Свобода как антропологическая характеристика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Соловьева, Любовь Сергеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 141
Оглавление диссертации кандидат наук Соловьева, Любовь Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания рассмотрения 12 свободы человека
1.1. Проблема свободы в истории западной философии
1.2. Грани свободы в русской религиозной философии
1.3. Концепции свободы в XX веке 51 Глава 2. Свобода как экзистенциальная составляющая личности
2.1. Понятие и формы свободы
2.2. Антропологическое измерение свободы и ответственности
2.3. Диалектика свободы и творчества 111 Заключение 125 Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Феномен свободы в философской антропологии: генезис неклассической парадигмы2009 год, кандидат философских наук Шумилкина, Оксана Геннадьевна
Случайность как объект анализа философской антропологии2003 год, кандидат философских наук Балахонова, Лариса Владимировна
Проблема свободы в христиански ориентированной философии XX века: Социально-философский аспект2006 год, кандидат философских наук Голигузов, Дмитрий Викторович
Индивидуальная форма человеческого бытия в предметном поле социальной философии2000 год, доктор философских наук Лысков, Анатолий Павлович
Онтология свободы в религиозно-философской мысли XX столетия2005 год, кандидат философских наук Хромцова, Марина Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свобода как антропологическая характеристика»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На протяжении всей истории философской мысли, от античности до наших дней, неоднократно предпринимались попытки определения сущности свободы и ценности ее для человека. В ряду виднейших представителей философии, пожалуй, не найдется такого, кто не обращался бы к проблеме свободы. Такое внимание, казалось бы, должно было привести, с одной стороны, к утрате исследовательской значимости данного вопроса, а с другой, - к догматизации авторитетных мнений относительно человеческой свободы. Еще в первой половине XII века Бернард Клервоский, начиная свое сочинение, посвященное свободе, писал: «Боюсь, однако, не окажусь ли я либо недостаточно достойным говорить о вещах столь важных, либо излишне рассуждающим о том, что подверглось уже рассмотрению многих»1.
Тем не менее и в начале XXI столетия тема человеческой свободы не только сохраняет свою актуальность, но и приобретает особую значимость.
Сегодня проблема свободы человека находится в центре духовной и политической жизни, степень ее достижения - один из основных критериев цивилизованности и демократичности современного общества, его общекультурного развития. Осмысление данной проблемы приобретает повышенную актуальность в связи с такими аспектами человеческого бытия, признание свободы воли, ответственности человека за осуществляемый им выбор жизненного пути, его самовыражения, — все это позволяет рассматривать тему свободы как представляющую не только теоретический, но и практический интерес.
1 Бернард Клервоский. О благодати и свободе воли // Антология средневековой мысли: В 2 т. Т. 1. -2001.-С. 444.
СПб.,
В теоретическом плане значимость рассматриваемой темы обусловлена наличием конкурирующих подходов при определении самого понятия «свобода» и его спецификаций. Практическая значимость данной темы определяется трактовкой свободы как сущностной характеристики человека, отсутствие которой делает невозможным полноценное развитие личности. Свобода человека, выступая и как внутренний фактор (духовная свобода, свобода воли, «готовность быть свободным»), и как внешний фактор (отсутствие препятствий и преград), является одним из важнейших условий реализации личности.
Без свободы никакая материальная обеспеченность и благополучие не дадут человеку возможности стать личностью. Быть свободным - одно из высших человеческих устремлений. Свобода выступает предпосылкой и условием человеческого достоинства, его высокого статуса.
На протяжении долгого времени при обсуждении проблемы свободы доминирующем является подход, который констатирует фактичность человеческой свободы. При этом определение ее сущности сводится к корреляции свободы и необходимости. На наш взгляд, такой подход оставляет открытыми ряд вопросов, а именно: какую роль играет свобода в становлении человеческой личности; насколько значим (и значим ли вообще) фактор свободы при определении сущности человека и специфики его положения в мире; всегда ли самостоятельность и произвольность действий человека означает его свободу?
Итак, мы связываем актуальность настоящего диссертационного исследования со следующими факторами.
Во-первых, анализ феномена свободы при определении сущности человека отражает потребность в новом подходе к его философскому осмыслению. Как известно, еще в начале XX века, обосновывая необходимость философской антропологии, Макс Шелер ставил задачу формирования новой концепции человека. Можно с уверенностью
констатировать, что до сих пор эта задача не нашла окончательного решения.
Во-вторых, существующее многообразие форм свободы, реализуемых человеком в различных ситуациях, актуализирует научный интерес к типологизации этих форм.
В-третьих, выявление сущности свободы, способов и границ ее реализации должно служить для человека основанием рационального отношения к своим собственным поступкам и действиям, к другим людям, природе. Конкретизация возможностей индивидуальной свободы в этическом, правовом, политическом, экономическом контекстах способствует объективной оценке реалий современности, снимает риск волюнтаризма и иных форм неквалифицированных действий в процессе принятия важных решений.
В-четвертых, выступая катализатором творческих способностей, свобода человека превращается в фактор инновационного развития, способствуя тем самым не только развитию и совершенствованию отдельной личности, но и общества в целом.
Таким образом, актуальность работы определяется необходимостью философского осмысления свободы в антропологическом контексте, уточнения пределов, способов и форм проявления свободы, раскрытия современных аспектов социального взаимодействия на основе свободы человеческого существования.
Степень научной разработанности проблемы. В силу своей обширности и многогранности проблема свободы человека нашла отражение в трудах многих мыслителей. Не находя однозначного решения, она вновь и вновь становилась предметом размышлений философов.
Установление тесной связи свободы с разумом и нравственностью
стало ключевым моментом для понимания свободы в античности.
Теоретической основой для формирования многих концепций свободы в
5
западноевропейской философии стали идеи Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура.
Христианская философия средневековья открывает свободу как качество и способ человеческого бытия и начинает разработку проблемы свободы выбора. Ставя перед собой задачу разрешения проблемы существования зла в мире, христианские философы (Августин Аврелий, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Бернард Клервоский) обращаются к свободной воле человека, реализующейся в актах свободного выбора.
Гуманисты эпохи Возрождения перемещают свободу в сферу деятельности, рассматривая ее как силу и возможность беспрепятственного творчества. Свобода, как высшее проявление достоинства человека, находится в центре философских изысканий А. Ринуччини, М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола, Р. Сабундского.
