Статус личности в праве Шотландии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Моррис, Мария-Валерия Викторовна

  • Моррис, Мария-Валерия Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 138
Моррис, Мария-Валерия Викторовна. Статус личности в праве Шотландии: дис. кандидат наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Москва. 2013. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Моррис, Мария-Валерия Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Статус личности в средневековом шотландском праве

§ 1. Статус личности в брегонском праве и его трансформация в независимой Шотландии

§ 2. Коллизионный подход к регулированию статуса личности. Статус личности в эпоху норманизации

§ 3. Рецепция английского права

§ 4. Реформация в Шотландии и «дух капитализма»

§ 5. «Горный вопрос» после рецепции общего права

Глава 2. Статус личности в шотландском праве Нового времени

§ 1. Раннее Новое время: свобода совести и якобитские войны

§ 2. Статус личности в Шотландии во второй половине XVIII - XIX в. Шотландское Просвещение, классический либерализм и социализм

§ 3. Шотландская национальная идея в XX в

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Статус личности в праве Шотландии»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность диссертационного исследования. Настоящее диссертационное исследование ставит своей целью анализ правового статуса личности в смешанной правовой системе. Данная тема актуальна не только для компаративистики в целом, поскольку изучение смешанных правовых систем позволяет в условиях живых исторических реалий оценить сильные и слабые стороны различных правовых традиций, но и в особенности для российской правовой науки.

Постулируя, что правовая свобода является феноменом западноевропейской, а точнее — англоамериканской традиции, в историческом развитии шотландского права мы вынуждены противопоставить ей автохтонную традицию Шотландии - гэльское (кельтское) право. Однако, если в процессе диссертационного исследования мы будем вынуждены констатировать, что правовая свобода была в той же мере возможна и в национальном шотландском праве той же эпохи, то, следовательно, гипотеза о прямой связи общего права со степенью правовой свободы ошибочна.

Однако не только право Шотландии представляет собой пример диалектической борьбы либертарного, где свобода является высшей ценностью, и потестарного, отдающего ценностный приоритет иным категориям, начал. В той или иной степени эта дихотомия свойственна любому правопорядку, но для некоторых стран актуальна в особенной мере. Так, не являясь примером страны со смешанной правовой системы, Россия с начала XIX столетия и по сей день находится в состоянии длящегося выбора между прогрессивными западноевропейскими ценностями и сохранением своего социокультурного своеобразия (по крайней мере, в том его виде, в котором оно рисуется «почвенническими» и этатистскими концепциями).

Таким образом, проблема регулирования правового статуса личности в смешанной правовой системе имеет для российского правоведения, не только академический, но и вполне практический интерес. Изучение различных моделей правового статуса личности в их живом взаимодействии на протяжении исторического развития определенного региона позволяет судить о корреляции тех или иных правовых традиций и свойственных им методов правового регулирования с уровнем правовой свободы в обществе.

Степень разработанности проблемы. Степень доктринальной разработанности проблемы правового статуса личности в праве Шотландии в русскоязычной и зарубежной науке весьма неоднородна. Британские и ирландские авторы весьма подробно рассматривают историю шотландского права и его современное состояние per se, однако не интерпретируют его применительно к диалектическому взаимодействию правовых традиций с точки зрения правовой свободы. С другой стороны, российские ученые, такие, как B.C. Нерсесянц и В. А. Четвернин, предлагают нам проработанную теорию о правовом и неправовом типах правопонимания и конкурирующих либертарном и потестарном началах в праве. Однако применение данного подхода как метода при интерпретации исторического развития шотландского права является одним из аспектов новизны настоящей диссертационной работы, поскольку с точки зрения юридического либертаризма история шотландского права рассматривается впервые.

Говоря более предметно о доктринальных источниках, использовавшихся в диссертационной работе, мы должны назвать в первую очередь общие труды по кельтологии. Во-первых, это небольшая, но весьма важная монография «Община и общество западных кельтов» В. Шкунаева, а также и его статьи, посвященные, в первую очередь, проблематике древнеирландского законодательства, а также и критиче-

скому разбору некоторых древнеирландских саг. Кроме того, следует назвать и работу Г. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов», в которой он подробно разбирает особенности социального устройства гэльского общества IV-VII веков н. э., делая при этом отступления в периоды вплоть до Позднего Средневековья и Нового Времени. Особенной тщательностью проработки в этой монографии отличается проблема правового статуса представителей т. н. «священных профессий», что в высшей степени важно в контексте темы настоящей диссертации: как мы увидим впоследствии, именно приобретение «священной профессии» являлось основным социальным лифтом в кельтском обществе.

