Свобода и личность: Социокультурные основания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Вакулич, Надежда Романовна

  • Вакулич, Надежда Романовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Саратов
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 131
Вакулич, Надежда Романовна. Свобода и личность: Социокультурные основания: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Саратов. 2001. 131 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Вакулич, Надежда Романовна

I. ВВЕДЕНИЕ.3—

И. ГЛАВА 1. Становление и развитие понятия "свобода" в истории философской мысли. Л 4—

1.1 Традиции исследования свободы в классической философии.14—

1.2 Свобода личности как проблема постклассической философии.47—

III.

ГЛАВА 2. Социокультурные интенции свободы.72—

2.1 Влияние среды на состояние свободы личности.72—

2.2 Творчество как способ духовного освобождения личности.99—

IV.ЗАКЛЮЧЕНИ Е.117—

V.БИБЛИОГРАФИ Я.119—

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свобода и личность: Социокультурные основания»

Актуальность темы исследования. Новые исторические реалии, тенденция отхода от стереотипного мышления заставляют по-иному взглянуть на многие, казалось бы, уже устоявшиеся положения и теории. Одной из подобных проблем , которая занимала умы ученых-философов в течение многих веков является — проблема сущности человеческой свободы. Этот феномен волнует умы мыслителей, развивающих и всякий раз по-новому осмысливающих его. Сама проблема философского понимания свободы имманентно предполагает множество ее определений, которые проступают сквозь многообразие различных идей и подчас противоречивых суждений. Однако понимание свободы — это сфера не только чисто теоретических размышлений, по соей сути изучение проблемы свободы имеет жизненные основания, затрагивающие как индивидуальное бытие личности, так и судьбы социума в целом.

Сложившаяся геополитическая ситуация диктует новые условия социального и индивидуального бытия, при этом и отдельный человек, включенный в рамки определенного социума, и социальные группы, и целые народы оказываются перед лицом этого "всемирного бытия" и, безусловно, несут ответственность за его сохранение и преобразование в интересах всего общества. Эти новые социальные реалии ставят человека в абсолютно необычную и ранее неизвестную ему духовную и нравственную ситуацию. Появились попытки радикальной переоценки ценностей. Поэтому исследование сущности феномена свободы, его структурирование применительно к социокультурной ситуации, анализ типов личности по отношению к свободе имеют важное значение для понимания как тенденций развития отдельной личности, так и общества в целом.

Степень разработанности проблемы. Категория "свобода" является одной из основных в философии и решалась в истории философской мысли неоднозначно.

Данной проблеме посвящены многочисленные исследования. Важное значение в решении проблемы имели труды античных мыслителей (Демокрит, Эпикур, стоики), размышления средневековых философов (Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, П. Абеляр, Альберт Великий, Дуне Скотт, У. Оккам, Ж. Буридан, Бернар Клервосский, Фома Аквинский) и исследования представителей эпохи Возрождения (Манетти, Мирандолла, Помпонацци, Маккиавелли, Эразм Роттердамский).

Решающее значение в исследовании проблемы свободы имели открытия философии Нового времени, в частности, идеи Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы, а также представителей Просвещения. Огромный вклад в исследование данного феномена внесли представители немецкой классической философии И. Кант, Г. Гегель и другие.

Представители неклассической философии XIX-XX века также много внимания уделили осмыслению проблемы свободы. Фундаментальную постановку ее видим в философских системах А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и Ф. Ницше. Новаторским было осмысление свободы в экзистенциализме (Н. Аббаньяно, А. Камю, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс) и фрейдизме (3. Фрейд, Э. Фромм).

Углубление в историю проблемы свидетельствует о том, что отношение к свободе как к научной категории претерпевает определенную эволюцию, которую можно обозначить как движение от эпистемологического анализа свободы к ее осмыслению как социального явления, и взаимосвязи свободы и личности.

Несомненно, большой вклад в изучение проблемы свободы внесли исследования представителей русской философской школы, что нашло отражение в трудах H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, С.А. Левицкого, B.C. Соловьева, C.JI. Франка.

В связи со сложностью и многогранностью такого явления, каким является свобода, в современной отечественной литературе ей уделяется пристальное внимание. Большой блок литературы посвящен осмыслению свободы в трудах европейских философов различных этапов истории. Этот историко-философский аспект развивает и расширяет проблему до современного ее осмысления. Так, в работах O.A. Алексеева, В.Ф. Асмуса, И.С. Нарского, А.К. Судакова, Т.И Ойзермана рассматриваются проблемы соотношения категорий "свобода и необходимость" в классической немецкой философии. Исследование в рамках онтологического подхода категорий "воля" и "свобода" на основе анализа философской концепции А. Шопенгауэра проводится в работах Б.Э. Быховского, A.B. Водолагина. Работа Т.В. Торубаровой посвящена анализу особенностей философии Нового времени и рассматривает картезианскую концепцию свободы с точки зрения когнитивного подхода, влияния знаний и интуиции на свободу личности. Свобода в детерминистской теории Б. Спинозы явилась предметом изучения Н.В. Мотрошиловой, которая прослеживает связь этой теории с философскими исследованиями на современном этапе.1.

Существенное значение для понимания специфики вопроса имеют работы, в которых проблема свободы рассматривается в контексте изучения социально-политических и религиозных концепций. Так, C.B. Семенов посвятил

1 Алексеев О.А. Философия И.Г.Фихте и феномен несогласия//Фихте и конец XX века: "Я" и "Не-Я". - Уфа, 1992. - С.107-111.; Ойзерман Т.И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы // Вопросы философии. - М., 1993. - № 11. - С.57-70; Ойзерман Т.И. Этикетология Канта и ее современное значение//Вопросы философии. - 1997. - № 3. - С.103-114.; Нарский И.С. Категория свободы у Канта//Кантовский сборник. - Калининград, 1993. - Вып. 17. - С. 12-21; Судаков А.К. Трансцендентальные предпосылки человеческой свободы у Канта//Ценности культуры и современная эпоха. - М., 1990. - С.99-106; Мотрошилова Н.В. "Рождение и развитие философских идей". Историко-философские очерки и портреты. - М.: Политиздат, 1991.- 464 С.; Мотрошилова Н.В. Идейная борьба вокруг философии Спинозы: К пробл. соотношения детерминизма и свободы // Философские науки. - 1982. -№ 6. - С.120-130.; Абрамов М.А. Ф. Хатчесон, Д. Юм и кальвинизм о свободе воли// Общественная мысль: исследовании и публикации. - М.: Наука, 1993. - Вып. 4 - 255с. - С. 76-88; Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в этике Спинозы//Асмус В.Ф. Избранные философские труды. -М.,1971. - Т.П.; Быховский Б.Э. Шопенгауэр. - М.: Мысль, 1975. - 206с.; Зотов А.Ф. Метафизика свободы // Свободная мысль. - 1992. - № 3. - С.106-114; Соколов B.B. Европейская философия XV-XVII веков. - М.: Высшая школа, 1996. - 400с.; Соколов B.B, Спиноза. - М.: Мысль, 1973. - 224с.; Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа. - M.: Политиздат, 1985. - 175 С.; Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века (критические очерки). - M.: Мысль, 1983. - 247с. свой труд исследованию свободы личности в концепциях британского радикализма XVIII века, JI. Нагорная рассматривает проблему свободы в концепи V и 1 1 циях представителен русской религиознои философии.