Мыслители эпохи Нового времени, в целом находясь на антропоцентристских позициях, представили опыт свободы, позволяющей человеку жить, ориентируясь только на самого себя. В трудах Р. Декарта, Г.В. Лейбница, Дж. Локка, Б. Спинозы можно выделить общую идею: свобода человека заключается в подчинении воли требованиям разума.
Классики немецкой философии - И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель - совершенно иначе подошли к анализу взаимосвязи человека и мира. Рассматривая человека прежде всего как внутренне активное существо, воздействующее на мир и даже конституирующее его, они внесли огромный вклад в раскрытие и обоснование идеи автономии личности.
Марксизм, определяя свободу как «осознанную необходимость», признавал свободным человека, овладевшего объективными закономерностями на основе их познания. К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи рассматривали свободу в качестве продукта исторического, культурного развития.
Большой вклад в разработку проблемы свободы внесла философия экзистенциализма. К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, Н. Аббаньяно видели в свободе неотъемлемую, имманентно заданную характеристику человека. Наряду с этим в философии XX века при рассмотрении вопроса о свободе человека акценты смещаются в русло социальных взаимоотношений. Это находит отражение в работах таких мыслителей, как А. Бергсон, И. Берлин, М. Вебер, В. Виндельбанд, А. Камю, Э. Левинас, Д.К. Лукач, X. Ортега-и-Гассет, В. Франки, М. Фридман, Э. Фромм, Ф.А. Хайек и др.
Особое понимание свободы человека как пространства непрерывного творчества присуще русской религиозной философии. Кроме того, отечественные мыслители акцентировали внимание на духовных аспектах свободы, свидетельствующих о ее трагических измерениях: внутренняя свобода как условие полного добра (B.C. Соловьев), добытийная свобода как источник греховности или злой воли человека (H.A. Бердяев), драматизм выбора между добром и злом (Л. Шестов), свобода и первородный грех (С.Л. Франк).
В современной отечественной философии имеется значительное количество работ, авторы которых предлагают новые подходы к определению содержания понятия свободы, выявлению ее типов и форм осуществления, а также новое понимание сущности и содержания проблемы в целом. Среди наиболее значительных в этой области мы выделим работы В.М. Артемова, Н.К. Бородиной, Б.А. Грушина, A.A. Гусейнова, В.К. Иошкина, В.А. Кувакина, Г.Д. Левина, М. Мамардашвили, A.A. Миголатьева, А.Г. Мысливченко, О.М. Ноговицына, Н.В. Омельченко, Н.Ф. Рахманкуловой, Г.М. Тавризян, Г.Л. Тульчинского, Н.М. Урманцева.
Объект исследования диссертационной работы составляют сущность и существование человека.
Предметом исследования является свобода как антропологическая характеристика.
Исходная позиция автора, основанная на рассмотрении свободы как условия человеческого бытия, и общий замысел исследования, направленный на раскрытие фундаментального значения фактора свободы в философском осмыслении человека, определили цель диссертации -обосновать свободу в качестве сущностной характеристики человеческого бытия.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1) проследить эволюцию взглядов на проблему свободы человека;
2) уточнить содержание понятия свободы в рамках антропологического подхода;
3) сопоставить формы свободы и способы их реализации;
4) прояснить взаимозависимость свободы человека и его ответственности;
5) рассмотреть взаимосвязь свободы и творчества.
Методологическая и теоретическая база исследования.
Обозначенные цель и задачи диссертационной работы определили
совокупность используемых методологических приемов и подходов. Основным методологическим ориентиром для диссертанта послужила концепция В. Франкла, резюмируемая в формуле «Свобода - это не то, что человек имеет, а то, что он есть». Кроме того, методологическую основу исследования составили сравнительно-исторический метод, концепция «свободы от» и «свободы для» Э. Фромма, принцип выведения свободы из ответственности (А.А. Гусейнов, Г.Л. Тульчинский).
Кроме того, были использованы такие общенаучные методы, как компаративный анализ, системный подход, методы герменевтики, формально-логические методы анализа, синтеза, обобщения, реконструкции.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1) уточнено понятие свободы в рамках антропологического подхода;
2); проведено смысловое разграничение понятий свободы, свободы выбора и свободы воли;
3) сделан вывод о невозможности для человека добровольного отказа от свободы;
4) обоснована эвристическая значимость ответственности;
5) выявлена диалектика взаимосвязи свободы и творчества.
Положения, выносимые на защиту:
- Атрибутами свободы как антропологической характеристики являются разумность, относительность, позитивность, трансцендентность. Их совокупность определяет понятийное содержание свободы как способности и возможности человека к актуализации собственных духовных и физических потенций, осуществляемой в рамках правовых и нравственных норм. Степень реализации свободы зависит как от субъективных свойств личности, так и от объективных обстоятельств, в которых ей приходится действовать.
- Основой разграничения понятий «свобода», «свобода выбора» и «свобода воли» является осознанность (неосознанность) совершаемого субъектом действия. Первое самоощущение свободы как таковой человек обретает в свободе воли. Свобода воли есть частный случай свободы выбора. Если последняя определяется наличием альтернативных актов, возможных линий поведения, выбором действий, то свобода воли -выбором решений, как действовать, когда, с помощью каких средств и т.д. Свобода же как таковая предполагает весь спектр возможностей проявления активности.
- Свобода является неотъемлемым свойством человека, условием его
бытия. Поскольку человек стремится к наиболее полному утверждению
9
собственного бытия, постольку он стремится к свободе- Человек не может добровольно отказаться от свободы. Такой отказ означал бы отречение от самого себя, уничтожение собственной сущности, «человеческого» в себе.
Ответственность обладает эвристическим значением применительно к свободе. Принимая на себя ответственность за совершаемые действия, человек познает сущность собственной свободы, ее границы и перспективы.
- Свобода и творчество диалектически взаимосвязаны. Свобода выступает условием осуществления творческой деятельности, а уровень развития творчества является показателем свободы как индивида, так и общества в целом.
Научно-практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в переосмыслении подходов к пониманию свободы и сущности человека, выяснению условий их наиболее полной реализации. Положения диссертации могут найти применение в разработке социальных технологий, направленных на формирование оптимальных условий для решения различных социально-практических задач. Материалы диссертационной работы будут полезны при подготовке курсов по философии, философской антропологии, социальной философии, по другим социально-гуманитарным дисциплинам.