В зарубежной историографии следует упомянуть в первую очередь совместную монографию М. Диллона и Н. Чедвик «История кельтских королевств», в которой авторы подробно рассматривают как особенности социального устройства гэльской и валлийской общины, так и специфику политической и правовой жизни Шотландии в период государственного единства с Ирландией. Также бесценен для нас фундаментальный труд Фрэнсиса Бирна «Короли и верховные правители Ирландии», в котором дан не только доскональный анализ всей системы королевской власти у кельтов, но и разобраны уже упоминавшиеся выше в ряду исторических источников древнеирландские кодификации, а также особенности их применения и восприятия у шотландцев. Также можно упомянуть и посвященную «священным профессиям» монографию Пиготта «Друиды: поэты, ученые, прорицатели», а также - в ряду уже скорее теоретико-правовых, а не историографических источников - комментарии великого ирландского историка права Дэниела Бинчи к уже неоднократно упомянутым выше трактатам о статусах и труд Фрэнсиса Келли «Введение в древнеир-ландское право». Также важным практическим подспорьем при напи-

сании данной статьи послужило источниковедческое эссе Дж. Синдер «История ирландского права: обзор источников», касающееся не только вопросов историографии, но и истории открытия источников материального права ирландских кельтов. К значимым монографиям более специального свойства, посвященным непосредственно кельтской Шотландии, мы можем, без сомнения, отнести и труд «Независимость Шотландии и идея Британии: от пиктов до Александра III» валлийского историка Д. Броуна.

Что же касается политико-правовой истории Шотландии в более поздний период, то здесь, увы, отечественная историография куда более скудна. Из русскоязычных монографий о Шотландии периода Высокого и позднего Средневековья, а также Ренессанса, мы можем отметить работу Д. Федосова «Рожденная в битвах: Шотландия до конца XIV века», а также монографию В.Ю. Апрыщенко «Клановая система Горной Шотландии: традиции и модернизация». Однако шотландские и английские авторы весьма богаты на труды по истории права данного периода. Среди важнейших из них нужно, в первую очередь, назвать монографию Дж. Форда «Право и правовая доктрина в Шотландии в семнадцатом веке», посвященную не только жизни и творчеству уже упоминавшегося выше виконта Стайра, но и шотландскому судоустройству и судопроизводству описываемого периода. Также большое научное значение для нас имеют работа Дж. Доусон «Ре-формированная Шотландия: 1488-1587», подробно рассматривающая различные аспекты политико-правового устройства Шотландии в период европейского Ренессанса и шотландской Реформации (в особенности в контексте связи с континентальной правовой традицией), и труд A.M. Годфри «Гражданское судопроизводство в Шотландии эпохи Ренессанса», позволяющий подробно ознакомиться как с историей зарождения и обусловленной ею спецификой профессио-

нального суда в Шотландии. Не стоит забывать и об энциклопедическом обзорном труде Козмо Иннеса «Шотландия в Средние Века», дающем детальный экскурс в практически все сферы внутри- и внешнеполитической жизни Шотландии, и его же монографию «Наброски о ранней шотландской истории, а также общественном прогрессе».

Говоря же о XIX и XX столетии, для историка шотландского права наибольшее значение имеют такие труды, как «Словарь и общий курс шотландского права» Джорджа Росса и Уильяма Белла в том, что касается правоприменительной практики в Шотландии викторианской эпохи, а также «Шотландский национализм и идея Европы» Ацуко Ичие и «Права человека и право Шотландии» Бойля, МакКуи-на, Химсворта и Лу в той мере, в которой нас будут интересовать социал-демократические тенденции в современной шотландской доктрине права.

Само собой, это лишь крупнейшие из тех зарубежных источников, с которыми автор настоящей диссертационной работы сверялся при подготовке исследования. Но, не вдаваясь в их дальнейшее перечисление, теперь нам хотелось бы перейти к не менее важной группе док-тринальной литературы - к тем трудам по теории права и государства, которые послужили ключевыми для ценностной интерпретации почерпнутых автором исторических фактов.

Те понятия о праве, свободе и личности, правовых и неправовых типах понимания, которыми мы будем пользоваться в рамках нижеследующего исследования, безусловно, достаточно старинны: в той или иной мере юридический тип правопонимания (в рамках которого мы и будем оперировать) присутствовал практически в любом обществе, начиная с античности. Однако в настоящей работе мы опирались на современную классику либертарно-юридической теории: работы В. С. Нерсесянца и, в значительно большей степени, В. А. Четвернина.

Конечно же, полное родословие классического либерализма, чьим логическим продолжением и завершением является либертаризм, следует вести от таких авторов, как Шарль Монтескье, Джон Локк, Адам Смит (на чьей роли в доктрине шотландского права мы еще остановимся ниже), и вообще не-социалистической, консервативной протестантской традиции европейского Просвещения. В русскоязычном и, в частности, постсоветском пространстве на основе идей вышеперечисленных теоретиков получила известность концепция цивилизма В. С. Нерсесянца, провозгласившая нетождественность права и закона и описывавшая право как нормативное выражение состояния формального равенства. Однако определению формального равенства per se, как и вообще цивилизму, был, тем не менее, свойственен догматизм, преодоленный в работах В.А. Четвернина. Именно из трудов последнего («Введение в курс общей теории права и государства» и др.) в настоящем исследовании заимствован тот понятийный аппарат, на основе которого будет проводится сравнительный анализ как исторических, так и современных источников права и памятников правовой доктрины.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы определить, возможно ли говорить о существовании (фактическом или историческом) национальной шотландской школы права, свободной от английского влияния, и вместе с тем выражающей ли-бертарный тип правопонимания.

