Стереотипы поведения в истории культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Бабаева, Анна Владимировна

  • Бабаева, Анна Владимировна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 1998, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.02
  • Количество страниц 153
Бабаева, Анна Владимировна. Стереотипы поведения в истории культуры: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.02 - Историческая культурология. Санкт-Петербург. 1998. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Бабаева, Анна Владимировна

Введение.С. 3.

Глава I. СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИИ.

1. Понятие "стереотип поведения".С. 14.

2. Стереотип поведения в системе культуры. С. 40.

Глава II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.

1. Восток и Запад : особенности стереотипов поведения.С. 71.

2. Стереотипы поведения в истории русской кулыуры. С Л 03.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стереотипы поведения в истории культуры»

Актуальноспъ темы исследования; Многообразие существующих кулыур, а также стремительно растущая необходимость более тесного общения различных социокультурных групп между собой рождает проблему диалога культур. Она становится актуальной для отечественной научной мысли еще и потому, что Россию захлестнул поток инокультурных влияний. Но взаимопонимание невозможно без рассмотрения отличительных черт культур. Одним из внешних факторов, показывающих отличительные черты культуры являются стереотипы поведения. Культурные стандарты охватывают все сферы человеческой жизни и выражаются в особых символических формах: обрядах и ритуалах, художественных стилях и религиозных уставах, стереотипах сознания и поведения, системах мировоззрения и образа жизни. Именно диалог приводит всю систему символических форм в сферу взаимного понимания и принятия . Общество, чтобы функционировать как единое целое, как сложная социокультурная система, должно установить рамки для поведения человека. Регуляция поведения осуществляется с помощью различных механизмов. Но основным регулирующим фактором выступают существующие в обществе базовые ценности и нормы поведения. В обыденной жизни стереотипы поведения стабилизируют и упорядочивают образ жизни. Хотя человек и стремится к вариативности, многообразие поведения никогда не бывает беспредельным. В противном случае невозможно было бы общение между людьми, их объединение в различного рода социокультурные объединения. На упорядочение вариантов поведения направлена тенденция унификации, которая проявляется в выработке общих ( для группы) программ поведения. Включение человека в культуру начинается с усвоения принятых норм поведения и общения. В процессе социализации транслируются алгоритмы выработки поведенческой линии. Именно эта сторона достаточно точно и весьма дифференцированно отражает специфику конкретной культуры, ее изменения.

При более общем рассмотрении культура выступает как целостное образование. Это предполагает выработку не только единых правил поведения, но и общей памяти и единой картины мира.

Сегодня проблема диалога культур занимает все большее место в отечественной и зарубежной научной литературе . Возросший интерес к данной проблеме объясняется спецификой культурного развития общества в XX веке. В настоящее время типологически различные культуры "втягиваются в одно духовное пространство: странно и мучительно сопрягаются друг с другом"1.

Диалог культур предполагает не только взаимопонимание и общение между различными культурными образованиями, но и требует духовного сближения культурных регионов,сформировавших свой комплекс отличительных черт. Диалог - это не только необходимая форма существования современных культур, но и процесс"прочтения" и понимания этих культур. Стереотипы, сложившиеся в обществе на основе ценностно-нормативной системы, являются как бы "ключом" к пониманию иных культур. Они позволяют взглянуть на культуру с точки зрения людей, создавших иные ценности.

Стереотипы поведения помогают осуществлению диалога. Именно полифония различных стереотипов поведения таит в себе адекватное выражение многоликости культуры.

1 .Библер B.C. Культура. Диалог культур //Вопр. философии. -1989.-N6. -С. 32.

С другой стороны, стереотипы поведения фиксируют изменения происходящие в системе базовых ценностей. Они выступают внешней формой выражения происходящих в социокультурных системах перемен.

В современном Российском обществе предпринимается попытка трансформировать ценностно-нормативную систему, поэтому изучение стереотипов поведения помогает в условиях этого процесса фиксировать изменения, которые происходят в системе ценностей.

Все, что происходит в культурах обществ, можно проследить при изучении изменяющихся систем стереотипов поведения. Стереотипы поведения помогают фиксировать все возникающие новшества в социокультурных группах. Это очень важно, поскольку культура постоянно находится в состоянии развития и обновления.

Цели и задачи исследования:

Стереотипы поведения выступают одним из компонентов культуры. Они, с одной стороны, формируются на основе ценностно-нормативной системы, а с другой-обуславливают отличительные черты образа жизни, общения, поведения.

В данной работе стоит цель - рассмотреть место стереотипов поведения в контексте культурологии. Достижение этой цели требует решения ряда исследовательских задач:

- выделение самого понятия стереотип поведения из общей категории "стереотип";

- выявление соотношений стереотипов поведения с другими компонентами культуры;

- сравнение функционирующих стереотипов поведения в различных социокультурных общностях. В качестве примера сравнение стереотипов поведения в культурах Востока, Запада и России.

Предметом исследования выступает стереотип поведения и специфика его проявления в различных культурах.