Апробация и внедрение результатов исследования Полученные выводы обсуждались на международном молодежном научном форуме «Ломоносов - 2010» (Москва); международной научной конференции к 80-летию Института философии НАН Беларуси «Философия в Беларуси и перспективы мировой интеллектуальной культуры» (Минск, 2011); V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009), на других всероссийских и региональных научно-практических конференций (Екатеринбург, 2011; Липецк, 2011; Москва, 2011; Волгоград, 2008-2011). Презентация результатов исследования также осуществлялась в рамках Всероссийской научной школы для молодых
ю
ученых: «Русская философия: истоки и современность» (Белгород, 2009) и Кирилло-Мефодиевской научной школы «Духовные истоки русской философии» (Саратов, 2010). Идеи диссертационного исследования освещались в конкурсных работах и были отмечены Дипломами Межвузовского творческого конкурса, посвященного Дню святой Татьяны (2011), Всероссийского конкурса «Инновационный потенциал молодежи 2012» (2011), Всероссийского Конкурса научных работ среди студентов и аспирантов (2011).
Результаты настоящего исследования были представлены на заседаниях кафедры философии и Лаборатории философско-антропологических исследований Волгоградского государственного университета; различные аспекты диссертационной работы были включены в образовательный процесс (в лекции и семинарские занятия в ВолГУ по курсу философской антропологии).
Выводы диссертационного исследования получили отражение в 16 публикациях общим объемом 3,4 печатных листа, в том числе в двух работах в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения и списка литературы (139 наименований). Общий объем диссертационного исследования - 141 страница.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАССМОТРЕНИЯ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
1.1. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
Проблема свободы - одна из смысложизненных проблем человеческого существования - относится к разряду ведущих в истории философии. Несмотря на многочисленные попытки ее решения, до сих пор не создано универсальной теории свободы. В истории исследования проблемы свободы можно выделить ряд этапов, каждый из которых был важным шагом в ее осмыслении. Фактически эти этапы совпадают с историческими формами философии.
Уже в Античности стали анализироваться категории необходимости
и случайности как атрибуты свободы. Традиционно возникновение
интереса к проблеме человека в целом, а значит и к его свободе, в
частности, связывают с именем Сократа. Мы же считаем нужным обратить
внимание и начать наш анализ с взглядов другого представителя
древнегреческой философии - Демокрита. В отрывках этого мыслителя,
как указывает Э.Л. Радлов, «вопреки его физической теории, мы
встречаемся с более глубокими воззрениями, с поворотом внутрь человека,
~ 1
с рассмотрением мотивов действии» .
В дошедших до нас фрагментах учения Демокрита нет прямых обоснований свободы человека. Однако его этика предполагает свободную волю. Задаваясь вопросом о причинах зла, философ видит их в самом человеке: «...что дурно, вредно и бесполезно, ни раньше, ни теперь боги не давали и не дают людям, но люди сами впадают в это вследствие слепоты
1 Радлов Э.Л. Очерк истории греческой этики до Аристотеля // Радлов Э.Л. Этика. Очерк истории греческой этики до Аристотеля. - СПб., 2002. - С. 216.
12
ума и безрассудства»1. Именно от человека, его мужества, мудрости и рассудительности зависит конечный исход событий, поскольку «у людей зло вырастает из добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром. ... Добром можно пользоваться, если кто захочет, во зло»2. Более того, если допустить фатальную предопределенность, то теряет смысл всякое увещевание и порицание. Следуя этой логике, не следует наказывать даже преступников. У Демокрита же неоднократно встречаются призывы и предписания, предполагающие их принятие или нарушение. «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой», «в каждой душе должен быть начертан закон: "Не делай ничего непристойного!"», «мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими удовольствиями»3. Таким образом, именно в следовании собственному разуму, закону собственной души и проявляется свобода человека. Позднее, развивая учение Демокрита, эту мысль повторит Эпикур, заявляя, что «нельзя жить сладко, не живя
4
разумно, хорошо и праведно» .
В основу рассуждений о человеке Демокрит полагает стремление к счастью. Изначально в природном состоянии он не мог его достичь, будучи беззащитным. Согласно Демокриту, счастливым человек становится только благодаря себе, своей деятельности, искусству - «технэ». В природе господствует необходимость. Но человек не может быть счастлив в силу необходимости, он должен быть свободен и самостоятелен. Освобождение от природной необходимости и переход к свободе возможен только через справедливость. Согласно Демокриту, справедливость заключается в исполнении долга, выполнении своих обязанностей. Справедливо будет поступать человек, подчиняющийся законам и традициям, соблюдающий
1 Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. - Баку, 1946. - С. 309.
2Материалисты древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. - М., 1955. -С. 157.
3 Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. - Баку, 1946. - С. 310.
4Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. - С. 438.
13
меру во всем, контролирующий свои страсти. Более того, соблюдение меры во всем - основной способ достижения эвтюмии - «свободы от страха» -состояния, когда душа побеждает в себе страсти и страх перед чем бы то ни было. Демокрит постоянно подчеркивает, что нужно (а значит и возможно) воспитывать умеренный характер, обуздывая свои желания и страсти. Счастье — в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, в неустрашимости души. Все эти качества объединяются Демокритом в понятии о высшем благе. Это идеальное состояние и достигнуть его нелегко. Обязательным условием осуществления этого этического идеала являются его добровольное принятие и внутренняя духовная свобода. Мы полагаем, что сходную точку зрения на философско-антропологические взгляды Демокрита имел и М. Мамардашвили, отмечавший, что «у Демокрита не существует проблемы катастрофических этических последствий из-за детерминизма»1.
Сократ, связывая начала человеческой сущности с разумом и целеполаганием, утверждал свободу как независимость от низших (природных) страстей, как стремление к гармонии и добру. Античный философ, защищая свободу человеческого духа, подчинял ей наслаждение: он учил свободе от наслаждений и свободе в наслаждениях, т. е. необходимости владеть собой и не давать себя поработить наслаждениям.
С высшей идеей блага связывал понятие свободы Платон. Согласно этому мыслителю, поступать свободно - значит действовать, ориентируясь на идеал блага, согласуя личные устремления с общественной справедливостью. Как и Сократ, Платон в своих рассуждениях полагал, что независимый от законов и традиций человек оказывается во власти произвола. Свобода может быть опасна, если она реализуется вне целесообразности блага. По мысли Платона, благо и есть сфера реализации
1 Мамардашвили М. Лекции по античной философии. - М., 1999. - С. 137.