Феномен свободы в рамках византийской политическо-правовой доктрины подвергся анализу в исследовании К.В. Хвостовой. Анализ таких категорий, как отчуждение, материальные ценности, познание, собственность проводится A.M. Максимовым на основе синтеза христианской и марксистской парадигм свободы. Работа П.П. Гайденко рассматривает эволюцию философского мировоззрения П.Б. Струве от "легального марксизма" и "критического позитивизма" к метафизике, при этом свобода выступает как личная ответственность индивида. Свобода в концепциях младогегельянства, сравнительный анализ воззрений К. Маркса и К. Штирнера, исследование данного феномена как социально-политической доктрины в связи с идеей всеобщего равенства рассматривается в работе А.Б. Баллаева. И.П. Юришинец в поисках идейных истоков левого радикализма обращается к взглядам А. Камю на проблему свободы 2.

Многие ученые занимаются исследованием феномена свободы в концепциях представителей русской философии, этому посвящены работы P.A. Гальцевой, Е.А. Макаровой, A.A. Миголатьева, Л.И. Новиковой, А.Т. Павлова, И.Н. Сиземской. Так, в исследовании Е.А. Макаровой на основе изучения творчества H.A. Бердяева рассматривается ценностный аспект свободы личности в условиях тоталитарного режима.

2 Гайденко П.П. Под знаком меры: (либеральный консерватизм П.Б.Струве)//Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С.54-64; Максимов A.M. Измерения свободы. - Екатеринбург, 1994. - 151с.; Нагорная Л. Понимание свободы в русском неохристианстве//Русская идея. - Барнаул, 1992. - С.107-121; Хвостова К.В. Понятие свободы в рамках византийской политическо-правовой доктрины//Власть и правовая культура в средневековой Европе. -М., 1992. - С.78-88; Семенов C.B. Идея свободы и ее радикальная интерпретация в Британии XVIII века // Проблемы истории и историографии зарубежного мира. - Самара: СамГУ, 1994. - 122с. - С.25-33.; Юришинец И.П. Бунт и свобода личности в философии Альбера Камю: (К критике идейных истоков левого радикализ-ма)//Проблемы философии. - Киев, 1986. - Вып. 70. - С.97-103; Баллаев А.Б. Свобода и равенство в младогегельянстве (К.Штирнер и К.Маркс)//От абсолюта свободы к критике равенства. - М., 1994. - С.50-66.

В работах анализируются взгляды отдельных философов или философских течений на проблему свободы, но, к сожалению, нет ни одного исследования, которое бы рассматривало всю историографию данного вопроса или было бы посвящено изучению разработки данного феномена на различных этапах развития философской мысли3.

Проблема свободы в целом, отдельных ее аспектов и взаимосвязи с другими категориями посвящены работы отечественных ученых И.И. Булычева, И.В. Бычко, В.П. Голубенко, В.П. Горана, В.Е. Давидовича, Ю.И. Давыдова, В.А. Иванова, Р.И. Косолапова, B.C. Маркова, Г.Е. Мхитаряна, JI.B. Николаевой, С.Ф. Одуева, П.А. Павловича, В.Ф. Паркина, В.В. Помыкалова, В. Рахманина, В.И. Стемповской и других. Анализ категорий "активность" и "свобода" на основе онтологического подхода дается в исследовании И.И. Булычева.

Многие ученые соотносят категории "свобода" и "необходимость", этому в частности посвящены работы В.П. Голубенко, В.Е. Давидовича. Свобода и историческая необходимость рассматриваются в монографии Г.Е. Мхитаряна, проблема соотношения свободы и необходимости в истории нашла свое отражение в исследовании С.Ф. Одуева. Анализ взаимоотношений категорий "труд" и "свобода" рассматривается в монографии Ю.П Давыдова даже трансформируя в процессе творчества микро- и макрокосм, несет груз социума, своего рода социокультурную матрицу своего бытия. Методологические

3 Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. - М.: Наука, 1992. - 205с.; Макарова Е.А. Тоталитаризм и ценности личной свободы в учении Н.А.Бердяева// Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. - М., 1996. - С.68-74; Миголатьев A.A. Проблема свободы и ответственности человека// Социально-политический журнал. - 1998. - № 4. - С.49-62.; Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Антиномия личности и общества (Антропософский опыт Н.Бердяева)//ОНС: Общественные науки и современность. - 1997. - № 1. -С. 153-159; Павлов A.T. К вопросу о своеобразии русской философии//Вестник МГУ. Сер.7, Философия. -1992. - № 6. - С.27-35; Павлов A.T. К вопросу о своеобразии русской философии//Вестник МГУ. Сер.7, Философия. -1992.-№ 6. - С.27-35. функции категории "свобода" исследуются в работе В.П. Горана4.

Значительное внимание уделено в современной философии изучению свободы личности, именно этой проблеме и ее аспектам посвящены работы М.Н. Воложаниной, Б.В. Ганюшкина, Ю.А. Ершова, О.И. Кондратьевой, JI.A. Лахина, И.И. Логанова, K.M. Никонова, Б.П. Шубнякова и других. Свобода личности как предмет социально-философского анализа исследуется в диссертации М.Н. Воложаниной. Некоторые исследования посвящены отдельным видам свободы, к примеру интеллектуальная свобода в современном мире рассматривается в работе Б.В. Ганюшкина, рамки и ограничения свободы определяются в труде Ю.А. Ершова5.

4 Булычев И.И. Онтологическое содержание категорий "активность" и "свобода'7/Социальная активность и свобода личности. - Волгоград: ВГПИ, 1981. - С.115-126; Бычко И.В. Познание и свобода. - М.: Политиздат, 1969. - 215с.; Голубенко В.П. Свобода и необходимость. - М.: Наука, 1974 - 200с.; Горан В.П. О некоторых методологических функциях категории "свобода"//Методологические проблемы исторического материализма.

- Барнаул: Изд-во Алтайского политехнического института, 1976. - 267с. - С. 191-194; Давидович B.E., Каган М.С. Диалектика свободы и необходимости//Философские науки. - 1985. - № 4. - С.51-58; Давыдов Ю.И. Труд и свобода. - М.: Высшая школа, 1964. - 132с.; Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический ана-лиз.//Вопросы философии. - 1997. - № 1. - С.56-68.; Мхитарян Г.Е. Свобода и ситорическая необходимость. -Ереван, 1976. - 283с.; Никифоров А.П. Деятельность и свобода//Деятельность: теория, методология, проблемы.