Задачи исследования:

-представить в хронологической последовательности основные этапы развития шотландского права от зарождения шотландской государственности до сегодняшнего дня;

-опираясь на доктрину и исторические источники, проанализировать правовые нормы, раскрывающие трактовку статуса личности в

отдельно взятую эпоху;

-дать оценку данным нормам с точки зрения либертарно-юридической теории как представляющих скорее либертарное или скорее потестарное начало.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает правовое регулирование статуса личности в праве Шотландии. Предметом исследования, в свою очередь, служат законодательные акты (от исторических ирландских кодификаций до современных актов Парламента Шотландии), выраженная в трудах шотландских ученых-юристов правовая доктрина, а также известные нам шотландские прецеденты.

Хронологические и территориальные рамки исследования.

Хронологические и территориальные рамки исследования охватывают период с V в. н.э. по настоящее время на территории Шотландии в её современных административных границах.

Методологическая основа исследования. При исследовании использовались следующие методы:

- метод единства логического и исторического;

- системно-структурный метод;

- формально-юридический метод;

- конкретно-исторический метод.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составляют, во-первых, ирландские кодификации. Именно систематизированные в них нормы т. н. «брегонского права» доминировали на территории Шотландии вплоть до второй половины XII столетия. К тому же, представленная в них доктрина правовых статусов человека повлияла на шотландскую правовую культуру столь серьезно, что следы ее мы можем различить не только в отдельных аспектах шотландского правосознания, но и в позитивном праве

вплоть до Раннего Нового времени. Это, в первую очередь, свод «Senchus Мог», бывший наиболее распространенным в Ирландии и ее шотландской колонии1, но также и более ранние памятники, в основном южноирландского происхождения: «Bretha Nemed», «Bretha Etgid», «Cóic Conara Fugill», «Audacht Moraind», ценный в первую очередь для изучения специфики королевской власти, и, наконец,

трактат о статусах «Uraicceht Вес», наряду с которым следует отмеЛ

тить и северный его аналог «Críth Gablach» . Эти своды затрагивают практически все стороны жизни древнеирландского и древнешотланд-ского общества, подробно разбирая положение членов общины, роль королей и интеллектуальной элиты, а также отношения не только внутри общин, но и между таковыми.

Из античных источников, касающихся чисто кельтского этапа развития шотландского права, важнейшими, безусловно, являются Посидоний и Цезарь. Оба этих автора могут сообщить нам многое о положении друидического сословия, единого для островных и континентальных кельтов, а таюке весьма далеки от принятой в греческой историографической традиции идеализации варварских народов. Впрочем, Посидоний дошел до нас фрагментарно и в изложении других авторов, в первую очередь Афинея, и поэтому мы имеем неполное представление о его труде. На «Записки о Галльской войне» Цезаря, в свою очередь, серьезно влияла политическая конъюнктура и необходимость подтверждения образа кельта как образа необузданного варвара (Caes., B.G., VII, 77, 9; III, 19, 6; IV, 5, 3; VII, 42, 2). Однако мы вынуждены признать, что, даже после всех скидок и допущений, «Записки...» Цезаря являются тем источником, которым невозможно пре-

1 Широкова Н. С. Древние кельты на рубеже старой и новой эры. Изд-во ЛГУ, 1989. С 17.

2 Бирн Фрэнсис Джон. Короли и верховные правители Ирландии. Пер. с анг. Иванова C.B. СПб.: Евразия, 2006. С. 201-202.

небречь в работе, хотя бы немного касающейся древнекельтского социального устройства.

Затем, говоря о праве равнинной Шотландии в эпоху Средневековья, мы не можем не обратиться к валлийским источникам, в особенности к трудам Ненния, описывающим положение дел в Британии накануне и во время англосаксонского нашествия3. Еще более непосредственный интерес для нас представляют «Книга из Иорверта», «Книга из Блегыорида» и «Книга из Кивиерта» — кодексы рубежа ХН-ХШ веков. Если же говорить о национальных шотландских актах, то важнейшими для раннего Средневековья являются «Законы между бриттами и скоттами» и «Законы четырех городов» - кодификации XII в., составленные в ходе государственно-правовой реформы под эгидой короля Давида I Святого. В дальнейший период основной интерес для нас будет представлять кодекс Я^ат Ма]ез1а1ет (приблизительно 1318-1320 гг.), а также «Трактат» Ранульфа Гленвиля, древнейший памятник общего права, по модели которого и был составлен 11е§1ат Ма]ез1а1ет.