14
свободы. Поэтому государство должно регулировать ее с помощью законов.
Аристотель в своей «Этике» различает произвольные и непроизвольные действия. «Если непроизвольны те действия, которые совершаются по принуждению и неведению, то произвольными, как кажется, следует назвать те, принцип коих находится в самом действующем лице и которые совершаются, когда все обстоятельства, касающиеся какого-либо действия, известны действующему лицу»1. Большую роль в произвольном действии играет намерение. Намерение в философии Аристотеля рассматривается как стремление, касающееся того, что находится во власти человека, и управляемое «делиберацией», т. е. умственным взвешиванием мотивов.
Аристотель в своих рассуждениях обращается к воле человека и задается вопросом о ее цели. Говоря безусловно, «воля стремится к благу, но воля каждого отдельного человека - к кажущемуся благу, то есть воля нравственного человека стремится к истинной цели, воля порочного - к случайной»2. Из своего анализа философ делает вывод, что и добродетель и порок находятся во власти человека. Человек одинаково свободен в добре и зле, порок и добродетель одинаково произвольны.
Если у Сократа и Платона познавательная и нравственная стороны свободного поступка были соединены, то Аристотель их разделяет. В учении Стагирита свобода связана со знанием особого рода - знанием-умением («фронесис»). Оно отлично от знания-«технэ», обеспечивающего решение задач по известному образцу. Именно нравственное знание-умение прокладывает путь свободе и ориентирует на выбор лучшего поступка в контексте этического выбора.
1 Аристотель. Этика // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Мн., 1998. - С. 192.
2 Там же.-С. 199.
Новый этап в постановке вопроса о духовной свободе, или свободе воли, связан с христианской идеологией. Необходимость решения проблемы зла в мире, а также проблемы критериев добра, повлекла за собой разработку проблемы свободы выбора. Почему человек не всегда добр и может выбирать зло? Почему это допускает всемогущий Бог? Наиболее распространенным ответом стало возложение ответственности за зло на свободную волю человека, осуществляющуюся в свободном выборе. В данном направлении работала мысль Августина Аврелия и Фомы Аквинскош. Именно они «неразрывно связали свободу человека с его ответственностью как нравственным выбором, замкнув проблему оформления свободы на самого человека и его культуру»1.
Августин говорит о том, что человек «должен обладать свободной волей, без которой не может поступать правильно» . Обоснование этого он видит в божественном воздаянии человеку за его дела. Августин убежден, «и наказание, и награда были бы несправедливы, если бы человек не обладал свободной волей. Однако и в каре, и в награде должна быть справедливость, поскольку это - одно из благ, которые происходят от Бога»3. Таким образом, заключает мыслитель, Бог должен был дать человеку свободную волю. Однако, наряду со сказанным, Августин рассуждает и о том, что «жизнь управляется с помощью божественного провидения, которое расставляет все по подобающим местам и в
4
соответствии с заслугами распределяет каждому свое» .
Для Августина не существует противоречия между свободой человека и Божественным Провидением. Важным в данном случае для уяснения логики мыслителя является понимание им человека. Как отмечает Л.М. Баткин, «не нужно подставлять сюда новоевропейскую "я-
1 Батуркина И.Н. Проблема свободы в истории идей // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2009. - № 1. - С. 156.
2 Аврелий Августин. О свободе воли // Антология средневековой мысли: В 2 т. Т. 1. - СПб., 2001. - С. 26.
3 Там же. - С. 26.
4 Там же.-С. 64.
личность", служащую собственным основанием и отвечающую перед собой. Не нужно привычно понимать под индивидом, о котором думает Августин, прежде всего своеобразного, "неповторимого" человека, поступки которого могут быть соответственно оценены лишь с учетом этого своеобразия... . Нет, Августин, не софист, ибо исходит из "я-
• • V* ку
индивида , одного из человеков, наделенного отдельной душой в отдельном теле, вызванного Господом к земному существованию, занятого тем или иным человеческим занятием на своем месте, короче, единичного, но отнюдь не индивидуально-особенного человека»1.
Следует понимать, что путь, который проходит человек Августина -это не путь к себе, к своей личности, это путь к Богу. Характерно, что рассуждая о человеке, «Августин понимает волю не односторонне, не как произвол или как волю к мощи в духе крайнего иррационализма, волюнтаризма. Ведь воля в его учении связана с общезначимыми законами
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Духовно-нравственный смысл права в русской идеалистической философии второй половины XIX века2011 год, доктор философских наук Днепровская, Инесса Викторовна
Социально-философский анализ генезиса личности и ее свободы2000 год, доктор философских наук Хайруллин, Аскар Гафиятуллович
Проблема взаимосвязи познания и свободы воли в философии Л.М. Лопатина2010 год, кандидат философских наук Суродейкина, Лидия Анатольевна
Труд как диалектическое единство свободы и творчества в формировании социальной и индивидуальной субъектности человека2004 год, кандидат философских наук Матиенко, Елена Александровна
Философские основания свободы2003 год, кандидат философских наук Румянцев, Леонид Борисович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Соловьева, Любовь Сергеевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении всей истории философии осуществлялось непрерывное развитие, углубление содержания понятия свободы, происходило становление свободы как культурной формы, иными словами, наблюдался содержательный рост понятия свободы, определивший его современную смысловую полноту. Как нами было установлено, в западных философских концепциях свобода преимущественно понимается как самоопределение, как свобода воли, как свобода выбора. При этом она напрямую связывается со способностью разума познавать природные и социально-исторические закономерности, а тем самым, обусловливается уровнем знаний человека.
В отличие от западноевропейской традиции, русская философская мысль рассматривает свободу как особое пространство непрерывного творчества человека. Существенным здесь является понимание творчества как со-творения, как продолжения Божественного творчества.
Большинство отечественных мыслителей конца XIX - начала XX веков, имея свой собственный взгляд на решение рассматриваемой нами проблемы, вместе с тем подчеркивали, что без свободы человек не реализуется как личность.
