 1997. - № 23. - С. 118-121.

154. Попова, Т.М. Семейное начало в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина и «Тарасе Бульбе» Н.В. Гоголя Текст. / Т.М. Попова // Литература в школе. 1998. - № 1. - С. 22 - 27.

155. Прасолов, Р. Гений и злодейство Текст. / Р.Прасолов // Москва. -2003. -№10. -С. 194-205.

156. Проблемы современного пушкиноведения Текст.: сб. ст./ под ред. Н.Л. Вершининой, Н.В. Цветковой. Псков: (б.и.), 1999. - 264 с.

157. Пушкин А.С. Текст.: итоги и проблемы изучения / под ред. Б.П. Городецкого. М.-Л.: Наука, 1966. - 663 с.

158. Пушкин А.С. Исследования и материалы Текст. : в 19 т.: сб. науч. трудов РАН. СПб.: Наука, 2003. - Т.16-17. - 297 с.

159. Пушкин Текст.: в 4 вып.: альманах / под ред. А.В. Власкина, С.Г. Шулежковой. Магнитогорск: (б.и.), 1999 - 2004. - 4т.

160. Пушкин в русской философской критике Текст.: конец XIX первая половина XX в. / сост. Р.А. Гальцева. - М.: Книга, 1990. - 527 с.

161. Пушкин и культура русского зарубежья Текст. : межд. науч. конференция, посвящ. 200-летию со дня рождения (1—3 июля 1999 г.). / сост. М.А. Васильева М.: Русский путь, 2000. - 408 с.

162. Пушкин и современная культура Текст. / отв. ред. Е.Н. Челышев. -М.: Наука, 1996. 324 с.

163. Пушкинист Текст.: сб. Пушкинской комиссии ИМЛИ им. A.M. Горького / сост. Г Красухин. М.: Современник, 1989. - Вып.1. - 416 с.

164. Пушкинская конференция в Стэнфорде (1999) Текст.: материалы и исследования / под ред. Д.М. Бетеа. М.: ОГИ, 2001. - 508 с.

165. Пушкинская эпоха и христианская культура Текст. : в 6 вып. СПб.: СПбЦПК, 1994. - 6т.

166. Раскольников, Ф. Пушкин и религия Текст. / Ф.Раскольников // Вопросы литературы. 2004. - №3. - С. 81 - 112.

167. Русская литература XIX века и христианство Текст. М.: МГУ, 1997.-384 с.

168. Реизов, Б.Г. О понятии свободы у Пушкина Текст. / Б.Г. Реизов // Вопросы литературы. 1966. - №12. - С. 109 - 134.

169. Сайтанов, В.А. Третий перевод из Саути Текст. / В.А. Сайтанов // Пушкин: исследования и материалы. СПб.: (б.и.), 1991. - Т. 14. - С. 97 - 120.

170. Сандлер, С. Далекие радости. Александр Пушкин и творчество изгнания Текст. / С. Сандлер / пер. с англ. Г.А. Крылова. СПб.: Академический проект, 1999. - 224 с.

171. Сарнов, Б. «.И где опустишь ты копыта?» Текст. / Б. Сарнов // Вопросы литературы. — 1994. Вып. 4. - С. 38— 101.

172. Свительский, В.А. Герой и его оценка в русской психологической прозе 60-70-х годов XIX в. Текст.: дисс. . д-ра филол. наук / В.А. Свительский. Воронеж: (б.и.), 1995. - 30 с.

173. Седакова,0. «Не смертные, таинственные чувства.» Текст.: о христианстве Пушкина / О. Седакова // Континент. 2003. - №1. - С. 364 -375.

174. Скатов, Н.Н. Пушкин. Русский гений Текст.: научно-художественная биография А.С. Пушкина / Н.Н. Скатов. М.: Классика, 1999. - 592 с.

175. Скатов, Н.Н. Пушкин сегодня Текст. / Н.Н. Скатов // Вестник РАН. 1999.-Т. 69.-№ 11. - С. 1004- 1011.

176. Скафтымов, А.С. Нравственные искания русских писателей Текст. : статьи и исследования о русских классиках / А.С. Скафтымов. М.: Художественная литература, 1972. - 544 с.

177. Скрынников, Р.Г. Борис Годунов Текст. / Р.Г. Скрынников. М.: (б.и.), 1983.- 191 с.