Несущим элементом любой культуры выступает религия как определенная система идей, представлений о человеке и его образе жизни. Поэтому изучение феномена стереотипа поведения опирается на выделение религии как доминирующего компонента духовной жизни и норм поведения. "Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Она. была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения <м.

Религия воспринимается как совокупность символов, на основе которых происходит интеграция культуры и передача из поколения в поколение ее ценностей, а также шаблонов поведения. Основная социокультурная функция религии - выдвижение идеалов, ценностей, норм^ стимулирующих общественное развитие. Религия создает эмоциональную общность, и именно поэтому религиозные доктрины проникают в повседневную жизнь человека.

Религиозная обусловленность норм поведения является главной детерминантой этики культур Востока и некоторых периодов историй в культурах Запада.

Для более полного рассмотрения нужно взглянуть на сложившиеся в разных культурах системы стереотипов поведения исходя из компаративистского подхода. Поскольку он способствует выявлению общего и особенного в содержании и внешних

1. Бердяев H.A. Философия неравенства. - М., 1990. - С. 248. проявлениях различных культур. Позволяет проникнуть в их сущность и, следовательно, обеспечивает их более глубокое познание и понимание,

В данной работе предпринимается попытка сравнения сложившихся систем стереотипов поведения в культурной дихотомии Восток-Запад. А также рассматриваются стереотипы поведения в культуре России, тле. она, находясь на встрече этих двух цивилизационных потоков, сформировала неповторимую своеобразную культуру.

Состояние научной разработанности проблемы: Появившись в 1922 году в работе УЛиппмана "Общественное мнение", термин "стереотип" применительно к общественной жизни положил начало эмпирическому изучению данного феномена. За прошедший период в американской научной мысли было разработано несколько подходов к изучению стереотипов. Среди них можно выделить:

- психодинамический, где личность рассматривается как источник формирования и функционирования стереотипов;

- прагматический, выдвигающий на первый план свойство стереотипов создавать единообразный эмоциональный фон;

-социально-критический, изучающий влияние стереотипов на функционирование культуры, особенно массовой, и различного типа субкультур.

Основная социокультурная функция стереотипов, по мнению американских исследователей, в том, что при их помощи внушаются не только эталоны поведения в обществе, но и фиксируется стандартное для каждой из существующих культур отношение к ценностям общества, группы. Именно на выяснение форм фиксации ценностей и измерение уровня стереотипизации сознания и поведения направлены современные исследования западных авторов.

К сожалению, большинство работ западных ученых, изучающих проблемы стереотипов и их роль в кулыуре, так и не были переведены на русский язык. Многие из них остались недоступными для отечественных исследователей.

В отечественной научной мысли проблемы стереотипов, стереотипного сознания и поведения длительное время были за рамками традиционных исследований, хота вопросы, близкие к данным проблемам, затрагивались в различных гуманитарных науках ( истории, этнографии, психологии, философии, социологии, антропологии, истории культуры).

Этнопсихологические наблюдения можно встретить уже в трудах античных историков: Геродота, Тацита, Плиния, Ксенофонта и др.

Возникновение подлинно научного интереса к проблеме норм поведения у различных народов можно отнести к XVIII веку ( в работах Ш.Монтескье, Ж.Бюффона и др.). Но лишь в 1859 году Х.Штейнталь и МЛацарус объявили о попытке создания "психологии народов", составной частью которой были вопросы, рассматривающие шаблоны поведения. Они высказали предположение, что у каждого народа существует единое "народное'4 сознание. Именно оно оказывает влияние на принятие различных правил поведения и создает неповторимый колорит культуры.

Проблемы, близкие к исследованиям стереотипов поведения^ были рассмотрены в трудах западных философов, социологов и историков : Ф.Бэкона, М. Вебера, Т. Парсонса, Э. Гуссерля, М. Блока, Ф. Броделя, Э. Фукса и др. Они помогли в исследовании специфических черт стереотипов поведения в различных культурах.

1 Для изучения функционирующих стереотипов поведения в русской культуре были использованы работы философов "серебряного века". Они стремились дать философское осмысление национального своеобразия русской культуры. Аналитически пытались выяснить основы, на которых формировался менталитет русского народа и показать,как он был связан с нормами поведения. В итоге они в своих трудах создали собирательный образ России, без которого невозможно увидеть все отличительные черты русской культуры. А

Поэтому труды Н.А. Бердяева, Н.Ц. Данилевского, И.О. Лосского, П.А. Сорокина, Вл.Соловьева, Г.П. Федотова, Г. Флоровского и др. стали основой, на которой строилось изучение специфики стереотипов поведения в русской культуре.

Описание характера ментальности конкретной исторической общности, выделение характерных черт образа жизни можно найти в трудах историков и этнографов : И.Е. Забелина, М.Забылина, В.О. Ключевского, Н.И.Костомарова, С.В.Максимова, ПА.Милюкова и

В этих и других работах встречаются интересные подходы специфического отношения к миру и людям в русской культуре. Однако авторы не ставили своей целью уделить внимание обобщенным социокультурным характеристикам, ограничиваясь констатацией основных отличительных черт образа жизни.