Еще в античности в дельфийском храме Аполлона была высечена надпись «Познай самого себя», напоминающая каждому входящему, что постижение собственной природы является его обязанностью. И сегодня это изречение напоминает о личностной значимости уяснения человеком своей сущности, потребностей и интересов, внутренних и внешних условий самовыражения и самореализации. Свобода человека, выступая и как внутренний фактор (духовная свобода, свобода воли, «готовность быть свободным»), и как внешний фактор (отсутствие препятствий и преград),
является одним из таких условий реализации личности.
125
Поскольку самовыражение и самореализация личности может осуществляться в противоположных с точки зрения морали направлениях, постольку и восприятие личностью собственной свободы может рассматриваться в качестве нравственного критерия человеческих поступков.
Мы можем выделить факторы, обусловливающие возможность проявления свободы. Во-первых, для ее обнаружения необходима деятельность. Во-вторых, эта деятельность должна быть сознательной, поскольку если нет сознания, то нет и ответственности. Ответственность же есть своего рода ключ к пониманию свободы. В широком смысле это означает не только ответственность человека за свободно совершенное им действие, но и самоограничение, свободное ограничение свободой самой себя перед лицом закона, свободы, достоинства и ценности другого человека. Такое понимание свободы личности позволяет избежать риска сведения ее к своеволию.
Наконец, проявление свободы предполагает наличие определенной цели, внутреннего мотива, желания. На наш взгляд, свобода заключается вовсе не в том, чтобы действовать без мотивов, как нередко ее толкуют, а именно в том, что мы поступаем согласно своим внутренним мотивам, но не вследствие внешних толчков. Иными словами, она предполагает способность совершать новые акты, которые не навязаны нам извне. Такие акты не были бы возможны без нашего добровольного содействия; они могут быть, но могут и не быть в исключительной зависимости от нас.
Свободу человека, понимаемую как способность и возможность человека осуществлять свои духовные и физические потенции, поступать самостоятельно в рамках правовых и нравственных норм, следует отличать от свободы выбора и свободы воли. Как было установлено, свобода выбора определяется наличием набора возможных действий, линий поведения. Свобода воли представляет собой частный случай свободы выбора, но
выбора не действий, а выбора решений как действовать, когда, с помощью каких средств и т. д.
Являясь экзистенциальной характеристикой личности, свобода пронизывает все уровни и формы жизнедеятельности человека, всю сферу его бытия. Потеря свободы ведет к потере личности и утрате человеком собственной сути, своего рода «антропологической пустоте», что является губительным как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Мы убеждены, что свобода, оставаясь главной ценностью человека на протяжении многих веков, сохраняет то же значение и в современных условиях. Но происходящие трансформации делают ее невозможной без целого ряда ограничений, блюстителем которых может и должна выступать нравственность. В условиях глобализма и плюрализма нравственный свод личности должен содержать в себе и такие принципы, как терпимость в отношении других культур, конфессий, психологических установок и предрассудков. А это предполагает и необходимость планомерного выстраивания, формирования нового мышления, иного образа жизни и соответствующих им стратегии и тактики действий.
В заключение хотелось бы отметить, что в рамках проведенного исследования мы попытались исследовать свободу комплексно, с учетом разных подходов и оценок, но в контексте положения человека в мире. Свою задачу в дальнейшем мы видим в создании интегральной концепции свободы в рамках философской антропологии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Соловьева, Любовь Сергеевна, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аббаньяно, Н. Воспоминания философа / Пер. с итал., вступ. ст., коммент., именной указатель А. Л. Зорина. - СПб.: Алетейя, 2000. — 309 с.
2. Аббаньяно, Н. Мудрость жизни / Н. Аббаньяно. - СПб.: Алетейя, 1996.-320 с.
3. Аббаньяно, Н. Экзистенция как свобода / Н. Аббаньяно // Вопросы философии. - 1992. - № 8. - С. 146-157.
4. Аврелий Августин. О свободе воли // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. Т. 1 / Под ред. С. С. Неретиной. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 25-65.
5. Ансельм Кентерберийский. О свободном выборе // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. -М.: Канон, 1995. - С. 198-220.
6. Аристотель. Этика // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Мн.: Литература, 1998. - С. 139-408.
7. Арон, Р. Эссе о свободах = Essai sur les libertes / Раймон Арон; пер. с фр. Н. А. Руткевич. - М.: Праксис, 2005. - 196 с.
8. Артемов, В. М. Предпосылки ответственности: свобода и нравственность / Вячеслав Михайлович Артемов / [электронный ресурс] // URL: http://www.congress2008.dialog21 .ru/Doklady/00810.htm (дата обращения: 10. 09. 2011).
9. Артемов, В. М. Ценности нового века: свобода и нравственность / В. М. Артемов // «Философский пароход»: Материалы XXI Всемирного философского конгресса «Философия лицом к мировым проблемам». Стамбул, 10-17 августа 2003 года. Доклады российских участников. -Краснодар - М., 2004. - С. 16-20.
10. Архангельская, А. И. Понимание С. Л. Франком человеческой свободы через призму понятий божественного и человеческого / Алла Игоревна Архангельская // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2009. — № 6. - С. 50-55.
128
11. Асанова, И. M. Информационно-содержательная основа образовательного процесса в вузе с позиций гуманитарного подхода / И. М. Асанова // Философия образования. - 2011. - № 3. - С. 31-38.
12. Баева, JI. В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей: монография / JI. В. Баева. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. - 217 с.
13. Батай, Ж. Литература и зло / Жорж Батай // Батай Ж. Теория религии. Литература и зло. - Мн.: Современный литератор, 2000. - С. 121346.
14. Баткин, Л. М. Не мечтайте о себе. О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина / Л. М. Баткин. - М.: Изд-во РГГУ, 1993.-78 с.
15. Батуркина, И. Н. Проблема свободы в истории идей / И. Н. Батуркина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2009. - № 1. — С. 155-158.
16. Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Зигмунд Бауман. - М.: Издательство «Весь мир», 2004. - 188 с.
17. Бауман, 3. Свобода = Freedom / Зигмунд Бауман; ред. И. Пильщиков; пер. с ангп. Г. Дашевский; предисл. Ю. А. Левада. - М.: Новое издательство, 2006. - 130 с.
18. Бауман, 3. Текучая современность / Зигмунт Бауман / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
19. Бергсон А. Непосредственные данные сознания / Анри Бергсон // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память: Пер. с фр. - Мн.: Харвест, 1999. - С. 669-924.