Наконец, начиная с XVII столетия, мы все чаще и чаще обращаемся не только к статутному праву и исторических свидетельствах о действовавших в том или ином регионе Шотландии нормах обычного права, но и к доктрине права, которая начинает приобретать колоссальное значение именно в этот период. Наиважнейшим из авторов для нас будет видный апологет шотландского общего права Дж. Дал-римпль, первый виконт Стайр. С начала XVIII в., впрочем, в силу политических причин, публичное право Шотландии всецело переходит под регулирование английским статутным правом. Таким образом, в круг источников права, которые будут рассматриваться в настоящей

3 Галушко К.Ю. Кельская Британия: племена, государства, династии с древности до конца XV века: Учебное пособие / Под ред. Терещенко Ю.И. К.: Атика, 2005. С. 123.

работе в связи с Ранним Новым временем, попадут не только доктри-нальные труды, статутное право de jure суверенной Шотландии XVII в., но статуты британского парламента середины 1740-х гг. и младше.

Также для понимания господствующих Шотландии Нового времени взглядов на государство и право необходимо обратиться к источникам, далеким, казалось бы, от юридической науки: экономическим и политическим полемическим трудам, от Адама Смита до социалистических прокламаций «Восстания ткачей» 1823 года. Однако на протяжении всего XIX и большей части XX века основными интересующими нас актами будут, конечно же, акты британского статутного права (поскольку шотландский прецедент в данную эпоху уже вполне идентичен английскому). Однако начиная с 2007 года их, по крайней мере частично, сменяют статуты автономного шотландского парламента, которые в настоящей диссертационной работе подлежат рассмотрению в сравнении с правовыми актами Европейского союза.

Гипотеза исследования. Гипотеза исследования заключается в том, что национальная шотландская (гэло-норманнская) политико-правовая традиция тяготеет к потестарному, неправовому типу право-понимания, в то время как либертарные, правовые элементы закрепились в шотландском праве благодаря английскому влиянию.

Научная новизна исследования. Научная новизна предпринятого автором исследования заключается, во-первых, в том, что настоящая диссертационная работа - первая русскоязычная монография не о политической либо социальной истории Шотландии, а о шотландском праве. Целый ряд приведенных в диссертации исторических фактов (в основном касательно Раннего Нового времени) неизвестен широкому академическому сообществу в силу отсутствия подробного освещения данной темы в русскоязычной историографии. Кроме того, комплексный метод анализа, предпринятого в данном исследовании, являет со-

бой первый пример последовательной имплементации либертарно-юридической теории на развернутую историческую ретроспективу развития смешанно-правовой системы с периода поздней античности до современности. В ходе исследования также выявлена актуальная взаимосвязь типа правовой системы со степенью обеспечения правовой свободы в обществе, имеющая большое практическое значение.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения:

- в общих чертах политико-правовую историю Шотландии можно представить как противоборство двух начал: либертарного, постулирующего самоценность личности, и логоцентрического, для которого человек имеет ценность лишь ввиду своей включенности в некую цельность, преданности какой-либо идее и т.п.;

- поскольку первое начало исторически связано с влиянием на шотландское право (смешанную правовую систему) английской традиции, именно из нее (в противоположность национальной шотландской правовой традиции, позитивистской и относящейся к романо-германской правовой семье) проистекает прогрессивное с либертарно-юридической точки зрения понимание правового статуса личности;

- либертарные элементы раннего шотландского права (тождественного ирландскому) впоследствии утрачивают реальную применимость ввиду сложных политических условий развития шотландского государства в период раннего Средневековья. Необходимость как централизации политической власти, так и объединения этнически неоднородного населения против внешних врагов закрепляет родоп-леменную идентичность как основную категорию определения правового статуса личности, отказывая последней в самоценности;

-норманизация Шотландии, рецепция римского права обособля-

ют этнический родоплеменной анклав на севере страны; впоследствии рецепция общего права приводит к окончательному установлению культурной «границы» между проанглийским югом, где понятие правового статуса личности утверждается и развивается по английскому образцу, и традиционалистским севером. Впоследствии Реформация превращает эту границу в религиозную: католицизм, оказавшись вне закона, начинает прочно ассоциироваться с клановым Севером и антианглийским движением, в то время как протестантская южная Шотландия стремится к политическому слиянию с Англией;

-в результате утраты Шотландией государственного суверенитета шотландская политико-правовая традиция прерывается. Таким образом, антианглийская направленность шотландского сепаратизма становится также и антилиберальной, антилибертарной, антикапиталистической. Таким образом, в ходе возрождения шотландского сепаратизма в Новейшее время предполагаемая доктрина права независимой Шотландии начинает активно тяготеть к социал-демократической модели правового регулирования и соответствующей трактовке статуса личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть полезны для дальнейшего исследования шотландского права с точки зрения сравнительного правоведения, а также служить в качестве примера имплементации либертарно-юридической теории права к сравнительно-историческому анализу. Также материалы и обобщения, представленные в диссертации, могут использоваться при преподавании таких курсов, как «История государства и права зарубежных стран», «История правовых и политических учений».

Апробация исследования. По теме диссертационного исследования автором проводились доклады на различных конференциях.