- М.: Политиздат, 1990. - С.339-346; Николаева Л.В. Свобода необходимый продукт социального прогресса. -М.: МГУ, 1964. - 292с.; Одуев С.Ф. Свобода и необходимость в истории// Философские науки. - 1983. - № 6. -С.81-87.; Павлович П.А. Детерминанты человеческой свободы//Социальный детерминизм и научно-технический прогресс. - Л.: ЛГУ, 1982. - с. - С.124-134; Паркин В.Ф. Диалектика свободы и необходимости при социализме. - М.: Высшая школа, 1973. - 144с.; Пахоный А.Ф. Свобода и ответственность (социологический аспект проблемы). - Харьков, 1972. - 159с.; Помыкалов В.В. Свобода и социальная активность: проблема соотношения//Социальная активность. - Вып. 3. - Челябинск: ЧГПИ, 1976. - 42-52; Рахманин В. Свобода и необходимость в истории. Воронеж, 1960. - 64с.; Стемповская В.И. Социализм и свобода. - М.: Наука, 1975. -120с.

5 Воложанина M.H. Свобода личности как предмет социально-философского анализа: Автореф. дис. . канд. филос. наук/ Моск. пед. гос.ун-т им.В.И.Ленина. Специализир. совет К.053.01.07. - М., 1991. - 15с.; Ганюшкин Б.В. К вопросу о концепции интеллектуальной свободы в современном обществе: (Филос,- правовые аспекты) // Моск. журнал, междунар. права = Moscow j. of intern. Law. - M., 1992. - № 3. - C. 3-18; Лахин Л.А. К вопросу о внутренней свободе личности//Свобода и справедливость. - Ниж. Новгород, 1993. - С.79-81; Ершов Ю.А. Пределы свободы и беспредел индивидуализма//Человеческая ориентация социального и научно-технического прогресса. - Новосибирск, 1992. - 4. 1. - С.93-97; Социальное пространство свободной мысли: Субъективные заметки об объективной ситуации//Свободная мысль. - 1993. - № 10. - С.3-16; Семенко В. Две свободы//Новый мир. - 1993. - № 9. - С.156-171; Кондратьева О.И. Самоутверждение личности: необходимость и свобо-да//Проблемы социального познания. - Новосибирск, 1980. - С.134-143; Никонов K.M. Социальная активность и свобода личности// Социальная активность и духовное богатство личности. - Волгоград, 1980. - С.72-86; Ло-ганов И.И. Свобода личности. - М.: Мысль, 1980. - 158с.; Шубняков Б.П. Свобода общества и личность. - Ярославль: Изд-во Яр.гос.пед.ин-та им. К.Д.Ушинского, 1967. - 260с.

Анализ существующей литературы позволяет убедиться в том, что проблема свободы интересует не только философов, но и социологов, политологов, культурологов, психологов, педагогов6.

В современных исследованиях при всей их значимости основное внимание, как правило, уделяется описанию внешних проявлений свободы, её результатов, продуктов и критериев, в основном изучаются различные виды свободы при известной не разработанности ее природы и структуры. Отсюда необходимость еще раз обратиться к проблеме свободы с точки зрения ее сущности и структуры. Для понимания роли свободы и выявления ее структурных составляющих необходимо сопоставить свободу и личность, рассмотреть виды взаимодействия личности с социумом и влияние на них уровня развития свободы индивида, зависимость степени освобожденности личности от социокультурных особенностей среды, в которую погружена данная личность. Для решения всех этих конкретных вопросов представляется плодотворным провести анализ взаимосвязи уровня развития социокультурной среды с уровнем развития внутренней и внешней свободы личности.

Предметом исследования является свобода как социальное явление. Такой подход к проблеме позволяет рассматривать этот феномен комплексно, дает возможность структурирования свободы, исследования специфики и критериев свободы в зависимости от ее уровней. Постановка вопроса о природе свободы весьма актуальна еще и в том смысле, что от его решения зависит выбор направления в исследовании свободы личности в

6 Кочубей Б. Жить в обществе и быть свободным?: [Социально-политический портрет современного человека]//Знамя. - 1991. - № 10. - С. 180-202; Радаев В.В. О борьбе двух утопий: [О неолиберализме и неомарксизме]//Вопросы философии. - 1992. - № 4. - С.31-39; Кемпбелл Д. Свобода и сообщество// Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С.112-126; Шабанова М.А. Образцы свободы в реформируемой России//Социс: социологические исследования. - 2000. - № 2. - С.29-38; Кордонский С. Почем нынче свобода, равенство, справедливость?//Знание-сила. - 1996. - № 3. - 71-81; Есаулов И. Тоталитаризм и соборность: два лика русской культуры//Вопросы литературы. - 1992. - Вып. 1. - С. 148-170; Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения//Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 5. - С.5-14; Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности// Психологический журнал. - 2000. -Т. 21.-№ 1. - С. 15-25. социокультурной среде. Значимость изучения сущности свободы проявляется и в плане дальнейшего совершенствования категориального аппарата теории развития и социального познания. Тем более, что до сих пор мало изученными и дискуссионными остаются многие принципиальные вопросы, связанные с этим феноменом.

Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы провести социально-философский анализ свободы, ее специфики в различных состояниях социального бытия и проявления в различных типах личности, изучение структурных составляющих свободы и способов достижения максимального освобождения личности.

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач:

1.На основе изучения свободы в гносеологическом, онтологическом, аксиологическом направлениях в истории философии, категориального анализа свободы и ее социально-философского осмысления заново определить сущность этого понятия.

2. Опираясь на сущность и содержание свободы, как социально-философского понятия, рассмотреть ее структурные составляющие.

3. Определив основные виды взаимодействия личности и общества, выявить типы личности по их отношению к свободе.

4. Исследовать специфику свободы на разных уровнях и охарактеризовать такие ее составляющие, как внутренняя и внешняя свобода.

5. Исходя из понимания творчества как сферы реализации способностей человека, доказать, что именно в творчестве личность может достичь состояния максимальной свободы.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Методологической основой диссертации являются онтологический, системный и конкретно-исторический подходы. Онтологический аспект анализа позволяет рассмотреть реалии бытия человека в мире в состоянии свободы и несвободы. На основе его дается уточнение понятия свободы. Системно-структурный подход при анализе свободы дает возможность раскрыть структуру данного феномена, выявить такие ее составляющие, как социальная и индивидуальная, внутренняя и внешняя свобода. При анализе свободы личности необходимо использовать и конкретно-исторический подход, который позволяет показать способы реализации состояния свободы личности.

Научная новизна исследования связана с самим подходом к проблеме свободы в плане личностного аспекта, предложенное определение свободы позволяет выделить и обосновать ее основные особенности в различных типах общества.

Впервые на уровне диссертационного исследования предпринята попытка анализа структуры свободы, взаимосвязи ее элементов и сделана попытка типологизации личности по отношению к свободе. В этой связи комплексно рассмотрена взаимосвязь свободы личности и общества, проведен анализ влияния различных уровней социокультурной среды на становление и развитие свободы личности. В отличие от традиционного подхода, который предполагает изучение свободы как условия творчества, в данной работе творчество рассматривается как способ достижения максимального освобождения.