178. Современная западная философия Текст. : словарь. М.: Политическая литература, 1991. - 414 с.

179. Современное американское пушкиноведение Текст. / ред.- сост. У.М. Тодц III. СПб: Академический проект, 1999. - 331 с.

180. Сорокина, В.В. Пушкинский сборник из Германии Текст. / В.В. Сорокина // Вестник Московского ун-та. 2004. - №4. - С. 159 - 165. -(Серия 9. Филология)

181. Стейнбек, Д. Русский дневник Текст. / Д. Стейнбек // Знамя. 1990. - № 1. — с. 83 - 106.

182. Степанов, JI. «Тайная свобода» в эстетике Пушкина Текст. / Л.Степанов // Кубань. 1993. - № 9-10. - С. 82 - 90.

183. Степанов, Ю.С. Константы Текст.: словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. М.: Академический проект, 2001. - 990 с.

184. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина Текст.: очерк истории эстетической аксиологии / Л.Н. Столович. М.: Республика, 1994. - 387 с.

185. Сурат, И.З. Жизнь и лира Текст.: статьи о Пушкине. / И.З. Сурат. -М.: Книжный сад, 1995. 192 с.

186. Тойбин, И.М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820 и 1830 годов Текст. / И.М. Тойбин. Воронеж: Воронежский ун-т, 1980. - 124 с.

187. Томашевский, Б.В. Пушкин Текст. : в 2-х т./ Б.В. Томашевский. -М.: Художественная литература, 1990. 2т.

188. Троицкий, В.Ю. О классике, о духовности, об идеале и нигилизме Текст.: как изучать русскую литературу / В.Ю. Троицкий // Литература в школе. 2000. - №5. - С. 43 - 53.

189. Трофимов, Е.А. Метафизическая поэтика Пушкина Текст. / Е.А. Трофимов. Иваново: (б.и.), 1999. - 355 с.

190. Фангер, Д. Ещё раз на тему «Гоголь — Пушкин» Текст. / Д. Фангер // Филологические исследования. 1990. - №7. - С. 442 - 446.

191. Фейнберг, И. Незавершенные работы Пушкина Текст. / И. Фейн-берг. М.: Художественная литература, 1979. - 366 с.

192. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси Текст. / Г.П. Федотов. М.: Московский рабочий, 1990. - 269 с.

193. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1989.-731 с.

194. Флоровский, Г. (Протоирей) Пути русского богословия Текст. / Г.Флоровский (Протоирей). Вильнюс, 1991.-601 с.

195. Франк, C.JI. Духовные основы общества Текст. / C.J1. Франк. М.: Республика, 1992. - 510 с.

196. Храповицкий, А.П. Пушкин как нравственная личность и православный христианин (1929г.) Текст. / А.П. Храповицкий, Антоний (Митрополит) // Литературная Россия. 1990. - №6 (9 февраля). - С. 14-16.

197. Христианская культура Текст.: Пушкинская эпоха: по материалам традиционных христианских пушкинских чтений: в 13 вып. СПб.: СПбЦПК, 1992 - 1996. - 13т.

198. Христианство и русская литература Текст.: сб. ст. / отв. ред. В.А. Котельников. СПб.: Наука, 1994.-395 с.

199. Цявловский, М.А. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина (1799 1826) Текст. / М.А. Цявловский. - Л.: Наука, 1991.-784 с.

200. Эйдельман, Н.Я. Последний летописец Текст. / Н.Я. Эйдельман. -М.: Книга, 1983.- 176 с.

201. Эйдельман, Н.Я. Пушкин Текст.: история и современность в художественном сознании поэта / Н.Я. Эйдельман. М.: Советский писатель, 1984. -368 с.

202. Юрьева, И.Ю. Библейская книга Иова в творчестве Пушкина Текст. / И.Ю. Юрьева // Русская литература. 1995. - №1. - С. 184 - 188.

203. Юрьева, И.Ю. Пушкин и христианство Текст.: сб. произведений А.С. Пушкина с параллельными текстами из Священного Писания и комментарием / И.Ю. Юрьева. М.: Муравей, 1999. - 280 с.

204. Ярославцева, И.П. Митрополит Филарет (Дроздов) и русская религиозная философия Текст. // Известия ВГПУ. 2004. - №2. - С. 32 - 35. - ( Серия 5, Социально-экономические науки и искусство)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.