20. Бердяев, Н. А. Возрождение православия (о. С. Булгаков) / Н. А. Бердяев // Н. А. Бердяев о русской философии. - Ч. 2. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-С. 167-197.
21. Бердяев, Н. А. О свободе и достоинстве слова / Николай Бердяев / [электронный ресурс] // URL: http://magister.msk.ru/library/pliilos/berdyaev/berdn051 .htm (дата обращения: 15. 04. 2010).
22. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Н. А. Бердяев. - М.: Московский психолош-социальный институт: Флинта, 1999. - 312 с.
23. Бердяев, Н. А. О характере русской религиозной мысли XIX века / Н. А. Бердяев // Н. А. Бердяев о русской философии. - Ч. 2. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - С. 3-31.
24. Бердяев, Н. А. Проблема человека (к построению христианской антропологии) / Н. А. Бердяев / [электронный ресурс] // URL: http://www.vehi.net/berdyaev/chelovek.html (дата обращения: 17. 07. 2011).
25. Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев // Бердяев Н. А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. - С. 11-244.
26. Берлин, И. Два понимания свободы / Исайя Берлин // Берлин И. Философия свободы. Европа. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. -С. 122-185.
27. Берлин, И. История свободы. Россия / Исайя Берлин; пред. А. Эткинда. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 544 с.
28. Бернард Клервоский. О благодати и свободе воли // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. Т. 1 / Под ред. С. С. Неретиной. - Спб.: РХГИ, 2001. _ с. 444-476.
29. Брюнинг, В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние / В. Брюнинг // Западная философия: итоги тысячелетия. - Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей», 1997. - 656 с.
30. Булгаков, С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. - М.: Республика, 1994. - 415 с.
31. Булгаков, С. Н. Софиология смерти / С. Н. Булгаков // Булгаков С. Н. Тихие думы. - М.: Республика, 1996. - С. 273 - 306.
32. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства / С. Н. Булгаков // Булгаков С. Н. Сочинения в 2-х т. Том 1. - М.: Наука, 1993. - С. 47-297.
33. Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия / Пер. с англ. К. Савельева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 400 с.
34. Веллер, М. И. Кассандра / М. Веллер. - М.: Издательство ACT, 2007.-400 с.
35. Виндельбанд, В. О свободе воли / Вильгельм Виндельбанд // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история / гл. ред. и сост. С. Я. Левит. -М.: Юристъ, 1995. - С. 508-654.
36. Вырщиков, А. Н., Никонов, К. М. Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве / А. Н. Вырщиков, К. М. Никонов. -Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998.-112 с.
37. Вышеславцев, Б. П. Вольность Пушкина (Индивидуальная свобода) / Б. П. Вышеславцев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. - С. 398-402.
38. Гегель, Г. В. Ф. Философская пропедевтика / Г. В. Ф. Гегель // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т. 2. - М.: «Мысль», 1973. -С. 5-209.
39. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Энтони Гидденс. -М.: Академический Проект, 2003. - 528 с.
40. Грушин, Б. А. Возможность и перспективы свободы (10 полемических вопросов и ответов) / Б. А. Грушин // Вопросы философии. -1988.-№5. -С. 3-18.
41. Гусейнов, А. А. Свобода воли и ответственность / А. А. Гусейнов / [электронный ресурс] // URL: http://guseinov.ru/ped/svob.html (дата обращения: 16. 07. 2009).
42. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / ред. А. Ф. Лосева; пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова. - М.: Мысль, 1979. - 620 С.
43. Долгов, К. М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. - М.: Искусство, 1990. - 399 с.
44. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т., Т. 9. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1991. - 704с.
45. Дубнищева, Т. Я., Рожковский, А. Д. Использование современных информационных технологий в кадровом обеспечении инновационной сферы деятельности / Т. Я. Дубнищева, А. Д. Рожковский // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 6. - С. 22-23.
46. Евлампиев, И. И. История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть II. - СПб. : Алетейя, 2000. -413 с.
47. Журавлев, А. Л., Купрейченко, А. Б. Структура и детерминация экономического самоопределения личности / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Человек-наука-гуманизм: к 80-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова /отв. ред. A.A. Гусейнов; Ин-т философии РАН. -М.: Наука, 2009. - С. 731-746.
48. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин // Ильин И. А. Собрание соч. Т. 1.-М., 1993.-С. 37-282.
49. Иошкин, В. К. Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира / В. К. Иошкин // Вопросы философии. - 2006. - № 8. - С. 15-28.
50. История философии: Энциклопедия / сост., науч. ред. А. А. Грицанов. - Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2002. - 1376 с.
51. Ишмухаметова, Б. Р. Духовная свобода и проблема выбора / Б. Р. Ишмухаметова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 1. - С. 269-272.
52. Ишмухаметова, Б. Р. Духовная свобода как философская категория в творчестве западных мыслителей / Б. Р. Ишмухаметова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 4. - С. 281— 286.
53. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
54. Казбан, Е. П. Понятия «свобода» и «индивидуализм» в русской и западной политической мысли / Елена Казбан // Власть. - 2009. - № 7. - С. 87-90.
55. Кант, И. О педагогике / И. Кант // Кант И. Трактаты и письма. -М.: Наука, 1980. - С. 445-504.
56. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4, ч. 1. - М.: Мысль, 1965. - С. 219-310.
57. Конева, Л. А., Конева, А. В. Антропологические идеи в русской религиозной философии / Л. А. Конева. - Самара: Издательство Самарского университета, 1995. - 123 с.
58. Красиков, В. И. Этюды самосознания / В. И. Красиков. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 400 с.
59. Кувакин, В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма) / Валерий Кувакин. - СПб.: «Алетейя», М.: «Логос», 1998. - 360 с.
60. Кузнецов, В. В. Власть духа как сущность человеческого достоинства / В. В. Кузнецов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - № 7. - С. 21-33.
133
61. Кузнецова, М. А. Творчество как атрибут человеческого бытия: монография / М. А. Кузнецова. - Волгоград. - М.: ООО «Глобус», 2009. -192 с.
62. Кундера, М. Шутка: Роман / Милан Кундера / Пер. с чеш. Н.Шульгиной. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 384 с.
63. Лазарева, А. Н. Идеи соборности и свободы в русской религиозной философии / А. Н. Лазарева. - М.: ИФРАН, 2003. - 153 с.