В середине 80-х годов в отечественной науке появился целый ряд работ, в которых была предпринята попытка рассмотреть роль стереотипов в обществе. Среди исследований можно отметить работы: Грановской P.M., Крижанской Н.М. "Творчество и преодоление стереотипов", Ефимова В. " Этосология как учение о нравах и нравственности", Касьянова К. " О русском национальном характере", сборники :"Этнознаковые функции культуры", "Этнические стереотипы поведения", "Этнические стереотипы мужского и женского поведения", "История ментальности", в которых в той или иной мере затрагивались вопросы, связанные с изучением стереотипов в различных культурах.

Привлечение исследований различных наук помогло попытке дать культурологический анализ стереотипам поведения, поскольку вопросы, затрагиваемые в исследовании этого феномена, лежат на пересечении ряда наук.

В качестве источников были использованы труды американских исследователей : УЛиппмана, У.Вайнеки, Э.Богардуса, Т.Ньюкомба и других, в которых разработаны теоретические подходы к изучению феномена стереотипа в обществе.

При исследовании функционирования стереотипов поведения в различных культурах были использованы законы, которые формировали нормы взаимоотношения и поведения людей. Среди них можно отметить: "Ли Цзи", " Дао дэ цзин" в культуре Китая, "Тайхорё"- произведение,которое фиксировало правила поведения в средневековой Японии; древнеиндийские законы" Ману", 4 Упанишады", "Коран" как источник мусульманских норм и правил поведения, древнерусские письменные источники: "Поучения Владимира Мономаха", "Правда Ярослава Мудрого", и более поздние - "Домострой", " Юности честное зерцало ".

Но в целом проблема остается разработанной не полностью.! е. ""

Можно отметить исследования по проблемам близко стоящим к изучению стереотипов поведения, но сами стереотипы исследуются в меньшей степени. Практически не изучены культурные стереотипы и стереотипы поведения. Предложенный УЛиппманом термин был редуцирован исследователями до уровня национальных и профессиональных стереотипов. А ведь стереотипизации, согласно У Липпману, может подвергаться все многообразие социокультурных объектов. Содержание этнических стереотипов широко изучалось во всем мире, в том числе и в нашей стране (работы Агеева B.C., Коневой Е.В., Касьянова К и др.). Иногда исследователи обращали внимание на иные, но содержательно идентичные проблемы. Изучение же стереотипов поведения практически не ведется. Причины этого непонятны, поскольку знания о нормах и требованиях к поведению и как эти требования трансформируются в культурной действительности способны помочь в понимании различных культур. В отечественных исследованиях сам термин стереотип поведения практически не используется.

Научная новизна работы;

Впервые в работе стереотип поведения рассматривается в системе культурологии.

Стереотип поведения сравнивается с другими компонентами культуры.

В работе предпринимается попытка подчеркнуть специфику стереотипов поведения как внешних выразителей базовых ценностей культуры.

Изучение стереотипов поведения связывается с анализом историко-культурной самобытности.

Предпринимается попытка рассмотреть различные системы стереотипов поведения, на примере культур Востока, Запада и России.

Научное и практическое значение работы:

Стереотипы поведения помогают увидеть специфику культур, их основные отличительные черты. Комплексное осмысление стереотипов поведения в культурологическом пространстве позволяет зафиксировать происходящие изменения в социокультурных общностях.

В повседневной жизни человек как правило лишен возможности подвергать критическому анализу принятые стандарты поведения. Поэтому в обыденной действительности люди чаще всего поступают шаблонно. Внешнее поведение людей в культурах всегда было в большей или меньшей степени ритуализированно и стереотипизированно. Все изменения, которым подвергаются базовые ценности, внешне можно отследить через изучение изменяющейся системы стереотипов поведения. В культуре обществ, "когда прекращаются исторические мутации, непредвиденные возникновения новых форм существования, тогда культура умирает <ч.

Именно система стереотипов поведения четко фиксирует возникновение новых форм культуры. Они обуславливают и механизмы этнической идентификации. Контакт людей разных национальностей - это, в первую очередь, контакты культур. Учет культурно значимых различий позволяет более адекватно взглянуть на современные национальные проблемы вообще и межнациональные конфликты в частности. Последнее особенно важно в силу необходимости принятия практических шагов. Взгляд на межнациональные отношения, как на взаимодействие различных кулыур 7 через господствующие системы стереотипов поведения позволит избежать односторонних представлений.

Актуальность темы исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации в общих и специальных курсах истории и теории культуры, социальной антропологии.

В процессе написания работы перед автором возникли определенные трудности. Во-первых, ограниченность источниковой базы исследования. Поэтому выводы по возможности

I. Исход к Востоку. - М., 1997.- С. 153. делались на основании всего комплекса доступного материала. Во-вторых, стереотипы поведения - очень сложный, многогранный феномен культуры. В науке еще не сформировалось общее представление о их месте и роли в социокультурных системах. В-третьих, работа осложнялась отсутствием достаточного числа исследований по проблемам устойчивых образцов поведения в обществе.

Структура исследования:

Диссертация состоит из введения и двух глав.

Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Бабаева, Анна Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате исследования проблем стереотипов поведения в истории культуры можно сделать следующие выводы;

1 .Стереотипы поведения, являясь составной частью культуры общества или группы, показывают все изменения, которые происходят в ней. Изучение стереотипов поведения связано с рассмотрением происходящих в культуре человеческой цивилизации трансформаций. Культура выступает полным и своеобразным выражением жизни каждого народа. Она является выражением жизни народа, отражает все происходящие изменения в ходе исторического развития. Культура создает различные установки и типы поведения в сообществах, т. е. формирует систему стереотипов поведения.

2. Термин "стереотип" можно встретить в разных контекстах, где он имеет не одинаковое значение: стандарт поведения, образ группы или человека, предрассудок, идеологическое клише и т. д. Поэтому было необходимо проработать основные направления, которые сложились в западной науке в изучении феномена стереотипа.

В западной социальной мысли отсутствует единое мнение относительно понятия "стереотип". В исследовании отмечено, что в западной науке было несколько этапов в изучении феномена "стереотип". Вначале под стереотипами понимали нечто заведомо ложное, неверное, ошибочное. Затем, с конца 50-х гг., стереотипы качали рассматриваться, как содержащие в себе элементы истины. Хотя устойчивые, упрощенные представления могут быть как истинными, так и ложными.

Так как основная функция стереотипов в обществе проявляется в оценке происходящего, то неважно истинна она или нет. Важно, что группа или человек убежден в правильности оценки. В 60-х гг. предпринимается попытка выявить специфику стереотипов, как особого рода оценок в знании человека. В западной науке складываются основные направления в изучении данного феномена.

Отечественная наука, также прошла несколько этапов в изучении феномена стереотипа. От неприятия данного термина и его критики до попытки выработать общий взгляд на природу и сущность стереотипов и определить его место в культуре общества.

Но стереотипы поведения в научных исследованиях не рассматривался как специфический вид стереотипов.

3. В исследовании были отмечены основные черты стереотипов поведения. Они находятся на границе сознательного и бессознательного в человеческой психике и усваиваются в процессе социализации. Усвоение и выработка стереотипов поведения происходит как путем подражания, так и в результате обучения. Выработанные обществом стереотипы поведения выступают необходимым условием социализации личности. В каждой социокультурной группе они носят свои специфические черты. Стереотипы формируют не только экстериорные, но и интериорные стороны человеческой деятельности. Они задают людям стандарты их убеждений, верований, предпочтений. Именно эта сторона действия стереотипов становится объектом оценки других групп. При контакте представителей различных групп большое 'внимание уделяется тому, что отличает эти группы друг от друга. Убеждения, верования, предпочтения складываются в "странные" обряды, привычки, правила поведения. Стереотипы позволяют оценивать поведение других в соответствии с ценностной шкалой собственной группы. Упрощение и схематизация, как основа любого стереотипа, помогают регулировать человеческую жизнедеятельность.

4. Стереотипы поведения неразрывно связаны с существующими В обществе (или группе) обычаями, традициями, ценностями, нормами.

Через систему традиций, обычаев, норм, ценностей наследуется весь социокультурный опыт.

Стереотипы поведения выступают внешним выражением господствующих в обществе традиций и ценностно-нормативной системы. Через действующие нормы этикета и моды они фиксируют идеальные для социокультурной среды нормы поведения. Благодаря этому происходит формирование у людей тех качеств, которые удовлетворяют общественную потребность в моральных нормах.

Стереотипы поведения выступают внешним проявлением морально-этических норм народов мира. А именно эти нормы помогают увидеть все многообразие культур, вычленить их основные черты. Кажущиеся случайными детали обрядов, нравы могут сигнализировать о важных чертах жизнедеятельности общества (группы). Поэтому очень важным считала обратить внимание на нормы и правила поведения людей в разных культурах. Становясь привычкой, новые стандарты поведения уходят в подсознание общества, создают новые системы стереотипов поведения, определяя жизнь общества. Возникающие нормы; уживаясь с фрагментами древних обрядов, создают неповторимый колорит каждой культуры. 5, Вторая глава исследования посвящена сравнению функционирующих стереотипов поведения в различных социокультурных общностях. За основу сравнения взята дихотомия Восток - Запад. Тякая дихотомия существует в историческом сознании человечества с времен Древней Греции. Речь идет о гигантской всечеловеческой цельности, пусть в чем-то весьма неоднородной, но все же монолитной в своей глубинной основе. Основанием для такого противопоставления двух миров послужило религиозное мировоззрение.

Религия стала не только способом мироощущения, но и формой регуляции жизнедеятельности людей.

Изучая функционирующие системы стереотипов поведения в этих двух культурных потоках, диссертант пришел к выводу, что именно они явились тем отличительным фактором, который в первую очередь разделил культуры.

В Восточных культурах видно, что стереотипы поведения были жестко фиксированными в нормах и правилах, своими корнями они уходили в древнейшие обряды. Религиозное мировоззрение регламентировало систему стереотипов поведения. Устойчивая иерархическая структура общества требовала от личности "знания своего места" в системе и выполнения всех требований к поведению. Сумма господствующих традиций, обычаев, норм воспринималась в Восточных культурах как закон, обязательный для всех.