Результаты проведенного исследования можно сформулировать в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. На основе социально-философского анализа свободы по-новому определено это понятие, согласно которому свобода может быть понята как определенный уровень духовного развития индивида, при котором человек способен, творчески перерабатывая окружающую его действительность, сохранять свою внутреннюю целостность, независимо от влияния различных социокультурных факторов.

2. На основании отношения свободы к объекту выявлена структура свободы, такие ее составляющие, как социальная и индивидуальная свобода, последнюю в свою очередь можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Существование свободы на разных уровнях позволяет выявить специфику каждого из них. Анализ уровней свободы и механизмов влияния социума на становление и развитие личности, выявление в зависимости от отношения к уровням свободы видов взаимодействия личности и общества дает основание для определения характерных типов личности.

3. Доказано на основе изучения влияния социокультурной среды на личность на всех уровнях, что свобода личности зависит от состояния культуры социума, в котором происходит взаимодействие личности и общества, и уровня культуры личности.

4. Определено, что творчество является способом достижения личностью внутренней свободы, возможностью вырваться за пределы ограничивающих ее социокультурных рамок. В то же время утверждается, что эти возможности творчества не могут быть реализованы полностью, поскольку личность в своем микрокосме продолжает сохранять связь со своей социальной природой.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в разработке актуальной проблемы социальной философии — проблемы свободы. Полученные выводы открывают возможность для дальнейшего философского осмысления свободы как фактора, который позволяет дать более основательное философское осмысление состояния общества на различных его этапах и самоощущения личности в социокультурной среде. Диссертационное исследование позволяет использовать его итоги в качестве теоретической основы при составлении программ различного уровня по формированию культуры личности. Результаты работы имеют выход не только в научную, но и практическую деятельность поскольку возможности свободы не могут быть безграничны, нуждаются в моральных ограничениях и тем самым на первый план выдвигаются задачи нравственного воспитания, поиски путей и средств гуманизации и усвоения этических норм и ценностей. Полученные результаты могут быть использованы при чтении курсов по социальной философии, социальной антропологии, социальной психологии, культурологии и философской антропологии, спецкурсов по проблемам "Культура и свобода", "Культура и личность".

Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертационного исследования отражены в ряде научных публикаций. Положения диссертации обсуждались на региональных и межвузовских научно-теоретических конференциях: «Диалог и понимание в бытии человека и общества» (Саратов, май 1996) — выступление на тему «Свобода и ценности», «Человек в современном мире: философия, наука, образование» (Саратов, апрель 1997) — выступление на тему «Свобода личности и бытие человека», «Взаимодействие науки, философии и культуры в бытии человека и общества» (Саратов, май 1997), «Онтология и психология творчества» (Саратов, ноябрь 2000г.) — выступление на тему «Творчество и свобода личности», «Жизненный мир человека: пространство, рефлексия, ценности» (Саратов, декабрь 2000г.) — выступление на тему «Свобода и личность: проблема взаимосвязи», «Разум и культура» (Саратов, октябрь 2001г.) — выступление на тему «Рациональность и свобода личности»; "Жизненный мир философа "серебряного века" (Саратов, декабрь 2001г.) — выступление на тему "Свобода личности в философии и поэзии "серебряного века".

Материалы диссертации обсуждались на аспирантском семинаре философского факультета СГУ в ноябре 2000г. и на заседании кафедры философии культуры и культурологии Саратовского государственного университета в декабре 2001г.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Вакулич, Надежда Романовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в диссертации анализ исследования свободы в истории философии, изучение свободы в социально-философском аспекте позволили по-новому определить этот феномен, согласно которому свобода — это определенный уровень духовного развития индивида, при котором человек способен, творчески перерабатывая окружающую его действительность, сохранять свою внутреннюю целостность, независимо от влияния различных социокультурных факторов.

Рассмотрение свободы в многонаправленности ее социальных связей и проявлений привело к выявлению ее структуры. По структуре свобода подразделяется на социальную и индивидуальную. Взаимосвязь этих двух структурных составляющих выражается в том, что индивидуальная свобода — есть проявление социальной свободы. Вместе с тем, социальная свобода включает в себя всю полноту индивидуальных свобод. Утверждается, что индивидуальная свобода, в свою очередь, подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешнюю свободу можно определить как отсутствие ограничений со стороны социума, что касается внутренней свободы, то она видится как состояние, при котором индивид ощущает себя свободным от давления со стороны макрокосма.

В процессе исследования было доказано, что ограничения свободы не исчерпываются внешним воздействием, обусловленным влиянием на человека микро-, мезо- и макросоциальная средой. Существуют и внутренние ограничения, которые исходят непосредственно от индивида и обусловлены теми моральными нормами, которые он исповедует и принимает как свои.

Выявлены определенные существующие в обществе типы личности, которые обусловлены уровнем развития личностной свободы: несвободная личность; личность, осознающая степень своей внешней несвободы, но принимающая данное состояние для сохранения комфортности своего существования; свободная от различных внешних ограничений, но закрепощенная своей внутренней несвободой личность; личность с таким уровнем внутренней организации, характеризующаяся как эгокосмизм; внутренне свободная личность, сумевшая осознать все прежние ограничения, творчески их переработать и трансформировать и тем самым перейти на качественно новый уровень духовного развития.

Определено, что в процессе творчества личность имеет возможность достичь состояния свободы. Освобождаясь от действительных отношений с социумом, индивид творит квазиреальность, в которой ощущает себя независимым от социальной среды и выполняемых им в ней ролей, обретает новые возможности и ипостаси. Тем самым творчество выступает, как один из вариантов достижения свободы, который в действительности не является абсолютной свободой, поскольку и в этом состоянии личность несет в себе груз усвоенных социальных связей, ценностей и норм.

Социально-философский анализ свободы позволяет структурно определить содержание свободы по отношению к личности и типы личности по их отношению к свободе, открывает перспективы дальнейшего изучения соотношения личности и свободы на современном этапе в условиях возрастающих тенденций демократизации общества, а стало быть и возрастания свободы личности; в ситуации раскрывающейся перед обществом и личностью возможности информационного прорыва, дающего эффект освобождения в сфере познания внешнего мира и самого себя.