Также автором были опубликованы статьи по вопросам либертарно-юридической трактовки различных исторических феноменов шотландского права, а также сравнительного правоведения, в том числе в изданиях из списка ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав («Статус личности в средневековом шотландском праве», «Статус личности в шотландском праве Нового времени»), заключения и библиографии. Общий объем диссертации составляет 138 страниц.

ГЛАВА 1. СТАТУС ЛИЧНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ШОТЛАНДСКОМ ПРАВЕ

§ 1. Статус личности в брегонском праве и его трансформация в независимой Шотландии. Говоря об истории шотландского права вообще и об историческом развитии регулирования статуса личности в оном в частности, мы вынуждены сперва обратиться к истории ирландского права. Причина этого лежит в том, что шотландская культура в ее подлинном, своеобразном виде представляет собой продолжение ирландской не только в этнографическом, но и в политико-правовом смысле. Ранняя Шотландия унаследовала от Ирландии не только темперамент, язык, религию, но и основные правовые и политические понятия.

У истоков шотландской государственности находится основанное в конце V в. н.э. на побережье нынешних Аргайла и Быота королевство Дал Риада — колония одноименного ирландского королевства в Ирландии. Безусловно, ирландская колонизация быда не первым го-сударствообразующим процессом, имевшим место на территории нынешней Шотландии. Однако скудость сведений о докельтском и в особенности допиктском населении Шотландии не позволяет нам включать их в этот обзор. Такие ученые, как профессор Гордон Чайлд, полагали, что неолитические «шотландцы» были частью выходцами из Южной Англии, частью - иберами, а археологические источники подтверждают тот факт, что до прихода пиктов и гэлов эти люди успели достичь весьма высокого уровня развития материальной культуры, схожей с сардинской и балтийской4. Однако, нам практически ни-

'' Мак-Кеизи Агнес. Кельтская Шотландия / Перевод, научная ред., вступит, статья C.B. Иванов. М.:

чего не известно о каких-либо характерных особенностях политико-правового уклада их жизни. То же мы можем сказать и о пиктах, населявших Шотландию вплоть до окончательной ассимиляции их ирландцами в IX веке н.э. Из скудных сведений и нерасшифрованных письмен, дошедших до наших дней, следует лишь то, что этот народ сильно проигрывал ирландцам как с точки зрения развития материальной культуры и военного искусства, так и с точки зрения социальных и юридических институтов.

Согласно произведениям Беды Достопочтенного, наследование престола у пиктов следовало по женской линии; вероятно, имеет некоторый смысл предположить то же и о части иных частноправовых внутриплеменных отношений, по крайней мере, у пиктов Северо-Запада Шотландии5. Пиктский язык не являлся в полной мере кельтским, хотя включал в себя некоторый заимствованный элемент, а также пикты с легкостью, как показывают нам археологические источники, переняли у кельтов Дал Риады огамическое письмо6. Это подсказывает нам, что некоторые юридические клаузулы также могли перекочевать на пиктскую почву в рамках естественной культурной конвергенции [Диллон М., Чедвик Н.К. История кельтских королевств. Пер. с англ. C.B. Иванов / Майлз Диллон, Нора Кершоу Чедвик. - М. Вече; СПб.: Евразия. - 2006. - С. 100.]. Тем не менее, ни об этнической принадлежности пиктов, ни об их быте и культуре мы не можем сказать ничего, что выходило бы за рамки допущений и предположений.

Всчс, 2006.-С.21.

5 Цит. по: Хеидсрсои Изабель. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии / Пер. с англ. НЛО. Чехонадской. М.: ЗАО Цснтрполиграф, 2004. С. 33-34.

6 Диллон Л/., Чедвик Н.К. История кельтских королевств. Пер. с англ. C.B. Иванов / Майлз Диллон, Нора Кершоу Чедвик. М. Вече; СПб.: Евразия, 2006. С. 40.

Начавшись, таким образом, как ольстерская военная колония на рубеже Y-VI вв. н.э., Дал Риада изначально представляла собой поселение на территории современного Аргайла, управлявшееся из одноименного королевсва в Ольстере. В Аргайле скотты (ирландские гэлы, давшие в итоге имя своей новой родине) содержали по федеративному принципу три королевства племенного типа: Кенел-Лорн, Кенел н-Онгуса и Кенел н-Габрейн, к которым ближе к концу VII века прибавилось ещё и королевство Кенел-Комгейл7.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Моррис, Мария-Валерия Викторовна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Исторические источники:

1. Гленвиль Р. Текст о законах и обычаях королевства Английского, который называется Гленвилевским. - Режим доступа: http://www.hrono.ni/dokum/l 1 OOdok/glenviltextl .html

2. Диодор Сицилийский. Греческая мифология: (Историческая библиотека) / Пер., вступ. ст. и коммент. О.П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2000. - 222, [2] с.

3. Книга друидов: [антология]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора; РХГА, 2011. - 313 е.: ил. - (Серия «Александрийская библиотека»).

4. Мабиногион. Легенды средневекового Уэльса / Пер. с валлийского В. В. Эрлихмана. М.: Научно-издательский центр «Ладо-мир», 1995.-250 с.