Такая жесткая регламентация поведения связана не только с религиозным влиянием, но и со своеобразием исторического развития. Восточные цивилизации складывались в узких границах относительно однородного этнического состава и сравнительной изолированности от влияния извне. Все эти факторы вместе взятые подготовили почву для устойчивого влияния традиций на весь образ жизни. Слова и поступки соответствовали принятой и узаконенной норме.

Устойчивость л стереотипов поведения - показатель иной ориентации в развитии культур Востока. Для нее на первый план выдвигаются проблемы духовного начала и групповой сплоченности. Культуры Запада складывались на иных основаниях. Но в своем развитии Запад прошел ряд этапов. На некоторых из них поведение людей Востока и Запада сближалось. Это относится в первую очередь к эпохе средневековья, когда церковь формировала общую нормативную систему. В период средневековья традиционность была доведена до степени каноничества, т. е. закрепления норм мышления и поведения в религиозных текстах.

Но с эпохи Реформации в Западную культуру входит новое основание и религия перестает выступать главным фактором формирования образа жизни человека. С эпохи Реформации Западная культура начинает отличаться от Восточных культур не только внешними формами поведения, но и ценностными основаниями, на которых строилась вся модель поведения. Западный человек формируется на приоритете личностной и индивидуальной самореализации. На место религиозной регламентации образа жизни приходит этикет и мода. Происходит упрощение системы стереотипов поведения, увеличивается их вариативность. Западная культура создала возможность более леткой мобильности человека. Все это привело к тому, что человек оказался менее привязан к ценностям отдельной группы и стал сам выбирать группы, которые больше отвечали его личным интересам. Отсутствие жесткой иерархии способствовало возникновению гибкой системы стереотипов поведения.

6* Чтобы получить более полное представление о существующих в кушдуре системах стереотипов поведения, необходимо было посмотреть на их место и роль в русском обществе. Находясь на пересечении двух цивилизационных потоков - Востока и Запада, русская культура сформировалась очень своеобразно. Противоречивость русской культуры, ее двойственность, нашли свое отражение в господствующей системе стереотипов поведения. Поведение русских людей несло на себе отпечаток как Восточных культур, так и влияние Запада. Антиповедение сочеталось с жестко фиксированными образцами и нормами. Религия длительное время выступала основой мировоззрения и формировала систему правил поведения, В русской кулыуре и в русском поведении мы видим растворение личности, индивидуальности в труппе, приоритет групповых ценностей и легкость ухода от всех норм и правил. Патерналистское отношение к власти и неприятие законов. Все это создало своеобразный сплав стереотипов поведения.

Через систему стереотипов поведения была предпринята попытка показать основные отличительные черты культур Востока, Запада и России. Культура выступает "полным и своеобразным выражением жизни каждого народа" (Кондаков Н.П.),и через ее изучение можно получить всестороннее представление о специфике развития человеческой цивилизации. Стереотипы поведения дают возможность проследить все изменения, которые происходили и происходят в социокультурных системах,

В перспективе следует сосредоточить внимание на более глубоком изучении соотношения стереотипов поведения со всеми компонентами культуры. Более подробно проработать проблемы возникновения, развития и функционирования стереотипов поведения в обществах и социокультурных группах.

Итогом должен стать труд по проблемам стереотипов поведения во всей их полноте и многообразии, затрагивающий вопросы соотношения сознательного и бессознательного в кулыуре. Это возможно сделать только в рамках культурологического подхода на основе материалов аксиологии, истории, этнологии, психологии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Бабаева, Анна Владимировна, 1998 год

1. Аиисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.,1988. 253 с

2. Анисиомв С.Ф. Мораль и поведение. М. 1985. - 158 с.

3. Аргедас Х.М. Обычаи и обряды индейцев / Пер. с испан. М., 1989. -170 с.

4. Арупонов С А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -МЛ989. 246 с.

5. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Сов. этнография. 1981.-N2.-С.97-99.

6. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб, 1993. -237с.

7. Байбурин А.К. Этикет у народов передней Азии.- М., 1988. 262 с.

8. Байбурин А.К., Топоров АJI. У истоков этикета. Л., 1990. - 165 с.

9. Ватутина Т.О. Стереотипы русской психологии // Известия СО РАН. История, философия, филология. 1993. - Вып. 2. - С. 36 --41.

10. К), Бердяев H.A. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. -М., 1991.-82 с.

11. Бердяев H.A. Русская идея / О России и русской философской культуре .-М., 1990. С. 43 - 272.

12. Бердяев H.A. Душа России / Русская идея. М., 1990. - С. 295 -313.

13. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. -275с.

14. Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурная структура // Сов.этнограф. 1981.-N 2.-С. 107-110.

15. БиблерВ.С .НравственностьКультура .Совреме! шость.(Философские размышления о жизненных проблемах).- М.,1990.- 64 с.

16. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М.1978.- 142 с.

17. Борон^ев А.О., Смирнов А. Россия и русские; характер народа и судьбы страны. СПб., 1992. - 142 с.

18. Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М., i986. - 254с.

19. Вурмистрова Т.Ю. История мировой и отечественной культуры.-СПб., 1992.- 226 с.

20. Бэкон Ф. Соч. в 2-х томах. Т.2. Раздел."Об обычая ". - М., 1978.

21. Вандербильд Э. Все об этикете / Пер. с англ. В 2-х книгах. -М.,1995.

22. Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. М., 1984. - 3671. О а

23. Вебер М. Избр. произведения / Пер. с нем. М., 1990. - 804 с.

24. Вебер М. Протестантская этика. Сб. статей. Ч. 1,2.- М., 1972 -1973.

25. Вебер М. Образ общества. М., ¡995. -806 .

26. Вернадский Г.В. Киевская Русь.- Тверь., 1996.- 442 с.

27. Власова В.Б. Исторические типы отношения общества к традиции // Философские науки. 1984. - N 5. - С. 152 - 156.

28. Возрождение культуры России : истоки и современность.-СПб., 1993,-108 с.

29. Волченко Л.Б. Этикет и мода. М., 1989. - 61 с.

30. Восток и Запад в буржуазной историко-философской комгюративистике. Научно-аналитический обзор.-М.,1975.- 55 с.

31. Все об этикете. Книга о нормах поведения. Ростов - н/ Дону., 1995.

32. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. - 148 с.

33. Выжлецов Г.П .Русская философия ценностей и западная аксиология //Вече. 1996. - Вып. 5. - С. 53 - 74.

34. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России/7 Социально-политический журнал. 1994. - N 3-6. - С. 16-32.

35. Выжлецов Г.П. Культурология как университетская наука и учебная дисциплина// Санкт-Петербургский университет.- 1997. N 13. - С.5.

36. Выжлецов Г.П. Общечеловеческие ценности и кулыура России: Истоки и современность.- Спб.,1993. С. 30 - 39.

37. ГадлоА.В. Этногенез восточных славян. Русь. Славяне и неславянские народы Восточной Европы II Советская историография Киевской Руси.- Л., 1978.

38. Гачев Г. Образы Индии.- М.,1993 381 с.

39. Гаман О .В. Ценностный конфликт в России II Политическая теория. -М., 1994.-Вып. 2.-С. 10-18.

40. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1995. - 528 с.

41. Гельвеций К.А. Соч. в 2-х томах. Т.2. - М., 1974.

42. Геродот. История в девяти книгах. М.» 1972. - 600 с.

43. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995. - 468с.

44. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995 - 592с.

45. Гмедич П.П. Всемирная история искусств. М. 1996. - 456 с.

46. Голованов Я.К. Взгляд с небоскреба ( об американском образе жизни)«» М., 1995.-207 с.

47. Гофман А.Б. Мода и люди. М., 1994. - 260 с.

48. Гофман А.Б., Левкович В.Г1. Обычай как форма социальной регуляции II Сов. этнография. -1973. N 1. - С. 14 - 18.

49. Грановская P.M., Крижанскаи Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994. - 174 с.

50. Грасиан Б. Карманный оракул или наука благоразумия. Минск, 1991.-123 с,

51. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. М., 1986. - 340 с.

52. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.,1991- 258 с.

53. Даль В. Картины из русского быта СПб., 1861. - Т. 1- 2 .

54. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. 1991. - 556 с.

55. Дани Ч. Повседневная жизнь в старой Японии.- М., 1997.- 268 с.56» "Домострой": обычаи и нравы на Руси. М., 1992. - 350 с.

56. Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997. -264 с.

57. Древнекитайская философия. Собрание текстов: В 2- х томах.-М., 1972-1973.

58. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994. - 316 с.

59. Брасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. - Ч., П.

60. Еремеев Д.Е. Ислам : образ жизни и стиль мышления. М.,1990, 288 с.

61. Еремеев А.Ф. Диалог культур как реальнось межнациональных отношений // Возрождение культуры России. Диалог культур и национальные отношения. Спб., 1996.- Вып. 4. - С. 7 - 18.

62. Еремина В.И. Ритуал и фолклер ( обычаи и обряды славянских \/ народов) Л., 1991. 206 с.

63. Ефимов В.Т. Этосология как учение о нравах и нравственности. -М.,1992.268 с.

64. Замадеев А.Ф. Лекции по истории рз^сской философии XI-нач-ХХвв.-СПб., 1994.

65. Здравомыслов А.Г. .Потребности. Интересы. Ценности. М.,1986.286 с.

66. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л., 1980. -227 с.

67. Иванов В.Г. История этики средних веков. Л., 1984. - 279 с.

68. Игнатов А. "Евразия" в поисках новой русской культурной самобытности. Возрождение Евразийского мифа // Россия между Востоком и Западом. Традиционные и современные концепции.- М., 1994.-С. 204-214.

69. Игнатьев А .А. Ценности науки и традиции // Во пр. философии. -1991.-К 4 С. 58 - 62.

70. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. -280 с.

71. Иекендеров А.А. Тоетомн Хидаеси. М.» 1984. - 447 с.

72. История меитальности. Историческая антропология / Сб. рефератов. М., 1996.-264 с.