Представляется перспективным дальнейшее исследование соотношения свободы и личности не только в теоретическом, но и в практическом аспекте поскольку возможности свободы не могут быть безграничны, нуждаются в моральных ограничениях и тем самым выдвигаются на первый план задачи нравственного воспитания, поиски путей и средств гуманизации и усвоения этических норм и ценностей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Вакулич, Надежда Романовна, 2001 год

1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода//Вопросы философии. - 1992. - № 8. -С. 146-157;

2. Абрамов М.А. Неопределенность свободы//Вопросы философии. 1996. - № 10. -С58-70;

3. Абрамов М.А. Ф. Хатчесон, Д. Юм и кальвинизм о свободе во-ли//Общественная мысль: исследовании и публикации. М.: Наука, 1993. -Вып. 4. - С. 76-88;

4. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смире-ния//Психологический журнал. 1999. - Т. 20. - № 5. - С.5-14;

5. Аквинский Ф. Сумма теологии//Вопросы философии. 1997. - № 9. - С. 163178;

6. Аксаков К.С. Рабство и Свобода//Москва. 1991. - № 8. - С.197-201;

7. Алексеев O.A. Философия свободы И.Г. Фихте и феномен несогласия //Фихте и конец XX века: «Я» и «Не-Я». Уфа, 1992. - С. 107-111;

8. Английские материалисты XVIII века: Собрание произведений: В 3 т. М.: Мысль, 1967-1968. - Т.1. - 445 е.; - Т.2. - 405 е.; Т.З - 550с.;

9. Андреев Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М.: Московский рабочий, 1994. - 333с.;

10. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969. - 576с.;

11. Араб-оглы Э. Свобода//Философская энциклопедия. Т.4. - М.: Советская энциклопедия, 1967. - С.559-561;

12. Аскин Я.Ф. Категория творчества и проблемы детерминации//Социальное знание: логико-методологический анализ. Саратов: СГУ, 1987. - 140с.;

13. Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. М.: Мысль, 1977. - 188с.;

14. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля//Вопросы философии. 1995. - № 1. - С.52-69;

15. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в этике Спинозы//Асмус В.Ф. Избранные философские труды. -М.: МГУ, 1971. Т.Н. - 412с.;

16. Астафьев П.Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки . МД882 - 156с.;

17. Астафьев П.Е. Страдания и наслаждения жизни. СПб, 1885 - 70с.;

18. Астафьев П.Е. Чувство как нравственное начало. М., 1886 - 84с.;

19. Афанасьева O.B. Творчество: свобода и необходимость: (Сущность творчества. Пути повышения творческой активности). М.: Юрид.ин-т МВД РФ, 1995. - 107с.;

20. Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987.-574с.;

21. Баллаев А.Б. Свобода и равенство в младогегельянстве (К.Штирнер и К.Маркс)//От абсолюта свободы к романтике равенства. М.: Ин-т философии РАН, 1994. - С.50-66;

22. Бальмонт К. Избранное. М.: Правда, 1990. 608с.;

23. Басин Е.Я. Творчество и эмпатия//Вопросы философии. 1987. - № 2. -С.54-66;

24. Батищев Г.С. Познание творчества//Природа. 1986. - № 6. - С.50-59;

25. Белов В.Н. Проблема свободы: варианты решения//Человек, культура, история. Саратов, 1993. - С. 113-120;

26. Белый А. Стихотворения. Саратов: Привол. Кн. Изд-во, 1989. - 176с.;

27. Бергсон А. Время и свобода воли. Собрание сочинений. В 4 томах. М., 1992. Т. 1. - 325с.;

28. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 384с.;

29. Бердяев H.A. О творческой свободе и фабрикации душ//Даугава. Рига, 1989.-№6.-С. 102-105;

30. Бердяев H.A. Парадоксы лжи//Человек. 1999. - № 2. - С. 102-108;

31. Бердяев H.A. Проблема человека. К построению христианской антрополо-гии//Бердяев H.A. Самопознание. -М.: Книга,1991. 445с.

32. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -607с.

33. Богомолов A.C. Детерминизм, спонтанность и свобода в философии Де-мокритаУ/Вопросы философии, -1982,- № 3.- С. 119-128;

34. Богоявленская Д.В. «Субъект деятельности» в проблематике творчест-ва//Вопросы психологии. 1999. - № 2. - С.35-41;

35. Брюсов В.Я. Избранное. М.: Правда, 1984. - 464с.;

36. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415с.

37. Булычев И.И. Онтологическое содержание категорий «активность» и «сво-бода»//Социальная активность и свобода личности. Волгоград: ВГПИ, 1981. - С.115-126;

38. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. М.: Мысль, 1975. - 206с.41 .Бычко И.В. В лабиринтах свободы. М.: Политиздат, - 1976. - 159с.

39. Бычко И.В. Познание и свобода. М.: Политиздат, 1969. - 215с.

40. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1971. Т.1. -590с.

41. Введенский А.И. Философские очерки. Вып 1 СПб., 1901. - 212с.

42. Виндельбанд В. О свободе воли//Вильгельм Виндельбанд. Избранное. Дух и история. М.:Юрист, 1995. - С.508-640.

43. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столе-тия//Вильгельм Виндельбанд. Избранное. Дух и история М.: Юрист, 1995. -С. 294-343.

44. Витгенштейн JI. Философские работы. М.: «Гнозис», 1994. - 520с.;

45. Воложанина М.Н. Свобода личности как предмет социально-философского анализа: Автореф. дис. . канд. филос. наук/ Моск. пед. гос.ун-т им.В.И.Ленина. Специализир. совет К.053.01.07. М., 1991. - 15с.;

46. Волошин М. Избранное. Минск: Мастацкая лггаратура, 1993. - 479с.;

47. Вольтер. Философские сочинения. -М.: Наука, 1988. -751с.;51 .Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М: Республика. - 1994. -368с.;

48. Гаджиев К.С. Размышления о свободе//Вопросы философии. 1993. - № 2. -С.33-46

49. Гайденко П.П. Под знаком меры: (либеральный консерватизм П.Б.Струве)//Вопросы философии. 1992. - № 12. - С.54-64;

50. Гайденко П.П. Философия свободы Николая Бердяева//Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1996. - 486с. - С.121-135;

51. Гальцева Р. Роковое слово//Новый мир. 1993. - № 9. - С. 164-171

52. Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. М.: Наука, 1992.-205с.;

53. Ганюшкин Б.В. К вопросу о концепции интеллектуальной свободы в современном обществе: (Филос.- правовые аспекты)//Моск. журнал, между-нар. права = Moscow j. of intern. Law. 1992. - № 3. - С. 3-18

54. Гартман H. Эстетика. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958. - 692с.

55. Гасилин В.Н. Русская религиозная философия: сущность, особенность, перспективы/УПространственность развития и метафизика Саратова. Саратов: ПАГС, 2001. - С.33-40

56. Гегель Г Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Т.1. - 452с. -С.143.

57. Гегель Г.В.Ф. Наука логики//Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974.-Т.1.-452с.

58. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского//Вопросы философии. -1994.- № 1.- С.87-101;

59. Гирусов Э.В. Никитин Е.Д. Проблема творчества и биосфера//Педагогика. -1988. -№2. -С.28-32;

60. Гоббс Т. Избранные произведения в двух томах. М.: Мысль, 1964. Т.1. -583с.,-Т.2.-748с.;

61. Голубенко В.П. Свобода и необходимость. М.: Наука, 1974 - 200с.;

62. Гольбах П. Избранные произведения: в 2 томах. М. .: Наука, 1963. - Т.1. -715с.;

63. Горан В.П. О некоторых методологических функциях категории «свободам/Методологические проблемы исторического материализма. Барнаул: Изд-во Алтайского политехнического института, 1976. - С. 191-194;

64. Грушин Б.А. Возможность и перспективы свободы//Вопросы философии -1988.-№5.-С.З-18;

65. Грюнбаум А. Свобода воли и законы человеческого поведения//Вопросы философии 1970. - № 6. - С.62-74;

66. Гуин Ле У. Волшебник Земноморья. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. - 560;71 .Гуткина И.М. Культурное пространство личности// Личность в пространстве России. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2000. 198с. - С. 158-166;

67. Давидович В.Е. Грани свободы. М.: Молодая гвардия, 1969. - 224с.;73 .Давидович В.Е. Проблемы человеческой свободы. Львов: Львовский университет, 1967. - 248с.;

68. Давидович В.Е., Каган М.С. Диалектика свободы и необходимо-сти//Философские науки. 1985. - № 4. - С.51-58;

69. Давыдов Ю. П. Труд и свобода. М.: Высшая школа, 1964. - 132с.;

70. Декарт Р. Сочинения: в 2 т., М.: Мысль, 1989, 1991. Т.1. - 654с.;

71. Демокрит. Тексты, переводы, исследования/Сост. С.Я.Лурье/,- Л,- 1970,-384с.;

72. Диденко В.Д. Искусство, человек, противоречия культуры // Философские науки. М., 1989. - № 5. - С.81-88;

73. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов (пер. М.Л. Гаспарова).- М.: Мысль, 1998. 570с.;

74. Дубровин А. Общество, личность, искусство // Коммунист. 1982. - № 4. -С.113-116;

75. Ершов Ю.А. Пределы свободы и беспредел индивидуализма//Человеческая ориентация социального и научно-технического прогресса. Новосибирск, 1992.-Ч. 1. - С.93-97;

76. Есаулов И. Тоталитаризм и соборность: два лика русской культу-ры//Вопросы литературы. 1992. - Вып. 1. - С. 148-170;

77. Зотов А.Ф. Метафизика свободы//Свободная мысль. 1992. - № 3. - С. 106114;88.3отов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX — начала XX века. М.: Высшая школа, 1988. - 520с.;

78. Иванов В.А. О свободе определения и об определении свобо-ды//Философские науки 1990. -№11.- С.100-104;

79. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431с.;

80. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.2:Кн. 2. М.: Рус. кн., 1993. -479с.;

81. Истины и ценности на рубеже ХХ-ХХ1 веков. М., 1992. - 237с.

82. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов: СГУ, 1988. -Ч.П.-190с.;

83. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопро-са//Вопросы философии. 2001. - № 6. - С.52-67;

84. Калмыков Р.Б. Анатомия свободы. Иваново: Ивановский ГУ, 1995. - 25с.;

85. Камю А. Бунтующий человек. М.: Издательство политической литературы, 1990. - 414с.;

86. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде// Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.-С. 222-318;

87. Камю А. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990. - 602с.;

88. Кант И. Сочинения. М.: Мысль, 1964, 1965. Т.З. 799 е., - Т. 4.- 544с.;

89. ЮО.Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО «Комплект», 1993. - 351с.;

90. Кемпбелл Д. Свобода и сообщество//Вопросы философии. 1992. - № 12.1. С.112-126;

91. Ю2.Клервоский Бернар. О благодати и свободе воли.Соруп§Ь1 РХГИ, 1996-1997//ЯУ8/Ьетаг.-НШ.Ш. -П. 4

92. Коган Л.А. Триединство свободы//Вопросы философии. 1997. - № 5. -С.31.

93. Ковалев С.М. О человеке, его порабощении и освобождении. М., 1970. -303с.

94. Козин Н.Г. Природа, культура, свобода//Категории и ценности культуры. -Саратов: СГУ, 1994. 112с.

95. Юб.Козин Н.Г. Творчество и основы его детерминации//Философские вопросы теории творчества. Саратов: СГУ, 1992. 135с.

96. Коллинз А. Философские исследования человеческой свободы//Английские материалисты ХУШ века. М. Мысль, 1968. Т. 2. - 405с.

97. Кондратьева О.И. Самоутверждение личности: необходимость и свобо-да//Проблемы социального познания. Новосибирск: НГУ, 1980. - С. 134143;

98. Коноплев И.А. «Два града» блаженного Августина (онтологические основания философии истории)//Человек. 1998. - № 1. - С. 67-81;

99. ПО.Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей//Полис. 1993. - № 2. - С. 97-106;111 .Кордонский С. Почем нынче свобода, равенство, справедли-вость?//Знание-сила. 1996. - № 3. - 71-81;

100. Коротков Н.Д. Кризис философии католицизма. Киев: изд-во полит. Литературы, 1987. - 173с.;

101. И.Косолапов Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М.: Политиздат, 1969. - 96с.;

102. Кочубей Б. Жить в обществе и быть свободным?: Социально-политический портрет современного человека.//Знамя. 1991. - № 10. -С. 180-202;

103. Кузина Е.Б. Критический анализ эпистемологических концепций постпозитивизма. М: МГУ, 1988. - 148с.;

104. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - 384с.;

105. Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество//Вопросы философии. М., 1992. -№ 12.-С.112-126;

106. Лахин Л.А. К вопросу о внутренней свободе личности//Свобода и справедливость. Ниж. Новгород, 1993. - 142с. - С.79-81;

107. Левин Г.Д. Свобода воли// Вопросы философии. 2000. - № 6. - С.71-86;

108. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ//Вопросы философии. 1997. - № 1. - С.56-68;

109. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: Канон, 1995. 512с.;

110. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной//Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. М. 1982-1989. - Т.2. -686с.;

111. Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрожде-ние?//Вопросы философии. 2001. - № 2. - С.56-65;

112. Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм// Вопросы философии. 2001. - № 4. - С.3-9;

113. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности// Психологический журнал. 2000. - Т. 21. - № 1. - С.15-25;

114. Лобанова Б.Е. Философия и социология творчества. Саратов: СГУ, 1983. - 152с.;

115. Логанов И.И. Свобода личности. М.: Мысль, 1980. - 158с.;

116. Локк Дж. Сочинения: в 3-х т. М.: Мысль, 1985, 1988. Т. 2. -560с., Т.З. -669с.;

117. Лосев А.Ф. Дерзания духа. М.: Политиздат, 1988. - 366с.;

118. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. -368с.;

119. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: ,1994. - 393с.;

120. Лютер Мартин. О рабстве воли// Эразм Роттердамский. Философские произведения. М-. Наука. 1987. - С.290-545.