5. Подосинов A.B., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. М.: Индрик, 2010.-506 с.

6. Саги об уладах: пер. с ирланд. / [сост. Т. Михайловой]. М.: Аграф, 2004. - 640 с. - (Серия «Наследие кельтов»).

7. Corpus Iuris Hibernici / Ed. by D.A. Binchy. Dublin, 1978. -2343 p.

8. Crith Gablach / ed. D.A. Binchy. Dublin, 1970. -109 p.

9. The Annals of Ulster (to AD 1131) // Ed. and tr. by Seän Mac Airt and Gearoid Mac Niocaill. Dublin, 1983. - Режим доступа: http://www.ucc.ie/celt/published/G100001A/

Монографии:

10. Апрыщенко В.Ю. Клановая система Горной Шотландии: традиции и модернизация. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006. -320 с.

11. Апрыщенко В.Ю. Уния и модернизация: становление шотландской национальной идентичности в XVIII - первой половине XIX в. / В.Ю. Апрыщенко. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. - 288 с.

12. Бирн Фрэнсис Джон. Короли и верховные правители Ирландии. Пер. с анг. Иванова C.B. СПб.: Евразия, 2006. - 368 с.

13. Бондаренко Г.В. Повседневная жизнь древних кельтов. М.: Молодая гвардия, 2007. - 396[4] е.: ил. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

14. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/books/Veber/

15. Галушко К.Ю. Кельская Британия: племена, государства, династии с древности до конца XV века: Учебное пособие / Под ред. Терещенко Ю.И. К.: Атака, 2005. - 324 с.

16. Диллон М., Чедвик Н.К. История кельтских королевств. Пер. с англ. C.B. Иванов / Майлз Диллон, Нора Кершоу Чедвик. М. Вече; Спб.: Евразия, 2006. - 512 с.

17. История политических и правовых учений / Под ред. Нер-сесянца B.C. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. — 944 с.

18. Мак-Кензи А. Кельтская Шотландия / Перевод, научная ред., вступит, статья, C.B. Иванов. М.: Вече, 2006. - 336 с.

19. Наследие кельтов: древняя традиция в Ирландии и Уэльсе / А. Рис, Б. Рис; Пер. с англ. Михайловой Т. - Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/ris-nasledie-keltov/index.htm

20. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. - 271 с.

21. Пиготт С. Друиды. Поэты, ученые, прорицатели. М.: Цен-трполиграф, 2005 г. - 164 с.

22. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсе-сянца. М.: Норма, 2004. — 832 с.

23. Роллестон Томас. Мифы, легенды и предания кельтов. / Пер. с англ. Е. В. Глушко. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. — 349 с.

24. Тевено Э. История галлов. М.: Весь мир, 2007. - 160 с.

25. Федосов Д. Рожденная в битвах: Шотландия до конца XIV века. М.: ИВИ РАН, 1996. - 235 с.

26. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. М.; СПб., 2000. - 506 с.

27. Хендерсон Изабель. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии / Пер. с англ. Н.Ю. Чехонадской. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.-217 с.

28. Цезарь Гай Юлий. Записки. / Пер. с лат. М.М. Покровского под ред. A.B. Короленкова, комм. М.М. Покровского и A.B. Коро-ленкова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004. - 480 с.

29. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. Учебное пособие. - М.: Институт государства и права РАН, 2003.-204 с.

30. Четвернин В.А. Понятия права и государства. Москва: Изд-во Ин-та государства и права АН СССР, 1997. 86 с.

31. Широкова Н. С. Древние кельты на рубеже старой и новой эры. Изд-во ЛГУ, 1989. - 219 с.

32. Широкова Н. С. Мифы кельтских народов. М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005.-431 (1) е.: ил. - (Мифы народов мира).

33. Широкова Н.С. Кельтские друиды: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1984.-70 с.

34. Шкунаев С. В. Община и общество западных кельтов. М.: Наука, 1989.- 191 с.

35. Barrow. G. W. S. Kingship and Unity: Scotland, 1000-1306. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1989. - 185p.

36. Bell W., Ross G. A dictionary and digest of the law of Scotland, with short explanations of the most ordinary English law terms. Edinburgh: Bell & Bradfute, 1861. - 873 p. - Режим доступа: http://hdl.handle.net/2027/hvd.hl53vb

37. Berry С. J. Social Theory of the Scottish Enlightenment. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1997.-228 p.

38. Bossy J. Disputes and Settlements: Law and Human Relations in the West. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 308 p.

39. Brand J. The National Movement in Scotland. London: Routledge, 1978.-330 p.

40. Brooks C., Lobban M. Communities & Courts in Britain, 1150-1900. London: Continuum, 1997. - 262 p.

41. Broun D. Scottish Independence and the Idea of Britain: From the Picts to Alexander III. Edinburgh: Edinbourgh University Press, 2007. -314p.

42. Brown C. G. Religion and Society in Scotland Since 1707. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1997. - 219 p.