73. История и культура Китая. М,. 1974. -560 с.

74. И те Р.Ф. Века и поколения. Л., 1986. - 236 с.

75. Каган М.С. Философия культуры . СПб., 1996.- 416 с.

76. Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. - 222 с.

77. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М., 1989.-360 с.

78. Карсавин Л .11. Малые сочинения. СПб., 1994. - 531 с.

79. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. Спб., 1922.- 80 с.

80. Кириевский И.В. Девятнадцатый век // Европеец. М., 1989. - С. 315

81. Книга восточных женщин : о нравах, обычаях и суевериях домашней жизни. Уфа., 1995.- 78 с.

82. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1937. - Ч. У.- 128 с.

83. Ключевский В.О. Курс русской истории в девяти томах. М.,1987

84. Коломинский Я.Л. Социальные эталоны как стабилизирующие факторы социальной психики // Вопр. философии. -1972. N1.- С. 103-109.

85. Кондаков И,В, Введение в историю русской культуры. М., 1994.-377с.

86. Костомаров М.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996. - 574 с.

87. Костомаров М.И. Обычаи и быт русского народа ХУ1 -ХУ11 вв. -М., 1992.-226 с.

88. Костомаров М.И. Русские нравы. М., 1995. - 651 с.

89. Коран / Пер. с араб. М., 1995. - 576 с.

90. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. - 496 с.

91. Культура , человек и картина мира .- М., 1987. 347 с.

92. Культураяьная антропология / Под ред. Емельянова Ю.Н. СПб., 1996.-170 с.94= Курочкина H.H. Современный этикет. Калуга, 1993. - 146 с.

93. Культурные ценности: прошлое и современность. М., 1988. - 350с.

94. Культура поведения как выражение нравственного совершенствования личности. Киев, 1988. - 160 с.

95. Лихачев Д.С. Прошлое будущемуюхтатьи и очерки.-Л., 1985 -576с.

96. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XY111 нач. XIX века ). - СПб., 1996. - 399 с.

97. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. -311 с.

98. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. - 363 с.

99. Л осский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. -431 с.

100. Лэйн Э.У. Нравы и обычаи египтян / Пер. с англ. М., 1982. - 436с.

101. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Сов, этнография. 1981. N 2. - С. 78 - 96.

102. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. Учебное пособие.- Спб., 1996. 288с.

103. Мец А, Мусульманский ренессанс. М,, 1996. -514 с.

104. Милюков П.А. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. -М., 1993-1995.

105. Мировосприятие и самосознание русского общества (X! -XX веков). М., 1994 - 206 с.

106. Миролюбов Ю.П. Русский языческий фолклер. Очерки быта и нравов. М., 1995. - 315 с.

107. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994. - 250 с.

108. Момов В. Норма и мотив поведения // Вопр. философии. 1972. -N 8.-С. 47-53.

109. Народы мира в нравах и обычаях. Пг., 1916. - 163 с.

110. Никипорец Н.Е. Восток и Запад: единство первичных форм художественного мышления и культуры народов Востока и Запада с древнейших времен до наших дней.- М., 1994. 192 с.

111. Норма в жизни человека и общества. СПб., 1993. - 48 с.

112. Образ жизни и состояние массового сознания. М., 1992. - 164 с.

113. Обычаи и культурно-дифференцированные традиции у народов мира. М., 1979.- 186 с.

114. Ойзерман Т.Н. Существуют ли универсалии в сфере культуры ? // Вопр. философии. 1989. -N2.-C.5i -62.

115. Орлова Э.С. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994.- 214 с.

116. Парбо В. Лексикон хороших манер. Таллин, 1991. - 115 с.

117. Плахов В .Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. М., 1982. - 220 с.

118. Плахов В.Д. Социальные нормы : философские обоснования общей теории. М., 1985. - 253 с.

119. Полибий. Всеобщая история. Т. 1 - 3. - СПб., 1994 - 1995.

120. Поликарпов B.C. История нравов России. Ростов - н/Дону, 1995.- 574 с,

121. Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. - 592 с.

122. Покровский М.Н. Очерки истории русской культуры. Курск, 1924.-372 с.

123. Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990.- в 2-х выпусках.

124. Пронников В.А., Ладанов И.Д.Японцы. Этнопсихологический очерк. М., 1996. - 400 с. .Ц, : •

125. Романов Б .А. Люди и нравы Древней Руси. М.-Л., 1966. 238 с.

126. Россия и Запад / Сб. трудов . СПб., 1996. - 254 с.

127. Русская идея / Сост. Маслин. М., 1992. - 496 с.

128. Русские народные традиции и современность. М., 1995. - 304 с.

129. Русская кульутра как живой организм: Сб. статей. / Под ред.' Щученко В А. Спб., 1996. - 160 с.

130. Русь между Востоком и Западом: Культура и общество X XVIII вв.: Зарубежные и советские исследования. - М., 1991. - Ч. 1 -315 с.

131. Савруцкая Е.П. Образ жизни и исторические формы общения. -Казань, 1989.-254 с.