64. Лакруа, Ж. Избранное: Персонализм / Жан Лакруа / Пер. с франц. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 608 с.
65. Левин, Г. Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ / Г. Д. Левин // Вопросы философии. - 1997. - № 1. - С. 56-68.
66. Левицкий, С. А. Трагедия свободы / С. А. Левицкий - М.: Канон, 1995.-512 с.
67. Лейбниц, Г. В. Замечания к общей части Декартовых «Начал» / Г. В. Лейбниц // Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. Т. 3 / ред. и сост., вступ. ст. и примеч. Г. Г. Майоров, А. Л. Субботин. - М.: Мысль, 1984. - С. 165-218.
68. Лейбниц, Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии / Г. В. Лейбниц // Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. Т. 2 / ред., вступ. ст. и примеч. И. С. Нарского; пер. с фр. П. С. Юшкевича. - М.: Мысль, 1983. - 686 с.
69. Лейбниц, Г. В. Переписка с П. Бейлем / Г. В. Лейбниц // Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. Т. 3 / ред. и сост., вступ. ст. и примеч. Г. Г. Майоров, А. Л. Субботин. - М.: Мысль, 1984. - С. 345-370.
70. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев / [электронный ресурс] // URL: http://psylib.ukrweb.net/books/ leondOl .htm (дата обращения: 19. 07. 2011).
71. Локк, Дж. Два трактата о правлении / Джон Локк // Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3/ Ред. и сост., авт. примеч. А.Л. Субботин. - М.: Мысль, 1988. - С. 135-405.
72. Лопатин, Л. М. Вопрос о свободе воли / Л. М. Лопатин // Лопатин Л. М. Аксиомы философии. Избранные статьи. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. - С. 21-83.
73. Лопатин, Л. М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни / Л. М. Лопатин // Лопатин Л. М. Аксиомы философии. Избранные статьи. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. - С. 84-124.
74. Лосский, Н О. Свобода воли / Н. О. Лосский // Лосский Н. О. Избранное. - М.: Издательство «Правда», 1991. - С. 481-597.
75. Лукач, Г. Экзистенциализм / Георг Лукач // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2005. - №. 5. - С. 23-48.
76. Маковельский, А. О. Древнегреческие атомисты / А. О. Маковельский. - Баку : Изд-во АН АзССР, 1946. - 401 с.
77. Мамардашвили, М. Лекции по античной философии / Под ред. Ю. П. Сенокосова. - М.: Аграф, 1999. - 320 с.
78. Марков, Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б. В. Марков. - Спб.: Издательство «Лань», 1997. - 384 с.
79. Материалисты древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / АН СССР; Ин-т философии; Под ред.М.А.Дынника. - М.: Политиздат, 1955. - 238 с.
80. Миголатьев, А. А. Проблема свободы и ответственности человека / А. А. Миголатьев // Социально-политический журнал. - 1998. - № 4. - С. 49-62.
81. Михайлов, П. В. «Положительная» и «отрицательная» свобода в русской религиозной философии начала XX века / П. В. Михайлов /
[электронный ресурс] // URL: http://virlib.eunnet.net/sofia/02-3-2000/text/0211 .htm (дата обращения: 21. 07. 2011).
82. Монтескье, Ш. О духе законов / Ш. Монтескье // Монтескье Ш. Избранные произведения. - М.: Госполитиздат, 1955. - С. 157-733.
83. Мунье, Э. Краткое введение. К вопросу о личностном универсуме / Эмманюэль Мунье // Путь в философию. Антология. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - С. 307-316.
84. Мысливченко, А. Г. Критика экзистенциалистского понимания свободы / А. Г. Мысливченко // Вопросы философии. - 1963. - № 10. - С. 91-101.
85. Нарышкин, С. Е. Инновационный потенциал современного российского общества / С. Е. Нарышкин // Журнал российского права. -
2009.-№8.-С. 3-13.
86. Ноговицын, О. М. Ступени свободы: логико-исторический анализ категории свободы / О. М. Ноговицын / - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - 192 с.
87. Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты / Под редакцией д. ф. н., проф. В. Б. Устьянцева. - Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2006. - 289 с.
88. Омельченко, Н. В. Первые принципы философской антропологии / Н. В. Омельченко. - Волгоград.: Издательство Волгоградского государственного университета, 1997. - 196 с.
89. Омельченко, Н. В. Свобода как норма человеческого бытия / Н. В. Омельченко // Мир человека: нормативное измерение - 2: сборник трудов международной научной конференции (Саратов, 29-30 апреля 2010 г.). -Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»,
2010.-С. 44-49.
90. Павлов, И. П. Рефлекс свободы / И. П. Павлов // Павлов И. П. Рефлекс свободы. - СПб.: Питер, 2001. - С. 75-80.
91. Павлович, П. А. Антиномизм реальности свободы воли как основание схождения русской и западноевропейской философии / П. А. Павлович / [электронный ресурс] // URL: http://anthropology.ru/ru/texts/pavlovich/ruseur 19.html (дата обращения: 04. 09. 2009).
92. Пигалев, А. И. Программы человеческого существования и артефакты культуры в условиях глобализации / А. И. Пигалев // Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Ч. 2. -Саратов, 2004. - С. 104-109.
93. Пико делла Мирандола, Дж. Речь о достоинстве человека / Джованни Пико делла Мирандола // Антология мировой философии: Возрождение. - Мн.: Харвест; М. : ООО «Издательство ACT», 2001. - С. 266-274.
94. Раджу, П. Т. Понятие человека. Исследование в сравнительной философии. Введение / П. Т. Раджу // Позиции современной философии. Выпуск 1. Новые образы философии XX века. - СПб.: Издательство «Алетейя», 1999.-С. 77-89.
95. Радлов, Э. JI. Очерк истории греческой этики до Аристотеля / Э. JI. Радлов // Радлов Э. JI. Этика. Очерк истории греческой этики до Аристотеля. - СПб.: Наука, 2002. - С. 179-280.
96. Радлов, Э. Л. Этика / Э. Л. Радлов // Радлов Э. Л. Этика. Очерк истории греческой этики до Аристотеля. - СПб.: Наука, 2002. - С. 43-178.
97. Рахманкулова, Н. Ф. Моя свобода и свобода другого / Н. Ф. Рахманкулова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -2003.-№6.-С. 68-81.