43. Buchan J. Crowded with genius : the Scottish enlightenment: Edinburgh's Moment of the Mind. London: Harper-Collins e-books, 2006. -451 p.

44. Cameron J. Celtic law: the "Senchus mor" and "The book of Aicill," and the traces of an early Gaelic system of law in Scotland. London: William Hodge and Company Limited, 1937. - 272 p.

45. Clancy Т.О., Pittock M., Brown I., Manning S., Horvat K. The Edinburgh History of Scottish Literature: From Columba to the Union (until 1707). Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. - 345 p.

46. Clancy T.O., Pittock M., Brown I., Manning S., Horvat K. The Edinburgh History of Scottish Literature: Enlightenment, Britain and Empire (1707-1918). Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006.-401 p.

47. Clancy T.O., Pittock M., Brown I., Manning S., Horvat K. The Edinburgh History of Scottish Literature: Modern Transformations: New Identities (from 1918). Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. -369 p.

48. Davidson J. Observations on Regiam Majestatem. Edinburgh, 1792.-86 p.

49. Davidson N. The Origins of Scottish Nationhood. London: Pluto Press, 2000.-264 p.

50. Devine T.M. The Scottish Nation 1700 - 2007. London, 2006. -744 p.

51. Dowson J. Scotland Re-formed: 1488-1587. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007. - 320 p.

52. Evans Estyn E. Irish Folk Ways. London: Routledge, 1989. -324 p.

53. Ford J.D. Law and Opinion in Scotland during the Seventeenth Century. Oxford and Portland, Oregon: Hart Publishing, 2007. - 662 P-

54. Godfrey A.M. Civil Justice in Renaissance Scotland: the origins of a central court / by A.M. Godfrey. Leiden: Brill, 2009. - 505 p.

55. Goring R. Scotland: The Autobiography: 2,000 Years of Scottish History by Those Who Saw it Happen. London: Penguin Books, 2008. -490 p.

56. Himsworth C., MacQueen H., Boyle A., Loux A. Human Rights and Scots law. Oxford - Portland, Oregon: Hart Publishing, 2002. -406 p.

57. Ichijo A. Scottish Nationalism and the Idea of Europe. London: Routledge, 2004. - 193 p.

58. Innes C. Ancient Laws and Customs of the Burghs of Scotland: A. D. 1124-1424. Edinburgh: Edmonston and Douglas, 1868. - Режим доступа: http://books.google.ru/books?id=CUpkgY6ivDoC&hl=ru

59. Innes C. Scotland in the Middle Ages: Sketches of Early Scotch History and Social Progress. Edinburgh: Edmonston and Douglas, 1860. - Режим доступа: http://books.google.ru/books?id=AVOLAAAAYAAJ&hl=ru

60. Innes C. Sketches of Early Scotch History and Social Progress: Chuch Organization, the University, Home Life. Edinburgh: Edmonston and Douglas, 1861. - Режим доступа: http:/ftooks.google.ru/books?id=SlsLAAAAYAAJ&hl=ru

61. Kelly F. A guide to early Irish law. Dublin: Dublin Institute for Advanced Studies, 1988. — 358 p.

62. Kenefick W. Red Scotland! The Rise and Fall of the Radical Left, c. 1872 to 1932. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007. - 230 P-

63. MacNeill E. Early Irish Law and Institutions. Dublin: Burns, Oates and Washbourne, 1934. - 152 p.

64. McCrone D. Understanding Scotland: The Sociology of a Nation. London: Routledge, 2001. - 216 p.

65. Miller F.P., Vandome A.F., McBrewster J. Leges Inter Brettos Et Scottos. Saarbrücken: VDM Publishing, 2010. - 80 p.

66. Murdoch A. Management or Semi-Independence? The government of Scotland from 1707-1832. - Режим доступа: http://sas-space.sas.ac.uk/4648/l/The_government_of_Scotland_from_1707-

1832_by_Alex_Murdoch_Institute_of_Historical_Research.pdf

67. Oram R.D. Domination and Lordship: Scotland, 1070-1230. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2011. -430 p.

68. Reid K. G. C., Zimmermann R. A History of Private Law in Scotland: Introduction and property. Oxford: Oxford University Press, 2000.-552 p.

69. Renwick R. Ancient Laws and Customs of the Burghs of Scotland: A. D. 1124-1424. - Режим доступа: http://books.google.ru/books?id=CUpkgY6ivDoC&pg=RAl-PR40&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false

70. Seebohm F. Tribal Custom in Anglo-Saxon Law: Being an Essay Supplemental To: (1) The English Village Community, (2) The Tribal System in Wales. London: Longmans, Green, 1911. - 538 p.

71. Simms K. The Poetic Brehon Lawyers // University of California Celtic Conference. 2000. 15 p.

72. Stafford P. A Companion to the Early Middle Ages: Britain and Ireland c.500-1100. New York: Wiley-Blackwell, 2009. - 576 p.

73. Turnock D. The Historical Geography of Scotland Since 1707: Geographical Aspects of Modernisation. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.-364 p.