132. Сагатовский В.Н. Русская идея : продолжим ли прерванный путь? -СПб., 1994.-216 с.

133. Сагатовский В.Н. Теория и стория мировой и отечественной кулыуры.- Киев, 1993.136 . Свод законов " Тайхоре "( 702 -718 it. ). М., 1985. - 368 с.

134. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России пер. половины XVIII века. Л., 1982. - 279 с.

135. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.-Брянск, 1995. 600 с.

136. Сннкевич З.В. Русские : "образ народа". СПб., 1996. - 152 с.

137. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы : диалектика взаимодействия.1. М„ 1989.- 196 с.

138. Смолка К. Правила хорошего тона / Пер. с нем. М. !980. - 271 с.

139. Словарь по этике / Под ред. кона И. С. М., 1983. - С. 431.

140. Современная западная социология. Словарь. М.,1990. - С. 332.

141. Современный словарь иностранных слов. М.,1992. - С. 614.

142. Содонин Ю.Н. Философия культуры: типологическая оценка кризиса культуры // Вестник СПбГУ. Серия 6. Вып. 3. - 1991.146, Сорокин ПА. Социальная и культурная динамика // Вестник МГУ.

143. Сер. 7. Философия. 1993.-N 1.-С. 74 - 79.

144. Сорокин ПА. Человек. Цивилизация. Оющество. М., 1992. - С. 32-156.

145. Среда и культура б условиях общественной трансформации.1. М., 1995.-264с

146. Стереотипы в общественном сознаниисоциально-философский аспект). М., 1988. - 43 с.

147. Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. -М. 1993.-587 с.

148. Тацит К. Соч. в 2-хтомах. СПб., 1993. - 420 с.

149. Трубецкой E.H. О христианском отношении ic современным событиям ( о русских нравах ) // Новый мир. 1990. -N7. - С. 199.

150. Трусов В.П., Филиппов A.C. Этнические стереотипы // Этническая психология. Сб. научных трудов. М., 1984. - С. 3 - 17.

151. Фаррел Дж. О традиции // Новое время. 1992. - N 21. - С. 56 - 59.

152. Франк С .Л. Русское мировоззрение. Спб., 1996. - 738 с.

153. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. В 3-х книгах. М., 1992-1994.

154. Флоровский Г. Евразийский соблазн // Новый мир 1991.-N1. -С. 7- 19.

155. Федотов Г.П. Судьба и грехи России.- В 2- х книгах . СПб., 1994.

156. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. - 539 с.

157. Химунина Т.Н. В Великобритании принято так. Об английских обычаях. Л., 1975 - 296 с.

158. Шаронов В.В. Социальная антропология. Спб., 1998.- 320 с.

159. Швейцер А. Кулыура и этика М., 1973 327 с.

160. Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Перспективы. / Под ред. Библера B.C. Кемерово, 1993. - 416 с.

161. Щученко В .А. История философии в контексте истории культуры.-СПб., 1993.

162. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994. - 132 с.

163. Ценности культуры и современная эпоха. IvL, 1990. - 132 с.

164. Ценностный мир русской культуры. СПб., 1995. - 128 с.

165. Ценности социальных групп и кризис общества / Сб. статей. " М., 1991, 153 с.169» Чистякова Т.И. Обычаи и нравы России // Российский менталитет : история и современность. СПб., 1993. - С- 18 -26.

166. Человек. Творчество. Ценности / Сб. статей. Саратов, 1995- 145с.

167. Чугров С. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // Мировая экономика и международ.отношения. 1993. - N 1 - С. 23 - 27.

168. Чугров С. В. Россия и Запад: метаморфозы взаимовосприятия.- М., 1993.- 143 с.173« Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. - 329 с.

169. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб. i 991.-225 с.

170. Этнические стереотипы поведения. / Сб. статей. Л. 1985. - 260 с.

171. Этничность. Национальные движения. Социальная практика / Сб. статей. СПб. 1995. - 315 с.

172. Этнознаковые функции культуры / Ответ, ред. Бромлей Ю.В. -М., 1991.-223 с.

173. Юм Д. Соч. в 2- х томах . Т. 2. - М., 1966.

174. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.-299 с.

175. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994. - 317 с.

176. Юности честное зерцало. СПб., 1817. - 88 с.

177. Успенский Б.А. Избр. труды. В 2-х томах. М., 1994. - Т. 1. -432 с.

178. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. - С. 285 - 289.

179. Ядов В .А. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л., 1961.

180. Ястребицкая АЛ. Западная Европа XI XI11 вв.: Эпоха, быт, костюм. - М., 1978. - 157 с.

181. Joung К. Handbook of Social psychology . N.Y., 1947. -p. 190.

182. Katz D., Braly K . Racial prejudice and racial stereotypes . I.abriorm. voc. Psychol. 1935. - vol. 30. - p. 181.

183. Klineberg Q. The scientific studu of national st ereotypes .//UNESO international social sciences billetin . -1951 . vol .11. - p.505.

184. Lippman W. Public opinion. N.Y.- L., 1966 .

185. Murfy G. Experimental social psychologi. N.Y. ,1937. - p. 10421043.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.