121. Макарова Е.А. Тоталитаризм и ценности личной свободы в учении H.A. Бердяева// Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996. - С.68-74;

122. Макиавелли Н. Избр. Соч. М. 1982. - 386с.;

123. Максимов A.M. Измерения свободы. Екатеринбург, 1994. - 151с.;

124. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс: Культура, 1992.-415с.;

125. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Издат-во полит лит-ры, 1974. -Т.20. - С.5-326.;

126. Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. М.: Издат-во полит лит-ры, 1955 - Т.З. -630с.;

127. МарксК, Энгельс Ф. Сочинения. М.: Издат-во полит лит-ры, 1974. — Т.42.-С.113-127;

128. Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. М.: Издат-во полит лит-ры, 1975 - Т.46. -4.1. - С.51-184;

129. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. -318с.;

130. Мелик-Пашаев A.A. A.C. Пушкин и психология художественного творчества// Вопросы психологии. 1999. -№5.-С. 101-107;

131. НЗ.Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века (критические очерки). М.: Мысль, 1983. - 247с.;

132. Миголатьев A.A. Проблема свободы и ответственности человека// Социально-политический журнал. 1998. - № 4. - С.49-62.;

133. Миголатьев A.A. Философия человека: (Некоторые проблемы теории и методологии). М., 1995. - 100с.;

134. Михайлов М.Н. Свобода как феномен творчества// Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений. Нижний Новгород, 1993. - 142с.;

135. Мосиенко А.Н. К вопросу о сущности свободы//Философия и современность. Саратов, 1990. - Вып. 2. - С. 96-105;

136. Мотрошилова Н.В. «Рождение и развитие философских идей». Историко-философские очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991.- 464 С.;

137. Мотрошилова Н.В. Идейная борьба вокруг философии Спинозы: К пробл. соотношения детерминизма и свободы//Философские науки. 1982. -№ 6. -С.120-130;

138. Мунье Э. Надежда отчаявшихся. М.: Искусство, 1995. - 238с.;

139. Мунье Э. Персонализм//Французская философия и эстетика XX века. М.: Искусство, 1995. - 271с.;

140. Мхитарян Г.Е. Свобода и историческая необходимость. Ереван: Айастан, 1976.-283с.;

141. Нагорная JI. Понимание свободы в русском неохристианстве//Русская идея. Барнаул, 1992. - С. 107-121;

142. Нарский И.С. Категория свободы у Канта//Кантовский сборник. Калининград: КалГУ, 1993. - Вып. 17. - С. 12-21;

143. Невважай И.Д. Свобода и знание- -Саратов: СГАП, 1995. 204с.;

144. Нежданов П. Нравственность. М., 1898. 72с.;

145. Неклесса А.И. Трансмутация истории//Вопросы философии. 2001. - № 3. - С.58-71.;

146. Неретина С.С. Абеляр и Петрарка: пути самопознания личности: текстологический анализ//Вопросы философии. 1992. - № 3. - 134-160;

147. Никандров Н.Д. Духовность — залог свободы человека//Школа духовности. 1998.-№ 2. - С.40-44;

148. Никифоров А.П. Деятельность и свобода//Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. - С.339-346;

149. Николаева JI.B. Свобода необходимый продукт социального прогресса. -М.: МГУ, 1964. -292с.;

150. Никонов K.M. Социальная активность и свобода личности//Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград: Волг. пед. ин-т, 1980. - С.72-86;

151. Ниринг С. Свобода: обещание и угроза. Критика культа свободы. М.: Прогресс, 1964. - 292с.;

152. Ницше Ф. Ессе Homo // Ницше Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1990. - Т.2. -829с.;

153. Ницше Ф. Воля к власти. М.: Транспорт, 1995. - 301с.;

154. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Прогресс, 1994. - Т.2. - 506с.;

155. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое (отдел пятый: Признаки высшей и низшей культуры) // Ницше Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1990. -Т.1. - 831с.;

156. Хосе Ортега и - Гассет: Философия. Эстетика. Культура. - М., 1993. -643с.

157. Павлов А.Т. К вопросу о своеобразии русской философии//Вестник МГУ. Сер.7, Философия. 1992. - № 6. - С.27-35;

158. Павлович П.А. Детерминанты человеческой свободы//Социальный детерминизм и научно-технический прогресс. JL: ЛГУ, 1982. - С.124-134;

159. Паркин В.Ф. Диалектика свободы и необходимости при социализме. М.: Высшая школа, 1973. - 144с.;

160. Пахоный А.Ф. Свобода и ответственность (социологический аспект проблемы). Харьков, 1972. - 159с.;

161. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков/Под. ред. Г.Л. Тульчинского, М.С.Уварова. СПб.: Але-тейя, 2000.-415с.;

162. Письменная Н.В. Индивидуальность художника и свобода творчества: (Философские аспекты). Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1992. -17с.;

163. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах. Т.1. -М.: Госполитиздат, 1956. - 847с.;

164. Польские мыслители эпохи Возрождения. М.: Академия наук, 1960. -318с.;

165. Помпонацци Пьетро. Трактаты "О бессмертии души" и "О причинах естественных явлений или о чародействе". М.: АОН, 1990. 318с.;

166. Помыкалов В.В. Свобода и социальная активность: проблема соотноше-ния//Социальная активность. Вып. 3. - Челябинск: ЧГПИ, 1976. - С. 42-52;

167. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.:МФКИ, 1992. - Т. 2. -526с.;

168. Прат Н. Лосев и тоталитаризм//Вопросы философии. 2001. - № 5. - С. 78-85;

169. Радаев В.В. О борьбе двух утопий: О неолиберализме и неомарксизме. //Вопросы философии. 1992. - № 4. - С.31-39;

170. Раппапорт А.Г. Концепции и реальность//Советское искусствознание. -М.: Советский художник, 1991. 540с. - С.41-57;

171. Рахманин В. Свобода и необходимость в истории. Воронеж: ВГУ, 1960. -64с.;

172. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. -СПб.: Петрополис, 1997. 880 С.;

173. Риккерт Генрих. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1988. -413с.;

174. Роттердамский Эразм. Философские произведения. М: Наука, 1987. -703с.;

175. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. М.: Художественная литература, 1983.-239с.;

176. Рубанов Г.В. Свобода личности в идеологических действиях//Социальные действия в переходный период. Минск: Б.И.,1991. - С.26-28;

177. Руджеро Г. Де. Что такое либерализм//0 свободе: Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С.220-294;

178. Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства среди людей. М., 1957. - 204с.;

179. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. - 175с.;

180. Самченко В.Н. Размышления о свободе//Философские науки. 1991. - № 4.-С. 3-15;

181. Сартр Ж. -П. Экзистенциализм -это гуманизм// Сумерки богов. М.: Издательство политической литературы, 1989. - С. 319-344;

182. Свинцов В. Логическая культура личности и общества//ОНС: Общественные науки и современность. 1993. - № 4. - С. 114-124;

183. Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений. Нижний Новгород, 1993.- 142с.