74. Watkins C. How to Kill a Dragon : Aspects of Indo-European Poetics. Oxford, 1995. - 640 p.

75. Whyte I. Scotland and the Abolition of Black Slavery, 1756 -1838. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006.-289 p.

76. Zimmermann D. The Jacobite Movement in Scotland and in Exile, 1749-1759. Hampshire: Palgrave Macmillan, 2004. - 320 p.

Статьи:

77. Бареибойм, П. Три века одиночества правовых идей Давида Юма // Право и экономика. 2011. № 9. С. 55-58.

78. Крюков М.В. О соотношении родовой и патронимической (клановой) организации (к постановке вопроса) // Советская этнография. 1967. №6. С. 83-94.

79. Морозова В.В. Портрет эпохи // Научные исследования Лаборатории теории права НИУ ВШЭ. Выпуск 10. 2012. № 2. С. 2227.

80. Морозова В.В. Inglorious Revolution: 1688 год с точки зрения либертарно- юридической теории // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 2. С. 141-147.

81. Морозова В.В. Славная революция с точки зрения либертарианской теории // Научные исследования Лаборатории теории права НИУ ВШЭ. Выпуск 10. 2012. № 2. С. 3-10.

82. Морозова В.В. Шотландское право: Высокое Средневековье // Научные исследования лаборатории теории права НИУ ВШЭ. Выпуск 12. 2012. № 4. С. 3-13.

83. Морозова В.В. Шотландское право: Раннее Средневековье // Научные исследования Лаборатории теории права НИУ ВШЭ. Выпуск 11. 2012. №3. С. 3-24.

84. Морозова В.В. Этика и правовая культура кланового общества с точки зрения юридического либертаризма (на примере традиционной культуры Горной Шотландии в период до второй половины XVIII столетия) // Ежегодник либертарно-юридической теории. Выпуск 2. 2009. С. 190-201.

85. Рюзен Й. Кризис, травма, идентичность // «Цепь времен». Проблемы исторического сознания. М., 2005. С. 38-62.

86. Семенов Ю.И. О некоторых теоретических проблемах истории первобытности (по поводу статьи М.В. Крюкова «О соотношении родовой и патронимической (клановой) организации») // Советская этнография. 1968. № 4. С. 75-86.

87. Четвернин В.А. Исторический прогресс права и типы цивилизаций // Ежегодник либертарно-юридической теории, 2009. № 2. С. 41—62.

88. Четвернин В.А. К вопросу о типологии правопонимания // История государства и права. 2003. № 6. С.3-6.

89. Четвернин В.А. Либертаризм и социализм. Исторический прогресс права и типы цивилизаций // Научные исследования Лаборатории теории права НИУ ВШЭ. Выпуск 9.2012. № 1. С. 1-30.

90. Шкунаев С.В. Кельтский миф в саге о короле Конайре // ВДИ. 1985. № 3. С. 1201-1229.

91. Binchy D. Bretha crolige // Eriu. 1938. №12. P. 44^15, 73-74.

92. Binchy D. The date and providence of Urraicecht Becc // Eriu. 1958. №18. P. 44-54.

93. Carey J. An Edition of the Pseudo-Historical Prologue to the Senchas Mar//Eriu. 1994. №45. P. 1-32.

94. Charles-Edwards T.M. Crith Gablach and the law of status // Peritia. 1986. Vol. 5. P. 53-73.

95. Gordon W. Roman Law in Scotland // The Civil Law Tradition in Scotland. Edinburgh, 1995. P. 13-40.

96. MacQueen H. L. "Regiam Majestatem", Scots Law, and National Identity // The Scottish Historical Review. 1995. Vol. 74. - P. 1-25.

97. MacQueen H. L. Scots and English law: the case of contract // Current Legal Problems. 2001. №54. P. 205-229.

98. MacQueen H.L. Legal Nationalism: Lord Cooper, Legal His-i tory and Comparative Law // Edinburgh Law Review. 2005. Vol. 9. P. 395' 406.

99. McNeil E. Some Irish Law Documents // The Gaelic Journal: Irisleabhar na Gaedhlige. 1897. Vol. 8.

100. McNeill E. Ancient Irish Law : The Law of Status or Franchise // Royal Irish Academy. 1923. Volume XXXVI, C. P. 265-316.

101. McNeill E. Ancient Irish Law : The Law of Status or Franchise // Royal Irish Academy. 1923. Volume XXXVI, C. P. 265-316.

102. Pittock M. Who were the Jacobites? The Pattern of Jacobite Support in 1745 // Jacobitism and the '45. Ed. by M. Lynch L., 1995. P. 58-70.

103. Sinder J. Irish Legal History: An Overview and Guide to the Sources // Law Library Journal. 2001. Vol. 93:2. P. 231-160.

Диссертационные исследования:

104. Шкунаев, С. В. Эволюция сельской общины у западных кельтов (Ирландия, Галлия). М.: Автореф. дисс. Ин-т всеобщей истории, 1978.—27 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.