98. Ринуччини, А. Диалог о свободе / Аламанно Ринуччини // Антология мировой философии: Возрождение. - Мн. : Харвест; М. : ООО «Издательство ACT», 2001. - С. 186-214.
99. Розанов, В. В. Уединенное / Сост. А. Н. Николюкина. - М. : Политиздат, 1990. - 543с.
100. Рорти, Р. Философия и будущее / Р. Рорти // Вопросы философии. - 1994. - № 6. - С. 29-34.
101. Сабиров, В. Ш. Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии / В. Ш. Сабиров. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. - 152 с.
102. Сабундский, Р. Естественное богословие / Раймунд Сабундский // Чаша Гермеса : Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. -М. : Юристъ, 1996. - С. 112-118.
103. Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр / Пер. с фр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.
104. Сартр, Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм / Жан Поль Сартр // Сумерки ботв. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.
105. Семенов, В. С. О перспективах человека в XXI столетии / В. С. Семенов // Вопросы философии. - 2005. - № 9. - С. 26-37.
106. Сен, А. Развитие как свобода / Амартия Сен / Пер. с англ. под ред. и с послеслов. Р. М. Нуреева. - М.: Новое издательство, 2004. - 432 с.
107. Соловьев, В. С. Смысл любви: Избранные произведения / Владимир Соловьев. -М.: Современник, 1991. - 525 с.
108. Спиноза, Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей, в которых трактуется... / Б. Спиноза / Пер. с латин. - М.:Л.: Соцэкгиз, 1933. - 224 с.
109. Тавризян, Г. М. Экзистенциализм и человеческая свобода / Г. М. Тавризян // Философские науки - 2010. - № 12. — С. 22-37.
110. Тульчинский, Г. Л. О природе свободы / Г. Л. Тульчинский // Вопросы философии. - 2006. - № 4. - С. 17-31.
111. Тульчинский, Г. Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности / Г. Л. Тульчинский. - СПб.: Алетейя, 2002. - 677 с.
112. Тульчинский, Г. JI. Разум, воля, успех: О философии поступка / Г. JI. Тульчинский. - JL: Издательство Ленинградского университета, 1990. -216 с.
113. Тульчинский, Г. Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы / Г. Л. Тульчинский. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1996. - 412 с.
114. Тульчинский, Г. Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы / Г. Л. Тульчинский // Вопросы философии. - 1999. - №> 10. - С. 35-53.
115. Урманцев, Н. М. Неопределенность бытия и свобода человека / Наиль Мустафеевич Урманцев // Вестник Читинского государственного университета. - 2008. - № 5. - С. 111-116.
116. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. - М. : Республика, 1992. - 512 с.
117. Франк, С. Л. С нами Бог / Семен Франк ; сост. и предисл. А. С. Филоненко. - М.: ACT, 2003. - 752 с.
118. Франк, С. Л. Сочинения / С. Л. Франк. - М. : Правда, 1990. - 608
с.
119. Франки, В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.
120. Фридман, М. Капитализм и свобода / Милтон Фридман / Пер. с англ. - М.: Новое издательство, 2006. - 240 с.
121. Фридман, М., Фридман, Р. Свобода выбирать: Наша позиция / Милтон Фридман, Роуз Фридман / Пер. с англ. - М.: Новое издательство, 2007.-356 с.
122. Фромм, Э. Бегство от свободы / Эрих Фромм; пер. с англ. Г. Ф. Швейника, Г. А. Новичковой. 2-е изд. - М. : Академический Проект, 2008. - 254 с.
123. Фромм, Э. Сущность человека, его способность к добру и злу / Э. Фромм // Это человек: Антология. - М.: Высшая школа, 1995. - С. 4153.
124. Хайек, Ф. А. фон. Дорога к рабству / Фридрих А. Хайек / пер. с англ. / Предисл. НЛ.Петракова. -М.: Экономика, 1992. - 176 с.
125. Хайек, Ф.А. фон. Познание, конкуренция и свобода / Фридрих А. фон Хайек / Составители Дарио Антисери и Лоренцо Инфантино, перевод С. А. Мальцевой - СПб.: «Пневма», 2003. - 288 с.
126. Харламов, А. Н. Свобода воли как концептуальный исток ответственности и вины / Андрей Николаевич Харламов // Вестник Воронежского института МВД России. - 2009. - № 2. - С. 71-73.
127. Хоцей, А. С. Детерминизм и свобода воли / А. С. Хоцей // Хоцей А. С. Основная ошибка философии. Детерминизм и свобода воли. Замечания по поводу взглядов Томаса Куна. - Казань: Изд-во «Дом печати», 2003. - С. 371-632.
128. Чумаков, А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира / А. Н. Чумаков. - М.: Проспект, 2009. - 432 с.
129. Шатраков, А. Ю., Парфенова, М. Я., Воропанова, И. Н. Диссимметрия интеллектуального капитала предприятия. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 174 с.
130. Шелер, М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Шелер М. Избранные произведения. - М.: Издательство «Гнозис», 1994. - С. 129193.
131. Шеллинг, Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах / Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг / Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах; Бруно, или О божественном и естественном начале вещей. Разговор. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 1-74.
132. Шопенгауэр, А. О свободе воли / А. Шопенгауэр // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М.: Республика, 1992. - С. 45-124.
133.Шпильберг, С. А. Кадровое обеспечение инновационной экономики / С. А. Шпильберг // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2006. -№2.-С. 145-149.
134. Шрейдер, Ю. А. Утопия или устроительство. Вводная статья / Ю. А. Шрейдер // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.: Прогресс, 1990. - С. 7-25.
135. Эразм Роттердамский. Гипераспистес I // Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М.: Наука, 1986. - С. 546-584.
136. Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М.: Наука, 1986.-С. 218-289.
137.Ярошевский, Т. М. Личность и общество: проблемы личности в современной философии - марксизм, экзистенциализм, структурализм, христианский персонализм / Тадеуш М. Ярошевский; пер. с пол. Р. Е. Мельцера. - М.: Прогресс, 1973. - 544 с.
138. Buss S. Valuing avtonomy and respecting persons: manipulation, seduction and the basis of moral constraints // Ethics. - Chicago, 2005. - № 115. -P. 195-235.
139. Ragland C. P. Descarte's theodicy // Religious studies. - Cambridge, 2007. - Vol. 43, № 2. - P. 125-144.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.