184. Семенко В. Две свободы//Новый мир. 1993. - № 9. - С. 156-171;

185. Семенов C.B. Идея свободы и ее радикальная интерпретация в Британии XVIII века // Проблемы истории и историографии зарубежного мира. Самара: СамГУ, 1994. - С.25-33;

186. Сеченов И.М. Учение о несвободе воли с практической стороны // Вестник Европы, 1881. № 1. - С.34-40;

187. Смирнов А.И. Социальная активность личности и свобода творчества// Социальная активность и свобода личности. Волгоград: ВГПИ, 1981. -С.22-34;2Ю.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996. -400с.;

188. Сокол ob B.B. Спиноза. M.: Мысль, 1973. - 224с.;

189. Соловьев В. Сочинения. М., 1990. - Т.1. - 892с.;

190. З.Сорокин В. Иллюзии души и реалии духа//Искусство кино. 1991. - № 11. - С.18-21;

191. Сосновский H.A. Теология свободы: искушение истматом// Восток = Oriens. 1992. - № 1. - С.79-89;

192. Социальная активность и свобода личности. Волгоград: ВГПИ, 1981. -136с.;

193. Социальная теория и современность. М., 1995. - 241с.;

194. Социальное пространство свободной мысли: Субъективные заметки об объективной ситуации//Свободная мысль. 1993. - № 10. - С.3-16;

195. Социальные проблемы теории творчества. М., 1992. - 68с.;

196. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Госполитиздат. 1957. -727с.;

197. Старостин В. Свобода как ценностная ориентация: кентаврический аспект // Вестник РГГУ. 1996. - № 1. - С. 196-204;221 .Стемповская В.И. Социализм и свобода. М.: Наука, 1975. - 120с.;

198. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся// Искусство кино. 1991. - № 11. - С.6-17;

199. Судаков А.К. Трансцендентальные предпосылки человеческой свободы у Канта/ЛДенности культуры и современная эпоха. М., 1990. - С.99-106

200. Сурожский А. О свободе и призвании человека// Человек, 1993. № 3. -С. 71-84;

201. Табидзе О.И. Ценностный аспект творчества//Вопросы философии. 1981. - № 6. -С.124-130;

202. Тарасов К.Е., Кельнер М.С. «Фрейдо-марксизм» о человеке. М.: «Мысль», 1989. -211с.;

203. Трубецкой E.H. Право и нравственность // Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб, 1997. - 384с.;

204. Тульчинский Г.Л. Об одной ошибке русской философии// Вопросы философии. М., 1995. - № 3. - С.83-94;

205. Тульчинский Г.Л. Российский потенциал свободы // Вопросы философии. -М., 1997.-№32.-С. 16-30;

206. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2т. СПб.: София, 1991. - 351с.;

207. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1955. 676с.;

208. Философия и современность. Саратов: СГУ, 1990. - Вып. 2. - 127с.;

209. Философия культуры. Самара, 1993. - 127с.;

210. Фихте И.Г. Сочинения. Т.1. - СПб.: Мифрил, 1993. - 686с.;

211. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511с.;

212. Франк С. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 478с.;

213. Франк С.Л. Смысл жизни. 2-е изд. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1992. -132с.;

214. Французская философия и эстетика XX века. М.: Искусство, 1995. -271с.;

215. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.-С. 94-142.;

216. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 272с.;

217. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430с.;

218. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. - 330с.;

219. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 447с.;

220. Хвостова К.В. Понятие свободы в рамках византийской политическо-правовой доктрины//Власть и правовая культура в средневековой Европе. -М., 1992. С.78-88;

221. Хомяков A.C. Сочинения: В 2т. Т.2. М.: Моск. филос. фонд: Медиум, 1994.-478с.;

222. Храповицкий Антоний иеромонах. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. СПб. 1888;

223. Чанышев A.A. Этика Шопенгауэра: теоретический и мировоззренческий аспекты// Вопросы философии. 1988. - № 2. - С. 142-150;

224. Человек и социокультурная среда. М.: РАН, 1992. - 263с.;

225. Шабанова М.А. Образцы свободы в реформируемой России//Социс: социологические исследования. 2000. - № 2. - С.29-38;

226. Шаповалов В. Человеческая внерациональность и свобода личности// Свободная мысль. 1994. - № 1. - С.75-84;

227. Шаповалов В.Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество//Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 1992. - № 6. - С.71-79;

228. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. - 572с.;

229. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 343с.;

230. Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки)//Вопросы философии. 2001. - № 2. - С.107-115;

231. Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма// Шеллинг Ф.В. Сочинения. М.,1987. - Т.1. - 369с.;

232. Шеллинг Ф.В. Философские исследования о сущности человеческой свободы// Шеллинг Ф.В. Сочинения. М.,1989. - Т.2. - 638с.;

233. Шестов JI. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М.: Прогресс, Гнозис, 1992. - 302 е.;

234. Шестов JI. На весах Иова (Странствование по душам) сочинения: В 2 т. -Т.2. - М.: Прогресс, Гнозис, 1993. - 551с.;

235. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993. 627с.;

236. Шопенгауэр А.О свободе воли// Философия и жизнь. 1991. - № 10. -С. 14-37;

237. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М: Республика, 1992. -448с.;

238. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1998. 607с.;

239. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире//Вопросы философии. 1994.- № 1.- С.85-86;

240. Штекль А. История средневековой философии. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1996. 307с.;

241. Шубняков Б.П. Свобода общества и личность. Ярославль: Изд-во Яр.гос.пед.ин-та им. К.Д.Ушинского, 1967. - 260с.;

242. Шулындин Б.П. Свобода, справедливость и реформы//Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений. Материалы конференции Нижний Новгород: Волго-Вятский кадровый центр, 1993. - С.8-12;

243. Этика любви и метафизика своеволия. Проблемы нравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1982. - 287с.;

244. Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991. - 575с.;

245. Юм Д. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1965. Т. 1. - 847с.;

246. Юришинец И.П. Бунт и свобода личности в философии Альбера Камю: (К критике идейных истоков левого радикализма) // Проблемы философии. -Киев: КГУ, 1986. вып.70. - С.97-103.;

247. Якобе В. Происхождение зла и человеческая свобода и трансцендентальная философия и метафизика//Вопросы философии. 1994. - № 1. - С. 102110;

248. Яковлев Н.А. Три сферы свободы/Ютчуждение, ранний социализм и противоречия перестройки. М., 1990. - С.47-64;

249. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 528 е.;

250. Яценко JI. В. Природа творческой деятельности (философско-методологический анализ). Дисс. докт. филос. наук. М., 1986. - 43с.;

251. Badaloni N. е Museetta .С. Labriola, Croce, Gentile. Roma-Bari, 1977. -141р.

252. Delogu A. Ne'rivolta ne'rassegnazione. Saggio su Merleu-Ponty. ETS. - Pisa, 1980- 164p.

253. Gowans C.W. Intimacy, freedom, and unique value: a «Kantian» account of the irreplaceable and incomparable value of persons//Amer. Philos. Quart. Oxford, 1996.-Vol. 33.-№ 1.-P. 75-89.

254. Horney K. Neurosis and Human Growth. The Struggle towards self Realization.- N.Y. 1950. - P. 17.281.1ncandela J. M. Duns Scotus the experience of human freedom //Thomist. -Wash., 1992. Vol. 56. - № 2. - P. 229-256.

255. Naylor F. Freedom and respect in multicultural society //J. Of appl. philosophy.- Abingdon. 1991. - Vol. 8. № 2. - P. 225-230.

256. Schleifer J.T. Tojqueville and some American views of liberty// Liberty /liberte. -Wash., 1991.-P. 51-69.

257. Treadgold D.W. Freedom, a history. N. Y.; L.: New York Univ. Press., 1990. -VIII.-461 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.